Профессиональная судьба американского журналиста Ричарда Конниффа сложилась причудливым образом: на протяжении многих лет он работал постоянным автором двух журналов, абсолютно противоположных по тематике, Architectural Digest, или сокращенно AD, и National Geographic. Как пишет сам Коннифф, для него беседа с британским миллиардером Ричардом Бренсоном в частном клубе в Кенсингтоне могла смениться плаваньем по кишащей пираньями перуанской Амазонке. Подобная жизнь помимо своего привлекательного авантюризма, держащего наблюдательность автора в постоянном тонусе, дала Конниффу еще и неожиданный материал для сравнения. Однажды, будучи на закрытой вечеринке миллионеров и миллиардеров в Монте-Карло, он неожиданно пришел к выводу, что поведение их поразительно схоже с поведением особей в стае бабуинов, наблюдать за которыми ему довелось в течение нескольких дней накануне своего прилета в Монако.
Так родился главный герой книги "Естественная история богатых" Homo sapiens pecuniosus. Что в переводе с латинского означает "человек богатый". Этот термин придуман самим автором, и не исключено, что вскорости он войдет в медицинские учебники. На протяжении всего довольно увесистого тома "Истории" Коннифф рассуждает о феномене богатства, о его появлении и становлении, а также о специфике сознания и бытия богатых людей в современном мире.
Книга изобилует сравнительными примерами с приматами, грызунами и даже насекомыми. На первый взгляд может показаться, что при выборе сравнительного материала Коннифф руководствовался неприязнью к классу богатых. Но это далеко не так. Феномен книги заключается в том, что Коннифф действительно препарирует поведенческие мотивы и реальные случаи из жизни богатых людей, как профессиональный натуралист, не более. Хотя приведенные им примеры в большинстве своем весьма провокационны и только человек с определенным культурным базисом способен оценить красоту этой провокации, на нее не поддаваясь. Ведь и сама книга написана строгим научным языком, по принципу дарвиновской истории. Из чего мы можем отдать должное и профессиональным журналистским качествам Ричарда Конниффа.
Второй момент, почему эту книгу можно назвать замечательной: она буквально изобилует любопытнейшими подробностями из жизни как исторических личностей типа Рокфеллера, Ротшильда и Вандербильда, так и современных персонажей типа Билла Гейтса и Джорджа Буша. Подробности этих историй, включая финансовые операции и династические браки, столь органично вплетены в псевдоэволюционную историю, что, кажется, в существование нового вида Homo sapiens pecuniosus вот-вот можно поверить. И если бы ни ироничное авторское "Практическое руководство для Альфа-приматов" в конце этой замечательной книги, ее, пожалуй, можно было бы воспринять как очередное китчевое произведение очередного талантливого пиарщика. Но Конниффу удается практически невозможное: балансируя на тонкой грани между научным пафосом и патетикой в стиле "богатые тоже плачут", он тем не менее умудряется ни туда, ни туда не сорваться.
К богатым людям, как и к приматам, Коннифф проявляет интерес и сочувствие. В эпилоге наголову громит Фрейда и его последователей с их действительно анекдотичными высказываниями о природе богатства. И как подлинный писатель-постмодернист, дает читателю несколько глобальных выводов на выбор. Один из них звучит следующим образом: "Богатые люди, которых я встречал, томились в своих огромных жилищах, как звери в клетках зоопарка, тоскующие по чему-то другому - не по еде, которую всегда принесут, а по голоду и охоте". После этого Ричарду Конниффу вполне можно присвоить еще и звание писателя-гуманиста.
Ричард Коннифф, "Естественная история богатых. Полевые исследования"
Если Вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на социальные кнопки (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди. Мы будем вам очень благодарны! Спасибо!