Что такое форма мышления: Форма мышления — это… Что такое Форма мышления?
Форма мышления — это… Что такое Форма мышления?
- Форма мышления
Фо́рма мышле́ния — тот способ, при помощи которого субъект обдумывает и решает вставшую перед ним интеллектуальную задачу.
Стили мышления
Выделяются четыре основных стиля мышления:
- причинно-следственный (детерминистский, представители этого типа мыслят цепочками строго вытекающих друг из друга причин и следствий),
- диалектико-алгоритмический (представители которого разделяют поток мысли на несколько конкурирующих направлений),
- фрактально-голографический (его представители реконструируют проблему, совмещая несколько её чётких срезов),
- вихревой (его представители склонны к хаотическому мышлению, быстро перескакивая с одного витка мысли на другой, отсекая не оправдавшиеся варианты).
Основные формы правильного мышления
См. также
Примечания
- ↑ Гетманова А. Д. Логика
Литература
Категории:
- Незавершённые статьи о неакадемических направлениях исследований
- Соционика
Wikimedia Foundation.
2010.
- Пересна
- Тоннель в районе станицы Новагинской
Смотреть что такое «Форма мышления» в других словарях:
МЫШЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ — в общем понимании тенденция к определенному, строго обусловленному способу мышления в рамках какого либо идеологического или догматического учения. В области логики тенденциозность мышления означает подчинение правилам и законам построения… … Философская энциклопедия
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ — филос. категории, во взаимосвязи к рых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействий между собой и с др. предметами, а форма есть внутр. организация содержания.… … Философская энциклопедия
ФОРМА — (лат. forma) внешнее очертание, фигура, наружность, образ, а также план, модель, штамп. В философии данное понятие использовалось Цицероном и Августином в смысле вид (более узкий класс в рамках более широкого класса рода). Понятие «Ф.» Платон… … Философская энциклопедия
Форма — (и содержание). Вопрос о том, что является в произведении искусства его формой и что его содержанием, составляет основную проблему эстетики; в отношении же поэзии (искусства слова) основную проблему поэтики (см. Поэтика). Несмотря на обилие… … Литературная энциклопедия
Форма — ФОРМА (и содержание). Вопрос о том, что является в произведении искусства его формой и что его содержанием, составляет основную проблему эстетики; в отношении же поэзии (искусства слова) основную проблему поэтики (см. Поэтика). Несмотря на… … Словарь литературных терминов
Форма музыкальная — (греч. morpn, лат. forma вид, образ, очертания, внешность, красота; нем. Form, франц. forme, итал. forma, англ. form, shape). Содержание I. Значение термина. Этимология 875 II. Форма и содержание. Общие принципы… … Музыкальная энциклопедия
ФОРМА ЛОГИЧЕСКАЯ — (форма в логике) – та сторона рассуждения (доказательства, вывода, аргументации и т.п.), к рая не зависит от содержания данного рассуждения; Ф. л. в языке фиксируется посредством логич. констант и образуемых с их помощью отд. фраз и их сочетаний… … Философская энциклопедия
ФОРМА ПРЕВРАЩЕННАЯ — понятие, введенное в филос. оборот Марксом и характеризующее строение и способ функционирования сложных систем; это понятие позволяет исследовать видимые зависимости и эффекты, выступающие на поверхности целого в качестве того, что Маркс называл … Философская энциклопедия
МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ — (логические) – законы связи между суждениями и понятиями, законы формирования и развития мысли, определяющие правильные формы и методы познания действительности на ступени абстрактного мышления. Целью изучения М. з. является выяснение объективных … Философская энциклопедия
форма — ы; ж. [лат. fōrma вид, облик, наружность] 1. Внешние очертания, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы. Облака меняют свои формы. Сосуды различных форм. Налитая в сосуд вода принимает форму сосуда.… … Энциклопедический словарь
Книги
- Понятие как форма мышления. Логико-гносеологический анализ, Войшвилло Е.К.. Настоящая монография, ставшая классикой логико-философской мысли конца XX столетия, обобщает результаты исследований автора, цель которых — пересмотр традиционнойтеории понятия с применением… Подробнее Купить за 1030 грн (только Украина)
- Понятие как форма мышления. Логико-гносеологический анализ, Войшвилло Е.К.. Настоящая монография, ставшая классикой логико-философской мысли конца XX столетия, обобщает результаты исследований автора, цель которых — пересмотр традиционнойтеории понятия с применением… Подробнее Купить за 796 руб
- Понятие как форма мышления Логико-гносеологический анализ, Войшвилло Е.. Настоящая монография, ставшая классикой логико-философской мысли конца XX столетия, обобщает результаты исследований автора, цель которых — пересмотр традиционнойтеории понятия с применением… Подробнее Купить за 467 руб
Другие книги по запросу «Форма мышления» >>
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ — это… Что такое ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ?
- ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
- – способы отражения действительности посредство абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные, рациональные (теоретические)формы познания: гипотеза, теория и др.
Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ.
С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова.
2010.
- ФОРМАЛИЗАЦИЯ
- ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Смотреть что такое «ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ» в других словарях:
формы мышления — в традиционной логике основными формами мысли считаются понятие, суждение и умозаключение. Каждая из этих основных форм имеет многочисленные разновидности … Словарь терминов логики
МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ — способы и виды формальной организации мыслительного процесса, абстрагированные от его содержательной компоненты. Кант и Гегель рассматривали формы мышления в качестве философских категорий. Свое дальнейшее развитие система форм мышления получила… … Философская энциклопедия
Мышления формы — разграничение форм мышления в зависимости от того, насколько они отвечают принципу реальности. Согласно данным этнографов и психологов различают такие формы мышления: 1. реалистическое; 2. эгоцентрическое; 3. аутистическое; 4. архаическое; 5.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
мышления нарушения — см. нарушения мышления Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ … Большая психологическая энциклопедия
МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ — (логические) – законы связи между суждениями и понятиями, законы формирования и развития мысли, определяющие правильные формы и методы познания действительности на ступени абстрактного мышления. Целью изучения М. з. является выяснение объективных … Философская энциклопедия
Мышления развитие — (синоним: интеллектуальное развитие) одно из важнейших направлений умственного развития ребенка: появление и совершенствование интеллектуальных операций, формирование умственных действий, позволяющих все более полно и адекватно осуществлять… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Формы рационального речевого воздействия — применяются в психотерапии, адресуются к сознательным компонентам психики клиентов. Выделяются следующие Ф. р. р. в.: 1) Разъяснение. Терапевту часто приходится что то разъяснять клиенту, формулировать предписания, инструкции. Для этого… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Форма мышления — тот способ, при помощи которого субъект обдумывает и решает вставшую перед ним интеллектуальную задачу. Содержание 1 Стили мышления 2 Основные формы правильного мышления … Википедия
психология мышления — ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ исследует мышление как один из психических процессов, направленный на решение проблемных ситуаций, задач и заключающийся в обобщенном и опосредствованном познании действительности. Мышление характеризует не чувственный … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Организационные формы обучения — активная практика, аспектное обучение, аспирантура, аудитория, аудиторное практическое занятие, билингвльный тип обучения, введение материала, включённое обучение, внеклассная работа, докторантура, заочное обучение, заочное повышение квалификации … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ — это… Что такое МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ?
- МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ
- МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ
-
способы и виды формальной организации мыслительного процесса, абстрагированные от его содержательной компоненты. Кант и Гегель рассматривали формы мышления в качестве философских категорий. Свое дальнейшее развитие система форм мышления получила в философии экзистенциализма, особенно у Хайдеггера и Ясперса.
Философский энциклопедический словарь.
2010.
.
- МЫШЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИОЗНОСТЬ
- МЭН ДЕ БИРАН
Смотреть что такое «МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ» в других словарях:
Мышления формы — разграничение форм мышления в зависимости от того, насколько они отвечают принципу реальности. Согласно данным этнографов и психологов различают такие формы мышления: 1. реалистическое; 2. эгоцентрическое; 3. аутистическое; 4. архаическое; 5.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
мышления нарушения — см. нарушения мышления Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ … Большая психологическая энциклопедия
МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ — (логические) – законы связи между суждениями и понятиями, законы формирования и развития мысли, определяющие правильные формы и методы познания действительности на ступени абстрактного мышления. Целью изучения М. з. является выяснение объективных … Философская энциклопедия
Мышления развитие — (синоним: интеллектуальное развитие) одно из важнейших направлений умственного развития ребенка: появление и совершенствование интеллектуальных операций, формирование умственных действий, позволяющих все более полно и адекватно осуществлять… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ — – способы отражения действительности посредство абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные, рациональные (теоретические)формы познания: гипотеза, теория и др … Философия науки и техники: тематический словарь
Формы рационального речевого воздействия — применяются в психотерапии, адресуются к сознательным компонентам психики клиентов. Выделяются следующие Ф. р. р. в.: 1) Разъяснение. Терапевту часто приходится что то разъяснять клиенту, формулировать предписания, инструкции. Для этого… … Психология общения. Энциклопедический словарь
формы мышления — в традиционной логике основными формами мысли считаются понятие, суждение и умозаключение. Каждая из этих основных форм имеет многочисленные разновидности … Словарь терминов логики
Форма мышления — тот способ, при помощи которого субъект обдумывает и решает вставшую перед ним интеллектуальную задачу. Содержание 1 Стили мышления 2 Основные формы правильного мышления … Википедия
психология мышления — ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ исследует мышление как один из психических процессов, направленный на решение проблемных ситуаций, задач и заключающийся в обобщенном и опосредствованном познании действительности. Мышление характеризует не чувственный … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Организационные формы обучения — активная практика, аспектное обучение, аспирантура, аудитория, аудиторное практическое занятие, билингвльный тип обучения, введение материала, включённое обучение, внеклассная работа, докторантура, заочное обучение, заочное повышение квалификации … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
формы мышления — это… Что такое формы мышления?
- формы мышления
в традиционной логике основными формами мысли считаются понятие, суждение и умозаключение. Каждая из этих основных форм имеет многочисленные разновидности.
Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС.
А.А.Ивин, А.Л.Никифоров.
1997.
- формальная логика или логика
- эквивокация
Смотреть что такое «формы мышления» в других словарях:
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ — – способы отражения действительности посредство абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные, рациональные (теоретические)формы познания: гипотеза, теория и др … Философия науки и техники: тематический словарь
МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ — способы и виды формальной организации мыслительного процесса, абстрагированные от его содержательной компоненты. Кант и Гегель рассматривали формы мышления в качестве философских категорий. Свое дальнейшее развитие система форм мышления получила… … Философская энциклопедия
Мышления формы — разграничение форм мышления в зависимости от того, насколько они отвечают принципу реальности. Согласно данным этнографов и психологов различают такие формы мышления: 1. реалистическое; 2. эгоцентрическое; 3. аутистическое; 4. архаическое; 5.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
мышления нарушения — см. нарушения мышления Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ … Большая психологическая энциклопедия
МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ — (логические) – законы связи между суждениями и понятиями, законы формирования и развития мысли, определяющие правильные формы и методы познания действительности на ступени абстрактного мышления. Целью изучения М. з. является выяснение объективных … Философская энциклопедия
Мышления развитие — (синоним: интеллектуальное развитие) одно из важнейших направлений умственного развития ребенка: появление и совершенствование интеллектуальных операций, формирование умственных действий, позволяющих все более полно и адекватно осуществлять… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Формы рационального речевого воздействия — применяются в психотерапии, адресуются к сознательным компонентам психики клиентов. Выделяются следующие Ф. р. р. в.: 1) Разъяснение. Терапевту часто приходится что то разъяснять клиенту, формулировать предписания, инструкции. Для этого… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Форма мышления — тот способ, при помощи которого субъект обдумывает и решает вставшую перед ним интеллектуальную задачу. Содержание 1 Стили мышления 2 Основные формы правильного мышления … Википедия
психология мышления — ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ исследует мышление как один из психических процессов, направленный на решение проблемных ситуаций, задач и заключающийся в обобщенном и опосредствованном познании действительности. Мышление характеризует не чувственный … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Организационные формы обучения — активная практика, аспектное обучение, аспирантура, аудитория, аудиторное практическое занятие, билингвльный тип обучения, введение материала, включённое обучение, внеклассная работа, докторантура, заочное обучение, заочное повышение квалификации … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
это, виды, понятие и его типы
На протяжении жизни человек получает огромное количество информации. Полученные данные помогают увидеть внутреннюю сторону объектов, без их видимого присутствия, продумать что с ними будет происходить под воздействием окружающих факторов. Это возможно благодаря активизации мышления. Оно помогает решать разные задачи. Психология мышления играет важную роль в развитии психологической науки в целом.
Суть и понятие
Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.
Особенности мышления:
- этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
- отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
- способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.
Опосредованное познание возникает:
- Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
- Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
- Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
- При желании расширить границы познания.
- Активно проявляется при возникновении конфликтов.
Исторический очерк
Впервые вопросы изучения мышления возникли в античные времена. Ученые, философы того времени изучали мыслительные процессы с точки зрения логики, философии. Наиболее выдающимися исследователями античной эпохи, которые внесли большой вклад в изучение были: Алкмеон Кротонский, Пифагор, Гиппократ, Аристотель, Эпикур, Протагор.
Во времена Средневековья значимых открытий не было. Активное изучение началось только с 17 века. При этом мышление считалось врожденной способностью, которое рассматривалось единолично, без влияния психики. Учение, которое значительно повлияло на изучение мыслительных процессов — прагматизм. Появилось оно в конце 19 века. В 20 веке углубленными исследованиями начали заниматься последователи Вюрцбургской школы. Практические эксперименты этой школы были направлены на то, чтобы разделить мышление на отдельные этапы.
Гештальтпсихология занималась изучением продуктивного мышления. Одновременно исследованиями занимались последователи бихевиоризма. Они изучали навыков, умений, которые использовались людьми для решения различных задач.
Классификация
Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.
Виды
Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.
Практические виды мышления в психологии:
- Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
- Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.
Теории
Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:
- Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
- Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
- Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
- Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
- Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.
Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.
Формы
Существует несколько форм мышления:
- Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
- Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
- Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.
При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.
Уровни
Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:
- Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
- Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
- Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.
Характерные признаки
Мышление имеет ряд характерных признаков:
- По своей природе это социальное явление. Связано это с тем, что для решения задачи люди используют разные правила, понятия, законы, которые были сформированы в результате развития человечества.
- Мыслительные процессы связаны с языковыми знаниями. С помощью языка можно выражать мысли. Используя языковые навыки можно познавать объективный мир.
- Мыслительные процессы обуславливаются эмоционально-волевыми сторонами личности.
Нарушения
При развитии психических заболеваний могут наблюдаться нарушения процессов мышления:
- Скачки. Для них характерны ответы без осмысления слов, хаотичные ассоциации, ошибки подлежат исправлению только после акцентирования внимания на них. Дополнительно к этому повышается отвлекаемость.
- Непоследовательность суждений. Характер суждений становится неустойчивым. Задания выполняются правильно, неправильно, процесс происходит поочередно. Колебания суждения проявляются при любых изменениях условий выполнения заданий.
- Инертность. Во время развития этого нарушения, наблюдается замедление психических процессов. Пациенты не могут нормально отвечать на вопросы, делают это после длительной паузы.
- Соскальзывание. Проявляется тем, что больной при решении задач неожиданно сбивается с намеченного плана, отдает предпочтение ложным суждениям, ассоциациям.
- Откликаемость. Чаще возникает у пациентов, которые страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Проявляется невозможностью ориентироваться во времени, пространстве. Человек начинает считать различные картинки реальностью.
Методы исследования
Чтобы получать интересующую информацию, психологи применяют несколько практических методик:
- Наблюдение — с помощью этой методики можно получить данные о поведенческих реакциях человека. Применяя практику самонаблюдения, можно получить информацию о том, как происходит построение суждений.
- Беседы — применяются для получения данных об отношении субъекта к решению различных задач.
- Тестирование — методика, применяющаяся для определения уровня интеллекта.
- Эксперимент — вокруг испытуемого создаются определенные условия, чтобы воспроизвести мыслительную деятельность под воздействием окружающих факторов, разных раздражителей.
Развитие
Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.
Методики развития логики:
- Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
- Придумать два события, не связанных между собой. Попытаться установить между ними связи, описав при этом как можно больше логических цепочек.
Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.
Упражнения для развития образного мышления:
- Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
- Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.
Упражнения помогают развивать психику. Практиковать их можно как в детском возрасте, так и взрослым людям.
Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.
Полезное видео
В видео кратко рассказано о том, какие типы мышления в психологии существуют.
Мышления формы — это… Что такое Мышления формы?
- Мышления формы
- — разграничение форм мышления в зависимости от того, насколько они отвечают принципу реальности. Согласно данным этнографов и психологов различают такие формы мышления: 1. реалистическое; 2. эгоцентрическое; 3. аутистическое; 4. архаическое; 5. религиозное. В психопатологии высказываются предположения, что психическое расстройство до известной степени способно избирательно затрагивать любую из них.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
- Мышления уровни развития
- Мышца гладкая
Смотреть что такое «Мышления формы» в других словарях:
МЫШЛЕНИЯ ФОРМЫ — способы и виды формальной организации мыслительного процесса, абстрагированные от его содержательной компоненты. Кант и Гегель рассматривали формы мышления в качестве философских категорий. Свое дальнейшее развитие система форм мышления получила… … Философская энциклопедия
мышления нарушения — см. нарушения мышления Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000. МЫШЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ … Большая психологическая энциклопедия
МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ — (логические) – законы связи между суждениями и понятиями, законы формирования и развития мысли, определяющие правильные формы и методы познания действительности на ступени абстрактного мышления. Целью изучения М. з. является выяснение объективных … Философская энциклопедия
Мышления развитие — (синоним: интеллектуальное развитие) одно из важнейших направлений умственного развития ребенка: появление и совершенствование интеллектуальных операций, формирование умственных действий, позволяющих все более полно и адекватно осуществлять… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ — – способы отражения действительности посредство абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные, рациональные (теоретические)формы познания: гипотеза, теория и др … Философия науки и техники: тематический словарь
Формы рационального речевого воздействия — применяются в психотерапии, адресуются к сознательным компонентам психики клиентов. Выделяются следующие Ф. р. р. в.: 1) Разъяснение. Терапевту часто приходится что то разъяснять клиенту, формулировать предписания, инструкции. Для этого… … Психология общения. Энциклопедический словарь
формы мышления — в традиционной логике основными формами мысли считаются понятие, суждение и умозаключение. Каждая из этих основных форм имеет многочисленные разновидности … Словарь терминов логики
Форма мышления — тот способ, при помощи которого субъект обдумывает и решает вставшую перед ним интеллектуальную задачу. Содержание 1 Стили мышления 2 Основные формы правильного мышления … Википедия
психология мышления — ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ исследует мышление как один из психических процессов, направленный на решение проблемных ситуаций, задач и заключающийся в обобщенном и опосредствованном познании действительности. Мышление характеризует не чувственный … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Организационные формы обучения — активная практика, аспектное обучение, аспирантура, аудитория, аудиторное практическое занятие, билингвльный тип обучения, введение материала, включённое обучение, внеклассная работа, докторантура, заочное обучение, заочное повышение квалификации … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Понятие мышления, виды, операции и формы мышления — Студопедия
Мышление – социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, т.е. процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ходе анализа и синтеза.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков.
Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации.
Следующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления
Исключительно важная особенность мышления — это неразрывная связь с речью. Тесная связь мышления и речи находит свое выражение прежде всего в том, что мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда думаем словами, т. е. мы не можем мыслить, не произнося слова.
Виды мышления.
Выделяют следующие виды мышления:
— Наглядно-действенное – здесь решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации на основе двигательного акта. Т.е. задача дана наглядно в конкретной форме и способ решения – практическое действие. Данный тип мышления характерен для ребенка дошкольного возраста. Этот вид мышления существует и у высших животных.
Наглядно-образное – ситуацию, необходимую для решения задачи, человек воссоздает в образной форме. Начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. В данном случае, чтобы мыслить, ребенку не обязательно манипулировать с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать или наглядно представлять этот объект.
— Словесно-логическое (теоретическое, рассуждающее, отвлеченное) – мышление выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Начинает развиваться в школьном возрасте. Овладение понятиями происходит в процессе усвоения различных наук. В конце школьного обучения формируется система понятий. Причем, мы используем понятия, которые не имеют иногда прямого образного выражения (честность, гордость). Развитие словесно-логического мышления не означает, что предыдущие два вида не развиваются или исчезают вовсе. Наоборот, у детей и взрослых продолжают развиваться все виды мышления. Например, у инженера, конструктора большего совершенства достигает наглядно-действенное мышление (или при освоении новой техники). Кроме этого, все виды мышления тесно взаимосвязаны.
С точки зрения оригинальности решаемых задач мышление бывает: творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное). Творческое направлено на создание новых идей, репродуктивное представляет собой применение готовых знаний и умений.
Формы мышления – понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности (например, понятие «человек»). Различают понятия житейские (приобретаются в практическом опыте) и научные (приобретаются в процессе обучения). Понятия возникают и развиваются в процессе развития науки и техники. В них люди фиксируют результаты опыта и познания.
Содержание понятий раскрывается в суждениях.
Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
Умозаключение – такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений.
Процессы мышления.
Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.
Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.
Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.
Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.
Сравнение – сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то.
В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение.
Обобщение – мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы — фрукты).
Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).
Мышление как процесс решения задач.
Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными. В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.
Задача – цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель, условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба).
Принцип решения задачи: неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.
Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом).
Индивидуальные особенности мышления.
Мышление каждого человека имеет некоторые отличия по определенным свойствам.
Самостоятельность – умение человека выдвигать новые задачи и находить нужные решения, не прибегая к частой помощи других людей.
Широта – это когда познавательная деятельность человека охватывает различные области (широкий кругозор).
Гибкость – умение изменять намеченный вначале план решения, если он уже не удовлетворяет.
Быстрота – способность человека быстро разобраться в сложной ситуации, быстро обдумать и принять решение.
Глубина – умение проникнуть в сущность сложнейших вопросов, умение увидеть проблему там, где у других людей вопроса не возникает (нужно иметь голову Ньютона, чтобы увидеть в падающем яблоке проблему).
Критичность – умение объективно оценивать свои и чужие мысли (не считать свои мысли абсолютно верными).
10 примеров искаженного мышления
Мы включаем продукты, которые, по нашему мнению, будут полезны нашим читателям. Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем заработать небольшую комиссию. Вот наш процесс.
« Мне больше всего в мире не везет. “
“ Я только что провалил этот тест по математике. Я плохо учусь в школе, так что могу бросить ее. «
« Она опоздала. Идет дождь. Она села на акваплан, и ее машина перевернулась в канаве. “
Все это яркие примеры когнитивных искажений: шаблоны мышления, которые заставляют людей смотреть на реальность неточным — обычно негативным — образом.
Короче говоря, это привычные ошибки мышления. Когда вы испытываете когнитивное искажение, ваша интерпретация событий обычно бывает негативной.
Большинство людей время от времени испытывают когнитивные искажения. Но если их подкреплять достаточно часто, они могут усилить тревогу, углубить депрессию, вызвать трудности в отношениях и привести к множеству других осложнений.
Исследования показывают, что у людей развиваются когнитивные искажения как способ справиться с неблагоприятными жизненными событиями.Чем более продолжительны и серьезны эти побочные эффекты, тем выше вероятность формирования одного или нескольких когнитивных искажений.
Одна ранняя теория даже предполагает, что у людей могли развиться когнитивные искажения как своего рода эволюционный метод выживания.
Другими словами, стресс может заставить людей адаптировать свое мышление таким образом, чтобы это было полезно для их немедленного выживания. Но эти мысли не являются рациональными или здоровыми в долгосрочной перспективе.
В 1960-х годах психиатр Аарон Бек первым начал исследование когнитивных искажений при разработке метода лечения, известного как когнитивно-поведенческая терапия.
С тех пор исследователи определили по крайней мере 10 распространенных искаженных моделей мышления, которые перечислены ниже:
Иногда называемое мышлением по принципу «все или ничего» или черно-белым мышлением, это искажение возникает, когда люди обычно мыслят крайностями.
Когда вы убеждены, что вам либо суждено добиться успеха, либо вы обречены на неудачу, что люди в вашей жизни либо ангелы, либо злы, вы, вероятно, занимаетесь поляризованным мышлением.
Такое искажение нереалистично и часто бесполезно, потому что большую часть времени реальность существует где-то между двумя крайностями.
Когда люди чрезмерно обобщают, они приходят к выводу об одном событии, а затем неправильно применяют этот вывод по всем направлениям.
Например, вы получили низкий балл за один тест по математике и пришли к выводу, что в целом вы безнадежны. У вас есть негативный опыт в одних отношениях, и у вас появляется убеждение, что вы вообще не умеете отношения.
Избыточное обобщение было связано с посттравматическим стрессовым расстройством и другими тревожными расстройствами.
Этот искаженный тип мышления заставляет людей бояться или предполагать худшее, сталкиваясь с неизвестным. Когда люди терпят бедствие, обычные заботы могут быстро обостриться.
Например, ожидаемый чек не приходит по почте. Человек, совершивший катастрофу, может начать опасаться, что он никогда не прибудет, и что, как следствие, будет невозможно платить за квартиру, и вся семья будет выселена.
Легко отвергнуть катастрофу как истерическую сверхреакцию, но люди, у которых развилось это когнитивное искажение, могли испытывать повторяющиеся неблагоприятные события, такие как хроническая боль или детские травмы, так часто, что они опасаются худшего во многих ситуациях.
Одна из самых распространенных ошибок в мышлении — принимать вещи на свой счет, когда они не связаны с вами или не вызваны вами.
Возможно, вы занимаетесь персонализацией, когда вините себя в обстоятельствах, которые не являются вашей виной или находятся вне вашего контроля.
Другой пример: вы ошибочно считаете, что вас намеренно исключили или выбрали целью.
Персонализация ассоциируется с повышенной тревожностью и депрессией.
Когда люди предполагают, что знают, что думают другие, они прибегают к чтению мыслей.
Иногда бывает трудно отличить чтение мыслей от сочувствия — способности воспринимать и понимать то, что могут чувствовать другие.
Чтобы понять разницу между ними, может быть полезно рассмотреть все доказательства, а не только доказательства, подтверждающие ваши подозрения или убеждения.
По крайней мере, одно исследование показало, что чтение мыслей более распространено среди детей, чем среди подростков или взрослых, и связано с тревогой.
Еще один искаженный образ мышления — это тенденция игнорировать положительные моменты и сосредотачиваться исключительно на отрицательных.
Интерпретация обстоятельств с использованием негативного ментального фильтра не только неточна, но и может усугубить симптомы тревоги и депрессии.
Исследователи обнаружили, что негативное отношение к себе и своему будущему может вызвать чувство безнадежности. Эти мысли могут стать достаточно сильными, чтобы вызвать суицидальные мысли.
Подобно ментальным фильтрам, обесценивание положительного влечет за собой отрицательный уклон в мышлении.
Люди, склонные недооценивать положительное, не игнорируют и не упускают из виду что-то хорошее.Вместо этого они объясняют это случайностью или чистой случайностью.
Вместо того, чтобы признать, что хороший результат является результатом умения, разумного выбора или решимости, они предполагают, что это должен быть несчастный случай или какой-то тип аномалии.
Когда люди считают, что они не могут контролировать свои обстоятельства, это может снизить мотивацию и развить чувство «выученной беспомощности».
Когда люди обнаруживают, что думают о том, что «следует» и «следует» сказать или сделать, возможно, здесь действует когнитивное искажение.
Вряд ли полезно наказывать себя тем, что вы «должны» уметь делать в той или иной ситуации. Утверждения «следует» и «следует» часто используются мыслителем, чтобы негативно взглянуть на свою жизнь.
Эти типы мыслей часто уходят корнями в внутренние семейные или культурные ожидания, которые могут не подходить для человека.
Такие мысли могут снизить вашу самооценку и повысить уровень беспокойства.
Эмоциональное рассуждение — это ложное убеждение, что ваши эмоции — это правда, что то, как вы относитесь к ситуации, является надежным индикатором реальности.
Хотя важно выслушивать, подтверждать и выражать эмоции, не менее важно судить о реальности на основе рациональных доказательств.
Исследователи обнаружили, что эмоциональные рассуждения являются распространенным когнитивным искажением. Это образ мышления, который используют люди с тревогой или депрессией и без них.
Маркировка — это когнитивное искажение, при котором люди сводят себя или других людей к одной — обычно отрицательной — характеристике или дескриптору, например, «пьянство» или «неудача».”
Когда люди навешивают ярлыки, они определяют себя и других на основе одного события или поведения.
Наклейка ярлыков может заставить людей ругать себя. Это также может привести к тому, что мыслитель будет неправильно понимать или недооценивать других.
Это неправильное восприятие может вызвать реальные проблемы между людьми. Никто не хочет, чтобы на него навешивали ярлыки.
Хорошая новость в том, что когнитивные искажения можно исправить со временем.
Вот несколько шагов, которые вы можете предпринять, если хотите изменить образ мышления, который может оказаться бесполезным:
Определите неприятную мысль
Когда вы понимаете, что мысль вызывает беспокойство или ухудшает ваше настроение, первым хорошим шагом будет понять выяснить, какое искаженное мышление имеет место.
Чтобы лучше понять, как ваши мысли влияют на ваши эмоции и поведение, вы можете прочитать «Хорошее самочувствие: новая терапия настроения» клинического психолога доктора Дэвида Бернса. Многие считают эту книгу окончательной работой по этому вопросу.
Попробуйте переосмыслить ситуацию
Ищите оттенки серого, альтернативные объяснения, объективные свидетельства и позитивные интерпретации, чтобы расширить свое мышление.
Возможно, вам будет полезно записать вашу первоначальную мысль, а затем три или четыре альтернативных интерпретации.
Провести анализ затрат и выгод
Люди обычно повторяют поведение, которое приносит определенную пользу.
Возможно, вам будет полезно проанализировать, как ваш образ мышления помогал вам справляться с ситуацией в прошлом. Дают ли они вам чувство контроля в ситуациях, когда вы чувствуете себя бессильным? Позволяют ли они вам избежать ответственности или необходимого риска?
Вы также можете спросить себя, во что вам обходятся когнитивные искажения. Взвешивание плюсов и минусов вашего образа мышления может побудить вас изменить его.
Рассмотрите возможность когнитивно-поведенческой терапии
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — широко признанная форма разговорной терапии, при которой люди учатся определять, прерывать и изменять нездоровые модели мышления.
Если вам нужны рекомендации по выявлению и изменению искаженного мышления, этот вид терапии может оказаться полезным.
CBT обычно фокусируется на конкретных целях. Обычно это проводится в течение заранее определенного количества сеансов, и для получения результатов может потребоваться от нескольких недель до нескольких месяцев.
Найдите терапевта, имеющего соответствующую сертификацию и лицензию в штате, в котором вы живете. Ваш терапевт должен пройти обучение КПТ. Попробуйте найти терапевта, который имеет опыт лечения вашего типа мышления или проблемы.
Когнитивные искажения — это привычный образ мышления, который часто бывает неточным и имеет негативные предубеждения.
Когнитивные искажения обычно развиваются со временем в ответ на побочные эффекты. Исследователи выявили как минимум 10 распространенных искаженных моделей мышления.
Если вы готовы бороться с когнитивным искажением, вы можете попробовать некоторые из методов когнитивно-поведенческой терапии. Этот тип терапии оказался успешным, помогая людям выявлять когнитивные искажения и переучивать себя смотреть на мир более ясным и рациональным образом.
.
Что такое искусство? Почему так важно искусство?
Что такое искусство? — Словарное определение искусства гласит, что это «сознательное использование навыков и творческого воображения, особенно в производстве эстетических объектов» (Мерриам-Вебстер)
Но дело в том, что искусство настолько разнообразно, что существует как много способов понять это как есть люди. Вот почему есть ученые, которые дают свое собственное определение этого слова, например, данное этим известным русским писателем, которое звучит так:
«Искусство — это деятельность, с помощью которой человек, испытав эмоцию, намеренно передает ее другие »- Лев Толстой
Известно, что в течение своей жизни Толстой писал на основе своего жизненного опыта, такого как его самая известная работа« Война и мир », в которой использовалась значительная часть его опыта во время Крымской войны.
И независимо от того, является ли его определение искусства лучшим или нет, дело в том, что люди смотрят на искусство, основываясь на том, как они его пережили.
Что такое искусство?
Есть много общих определений искусства. Немного процитируем:
Искусство
- любая творческая работа человека
- форма самовыражения
- находится в качестве делания; процесс — не магия
- акт создания чего-то визуально развлекательного
- деятельность, которая проявляет красоту (Что такое красота в искусстве?)
- мастерство, идеальный способ делать что-то
- не вещь — это путь (Эльберт Хаббард)
- наиболее интенсивный вид индивидуализма, который известен миру
- открытие и развитие элементарных принципов природы в прекрасных формах, пригодных для человеческого использования (Фрэнк Ллойд Райт)
Почему искусство важно?
Наверное, лучшая теория, которая мне нравится и которая лучше всего объясняет — Почему так важно искусство, — принадлежит Ван Джонсу, тонко дает отличный ответ на тему «Что такое искусство?»
Ван Джонс представил график, который точно представляет взаимодействие между четырьмя аспектами общества и его различными членами.
Следовательно, Vones показывает, почему искусство важно для нашего общества?
График (ниже) представляет наше общество.
Общество управляется могущественной элитой, зависимыми массами, правительством, культурными продюсерами и художниками
График Ван Джонса
Слева — действие, а справа — идеи; элиты наверху, а массы внизу. Есть действие изнутри и действие извне.
Внутри — большие деньги: элиты тратят миллионы долларов, чтобы влиять на политиков и политиков.Внутренний акт может влиять на разработчиков политики.
Снаружи мы на низовом уровне определяем наши ожидания и потребности, чтобы избранные кандидаты принимали законы, дающие нам власть. Массы отражают то, чего на самом деле хочет общество (сердце)
Левая сторона, «действие», часто означает поддающиеся количественной оценке изменения в политике. Правую сторону, «идеи», может быть труднее увидеть. Здесь мы не обязательно говорим о конкретных вещах, а скорее о «свободном пространстве».
Академические учреждения и аналитические центры, которые не всегда участвуют в немедленных политических победах, играют важную роль в создании культуры мышления
В то время как левая сторона, «действие», продолжает производить поддающиеся количественной оценке изменения в политике и новые законы, правая стороны «идей», может быть трудно количественно оценить его результат.Хотя «голова» говорит о теориях и учёных, она не может внести сколько-нибудь значительного вклада в политику.
Здесь в игру вступают художники
Художники здесь представлены на стороне идей, в «пространстве сердца».
Искусство обладает уникальными возможностями для того, чтобы волновать людей — вдохновляя нас, вызывая новые вопросы и вызывая любопытство, волнение и негодование.
Художники могут укрепить волю и подтолкнуть людей к действию.Они не думают, как политики или ученые.
Художники думают от всего сердца — большие, революционные и дальновидные идеи.
Вот почему художники могут побуждать людей к действию, тем самым внося значительный культурный и политический вклад.
Это то, что делает искусство мощным.
Влияние искусства на политику, культуру и людей
Искусство очень важно в обществе, потому что оно является важным ингредиентом для расширения прав и возможностей сердец людей
Когда активисты демонстрируют изображения детей, страдающих от бедности или угнетения в их кампании, это искусство, которое тянет за собой элиту общества и заставляет ее вносить изменения.
Точно так же, когда фотографы публикуют фотографии разрушенных войной территорий, это привлекает внимание масс, сердца которых тянутся к тем, кто нуждается в помощи.
Когда артист создает отличную музыку и фильмы, это развлекает людей по всему миру. Это искусство, меняющее общество.
Очень современный пример искусства в действии — уличное искусство. Когда знаменитый итальянский уличный художник Блу создал фреску в Кройцберге, это вызвало множество сильных и разных реакций, глубоко укоренившихся в различиях между Восточным и Западным Берлином.
Кто бы мог подумать, что настенная живопись, на которой изображены две фигуры в масках, пытающиеся разоблачить друг друга, может вызвать такую сильную реакцию?
Теперь проблема, стоящая за этой фреской, — это совершенно другой вопрос для обсуждения. Но независимо от того, был ли эффект фрески хорошим или нет, нельзя отрицать, как хорошо сделанное произведение искусства может иметь большое влияние на общество.
Искусство — это также замечательный способ изображения культуры со всего мира.
Когда вы видите дзен-сад в Сиднее или Сан-Франциско, вы знаете, что это практика, пришедшая из Китая.
Точно так же, когда вы видите бумажных лебедей, роящихся на красивой свадебной церемонии, вы знаете, что это оригами, искусство, пришедшее из Японии.
Когда вы смотрите фильмы с участием музыки и танцев Болливуда, вы знаете, что это фильм из Индии. Искусство обладает способностью брать культурные практики там, откуда они родом, а затем переносить и интегрировать их в разные части мира, не теряя своей идентичности.
Там эти формы искусства можно использовать, чтобы развлекать, повышать осведомленность и даже вдохновлять иностранцев принять эти культуры, какими бы странными или чуждыми они ни казались.
И именно это подразумевает Джон Дьюи в «Искусстве как опыте»:
«Барьеры растворяются; ограничивающие предрассудки тают, когда мы погружаемся в дух негритянского или полинезийского искусства. Это неощутимое таяние намного эффективнее, чем изменение, вызванное рассуждениями, потому что оно напрямую влияет на отношение ».
Это особенно важно в нашем глобализированном мире.
Искусство сыграло важную роль в борьбе с нетерпимостью к различным культурам, расизмом и другими формами несправедливой социальной сегрегации.
Поскольку иммиграция становится все более распространенной тенденцией, ожидается, что страны мира будут более терпимыми и принимать тех, кто въезжает на их границы.
Искусство помогает добиться этого, обеспечивая должное признание самобытности и их культуры во всем мире.
Почему искусство так сильно?
Пожалуй, самый простой ответ на этот вопрос: искусство трогает нас эмоционально.
Искусство мощно, потому что оно потенциально может влиять на нашу культуру, политику и даже экономику.Когда мы видим мощное произведение искусства, вы чувствуете, как оно глубоко проникает в вашу сущность, давая нам возможность вносить реальные изменения.
По словам Льва Толстого:
«Деятельность в области искусства основана на способности людей заражать других своими эмоциями и заражаться эмоциями других. Сильные эмоции, слабые эмоции, важные эмоции или несущественные эмоции, хорошие эмоции или плохие эмоции — если они загрязняют читателя, зрителя или слушателя — они достигают функции искусства.”
В общем, искусство можно считать могущественным по следующим причинам, в том числе:
- Оно обладает способностью обучать людей практически всему. Он может создавать осведомленность и представлять информацию таким образом, чтобы многие могли легко ее усвоить. В мире, где есть люди, у которых нет даже доступа к хорошему образованию; искусство делает образование еще более уравновешивающим фактором общества.
- Это способствует культурному признанию среди поколения, которое в настоящее время озабочено своими технологиями.Фактически, можно сказать, что если бы не искусство, наша история, культура и традиции оказались бы в большей опасности быть забытыми, чем они уже есть.
- Это ломает культурные, социальные и экономические барьеры . Хотя искусство само по себе не может решить проблему бедности или обеспечить социальную справедливость, его можно использовать как уравновешенное игровое поле для бесед и самовыражения. Причина, по которой каждый может относиться к искусству, заключается в том, что у каждого есть эмоции и личный опыт. Таким образом, любой может научиться ценить искусство независимо от его социального происхождения, экономического положения или политической принадлежности.
- Это обращается к высшим уровням мышления . Искусство не просто заставляет впитывать информацию. Скорее, это заставляет задуматься о текущих идеях и вдохновляет на воплощение собственных. Вот почему творчество — это форма интеллекта — это особая способность, раскрывающая потенциал человеческого разума. Фактически, исследования показали, что знакомство с искусством может улучшить вас в других областях знаний.
Истина в том, что люди осознали, насколько мощным может быть искусство.
Много раз в истории мы слышали о людях, подвергавшихся критике, угрозам, цензуре и даже убийствам из-за их произведений искусства.
Лица, ответственные за эти реакции, будь то воюющее правительство или группа диссидентов, принимают эти меры против художников, зная, насколько их работы могут повлиять на политику в данной области.
Однако в руках хороших людей искусство может быть использовано, чтобы вернуть надежду или вселить мужество в общество, которое переживает множество трудностей
Великое искусство порождает сильные чувства и рассказывает значимые истории
Искусство может принимать форму кино, музыка, театр и поп-культура — все они направлены на то, чтобы развлекать и делать людей счастливыми.Но когда фильмы, песни или пьесы создаются для определенной аудитории или для определенной цели, искусство начинает диверсифицироваться.
Фильмы, например, могут быть сняты для распространения знаний или культурного признания. Песни также могут быть составлены таким образом, чтобы вызывать определенные эмоции, вдохновлять или поднимать моральный дух людей.
В викторианский период в Англии женщины начали делать себе имя с помощью таких классических произведений искусства, как картина Элизабет Сирани « Порция, ранившая ее бедро ». гендерная предвзятость.
Порция ранила бедро, Элизабетта Сирани.
Сюжет картины изображает поступок женщины, обладающей такой же силой, как и сила мужчины. «Порция» представляет собой капитуляцию, потому что она не из тех женщин, которые в обществе известны как слабые и склонные к сплетням.
Одна из революционных работ в истории, которая в конечном итоге открыла двери искусства для женщин в целом, в конечном итоге показала силу женщин в искусстве
Есть также произведения искусства, которые запрещают сильный интеллектуальный дискурс — такие, которые могут подвергать сомнению нормы и изменить поведение общества.
Иногда искусство все же существует для того, чтобы достучаться до человека, который разделяет те же мысли, чувства и переживания, что и художник.
Дело в том, что искусство — это больше, чем просто практика, это образ жизни. Искусство — это больше, чем просто умение, это страсть. Искусство — это больше, чем просто изображение — каждое из них рассказывает свою историю.
Тот факт, что искусство тесно связано с человеческим опытом, делает неудивительным, что мы всегда делали его частью нашего образа жизни.
Вот почему древние и современные коренные народы со всего мира умеют смешивать искусство и свои традиционные артефакты или ритуалы без их ведома, что на самом деле является одной из фундаментальных причин важности искусства. Искусство — мощная форма терапии
Некоторые говорят, что искусство утомительно. Но факт остается фактом: искусство способно брать культурные практики там, откуда они родом, а затем переносить и интегрировать их в разные части мира, не теряя своей идентичности.
Там эти формы искусства можно использовать, чтобы развлекать, повышать осведомленность и даже вдохновлять иностранцев принять эти культуры, какими бы странными или чуждыми они ни казались.
Это особенно важно в нашем глобализированном мире.
Искусство сыграло важную роль в борьбе с нетерпимостью к различным культурам, расизмом и другими формами несправедливой социальной сегрегации.
Поскольку иммиграция становится все более распространенной тенденцией, ожидается, что страны мира будут более терпимыми и принимать тех, кто въезжает на их границы.
Искусство помогает добиться этого, обеспечивая должное признание самобытности и их культуры во всем мире. Таким образом, неизбежно задуматься о том, почему искусство так важно, что на самом деле дает вам ответ на вопрос, что такое искусство?
Вот почему мы в The Artist верим, что искусство — это форма творческого человеческого самовыражения, способ обогащения человеческого опыта.
Заключение: Почему искусство важно для человеческого общества?
Искусство и его определение всегда будут противоречивыми.
Споры о том, что такое искусство, а что нет, всегда будут.
Но каким бы ни было определение, оно было вокруг нас с тех пор, как существовали люди (например, наскальные рисунки, иероглифы).
Осознаем мы это или нет, но мы позволяем искусству так или иначе влиять на нашу жизнь, а причин, по которым мы занимаемся искусством, много!
Мы используем искусство для развлечения, культурного признания, эстетики, личного совершенствования и даже социальных изменений.Мы используем искусство, чтобы процветать в этом мире.
Итак, поделитесь своими мыслями — Что для вас искусство?
.
Дизайн-мышление: краткий обзор истории
Чтобы понять почти что угодно, нам нужно хотя бы немного понять его корни и происхождение, а также то, как оно стало таким, каким оно есть. Дизайн-мышление возникло в результате исследования теории и практики в целом ряде дисциплин и наук как средство решения человеческих, технологических и стратегических инновационных потребностей нашего времени. Давайте посмотрим на краткую (и неполную) историю дизайн-мышления.
Перечислить все влиятельные факторы, которые привели к современному пониманию теории, процесса и практики проектирования, практически невозможно.Бизнес-аналитики, инженеры, ученые и творческие личности на протяжении десятилетий уделяют внимание методам и процессам инноваций.
Хотя больше в контексте архитектуры и инженерии, первые проблески и ссылки на дизайн-мышление относятся к 50-м и 60-м годам, и в те времена было трудно справиться с быстро меняющейся средой. Новые подходы к решению сложных проблем уходят корнями в мышление, примененное ко Второй мировой войне, событию, которое оказало глубокое влияние на стратегическое мышление в современном мире и коренным образом изменило наше отношение к менеджменту, производству и промышленному дизайну.
Попытки научного дизайна 1960-х годов
В борьбе за полное понимание каждого аспекта дизайна, его влияния, процессов и методологии в 60-х годах были предприняты усилия по развитию науки вне области дизайна с применением научной методологии и процессы для понимания того, как работает дизайн.
Найджел Кросс, почетный профессор исследований в области дизайна в Открытом университете, Великобритания, в статье Дизайнерские способы познания: дисциплина дизайна против науки дизайна (2001) раскрывает борьбу, которая начала разворачиваться в начале 1960-х годов, когда попытки были сделано для того, чтобы «научить» замысел и приблизить эту область к цели рациональных наук.Кросс подчеркивает высказывания радикального технолога Бакминстера Фуллера, в котором он ссылается на «десятилетие науки дизайна».
«[Фуллер] призвал к« революции науки дизайна », основанной на науке, технологиях и рационализме, для преодоления человеческих и экологических проблем, которые, по его мнению, не могут быть решены политикой и экономикой»
— Найджел Кросс
Злые проблемы
Хорст Риттель, теоретик дизайна, известный тем, что ввел термин «злые проблемы» (т.е. чрезвычайно сложные / многомерные проблемы) в середине 1960-х, писал и много говорил о решении проблем в дизайне. В частности, Риттель сосредоточился на применении методологий проектирования для решения сложных проблем и их влиянии на работу многих практиков дизайна и ученых того времени.
Нечестивые проблемы лежат в основе дизайн-мышления, потому что именно эти сложные и многомерные проблемы требуют совместной методологии, предполагающей глубокое понимание людей.
1970-е
Информатик и лауреат Нобелевской премии Герберт А. Саймон был первым, кто упомянул дизайн как науку или образ мышления в своей книге 1969 года «Науки об искусственном». Это понятие также появилось в книге Заслуженного профессора машиностроения Роберта Х. Маккима в 1973 году « Опыт визуального мышления ».
Ученый-когнитивист и лауреат Нобелевской премии по экономике Герберт Саймон внес много идей, которые сейчас считаются принципами дизайн-мышления 1970-х годов.Известно, что он говорил о быстром прототипировании и тестировании посредством наблюдения, концепциях, которые сейчас составляют основу многих процессов проектирования и предпринимательства. Это также является одним из основных этапов типичного процесса дизайн-мышления. Саймон затронул тему прототипирования еще в 1969 году, заявив в Sciences of the Artificial :
«Чтобы понять их, нужно было сконструировать системы и наблюдать за их поведением».
— Герберт Саймон
Большая часть его работ была сосредоточена на развитии искусственного интеллекта и возможности синтеза человеческих форм мышления.
Роберт Х. Макким, которого лучше всего описывают как художник и инженер, больше сосредоточил свои усилия на влиянии визуального мышления на наше понимание вещей и нашу способность решать проблемы. В книге Маккима рассматриваются различные аспекты визуального мышления и методы проектирования для решения проблем с упором на сочетание левого и правого способов мышления, чтобы добиться более целостной формы решения проблем. Идеи, обсуждаемые в его книге, лежат в основе методологии дизайн-мышления.
1980-е
В 1982 году Найджел Кросс обсудил природу решения проблем дизайнеров в своей основополагающей статье Дизайнерские способы познания (не путать с его более поздней серией статей и работ с аналогичным названием «Дизайнерские способы познания». , изданные в 2000-е годы). В своей статье 1982 года Кросс сравнил решение проблем дизайнеров с решениями проблем, не связанных с дизайном, которые мы разрабатываем в повседневной жизни.
Брайан Лоусон, профессор Школы архитектуры Университета Шеффилда, Великобритания, также обсудил выводы, полученные в результате серии тестов, в которых рассматривались сравнительные методы, используемые учеными и архитекторами при попытке решить ту же неоднозначную проблему.
Автор / Правообладатель: Консультации. Условия авторских прав и лицензия: CC0
Лоусон провел серию тестов на аспирантах-архитекторах (т. Е. «Проектировщиках») и аспирантах-естественниках («ученых»). Для каждой группы он поставил задачу по расстановке цветных блоков, в которой ученик должен был соблюдать набор правил, некоторые из которых были ему неизвестны. Лоусон понял, что ученые склонны систематически исследовать каждую возможную комбинацию блоков, чтобы сформулировать гипотезу о фундаментальном правиле, которому они должны следовать, чтобы произвести оптимальное расположение блоков.Другими словами, ученые были сосредоточены на решении проблем. С другой стороны, дизайнеры стремились быстро создавать несколько комбинаций цветных блоков, а затем проверять, соответствуют ли они требованиям задачи. Дизайнеры были нацелены на решение проблем, которые решили создать большое количество решений и исключить те, которые не работали.
Последний метод решения проблем, ориентированный на решение, — это то, что Кросс считает основной концепцией «дизайнерского» способа решения проблем.По словам Кросса:
«Центральная черта дизайнерской деятельности, таким образом, заключается в том, что она полагается на довольно быстрое получение удовлетворительного решения, а не на какой-либо длительный анализ проблемы. В неэлегантном термине [Герберта] Саймона это скорее процесс« удовлетворения » чем оптимизация; создание любого из того, что вполне может быть большим набором удовлетворительных решений, а не попытка сгенерировать одно гипотетически оптимальное решение.Эта стратегия наблюдалась в других исследованиях дизайнерского поведения, включая архитекторов, городских дизайнеров и инженеров.«
— Найджел Кросс, 1982 г.
1987
Питер Роу, тогдашний директор программ городского дизайна в Гарварде, опубликовал в 1987 году свою книгу Design Thinking , в которой основное внимание уделяется тому, как архитектурный дизайнер подходит к своей задаче через призму исследования.
«Эта книга представляет собой попытку сформировать обобщенный портрет дизайнерского мышления. Основная цель будет заключаться в объяснении основной структуры и направленности исследования, непосредственно связанных с этими довольно частными моментами« поиска »со стороны дизайнеров. , с целью изобретения или создания зданий и городских артефактов.«
— Питер Роу» (1987)
Как видите, развитие «мышления» дизайна как предмета со временем проходило через различные области специализации, поскольку мыслители в этих областях исследовали когнитивные процессы в своих областях, а затем стали чем-то, что переместилось в пространство самостоятельно.
С 1990-х по настоящее время
1991
Была создана компания IDEO, которая продемонстрировала процесс проектирования по образцу работы, разработанной в Стэнфордской школе дизайна.IDEO широко известна как одна из компаний, которая сделала дизайн-мышление популярным; разрабатывая на протяжении многих лет свою собственную удобную для клиентов терминологию, шаги и наборы инструментов, они позволили тем, кто не обучен методологии проектирования, быстро и легко ориентироваться в процессе.
1992
В 1992 году руководитель отдела дизайна в Университете Карнеги-Меллона Ричард Бьюкенен опубликовал свою статью Wicked Problems in Design Thinking , в которой обсуждалось происхождение дизайн-мышления.В статье он обсуждал, как науки развивались с течением времени, начиная с эпохи Возрождения, и формализовались в специализациях и используемых процессах, становясь все более и более отрезанными друг от друга. Он также пояснил, что дизайн-мышление сформировалось как средство интеграции этих узкоспециализированных областей знаний, чтобы их можно было совместно применять к новым проблемам, с которыми мы сталкиваемся, с целостной точки зрения.
2005
Дизайн-мышление преподается в Стэнфордской школе дизайна, или d.школа. Школа d.school, известная сегодня как Институт дизайна Хассо Платтнера, с момента своего основания сделала разработку, обучение и внедрение дизайн-мышления одной из своих основных целей.
В настоящее время движение «Дизайн-мышление» быстро набирает обороты, и такие пионеры, как IDEO и d.school, формализовали путь вперед, по которому другие должны следовать. Другие престижные университеты, бизнес-школы и дальновидные компании приняли эту методологию в разной степени, иногда переосмысливая ее в соответствии со своим конкретным контекстом или ценностями бренда.
The Take Away
Мы пережили промышленную революцию и Вторую мировую войну, раздвинувшую границы того, что мы считали технологически возможным, и с тем, что нам нужно было решать с помощью злых проблем. Инженеры, архитекторы и промышленные дизайнеры, а также ученые-когнитивисты, все начали сходиться в вопросах коллективного решения проблем, движимые значительными социальными изменениями, которые произошли в то время. Лидеры, теоретики и практики дизайн-мышления начали формулировать новые способы использования существующих (ориентированных на дизайн) действий и процессов, направленных на решение проблем, инноваций, для поиска решений более широких проблем.
Дизайн-мышление возникло, или, лучше сказать, конвергентно, из мутных вод этого хаоса, чтобы объединить человеческие, технологические и стратегические потребности нашего времени в синтез, который до сих пор исследуется теми, кто находится на переднем крае. поля.
Ссылки и где узнать больше
Найджел Кросс, Дизайнерские способы познания , 1982: http://www.makinggood.ac.nz/media/1255/cross_1982_designerlywaysofknowing.pdf
Найджел Кросс, Дизайнерские способы познания: дисциплина дизайна против науки дизайна, 2001: http: // oro.open.ac.uk/3281/1/Designerly-_DisciplinevScience.pdf
Питер Роу, Design Thinking , 1987: https://mitpress.mit.edu/books/design-thinking
Ричард Бьюкенен, Wicked Problems in Design Thinking , 1992: http://web.mit.edu/jrankin/www/engin_as_lib_art/Design_thinking.pdf
Изображение героя: Автор / Правообладатель: Тео Ю Сян и Фонд дизайна взаимодействия. Условия авторских прав и лицензия: CC BY-NC-SA 3.0
.