Джеймс уильям психолог: Уильям Джеймс: психология сознания
Уильям Джеймс, осознавший сознание
Юрий Дубровин – физик и историк философии, автор статей по религмоведению и политологии.
Платон, Аристотель, Лейбниц и Уильям Джеймс – «четыре великих мыслителя, внесших значительный вклад в создание философии как системы», утверждал выдающийся британский математик и философ Альфред Уайтхед. Про первых трех все слышали, а про четвертого? Уильям Джеймс (традиционно по-русски Джемс) был человек небольшого роста, сухощавый, живой и энергичный. Он сразу привлекал к себе внимание сияющими голубыми глазами под густыми бровями и широкой веселой улыбкой. Он был непоседлив, объехал всю Западную Европу, не говоря уже о США, увлекался альпинизмом. Среди его многочисленных знакомых были французские философы и английские математики, писатели Бернард Шоу, Герберт Уэллс и Гилберт Честертон, психологи Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг. Джеймс был одним из основателей психологии как науки, выдвинув на первый план принцип активности психики, первичность в ней воли и интереса. В фундаментальной работе «Принципы психологии» он рассмотрел все известные психологические сюжеты в свете двух своих фундаментальных открытий: self (самости) как ядра нашей психики и потока как формы организации сознания. Как философ и психолог Джеймс много внимания уделял проблеме морального выбора. Наша свобода определяется избирательными способностями нашего сознания и мышления: в любой момент мы вольны сосредоточить свое внимание на определенных людях, чувствах или объектах мира. Раз это так, мы несем ответственность за то, на что направляем свое внимание, за наши поступки и вообще за смысл нашей жизни.
Его даты
- 11 января 1842: родился в Нью-Йорке, в семье коммерсанта; его дед был выходцем из Ирландии.
- 1852-1861: учится в школе в Нью-Йорке и за границей, берет уроки живописи.
- 1861-1868: учится в школе Лоренса в Гарварде, затем там же на медицинском факультете. Получил диплом, но врачом не стал.
- 1869-1872: тяжело болеет, переживает глубокую депрессию. Находит выход из кризиса, обратившись к философии.
- 1872-1878: преподает в Гарварде на кафедре физиологии, затем работает ассистентом на кафедре философии.
- 1878-1890: пишет фундаментальный труд об основах психологии; читает лекции по психологии и философии.
- 1892: организовал в Гарварде первую американскую лабораторию прикладной психологии.
- 26 августа 1910: скончался в Чокоруа, штат Нью-Хемпшир (США).
Ключи к пониманию
Поток сознания – форма деятельности души
«В каждом из нас, когда мы бодрствуем, и часто, когда спим, происходит процесс сознания. Это означает, что имеется поток, ряд состояний знания, чувств, желаний, намерений, в котором заключается наша внутренняя жизнь. Существование этого потока составляет главный факт, а его природа и происхождение составляют главную проблему нашей науки».
«Конкретное поле сознания всегда комплекс. Оно может содержать ощущения, идущие от нашего тела или от окружающих нас предметов, воспоминания о прошлом, мысли о чем-то далеком, чувства удовлетворения и недовольства, желания и антипатии, а также и другие эмоции, наряду с нашими волевыми решениями – все это претерпевает различные перестановки и комбинации».
Самость, или self, – стержень психики
«Многие, по-видимому, назвали бы так активный элемент нашего сознания. Они также сказали бы, что, какие бы чувства мы ни испытывали, какие бы мысли ни приходили нам в голову, в нас имеется нечто такое, что идет навстречу этим чувствам и мыслям… Именно оно приветствует и отвергает, выполняет роль председателя на собрании наших восприятий и чувств и, одобряя их или запрещая, влияет на наши побуждения… Оно источник нашего внимания и наших усилий, от него исходят приказы нашей воли. Оно непременный и постоянный участник нашей умственной жизни…»
Смысл жизни – в обретении нового опыта
Новые истины являются результатом нового опыта, поэтому нужно искать новые области деятельности, давать новую пищу своей самости, а для этого приходится интенсивно менять свою жизнь. «Мы выбираем из широкого моря возможностей те, что осуществимы, и так постигаем истину». Это значит, что истина постигается в опыте, она сама находится в становлении: истинным оказывается то, что породило верные ожидания. Иногда мы вынуждены действовать в ситуации неопределенности, не имея данных о том, какое решение верное: тогда, не поддаваясь самообману и осознавая риск, мы должны выбирать тот путь, который придаст нашей жизни осмысленность и полноту».
Об этом
- Роберт Фрейджер, Джон Фейдимен «Уильям Джеймс и психология сознания» Прайм-Еврознак, 2007.
- Книги Уильяма Джеймса «Научные основы психологии» Харвест, 2003. «Многообразие религиозного опыта» Наука, 1993.
читайте такжеКак наука объясняет сознание?
Джеймс, Уильям — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Джеймс.
Уильям Джеймс (в старых изданиях тж. Джемс, англ. William James; 11 января 1842, Нью-Йорк — 26 августа 1910, Чокоруа, округ Кэрролл) — американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма. Авторами учебных пособий и научных работ часто называется отцом современной психологии[2][3][4][5][6][7][8][9][10].
Старший брат писателя Генри Джеймса.
Биография
Уильям Джеймс и Джосайя Ройс, Гарвардский университет, около 1910 г.
Учился медицине, в 1869 году получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 года — ассистент, с 1885 года — профессор философии, а в 1889—1907 годах — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 году организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Мюнстербергом). Активно занимался парапсихологическими опытами и спиритизмом[11].
Наряду со Стэнли Холлом Джеймс — единственный психолог, дважды становившийся президентом Американской психологической ассоциации — в 1894 и в 1904 годах.
Член Королевской Прусской академии наук[12].
Основные идеи
С 1878 по 1890 гг. Джеймс пишет свои «Принципы психологии», в которых отвергает атомизм немецкой психологии и выдвигает задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Джеймс рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Одной из важных характеристик сознания Джеймс считал его избирательность. С точки зрения Джеймса, сознание является функцией, которая «по всей вероятности, как и другие биологические функции, развивалась потому, что она полезна». Исходя из такого приспособительного характера сознания он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, а также индивидуальным физиологическим особенностям человека. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса. Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США.
Судьба идей
Идеи Джеймса были отвергнуты последователями бихевиоризма и были на какое-то время вычеркнуты из научного дискурса. Так американский психолог Джейкоб Кантор писал в 1923 году: «Короток ответ на вопрос, каковы отношения между социальной психологией и инстинктами. Очевидно, что нет никаких отношений»[13].
Отношение к религии
В работе «Многообразие религиозного опыта» (1902) Уильям Джеймс описывает две основные разновидности религиозного опыта:
- Религия душевного здоровья, к примеру — католицизм;
- Религия страждущей души, к примеру — традиционный кальвинизм.
Для Джеймса ценность религии заключалась в способности помочь людям обрести позитивное и уверенное отношение к жизни. По мнению ученого, религия способствует утверждению у человека верных представлений о самом себе и окружающих условиях для того, чтобы люди не стали жертвой несовершенства жизни и общества[14].
О великих людях
У. Джеймс одним из первых обратил внимание на взаимосвязь личности и среды в своих лекциях «Великие люди и их окружение» (Great Men and Their Environment). Он считал, что гениев надо воспринимать как данность, как «спонтанные мутации» по аналогии с теорией Дарвина о влиянии среды на естественный отбор[15]. Джеймс ввел понятие восприимчивости личности к историческому моменту (receptivities of the moment) и считал, что изменения в обществе происходят в основном под влиянием активности или примера личностей[16]. При этом гений оказывается настолько соответствующим особенностям своего времени, что может стать вдохновителем и инициатором движения, или, что не исключено, стать центром духовного разложения и причиной гибели людей. В целом, Джеймс придавал мало значения другим движущим силам исторического развития, что стало поводом для критики, например, Сидни Хуком[17].
Членства
- Член Американской национальной академии наук
- Член-корреспондент Французского института
- Член Берлинской академии наук
- Член Королевской Датской академии наук
- Член академии dei Lincei в Риме
- Почетный член Московского психологического общества
Переводы на русский язык
- Беседы с учителями о психологии. М., 1902.
- Зависимость веры от воли. СПб., 1904.
- Прагматизм. СПб., 1910.
- Психология. СПб., 1911.
- Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911.
- Введение в философию. Берлин, 1923.
- Многообразие религиозного опыта. М., 1993.
- Научные основы психологии. М., 2003.
- Джеймс У. Введение в философию // Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии / Общ. ред., послесл. и примеч. А.Ф. Грязнова. — М.: Республика, 2000. — С. 3-152. — 315 с. — (Философская пропедевтика). — 5000 экз. — ISBN 5-250-01798-3.
- Джеймс У. Воля к вере [включает сочинения: «Воля к вере и другие очерки популярной философии»; «Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии»; «Речи и статьи»] / Сост. Л.В. Блинников, А.П. Поляков. — М.: Республика, 1997. — 431 с. — (Мыслители XX века). — 5000 экз. — ISBN 5-250-02658-3.
- Джемс У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. Пер. с англ. — Изд. 3-е. — М.: ЛКИ, 2011. — 240 с. — (Из наследия мировой философской мысли: история философии). — ISBN 978-5-382-01256-8.
- Джеймс У. О некоторой слепоте у людей. // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века: Сб. переводов. / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2010. — Сер.: Теория и история социологии) — с. 10-28.
- Джеймс У. Психология веры. // Интеракционизм в американской социологии и социальной психологии первой половины XX века: Сб. переводов. / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2010. — Сер.: Теория и история социологии — с. 29-69.
См. также
Примечания
- ↑ data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
- ↑ APS William James Fellow Award. Association for Psychological Science.
- ↑ John Popplestone, Marion McPherson. An Illustrated History of American Psychology. — 2 Edition, illustrated, reprint. — University of Akron Press, 1999. — 222 p. — ISBN 9781884836398.
- ↑ Rod Plotnik, Haig Kouyoumdjian. Introduction to Psychology. — 10th Edition. — Wadsworth, 2013. — P. 12. — 752 p. — ISBN 978-1-133-93953-5.
- ↑ V. K. Kool. The Psychology of Nonviolence and Aggression. — First Edition. — Palgrave Macmillan, 2008. — P. xi. — 256 p. — ISBN 978-0-230-54554-0.
- ↑ Terence Palmer. The Science of Spirit Possession. — 2nd Edition. — Cambridge Scholars Publishing, 2014. — P. xii. — 375 p. — ISBN 978-1-4438-6810-5.
- ↑ C. Alexander Simpkins, Annellen M. Simpkins. Zen Meditation in Psychotherapy: Techniques for Clinical Practice. — John Wiley & Sons Ltd, 2011. — P. 126. — 272 p. — ISBN 978-0-470-94826-2.
- ↑ Peter M. Todd, Thomas Trenholm Hills, Trevor W. Robbins. Building a Foundation for Cognitive Search // Cognitive Search: Evolution, Algorithms, and the Brain / Peter M. Todd, Thomas Trenholm Hills, Trevor W. Robbins. — MIT Press, 2012. — P. 1-8. — 416 p. — ISBN 978-0-262-01809-8.
- ↑ Donald A. Wilson, Donald Alan Wilson, Richard J. Stevenson. Learning to Smell: Olfactory Perception from Neurobiology to Behavior. — 1st Edition. — The Johns Hopkins University Press, 2006. — 328 p. — ISBN 978-0-8018-8368-2.
- ↑ Bruce B. Lawrence. Who Is Allah?. — The University of North Carolina Press, 2015. — P. 117. — 240 p. — ISBN 978-1-4696-2003-9.
- ↑ Быковский Б. Э., Ляликов Д. Н. Джемс Уильям // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ William James Dies; Great Psychologist — некролог на сайте The NewYorkTimes (англ.)
- ↑ Пинкер, 2018, с. 36.
- ↑ Всеобщая история религий мира. — М.: Эксмо, 2006. — 763 с.
- ↑ Гринин Л. Е. 2010. Личность в истории: эволюция взглядов. История и современность, № 2, с. 29. [1]
- ↑ James, W. 2005. Great Men and Their Environment. Kila, MT: Kessinger Publishing
- ↑ Hook, S. 1955. The Hero in History. A Study in Limitation and Possibility. Boston: Beacon Press. Pp. 16-19
Литература
- на русском языке
- Гевин У. Понятие «смутности» в философии У. Джемса // Вопросы философии. 1996. № 3. С.79-91.
- Пинкер С. Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня = Steven Pinker. The Blank Slate: The Modern Denial of Human Nature. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. — 608 p. — ISBN 978-5-91671-783-9.
- Фокеев Ф. В. Плюралистическая гипотеза в прагматизме У. Джеймса. // История философии. № 10. 2003. С.121-139.
- на других языках
- Bush W.T. William James and Pan-Psychism // Columbia Studies in the History of Ideas. Vol. 2, 1925.
- Deborah Blum. Ghost Hunters: William James and the Search for Scientific Proof of Life After Death (2006). Penguin Press, ISBN 1-59420-090-4
Ссылки
Уильям Джеймс, американский психолог и философ
Краткая биография
Уильям Джеймс родился в в Нью-Йорке 11 января $1842$ года. Джеймс был самым первым ребенком в богатой семье Мэри Уолш и богослова Генри Джеймса.
В Гарварде в $1869$ году Джеймс получил ученую степень доктора медицины, но при этом врачом никогда не работал.
Академическая карьера Джеймса прошла в Гарвардском университете в период с $1873 по 1907$ год. Он преподавал анатомию и физиологию, а также являлся профессором философии и психологии. В $1891$ году Уильям Джеймс, вместе с Мюнстербергом, основал в США первую лабораторию прикладной психологии.
Студентами Уильяма Джеймса в разные годы были: Борис Сидис, Рузвельт, Гертруда Стайн, Джордж Сантаяна, Мэри Калкинс, Торндайк, Холл и Дьюи.
Джеймс два раза становился президентом Американской психологической ассоциации: первый в $1894$ году, а второй раз в $1904$ году.
Удивительно, но в молодости Джеймс страдал разного рода психическими расстройствами. В $1878$ году Джеймс женился на учительнице из Бостона Элис Хоув Гиббенс. В их семье родилось пять детей. После женитьбы неврастения и депрессия у Джеймса полностью прекратились.
Готовые работы на аналогичную тему
Замечание 1
Джеймс интересовался живописью, литературой, философией и научной деятельностью. Спектр интересов Джеймса был огромен. Его в равной степени интересовали психологический опыт людей и биологические основы поведения. Впоследствии его психологию разделили на отдельные специальности. Современная психология ценит вклад Джеймса, но при этом не желает признать правильность его стремления к изучению жизненного опыта отдельных людей.
Вклад в развитие психологии
Книга Джеймса «Принципы» — это самая грамотная, смелая и понятная книга по психологии из всех, изданных когда-либо. Эту книгу можно порекомендовать неспециалисту прочитать даже просто для удовольствия. Также как и другие книги Джеймса:
- «Многообразие религиозного опыта»,
- «Беседы с учителями про психологию и со студентами про идеалы, которым стоит подражать».
Некоторые его идеи безусловно несколько устарели, но его собственные размышления и замечания, а также яркие примеры до сих пор не забываются и цитируются. Писал Джеймс великолепно.
Джеймс был твердо убежден, что новая психология должна занимать активную и серьезную позицию, он считал, что она обязательно нужна всем. Для Уильяма было важно, как человек поступает со своей жизнью, и он говорил, что психология может и обязана помочь в этом людям.
Джеймс был ученым-психологом, которого можно назвать психологом гуманистического направления. Он отдавал себе отчет, насколько велика ответственность человека, который взялся учить других людей и давать им советы. Джеймса можно отнести и к бихевиористам, так как он считал, что в поведении людей кроется самый надежный и основной источник получения информации. Также Уильяма Джеймса можно назвать трансперсональным психологом. Он понимал реальность высших состояний сознания и желал изучить воздействие таких состояний на людей, которые их испытывают.
Джеймс считал, что ключ ко многим проблемам можно найти, обратив взор психологов на опыт мистиков и экстрасенсов. Многие современные исследования измененных внутренних состояний сознания абсолютно подтверждают его правоту.
Как эволюционист и сторонник функционализма Джеймс заявлял, что сознание необходимо рассматривать в качестве органа первичной адаптации к влиянию окружающей среды. Он говорил о важности изучения функций и процессов, а не структур и содержания сознания. Он называл привычки базовыми телесными принципами.
Уильям Джеймс использовал в исследованиях интроспекцию, а также изучение продуктов сознания и деятельности.
Замечание 2
Джеймс провозгласил, что психическая жизнь является непрерывно текущим и изменяющимся единством. Сущностными признаками сознания он называл адаптивность, избирательность, активность, телеологичность. Он ввел в психологию термин «поток сознания».
Джеймс утверждал, что воля первична и реализует убеждения, а знания инструментальны, разум же способен выбирать между любым количеством вариантов.
Джеймс в $1884$ году и Ланге уже в $1885$ году, независимо друг от друга предложили теорию Джеймса-Ланге. Согласно ей, эмоции прежде всего зависят от наших физиологических реакций, то есть мы страдаем, так как ощущаем, что плачем или когда мы убегаем, мы начинаем чувствовать страх.
Влияние Уильяма Джеймса сказалось как на психологии, так и на образовании. Огромный вклад был внесен Джеймсом и в философию, в частности в теорию прагматизма и феноменологию.
Джеймс Уильям — Психология Дома Солнца
Профессор философии (1885 — 1889) и психологии (1889 — 1907) в Гарвардском университете. Организовал (совместно с Г. Мюнстербергом) первую в США лабораторию прикладной психологии (Гарвардский университет, 1892).
Первоначально психологические взгляды Джеймса развивались в русле «психологии сознания» В. Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе («Принципы психологии», 1890) он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о «потоке» непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные «группы чувственных элементов», составляющих затем его «реальный мир». Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его «функциональной» ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека.
Развитая в одной из глав «Психологии», теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии. Многие темы, намеченные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований «образа самого себя», «самооценки», «самосознания». Другие же стали исходными точками в разработке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспективы и прочее стали важными проблемами психологических исследований личности.
Джеймс включает в личность, наряду с «чистым Я», также «эмпирическое Я», которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может считает своим: свой дом, близких, свои дела репутацию и т. п. По отношению ко всему этому человек испытывает те же чувства, что и по отношению к самому себе. потеря доброго имени переживается как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. Понятно, однако, что в рамках традиционной психологии сознания поднимавшиеся Джеймсом проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джеймса посвящен научно-психологическому анализу религии.
ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
ДЖЕЙМС, ДЖЕМС (James) УИЛЬЯМ — американский психолог и философ, один из основателей научной психологии.
Один из основателей научной психологии. Потомок ирландских эмигрантов, старший из 5 детей известного теолога Генри Джеймса Старшего, брат писателя Г. Джеймса. Окончил Гарвардский университет (доктор медицины, 1869). После трёхлетнего кризиса (Джеймс страдал депрессией, будучи не в состоянии разрешить противоречие между естественно-научным и религ. пониманием человека) начал преподавать в Гарварде (с 1873) анатомию и физиологию, затем психологию (в 1876 году основал первую в США лабораторию экспериментальной психологии) и философию.
В 1890 году опубликовал прославившую его книгу «The principles of psychology» (vol. 1-2; в русском переводе «Научные основы психологии», 2003 год), в которой систематизировал основные разделы психологической науки, внеся особый вклад в разработку проблем сознания, эмоций, воли и личности. Джеймс рассматривал психическую жизнь как активность, направленную на приспособление к среде, став одним из основателей функционализма в психологии. В акте самосознания человек обнаруживает в себе непрерывно меняющиеся целостные состояния («поток») сознания, в каждом из которых он выступает как субъект, познающий Я, выделяющий из этого потока ощущений, эмоций и мыслей себя как объект, как «моё, принадлежащее мне», то есть познаваемое, «эмпирическое Я», или личность. Последняя включает «физическую личность» (тело, одежда, дом и тому подобное), «социальную личность», ориентированную на признание со стороны других людей (социальная личность множественна и включает роли социальные, с которыми идентифицируется человек, — друг, отец, подчинённый и тому подобное), и «духовную личность» (идеалы, мысли, чувство внутренней активности и тому подобное). Среди важнейших характеристик личности Джеймса ввёл в психологию понятия «самооценка», «самоуважение», «самотождественность». Согласно предложенной им периферической теории эмоций (так называемая теория Джеймса — Ланге), эмоции отражают произошедшие чуть ранее физиологические изменения, связанные с рефлекторной реакцией на воспринятое (мы огорчены, потому что плачем, испуганы, потому что дрожим, и тому подобное). Эта теория нескольких десятилетий определяла развитие психологии эмоций, пока не получила экспериментального опровержения. В психологии воли впервые поставил вопрос о механизмах перехода от представлений к произвольным действиям. Явившись одним из инициаторов психологического изучения феноменов парапсихологии, спиритизма, религиозного опыта как состояния сознания, Джеймс пришёл к выводу, что обычное сознание человека подобно маленькому острову среди океана многообразных возможностей человеческой психики.
В 1890-е годы центр интересов Джеймса сместился в сторону философии. Вслед за Ч.С. Пирсом Джеймс развивает концепцию прагматизма, согласно которой ценность любых идей, теорий и систем представлений связана с теми следствиями, которые вытекают из них для практической жизни. Представления, которые считаются истинными, соответствуют не «объективной реальности», а успешным результатам их применения на практике, выполняя ценностную и направляющую функции по отношению к деятельности человека. В частности, истинными следует считать религиозную веру, веру в свободу человека, «мелиоризм» — позицию, противопоставленную крайностям оптимизма и пессимизма, согласно которой будущее человека находится в его руках.
«Радикальный эмпиризм» Джеймс исходит из понятия «чистого опыта» как нераздельного единства духовного и материального, души и тела, субъекта и объекта. В процессе познания этот целостный «поток жизни» в целях практического удобства разделяется на части (физические и психические объекты и тому подобное), и познание выступает как установление внешних отношений между этими разъединёнными частями опыта. Сознание, выполняющее важную познавательную функцию, не является особой субстанцией: прообразом понятия «духа» Джеймс считал обычный процесс дыхания, так что вместо «я мыслю» можно было бы сказать «я дышу». Незамкнутая и незавершённая «плюралистическая Вселенная» предстаёт нам во множестве форм, и разные виды упорядочивания опыта отличаются только своей относительной практической ценностью.
В трудах по педагогике Джеймса рассматривал процесс воспитания как организацию стремлений и навыков человека в определённые формы поведения, исходя при этом из решающего влияния инстинктов и эмоций. Выступал как убеждённый противник формальных приёмов обучения, не затрагивающих глубины психической жизни учащихся. Эти воззрения Джеймса получили развитие в прагматистской педагогике.
В 1900-х годах Джеймс много путешествовал по Европе и США, выступал с лекциями, в основном на философские темы. Эдинбургский (1902) и Гарвардский (1903) университеты присудили ему степень доктора права. Джеймс оказал огромное влияние на психологию; в числе философов, опиравшихся на его идеи, были Дж. Дьюи, Дж.Г. Мид, Э. Гуссерль, Б. Рассел, Л. Витгенштейн и другие.
Сочинения:
Беседы с учителями о психологии. М., 1902. М., 1998;
The meaning of truth. N. Y., 1909;
Прагматизм. СПб., 1910; Психология. 6-е изд. СПб., 1911. М., 1991;
Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911;
Essays in radical empirism. N. Y., 1912;
Введение в философию. Берлин, 1923. М., 2000;
Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993;
Воля к вере. М., 1997.
Иллюстрация:
Архив БРЭ.
Джеймс (Джемс) Уильям психолог: творчество, идеи, метод
«Величайшая польза, которую можно извлечь из жизни,
— потратить жизнь на дело, которое переживёт Вас»
Уильям Джемс
Американский психолог.
Отец Уильяма Джеймса был последователем мистического учения Эммануила Сведенборга, что явно отразилась на взглядах учёного на религию.
Уильям Джеймс развивал концепцию Потока сознания / Stream of consciousness, которую он сформулировал в Принципах психологии / Principles of Psychology в 1890 году.
«… сознание всегда является для себя чем-то цельным, не раздробленным на части. Такие выражения, как «цепь (или ряд) психических явлений», не дают нам представления о сознании, какое мы получаем от него непосредственно. В сознании нет связок, оно течёт непрерывно. Всего естественнее к нему применить метафору «река» или «поток». Говоря о нём ниже, будем придерживаться термина «поток сознания» (мысли или субъективной жизни)».
Уильям Джемс, Психология, М., «Педагогика», 1991 г., с. 62.
Уильям Джеймс писал в книге «Многообразие религиозного опыта»: «Мой мир — это лишь один из миллиона, равным образом реальных для тех, кто может их выделить. Сколь различными должны быть миры в сознании муравья, каракатицы или краба!».
«Гений похож на человека, который приносит в жертву свою жизнь, чтобы приобрести достаточно средств для спасения от голода своей округи; и в то время, как он, умирающий, но удовлетворённый, приносит сотню тысяч рупий, необходимых для покупки хлеба, Бог отбирает у него эти деньги, оставляя ему лишь одну рупию, со словами: «Вот это ты можешь отдать им; только это ты приобрёл для них. Остальное — для Меня».
Вильям Джемс, Многообразие религиозного опыта, СПб, «Андреев и сыновья», 1992 г., с. 314.
Учёный считал, что психология как наука только формируется:
«Называя психологию естественной наукой, мы хотим сказать, что она в настоящее время представляет просто совокупность отрывочных эмпирических данных; что в её пределы отовсюду неудержимо вторгается философский критицизм и что коренные основы этой психологии, её первичные данные должны быть обследованы с более широкой точки зрения и представлены в совершенно новом свете… Даже основные элементы и факторы в области душевных явлений не установлены с надлежащей точностью. Что представляет собой психология в данную минуту? Кучу сырого фактического материала, порядочную разноголосицу во мнениях, ряд слабых попыток классификации и эмпирических обобщений чисто описательного характера, глубоко укоренившийся предрассудок, будто мы обладаем состояниями сознания, а мозг наш обусловливает их существование, но в психологии нет ни одного закона в том смысле, в каком мы употребляем это слово в области физических явлений, ни одного положения, из которого могли бы быть выведены следствия дедуктивным путём. Нам не известны даже те факторы, между которыми могли бы быть установлены отношения в виде элементарных психических актов. Короче, психология ещё не наука, это нечто, обещающее в будущем стать наукой»
Уильям Джемс, Психология, СПб, 1911 г., с. 407.
Уильям Джеймс открывает главу «Воображение» следующим определением: «Ощущение, испытанное однажды, изменяет нервную организацию так, что копии этого ощущения возникают вновь в уме, после того, как исчез первоначальный стимул, вызвавший это ощущение».
Уильям Джемс, Научные основы психологии, Минск «Харвест», 2003 г., с. 329.
Но при этом У. Джеймс добавляет, что эти копии могут быть буквальными или же содержать новые комбинации элементов прошлого опыта.
«Уильям Джеймс не получил школьную подготовку в общепринятом значении этого слова. Но он пережил необычайное многообразие контактов и многое «усвоил» из них, а не из предметов обычной школы. […] …рассматривать Уильяма Джеймса как философа невозможно без внимания к развитию Уильяма Джеймса — человека, то есть к тому, как на это развитие повлияли отношения в его семье и неформальное, но жизненно значимое образование и близость с разнообразными людьми и профессиями. Данный факт является, бесспорно, тем пунктом, который больше всего потряс меня при чтении этих томов. По моему мнению, Уильям Джеймс представляет собой выдающийся поворотный момент в истории американской философской мысли именно потому, что человеческое всегда брало в нём верх над профессионально-философским. Он говорил о самом себе: «Поначалу, чтобы стать физиологом, я изучал медицину, но потом по воле какого-то рока меня занесло в психологию и философию. Философии я нигде никогда не учился. А первой услышанной мною лекцией по психологии была лекция, впервые прочитанная мной самим».
Джон Дьюи, Философия Уильяма Джеймса / Реконструкция в философии. Проблемы человека, М., «Республика», 2003 г., с. 420 и 423.
Уильям Джемс, писал И.И. Мечников, был убеждён в существовании загробного мира, что обещал после своей смерти найти способ духовного общения со своими коллегами. У. Джемс умер в 1910 г., но «…до сих пор не выполнил этого обещания».
Мечников И.И., Сорок лет искания рационального мировоззрения, М., 1925 г. с. 22-23.
В юности Уильям Джемс стажировался в Германии у Германа Гельмгольца.
Среди учеников Уильяма Джеймса были: Теодор Рузвельт, Джордж Сантаяна, Гертруда Стайн и другие.
Американский психолог Уильям Джеймс (1842-1910) — Студопедия
«Принципы психологии» У. Джеймса.Джеймс начал разрабатывать свою собственную версию прагматизма в 1870-1880-х гг. Сначала он делал первые робкие шаги в своей философии, имевшей сильный налет психологии. В 1878 г. Джеймс заключил с издателем Генри Хольтом договор на написание учебника психологии и на протяжении 1880-х гг. опубликовал серию статей, которые сформировали ядро его новой психологии и были включены в книгу «Принципы психологии». Ее публикация в 1890 г. ознаменовала водораздел в истории американской психологии, поскольку вызвала такое воодушевление среди американских студентов, какого не вызывали ни шотландцы, ни В. Вундт. Джеймс сочетал обычные интересы основоположника психологии: физиологию и философию. Он начал с проведения практических занятий по физиологии, а впоследствии получил кафедру психологии; последние годы он провел на должности профессора философии. В «Принципах» Джеймс начал разрабатывать свою прагматическую философию.
204 Часть II. Основание психологии
«Психология — это наука о психической жизни», — сообщал Джеймс своим читателям (James, 1890, vol. I, p. 1). Основным исследовательским методом Джеймса была обычная интроспекция, унаследованная у немецких экспериментальных психологов. Как и Вундт, Джеймс отвергал теорию атомизма ощущений. По его мнению, эта теория принимает различимые части объектов за продолжающиеся объекты опыта, таким образом недопустимо расчленяя поток опыта. Джеймс писал:
Сознание… не является самому себе разрубленным на куски. Такие слова, как «цепь» или «поезд», не описывают его должным образом. В сознании нет ничего жестко зафиксированного; оно течет. «Река» или «поток» — вот те метафоры, которые описывают его самым естественным образом. Рассуждения о нем такого рода позволяют нам назвать его потоком мышления, сознания или субъективной жизни (р. 239).
Подобно Дарвину, Джеймс обнаружил, что не так важно, что содержится в сознании; гораздо важнее, что сознание делает; функция гораздо важнее, чем содержание. Основная функция сознания — выбор. Он писал: «Сознание всегда интересуется одной частью объекта больше, чем другой, и в то время, пока мыслит, постоянно отвергает, или принимает, или выбирает» (р. 284). Сознание определяет цели организма и служит им, а главная из этих целей — выживание посредством приспособления к окружающей среде. Но для Джеймса приспособление не пассивно. Сознание делает выбор, всегда направляясь к некоей цели. Непрекращающийся поток возможных выборов влияет и на восприятие, и на поведение: «Разум работает с теми данными, которые он получает, точно так же, как скульптор работает с каменными блоками» (р. 288). Разум в понимании Джеймса отнюдь не пассивная чистая доска сенсуалистов. Это «борец за цели», активно участвующий в практическом мире переживаний.
Отметим, что для Джеймса существует два аспекта адаптивной природы сознания. Первый заключается в том, что сознание дает своим носителям интересы — машины не хотят выживать и действуют просто в силу установленных свойств. Если окружающая среда не подходит этим свойствам, то они не могут адаптироваться и погибают, поскольку их не волнует, умрут они или будут жить. Но суть эволюции состоит в способности справляться с изменениями, и, таким образом, сознание возникает потому, что без него мы не смогли бы адаптироваться. Второй адаптивный аспект сознания — это выбор. Джеймс учил, что сознание возникает, когда инстинкт и привычки не могут ответить на новый вызов. Каждый может вести машину знакомым путем, никак не привлекая к этому сознание, слушать радио или разговаривать с приятелем. Как говорил Декарт, сознание этого человека будет «где-то там». Но стоит человеку по радио услышать, что поваленное дерево перегородило его привычную дорогу, он немедленно начнет относиться к вождению сознательно, поскольку ему приходится выбирать новый путь, чтобы справиться с изменившейся окружающейся средой. Без сознания не было бы выживания, поскольку без него мы были бы всего лишь заводными механизмами, слепыми по отношению к окружающей среде и не заботящимися о своей судьбе.
Но в то же время Джеймс одобрял путь к физиологии, говоря, что психология должна иметь «церебральную» направленность. Предположение о том, что «мозг — это непременное телесное условие психической деятельности», является фундаментальным, и «Принципы» посвящены доказательству именно этой идеи. Он го-
Глава 5. Психология адаптации 205
рячо приветствовал попытки Хартли продемонстрировать, что законы ассоциации представляют собой и законы головного мозга: «До тех пор, пока ассоциация служит причиной, она принадлежит мозговым процессам» (р. 554).
Похоже, что это привело Джеймса к некоторому противоречию: мозг-машина должен делать выбор. Он говорил, что сознание играет положительную роль в жизни людей и животных, и недвусмысленно отвергал механистичность, или то, что называл «теорией автомата». Для Джеймса эволюционный натурализм требовал существования сознания, поскольку оно выполняло жизненно важную адаптивную функцию. Глупая машина не знает направления, она напоминает «игральную кость, которую вечно бросают на стол… какова вероятность того, что наибольшее количество очков выпадет чаще, чем наименьшее?» Джеймс утверждал, что сознание увеличивает эффективность машины мозга, «утяжеляя кости». Он писал (W.James, 1890, vol. I, p. 140): «Утяжеление игральных костей оказывает постоянное давление, делающее действия мозга более ясными», что «служит интересам владельца мозга». Сознание превращает выживание из «просто гипотезы» в «императивное повеление… Выживание будет иметь место, и, следовательно органы должны работать следующим образом… Каждое по-настоящему существующее сознание кажется, во всяком случае самому себе, борцом за конечные цели». Таким образом, сознание обладает ценностью для выживания. Ассоциация может зависеть от законов мозга, но наша воля способна, с помощью расстановки акцентов или посредством подкрепления, направить цепи ассоциаций на службу нашим интересам, и это направление — «все, чего только может пожелать самый страстный защитник свободы воли», поскольку, направляя ассоциации, сознание направляет мышление и, следовательно, действие (р. 141).
Конфликт между «церебралистским» взглядом Джеймса и его верой в поведенческую силу сознания проявился в теории эмоций Джеймса-Ланге, которая была предложена независимо друг от друга Джеймсом и голландским физиологом Карлом Ланге (1834-1900) в 1885 г. Благодаря тому, что эта теория была сформулирована в книге Джеймса «Принципы психологии», теория эмоций Джеймса-Ланге оказала влияние на каждого психолога, сталкивающегося с темой эмоций, и широко обсуждается по сей день.
Будучи психологом сознания, Джеймс хотел объяснить, каким образом и почему в сознательном опыте возникают эмоции. Он противопоставлял свою теорию эмоций теории эмоций этнической психологии, допуская, что, по крайней мере на первый взгляд, его теория менее правдоподобна:
Наш природный способ мышления об эмоциях заключается в том, что психическое восприятие некоторых фактов возбуждает психическую привязанность, называемую эмоцией, и что это состояние разума порождает телесное его выражение. Напротив, моя теория сводится к тому, что телесное выражение следует сразу же за восприятием возбуждающего факта и что наше ощущение этих изменений, по мере их возникновения, и есть эмоция. Здравый смысл говорит: мы упустили удачу — и мы сожалеем и плачем; мы встретили медведя — мы испугались и побежали; нас оскорбил соперник — мы разозлились и нанесли удар. Гипотеза, которую я намереваюсь здесь отстаивать, говорит, что эта последовательность событий неправильна, что одно психическое состояние вовсе не вызывается другим непосредственно, что сначала между ними должны быть поставлены телесные проявления и что более рациональным утверждением является то, что мы чувствуем сожаление, потому что плачем; злимся,
206 Часть II. Основание психологии
потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим, а не то, что мы плачем, наносим удар или дрожим потому, что испытываем сожаление, злимся или боимся, как можно было бы сказать. Без телесных состояний, которые следуют за восприятием, последнее было бы чисто познавательным по форме, бледным, бесцветным, лишенным эмоциональной теплоты. Тогда мы могли бы увидеть медведя — и вынести суждение о том, что наилучшим является бегство; получить оскорбление — и счесть правильным нанести удар; но нам не следовало бы на самом деле испытывать страх или злость. Сформулированная в таком грубом виде, гипотеза, скорее всего, немедленно столкнется с недоверием. И тем не менее не потребуются ни многочисленные, ни притянутые за волосы соображения для того, чтобы смягчить ее парадоксальный характер и, возможно, убедиться в ее правоте (James, 1892a/1992, р. 352).
Формулируя свою теорию эмоций, Джеймс боролся с проблемами, которые остались нерешенными и по сей день. Первый вопрос — самый основной: что такое эмоция? Многие, а возможно, и большинство наших перцепций — «чисто познавательны по форме». Восприятие факса, компьютерной мыши или коробки с дискетами на столе «бледны, бесцветны, лишены эмоциональной теплоты». Но не вызывает сомнений, что, если я встречу в лесу медведя, мое восприятие будет, мягко говоря, очень теплым. Так в чем же состоит эта теплота — эмоция страха? Что присутствует в сознании в случае с медведем и отсутствует в случае с факсом?
Ответ Джеймса был продиктован рефлекторной теорией мозга. Напомним, что в рефлекторной теории мозг рассматривают как телефонный коммутатор, обеспечивающий связи между стимулом и ответной реакцией, но неспособный к порождению опыта, чувств или действий. Джеймс придает этому достаточно пассивному взгляду на мозг динамический аспект, утверждая, что любые воспринятые стимулы действуют на нервную систему так, чтобы автоматически осуществлять некоторые приспособительные телесные ответные реакции, не имеет значения, выученные или врожденные. Таким образом, если крупное животное встает на дыбы и рычит на меня, у меня есть врожденная и автоматическая тенденция бежать прочь. Когда я веду машину и загорается красный свет светофора, у меня выученная и автоматическая тенденция нажать на тормоза автомобиля.
Чтобы понять некоторые из более поздних споров относительно сознания, особенно моторную теорию сознания (см. главу 10), нам следует помнить, что в этой последовательности событий эволюционно адаптивным является мое бегство. То, что я могу субъективно чувствовать, глядя на медведя, не имеет никакого значения до тех пор, пока я в состоянии избежать его когтей. Я мог бы, как говорит Джеймс, смотреть на медведя и хладнокровно рассуждать о том, что бегство будет мудрым поступком, вообще ничего не чувствуя. Были построены роботы, способные находить одни объекты и избегать других, но, конечно, они не испытывают ни желания, ни страха.
Но поскольку мы, люди, на самом деле чувствуем страх (и желание), то в задачи психолога входит изобразить, что такое страх (или желание) — дополнительное состояние сознания, добавленное к когнитивной перцепции медведя. Джеймс высказал предположение о том, что это что-то дополнительное эмоциональное — регистрация сознанием состояния и активности нашего тела, вызванных видом медведя. Поскольку Джеймс думал о мозге всего лишь как о соединяющем устройстве, он поместил эмоции не в самом мозге, а вне его, во внутренних
Глава 5. Психология адаптации 207
органах (наш желудок корчится от страха) и в мышцах, которые работают, чтобы унести нас прочь от медведя. Что касается простых эмоций, таких как страх или вожделение (в отличие от более тонких эмоций, например зависти или любви), то Джеймс полагал, что самые важные телесные ощущения, которые и составляют эмоции, возникают во внутренних органах. В общем, согласно теории эмоций Джеймса-Ланге, страх не вызывает судорожные конвульсии нашего кишечника, но в то же время сокращающийся кишечник и бегущие ноги также не вызывают чувства страха; страх и есть сжимающиеся внутренности и бегущие ноги. Эмоции — это состояния тела.
В более широком смысле Джеймс говорил, что психические состояния обладают телесными эффектами двух видов. Во-первых, хотя некоторое торможение и присутствует, но мысль о действии автоматически влечет за собой выполнение этого действия. Во-вторых, психические состояния вызывают внутренние изменения в теле, в том числе скрытые двигательные ответные реакции, изменения в сердечном ритме, выделения секрета желез и, возможно, «еще более тонкие процессы». Следовательно, Джеймс утверждал, что «смело можно выдвинуть общий закон, согласно которому ни одна психическая модификация не происходит, если не сопровождается изменением в теле (или если оно не следует за ней)» (1890, vol. 1, р. 5). Таким образом, содержание сознания определяется не только ощущениями, приходящими извне, но и кинестетической обратной связью (как мы сегодня это называем) от двигательной активности тела. «Следовательно, наша психология должна принимать в расчет не только те условия, которые предшествуют психическим состояниям, но и последовавшие за ними результаты… Целостный неврологический организм… не более чем машина для превращения стимулов в ответные реакции; и интеллектуальная часть нашей жизни связана не с чем иным, как со средней или «центральной» частью операций этой машины» (vol. 2, р. 372).
И здесь лежал камень преткновения для Джеймса. Если эмоции заключаются в регистрации нами стимулов, продуцирующих эмоции (например, медведя) и в ответных реакциях тела, автоматически запускаемых стимулом (например, сокращения внутренних органов и бег), то мы можем задаться вопросом: а действительно ли эмоции являются причиной поведения? Если мы боимся потому, что убегаем прочь, то страх не причина бега, а состояние сознания, которое приходит параллельно с бегом. Теория эмоций Джеймса-Ланге выглядит вполне соответствующей теории автомата, которую Джеймс отвергал. Сознание, включая эмоции, имеет отношение к причинам поведения не больше, чем цвет автомобиля к тому, что заставляет его двигаться. Машина вынуждена иметь какой-то цвет, а живые существа, похоже, вынуждены обладать сознательным опытом, но ни цвет машины, ни сознание мозга на самом деле ничего не делают. Будучи наукой, изучающей причины поведения, психология могла бы вообще игнорировать сознание.
Джеймс обнаружил, что столкнулся с той же дилеммой между сердечным чувством свободы и научными декларациями интеллекта о детерминизме, как и другие противники механицизма. Джеймс был искренне предан вере в свободу воли на основании личного опыта. Будучи молодым человеком, он вытащил себя из глубокой депрессии, буквально заставить себя жить дальше, и, сопровождаемый приступами депрессии на протяжении всей своей жизни, сделал волю человека цент-
208 Часть II. Основание психологии
ром своей философии. Но в своей психологии, преданный идее церебрализма, Джеймс обнаружил, что вынужден принять детерминизм как единственный приемлемый с точки зрения науки взгляд на поведение. Он стойко сопротивлялся этому выводу, осуждая механистические концепции человеческого поведения и, как мы убедились, провозглашая, что сознание издает указ о выживании и командует телом. После написания «Принципов» в 1892 г. Джеймс оставил психологию ради философии и развивал свое собственное направление прагматизма. Он пытался прекратить борьбу между головой и сердцем, приравняв чувства сердца к познаниям разума. Тем не менее конфликт сохранялся, и влияние «Принципов» увело американских психологов от вопросов сознания, а таким образом, от определения психологии как науки о психической жизни, данного самим Джеймсом, к проблемам поведения.
«Лебединая песня» Джеймса в психологии.При всем влиянии, оказанном «Принципами» на психологию, они были для Джеймса всего лишь развлечением. В 1892 г. он выпустил в свет однотомный «Краткий курс», который гораздо лучше, чем «Принципы», можно было использовать в качестве учебника, но заявил, что устал от психологии. В том же году он добился того, что его последователь, Хьюго Мюнстерберг (см. главу 10), стал экспериментальным психологом в Гарварде.
Двойственное отношение Джеймса к научной психологии проявилось в его ответе (1892b) на негативный отзыв, данный «Принципам психологии» Джорджем Трамбеллом Лэддом (1842-1921). Хотя Лэдд разделял некоторые аспекты научной психологии, он защищал старую, религиозно ориентированную психологию шотландской традиции, считая натуралистическую психологию неподходящей для службы человеческой душе. Джеймс возражал, что в таком случае психология была бы не наукой, а «массой феноменологических описаний, сплетнями и мифом». Он сказал, что при написании «Принципов» ему хотелось, «чтобы с психологией обращались, как с естественной наукой, дабы помочь ей действительно стать таковой» (р. 146).
Джеймс (James, 1890) совершенно справедливо считал главной задачей новой психологии ее превращение в естественную науку. Церебралистская теория «рефлекс-действие» поистине бесценна, поскольку рассматривает поведение как результат физиологически обусловленных двигательных привычек и импульсов и «работает на практическое предсказание и контроль», что составляет цель всех естественных наук. Психологию отныне следует считать не частью философии, а «ветвью биологии». Однако по одному важному вопросу Джеймс согласился с Лэддом, поскольку верил, что научная психология не может ставить множество важных вопросов, относящихся к человеческой жизни. Например, как мы уже отмечали, Джеймс страстно верил в свободу воли. В своих «Принципах» он обсуждал внимание как важный процесс, с помощью которого мы (по всей видимости) добровольно выбираем, что одна вещь заслуживает внимания больше, чем другая. В одной из глав он противопоставил «причинные» теории внимания, которые говорили о том, что уделить внимание — это волевой акт, «следственным» теориям внимания, утверждавшим, что внимание — есть следствие когнитивных процессов, неподконтрольных нам. Джеймс не видел способа сделать выбор между этими теориями на научной основе и пришел к выводу на нравственной основе, отдав
Глава 5. Психология адаптации 209
предпочтение причинным теориям, поскольку они соглашались с реальностью свободы воли и нравственной ответственности. Но в силу того, что моральные соображения лежат за пределами науки, Джеймс закончил главу, посвященную вниманию, без дальнейшей проработки. Он подразумевал, что, будучи психологами научного толка, мы можем отдать предпочтение аргументам против свободы воли, но мы не должны делать этого, если являемся нравственными философами.
В своей статье Джеймс также коснулся будущего психологии как прикладной дисциплины. Он говорил, что люди нуждаются в практической психологии, которая научила бы их, как действовать, чтобы изменить жизнь. «Психология, способная излечивать меланхолию или мании, нужна гораздо больше, чем психология, строящая теории о природе души» (James, 1829b, p. 153). Психология должна быть практической, должна вызывать изменения. Джеймс не только озвучил требование американских психологов, растущее по мере того, как они становились все более профессиональными и организованными, но и провозгласил свое собственное кредо истины: истинные идеи вызывают реальные изменения в жизни. Затем задачей Джеймса стало окончательная разработка типично американской философии — прагматизма.
К середине 1890-х гг. наметились очертания новой психологии, американской по своему духу. Интерес американских психологов переместился с вопроса о том, что содержится в сознании, к тому, что делает сознание и как оно помогает организму человека или животного адаптироваться к изменчивой окружающей среде. Короче говоря, психическое содержание стало менее важным, чем психические функции. Эта новая функциональная психология стала естественным продолжением дарвинизма и нового американского опыта. Разум, сознание не существовали бы, если бы не служили адаптивным потребностям хозяина, говорил Джеймс; в Америке 1890-х гг. было ясно, что основной функцией сознания является руководство приспособлением к лавине изменений, обрушивающихся на иммигрантов и фермеров, рабочих и специалистов. В мире постоянных изменений древние истины — психическое содержание, неизменные доктрины — стали непригодными. Люди больше не верили в вечные Формы Платона. В потоке Гераклита единственной вечной константой являлось изменение, и, следовательно, единственной реальностью опыта (предметом исследования психологии) было приспособление к изменениям.
Прагматизм У. Джеймса.Джеймс продолжал развивать собственную версию прагматизма, более широкую и романтическую, чем узкая научная версия Ч. Пирса. Прагматизму положила начало практическая научная позиция Пирса, бывшая способом определения того, обладает ли концепция какой-либо эмпирической реальностью. Но представления Пирса были слишком узкими и сухими, чтобы полностью удовлетворить потребности постдарвинистского, гераклитовского мира. Практически все философские направления XIX в. — романтизм, дарвинизм, идеализм Гегеля, марксизм — рисовали изменяющуюся вселенную. Стало ясно, что постоянных истин Платона не существует; тем не менее люди не могут жить без всякой определенности, без неподвижных звезд, по которым можно ориентироваться. Джеймс обнаружил в прагматизме Пирса неподвижную звезду нового типа: он предложил метод изготовления, а не нахождения истин.
210 Часть II. Основание психологии
В серии работ, начатых в 1895 г. и достигших кульминации в книге «Прагматизм» (1907/1955), Джеймс развивал всесторонний прагматический подход к проблемам науки, философии и жизни. Он утверждал, что идеи не заслуживают внимания или, точнее, не имеют смысла, если не имеют отношения к жизни. Он писал:
Истинны те идеи, которые мы можем ассимилировать, обосновать, подтвердить и верифицировать. Идеи, с которыми нельзя поступить подобным образом, ложны. В этом и заключается практическое отличие обладания истинными идеями… Истинность идеи — это не постоянное свойство, внутренне ей присущее. Истинность случается с идеей. Она становится истинной, истинной ее делают события. По сути дела, ее подлинностью является событие, процесс (р. 133).
До сих пор это звучало так же, как у Пирса: твердолобый дарвинистский подход к истине. Но Джеймс пошел дальше Пирса, заявив, что истинность идеи следует проверять тем, насколько полно, «ничего не опуская», она согласуется со всей совокупностью чьего-либо опыта. Когда Джеймс говорил, что мы анализируем идеи с помощью опыта, он имел в виду опыт в узком, когнитивном смысле — понимание ученым физического мира. Подобно романтикам, он не видел оснований ставить один опыт выше другого. Опыт, не относящийся к познанию (надежды, страхи, любовь, амбиции), был в такой же степени неотъемлемой частью реальной жизни человека, как и ощущения количества, твердости или массы. Джеймс говорил: «Идеи (которые не что иное, как часть нашего опыта) становятся истинными в той мере, в какой они помогают нам добиться удовлетворительных отношений с остальными частями нашего опыта» (р. 49). Таким образом, критерий истинности Джеймса гораздо шире, чем у Пирса, и приложим к любой концепции, сколь бы фантастической и метафизической она ни казалась. Для упрямых эмпириков идеи Бога и свободной воли не имеют смысла, поскольку лишены сенсорного содержания. Для Джеймса эти идеи могут вызвать изменения в нашем образе жизни. Если идея свободной воли и ее непосредственное следствие, нравственная ответственность, заставляет мужчин и женщин прожить лучшую, более счастливую жизнь, чем если бы они верили в теорию автомата, то свободная воля будет истиной; или, точнее, она будет сделана истиной в жизни и опыте людей, разделяющих ее.
В отличие от традиционных рационализма и эмпиризма, прагматизм Джеймса не содержал никаких метафизических предрассудков:
Рационализм привязан к логике и опыту. Эмпиризм привязан к внешним чувствам. Прагматизм готов принять все что угодно, последовать за логикой или чувствами и учесть самый смиренный и личный опыт. Он примет к рассмотрению даже мистический опыт, если тот повлечет за собой практические последствия (1907/1955, р. 61).
Холодному интеллектуальному позитивизму прагматизма Пирса Джеймс противопоставил веления сердца, что было созвучно американцам со времен Джонатана Эдвардса. Джеймс признавался, что его прагматизм был антиинтеллектуальным, считающим разум и сердце равными в поиске истины. Сравнивая рационалиста и поиск абсолютной Истины, Джеймс писал: «Радикальный прагматик — это беззаботное анархическое существо» (р. 168). Функциональные психологи и их наследники, бихевиористы, также хотели бы обесценить интеллект. Как мы увидим, научение и решение проблем скоро станут объяснять в понятиях метода еле-
Глава 5. Психология адаптации 211
пых проб и ошибок и последующих вознаграждений и наказаний, а не в понятиях направленной когнитивной активности.
Прагматизм был функциональной философией — методом, а не доктриной. Он открывал способ справиться с гераклитовым потоком опыта, независимо от проблемы или темы. Он предлагал путеводную звезду в сфере теологии и физики, политики и этики, философии и психологии. Хотя никто не надеялся обнаружить окончательную, неизменную истину о Боге или материи, обществе или морали, метафизике или разуме, каждый, по крайней мере, мог знать, какие вопросы задавать. Имеет ли значение эта концепция? Изменит ли она меня, мое общество, мою науку? Прагматизм обещал, что хотя окончательного решения любой проблемы не существует, но существует, по крайней мере, метод конкретного решения проблемы здесь и сейчас.
До этого философы искали первичные принципы, бесспорные идеи, чтобы воздвигнуть на них философскую систему и философию науки. Прагматизм Джеймса отказался от поиска первичных принципов, признав, вслед за Дарвином, что не может быть неизменной истины. Вместо этого Джеймс предложил работающую философию, отворачивающуюся от содержания (неизменные истины) и поворачивающуюся к функции (что идеи делают для нас). Как только он это сделал, психологи стали развивать психологию функций, изучая не идеи, содержащиеся в разуме, а то, как разум работает, приспосабливая организм к изменчивой окружающей среде. В то же время они надеялись, что психологическая наука будет отвечать насущным запросам современности, помогая решать вопросы иммиграции и образования, безумия и слабоумия, бизнеса и политики.
Уильям Джеймс — Психология изменения отношения, эмоционального развития и функционализма
1842-1910
Американский философ и психолог, который был главной фигурой в становлении и развитии функционализма.
Уильям Джеймс родился в Нью-Йорке в богатой образованной семье, в которую входил будущий писатель Генри Джеймс, его младший брат. Семья много путешествовала по Европе и Америке в юности Джеймса.Джеймс изучал химию, физиологию и медицину в Гарвардском колледже, но не смог сделать карьеру, его нерешительность усугублялась физическими недугами и депрессией . В 1872 году по приглашению президента Гарварда Чарльза Элиота Джеймс начал преподавать физиологию в Гарварде и приобрел репутацию преданного и вдохновляющего инструктора. В течение 1870-х годов его интерес к психологии, первоначально вызванный статьей немецкого физиолога Вильгельма Вундта (1832-1920), рос.В 1875 году Джеймс читал первый курс психологии, предложенный в американском университете, и в том же году получил финансирование для первой психологической лаборатории в Соединенных Штатах.
Джеймс начал писать Принципы психологии в 1878 году и опубликовал его в 1890 году. Он задумывался как учебник, но первоначальная версия, объемом более 1000 страниц, не подходила для этой цели (Джеймс вскоре написал сокращенную версию. ). Тем не менее, оригинальный текст стал плодотворной работой в данной области, получившей признание за влиятельные идеи Джеймса и доступный стиль письма.Джеймс считал, что психологию следует рассматривать как тесно связанную с физиологией и другими биологическими науками. Он был одним из первых, кто утверждал, что умственную деятельность следует понимать как динамические функциональные процессы, а не как дискретные структурные состояния. Общее название, обычно связанное с этим мировоззрением, — функционализм , и оно контрастирует со структурным разделением сознания на отдельные элементы, которое практиковалось ранними немецкими психологами, включая Вундта, идеи которого Джеймс
Уильям Джеймс (справа) со своим братом Генри.
пришло отклонить. Под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина в О происхождении видов функционалистский взгляд утверждал, что истинной целью психологии было изучение того, как функционирует сознание, чтобы помочь людям адаптироваться к окружающей среде .
Вероятно, наиболее известной отдельной темой, рассматриваемой в Принципах психологии , является концепция мысли как непрерывного, но постоянно меняющегося потока, которая добавила в английский язык фразу «поток сознания».Следуя по стопам греческого философа Гераклита, Иаков утверждает, что одно и то же ощущение или идея никогда не может возникнуть дважды, и что все переживания формируются на основе предшествующих им. Он также подчеркнул непрерывное качество сознания, даже когда оно прерывается такими явлениями, как судороги или сон . Напротив, научные попытки «разбить» или «заморозить» сознание, чтобы изучить его разрозненные элементы, такие как у Вундта или Эдварда Титченера (1867-1927), показались Джеймсу ошибочными.Также в Принципах психологии особое внимание уделяется важности и силе привычек как силы, которую нужно либо противостоять, либо культивировать, в зависимости от обстоятельств.
Особенно влиятельная часть книги Джеймса — это глава эмоций , в которой выражается принцип, который стал известен как теория Джеймса-Ланге, потому что датский физиолог Карл Ланге опубликовал похожие взгляды примерно в то же время, что и Джеймс. Теория утверждает, что физические реакции на стимулы предшествуют эмоциональным.Другими словами, Джеймс утверждал, что эмоции на самом деле являются результатом физических изменений, а не вызывают их. Основываясь на этом заключении, Джеймс утверждал, что эмоциональное состояние человека можно улучшить, изменив его или ее физическую активность или отношение.
С этим наблюдением об эмоциях связаны теории Джеймса о человеческой воле, которые также занимали центральное место в Принципах психологии и содержали зародыш его более поздней философии прагматизма. Его акцент на воле уходит корнями в его личную жизнь: когда ему было 20 лет, эссе о свободе воли французского философа Шарля-Бернара Ренувье (1815–1903) вдохновило его на преодоление своих эмоциональных проблем.Джеймс отверг идею о том, что люди пассивно реагируют на внешние влияния, не имея власти над своими обстоятельствами. Победив себя напряженным усилием воли, он рекомендовал этот курс и другим, определяя волевой акт как тот, который характеризуется сильной фокусировкой своего внимания на цели, которую нужно достичь.
Джеймс был президентом Американской психологической ассоциации в 1894 и 1904 годах. Он применил некоторые из своих психологических теорий к другим своим исследованиям, включая образование и религию.В 1909 году, за год до своей смерти, Джеймс поехал в Университет Кларка, чтобы встретиться с Зигмундом Фрейдом , основателем психоанализа , во время единственного визита последнего в Соединенные Штаты. В дополнение к Принципам психологии и другим его книгам, Джеймс оказал большое влияние на психологию в Америке своим обучением. Работа его ученика Г. Стэнли Холла (1844-1924) обеспечила связь между психологическими теориями Джеймса и функционалистской школой психологии, процветавшей в 1920-е годы.Другие книги Джеймса включают Воля к вере и другие эссе (1897), Разновидности религиозного опыта (1902), Прагматизм (1907), Плюралистическая вселенная (1909), Значение истины (1909) и Очерков радикального эмпиризма (1912).
Ближе к концу своей карьеры Джеймс сконцентрировал свою работу в области философии и сохранил мало связей с областью психологии.
.
Уильям Джеймс «Сознание и четыре особенности трансцендентных переживаний. Сбор мозга»
«Странно, даже безумно думать, что« красота »в природе предназначена только для нас, только для человеческого глаза. Без нашего сознания этого не существует », — написала Джойс Кэрол Оутс в своем дневнике. «Вся природа, весь данный« мир »на самом деле является произведением искусства. Только человеческое сознание может это зарегистрировать ». Четыре десятилетия назад Вирджиния Вульф зафиксировала то же самое чувство в том, что до сих пор остается самым потрясающим отрывком из своего собственного дневника; четыре десятилетия спустя нейробиолог Кристоф Кох повторил бы это мнение в несентиментальной комнате науки: «Без сознания нет ничего… Сознание — центральный факт вашей жизни.”
Задолго до Коха, Оутса и Вульфа психолог и философ-первопроходец Уильям Джеймс (11 января 1842 г. — 26 августа 1910 г.) исследовал тайну и сложность сознания в работе Разнообразие религиозного опыта: исследование человеческой природы ( публичная библиотека | бесплатная электронная книга ) — шедевр 1902 года, основанный на его лекциях Гиффорда, в которых Джеймс исследовал науку, духовность и человеческий поиск смысла.
Уильям Джеймс
Джеймс считает центральную функцию человеческого сознания — осмысливать реальность с помощью абстрактных понятий:
Вся вселенная конкретных объектов в том виде, в каком мы их знаем, плавает… в более широкой и высшей вселенной абстрактных идей, которые придают ей значение. Поскольку время, пространство и эфир пронизывают все вещи, так (мы чувствуем) абстрактные и существенные добро, красота, сила, значимость, справедливость, проникают во все хорошее, сильное, значительное и справедливое.
Такие и другие столь же абстрактные идеи составляют основу всех наших фактов, источник всех возможностей, которые мы представляем. Они придают «природу», как мы это называем, каждой особенной вещи. Все, что мы знаем, — это то, «что», если мы разделяем природу одной из этих абстракций. Мы никогда не сможем смотреть прямо на них, потому что они бестелесны, лишены черт и ног, но мы захватываем все остальное с их помощью, и, имея дело с реальным миром, мы должны быть поражены беспомощностью настолько, насколько мы можем потерять эти умственные способности. объекты, эти прилагательные, наречия, сказуемые и главы классификации и концепции.
Спустя три десятилетия после того, как Ницше сетовал на то, как наши абстракции закрывают нам глаза на действительность жизни, Джеймс добавляет:
Эта абсолютная определяемость нашего разума посредством абстракций — один из кардинальных фактов в нашей человеческой конституции. Поляризуя и магнетизируя нас, как они, мы поворачиваемся к ним и от них ищем их, держим их, ненавидим их, благословляем их, как если бы они были множеством конкретных существ. И существа, которыми они являются, существа столь же реальны в царстве, в котором они обитают, как изменяющиеся чувственные вещи в царстве пространства.
Иллюстрация Лизбет Цвергер к специальному изданию сказок братьев Гримм
И все же наше сознание, утверждает Джеймс, способно к состояниям, которые радикально нарушают его собственную аккуратную модель-вселенную абстракций. Он рассматривает, как эти трансцендентные состояния расстраивают наш сконструированный, ограниченный концепциями опыт реальности:
Наше нормальное бодрствующее сознание, рациональное сознание, как мы его называем, — это всего лишь один особый тип сознания, в то время как все вокруг него, отделенное от него тончайшим из экранов, лежат в потенциальных формах сознания совершенно иных.Мы можем идти по жизни, не подозревая об их существовании; но применяют необходимый стимул, и при прикосновении они во всей своей полноте обнаруживают определенные типы мышления, которые, вероятно, где-то имеют свою область применения и адаптации. Никакое рассмотрение Вселенной в ее совокупности не может быть окончательным, что оставляет эти другие формы сознания совершенно без внимания. Вопрос в том, как относиться к ним, поскольку они настолько не связаны с обычным сознанием. Тем не менее, они могут определять отношения, хотя они не могут предоставить формулы, и открывать регион, хотя и не могут дать карту.Во всяком случае, они запрещают преждевременное закрытие наших счетов с реальностью.
За четверть века до того, как отец-основатель квантовой механики Нильс Бор сформулировал принцип дополнительности и его следствие, по словам лауреата Нобелевской премии физика Фрэнка Вильчека, «вы можете распознать глубокую истину по тому признаку, что его противоположность также является глубокой. истина », — предлагает Джеймс определяющую черту этих трансцендентных форм сознания:
Это как если бы противоположности мира, противоречивость и конфликты которых составляют все наши трудности и проблемы, слились в единое целое.Мало того, что они, как противоположные виды, принадлежат к одному и тому же роду, но и один из видов, более благородный и лучший, сам является родом и, таким образом, впитывает и впитывает в себя свою противоположность.
Одна из революционных иллюстраций Артура Рэкхема к «Приключения Алисы в стране чудес»
Джеймс пришел к такому выводу не только как философ, но и как эмпирик, используя свое собственное тело-разум в качестве лаборатории для экспериментов с закисью азота — фаворитом ученых. химик-провидец и изобретатель Хамфри Дэви, который окрестил это вещество веселящим газом за его приятное эйфорическое действие.Легкие галлюциногенные свойства закиси азота дали Джеймсу возможность заглянуть в совершенно другую сторону его собственного сознания, которую он использовал как трамплин для понимания так называемых мистических или трансцендентных переживаний — «группы состояний сознания, достаточно своеобразных, чтобы заслужить специальное имя и требует внимательного изучения ».
Руководствуясь убеждением, что «феномены лучше всего понимаются, если помещать их в их ряды», он морфологизирует четыре определяющих свойства этих переживаний — первые два необходимы и достаточны для определения трансцендентного состояния сознания как такового, а остальные два — более тонкие, обязательный, но часто сопровождающий опыт:
- Невыразимость. — Самый удобный из признаков, по которым я классифицирую состояние души как мистическое, является отрицательным. Субъект сразу же говорит, что это не поддается выражению, что невозможно адекватно изложить его содержание словами. Из этого следует, что его качество необходимо непосредственно испытать; он не может быть передан другим лицам. В этой особенности мистические состояния больше похожи на состояния чувств, чем на состояния интеллекта. Никто не может объяснить другому, у кого никогда не было определенного чувства, в чем его качество или ценность.Чтобы понять ценность симфонии, нужно иметь музыкальный слух; нужно было любить самого себя, чтобы понять состояние души возлюбленного. Не имея сердца или уха, мы не можем истолковать музыканта или любовника справедливо и даже склонны считать его слабоумным или абсурдным. Мистик обнаруживает, что большинство из нас одинаково некомпетентно относятся к его опыту.
- Качество Noetic. — Хотя мистические состояния так похожи на состояния чувств, тем, кто их переживает, кажутся также состояниями знания.Это состояния проникновения в глубины истины, недоступные для дискурсивного интеллекта. Это озарения, откровения, полные значения и важности, хотя все они остаются невнятными; и, как правило, они несут с собой любопытное чувство власти на будущее.
- Мимолетность. — Мистические состояния не могут длиться долго. За исключением редких случаев, полчаса, максимум час или два, кажется, предел, за которым они исчезают в свете обычного дня.Часто, когда они потускнели, их качество может не полностью воспроизводиться в памяти; но когда они повторяются, это распознается; и от одного повторения к другому он подвержен непрерывному развитию в том, что ощущается как внутреннее богатство и важность.
- Пассивность. — Хотя наступление мистических состояний может быть облегчено предварительными произвольными операциями, такими как фиксация внимания или прохождение определенных телесных действий, или другими способами, которые предписываются руководствами мистицизма; тем не менее, когда однажды наступает характерный вид сознания, мистик чувствует, как будто его собственная воля приостановлена, а иногда даже, как если бы он был схвачен и удерживался высшей силой.Эта последняя особенность связывает мистические состояния с определенными явлениями вторичной или альтернативной личности, такими как пророческая речь, автоматическое письмо или медиумический транс. Однако, когда эти последние условия хорошо выражены, может не быть никакого воспоминания о явлении, и оно может не иметь значения для обычной внутренней жизни субъекта, которую он как бы просто прерывает. Так называемые мистические состояния никогда не бывают просто прерывистыми. Всегда остается некоторая память об их содержании и глубокое ощущение их важности.Они изменяют внутреннюю жизнь субъекта между моментами их повторения. Однако резкое разделение в этой области сделать трудно, и мы находим всевозможные градации и смеси.
Спустя более века после своей новаторской публикации Разновидности религиозного опыта: исследование человеческой природы остается увлекательным чтением. Дополните эту конкретную часть волнующим рассказом физика Алана Лайтмана об одном таком светском, негаллюциногенном трансцендентном опыте во время его встречи с молодой скопой и новаторской анатомией сознания, ставшим математиком Израэлем Розенфилдом, а затем вернемся к Альберту Камю на сознание и пробел между ними. правда и смысл.
.
Уильям Джеймс о внимании, многозадачности и умственных способностях, которые выделяют гениев — Выбор мозга
«Внимание — это самая редкая и чистая форма щедрости», — писала Симона Вейл. Десятилетия спустя когнитивист Александра Горовиц в своем чудесном исследовании наших повседневных шор наблюдала: «Внимание — это преднамеренный, непримиримый дискриминатор. Он спрашивает, что сейчас актуально, и заставляет нас замечать только это ».
Более века назад в своем шедевре The Principles of Psychology, Vol.1 ( публичная библиотека ), психолог-первопроходец Уильям Джеймс (11 января 1842 — 26 августа 1910) исследовал взаимодействие щедрости и беспощадности в этой величайшей из человеческих сверхспособностей, которая формирует наше базовое восприятие реальности.
Уильям Джеймс
Джеймс предлагает удивительно точное, но живое определение внимания:
Внимание … это овладение разумом в ясной и яркой форме одним из того, что кажется несколькими одновременно возможными объектами или последовательностями мысли, локализация, концентрация сознания являются его сущностью.Это подразумевает отказ от одних вещей для того, чтобы эффективно справляться с другими, и является состоянием, которое имеет реальную противоположность в состоянии растерянности, ошеломления и рассеянности мозга, которое на французском языке называется отвлечение и Zerstreutheit на немецком языке.
Джеймс пишет, задолго до того, как современные психологи начали исследовать самореферентную основу сознания:
Миллионы предметов внешнего порядка присутствуют перед моими чувствами, которые никогда должным образом не входят в мой опыт.Зачем? Потому что у них нет процентов для меня. По моему опыту, я согласен посещать . Только те предметы, которые я замечаю , формируют мое сознание — без избирательного интереса опыт — это полный хаос. Одним словом, интерес дает акцент и акцент, свет и тень, внятную перспективу фона и переднего плана. Он варьируется у каждого существа, но без него сознание каждого существа было бы серым хаотическим беспорядком, невозможным для нас даже вообразить.
Это понятие одновременно банальное и совершенно радикальное для нас сегодня — каким-то образом, завороженные светящимися прямоугольниками, которые мы носим повсюду, мы, кажется, отказались от этой самой элементарной формы свободы воли, формирующей наш жизненный опыт. Существует поразительное сходство между ярким описанием невнимательности Джеймсом, основанным на ныне угрожающем явлении скуки, и состоянием ума и тела, вызванным подавляющим большинством использования наших устройств, которое предвещает отвращение от скуки, но дает тот же результат:
Большинство людей, вероятно, несколько раз в день впадают в припадок чего-то вроде этого: глаза устремлены в пустоту, звуки мира сливаются в беспорядочное единство, внимание рассеивается, так что ощущается все тело как бы сразу, и передний план сознания заполняется чем-то вроде торжественного чувства подчинения пустому течению времени.Тем временем на смутном фоне нашего разума мы знаем, что нам следует делать: вставать, одеваться, отвечать человеку, который говорил с нами, пытаться сделать следующий шаг в наших рассуждениях … Каждый момент мы ожидаем, что заклинание разрушится , поскольку мы не знаем причин, по которым это должно продолжаться. Но это продолжается, пульс за пульсом, и мы плывем вместе с ним, пока также без всякой причины мы не можем обнаружить, что дана энергия, нечто, чего мы не знаем, что позволяет нам собраться вместе, мы моргаем глазами, мы качаем головой, фоновые идеи становятся эффективными, и жизнь снова начинает вращаться.
[…]
Отмена этого состояния — это то, что мы называем пробуждением внимания.
Иллюстрация Сиднея Смита из книги « Sidewalk Flowers » Джона Арно Лоусона, прекрасная бессловесная ода жизни с присутствием
Джеймс предлагает такой же отрезвляющий взгляд на многозадачность. На вопрос о том, сколькими вещами мы можем заниматься одновременно — сколько «полностью разрозненных систем или процессов зачатия могут происходить одновременно» в нашем сознании, он отвечает:
Не может быть больше одного, если процессы не очень привычны; но затем два или даже три, без особого колебания внимания.Однако там, где процессы менее автоматичны … должны быть быстрые колебания ума от одного к другому, и никакого последующего выигрыша времени.
[…]
Когда выжидательное внимание сосредоточено на одном из двух ощущений, другое имеет тенденцию на мгновение вытесняться из сознания и появляться после; хотя на самом деле эти два события могли быть одновременными.
По мнению Джеймса, именно то, что вы уделяете внимание и как оно осуществляется, отличает гениев от обычных людей:
Устойчивое внимание тем легче, чем богаче приобретениями, тем свежее и оригинальнее ум.В таком сознании субъекты зарождаются, прорастают и растут. В любой момент они радуют новым следствием и заново приковывают внимание. Но интеллект, лишенный материалов, застойный, неоригинальный, вряд ли будет долго рассматривать какой-либо предмет. Взгляд исчерпывает свои возможности интереса. Принято считать, что гении превосходят других людей своей способностью к постоянному вниманию … Их идеи сверкают, каждая тема бесконечно разветвляется перед их плодородными умами, и поэтому они могут часами восхищаться.
Но высшая мера гениальности, отмечает Джеймс в настроении, перекликающемся с Гете, — это не столько умственный стиль , сколько уделяется внимания , сколько дисциплинированное распознавание того, на что мы обращаем внимание :
Когда мы доходим до сути вопроса, мы видим, что [гении] отличаются от обычных людей не столько характером своего внимания, сколько природой объектов, которым оно последовательно направляется.
Принципы психологии , находящийся в открытом доступе, остается основополагающим текстом для понимания человеческого разума.Дополните этот отрывок Мэри Оливер о том, что на самом деле означает внимание, и Энни Диллард о двух способах взгляда, а затем еще раз поговорите с Джеймсом о том, как работает привычка, каковы наши эмоции на самом деле, и о психологии второго дыхания.
.