Эмотивная функция общения: Эмотивная функция общения | LiveЛидер
Общение и его функции — Студопедия
Уровни общения: ритуальный или социально-ролевой; деловой или манипулятивный; интимно-личностный.
1. Ритуальный, или социально-ролевой уровень. Целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, безличный характер (по смыслу), независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми.
2. Деловой, или манипулятивный, уровень. Целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнёры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества. Соответственно, общение является психологически отстранённым – доминирует т.н. «Я–Вы» контакт.
3. Интимно-личностный уровень. Цель общения – удовлетворение потребностёй в понимании, сочувствии, сопереживании, принятии. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность – доминирует т.н. «Я–Ты» контакт.
Функции общения рассматриваются в социально-психологическом ракурсе трёх проанализированных выше аспектах общения и взаимодействия людей: коммуникативном, интерактивном и перцептивном. Выделяются такие функции общения как: контактная; информационная; побудительная; координационная; понимания; эмотивная; отношений; влияния.
1. Контактная функция – это установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче информационных сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности.
2. Информационная функция – это информативный обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями.
3. Побудительная функция – это некая социально-психологическая стимуляция и/или межличностное мотивирование активности партнёра по общению, с целью выполнения им определённых действий, принятия им определённых решений.
4. Координационная функция – это взаимное содержательное ориентирование, имеющее деятельностное значение для партнёров по общению, и смысловое согласование действий при организации совместной деятельности.
5. Функция понимания – это, в идеале, адекватное восприятие и понимание смысла информационных сообщений, и взаимное понимание намерений, установок, переживаний, состояний друг друга партнёрами по общению и взаимодействию.
6. Эмотивная функция – создание у коммуникативного партнёра нужных для данного конкретного субъекта общения эмоциональных переживаний, а так же изменение с его помощью своих переживаний и состояний.
7. Функция установления отношений – осознание субъектом взаимодействия и фиксация им, в ракурсе взаимодействия с различными субъектами общения, своего социально-профессионального места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих взаимосвязей общества (сообщества), в котором осуществляется общение.
8. Функция оказания влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнёра по общению, осуществляющееся путём применения разнообразных психосоциальных приёмов воздействия на него.
Дроздова В.А. Функции общения и возможности их реализации в современном обществе
Дроздова Виктория Александровна
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Drozdova Victoria Alexandrovna
National research university «Higher school of Economics»
Библиографическая ссылка на статью:
Дроздова В.А. Функции общения и возможности их реализации в современном обществе // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5696 (дата обращения: 26.03.2019).
Человек — существо биосоциальное, и наряду с физиологическими потребностями каждый из нас в большей или меньшей степени имеет потребность в общении с себе подобными. В узком смысле общение — это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. Общение имеет множество функций, таких как координационная, помогающая людям согласовывать действия при организации совместной деятельности, эмотивная, заставляющая нас испытывать необходимые для полноценной жизни эмоции, или же функция самовыражения, представляющая собой средство раскрытия своей сущности. Реализация данных функций, безусловно, зависит как от самих индивидов, так и от социальной ситуации, на фоне которой рассматривается данный аспект. С какими проблемами может столкнуться человек при реализации функций общения в современном обществе и как избежать этих затруднений? Актуальность этого вопроса для каждого из нас не ставится под сомнение, ведь все так или иначе зависят от социума и чувствуют некоторую неудовлетворенность, если при общении что-то идет не так.
Общение есть условие формирования и существования человека. «Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего уникальным условием человеческого бытия»1 Общение — это достаточно сложный процесс, имеющий свои особенности, механизмы и функции. Что же из себя представляют функции общения? Это те цели, которые преследует человек в процессе жизнедеятельности в социуме и задачи, которые он решает посредством этого общения. Каждая функция общения очень важна, поэтому их нельзя выстроить в иерархическом порядке. Рассмотрим основные функции общения.
Контактная функция общения представляет собой установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности. В современном мире поддержание контакта между людьми не составляет большого труда: человечество придумало множество устройств, делающих общение простым и удобным. Но что насчет установления контакта? Каждого из нас преследует боязнь быть непонятым, и чем больше эта боязнь, тем сложнее человеку идти на контакт. Это и будет являться основным барьером к установлению новых контактов, препятствием перед знакомствами. Во все времена, проблема установления контакта была присуща индивидам с разными особенностями психики в разных степенях. В меньшей степени масштаб проблемы для каждого конкретного случая определяется такими факторами как социальная обстановка или политическая ситуация в стране, однако эти аспекты также влияют на простоту установления контактов.
Информационная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации.2 Реализация этой функции имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт. На втором уровне происходит непосредственно сама передача информации и принятие решений. Третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов). Эта функция очень важна, так как она подразумевает обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, и препятствовать её реализации в современном обществе, как и во всех предшествующих, может только отсутствие взаимопонимания у контактирующих субъектов.
Побудительная функция есть стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий. Стоит ли говорить о её значимости в современном мире? Общение выступает основным средством управления людьми. В настоящее время эта функция успешно реализуется как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается во всех сферах общества, а также в сфере личных взаимоотношений. Функция управления, схожая по своему содержанию с побудительной функцией, подразумевает изменение состояния или же моделей поведения партнера. Её значение в современном мире также сложно переоценить.
Координационная функция — это взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности. Эффективность совместной деятельности напрямую зависит от того, насколько качественно реализуется эта функция, ведь в современном мире, как и во всех предыдущих эпохах, огромную роль играет способность согласовывать свои действия с коллегами или друзьями.
Эмотивная функция представляет собой возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний. Большинству людей свойственно передавать и показывать свое эмоциональное состояние через различные формы вербального и невербального общения, зачастую вопреки всяческой логике и ожиданиям человека, на которого направленно это общение. Это своеобразное проявление своего отношения к тому, что происходит через обращение к другому члену социума. Попрепятствовать эффективной реализации этой функции общения в современном мире может лишь несовпадение в способах эмоционального регулирования. Это может привести к отдалению партнеров, нарушению их межличностных отношений и даже к конфликтам.
Синдикативная функция общения есть средство объединения людей. Индивиды имеют склонность объединяться в большие и малые социальные группы как для выполнения совместной деятельности так и просто для того, чтобы почувствовать себя частью какой-либо общности, чего зачастую так не хватает современным людям. Непросто описать целесообразность этой функции для общества в целом, но каждый из нас понимает, насколько она важна на подсознательном уровне для каждого конкретного индивида. Что касается реализации этой функции в современном обществе, то она активно осуществляется за счет создания различных общественных движений и объединений людей с общими интересами или целями.
Инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия, тем самым сочетая в себе особенности двух других функций: управления и информационной функции. Отражая в себе саму суть коммуникации, инструментальная функция дает возможность получить и передать информацию, необходимую для осуществления определенного действия, принятия решения и прочего. В современном мире активно реализуется посредством самых разнообразных средств коммуникации.
Функция самовыражения помогает самоутвердится, продемонстрировать личностный интеллект и психологический потенциал. Эта функция общения является одной из самых важных, ведь человеческая сущность проявляется лишь в обществе, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, убедиться в собственной ценности. Современное общество дает огромное множество возможностей для самовыражения, как в рамках общения, так и вне их. Дефицит общения, в свою очередь, порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.
Также следует отметить функцию социализации. В процессе социализации индивид “вбирает” в себя общественные ценности в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры.3 Социализация происходит благодаря действию психологических механизмов познания и усвоения ценностей. Приобщаясь к совместной деятельности, члены социальной группы осваивают коммуникативные умения и навыки, что позволяет им эффективно взаимодействовать с другими людьми. Хотя умение быстро оценить собеседника, ориентироваться в ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить играют важную роль в межличностной адаптации человека, еще большее значение имеют умение действовать в интересах группы, доброжелательное, заинтересованное и терпеливое отношение к другим членам группы, что является актуальной проблемой в наши дни.
Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Функции общения в психологии имеют отличительные особенности для разных категорий общества, ведь психика, например, детей, значительно отличается от психики взрослых. Так же необходимо различать специфику общения между разными полами и социальными группами. Для каждой категории людей и даже для каждого конкретного человека значимость каждой функции общения безусловно будет отличаться. Тем не менее, важную роль общения в жизни людей сложно оспорить, ведь его ценность можно рассмотреть по меньшей мере в двух аспектах: общение, как деятельность направленная на достижение социально значимых результатов и общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сближение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные ценности.
Библиографический список
- Мерхаба С. Понятие коммуникации и ее место в антропологии Карла Ясперса [Текст] / С. Мерхаба // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.1. — С. 128-132
- Карпенко Л. «Введение в психологию» 1995
- Парсонс Т. «Социальная система» 1951
Количество просмотров публикации: Please wait
Все статьи автора «Дроздова Виктория Александровна»
Эмотивная функция — Студопедия
эмотивная функция воплощает стремление отправителя воздействовать непосредственно на эмоциональную сферу психики адресата посредством «эмоционального заражения» (эмоционального резонанса).
Эмоции могут порождаться и чисто информативными сообщениями, сухо излагающими факты. Иногда этот прием используется намеренно (особенно когда факты «говорят сами за себя»). Однако в этих случаях речь идет не о непосредственном эмоциональном «заражении», а о создании эмоций в результате переработки адресатом интеллектуальной информации. Эмоциональный эффект» здесь является как бы вторичным продуктом.
Наиболее часто и наглядно эмотивная функция реализуется в художественной литературе и публицистике.
Эстетическая функция. Ее, пожалуй, можно рассматривать как разновидность эмотивной функции текста (речи), как некую ее «специализированную» ветвь. Если эмотивная функция связана с вызовом самых разнообразных эмоций — от возвышенных до отрицательных, то в рамках эстетической функции речь адресована к нашему эстетическому чувству — к чувству прекрасного.
Побудительная функция. волеизъявления субъекта с целью побуждения адресата к тому или иному действию или поведению Если сущность первых трех функций заключается в изменении внутреннего состояния адресата речи безотносительно к тому, какие действия с его стороны повлекут за собой эти изменения (и повлекут ли вообще), то побудительная функция заключается в том, чтобы побудить адресата к определенным действиям (приказы, призывы, лозунги, реклама и т.п.). Побудительная функция может реализоваться тремя различными способами: а) путем обращения к рациональному мышлению (например, военный приказ), б) обращением к эмоциям (пример — многие лозунги) и в) смешанным способом, т.е. путем обращения как к рациональному мышлению, так и к эмоциям (пример — такие рекламы, где наряду с указанием объективных параметров продаваемого изделия предпринимается попытка воздействия на адресата методом непосредственного эмоционального «заражения»).
Контактная функция. Для того чтобы оказать воздействие на получателя текста, с ним необходимо установить контакт и поддерживать его в течение всей трансляции. Такой контакт должен обеспечить максимальное воздействие на адресата с целью достижения коммуникативного эффекта. Из сказанного следует, что контактная функция не может не присутствовать в любом тексте, в любом высказывании. В то же время установление и поддержание контакта сами по себе не могут являться целью коммуникации: контакт устанавливается и поддерживается для осуществления других целей, отраженных в перечисленных выше речевых функциях. Алло!, Слушаю вас!, Угу!, Да-да, Well, Yes и т.д.; обращений, начинательных конструкций с устойчивым лексическим составом, формул приветствия, прощания, благодарности, извинения, поздравительных текстов и т.п. контактная функция реализуется не только через специальные узкофункциональные речевые формулы, но также и путем отбора языковых единиц и речевых конструкций с адекватной нормативно-стилистической и функционально-стилистической окраской, путем построения правильной тема-рематической цепочки.
Как нами уже было отмечено, содержание функционально, а речевые функции реализуются через содержание. Не специализируются ли определенные виды содержания на выражении определенных функций? С этой точки зрения элементы содержания можно подразделить на определенные категории.
Функциональная доминанта содержания —содержательный элемент, воспроизведение которого в переводе является необходимым условием передачи потенциального регулятивного воздействия данного отрезка текста.
Функциональная субдоминанта содержания —содержательный элемент, допускающий при воспроизведении в переводе определенные модификации — замены из ограниченного круга возможностей. Соответственно функциональные субдоминанты можно именовать ограниченно-вариативными элементами содержания.
Факультативные элементы содержания —те, которые при переводе относительно свободно заменяются другими или без ущерба для функциональных свойств создаваемого текста опускаются (не передаются). Их можно именовать также свободно варьирующими элементами.
Наконец, можно выделить «пустые» элементы текста, не влияющие на восприятие и понимание содержания. Они совершенно свободно могут быть исключены или заменены другими.
Очень яркий пример, иллюстрирующий положение об иерархии коммуникативных ценностей, приводит Я. И. Рецкер в своей книге «Теория перевода и переводческая практика». В пьесе Дж. Голсуорси «Правосудие» один из персонажей совершает финансовую подделку, переправляя в банковском чеке, выписанном на его имя, слово nine (девять) на ninety (девяносто). В русском переводе пьесы вместо этих цифр фигурируют другие: восемь и восемьдесят. Представим себе, однако, что речь идет о тексте (например, статье из иностранной газеты), где рассказывается о подобном факте, но имевшем место в действительности (к примеру, подлог, совершенный некоторым погрязшим в махинациях чиновником). Допустим ли здесь переводческий прием, использованный в описанном случае? Разумеется, нет. В документальном варианте перевода, скорее всего, пришлось бы одновременно использовать и русские и иностранные названия цифр, например: X. подделал чек, переправив nine (девять) на ninety (девяносто).
Не являясь самоцелью, передача содержания в переводе осуществляется с необходимыми модификациями (компенсирующими расхождениями), обеспечивающими воспроизведение функций ИТ в новых лингвоэтнических условиях. Стало быть, в переводе содержание не столько передается, сколько транспонируется (воспроизводится с определенными изменениями). Однако это не означает, что перевод подразумевает лишь воспроизведение модифицированного содержания и что не существует проблемы его «прямой» передачи. Ведь, как было отмечено нами, модификациям, заменам и т. п. без существенных функциональных потерь подвергаются лишь те элементы содержания, которые не являются носителями функционально доминирующих свойств содержания. Кроме того, содержание обладает собственной ценностью, ибо оно репрезентирует мысль автора. Даже незначительные изменения исходного содержания иногда могут повлечь за собой серьезные искажения авторской мысли. Поэтому там, где это возможно, содержание ИТ должно передаваться максимально точно.
Возможности передачи содержания зависят от «доминантной плотности» переводимого отрезка текста: чем больше функциональных доминант приходится на этот отрезок и чем он короче, тем труднее воспроизвести эти доминанты.
Итак, каким образом ИТ детерминирует действия переводчика?
Будучи иерархически организованной системой функционально-содержательных элементов, ИТ предписывает переводчику степень точности их воспроизведения и допустимые границы производимых при этом модификаций.
Основные характеристики общения — Студопедия
Общение характеризуется, прежде всего, содержанием, которое может быть различным:
— передача информации или обмен ею;
— восприятие друг друга;
— взаимооценка партнеров.
Общение—процесс полифункциональный. Существуют разные подходы к выделению его функций. Представляется, что интегрировать их оказывается возможным, если исходить из критерия целеполагания. В таком случае можно выделить следующие функции общения.
Контактная функция — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимной ориентированности.
Информационная функция — обмен сообщениями, прием и передача сведений в ответ на запрос, обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.
Побудительная функция — стимуляция активности партнера для выполнения определенных действий.
Координационная функция — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности.
Функция понимания — адекватное взаимное восприятие и понимание смысла сообщений, а также намерений, установок, переживаний, психических состояний и пр.
Эмотивная функция — возбуждение в партнере необходимых эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний.
Функция установления отношений— осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых и прочих связей социума, в котором действует индивид.
Функция управления — изменение состояния, моделей поведения партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий и пр.
Близкая к приведенной выше классификация выделяет некоторые другие функции.
Инструментальная функция — общение как социальный механизм передачи информации и управления определенными действиями в связи с информацией.
Синдикативная функция— средство объединения людей.
Функция самовыражения — средство раскрытия своей психологической сущности.
Трансляционная функция — передача конкретных способов деятельности, оценок и т.п.
Экспрессивная функция — взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний.
Функция социального контроля — регламентация поведения и деятельности.
Функция социализации — формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.
Общение характеризуется также своими внешней и внутренней сторонами, стилем и средствами взаимодействия. Внешняя сторона общения выражается:
— коммуникативной активностью;
— интенсивностью действий;
— инициативностью;
— мастерством и др.
Внутренняя сторона общения отражает:
— субъективное восприятие взаимодействия;
— реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми субъект вступает в общение, и т.п.
Стиль и манеры общения отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили можно охарактеризовать как:
— творчески-продуктивный;
— дружеский;
— подавляющий;
— дистанционный: интимный, личный, социальный, публичный;
— популистский;
— заигрывающий;
— требовательный;
— деловой;
— позиционный;
— спокойный;
— властный;
— вкрадчивый;
— взволнованный;
— сдержанный;
— беспокойный;
— неуверенный;
— скованный и др.
Стиль и манеры общения непосредственно влияют на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. Средства общения делятся на пять основных групп:
—лингвистические: речевые;
— визуально-кинестетические: взгляд, жесты, мимика, пантомимика;
— паралингвистические: качественные характеристики голоса, интонации и т.п.;
— экспресс-лингвистические: паузы, смех, плач, темп речи;
— пространственно-временные: дистанция, время, место, ситуация и т.п.
Функции общения
Сложно найти человека, который мог бы прожить хотя бы день, не сказав ни слова. Но почему общение так необходимо для нас, какие психологические функции оно выполняет? Первое, что приходит в голову – необходимость взаимодействия с другими людьми, а без разговоров сделать это будет проблематично. На самом деле таких функций гораздо больше, причём исследователи пока не могут сойтись в их количестве и наименованиях, мы рассмотрим самую распространённую классификацию.
Функции и средства общения
Чтобы рассмотреть переговоры с точки зрения поставленной цели, создана следующая классификация.
- Контактная, направлена на установление взаимопонимания для последующей передачи информации и поддержание установленного контакта.
- Информационная функция общения, как следует из названия, отвечает за непосредственный обмен знаниями, мнениями и решениями.
- Побудительная – имеет своей целью стимуляцию партнёра для дальнейшего общения.
- Координационная. Отвечает за согласование действий партнёров и их целей при организации совместной деятельности.
- Функция понимания. Способствует адекватному восприятию сути проблемы, а также взаимному пониманию партнёрами состояния и целей друг друга.
- Эмотивная (экспрессивная) функция общения. Нужна для обмена эмоциями – подстраивания своего настроения под партнёра или изменения его настроения в нужную сторону.
- Функция социализации. Она помогает формироваться навыкам, требуемым для эффективного взаимодействия с обществом, чтобы жить по его правилам и нормам.
- Интерактивная, нужна для коррекции и регуляции поведения во время организации взаимодействия людей.
Интересно посмотреть какие функции выполняет общение, если рассматривать его применительно управленческого взаимодействия. Тогда пунктов будет всего три:
- выдача необходимой информации;
- получение ответов на распоряжения;
- выдача информации о результатах реализации распоряжений.
Так набор функций видоизменяется всякий раз при смене угла зрения. Но особенностью любого общения является формирование отношений между людьми. Это происходит вне зависимости от выполняемых функций, благодаря использованию различных средств и стилей общения. Условно все средства разделяют на вербальные (с использованием слов) и невербальные. К первой группе относится устная речь, которая имеет диалогическую и монологическую манеру изложения, письменная речь. Последняя используется в случаях невозможности устного общения или при необходимости точности каждого слова. Невербальные способы общения включают в себя всевозможные знаки и жесты, мимику, походку, интонацию, взгляд и т.д. Все эти знаки разделяют на две большие группы:
- интенциональные, осуществляемые специально для лучшей передачи информации;
- неинтенциональные, которые случаются непреднамеренно.
эмоций
Яркой иллюстрацией знаков второй группы могут служить признаки (бегающие глаза, дрожащие руки), особенности произношения (акцент, говор). Эти знаки могут многое сообщить о человеке и его текущем состоянии, поэтому очень полезно научиться их расшифровывать. Для оратора же следует научиться управлять собой, чтобы снизить проявление таких знаков, потому что они могут выдать настоящие чувства, что значительно повредит убедительности речи. Если говорить о знаках первой группы, то это приёмы, используемые оратором для усиления эффекта своей речи (утвердительные жесты, мимика или интонация, подчёркивающее значение сказанного). Важно следить, чтобы эти приёмы употреблялись уместно и не противоречили смыслу речи.
Всё это делает общение важнейшим элементом взаимодействия, без которого человечество не смогло бы существовать.
эмотивная функция — это… Что такое эмотивная функция?
- эмотивная функция
функция, связанная с отражением эмоций говорящего в конкретном речевом высказывании.
Толковый переводоведческий словарь. — 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука.
Л.Л. Нелюбин.
2003.
- эмический
- эмотивный признак
Смотреть что такое «эмотивная функция» в других словарях:
экспрессивная (эмотивная) функция языка — Назначение языка выступать как средство выражения чувств и эмоций человека, его внутреннего состояния … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
эмотивная (эмоционально-экспрессивная) функция — Использование языка для выражения личного (субъективного) отношения к содержанию сообщения или к собеседнику … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
ЯЗЫК — знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, хранение и передачу информации и т. п. Вопрос о знаковом существе Я. занимал уже древних греков. В диалоге Платона Кратил… … Современный философский словарь
Речевой этикет — система национально специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). Коммуникативная функция языка реализуется в Р. э.… … Педагогическое речеведение
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА — ФУНКЦИИ ЯЗЫКА. Использование потенциальных свойств языка для разных целей. Фундаментальными являются коммуникативная Ф. я. и функция способа выражения мысли. В коммуникативной Ф. я. различают: 1) функцию общения – как основную Ф. я., одну из… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЭМОТИВИЗМ — (англ. emotive волнующий, возбуждающий, от лат. emoveo волную, потрясаю) метаэтическая теория, согласно которой главная функция этических (оценочных и императивных) высказываний выражать эмоции говорящего и возбуждать соответствующие чувства и… … Философская энциклопедия
Стилевые функции речевых разновидностей — В процессе своего функционирования язык как важнейшее средство человеческого общения выполняет различные функции: регулирует межличностные, производственные и социальные отношения людей, участвует в формировании их мировоззрения и культурных… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Язык (речь) — Язык знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Различают: человеческие языки (предмет изучения лингвистики): естественные человеческие языки, искусственные языки для общения людей (например, эсперанто),… … Википедия
Язык (система знаков) — Язык знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Различают: человеческие языки (предмет изучения лингвистики): естественные человеческие языки, искусственные языки для общения людей (например, эсперанто),… … Википедия
Язык (средство общения) — Язык знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание). Различают: человеческие языки (предмет изучения лингвистики): естественные человеческие языки, искусственные языки для общения людей (например, эсперанто),… … Википедия
АФФЕКТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ — Студопедия
ОБЩЕНИЯ
Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей — происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Можно привести другую, немного подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель А.А. Реана, в которой общение образует : когнитивно-информационный (прием и передача информации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий), аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне) и социально-перцептивный компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).
Л.А. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет восемь функций, которые реализуются в любом процессе взаимодействия и обеспечивают достижение в нем определенных целей:
1) контактную — установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимоориентированности;
2) информационную — обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием — передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
3) побудительную — стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
4) координационную — взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
5) понимания — не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
6) эмотивную — вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
7) установления отношений — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
8) осуществления воздействия — изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).
Анализ особенностей общения в сфере деловых взаимоотношений также указывает на его многофункциональность, по мнению А.П. Панфиловой, и Е.В. Руденского:
а) инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления, что дает возможность получить и передать информацию, необходимую для осуществления определенного действия, принятия решения и т.п.;
б) интегративной — используется как средство объединения деловых
партнеров для совместного коммуникативного процесса;
в) функция самовыражения помогает самоутвердится,
продемонстрировать личностный интеллект и психологический потенциал;
г) трансляционная — служит для передачи конкретных способов
деятельности, оценок, мнений и др.;
д) функция социального контроля призвана регламентировать поведение, деятельность, а иногда (когда речь идет о коммерческой тайне) и языковые акции участников делового взаимодействия;
ж) функция социализации способствует развитию навыков культуры
делового общения;
з) экспрессивная функция, с помощью которой деловые партнеры
пытаются выразить и понять эмоциональные переживания друг друга.
Все приведенные функции трансформируются в одну главную функцию общения — регуляторную, которая проявляется во взаимодействии индивида с другими людьми. И в этом смысле общение является механизмом социально-психологической регуляции поведения людей в их совместной деятельности.
Эмоциональная функция
Википедия
Шесть факторов эффективного вербального общения. Каждому соответствует функция связи (не отображается на этом рисунке). [1]
Роман Якобсон определил шесть функций языка (или коммуникативных функций ), согласно которым можно описать действенный акт речевого общения. [2] Каждой функции соответствует коэффициент. В этой работе на Якобсона повлияла модель органона Карла Бюлера, к которой он добавил поэтические, фатические и металингвальные функции.
Шесть функций языка []
- Ссылочная функция : соответствует фактору контекста и описывает ситуацию, объект или ментальное состояние. Описательные утверждения референциальной функции могут состоять как из определенных описаний, так и из дейктических слов, например «Осенние листья уже упали». Точно так же референциальная функция связана с элементом, истинное значение которого подвергается сомнению, особенно когда значение истинности идентично как в реальной, так и в предполагаемой вселенной. [3]
- Поэтическая функция : фокусируется на «сообщении ради самого себя» (как используется код) и является оперативной функцией в поэзии, а также слоганах.
- Эмоциональный [примечание 1] Функция : относится к Адресату (отправителю) и лучше всего иллюстрируется междометиями и другими звуковыми изменениями, которые не изменяют денотативное значение высказывания, но добавляют информацию о ( говорящего) внутреннее состояние, e.грамм. «Вау, какой вид!»
- Конативная функция : напрямую задействует Адресата (получателя) и лучше всего иллюстрируется призывами и императивами, например «Том! Заходи и ешь!»
- Фатическая функция : язык для взаимодействия и, следовательно, связан с фактором контакта / канала. Фатическую функцию можно наблюдать в приветствиях и случайных обсуждениях погоды, особенно с незнакомцами. Он также предоставляет ключи для открытия, обслуживания, проверки или закрытия канала связи: «Привет?», «Хорошо?», «Хммм», «Пока». Также называется «экспрессивным» или «аффективным».
эмоциональное значение — Эмоциональное значение термина — это отношение или другое эмоциональное состояние, которое обычно принято выражать прямым его использованием. Таким образом, уничижительный термин условно выражает своего рода презрение или враждебность к какому-либо классу…… Философский словарь
Стилистика (лингвистика) — Стилистика — это изучение разновидностей языка, свойства которых определяют этот язык.Например, язык рекламы, политики, религии, отдельных авторов и т. Д. Или язык определенного периода времени — все они используются по-разному…… Wikipedia
Значение (семиотика) — В семиотике значение знака зависит от его положения и отношений в системе значений, а также от конкретных используемых кодов. Aussure s Value Value — это знак, определяемый другими знаками. в семиотической системе. Для…… Википедия
Эмотивизм — (также известный как теория ура / бу) — это метаэтическая точка зрения, которая утверждает, что: # Этические предложения не выражают суждений.# Вместо этого этические предложения выражают эмоциональное отношение. [Гарнер и Розен, Моральная философия, глава 13 (…… Википедия
Человеческий мозг — Человеческий мозг контролирует центральную нервную систему (ЦНС) посредством черепных нервов и спинного мозга, периферическую нервную систему (ПНС) и регулирует практически всю человеческую деятельность. Сайт | url = http: //encarta.msn.com/encyclopedia…… Википедия
семантика — семантик / si man teuh sist /, семантик / см. Man tish euhn /, n./ си ман тикс /, н. (используется с песней v.) 1. Ling. а. изучение смысла. б. изучение языкового развития путем классификации и изучения изменений значения и формы. 2.…… Универсал
Эволюционное музыковедение — Не путать с эволюционной музыкой. Эволюционное музыковедение — это подраздел биомузыкологии, который обосновывает психологические механизмы восприятия и производства музыки в эволюционной теории. Он охватывает голосовое общение на нечеловеческом языке…… Wikipedia
покраска — / оплата /, н.1. рисунок или рисунок, выполненный красками. 2. действие, искусство или произведение человека, который рисует. 3. произведения искусства, написанные в определенной манере, в определенном месте или в определенный период: книга по фламандской живописи. 4. Пример покрытия поверхности…… Универсал
юмор — / hyooh meuhr /, n., V.t., в основном брит. юмор. Использование. См. Or1. * * * I (латинский; жидкость) В ранней западной физиологической теории считалось, что одна из четырех жидкостей тела определяет темперамент и особенности человека.По предположению Галена, четыре…… Универсалиум
Pragmatics — Лингвистика… Википедия
Беркли, Джордж — Джордж Беркли Дэвид Берман ПРЕДЫСТОРИЯ И РАННЯЯ РАБОТА Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года в графстве Килкенни, где и провел свои ранние годы. Его отец был из Англии, его мать (очень вероятно) родилась в Ирландии1. После учебы…… История философии
Глава 3: Эмоциональная функция языка
Обозначение, коннотация и познавательное значение (стр. 18) • Обозначение термина состоит из всех объектов, выделенных термином. • Значение термина состоит из тех свойств (характеристик), которыми обладает вещь, благодаря которым он содержится в значении.
Обозначения, коннотации и когнитивное значение (стр.18) • Типы коннотаций • Объективная коннотация состоит из всех общих свойств объектов в обозначении (независимо от того, знает ли кто-нибудь, что они собой представляют). • Субъективный оттенок состоит из всех свойств, которые вы используете для выделения объектов в значении. • Традиционное обозначение состоит из всех свойств, которые группа людей использует для выделения объектов в обозначении. Общепринятое значение — это то, что вы обычно находите в словаре.
Обозначение, коннотация и когнитивное значение (стр.18) • Познавательное значение подразумевает коннотацию термина в любом из трех предыдущих значений. Когнитивное значение говорит вам, каковы характеристики вещи.
Эмоциональные коннотации слов (стр. 18–21) • Различные слова с одинаковым или примерно одинаковым познавательным значением могут влиять на вас по-разному. • Имеет ли какое-то эмоциональное значение, описываете ли вы кого-то как убийцу, солдата или военного героя? • Эвфемизмы • Смерть отвратительна.Гораздо лучше «умереть». • Эвфемизмы маскируют негативное эмоциональное воздействие однозначных терминов, таких как «смерть».
Почему важно замечать эмоциональные коннотации (стр. 20–21) • Предубеждения • Предубеждения могут ослепить человека в отношении того, что он видит (Глава 10) или того, что важно (Глава 11). • Выбор слов может показать предвзятость человека, группы, организации или объекта. • Положительные и отрицательные предубеждения следует принимать во внимание при оценке точности и полноты описаний (глава 4) и доказательств, представленных в поддержку позиции.
Почему важно замечать эмоциональные коннотации (стр. 20–21) • Эмоциональные термины и аргументы • Аргументы служат основанием для принятия истинности утверждения (заключения). Только фактические утверждения имеют отношение к признанию истинности утверждения. • Слова-ласки: есть такие слова, как «конечно» или «конечно», которые имеют положительный эмоциональный подтекст и предполагают, что есть доказательства, даже когда их не приводят.
- Хладнокровно казнили жертв.
- Неэмоциональная версия : Другой человек в баре был ранен стеклом мужчины.
- Эмоциональная версия : Невинный прохожий получил травму лица, когда бандит запустил свой стакан через бар.
- Неэмоциональная версия : Правительство снизит процентные ставки.
- Эмоциональная версия : Правительство снизит процентные ставки.
- Неэмоциональная версия : на мистера Смита напал мистер Джонс в течение двух минут.
- Эмоциональная версия : Казалось, что всю жизнь мистер Смит подвергался жестокому, трусливому нападению со стороны безработного, накачанного стероидами монстра.
- Он стройный.
- Он худой.
- Вы дотошны.
- Вы придираетесь.
- Вы скромны.
- Ты простой.
- Ли умолял / просил / приставал к прохожим о помощи.
- Пламя едва освещало стройную, гибкую и тощую фигуру Ли.
- Излагайте факты и судите о фактах, используя эмоциональный язык.
- Используйте тонкие различия между синонимами, чтобы незаметно, но эффективно влиять на читателей.
- Вы не согласны с чем-то на этой странице?
- Вы заметили опечатку?
Ссылки []
Библиография []
.
emotive function — это … Что такое эмоциональная функция?
.
PPT — Глава 3: Эмоциональная функция языка Презентация в PowerPoint
.
Эмоциональный язык | Что такое эмоциональный язык?
Крэйг Шрайвс
Эмоциональный язык
Эмоциональный язык — это преднамеренный выбор слов, чтобы вызвать эмоцию (обычно для воздействия).
Простые примеры эмоционального языка
Идеи могут быть выражены позитивно или негативно, приветствовать или угрожать. Все зависит от выбранных слов. Взгляните на этот пример:
Сравните приведенный выше пример с приведенным ниже, в котором используются неэмоциональные слова.
Понял? Сделайте быстрый тест.
Реальные примеры эмоционального языка
Эмоциональный язык предназначен для того, чтобы рассказывать вам факты и побуждать вас принять мнение автора. Вот примеры эмоционального языка.
Расскажи и рассуди
Используя эмоциональный язык, вы одновременно и рассказчик, и судья.
Примеры эмоционального языка с использованием коннотации
Эмоциональный язык можно создать гораздо тоньше, чем в приведенных выше примерах. Это также может быть достигнуто с помощью коннотации. Например:
(положительный спин)
(отрицательный спин)
(положительный спин)
(отрицательный спин)
(положительный спин)
(отрицательный ответ)
Почему я должен беспокоиться об эмоциональной речи?
Есть две веские причины заботиться о эмоциональном языке:
(Причина 1) Влияние на других.
Используя эмоциональный язык, вы одновременно и рассказчик, и судья. Другими словами, у автора есть возможность повлиять на мнение читателей.
(Выберите слово, соответствующее вашим потребностям.Вы хотите, чтобы вашим читателям нравился Ли?)
Имейте в виду, что ваш выбор слов может выявить ваши предпочтения, поэтому тонкие эмоциональные выражения часто более эффективны. Тонкий эмоциональный язык лучше всего создавать с помощью тезауруса для поиска синонимов (термин, который означает то же самое или почти то же самое, что и другой термин). Часто это коннотация (то есть дополнительное, более тонкое значение) слова, которое обеспечивает соответствующий уровень эмоциональности.
(Подберите слово в соответствии с вашими потребностями. Здесь svelte и skinny создают положительное и отрицательное впечатление соответственно. Willowy производит в целом негативное впечатление, но не демонстрирует столь очевидного презрения автора к Ли, как skinny .)
(Причина 2) Не поддавайтесь влиянию окружающих.
Обнаружение эмоциональной речи также полезно с точки зрения читателя. Если автор описывает корпорацию как «токсичный гигант» или внедорожник как «огромный пожиратель бензина», вы вряд ли прочтете непредвзятую статью.
Ключевые моменты
Помогите нам улучшить грамматику Monster
Сообщите нам, используя эту форму.
См. Также
Что такое оттенок?
Что такое обозначение?
Словарь грамматических терминов
.