Что такое просодика какова ее роль в невербальных коммуникациях: 5.2. Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации

Содержание

5.2. Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации

Главная страница



Банковское дело
Государственное управление
Культурология
Журналистика
Международная экономика
Менеджмент
Туризм
Философия
История экономики
Этика и эстетика

5.2. Просодические и экстралингвистические средства в невербальной коммуникации

  Посредством анализа просодических и экстралингвистических характеристик воссоздается образ человека, особенности его речи, манера говорить, смеяться и даже плакать, т. е. все, что способствует проявлению психической индивидуальности.
  Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
  Экстралингвистическая система — это включение в речь пауз, а также различного рода психологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.
  Этими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.
  В деловом взаимодействии очень часто используются «риторические уловки», т. е. эмоциональные возбудители. Деловым людям важно вызвать не просто эмоции у собеседника, а именно те из них, которые необходимы для достижения определенных целей и намерений.
  Практически беспроигрышной в деловом общении является энергетика речи: ее экспрессия и тональная вариантность. Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» так описывает речевые возможности одного из героев — П. Верховенского: «Говорит он скоро, торопливо, но в то же время самоуверенно и не лезет за словом в карман… Выговор у него удивительно ясен, слова его сыплются, как равные, крепкие зернышки, всегда готовые к Вашим услугам. Сначала это Вам нравится, но потом станет противно, а именно от этого слишком уж ясного выговора, от этого бисера вечно готовых слов».
  На собеседника оказывает влияние и создает доверие именно единство манеры поведения и произнесения слов.
  В деловой коммуникации при использовании вербальных и невербальных средств максимального успеха добивается тот, кто владеет тонким инструментарием возбуждения эмоций и чувств.
  Известный артист И. Ильинский в книге «Сам о себе» писал: «…Интонации человеческого голоса бывают особенно красочны, разнообразны, глубоки и проникновенны, когда они произносятся естественным, а не форсирующим голосом, и когда они произносятся так, то они особенно глубоко проникают в душу слушателя, неся нужную мысль.»
  Под интонацией понимаются все явления, звуковые средства языка, которые связаны с голосом и не требуют концентрации нашего внимания на содержании сказанного. Это интонация, мелодия речи, наличие и длительность пауз, громкость голоса, ритм речи и пр.
  «Освободите» голос В. Высоцкого от присущих ему интонаций, и это уже будет не его голос. Своей хрипотой и необычайным накалом эмоций он превращал простые по смыслу слова в душевные надрывы, заставляя людей на многое в жизни посмотреть другими глазами и, взывая к размышлению, как и во имя чего жить.
  Интонация может мгновенно перечеркнуть слова соболезнования или поздравления. Различают следующие характеристики голоса:
  Скорость речи. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об импульсивности собеседника, его уверенности в себе; спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека. В странах индоевропейских языков говорят со скоростью от 200 до 500 слов в минуту. Исходя из этого: менее 200 слов в минуту — относительно медленная речь; около 350 слов в минуту — относительно нормальная речь; около 500 слов — относительно быстрая речь. Специалисты по вербальной коммуникации считают, что, например, для французов или итальянцев «нормальная скорость» обычно выше, чем у немцев. Поэтому так сложно переводить итальянские и французские фильмы на немецкий язык: синхронизация становится делом крайне тяжелым; при переводе с английского — проблема прямо противоположна.
  Громкость. Большая громкость голоса присуща, как правило, истинной силе побуждений (жизненной силе), либо самодовольству, малая громкость указывает на сдержанность, скромность,такт или нехватку жизненной силы, слабость человека, сильные изменения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседников. Как показывает коммуникативная практика, усилению эмоциональной речи в иных случаях способствует отсутствие логических доводов. Рассказывают, что когда Черчилль готовился к выступлениям, то, работая с текстом, он делал пометки типа «аргументы слабые, усилить голос… »
  Артикуляция. Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и на недостаток живости; неясное, расплывчатое произношение свидетельствует об уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.
  Высота голоса. Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта; грудной голос — мышление и голос сопровождаются повышенной эмоциональностью; высокий проницательный голос — признак страха и волнения; низкий тон голоса — это расслабленность, покой и достоинство.
  На голоса накладывает отпечаток собственный характер. Так, низкий мужской голос под воздействием кинематографических клише стал признаком мужественности, и множество молодых людей в Америке сорвали голос, пытаясь им подражать.
  Режим, или течение речи. Ритмическое говорение — богатство чувств, уравновешенность, как правило, хорошее настроение; строго циклическое, правильное говорение — сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплина, педантичность, холодность чувств; округленная манера говорить — глубокая, полная эмоциональная жизнь; угловато-отрывистая манера — трезвое, целесообразное мышление. Кроме того, на восприятие информации может влиять и тембр голоса. Например, приятный тембр голоса способствует доверию. Вот цитата из античного источника по поводу Клеопатры: «У нее был чудеснейший голос, и благодаря своему обаянию она умела разговаривать со всяким. Сидеть и слушать ее было великое наслаждение, поэтому она и могла повергнуть любого: и человека хладнокровного, и немолодого».
  Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки.
  Хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек.
  Как уже говорилось выше, к экстралингвистическим средствам относятся паузы и другие вкрапления, такие, как вздох, плач, смех и др.
  Во время взаимодействия людей иногда возникают паузы, причины которых весьма разнообразны:
  • чтобы придать дополнительную силу последующим словам;
  • в связи с тем, что собеседник задумался;
  • чтобы выиграть время для размышления;
  • как реакция на сигналы тела собеседника, свидетельствующие о желании что-то сказать;
  • потому что говорящий отвлекся и др. Если один из партнеров отвлекся (например, кто-то заглянул, приоткрыв дверь), то возникает пауза, за которой следует или задумчивое переспрашивание, или что-нибудь типа «впрочем…», «кстати…». Таким образом, пауза по своему значению в принципе ничего собой не представляет. Вместе с тем, как показывает практика, она зачастую несет в себе много больше информации, чем порой может содержаться в словах.
  Смех считается антистрессовым фактором. Благодаря ему разряжается обстановка, снимается напряжение, он является оздоравливающим средством.
  Люди смеются по разным причинам:
  • попалось на глаза что-то веселое или комичное;
  • ожидают чей-то подготовленной каверзы;
  • хотят продемонстрировать какое-либо отношение к партнеру, тогда смех бывает язвительный, злорадный, ироничный, циничный, безжалостный или неприязненный.
  Бывает счастливый смех, демонстрирующий радость, удовольствие, одобрение, особенно когда человек слышит то, что хочет. Наконец, смех бывает искусственный, т. е. насильственный, вымученный, смех-маска, игра — для достижения каких-то намерений.
  Во время разговора человек может произносить также разнообразные звуки, у которых нет словесного содержания, но они «говорят». Эти звуки могут иметь различное значение, в зависимости от той или иной ситуации. Произносящие такие звуки люди, как правило, не осознают этого, поэтому мы можем зафиксировать их повторяемость у одних и тех же людей. Так, например, есть люди, которые находят все, что происходит, трагичным, безысходным, поэтому они, не отдавая себе в этом отчета, постоян

14. Просодика и экстралингвистика как разновидности общения.

Просодика – это
интонационно-выразительная окраска
речи
.
У детей со стертой дизартрией она резко
снижена. Страдает голос, голосовые
модуляции по высоте, силе, ослаблен
речевой выдох. Нарушается тембр речи и
появляется носовой оттенок. Темп речи
чаще ускорен.

При
рассказывании стихотворений речь
ребенка монотонна, постепенно становится
менее разборчивой, голос угасает. Голос
во время речи тихий, не удаются модуляции
по высоте, по силе голоса
 (ребенок
не может по подражанию менять высоту
голоса, имитируя голоса животных: коровы,
собаки и пр.)

У
некоторых детей речевой выдох укорочен,
и они говорят на вдохе
.
В этом случае речь становится
захлебывающейся. Довольно часто
выявляются дети (с хорошим самоконтролем),
у которых при обследовании речи отклонений
в звукопроизношении не проявляется,
так как они произносят слова скандируя,
то есть по слогам, а на первое место
выступает только нарушение просодики.

Просодика
 это
общее название таких ритмико-интонационных
сторон речи, как высота, громкость
голосового тона, тембр голоса, сила
ударения.

Экстралингвистическая система
– это включение в речь пауз, а также
различного рода психофизиологических
проявлений человека: плача, кашля, смеха,
вздоха и т.д.

Просодическими
и экстралингвистическими средствами
регулируется поток речи, экономятся
языковые средства общения; они дополняют,
замещают и предвосхищают речевые
высказывания, выражают эмоциональные
состояния.

Энтузиазм,
радость и недоверие обычно передаются
высоким голосом, гнев и страх – тоже
довольно высоким голосом, но в более
широком диапазоне тональности, силы и
высоты звуков. Горе, печаль, усталость
обычно передают мягким и приглушенным
голосом с понижением интонации к концу
фразы.

Скорость
речи также отражает чувства: быстрая
речь – взволнованность или обеспокоенность;
медленная речь свидетельствует об
угнетенном состоянии, горе, высокомерии
или усталости.

Итак,
нужно уметь не только слушать, но
и слышать интонационный
строй речи, оценивать силу и тон голоса,
скорость речи, которые практически
позволяют выражать наши чувства, мысли,
волевые устремления не только наряду
со словом, но и помимо него, а иногда и
вопреки ему. Более того, хорошо
подготовленный человек может по голосу
определить, какое движение совершается
в момент произнесения той или иной
фразы, и наоборот, наблюдая за жестами
в ходе речи, можно определить, каким
голосом говорит человек
(См.:
 Пиз
А.
 Язык
телодвижений: Пер. с англ. Н. Новгород:
Ай-Кью, 1994.)
.
Поэтому не нужно забывать, что иногда
жесты и движения могут противоречить
тому, что сообщает голос. Следовательно,
необходимо контролировать данный
процесс и синхронизировать его.

15. Такестические и проксемические средства общения

К такесическим средствам
общения относятся динамические
прикосновения в форме рукопожатия,
похлопывания, поцелуя. Доказано, что
динамические прикосновения являются
биологически необходимой формой
стимуляции общения, а не просто
сентиментальной особенностью человеческого
общения. Использование человеком в
общении динамических прикосновений
определяется многими факторами. Среди
них особую силу имеют статус партнера,
возраст, пол, степень их знакомства.

Рукопожатия,
например, делятся на три типа: доминирующее
(рука сверху, ладонь развернута вниз),
покорное (рука снизу, ладонь развернута
вверх) и равноправное.

Такой
такесический элемент, как похлопывание
по плечу, возможен при условии близких
отношений, равенства социального
положения общающихся.

Такесические
средства общения в большей мере, чем
другие невербальные средства, выполняют
в общении функции индикатора
статусно-ролевых отношений, символа
степени близости общающихся. Неадекватное
использование личностью такесических
средств может привести к конфликтам в
общении

Проксемика
(от англ — близость) исследует расположение
людей в пространстве при общении. Это
понятие ввел в начале 60-х годов американский
антрополог Эдвард Холл. К проксемическим
характеристикам относятся ориентация
партнеров в момент общения и дистанция
между ними.
  Человек как и
животные, рыбы, птицы имеет определенное
воздушное пространство вокруг своего
тела, а также личную территорию — квартиру,
дом и т.д.
  Размеры воздушной
оболочки человека зависят от плотности
населения людей в месте их проживания.
Следовательно, размеры личной
пространственной зоны социально и
национально обусловлены. По данным
Д.Левиса, при беседе предпочитают близкое
расстояние — японцы, греки, датчане,
испанцы и др., так как они привыкли к
перенаселенности. Среднее расстояние
между собеседниками занимают англичане,
немцы, шведы, австрийцы, жители Швейцарии
и др. Предпочитают широкие открытые
пространства, любят сохранять дистанцию
американцы, австралийцы,
новозеландцы.
  Психический и
этический комфорт в процессе общения
во многом определяется дистанцией между
собеседниками. Знание расстояния — нормы
приближения человека к человеку,
называемых дистанциями, позволяет
прогнозировать реакцию людей в процессе
общения.
  Независимо от района
проживания, размеры личной пространственной
территории человека среднеобеспеченного
социального уровня в принципе одинаковы.
Ее можно разделить на четыре четкие
пространственные зоны:
  — интимная
(от 0 до 45 см), включая сверхинтимную зону
(0 — 15 см) — общение с близкими людьми;
  —
личная или персональная (46 — 120 см) —
общение со знакомыми людьми;
  —
социальная (120 — 400 см) — общение с незнакомыми
и малознакомыми людьми;
  — публичная
(свыше 400 см) — общение лектора со
слушателями и др.

16.
Понятие психологического влияния.
Цивилизованное психологическое влияние.

Психологическое
влияние

– это преднамеренное или непреднамеренное
воздействие на психическое состояние
других людей, их чувства, мысли и действия,
для которого используются исключительно
психологические средства: вербальные,
невербальные, паралингвистические.
Например, угроза причинения телесных
наказаний – психологическое средство,
а само непосредственное причинение их
– нет, это уже физическое воздействие.
Для психологического влияния характерно
«двухстороннее движение» — у объекта
влияния всегда есть возможность ответить
на него психологическими средствами,
т.е. защититься от влияния или оказать
его самому.

Цивилизованное
психологические влияние

это влияние прежде всего словом, причем
влияние открытое и открыто адресованное
к интеллектуальным возможностям
человека. Оно способствует развитию и
сохранению: 1) дела; 2) деловых отношений;
3) личностной целостности участников.
Цивилизованное психологическое влияние
свободно от силовых и обманных приемов.
Оно лишено эмоциональных всплесков,
волнений и страха, но параллельно с этим
— и счастья непредсказуемого, трепещущего
эмоциями человеческого общения. В любом
случае полезно обладать возможностями
цивилизованного взаимодействия и
применять их там, где это оправданно.

Е. Сидоренко
так определила цивилизованное влияние:

Это влияние
соответствующее, во-первых, правилам
этикета, а во-вторых – этическим нормам,
принятым самим субъектом.

Средства невербальной коммуникации и их роль в процессе делового общения

 

Невербальная коммуникация может значительно усиливать или, наоборот, уменьшать значение и важность слов. Следовательно, невербальные средства общения, являющиеся основными элементами невербальной коммуникации, могут гармонировать со значением слова. Они могут подтверждать сказанное, занимать нейтральную позицию или же противоречить словам, демонстрируя неискренность высказываний.

Визуальные (кинетические) средства невербальной коммуникации представляют собой мимику, жесты, позы и внешний вид собеседника.

Мимика представляет собой более изученную область средств невербального общения, и представляет собой скоординированные действия мышц лица, губ, бровей и глаз.

Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражение лица состоит из шести следующих эмоциональных состояний:

1) Гнев

Мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее и нахмуренное выражение, глаза блестят, раскрыты или прищурены, ноздри расширены, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы.1

2) Радость

Губы искривлены и их уголки оттянуты назад, рот закрыт, вокруг глаз мелкие морщинки, сами глаза блестят, прищурены или раскрыты, на лбу горизонтальные складки.1

3) Страх

Брови приподняты, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза без блеска и расширены, нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки глаз оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.1



4) Удивление

Рот приоткрыт и округлен, приподнятые брови образуют горизонтальные морщины на лбу, глаза раскрыты.1

5) Презрение

Бровь приподнята, лицо вытянуто, голова приподнята, рот закрыт, уголки губ опущены (или один из уголков), глаза тусклые и сужены.1

6) Печаль

Уголки рта опущены вниз, а рот слегка приоткрыт, брови слегка сведены, взгляд опущенный, мышцы скул ослаблены и приопущены вниз.

Все движения мышц лица скоординированы. И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основную информативную нагрузку несут брови, губы и глаза.

Мимика человека претерпела огромные изменения в ходе эволюции, но некоторые ее компоненты так и остались неизменными еще с незапамятных времен. Так, например, можно с легкостью провести параллель проявления гнева у человека и у хищников. Человек проявляя свой гнев, приподнимает верхнюю губу, что напоминает оголение клыков у хищника, готовящегося к атаке. Выражая недовольство, мы сжимаем губы и вытягиваем их вперед, морщим лицо — все эти движения производятся и в тех случаях, когда срабатывает рефлекс отвержения не пригодной к употреблению пищи.2 Это свидетельствует о том, что многие наши мимические выражения связаны с органическими ощущениями.


Мимика разнообразна и многогранна и поражает воображение областью своего применения. Также мимика может различаться по своей динамике. Существует несколько типов мимики:

1) Монотонная мимика

Предполагает собой редкую смену форм мимики и низкую эмоциональность. Обладатель данного типа мимики флегматик, мимические процессы которого размерены, неторопливы и монотонны.

2) Малоподвижная мимика

Данный тип мимики свидетельствует о редко изменяющемся устойчивом настроении, спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью и равновесием.

3) Сильно подвижная мимика

Наличие сильно подвижной мимики говорит чувствительности нервной системы, импульсивности и быстрой возбудительности человека. Обладателем такого типа мимики является холерик.

4) Сопряженная мимика

Самый сложный тип мимики, при котором требуется более детальный подход для определения эмоций человека. Для такого типа мимики характерно определение психологических состояний по отдельным мимическим зонам.

В процессе общения взгляды людей выполняют синхронизирующую функцию – ритмика взглядов образует определенное русло общения. При этом говорящий меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Но примерно за секунду до окончания отдельного речевого блока говорящий переводит взгляд на лицо слушателя, как бы подавая сигнал о наступлении его очереди говорить и оценивая произведенное им впечатление. Партнер, взявший слово, в свою очередь отводит глаза, углубляясь в свои мысли. Слушающий же подает глазами сигналы своего отношения к содержанию высказываний говорящего – это могут быть одобрение и порицание, согласие и несогласие, радость и печаль, восторг и гнев. Глаза выражают всю гамму человеческих чувств. И не только сами глаза, но и вся окологлазная область лица.1

Впечатление, производимое взглядом, зависит от состояния зрачков, положения век, бровей, конфигурации рта и носа. Сочетание этих признаков разнообразно. Положительные эмоции увеличивают количество обменов взглядами, отрицательные – сокращают это количество. Бегающий взгляд настораживает собеседника и выдает в нем нервозного и неуверенного в себе человека. Можно с легкостью заметить, что в ходе проведения чемпионатов по покеру многие игроки, что бы спрятать свой взгляд и не выдать реакцию на карты окружающим надевают темные очки.

Для того чтобы лучше взаимодействовать с людьми необходимо присматриваться к взглядам собеседников, но так же, важно понимать, что и ваши жесты постоянно интерпретируются вашим собеседником как сигналы уверенности и неуверенности, робости и чрезмерной притязательности, агрессивности и оборонительности, наглости и деликатности, открытости и скрытности, приближенности или отчужденности.

Вступая в общение, люди четко осознают его цели, стремятся реализовать свои интересы, контролировать ход общения, использовать различные средства влияния на психическое состояние партнера, а так же стремятся создать определенное впечатление о себе.

Невербальные средства общения должны соответствовать цели общения, его форме, демонстрировать соответствующее отношение к партнеру. Мимика, жесты и позы могут располагать к общению или же напротив затруднять его. Многие эмоционально-экспрессивные проявления могут быть подсознательными и выдавать скрытые цели общения.

Менеджер в ходе своей профессиональной деятельности обязан учитывать и вовремя распознавать все сигналы, которые подают его собеседники посредством мимики.

В процессе общения широко используется обратная связь – реакции партнера, его отношение к содержанию общения. Возможно и специальное провоцирование этих реакций для прояснения позиций партнера, скрываемой им информации. Искусство общения состоит и в способности партнеров поставить себя в положение другой стороны, проявить рефлексию (думать за другого), учитывать особенности социальной перцепции (восприятия социальных объектов), адекватно интерпретировать поведенческие проявления партнера, его эмоциональные реакции. Многие профессии (учителя, врача, юриста, артиста, менеджера) требуют высокоразвитой коммуникативной способности, овладения культурой и техникой эффективного общения. Каждая социальная роль успешно реализуется только адекватными средствами социальной коммуникации.1

Важную роль в невербальном общении так же играют жесты и позы.

При проведении невербального общения жесты и позы выполняют следующие функции:

1) Выражают то же, что и речь;

2) Выражают нечто, что противоречит содержанию речи;

3) Предвосхищают значения, переданные речью;

4) Акцентируют ту или иную часть речевого сообщения;

5) Связывают с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание;

6) Сохраняют контакт между собеседниками и регулировать поток речи;

7) Заполняют или объяснять периоды молчания, указывая на намерение говорящего продолжить свою реплику;

8) Заменять отдельное слово или фразу.

Жестами и позами человек показывает свою открытость или закрытость к диалогу, свое психологическое состояние на данный момент времени и отношение к сказанному. Жестами и позами можно показать человеку дружелюбие или же враждебность, критическую оценку сказанного или же полное согласие со словами собеседника и, конечно же, заинтересованность или полное игнорирование слов оппонента. Жестами и позами можно передать собеседнику гораздо больше информации, чем можно выразить в словах.

Так же различают произвольные и непроизвольные жесты.

Произвольные жесты ­– это жесты, которые человек использует сознательно, такие как движение головы или кистей рук. Если сознательно использовать такие жесты очень часто, то со временем они войдут в привычку и превратятся в бессознательные.

К непроизвольным жестам можно отнести движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Этим жестам не нужно учиться. Как правило, они бывают врожденными или приобретенными в следствии воздействия окружающей среды.

Наиболее часто употребляемый жест – это утвердительный кивок головой и отрицательное покачивание головой.

Существуют и микрожесты: движение глаз, увеличение количества морганий глазами, подергивания губ и т.д.

Так же существуют жесты, так называемого эмоционального дискомфорта и жесты нетерпимости. Примерами жестов эмоционального дискомфорта могут служить собирание несуществующих ворсинок, снимание и одевание кольца, почесывание шеи, «приведение в порядок» одежды, верчение ручки или сигареты. Данные жесты указывают на то, что собеседник нуждается в поддержке. В таком состоянии он не готов воспринимать информацию.

Примером жестов нетерпения могут считаться постукивание пальцами по столу, ерзание на стуле, притоптывает ногами или посматривает на часы. Этими жестами собеседник подает сигнал о том, что его терпение заканчивается. Опытный менеджер должен вовремя воспринимать данные жесты, для того чтобы во время исправить ситуацию и изменить тактику разговора с собеседником

Рассматривая аспекты общения, можно наблюдать, что в каждой конкретной ситуации общения невербальные компоненты общения могут нести свою смысловую нагрузку. К примеру, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначительным нюансом общения. Если нужно установить дружеский контакт, то выбираются одни жесты (преимущественно открытые), если отчитать, то совсем другие.

В одном случае важна мимика, в другом – жест. К примеру, чтобы выразить недовольство, руки складывают на груди при одновременном отклонении корпуса чуть назад, чтобы утешить горе – обнимают за плечи.

Жесты должны соответствовать выражаемым мыслям, поэтому при отборе жестов нужно быть очень внимательными и разборчивым. Иногда в процессе общения важна скупость жестов, их сдержанность, определённое направление, иногда наоборот экспрессивность и эмоциональность.

Большое количество информации несет в себе поза человека. Поза — положение человеческого тела и движения, которые принимает человек в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюде­нии заней можно получить значимую информацию о состоянии человека1

По позе можно судить о жизненной силе, степени усталости, самоуверенности и даже о социальном статусе человека. По тому, как человек складывает руки и ноги, можно сделать выводы о его истинных эмоциях, намерениях, отношении к другим людям.2

При общении принято выделять три группы поз:

1) Включение или исключение из ситуации, т.е. открытость или закрытость для контакта. Закрытость достигается скрещиванием на груди рук, сплетенными в замок пальцами, фиксирующими колено в позе «нога на ногу», отклонение спины назад и др. При готовности к общению человек улыбается, голова и тело поверну­ты к партнеру, туловище наклонено вперед.

2) Доминирование или зависимость. Доминирование проявляет­ся в «нависании» над партнером, похлопывании его по плечу, руке на плече собеседника. Зависимость — взгляд снизу вверх, сутулость.

3) Противостояние или гармония. Противостояние проявляет­ся в следующей позе: сжатые кулаки, выставленное вперед плечо, руки на боках. Гармоничная поза всегда синхронизирована с по­зой партнера, открыта и свободна3

Все вышеперечисленные группы поз имеют практическое значение. По позам менеджер с легкостью может сказать готов ли к разговору его собеседник, согласен или не согласен со сказанным или готов ли он к выполнению поставленной задачи. Расслабленное положение тела говорит о впечатление уверенности и самоуважении. Если сидящий слегка наклонил к вам голову, это говорит о его готовности вступить с вами в общение. Руки, расположенные по направлению к другому человеку раскрытыми ладонями — это проявление открытости. Во время общения необходимо уделять особое внимание рукам собеседника. Если собеседник во время разговора скрестил руки на груди, это может означать, что он не согласен с вами, а если он к тому же закидывает ногу на ногу, то он защищается от ваших слов, недоволен или готовится к возражениям.

В условиях современного общества, очень большое зна­чение имеет умение менеджера производить хорошее впечатление на коллег, клиентов и окружающих. Для делово­го человека важно как он выглядит в глазах деловых партнеров, какое производит впечатление на своих коллег и начальство. От внешнего вида зависит эффективность и резуль­тативность деятельности менеджера, поэтому необходимо стремиться к созданию своего уникального «привлекательно­го» имиджа и образа.

Имидж — это целенаправленно сформированный об­раз, с помощью которого человек представляет себя миру, своего рода форма самопрезентации, способствующая воздействию на окружающих. Это искусство управлять впечатлением, которое производит человек на окружаю­щих.1

Многое о собеседнике может сказать одежда его одежда (цвет, фасон, внешний вид, опрятность). По одежде можно судить о настроении, чувствах и намерениях человека, его ценностях и так далее.

Первое впечатление о человеке можно сделать по его одежде, даже не общаясь с ним лично. Как гласит старая русская пословица «Встречают по одежке, а провожают по уму». При первой встрече внешний вид является единственным источником информации, из которого возможно подчеркнуть иногда достаточно важные сведения о нашем собеседнике. Одежда, прическа, украшения способны много рассказать о социальном положении, финансовом состоянии, возможной работе, интересах и характере партнеру по общению.

Важными компонентами имиджа являются цвет одежды, фасон, аксессуары, украшения и состояние обуви. Первым делом при общении следует обратить на состояние обуви и аксессуары. Если, к примеру, ботинки собеседника не начищены или грязные, то скорее всего такой человек неаккуратен и тороплив. По часам собеседника можно судить о его интересах и жизненных ценностях. Например, если человек носит дорогие часы, то скорее всего такой человек занимает достаточно высокое положение в обществе, притязает на особую значимость и престиж, по спортивным часам можно сказать что их обладатель ведет активный образ жизни в котором сочетаются практичность и высокие темпы активности. Важно отметить что если человек носит слишком много украшений (больше трех днем, вечером можно позволить и больше), то скорее всего он желает придать себе особую значимость или же у него проявляется отсутствие вкуса.

Наиболее подходящими цветами для делового общения являются белый, серый, черный и темно синий. Не стоит одевать одежду ярких оттенков для проведения делового общения, так как она достаточно сильно отвлекает или же напротив акцентирует на себе порой не нужное внимание.

Одежда ахроматической гаммы (белый, серый, черной) свидетельствует о том, что перед вами человек, имеющий высокий социальный статус. И вообще считается, что чем реже человек носит яркую одежду, тем выше его социальный статус, правда есть и исключения, например в шоу-бизнесе1

Тактильные средства невербальной коммуникации представляют собой рукопожатии, поцелуи, прикосновения, объятия и изучаются такой наукой как такесика.

Как показали наблюдения и исследо­вания, с помощью разного рода прикосновений процесс комму­никации может приобретать различный характер и протекать с различной эффективностью.1

По характеру объятий, их силе, длительности определяют значение выражаемых человеком чувств.

Давние друзья, находившиеся в разлуке, при встрече практически душат друг друга в объятиях. Влюбленные пары задерживаются в нежных объятиях весьма продолжительное время. Объятия между родственниками могут быть как холодными, так и пылкими. Между близкими людьми они носят мягкий задушевный характер. Такое средство невербального общения как объятия чаще встречаются у мужчин, нежели, чем у женщин.

Рукопожатия, как средство невербального общения, так же различаются по способу их совершения, силе и длительности.

Крепкое, энергичное рукопожатие собеседника в совокупности с радостным восклицанием говорит об искренности партнера, дружелюбии по отношению к вам и его желании продолжить беседу. Обхват руки своими в виде «перчатки» также говорит о дружелюбии. Но если вам протягивают неживую и ослабленную руку, то с вами, попросту, не хотят контактировать.

Холодная рука в пожатии говорит о том, что ее владелец сильно волнуется. Так же о нервном напряжении может говорить вспотевшая рука. Рука, оказывающаяся ладонью вниз в пожатии, свидетельствует о желании доминировать над другим человеком, если же наоборот повернута ладонью вверх – ее обладатель бессознательно признает себя подчиненным собеседнику.

Так же среди мужчин распространены похлопывания по плечу или спине. Такие компоненты невербального общения означают дружеский настрой по отношению к собеседнику, желание приободрить и помочь. Такие похлопывания распространены практически во всех возрастных группа.

Поцелуи, как разновидность тактильного жеста, широко применяется во всех аспектах жизни человека. По отношению к конкретному объекту меняется характер поцелуев. Поцелуи могут быть как искренними проявлениями чувств, так и формальными, холодными, традиционными.

Благодаря аудиальным средствам невербального общения, которые наряду с мимикой и жестами помогают нам лучше увидеть собеседника, можно определить очень важные параметры и качества собеседника. К аудиальным компонентам невербального общения относятся тембр голоса, скорость речи, тон, громкость голоса, эмоциональность и ритмичность речи.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, чтобы позволяют оценить чувства и эмоции, выражаемые собеседником.

Голос содержит большое количество информации о своем обладатели. Специалист в области невербальной коммуникации с легкостью может определить темперамент говорящего, его характер, состояние здоровья, настроение и даже местность проживания.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются прежде всего в тоне его голоса. Чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются в голосе гнев, печаль и радость.

Высота голоса и его сила дают представление о многих сторонах характера говорящего. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх – тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи может отражать степень взволнованности собеседника. Если человек испытывает заметное волнение, он будет стараться произнести свою речь как можно быстрее, при этом часто ошибаясь и запинаясь. Медленная речь напротив может говорить о высокомерии говорящего, или же об усталости или горе.

Допуская речевые ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, собеседник выражает свои чувства и раскрывает намерения. Речевые недостатки становятся более выражены и ощутимы при волнении или когда собеседник пытается обмануть вас. Данный факт обусловлен страхом быть пойманным на лжи, собеседник пытающийся, обмануть вас испытывает прилив адреналина в кровь, сердцебиение увеличивается, зрачки расширяются, оппонент начинает значительно нервничать, все эти факторы в первую очередь сказываются на акустических средствах невербального общения.

Интересен тот факт, что характеристика голоса зависит от работы различных органов тела. Эмоции меняют ритм дыхания. Страх — парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос становится охрипшим. При хорошем настроении голос становится глубже, тональность меняется, ритм замедляется, такой голос действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Так же можно сознательно контролировать аудиальные средства невербального общения. Для этого требуется сделать глубокий вдох и задержать дыхание на несколько секунд, при использовании такой техники сердечный ритм замедляется и приходит в норму даже при самых сильных показателях стресса. Процедуру при необходимости стоит повторить. На основе дыхательной йоги можно развить и научиться максимально держать свои аудиальные показатели голоса в норме даже в экстренных ситуациях, которые постоянно возникают в повседневной деятельности менеджера.

Учитывая все вышеперечисленные средства невербального общения, менеджер обязан отточить технику невербальной коммуникации для успешного ведения профессиональной деятельности. В ходе проведения деловых переговоров менеджер обязан замечать все невербальные сигналы, подаваемые ему коллегами, начальством или клиентами, для своевременного распознавания и реагирования на них. Если пренебрегать и реагировать на средства невербального общения с опозданием можно поставить под угрозу карьеру, взаимоотношения в коллективе и даже судьбу предприятия. Успешный менеджер просто обязан в силу своей деятельности уметь правильно и вовремя распознавать компоненты невербального общения, анализировать их и соответствующе реагировать на них.

 

Выводы по главе:

 

Проанализировав средства, функции и роль невербальной коммуникации можно сделать следующие выводы:

1) В повседневной деятельности менеджер постоянно сталкивается с теми или иными компонентами невербальной коммуникации на всех уровнях управления.

2) Грамотное использование знаний в области невербального общения поможет вовремя распознать и правильно оценить ситуацию, мотивы и намерения подчиненных, а так же отношение собеседника к вам, даст возможность повлиять на вашего собеседника и произвести нужное впечатление.

3) Невербальная коммуникация помогает нам заглянуть в мысли нашего собеседника, примерно понять, о чем он может думать в данный момент и что думает о нас и сказанном нами.

4) Функции невербальной коммуникации способствуют налаживанию взаимодействия, разграничению позиций и ролей, установлению иерархии взаимодействия и распознаванию психологических характеристик собеседника.

5) Роль невербальной коммуникации заключена в возможности правильно организовывать взаимодействие с собеседником, в случае, как деловых переговоров, так и в случае каждодневного общения.

6) Невербальные средства общения должны соответствовать цели общения, его форме, демонстрировать соответствующее отношение к партнеру.

7) Невербальные средства общения должны соответствовать цели общения, его форме, демонстрировать соответствующее отношение к партнеру.

8) В условиях современного общества, очень большое зна­чение имеет умение менеджера производить хорошее впечатление на коллег, клиентов и окружающих по средствам невербальной коммуникации.

9) Менеджер обязан отточить технику невербальной коммуникации для успешного ведения профессиональной деятельности.

10) В ходе профессионального общения менеджер обязан замечать, распознавать, интерпретировать и реагировать на все сигналы невербального общения.

Невербальная коммуникация | Блог 4brain

невербальная коммуникация

Общение – это гораздо больше, чем только явный смысл слов. Оно также включает неявные сообщения, преднамеренные или нет и выражаемые через невербальное поведение.

Невербальная коммуникация включает мимику, тон и высоту голоса, жестикуляцию, отображаемые посредством языка тела , а также соблюдение личного пространства и физического расстояния. Эти сигналы могут давать подсказки, намеки, а также дополнительную информацию и смысл сверх устного сообщения. Они помогут лучше понять человека, мотивы и причины его поведение — а это, в свою очередь, позволит вам выстроить свою тактику поведения.

Таким образом, невербальная коммуникация помогает людям:

  • усилить или изменить то, что было сказано словами;
  • передать информацию о своем эмоциональном состоянии;
  • определить или укрепить отношения между людьми;
  • предоставить обратную связь;
  • регулировать поток диалога (например, сигнализировать о том, что пора закончить беседу или что вы хотите что-нибудь сказать).

Невербальные сигналы могут выполнять пять ролей:

Роль первая: повторение. Невербальные сигналы могут «повторить» сообщение, которое человек делает устно.

Роль вторая: противоречие. Они могут противоречить сообщению, которое человек пытается передать.

Роль третья: замещение. Они могут заменить словесное сообщение.

Роль четвертая: дополнение. Начальник, который похлопывает подчиненного по спине в дополнение к похвале, увеличивает влияние сообщения.

Роль пятая: акцентирование. Можно подчеркнуть словесное сообщение. Например, удар по столу кулаком.

Типы невербальной коммуникации и языка тела

Различные типы невербальной коммуникации включают в себя:

Движения и позы тела

Подумайте о том, как ваше восприятие людей зависит от того, как они сидят, ходят, стоят или держат голову. То, как вы двигаетесь и ведете себя – это процесс обмена информацией с миром.

Этот тип невербальной коммуникации включает в себя позу, опору, стойку и едва уловимые движения.

Выражения лица

Человеческое лицо чрезвычайно выразительно и способно выражать бесчисленные эмоции, не говоря при этом ни слова. И в отличие от некоторых форм невербальной коммуникации, мимика лица универсальна.

Выражения лица для счастья, грусти, гнева, удивления, страха и отвращения одинаковы в разных культурах. Это значит, что, изучив эту тему, вы сможете применять данные знания практически со всеми людьми на планете.

Зрительный контакт

Поскольку визуальное восприятие является доминирующим для большинства людей, роль зрительного контакта при невербальной коммуникации трудно переоценить. То, как вы смотрите на кого-то, может передавать много информации, включая интерес, привязанность, враждебность или притяжение.

Зрительный контакт также имеет важное значение для поддержания плавности разговора, а также оценки и реакции собеседника.

Жесты

Жесты плотно вплетены в ткань нашей повседневной жизни. Мы машем, указываем пальцем и активно используем свои руки, когда спорим или говорим оживленно. Часто жесты являются неосознанными.

Однако смысл жестов может сильно различаться в разных культурах и странах, поэтому важно быть осторожным, чтобы избежать неправильной интерпретации.

Личное пространство

Вы когда-нибудь испытывали дискомфорт во время разговора, потому что другой человек стоял слишком близко и вторгался в ваше личное пространство?

У всех нас есть потребность в физическом пространстве, хотя она частично зависит от культуры, ситуации и близости отношений.

Вы можете использовать физическое пространство для передачи множества различных невербальных сообщений, включая сигналы близости и привязанности, агрессии или доминирования.

Прикосновения

Мы передаем огромное количество информации при помощи прикосновений. Задумайтесь о сообщениях, которые один человек передает другому при помощи следующих взаимодействий: слабое рукопожатие, робкое похлопывание по плечу, теплые медвежьи объятия, успокаивающий шлепок по спине, покровительственное похлопывание по голове или контролирующий захват руки.

Голос

Дело не только в том, что вы говорите, сколько в том, как именно это делаете. Когда мы говорим, другие люди «считывают» наш голос в дополнение к осмыслению слов.

Вот на что обращает внимание ваш собеседник:

  • тон;
  • тембр;
  • темп;
  • высота голоса;
  • интонация;
  • звуки, которые передают понимание: ага, ох, ах.

Подумайте о том, как чей-то тон голоса может указывать на сарказм, гнев, привязанности или уверенность.

Как оценить невербальные сигналы другого человека?

Это то умение, которое хочет развить практически каждый человек. Мы все сталкиваемся с ситуациями, когда непонятно, что стояло за словами собеседника.

Чтобы научиться этому, нужно просто задавать себе вопросы после каждого диалога. Заведите дневник, назовите его как-то интригующе и беритесь за дело. Все это вам также поможет улучшить свое восприятие, деятельность органов чувств, память и внимание.

Зрительный контакт. Был ли он? Если да, то насколько интенсивный?

Выражение лица. Каким было выражение лица человека на протяжении большей части диалога? Была ли это маска, невозмутимость, эмоциональное присутствие, заинтересованность, скука?

Тон голоса. Был ли теплым, уверенным, заинтересованным или же напряжен?

Поза и жесты. Тело собеседника было расслабленным или жестким и неподвижным? Плечи напряжены, подняты или расслаблены?

Прикосновение. Был ли физический контакт? Насколько это уместно в этой ситуации? Было ли вам некомфортно?

Напряженность. Был ли человек спокойным, расслабленным, незаинтересованным, либо же чрезмерно драматичным?

Тайминг. Была ли задержка между ответами собеседника и его невербальной реакцией?

Это упражнение очень полезно, потому что после разговора может выясниться, что все на самом деле не так, как об этом было сказано. Наши органы чувств считывают всю информацию, однако сознание неспособно уследить за всем. А придя домой, взяв в руки ручку и блокнот и вспомнив все подробности, можно отыскать в памяти моменты, которые проскользнули мимо вашего сознания. Конечно, это лишь начало. Приобретая опыт в профайлинге, нужно добиваться считывания непосредственно в процессе.

Это же упражнение желательно выполнять и в отношении себя. Как мы уже говорили, сознательно попросту невозможно контролировать все сигналы своего тела, однако можно сделать акцент на наиболее важных в данной ситуации. Записывайте и анализируйте, как вы себя вели во время диалога, что делали неправильно. Меняйте свою стратегию, чтобы достичь максимального взаимопонимания.

Таким образом, вы сможете развить так называемую эмоциональную осознанность. Для того, чтобы отдавать точные невербальные сигналы, вы должны знать свои эмоции и то, как они влияют на вас. И делать то же самое в отношении других людей: распознавать их истинные чувства, стоящие за репликами.

Эмоциональная осведомленность позволяет:

  • Точно считывать других людей, включая эмоции, которые они испытывают, и невысказанные сообщения, которые отправляют.
  • Создать доверие в отношениях, отправляя невербальные сигналы, которые соответствуют вашим словам.
  • Отвечать таким образом, чтобы показать другим, что вы понимаете и заботитесь о них.
  • Знать, соответствуют ли отношения вашим эмоциональным потребностям, давая вам возможность либо исправить их, либо двигаться дальше.

Если говорить о наблюдении за собой, то в первую очередь обратите внимание не несоответствия ваших слов и невербальных сигналов. В конце концов, общение – это не только изучение собеседника, но и своей личности. Когда вы научитесь быть цельными и гармоничными, то есть когда слова и невербальные сигналы будут соответствовать друг другу, то сможете выстраивать наилучшие взаимоотношения.

При наблюдении за собеседником никогда не игнорируйте шестое чувство или ощущение, что «что-то здесь не так». Многие люди попросту заглушают этот голос, а затем оказываются втянутыми в неприятные истории. Оказывается, что собеседник на самом деле был настроен враждебно, а не дружелюбно. Что вы не хотели покупать этот мобильный телефон. Что на самом деле ваш друг не хочет ехать с вами на море, а соглашается вынужденно.

Как же понять, что «что-то здесь не так»? Дело именно в несоответствии слов и невербальных сигналов. Рот говорит одно, а тело – другое. Не обольщайтесь, желая услышать лишь то, что хотите. Люди часто врут и говорят не то, что чувствуют. И выражается это на их лице, теле, голосе, выражении глаз.

Книги

Так как тема невербальной коммуникации очень объемна, вы можете продолжить изучать тему при помощи следующих книг.

  • «Узнай лжеца по выражению лица» Пол Экман, Уоллес Фризен.
  • «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» Пол Экман.
  • «Новый язык телодвижений. Расширенная версия» Алан Пиз, Барбара Пиз.
  • «Я вижу, что вы думаете» Джо Новарро.
  • «Менталист. Настольная книга развития сверспособностей сознания» Джордж Крескин.
  • «Как читать человека словно книгу. Язык тела» Джерард Ниренберг, Генри Калеро, Антон Штангель.
  • «Я читаю ваши мысли» Лиллиан Гласс.
  • «Чтение мыслей. Примеры и упражнения» Торстен Гавенер.
  • «Невербальная коммуникация. Экспериментально-психологические исследования» Владимир Морозов.
  • «Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак» Мауро Коццолино.

Еще один вариант – пройти наш курс по профайлингу, где тема невербальной коммуникации рассматривается в комплексе с навыками чтения человека, определения лжи, манипуляций.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: