Детство юность зрелость старость: юность старости и зрелость молодости
юность старости и зрелость молодости
Мы привыкли делить жизнь на возрасты: детство, отрочество, молодость, зрелость, старость. Но саму категорию возраста можно понимать шире. Каждый возраст — не только период жизни, это целый цикл, вмещающий все фазы развития человека. Всякий раз, вступая в очередной возраст, мы последовательно переживаем внутри него и детскую неуверенность, и удивление миру, и отроческую ломкость, беспокойство… и постепенное старение, изживание этого возраста.
Повторение чувств в каждом возрасте
Мы движемся через все возрасты и их фазы: от детства детства (от 0 до 1 года) к старости старости (после 80 лет). Периодизация возрастных этапов условна — важна сама модель двойного возрастного деления жизни.
Внутри каждого возраста существуют периоды отрочества, когда мы переживаем резкую ломку мироощущения, кризис доверия и уверенности, отчуждение от окружающих, чувство утраты смысла жизни. Первое отрочество случается уже в детстве: для «кризиса трех лет» характерны тенденция к самостоятельности и обостренно негативное, «ослушническое» отношение к взрослым.
В 35–40 лет у многих наступает кризис среднего возраста: чаще случаются разводы, экзистенциальные и семейные драмы, у кого-то возникает ощущение исчерпанной жизни и нового отчуждения от мира.
Как в зрелости есть место отрочеству, так и в отрочестве бывает время гармоничного расцвета, то есть зрелости. И старость тоже повторяется в жизни не раз: когда мы прощаемся с детством (9–10), с отрочеством (16), с молодостью (28–30), со зрелостью (55–60), а затем готовимся и к прощанию с самой жизнью. Кому как повезет, но для современных западных обществ можно с толикой щедрости указать этот период как «после 80 лет».
У каждой фазы возрастов особое мироощущение. Молодого человека под тридцать одолевает чувство «конца молодости», изношенности своего возраста, необходимости переступить черту и усвоить привычки следующего возраста. Это чувство роднит его с десятилетним ребенком, который вырастает из своего детства, с 16-летним подростком на пороге молодости и с тем, кому под 60 и кто уже чувствует приближение старости.
Главное событие жизненного цикла
В каждом возрастном этапе наблюдается и его соответствие самому себе: детство детства, отрочество отрочества, молодость молодости, зрелость зрелости, старость старости. Два из них — детство детства и старость старости — прилегают к началу и концу жизни, задаются временем рождения и смерти. А три остальных представляют собой центральные оси, вокруг которых словно вращается наше существование.
Отрочество отрочества (13 лет) — это время пробуждения пола, когда человек оказывается способен к продолжению рода. Это и возраст пробуждения самосознания, острой и порой мучительной саморефлексии — о внешней и внутренней личности, о своем месте и предназначении в мире.
Молодость молодости, первая половина 20-х, — возраст, наиболее подходящий для брака и рождения первых детей, а также возраст профессионального самоопределения, завершения цикла ученичества, когда мы становимся самостоятельными, начинаем сами обеспечивать свою жизнь.
Зрелость зрелости, от середины 40-х до середины 50-х, — возраст совершенства, время наивысших профессиональных достижений, когда мы уже в состоянии определить свое место в обществе и в памяти грядущих поколений.
Разглядеть похожее в непохожем
Получается, что возрасты не только сменяют друг друга, но и повторяются в нашей жизни. Если мы это поймем, нам станет легче ощутить симпатию к людям иных возрастов, а не только к своим ровесникам, чьи интересы мы понимаем и разделяем, сравниваем их достижения, надежды и неудачи со своими.
Нередко «эти совсем еще дети», «эта молодежь» или «эти старики» оказываются вне круга нашей экзистенциальной солидарности… Но, приближаясь к порогу старости, мы способны сопереживать юноше на пороге зрелости, или подростку на пороге молодости, или ребенку, вступающему в отрочество. Так мы можем увидеть новые — абсолютно реальные — конфигурации возрастных общностей и симпатий: молодое в старом и в молодом, детское в зрелом и в детском.
Расцвет юности в старости
В каждом возрасте можно разглядеть немало парадоксов. Человек преклонных лет бывает раскрепощеннее юных. Прежние возрасты в нас не только продолжают жить, порой они впервые по-настоящему пробуждаются, когда их время, казалось бы, давно прошло. В отрочестве или в молодости часто не хватает времени на то, чтобы их глубоко пережить, войти во вкус, испытать в полной мере, — мы торопимся вперед, нам хочется поскорее добраться до зрелости.
Если мы уже испытали все прелести взрослости, то, подходя к рубежу 50 лет, можем чуть расслабиться… и наконец просто позволить себе быть юными! Глядя на хмурого, зажатого 20-летнего, обремененного задачей определить себя, а также ответственностью за будущее, 50-летний может вполне оценить тот резерв беззаботной юности, который он накопил трудами прежних лет.
Когда зрелость уже достаточно испытана, мы можем заново развернуть все возрасты и перечитать их не спеша
Такая рокировка возрастов — зрелость в ранней молодости, молодость в поздней зрелости — характерна для времени, когда социальная ответственность все больше перекладывается на молодых. Зато ее бремя снимается с плеч 50–60-летних: инерция или разгон, достигнутый к середине жизни, толкают их дальше с уровня на уровень.
Когда зрелость уже достаточно испытана, мы можем заново развернуть все возрасты и перечитать их не спеша, как пройденные в школе книги, — уже не для того, чтобы сдать экзамен на «готовность к жизни», а потому, что это и есть настоящая жизнь.
Переломные моменты в жизни каждого
В течение жизни каждому из нас предстоят несколько «развилок». От того, с каким результатом мы их пройдем, зависит наше отношение к жизни, считает психотерапевт Маргарита Жамкочьян.
«Иногда кажется, что мы долго-долго будем молодыми, а потом сразу «провалимся» в старость. На самом деле это не так. Первая критическая отметка — 29–35 лет. Если мы понимаем, что нашли себя и свое дело, делаем то, чем увлечены, у нас есть долгосрочные планы, тогда мы можем сказать: в 30 лет жизнь только начинается. Если же мы не находим для себя смысла жизни, не знаем, куда себя деть, то невольно начинаем думать о старости и бояться ее.
Еще одна точка роста — 45–50 лет. Если человек уже нашел четкое представление о мире и собственный статус — место, которое он занял и не собирается покидать, — происходит стагнация: он всем доволен и хочет лишь удержать то, что есть. Но тогда он начинает бояться старости, которая означает утрату статуса.
Положительное движение в этом возрасте происходит тогда, когда мы начинаем познавать мир через молодых — учеников, коллег, выросших детей. Нам интересен их взгляд на мир, мы впускаем их в свою жизнь, и у нас начинается новый виток. Тогда вместо конкуренции и ревности мы получаем удовольствие от того, что молодые спорят с нами и идут дальше. Мы признаем себя немолодыми, но и от этого мы получаем удовольствие: да, я уже немолод, но я могу всему научиться, я расту, я продуктивно работаю, у меня есть опыт и новое видение нового мира.
Следующая точка роста наступает в 60–65 лет. Это возраст наивысшего расцвета — мы получаем абсолютную свободу. Дети выросли, мы больше не несем за них ответственность. Любовно-сексуальные страсти утихли, стала меньше необходимость работать. Мы можем делать все что захочется, и если не впадать в уныние, то мы наслаждаемся этим возрастом.
Если же эта точка пройдена негативно, страх остается: возникает мысль, что «жизнь кончена, пролетела, а я ее не заметил», и тогда человек злится на всех, кто молод… Жизнь уже сделана, и переиграть ее невозможно, но если мы ее принимаем, происходит нечто необычное: в 20 лет боялся смерти, в 40 боялся, а в 65 — перестаешь ее бояться».
Читайте также
Возрастные категории людей по годам в России и мире. Таблица группы по ВОЗ 2020
Над созданием возрастных категорий людей по годам работали демографы и социологи всего мира. Показатели играют важную роль и являются основой демографии как науки.
Содержание записи:
Понятие взросления
Время от рождения до прихода старости чрезвычайно условное понятие. В разные времена во множестве стран ученые занимались созданием единой системы.
Возрастные категории людей по годам до настоящего времени не классифицировали таким образом, чтобы можно было отследить население, принимая во внимание особенности регионов, а также подходящих для учета возрастов всех людей на планете. Возраст — промежуток времени, прошедший с даты появления на свет до конкретного дня. Это понятие подразделяют на биологический возраст и паспортный.
В такой науке как демография существует сразу несколько возрастных показателей:
- совершеннолетие;
- возраст вступления в брак;
- трудоспособный;
- репродуктивный;
- пенсионный.
В каждой стране законодательством установлены свои права и обязанности с исполнением определенного количества лет, такие как: право голосования, возможность избраться на тот или иной пост, право подачи документов в высшее учебное заведение, право юридической и административной ответственности.
Возрастные категории людей по годам можно получить из документов, которые регистрируют все самые значимые события в его жизни (дату рождения, начало совершеннолетней жизни, брак или смерть) и на основе последних результатов переписи.
Возраст общепринято исчислять в годах, однако счёт идёт на недели и месяцы в первый год жизни младенца.
В большей части мира отсчет идёт со дня появления на свет, хотя встречаются и исключения. Например, в Корее младенец считается годовалым уже в день своего рождения. В Республике Индонезия и Китае гражданин становится старше лишь с наступлением нового календарного года, не принимая в расчёт дату его рождения.
Понятие о возрастных категориях
Классификацией возраста называют способ разделения граждан разных возрастов по категориям. Они формируются путём объединения индивидов по идентичным признакам, а также по значимости их роли в социально-демографических процессах. Критерии возрастных категорий различны по отношению к цели исследования.
К примеру, в такой науке как демография, самой эффективной считается группировка на однолетние или пятилетние отрезки жизни. Для изучения факторов рождаемости обращают внимание на 2 конкретных показателя: бракоспособный возраст женщины и период её жизни, когда она находится на пике своей репродуктивной способности.
В экономике принята классификация из 3-х групп:
- дотрудоспособный;
- трудоспособный;
- послерабочий.
Возрастные категории людей по ВОЗ
Небезызвестная возрастная классификация, которая легла в основу всех современных вариаций, была разработана Борисом Урланисом.
Он разбил население на 3 основных группы:
- Дорабочая – часть граждан возрастом до 14 лет. В их числе младенцы, которым не исполнилось 24 месяцев, дошкольники от 3 до 7 лет, а также школьники до 14 лет.
- Рабочая – период между 15 и 60 годами. В эту группу входили юные представители общества не младше 16 и не старше 24, люди периода зрелости возрастом от 24 до 45, а также те, кто был не моложе 45-и не старше 59 лет, переживающие период вторичной зрелости.
- Послерабочая – все граждане старше 60 лет, включая людей пожилого возраста от 60 до 70, затем наступает так называемая «ранняя старость» в промежутке между 70 до 79, все последующие годы именовались глубокой старостью.
Возрастные категории людей по годам (разделения) условны.
Точных градаций установить нельзя, так как человеческая жизнь представляет собой непрерывное цикличное развитие. Не стоит забывать и об индивидуальных особенностях климата, экологической ситуации в регионе и генетической стороне исследования. Несмотря на существования целого спектра классификации, ни одна из них официально не признана общепринятой.
Возрастная классификация в России
Было предпринято несколько попыток в создании универсальной классификации возрастных категорий. В нашей стране одним из первых этой попыткой воспользовался демограф А. П. Росчавский-Петровский. В своих работах он выделял несколько групп, каждой из которых дал название.
Ещё один статист и психолог, но уже советской эпохи, сыграл немаловажную роль в становлении демографической структуры РФ. Им был Д.Б. Эльконин, занимавшийся исследованиями в данной сфере в середине прошлого века.
Он утверждал, что построение грамотной возрастной градации позволит определить степень развития индивида в течение всей его жизни. Первая продуманная классификация возрастов была принята в Советском Союзе ещё в 1962 г. Тогда Ленинградская конференция по геронтологии работала над документом вместе со специалистами ВОЗ по социально-демографическим вопросам.
В этом документе периоды утвердили следующим образом:
- от 45 до 59 — зрелый возраст;
- преклонным называли промежуток между 60 и 74;
- категория людей старше 75 лет определялась как старческая;
- под понятие «долгожители» попадали люди старше 90.
Современная демографическая структура в России характеризуется так:
Название группы | Количество лет |
Новорождённые | от 0 до 7 дней |
Грудные | от 7 суток до 12 месяцев |
Ясельный период | от года до 3 лет |
Дошкольный период | от 3 до 7 |
Отрочество | от 7 до 17 лет |
Молодежь | от 17 до 30 лет |
Зрелые | от 30 до 55 лет |
Пожилые | женщины — 55+; мужчины — 60+ |
Долгожители | 80+ |
Мировой стандарт ВОЗ
Возрастные категории и начало старения во всех культурах определялись практически одним и тем же образом. Так Пифагор заявлял, что старение людей начинается на 7-м десятке жизни, когда китайские ученые говорили уже 70 годах. А вот германский гигиенист М. Рубнер и вовсе подразделял понятие «старость» на два типа: 50 лет — старость обыкновенная и 70 лет — старость почтенная.
Общепринято считать, что выход на пенсию является показателем пожилого возраста. Но этот подход сложно назвать универсальным, ведь время выхода на пенсию определяется в каждом государстве индивидуально. Кроме того, пенсионный возраст женщин наступает раньше. К примеру, в России, женщина получает пенсионное удостоверения на 2 года раньше мужчины.
Но есть и граждане ОАЭ, которые получают своё пенсионное свидетельство уже в 49 лет, независимо от пола. По утверждению Всемирной организации здравоохранения, «старые пенсионеры» и «новые пенсионеры» имеют колоссальные различия как социальные классы.
Социальные исследования доказывают организации, что физические и психологические характеристики людей отличаются даже по разбивкам на пятилетние периоды: от 59—64 года, от 65—70 лет, от 71—76 года и другие.
По этой причине для составления достоверной статистики и создания структурированной классификации возрастов важно учитывать как общие демографические показатели конкретной местности, так и показатели демографических изменений за конкретный период времени.
Именно поэтому выведение одной доподлинно верной классификации возрастов заняло большое количество времени. Можно с уверенностью сказать, что к общему знаменателю ученые не пришли до сих пор. В 1939 г. специалисты американской ассоциации здравоохранения предложили своё видение универсальной возрастной классификации. Именно эта концепция принята за базис всех исследований ВОЗ.
Она насчитывает 8 основных групп:
- раннее детство – возраст до 1 года;
- дошкольный период – от 1 до 4 лет;
- школьный период – от 5 до 14;
- юность – от 15 до 24;
- возраст наибольшей активности – от 25 до 44;
- зрелый период – от 45 до 65;
- ранняя старость – от 65 до 75;
- старость – 75 и старше.
По истечении более чем полувека структура американской классификации лишь немного видоизменилась, такой, по мнению ВОЗ, она предоставлена в современное время:
Название группы | Количество лет |
Молодой возраст | от 18 до 44 лет |
Средний возраст | от 45 до 59 лет |
Пожилой возраст | от 60 до 70 лет |
Старческий возраст | от 75 до 90 лет |
Долголетие | 90+ |
Биологический возраст
Принцип классификации возрастов в медицине опирается на особенности организма человека. А конкретно на анатомические и физиологические особенности. Поэтому говоря о возрастных показателях, врачи часто использую термин «биологический возраст».
Под ним понимается самочувствие конкретного человека, оно оценивается на основе состояния его нервной системы, физических возможностях и скорости обменных процессов. Для определения биологического возраста учитываются индивидуальные показатели, которые определяют возможность работы и функционирования различных тканей, органов.
На основе этих данных делается заключение и выясняется, насколько процесс старения человека соответствует среднестатистическому эталонному показателю. Таким образом, медицина и вовсе отрицает любую классификацию возрастов, продвигая идеи индивидуального подхода к каждому отдельному индивидууму.
Цели ВОЗ в данной сфере
В наши дни демографическая сфера испытывает ряд трансформаций, которые обусловлены сокращением рождаемости, а также увеличением процента пожилого населения. В данном контексте речь идёт о кризисе в демографии, накал которого наблюдается сегодня по всему миру.
Проблемы социально-экономического развития, как в конкретном регионе, так и во всем мире, тесно связаны с повышением среднего возраста населения. К первой категории стран, которые смогли испытать на себе подобные сдвиги, относят развитые регионы: европейские государства, Соединенные Штаты, Япония.
Новая волна демографического кризиса медленно настигает менее развитые части света: африканский континент и страны Южной Америки. По прогнозам ВОЗ уже через 30 лет более 4\5 всех пожилых людей придётся на страны с низким и средним уровнем дохода. И, напротив, в Китае и Бразилии прогнозируется улучшение демографической обстановки.
Видео о возрастных категориях
Что такое старость и старение:
ВОЗ официально продлила молодость — теперь мы молоды до 45 лет!
ВОЗ пересмотрела возрастные рамки. Что имеем теперь? До которого возраста себя считать молодым (речь только о хронологическом возрасте)? Так вот, сейчас существует такая градация:
-
молодость — с 18 до 44 лет
-
средний возраст — c 45 до 60 лет
-
пожилой возраст — с 61 года до 74 лет
-
старость — с 75 до 90 лет
-
долгожительство — после 90 лет.
К тому же пересмотрели возраст женщин, при котором ее (женщину) можно считать «старородящей» (ох и словечко)! Сегодня данное определение в некоторых странах отменено, а есть такие, в которых данный возрастной период отодвинут с 28 до 33 лет. Кроме того, вполне приемлемо родить и в 50, и в «за 50». При этом речь идет о естественных родах, когда на свет появляются абсолютно здоровые детки.
В Европе в некоторых странах «молодой период» продлен до 50 лет. А вот в Японии даже 55-летние представители населения полны сил и энергии. Женская часть Японии так вообще славится тем, что в возрастном промежутке от 30 до 50 их внешний образ почти не меняется.
Такие «новшества» обусловлены как общим ростом продолжительности жизни, так и постепенными улучшениями в сфере здоровья (по мере развития медицины). При этом, конечно, основополагающим фактором остается образ жизни.
А ведь были времена, когда нормой были 13-15-летние роженицы (появились первые месячные — значит пора…). Потому некоторые женщины (иначе не скажешь) уже к своим 25 годам могли иметь по 6-7 детей. Конечно, такие события существенно изнашивали организм.
Другим немаловажным фактором, влияющим на молодость, является самовосприятие. Речь не о том, чтобы пытаться всеми силами выглядеть моложе своих лет за счет нелепой одежды, прически, поведения и т.п. А о том, чтобы быть внимательными к своему здоровью, что подразумевает гармонию физического и душевного состояния.
В наше время информации и знаний для этого предостаточно, главное — уметь и хотеть ими пользоваться. Однозначно можно в пятидесятилетнем возрасте выглядеть на 35+, и еще долго оставаться наполненным жизнью и энергией.
Заметьте, многие, кто считает (и регулярно об этом всем вокруг и себе повторяет), что старость приходит в 40 лет, нередко и выглядят соответственно.
Современные исследователи доказали, что пик интеллектуального развития человека приходится на возраст около 45-ти лет. Главное — в страхе перед «взрослением» не впадать в депрессивное или апатичное состояние, прибегая к «лечению» алкоголем и нездоровым его «закусыванием». Тут уж никакая медицина и суперфуды не помогут.
Кстати, продолжительность жизни сейчас увеличилась — 75-90 лет. А вот в Средние века 20 лет — это уже была зрелость. Помните: Джульетта (героиня Шекспира) была 14-летней дамой, а ее мать — 28-летней… старушкой, что ли? А роман «Война и мир»? 28-летнюю Жюли считали старой девой, при этом бальзаковский возраст начинался с отметки «30», а до 40 лет доживали очень немногие. Для сравнения, при Гиппократе 14 лет считались юностью, с 15 до 42 лет — периодом зрелости, а с 43 до 63 лет — периодом старости, и после 63 — долголетием.
Вот такие чудеса!
Хотя какие уж тут чудеса? Это только забота и внимание к себе и своему здоровью. Да, это труд, работа «на себя», но она хорошо оплачивается, если вы ответственны и старательны!
В случае проблем со здоровьем, проконсультируйтесь с доктором.
Не занимайтесь самолечением.
Афоризмы про возраст: детство, юность, зрелость, старость | Материнство
Детство
Когда кругом все удивительно, но ничто не вызывает удивления, это и есть
детство. Антуан де Ривароль
Детство: чудесная пора жизни, когда все, что вам нужно сделать, чтобы
сбросить вес, это принять ванну. Ричард Зера
Дети — это ангелочки, чьи крылышки укорачиваются по мере того, как растут
их руки и ноги. Жан Лабрюйер
В жизни каждого подростка бывает период, когда он не может понять: как
такие тупые родители смогли произвести на свет такого смышленого мальчика? Глен Фрай
Photo by Rod Long on Unsplash
Юность
Молодость — недостаток, который быстро проходит. Иоганн Вольфганг Гете
В каждом возрасте свои прелести, но в молодости есть еще и чужие.
Геннадий Малкин
Только молодость получает больше, чем тратит. Владислав Гжегорчик
Юное поколение не только знает сегодня о сексе больше, чем я знал в их
годы, но даже больше, чем я знаю в свои годы. Сэм Левенсон
Человек молод, когда он еще не боится делать глупости. Петр Капица
Зрелость
Возраст самый приятный тот, что идет под уклон, но еще не катится в
пропасть. Сенека
Средний возраст — это когда еще веришь, что завтра будешь чувствовать себя
лучше. Лоренс Питер
Средний возраст — это когда ваш возраст становится виден в средней части
вашего тела. Боб Хоуп
Средний возраст — это когда на всякое новое ощущение смотришь, как на
симптом. Лоренс Питер
Средний возраст — когда из двух искушений выбираешь то, которое позволит
тебе раньше вернуться домой. Дэн Беннет
Средний возраст — это когда ты слишком молод, чтобы идти на пенсию, и
слишком стар, чтобы получить другую работу. Лоренс Питер
Одно из существенных удовольствий среднего возраста — разглядывать
фотографии девушек, на которых ты не женился. Лоренс Питер
Старость
В семьдесят мир начинает вас утомлять; в восeмьдесят — мир утомлен вами. Аксель Оксеншерна
В двадцать лет вас заботит, что о вас думают; в сорок лет вам наплевать на
то, что о вас думают; в шестьдесят вы уже знаете, что никто вообще не думал
о вас. Эймен Дэниэл
Нет стариков столь дряхлых, чтобы им зазорно было надеяться на лишний
день. Сенека
Я ужасно боялась старости. Боялась, что тогда уже не смогу делать все то,
что хочу. Но теперь я вижу, что мне вовсе не хочется этого делать. Нэнси
Астор в день своего 80-летия
Многие вышедшие на пенсию мужья обеспечили полную занятость своим женам. Элла Харрис
К старости недостатки ума становятся все заметнее, как и недостатки
внешности. Франсуа Ларошфуко
К восьмидесяти годам вы уже знаете абсолютно всё. Вот только — как это
вспомнить? Джордж Бернс
Старость — это когда знаешь ответы на все вопросы, но никто тебя не
спрашивает. Лоренс Питер
В старости есть только одно утешение: то, чего ты не смог получить в
молодости, тебе уже и не нужно.
Молодость возвращается – надо просто не упустить момент!
В древнейших эзотерических учениях говорится, что жизнь человека делится на циклы или периоды. Каждый длится семь лет и представляет собой весь наш век «в миниатюре»: от младенчества до старости. Прожив за это время целую жизнь, человек выходит на новый виток – и все повторяется сначала. Таким образом, периоды детства, юности, молодости, взросления, зрелости, старости, угасания происходят каждые семь лет. Важно учитывать их влияние на жизнедеятельность и активность человека, чтобы не хвататься «в детстве» за дела, которые способен решить лишь переживающий очередную «зрелость».
Долгое время верования о семилетнем цикле жизни человека представлялись людям пустыми сказками, однако современная наука доказала, что примерно за семь лет клетки нашего организма полностью обновляются — и начинается следующий жизненный цикл. А значит, правы были Учителя древности, считавшие, что человек рождается, взрослеет и умирает несколько раз в рамках одной земной жизни – и ровно столько раз он получает возможность пережить молодость, обновить свою жизнь, на новом уровне пережить и детство, и зрелость, и угасание. И, конечно же, на собственном опыте убедиться, что за смертью всегда следует возрождение, что нет окончания пути – есть только завершение очередного этапа, пауза перед новым подъемом.
Как распределяются «возраста» в нашей семилетке? Традиционно их представляют следующим образом. Первые два года соответствуют детству и юности, следующие два – это молодость и взросление, еще два – зрелость и старость, и, наконец, последний год соответствует угасанию и перерождению. И каждый возраст открывает перед человеком свои перспективы, дарит свои возможности.
Молодо-зелено
Итак, годы детства и юности – время свершений. В этот период человек ощущает, что ему все по плечу, он способен горы своротить. И это правда! Кровь кипит, силушка по жилушкам переливается, однако мудрости и предусмотрительности не хватает: ведь «в этой жизни» вы ее еще не накопили, «эта жизнь» еще только начинается.
Если на предыдущем этапе, в годы только что завершившейся «старости», вы размышляли над будущим, строили планы, разрабатывали проекты – отлично, в «детстве» и «юности» вам удастся воплотить их в жизнь. Если же на последнем этапе прежней семилетки человек поддался тоске и депрессии, никакого задела на начало нового периода не имеется, то бросаться в авантюры не стоит. Путешествуйте, учитесь, осваивайте новые профессии и сферы деятельности, заводите романы – и никто не скажет, что очередная «юность» прошла зря.
В первые два года семилетки не следует принимать важных ответственных решений: менять работу, вступать в брак или разрывать семейные отношения. Не стоит также планировать на этот возраст рождение детей: родители, сами находящиеся в периоде «детства», не скоро сумеют наладить правильные отношения с малышами. Скорее, хочется играть в «дочки-матери», чем серьезно заниматься воспитанием и развитием ребенка.
Аттестат зрелости
Следующие два года цикла, «молодость и взросление», отмечены активным духовным ростом. В этот период перед человеком встает необходимость совершить некий жизненный выбор: на новом уровне осознать свой путь, переосмыслить отношения с друзьями и близкими, пересмотреть ключевые жизненные принципы. В общем, вспомните себя в возрасте 24-25 лет – и вам сразу станет ясно, отчего в 38-39 лет вам вновь приходится думать о смысле жизни, о Боге и о своем предназначении, почему отношения с мужем или женой, которые еще вчера вы считали нормальными, вдруг показались пресными, выхолощенными, лишенными содержания.
На втором этапе семилетнего цикла надо утвердиться в своем жизненном выборе или решиться ступить на новый путь. Если вы уверены, что ваш брак себя исчерпал, именно сейчас стоит принять решение о разводе: впереди еще немного «молодости» и «зрелость» — периоды, самой судьбой предназначенные для выбора партнера. Да и одиночество в этом возрасте обычно бывает только на пользу.
Точно также тем, кто недоволен своей работой, следует в это время искать новое место. Можно переезжать на другую квартиру, но строить собственный дом (даже если речь идет всего-навсего о летней даче) пока не следует: молодости не свойственно привязываться к земле, оседлость ей противопоказана.
В зените
Следующие два года семилетнего цикла – годы «зрелости». К этому моменту человек накопил достаточно мудрости для решения важнейших жизненных задач, да и сил для свершений немало. В общем, можно и нужно приступать к реализации масштабных проектов – тех, что задумывались на прошлом этапе, в «молодости».
Главное условие успеха в этом периоде: перестать метаться, «пустить корни» там, куда вас вывела судьба. Разводиться и менять работу не следует, но холостякам, ощутившим потребность создать семью, самое время посетить ЗАГС. Точно также те, кто предыдущие два года посвятил поиску более перспективной области деятельности, смело могут принимать предложения от работодателей.
Самое время рожать детей: с первых же дней у малыша и родителей, находящихся в возрасте «зрелости», установятся правильные, гармоничные отношения. Этот период оптимально подходит для того, чтобы приступить к строительству собственного жилья: ведь как раз сейчас вы отлично понимаете, чего хотите от жизни, а значит, хорошо представляете себе, каким должен быть ваш дом — дом, в котором будет тепло и уютно и вам, и вашим близким.
В пору «зрелости» люди не так часто, как в предыдущие два года, придумывают новые проекты, зато они не строят воздушных замков. Это самые креативные годы, когда любая идея отличается оригинальностью и может быть реализована.
Серебряный век
Конечно, к концу возраста «зрелости» вашу голову не посеребрят нити седины, но приготовьтесь: вам предстоит в некотором смысле «постареть». Обычно на этот возраст приходятся последние шесть-восемь месяцев периода, и они требуют особого поведения, особого отношения к жизни. Это очень важное время, постарайтесь его не упустить!
Обычно «старость» ощущается как упадок сил: вроде, только вчера вы были бодры и энергичны, а уже сегодня хочется лечь, укрыться пледом и мирно подремать… Не перечьте себе, слушайте подсказки организма. Сейчас не стоит ничего в жизни менять: возможно, под влиянием эмоций вы готовы все перевернуть с ног на голову, но «вписаться» в новый жизненный сюжет — построить отношения с новым возлюбленным, проявить себя на новой работе – сил уже не хватит.
Период «старости» — не для действий, а для размышлений. Настала пора строить планы на будущее, вынашивать новые проекты – не тревожась, что время для них придет еще не скоро, года через полтора-два. Пусть: главное, что вы сейчас все продумаете и просчитаете — ведь таким образом вы прокладываете себе путь в будущее! Помните: впереди новое «детство» и новая «юность», когда опять вы ощутите прилив жизненных сил, но вряд ли будете способны принимать взвешенные решения.
Итоги
Когда «зрелость» и «старость» пройдены, мы переходим на новый виток: вступаем в возраст «угасания». Не стоит пугаться, вспомните: такое же «угасание» вы переживали в семь, четырнадцать лет, в двадцать один год… Как видите, ничего страшного!
Разумеется, при том условии, что вы не поддадитесь пессимизму, который свойствен этому периоду. Да, временами может быть нелегко. Жизненный потенциал на минимуме, новые идеи и свежие мысли редко посещают голову, отношения, которые недавно наполняли вашу жизнь смыслом, будоражили душу и сердце, всего лишь немного согревают… Что ж, такова особенность этого важнейшего периода. Сейчас противопоказано не только браться за новое, но и мечтать о будущем. Наша задача в этот последний год семилетки – как можно глубже и полнее проанализировать минувшее, особенно все, что произошло на последнем жизненном цикле. Извлечь все уроки, понять, где были совершены ошибки, какие промахи были сделаны. Только тогда следующий жизненный цикл позволит вам подняться на новый виток своего развития, шагнуть на новый уровень.
Главное – помнить: «угасание» необходимый этап перед «возрождением», чтобы возродиться, непременно надо завершить предыдущий жизненный цикл. Перечитайте легенды о птице Феникс: доживая до старости, Феникс сгорал дотла – и вновь возрождался птенцом. Пусть же огонь уничтожит все отжившее, чтобы в новое «детство» вы могли вступить очищенными от грехов прошлого!
Таблица семилетнего цикла
детство и юность | молодость и взросление | зрелость и старость | угасание и перерождение |
1-2 | 3-4 | 5-6 | 7 |
8-9 | 10-11 | 12-13 | 14 |
15-16 | 17-18 | 19-20 | 21 |
22-23 | 24-25 | 26-27 | 28 |
29-30 | 31-32 | 33-34 | 35 |
36-37 | 38-39 | 40-41 | 42 |
43-44 | 45-46 | 47-48 | 49 |
50-51 | 52-53 | 54-55 | 56 |
57-58 | 59-60 | 61-62 | 63 |
64-65 | 66-67 | 68-69 | 70 |
Александр СТРУНОВ, биоэнерготерапевт
Зрелость vs. Молодость
Детство, юность, молодость, зрелость и старость начинаются и заканчиваются по-разному. Но стоит предварительно обозначить некоторые границы, отделяющие один этап развития от другого. Иначе трудно разобраться, какой этап чем примечателен.
Молодость и зрелость: где начало, где конец?
Принято отделять молодость от зрелости человека по уровню физического и психологического развития. Считается, что взрослость подразделяется на три этапа:
Ранняя (начинается с возраста 20-23 лет и продолжается до 30 лет) – молодость.
Средняя (длится с 30 лет до 60-70 лет) – зрелость.
Поздняя (начинается после 60-70 лет) – старость.
Вы встречали людей, которые выглядят или ведут себя не на свои биологические годы? Например, девочка с мудрым серьезным взглядом на жизнь или мужчина с сединой, которому попал “бес в ребро”? Такие люди не попадают в представленную выше, обобщенную классификацию. Бывают печальные случаи, когда одно событие потрясает так, что добавляет человеку несколько лет или десятков лет жизненного опыта за один день. Вот почему границы между возрастами условны. Поэтому далее при сравнении качеств разных возрастных жизненных периодов паспортный возраст во внимание браться не будет.
Молодость – это период жизни человека, когда детство уже не имеет власти над разумом, физическое развитие закончилось (тело сформировалось). Это подходящий отрезок жизненного пути для поиска спутника жизни, создания семьи. А еще для продуктивной работы на благо общества, самостоятельного мышления, формирования мировоззрения, творчества. Хотя последним – творчеством – занимаются в любом возрасте, однако именно в молодые годы творческая продуктивность велика.
Зрелость – наиболее продолжительный период времени, занимающий значительную часть всего жизненного отрезка каждого человека и характеризующийся наивысшим уровнем развития духовных, эмоциональных, интеллектуальных способностей. Насчет духовного уровня — спорный философский неоднозначный вопрос.
Характеристика молодости человека
Ведущей деятельностью в период до тридцати лет становится профессиональная. Индивид опробовал на себе несколько видов рабочей занятости, что позволило выбрать сферу предпочтительной деятельности, хотя так бывает не всегда.
Также в этом возрасте наступает социальная зрелость, проявляющаяся в формировании моральных устоев, связанных с оценкой и принятием близких для личности социальных норм, правил поведения. Повышается социальная значимость и накапливается кое-какой жизненный опыт, появляется потребность в родительстве.
Сфера познания, мыслительная деятельность характеризуется пиком своего развития, увеличенным до личностного максимального предела объемом запоминаемой информации. Достаточно сильно развита именно вербальная составляющая памяти. То, что запомнилось в молодости хорошо сохраняется в долговременной памяти человека.
У молодого индивида появляется, в отличие от юности, больше усидчивости, так как энергия направляется в сторону аналитической мыслительной деятельности. Появляется возможность полностью концентрировать свое внимание на выбранном объекте, процессе, проводя свои собственные “мыслительные исследования”. Человек может строить логические цепочки и, складывая жизненный опыт с теоретическими, мертвыми знаниями, убеждаться на практике в правильности либо ложности втолкованных ранее взрослыми суждений. Синтетические процессы работы головного мозга находятся в “расцветающем” состоянии в период молодости.
Так как период до тридцати лет приходится на начало пика сексуальной активности, то немудрено, что вместе с этим обостряется слуховая, зрительная чувствительность и происходит активация центра движения. В молодой период отмечается феномен «консервации возраста», заключающийся в “застывшем” оценивании своего возраста после тридцати лет. Это значит, что человек, достигший рубежа зрелого возраста в тридцать лет, начинает в последующих периодах оценивать неадекватно количество прожитых им лет, а именно, консервирует возраст на тридцатилетней отметке. Чем больше возраст, тем на большее количество лет идет занижение возраста от номинального.
Большинство молодых людей пытаются соответствовать общепринятым шаблонам поведения, чтобы вписываться в поток жизнедеятельности, в то же время вопросы разрешаются с применением творческой составляющей.
Прошедший юность молодой человек пытается соответствовать социальным нормам, принятым в обществе, либо обоснованно отрицать их. Наблюдается повышение силы воли при благоприятных условиях развития личности на фоне столкновения интересов идеального представления про сущность собственной личности и реального индивида.
Именно в период молодости наблюдается примерка на себя разных социальных ролей. По словам психологов происходит кризис молодости или идентичности – условный период, характеризующийся первыми разочарованиями и осознанием конечности человеческой жизни, а также несоответствием желаемого и реального положения дел. Вследствие этого могут наблюдаться разочарования, депрессии, параноидальные состояния, опустошенность, неудовлетворенность.
Характеристика зрелости человека
По хронологии развития человека, как уже отмечалось выше, зрелость – это размытый период жизнедеятельности человека, который охватывает период от конца юности вплоть до начала старости. Что касается профессиональной деятельности, в столь важный отрезок жизни происходит расцвет активности на работе и подъем в карьере. Духовные и интеллектуальные ценности подвержены окончательному становлению, после которого изменение происходит неохотно и редко.
В психологической науке принято считать, что развитие в зрелом периоде жизни заканчивается, поэтому у одних возникает спокойная удовлетворенность, у других – депрессия и печаль при отсутствии какой-либо реализации личностного или профессионального потенциала.
На фоне прожитых лет увеличивается способность властвовать и удачно организовывать мероприятия и работу людей, коллектива, поэтому именно зрелых, а не молодых берут на работу администраторами, директорами, начальниками высшего звена. И они успешней справляются с поставленными перед ними задачами. Взрослый человек может и хочет сам построить систему ценностей собственной личности, согласованной с общепринятой, и предпочитает обсуждать при возникшей необходимости нюансы этой модели. Появляется склонность к отвлеченным философским рассуждениям, которые характерны именно для зрелого возраста.
В зрелом человеке обычно уживаются сразу несколько психологических индивидов, принимающих на себя разные социальные роли. Потребность в столь большом “разбрызгивании” личности диктуется сформировавшимися обязательствами, которые “держат” человека в своих сетях. Довольно трудно разорвать такие связи без переживания нападок со стороны удивленных окружающих вас людей, которые привыкли именно к такому положению дел.
Молодость и зрелость: аргументы
Аргументы, свидетельствующие в пользу молодости:
Различие или несоответствие реального и “душевного” возраста человека.
Внутренний мир молодого парня или девушки претерпевает изменения и может быть гибким, что полезно для осознания некоторых сложных жизненных вопросов и формирования нешаблонного отношения к реальности.
Вам двадцать пять – значит, все еще впереди. Весь мир еще подчиняется ритму биения сердца и только выбирайте среди бесконечного числа возможностей.
Сексуальная активность обоих полов в отличном состоянии.
Молодость обозначает отказ от наплевательского отношения к ответственности, хотя при наличии детей уровень этого показателя повышается. Легкое отношение к жизни.
Молодой человек рискует прислушиваться к своей интуиции за неимением достаточного жизненного опыта, и оказывается прав.
Нет привязки к конкретному образу действий, легкое принятие изменений
Следование еще не забытым радужным мечтам, оставшимся от нежного юного возраста.
Аргументы, свидетельствующие в пользу зрелости:
Человек уже знает цену молодости, ошибок и завышенных требований.
Устойчивые установки, правила, которые усвоены еще в юности, становятся своеобразными непоколебимыми “столбами”, благодаря которым зрелый индивид чувствует защиту в изменяющемся мире.
Способности воплощения планов в жизнь ограничивается фактором рождения детей. Кроме этого есть неприятные обязательства, больные или старые родственники, уменьшившиеся силы (физические и моральные).
Половая функция у женщин продолжает быть на пике, а у мужчин постепенно уменьшается.
Зрелость дает право и одновременно необходимость в полной мере отвечать за собственную жизнь и поступки. Уменьшается количество людей, которые собрали много жизненного опыта, чтобы сказать вам, как надо и не стоит делать. Никто вас не учит.
Умудренный жизненным опытом человек для каждой сложной жизненной ситуации способен подыскать похожую из своей памяти и предсказать, чем закончится дело. Это помогает в жизненных трудностях сохранить душевное спокойствие и принять верное решение.
Отказ от иллюзий, трезвая оценка жизненных трудностей и ценностей.
Выработка индивидуального стиля жизни, одежды, общения, отличающего и выделяющего человека из массы людей и показывающего его в выгодном свете.
Уже есть воспоминания о прошлом, свидетельствующие о полученном жизненном опыте.
После ряда рассмотренных особенностей, присущих только молодости, либо относящихся однозначно к зрелости, трудно сказать, что лучше. Да это и не важно, ведь при любом развитии событий внешнего мира, внутри у каждого происходит борьба либо воцаряется вселенское спокойствие, которое зависит исключительно от индивидуального развития.
Возрастные периоды жизни человека
Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.
Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает период времени от рождения до конкретного события в жизни человека.
Рождение, взросление, развитие, старость – все это периоды жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.
Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии
Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.
Возрастные периоды жизни человека – это периоды между ключевыми «точками».
Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о возможностях человека: как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.
Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:
возраст | период | ||
0-4 недели | новорожденный | ||
4 недели — 1 год | грудной | ||
1-3 года | раннее детство | ||
3-7 лет | дошкольный | ||
7-10/12 лет | младший школьный | ||
девочки: 10-17/18 лет | подростковый | ||
мальчики: 12-17/18 лет | |||
юноши | 17-21 год | юношеский | |
девушки | 16-20 лет | ||
мужчины | 21-35 лет | зрелый возраст, 1 период | |
женщины | 20-35 лет | ||
мужчины | 35-60 лет | зрелый возраст, 2 период | |
женщины | 35-55 лет | ||
55/60-75 лет | пожилой возраст | ||
75-90 | старческий возраст | ||
90 лет и более | долгожители |
Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека
В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.
Например:
- Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
- Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
- Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.
Периоды жизни по Пифагору
Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:
- Весна – начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
- Лето – молодость, от 20 до 40 лет.
- Осень – расцвет, от 40 до 60 лет.
- Зима – угасание, от 60 до 80 лет.
Периоды жизни человека по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.
К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.
Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь – вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек – частичка природы, живет и развивается по ее законам.
Понятие «времен года» по Пифагору
Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:
- Весна – время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
- Лето – период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
- Осень – человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
- Зима – период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.
Основные периоды земного пути людей
Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:
- юность;
- зрелый возраст;
- старость.
На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.
Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.
Особенности основных этапов существования личности
Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.
Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.
Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.
Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.
Критические точки
Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.
Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:
- Подростковый период.
- Вступление человека во взрослую жизнь — тридцатилетие.
- Переход на четвертый десяток.
- Сорокалетие.
- Середина жизни – 45 лет.
- Пятидесятилетие.
- Пятидесятипятилетие.
- Пятидесятишестилетие.
Уверенное преодоление «критических точек»
Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.
В подростковом периоде ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.
На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.
Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.
В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.
В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.
В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.
В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.
Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.
Заключение
Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:
- Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
- Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй – когда появляются проблемы, жизненные трудности.
- Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
- Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.
Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.
этапов подросткового возраста — HealthyChildren.org
Автор: Бриттани Аллен, доктор медицины, FAAP и Хелен Уотерман, DO
Подростковый возраст — это период перехода от детства к взрослой жизни. Это включает в себя некоторые большие изменения — в теле и в том, как молодой человек относится к миру.
Множество физических, сексуальных, когнитивных, социальных и эмоциональных изменений, происходящих в это время, могут вызвать ожидание и беспокойство как у детей, так и у их семей.Понимание того, чего ожидать на разных этапах, может способствовать здоровому развитию в подростковом и раннем взрослом возрасте.
Ранний подростковый возраст (от 10 до 13 лет)
На этом этапе дети часто начинают расти быстрее . Они также начинают замечать другие изменения тела, в том числе рост волос под мышками и около гениталий, развитие груди в
самок и увеличение яичек у
мужчины.Обычно они начинаются у девочек на год или два раньше, чем у мальчиков, и вполне нормально, что некоторые изменения начинаются уже в 8 лет для женщин и 9 лет для мужчин. У многих девочек менструация начинается примерно в 12 лет, в среднем через 2-3 года после начала развития груди.Эти изменения тела могут вызвать у некоторых любопытство и беспокойство, особенно если они не знают, чего ожидать или что является нормальным. . Некоторые дети также могут сомневаться в своих
гендерная идентичность в это время, и начало полового созревания может быть трудным временем для
трансгендерные дети.У детей младшего возраста конкретное, черно-белое мышление . Вещи либо правильные, либо неправильные, великие или ужасные, между ними нет большого промежутка. На этой стадии для молодых людей нормально сосредоточивать свое мышление на себе (это называется «эгоцентризмом»). В рамках этого подростки и подростки часто стесняются своей внешности и чувствуют, что их всегда судят по их внешнему виду.
сверстники.Дошкольники испытывают повышенную потребность в уединении .Они могут начать искать способы стать независимыми от своей семьи. В этом процессе они могут раздвигать границы и могут резко реагировать, если родители или опекуны
усилить ограничения.
Средний подростковый возраст (от 14 до 17 лет)
Физические изменения после полового созревания продолжаются в среднем подростковом возрасте. У большинства мужчин начнется скачок роста, и изменения, связанные с половым созреванием, продолжатся. У них может быть некоторый треск в голосе, например, поскольку их
голоса ниже.У некоторых появляются прыщи. Физические изменения у женщин могут быть почти завершены, и у большинства девочек теперь регулярные периоды.В этом возрасте многие подростки начинают интересоваться
романтические и сексуальные отношения . Они могут сомневаться и исследовать свою сексуальную идентичность, что может вызвать стресс, если у них нет поддержки со стороны сверстников, семьи или сообщества. Еще один типичный способ исследования
секс и сексуальность для подростков любого пола — это самостимуляция, также называемая
мастурбация.Многие подростки среднего возраста имеют больше
аргументов со своими родителями, поскольку они борются за большую независимость. Они могут проводить меньше времени с семьей и больше с друзьями. Они очень озабочены своим
Внешний вид и давление со стороны сверстников могут достигать пика в этом возрасте.Мозг продолжает изменяться и созревать на этой стадии, но все еще существует много различий в том, как думает нормальный средний подросток по сравнению со взрослым. Во многом это связано с тем, что лобные доли являются последними областями мозга, которые созревают ― развитие не завершается, пока человеку не исполнится 20 лет! Лобные доли играют большую роль в координации принятия сложных решений, контроле над импульсами и способности рассматривать множество вариантов и последствий. Средние подростки более способны мыслить абстрактно и рассматривать «общую картину», но им все еще может не хватать способности применить ее в данный момент. Например, в определенных ситуациях дети среднего подросткового возраста могут думать о таких вещах, как:
«Я достаточно хорошо успеваю по математике, и я
действительно хочу посмотреть этот фильм… одна ночь пропуска учебы не имеет значения.»
Я правда
придется носить презерватив во время секса, если моя девушка принимает таблетку? »
«Марихуана теперь легальна, поэтому не может быть
это плохо ».
Хотя они могут следовать логике избегания рисков за пределами этих ситуаций, сильные эмоции часто продолжают определять их решения, когда в игру вступают импульсы.
Поздние подростки (18–21… и старше!)
Поздние подростки, как правило, завершили физическое развитие и достигли своего взрослого роста. У них обычно больше импульсивного контроля и
может быть, лучше сможет точно оценивать риски и выгоды. По сравнению со средним подростком молодые люди в позднем подростковом возрасте могут думать:
«Хотя я действительно люблю фильмы Пола Радда, мне нужно подготовиться к выпускному экзамену.«
« Я должен носить презерватив… даже если моя девушка принимает противозачаточные средства, это не 100% предотвращение беременности ».
« Несмотря на то, что марихуана разрешена, я беспокоюсь о как это может повлиять на мое настроение и успеваемость на работе / в школе ».
Подростки, вступающие в раннюю взрослую жизнь, теперь имеют более сильное чувство собственной индивидуальности и могут идентифицировать свою индивидуальность
ценности. Они могут стать более сосредоточенными на будущем и принимать решения, исходя из своих надежд и идеалов.Дружба и романтические отношения становятся более стабильными. Они становятся более эмоционально и физически отделенными от своей семьи. Однако многие восстанавливают «взрослые» отношения со своими родителями, считая их более равными, с кем можно спросить совета и обсудить зрелые темы, а не авторитетным лицом.
Родители: как помочь своим детям перейти в подростковый возрастДети и их родители часто борются с изменением динамики семейных отношений в подростковом возрасте.Но все это время родители по-прежнему являются важной опорой. Вот что вы можете сделать:
Подростковые годы могут казаться катанием на американских горках. Поддерживая позитивные и уважительные отношения между родителями и детьми в этот период, ваша семья может (попытаться) получить удовольствие от поездки! |
Дополнительная информация:
О Dr.Аллен:
Бриттани Аллен, доктор медицинских наук, FAAP, является сертифицированным педиатром общего профиля и оказывает специализированную помощь трансгендерам и молодежи с гендерным неконформным поведением. Она является доцентом педиатрии в Школе медицины и общественного здравоохранения Университета Висконсина. Она является членом секции Американской академии педиатрии по вопросам здоровья и благополучия лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров, а также отделения в Висконсине.
О докторе Уотермане:
Helen Waterman, DO, врач-педиатр в Университете Висконсина.В Американской академии педиатрии она является членом секции педиатров-стажеров и секции педиатров-остеопатов.
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать различные варианты лечения в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
.
Подростковый возраст (15-17 лет) | CDC
Информация для родителей CDC (дети от 4 до 11 лет)
На этом сайте есть информация, которая поможет вам направить вашего ребенка к более здоровому образу жизни.
Информация о здоровом весе CDC.
Советы для родителей — Идеи, которые помогут детям поддерживать здоровый вес.
Основы физической активности молодежи CDC
На этом сайте есть информация о том, как помочь детям быть активными и играть.
KidsQuest
KidsQuest — это веб-сайт CDC, разработанный для учащихся четвертых, пятых и шестых классов, чтобы побудить их задуматься о людях с ограниченными возможностями и некоторых проблемах, связанных с повседневной деятельностью, здоровьем и доступностью.
БАМ! Body and Mind
CDC’s BAM! Body and Mind — это веб-сайт, разработанный для детей от 9 до 13 лет, чтобы дать им информацию, необходимую им для выбора здорового образа жизни. Сайт посвящен темам, которые, по словам детей, важны для них, таким как стресс и физическая подготовка, с использованием удобного для детей жаргона, игр, викторин и других интерактивных функций.
Выберите мою тарелку — значок Kidsexternal.
Министерство сельского хозяйства США предоставляет информацию о здоровье и питании детей старше 5 лет.
HealthyChildren.orgexternal icon
Веб-сайт «Здоровые дети» AAP предоставляет информацию о кормлении, питании и физической форме на всех этапах развития от младенчества до юношеского возраста. Посетите этот веб-сайт, чтобы узнать больше об эмоциональных проблемах, значке внешнего вида, ограниченных способностях к обучению, значке внешнего вида и других проблемах со здоровьем и развитием.
Just in Time Parentingexternal icon (JITP)
Качественная, основанная на исследованиях информация для семей в то время, когда она может быть наиболее полезной.
Let’s Move-Kidsexternal icon
Пять простых шагов для родителей по созданию здоровой атмосферы в доме.
Национальная администрация безопасности дорожного движения внешний значок (NHTSA)
NHTSA содержит информацию об отзыве и советы по безопасности для детей, которые едут в автомобилях, гуляют, едут на велосипеде, играют на улице, ждут на остановках школьного автобуса и т. Д.
StopBullying.govexternal icon
StopBullying.gov предоставляет информацию от различных государственных органов о том, как дети, родители, учителя и другие члены общества могут предотвратить или остановить издевательства.
Приложение «KnowBullying» SAMHSA: внешний значок
Бесплатное приложение для родителей, помогающее предотвратить издевательства, созданное Агентством по злоупотреблению психоактивными веществами и психическому здоровью (SAMHSA).
Teens Healthexternal icon
Посетите этот сайт, чтобы получить информацию о здоровом питании и физических упражнениях. Внешний значок для детей и подростков, советы по безопасности для вашего ребенка дома, внешний значок, когда вас нет рядом, и другие важные темы, касающиеся здоровья и безопасности.
,
Подростковый возраст: период, требующий особого внимания
Признание юности
Подростковый возраст — это период жизни с особыми потребностями и правами, связанными со здоровьем и развитием. 1 . Это также время для развития знаний и навыков, научиться управлять эмоциями и отношениями, а также приобрести атрибуты и способности, которые будут важны для получения удовольствия от подросткового возраста и выполнения взрослых ролей. 2 3
Все общества признают разницу между ребенком и взрослым.То, как этот переход от детства к взрослой жизни определяется и распознается, различается в разных культурах и с течением времени. В прошлом это часто было относительно быстрым, а в некоторых обществах так и остается. Однако во многих странах ситуация меняется.
Период между детством и взрослостью становится длиннее и отчетливее. Половое созревание начинается раньше во многих странах, хотя в целом сроки менархе в странах с высоким уровнем дохода стабилизировались и составляют 12–13 лет. В то же время ключевые социальные переходы к взрослой жизни откладываются до значительного периода биологической зрелости.Молодые люди проводят больше лет в образовании и обучении, их ожидания изменились, и противозачаточные средства для предотвращения беременности становятся все более доступными. В результате молодые люди позже берут на себя взрослые роли и обязанности, такие как создание семьи и трудоустройство.
Разрыв между биологической зрелостью и социальным переходом к взрослой жизни
Инфографика с указанием возраста вступления в первый половой контакт, вступления в брак, рождения ребенка (США)
Как люди понимают, что происходит в подростковом возрасте и как они думают и говорят о подростках, например, как проблемы или как социальный капитал, важно для того, что они делают и как они это делают.Таким образом, в этом разделе описываются характеристики подросткового возраста и объясняется, почему юность — это особый период, требующий особого внимания в политике и программах.
Определение терминов. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет подростков как людей в возрасте от 10 до 19 лет. Таким образом, подавляющее большинство подростков включены в возрастное определение понятия «ребенок», принятое Конвенцией о правах ребенка, 4 как лицо в возрасте до 18 лет.Другие совпадающие термины, используемые в этом отчете, — это молодежь, (определяется Организацией Объединенных Наций как 15–24 года) и молодых людей, (10–24 года), термин, используемый ВОЗ и другими для обозначения подростков и молодежи.
Хотя эти термины иногда используются взаимозаменяемо 5 6 и могут определяться по-разному в разных странах, например, «подростковый возраст» начинается с 12 лет или «юность» продолжается до середины 30-х годов, в этом отчете основное внимание уделяется второе десятилетие жизни.Когда включаются данные о молодежи или молодых людях, это обычно связано с тем, что имеющиеся данные были агрегированы таким образом, чтобы отдельно не различать подростковые годы. 7
,
периодов человеческого возраста
Периоды человеческого возраста
Пренатальный период (280 дней до рождения)
Внутриутробное развитие — это этап первых проявлений моторики человека.
Детство
1) Новорожденный (6 недель) период врожденных рефлекторных движений
2) Кормление грудью (от 6 недель до 1 года) Период выпрямления тела, хватания и передвижения
3) Раннее детство (от 1 до 3 лет) Период развития ходьбы, бега и обращения с предметами
4) Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) Период развития новых, в основном общих движений
5) Школьное детство (от 7 до 11 лет) Период углубленного моторного обучения
Подростковый возраст
1) Половое созревание (от 11 до 15 лет) Период дифференциации и восстановления моторики
2) Подростковый возраст (от 15 до 20 лет) период интеграции и завершения моторного развития
Взрослая
1) Ранняя зрелость (от 20 до 30 лет) Период апогея моторной эффективности
2) Средний возраст (от 30 до 45 лет) Период стабилизации моторной эффективности
3) Поздний зрелый возраст (от 45 до 60 лет) Период снижения моторики
Старость
1) Ранний возраст (от 60 до 75 лет) Период начальной инволюции моторики человека
2) Средний возраст (от 75 до 90 лет) период инволюции моторики человека
3) Поздняя старость (старше 90 лет) Период снижения моторики человека
Внутриутробное развитие
Продолжительность: 10 лунных месяцев = 280 дней (установка срока беременности, первая дата в соответствии с размером эмбриона, вторая дата в соответствии с первыми внешними движениями плода)
Отдел:
Эмбриональный период = первые два лунных месяца
Период плода = оставшиеся восемь лунных месяцев
Фиг.9 Внутриутробное развитие (взято из http://www.obrazky.cz/)
Типы рефлекторных движений
Дыхательные движения (8 неделя)
Оральная активность и анальный рефлекс (9 неделя)
Флексионные движения конечностей (10-11 неделя)
Разгибательный рефлекс туловища, хватательный рефлекс и мимика (неделя 12)
Детство — новорожденный (28 дней — 2 месяца)
Соматические характеристики: средний вес при рождении 3.5 кг, рост при рождении около 50 см. Вначале прибавка веса составляет 1-1,5 кг в неделю за счет жировых отложений.
Двигательные характеристики: преобладает голокинетическая динамика (греч. Holos = целое): параллельное несогласованное движение всех конечностей со значительным гипертонусом мышц. Для оценки нормальности развития используются рефлекторные движения. Мы различаем:
1) Постоянные рефлексы: | — защита: механические, термические стимулы — кормление: глотание — орган: подмигивание (видеоиллюстрация), дыхательные движения (видеоиллюстрация) |
2) Рефлексы затухания: | — сосательный рефлекс (видеоиллюстрация) |
3) Рефлексы выгорания: (исчезают от 2 до 6 месяцев) | — тонический шейный рефлекс: вращение головы — разгибание верхних и нижних конечностей (видеоиллюстрация) — объятия (More’s): внезапный стимул — сбалансированное движение верхних конечностей (видеоиллюстрация) — ходьба (лазание): при касании поверхности чередуется нижняя конечности (видеоиллюстрация) — ползание: толчки вперед и назад в положении лежа на животе (видеоиллюстрация) — захват: сильное сцепление, когда палец кладется на ладонь (видеоиллюстрация) — плавание: рывки и толчки ногами в положении лежа на спине (видео иллюстрация) |
Рефлекс дыхания
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Голокинетический механизм
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Рефлекс ходьбы
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Рефлекс подмигивания
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Рефлекс ползания
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Сосательный рефлекс
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Тоник шейный рефлекс
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Захватывающий рефлекс
Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.
Психологические характеристики: ребенок спит до 20 часов в сутки, имеет положительные реакции на близких родственников и воду; при погружении в воду он обычно оставляет открытыми глаза и рот, но не дышит в воде.
Кормление (2-12 месяцев)
Соматические характеристики: постепенное завершение роста новорожденного и переход к росту ребенка с регулярным приростом 3-5 см в год и 2-3 кг в год.Уменьшение соотношения жировых отложений. Значительное изменение пропорций головы к телу.
Рис. 10 Достижение вертикальной позы ребенка (адаптировано из Мекоты, Коваржа, Štěpnička, 1988, 41)
Двигательные характеристики: период выпрямления тела, постепенно начинает проявляться монокинетическая динамика (2-5 месяцев), мышечная гипотония, с 5-го по 12-й месяц наступает дромокинетическая стадия, которая проявляется созреванием нервной системы, началом зрительной и звуковой коммуникации и развитие связи глаза и руки.
Психические характеристики: выраженный эгоцентризм, призыв к вниманию, постепенное прекращение грудного вскармливания и переход на мягкую пищу с меньшим содержанием жира, интервалы между сном постепенно увеличиваются с 3 до 6-8 часов.
Раннее детство (малыши) 1-3 года
Соматические характеристики: в связи с прекращением кормления грудью значительно замедляется прирост веса, до 2-летнего возраста начинают прорезывать лиственные стебли, меняется силуэт ребенка (пропорции головы и тела, большая окружность груди).
Характеристики двигателя:
малышка начинается в возрасте 1 года (выпуклый живот, наклон туловища назад, широкая дорожка, согнутые нижние конечности, частота 170 шагов в минуту, неспособность сохранять прямое направление)
подъема по лестнице в 2 года (сначала поднимается одной ногой, а другой подтягивает, только потом чередует обе ноги), ребенок начинает бегать в 3 года, этап полета должен пройти в 37 месяцев (106 см, 16 кг) можно использовать простой проверочный тест — 10 м, если ребенок может пройти менее чем за 6 с, движение можно рассматривать как бег.
в 1 год ребенок начинает катать предметы, бросать ниже руки, в 2 года он начинает уметь ловить большие и легкие мячи (лучше всего подходят пляжные мячи), ближе к концу 3 -го года мы можно начать практиковать бросок через руку
В этом возрасте дети естественно ищут другие двигательные навыки, такие как переворачивание, кувырки,
полых подвешивания, лазание и преодоление препятствий, катание на трехколесных велосипедах, детский бобслей и санки.
Психические характеристики: дети этого возраста требуют физического контакта с родителями в виде объятий и ласк, они постепенно выстраивают социальный контакт, сначала многие дети играют только бок о бок, а уже потом они играют вместе.
Дошкольное детство (период детских игр) 4-7 лет
Соматические характеристики: значительное изменение силуэта, снижение частоты сердечных сокращений, увеличение доли мышц (точнее, уменьшение доли жировой ткани).
Моторные характеристики: повышение поперечной устойчивости с 4 -го года и в результате использования инструментов (столовые приборы, карандаш,…), увеличение длины шага при ходьбе или беге, дети начинают прыгать (сначала прыжки в воду, затем прыжки в длину) во время метания и ловли руки движутся к мячу в этот период, не следует отговаривать ребенка быстрыми передачами, иначе ребенок может не отрываться от головы или закрывать глаза, другие популярные двигательные навыки включают удар ногой (4-5 лет), ведение мяча (5-6 лет), качели, подвесы, горки, опоры, роллы, перевёртыши.
Психические характеристики: поступление в школу приводит к принятию социальных ролей, улучшению мышления и речи (3500 слов), мелкой моторике, в основном верхних конечностей.
Школьники (младший школьный возраст) 7-11 лет
Соматические характеристики: постоянный рост (5-6 см в год, 2-3 кг в год), однако есть случаи первых примеров детского ожирения (6% у 6-летних и 16% у 8-летних). лет), в 11 лет девочки превосходят мальчиков по росту и весу за счет более раннего созревания.В этом возрасте важна манера удержания тела (школьная сумка переносится на обоих плечах, растягивается после долгого сидения в школе).
Двигательные характеристики: большая послушность — период, подходящий для развития навыков, избыточных движений (называемых двигательной роскошью), спонтанная двигательная активность занимает до 5 с половиной часов в день, гипермоторные (гиперкинетические) дети по сравнению с гипомоторными (гипокинетическими) детьми.
Психические характеристики: заводит первых постоянных друзей, половое созревание ведет к неповиновению, созданию иерархии ценностей и представлению собственного мнения.
Опушение — период дифференциации и восстановления моторики (11-15 лет)
Соматические характеристики: период скачка роста (пик высокой скорости), который, помимо роста ребенка, проявляется еще и опушением. Большинство органов растут, вторая смена фигуры. Вторичные половые признаки, половая зрелость.
Двигательные характеристики: ухудшение координации движений (беглость, точность), увеличение длины бегового шага (40 см) после удлинения нижних конечностей на 15 см, уменьшение частоты шагов 4.1 Гц — 3,9 Гц. Искажение динамики и худшая экономичность движения. Крайности в моторных навыках (чуткость-дряблость, способность справляться с трудными задачами — преодоление легких). Двигательная активность значительна у детей, занимающихся спортом — до 5 часов в день.
Психические характеристики: эмоциональное развитие эмоций, повышенная чувствительность, эмоциональная лабильность, начало формального абстрактного мышления. Хороший режим питания важен для роста (минимум 9 с половиной часов сна и здоровое питание поддерживают рост).
Подростковый возраст — период интеграции моторики (15-20 лет)
Соматические характеристики: завершение физического роста, половая зрелость, жировые отложения (мальчики — единым тонким слоем по всему телу, девочки — живот, ягодицы, бедра), туловище нарастает объемно, мускулы видны, женское тело округляется.
Характеристики двигателя:
интеграция моторных навыков и их гармонизация Þ второй кульминационный момент моторики
Индивидуализация:
— уровень развития (большой диапазон характеристик) широкое и глубокое развитие движения
характеристики движения
— размах и интенсивность движения
Стабилизация:
— коэффициент корреляции при повторном измерении (напр.грамм. прыжок с места 0,53 с основным
школьника и 0,7 с студентами вузов) формируют образ жизни
Моторная дифференциация по полу:
— ходьба (разная длина шага, девушки двигают бедрами) бег (разная длина и частота шагов) разница в силе ок. 30%, в скорости около 10% в пользу мужчин
— женщины более эффективны в навыках (в основном в балансе, ритмических способностях и подвижности суставов)
Психологические характеристики: завершение умственного взросления (место в типологии не меняется).Формальное логическое мышление на очень высоком уровне, философское мышление, высокий уровень умственного творчества в разных областях (музыка, поэзия, искусство и т. Д.).
Взрослая жизнь (высшая точка)
Дифференциация:
— Раннее взросление (мецитма): период размножения (рождаются 80% детей), формирование рабочих моторных навыков, приобретение опыта, кульминация спортивной деятельности, стадия кульминации двигательной активности у большинства спортсменов
— Средний возраст (взросление): стадия стабилизации работоспособности, вначале первые изменения клеток, в конце наступает период менопаузы, кульминация научной и артистической деятельности, гимнастическая активность снижается, ее заменяют здоровые прогулки меньшей интенсивности
— Поздний зрелый возраст (интеревиум): стадия снижения двигательной работоспособности, появляются симптомы хронических заболеваний (несбалансированный режим дня, последствия современного образа жизни), уменьшается репертуар двигательных навыков, период уравновешивания.
Рис. 11 Лучшее выступление Э. Затопека, Д. Затопкова и Я. Железны (Вобр, 2003)
Старость — сениум
Дифференциация:
Ранняя старость (60-75 лет)
Средний возраст (75-90 лет)
Поздняя старость (старше 90 лет)
Биологические признаки старения: заметны на всех тканях и клетках (в основном нервной и эндокринной системы), метаболизм замедляется, снижается адаптивность, снижается сопротивляемость инфекциям, ухудшается чувственное восприятие.
Двигательное состояние: двигательные способности регрессируют более резко (в основном за счет скоростных способностей), менее резкий регресс статико-силовых способностей, способности к выносливости снижаются примерно 50%; на такое снижение, однако, могут положительно повлиять тренировки (70-летние марафонцы), изменения в удержании тела (кифоз пожилого возраста), сокращение длины шага (до 1/4), плохая координация рук, чрезмерный подъем ног, смещение оси.
Психические признаки старения: снижение некоторых компонентов интеллекта (память, гравировка), частичный эгоцентризм (решение только собственных проблем).
,