Артикуляционная гимнастика что такое: Артикуляционная гимнастика для детей по возрастам: упражнения

Содержание

Консультация на тему: Артикуляционная гимнастика. Для чего она нужна?

Артикуляционная гимнастика.

Для чего она нужна?

 Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки  [с], [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь], его губы и язык должны быть сильными и гибкими , долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому.

 Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

 1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

 2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной гимнастикой позволят научиться говорить правильно, чѐтко и красиво. Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет улучшить кровоснабжение артикуляторных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек;  научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность (напряженность) органов артикуляции. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Рекомендации

 по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2.Взрослый показывает выполнение упражнения.

3.Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

что это, какие цели и задачи, упражнения и рекомендации по выполнению занятий – Развитие речи

Артикуляционная гимнастикаэто комплекс специальных упражнений для правильной постановки звуков. Она направлена на развитие речи и устранения проблем с произношением определенных фонем. В процессе занятий задействованы все органы речевого аппарата. Упражнения проводит логопед, а также заниматься гимнастикой нужно в домашних условиях.

Артикуляционная гимнастика для детейАртикуляционная гимнастика для детей

Содержание статьи

Задачи

Цель артикуляционных упражнений – тренировка органов речевого аппарата для безошибочного звукопроизношения.

Основные задачи:Упражнения для дикцииУпражнения для дикции

  • сформировать правильную артикуляцию фонем;
  • укрепить постановку звука в слогах и словах;
  • усовершенствовать навыки постановки звука с помощью занятий на подвижность органов речи.

Артикуляционная гимнастика представляет различные группы упражнений. Каждая из них направлена устранение ошибок в произношении или на тренировку развития речевых способностей ребенка. Занятия для детей составляют с учетом возрастных показателей и наличия  речи.

Важно: в случае обнаружения у ребенка серьезных проблем с речью необходимо в срочном порядке посетить логопедический кабинет.

Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на:

  1. Статистические. Органы речи практически не совершают движений. Главная цель сформировать артикуляционный уклад.
  2. Динамические. Множественное повторение одних и тех же движений.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Для получения большего эффекта от заданий необходимо поочередно выполнять вышеперечисленные виды упражнений.

Занятия для детей 2-3 лет

Чтобы в дальнейшем не возникали дефекты в произношении ребенка следует обучать с раннего возраста. На этом этапе занятия направлены на развитие артикуляционного аппарата и слухового внимания малышей.

Упражнения выполняются без логопедического вмешательства при условии отсутствия отклонений. Работать с мамой ребенку в таком возрасте будет намного комфортнее.

Примеры уроков:

  • Шарик. Ребенку предлагают набирать воздух в щеки. Потом просят выдувать его. Если сразу выполнить задание не получается, то на щечки легонько надавливают, чтобы воздух вышел.
  • Домик. Малышу нужно открыть ротик, и высунуть язычок. После спрятать его и сомкнуть губы.
  • Ворота. Широко открыть рот насколько это возможно. Удерживать такое положение 5 секунд.

Важно: гимнастика проводится в игровой форме, если у малыша нет настроения настаивать нельзя.

Занятия для детей 3-4 лет

Крохе в таком возрасте очень сложно сконцентрироваться на длительных занятиях. Поэтому для развития органов  проводят не более 3 уроков в день. Комплекс может включать задания, подходящие для детей 2-3 лет.

Наиболее подходящие упражнения:

Упражнение "Улыбка"Упражнение "Улыбка"

Упражнение «Улыбка»

  • Улыбка. Малыша просят улыбнуться и удерживать такое положение 10 секунд.
  • Варенье. Ребенку предлагают представить, что на губах осталось вкусное варенье. Потом просят облизнуть губы языком.
  • Чистим зубки. Вместо зубной щетки используют кончик языка. Ним проводят слева на право по зубкам, как бы очищая их. Гимнастику делают 2 раза, чистя верхние, а потом нижние ряды.

Упражнение "Качели"Упражнение "Качели"

Упражнение «Качели»

  • Качели. Следует высунуть язычок со рта, и имитировать движения качели. Поднимать его вверх и вниз.
  • Часики. С открытым ртом двигать языком вправо, а затем влево.
  • Блинчик. Полностью расслабленный язычок кладут на нижнюю губу. В таком положении замирают на 5-10 секунд.
  • Трубочка. Вытянуть губы, сделав их похожими на трубочку (5-10 секунд).

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Добавить энтузиазма ребенку помогут занятия в картинках. С помощью карточек с рисунками крохе наглядно будет видно, как выполнять задачи.

Важно: в 3-4 года родителю уже будет видно существуют ли отклонения в речи у ребенка. Поэтому следует пройти консультацию у специалиста. Он подскажет как развить речевые способности и подберет нужную методику.

Занятия для детей 5-6 лет

Для дошкольника подбираются упражнения по индивидуальным характеристикам умений ребенка. Здесь уже можно делать упор на произношение конкретных звуков (шипящих, свистящих, согласных, гласных).

Если с малышом занимались с ранних лет, то занятия необходимо усложнить и прибавить время на их выполнение (3-4 минуты). Предыдущие упражнения стоит также периодически выполнять, чтобы закрепить материал.

Усложненные задачи:

  • Веселая лошадка. Ребенку предлагают имитировать стук копыт лошади. Для этого он должен цокать язычком по небу.

Упражнение "Заборчик"Упражнение "Заборчик"

Упражнение «Заборчик»

  • Заборчик. Малышу нужно максимально широко улыбнуться. При этом и нижние и верхние зубы должны быть хорошо видны. Замереть в таком положении на 15 секунд.
  • Чашечка. Широко приоткрыть рот, и высунуть язычок. Поднять его кончик вверх, стараясь не дотронутся до зубов.
  • Веселый язычок. Высунуть язык со рта и слегка прикусить его зубками. Сделать широкую улыбку и шевелить язычком вперед-назад, словно расчесывая его поверхность.
  • Индюк. Совершать движения языком в быстром темпе скользя по поверхности верхней губы.
  • Окошко. По команде «жарко» ребенок открывает рот. При слове «холодно» закрывает. Игру повторяют 2-3 раза.
  • Горка. Малышу нужно широко открыть рот. Кончиком языка сделать упор в нижние зубы. При этом как можно сильнее выгнуть язык, чтоб он стал похожим на горку.
  • Лягушка. Растянуть губы в улыбке обнажив зубы.
  • Футбол. Попросить малыша закрыть ротик. В качестве мяча использовать кончик языка. Им нужно упираться в щеки по очереди. Со стороны должно казаться будто во рту ребенка мячик.Упражнение "Грибок"Упражнение "Грибок"

    Упражнение «Грибок»

  • Грибок. Распределить язык по всему верхнему небу. Оставаться в таком положении 5 секунд.
  • Парус. Кончиком языка упереться в верхние зубы (5-10 секунд).
  • Дятел. Постукивать кончиком язычка по верхним зубам.

Совет: Для маленьких детей с дефектами речи существуют специализированные логопедические сады. Как и в обычных ДОУ в них присутствуют младшие, старшие и подготовительные группы перед школой. Комплекс занятий для старшей группы (5-6 лет) включает занятия в стихах, изучение скороговорок, пение, гимнастику и т.д.

Рекомендации

Для плодотворной тренировки дикции существуют особые указания по проведению. Основные правила занятий:

  1. Упражнения для дикцииУпражнения для дикцииАртикуляционная гимнастика – это не просто веселая игра, а регулярные занятия с ребенком. Их проведение следует осуществлять каждый день, чтобы не потерять полученные навыки от предыдущих уроков.
  2. Оптимальное количество упражнений 2-3 раза в день. Время проведения от 5 минут. Больше 3 различных тренировок речевого аппарата делать не рекомендуется, чтобы не переутомлять малыша.
  3. Начать заниматься лучше всего с 2 летнего возраста. Рекомендуется применять зеркало, чтобы ребенок мог видеть свои действия.
  4. Задачи, которые требуют напряжения мышц в определенном положении нужно выполнять не больше 15 секунд.
  5. Все упражнения выполняются, не спеша и с подробным объяснением крохе.

Чтобы занятия с малышом не превратились в настоящую пытку родителям следует придерживаться нескольких советов:

  1. Вызвать интерес у крохи. Достаточно на личном примере показать упражнение. Также можно вызвать «дух соперничества», предложив показать упражнение папе, чтобы он выбрал у кого лучше получается.
  2. Не переутомляйте ребенка. Дети в возрасте от 2-5 лет не могут по долгу сидеть за одним занятием, поэтому настаивать или заставлять насильно нельзя. Иначе в следующий раз малыш совсем откажется от выполнения.
  3. Если у крохи не получается определенная задача, то перенесите другие задания на следующий день и сосредоточьтесь на проблемном упражнении. Ругать ребенка нельзя следует проявить терпение.

Поддержка родителейПоддержка родителейРодителям необходимо постоянно хвалить малыша и радоваться его новым достижениям. Взрослый должен полностью контролировать процесс и следить за правильностью выполнения задачи. Все движения языком нужно выполнять симметрично. Иначе усилия будут приложены зря. Комплекс занятий должен строится на статистических и динамических упражнениях в равной степени.

Важно: детям свойственно повторять за взрослыми, а особенно за родителями. Поэтому важно, чтобы ближайшее окружение ребенка не допускало ошибок в произношении слов особенно намеренно («сюсюканье»).

Как улучшить дикцию и четкость речи в более старшем возрасте подскажет логопед . Основная рекомендация специалистов – разучивание скороговорок с правильной манерой произношения от простого стишка к более сложному. Каждый урок должен начинаться с повторения пройденного материала.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Терпение, забота, похвала и усердная работа с малышом помогут добиться отличных результатов. Тогда любимый кроха заговорит не хуже диктора на телевидении.

Артикуляционная гимнастика для детей: комплекс упражнений, цели, отзывы

Неточное произношение слов и невнятность речи случаются по причине недостаточного развития артикуляционного аппарата. Таким термином называют все органы, участвующие в процессе образования звуков: губы, челюсть, язык, гортань и т.д. Для правильного становления речи применяют артикуляционную гимнастику, которая представляет собой специальные приемы, направленные на устранение проблем с произношением звуков.

Что такое артикуляционная гимнастика

Так называется перечень действий, который направлен на укрепление лицевых мышц, постановку дыхания и исправление речевых неточностей. Целью таких приемов является:

  • становление мышц щек, языка и губ;
  • улучшение подвижности верхней и нижней челюсти, языка;
  • улучшение взаимодействия всех органов, участвующих в артикуляции.

артикуляционная гимнастика

артикуляционная гимнастика

Тренировка языковых мышц очень полезна для детей

Результатом постоянного выполнения речевой гимнастики является закрепление у ребенка навыков правильной речи. Если не обращать внимания на существующие проблемы, то в будущем это сможет отразиться на грамотности и уровне успеваемости.

Для детей дошкольного возраста рекомендовано проводить занятия в игровой форме, чтобы тренировки были в удовольствие. Их можно выполнять как индивидуально, так и в группах, но главное условие – наличие зеркала при выполнении тех или иных действий.

Зачем нужны артикуляционные упражнения

Нарушения речи могут серьезно испортить жизнь малыша, так как нередко становятся поводом для насмешек от сверстников. Но нужно ли предпринимать какие-то действия, если еще рано говорить, что дефект речи присутствует? Ответ прост: да, такие тренировки полезны всем, ведь в возрасте 2–4 лет это поможет быстрее поставить речь, а в 5–7 лет уже исправит имеющиеся нарушения. Чем раньше начнутся занятия, тем легче и быстрее будет достигнут результат.

Речь формируется у ребенка до 6 лет.

Почти у всех детей встречаются недостатки произношения в той или иной степени, но большая часть из них носит временный характер. Это можно обосновать тем, что в раннем возрасте слуховой и речевой аппараты функционируют недостаточно хорошо. Связь между ними находиться в процессе становления, мышцы тренируются.

Артикуляционная гимнастика в домашних условиях

Если у ребенка не наблюдается существенных нарушений речи, то все действия будут носить вспомогательный характер. Они помогут быстрее сформировать артикуляционный аппарат. Если проблема уже существует, то необходимо проконсультироваться с логопедом, который подберет тренировки, необходимые в каждом конкретном случае, а так же предоставит свои рекомендации. Примерно к 4-х летнему возрасту становится понятно, какие звуки у ребенка не получается произнести. Лучшим решением будет посещение логопеда в возрасте до 3 лет для своевременного обнаружения проблем. Однако логопеды предпочитают работать с детьми ближе к 4-летнему возрасту — это необходимо учитывать.

артикуляционная гимнастика

артикуляционная гимнастика

Чем раньше вы начнете делать упражнения с малышом, тем лучше.

Перед тем, как начинать занятия, необходимо точно понимать, какие звуки вызывают трудности в произношении – например, нужны тренировки только для шипящих. Так же надо убедиться, знает ли кроха названия своих частей тела, может ли сориентироваться, что находится справа, слева, внизу или вверху. Без этого выполнение любых действий может быть весьма затруднительным.

Как выполнять логопедическую гимнастику

Основное правило – это регулярность. Комплекс действий нужно выполнять ежедневно, но не перегружая малыша, достаточно будет 10–15 минут. Упражнения можно выполнять так же в 2 этапа, утром и вечером, но не более 7 минут за подход. Занимаясь, ребенок должен находиться в положении сидя перед зеркалом, быть сосредоточенным, не отвлекаться на другие дела. Нужно следить, чтобы техника выполнения была правильной, а при необходимости иметь возможность помочь ребенку в выполнении ложкой или специальным шпателем.

Не ругайте ребенка, если он что-то делает не так – все действия должны доставлять удовольствие, а не быть обузой.

Перед началом каждого упражнения, сделайте его с малышом в медленном темпе, чтобы освоить технику, а уже потом предложите повторить его быстрее. Комплекс для 3–4-х летнего возраста в основном состоит из статических тренировок, укрепляющих структуру речевого аппарата. В 5 лет следует контролировать плавность движений, высокий темп выполнения может еще казаться сложным. Начиная с 6-ти лет, дети, как правило, уже могут выдерживать быстрый темп, при этом выполняя все правильно.

При подборе комплекса необходимо соблюдать конкретную последовательность, начинать с более легких действий. Из 3 видов новым может быть только одно, но только в том случае, если все предыдущие освоены хорошо. Начинать гимнастику всегда надо с разминки губ.

Упражнения для логопедической гимнастики

Существует большое разнообразие тренировок для развития речи. Но их можно также придумывать самостоятельно – играйте, веселитесь, и хорошее настроение вместе с полученным результатом не заставят себя ждать. В логопедической практике применяют следующие игры для тренировки языка:

  1. Улыбка – является основой каждого из следующих действий. Для него потребуется губы удерживать в широкой улыбке, при этом зубы должны быть сомкнуты.
  2. Слоненок. Губы надо сомкнуть в трубочку и со всех сил тянуться вперед в течение 5–10 секунд.
  3. Лопата. Расслабленный язык вытягиваем между зубов, при этом к ним не прижимаясь. Остаемся в таком положении 10–15 секунд.
  4. Змея. Положение, как и в прошлом упражнении, но язык нужно держать в напряжении, изображая змею в течение 10 секунд.
  5. Грибок. Прием хорошо растягивает короткую уздечку. Как бы прикрепляем язык к небу и держим его в напряжении 10 секунд.

Если приемы получаются успешно, то можно попробовать чередовать «лопату» и «змею» между собой.

После освоения статических приемов, рекомендуется переходить к подвижным. К ним относят:

  1. Улыбка с сомкнутыми зубами. Под счет ребенку нужно немного размокнуть зубы, то есть приоткрыть рот. Повторить действие необходимо 10–15 раз.
  2. Вправо-влево. Рот приоткрыт, язык двигается с одного угла к другому.
  3. Мяч. Поочередно нужно упираться языком в щеки, стараясь попадать в одну и ту же точку. Родители могут помогать ребенку, толкая щеки, и тем самым превращая данные действия в веселое времяпрепровождение.
  4. Чистим зубы. При сомкнутых зубах необходимо проводить по ним языком влево-вправо. Затем размыкаем зубы, и делаем аналогичные движения на наружной поверхности.
  5. Качели. Краем языка надо упереться в небо сначала за верхними зубами, а потом за нижними. Во время выполнения рот должен быть полуоткрыт.
  6. Лошадка. Нужно воспроизводить звук цоканья.

артикуляционная гимнастика

артикуляционная гимнастика

Только логопед поможет подобрать правильный комплекс действий.

Бывает, что крохе скучно выполнять тренировки, и не всегда помогает даже игровая форма. В таком случае можно использовать сладости. Например, втянуть мармелад в виде трубочки как макароны, или же зафиксировать тонкое печенье под носом, изображая усы. Так же на помощь может прийти пособие в картинках, которое способно заинтересовать малыша.

Если у малыша при длительном выполнении всех действий не возникает точности, плавности в движениях речевых органов, то это может говорить о том, что техника выполнения была неверной, или же проблема гораздо серьезнее, чем предполагалось изначально. В каждом из случаев обязательна дополнительная консультация логопеда.

Правильная и красивая речь – это прекрасный дар. Родителям необходимо уделять время и поддерживать ребенка в его развитии.

Читайте в следующей статье: как научить ребёнка говорить букву Р

Что такое Артикуляционная гимнастика? И зачем она нужна

Артикуляционная гимнастика– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, поэтомудля четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям, как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

1.Проводите артикуляционную гимнастику регулярно. Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5–10 минут.Каждое упражнение надо повторять 5-7 раз;

2. Упражнения выполняйте сидя перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас. Следите за положением ребенка, сидя ребенок должен чувствовать себя комфортно.

3.Обязательно следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно и четко.

4.Статические положения языка надо удерживать 10-15 секунд, увеличивая время постепенно, начиная с 2-3 секунд.

5.Обязательно хвалите ребенка и не показывайте своего разочарования, если у него что-то не получается. Даже малейший успех в выполнении упражнения- это уже результат.

6. Дайте ребенку возможность отдохнуть, если движения в процессе выполнения становятся неточными. Лучше выполнять упражнения правильно «маленькими дозами»

7. Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме. Для поддержания интереса к выполнению упражнений можно использовать различные стихотворные сопровождения для каждого вида упражнений. Как вариант можно рассказать ребенку сказку о веселом язычке.

Сказка «О Веселом Язычке»

Рот — домик, губы — двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка

( Упражнение « Окошко ».)

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

(Упражнения «Часики», «Змейка».)

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

(Упражнение «Блинчик».)

На крылечке полежал,

На качели побежал.

(Упражнение «Качели».)

Вверх взлетел он смело, но пора за дело.

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

(Упражнение «Качели».)

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит «тук-тук!»,

Язычку он лучший друг.

(Зубки «заборчиком» многократно постучать о верхние резцы, повторяя звуки т-т-т или д-д-д)

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение «Маляр».)

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

— Я с лошадкой погуляю

(Упражнение «Лошадка»)

На гармошке ей сыграю.

(Упражнение «Гармошка»)

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача —

Загонять в ворота мячик.

(Упражнения «Футбол».)

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

(Упражнения «Лопаточка».)

Что такое артикуляционная гимнастика и для чего она необходима? :: SYL.ru

Что такое артикуляционная гимнастика? Ключевые моменты

Артикуляционная гимнастика является совокупностью специально подобранных упражнений, которые способствуют мышечному укреплению артикуляционного аппарата ребёнка, а также развитию ловкости, дифференцированности и силы движений этого органа. Упражнения для проведения такой процедуры необходимо подбирать тщательно, предусматривая те положения и движения артикуляционных органов, которые способствуют образованию звуков, составляющих фонетику данного языка.

Польза артикуляционной гимнастики:

Артикуляционная гимнастика— улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;

— укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

— навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;

— увеличение амплитуды движений;

— снижение напряжённости артикуляционных органов;

— постановка правильного произношения звуков.

Благодаря своевременно проведённым занятиям и упражнениям, развивающим речевой слух, многие дети учатся говорить правильно и чисто без помощи логопеда. При сложных нарушениях звукопроизношения артикуляционная гимнастика помогает быстрее справиться с речевыми дефектами и подготовит мышцы для регулярных занятий со специалистом. Следует помнить, что чёткость произношения является основной целью проведения развивающих упражнений.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика для языкаДля достижения максимального эффекта артикуляционная гимнастика должна проводиться регулярно, иначе полученные навыки могут не закрепиться. Желательно заниматься дважды в день через час после приёма пищи. В процессе упражнений необходимо постоянно контролировать качество их выполнения и не допускать чрезмерного утомления ребёнка. Комплекс артикуляционной гимнастики рекомендуется выполнять, стоя перед зеркалом, в котором маленький пациент будет видеть не только себя, но и взрослого человека. Все упражнения следует выполнять медленно, плавно и точно, иначе они не будут иметь смысла.

Виды артикуляционной гимнастики

Комплекс артикуляционной гимнастикиСуществует артикуляционная гимнастика для языка и губ, так называемые статические упражнения и динамические. Для каждого отдельного звука необходимо подбирать свой гимнастический комплекс, который позволит прочно закрепить полученные навыки. Статические упражнения позволяют ребёнку научиться удерживать правильную артикуляционную позу на протяжении нескольких секунд, в то время как динамические повторяются ритмично, что даёт возможность выработать подвижность губ и языка, а также облегчить их переключаемость и координированность. Чтобы быстрее преодолеть речевые трудности, полезно использовать специальные сказки, в которых артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме. Роль таких сказок очень велика: в первую очередь они вовлекают ребёнка в игру, настраивая на сам процесс, а затем позволяют легче выполнить простейшие упражнения, тем самым подготавливая речевой аппарат к артикуляционной гимнастике. Следует отметить, что для каждого пациента подбирается индивидуальный комплекс упражнений, которые позволят в дальнейшем улучшить качество его жизни.

Артикуляционная гимнастика для детей и взрослых

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых

Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи.

Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

Подбираем гимнастику правильно

Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков.

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых

Внимание! Если дефекты произношения кажутся вам слишком сильными, кроме логопеда, стоит посетить врача-невролога. Недостатки могут быть симптомами серьезных патологий.

Если здоровье в порядке, родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях. Артикуляционные упражнения для детей развивают мышцы речевого аппарата и стимулируют активную и правильную речь.

Полезные советы

Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:

  • Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут, если им интересно.
  • Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
  • Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.
  • Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно. Важно следовать таким правилам:

  • Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. При большей нагрузке малыш устанет.
  • Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.
  • Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
  • В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.
  • Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться, пока малыш сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения.
  • Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.
  • Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.
  • Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.
  • Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.

Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых

Малыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:

  • «Змейка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку.
  • «Тесто». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом.
  • «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка.
  • «Качельки». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.
  • «Хомячок». Ребенок должен надуть обе щеки, показывая хомячка, который кушает что-то. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.
  • «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.

Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:

  • «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе.
  • «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении.
  • «Хобот». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении.
  • «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе.
  • «Голодный хомячок». Полная противоположность упражнению «хомячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки.

Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации. Например, упражнение «Хобот» можно ассоциировать с маленьким слоненком.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей и взрослых

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

Упражнение маляр

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

Упражнение "Индюк"

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

Чашечка

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

Варенье

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

Варенье

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

Грибок

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.

Упражнение "Гармошка"
«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Упражнение для детей от 7 лет

Упражнение "Гармошка"

Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе можно добавить и новые занятия:

  1. «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.
    Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
  2. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
  3. «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
  4. «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.
  5. «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
  6. «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.

Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Если проблемы не устранены в детстве, то такая методика применяется и во взрослом возрасте. Хотя в большинстве случаев в лечении дефектов у взрослых людей может помочь только врач.
Эффективность выполняемых упражнений будет заметна уже через 2-3 месяца регулярных занятий. Но при этом важно, чтобы ребенок выполнял их с интересом и правильно.

Консультация по развитию речи на тему: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА (тренинг для педагогов)

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

(тренинг для педагогов)

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

         Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Органы артикуляции

Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи  и различных их компонентов составляющих слоги, слова.

Органы речевой артикуляции – органы, которые обеспечивают движение ротовой полости.

Уклад (артикуляционный) – положение, которое органы занимают (принимают) при движении.

Виды артикуляционных упражнений

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд.

Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость.

  • Артикуляционную гимнастику можно разделить на:
  • Упражнения для нижней челюсти
  • Упражнения для щёк
  • Упражнения для губ
  • Упражнения для языка
  • Упражнения для мягкого нёба.

Организация работы

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.

  • Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
  • Педагог рассказывает о  предстоящем  упражнении,  используя игровые приемы.
  • Показывает выполнение упражнения.
  • Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите затем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Чтобы создать благоприятный эмоциональный фон для артикуляционной гимнастики, можно сочинить с ребёнком сказку о Весёлом язычке и выполнять под эту сказку необходимые упражнения.

Детям нравится, когда выполнение каждого артикуляционного упражнения сопровождается показом соответствующей картинки. Набор наглядности для артикуляционной гимнастики можно приобрести в книжном магазине или изготовить самостоятельно.

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

  1. Позевывание.
  2. Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
  3. Полоскание горла.
  4. Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
  5. Покашливание.
  6. В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки. 

Упражнения для нижней челюсти.

  1. Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
  2. Жевательные движения.
  3. Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек.

  1. Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
  2. Перегонка воды из одной щеки в другую.
  3. Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ.

  1. Улыбнуться, не обнажая зубы.
  2. «Заборчик», улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
  3. «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
  4. «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
  5. «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
  6. «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
  7. Вибрация губ (фырканье лошади).
  8. «Трубач». Из положения «трубочка» — движения губ влево-вправо.
  9. Чмоканье.
  10. Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.
  11. Выплевывание губами семечек, риса, гороха.

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).

  1. «Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
  2. «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
  3. Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
  4. «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
  5. Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
  6. Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
  7. Слизывание капель сладкой воды кончиком  языка с вогнутой поверхности ложек.
  8. «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.
  9. Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
  10. Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.
  11. «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
  12. Вылизывание тарелок всей поверхностью языка.
  13. «Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.  
  14. «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
  15. «Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
  16. «Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
  17. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
  18. «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д».

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани

 (выполняются с закрытым ртом).

  1. Опускание головы вниз.
  2. Запрокидывание головы назад.
  3. Поворот головы вправо-влево.
  4. Наклоны головы вправо-влево.
  5. Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук.
  6. Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

Предлагаю литературу по данной теме

  1. Татьяна Куликовская: Речеслуховая гимнастика для развития речи дошкольников. Издательство: АСТ, 2009 г.
  2. Е. С. Анищенкова Название: Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников
    Издательство: АСТ Год: 2006
  3. Артикуляционно — пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. Автор/составитель: Лазаренко О.И. Издательство: АЙРИС – ПРЕСС, Год: 2011
  4. Артикуляционная азбука. Гимнастика для губ и язычка. Логопедический материал
    Автор: Куликовская Т.А. Издательство: Карапуз Год издания: 2005
  5. Куликовская Т.А.  Название: Артикуляционная гимнастика в считалках Издательство ГНОМ и Д
    Год: 2008
  6. Название: Артикуляционная гимнастика  Автор: Е.А. Пожиленко  Издательство: КАРО, 2009. + речевая гимнастика
  7. Наталия Нищева: Веселая артикуляционная гимнастика Издательство: Детство-Пресс, 2012 г.
  8. Артикуляционная гимнастика Косинова Елена Михайловна Серия: Завтра в школу Издательство: ОЛИСС, Эксмо (2007)
  9. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей Авторы: Т. А. Куликовская Издательство: Гном и Д Год: 2007
  10. Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года) Автор:        Костыгина В.  Издательство: Карапуз книги издательства Карапуз   Год:2007
  11. Ирина Волошина: Артикуляционная гимнастика для девочек Издательство: Детство-Пресс, 2011 г.
  12. Артикуляционная гимнастика для мальчиков Авторы: И. А. Волошина Издательство: Детство-Пресс Год: 2011
  13. Название: Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. 2-4 года  Автор: В. Н. Костыгина Издательство: Карапуз  Год издания: 2001

Артикуляционная гимнастика — тренировка речи, мышц и мышления

Что такое артикуляционная гимнастика? Чем это отличается от логопедических упражнений? Можно провести аналогию со спортом. Артикуляционная гимнастика — это обычное упражнение для общего здоровья, а логопедические упражнения — это уже методы лечения, направленные на особое развитие мускулов какого-либо органа.

Когда действовать

Если к 5-7 годам ребенок не произносит какие-то буквы — пора обратиться к логопеду, который поможет подобрать специальный комплекс артикуляционной гимнастики и сделать акцент на правильных упражнениях для правильных произношение определенного звука.И сделать это нужно как можно быстрее. Плохая речь может привести к неприятным последствиям. В школе ребенок не успеет (ведь устная речь влияет на формирование буквы), его можно подразнить (что заденет нежную психику ребенка, негативно скажется на его характере). Но до этого можно не доводить, если вовремя обратить внимание на проблему с речью ребенка.

Первые шаги

А первые сигналы могут появиться в раннем детстве. Например, ребенок не любит или долго пережевывает твердую пищу.Итак, у него ослаблены жевательные мышцы, которые принимают не последнее участие в речевом процессе. Даже если у ребенка проблемы с сосанием молока — это уже сигнал к укреплению речевого аппарата. Конечно, в этом возрасте ребенок не может объяснить, что такое артикуляционная гимнастика, но сначала дайте ему покусать что-нибудь крепкое: морковь, яблоко или полизать ложкой (это укрепляет мышцы языка).

С детьми 2 — 3 лет уже вполне можно проводить художественную гимнастику в игровой форме.Даже если ребенок не научится правильно произносить звуки, такая предварительная подготовка значительно повысит эффективность упражнений с логопедом впоследствии. Но, скорее всего, вы заметите значительное улучшение произношения, ведь артикуляционная гимнастика — отличная профилактика речевых нарушений. Обратите внимание также на игры, развивающие мелкую моторику ребенка. Связь между речью и пальцами научно доказана.

Как справиться с

Начните с простейших упражнений (или игр).Станьте вместе перед зеркалом и «обманывайте»: надувайте щеки, улыбайтесь шутливой улыбкой во рту, строите всевозможные гримасы. Даже показать друг другу язык — это тоже хорошая артикуляционная гимнастика на язык, а также любые мимические упражнения.

Играйте в ролевые игры. Это увеличит словарный запас ребенка, поскольку дети с нарушением речевых функций, как правило, испытывают трудности с выражением мыслей. Кроме того, это прекрасное развитие эмоциональной сферы малыша, его духовности.Занимайтесь делом, по 3 минуты несколько раз в день. Чтобы малышке было интересно. Длительные учебы ребенку быстро надоедают. Придумывайте новые элементы, если видите, что уроки стали для ребенка неинтересными.

С старшими детьми проводится полноценная художественная гимнастика, но только в дружеской форме. Не нужно настаивать на том, что если у малыша не получается, вы все равно его хвалите, и он постарается.

Комплекс артикуляционной гимнастики

Выберите свой комплекс упражнений, который больше нравится вашему ребенку и подходит ему.Есть упражнения в поэтической форме, где малыш сам отгадает рифму, еще раз произнося нужные звуки.

Одно из простых и универсальных упражнений, например, способствует профилактике ОРЗ и заболеваний легких и в то же время улучшает артикуляцию ребенка. Научите ребенка медленно выдыхать, используя другую форму губ. Для этого по истечении срока необходимо непрерывно произносить различные слоги с согласными «б» и «м». В этом случае выдох бывает прерывистым, что укрепляет дыхательную систему и речевой аппарат.

В любом случае приложите все усилия, чтобы ребенок правильно произносил все звуки в школе. Это ему очень поможет.

,

картотечный шкаф, упражнения и отзывы

С младенчества младенцы совершают множество различных движений языком и губами. Это первые шаги к развитию речи.

Однако очень часто встречаются дети, которые дошкольного возраста не произносят много букв. Ребенку необходимы артикуляционные упражнения. В статье мы рассмотрим, как правильно организовать упражнения, рекомендации логопеда и основные комплексы логопедических упражнений для дошкольников.

Почему артикуляционная гимнастика?

Для ребенка к пятилетнему возрасту важно научиться говорить правильно, не искажая букв, звуков и слов. К сожалению, статистика показывает обратное. Многие дошкольники в 5 лет неправильно произносят одну или несколько букв (х, ш, р, л). Вот почему нужна логопедия.

Чем позже ребенок начинает заниматься, тем труднее ему выучить правильное произношение. Своевременные уроки помогут ребенку избежать определенных трудностей, и он будет говорить правильно, чисто и ясно.Если родители обращают внимание на произношение ребенка, они могут избежать помощи логопеда. Ведь эти занятия отнимают много времени, сил и денег.

Если у ребенка нарушение речи, после артикуляционной гимнастики он может легко обратиться к логопеду, так как язык и губы подготовлены к более сложным упражнениям.

Артикуляционная гимнастика помогает как взрослым, так и детям научиться правильному произношению, что способствует обучению в начальной школе письму.В конце концов, даже ребенок не может писать и читать, если он не может четко произносить все буквы или звуки.

Организация артикуляционной гимнастики

Родителям или опекунам необходимо играть с детьми в игровой форме. Тогда будет интересна артикуляционная гимнастика ребенку. Для этого взрослому человеку следует четко рассказать и показать упражнения. Затем нужно попросить ребенка повторить. Если упражнение выполнено неправильно, взрослым следует поправить детей.

Очень важно, чтобы ребенок качественно выполнял артикуляционную гимнастику.Должна быть точность движений и правильный темп выполнения. Если вы видите, что у ребенка что-то не работает, помогите ему чайной ложкой или ручкой зубной щетки правильно направить язык.

Иногда дети не понимают, как правильно делать. Упражнение с помощью языка и верхней губы. На этот случай у вас должно быть что-нибудь сладкое. Намажьте верхнюю губу жидким шоколадом, сгущенкой или вареньем. Пусть малышка слизывает сладкое. Тогда он поймет исходное положение языка.

Не пугайтесь, если сначала трафик будет напряженным. Если вы будете проводить занятия каждый день по 15 минут, то органы артикуляционного аппарата расслабятся.

Рекомендации по проведению логопедических упражнений

Артикуляционная гимнастика должна выполняться каждый день. Желательно 3-4 раза не более пяти минут. На 1 занятие ребенку следует предложить максимум 3 упражнения. Не предлагайте больше, так как дети начинают путаться. Каждое упражнение выполняется примерно 5-6 раз.

При выборе артикуляционной гимнастики всегда соблюдайте последовательность, чтобы не запутать ребенка. Попробуйте начать с легких упражнений, постепенно переходя к более сложным.

Артикуляционную гимнастику желательно проводить перед зеркалом. Ребенок должен видеть точное движение своего языка и губ. Он увидит свои ошибки и сможет лучше работать над собой.

При занятиях гимнастикой используйте дайлиновый материал. Однако не исключайте этого. Повторите 2 упражнения и введите одно новое.Тогда ребенок не запутается. Чтобы закрепить материал, всегда продумывайте игру. Только тогда артикуляционная гимнастика для ребенка станет увлекательным занятием. Тогда вы не сможете научить ребенка правильному произношению.

Пальчиковая гимнастика — первый шаг к развитию речи

С ребенком нужно начинать с родов. Это не значит, что вам следует сразу учить буквы или слова. Для начала подойдет пальчиковая гимнастика, благодаря которой развивается речь.Однако не все дети ее любят. Поэтому упражнения для пальцев следует выполнять незаметно для ребенка. Особенно, если он совсем маленький.

Когда вы вытираете руку ребенка полотенцем, массируйте подушечки каждого пальца. Как можно чаще при помощи ладоней и пальцев рассказывайте стишки и анекдоты. Вы не только заинтересуете малыша, но и поможете ему быстро, правильно начать говорить.

Каждому ребенку полезно рисовать пальцами. Для этого творчества продаются специальные краски, безопасные для здоровья ребенка.

Для детей постарше подойдет гуашь. Рисование пальцами — занятие увлекательное. Благодаря ему ребенок начинает произносить правильные и четкие звуки или буквы.

Базовый комплекс артикуляционной гимнастики для детей от 4 лет

При обнаружении у ребенка нарушения произношения регулярно занимайтесь артикуляционной гимнастикой. Это поможет детям научиться говорить правильно и без дефектов.

Дети в возрасте от 4 лет не произносят много букв.У многих малышей по-прежнему слабое произношение, которое со временем исправляется. Некоторым детям необходимо заниматься спортом, чтобы быстрее выучивать нужные слова.

Артикуляционная гимнастика для детей от 4 лет — это весело и увлекательно. Поэтому малышам нравится заниматься и завиваться перед зеркалом. От таких занятий они поднимут настроение.

Когда у ребенка слабые губы, делайте такие упражнения:

  1. Хомяк. Подуйте по щекам, задержите воздух во рту, через 4 секунды отпустите. Сделайте это упражнение 5 раз.
  2. Голодный хомяк. Потяните за щеки как можно сильнее.
  3. Живопись. Карандаш нужно держать губами. Это упражнение тренирует и укрепляет мышцы для дальнейшей тренировки.

После тренировок перейдите к более сложной гимнастике. Есть два типа упражнений: статические и динамические. Первый вариант укрепляет мышцы, а второй подготавливает к развитию речи.

Статические упражнения:

  1. Берди. Рот очень открыт, а язык, не двигаясь, спокойно находится в полости рта.
  2. Плечо. Рот широко открыт, а язык находится на нижней губе.
  3. Злая кошечка. Широко откройте рот, кончик языка упирается в нижние зубы так, что ползунок выходит.
  4. Грибы. Откройте рот и дотроньтесь языком до неба.

Динамические упражнения:

  1. Час. Открой рот, высунь язык. Переместите его от одного уголка губ к другому. Сделайте это упражнение не менее 7 раз.
  2. Вкусный шоколад.Оближите губы, прищкомните, язык спрячьте во рту.
  3. Лошадь. Прижать язычок к небу, щелкнуть им и звенеть.
  4. С начинкой. По кругу облизывайте сначала верхнюю, а затем нижнюю губу. Скрыть язык.
  5. Чистим зубы. Проведите языком по губам и зубам. Сделайте это упражнение 7-8 раз.

Это основное занятие. К ним вы можете добавить что-нибудь свое. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Тогда вы добьетесь высоких результатов.

Артикуляционные упражнения для детей 5 лет

В этом возрасте многие дети произносят почти все буквы. Чаще всего сложно передать звуки «р», «ш», «ш», «ч». Следовательно, вам нужно сделать акцент на них. Артикуляционная гимнастика для детей от 5 лет предлагается в стихах или предложениях.

Чтобы ребенок научился произносить

.

Почему суставная гимнастика для дошкольников?

Чтобы человек мог правильно произносить разные звуки, его артикуляционные органы, губы, язык, мягкое небо, нижняя челюсть должны быть достаточно подвижными. По мере того, как ребенок учится говорить, постепенно развиваются сила и точность движений этих органов, а сама речь становится более отчетливой, дифференцированной. Ускорить этот процесс можно только постоянными тренировками органов речи. Именно на это направлен ряд специальных упражнений на укрепление и развитие подвижности языка, губ, щек, уздечки.Артикуляционная гимнастика для дошкольников направлена ​​на то, чтобы научить ребенка правильно говорить.

Как и любой другой вид гимнастики, например, комплекс упражнений на укрепление и развитие моторики определенного функционального аппарата человека, артикуляционная гимнастика для детей будет иметь смысл и даст желаемый эффект только в том случае, если ее выполнять ежедневно. , Однако есть особенности такой гимнастики для детей дошкольного возраста, связанные с их функциональными особенностями.Поскольку такие дети быстро утомляются и, как следствие, теряют интерес к занятиям, каждое из упражнений комплекса не должно длиться более 3-5 минут, а количество различных упражнений в комплексе не должно быть больше двух. или три. При соблюдении этого условия, чтобы лучше закрепить навыки произнесения звуков устной речи, артикуляционные упражнения для дошкольников можно успешно проводить три-четыре раза в день.

Есть еще одно из важнейших условий выполнения гимнастики для органов речи, которое обусловлено возрастом зрителей. На первых порах все упражнения должны проходить в игровой форме. Так детям будет легче понять, чего вы от них хотите. Во-вторых, комплексных упражнений всегда должны начинаться с того, что их легче выполнять, и заканчиваться наиболее сложными. Если необходимо добавить новое упражнение для развития навыков, то оно должно сначала появиться в комплексе последним, после повторения уже хорошо выработанных навыков. Этот же комплекс можно повторять, пока ребенок не научится достаточно хорошо выполнять все упражнения.

Артикуляционная гимнастика для детей дошкольного возраста по-особенному: ребенок должен сидеть перед взрослым на жестком удобном стуле, так как его спина должна быть прямой, а руки и ноги не напряжены. Лицо взрослого должно быть прямо перед лицом ребенка, в центре его внимания. Нельзя допускать ситуаций, когда ребенок начнет отводить взгляд. Желательно, чтобы в помещении, где проводятся упражнения, было настенное зеркало, а еще лучше, чтобы в детском саду проводилась артикуляционная гимнастика.Индивидуальные упражнения требуют, чтобы ребенок видел, как он выполняет определенные упражнения языком и губами, или наблюдал за другими детьми, как они их выполняют.

Порядок организации работы при артикуляционной гимнастике следующий:

  1. Описание упражнений взрослых в виде рассказа.
  2. Показывает взрослым, как выполнять упражнение.
  3. Повторение детских упражнений с обязательным контролем взрослым.

Взрослый обязан следить за качеством движений, выполняемых ребенком.Также необходимо следить за тем, чтобы движения губ, языка и других органов выполнялись симметрично как на левой, так и на правой стороне лица. Как правило, в начале занятий дети находятся в напряжении, но постепенно, когда они пристрастились к игре, напряжение уходит, и движения приобретают необходимую естественность. Таким образом вырабатывается привычка к «привычным действиям», движения становятся более согласованными.

Невероятно важно никаким образом не заострять внимание ребенка на том, что он неправильно выполняет то или иное движение.Только хвала! Но при необходимости — аккуратно исправляйте неправильные движения с помощью фраз типа: «немного не так, а вот как», при этом нужно еще раз показать, как именно выполнять упражнение. Хвалить и поощрять. Ребенок должен верить в себя! Только при этом условии артикуляционная гимнастика для дошкольников даст необходимые результаты.

с>.

Что такое артикуляционная гимнастика у детей

Зачем нужен комплекс артикуляционных упражнений?

Малыш учится говорить, глядя на взрослых и пытаясь им подражать. Но не все звуки даются ему легко. Чтобы помочь ему, вы можете сделать с ним специальный заряд для речевого аппарата. articulatory gymnastics for children Артикуляционная гимнастика для детей — лучший способ поговорить с младенцем. Фото: Getty Состав артикуляционного аппарата:

  • язык;
  • щека;
  • губ;
  • уздечка.

Все эти органы участвуют в произношении звуков. Если какой-то орган работает плохо, произношение остается несвязным. В этом случае необходима зарядка артикуляционного аппарата.

С сколько лет занимаюсь артикуляционной гимнастикой

Если у малыша проблемы с произношением и вообще речью, не ждите, что он вырастет и все исправят. Начать занятия можно даже с 2-х лет, но поскольку в этом возрасте все дети плохо говорят, еще сложно понять, есть ли отклонения в речи или нет.У трех-четырехлетних детей опытный логопед уже может точно определить, есть ли нарушения и какие. Если вы взялись за исправление речи в начальной школе, добиться хорошего результата будет сложнее. В более раннем возрасте это будет легче, потому что речевой аппарат у детей только формируется, и нам просто нужно направить это развитие в нужное русло.

Как правильно делать упражнения с ребенком

Чтобы уроки не были обузой и дали желаемый результат, необходимо соблюдать такие правила:

  • Занятия должны быть веселыми и развлекательными.Проведите их в игровой форме.
  • Лучше проводить индивидуальное занятие с ребенком, а не групповое. Малыш должен увидеть, какой пример ему подают взрослые.
  • Каждый урок должен включать не более 3-х упражнений.
  • Четко объясните новое упражнение с демонстрацией движений.

Внимательно следите за тем, как ребенок выполняет упражнение, поправляйте его и хвалите, даже если поначалу оно не очень хорошо справляется. Это его вдохновит, и он будет стараться еще больше.Кроха не может понять своих ошибок, так как не видит своего языка, поэтому приходится иметь дело с зеркалом. Потом он увидит, что он делает, сравнит с действиями родителей. Так ему будет легче увидеть свои ошибки. В начале занятия нужно объяснить 1-2 базовых упражнения, а остальные добавлять постепенно, но не более 1 упражнения на каждое занятие. Если возникают трудности с выполнением старых упражнений, подождите с новыми. Дайте малышу привыкнуть к предыдущим и запомнить их.

Несколько примеров развивающих упражнений

Упражнения стоит выбрать логопеду в зависимости от того, какой артикуляторный навык нужно улучшить. Но есть несколько базовых упражнений, которые помогут каждому:

  • Окно. Используйте два слова: холодно и жарко. Если жарко — открываем рот, холодно закрываем.
  • Чистим зубы. Попросите кроху улыбнуться. Затем покажите ему, как чистить зубы языком.
  • Тесто. Попросите ребенка показать кончик языка.В таком положении разминайте язык губами, чередуя зубы.
  • Чашка. Попросите улыбнуться и открыть рот. Покажите ему, как сделать чашку, заострив кончик языка.
  • Труба. Попросите сомкнуть зубы и в этом положении растянуть губы трубкой.

Чтобы поддержать интерес к малышу, можно придумать сказку и сопроводить играми. Если вы хотите научить ребенка правильно говорить, обратитесь к логопеду. Он подберет зарядку, которая подходит в вашем случае, даст задания, которые можно выполнять дома, и вообще направит весь процесс.

Комментарии

комментария

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *