Свойства ощущения в психологии таблица: 🕮 Глава 7. Ощущение, Часть 2 Психические процессы. Общая психология. Маклаков А. Г. Страница 8. Читать онлайн pdf, Скачать

Содержание

Виды ощущений в психологии: таблица :: SYL.ru

Психология исследует всевозможные явления, связанные с психикой. Ощущение изучается данной наукой как познавательный процесс. Что же представляет собой это понятие?

Виды ощущений в психологии

Ощущение – это отображение некоторых свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. При этом их особенностью является непосредственность и сиюминутность. Если человек дотрагивается до предмета, пробует его, обнюхивает, то это контактное воздействие. Оно раздражает рецепторы, информация передается в мозг, и индивид ощущает, что представляет собой определенный объект.

При контакте можно почувствовать сразу несколько свойств. Например, когда мы видим какой-нибудь цвет, то определяем, какой он именно. Также можно почувствовать тепло или холод в зависимости от оттенка при взгляде на этот цвет. Это означает, что человек способен одновременно воспринимать несколько свойств предметов или явлений.

Виды ощущений в психологии

Человек воспринимает информацию при помощи различных органов. Исходя из этого, существуют условия, которые делят ощущения на несколько видов. К ним относятся расположение рецепторов, наличие или отсутствие раздражителя и его тип, время возникновения. Далее рассмотрим, какие бывают виды ощущений в психологии и их характеристика.

виды ощущений в психологии с примерами

Существует три главных класса ощущений. Первый – интерорецептивный. Его по-другому называют органическим. Это связано с тем, что данный класс ощущений отвечает, например, за восприятие жажды, голода или боли.

Второй вид – экстерорецептивный. Ощущения этого класса связаны с сигналами с поверхности человеческого тела.

Третий вид – проприорецептивный. Ощущения указанного типа берутся из мышц и сухожилий. Они дают информацию о движении, положении частей тела.

Помимо основных бывают дистантные и контактные виды ощущений в психологии. Зрительные и слуховые восприятия характеризуют первую группу. Вкусовые, обонятельные и осязательные – вторую.

Стоит отметить, что многие ученые рассматривали эти виды ощущений в психологии. Крутецкий В. А. написал о них и об их характеристиках множество работ.

Ниже представлены основные виды ощущений в психологии. Таблица также показывает, откуда приходят сведения для мозга. Это классификация видов ощущений по расположению рецептора.

Виды ощущений по расположению рецептора
Виды ощущений Откуда приходят сигналы
1 Интерорецептивные Внутренняя среда организма
2 Экстерорецептивные Внешняя среда организма
3 Проприорецептивные Положение тела

Как говорилось выше, существуют и другие способы восприятия информации. Они классифицируются по наличию или отсутствию контакта с раздражителем. Давайте рассмотрим другие виды ощущений в психологии. Таблица показывает, какие органы отвечают за восприятие информации.

Виды ощущений по наличию или отсутствию контакта с раздражителем
Виды ощущений Какие восприятия к ним относятся
1 Дистантные Зрительные, слуховые, обонятельные
2 Контактные Вкусовые, кожные, кинестезические

Основные закономерности ощущений: пороги чувствительности

Каждая из вышеназванных групп дает уникальную информацию. Есть и общие закономерности, характеризующие виды ощущений в психологии. Это пороги чувствительности, то есть способности определить величину, качество раздражителя. При этом наименьшую дозу возбудителя, вызывающую ощущение, принято называть нижним абсолютным порогом чувствительности.

основные виды ощущений в психологии

Благодаря способности определять величину и качество раздражителя человек может замечать как внешние, так и внутренние изменения (например, увеличение или уменьшение звука, яркости света, тяжести и так далее).

Стоит отметить, что этот порог чувствительности для каждого индивида свой. Это связано со многими факторами, но главный из них – степень тренированности. То есть величина порогов чувствительности зависит от того, как часто человек испытывает те или иные ощущения.

Тот порог, который замечается, называется дифференциальным. При нем ощущаются изменения силы и характера раздражителя. По-другому его называют порогом различения.

Существует и другая величина возбудителя. Это оперативный порог. Он достигается, когда точность и скорость различения доходят до максимальной точки.

Также выделяют временный порог. Это величина длительности раздражителя, которая необходима для получения ощущения.

Существует временной отрезок от подачи сигнала до возникновения ощущения. Этот порог называется латентным.

Ощущения и восприятие

В человеке происходят различные психологические процессы. К ним относятся основные виды ощущений в психологии. B они имеют прямое отношение к более сложному процессу – восприятию. Оно является более целостным изображением предметов, явлений.

Виды ощущений в психологии это

Существуют зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, кинестетические, то есть двигательные и вкусовые восприятия. Они характеризуются следующими основными свойствами: константностью, целостностью, осмысленностью, избирательностью и апперцепцией.

Константность характеризуется устойчивостью восприятия. То есть в различных обстоятельствах тот или иной предмет представляется в одном образе. Например, с большой высоты лес не покажется зеленым, но парашютист будет воспринимать его именно таким.

Целостность означает, что любой предмет или явление воображение человека рисует в полном объеме. Например, при общении с кем-либо удаленно люди слышат только голос, но представляют внешность собеседника.

Осмысленность подразумевает следующее: человек способен воспринимать лишь то, что он понимает.

Избирательность заключается в выделении каких-нибудь предметов среди других.

Апперцепция представляет собой зависимость от пройденного опыта, способностей человека, от его психического состояния. Когда на восприятие чего-либо влияют убеждения, такой процесс называется устойчивой апперцепцией.

Расстройства ощущений. Гиперестезия

Психологические нарушения многочисленны. И если говорить об ощущениях, то среди них можно выделить три вида расстройств: гиперестезию, гипестезию и парестезию. Сейчас мы более подробно их рассмотрим, чтобы понять, что означают эти сложные термины.

Виды ощущений в психологии Крутецкий

Что такое гиперестезия? Это состояние, когда человек воспринимает те или иные предметы и явления с повышенной чувствительностью. Данный термин используется, когда описываются некоторые виды ощущений в психологии. С примерами будет проще понять эти расстройства. Итак, в обычной ситуации, когда человек не болен, его вряд ли ослепит обычная горящая свеча. Но при нервозе даже маленький огонь кажется невозможно ярким. То есть здесь наблюдается нарушение дистантного ощущения (зрительного восприятия). Или же человека может вывести из себя печатание на клавиатуре. Оно покажется просто оглушающим. В подобной ситуации также наблюдается нарушение дистантного ощущения (слухового восприятия).

Гипестезия и парестезия

Противоположностью гиперестезии является гипестезия. Она характеризуется пониженной чувствительностью организма к раздражителям. Для примеров используем некоторые виды ощущений в психологии. Допустим, на улице сильные морозы. Человек с гипестезией не почувствует холод. Это может привести его к обморожению. То есть у него нарушены экстерорецептивные ощущения. Если человек не способен чувствовать боль, например, от укола, то тут уже нарушены интерорецептивные ощущения. Причин для гипестезии множество. Например, анестезия или кожные заболевания типа проказы.

Следующий вид расстройства ощущений называется парестезией. Он характеризуется неврологическими и сосудистыми поражениями. Такое нарушение возникает, например, во время сна, когда все тело сдавливает одну руку. Или в сидячем положении можно почувствовать онемение некоторых частей тела. В таких случаях люди говорят, что отлежали руку или пятую точку. Но этот вид расстройства может нести и более серьезный характер, что требует лечения.

Роль ощущений

Восприятие организмом тех или иных воздействий необходимо для поддержания жизнедеятельности и сохранения здоровья человека.

Виды ощущений в психологии таблица Ведь все виды ощущений в психологии помогают нам познавать мир, выполнять ежедневные процедуры. Различные звуки предупреждают об опасности, дают нам информацию о каком-нибудь предмете, людях, явлениях. Если говорить о зрительном восприятии, то с помощью него мы получаем 85% всех сведений.

Все виды ощущений в психологии передают нам информацию, и они крайне важны.

Виды ощущений в психологии (таблица)

Ученых давно интересовали виды ощущений в психологии. При помощи органов чувств человек получает разнообразные впечатления, которые являются отображением действительности, — это и есть понятие ощущения.

Ощущения (или чувственный опыт) присущи всему живому на Земле, часто у животных они даже более тонкие.

Человеку чувственный опыт рассказывает о мире, так личность приобретает знания, развивается. Все данные о своем состоянии, об окружающем мире индивид получает в виде ощущений от органов чувств, с помощью которых он связан с внешним миром. Психологическая наука изучает различные виды и свойства ощущений.

Базовые свойства

Все ощущения обладают одинаковыми свойствами:

  1. Продолжительность — время воздействия. У этого показателя возможен скрытый период: боль появляется не мгновенно после воздействия, а через какой-то промежуток времени. Этот период может варьироваться.
  2. Интенсивность — количественная характеристика, обозначающая силу действия того или иного раздражителя. В этом случае существует зависимость и от самого рецептора: при сильном насморке запахи ощущаются по-другому.
  3. Качество (модальность) — у этой характеристики особенные свойства, которые помогают отличить один вид воздействия от другого. У каждого свои особые параметры. К ним относится: зрение — свет, цветовой фон, его насыщенность; тактильные ощущения — мягкость, твердость, шероховатость и др.
  4. Локализация в пространстве — органы чувств сообщают о нахождении раздражителя в окружающем мире. Благодаря этому свойству можно определить, где источник света или холода, откуда раздается звук, на какую часть тела действует раздражитель, но местонахождение не всегда можно выяснить.

Физиологические механизмы

Исследование ощущений в психологии доказывает, что в основе лежит работа анализаторов. Последние представляют собой сложную систему, состоящую из периферических и центральных подразделений, а также проводящих нервных путей.

Периферический отдел состоит из органов чувств и многочисленных рецепторов, находящихся внутри тела человека.

В организме работают целые блоки анализаторов. При разрушении одной какой-либо части ощущения не появляются. Не будет зрительных образов при повреждении глазного яблока, соответствующих долей мозга или разрушениях зрительного нерва.

Для того, чтобы появлялся чувственный опыт, нужно два обязательных условия: раздражители и среда. Пример: в вакууме не распространяется звук.

Эмоции и чувственный опыт

Очень часто чувство основано на прошлом опыте: некоторые запахи сами по себе вызывают различные ассоциации. Аромат апельсина, свежесть розы, благоухание ванили всегда приятны, настраивают на позитив. Запах же перегара, сероводорода, табака обычно вызывает только негативные впечатления.

Функции ощущений и их классификация

Все ощущения выполняют определенные функции:

  1. Сигнальная — сообщает человеку об особенностях окружающей действительности.
  2. Отражательная — создание собственного образа для ориентации во внешнем мире.
  3. Регулятивная — помогает адаптироваться во внешнем мире, подстраиваться к существующим условиям.

Первым классификатором ощущений в психологии стал древнегреческий ученый Аристотель. Были попытки разделить чувственный опыт на физический, химический и механический, но этот вариант не прижился. Современная, наиболее распространенная классификация разделяет виды ощущений по месту расположения рецепторов:

  1. Интероцептивные (внутри организма, ощущение боли) рецепторы находятся на стенках различных органов, внутри мышц. Они контролируют внутренние процессы (голод, жажду, тошноту и др.). Это самая древняя и почти неосознаваемая группа, связанная с эмоциональностью.
  2. Проприоцептивные рецепторы (дают ощущение равновесия и движения) можно найти в мышечной ткани, суставах. Они отвечают за регуляцию движений и информируют о расположении тела.
  3. Экстероцептивные рецепторы отображают воздействия извне (это поверхность тела). Они подразделяются на дистантные (обоняние, слух и зрение) и контактные (осязание и вкус). Многие ученые считают, что обоняние является промежуточным между контактными и дистантными проявлениями. Объясняется это так: данные ощущения возникают дистанционно, но сам запах (облако газа) — это уже объект, с которым нос активно контактирует.

Человек имеет 5 органов чувств, а испытывает извне 6 видов ощущений.

У моторики нет отдельного органа, а чувственный опыт она тоже дает.

Краткая характеристика

Рассмотрим различные виды ощущений.

  1. Зрение — различение света и цвета, является результатом воздействия на сетчатку глаза.
  2. Слух — раздражителями являются звуковые волны. Человек различает громкость, длительность, высоту и тембр звука, он слышит шум, речь и музыку.
  3. Вибрационная чувствительность близка к слуховому восприятию, ее часто называют контактным слухом. Этот вид чувственного опыта особенно важен для слепых людей.
  4. Органами обоняния являются клетки в верхней части носовой полости.
  5. Вкус. Эти рецепторы (на языке, небе, в глотке) различают 4 основных вкуса и их вариации.
  6. Кожа отвечает за несколько параметров: прикосновения, холод-тепло, боль. Эти рецепторы очень неравномерно распределены на теле, наибольшее их скопление на ладошках, губах и пальцах.

Нарушение ощущений связано с изменением их порогов, оно может быть как в большую, так и в меньшую сторону. Бывают сбои, последствия которых проявляются в онемении, покалывании. Понятие ощущения подразумевает чувственное отражение реальности.

Восприятие организмом воздействий окружающей среды необходимо для поддержания жизни и сохранения здоровья человека.

Этот опыт помогает нам познавать мир, выполнять ежедневные процедуры. Различные звуки, световые сигналы предупреждают нас об опасности.

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ. Шпаргалка по общей психологии

Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и дистантные рецепторы. К контактным относятся осязательные, вкусовые рецепторы, к дистантным – зрительные, слуховые, обонятельные.

Интерорецепторы находятся во внутренних органах и отражают их состояние.

Проприорецепторы расположены в мышцах и связках, они дают информацию о движении и положении тела. Иногда этот подкласс чувствительности называют кинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестетическими.

Одна из первых классификаций ощущений была дана еще Аристотелем. Он описал пять видов ощущений: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

В настоящее время выделяются и другие виды ощущений: в состав осязания, например, наряду стак-тильными (ощущениями прикосновения) входят температурные ощущения. Они имеют самостоятельное значение для процесса терморегуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой.

Промежуточное положение между тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. Большое значение имеют также ощущения равновесия и ускорения (вестибулярный аппарат). Особое место занимают болевые ощущения, они являются общими для разных анализаторов.

Некоторые виды ощущений (температурные, болевые, например) можно считать внешне-внутренними.

Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей. Адекватный раздражитель зрительного анализатора – электромагнитное излучение с длиной волны от 380 до 770 ммк, слухового – звуковые волны с частотой от 16 до 20 000 Гц и т. д.

К свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация.

Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений. Качества слуховых ощущений – высота, тембр, громкость; зрительных – насыщенность, цветовой тон, яркость и т. п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм существования материи.

Интенсивность ощущения определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.

Длительность ощущения – временная его характеристика, определяемая временем действия раздражителя и функциональным состоянием анализатора. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторый отрезок времени (латентный, или скрытый, период ощущения). Для тактильных ощущений латентный период составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, для вкусовых – 50 мс. С другой стороны, при прекращении действия раздражителя ощущение одновременно с ним не исчезает. Этот эффект получил название последействия ощущения (инерция ощущения).

Пространственная локализация ощущения: дистантные рецепторы дают нам сведения о расположении источника раздражения в пространстве, контактные рецепторы конкретизируют точку приложения раздражения на поверхности тела.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

36. Закономерности ощущений. Шпаргалка по общей психологии

36. Закономерности ощущений

К закономерностям ощущений относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определенной интенсивности. Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.

Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека.

Адаптация – приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.

Взаимодействие ощущений – это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе повышают чувствительность другой системы, сильные – понижают. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.

Контраст ощущений. Контраст – изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух раздражителей возникает одновременный контраст.

Широко известно явление последовательного контраста. После холодного слабый тепловой раздражитель кажется горячим. Ощущение кислого повышает чувствительность к сладкому.

Явление синестезии. Синестезия – возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ощущения, их виды и свойства

Ощущение
– простейшая форма психического
отражения, обеспечивающая познание
отдельных свойств предметов и явлений
при их воздействии на органы чувств17.

Органы чувств
– это те механизмы, с помощью которых
информация об окружающей среде поступает
в кору головного мозга.

С помощью ощущений
отражаются основные внешние
признаки предметов и явлений

(цвет, форма, величина, особенности
поверхности предметов, звук, вкус и др.)
и состояние
внутренних органов

(мышечные ощущения, боль и др.).

Виды ощущений

1.
Экстерорецептивные ощущения
отражают
свойства предметов и явлений внешней
среды.

С
помощью зрительных
(световых
и цветовых)

ощущений
человек способен различать до 180 тонов
цвета и более 10 000 оттенков между ними.

С
помощью слуховых
ощущений
человек воспринимает речь других людей,
контролирует многие виды работ,
наслаждается музыкой и т.д.

Обонятельные
ощущения
помогают человеку различать распространенные
в воздухе летучие вещества и запахи.

Вкусовые
ощущения
определяют качественные особенности
принимаемой человеком пищи и находятся
в большой зависимости от чувства голода.

Температурные
ощущения
– это ощущения тепла и холода.

Тактильные
ощущения
совместно с мышечно-двигательными
составляют осязание, с помощью которого
человек отражает качественные особенности
предметов – их гладкость, шероховатость,
плотность, а также прикосновение предмета
к телу, место и размер раздражаемого
участка кожи.

2.
Интерорецептивные
ощущения
отражают состояние внутренних органов.
Это органические ощущения голода, жажды,
ощущения от работы сердечно-сосудистой,
половой, дыхательной и других
физиологических систем организма.

Болевые
ощущения сигнализируют о повреждениях
и раздражениях органов человека, являются
своеобразным проявлением защитных
функций организма. Интенсивность болевых
ощущений бывает различной, достигая в
отдельных случаях большой силы, что
может даже привести к возникновению
шокового состояния.

3.
Проприоцептивные
ощущения
– это ощущения, отражающие движения
нашего тела. С помощью мышечно-суставных
и двигательных
ощущений
человек получает информацию: о положении
тела в пространстве, о взаимном
расположении всех его частей, о сокращении,
растяжении и расслаблении мышц и т.п.

Ощущения
равновесия
обеспечивают
вертикальное положение человеческого
тела. Ощущение равновесия возникает в
результате функциональной деятельности
вестибулярного анализатора. Ощущения
ускорения

это
ощущения, отражающие развивающиеся при
движении человека центробежные и
центростремительные силы.

Свойства ощущений, влияющие на формирование свидетельских показаний

Адаптация –
повышение или понижение чувствительности
анализаторов в результате непрерывного
или длительного воздействия раздражителей.
Различают позитивную и негативную
адаптацию.

Явление контраста
состоит в том, что слабые раздражители
увеличивают чувствительность к другим
одновременно действующим раздражителям,
а сильные уменьшают эту чувствительность.

Пороги ощущений.
Нижний порог
ощущений

та минимальная величина или сила
раздражения, которая способна вызвать
ощущение. Чем меньше величина этого
порога, тем выше чувствительность
данного анализатора.

Верхний порог
ощущений

та максимальная величина раздражителя,
сверх которой это раздражение перестает
ощущаться. На величину абсолютного
порога может влиять характер деятельности
человека, его функциональное состояние,
сила и длительность раздражения и др.

Разностный порог
ощущений

(порог различения) – та минимальная
разница в интенсивности двух однородных
раздражителей, которую человек способен
ощутить. Для того чтобы эту разницу
ощутить, необходимо, чтобы она достигла
определенной величины. Чем меньше
величина разностного порога, тем выше
дифференцированная способность данного
анализатора различать раздражения18.

Сенсибилизация
– повышение
или понижение чувствительности
анализаторов под влиянием одновременной
деятельности других анализаторов.
Например, ощущение ритма способствует
усилению мышечно-двигательной активности.
Общая закономерность подобных явлений
состоит в том, что слабые раздражители
одной анализаторской системы повышают
чувствительность других анализаторов
при взаимодействии ощущений, а сильные
– понижают её. Например, экспериментально
доказано, что слабые вкусовые ощущения
(особенно кислого) повышают зрительную
чувствительность19.

В процессе
взаимодействия ощущений под влиянием
одного раздражителя могут появляться
ощущения иной модальности, характерные
для другого раздражителя, не воздействующего
в данный момент на анализатор.

Синестезия –
способность раздражителя, адресованного
предназначенному для него органу чувств,
вызывать необычное ощущение в другом
органе чувств. Например, при восприятии
музыки у некоторых людей могут возникать
зрительные ощущения. Этот эффект
закреплен в таких словосочетаниях, как
«сладкий звук», «теплый (холодный) цвет»,
«острый вкус» и.д.

Последовательные
образы

это продолжение ощущения, когда действие
раздражителя уже прекратилось. При
длительном воздействии на анализатор
раздражитель продолжает ощущаться даже
после того, как прекратил свое действие.
Какое-то время человек его еще “видит”,
“слышит” и т.д. Например, после выхода
из вагона метро нам несколько секунд
кажется, что мы еще движемся в поезде.
Любое ощущение – это процесс взаимодействия
организма со средой, в финале которого
формируется впечатление о каком- либо
свойстве этой среды. Это впечатление
называется сенсорным
образом

(ощущение горячего и холодного, тяжелого
и легкого, сладкого и горького, и т.д.)

Измерение ощущений
– это область интересов специального
раздела психологической науки –
психофизики.

23. Понятие об ощущениях, виды ощущений.

Ощущение
— это простейший психический процесс,
состоящий в отражении отдельных свойств
предметов и явлений материаль­ного
мира, а также внутренних состояний
организма при непосред­ственном
воздействии раздражителей на
соответствующие рецеп­торы.

Органы чувств
получают, отбирают, накапливают информацию
и передают ее в мозг, ежесекундно
получающий и перерабаты­вающий этот
огромный и неиссякаемый поток. В
результате возникает адекватное
отражение окружающего мира и состояния
самого организма. На этой основе
формируются нервные импульсы, поступающие
к исполнительным органам, ответствен­ным
за регуляцию температуры тела, работу
органов пищева­рения, органов движения,
желез внутренней секреции, за на­стройку
самих органов чувств и т.п. И вся эта
чрезвычайно сложная работа, состоящая
из многих тысяч операций в секунду,
совершается непрерывно.

Виды ощущений (экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные).

Поскольку ощущения
возникают в результате воздействия
определенного раздражителя на
соот­ветствующий рецептор, классификация
ощущений исходит из свойств раздражителей,
которые их вызывают, и рецепторов, на
которые воздействуют эти раздражители.
По характеру отражения и месту расположения
рецепторов принято делить ощущения на
три группы: 1) экстероцептивные,
отражающие свойства предме­тов и
явлений внешней среды и имеющие рецепторы
на поверх­ности тела; 2) интероцептивные,
имеющие рецепторы, располо­женные во
внутренних органах и тканях тела и
отражающие состояние внутренних органов;
3) проприоцептивные,
рецепторы которых расположены в мышцах
и связках; они дают информа­цию о
движении и положении нашего тела.
Подкласс проприоцепции, представляющий
собой чувствительность к движению,
называется также кинестезией, а
соответствующие рецепторы -кинестезическими
или кинестетическими.

С точки зрения
данных современной науки принятое
раз­деление ощущений на внешние
(экстероцепторы) и внутренние
(интероцепторы) недостаточно. Некоторые
виды ощущений мож­но считать
внешне-внутренними. К ним относятся
температурные и болевые, вкусовые и
вибрационные, мышечно-суставные и
статико-динамические.

24. Основные свойства ощущений.

Чувствительность
анализаторов, определяемая ве­личиной
абсолютных порогов, не постоянна и
изменяется под влиянием ряда физиологических
и психологических условий, сре­ди
которых особое место занимает явление
адаптации.

Адаптация,
или приспособление
,
— это изменение чувствитель­ности
органов чувств под влиянием действия
раздражителя. Можно различать три
разновидности этого явления. Адаптация
как полное исчезновение ощущения

в процессе про­должительного действия
раздражителя. Например, легкий груз,
покоящийся на коже, вскоре перестает
ощущаться. Адаптацией
называют также другое явление, близкое
к опи­санному, которое выражается в
притуплении ощущения под влияни­ем
действия сильного раздражителя
.
Описанные два вида адаптации можно
объединить термином негативная
адаптация
,
поскольку в результате их снижается
чувствительность анализаторов. Наконец,
адаптацией называют повышение
чувствительно­сти под влиянием
действия слабого раздражителя
.
Этот вид адап­тации, свойственный
некоторым видам ощущений, можно
опре­делить как позитивную адаптацию.

Контраст
ощущений

это
изменение интенсивности и качества
ощущений под влиянием предварительного
или сопутствующего раздражителя. В
случае одновременного действия двух
раздражителей возникает одновременный
контраст. Такой контраст можно проследить
в зрительных ощущениях. Одна и та же
фигура на черном фоне кажется светлее,
на белом — темнее. Зеленый предмет на
красном фоне кажется более насыщенным.
Хорошо известно и явление последовательного
контраста. После холодного слабый теплый
раздражитель кажется горячим. Ощущение
кислого повышает чувствительность к
сладкому.

Сенсибилизация.
Повышение чувствительности в результате
взаимодействия анализаторов и упражнения
называется сенсиби­лизацией. Зная
закономерности изменения чувствительности
органов чувств, можно путем применения
специальным образом подо­бранных
побочных раздражителей сенсибилизировать
тот или иной рецептор, т.е. повышать его
чувствительность. Сенсибилизация может
быть достигнута и в результате упраж­нений.
Известно, например, как развивается
звуковысотный слух у детей, занимающихся
музыкой.

Синестезия.
Взаимодействие ощущений проявляется
еще в од­ном роде явлений, называемом
синестезией. Синестезия — это возникновение
под влиянием раздражения одного
анализатора ощуще­ния, характерного
для другого анализатора. Синестезия
наблюдает­ся в самых различных видах
ощущений. Наиболее часто встре­чаются
зрительно-слуховые синестезии, когда
при воздействии звуковых раздражителей
у субъекта возникают зрительные образы.

5.4. Классификация ощущений

В зависимости от
источника раздражений, действующих на
рецепторы, ощущения подразделяются на
три группы. Каждая из этих групп, в свою
очередь, состоит из различных специфических
ощущений (рис. 5.7).

1. Экстерорецептивные
ощущения
отражают
свойства предметов и явлений внешней
среды («пять чувств»). К ним относят
зрительные, слуховые, вкусовые,
температурные и тактильные ощущения.
На самом деле рецепторов, которые
обеспечивают эти ощущения, больше
пяти,[4]4

  Прикосновения,
давления, холода, тепла, боли, звука,
запаха, вкуса (сладкого, соленого,
горького и кислого), черно-белого и
цветного изображения, прямолинейного
и вращательного движения и т. д.

[Закрыть]
и так называемое «шестое чувство» здесь
ни при чем.

Рис. 5.7. Разновидности
ощущений человека

Например, зрительные
ощущения возникают при возбуждении
палочек («сумеречное,
черно-белое зрение») и колбочек
(«дневное, цветовое
зрение»).

Температурные ощущения
у человека возникают при раздельном
возбуждении рецепторов
холода и тепла.
Тактильные
ощущения отражают воздействие на
поверхность тела, и они возникают при
возбуждении или чувствительных рецепторов
прикосновения
в
верхнем слое кожи, или при более сильном
воздействии на рецепторы
давления
в
глубоких слоях кожи.

2. Интерорецептивные
ощущения отражают
состояние внутренних органов. К ним
относят ощущения боли, голода, жажды,
тошноты, удушья и др. Болевые ощущения
сигнализируют о повреждениях и
раздражениях органов человека, являются
своеобразным проявлением защитных
функций организма. Интенсивность болевых
ощущений бывает различной, достигая в
отдельных случаях большой силы, что
может даже привести к возникновению
шокового состояния.

3. Проприоцептивные
ощущения
(мышечно-двигательные).
Это ощущения, отражающие положение и
движения нашего тела. С помощью
мышечно-двигательных ощущений человек
получает информацию о положении тела
в пространстве, о взаимном расположении
всех его частей, о движении тела и его
частей, о сокращении, растяжении и
расслаблении мышц, состоянии суставов
и связок и т. п. Мышечно-двигательные
ощущения носят сложный характер.
Одновременное раздражение различных
по своему качеству рецепторов дает
своеобразные по качеству ощущения:

♦ раздражения
рецепторных окончаний в мышцах создают
ощущение мышечного тонуса при выполнении
движения;

♦ ощущения мышечного
напряжения и усилия связаны с раздражением
нервных окончаний сухожилий;

♦ раздражение
рецепторов суставных поверхностей дает
ощущение направления, формы и быстроты
движений.

К этой же группе ощущений
многие авторы относят и ощущения
равновесия и ускорения, которые возникают
в результате возбуждения рецепторов
вестибулярного анализатора.

5.5. Свойства ощущений

Ощущениям присущи
определенные свойства:

♦ адаптация;

♦ контраст;

♦ пороги ощущений;

♦ сенсибилизация;

♦ последовательные
образы.

Проявления этих свойств
описаны в табл. 5.2.

Таблица 5.2. Свойства
ощущений

 

Глава 6. Восприятие

6.1. Общее представление о восприятии

6.1.1. Восприятие и ощущения

Если в результате
ощущения человек получает знания об
отдельных свойствах, качествах предмета
(холодное, шероховатое, зеленое), то
восприятие дает целостный образ предмета.

Для иллюстрации
принципиального отличия процесса
восприятия от ощущения можно вспомнить
притчу о трех слепых, которые гуляли по
зоопарку и по одному подходили к вольеру
со слоном. Когда их спросили потом, что
такое слон, то один сказал, что он похож
на толстую веревку, другой – что слон
напоминает лист лопуха: он плоский и
шершавый, а третий сказал, что слон
напоминает высокую и мощную колонну.
Такое разнообразие описаний одного и
того же животного заключалось в том,
что один слепец взял слона за хвост,
другой потрогал за ухо, а третий – обнял
ногу. Соответственно, они получили
разные ощущения, и никто из них не смог
построить целостное восприятие объекта.

Восприятие
– целостное отражение предметов и
явлений в совокупности их свойств и
частей при их непосредственном воздействии
на органы чувств.

Восприятие – всегда
совокупность ощущений, а ощущение –
составная часть восприятия. Однако
восприятие – не простая сумма ощущений,
получаемых от того или иного предмета,
а качественно и количественно новая
ступень чувственного познания (рис. 6.1).

Физиологической
основой восприятия
является
согласованная деятельность нескольких
анализаторов, протекающая при участии
ассоциативных отделов коры головного
мозга и центров речи.

В процессе восприятия
формируются перцептивные
образы,
с которыми
в дальнейшем оперируют внимание, память
и мышление. Образ представляет собой
субъективную форму объекта; он является
порождением внутреннего мира данного
человека.

Рис. 6.1. Схема
формирования психических образов при
восприятии

Например, восприятие
яблока складывается из зрительного
ощущения зеленого круга, тактильного
ощущения гладкой, твердой и прохладной
поверхности и обонятельного ощущения
характерного яблочного запаха.

Складываясь вместе,
эти три ощущения дают нам возможность
восприятия целого предмета – яблока.

Восприятие следует
отличать от представлений,
то есть мысленного
создания образов предметов и явлений,
когда-то воздействовавших на организм,
но отсутствующих в данный момент.

В процессе формирования
образа на него воздействуют установки,
интересы, потребности
и
мотивы личности.
Так, образ,
возникающий при виде одной и той же
собаки, будет различным у случайного
прохожего, собаковода-любителя и
человека, которого недавно покусала
какая-то собака. Их восприятия будут
различаться полнотой и эмоциональностью.
Огромную роль в восприятии играет
желание человека воспринимать тот или
иной предмет, активность его восприятия.

Лучшие 9 экспериментов над ощущениями

Список девяти лучших психологических экспериментов над ощущениями!

Эксперимент № 1. Законы смешения цветов:

Объекты, которые мы видим в нашей повседневной жизни, можно в общих чертах разделить на цветные или хроматические, бесцветные или ахроматические. Наличие или отсутствие цвета обусловлено свойством световых волн, исходящих от объекта и стимулирующих наши глаза. Это свойство называется длиной волны. Ньютон, экспериментируя с этими цветами, показал, что различные цвета, такие как красный, зеленый, синий и желтый, на самом деле являются результатом нарушения ощущения белого или бесцветного.

То есть, комбинируя различные цвета, можно получить бесцветный или серый свет. Он обнаружил, что два цвета, смешанные с соответствующей интенсивностью, создают ощущение белого. Такие пары цветов называются дополнительными цветами.

Однако, если они смешиваются иначе, то в результате получается цвет, который преимущественно имеет вид одного из двух комбинированных цветов, в зависимости от соответствующих пропорций, Ньютон также обнаружил, что когда все основные цвета смешиваются в надлежащих пропорциях, он дает белый цвет. свет.Эти результаты были сформулированы как законы смешения цветов.

Проблема :

Чтобы проверить три закона смешения цветов:

(1) Дополнительные цвета, смешанные в надлежащих частях, создают ощущение нейтрального серого.

(2) Некомплементарные цвета при объединении не создают цветового ощущения, но, как правило, создают цвет между двумя комбинированными цветами, в зависимости от их относительных пропорций.

(3) Основные цвета, желтый, зеленый, синий и красный, при смешивании в надлежащих пропорциях, создают ощущение бесцветности.

Необходимый материал :

Аппарат для смешивания цветов; он состоит из круглого металлического диска с разной степенью градуировки и приводится в действие двигателем в скрытой коробчатой ​​конструкции. Скорость мотора регулируется.

Цветные диски красного, зеленого, синего и желтого цветов. Диски нарезаны таким образом, чтобы их все можно было вставить друг в друга.

Процедура :

I.Проверка Первого Закона :

1. Выберите подходящего субъекта и усадите его на стул удобной высоты перед столом, на котором стоит устройство для смешивания цветов. Аппарат должен храниться таким образом, чтобы свет, падающий на диск, был равномерным на всех частях диска. Кроме того, следует также следить за тем, чтобы объект не дальтоник.

2. Вставьте красный и зеленый диски друг в друга и закрепите их на устройстве для смешивания цветов так, чтобы половина площади была красной, а оставшаяся половина — зеленой.

3. Дайте пациенту следующие инструкции:

«Внимательно наблюдайте за аппаратом. Этот диск будет вращаться. Когда он вращается, скажите мне, в каких частях вы видите серый цвет ». Включите устройство для смешивания цветов и запишите наблюдение объекта.

4. Если он не сообщает об ощущении серого цвета, остановите цветной прибор и немного измените пропорции зеленого и красного. Теперь снова включите прибор и спросите испытуемого, какие у него сейчас наблюдения.

Продолжайте таким же образом, пока субъект не сообщит о цветном ощущении. (Серый цвет)

5. Когда он сообщает о сером цвете, остановите эксперимент и измерьте пропорции зеленого и красного, необходимые для получения серого цвета.

6. Повторите эксперимент с синим и желтым дисками.

Результаты:

Запишите свои результаты следующим образом:

Обратите внимание на пропорции, в которых необходимо смешать два цвета.Обычно они равны. Однако если это не так, то это может быть связано с недостаточной чистотой используемых цветных дисков, неравномерным освещением или вариациями восприятия.

II. Проверка Второго Закона :

1. Проинструктируйте испытуемых следующим образом: «Еще раз понаблюдайте за предметом, когда он вращается. Скажите, какой цвет вы видите: красноватый, зеленоватый, голубоватый и т. Д. »

2. Закрепите желтый и зеленый диски и включите прибор.Запишите ответ субъекта. Повторите эксперимент, меняя пропорции желтого и зеленого, с большей долей зеленого в некоторых случаях и с большими пропорциями желтого в других случаях. Запишите ответ субъекта. Повторите эксперимент с сочетанием желтого и красного, красного и синего цветов.

Сведите результаты в таблицу следующим образом:

Результаты :

Узнайте из ответов испытуемого, какие цвета он видит в разных комбинациях и в разных пропорциях.Посмотрите, подтверждают ли результаты второй закон.

III. Проверка Третьего Закона :

На этот раз зафиксируйте все четыре цветных диска, синий, желтый, красный и зеленый, и проинструктируйте испытуемого следующим образом:

«Наблюдайте за колесом, когда оно вращается, и скажите мне, когда вы видите серый цвет ». Вращайте колесо с разными пропорциями разных цветов. Запишите ответ субъекта. Если он не видит серого цвета, повторите эксперимент, изменяя пропорции разных цветов, пока не возникнет ощущение серого.Обратите внимание на окончательные пропорции разных цветов.

Приложения:

Результаты такого эксперимента могут быть полезны художникам, работающим как на стенах, так и на холстах, при объединении цветов для получения различных оттенков.

Эксперимент №2. Дальтонизм:

Большинство из нас может видеть разные цвета и реагировать на них. Однако есть люди, которые не могут реагировать на некоторые цвета, а иногда и на все цвета. Они дальтоники.Дальтонизм может быть полным или частичным. Первая группа слепа ко всем цветам, а вторая группа реагирует на одни цвета, но не на другие.

Некоторые частично дальтоники не могут видеть красный и зеленый (дополнительные цвета), в то время как другие не реагируют на желтый и синий. Дальтонизм обычно передается по наследству. Существует несколько теорий, объясняющих появление дальтонизма. Некоторые из самых известных — это работы Юнга-Гельмгольца, Геринга, Лэдда и Франклина.

Было разработано несколько методов выявления дальтоников. Из них наиболее известны пластины Исихарара. Цветовое зрение возможно благодаря активности колбочек в сетчатке. Другие клетки сетчатки, называемые стержнями, чувствительны к форме и контуру. Колбочки преимущественно присутствуют в центре сетчатки, а палочки — к периферии.

Задача :

Чтобы проверить, не страдает ли объект дальтонизма.

Необходимые материалы:

Испытание Исихара, Руководство по инструкциям.

Тест Исихара состоит из 38 цветных пластин. Из них первые 25 имеют некоторые цифры, которые испытуемый должен прочитать, а остальные 13 табличек имеют определенные очертания, которые испытуемый должен провести рукой. Последние используются только в тех случаях, когда испытуемый не умеет читать числа.

Процедура :

Сядьте испытуемого в удобное кресло перед подходящей подставкой, на которой можно разместить пластины. Таблички должны быть расположены таким образом, чтобы свет освещал их все равномерно.

Дайте субъекту следующие инструкции:

«Я буду показывать несколько пластинок одну за другой. После того, как каждая тарелка будет представлена, скажите мне, какой на ней напечатан номер ».

Результаты:

Сформулируйте в таблице ответы испытуемого, как показано ниже:

Просмотрите ответы и исправьте их с помощью клавиши, указанной в руководстве. С помощью инструкции узнайте количество ответов, свидетельствующих о красно-зеленой слепоте и желто-синей слепоте.Теперь решите, страдает ли ваш объект дальтонизмом.

Применение эксперимента:

Тесты на дальтонизм очень полезны при выборе водителей моторов, машинистов, пилотов, железнодорожных охранников и т. Д. Такая работа требует способности реагировать на цветовые стимулы. В такой рабочей среде дальтонизм может привести к серьезным несчастным случаям.

Эксперимент №3. Отображение поля зрения :

Наша способность видеть объект зависит от стимуляции какой-либо части сетчатки.Таким образом, объект, если он должен быть виден, должен находиться в определенном диапазоне или, другими словами, наши глаза могут видеть объект только в том случае, если он расположен на подходящем расстоянии и под подходящим углом, так что его изображение попадает на сетчатку. Эта область, за пределами которой стимулы не могут стимулировать сетчатку, называется полем зрения. Два глаза, поскольку они расположены по-разному, имеют два поля зрения, которые, однако, перекрываются.

В пределах одного поля зрения четкость зрения зависит от области или зоны сетчатки, которая стимулируется.Например, красный o

.

границ | От редакции: Color Vision Sensation and Perception

Цветовое зрение является одним из самых интригующих явлений визуального опыта и было предметом изучения от ученых-зрительниц до философов восприятия. Длины волн, их интенсивность и чистота воспринимаются как оттенок, яркость и насыщенность на основе сложной обработки информации света, попадающего в глаза. Эта специальная тема исследования посвящена охвату от основных аспектов, основанных на освещении и процессах сетчатки, до перцептивных и когнитивных механизмов и их соответствующих приложений в клинических условиях.

Читатель найдет серию статей, разделенных на две главы, одна из которых посвящена более основным явлениям и обработке, а другая сосредоточена на более когнитивных и культурных аспектах.

Наш путь начинается с интегративного аспекта яркости в цветовом зрении. Уменьшение количества уровней яркости при псевдоизохроматических стимуляциях влияет на пороги цветности, измеряемые психофизически, предполагая взаимодействие между яркостью и цветом в тех стимулах со ступенями яркости ниже семи (Souza et al.). Ощущение цвета также исследовалось при слабом освещении. Мезопические и скотопические условия можно рассматривать как зону интерференции для цветового зрения, поскольку активность палочек создает физиологические помехи в хроматических путях сетчатки, управляемых колбочками. Этот обзорный документ держит нас в курсе о диапазоне и влиянии взаимодействий стержень-колбочка на зрительную функцию и производительность человека (Zele и Cao).

Клинические приложения, посвященные врожденной цветовой слепоте, завершают первую главу.Сенсорные психофизические пороги на оси тританопического смешения цветов были исследованы у протаномальных и дейтераномальных субъектов (Коста и др.). Снижение дискриминации было обнаружено для обоих типов врожденной дальтонизма, протаномальной и дейтераномальной, но испытуемые из последней группы показали худшие результаты. Электрофизиологические оценки яркости и сложных стимулов (яркость плюс красно-зеленый стимул) также оценивались у субъектов с врожденной дальтонизмом. Поскольку составные стимулы вызывали слабую реакцию у красно-зеленых врожденных дальтоников или не вызывали ее вообще, это открытие могло указывать на то, что в ответе коры на составные стимулы в настоящем эксперименте доминировал хроматический вклад (Risuenho et al.).

Поиск порогов дискриминации, адресованный с помощью псевдоизохроматических пластинок, создает новое психофизическое приложение для традиционного и широко используемого цветового теста (Jurasevska et al.).

Основные перцептивные явления гештальт-теорий, касающиеся цветового зрения, были рассмотрены с использованием восприятия фигуры и фона на насыщенности и модуляциях полярности контраста. В исследовании, проведенном Дресп-Лэнгли и Ривзом, изучалась зависимость светлоты ахроматических локусов в цветовом пространстве.Результаты указывают на недокументированную до сих пор функциональную роль насыщенности цвета в генезисе формы и, в частности, в восприятии фигуры и фона. Два эксперимента, проведенные Курики, показали, что, во-первых, для зрительной системы человека может быть определено пространство цветового восприятия, нормализованное к дневному свету, а во-вторых, цветовое пространство может уменьшить несоответствие между ахроматическими локусами и осью яркости моделей внешнего вида цвета. Последнее исследование, посвященное механизму восприятия, связывает качество изображения на сетчатке глаза для отображения красного и синего пиксельного излучения с достигнутым хромостереопсисным диспаритетом сетчатки (Озолиньш и Муизниеце).

Цвет также важен с антропологической точки зрения, в которой долгие дебаты о существовании естественных категорий оттенков и их универсальности рассматривались с этологической, электрофизиологической, поведенческой и психофизической точек зрения. В разделе наименование цвета и гендерный аспект представлены материалы, касающиеся вариаций называния цветов, встречающихся у субъектов с врожденной дальтонизмом, а также гендерных и культурных аспектов, связанных с цветовыми предпочтениями. Исследование Nagy et al.показывает, что дихроматические объекты задействуют свойства яркости различных спектральных стимулов при оценке их хроматического содержания и что на более коротких длинах волн сигнал интактного фоторецептора тритоса доминирует при принятии решений в задачах присвоения цветов, даже для анопов. Аль-Рашид приводит доказательства того, что как половые различия, так и культурные различия имеют отношение к предпочтению оттенка с точки зрения того, как был взвешен контраст конуса стимула и фона, суммируя количественное предпочтение цвета, а не используя субъективные названия цветов.

Вопрос о том, как мы видим цвета и как мы можем обсудить их влияние на многие измерения нашей жизни, является актуальным и многопрофильным исследованием, в которое мы надеемся внести свой вклад с помощью этой специальной темы исследования.

Наслаждайтесь этой специальной темой о цветовом зрении.

Авторские взносы

Автор подтверждает, что является единственным соавтором данной работы, и одобрил ее к публикации.

Финансирование

При поддержке Conselho Nacional de Desenvolvimento Científico Edital Universal 440357 / 2014-4.MFC — научный сотрудник 2 уровня.

Заявление о конфликте интересов

Автор заявляет, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могут быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Благодарности

Я хотел бы поблагодарить профессоров Дору Фикс Вентуру и Луиса Карлоса де Лима Сильвейру за их поддержку и поддержку в проведении этой специальной темы по цветовому зрению.

Ключевые слова: различение цветов, врожденная дальтонизм, яркость, мезопическое зрение, скопическое зрение, клиническая психофизика, организация восприятия, цветовое обозначение

Образец цитирования: Costa MF (2016) От редакции: Color Vision Sensation and Perception. Фронт. Психол . 7: 1084. DOI: 10.3389 / fpsyg.2016.01084

Поступила: 20 апреля 2016 г .; Принята в печать: 4 июля 2016 г .;
Опубликовано: 19 июля 2016 г.

Отредактировал и проверил: Руфин Ван Руллен, Центр исследований и познания, Франция

Авторские права © Costa, 2016. Это статья в открытом доступе, распространяемая в соответствии с условиями лицензии Creative Commons Attribution License (CC BY). Использование, распространение или воспроизведение на других форумах разрешено при условии указания автора (ов) или лицензиара и ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале в соответствии с принятой академической практикой.Запрещается использование, распространение или воспроизведение без соблюдения этих условий.

* Для переписки: Марсело Ф. Коста, [email protected]

.

Определение ощущения. Сенсорные элементы

§ 2. Сенсорные элементы. — Если я смотрю на траву, у меня появляется
ощущение зеленого цвета. Если я смотрю на снег, у меня возникает ощущение
белый. Я не могу назвать психологической причины, почему в одном случае
ощущение — это белое, а в другом — зеленое. В
разница может быть объяснена только тем, что мои
на глаз воздействуют разные виды света. Так что во всех случаях
качества ощущений должны в конечном итоге учитываться посредством ссылки
к природе раздражителя.

Если я на самом деле не вижу травы или снега, но вызываю мысленный
их изображения в моем воображении, качества зелени и
белизна присутствует в моем мысленном образе так же, как и в реальном
восприятие. Теперь эти качества не присутствовали бы в умственном
изображение, если они не были ранее созданы операцией
внешний раздражитель. По этой причине некоторые авторы применяют термин
ощущение этих качеств, даже когда они проявляются в умственном
имаго.И в реальном восприятии, и в ментальном образе они бросают вызов
психологический анализ, и в конечном итоге может быть объяснен только
ссылка на внешнюю стимуляцию. Однако есть возражение против
равнодушно применяя слово ощущение к обоим случаям. Хотя
зелень проявляется как в восприятии, так и в мысленном образе
трава, в каждом случае она проявляется по-разному. Настоящее
действие внешнего раздражителя придает ему особую интенсивность,
устойчивость и другие отличительные признаки, не принадлежащие
это в мысленном образе.Лучше ограничить термин ощущение
особая форма сознания, которая сопровождает актуальное
действие раздражителя. Качества ощущения, как они появляются
в мысленных образах можно назвать чувственными элементами, но не
ощущения. Термин «элементы» указывает на то, что их особая природа
невозможно объяснить психологически, — что в конечном итоге
можно объяснить только ссылкой на внешний раздражитель. Слово
сенсорный указывает на то, что их существование предполагает предыдущие
наличие соответствующих ощущений.

.

Психология ощущений и восприятия | Статья о психологии ощущений и восприятия от The Free Dictionary

отражение свойств вещей в объективном мире, возникающее, когда вещи воздействуют на органы чувств и возбуждают нервные центры коры головного мозга. Ощущение — это отправная точка познания и его неотъемлемая часть. Указывая на отражение качества как на главный элемент ощущения, В. И. Ленин писал, что «самое первое и самое знакомое нам — это ощущение, и в нем неизбежно есть и качества» (Полн.собр. соч, 5 изд., т. 29, стр. 301). Есть много видов ощущений, включая тактильные, визуальные, слуховые, вибрационные и обонятельные; есть также ощущения мышц и суставов, а также ощущения температуры, вкуса, боли, равновесия и ускорения. Особенность каждого ощущения называется его модальностью. Ощущения разных модальностей не сопоставимы друг с другом.

В ходе эволюции ощущение возникает на основе раздражительности, связанной с развитием нервной системы.Однако специфические органы чувств были развиты только для нескольких видов энергии. Многие другие свойства объективного мира, такие как форма, размер и расстояние объектов друг от друга и от наблюдателя, ощущаются только при взаимодействии различных органов чувств.

Ведущую роль в сенсорном познании реальности человеком играют зрительные ощущения, которые тесно связаны с тактильными ощущениями. «Прикосновение и взгляд дополняют друг друга до такой степени, что по внешнему виду предмета мы достаточно часто можем предсказать его тактильные свойства» (Ф.Энгельс, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., Т. 20, стр. 548). Тактильные ощущения включают дерматактильные ощущения, ощущения мышц и суставов, а также температуры и боли. Дермотактильные ощущения отражают прикосновение, давление и свойства поверхности объекта, такие как гладкость, шероховатость, размер, твердость, эластичность и непроницаемость.

Вибрационные ощущения отражают периодические изменения давления, связанные с механическими колебаниями движущихся тел в окружающей среде; эти ощущения особенно сильны у слепых.Слух представляет собой комплекс разнородных ощущений, включая высоту, громкость и тембр. Развитие человеческого слуха наиболее тесно связано с развитием слухового языка как важнейшего средства общения и с развитием музыки. Хеморецепторы запаха и вкуса также важны для ощущения.

Характеристикой ощущения является локализация объекта ощущения. Например, воспринимая цвет, человек связывает его с определенной поверхностью освещенного тела, занимающей определенное место в пространстве; чувствуя звук, человек локализует источник этого звука.

В отличие от ощущений животных, человеческие ощущения опосредуются предметной практической деятельностью человека и всем процессом социально-исторического развития культуры. По словам Маркса, « человеческий глаз наслаждается вещами иначе, чем грубый нечеловеческий глаз; человеческое ухо отличается от грубого нечеловеческого уха и т. д. » (Маркс К., Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 592). В принципе, человеческие ощущения носят разумный и осознанный характер, хотя бессознательные ощущения также существуют.

Разнообразие ощущений отражает качественное разнообразие мира. Ленинская теория отражения рассматривает ощущение как копию или фотографию реальности, субъективное изображение свойств объективного мира. Его теория противоречит взглядам приверженцев физиологического идеализма, утверждающих, что ощущения — это всего лишь условные знаки или иероглифы для свойств предметов. Это также противоположно механистическому различию между первичными и вторичными качествами, которое ведет к агностицизму, субъективному идеализму и взгляду на вещи как комплексы ощущений.Критикуя приверженцев махизма, Ленин подчеркивал, что ощущения дают нам более или менее верные представления об объективных свойствах вещей, хотя разные ощущения обладают разной степенью адекватности воспроизведения этих свойств.

Источник знаний человека об окружающем мире, ощущение является элементом целостного процесса человеческого познания, процесса, который также включает в себя восприятия, образы и концепции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ленин В.И.«Материализм и эмпириокритицизм». Poln. собр. соч, 5 изд., т. 18.
Мач, Е. Анализ ощущения и отношения физического к психическому, 2-е изд. М., 1908. (пер. С немецкого)
Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Ленинград, 1961.
Скучный, Э.Г. Ощущения и восприятие в истории экспериментальной психологии. Нью-Йорк-Лондон [1942].
Piéron, H. La Sensation. Париж, 1953.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *