Что такое философский подход к жизни кого на ваш взгляд: Что такое философский подход к жизни? Кого, на ваш взгляд, можно назвать мудрым человеком?
Как научиться философскому отношению к жизни 🚩 Работа над собой
Инструкция
Под философией следует понимать не систему знаний, а отношение к миру. Целью философии является ясность сознания, а не представление об устройстве мира. Можно сказать, что целью философии является сама философия. Рефлексия и размышление — это освобождение себя от привычных рамок и представлений о самом себе же, которое нужно, чтобы найти в себе скрытые возможности.
Любой философ осознает недостаточность своих знаний и ограниченность средств, но, тем не менее, считает своим долгом в предложенных обстоятельствах мыслить. По сути, философское отношение к жизни исчерпывается следующей позицией: «Раз уж я попал в этот мир, я должен в нем разобраться и жить». Тщеславие, зависть, жадность и другие негативные эмоции искажают идеальную картину реальности, которую наблюдает философ. То есть избавление от этих пороков и является одной из целей философского отношения к жизни.
Научить философскому подходу к жизни практически невозможно. Либо у вас есть к этому предпосылки, либо нет. Философы считают, что переизбыток эмоций, желаний и даже действий оказывает влияние на воспринимаемую картину мира, поэтому они стараются воспринимать ее через призму сознания, а не чувств. Но при этом от эмоций они полностью не отказываются, просто отодвигают их немного в сторону. Чтобы научиться этому, попробуйте каждое событие оценивать с позиции разума, видеть заложенные в нем возможности, наблюдать за тем, как оно влияет на вашу жизнь.
Философское отношение к жизни со стороны может казаться слишком апатичным, абсолютно невовлеченным, однако это не так. Философ всегда наблюдает за миром с любопытством, но не всегда позволяет себе действовать. Очень важно научиться воспринимать все происходящее как данность, как объект наблюдения и изучения, избегая избыточных эмоциональных реакций и оценок, которые все равно не приводят ни к чему хорошему. Чтобы это сделать, можно попробовать воспринимать свою жизнь как фильм, в котором вы одновременно являетесь и актером, и режиссером. Это позволит убрать избыточность эмоциональных реакций, правильно расставить приоритеты в своей жизни.
Все события в жизни философ может разделить на две группы. На первые он повлиять может, на вторые — нет. Если на событие нет возможности повлиять, философ не будет этого делать, решив остаться наблюдателем. Это убирает из его жизни суету и бессмысленные действия, делая ее более размеренной и спокойной.
Философские подходы к пониманию смысла жизни
Вопрос о смысле жизни человек задаёт себе давно, ещё с античных времён. Выдающиеся философы и мыслители разных культур и эпох пытались найти на него ответ. Но существует множество мнений, спор не угасает до сих пор. В этой статье рассмотрены основные философские системы мировоззрения и идеи, которые дают ответ на вопрос о смысле жизни.
Важность проблемы
Фрейд говорил, что если человек начал задаваться вопросом о смысле жизни, то он болен. Толстой в предсмертном письме утверждал, что жизнь без объяснения её смысла и значения и без руководства, которое вытекает из понимания смысла, есть жалкое существование.
Стоит сразу отметить, что не нужно путать понятия «цель» и «смысл».
Цель – субъективный ориентир, который даёт себе человек. Купить квартиру, написать книгу и т.п. – цели, но вряд ли смысл.
Смысл – нечто более объективное, знание, дающее понимание, зачем нужен человек и как он должен прожить свои годы.
Конечно, можно поставить цель и считать её своим личным смыслом жизни, но это уже индивидуальное решение, которое не подойдёт каждому человеку, а поэтому не решает проблему понимания смысла жизни.
Варианты ответа на вопрос о смысле жизни:
- Смысла жизни нет. Не нужно искать ответ на этот вопрос, нужно просто жить, как приходится.
- Смысл жизни в поиске смысла жизни. Это книжный вариант, почти софизм, который вряд ли может кого-то удовлетворить.
- Смысл жизни в служении Богу. Вопрос о смысле жизни уже давно волнует человека, и многие религии дают на него ответ.
- Смысл жизни есть, и он не связан с религией. Это философские подходы, которые мы рассмотрим подробнее.
Основные философские концепции смысла жизни
Гедонизм
Гедонисты убеждены, что смысл жизни состоит в получении удовольствия. Основную идею гедонизма можно выразить одной фразой: «жить – значит наслаждаться».
Но не стоит понимать под наслаждением только лишь удовлетворение физиологических потребностей. Человек может испытывать наслаждение также и от творчества, научной деятельности и т.д.
Эвдемонизм
Из этого философского подхода следует, что смысл жизни – достижение счастья.
Важно учесть, что для эвдемонизма счастье основывается на отсутствии страха перед Богом, смертью и страданием. Эвдемонизм проповедует безмятежность, примат стремления к духовному совершенству над получением телесных удовольствий.
Утилитаризм
Согласно утилитаризму, жить – значит извлекать из всего и всех пользу.
Этика утилитаризма гласит, что единственный критерий правильности поступка – его последствия. Такой подход называется консеквенциализм и противостоит деонтологическому подходу, который выражен в категорическом императиве Канта.
Классик утилитаризма Иеремия Бентам проповедовал принцип «максимизации счастья»: сталкиваясь с моральной дилеммой, человек должен выбирать тот вариант, впоследствии которого будет больше счастливых людей.
Прагматизм
Прагматизм утверждает, что цель оправдывает любые средства. Человек должен добиваться успеха любыми путями, не гнушаясь ничем. Единственный возможный критерий – это выгода.
Если утилитаризм ограничен областью этики, прагматизм выходит за рамки и исследует в том числе и другие проблемы.
Критерием истины и смысловой значимости в прагматизме служит именно практика. То есть мы должны перевести вопрос в практическую плоскость и решить, что будет, если утверждение истинно, и что будет, если утверждение ложно. Из этого и исходить.
Этика долга
Человек должен служить другим людям и человечеству в целом. Смысл жизни – в самопожертвовании и принесении пользы.
Отказ от личной выгоды в пользу общественного блага – идеал этого подхода, именно в этом и заключается смысл жизни и предназначение каждого человека.
Также ряд мыслителей высказывали идею, что смысл жизни человека в его реализации. Императив Пиндара гласит, что человек должен стать тем, кто он есть. То есть смысл жизни в максимальном развитии своих способностей и успешной реализации всех возможностей.
Но пока философы не сошлись во мнении и не нашли общий для всех смысл жизни (если это вообще возможно), нам остаётся определять смысл своей жизни самостоятельно. Как вы ответили на этот вопрос для себя? Какие цитаты о смысле жизни на ваш взгляд ближе к истине? Поделитесь ответами в комментариях.
Реализовывайте себя, достигайте целей и наполняйте свою жизнь смыслом.
Желаю успехов!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Философские подходы к пониманию смысла жизни — Психолог
Вопрос о смысле жизни человек задаёт себе давно, ещё с античных времён. Выдающиеся философы и мыслители разных культур и эпох пытались найти на него ответ. Но существует множество мнений, спор не угасает до сих пор. В этой статье рассмотрены основные философские системы мировоззрения и идеи, которые дают ответ на вопрос о смысле жизни.
Важность проблемы
Фрейд говорил, что если человек начал задаваться вопросом о смысле жизни, то он болен. Толстой в предсмертном письме утверждал, что жизнь без объяснения её смысла и значения и без руководства, которое вытекает из понимания смысла, есть жалкое существование.
Стоит сразу отметить, что не нужно путать понятия «цель» и «смысл».
Цель – субъективный ориентир, который даёт себе человек. Купить квартиру, написать книгу и т.п. – цели, но вряд ли смысл.
Смысл – нечто более объективное, знание, дающее понимание, зачем нужен человек и как он должен прожить свои годы.
Конечно, можно поставить цель и считать её своим личным смыслом жизни, но это уже индивидуальное решение, которое не подойдёт каждому человеку, а поэтому не решает проблему понимания смысла жизни.
Варианты ответа на вопрос о смысле жизни:
- Смысла жизни нет. Не нужно искать ответ на этот вопрос, нужно просто жить, как приходится.
- Смысл жизни в поиске смысла жизни. Это книжный вариант, почти софизм, который вряд ли может кого-то удовлетворить.
- Смысл жизни в служении Богу. Вопрос о смысле жизни уже давно волнует человека, и многие религии дают на него ответ.
- Смысл жизни есть, и он не связан с религией. Это философские подходы, которые мы рассмотрим подробнее.
Основные философские концепции смысла жизни
Гедонизм
Гедонисты убеждены, что смысл жизни состоит в получении удовольствия. Основную идею гедонизма можно выразить одной фразой: «жить – значит наслаждаться».
Но не стоит понимать под наслаждением только лишь удовлетворение физиологических потребностей. Человек может испытывать наслаждение также и от творчества, научной деятельности и т.д.
Эвдемонизм
Из этого философского подхода следует, что смысл жизни – достижение счастья.
Важно учесть, что для эвдемонизма счастье основывается на отсутствии страха перед Богом, смертью и страданием. Эвдемонизм проповедует безмятежность, стремление к духовному совершенству над получением телесных удовольствий.
Утилитаризм
Согласно утилитаризму, жить – значит извлекать из всего и всех пользу.
Этика утилитаризма гласит, что единственный критерий правильности поступка – его последствия. Такой подход называется консеквенциализм и противостоит деонтологическому подходу, который выражен в категорическом императиве Канта.
Классик утилитаризма Иеремия Бентам проповедовал принцип «максимизации счастья»: сталкиваясь с моральной дилеммой, человек должен выбирать тот вариант, впоследствии которого будет больше счастливых людей.
Прагматизм
Прагматизм утверждает, что цель оправдывает любые средства. Человек должен добиваться успеха любыми путями, не гнушаясь ничем. Единственный возможный критерий – это выгода.
Если утилитаризм ограничен областью этики, прагматизм выходит за рамки и исследует в том числе и другие проблемы.
Критерием истины и смысловой значимости в прагматизме служит именно практика. То есть мы должны перевести вопрос в практическую плоскость и решить, что будет, если утверждение истинно, и что будет, если утверждение ложно. Из этого и исходить.
Этика долга
Человек должен служить другим людям и человечеству в целом. Смысл жизни – в самопожертвовании и принесении пользы.
Отказ от личной выгоды в пользу общественного блага – идеал этого подхода, именно в этом и заключается смысл жизни и предназначение каждого человека.
Также ряд мыслителей высказывали идею, что смысл жизни человека в его реализации. Императив Пиндара гласит, что человек должен стать тем, кто он есть. То есть смысл жизни в максимальном развитии своих способностей и успешной реализации всех возможностей.
Но пока философы не сошлись во мнении и не нашли общий для всех смысл жизни (если это вообще возможно), нам остаётся определять смысл своей жизни самостоятельно. Как вы ответили на этот вопрос для себя? Какие цитаты о смысле жизни на ваш взгляд ближе к истине? Поделитесь ответами в комментариях.
Реализовывайте себя, достигайте целей и наполняйте свою жизнь смыслом.
Желаю успехов!
Автор: Игорь Болтовнин
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Философские подходы к пониманию смысла жизни
Вопрос о смысле жизни человек задаёт себе давно, ещё с античных времён. Выдающиеся философы и мыслители разных культур и эпох пытались найти на него ответ. Но существует множество мнений, спор не угасает до сих пор. В этой статье рассмотрены основные философские системы мировоззрения и идеи, которые дают ответ на вопрос о смысле жизни.
Важность проблемы
Фрейд говорил, что если человек начал задаваться вопросом о смысле жизни, то он болен. Толстой в предсмертном письме утверждал, что жизнь без объяснения её смысла и значения и без руководства, которое вытекает из понимания смысла, есть жалкое существование. Стоит сразу отметить, что не нужно путать понятия «цель» и «смысл». Цель – субъективный ориентир, который даёт себе человек. Купить квартиру, написать книгу и т.п. – цели, но вряд ли смысл.
Смысл – нечто более объективное, знание, дающее понимание, зачем нужен человек и как он должен прожить свои годы.
Конечно, можно поставить цель и считать её своим личным смыслом жизни, но это уже индивидуальное решение, которое не подойдёт каждому человеку, а поэтому не решает проблему понимания смысла жизни.
Варианты ответа на вопрос о смысле жизни:
- Смысла жизни нет. Не нужно искать ответ на этот вопрос, нужно просто жить, как приходится.
- Смысл жизни в поиске смысла жизни. Это книжный вариант, почти софизм, который вряд ли может кого-то удовлетворить.
- Смысл жизни в служении Богу. Вопрос о смысле жизни уже давно волнует человека, и многие религии дают на него ответ.
- Смысл жизни есть, и он не связан с религией. Это философские подходы, которые мы рассмотрим подробнее.
Основные философские концепции смысла жизни
Гедонизм
Гедонисты убеждены, что смысл жизни состоит в получении удовольствия. Основную идею гедонизма можно выразить одной фразой: «жить – значит наслаждаться». Но не стоит понимать под наслаждением только лишь удовлетворение физиологических потребностей. Человек может испытывать наслаждение также и от творчества, научной деятельности и т.д.
Эвдемонизм
Из этого философского подхода следует, что смысл жизни – достижение счастья.
Важно учесть, что для эвдемонизма счастье основывается на отсутствии страха перед Богом, смертью и страданием. Эвдемонизм проповедует безмятежность, примат стремления к духовному совершенству над получением телесных удовольствий.
Утилитаризм
Согласно утилитаризму, жить – значит извлекать из всего и всех пользу. Этика утилитаризма гласит, что единственный критерий правильности поступка – его последствия. Такой подход называется консеквенциализм и противостоит деонтологическому подходу, который выражен в категорическом императиве Канта. Классик утилитаризма Иеремия Бентам проповедовал принцип «максимизации счастья»: сталкиваясь с моральной дилеммой, человек должен выбирать тот вариант, впоследствии которого будет больше счастливых людей.
Прагматизм
Прагматизм утверждает, что цель оправдывает любые средства. Человек должен добиваться успеха любыми путями, не гнушаясь ничем. Единственный возможный критерий – это выгода. Если утилитаризм ограничен областью этики, прагматизм выходит за рамки и исследует в том числе и другие проблемы. Критерием истины и смысловой значимости в прагматизме служит именно практика. То есть мы должны перевести вопрос в практическую плоскость и решить, что будет, если утверждение истинно, и что будет, если утверждение ложно. Из этого и исходить.
Этика долга
Человек должен служить другим людям и человечеству в целом. Смысл жизни – в самопожертвовании и принесении пользы. Отказ от личной выгоды в пользу общественного блага – идеал этого подхода, именно в этом и заключается смысл жизни и предназначение каждого человека. Также ряд мыслителей высказывали идею, что смысл жизни человека в его реализации. Императив Пиндара гласит, что человек должен стать тем, кто он есть. То есть смысл жизни в максимальном развитии своих способностей и успешной реализации всех возможностей.
Но пока философы не сошлись во мнении и не нашли общий для всех смысл жизни (если это вообще возможно), нам остаётся определять смысл своей жизни самостоятельно. Как вы ответили на этот вопрос для себя? Какие цитаты о смысле жизни на ваш взгляд ближе к истине? Поделитесь ответами в комментариях. Реализовывайте себя, достигайте целей и наполняйте свою жизнь смыслом.
Философия как образ жизни (стр. 1 из 3)
Философия и философствование
Введение
Первым, кто употребил слово «философ», был, вероятно, Пифагор. По преданию правитель города Флиунта спросил его, кто он такой. Пифагор ответил: «Философ». Слово это было незнакомо правителю, а Пифагор объяснил его так. «Жизнь, — говорил он, — подобна олимпийским играм: одни приходят на них состязаться, другие — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни — одни рождаются жадными до славы и наживы, между тем, как философы — до одной только истины». Важнейшей в философии становится проблема «единого и многого»: существует ли нечто, устойчивое и неизменное, стоящее за множеством отдельных изменчивых вещей. Это проблема первоначала, первопричины, которая все порождает и всем управляет, в том числе и человеческой жизнью.
Философия как мудрость сразу же противопоставляет себя тому, что знают обычные люди. Большинство, по мнению философов, не знает истины, поскольку руководствуется тем, что дают чувства. Это не знание, а мнение; Оно поверхностно, поскольку чувства имеют дело с изменчивыми вещами. Истинное знание обо всем дает разум. Он открывает то, что скрыто, не лежит на поверхности, открывает сущность, первопричину, всем управляющую. Таким образом, с самого начала возникает противопоставление знания разумного, истинного, открываемого философом и знания толпы, знания изменчивых, преходящих вещей.
Когда человек смотрит на мир сквозь призму философской мудрости, мир получает как бы еще одно измерение: есть видимые изменчивые вещи, возникающие и исчезающие, и есть неизменное бытие, сущность, первопричина, которая порождает изменчивые вещи. Философия ставит своей целью познание истины, т.е. первоначала, вечного и неизменного бытия. Такое представление о философии и ее работе, в основном, сохранялось на протяжении многих столетий. Сохранялось, прежде всего, внутри самой философии. Философия чаще всего определялась, как наука о сущности, познание первых начал бытия, наука о всеобщем. Тем самым она отделялась от других наук, которые познают отдельные части сущего, а не сущее как таковое.
Актуальность данной темы определяется дискуссией по проблемам востребованности в современной культуре философского знания. Наука ли философия, мировоззрение ли – что несет она современному человеку?
Целью настоящей работы является исследование особенностей философского образа жизни и образа мышления.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
· рассмотреть особенности философского подхода к действительности;
· определить культурный смысл философских ценностей для формирования человеческой личности.
Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности философской интерпретации бытия, несхожести ее с повседневным мировосприятием, в третьем дается анализ индивидуально-философского взгляда на мир, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.
1. Философия как образ жизни
Произведения Платона — это диалоги, беседы его учителя Сократа с: друзьями. В этих беседах, как правило, обсуждается вопрос: что есть справедливость? что такое мужество? что такое прекрасное? что такое знание? и т.д. В ходе беседы выясняется, что обычные традиционные представления противоречивы и неясны, у различных людей существуют различные мнения об одном и том же предмете. Сократ раскрывает эту внутреннюю противоречивость обыденных представлений. В беседе с одним из самых богатых афинян Критобулом Сократ доказывает, что это именно он, Сократ, достаточно богат, а Критобул очень беден, так что Сократу даже жаль его. Критобул смеется и спрашивает, сколько Сократ может выручить, продав свое имущество. Сократ отвечает, что наверное, раз в сто меньше, чем Критобул может выручить за свое. Но богатства Сократа хватает для того, чтобы у него было все в достаточном для него количестве, а для роскошного образа жизни Критобула не хватило бы и втрое больше того, что он имеет.
Так постепенно выясняется относительная ценность таких вещей, как богатство, здоровье, красота и т.д., которые полезны человеку, если он умеет пользоваться ими разумно, но могут принести несчастья и вред, если пользоваться ими неразумно. Именно разум выставляется как истинная и абсолютная ценность для индивида, разум, который постигает сущность вещи и позволяет человеку действовать в соответствии с этой сущностью, который сдерживает и обуздывает страсти, направляет к истинному благу и справедливости.
В общем, это и есть работа философии: изменение смыслов, переосмысление целей, ценностей, ориентиров человеческой жизни, что, в свою очередь, требует изменения всей картины мира, мировоззрения. Философия — это попытка понять, что самое важное в жизни, к чему надо стремиться. Она дает не столько знание о мире, сколько систему ориентиров, целей, вырабатывает определенное отношение к миру, к человеку, к жизни вообще.
Человек, склонный к философствованию избирает смыслом своей жизни переосмысление традиционных представлений о мире, человеке и целях его существования, изменение отношения человека к миру. Результатом этой работы мышления является новое представление человека о мире и о самом себе, новое мировоззрение. Философия — это самоизменение, самосовершенствование человека, изменение сознания и самосознания.
Началом философской работы всегда является определенная жизненная проблема, а не просто желание ответить на абстрактные вопросы: как устроен мир, что такое человек, есть ли Бог и т.д. Собственно, философия есть анализ той жизненной ситуации, в которой оказывается индивид. Это попытка понять и оценить жизнь, себя, других, свои действия. Но ведь и в процессе повседневной жизни человек постоянно оценивает ситуацию, себя и других, пытается осмыслить происходящее. Но погруженность в повседневную жизнь заслоняет истину, поскольку человек в повседневной жизни на все смотрит с точки зрения выгоды и пользы. У каждого оказывается своя точка зрения, свое мнение. Философия с самого начала противопоставляет истинное знание мнению, обыденному сознанию, пытается взглянуть на мир не с точки зрения частной выгоды и пользы, а с более высокой позиции, с какой-то надчеловеческой, «божественной», то есть объективной точки зрения.
Истина может быть открыта только разумом и, соответственно, индивид, стремящийся ее познать; должен быть разумен, вести особый созерцательный образ жизни, предполагающий отстранение от потока повседневного бытия, где идет непрерывная борьба за жизнь, богатство, славу, где человек обращен к низкому, материальному, чувственному. Аристотель назвал этот образ жизни «биос теоретикос» — теоретическая жизнь. «Теория» в греческом языке означает созерцание. О философии Платон говорил, что это наука людей свободных, не имеющих недостатка в досуге.
Сейчас нам трудно понять это противопоставление повседневной жизни и жизни созерцательной, «теоретической», мнения толпы и истинного знания философов. Понять это важно, чтобы осознать смысл тех новаций, которые философия вносит в культуру, в частности, в культуру мышления.
Итак, философия отделяет жизнь созерцательную от повседневной жизни. Повседневная жизнь — это активная деятельность, труд пастуха, земледельца, ремесленника или торговца, направленный на добывание средств существования. Всякая вещь, или предмет окружающего мира, представляют интерес лишь постольку, поскольку они вовлечены в эту деятельность, выполняют в ней определенную функцию. Плотника дерево интересует как материал для стола или дома, земледельца интересуют те растения и животные, которые «полезны», т.е. годятся в пищу, для одежды, обогрева и т.д.
Вещь всегда выступает как предмет «для чего-то», ее бытие функционально, это то, что я могу как-то использовать, сделать из нее что-то. Это и есть точка зрения обыденного сознания, которое рассматривает все окружающие предметы, весь мир сквозь призму своих интересов, желаний, стремлений, точка зрения выгоды и пользы, ограниченность которой была осознана философией.
Преодолевается такой подход созерцательной, «теоретической» позицией, которая позволяет открыть не бытие вещи «для чего-то», а ее собственное бытие, взглянуть на вещь не с точки зрения пользы, а попытаться понять ее суть, чем она является сама по себе, независимо от меня. Это предполагает более высокую ступень развития сознания, умение отвлечься, абстрагироваться от служебного, обиходного бытия вещи и всего окружающего мира, как бы отсечь нити жизненного интереса, которые связывают вещь со мной, делают ее погруженной в мою жизнь, представить вещь вне моей жизни, искать в ней ее саму. Это является важнейшим условием достижения истины. Истинное знание — объективное. Оно показывает, каков мир «на самом деле».
Философия – это наука. Это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Вот почему философия — это теоретическое мировоззрение, система взглядов. В отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные объяснения, а свободное, критическое, основанное на принципах разума размышление о мире и человеке. Важно подчеркнуть, что для философского мышления характерно не раздельное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Проблема “мир — человек” является, по сути, универсальной, выступает как абстрактное выражение практически любой философской проблемы и может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.
В одном из писем Платон описывает ту ситуацию, которая сложилась в Афинах в период его молодости и дала толчок его размышлениям. Он говорит. «Наше государство уже не жило по обычаям и привычкам ваших отцов… Писаные законы и нравы поразительно извратились и пали, так что у меня, вначале исполненного рвения к занятию общественными делами, когда я смотрел, на все это и видел, как все пошло вразброд, в конце концов, потемнело в глазах. Но я не переставал размышлять, каким путем может произойти улучшение нравов и особенно всего государственного устройства».
6 популярных теорий о смысле жизни
В чем смысл жизни? Над этим вопросом ученые и философы бились не одно столетие, но так и не смогли прийти к какому-то определенному и единому выводу. Из споров истина не родилась, скорее все ещё сильнее запутались. Это привело к расколу на множество лагерей, в каждом из которых люди по-своему пытались осознать тщетность бытия. И у всех это получилось. А решать, что из этого правильнее и вернее, предоставили тебе и нам. Поэтому мы попытались разобраться в самых популярных учениях различных философов, чтобы все-таки понять, в чем же смысл жизни.
1. Гедонизм
Одно из древнейших учений, которое было направлено на понимание смысла жизни. Основоположником его считается философ Аристипп, живший в одно время с Сократом. Исходя из логики гедонистов, смысл жизни человека заключен в удовольствии, которое является высшим благом. Под удовольствием не стоит понимать только удовлетворение физиологических потребностей — сюда входит все, что может принести человеку это состояние: например, творчество, наука, искусство и тому подобное.
По философии гедонистов, удовольствие, как смысл жизни, является единственной настоящей ценностью, в то время как остальные ценности человека носят исключительно инструментальный характер. То есть предназначены для достижения удовольствия. Интересное учение, хоть и довольно простое.
2. Эвдемонизм
Чаще всего это философское учение, одним из основателей которого был Аристотель, приравнивают к течению гедонизма. Однако между этими двумя вещами есть колоссальная разница, которая заключена в следующем: для эвдемонизма смысл жизни — полное и абсолютное счастье, которое находится намного выше человеческого удовольствия. В некоторых моментах такое понимание главного вопроса человека в чем-то схоже с учением буддизма. Хоть там главной целью становится вырваться из бесконечной цепочки перерождений, но делается это для того, чтобы достигнуть нирваны, так называемого просветления. Это-то просветление и схоже с эвдемонизмом. Согласно учению, счастье заключено в победе духа над телом, который отрицает страх перед Богом, смертью и страданием.
4 философских парадокса, которые ты можешь применить к своей жизни
3. Утилитаризм
Суть этого философского подхода к изучению смысла жизни лежит в том, что человек должен извлекать из всего происходящего с ним определенную пользу. От предыдущих двух учений отличается тем, что извлекаемая польза необязательно должна приносить ему удовольствие или счастье. Одним из первых, кто разграничил эти три течения и систематизировал утилитаризм, был философ-моралист Иеремия Бентам. По его словам, смысл человеческой жизни в том, чтобы сделать своё существование максимально комфортным. Правда, человек в аспекте бытия загнан в этические рамки, выход за которые является непозволительным. При столкновении с выбором счастья в свою пользу или пользу окружающих человек должен руководствоваться не своими личными потребностями, а удовлетворением желаний максимального числа окружающих людей. С другой стороны, в основе учения лежит принцип, который провозгласил Кант: относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть смысл сводится к извлечению пользы из событий, которая осчастливит окружающих.
4. Принцип самопожертвования
В ряде некоторых функций это учение о смысле жизни довольно похоже на течение утилитаризма. Однако полностью соотносить эти два понятия нельзя, поскольку имеются кардинальные различия. Если в первом случае человек может (и в некоторых случаях должен) прожить свою жизнь, извлекая из неё максимальную пользу, то здесь главным принципом становится самоотречение, что довольно благородно. Отказ от личной выгоды не только не должен смущать человека, но и обязан стать его смыслом жизни. Отчасти подобные пункты присутствовали в философии стоиков, отчасти это учение родилось из христианства и образа Иисуса Христа. По сути, получается так, что каждый из нас должен принести максимальную пользу другому, отринув личные мотивы. И если все человеческое сообщество приложит максимум усилий для этого, в мире воцарится счастье, радость и гармония, а сосуществование станет настолько приятным, что вряд ли тогда люди откажутся от выполнения такой миссии. Звучит заманчиво, но крайне утопично. Хотя было бы неплохо жить в таком обществе.
5. Экзистенциализм
Это философское течение не только взорвало миллионы мозгов своей жёсткостью и откровенностью, но и стало основным в прошлом веке, плавно перейдя и в наше время. Кьеркегор, Камю, Сартр и многие другие философы активно продвигали эту философию в массы. Суть ее в том, что смысл жизни человека сводится к познанию собственной сущности, которая определяется существованием. Жизнь человека и он сам — открытый проект, который необходимо завершить. Правда, это практически невозможно. Человек сталкивается с разным опытом на протяжении своего существования: бренностью жизни, ее абсурдностью, а также тотальной свободой, которая может оказаться иллюзорной. Исходя из всех этих факторов, человек и выстраивает свою истинную сущность, но под воздействием различных обстоятельств та может меняться. А потому полностью достроить ее не получится, следовательно смысл жизни теряется, снова сводясь к простому существованию. То есть смысл — в обретении недостижимого, что позволяет нам заключить, исходя из этого, что смысла жизни и вовсе не существует. А принимать это или нет, решать только тебе.
Жизнь по Камю: как стать счастливым, если всё вокруг бессмысленно
6. Прагматизм
Это течение, которое обычно связывают с именем американского философа Чарльза Пирса, основано только на личной выгоде человека. Он не то что может извлекать ее из происходящего и окружающего его — достижение личного счастья приравнивается к смыслу жизни. Отличие от других перечисленных течений в том, что здесь этические рамки не только не устанавливаются, но и должны быть разрушены. Здесь все вопросы переводятся в практическую плоскость, духовное ставится на второй план. Цель человека, какой бы она ни была, какой бы эгоизм им ни двигал, оправдывает средства, которые человек использует для ее достижения. Жёстко, не очень приятно, но надо смириться с тем, что много людей так и живет. Может, поэтому наш мир не всегда такой приятный?
Дэвид Юм: почему ты не прав во всем, что тебе известно
Конспект урока по теме «Философские подходы к пониманию смысла жизни человека»
Тема: «Философские подходы к пониманию смысла жизни человека»
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Вид урока: комбинированный.
Целевая аудитория: студенты 3 курса физкультурного отделения.
Методическая цель: использование технологии этического диалога в рамках реализации ФГОС СПО.
Цель урока: формировать представления о существующих философских подходах к пониманию смысла жизни, показать значимость решения этой проблемы для каждого человека.
Задачи урока:
образовательные:
— формировать представление о смысле жизни человека как философской проблеме,
— познакомить с решениями данной проблемы в рамках различных философских концепций,
— учить вникать в суть философских проблем, вдумываться в их смысл;
развивающие:
— развивать навыки самостоятельной работы студентов с философской литературой,
— формировать способность рассуждать на сложные темы, готовность делиться своими мыслями и суждениями, работать в группах,
— вырабатывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания;
воспитательные:
— воспитывать ценностное отношение к своей жизни, критическое отношение к собственным поступкам и поведению,
— формировать ценностно-нравственное восприятие мира,
— формировать навыки культурного общения, взаимоуважение.
Продолжительность урока: 45 минут.
Технология: технология этического диалога.
Методы и приемы обучения:
— проблемное изложение,
— исследовательский метод,
— словесные (учебный диалог),
— наглядные,
— практические.
Формы организации деятельности на уроке:
— фронтальная,
— индивидуальная,
— в парах.
Учебно-методическое обеспечение и оснащение:
— Учебники: Сычев, А. А. Основы философии: учебное пособие. / А. А. Сычев – М.: Альфа – М: ИНФРА – М, 2010.
техническое:
— компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
программное:
-приложенияMicrosoftOfficePowerPoint;
дидактический материал:
— рабочие листы для студентов, содержащие учебные задания, схемы, карты-информаторы для выполнения практической работы.
Подготовительная работа:
◊ создание компьютерной презентации к уроку,
◊ подготовка развернутого конспекта урока,
◊ подготовка раздаточного материала.
Прогнозируемые результаты:
— осознание студентами значимости приобретаемых знаний об основных философских подходах к проблеме смысла жизни человека;
— формирование убеждения в важности выбранной профессии в рамках профессиональной компетентности;
— развитие и совершенствование навыков самостоятельной работы и работы в подгруппах в процессе исследовательской деятельности;
— мотивация к применению приобретаемых знаний в процессе социализации и овладения профессиональными умениями и навыками.
Основные понятия: гносеология, методология, аксиология, философия истории, социальная философия, этика, онтология, философия, история философии, философская антропология, логика, эстетика, смысл жизни, пессимистический подход, натуралистический подход, авторитарный подход, субъективистская теория.
КОНСПЕКТ УРОКА
№
п/п
ЭТАП УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СТУДЕНТОВ
1.
Организованное
начало урока
1 ми.
— Добрый день! Давайте начнём наш урок с позитивного настроя на плодотворную, насыщенную работу, проверьте свою готовность к уроку.
Слайд 1
Настраиваются на работу.
2.
Актуализация знаний
5 мин
— Сегодня мы продолжаем тему человека в философии, которая остается одной из важнейших на протяжении многих веков, в том числе и в наше время.
— Но сначала мы повторим основные философские понятия, которые изучали на прошлых уроках.
— Посмотрите на доску, прочитайте слова, что их объединяет? (отражают структуру философского знания, каждое из понятий – это название раздела философии)
Слайд 2
Задание:
— Теперь вам предстоит написать понятийный диктант: соотнести понятие с определением: у вас на партах лежат карточки, в которых даны определения. Ваша задача – в конце строчки каждого определения вписать букву, под которой на доске записано понятие, соответствующее этому определению. Не забудьте вписать свою фамилию в пункте «Выполнил».
Понятийный диктант:
1 вариант: а) гносеология, б) аксиология,в) философия истории, г) социальная философия, д) этика.
2 вариант: а) онтология, б) философия, в) история философии,г) философская антропология, д) логика, е) эстетика.
Слайд 3
Выполнил________________ Проверил___________
Отметка____________
Вариант 1
1) Наука, изучающая общие принципы объяснения хода человеческой истории и исторического познания — ______ .
2) Учение о законах развития общества — ________ .
3)Философское учение морали и нравственности — _____ .
4)Раздел философии, занимающийся исследованиями и критикой теорий познания — ___________ .
5) Философское учение о ценностях, благах, значимых для человека -____________ .
Выполнил___________ Проверил____________
Отметка____________
Вариант 2
1) Наука о формах и способах рационального мышления — _________ .
2) Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия — __________ .
3) Наука, ставящая своей задачей понять, что есть человек, какова сущность человека и человеческого бытия _______ .
4) Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни _______ .
5) Раздел философии, изучающий этапы развития философской мысли — ________ .
— Теперь поменяйтесь карточками с вашими ответами и выполните взаимопроверку, оцените работу друг друга.
— Критерии оценивания на доске. Не забудьте вписать свою фамилию в пункте «Проверил» и поставить отметку.
Слайд 4
(собрать работы студентов)
Соотносят понятие с определением
Выполняют взаимопроверку.
3.
Определение темы урока
Постановка учебных задач
2 мин
Слайд 5
— Подумайте, какие из разделов философии больше других исследуют проблемы человека? Почему вы так считаете? (философская антропология, этика, аксиология, эстетика, социальная философия)
— Как, по-вашему, чем обусловлено такое пристальное внимание философии к проблеме человека?
— Почему очень важно, хотя бы иногда остановиться и задуматься о том, как я живу, зачем мне нужно то, что я делаю, или не нужно…
— Так вот сегодня у нас необычный урок. Это урок-размышление, размышление о самом главном. А что, по-вашему, является самым главным в жизни человека? (сама жизнь)
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? (смысл жизни)
— Да, на уроке мы попытаемся понять, в чем философы видят смысл жизни человека и поэтому тема нашего урока:
Философские подходы к пониманию
смысла жизни человека
(записать в тетради)
Слайд 6
— Как вы считаете, какие задачи нам предстоит решить исходя из темы урока? (выделить философские теории о смысле жизни, задуматься о своем предназначении и своем смысле жизни)
Определяют тему урока, высказывают свое
мнение
Определяют задачи урока
4.
Постановка проблемы
4 мин
— Само понятие смысл жизни появилось в философии в 19 веке, до этого было понятие высшего блага. Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.
— Сейчас мы посмотрим небольшой анимационный фильм, а вы попробуйте выделить смысл или смыслы жизни героя мультфильма.
Просмотр фильма (на слайде 7)
— Как вы считаете, какова идея фильма?
— В чем смысл жизни героя мультфильма?
Смотрят анимационный фильм. Высказывают предположения
5.
Изучение нового материала
6 мин
— Так в чем, по-вашему, смысл жизни?
— Давайте посмотрим, как понятие «смысл жизни» трактует глоссарий и запишем в тетрадь:
Слайд 8
Смысл жизни – осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.
— Чтобы разобраться в том, какие существуют философские подходы к пониманию смысла жизни, мы обратимся к учебнику и дополнительной литературе. Для более полного понимания смысла новых для терминов и понятий используйте глоссарии.
— Вы будете работать в микрогруппах и у каждой группы свое задание:
Слайд 9
1-я группа изучает суть пессимистического подхода (Сычев, А. А. Основы философии: учебное пособие. / А. А. Сычев – М, 2010 с. 157).
2-я группа изучает содержание натуралистического подхода (Сычев, А. А. Основы философии: учебное пособие. / А. А. Сычев – М, 2010 с.158).
3-я группа изучает содержание авторитарного подхода (Сычев, А. А. Основы философии: учебное пособие. / А. А. Сычев – М, 2010 с. 159).
4-я группа изучает содержание субъективной теории (Сычев, А. А. Основы философии: учебное пособие. / А. А. Сычев – М, 2010 с.160).
— Результатом вашей общей работы должна стать заполненная таблица:
Слайд 10
Философские подходы к пониманию
смысла жизни человека
Философский подход
Смысл и содержание теории
— Время выполнения работы – 6 минут
Формулируют определение
Внимательно слушают задания для работы в подгруппах
Работают в подгруппе № 1, 2,3,4.
Самостоятельно изучают учебный материал
6.
Проверка результатов работы в подгруппах
8 мин
Отчет 1-ой группы
Вопрос: Основные идеи и содержание пессимистического подхода к пониманию смысла жизни.
Отчет 2-ой группы
Вопрос: Основные идеи и содержание натуралистического подхода к пониманию смысла жизни.
Отчет 3-ей группы
Вопрос: Основные идеи и содержание авторитарного подхода к пониманию смысла жизни.
Отчет 4-ой группы
Вопрос: Основные идеи и содержание субъективного подхода к пониманию смысла жизни.
— Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях.
Слайд 11
Философские подходы к пониманию
смысла жизни человека
Философский подход
Смысл и содержание теории
Пессимистический подход
Жизнь трагична, человек живет в мире страха, одиночества и страдания.
Натуралистический подход
Смысл жизни в самой жизни: получать от жизни удовольствие, стремиться к наслаждению, счастью, получению пользы.
Авторитарный подход
Смысл жизни находится вне жизни – в боге или великой идее.
Субъективный подход
Смысл жизни не задан изначально и не является общим для всех: каждый выбирает для себя свой собственный жизненный путь и наполняет его смыслом.
— Какой из выделенных подходов вам ближе и почему?
— Как вы считаете, что может быть смыслом жизни современного человека, живущего в эпоху скоростей, компьютерных технологий, бесконечных инноваций, идеологии потребительства и т. п.?
— Какие факторы влияют на выбор человеком жизненных целей? (семья, социальная среда, общество, государство, СМИ, друзья, литературные герои, кумиры)
Раскрывают основное содержаниеизученных философских теорий
Заполняют таблицу
Отвечают на вопросы
7.
Первичное закрепление
знаний
10 мин
— А сейчас мы с вами обратимся к мыслям великих и узнаем, в чем видели смысл жизни они, жившие в разные исторические эпохи. Вы по мере выделения этих смыслов заполните схему в виде солнца.
(вызвать студента к доске)
— Центром этой схемы будет понятие «смысл жизни», а лучами – его проявления:
Слайд 12
1. В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. (Аристотель)
(делать добро)
2. Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше. (Эмиль Золя)
(в познании)
Слайд 13
3. Смысл жизни только в одном — в борьбе.
(Антон Павлович Чехов)
(в борьбе)
4. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.
(Антон Павлович Чехов)
(в труде)
Слайд 14
5. Человек может найти смысл в жизни, только посвятив себя обществу. (Альберт Эйнштейн)
(служение обществу)
— Что бы вы добавили еще в эту схему? Чем бы вы наполнили смысл вашей жизни?
Сделать схему на доске
— Сейчас я предложу вам попробовать себя в роли философов. Я буду читать начало фразы, а вы домыслите ее окончание:
Слайд 15
1. Красота человека не в его лице – а ……..
в его душе.
— Как вы понимаете смысл этого высказывания?
2. Есть только два дня в году, когда человек ничего не может сделать – это ………………… вчера и завтра.
— Как вы понимаете смысл этого высказывания?
3. Для человека важно не то, что его окружает, а то что ………………….. внутри него.
— Как вы понимаете смысл этого предложения?
4. И пусть мысли будут чистыми – они основа …..
наших поступков.
— Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Выполняют задание
Отвечают на вопросы
Продолжают фразы
Объясняют смысл высказывания.
8.
Подведение итогов урока
5 мин
— Внимание к человеку, к проблемам его бытия в мире и к его внутреннему миру является одной из важнейших тенденций развития современной философии. Это связано с событиями и изменениями в жизни общества, которые человечество переживает последние сто — двести лет.
— После сегодняшнего урока, в чем вы видите смысл жизни для себя?
— Ярким примером того, чем и как можно наполнить свою жизнь содержанием является наш земляк, курянин (показать фото, спросить, кто это?) – Игорь Ушаков.
Слайд 16
— Чем он знаменит? (Это человек, который после аварии стал инвалидом, но не опустил руки, не сдался и смог наполнить свою жизнь новым смыслом, сделать ее насыщенной, интересной и во многом служить примером всем нам).
Отвечают на вопросы
9.
Домашнее задание
2 мин
— Определение смысла жизни для каждого человека – это всегда сложная задача, а иногда и противоречивая…
— В одном из своих лирических стихотворений
Слайд 17
А. С. Пушкин писал:
Дар напрасный, дар случайный
Жизнь, зачем ты мне дана?
— С одной стороны поэт говорит о жизни как о даре (т. е. жизнь – это подарок, а подарок берегут, им дорожат), а с другой – называет этот дар напрасным и случайным.
— Так вот, к следующему уроку вам необходимо написать эссе, которое будет начинаться словами: «Для чего мне дарована жизнь?»
Записывают задание.
10.
Рефлексия
1 мин
— Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Перед вами лежат рефлексивные карты, проанализируйте и оцените свою работу на уроке по 5-балльной шкале. Не забудьте вписать свою фамилию.
Рефлексивная карта студента
Ф.И. студента
Студент активно работал на уроке, самостоятельно освоил учебный материал, давал полные, грамотные, исчерпывающие, ответы, делал существенные дополнения, вносил поправки и уточнения. Выполнил все задания урока.
5
В целом освоил учебный материал, в течение урока справлялся с выполняемыми заданиями, давал правильные, но не всегда точные или полные ответы. При работе в микрогруппе принимал активное участие, сама работа иногда вызывала затруднения.
4
В течение урока испытал затруднения при анализе текстов, заполнении таблицы, работе с источниками, нуждался в помощи. Отвечая на поставленные вопросы, не всегда давал правильные, полные, исчерпывающие ответы или не мог сформулировать ответ вообще.
3
Рефлексируют
11.
Контроль и оценка
1 мин
— Поднимите руку те, кто оценил свою работу на уроке на «5»? Почему вы так решили?
— Кто оценил себя на «4»? Почему?
— Для того, чтобы адекватно и более объективно вас оценить, я проверю ваши рефлексивные карты и выставлю отметки в журнал.
Слайд 18
Философский подход к расследованию Учебное пособие
В этом уроке мы начнем с напоминания о природе философии, а затем перейдем к четырехэтапному изложению философского исследования. Наше обсуждение будет выглядеть так:
- Обзор философии
- Уточнение философского вопроса
- Определение и оценка философских позиций
- Продолжение диссертации
1. Обзор философии
Для начала вспомним, что философия — это поиск истины.Это означает, что философия — это не просто сбор информации. Скорее, он придает первостепенное значение тому, как мы подходим к обнаружению того, является ли что-то правдой.
Вот некоторые из способов, которыми философия обычно пытается добиться истины:
- Использование рассуждений и логических аргументов
- Поддержание последовательности между нашими действиями и убеждениями
- Последовательное применение наших стандартов суждений и оценок
- Защита от предвзятого влияния наших страстей
Философию отличает не только поиск истины.Это также тип истины, который он преследует, который отличает его от других дисциплин (таких как наука). Философия помогает нам понять вещи, которые мы не можем узнать, просто глядя на физический мир.
ПРИМЕР
Вы читаете или слушаете это руководство. Ученый мог бы объяснить, как ваше тело (например, глаза, уши и т. Д.) Позволяет вам это делать. Но философия подойдет к этому иначе: она спросит: «Каковы ваши причины для этого?».Другими словами, он будет спрашивать об идеалах или целях, которые мотивируют ваши действия (например, самосовершенствование, стремление к знаниям и т. Д.).
Размышление о причинах, по которым мы делаем что-то, и сомнение в том, считаем ли мы их вескими причинами, требует от нас выйти за рамки простого наблюдения и вместо этого использовать аргументы и критическое мышление.
Как видите, это поддерживает наше определение философии как поиск истин, которые нельзя определить полностью эмпирически.
2. Определение философского вопроса
Чтобы прийти к собственному взвешенному взгляду на философскую проблему, вам сначала нужно подумать о рассматриваемой теме и указать точный вопрос или проблему, которые вы хотите решить.
Это дает вам возможность сосредоточиться на продуктивном философском исследовании.
3. Определение и оценка философских позиций
Теперь вы можете исследовать то, что уже говорили об этом другие люди.Полезно перечислить позиции многих философов по этому вопросу, прежде чем вы решите, какими из них следует заняться (см. Примеры на иллюстрации ниже).
Затем вам следует критически осмыслить сказанное другими, взвесив сильные и слабые стороны их позиции. Рассмотрим пример, приведенный на иллюстрации ниже.
Тип поддержки, которую вы оказываете за или против позиции, может быть разного типа. Например, возможно, вы цитируете исследование, которое показывает, что благотворительность часто не помогает из-за неэффективных систем.Возможно, вы нашли убедительные аргументы различных философов, которые утверждают: если вы можете, вы должны помогать другим. И, может быть, вы думаете, что причина, по которой мы должны жертвовать на благотворительность, заключается в том, что вы находите интуитивно правдоподобным думать, что вы хотели бы получить помощь, если бы вам это было нужно.
4. Продвижение диссертации
Наконец, вам необходимо занять позицию по проблеме и обосновать, почему это правильная позиция. Другими словами, вы должны выдвинуть тезис с некоторыми подтверждающими аргументами или доказательствами.
Обратите внимание, что направление первого и второго выравнивания немного различается. Первый кажется прямым одобрением благотворительности, тогда как второй, кажется, ставит ее под сомнение.
Но сомнительна только вера в то, что благотворительность является самым важным или обязательным моральным обязательством, которое мы имеем. Беспокойство в связи с этим убеждением заключается в том, что если благотворительность превыше всех других обязательств, то она может завладеть нашей жизнью (например, мы не сможем купить дом, потому что есть те, кому в первую очередь нужна еда).
Таким образом, вы можете считать, что мы должны давать на благотворительность, но добавляете, что это не обязанность превыше всех других. Таким образом вы прочно утвердили бы тезис, принимая во внимание различные идеи.
Мы начали это руководство с обзора философии , рассматривая некоторые из основных характеристик философского исследования. Затем мы рассмотрели, как мы подходим к вопросу , уточняя философский вопрос , чтобы сфокусировать философское исследование.
Мы увидели, что включает в себя определение и оценка философских позиций , включая взвешивание причин за и против позиции. Наконец, мы увидели, как мы используем оправдания (например, аргументы или доказательства), когда выдвигает тезис .
.
Сократ | Биография, философия, убеждения и факты
Сократ; Кинг, Мартин Лютер-младший Яннис Симонидес исполняет отрывки из своего персонального спектакля Socrates Now , основанного на Apology Платона, за которым следует профессор классиков, сравнивающий Сократа с Мартином Лютером Кингом-младшим и Нельсоном Мандела. Предоставлено Северо-Западным университетом (издательский партнер Britannica) Посмотрите все видео к этой статье
Сократ , (родился ок. 470 до н. Э., Афины (Греция) — умер в 399 г. до н. Э., Афины), греческий философ, образ жизни, характер и мысли которого оказали глубокое влияние на античную и современную философию.
Популярные вопросы
Кем был Сократ?
Сократ был древнегреческим философом, одним из трех величайших деятелей античного периода западной философии (другими были Платон и Аристотель), жившим в Афинах в V веке до нашей эры. Легендарный персонаж даже в свое время, его последователи восхищались его честностью, самообладанием, глубоким философским пониманием и большим умением аргументировать.Он был первым греческим философом, серьезно изучившим вопросы этики. Его влияние на последующий курс античной философии было настолько велико, что космологически ориентированные философы, которые обычно предшествовали ему, условно называются «досократиками».
Чему учил Сократ?
Сократ утверждал, что не учил ничему (и действительно не знал ничего важного), а только чтобы искать ответы на насущные человеческие вопросы (например, «Что такое добродетель?» И «Что такое справедливость?») И помогать другим делать то же самое. .Его стиль философствования заключался в том, чтобы участвовать в публичных разговорах о некоторых человеческих достоинствах и с помощью умелых вопросов показать, что его собеседники не понимают, о чем они говорят. Несмотря на отрицательные результаты этих встреч, Сократ действительно придерживался некоторых широких положительных взглядов, в том числе о том, что добродетель — это форма знания и что «забота о душе» (культивирование добродетели) является наиболее важной обязанностью человека.
Откуда мы знаем, что думал Сократ?
Сократ ничего не написал.Все, что известно о нем, было выведено из рассказов членов его круга, в первую очередь Платона и Ксенофонта, а также ученика Платона Аристотеля, который приобрел свои знания о Сократе через своего учителя. Наиболее яркие портреты Сократа присутствуют в диалогах Платона, в большинстве из которых основным оратором является «Сократ». Однако взгляды, выраженные персонажем, не совпадают в диалогах, а в некоторых диалогах персонаж выражает взгляды, которые явно принадлежат Платону.Ученые продолжают расходиться во мнениях относительно того, какие из диалогов передают взгляды исторического Сократа, а какие используют этот персонаж просто как рупор философии Платона.
Почему Афины приговорили Сократа к смерти?
Сократа широко ненавидели в Афинах, главным образом потому, что он регулярно ставил людей в неловкое положение, выставляя их невежественными и глупыми. Он также был откровенным критиком демократии, которую лелеяли афиняне, и был связан с некоторыми членами «Тридцати тиранов», которые на короткое время свергли демократическое правительство Афин в 404–403 годах до нашей эры.Он, вероятно, был виновен в преступлениях, в которых его обвиняли, в нечестии и развращении молодежи, потому что он отверг богов города и внушал неуважение к авторитету среди своих юных последователей (хотя это и не входило в его намерения). Соответственно, он был осужден и приговорен к смертной казни от яда.
Почему Сократ не попытался избежать смертного приговора?
Сократ мог спастись. Он предпочел предстать перед судом, а не отправиться в добровольную ссылку. В своей защитной речи он опроверг некоторые, но не все элементы обвинений и, как известно, заявил, что «жизнь без исследования не имеет смысла.»После осуждения он мог предложить разумное наказание, за исключением смертной казни, но сначала отказался. В конце концов, он отклонил предложение о побеге как несовместимое с его обязательством никогда не делать ничего плохого (побег проявит неуважение к законам и нанесет ущерб репутации его семьи. и друзья)
Изучите, что известно о древнем афинском философе Сократе из диалогов Платона и других источников Философ и педагог Мортимер Дж. Адлер обсуждает Сократа как человека, учителя и философа в реконструкциях Тони Ван Бриджа (как Сократ) и другие.Это видео снято в 1962 году Образовательной корпорацией Encyclopædia Britannica. Encyclopædia Britannica, Inc. Посмотреть все видео для этой статьи
Сократ был широко известной и неоднозначной фигурой в его родных Афинах, настолько, что его часто высмеивали в пьесах комедийных драматургов. (Самый известный пример — Облака Аристофана, созданный в 423 году.) Хотя сам Сократ ничего не написал, он изображен в разговоре в композициях небольшого круга его поклонников — Платон и Ксенофонт первыми среди них.В этих произведениях он изображен как человек большой проницательности, цельности, самообладания и способности аргументировать. Влияние его жизни было тем более сильным из-за того, как она закончилась: в возрасте 70 лет он предстал перед судом по обвинению в нечестии и приговорен к смертной казни от отравления (ядом, вероятно, был болиголов) жюри в его составе. сограждане. Платон «Апология Сократа» якобы является речью, которую Сократ произнес на суде в ответ на выдвинутые против него обвинения (по-гречески apologia означает «защита»).Его мощная защита исследуемой жизни и осуждение афинской демократии сделали его одним из центральных документов западной мысли и культуры.
Философские и литературные источники
Пока Сократ был жив, он, как уже отмечалось, был объектом комических насмешек, но большинство пьес, в которых упоминается о нем, полностью утеряны или существуют только в фрагментарной форме, за исключением Clouds . Хотя Сократ является центральной фигурой этой пьесы, целью Аристофана не было дать сбалансированный и точный портрет его (комедия никогда не стремится к этому), а скорее использовать его для представления определенных интеллектуальных тенденций в современных Афинах — изучения языка природа и, как предполагает Аристофан, аморализм и атеизм, которые сопровождают эти занятия.Ценность пьесы как надежного источника знаний о Сократе подвергается еще большему сомнению в связи с тем, что в «Апологии » Платона сам Сократ отвергает ее как вымысел. Более подробно этот аспект испытания будет рассмотрен ниже.
Вскоре после смерти Сократа несколько членов его круга сохранили и хвалили его память, написав произведения, которые представляют его наиболее характерную деятельность — беседу. Его собеседники в этих (как правило, враждебных) обменах включали людей, с которыми ему довелось встретиться, преданных последователей, видных политических деятелей и ведущих мыслителей того времени.Многие из этих «сократических дискурсов», как Аристотель называет их в своей книге « Поэтика », больше не существуют; есть лишь краткие остатки разговоров, написанных Антисфеном, Эсхином, Федоном и Евклидом. Но сочинения Платона и Ксенофонта сохранились полностью. То, что мы знаем о Сократе, должно зависеть прежде всего от одного или другого (или от обоих, если их портреты совпадают) этих источников. (Платон и Ксенофонт также написали отдельные отчеты, каждый из которых озаглавлен Апология Сократа , о суде над Сократом.) Большинство ученых, однако, не верят, что каждый сократический дискурс Ксенофонта и Платона был задуман как исторический отчет о том, что настоящий Сократ сказал дословно в некоторых случаях. Что можно разумно утверждать о по крайней мере некоторых из этих диалогов, так это то, что они передают суть вопросов, которые задавал Сократ, способы, которыми он обычно отвечал на полученные ответы, и общую философскую ориентацию, которая возникла в результате этих бесед.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний.Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас
Среди композиций Ксенофонта наиболее полным портретом Сократа является Memorabilia . Первые две главы Книги I этой работы особенно важны, потому что они явно опровергают обвинения, выдвинутые против Сократа на суде; поэтому они являются ценным дополнением к книге Ксенофонта Apology , которая полностью посвящена той же цели. Портрет Сократа, который Ксенофонт дает в Книгах III и IV из Memorabilia , кажется, в некоторых отрывках сильно зависит от его прочтения некоторых диалогов Платона, и поэтому доказательная ценность по крайней мере этой части работы снижается. .Симпозиум Ксенофонта — это изображение Сократа в разговоре со своими друзьями на вечеринке с алкоголем (возможно, оно вдохновлено работой Платона с таким же именем и характером) и рассматривается некоторыми учеными как ценное воссоздание Сократа. мысль и образ жизни. Книга Ксенофонта Oeconomicus (буквально: « управляющий имением »), сократовский разговор об организации домашнего хозяйства и навыках, необходимых независимому фермеру, является попыткой Ксенофонта привнести качества, которыми он восхищался в Сократе, в вопросе надзора за собственностью.Вряд ли это было задумано как отчет об одном из разговоров Сократа.
.
Как писать методику | Пошаговое руководство
В своей диссертации вам нужно будет обсудить методы, которые вы использовали для проведения исследования. Раздел о методологии или методах объясняет, что вы делали и как вы это делали, позволяя читателям оценить надежность и обоснованность вашего исследования. Он должен включать:
- Тип исследования, которое вы провели
- Как вы собирали и / или выбирали свои данные
- Как вы анализировали свои данные
- Любые инструменты или материалы, которые вы использовали в исследовании
- Ваше обоснование выбора этих методов
Раздел о методологии, как правило, должен быть написан в прошедшем времени.
Шаг 1: Объясните свой методологический подход
Начните с представления вашего общего подхода к исследованию. Какую проблему или вопрос вы исследовали и какие данные вам потребовались для ответа?
- Количественные методы (например, опросы) лучше всего подходят для измерения, ранжирования, категоризации, выявления закономерностей и обобщения
- Качественные методы (например, интервью) лучше всего подходят для описания, интерпретации, контекстуализации и получения более глубокого понимания конкретных концепций или явления
- Смешанные методы позволяют комбинировать численные измерения и углубленное изучение
В зависимости от вашей дисциплины и подхода вы также можете начать с обсуждения обоснования и допущений, лежащих в основе вашей методологии.
- Была ли ваша цель решить практическую или теоретическую проблему?
- Почему это наиболее подходящий подход к ответам на вопросы вашего исследования?
- Это стандартная методология в вашей сфере или требует обоснования?
- Были ли соображения этического или философского характера?
- Каковы критерии достоверности и строгости этого типа исследований?
В количественном экспериментальном исследовании вы можете стремиться получить обобщаемые знания о причинах явления.Достоверное исследование требует тщательно разработанного исследования с контролируемыми переменными, которые могут быть воспроизведены другими исследователями.
При качественном включенном наблюдении вы можете стремиться получить этнографические знания о поведении, социальных структурах и общих убеждениях определенной группы людей. Поскольку эта методология менее контролируема и более интерпретируема, вам нужно будет подумать о своей позиции исследователя, принимая во внимание то, как ваше участие и восприятие могли повлиять на результаты.
Шаг 2: Опишите ваши методы сбора и / или отбора данных
После того, как вы представили свой общий методологический подход, вы должны подробно описать методы, которые вы использовали для проведения исследования. Опишите инструменты, процедуры и материалы, которые вы использовали для сбора данных, а также критерии, которые вы использовали для выбора участников или источников.
Количественные методы
Опросы
Опишите, где, когда и как проводился опрос.
- Как вы составляли вопросы и какую форму они имели (например, множественный выбор, шкала оценок)?
- Как вы находили и отбирали участников?
- Проводили ли вы опросы по телефону, почте, онлайн или лично, и сколько времени участники должны были отвечать?
- Каков был размер выборки и процент ответов?
Вы можете включить полную анкету в качестве приложения, чтобы ваш читатель мог видеть, какие именно данные были собраны.
Эксперименты
Опишите все инструменты, методы и процедуры, которые вы использовали для проведения эксперимента.
- Как вы планировали эксперимент (например, между субъектами или внутри субъектов)?
- Как вы находили и отбирали участников?
- Какие инструменты или технологии вы использовали в эксперименте?
При экспериментальном исследовании особенно важно предоставить достаточно деталей, чтобы другой исследователь мог воспроизвести ваши результаты.
Существующие данные
Объясните, как вы собирали и выбирали материалы (например, публикации или архивные данные) для включения в анализ.
- Откуда вы взяли материал?
- Как изначально были получены данные?
- Какие критерии вы использовали при выборе материала (например, диапазон дат)?
Пример количественных методов
Опрос состоял из 5 вопросов с множественным выбором и 10 вопросов, на которые респонденты должны были ответить по 7-балльной шкале Ликерта. Целью было провести опрос 350 клиентов компании X на территории компании в Гааге с 4 по 8 июля 2017 года с 11:00 до 15:00.Под покупателем понималось лицо, купившее продукт у компании X в день допроса. Участникам было дано 5 минут на анонимное заполнение анкеты, откликнулось 408 клиентов. Поскольку не все опросы были полностью заполнены, в анализ был включен 371 результат опроса.
Качественные методы
Интервью или фокус-группы
Опишите, где, когда и как проводились интервью.
- Как вы находили и отбирали участников?
- Сколько человек приняли участие?
- В какой форме были интервью (структурированные, полуструктурированные, неструктурированные)?
- Как долго длились интервью и как они записывались?
Совместное наблюдение
Опишите, где, когда и как вы проводили наблюдение.
- За какой группой или сообществом вы наблюдали и как вы получили к ним доступ?
- Сколько времени вы потратили на исследование и где оно находилось?
- Как вы записывали свои данные (например, аудиовизуальные записи, создание заметок)?
Существующие данные
Объясните, как вы выбрали материалы тематического исследования (например, тексты или изображения) для анализа.
- Какие типы материалов вы анализировали?
- Как вы их собирали и отбирали?
Пример качественных методов
Чтобы лучше понять возможности улучшения ассортимента продукции, были проведены полуструктурированные интервью с 8 постоянными клиентами из основной целевой группы компании X.Вернувшийся покупатель определялся как тот, кто обычно покупал продукты не реже двух раз в неделю у компании X. Опросы были использованы для отбора участников, вернувшихся клиентов, которые принадлежали к целевой группе (20-45 лет). Собеседования проводились в небольшом офисе рядом с кассовым аппаратом и длились около 20 минут каждое. Ответы записывались в виде заметок, а семь интервью также снимались с согласия. Один из интервьюируемых предпочел не сниматься.
Шаг 3: Опишите ваши методы анализа
Затем вы должны указать, как вы обрабатывали и анализировали данные.Избегайте вдаваться в подробности — на этом этапе не следует начинать представлять или обсуждать какие-либо свои результаты.
Количественные методы
В количественном исследовании ваш анализ будет основан на числах. В разделе методов вы можете указать:
- Как вы подготовили данные перед их анализом (например, проверка отсутствующих данных, удаление выбросов, преобразование переменных)
- Какое программное обеспечение вы использовали для анализа данных (например, SPSS или Stata)
- Какие статистические методы вы использовали (например,грамм. регрессионный анализ)
Пример количественных методов
Перед анализом были подготовлены собранные данные. Набор данных был проверен на отсутствие данных и выбросов. Для этого использовалось «правило маркировки выбросов». Все значения вне рассчитанного диапазона считались выбросами (Hoaglin & Iglewicz, 1987). Затем данные анализировали с использованием статистического программного обеспечения SPSS.
Качественные методы
В качественном исследовании ваш анализ будет основан на языке, изображениях и наблюдениях.Методы могут включать:
- Анализ контента: кодирование и категоризация тем и идей
- Повествовательный анализ: изучение структур и тропов повествования и интерпретация их значения
- Анализ дискурса: рассмотрение коммуникации и значения (включая язык, изображения и невербальные взаимодействия ) по отношению к их социальному контексту
Пример качественных методов
Интервью были расшифрованы и закодированы для классификации ключевых тем и выявления закономерностей.Каждая тема была проанализирована, чтобы получить более глубокое понимание восприятия и мотивации участников.
Шаг 4: Оцените и обоснуйте свой методологический выбор
Ваша методология должна обосновывать, почему вы выбрали именно эти методы, особенно если вы не использовали самый стандартный подход к своей теме. Обсудите, почему другие методы не подходят для ваших целей, и покажите, как этот подход способствует новым знаниям или пониманию.
Вы можете признать ограничения или слабые места в выбранном вами подходе, но при этом объяснить, почему их перевешивают сильные стороны.
Лабораторные эксперименты не всегда могут точно имитировать реальные ситуации и поведение, но они эффективны для проверки причинно-следственных связей между переменными.
Неструктурированные интервью обычно дают результаты, которые нельзя обобщить за пределами выборочной группы, но они обеспечивают более глубокое понимание восприятия, мотивации и эмоций участников.
Советы по написанию сильной методологии
Помните, что ваша цель — не просто описать свои методы, но показать, как и почему вы их применяли, и продемонстрировать, что ваше исследование было тщательно проведено.
Сосредоточьтесь на своих целях и вопросах исследования
Раздел методологии должен четко показать, почему ваши методы соответствуют вашим целям, и убедить читателя в том, что вы выбрали наилучший из возможных подходов к ответам на постановку проблемы и вопросы исследования. На протяжении всего раздела связывайте свой выбор с основной целью вашей диссертации.
Приведите ссылки на соответствующие источники
Вашу методологию можно усилить ссылкой на существующие исследования в данной области, либо по следующему адресу:
- Подтвердите, что вы следовали установленным практикам для этого типа исследования
- Обсудите, как вы оценивали различные методологии и определили свое подход
- Покажите, что вы применили новый методологический подход к устранению пробелов в литературе.
Напишите для своей аудитории
Подумайте, сколько информации вам нужно предоставить, и не вдавайтесь в ненужные детали.Если вы используете стандартные для вашей дисциплины методы, вам, вероятно, не потребуется много объяснений или обоснований. Но если вы выберете подход, менее распространенный в вашей области, вам может потребоваться объяснить и обосновать свой методологический выбор.
В любом случае ваша методология должна представлять собой четкий, хорошо структурированный текст, аргументирующий ваш подход, а не просто перечень технических деталей и процедур.
Обсудите препятствия
Если вы столкнулись с трудностями при сборе или анализе данных, объясните, как вы с ними справлялись.Покажите, как вы минимизировали влияние любых неожиданных препятствий. Предотвратите любую серьезную критику вашего подхода и продемонстрируйте, что вы провели исследование как можно тщательнее.
Часто задаваемые вопросы о методологии
- Что такое отбор проб?
Выборка — это подмножество людей из более крупной совокупности. Выборка означает выбор группы, из которой вы фактически будете собирать данные в своем исследовании.
Например, если вы изучаете мнения студентов в своем университете, вы можете опросить выборку из 100 студентов.
Статистическая выборка позволяет проверить гипотезу о характеристиках совокупности. Вы можете использовать различные методы выборки, чтобы гарантировать, что ваша выборка репрезентативна для всего населения в целом.
.