Девиантная личность это в психологии: что это такое, причины, виды, коррекция и профилактика
понятие, признаки, виды и причины отклоняющегося поведения.
Словосочетание «девиантное поведение» у многих рождает ассоциацию с преступностью, психическими заболеваниями и просто аморальными поступками. Однако в психологии далеко не всякое девиантное поведение считается негативным явлением. Тем более, что социальные нормы и стандарты сами по себе бывают деструктивными и «неправильными».
Что такое девиантное поведение
Под девиантным поведением принято понимать действия, противоречащие установленным социальным нормам.
Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.
Попросту говоря, девиация – это нарушение каких-либо правил. В связи с этим психологи утверждают, что абсолютное большинство людей на планете являются девиантами. Действительно, трудно прожить всю жизнь, не нарушая ни единого установленного правила – под этим понимаются не только государственное законодательство, но и некие неформальные установления, вроде необходимости общаться с друзьями в свободное время. Слишком высокое трудолюбие («трудоголизм»), увлечение диетами – это тоже девиации.
Признаки отклоняющегося поведения
Выделяются чёткие признаки того, что действия индивида являются отклоняющимся поведением, а именно:
- Несоответствие общепринятым социальным нормам;
- Нарушение этих норм;
- Негативная оценка окружающих, введение санкций;
- Нанесение ущерба себе и окружающим;
- Устойчивость – антиобщественный поступок повторяется много раз;
- Социальная дезадаптация;
- Общая направленность личности – разрушительная.
Последний признак, однако, является спорным. Ведь под понятие девиантного поведения подпадают и такие случаи, как талант, гениальность, героизм и самопожертвование. Такие действия и проявления тоже нарушают какие-то установленные правила, но в конечном итоге их целью является созидание, иногда даже спасение общества.
Виды отклоняющегося поведения
Психология, социология и медицина имеют свои подходы к определению девиантного поведения и по-разному классифицируют его виды. Разные научные направления даже по-разному определяют поступки и действия – какое-то действие одна школа считает «нормальным», а другая – девиантным.
Одна из существующих классификаций отклоняющегося поведения предложена Ц.П. Короленко и Т. А. Донских – отечественными психиатрами.
- Нестандартное поведение – при этом индивид нарушает какие-то правила, но в целом его деятельность имеет позитивный характер и полезна для общества.
- Деструктивное поведение – имеет разрушительную направленность. При этом выделяются внешнедеструктивные и внутридеструктивные поступки. В первом случае человек либо использует некие средства, чтобы уйти от реальности и получить желаемые эмоции (алкоголизм, наркомания, азартные игры и др.), либо напрямую нарушает законы и наносит ущерб окружающим.
Во втором случае действия человека направлены на прямое саморазрушение – суицид, фанатизм, конформизм, нарциссизм и др.
Поведение человека само по себе является реакцией на общественные нормы. Таких реакций может существовать всего несколько, и их описание дал в своё время Роберт Кинг Мёртон – один из крупнейших социологов двадцатого века.
Каждое общество формирует как цели своего существования, так и средства их достижения, и каждый индивид отвечает на это посредством одной из возможных реакций:
- Подчинение – полное подчинение и целям, и средствам их достижения;
- Инновация – индивид подчиняется целям общества, но использует иные средства их достижения;
- Ритуализм – цель отвергается как недостижимая, но остаётся «механическое» следование традициям;
- Ретретизм – уход из общества вследствие несогласия с его целями и средствами;
- Мятеж – попытка внести новый порядок в общество, изменить и цели, и средства.
Три из этих типов поведения являются откровенно девиантными. А вот ритуальное поведение в большинстве случаев не воспринимается как девиантное: общество, как правило, обращает внимание лишь на внешнюю сторону поведения отдельных людей. Есть мнение, что почти все члены общества исповедуют ритуальное поведение, не задумываясь о целях существования или даже прямо отрицая их.
Причины девиантного поведения
«Неправильное» поведение людей может быть продиктовано одним или несколькими возможными факторами:
Биологические факторы
Некоторые люди сами по себе предрасположены действовать не так, как им велят окружающие. Таких людей иногда можно определить по внешнему облику.
Психологические факторы
Девиантное поведение в данном случае объясняется воздействием на человека внешних факторов и раздражителей, а также его психологическим складом, имеющим врождённый характер.
Социологические факторы
В данном случае «неправильное» поведение объясняется непостоянством социальных норм и правил, их изменчивостью, разложением и отторжением, из-за чего образуется некий духовный вакуум в социуме.
Можно сказать, что основная причина девиантного поведения заключается в несоответствии желаний и намерений отдельного человека запросам и установкам большинства. Склонность к «неправильным поступкам» заложена в самой природе человека, который является не только социальным организмом, но ещё и личностью. Человеческий социум имеет много сходного с сообществами так называемых общественных животных (муравьёв, львов, слонов и др.), но есть и существенное отличие: люди в обществе не являются точной копией друг друга и всецело не полагаются в своей жизни на некий общий «сверхразум». Если у животных социум способствует сохранению и продолжению рода, то у человека он играет двоякую роль; социум может не только защищать своих членов, но и подавлять и уничтожать наиболее ценных из них.
Естественно, здесь возникают разногласия между общественным «сверхразумом» и разумением отдельного человека. И это не всегда эгоистическое разумение: многие люди имеют обострённое чувство жалости и справедливости, они хотят и могут сделать мир лучше. Но большая часть людей не хочет «лучше», она хочет лишь стабильности.
Бывает и так, что человек вроде бы и не является носителем каких-то полезных качеств для всего социума, но и разрушительными его желания не назовёшь. Например, он просто хочет танцевать свои любимые танцы и слушать любимую музыку, несмотря на то, что в данном социуме эти танцы и музыка считаются неприемлемыми. Так было, к примеру, в СССР, когда преследовали «рокеров», «стиляг» и тому подобных представителей так называемых гедонистических субкультур. Гедонистическими называют субкультуры, развивающие получение удовольствия и позитивных эмоций от жизни. Однако на участников таких субкультур в разное время навешивали уничижительные ярлыки и объявляли их разрушителями. Признаком девиантного поведения в СССР официально считалась даже улыбка на дискотеке – за неё могли привести в милицию или отчислить из Комсомола.
Является ли девиантным поведением наркомания
На самом деле таковым является лишь употребление тяжёлых наркотиков. Умеренное употребление лёгких наркотиков не наносит вреда окружающим и приносит гораздо меньше время самому потребителю, чем банальное курение сигарет. Между тем употребление лёгких наркотиков в нашем обществе заклеймено как деструктивное поведение, тогда как курение сигарет считается вполне нормальным, а алкоголизм (самое разрушительное явление в обществе) даже всячески поощряется в неких кругах. Больше того, трезвый образ жизни считается девиантным поведением, хоть и неофициально: «А ты чё не пьёшь, не русский, что ли?!».
Условность понятия «отклоняющееся поведение» наглядно показали авторы антиутопий. Так, в романе Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» девиантным поведением является чтение. В других антиутопиях это могли быть любые личные отношения, прикосновения, объятия, рациональное поведение, даже уклонение от развлечений («О дивный новый мир» Хаксли). Таким образом, то, что в нашем мире считается нормальным и даже поощряется, в антиутопиях объявлялось преступным и аморальным.
Впрочем, подобные трансформации имеют место не только в антиутопиях. К примеру, в России до революции девиантным поведением считалось уклонение от посещения храма и неверие в бога; в советскую эпоху, наоборот, таковым считались посещение церкви и религиозность; в наше время правящими кругами насаждается прежний, дореволюционный взгляд – пока неофициально, но это вполне может принять официальный вид.
Выше было сказано о биологических факторах девиантного поведения. Они действительно могут иметь некоторое влияние на человека, но нельзя их преувеличивать. Бывают излишне злобные и агрессивные люди, имеющие к тому же сниженный уровень интеллекта и с трудом поддающиеся влиянию окружающих – необучаемые, не способные обуздывать физиологические влечения. Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо установил, что примерно у трети рассмотренных им заключённых тюрем помимо этого набора психологических характеристик наблюдаются внешние признаки «криминальности»: неправильная челюсть, длинные руки, редкая борода и др. Однако впоследствии теория Ломброзо была опровергнута. Действительно, не всякий «обезьяноподобный» человек оказывается носителем преступного поведения, и далеко не каждый принципиальный (или «врождённый») преступник имеет указанную внешность.
У разных исследователей неоднократно были попытки объяснить девиантное поведение биологическими особенностями организма. По одной из таких теорий, существенную роль в этом играет фигура: полные люди общительны и дружелюбны, люди с хрупким телом склонны к осторожности, нервозности и самоанализу, а те, кто имеет стройное тело и развитую физическую силу, отличаются напористым характером, малочувствительны к боли и с большей вероятностью оказываются преступниками.
Однако большинство учёных всё-таки отвергает биологические теории девиантности. Единственное, с чем они согласны, — это влияние типа нервной системы на девиантность, но это влияние всё равно не является решающим.
Больший вес имеют социально-психологические теории девиантного поведения. Автором одной из них является Беккер. По его мнению, высшие и влиятельные слои общества склонны навешивать определённые ярлыки на представителей низших слоёв, и эти ярлыки играют роль самоисполняющихся пророчеств. К примеру, традиционно девиантными считаются такие группы населения, как цыгане, бомжи, а также алкоголики и наркоманы. Представители этих категорий населения подвергаются унижениям, оскорблениям, их права нарушаются, несмотря на то, что среди этих людей изначально есть много «нормальных», которые не нарушают законы и не обижают других. Ярлыки и унижения, однако, вынуждают этих людей противодействовать, и не всегда это законные способы. Цыгане, поголовно объявленные преступниками, в итоге действительно становятся преступниками, ведь для них оказываются закрыты законные способы удовлетворения жизненных потребностей.
Однако с психологическими факторами не всё столь однозначно. Скажем, классический бихевиоризм утверждает, что все поступки человека – это реакции на определённые воздействия окружающей среды; и если ребёнка с самого начала строго наказывать за проступки, в дальнейшем у него выработается боязнь совершать такие действия. Это похоже на дрессировку животных. В действительности отнюдь не всякий человек указанным образом реагирует на такую дрессировку. Часто бывает так: как только наказания прекращаются, человек чувствует, что у него развязаны руки, и пускается во все тяжкие. Держать такого человека в рамках дозволенного может только постоянная угроза быть наказанным.
Девиантное поведение и реакция на него наглядно описаны в известной модели «ведро с крабами». Как только один краб пытается выбраться из ведра наружу, остальные тут же втягивают его обратно. Вся вина этого единственного краба заключается в том, что он ведёт себя не так, как остальные, и делает иной выбор в своей жизни; но остальные воспринимают такое поведение как разрушение всего общества.
Смотреть видео
Описание, Признаки, Причины, Способы Лечения
Что вызывает девиантность и девиантное поведение у человека? Девиантное поведение означает поведение, не соответствущее социальным нормам и ценностям. Отклоняющееся поведение вызывает негативную реакцию у окружающих.
Каждый из нас хоть раз задумывался о череде своих поступков: правильно ли это с нравственной точки зрения, приняты ли данные нормы в обществе. Психологи и социологи давно определили такое понятие, как девиантное поведение.
Девиантное поведение — это действия человека, либо людей, имеющие отклоняющиеся от норм признаки. Социальные психологи обобщили знания о таком поведении в целую систему и уверены, что девиантность – одновременно общественное и пссихологичское явление, имеющее место еще в глубокой древности.
Девиантное поведение и Девиация в психологии — что это с научной точки зрения?
До конца XVIII века в Европе попросту не существовало понятия «психически больной». Были специальные учреждения — работные дома, где содержались девианты: бродяги, мелкие воришки, попрошайки, карманники. И даже алхимики
Это была группа людей, которые не могут или не желают адаптироваться к социальному режиму — и тем самым мешают его нормальному функционированию. Место, в которое их помещали, было типичным исправительным учреждением. Но никто не называл этих людей больными. Скорее, это были просто маргиналы, иногда — преступники или «чудаки».
Кирилл Журавлев — психолог и философ
ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ: [скрыть]
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Не все, что официально не принято, является девиантным. А вот переход в зону недозволенного, даже преступного — и есть поведение вне норм. Исходным фактором здесь ученые считают социальные нормы. Именно от них отталкиваются в оценке того или иного типа поведения, постДевиантное поведение — это… Что такое Девиантное поведение?
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Проблема девиантного поведения находится в центре внимания с начала возникновения социологии. Эмиль Дюркгейм, написавший ставшую классической работу «Самоубийство» (1897), считается одним из основоположников современной девиантологии.Он ввел понятие аномии, о чем первый раз упоминал в своей диссертации, которая потом переросла в научный труд о разделении общественного труда.
Девиант
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 23 декабря 2011. |
Девиант — индивид, отличающийся по своим личностным характеристикам и поведенческим проявлениям от общепринятых норм: социальных, психологических, этнических, педагогических, возрастных, профессиональных и прочих.
Классификация девиантного поведения
Многие авторы, рассматривая девиантное поведение, используют как синонимы понятия разновидности, виды, типы, формы девиантного поведения.
Определение «Девиантного поведения» согласно разным наукам:
Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.
Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействии: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе.
В. Н. Иванов выделяет два уровня отклоняющегося поведения:
1. Докриминогенный: мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие опасности.
2. Криминогенный: действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях[1].
«Ядром» девиантного поведения в классификации Ф. Патаки являются:
— преступность;
— алкоголизм;
— наркомания;
— самоубийство;
— «преддевиантный синдром» — комплекс определенных симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения. А именно:
- аффективный тип поведения;
- семейные конфликты;
- агрессивный тип поведения;
- ранние антисоциальные формы поведения;
- отрицательное отношение к учебе;
- низкий уровень интеллекта[2].
Классификация В. В. Ковалева построена на трех разных основаниях:
1) социально-психологическая:
— антидисциплинарное поведение;
— асоциальное;
— противоправное;
— аутоагрессивное.
2) клинико-психопатологическая:
— патологические;
— непатологические девиации.
3) личностно-динамическая:
— «реакции»;
— «развития»;
— «состояния»[3].
Формы девиантного поведения
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 23 декабря 2011. |
Гемблинг (игровая зависимость)
Пищевая девиация
Сексуальные девиации
Алкогольная зависимость
Наркомания
Трудоголизм
Клептомания
Суицидальное поведение
Признаки девиантного поведения
1) Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
2) Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).
3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Термин «девиантное поведение» можно применять к детям не младше 5 лет.
Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.[1]
Девиантное поведение в антиутопии
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 23 декабря 2011. |
Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими обществах-антиутопиях. Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту»; у Сергея Лукьяненко в «Звёзды — холодные игрушки» Геометры полагают девиантным (для всех, кроме Наставников) прикосновения, объятия; для описанного Джорджем Оруэллом мира романа «1984» девиантны любые личные отношения. Понятное нам естественное поведение становится точкой отсчёта отклонения самого общества. Также примером можно считать роман Евгения Замятина «Мы»; в котором девиантом считается личность,имеющая душу, способная любить и мыслить отвлеченно от принятой в обществе догмы, основанной на тейлоризме, подчинении любой человеческой деятельности законам алгебры и геометрии.
Литература
- Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с. ISBN 5-7695-1782-4
- Гилинский, Я. Девиантология. — 2-е изд. испр. и доп. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. — 528 с.
- Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения старшеклассников: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. 242 с. ISBN 5-87555-132-1
Ссылки
Примечания
- ↑ Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1995. № 2. С. 47—57.
- ↑ Патаки Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного)поведения // Психологический жернал. Т. 8. № 4. 1987. С. 92—102.
- ↑ Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей. М.: Медицина. 1981. 607 с.
Девиантное поведение подростков — причины, формы, профилактика
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.
Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.
Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о норме и отклонение определяется социально.
Медицина к девиантному поведению относит отклонение от общепринятых норм межличностных взаимодействий. Это действия, поступки, высказывания, совершаемые в формах нервно-психической патологии, а также в рамках психического здоровья и пограничного состояния.
Психология к девиантному поведению относит отклонение от социально-психологических, а также нравственных норм. Для отклонений характерно нарушение общественно принятых норм или же нанесение ущерба себе, общественному благополучию, окружающим.
Причины девиантного поведения
У подростков причины девиаций социальные, это недостатки воспитания. От 25%-75% детей — неполная семья, 65% подростков имеют серьезные нарушения характера, 65% — акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%. Половина из них имеет такое состояние как психопатия. Бродяжничество и побеги из дома в большинстве случаев объясняются делинквентностью. Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или выступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно-рефлекторный стереотип.
Причины девиантного делинквентного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.
Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.
Признаки девиантного поведения
Девиантное поведение определяют по отклоняющимся признакам, которые не соответствуют официально установленным, а также общепринятым социальным нормам. Ненормативное поведение вызывает негативную оценку у людей. Девиантное поведение имеет деструктивную или аутодеструктивную направленность, для которого характерно стойкое многократное или длительное повторение.
Признаки девиантного поведения: социальная дезадаптация, возрастно-половое и индивидуальное своеобразие. Очень важно дифференцировать отклоняющееся поведение (противоправного и аморального) от странностей, эксцентричности, чудачества, имеющейся индивидуальности, не приносящей вред.
Девиантное поведение подростков
В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации. Девиантное поведение подростков обуславливается и усугубляется также экономической ситуацией в стране. Об этом говорит рост уровня подростковой преступности, где зачастую объектом преступления является собственность.
Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.
Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18-ти лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.
Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому оно должно оцениваться педагогом и врачом.
Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения. Подросток, оценивая свое тело, констатирует норму, физическое превосходство или неполноценность, делая вывод о своей социальной значимости и ценности. У ребенка может появиться или пассивное отношение к своей физической слабости, или желание компенсировать недостатки, либо он попытается их устранить физическими упражнениями. Иногда запаздывание в формировании нервно-мышечного аппарата нарушает координацию движений, что проявляется в неуклюжести.
Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Рослые мальчики уверены в своей силе и мужественности. Для них нет необходимости бороться за уважение окружающих. Благодаря уверенности другие дети воспринимают их, как очень толковых. Их поведение более послушное, естественное и нуждается в меньшем внимании. Худые, отстающие в развитии, низкорослые мальчики для окружающих предстают, как незрелые, маленькие и неприспособленные. Они нуждаются в опеке, поскольку проявляют мятежность. Чтобы изменилось неблагоприятное о них мнение, следует проявлять предприимчивость, изобретательность, смелость и находиться постоянно на виду, а личными достижениями доказывать полезность, а также незаменимость к принадлежавшей группе. Эта активность провоцирует эмоциональное напряжение и трудности общения, которое создает все условия для нарушений общепринятых стандартов.
Половое созревание играет не последнюю роль в поведении. Преждевременное половое развитие у одних проявляется в эмоциональных расстройствах, в других провоцирует нарушение (вспыльчивость, претенциозность, агрессивность) поведения, возникают расстройства влечений, в частности полового. При задержке в половом развитии возникают несобранность, медлительность, неуверенность, трудности приспособления, импульсивность. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями.
Особенности девиантного поведения у младших подростков включают диспропорции в темпах и уровнях развития личности. Появляющееся чувство взрослости провоцирует завышенный уровень притязаний, неустойчивую эмоциональность, отличается колебаниями в настроении, а также быстрыми переключениями от экзальтации к снижению настроения. При столкновении младшего подростка с непониманием в его стремлениях к самостоятельности возникают вспышки аффекта. Подобная реакция возникает и на критику внешних данных или физических способностей.
Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении у мальчиков в 11-13 лет, а у девочек в 13-15 лет. На этот возраст преподает выраженное упрямство. Более старших детей интересует право на самостоятельность, поскольку они ищут свое место в этой жизни. Происходит разделение интересов, способностей, определяется психосексуальная ориентация, вырабатывается мировоззрение. Зачастую целеустремленность и настойчивость уживаются с неустойчивостью и импульсивностью. Чрезмерная самоуверенность подростков и категоричность сочетаются с неуверенностью в своих силах. Стремление к расширенным контактам сочетается с желанием одиночества, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с цинизмом и прагматизмом, а потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим положением, а также полом.
Формы девиантного поведения
Формы отклонений от норм у подростков включают гиперкинетическое расстройство, несоциализированное расстройство; расстройство поведения, ограничивающееся семьей; социализированное расстройство; делинквентное нарушение.
Характеристика девиантного поведения подростков с гиперкинетическим расстройством включает недостаточную настойчивость, где требуется умственное напряжение, а тенденция переключаться от одного занятия к другому приводит к не завершению ни одного дела. Для ребенка характерна импульсивность, безрассудность, тенденция попадать в несчастные случаи, а также получать дисциплинарные взыскания. Взаимоотношения со взрослыми отмечаются отсутствием дистанции. У детей наблюдается расстройство поведения, а также заниженная самооценка.
Расстройство поведения, ограничивающееся семьей, включает антисоциальное, а также агрессивное поведение (грубое, протестующее), которое проявляется дома в личных взаимоотношениях с родственниками. Имеет место воровство, разрушение вещей, жестокость, поджоги дома.
Несоциализированное расстройство отмечается сочетанием антисоциального, а также агрессивного поведения. Для расстройства характерно отсутствие продуктивного общения со своими сверстниками, а также проявление изоляции от них, отвержение друзей и эмпатических взаимных взаимосвязей с ровесниками. С взрослыми подростки проявляют жестокость, несогласие, негодование, гораздо реже бывают хорошие взаимоотношения, но без доверительности. Способны возникать сопутствующие эмоциональные расстройства. Зачастую ребенок одинок. Такое расстройство отмечается вымогательством, драчливостью, хулиганством или нападением с насилием, а также жестокостью, грубостью, непослушанием, сопротивлением авторитетам и индивидуализмом, неконтролируемой яростью и тяжелыми вспышками гнева, поджогами, разрушительными действиями.
Социализированное расстройство отмечается стойкой асоциальностью (лживостью, уходами из дома, воровством, прогулами школы, вымогательством, грубостью) или стойкой агрессией, возникающей у общительных подростков и детей. Зачастую они состоят в группе асоциальных сверстников, однако могут пребывать в составе неделинквентной компании. У таких подростков с взрослыми, представляющими власть, очень плохие отношения. Им присущи поведенческие, смешанные и эмоциональные расстройства в сочетании с асоциальными, агрессивными или вызывающими реакциями с симптомами тревоги или депрессии. Одни случаи имеют описанные расстройства в сочетании с постоянной депрессией, выражающейся в проявлениях сильных страданий, утратой удовольствия, потерей интересов, имеют место самообвинения и безнадежность. Другие нарушения проявляются в тревоге, боязливости, страхах, навязчивостях и переживаниях из-за своего здоровья.
Делинквентное нарушение подразумевает проступки, мелкие провинности, не имеющие степень криминала. Выражаются отклонения в форме пропусков классных занятий, хулиганстве, общении с антисоциальными компаниями, издевательстве над слабыми и маленькими, вымогании денег, угоне мотоциклов и велосипедов. Нередко встречается спекуляция, мошенничество, домашние кражи.
Как отдельная форма девиантного поведения подростков выступает девиация поведения интимных желаний. Подростки зачастую имеют недостаточно осознанное, а также повышенное половое влечение. Поскольку до конца не закончена половая идентификация, то по этой причине возникают отклонения в интимности поведения. Таким изменениям подвержены подростки с замедленным и ускоренным созреванием. Отстающие в развитии становятся объектом совращения старшими подростками.
Девиации полового поведения у подростков зависят зачастую от ситуации и являются преходящими. К ним относят визионизм, эксгибиционизм, манипуляции половыми органами животных или младших детей. По мере взросления девиантное поведение исчезает, а при неблагоприятных случаях превращается в дурную привычку, сохраняясь наряду с нормальным половым поведением. Приходящий подростковый гомосексуализм зачастую обуславливается ситуацией. Он свойственен для закрытых учебных заведений, где пребывают подростки одного пола.
Следующая форма девиантного поведения подростков выражается в психогенном патологическом формировании личности. Аномальное формирование незрелой личности осуществляется под влиянием хронических психотравмирующих ситуаций, уродливого воспитания, тяжелых переживаний трудностей, хронических заболеваний, затяжных неврозов, дефектов органов тела и чувств. Поведенческие нарушения зачастую приводят в тупик родителей и опытных педагогов.
Коррекция девиантного поведения подростков осуществляется психологом, поскольку воспитательных мер педагогов оказывается недостаточно. Задача психологов вскрыть истинные причины девиантного поведения, а также дать необходимые рекомендации.
Классификация девиантного поведения
Классификация включает различные типы девиантного поведения: криминогенный уровень, докриминогенный уровень, преддевиантный синдром.
Докриминогенный уровень, не представляющий общественной серьёзной опасности: нарушение норм морали, мелкие проступки, нарушение правил поведения в общественных местах; употребление наркотических, алкогольных, токсических средств; уклонение от общественно-полезной деятельности.
Криминогенный уровень, выражающийся в уголовно-наказуемых преступных деяниях. Ядром девиантного поведения выступают преступность, наркомания, самоубийство, алкоголизм. Выделяют и преддевиантный синдром, включающий в себя комплекс симптомов, которые приводят индивида к стойким формам отклоняющегося поведения. А именно: семейные конфликты, аффективный тип поведения; агрессивный тип поведения; отрицательное отношение к учёбному процессу, антисоциальные ранние формы поведения, низкий уровень интеллекта.
Профилактика девиантного поведения
Проводить профилактику гораздо проще, чем что-то изменить, однако наше общество до сих пор не предпринимает достаточно мер для профилактики девиаций. Имеющиеся социальные трудности (злость, наркомания, алкоголизм) принуждают задуматься над этой проблемой и почему так происходит. Родителей, педагогов беспокоит: почему открытый ребенок, устремленный к добру, повзрослев, приобретает асоциальные черты поведения?
Дефицит таких понятий, как доброта, милосердие, уважение взращивает равнодушное отношение к судьбам детей. В учебных заведениях наблюдается рост формального отношения к детям, гораздо проще уже относятся к увеличению числа второгодников. Учителей перестало тревожить определение детей в школы-интернаты, специальные школы.
Профилактика девиантного поведения должна включать мониторинг факторов риска. Зачастую предпосылки девиантного поведения прячутся в семье. Семья дает ребенку базисные, фундаментальные ценности, поведенческие стереотипы, нормы. В семье формируется эмоциональная сфера психики ребенка, а вот дефекты домашнего воспитания очень тяжело исправимы. В настоящее время общие дела родителей и детей свернуты до минимума. Замеченные вовремя девиации и правильно оказанная психолого-медицинская помощь способна предотвратить деформацию личности подростка.
Профилактика девиантного поведения включает два направления: меры общей профилактики, а также меры специальной профилактики. Под мерами общей профилактики понимают вовлечение всех учеников в жизнь школы и предупреждение их неуспеваемости. Меры специальной профилактики обеспечивают возможность выявления детей, нуждающихся в педагогическом особом внимании, и проведении коррекционной работы на индивидуальном уровне. Выделяют такие элементы системы специальной профилактики: выявление и учет детей, нуждающихся в особом внимании; анализ причин отклоняющегося поведения; определение мер коррекционной работы.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Девиантность, девиантное поведение — Психологос
Фильм «Ликвидация»
Девиантность, девиантное — это необычное, но при этом устойчивое отклонение от статистических норм. Другими словами, девиантным считается устойчивый образ действий, поведения или мышления, который не типичен для общей популяции.
Девиантное поведение (от. англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.
Виды девиантного поведения
Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция, сексуальные девиации.
В настоящее время не существует единого подхода к изучению и объяснению девиантного поведения. Ряд исследователей, вслед за Э. Дюркгеймом, считают, что при нормальных условиях функционирования социальной организации девиантное поведение встречается не так уж часто, но в условиях социальной дезорганизации, когда нормативный контроль ослабевает, возрастает вероятность проявлений девиации. К таким ситуациям можно отнести стресс, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе.
С точки зрения теории аномии (Р. Мертон), девиантное поведение растет, если при наличии общих целей социально одобряемые средства достижения этих целей доступны не всем, а для некоторых людей или социальных групп они вообще недоступны. С позиции концепции социализации, лицами с девиантным поведением становятся люди, социализация которых проходит в среде, где факторы, предрасполагающие к такому поведению (насилие, аморальность и т. д.), считаются нормальными, или общество относится к ним достаточно толерантно.
Представляет интерес и популярная в 1960-х гг. концепция стигматизации, привлекшая внимание к социальной реакции на девиантное поведение. Согласно этой концепции, отклонение является следствием негативной социальной оценки, «наклеивания» на индивида ярлыка какой-либо девиации (например, «врун», «алкоголик», «наркоман», «сексуальный маньяк») и последующего стремления изолировать его, исправить, вылечить и т. п.
Многочисленные отечественные и зарубежные исследования психологии девиантного поведения сконцентрированы на изучении личностных характеристик девиантов, их психического здоровья, проблеме автоидентификации, интериоризации норм и ценностей, роли внешнего и внутреннего контроля, на разработке методов психотерапии и психической коррекции лиц с различными формами девиации.
Изучение девиантности
Изучение девиантности основывается на двух различных точках зрения:
- Девиантность определяется через единичные критические события. Случаи необычного и крайне активного поведения, характеризуемого безумием и насилием.
- Девиантность составила главное содержание многих важных аспектов теории личности, клинической и социальной психологии.
Исследование девиантности можно классифицировать в соответствии с четырьмя основными позициями:
- Первая предполагает взгляд на девиантность как функцию внутренних факторов. Девиантность рассматривается в аспекте различий между индивидуумами. С точки зрения индивидуальных различий предполагается, что отдельные люди или группы людей, обладающие определенным уровнем специфичности, с большей вероятностью становятся девиантами. Предполагается также, что индивидуальные различия и девиантность связаны причинно-следственными отношениями.
- Второе важное объяснение девиантности постулирует в качестве ее основных предпосылок различия в социальной структуре. Официально классифицируемые формы девиантности характеризуются непропорционально высокой представленностью среди населения, занимающего более низкое социально-экономическое положение в нашем обществе. С точки зрения различий в социальной структуре, в доступе к законным возможностям, в доступе к незаконным возможностям, отчуждение или враждебность — это те критические ингредиенты, которые часто становятся причиной девиантности. Согласно этой позиции, девиантность имеет индивидуальные компоненты, являющиеся результатом воздействия различных социальных структур, и средовые аспекты.
- Третье важное объяснение девиантности опирается на интеракционистскую точку зрения. Согласно носящей формальное название «теории навешивания ярлыков», девиантность порождается реакцией критически настроенных лиц на определенное деяние. Психологические расстройства, преступность и недостаточный уровень достижений официально и неформально маркируются как девиантные. С позиций «теории навешивания ярлыков» девиантность представляет собой взаимодействие между поступками индивидуума и реакциями на них общества.
- Четвертая важная точка зрения выражается теорией научения. Согласно ей, все действия, девиантные или нормальные, приобретаются в соответствии с законами моделирования, подкрепления и наказания. Те люди, которые проявляют девиантные паттерны поведения, получали ранее за такие поступки соответствующее вознаграждение. С точки зрения теории научения, не существует врожденных различий между отклоняющимся и нормальным поведением. Преступное поведение, отклоняющееся от нормы поведение и недостаточная обучаемость приобретаются в процессе научения.
Девиантное поведение: каковы его причины и когда закладывается
Время чтения 7 минут
В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.
<<Оглавление>>
Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.
Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.
Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.
Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:
- Первый тип личности стремится возобладать и подчинить людей. Это проявление девиантной мотивации, которая часто наблюдается в преступных группировках.
- Второй тип личности подчиняется другим людям, делает уступки или приспосабливается к более сильным и активным личностям. Так, к примеру, образовалось целое девиантное общество под руководством Сталина.
Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:
- Тотальный конформизм (нормальность поведения). Это человек, который принимает нормы общества, получает образование, имеет работу, двигается вперед, тем самым реализую как собственные, так и социальные потребности.
- Инноваторы – люди, которые соглашаются с целями своей деятельности, которые одобряются обществом, но в то же время не следуют общепринятым средствам достижения целей. Они придумывают новые и нестандартные средства достижения целей. К примеру, это люди, которые занялись приватизацией государственной собственности, построением финансовых «пирамид», «рэкетом». Это именно тот тип девиантного поведения, который часто имеет положительный окрас. Это двигатели прогресса.
- Ритуалисты – это люди, которые доводят до абсурда нормы и принципы общества. Они требуют соблюдения всех прописных правил, часто устраивают забастовки.
- Ретреатизм означает бегство от действительности. Это люди, которые отвергают цели и пути их достижения. Сюда относятся бомжи. Алкоголики, наркоманы, монахи.
- Революционеры – люди, отвергающие устаревшие цели и заменяющие их на новые.
Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.
Причины девиантного поведения
Психологические причины девиантного поведения
В психологии такое поведение объясняется разными типами ориентации: корыстная ( правонарушения ради материальной выгоды), агрессивная (оскорбления, хулиганство, насилие, убийство), социально-пассивная (нежелание работать и учиться, уклонение от обязанностей и долга, что в следствии ведет к пьянству, наркомании, бродяжничеству, суициду).
Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:
- Поведение, которое отклоняется от норм психического здоровья. Эту группу составляют психически нездовые люди с явными или скрытыми признаками психопатологии.
- Поведение, проявляющееся в социальной патологии – пьянство, проституция, наркомания. Что влечет за собой различные преступления и проступки.
Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.
Социальные причины девиантного поведения
- Социальное неравенство. Большинство людей живут в нищете, испытывают материальные трудности. Поэтому возникают проблемы в самореализации молодого поколения, которые стремятся к успеху, высокому заработку и общественному признанию. Не имея финансов на обучение или времени. Молодежь ищет нелегальные пути заработка, что и приводит к девеантному поведению.
- Низкая моральность, духовность общества. Ориентация только на материальное приводит человека к мысли, что все можно продать или купить. Так почему бы не продать подороже себя? Это ведет не только к проституции, но и направленности человека на постоянную гонку за статусными вещами, чтобы привлечь к себе «покупателя».
- Окружающая среда, которая равнодушно относится к девиантному поведению, приводит к тому, что таких людей становится все больше. Они организовываются в свои социальные группы, где такое поведение становится нормой.
Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.
Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.
Все самое основное закладывается в подростковом возрасте
Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.
Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.
Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.
Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.
Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.
Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.
В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.
Девиантное поведение в предподростковом возрасте
Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».
Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.
Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.
Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.
В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:
- Наследственные факторы: алкоголизм, предрасположенность к нервным и психическим заболеваниям, патологическая беременность и роды;
- Социальные факторы: взаимоотношения в семье, школе, с ровесниками и друзьями. Также ценности личности, его статус, цели.
- Характер личности и темперамент, мотивации, самооценка и уровень притязаний.
- Правосознание человека.
Выводы
Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.
Специалисты считают, что девиантное поведение невозможно искоренить из социума, но при этом отмечают, что оно возникает в обществе на фоне кризиса, когда люди не удовлетворены качеством жизни, не востребованы. По данным социологов, около 85% населения деморализованы, падают духом и чувствуют растерянность. В результате, они становятся безразличными к средствам достижения целей, коррупции, экстремизму.
Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Психологические особенности девиантного поведения
Понятие девиантного поведения
Определение 1
Девиантное поведение — это своеобразное поведение личности, которое отклоняется от установленных и привычных норм.
Понятие отклоняющегося поведения появилось очень давно. Над ним работали многие ученые. Но основоположником девиации стал Эмиль Дюркгейм. Понятие такого поведения сначала связывалось с расхождениями в понятиях о том, как нужно и можно себя вести. Потом данное понятие приблизилось к правонарушениям, причиняющим вред и приносящим проблемы окружающим людям. Эту идею продолжал исследовать уже другой ученый. Им был Роберт Кинг Мертон. Он считал, что отклоняющееся поведение говорит о том, что индивид не хочет развиваться, исправлять свои ошибки, работать над собой. Считалось, что люди с таким отклоняющимся поведением не стремятся помогать другим людям и делать что-то полезное. Понятие отклоняющегося поведения всегда было и будет связано со сферой взаимоотношений между людьми.
Причины девиантного поведения
Все причины, из-за которых у индивида появляется такое поведение, довольно разнообразны. Эти причины просто подчиняют разум и волю человека, а потом ив всю личность в целом. Такие люди теряют самоконтроль, самообладание, умение трезво мыслить, самостоятельно принимать какие-то важные решения. Стоит отметить, что девиантное поведение очень часто развивает в человеке такие качества как обидчивость, агрессивность, сильная ранимость. Люди с отклоняющимся поведением хотят, чтобы всех их желания и просьбы моментально выполнялись. Для них не имеет значения, каким образом эти желания будут удовлетворены. Каждый тип отклоняющегося поведения плохо действует на человека. Такое поведение делает личность слишком восприимчивой и несчастной. К тому же, человек начинает быстро деградировать. Все навыки, ценности, принципы и ориентиры у человека исчезают.
Готовые работы на аналогичную тему
К главным причинам девиантного поведения можно отнести:
- неблагополучная среда
- вредные привычки
Неблагополучная среда влияет на поведение человека. Вообще, личность подвержена влиянию той среды, в которой она живет и функционирует. Когда человек находится в такой среде, где его постоянно обижают, задевают, унижают, то он начинает деградировать. Большая часть людей в таком случае закрывается и больше не хочет ни с кем общаться и дружить. У таких людей просто пропадает доверие к окружающим людям. Плохая среда заставляет человека испытывать негативные эмоции и чувства. Отклоняющееся поведение появляется после очень жестокого и несправедливого обращения к человеку. Счастливый человек, которого не задевают и не обижают, не станет настраиваться против всего окружающего мира. Успешным людям это просто не нужно.
Девиантное поведение не может развиваться само по себе. Для его появления нужны какие-то причины. Вредные привычки способствуют развитию отклоняющегося поведения. Алкоголь и наркотические вещества очень сильно воздействуют на сознание людей. Такое воздействие всегда негативное. Человек, который принимает наркотики, начинает деградировать, причем очень быстро. Такие люди не могут контролировать себя, свои эмоции, желания и чувства. Они не могут видеть в окружающих людях положительные черты, теряют уважение к себе. Эти люди очень часто агрессивно общаются с друзьями, знакомыми, родственниками и другими личностями. Человек, который уже деградирует, отталкивает от себя людей. У него становится все меньше друзей и новых знакомств. Окружающие люди просто не хотят встречаться с такими личностями. Отклоняющееся поведение просто не возможно скрыть. Девиантное поведение, которое возникает после длительного употребления алкоголя, также заставляет человека деградировать. Родственники или друзья таких людей страдают и очень стесняются.
Психологические особенности девиантного поведения
Девиантное поведение характеризуется следующими психологическими особенностями:
- Сильная тревожность
- Разрушение или сильные изменения в системе ценностей и целей личности
- Импульсивность
- Раздражительность
- Вспыльчивость
- Агрессия на окружающих людей
- Частые конфликты, что мешает общаться с окружающими людьми
Замечание 1
Чтобы человек полноценно существовал, ему нужно удовлетворять свои потребности. Только в таком случае личность сможет чувствовать себя счастливой и сильной. К тому же, это подталкивает к дальнейшему развитию личности.
Если говорить о подростковой девиации, то, можно сказать, что она характеризуется заниженной самооценкой, постоянной критикой, Подростки оценивают все свои новые поступки как самостоятельность. К сожалению, такая самостоятельность приводит к негативным результатам и последствиям. Подростки могут наделать глупостей, совершить много ужасных поступков, о которых потом будут сильно жалеть. Но в момент совершения таких поступков они не думают о последствиях. Им просто интересно, они хотят выделиться среди других и показать родителям, что уже стали взрослыми. Некоторые поступки подростки считают очень хорошими и правильными. Но только через определенное время они понимают, что это все были лишь глупости и непонимание происходящего. Очень часто подростки совершают преступления. Причем эти преступления совершаются в отношении сверстников или каких-либо других людей. Подростковые преступления отличаются своей агрессивностью.
Люди с девиантным поведением сильно отличаются от остальных людей. А с успешными людьми их даже сравнить нельзя. Такие люди очень часто проявляют свою агрессию и настойчивость. Они нарушают законы, избегают дружбы, любви и теплых взаимоотношений. К окружающим людям они относятся недоброжелательно. Иногда они даже хотят им сильно навредить. Очень часто такие люди испытывают чувство зависти и неприязни. За свое агрессивное поведение они практически не чувствуют вины. Ни доверия, ни уважения такие люди не испытывают к окружающим. Хотя люди могут к ним относиться даже очень хорошо. Люди с отклоняющимся поведением вредят сами себе и разрушают свою личность. Они самостоятельно разрушают свою дальнейшую жизнь, цели, планы, ориентиры.
Что такое психология личности? — Лучший магистр психологии
Университет Капеллы
Онлайн-программы
включают степень бакалавра психологии, а также программы магистратуры, доктора философии и психиатрии в более чем десятке специальных областей.
СНХУ
Онлайн-программы бакалавриата и магистратуры по психологии с возможностью сосредоточения на зависимостях, прикладной психологии, развитии детей и подростков, судебной психологии, психическом здоровье, социальной психологии или психологии ввода-вывода.
Психология личности — это очень широкая область психологического исследования, включающая наблюдение за концепцией личности и ее различиями среди людей. Эта область психологии изучает общий психологический состав людей, психологические различия между людьми и сходства, обнаруживаемые в человеческой природе. Поскольку это такое открытое поле со множеством динамик, давайте попробуем разбить предмет, чтобы лучше понять.
Определение личности
Личность — настолько сложное понятие, что в психологии действительно нет какого-то конкретного определения. В целом личность — это уникальный набор характеристик внутри человека, которые влияют на его убеждения, мотивацию, эмоции, поведение и даже на окружающую среду. Личность также может относиться к укоренившимся образцам мыслей, поведения и мотивации, которые развиваются на протяжении их жизненного цикла, чтобы влиять на то, как они воспринимают окружающий мир, а также на их убеждения, самовосприятие и отношение.Изучение личности с точки зрения психологии на протяжении многих лет проводилось с помощью многочисленных теорий. Эти теории формируют и влияют на взгляды отдельных практикующих и исследователей на предмет психологии личности. В то время как одна конкретная теория может направлять практику эксперта, большинство специалистов в области психологии комбинируют теории, чтобы понять личность и помочь людям двигаться к психологическому благополучию.
Теории личности
Психологические теории личности многочисленны, однако все они попадают в общую структуру типов теорий.Эти типы включают теории черт, теории типов, психоаналитические теории, бихевиористские теории и гуманистические теории. Есть и другие, но самые распространенные.
Теории свойств сосредотачиваются на психологических чертах, которые, как правило, стабильны во времени. Эти черты характера представляют собой индивидуальные модели понимания окружающего мира и взаимодействия с ним. Черты характера у всех разные, и они, как правило, влияют на поведение человека. Теории типов анализируют тип личности или то, как люди классифицируются.Теория типов имеет тенденцию рассматривать личность на основе абсолютов, а не в той или иной степени на континууме, как это делает теория черт.
Психоаналитическая теория была основана Зигмундом Фрейдом. Эти теории личности объясняют человеческое поведение через взаимодействие между различными компонентами личности. Психоаналитические теории наблюдают и анализируют психологический конфликт и разрешение. С другой стороны, бихевиористская теория смотрит на человека со стороны и изучает, как внешние события и взаимодействия влияют на поведение.
В социальных когнитивных теориях поведение определяется ожиданиями или познаниями. Эти познания относятся к ожиданиям и убеждениям человека об окружающем мире, особенно о людях в их жизни. Эти теории делают упор на когнитивные процессы мышления или суждения. Гуманистические теории вращаются вокруг идеи, что у людей есть свобода воли. Эти теоретики считают, что субъективный характер опыта каждого человека влияет на его поведение и полагается на него, чтобы прийти к собственным выводам относительно этого поведения.
Это обзор многочисленных подходов к психологии личности. Если вы рассматриваете специальную область психологии, стоит разобраться в психологии личности, поскольку это увлекательная область исследования, которую можно практически применить в различных областях, отраслях и профессиях.
,
Разница между социальной психологией и психологией личности
Социальная психология имеет общие черты с психологией личности. Они оба изучают поведение на социальном и индивидуальном уровнях, но подходят к занятиям с противоположных точек зрения. Психология личности в основном фокусируется на внутри личностных факторах, в то время как социальная личность в основном фокусируется на внутри личностных факторах.
Сходства между социальной психологией и психологией личности
Социальная психология и психология личности являются типами экспериментальной психологии, что означает, что они, как правило, больше озабочены развитием и расширением теорий, чем применением этих теорий в конкретном повседневном мире.Психологи-экспериментаторы тратят много времени на лабораторные эксперименты и написание исследовательских работ.
Экспериментальные психологи предоставляют теории и исходные данные для их коллег из прикладных областей психологии, чтобы они могли их применить на практике. Например, многие теории о природе человека, разработанные социальными психологами и психологами личности, используются клиническими психологами при лечении пациентов.
Психологи-экспериментаторы обычно не лечат пациентов; вместо этого они изучают их, проводя над ними эксперименты, беседуя с ними, наблюдая за ними или изучая их реакции на различные раздражители.Психологи-экспериментаторы также проводят эксперименты над животными и организмами. Психологи личности изучают людей как индивидуальные личности, а социальные психологи изучают людей как членов социальных групп.
Социальная психология и психология личности имеют прикладные отрасли, в которых используются теории, но их основное внимание уделяется исследованиям.
Психология личности
Психология личности — это исследование развития личности и индивидуалистических черт.Психологи личности смотрят на людей как на индивидуумов, а не как на членов общества. Цель психологии личности — выяснить, почему люди отличаются друг от друга своими убеждениями, взглядами и личностями. Психологи личности стремятся понять, как такие факторы, как пол, культура и генетика, влияют на личность и как личные убеждения и отношения влияют на поведение.
Некоторые из работ по прикладной психологии личности включают:
- разработка и проведение личностных тестов
- работа в качестве консультантов для торговых компаний
- работа в качестве экспертов по найму в отделы кадров
- обучение сотрудников правоохранительных органов работе с стрессовых ситуаций
- консалтинговые корпорации или правительственные учреждения, которым необходимо понимание того, что движет людьми
Вот краткое описание нескольких основных разделов психологии личности и их теорий о личности.
Психоаналитические теории в значительной степени основаны на открытиях Зигмунда Фрейда, который считал, что человеческая личность состоит из трех основных компонентов: ид (принцип удовольствия), эго (принцип реализма) и супер-эго (моральный принцип). Согласно Фрейду, направление сексуального либидо также играет важную роль в развитии личности. Психоаналитические психологи подчеркивают важность бессознательных мотиваций человека, часто используя техники свободных ассоциаций, чтобы попытаться раскрыть эти мотивации.
Бихевиоризм, , также называемый поведенческой психологией, подчеркивает важность наблюдения за внешним поведением; бихевиористы считают, что изучение внутренних когнитивных функций вторично или даже бесполезно, потому что познание слишком субъективно по своей природе. Бихевиористы считают, что любое поведение приобретается в результате обусловливания взаимодействия с окружающей средой.
Когнитивные теории подчеркивают умственную сторону в развитии личности. Они считают, что мыслительные процессы ребенка сильно отличаются от мыслительных процессов взрослого.
Гуманистическая психология считает, что люди от природы хороши и имеют внутреннее стремление к самореализации и творчеству. Гуманисты придерживаются целостного мировоззрения, поощряя самоисследование и духовное стремление.
Социальная психология
Социальная психология — это исследование того, как социальные ситуации влияют на поведение и образ мышления людей. В то время как психологи личности исследуют индивидуалистическую сторону человеческой личности, социальные психологи рассматривают социальный аспект человеческой личности.
Хотя социальные психологи заимствуют теории и идеи из социологии, социальные психологи в основном сосредотачиваются на взаимодействии человека с небольшими группами, тогда как социологи в основном сосредотачиваются на вовлечении человека в общество в целом.
Социальные психологи изучают взаимодействие людей в небольших группах, таких как семьи, церковные группы, банды, клубы и кружки дружбы; они изучают, как эти группы влияют на каждого отдельного члена. Социальные психологи изучают конформность и «групповое мышление» в ситуациях, когда люди думают и действуют иначе, чем когда они одни.Социальные психологи также изучают влияние социальных сетей, в частности телевидения, на людей.
Социальные психологи изучают формирование личных убеждений относительно социальных ситуаций, таких как личные предубеждения, предрассудки и стереотипы; они также изучают влияние круга друзей на формирование этих убеждений.
Хотя социальная психология в основном занимается экспериментальным изучением и формированием теорий, у нее есть и прикладная сторона.Многие теории социальной психологии применяются в таких областях, как реклама, правоохранительные органы и уголовное правосудие. Социальные психологи также помогают бороться с расизмом, стереотипами и гендерной дискриминацией в условиях занятости, судебных систем, правоохранительных органов и других государственных учреждений.
Социальные психологи иногда работают в рекламе или в качестве свидетелей-экспертов в судебных системах. Другие проводят тесты личности, помогают разрабатывать образовательные курсы, преподают или выступают в качестве консультантов для правительств или корпораций.
Ссылки по теме
.
Аномальная психология: расстройства личности — Psychologenie
Расстройство личности — это общий термин для различных типов психических заболеваний, влияющих на социальную, семейную и рабочую жизнь человека. Часто люди, страдающие психическим заболеванием, не осознают, что страдают этим расстройством.
Научные исследования психологических расстройств известны как аномальная психология. Когда кто-то отклоняется от нормы или принятого поведения в обществе или культуре, люди называют это ненормальным поведением.Он изучается, исследуется и лечится клиническими психологами, психиатрами и социальными работниками. Расстройства личности похожи на физическое заболевание. Есть разные типы психологических состояний, которые могут повлиять на человека. Многие мифы относятся к термину «ментальный», поскольку невозможно увидеть химический дисбаланс в мозге. Человек, страдающий подобным психологическим дисбалансом, сам не осознает, что с ним не так. История показывает, как люди неправильно понимали аномальные расстройства личности и сажали в тюрьмы или изгоняли пациентов из основного общества.
История ненормальной психологии
Аномальные расстройства личности рассматривались не как клинические проявления, а как работа демонов, призраков и злых духов. Это породило истории о ведьмах и волшебниках, колдовстве и магии. Эти расстройства личности лечили с помощью метода, известного как «трепанация». Трепанация практиковалась в доисторическую эпоху, в классический период и в периоды Возрождения. Процедура охлаждения позвоночника заключалась в просверливании отверстия в черепе, обнажающего твердую мозговую оболочку, для лечения расстройства личности.Этот процесс использовался для лечения припадков и многих других психических заболеваний.
Хотите написать для нас? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию. Свяжитесь с нами, и мы поговорим …
Давайте работать вместе!
Гиппократ первым указал на мозг как на основную причину этих аномальных психологических расстройств личности. К психически больным пациентам относились как к изгоям и отвергали обществом. Их содержали в бесчеловечных условиях и с ними обращались демонологическими методами.Пациенты умерли или стали инвалидами из-за жестоких методов лечения расстройств личности. Суд над салемскими ведьмами в 1692 году является доказательством того, что многие невиновные люди с психическими расстройствами или без них были приговорены к тюремному заключению или смертной казни. Больница Вифлеема в Лондоне была первой больницей, которая была преобразована в психиатрическую лечебницу. Филипп Пине (1745-1826), француз, который в то время был главным врачом приюта Ла-Бисетр в Париже, считал пациентов с психическими расстройствами больными, нуждающимися в доброте и заботе.Он один из великих гуманитариев, приказавших снять цепи с пациентов парижского приюта для безумных женщин. Другими гуманистическими психотерапевтами были Карл Юнг, Альфред Адлер, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Иван Павлов, Дж. Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер.
Что такое расстройство личности?
Четвертое (1994 г.) издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-IV) определяет расстройство личности как «устойчивые паттерны внутреннего опыта и поведения, которые являются достаточно жесткими и глубоко укоренившимися, чтобы привести человека в повторяющиеся конфликты с его или ее социальным и профессиональным окружением.”
Каждый человек индивидуален. То, как человек думает, ведет себя и выражает эмоции, индивидуально для каждого человека. Эти черты, присущие индивидуальному мышлению, превращаются в расстройства, когда поведение становится экстремальным и негибким. Большинство из этих состояний начинаются в детстве и перерастают в полномасштабное расстройство личности в зрелом возрасте. Любая эмоциональная травма или психическая травма, перенесенная в детстве, может привести к этому. На таких людей влияет их собственное представление о себе и окружающем мире.Они испытывают эмоции, отличные от обычных, и по-разному действуют в обществе. Иногда они не могут контролировать свои импульсы и представляют опасность для себя и окружающих.
Типы расстройств личности
• Кластер A : Странные или эксцентричные расстройства личности сгруппированы в кластер A. Эти расстройства включают подозрительное поведение, например:
- Параноик
- Шизоид
- Шизотипический
• Кластер B : Расстройства личности, связанные с эмоциональными или неустойчивыми расстройствами, сгруппированы в кластере B.К этим эмоциональным и импульсивным поведенческим расстройствам относятся:
- Антисоциальное
- Граница
- Истерический
- Нарциссический
• Кластер C : Тревожные или пугающие расстройства объединяются в кластер C. Это тревожное поведение включает:
- Избегающий
- Зависимый
- Обсессивно-компульсивный
Было обнаружено, что один человек может относиться к разным категориям. Таким образом, необходимо лечение различных расстройств одновременно или нетрадиционное направление психотерапии.
Хотите написать для нас? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию. Свяжитесь с нами, и мы поговорим …
Давайте работать вместе!
КЛАСТЕР A ~ Люди с отличием
Параноидальное расстройство личности
Люди, страдающие этим заболеванием, проявляют недоверие и подозрительно относятся к окружающим. Эти люди будут подозревать каждое движение других. Все, что человек говорит, делает или хочет, будет считаться обманом, вредным или эксплуатирующим.Они склонны затаить обиду и не упускают возможности причинить оскорбления, оскорбления и оскорбления другим. Они будут подозревать и сомневаться в верности своих партнеров и не будут им доверять. Однако эти люди не страдают слуховыми галлюцинациями, и их убеждения находятся далеко за пределами реальности.
Шизоидное расстройство личности
Шизоидный человек отстраняется от социальных взаимодействий и отношений. Эмоциональное выражение этих людей ограничено.У них нет никаких желаний и они не формируют близких отношений, например, быть частью семьи. В основном они одиночки и мало интересуются сексуальными отношениями. Вы обнаружите, что они крайне отстранены и эмоционально холодны.
Шизотипическое расстройство личности
Это поведение отмечено широко распространенным паттерном межличностного поведения. Человек сталкивается с дискомфортом в социальной среде и имеет пониженную способность к близким отношениям. Их мыслительные способности и восприятие искажаются и демонстрируют эксцентричное поведение.Они формируют странные убеждения и фантазии. У этих людей странная манера речи или мышления. У них есть сильные представления о телепатии или шестом чувстве.
КЛАСТЕР Б ~ Я, я, я
Антисоциальное расстройство личности
Люди, страдающие этой личностью, мало или вообще не уважают других и нарушают права людей вокруг них. Их обычно называют психопатами или социопатами. Они не соблюдают установленную норму и нарушают все правила, что приводит к их аресту.Они привыкли лгать, обманывать людей и использовать псевдонимы в основном для личной выгоды и удовольствия. Они никогда не сожалеют о своих действиях и никогда не выполняют никаких эмоциональных или финансовых обязательств.
Пограничное расстройство личности
Пациенты демонстрируют нестабильность в межличностных отношениях, самооценке, настроении и контроле над импульсами. Они часто не понимают своих карьерных целей, личных ценностей и даже своей сексуальной ориентации. Эти люди часто угрожают покончить жизнь самоубийством.Их межличностные отношения часто нестабильны. Их собственная личность нестабильна и часто имеет разные взгляды на себя. У них есть суицидальные наклонности и склонность к членовредительству. Эти люди часто испытывают хроническое чувство пустоты и склонны проявлять симптомы диссоциативной личности. Эти люди чрезвычайно склонны к манипуляциям и почти не имеют сочувствия. У них есть умение притягивать к себе людей, затем игнорировать их и снова приближать к себе того же человека. Их настоящая природа сбивает с толку, поскольку они продолжают менять свою личность, как человек меняет одежду.
Истерическое расстройство личности
Пациенты с этим заболеванием жаждут внимания, чрезмерно эмоциональны и чрезмерно драматичны. Они привлекают к себе людей своим кокетливым или соблазнительным характером. Но сами они эмоционально поверхностны. Им легко скучно, и они живут в собственном романтическом, сладком мире. Им становится очень неуютно, когда центр внимания смещается с них. Эти пациенты демонстрируют крайнюю самодраматизацию и легко могут повлиять на любого человека своими преувеличенными эмоциональными выражениями.Эти люди часто демонстрируют сексуально соблазнительное или провокационное поведение, выходящее за рамки допустимого взаимодействия.
Нарциссическое расстройство личности
Пациенты с этим расстройством жаждут восхищения, чувства собственного достоинства и проявляют недостаток сочувствия. Они не выносят критики или проигрыша кому-либо. Эти люди часто преувеличивают свои таланты, достижения и считают себя выше других. Они чувствуют себя особенными , и их могут понять только люди, которые одинаково талантливы или уникальны.Они воспользуются любым человеком или ситуацией, пока не получат то, что хотят. Они чувствуют, что другие завидуют им, и сами проявляют признаки повышенной зависти. Надменное поведение, смешанное с высокомерием, может быть признаком нарциссической личности.
КЛАСТЕР C ~ Я не уверен, я нервничаю … Думаешь, я хорошо выгляжу ???
Избегающее расстройство личности
Такие пациенты испытывают чувство социального запрета и страх отказа. Они уклоняются от развития близких отношений.Они боятся критики и унижений. Эти пациенты часто не хотят участвовать в отношениях или деятельности, поскольку боятся унижения и отказа. Они чувствуют себя непривлекательными или в чем-то уступают другим. Эти люди застенчивы и неуклюжи, они хотят подружиться и быть частью социальной структуры, но боятся отказа.
Зависимое расстройство личности
Пациенты, страдающие этим заболеванием, боятся оставаться одни.У них развивается покорное поведение, поскольку они не хотят вызывать недовольство или обидеть людей. Они переживают разлуку, часто просят совета у людей и не принимают решений самостоятельно. Они часто уступают свои обязанности другим, поскольку не могут справиться с этим. Они часто будут делать то, что им не нравится, поскольку им нужна поддержка или принятие других. Когда они теряют одни отношения, они готовы перейти к другим, которые предложат им заботу и поддержку.
Обсессивно-компульсивное расстройство личности
Эти пациенты озабочены поддержанием порядка, достижением совершенства, чистоты, умственным и межличностным контролем.Они проводят свое время, следуя строгому расписанию, правилам или планам, и не будут гибкими или открытыми для изменений. Они сталкиваются с проблемами в личной и профессиональной жизни, поскольку хотят, чтобы все делалось по-своему. Эти люди часто проявляют негибкость в отношении морали, этики или личных ценностей. Им будет чрезвычайно сложно делегировать задачи, поскольку они опасаются, что другие не сделают это именно так, как нужно.
Причины
Большинство причин расстройств личности пациента кроются в его или ее детстве.Родительское воспитание, социальное давление, личность, физическое, психологическое или сексуальное насилие порождают эти проблемы в детстве. Другие причины могут включать наследственные черты, переданные родителями, такие как застенчивость или гнев. Антисоциальное расстройство личности, которое обычно имеет биологическую причину, чаще встречается у мужчин. Женщины, как правило, страдают зависимым расстройством личности. Определенные биохимические нарушения в мозге также приводят к расстройствам личности. Факторы окружающей среды и семейное происхождение также способствуют возникновению расстройств личности.
Симптомы
Симптомы расстройства личности специфичны для каждого типа аномального психологического расстройства личности. Общие симптомы расстройства личности классифицируются как:
- Частые перепады настроения
- Нестабильные отношения
- Изоляция от социальных взаимодействий
- Вспышка гнева
- Недоверие и подозрительность к семье и друзьям
- Трудности в поиске друзей
- Злоупотребление алкоголем или наркотиками
- Плохое управление импульсами
- Суицидальные наклонности
- Причинение вреда другим лицам без провокации
Лечение
Лечение кардинально изменилось с годами.С пациентами больше не обращаются бесчеловечно. Доступные сегодня методы лечения направлены на то, чтобы контролировать расстройство и вернуть пациента в общество. Поскольку расстройства личности в основном являются хроническими, пациенту может потребоваться пожизненное лечение. В курс лечения входят:
- Психотерапия : Психотерапия включает беседу с пациентом о состоянии и проблемах, связанных с расстройством. Пациент узнает о своем настроении, чувствах и поведении во время сеансов психотерапии.Различные типы психотерапии включают когнитивно-поведенческую терапию, диалектическую поведенческую терапию, психодинамическую психотерапию и психообразование. Психотерапия может быть групповой или индивидуальной.
- Медикаментозная терапия : Лекарства, такие как антидепрессанты, препараты для стабилизации настроения, успокаивающие и антипсихотические препараты, назначаются врачами для лечения и контроля этих состояний.
- Госпитализация и реабилитация : В некоторых экстремальных условиях может потребоваться психиатрическая госпитализация.Когда пациент становится очень агрессивным или не может позаботиться о себе, рекомендуется госпитализация. Часто люди, которые лечатся от психологических расстройств, нуждаются в реабилитации перед тем, как войти в социальную структуру.
Копинг
Чтобы преодолеть это, необходимо улучшить навыки совладания. Пациенту необходимо ставить перед собой разумные цели в жизни. Поговорите с терапевтом, семьей и друзьями, чтобы они справились с изменениями. Ежедневное ведение молочной фермы, в которую можно записать всю боль, гнев, недоброжелательность и отрицательные эмоции, также может помочь контролировать расстройства личности.Участие в общественных собраниях и встречах с друзьями поможет человеку преодолеть социальную тревогу и избавиться от чувства социальной изоляции. Группы поддержки помогают установить контакт с людьми с похожим заболеванием и помочь друг другу преодолеть схожие проблемы. Соблюдение здоровой диеты и отказ от употребления алкоголя и других психоактивных веществ — это среди прочего, что человек может сделать для улучшения своего состояния. Если кто-то из ваших знакомых страдает расстройством личности, избавьтесь от всех мифов и вымысла и помогите ему обратиться за медицинской помощью.С любовью, поддержкой и пониманием можно помочь пациентам преодолеть свою ненормальность.
,