Бихевиоральному направлению в психологии характерно: Бихевиоризм в психологии — теория, направления, представители
Бихевиоральное направление — Психологос
Бихевиоральное направление в практической психологии реализует принципы бихевиоризма. Это направление работает в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривает человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом.
«Психология с бихевиористской точки зрения есть чисто объективная, экспериментальная область естественной науки, которая нуждается в интроспекции так же мало, как такие науки, как химия и физика» (Хрестоматия «Общая психология» под общей редакцией В.В. Петухова. Т.1., М., 1997. с. 118). Дж. Утсон. Психология с точки зрения бихевиориста.
«При объективном изучении человека бихевиорист не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии. Он приходит к заключению, что все эти термины могут быть исключены из описания деятельности человека…» (Хрестоматия по истории психологии под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1980. С. 35) Дж. Уотсон. Бихевиоризм.
Бихевиоральное направление находится полностью в поведенческой парадигме и ставит в первую очередь задачи изменения поведения.
Методы изменения поведения
Бихевиоральное направление основывается на теориях И. П. Павлова и Б. Скиннера и состоит в модификации поведенческих стереотипов через использование принципов теории научения (см.→) Поведенческие и эмоциональные проблемы понимаются как закрепленные в результате поощрения и подкрепления дизадаптивных ответов на средовые раздражители. Задача состоит в их ликвидации или модификации. Поведенческий психолог или терапевт отвечает на 4 вопроса:
- Какое поведение является мишенью для изменении и что в наблюдаемом поведении подлежит усилению, ослаблению, поддержке?
- Какие события поддерживали и поддерживают это поведение?
- Какие изменения в среде и систематические вмешательства могут изменить это поведение?
- Как может однажды установившееся поведение быть поддержано и/или распространено на новые ситуации за ограниченное время?
Терапия в бихевиоральном подходе
Изначально в бихевиоральной терапии использовалось исключительно обусловливание: классическое (по Павлову) и оперантное. В настоящее время терапия в бихевиоральном подходе та же, что и в когнитивно-бихевиоральном. См.→
Бихевиоральный и поведенческий подход
Нередко понятия «бихевиоральное направление» и «поведенческий подход» используются как синонимы, однако в сложившейся практике между этими подходами есть существенная разница. См.→
Бихевиоризм — Психологос
Джон Уотсон
Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.
Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм — бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).
Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.
Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.
Миссия бихевиоризма — перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения. Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.
«Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!». — Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.
Фильм «История Джона Утсона»
Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать». Со временем, однако, возникла необходимость различать бихевиоральный и поведенческий подход. Бихевиоральный подход в практической психологии — подход, реализующий принципы классического бихевиоризма, то есть работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Однако поведенческий подход — шире. Он включает в себя не только бихевиоральный, но и когнитивно-бихевиоральный, и личностно-поведенческий подход, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) — любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность. См.→
Бихевиоризм подход хорошо сочетается с другими подходами современной практической психологии. Многие современные бихевиористы используют элементы и гештальт-подхода, и элементы психоанализа. Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д.Роттера.
В психотерапии бихевиоральный подход — один из многих часто используемых подходов.
Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации — по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета. Смотри Основные подходы в практической психологии
Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы. Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести. Смотри →
это что такое? Бихевиоризм в психологии, его представители :: SYL.ru
Бихевиоризм – это движение в психологии, которое полностью отрицало сознание человека как самостоятельное явление и отождествляло его с поведенческими реакциями индивида на различные внешние раздражители. Проще говоря, все чувства и мысли человека сводились к двигательным рефлексам, вырабатываемым у него с опытом в течение жизни. Эта теория в свое время произвела революцию в психологии. О ее основных положениях, сильных и слабых сторонах мы поговорим в этой статье.
Определение
Бихевиоризм – это направление в психологии, изучающее поведенческие особенности людей и животных. Свое название это течение получило не случайно — английское слово «behaviour» переводится как «поведение». Бихевиоризм на многие десятилетия определил облик американской психологии. Это революционное направление радикально преобразовало все научные представления о психике. В его основе была заложена мысль о том, что предметом изучения психологии является не сознание, а поведение. Поскольку в начале 20 века было принято ставить знак равенства между этими двумя понятиями, возникла версия, что устраняя сознание, бихевиоризм устраняет и психику. Основателем этого течения в психологии стал американец Джон Уотсон.
Суть бихевиоризма
Бихевиоризм – это наука о поведенческих реакциях людей и животных в ответ на влияние окружающей среды. Важнейшей категорией этого течения является стимул. Под ним понимается любое стороннее воздействие на человека. Сюда входит и наличная, данная ситуация, подкрепление и реакция, в качестве которых может выступать эмоциональное или словесное реагирование окружающих людей. При этом субъективные переживания не отрицаются, но ставятся в зависимое положение от этих воздействий.
Во второй половине ХХ века постулаты бихевиоризма были частично опровергнуты другим направлением – когнитивной психологией. Однако многие идеи этого течения и в наши дни широко используются в отдельных направлениях психотерапии.
Мотивы возникновения бихевиоризма
Бихевиоризм – это прогрессивное направление в психологии, возникшее на фоне критики основного метода изучения психики человека в конце XIX века – интроспекции. Основанием для сомнения в достоверности этой теории послужил недостаток объективных измерений и разрозненность получаемых сведений. Бихевиоризм призывал изучать поведение человека как объективный феномен психики. Философской основой этого течения стала концепция Джона Локка о появлении на свет индивида с чистого листа и отрицание существования некой мыслящей субстанции Гоббса Томаса.
В противоположность традиционной теории, психолог Уотсон Джон предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Эти понятия можно было подвергнуть измерению, поэтому данное воззрение быстро нашло преданных сторонников. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Павлов.
Теория Павлова
Бихевиоризм в психологии основывался на исследованиях нашего соотечественника – академика Ивана Петровича Павлова. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.
В свою очередь Уотсон Джон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные. Как именно формируются сложные формы поведения, ученым раскрыто не было. Эксперименты Уотсона были весьма спорными с точки зрения морали, что вызывало негативную реакцию окружающих.
Исследования Торндайка
На основе многочисленных исследований возник бихевиоризм. Представители разных психологических направлений внесли немалый вклад в развитие этого течения. Например, Эдвард Торндайк ввел в психологию понятие оперантного поведения, которое складывается на базе проб и ошибок. Этот ученый называл себя не бихевиористом, а коннексионистом (от английского «connection» — связь). Свои эксперименты он проводил на белых крысах и голубях.
То, что природа интеллекта базируется на ассоциативных реакциях, утверждал еще Гоббс. То, что соответствующее умственное развитие позволяет животному приспособиться к условиям окружающей среды, заметил Спенсер. Однако лишь с опытами Торндайка пришло понимание того, что сущность интеллекта может быть выявлена без обращения к сознанию. Ассоциация предполагала, что связь осуществляется не между некими идеями в голове у подопытного, и не между движениями и идеями, а между ситуациями и движениями.
За исходный момент движения Торндайк, в противоположность Уотсону, принимал не внешний импульс, заставляющий тело подопытного двигаться, а проблемную ситуацию, заставляющую организм приспосабливаться к условиям окружающей действительности и строить новую формулу поведенческого реагирования. По мнению ученого, в отличие от рефлекса, связь понятий «ситуация — реакция» можно было охарактеризовать такими признаками:
- отправная точка – проблемная ситуация;
- в ответ организм пытается противостоять ей как целое;
- он активно ищет соответствующую линию поведения;
- и выучивается новым приемам методом упражнения.
Бихевиоризм в психологии во многом обязан своим появлением теории Торндайка. Однако в своих исследованиях он пользовался понятиями, которые это течение впоследствии полностью исключило из понимания психологии. Если Торндайк утверждал, что поведение организма формируется на чувстве удовольствия любо дискомфорта и выдвигал теорию о «законе готовности» как о способе изменения импульсов реагирования, то бихевиористы запрещали обращаться исследователю и к внутренним ощущениям субъекта, и к его физиологическим факторам.
Положения бихевиоризма
Основоположником направления стал американский исследователь Джон Уотсон. Он выдвинул несколько положений, на которых основывается психологический бихевиоризм:
- Предметом изучения психологии является поведение и поведенческие реакции живых существ, так как именно эти проявления могут быть исследованы путем наблюдения.
- Поведение определяет собой все физиологические и психические аспекты существования человека.
- Поведение животных и людей необходимо рассматривать как совокупность двигательного реагирования на внешние раздражители – стимулы.
- Зная характер стимула, можно предугадать последующую реакцию. Научиться верно предсказывать действия индивида – основная задача направления «бихевиоризм». Поведение человека можно формировать и контролировать.
- Все реакции индивида имеют либо приобретенную природу (условные рефлексы), либо передаются по наследству (безусловные рефлексы).
- Поведение человека – это результат обучения, когда успешные реакции путем многократного повторения автоматизируются, закрепляются в памяти и впоследствии могут быть воспроизведены. Таким образом, формирование навыков происходит с помощью вырабатывания условного рефлекса.
- Речь и мышление также следует считать навыками.
- Память является механизмом удержания приобретенных навыков.
- Развитие психических реакций происходит всю жизнь и зависит от окружающей действительности – условий жизни, социального окружения и так далее.
- Периодизация возрастного развития отсутствует. Никаких общих закономерностей в формировании детской психики на разных возрастных этапах нет.
- Под эмоциями нужно понимать реакции организма на позитивные и негативные стимулы окружающей среды.
Плюсы и минусы бихевиоризма
В каждом направлении научной деятельности существуют свои сильные и слабые стороны. Направление «бихевиоризм» также имеет свои плюсы и минусы. Для своего времени это было прогрессивное направление, но сейчас его постулаты не выдерживают никакой критики. Итак, рассмотрим достоинства и недостатки этой теории:
- Предмет бихевиоризма – изучение поведенческих реакций человека. Для своего времени это был весьма прогрессивный подход, ведь ранее психологами изучалось лишь сознание индивида в отрыве от объективной реальности. Однако расширив понимание предмета психологии, бихевиористы сделали это неадекватно и однобоко, полностью игнорируя сознание человека как явление.
- Последователи бихевиоризма остро поставили вопрос об объективном изучении психологии индивида. Однако поведение человека и других живых существ рассматривалось ими только во внешних проявлениях. Ненаблюдаемые психические и физиологические процессы ими полностью игнорировались.
- Теория бихевиоризма подразумевала, что поведением человека можно управлять в зависимости от практических нужд исследователя, однако из-за механического подхода к изучению проблемы поведение индивида сводилось к совокупности простейших реакций. Вся активная деятельная сущность человека при этом игнорировалась.
- Бихевиористы сделали метод лабораторного эксперимента основой психологического исследования, ввели практику опытов над животными. Однако при этом ученые не видели особой качественной разницы между поведением человека, зверя или птицы.
- При установлении механизма выработки навыков были отброшены важнейшие компоненты – мотивация и психический образ действия как основа его реализации. Социальный фактор бихевиористами исключался полностью.
Представители бихевиоризма
Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Однако один исследователь не способен в одиночку создать целое движение. Еще несколько ярких исследователей пропагандировали бихевиоризм. Представители этого течения были выдающимися экспериментаторами. Один из них, Хантер Уильям, создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал. Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.
Другой ученый – Лешли Карл – пошел еще дальше. Он с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.
Другие течения бихевиоризма
И все же попытка низвести сознание до совокупности стандартных поведенческих реакций не увенчалась успехом. Бихевиористам требовалось расширить понимание психологии и включить в него понятия мотива и редукции образа. В связи с этим в 1960-е годы появилось несколько новых течений. Одно из них – когнитивный бихевиоризм – было основано Э. Толменом. Оно основывается на том, что психические процессы при научении не ограничиваются связью «стимул – реакция». Психолог нашел промежуточную фазу между этими двумя событиями – когнитивное представление. Таким образом, он предложил свою схему, разъясняющую суть поведения человека: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты он видел состоящими из «когнитивных карт» (умственных образов изученной местности), возможных ожиданий и прочих переменных. Свои взгляды Толмен доказывал различными экспериментами. Он заставлял животных искать корм в лабиринте, и они находили пищу разными путями вне зависимости от того, к какой дороге были приучены. Очевидно, что для них цель была важнее, чем способ поведения. Поэтому Толмэн назвал свою систему взглядов «целевым бихевиоризмом».
Существует направление «социальный бихевиоризм», которое также вносит свои коррективы в стандартную схему «стимул-реакция». Ее сторонники считают, что при определении стимулов, которые должным образом будут воздействовать на поведение человека, нужно учитывать индивидуальные особенности индивида, его социальный опыт.
Бихевиоризм и психоанализ
Полностью отрицал сознание человека бихевиоризм. Психоанализ, в свою очередь, был направлен на изучение глубинных особенностей человеческой психики. Основоположник теории Зигмунд Фрейд вывел два ключевых понятия в психологии – «сознание» и «бессознательное» — и доказал, что многие поступки человека нельзя объяснить рациональными методами. В основе некоторых поведенческих реакций человека лежит тонкая интеллектуальная работа, протекающая вне сферы сознания. Бессознательным могут оказаться угрызение совести, чувство вины, острая самокритика. Первоначально теория Фрейда была встречена в научном мире прохладно, однако со временем она завоевала весь мир. Благодаря этому движению психология вновь начала изучать живого человека, проникать в сущность его души и поведения.
Со временем бихевиоризм изжил себя, так как его представления о человеческой психике оказались слишком однобокими.
Бихевиорист — это… Что такое Бихевиорист?
Бихевиори́зм (от англ. behaviour — «поведение», ещё один вариант произношения: «би-хэ́й-вио-ри́зм» с двумя ударениями) — направление в психологии, объясняющее поведение человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.
Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта, в противоположность ассоцианизму и психоанализу.
Методы
Бихевиористами применялось два основных направления для исследования поведения: наблюдение в лабораторных, искусственно создаваемых и управляемых условиях, и наблюдение в естественной среде обитания.
Большинство экспериментов бихевиористы проводили на животных, затем установление закономерности реакций в ответ на воздействия окружающей среды перенесли на человека. Позже эта методика подвергалась критике, в основном по этическим причинам (смотри, например, гуманистический подход). Также бихевиористы полагали, что благодаря манипуляциям внешними стимулами можно формировать у человека разные черты поведения.
В СССР
В СССР бихевиоризм рассматривался как буржуазное извращение психологии. Особенно активно критиковал этот подход А.Н.Леонтьев. В основном критика сводилась к тому, что бихевиоризм отрицал роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека.
В то же время к бихевиоризму были близки существовавшие в СССР в 1920—1930-е гг. «объективная психология» П.П.Блонского и «рефлексология» В.М.Бехтерева.
Развитие
Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.
Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).
См. также
Ссылки
Примечания
Формула Бихевиоризма : S -> R {S-стимул, R-реакция}.
Wikimedia Foundation.
2010.
Бихевиоризм — направления, стимулы, заблуждения
В двадцатом веке на смену эмпирической приходит психология практическая. Американцы ставят науку на материалистическую основу. Вместо внутренних переживаний и сомнений на первом плане в психологии оказывается действие. Появляется новое направление, бихевиоризм, которое в переводе на русский язык означает «поведение». Сторонники нового направления полагали, что предметом изучения в психологии должны быть только те поведенческие реакции, которые можно увидеть и расценить. Наука должна быть только объективной. Когда действия человека доступны с помощью органов чувств внешнему наблюдению психолога, становится ясной мотивация исследуемой личности.
Теория бихевиоризма гласит, что поведение людей диктуется не их мыслями, а обычным механическим воздействием внешней среды. Все очень просто: появившийся стимул порождает определенную реакцию. Под реакцией в бихевиоризме подразумевается такие движения человека, которые он совершает, выполняя то или иное действие; под стимулом – раздражения, идущие из внешнего мира, доступные наблюдателю.
Поскольку между стимулами и реакциями существует закономерная связь, бихевиоризм учит, что, познав принципы такой взаимосвязи, можно добиться от человека и общества необходимого поведения в различных ситуациях. При этом вовсе нет необходимости исследовать внутренние психические переживания.
Теория бихевиоризма
Такие понятия, как «осознание» и «переживание» нового направления психологии утратили всякую значимость. Теория бихевиоризма признает только конкретное действие и не менее конкретный стимул, который виден для всех окружающих. Все внутренние эмоции считаются субъективными. Один человек переживает «за разбитую чашку», другой – считает, что подошло время замены посуды. Так или иначе, оба идут и покупают новую чашку. В этом основной принцип, лежащий в основе теории бихевиоризма, стимул порождает реакцию, все остальное является временным и наносным.
Кроме того, бихевиоризм полагает, что все стимулы должны подлежать документальному подтверждению, фиксироваться вешними объективными средствами. Полагаться на самонаблюдение психологу не следует ни в коем случае. Основоположник учения бихевиоризма Джон Уотсон вывел формулу: стимул – реакция. Только стимул побуждает человека к какому-либо действию и определяет его характер. Вывод: нужно делать как можно больше опытов с регистрацией данных и дальнейшим глубоким анализом полученной информации.
Безевиоризм, как учение о поведении, также распространяется на животный мир. Поэтому бихевиористы приветствовали учение Павлова и пользовались его результатами.
Новое направление бихевиоризма приобрело популярность, так как отличалось простотой и доступностью понимания. Но, вскоре, оказалось, что не все так просто. Некоторые стимулы вызывают не одну, а сразу несколько реакций. Учение нуждалось в обновлении.
Направления бихевиоризма
Кризис бихевиоризма был разрешен введением в классическую формулу дополнительной переменной. Теперь стало считаться, что не всё возможно зафиксировать объективными методами. Стимул срабатывает только с промежуточной переменной.
Бихевиоризм, как и всякое учение, подвергался модификациям. Так появились новые течения:
- Необихевиоризм;
- Соцбихевиоризм.
Основоположником необихевиоризма был Сканнер. Ученый полагал, что исследования, не имеющие объективного подтверждения, ненаучны, и проводить их не следует. Новый бихевиоризм не ставит задачу воспитания личности, но направляет усилия на «программирование» поведения индивидуума для достижения максимально эффективного результата для заказчика. Практика «метода пряника» в исследованиях подтвердила важность положительного стимула, при котором достигаются наилучшие результаты. Сканнер, проводя исследования, неоднократно попадал впросак, но ученый полагал, что если бихевиоризм не может найти ответа на какой-либо вопрос, то такого ответа вовсе не существует в природе.
Основное направление бихевиоризма в социальном плане изучает агрессию человека. Приверженцы соцбихевиоризма полагают, что человек прикладывает все усилия для того, чтобы добиться определенного положения в обществе. Новое слово бихевиоризм в этом течении – это механизм социализации, который предусматривает не только приобретение опыта на собственных ошибках, но и на чужих промахах. На основе этого механизма сформированы основы агрессивного и кооперативного поведения. В этом отношении примечателен опыт бихевиоризма в психологии канадского психолога Альберта Бандуры, который взял три группы детей и представил им один и тот же художественный фильм. В нем показывали, как мальчик избивает тряпичную куклу. Однако для каждой группы были сняты разные концовки:
- Положительное отношение к действиям мальчика;
- Наказание мальчика за «плохой поступок»;
- Полное безразличие к действиям главного героя.
После просмотра фильма детей приводили в комнату, где находилась точно такая же кукла. Дети, которые видели, что за избиение куклы наказывают, не тронули её. Малыши из двух других групп проявили агрессивные качества. Это доказывает, с точки зрения бихевиоризма, что на человека активно влияет общество, в котором он находится. В результате опыта Альберт Бандура предложил запретить все сцены насилия в фильмах и средствах массовой информации.
Основные заблуждения бихевиоризма
Главные ошибки приверженцев бихевиоризма заключаются в полном игнорировании личности:
- Непонимание того, что изучение любого действия невозможно без привязки к конкретной личности;
- Непонимание того, что в одинаковых условиях у разных личностей могут возникнуть несколько реакций, и выбор оптимальной всегда остается за человеком.
Как утверждают сторонники бихевиоризма в психологии, «уважение» строится исключительно на страхе. Подобное утверждение не может считаться истинным.
бихевиоризм — это… Что такое бихевиоризм?
БИХЕВИОРИЗМ (с. 87)
Бихевиоризм — один из немногих англицизмов, использование которого оправдано самой природой нашего языка. С помощью «изма» можно вывести название системы почти из любого слова, но попробуйте проделать это с «поведением» (behavior по-английски буквально и означает — поведение). Данная школа — крупнейшая в мировой психологии XX в. — всегда была представлена в России (как в научных работах, так и в учебных курсах) очень скупо и преимущественно критически. В результате в сознании российских психологов бихевиоризм представлен в основном в виде набора упреков в его адрес. Попробуем сформулировать самые важные из этих упреков. Итак, бихевиоризм оказывается сильно уязвим для критики в связи с тем, что он:
- заставил психологию отказаться от того, что есть в ней самого волнующего и привлекательного, — внутреннего мира, то есть сознания, чувственных состояний, душевных переживаний;
- трактует поведение как совокупность ответных реакций на определенные раздражители, тем самым низводя человека до уровня автомата, робота, марионетки;
- опираясь на тот аргумент, что все поведение выстраивается в ходе прижизненной истории, пренебрегает врожденными способностями и склонностями;
- не уделяет внимания изучению мотивов, намерений и целевых установок человека;
- не в силах объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве;
- опирается на опыт изучения животных, а не человека, поэтому представляемая им картина человеческого поведения ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;
- неэтичен, так как использует в экспериментах жестокие методы, включая болевое воздействие;
- недостаточное внимание уделяет индивидуально-психологическим особенностям, пытаясь свести их к индивидуальному репертуару поведения;
- игнорирует категории морали и нравственности;
- антигуманен и антидемократичен, поскольку ставит своей целью манипуляцию поведением, так что его результаты хороши для концлагеря, а не для цивилизованного общества.
Как это ни покажется невероятно, но все эти утверждения почти дословно почерпнуты из работы самого знаменитого бихевиориста Б.Ф.Скиннера. Одну из своих самых известных книг он начинает перечнем упреков в адрес своей позиции, с тем чтобы затем их отвергнуть. Так уж повелось, что бихевиористам постоянно приходится оправдываться. Получается это иногда убедительно, иногда — не очень. Дабы разобраться в справедливости выдвинутых претензий и соответствующих контраргументов, попробуем проследить историю их возникновения. Как получилось, что бихевиористы дали столько поводов для критики, и можно ли что-то сказать в их защиту?
Психология оформилась в самостоятельную науку в последней четверти XX в. Ее предметом было провозглашено сознание, а основным методом — интроспекция, т.е. изощренное профессиональное самонаблюдение. В качестве центральной задачи ставилось изучение содержания сознания, выявление его элементов (которых, по некоторым гипотетическим оценкам, должны насчитываться десятки тысяч) и связей между ними, образующихся по законам ассоциации.
Сегодня этот этап развития психологии справедливо расценивается как перевернутая страница в истории науки. Однако понадобилось несколько десятилетий, чтобы со всей очевидностью высветилась ограниченность интроспективного подхода и его невысокая практическая ценность.
Для своего времени (начало XX в.) бихевиоризм явился новым позитивным вкладом в науку, обеспечившим ее прогресс. Так же, впрочем, как и фрейдизм, позволивший по-новому оценить многие явления душевной жизни. Однако уже по прошествии полувека эти две основные силы в психологии (об интроспекционизме никто уже всерьез не вспоминал) продемонстрировали присущие им слабости и издержки и фактически побудили новое поколение психологов объединиться в «третью силу» под знаменами гуманистической психологии. Кстати, именно от гуманистов в адрес бихевиоризма раздавалась самая серьезная критика. А вот сегодня, по прошествии еще полувека, уже вполне очевидно, что и «третья сила» оказалась не безупречна и далеко не все ее амбиции основательны. Вероятно, впереди новый виток, на котором в единый вектор сложится накопленный предшественниками позитив и будут отброшены нереалистичные притязания. И похоже, в багаж психолога XXI века войдут и кое-какие достижения поведенческой школы. Ибо на одних комплексах в XXI веке далеко не уедешь, будь то комплекс Эдипа по Фрейду или комплекс Ионы по Маслоу.
Эру науки о поведении принято отсчитывать с 1913 г., когда Джон Уотсон на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации выступил с программным докладом «Психология с точки зрения бихевиориста», который в том же году был опубликован. Однако идеи бихевиоризма к тому времени уже витали в воздухе, и главная заслуга Уотсона состоит, пожалуй, в том, что он их озвучил. В этом смысле Уотсон, безусловно, выступил революционером.
Представление об адаптивной (по отношению к внешним стимулам) природе психики и рефлекторном характере поведения восходит еще к картезианскому учению о рефлексе, сформулированному в XVII в. (сам Декарт, кстати, термина «рефлекс» еще не употреблял, да и механизм проведения нервных импульсов на том уровне развития науки был еще неведом, однако схема циркуляции «животных духов» довольно точно предвосхитила схему рефлекторной дуги). Сама идея тождества механизмов поведения всех живых организмов — как животных, так и человека — принадлежит именно Декарту. Правда, Декарт специфику человеческого поведения все же видел в его одухотворенности, отчего бихевиористы категорически отказались.
Философскую основу бихевиоризма составил сплав позитивизма и прагматизма. Основатель позитивизма, французский философ Огюст Конт считал, что единственно истинным знанием является знание об объективно наблюдаемых явлениях. Соответственно, подлинно научному исследованию доступны только наблюдаемые факты, что совершенно исключает из исследовательского инструментария всякие субъективные методы, в первую очередь — интроспекцию. К началу XX в. именно позитивизм определял ту научную атмосферу, «дух времени», в которых вызревала революция в психологии. Философия прагматизма, ведущими представителями которой выступали У.Джемс и Дж.Дьюи, выдвигала в качестве критерия истинности любого учения, любой концепции их практическую пользу (тут легко проследить аналогию с марксистской формулой «практика — критерий истины», хотя у нас ее долгие годы не принято было замечать).
Дьюи и Джемс повлияли на становление бихевиоризма не только своими философскими, но и психологическими идеями. В историю психологии Джон Дьюи (известный у нас преимущественно как философ и теоретик школьного воспитания) вошел как автор программной статьи «Понятие о рефлекторном акте в психологии» (1896), в которой призвал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его адаптивной по отношению к среде активности. В ту пору Дьюи работал в Чикагском университете, где под его влиянием сформировалась группа психологов, объявивших себя в противовес школе Вундта и Титченера функционалистами. Их кредо высказал Джеймс Энджелл в президентском адресе к Американской психологической ассоциации — «Область функциональной психологии» (1906). В нем функциональная психология определялась как учение о психических операциях в противовес структуралистскому учению о психических элементах. Операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой. Главное назначение сознания — «аккомодация к новому». Организм действует как психофизическое целое, и поэтому психология не может ограничиться областью сознания. Ей следует устремиться в различных направлениях ко всему многообразию связей индивида с реальным миром.
Эти представления, несомненно, оказали влияние на Уотсона, который некоторое время работал в Чикагском университете в качестве ассистента Энджелла.
Джемса, который, как известно, ни к какой научной школе не примыкал и собственной не создал, часто относят к предшественникам бихевиоризма на основании его теории эмоций. Представление Джемса об эмоциях, удивившее современников своей парадоксальностью, было первоначально изложено в 1884 г. в журнальной статье «Что такое эмоция?».
Вопреки казавшемуся неоспоримым представлению о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах организма, Джемс предложил рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений: внешний раздражитель вызывает в организме (мышцах и внутренних органах) пертурбации, которые переживаются субъектом в форме эмоциональных состояний. Пафос выступления Джемса состоял в том, чтобы превратить эмоциональные состояния в объект, доступный естественно-научному постижению. Эту задачу он пытался решить сведением субъективно переживаемого к телесному. Гипотеза Джемса носила умозрительный характер и впоследствии не выдержала опытной проверки, но в свое время сыграла роль катализатора новых воззрений на психические процессы.
В 1910 г. Энджелл писал, что термин «сознание» в конце концов исчезнет из психологии, как это произошло с термином «душа». Три года спустя, незадолго до появления манифеста Уотсона, Энджелл предположил, что будет гораздо полезнее просто забыть о сознании и вместо этого объективно описывать поведение людей и животных. В 1911 г. Уолтер Пилсбери в своей книге определил психологию как науку о поведении. Он настаивал, что к человеку надо относиться столь же объективно, как и к любому объекту физического мира. В том же году Вильям Монтегю представил в нью-йоркское отделение АПА работу под названием «Не потеряла ли психология сознание?». Он писал о «движении, стремящемся избавиться от концепции разума или сознания и заменить их понятием поведения как достаточного объекта для психологических исследований». В те же годы появляются книги Макса Майера «Фундаментальные законы человеческого поведения», Уильяма Мак-Дугалла «Психология: изучение поведения». Уотсону оставалось выйти на трибуну и провозгласить, что революция, о которой так долго говорили психологи, свершилась!
Конечно, нельзя недооценивать и собственные заслуги Уотсона, обобщившего свой 12-летний опыт изучения поведения животный, а также богатый опыт, накопленный к тому времени в лабораториях Америки и… России! В США первая подопытная крыса была запущена в первый экспериментшьный лабиринт еще в 1900 г., а в России изучение собачьих рефлексов началось еще раньше. Нет ничего удивительного в том, что в американских учебниках психологии, Россию высокомерно игнорирующих, пара русских имен все же обязательно упоминается — Павлов и Бехтерев. Понятно, что упоминаются они — причем с большим почтением — в главах, посвященных бихевиоризму.
Отказавшись от традиционных для академической психологии понятий, прежде всего — сознания, недоступного объективному изучению, психологи-бихевиористы сосредоточили внимание на том, что «весомо, грубо, зримо», — феноменах поведения и именно в терминах поведения стали трактовать все явления душевной жизни. Поведение трактовалось ими как совокупность реакций на стимулы внешней среды. Такая трактовка сама по себе открывала перед исследователями широкие перспективы. Ведь, согласно их представлениям, знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующую реакцию, и наоборот, по характеру реакции можно судить о вызвавшем ее стимуле. Поэтому, используя необходимые стимулы при умелом манипулировании подкреплением (поощряя одни реакции и подавляя другие), можно добиться желаемого поведения. Понятно, что на первый план в исследованиях выдвигалось научение — приобретение и закрепление нового опыта.
Практическое применение бихевиоральных схем продемонстрировало исключительно высокую эффективность — прежде всего в области исправления «нежелательного» поведения. Психотерапевты поведенческого направления предпочли отбросить рассуждения о внутренних терзаниях и стали рассматривать психологический дискомфорт как следствие неправильного поведения. В самом деле, если человек не умеет вести себя адекватно складывающимся жизненным ситуациям, не умеет налаживать и поддерживать отношения с близкими, с коллегами, с противоположным полом, не может отстоять свои интересы, решать возникающие проблемы, то отсюда один шаг до всяческих депрессий, комплексов и неврозов, которые по сути дела выступают лишь следствиями, симптомами. Лечить надо не симптом, а болезнь, то есть решать проблему, лежащую в основе психологического дискомфорта, — поведенческую проблему. Иными словами, человека надо научить правильно себя вести. Если вдуматься — не на этом ли основана идеология всей тренинговой работы?
Один из прикладных аспектов поведенческой психологии все мы постоянно испытываем на себе, подвергаясь неустанному и, надо признать, весьма эффективному воздействию рекламы. Как известно, основоположник бихевиоризма Уотсон, лишившийся вследствие скандального развода всех академических должностей, нашел себя в рекламном бизнесе и немало в нем преуспел. Сегодня герои рекламных роликов, склоняющие нас к покупке того или иного товара, — это фактически солдаты армии Уотсона, стимулирующие согласно его заветам наши покупательские реакции. Можно сколько угодно ругать тупую назойливую рекламу, но ее создатели не вкладывали бы в нее бешеные деньги, будь она бесполезна.
Но самое широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая схема формирования человека, основанная на «впечатывании» (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку «правильных» реакций и устранение «неправильных». При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробование различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения. В конце концов, что есть школьная отметка, как не форма подкрепления? Правда, педагоги гуманистической ориентации гневно клеймят школьную отметку и призывают от нее отказаться в пользу исключительного поощрения реальных достижений. Но насколько это противоречит идеям бихевиоризма? Создается впечатление, что с работами бихевиористов мало кто из их критиков по-настоящему знаком. А вот, например, строки из Скиннера: «Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому.
Кроме того, наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт.
В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому».
Если опустить формулировку «контроль за поведением», то даже не верится, что эти слова принадлежат «без пяти минут фашисту», которого вот уже полвека отчаянно поносят полчища гуманистически настроенных психологов, педагогов и публицистов. По сути дела, весь пафос их критики сводится к тому, что с помощью бихевиоральных методов можно вершить всяческие издевательства над людьми (примеров предостаточно). Вообще-то и скальпелем можно зарезать. Что ж — откажемся от хирургии?
Всей историей своего развития бихевиоризм продемонстрировал — значение этого научного направления и его историческая судьба сродни тем, что характерны для любой психологической школы. В свое время его рождение отвечало насущным требованиям науки и практики, всей общественной жизни, явилось позитивным шагом в развитии науки, поскольку позволило отвергнуть отжившие и малопродуктивные представления прошлого.
Джон Уотсон.
Б.Ф.Скиннер с проблемным ящиком
Однако притязания бихевиористов оказались слишком преувеличенными (разве не то же самое можно сказать про любую школу?). Попытки свести все многообразие психических явлений к поведенческим реакциям в ряде случаев, действительно, производят впечатление примитивизации. Да и аналогии с поведением животных, в известных пределах — бесспорные, за этими пределами начинают звучать абсурдом.
Бихевиоризм берется объяснить наше поведение и способствовать его формированию в наилучшем направлении. Кое в чем это удается блестяще, кое в чем — более или менее правдоподобно и успешно, однако исчерпывающего объяснения и безупречного практического инструментария он дать не в состоянии. Только вряд ли это может служить поводом для упреков — ведь никто из психологов, к какой бы школе он ни принадлежал, такого успеха пока не добился.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо.
С.С. Степанов.
2005.
теория кратко и понятно, представители, идеи, суть, методы, основатель, классическая концепция Уотсона
Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — ответвление в психологии, которое изучает поведение живых существ и способы влияния на него. В более узком понимании эта наука исследует внешнее поведение, не делая различия между людьми и животными.
Классический бихевиоризм Дж. Уотсона сводит психологические проявления к реагированию организма к двигательным. Мышление сводится к речевому акту, а эмоции к внутренним изменениям в организме. Сознание принципиально не включено в список изучения бихевиоризмом. Так как оно не изображает поведенческих показателей. Основная черта поведения принимается связь стимула и реакции (S — R).
Представители бихевиоризма
Основным основоположником бихевиоризма выступает Эдвард Ли Торндайк. В основном, он проводил исследования поведения животных. Для этого Торндайк в 1911 году придумал эксперимент «проблемная клетка» из которого животное, методом проб и ошибок, должно найти выход.
Сенсационную лекцию «Психология с точки зрения бихевиориста» создал психолог из США Джон Бродес Уотсон в 1913 году, чем положил официальное начало бихевиоризма. Он был убеждён, что любое поведение можно измерять или модифицировать. Мысль Уотсона состояла в объективности и полезности психологии для общества. А его цель — в предсказании реакции и определении природы действующего стимула.
Уотсон совместно с Рейдер провели эксперимент под названием «Маленький Альберт», в центре которого был 11-ти летний мальчик. Этот эксперимент иллюстрировал формирование человеческого страха и тревоги.
У. Хантер в 1914 году создал схему «Отсроченная» для изучения манеры поведения. Он показывал обезьяне банан, а потом прятал в один из ящиков и закрывал от нее их ширмой. Через пару секунд снимал ширму. Обезьяна безошибочно находила банан. Так стало ясно, что животные способны не только на непосредственную реакцию на импульс, но и на отсроченную.
Л. Карл пошел еще дальше. Он при помощи экспериментальных опытов вырабатывал у разных животных умения, потом удалял им различные части мозга, для выяснения существует ли зависимость от удаленных частей мозга выработанного навыка. Вывод состоит в том, что все части мозга равнозначны и могут заменять друг друга.
В СССР бихевиоризм принимался как буржуазное извращенство в психологической науке. Активным ненавистником его был А.Н. Леонтьев. Критика состояла в отрицании не наблюдаемых внешних факторов (цели, мотивы, предубеждения и т.п.) в поведении человека. Однако к бихевиоризму были близки по смыслу «объективная психология»П.П. Болонского и «рефлексология» В.М. Бехтерева, которые существовали в СССР в 1929-1930-е годы.
До середины 1950-х годов бихевиоризм занимал одно из главных мест в психологии.
В1971 году Беррес Ф. Скиннер презентовал книгу «По ту сторону свободы и достоинства», в которой он утверждал, что свободная воля — это иллюзия.
Идея бихевиоризма
Важную нишу бихевиоризма занимает стимул. Он подразумевает данную ситуацию, которая выстраивает подкрепление реакции. В виде этих реакций выступают эмоциональное и устное реагирование окружающего общества. Но при этом личностные переживания не остаются незамеченными, а переносятся в зависимое положение от внешних факторов.
Научный исследователь Джон Уотсон вынес основные пункты, на которых строится бихевиоризм:
Целью наблюдения психологии есть поведение и реакции всех живых существ. Именно такие проявления будут изучены.
Все физиологические и психологические проявления исходят от типа поведения.
Реагирование людей и животных нужно исследовать как единый двигательный показатель на внешние раздражители — стимулы.
Исследовав показатели стимула, можно предугадывать следующий ответ. Основная задача бихевиоризма — научится предсказывать действия личности. Так поведение индивида можно контролировать.
Все виды реакций человека состоят из приобретенных форм (условные рефлексы) или переходят по наследству (безусловные рефлексы)
Повадки человека — это итог обучения. Т.е. многократное повторение ответного реагирования отпечатывается в памяти. Впоследствии этого могут быть воспроизведены. Так формирование навыков происходит через выработку условных рефлексов.
Мышление и речь также входят в список навыков.
Память служит хранением приобретенных умений.
Становление психических реакций происходит на протяжении всей жизни. Такое развитие зависит от условий проживания, социального общества и внешних раздражителей.
Систематизация возрастного развития не присутствует. Общих признаков в процессе формирования детской психики на разных этапах возраста отсутствуют.
Эмоции означают ответ организма на положительные и отрицательные стимуляторы окружающего пространства.
Уотсон предполагал, что человека можно обучить всему. По его мнению генетические, личностные и умственные факторы не помешают обучению.
Если углубится, то суть бихевиоризма в создании лаборатории социума.
Бихевиоризм в психологии
Бихевиоризм служит предметом изучения поведения субъектов. Человеческое поведение изучается с рождения индивида до конца его жизни. Исследование проводится с объективной точки зрения, что приводит к игнорированию сознания, ощущений, воли и воображения. Из-за этой точки зрения, бихевиористы исключили понятия подсознания и всё, что связано с ним.
Цель бихевиоризма состоит в изучении поведения субъекта, чтоб в будущем превзойти его и предсказать его ответ на определенные события. Достигнуть такую цель сложно, но реально. До нынешнего времени такая практика смогла состояться только на бессистемно используемых методах общественного действия.
Из-за множественных реакций, наука старается их изменить. Выясняется, что количество безусловных ответов организма, при рождении, не велико. Это отрицает теорию инстинкта. Большая часть инстинктов, названными старой школой психологии, сейчас относятся к условным. Бихевиористы не ищут генетические наследия поведенческих реагирований или наследстве особых способностей (например музыкальных или художественных). Они считают, что каждый ребенок рождается с одинаковым количеством возможностей и при определенных внешних обстоятельствах можно его направить на изучение любой узкой отрасли.
Важной деталью бихевиоризма является стимул (S) — реакция (R). Зоопсихолог Эдвард Ли Торндайк отталкивался от теории личности (набор поведенческих реакций) и открыл закон эффекта. Он указал, что между побуждением и ответной реакцией есть связь, которая подпитывается стимулом.
Теория бихевиоризма состоит в том, что личность обладает навыками и рефлексами, которые она приобрела в окружающей себя среде. Получается, что индивид есть организованной структурой и почти стабильной системой разных умений.
Бихевиоризм в психологии рассматривает личности как субъект, у которой есть реакция, функции и возможность к обучению. Получается запрограммированный человек на воспроизведение разных действий, поведения и рефлексов.
Необихевиоризм
Эта наука принадлежит американской психологии, которая появилась в 1930-х годах ХХ в.
Необихевиоризм выступил в качестве свидетеля кризиса классического бихевиоризма, который не смог объяснить цель полноты поведения. Эта наука пользовалась идеями гештальт-психологии, фрейдизма (Э.Ч. Толмен) и павловского о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл). Цель необихевиоризма состоит в преодолении ограниченности изначальной теории бихевиоризма. Но эта нео-отрасль пыталась сохранить основную установку на биологизацию человеческой психики.
Необихевиоризм не пытался уйти далеко от классического бихевиоризма. Американский психолог Э.Ч. Толмен поддерживал положение, что исследование должно проводится строго по объективному методу, а не опираться на недоступные этому способу мире подсознания. Но ещё в 1960-тые годы Толмен усовершенствовал формулу бихевиоризма и назвал ее когнитивным бихевиоризмом. К стимулу и реакции он добавил «промежуточные переменные», без которых он не представлял метод исследования поведения. Так появилась когнитивное представление.Он ввел гипотезы, цели, намерения и познавательные карты. В итоге получилась формула: S (стимул) — V (промежуточные переменные) — R (реакция).
Плюсы бихевиоризма:
- Объективный взгляд;
- Практика научных методов;
- Предметом изучения вошло поведение;
- Эффективные способы терапии нарушенного поведения.
Минусы бихевиоризма:
- Устаревшая методология и литература;
- Механический детерминизм;
- Нет отличия между человеком и животным.
Данная научная отрасль подходит для простых ситуаций психотерапии: избавления от популярных фобий (страхов), плохих привычек, моделирование плохого поведения. В сложных «личностных» случаях использование бихевиоральных способов дает не долгий эффект. Существуют исторические предпочтения: Америка пользуется бихевиоральными подходами всем другим, в России бихевиоризм не популярен.
ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ — Ричардс о мозге
Бихевиоризм : великая теория человеческого развития, изучающая наблюдаемое поведение. Описывает законы и процессы обучения поведению. (Бергер, 38) Школа психологии и теоретической точки зрения, которая подчеркивает изучение наблюдаемого поведения, особенно в том, что касается процесса «обучения». Отвергает акцент на «сознании», продвигаемый структурализмом и функционализмом. Также категорически отвергал «фрейдистские» представления о бессознательных влияниях.(Хокенбери, 7-8). Настаивает на том, что только наблюдаемое поведение должно составлять объект исследования, поскольку его можно наблюдать, описывать и измерять объективно. (Коллин, 340) Примечание редактора — разработано Джоном Ватсоном, а затем поддержано Б.Ф. Скиннером. Также называется «теорией поведения».
Бихевиорист : человек, который верит в бихевиоризм. (Маршалл, 03.11.2011)
Когнитивизм : великая теория человеческого развития, которая фокусируется на изменениях в мышлении людей с течением времени.Согласно этой теории, наши мысли формируют наши отношения, убеждения и поведение. (Бергер, 43) Сосредоточен на умственных процессах, участвующих в обучении и познании, и на том, как разум активно организует переживания. (Коллин, 340) Подчеркивает важность «обучения с наблюдением», сознательных когнитивных процессов, социального опыта, убеждений о «самоэффективности» и «взаимного детерминизма». (Hockenbury, 416) Примечание редактора — разработано Альбертом Бандурой. Также упоминается как «когнитивная теория», «когнитивный объективизм» и «социальный когнитивизм».’
Когнитивист : человек, который верит в когнитивизм. (Маршалл, 11/3/2011) Также называется «когнитивным объективистом».
Взаимный детерминизм : модель, которая объясняет человеческое функционирование и личность как результат взаимодействия поведения, когнитивных факторов и факторов окружающей среды. (Hockenbury, 416)
Новые теории психологии : теории, которые объединяют информацию из многих дисциплин, помимо психологии, и которые становятся всеобъемлющими и систематическими в своих интерпретациях развития.(Бергер, 34)
Эволюционная психология : применение принципов «эволюции», включая «естественный отбор», для объяснения психологических процессов и явлений. (Hockenbury, 11) Некоторые когнитивные психологи утверждали, что … мы наследуем определенные психологические характеристики, они также подвержены тому же естественному отбору, что и наши физические характеристики. (Коллин, 211)
Функционализм : точка зрения, согласно которой психические процессы и поведение живых организмов помогают им адаптироваться к окружающей среде.(Шунк, 22) Обеспокоен исследованием адаптивных функций разума по отношению к окружающей среде. (Коллин, 341) Ранняя школа психологии, которая делала упор на изучении цели или функции поведения и психических переживаний. Функционалисты также изучили, как психологию можно применить к таким областям, как «образование», воспитание детей и рабочая среда. (Hockenbury, 5) Примечание редактора — разработано Уильямом Джеймсом.
Гуманистическая психология : школа психологии и теоретической точки зрения, которая подчеркивает уникальный потенциал каждого человека для психологического роста и саморегулирования.(Хокенбери, 9) Подход, который подчеркивает важность свободы воли и самоактуализации в определении хорошего психического здоровья. (Коллин, 341) Точка зрения, которая подчеркивает важность психологических и «когнитивных» факторов в мотивации, особенно представление о том, что люди мотивированы для реализации своего личного потенциала. (Хокенбери, 302) Парадигма / философия / педагогический подход, который считает, что обучение рассматривается как личный акт для реализации своего потенциала. Ключевые сторонники — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Малкольм Ноулз.(LearningTheories, 17) Примечание редактора — разработано Крейгом Роджерсом.
Условно-позитивное отношение : ощущение того, что вас будут ценить и любить только в том случае, если вы будете вести себя приемлемо для других. (Hockenbury, 414) Также называется «условной любовью».
Безусловное позитивное отношение : ощущение того, что вас будут ценить и любить, даже если вы не соответствуете стандартам и ожиданиям других. (Hockenbury, 414) Также упоминается как «безусловная любовь».
Теория Юнга : люди мотивированы более общей «психологической энергией», которая подталкивает их к достижению психологического роста, самореализации, «психической целостности» и гармонии. (Hockenbury, 407). Юнг считал, что цель жизни каждого человека состоит в том, чтобы его или ее сознательное и бессознательное стали полностью интегрированными, чтобы они могли стать своим «истинным я» (Kleinman, 134). Примечание редактора — разработано Карлом Юнгом.
Архетипы : в теории Юнга унаследованные ментальные образы универсальных человеческих инстинктов, тем и интересов, которые являются основными компонентами коллективного бессознательного.(Hockenbury, 408) Юнг считал, что архетипы — это слои унаследованной памяти, и они составляют целостность человеческого опыта. (Collin, 105)
Коллективное бессознательное : в теории Юнга — предполагаемая часть бессознательного, унаследованная от предыдущих поколений и содержащая универсально общие наследственные переживания и идеи. (Hockenbury, 407)
Экстраверты : тип личности, обращающий свое внимание на внешний мир.(Хокенбери, 408)
Интроверты : тип личности, который фокусирует внимание внутрь себя. (Hockenbury, 408)
Рационализм : идея о том, что знание происходит из разума без обращения к чувствам. Его можно проследить до Платона, который отличал знание, полученное с помощью чувств, от знания, полученного с помощью разума. (Schunk, 5)
Структурализм : ранняя школа психологии, которая делала упор на изучении самых основных компонентов или «структур» «сознательных» переживаний.Считал, что даже самые сложные наши сознательные переживания можно разбить на элементарные структуры или составные части ощущений и чувств. В конце концов, методы и цели структурализма были слишком ограничены, чтобы соответствовать быстро растущим интересам области психологии. (Hockenbury, 4-5) Примечание редактора — разработано Эдвардом Титченером.
Психоаналитическая теория : великая теория человеческого развития, которая утверждает, что иррациональные, бессознательные побуждения и мотивы, часто возникающие в детстве, лежат в основе человеческого поведения.(Бергер, 35) Разработано Зигмундом Фрейдом. Фрейд считал, что человеческое поведение мотивировано бессознательными конфликтами, которые почти всегда носили сексуальный или агрессивный характер. Также форма психотерапии, которая подчеркивает роль бессознательных факторов в личности и поведении. (Hockenbury, 7) Также называется «современным психоанализом».
Анализ сновидений : содержание сновидений анализируется на предмет скрытых или символических желаний, значений и мотиваций. (Hockenbury, 551) Также упоминается как «толкование сна».’
Эрос : в теории Фрейда, инстинкт самосохранения или жизни, отраженный в выражении основных биологических побуждений, которые увековечивают существование индивида и вида. (Hockenbury, 401)
Свободная ассоциация : терапевтический механизм, подчеркивающий разрешение бессознательных конфликтов. Требует от пациента быстрого ответа на список триггерных слов первым словом, которое приходит на ум. (Bamford, 11/1/10)
Фрейдистские механизмы защиты : отрицания, репрессии, конфабуляции (воображаемые переживания) и другие формы самообмана, которые управляют нашей повседневной жизнью.(Рамачандран, 134) Также называется «защитными механизмами эго».
Смещение : эмоциональные импульсы, перенаправленные на замещающий объект или человека, обычно менее опасные или опасные. (Hockenbury, 403)
Сублимация : (перенаправление) сексуальных побуждений в несексуальные действия. Не проводится ни разу. Требует постоянных затрат сил. (Хоккенбери, 403)
Проекция : приписывание чужих собственных неприемлемых побуждений или качеств.(Hockenbury, 403)
Рационализация : оправдание своих действий или чувств социально приемлемыми объяснениями, а не сознательное признание истинных мотивов или желаний. (Hockenbury, 403)
Реакционная формация : мышление или поведение, полностью противоположное побуждениям или импульсам (воспринимаемое как неприемлемое). (Hockenbury, 403) Примечание редактора — возникает, когда человек чувствует побуждение сделать или сказать что-то, а затем действительно делает или говорит что-то, что фактически противоположно тому, чего он на самом деле хочет.
Регрессия : возвращение к образцу поведения, характерному для более ранней стадии развития. (Hockenbury, 403)
Репрессия : исключение из сознания вызывающих тревогу мыслей, чувств или импульсов. Вытесняется из сознательного осознания в бессознательное. Самый фундаментальный защитный механизм. (Hockenbury, 403)
Фрейдистская структура личности s: согласно Фрейду «психологическая энергия» эволюционирует, чтобы сформировать три основные структуры личности — «ид», «эго» и «суперэго».»(Hockenbury, 401)
Ego : в теории Фрейда,» частично сознательный «рациональный компонент личности, который регулирует мысли и поведение и наиболее тесно связан с требованиями внешнего мира. (Hockenbury, 401)
Id : в теории Фрейда, полностью бессознательный, иррациональный компонент личности, который стремится к немедленному удовлетворению инстинктивных побуждений и умирает, управляемый «принципом удовольствия». (Hockenbury, 401)
Superego : в теории Фрейда частично сознательный, самооценочный, моралистический компонент личности, который формируется в результате интернализации родительских и социальных правил.(Hockenbury, 402)
Психосексуальные стадии по Фрейду : согласно теории Фрейда, периоды возрастного развития, в которых сексуальные побуждения ребенка сосредоточены на различных областях тела и выражаются через действия, связанные с этими областями. Включает в себя оральный (от рождения до 1 года), анальный (от 1 до 3 лет), фаллический (от 3 до 6), латентный (от 7 до 11) и генитальный (подростковый) этапы. (Hockenbury, 404)
Либидо : в теории Фрейда психологическая и эмоциональная «энергия», связанная с выражением сексуальности.(Хокенбери, 401) Также называется «половым влечением».
Эдипов комплекс : согласно теории Фрейда, бессознательное сексуальное желание ребенка к родителю противоположного пола, обычно сопровождающееся враждебными чувствами по отношению к родителю того же пола. (Hockenbury, 404)
Принцип удовольствия : в теории Фрейда мотив для получения удовольствия и избегания напряжения или дискомфорта; самый фундаментальный человеческий мотив и руководящий принцип ид. (Hockenbury, 401)
Принцип реальности : в теории Фрейда — способность удовлетворять внешние требования, откладывая удовлетворение до подходящего времени или обстоятельств.(Хокенбери, 401)
Сопротивление : бессознательные попытки пациента заблокировать проявление подавленных воспоминаний и конфликтов. (Hockenbury, 551) Пациент сопротивляется выздоровлению и намеренно подрывает терапевтический процесс. (Бэмфорд, 11/1/10)
Танатос : в теории Фрейда инстинкт смерти, отраженный в агрессивных, деструктивных и саморазрушительных действиях. (Hockenbury, 401)
Перенос : процесс, посредством которого эмоции и желания, изначально связанные с значимым человеком в жизни пациента, например с его родителем, бессознательно передаются психоаналитику.(Хоккенбери, 551)
.
В чем разница между поведенческой и когнитивной психологией?
Обзор
В течение шестидесяти лет противоположные философии поведенческой психологии и когнитивной психологии соперничали за душу психологии. С 1920-х по 1950-е годы поведенческая психология доминировала в психологической мысли, но когнитивная революция 1950-х выявила трещины в теориях радикальных бихевиористов, и когнитивная психология в конечном итоге смогла взять верх.Но психологи с обеих сторон спектра начали понимать, что оба метода имеют ценность в лечении пациентов, что дает начало комбинированной когнитивно-поведенческой терапии. Большинство психологов сейчас используют комбинацию поведенческой и когнитивной терапии.
Поведенческая психология
Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, основана на идее, что все формы поведения приобретаются через обусловливание, через взаимодействие с окружающей средой. Первоначальные бихевиористы утверждали, что внутренние состояния, такие как познание, эмоции и настроения, слишком субъективны, чтобы им можно было верить, и что генетике не должно быть места в психологии; они считали, что наблюдаемое поведение — единственные факторы психологии, которые стоит учитывать.
Обусловливание — одна из основных тем бихевиористов, и они называют два основных типа обусловливания: классический и оперант .
Классическое кондиционирование было открыто Иваном Павловым во время его знаменитого эксперимента с собаками. Каждый раз, когда Павлов кормил собаку, он звонил в звонок. Затем Павлов позвонил в колокольчик, не кормя собаку, и при звуке звонка у собаки пошла слюна. Павлов приучил собаку реагировать на звонок слюноотделением. Эксперимент Павлова послужил одним из краеугольных камней бихевиоризма.
Пища действовала как безусловный раздражитель для собаки, потому что еда — это то, к чему собаку естественно влечет. Точно так же слюноотделение собаки было безусловным ответом на этот стимул, потому что еда естественным образом вызывает слюноотделение у собаки. Но звук колокольчика не вызывает естественного слюноотделения у собаки, поэтому колокольчик действовал как условный раздражитель , а слюноотделение при звуке колокольчика было условным ответом .
Поведенческая психология использует этот основной принцип обусловливания для переобучения людей, страдающих психологическими расстройствами, путем переобучения условных реакций людей на определенные условные раздражители.
Оперантное обусловливание (иногда называемое инструментальным обусловливанием) действует через вознаграждение (за хорошее поведение) и наказание (за плохое поведение).
Терапевтические методы в поведенческой психологии
Поведенческая терапия эффективна при лечении людей с фобиями или навязчивым поведением. Это также полезно в организационной психологии, когда сотрудники нуждаются в переобучении для повышения их производительности. Возможно, его наиболее полезная цель — исправить поведенческие проблемы у детей и молодых людей, особенно у тех, у кого проблемы с законом.
Вот несколько распространенных методов:
Цепочка разбивает задачу на составные части, а затем сначала обучает простейший компонент. Как только компонент освоен, клиент переходит к следующему простейшему компоненту, пока он не освоится.
Подсказка использует визуальные или словесные подсказки для запуска желаемых ответов.
Формирование — это постепенное изменение плохого поведения путем вознаграждения за любое небольшое улучшение этого поведения, постепенно подтягивая это плохое поведение к желаемому поведению.
Моделирование — это обучение новому поведению, наблюдая, как кто-то делает это правильно.
Систематическая десенсибилизация постепенно подвергает фобических пациентов их фобиям, пока они не преодолеют их.
Когнитивная психология
Когнитивная психология — это изучение психических функций, таких как обучение, внимание, память, рассуждение, концептуальное развитие, овладение языком, восприятие и принятие решений. Основное внимание когнитивной психологии уделяется исследованию получения, обработки и хранения информации в сознании.
Когнитивная психология в первую очередь занимается лабораторными экспериментами и научными исследованиями, но это исследование привело к далеко идущим применениям в области психологии. Исследование познания привело к вышеупомянутому сдвигу в методологии, используемой в психотерапии, от строго бихевиористской ориентации к более сбалансированному подходу, включающему когнитивную терапию.
Дополнительная литература : Как стать когнитивным психологом
Когнитивные психологи также оказали глубокое влияние на судебную психологию и судебную систему.До 1950-х годов суды США отказывались включать психологические исследования в качестве доказательств в судебные процессы, а психологам не разрешалось давать показания в качестве свидетелей-экспертов. Но из-за настойчивости когнитивных психологов в представлении результатов своих исследований политикам и судьям судебная психология теперь играет важную роль в судебных системах США.
Когнитивные психологи оказали подобное влияние на армию США. Раньше в вооруженных силах не работали психологов, но в середине двадцатого века психологи предоставили военным полезные исследования о методах найма в вооруженных силах и о работе военнослужащих в неблагоприятных условиях окружающей среды (например, о влиянии усталости и кислородного голодания на авиаторов), а в вооруженных силах сейчас широко работают психологи.
Когнитивные психологи сыграли важную роль в современном образовании. Например, метапознание — концепция, созданная когнитивными психологами и применяемая современными педагогами, — помогает учащимся оценивать свои личные знания и применять стратегии для улучшения своих знаний по самым слабым школьным предметам. Когнитивные психологи также предоставили школам иерархический метод организации информации, который оказался полезным в классе.
Рекомендуемая литература
.
Поведенческая перспектива
- Мои предпочтения
- Мой список чтения
Литературные заметки
Подготовка к тесту
Учебные пособия
!
- Дом
- Учебные пособия
- Психология
- Поведенческая перспектива
Все предметы
Психология: измерение и статистика
- Описательная статистика
- Выводная статистика
- Весы
Методы исследования в психологии
- Описательные / корреляционные исследования
- Экспериментальные исследования
- Этические соображения
- Научный метод
Психология: биологические основы поведения
- Нейронная передача
- Нервная система
- Центральная нервная система (ЦНС)
- Периферическая нервная система (PNS)
- Эндокринная система
- Наследственность
- Нейроны
- Изучение мозга
Психология: ощущение
- Слух
- Химические чувства: вкус и запах
- Чувства кожи
- Вестибулярные органы чувств
- Кинестетическая система
- Сенсорные пороги
- Видение
Психология: восприятие
- Организация восприятия
- Постоянство восприятия
- Восприятие глубины и расстояния
- Другие факторы, влияющие на восприятие
- Гештальт-теория
- Экстрасенсы
- Ввод стимула: внимание и установка
Психология: сознание
- Циркадные ритмы
- Процедуры изменения сознания
- Пренатальные / перинатальные лекарственные эффекты
- Историческая справка
- Сон
Психология: обучение
- Классическое кондиционирование
- Оперантное кондиционирование
- Обобщение стимулов
- Вымирание
- Изменение поведения
- Теория непредвиденных обстоятельств
- Отзывчивость
- Когнитивное обучение (S ‐ S Learning)
- Теория социального обучения
- Влияние на обучение и производительность
Психология: мотивация
- Сексуальная мотивация
- Электростимуляция мозга
- Поведенческая перспектива
- Когнитивная перспектива
- Иерархия потребностей
- Биологическая / физиологическая перспектива
- Мотивация голода
- Мотивация жажды
Психология: эмоции
- Когнитивные факторы в эмоциях
- Другие теории эмоций
- Невербальная коммуникация эмоций
- Биологические / физиологические факторы
- Ранние теории эмоций
- Факторы обучения в эмоциях
Психология: стресс и здоровье
- Влияние стресса
- Факторы личности и стресс
- Дисциплины, связанные со здоровьем
- Как справиться со стрессом
- Теории реакции на стресс
- Истоки стресса
Психология развития: возраст 0–13 лет
- Развитие в младенчестве и детстве
- Определение психологии развития
- Природа и воспитание
- Пренатальное развитие
Психология развития: от 13 до 65 лет и старше
- Развитие в раннем и среднем возрасте
- Развитие в позднем взрослом возрасте
- Развитие в подростковом возрасте
.
эмоциональных и поведенческих расстройств в классе
от Becton Loveless
«Эмоциональное и поведенческое расстройство» — это общий термин, под которым подпадают несколько различных диагнозов (например, тревожное расстройство, маниакально-депрессивное расстройство, оппозиционно-вызывающее расстройство и другие). Эти расстройства также называются «эмоциональными расстройствами» и «эмоциональными проблемами». Согласно Закону об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), дети с эмоциональными и поведенческими расстройствами обладают одной или несколькими из этих пяти характеристик:
- Неспособность учиться, которая не может быть объяснена интеллектуальными, сенсорными факторами или факторами здоровья.
- Неспособность построить или поддерживать удовлетворительные межличностные отношения со сверстниками и учителями.
- Неподходящие типы поведения или чувств при нормальных обстоятельствах.
- Общее повсеместное настроение несчастья или депрессии.
- Склонность к развитию физических симптомов или страхов, связанных с личными или школьными проблемами.
IDEA гарантирует студентам доступ к бесплатному и соответствующему государственному образованию (FAPE) в минимально возможной среде (LRE).Таким образом, учащихся с диагнозом эмоциональных расстройств (ЭД) часто включают в общеобразовательные классы. Однако в тяжелых случаях часто требуется обучение учащихся в «кластерных единицах» специального образования, автономных программах или даже в отдельных школах.
Под общим термином «эмоциональные и поведенческие расстройства» есть две категории: психические расстройства и поведенческие расстройства.
Психиатрические расстройства
Эта категория включает в себя широкий спектр условий.Психиатрические расстройства определяются как психические, поведенческие или перцептивные паттерны или аномалии, которые ухудшают повседневное функционирование и вызывают дистресс. Некоторые из наиболее распространенных примеров этих диагнозов включают:
- Тревожное расстройство
- Биполярное расстройство (также известное как маниакально-депрессивное расстройство)
- Расстройство пищевого поведения (например, анорексия, булимия и компульсивное переедание)
- Обсессивно-компульсивное расстройство
- Психотическое расстройство
С точки зрения учителя, психические расстройства представляют собой серьезную проблему по ряду причин.Во-первых, школы — это не больницы, и нельзя ожидать, что учителя будут «лечить» эти расстройства. Студенты, которые борются с такими проблемами, часто проходят лечение и могут принимать лекарства. Лекарства могут неожиданно повлиять на людей, и, поскольку медицинская информация является конфиденциальной, учителя могут не знать, почему ученики ведут себя так, как они есть. Это затрудняет адекватную реакцию на определенное поведение. Кроме того, студенты, страдающие от этих состояний, могут просто не соответствовать академическим и поведенческим ожиданиям.В таких случаях учащимся необходимо пройти какое-либо специальное обучение, и, возможно, их нужно будет перевести в класс специального обучения.
Поведенческие расстройства
Дети с отклонениями в поведении ведут себя, нарушая работу класса и / или наносящие вред им самим и другим. Чтобы быть диагностированным как нарушение поведения, поведение не должно быть связано с одним из вышеупомянутых психических расстройств.
Есть две категории поведенческих нарушений: оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения.
Оппозиционно-вызывающее расстройство характеризуется крайним несоблюдением, негативностью и нежеланием сотрудничать или следовать указаниям. Дети с этим заболеванием не буйны или агрессивны, они просто отказываются сотрудничать со взрослыми или сверстниками.
Расстройство поведения намного тяжелее. Это расстройство характеризуется агрессией, насилием и причинением вреда себе и другим. Учащимся с расстройством поведения обычно необходимо обучать в классах специального образования, пока их поведение не улучшится достаточно, чтобы позволить контактировать с общеобразовательной группой.
Стратегии обучения студентов с эмоциональными и поведенческими расстройствами
Как и в случае с другими состояниями, учащимся с эмоциональными и поведенческими расстройствами нужна позитивная, структурированная среда, которая поддерживает рост, способствует повышению самооценки и поощряет желаемое поведение.
Правила и процедуры
Правила должны быть установлены в начале учебного года и должны быть написаны таким образом, чтобы они были простыми и понятными.Формулировка правил должна быть позитивной: «Уважай себя и других» лучше, чем «Никому не обижай». Будьте проще: 6 правил или меньше.
Последствия нарушения правил также должны быть установлены в начале учебного года и применяться последовательно и неукоснительно всякий раз, когда правила нарушаются. Последствия должны быть последовательными и предсказуемыми. Называя последствия, дайте студенту обратную связь в спокойной и ясной манере. Таким образом, ученик понимает, почему необходимы последствия.Старайтесь избегать эмоциональной реакции на нарушение правил. Эмоциональная реактивность привлекает к ученику негативное внимание, что многие дети находят очень полезным. Сохраняйте спокойствие и отстраненность, будьте твердыми, но добрыми. Достичь этого баланса сложно, но крайне важно для положительных результатов.
Порядок работы очень важен для управления классом. Учащиеся с эмоциональными и поведенческими расстройствами склонны бороться с переходными и неожиданными изменениями. Составление визуального расписания дневных занятий — это эффективный способ начать день и помогает ученикам чувствовать себя заземленными.
Методы поддержки позитивного поведения
Учащиеся с эмоциональными и поведенческими расстройствами часто нуждаются в обучении в специальных учебных заведениях, потому что их поведение слишком неадекватно для общеобразовательных классов. Вот несколько идей, которые помогут направить и поддержать рост в сторону более позитивного, адаптивного поведения:
- Token Economy — Студенты зарабатывают баллы или жетоны за каждый пример позитивного поведения.Затем эти жетоны можно использовать для покупки вознаграждений в магазине жетонов. Чтобы токен-экономика была эффективной, позитивное поведение должно постоянно поощряться, а предметы в магазине токенов должны действительно мотивировать учащегося. Это требует изрядной подготовки и организованности, но оказалось достаточно эффективным.
- Диаграмма поведения в классе — Диаграмма, которая наглядно отображает уровень поведения каждого ученика в классе. Учащиеся, которые ведут себя позитивно, продвигаются вверх по таблице; те, кто ведет себя отрицательно, падают вниз.Это делает каждого ученика ответственным и помогает вам отслеживать прогресс и вознаграждать его. Это не сработает, если трудные ученики постоянно остаются внизу таблицы. Сосредоточьтесь на позитиве в максимально возможной степени и поддерживайте их мотивацию.
- Система лотереи — Подобно экономике токенов, студенты, которые ведут себя позитивно, получают билет с их именем на нем. Эти билеты кладут в банку, и один или два раза в неделю вы их достаете. Победитель лотереи награждается призом.
- Положительная экспертная оценка — Учащимся предлагается наблюдать за своими сверстниками и определять положительное поведение. Вознаграждаются как ученик, который ведет себя позитивно, так и ученик, который идентифицирует. Это полная противоположность «болтовне» и способствует развитию чувства командной работы и социальной поддержки в классе.
Обучение детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами может быть чрезвычайно сложной задачей. Помните: поощрение и поощрение позитивного поведения оказалось гораздо более эффективным, чем попытки устранить негативное поведение.Наказание и негативные последствия, как правило, приводят к борьбе за власть, которая только усугубляет проблемное поведение. Нелегко оставаться позитивным перед лицом такого эмоционально тяжелого поведения, но не сдавайтесь. Ваше влияние может иметь огромное значение для этих студентов, которые борются с невероятно трудным состоянием.
,