Гуманистическая ориентация: Гуманистическая ориентация в социальной психологии. Основные понятия, представители, постулаты теорий.

Содержание

Гуманистическая ориентация в социальной психологии. Основные понятия, представители, постулаты теорий.

Гуманистическая ориентация — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данном у напрвлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, Р.Мэй и др.

Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1. Человек целостен;

2. Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

3. Главной психологической реальностью являются переживания человека;

4. Человеческая жизнь — единый процесс;

5. Человек открыт к самореализации;

6. Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую психологию.

Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.

Влияние экзистенциалистской философии на новое направление в психологии не означает, что последнее явилось лишь ее, психологическим дубликатом. В качестве конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения новой психологической школы.

Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек, игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо как «система реакций» (Скиннер), либо как набор «измерений» (Гилфорд), агентов типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается своей важнейшей характеристики – свободы воли – и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами «поля», бессознательными стремлениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка «грохотов бессознательного».

Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект, сведенный к «рацио», к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую – объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиоральных» наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая «технология»: разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия).

Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности, которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических школ, сформулировал Гордон Олпорт.

Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать и объяснять их. «Собирание «голых фактов» делает психологию всадником без головы», – писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности, но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.

Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом. Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением, взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин.

Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Гуманистическая ориентация в современной психологии личности. — КиберПедия

.Гуманисти́ческая психоло́гия(англ. Humanistic psychology) — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности,самоактуализация личности, творчество,любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма ипсихоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены Абрахам Маслоу,Карл Роджерс, Гордон Олпорт, Виктор Франкл, Шарлотта Бюлер, Ролло Мэй,Сидни Джурард, Джеймс Бьюдженталь,Эверетт Шостром, Ханс-Вернер Гессманн,Фредерик Перлз и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается наэкзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Ролло Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 года в рамках ежегодного съездаАмериканской психологической ассоциации.

Основные чертыПравить

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцуестественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:

Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснён в результате научного изучения его частичных функций).Человеческое бытие развёртывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснён своими частичными функциями, в которых не принимается в расчёт межличностный опыт).Человек сознаёт себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).Человек интенциален (человек обращён в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов.

Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.


 

15. Бихевиоральное направление (классический бихевиоризм Дж. Уотсона, теория оперантного научения Б.Ф. Скиннера).

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.

Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм — бихевиоризмДж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).

Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.

Миссия бихевиоризма — перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения. Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.

»Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!». — Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.

Фильм «История Джона Утсона»

Джон Уотсон — основатель бихевиоризма 
скачать видео

Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать». Со временем, однако, возникла необходимость различать бихевиоральный и поведенческий подход. Бихевиоральный подход в практической психологии — подход, реализующий принципы классического бихевиоризма, то есть работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Однако поведенческий подход — шире. Он включает в себя не только бихевиоральный, но и когнитивно-бихевиоральный, и личностно-поведенческий подход, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) — любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность. См.→

Бихевиоризм подход хорошо сочетается с другими подходами современной практической психологии. Многие современные бихевиористы используют элементы и гештальт-подхода, и элементы психоанализа. Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д.Роттера.

В психотерапии бихевиоральный подход — один из многих часто используемых подходов.

Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета. Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации — по сути, начнет вырабатывать условный рефлексспокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета. Смотри Основные подходы в практической психологии

Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы. Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения. В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести


 

Гуманистическая психология и ее ориентация на уникальную личность человека

Гуманистическая психология — направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

> человек целостен и должен изучаться в его целостности;

> каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

> человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;



> человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

> человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

> человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

> человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Основными представителями данного направления являются

А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, R Мэй, Ф. Бэррон и др.

А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;


2) потребности в безопасности — потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви — потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) — потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности — потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации — потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1%). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.

В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности — это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Гуманистическая психология— направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Основные черты

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:

Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Сторонников гуманистических теорий индивидуальностив первую очередь интересует то, как человек воспринимает, осознает и объясняет реальные события в собственной жизни. Они описывают феноменологию индивидуальности, а не ищут ей объяснение, ибо теории данного типа периодически называют феноменологическими. Описания индивидуальности и событий в ее жизни тут в основном сконцентрированы на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т.д..

Самом известными представителями этого подхода к индивидуальности являются американские специалисты А. Маслоу и К. Роджерс. Концепция А. Маслоу мы специально рассмотрим дальше, а теперь коротко остановимся лишь на характеристике теории К. Роджерса.

Создавая собственную теорию индивидуальности, Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, ч/з которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста. Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: «Кто я?», «Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?»

Образ «Я», складывающийся в итоге личного жизненного опыта, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что дает человек своему поведению. Я-концепция может оказаться положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с отрицательной или амбивалентной. Я-концепция может неправильно отражать действительность, быть искаженной и вымышленной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может оказаться вытеснено из его сознания, отвергнуто, впрочем фактически может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты прочувствованное им радости именно зависят от того, насколько ее опыт, ее «настоящее Я» и «идеальное Я» согласуются м/у собою.

 

Гуманистическая психология и ее ориентация на уникальную личность человека.




⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 18Следующая ⇒

Гуманистическая психология — направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.

Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.

Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:

> человек целостен и должен изучаться в его целостности;

> каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

> человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире — главная психологическая реальность;

> человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;

> человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;

> человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

> человек есть активное, интенциональное, творческое существо. Основными представителями данного направления являются

А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, R Мэй, Ф. Бэррон и др.


А. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1) физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;

2) потребности в безопасности — потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;

3) потребности в принадлежности и любви — потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;

4) потребности уважения (почитания) — потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;

5) познавательные потребности — потребность знать, уметь, понимать, исследовать;

6) эстетические потребности — потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;

7) потребности самоактуализации — потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мнению А. Маслоу, в основании данной мотивационной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, образуют ее вершину. Также он считал, что потребности вышележащих уровней могут быть удовлетворены только при условии предварительного удовлетворения потребностей нижележащих уровней. Поэтому самоактуализации достигает только небольшое количество людей (около 1%). Эти люди обладают личностными особенностями качественно отличными от свойств личности невротиков и людей не достигающих такой степени зрелости: независимостью, креативностью, философским мировосприятием, демократичностью в отношениях, продуктивностью во всех сферах деятельности и т. п. Позже А. Маслоу отказывается от жесткой иерархичности данной модели, выделяя два класса потребностей: потребности нужды и потребности развития.



В. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности — это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.

Гуманистическая психология— направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность, как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» — сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Основные черты

Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:

Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Лечебными факторами в работе гуманистического психолога и психотерапевта являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако, при кажущейся простоте, гуманистическая психотерапия основана на серьёзной феноменологической философской базе и использует чрезвычайно широкий набор терапевтических технологий и методов. Одно из базовых убеждений гуманистически-ориентированных специалистов заключается в том, что каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определенных условий, человек может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена, прежде всего, на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Сторонников гуманистических теорий индивидуальностив первую очередь интересует то, как человек воспринимает, осознает и объясняет реальные события в собственной жизни. Они описывают феноменологию индивидуальности, а не ищут ей объяснение, ибо теории данного типа периодически называют феноменологическими. Описания индивидуальности и событий в ее жизни тут в основном сконцентрированы на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т.д..

Самом известными представителями этого подхода к индивидуальности являются американские специалисты А. Маслоу и К. Роджерс. Концепция А. Маслоу мы специально рассмотрим дальше, а теперь коротко остановимся лишь на характеристике теории К. Роджерса.

Создавая собственную теорию индивидуальности, Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и умение к личному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, его цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, ч/з которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы своего роста. Основные вопросы, которые любой человек ставит и обязан решать, следующие: «Кто я?», «Что я могу сделать, чтоб стать тем, кем я хочу быть?»

Образ «Я», складывающийся в итоге личного жизненного опыта, в собственную очередь оказывает влияние на восприятие данным человеком мира, иных людей, на оценки, что дает человек своему поведению. Я-концепция может оказаться положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с отрицательной или амбивалентной. Я-концепция может неправильно отражать действительность, быть искаженной и вымышленной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может оказаться вытеснено из его сознания, отвергнуто, впрочем фактически может быть истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты прочувствованное им радости именно зависят от того, насколько ее опыт, ее «настоящее Я» и «идеальное Я» согласуются м/у собою.



Рекомендуемые страницы:

 Гуманистическая ориентация в психологии личности  А. Маслоу

Человек как единое целое. Направленность на индивидуальность. Принцип несводимости суммы к целому (мотивация влияет на человека в целом). Неуместность экспериментов на животных. Разрушительная сила в людях – результат фрустрации (ненаследственная) – противоположность Фрейда (природа человека хороша). Творчество неотъемлимое свойство природы человека (присутствует от рождения, но теряется в результате окультуривания – официальное образование). Творчество ведет к самовыражению. Критика Фрейда: однобокость теории (изучении болезней, а не здоровья). Через здоровье можно понимать заболевание. Человек – желающее сущ-во, редко достигающее состояния полного удовлетворения. Все потребности врожденные (инстинктоидные). Иерархия потребностей: физиологические, безопасность и защита, принадлежность и любовь, самоуважение, самоактуализация (потребность личного усовершенствования). Снижение человечности – невроз – снижение актуализации человеческих возможностей. Невроз –утухание внутренних сигналов.

Комплекс Ионы – отсутствие стремления к самоактуализации. Нужно достигать – счастье. Контрооценивание всего – потеря ценностей, так как они заставляют ощутить нашу малую ценность. Нужна не враждебность, а благоговение. Комплекс – боязнь, нам нужна истина, ее нужно принять – восхищение.

 Творческая личность здорова. Важна общая обстановка (соц фон). Психотерапия воздействует на все (танец). Основное время занимает рутина (она нужна), но есть и инсайт, яркие идеи (счастье не может длиться все время). Творческие люди – труженики (жить надо не пиковыми переживаниями). Дефицитные мотивы (детерминанты поведения, удовлетворяют 5 критериям: их отсутствие – болезнь, присутствие – предотвращение болезни, восстановление – излечение болезни, при определенных условиях – предпочтение их удовлетворения, не активны, функционально отсутствуют у здорового) и мотивы роста (метапотребности – б-мотивы, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал). Метапотребности: целостность, совершенство, завершение, закон (порядок), активность, богатство, простота, доброта, красота, уникальность, ненапряженность, игра, истина, самонадеянность (нет иерархии, инстинктивны). Мотивация роста – повышение напряжения, а дефицитарные – понижение. Неудовлетворение метапотребностей – метапатология (апатия, цинизм, отчуждение).

Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством Маслоу.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом. Люди — мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия.

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, — это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей. поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. В бюрократическом обществе индивид стремится к деперсонализации и исчезновению в группе. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы.

Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», известная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или «здесь-и-сейчас» направление. Но прежде чем подробно разбирать, что представляет собой данный подход к личности, давайте рассмотрим ключевые элементы гуманистической психологии Маслоу.

Индивид как единое целое. Фактически теория Маслоу изначально развивалась как протест против таких теорий (особенно бихевиоризма), которые имели дело с отдельными проявлениями поведения, игнорируя индивидуальность человека. Для Маслоу человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные части его организма.«В хорошей теории нет такой реальности, как потребность желудка или рта, или гениталий. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита.».

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Для Маслоу центральной характеристикой личности является непременное единство и общность.

Неуместность экспериментов на животных. Человек — большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Поэтому изучение животных неприменимо для понимания человека.

Внутренняя природа человечества. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что природа человека, в сущности, хороша или, по крайней мере, нейтральна. По Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Творческий потенциал человека. Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Однако он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует официальное образование). К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, способны со временем восстановить его. По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Сравнительно немногие люди делают это. Творчество — универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения. Следовательно, например, могут быть творческие диск-жокеи, программисты, бизнесмены, продавцы, клерки и даже профессора колледжа!

Акцент на психическом здоровье. Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, так как она основана на абнормальных или «больных» аспектах природы человека (то есть ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества.

Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии. Следовательно, гуманистическая психология считает, что самоусовершенствование является основной темой жизни человека — темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.

Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960-е и 1970-е годы. Главный предмет гуманистического направления в психологии – это личность и её уникальность, возможность её непрерывного развития, актуализация всех потенциальных возможностей личности.

 Основные тезисы гуманистического направления:

 1. человек от природы изначально хорош и склонен к самосовершенствованию;

 2. сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, развития, самосовершенствования, творчества.

 С точки зрения гуманистической психологии личность постоянно находится в процессе становления, т.е. роста. Люди постоянно совершают выборы, в которых они свободны, и потому

они ответственны за свою судьбу и за то, что они собой представляют.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

35. Гуманистическая ориентация в современной психологии личности

Теоретические
направления персонологии часто
классифицируют в терминах трех основных
категорий. Первая, психоанализ,
представляет
человека как существо с инстинктивными
и интрапсихическими конфликтами. Эта
мрачная концепция человеческой природы
вытекает из изучения Фрейдом людей,
имеющих психические расстройства, и
подчеркивает бессознательные и
иррациональные силы в качестве управляющих
факторов поведения. Второе направление
в психологии личности, бихевиоризм,
трактует людей практически как послушные
и пассивные жертвы сил окружающей среды.
Как мы убедились на примере Скиннера,
бихевиористы рассматривают научение
и опыт в качестве основных строительных
блоков того, что мы определяем как
личность. Гуманистическая
психология
— третье и самое новое направление
персонологии — предлагает радикально
противоположную трактовку человеческой
природы. Ученые, причисляющие себя к
этому течению (также рассматриваемому
как «третья сила» или «развитие потенциала
человека»), заявляют, что человек от
природы хорош и способен к
самосовершенствованию. С точки зрения
гуманистической психологии, сама
сущность человека постоянно движет его
в направлении личного роста, творчества
и самодостаточности, если только
чрезвычайно сильные обстоятельства
окружения не мешают этому. Сторонники
гуманистической психологии также
утверждают, что люди — в высшей степени
сознательные и разумные создания без
доминирующих бессознательных потребностей
и конфликтов. В общем, гуманистические
персонологи рассматривают людей как
активных творцов собственной жизни,
обладающих свободой выбирать и развивать
стиль жизни, которая ограничена только
физическими или социальными воздействиями.

Некоторые
теоретики в значительной степени
склонялись к подобным взглядам, например,
Фромм, Олпорт, Келли и Роджерс, однако
именно Абрахам Маслоу получил всеобщее
признание как выдающийся представитель
гуманистической теории личности. Его
теория самоактуализации личности,
основанная на изучении здоровых и зрелых
людей, ясно показывает основные темы и
положения, характерные для гуманистического
направления.

Жизнь
человека нельзя понять, если не принимать
во внимание наивысшие стремления. Рост,
самоактуализация, стремление к здоровью,
поиски идентичности и автономности,
жажда прекрасного (и другие способы
выражения стремления «наверх») сейчас
нужно принять безоговорочно как широко
распространенную и, возможно, универсальную
тенденцию.

Теория
Маслоу, подчеркивающая уникальность
человека и наличие потенциала
саморегулируемого и эффективного
функционирования, обладает огромной
притягательной силой для тех, кто
разделяет его оптимистическую точку
зрения на человечество. Его вклад в
изучение и понимание личности находится
в центре внимания этой главы.

36.Теория самоактуализирующейся личности а. Маслоу

Индивид
как единое целое.
Одним
из наиболее фундаментальных тезисов,
лежащих в основе гуманистической позиции
Маслоу, является то, что каждого человека
нужно изучать как единое, уникальное,
организованное целое. Маслоу чувствовал,
что слишком долго психологи сосредоточивались
на детальном анализе отдельных событий,
пренебрегая тем, что пытались понять,
а именно человеком в целом. Пользуясь
избитой метафорой, психологи изучали
деревья, а не лес. Фактически теория
Маслоу изначально развивалась как
протест против таких теорий (особенно
бихевиоризма), которые имели дело с
отдельными проявлениями поведения,
игнорируя индивидуальность человека.
Для Маслоу человеческий организм всегда
ведет себя как единое
целое
,
а
не как набор дифференцированных частей,
и то, что случается в какой-то части,
влияет на весь организм. В теории Маслоу
мотивация влияет на человека в целом,
а не только на отдельные части его
организма.

Неуместность
экспериментов на животных.
Сторонники
гуманистической психологии признают
глубокие различия между поведением
человека и животных. Для них человек —
нечто большее, чем просто животное; это
совершенно особый вид живых существ.
Такое суждение резко отличается от
радикального бихевиоризма, который в
большой степени полагается на исследование
поведения животных в разработке
объяснения поведения человека.

Внутренняя
природа человечества.
Теория
Фрейда недвусмысленно допускала, что
люди находятся во власти бессознательных
и иррациональных сил. Более того, Фрейд
утверждал, что если не контролировать
инстинктивные импульсы, то результатом
будет уничтожение людьми других или
себя. Те, кто придерживается гуманистических
взглядов, утверждают, что природа
человека в сущности хороша
или,
по крайней мере, нейтральна.

Однако,
по Маслоу, разрушительные силы в людях
являются результатом фрустрации, или
неудовлетворенных основных потребностей,
а не каких-то врожденных пороков. Он
полагал, что от природы в каждом человеке
заложены потенциальные возможности
для позитивного роста и совершенствования.

Творческий
потенциал человека.
Признание
приоритета творческой стороны в человеке
является, возможно, самой значительной
концепцией гуманистической психологии.
Маслоу первым указал, что творчество
является наиболее универсальной
характеристикой людей, которых он изучал
или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое
свойство природы человека, Маслоу
рассматривал творчество как черту,
потенциально присутствующую во всех
людях от рождения.

Акцент
на психическом здоровье.
Маслоу
утверждал, что ни один из психологических
подходов, применявшихся для изучения
поведения, не придавал должного значения
функционированию здорового человека,
его образу жизни или жизненным целям.
В частности, он решительно критиковал
поглощенность Фрейда изучением болезни,
патологии и плохой адаптации.

Вопрос
о мотивации, возможно, является наиболее
важным во всей персонологии. Маслоу
(Maslow,
1968, 1987) полагал, что люди мотивированы
для поиска личных целей, и это делает
их жизнь значительной и осмысленной.
Действительно, мотивационные
процессы
являются
сердцевиной гуманистической теории
личности. Маслоу описал человека как
«желающее существо», который редко
достигает состояния полного, завершенного
удовлетворения. Полное отсутствие
желаний и потребностей, когда (и если)
оно существует, в лучшем случае
недолговечно. Если одна потребность
удовлетворена, другая всплывает на
поверхность и направляет внимание и
усилия человека. Когда человек
удовлетворяет и ее, еще одна шумно
требует удовлетворения. Жизнь человека
характеризуется тем, что люди почти
всегда чего-то желают.

Маслоу
предположил, что все потребности человека
врожденные,
или
инстинктоидные,
и что они организованы в иерархическую
систему приоритета или доминирования.
Потребности
в порядке их очередности:

физиологические
потребности;

потребности
безопасности и защиты;— потребности
принадлежности и любви;— потребности
самоуважения;— потребности самоактуализации,
или потребности личного совершенствования.

Гуманистическая психология, подробно — Психологос

Гуманистическая психология — не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. По словам С. Джурарда, «гуманистическая психология — это цель, а не доктрина». Иначе говоря, это «ориентация размышлений о человеке и всей научной деятельности, которая изменяет наш образ человека и освобождает психологию от искусственных ограничений, наложенных на нее теми теориями, которые сейчас уже, похоже, устарели» (Ф. Северин).

Эти довольно общие формулировки позволяют представить себе идеологию и пафос гуманистической психологии, направленные против господства в психологии механистического подхода к человеку, который, будучи перенесен из естественных наук, долгое время занимал в ней доминирующее положение. Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественнонаучной, методологию познания человека. Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь.

По той же причине нет и единого мнения о принадлежности к гуманистической психологии целого ряда авторов, в какой-то мере (но не всецело) разделяющих ее теоретическую платформу. Это относится к таким крупным ученым, как Г. Мюррей, Г. Олпорт, Ф. Перлз, Э. Фромм и др.

Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление. Она тесно связана с общим историко-культурным контекстом развития западного, прежде всего американского общества в период после Второй мировой войны. Две мировые войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в «обществе потребления» сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения — с другой. Ш. Бюлер и М. Аллен, анализируя американское общество шестидесятых годов, описывали следующие основные аспекты массового сознания американцев.

Кризис ценностей — преобладание пессимистических настроений. Если в начале столетия преобладал оптимизм, то во второй его половине в широких массах американцев, прежде всего молодежи, происходит переоценка традиционных ценностей, выражающаяся в утрате доверия к государству, правительству и социальным институтам, в отказе от стремления к успеху любой ценой и в выдвижении на первый план сферы межличностных отношений.

Одиночество. В то же время характерным симптомом времени выступает неспособность к установлению близких отношений и вытекающее из нее чувство одиночества. Если раньше ведущим механизмом избавления от одиночества было слияние с социальной группой, то теперь групп так много, что принадлежность к ним чревата разделением Я на отдельные фрагменты. Существенный вклад в углубление чувства одиночества вносят механизация и автоматизация жизни. Если раньше интеграция в социальные институты ограничивала это ощущение определенным отрезком жизни личности (подростковый и юношеский возраст), и вскоре оно оставалось позади, то в наше время одиночество порой преследует человека всю жизнь и заставляет его искать близких отношений с другими людьми, помощи и понимания с их стороны. Эта задача, однако, осложняется осознанием неподвластных человеку внешних сил, которые и его самого лишают власти над самим собой.

Проблема идентичности. Наиболее типичные вопросы нашего времени: «Кто я?» и «К чему я стремлюсь?». Не ограничиваясь, как прежде, периодом подростковых и юношеских исканий, эти вопросы преследуют человека иногда до самой смерти, так и оставаясь неразрешенными. Это проблемы Я, которое не может самоопределиться и пребывает в неуверенности. Хроническая неуверенность, касающаяся в том числе убеждений и ценностей, заставляет взрослого человека чувствовать себя так, как чувствует себя одинокий, заброшенный подросток, который не обрел еще свою идентичность. Позитивным моментом при этом является то, что у многих людей, в особенности у молодежи, возникла стойкая ориентация на поиск новых методов помощи людям лучше понимать самих себя и друг друга. Это же является и основной задачей гуманистической психологии — раскрыть ценности к которым устремлен человек по своей природе и реализация которых наилучшим образом способствует реализации заложенных в человеке потенций и потребностей. Открытие для себя этих ценностей является осно¬вой для обретения самоидентичности.

Проблема авторитета. Эта проблема в американском обществе шестидесятых годов обернулась проблемой отрицания авторитетов. Проявлением этого выступила не только утрата доверия к социальным институтам, о которой уже говорилось, но и разрыв между поколениями, утрата в значительной мере взаимопонимания между родителями и детьми. Молодежь критикует старшее поколение, считает несостоятельными его идеалы и пытается найти альтернативные стили жизни.

Проблема смысла. Осмысленность жизни является основой человеческого существования. Переживание жизни как осмысленной делает ее богаче и полнее. Жизнь, лишенная смысла, пуста и бесполезна. В период одиночества и неуверенности смысл придает человеку жизнеспособность и устойчивость. Для послевоенной Америки, однако, характерен феномен «экзистенциального вакуума» (В. Франкл) — утраты смысла жизни. По многочисленным данным, собранным и обобщенным Франклом, с ощущением самоутраты прямо связаны такие социальные отклонения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, бездумное стремление к сексуальным и прочим наслаждениям. Проблема обретения смысла в условиях кризиса ценностей и авторитетов — еще одна социальная проблема, заключавшая в себе вызов гуманистической психологии в период ее возникновения.

Перечисленные пять черт массового сознания американцев в первые послевоенные десятилетия выступили как мощный социальный запрос, который не мог быть удовлетворен психологией в ее устоявшихся формах. Гуманистическая психология явилась одной из попыток теоретического осмысления этих кризисных явлений и их последствий в сфере культуры и мировоззрения людей.

Параллельно с гуманистической психологией возникло еще одно движение, непосредственно вызванное к жизни теми же проблемами. Речь идет о молодежной контркультуре шестидесятых годов, движении хиппи, «детей-цветов», которое по своей мировоззренческой направленности было близко к гуманистической психологии и даже дало повод для частичного отождествления гуманистической психологии с этой контркультурой, что было не лишено оснований.

М. Б. Смит называет ряд мировоззренческих ориентации этой контркультуры, часть из которых присуща также и гуманистической психологии:

  1. Индивидуализм — в центре внимания находится человек, который является мерой всех ценностей;
  2. Вера в возможность усовершенствования человека, игнорирующая политические и этические пути преобразования жизни людей;
  3. Ценность самораскрытия, что на языке контркультуры звучит «пусть все будет наружу»;
  4. Акцент на ситуации «здесь-и-теперь», отказ от планирования своей жизни;
  5. Гедонизм — «делай то, что тебе нравится», связанный с принципом «здесь-и-теперь»;
  6. Иррационализм, проявляющийся в недоверии к традиционной науке и рациональному пути решения проблем, в полагании на интуицию, в интересе к мистике и оккультным явлениям, к измененным состояниям сознания, в частности к расширению его возможностей путем приема наркотиков.

Ш. Бюлер и М. Аллен сводят ориентации молодежной контркультуры к двум основным мотивам: расширению Я, личностного опыта и протест против истэблишмента. Контркультура шестидесятых, как и гуманистическая психология, по-своему выражала протест против обесчеловечивания человека, обезличивания личности.

При всей условности исторических параллелей нельзя не заметить, насколько созвучны настроения, породившие гуманистическую психологию, той атмосфере, в которой мы живем «здесь-и-теперь». Тем более интересно продолжить параллель и попытаться проследить, во что вылилось это движение протеста (а именно таковым оно и выступало в первую очередь). Снова вспоминая о «детях-цветах», приходится признать, что те из них, кто не погиб от манипуляций по расширению сознания, сегодня благополучно ассимилировались в истэблишмент и свысока поглядывают на нынешний подростковый бунт — мелкий и бестолковый по сравнению с цунами шестидесятых. Однако именно эти ныне поседевшие и полысевшие вчерашние бунтари в корне изменили общественные настроения нашей эпохи (даже песенки нынешних поп-кумиров — как правило, упрощенный парафраз музыкальных находок пятидесятых-шестидесятых).

В психологии, по большому счету, произошло то же самое. Именно на шестидесятые пришелся расцвет гуманистического направления. За период после 1970 г. не вышло ни одной общетеоретической работы, открывающей для гуманистической психологии новые перспективы, если не считать несколько обособленного трансперсонального направления. Стали высказываться мнения, что с уходом поколения основателей гуманистической психологии исчезнет и само движение. Основанием для этого вывода служило то обстоятельство, что гуманистическая психология развивалась больше как движение протеста, как оппозиция традиционной психологии, чем как научное направление со своей позитивной программой. При этом можно с уверенностью утверждать, что гуманистическая психология выполнила стоявшую перед ней сверхзадачу, создав в профессиональном сообществе, да и не только в нем, интеллектуальную атмосферу, благоприятствующую но¬вому, гуманистическому видению человека, от которого стало невозможно отмахнуться.

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Гуманистическая теория и терапия применительно к психотическому человеку

Иногда люди понимают, что психоз или шизофрения неумолимы, даже после вмешательства психотерапии. Здесь утверждается, что терапия и, в частности, гуманистическая терапия могут быть полезны психотическому человеку, но, возможно, терапевту может быть трудно понять, как этот подход может быть применен к проблемам психоза.Хотя в нашем обществе преобладает мнение, что шизофреники не реагируют на психотерапию, здесь утверждается, что любой терапевт может относиться к психотическому человеку, и, если терапия не увенчалась успехом, эта неудача может быть вызвана качествами терапевта, а не качествами психотерапевта. психотический человек.

Карл Роджерс создал теорию и терапию, обозначенную терминами «уманистическая теория» и «человекоцентрированная терапия». Эта теоретическая перспектива постулирует множество важных идей, и некоторые из них имеют отношение к данному обсуждению.Первая из них — это идея «условий ценности» и идея «актуализирующей тенденции». Роджерс утверждает, что наше общество применяет к нам «достойные условия». Это означает, что мы должны вести себя определенным образом, чтобы получать вознаграждения, и получение этих вознаграждений означает, что мы достойны, если мы ведем себя приемлемым образом. Например, в нашем обществе мы получаем вознаграждение деньгами, когда выполняем работу, которая выражается в занятости.

С точки зрения жизни шизофреника, эти достойные условия — это то, от чего происходит стигматизация.Психотические индивиды в нашем обществе непреднамеренно не ведут себя так, чтобы приносить вознаграждение. Возможно, некоторые люди считают, что шизофреники — паразиты по отношению к нашему обществу. Такая оценка достоинства этих людей только усугубляет их страдания. В частности, психически больные и психотические люди испытывают нужду в социальной, личной и финансовой сферах.

Карл Роджер не одобрял условия ценности и, по сути, считал, что люди и другие организмы стремятся реализовать свой потенциал.Это стремление представляет собой то, что Роджер назвал «актуализирующей тенденцией» и «силой жизни». Этот способствующий росту аспект жизни побуждает все формы жизни полностью раскрыть свой собственный потенциал. Роджерс считал, что психическое заболевание отражает искажения тенденции к актуализации, основанные на ложных условиях ценности. Ясно, что психотические люди имеют дело с негативно искаженными ценностями.

Очевидно, что психически больные могли бы более успешно существовать в мире, если бы к ним не применялись стигмы.Психически больные вовлечены в самоуничижение и самоистязание, кульминацией которых является разрушение самости. Это психологическое насилие по отношению к психически больным поддерживается другими, не страдающими психическими заболеваниями. Тип жестокого обращения со стороны психотических людей, безусловно, уменьшится, если не будет закреплено нормативное отклонение психически больных как бесполезных.

Несмотря на распространенное мнение о том, что психотические личности неуспешны в контексте психотерапии, нельзя считать, что теория Роджера и терапия сострадания бесполезны для психически больных.Ключевые компоненты подхода Роджерса к психотерапии включают безусловное позитивное отношение, точное сочувствие и искренность. Безусловное позитивное отношение, точное сочувствие и искренность считаются качествами терапевта, разыгрываемыми по отношению к клиенту с точки зрения гуманистической терапии. Эти качества необходимы для процесса гуманистической терапии.

С точки зрения этих качеств, безусловное положительное отношение — это взгляд на человека или клиента, который принимает и трепет, независимо от того, что этот человек на терапии показывает в терминах своих эмоциональных проблем или переживаний.Это означает, что человек в контексте гуманистической психотерапии или в терапии с гуманистическим психологом или терапевтом должен ожидать, что терапевт примет все, что этот человек открывает терапевту. В этом контексте терапевт будет принимать и понимать независимо от того, что вы говорите терапевту.

Точная эмпатия — это понимание клиента с точки зрения этого человека. Это означает, что гуманистический психолог или терапевт сможет воспринимать вас так, как вы воспринимаете себя, и что он будет испытывать к вам симпатию на основе знания вашей реальности.Он будет знать вас с точки зрения знания ваших мыслей и чувств по отношению к себе, и он будет испытывать сочувствие и сострадание к вам на основе этого факта. .

Еще одно качество, проявляемое гуманистическим терапевтом, искренность — это правдивость в представлении клиента клиенту; это целостность или реальная репрезентация самого себя. Быть искренним с клиентом отражает качества терапевта, которые подразумевают нечто большее, чем просто быть терапевтом. Это связано с тем, чтобы быть настоящим человеком со своим клиентом.Карл Роджерс считал, что терапевт может быть искренним и осознанным одновременно. Это означает, что терапевт может быть «настоящим» человеком, даже если он намеренно говорит и делает то, что требуется, чтобы помочь вам.

Цель терапии с гуманистической ориентацией — позволить клиенту достичь конгруэнтности в терминах своего настоящего и идеального я. Это означает, что то, чем человек является и кем он хочет быть, должно становиться таким же по мере развития терапии. Самоуважение, достигаемое в ходе терапии, позволит клиенту повысить его чувство того, что он есть, а самооценка также уменьшит его потребность быть лучше, чем он есть.По сути, по мере того, как реальное «я» более принимается клиентом, и его повышенная самооценка позволяет ему быть не таким «идеальным» я, которым, как он чувствует, он вынужден быть. Именно такие качества гуманистического терапевта, как безусловное положительное отношение, точное сочувствие и искренность, позволяют терапевту помогать клиенту в культивировании соответствия между реальным я и идеальным я с точки зрения этого клиента.

Шизофренический опыт может сбивать с толку.Ясно, что большинство терапевтов, психиатров и клиницистов не могут понять точки зрения хронических психически больных. Возможно, если бы они могли понять, что значит чувствовать себя в одиночной тюрьме своей кожи и висцеральной изоляции внутри своего разума, с шумными галлюцинациями, тогда клиницисты, занимающиеся лечением психических заболеваний, смогли бы лучше сочувствовать психически больным. Проблема с сочувствием клиницистов к психически больным заключается в том, что взгляды психически больных людей далеки и немыслимы для них.Возможно, уединение в сознании шизофреников является наиболее болезненным аспектом шизофреников, даже если слуховые галлюцинации могут формировать то, что кажется психическим населением.

Психически больные, исходя из стандартов, которые заставляют их чувствовать себя неадекватными, реагируют на стигму, усваивая ее. Если психически больной человек может достичь цели согласования между настоящим и идеальным «я», его ожидания относительно того, кем «они должны быть», могут быть согласованы с принятием того, «кем они являются».По мере того, как они снижают свои высокие стандарты в отношении того, кем они должны быть, их принятие себя на самом деле может последовать естественным образом.

Карл Роджерс сказал: «Если я принимаю себя таким, какой я есть, только тогда я могу измениться». В гуманистической терапии терапевт может помочь даже шизофренику принять себя, отражая принятие психотического человека. Это может привести к излечению, хотя, возможно, и не полностью. Однако, когда шизофреник становится более способным принять себя, он может измениться.Социальное принятие имеет решающее значение для того, чтобы справиться с шизофренией, а социальное принятие ведет к самопринятию шизофреником. Принимающий терапевт может быть ключевым компонентом в снижении негативных последствий стигмы, поскольку она затронула психически больного пациента-клиента.

Это, таким образом, относится к условиям ценности и тенденции к актуализации. «Материальные условия» влияют на психически больных сильнее, чем на других людей. Простое принятие и сочувствие со стороны клинициста могут в некоторой степени излечить даже хронически психически больных.Если шизофреник освобождается от условий ценности, которые влечет за собой стигматизация, тогда, возможно, тенденция к актуализации утвердится в нем позитивным образом, без искажений.

В традициях личностно-ориентированной терапии клиенту разрешается вести беседу или диалог во время сеансов терапии. Это идеальный вариант для психотика, если он считает, что его слышит терапевт. Ясно, что психотерапевту придется напрячься, пытаясь понять субъективную точку зрения клиента.С точки зрения гуманистической терапии, эта теория, казалось бы, применима ко всем людям, поскольку она основана на психологии всех людей, каждый из которых может извлечь выгоду из этого подхода благодаря свойственному им потенциалу роста. Что касается облегчения психоза с помощью этой терапии, Роджерс дает надежду.

Изображение предоставлено Кхенг Гуан То / Shutterstock.

.

Как использовать теоретическую ориентацию в консультировании

Источник: rawpixel.com

Что такое теоретическая ориентация?

Теоретическая ориентация предполагает индивидуальный подход к тому, как консультант лучше всего обслуживает своего клиента. Каждый клиент индивидуален и реагирует на разные методы лечения, и теоретическая ориентация помогает консультанту найти лучший метод решения проблем своего клиента.

Когда консультанты используют теоретическую ориентацию, это обычно включает в себя знакомство консультанта с человеком, и со временем консультант может применить несколько методов, чтобы увидеть, поможет ли это.

Другими словами, теоретическая ориентация — это предпочтительный терапевтический метод консультанта. При поиске консультанта вопрос об их теоретической ориентации может быть продуктивным, поскольку в психологии существует очень много направлений.

Список методов лечения

Теоретическая ориентация предполагает использование нескольких методов лечения. Эти методы лечения могут быть как классическими, восходящими к истокам современной психологии, так и более современными. Эти теории включают:

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

При CBT считается, что убеждения и действия клиента являются основными виновниками проблемы клиента.Чтобы применить когнитивно-поведенческую терапию, консультант должен выяснить, какие модели поведения и убеждения являются наиболее проблемными, а затем предложить клиенту изменить их или внести некоторые коррективы.

Клиенту, возможно, придется записывать свое поведение в журнал, отслеживать мысли и чувства по мере их появления и выяснять, какие ситуации могут вызвать у него приступ. Когда они сообщают консультанту, они могут понять, как справиться с поведением всякий раз, когда оно возникает.

Можно с уверенностью сказать, что у каждого есть поведение, которое может привести к саморазрушению, и если ваше поведение выходит из-под контроля, КПТ может помочь.

Диалектическая поведенческая терапия (ДПТ)

Это похоже на CBT и использует множество его техник, но вместо того, чтобы концентрироваться на их плохом поведении, вместо этого он смотрит на самосознание клиента, регуляцию эмоций, уровни дистресса и многое другое. Изначально это было лечение ПРЛ или пограничного расстройства личности, но вы можете применить его и к другим психическим проблемам.

Семейное консультирование

Также известная как семейная терапия, это касается всей семьи.Под семьей это могут быть дети, целые семьи или просто пары, и все они считаются клиентами консультанта. При семейном консультировании это может быть отдельная работа или разговор со всей семьей сразу. Консультант может многому научиться, наблюдая за взаимодействиями между членами семьи. Семейное консультирование может помочь, будь то ссорящаяся пара родителей, пытающаяся достучаться до своего непослушного ребенка.

Феминистское консультирование

Эта ориентация смотрит на мир через призму феминизма, но она не ограничивается только полом или гендерной идентичностью человека.Вместо этого они могут посмотреть, как раса, религия, сексуальная ориентация и возраст человека влияют на их жизненный опыт.

Гештальт-терапия (GT)

GT привлекает внимание здесь и сейчас. У этого есть много названий, таких как внимательность, и его задача — помочь клиенту лучше осознавать свое нынешнее поведение и чувства, а цель состоит в том, как они влияют на окружающий мир. GT — это хорошая терапевтическая система, которую можно использовать, когда клиент слишком сосредоточен на прошлом или будущем.Иногда вам просто нужно посмотреть на мир вокруг, чтобы найти ответы.

Источник: pexels.com

Оптимистическая терапия

Также известная как гуманистическая терапия, она направлена ​​на хорошие стороны жизни. Эти терапевты считают, что люди хотят быть довольными и самореализованными, и цель состоит в том, чтобы клиент почувствовал это. Они могут использовать такие методы, как самоактуализация и открытые ответы, чтобы достичь желаемых целей. У каждого есть мечта, и хотя оптимистическая терапия может не достичь каждой мечты, она может поставить другие цели, чтобы человек почувствовал себя реализованным.

Интегративная терапия (ИТ)

IT может включать в себя несколько методов лечения в зависимости от клиента, в зависимости от клиента и его потребностей. Консультант может комбинировать техники или использовать их по отдельности, в зависимости от ситуации.

Нарративная терапия (NT)

Мы все представляли свою жизнь как книгу, фильм или любую другую повествовательную форму СМИ, которую вы предпочитаете. NT подразумевает рассмотрение чьей-либо жизни как истории, и через эту историю, какие проблемы могут быть раскрыты.Терапевты направляют клиента в пересказе своей истории, чтобы минимизировать или устранить проблемы и создать новые истории. Консультант может действовать как интервьюер, задавая вопросы о жизни человека и тем самым помогая клиенту создать свою историю своими словами.

Психодинамика

Этот метод, также известный как ориентированный на понимание, смотрит на то, как наше подсознание контролирует нас. Подсознание содержит скрытые травмы и чувства, и оно может влиять на наше поведение.Психодинамическая терапия помогает вывести это поведение на первый план в нашем сознании и дать нам самосознание. Психодинамическая терапия тоже недолговечна. Иногда для успеха может потребоваться всего несколько сеансов в неделю, хотя это зависит от конкретного клиента.

Психоанализ

Также известна как психоаналитическая терапия, она похожа на психодинамику, но более длительна и в конечном итоге оказывается более интенсивной. Как и психодинамическая терапия, она фокусируется на бессознательном и, как правило, связана с детской травмой.Клиент должен будет сообщить терапевту все детали, от снов до того, что он чувствует в течение дня. Затем консультант выслушает и поделится своими мыслями. Это еще одна хорошая терапия для самосознания.

Вы ищете лицензированного консультанта, которому можно доверять?

Позвольте нам помочь — найдите лицензированного терапевта Источник: rawpixel.com

Как выбрать ориентацию, которая подходит мне, если я консультант?

Если вы собираетесь заниматься терапией, вы можете задаться вопросом, какая ориентация подойдет вам лучше всего.Как вы уже догадались, конкретного ответа нет. Консультант может быть превосходным в одной ориентации и не столь хорош в другой.

Лучший ответ — изучить каждую из них объективно и на практике. Не ходите в поле только потому, что оно нравится вашему партнеру. Не выбирайте ориентацию только потому, что вы прочитали книгу об ориентации и согласились с ней. Учеба и практика — два лучших способа выбрать наиболее подходящую для вас ориентацию. Ваша ориентация может измениться или интегрироваться с другими способами, когда вы узнаете больше и станете более опытным.

Клиентам

Если вы пытаетесь найти терапию, вы можете задаться вопросом, какой путь лучше для вас. Многие факторы влияют на хороший сеанс терапии, вне зависимости от того, онлайн он или офлайн, в том числе то, как вы взаимодействуете с терапевтом. Важно, чтобы вы, как клиент, чувствовали, что у вас есть взаимопонимание и доверие к своему терапевту, а также что методы, которые он использует с вами, создают прогресс.

.

Гуманистические подходы к изучению английского языка

В 1970-х годах вспыхнул взрыв новых и радикальных подходов к изучению языка. Эти подходы часто группируются под названием гуманистические подходы из-за их метода концентрации, затрагивающего врожденные способности и способности, которыми, как предполагается, обладают все учащиеся.

Просмотреть большую версию всеми методами

Suggestopedia

Этот метод основан на идее о том, что разум обладает большим потенциалом и может удерживать информацию с помощью силы внушения.Этот метод обучения использует расслабление как средство сохранения новых знаний.

На начальных уроках учащиеся получают большое количество информации на новом языке. Текст переводится, а затем читается вслух под классическую музыку в фоновом режиме.

Задача состоит в том, чтобы создать атмосферу полного расслабления, в которой понимание является чисто случайным, и подсознательным. Использование большого количества лингвистического материала дает представление о том, что понимание языка — это легко и естественно.

На следующем уроке учащиеся используют материал в различных коммуникационных мероприятиях. Оригинальные методы обучения и теория, разработанные Георгием Лозановым, с тех пор превратились в движение ускоренного обучения.

Резюме
Когда — 1970-1980-е
Фокус — Содержательные тексты и словарный запас
Характеристики — Расслабляющая атмосфера, с музыкой; поощрять подсознательное изучение английского языка
Сторонники — Георгий Лозанов

Полная физическая реакция (TPR)

Разрешить учащимся творить, когда они «готовы».Улучшение происходит благодаря предоставлению коммуникативных материалов, а не принуждению к производству.
— Dr Stephen Krashen

Этот метод основан на основных принципах того, как маленькие дети учат свой первый язык. Этот метод обучения, разработанный Джеймсом Ашером, включает в себя широкий спектр физических нагрузок и много внимания на слушание и понимание, а также упор на обучение как на увлекательное и стимулирующее.

Total Physical Response имеет ограничения, особенно при обучении абстрактному языку и задачам, но широко считается эффективным для начинающих и по-прежнему является стандартным подходом для молодых учеников.

Краткое содержание
Когда — 1970-е годы, широко используется сегодня для молодых людей
Фокус — понимание на слух
Характеристики — разговоры по-английски с задержкой, пока студенты не будут готовы; смысл разъясняется через действия и визуальные эффекты
Сторонники — Джеймс Ашер

The Silent Way

Еще один пример метода, отнесенного к категории гуманистических подходов, с этой техникой учитель должен быть практически молчаливым — отсюда и название метода — и избегать все объясняя студентам.

Этот метод основан на подходе к решению проблем к обучению, в соответствии с которым обучение студентов становится автономным и совместным.

Цель состоит в том, чтобы помочь учащимся выбрать подходящие фразы и научиться управлять ими с хорошей интонацией и ритмом. Учитель не повторяет материал и не предлагает фразы, которые ученик должен имитировать, и не использует родной язык ученика.

Шаблоны содержат словарный запас, а цветные подсказки для произношения используются, чтобы помочь учителю направлять понимание учениками, говоря как можно меньше.

Резюме
Когда — 1970-е
Фокус — Взаимодействие учеников, а не взаимодействие с учителем
Характеристики — Учитель молчит, чтобы позволить ученику понять, как работает английский
Сторонники — Калеб Гаттегно

Также разделяет многие из тех же принципов, что и Тихий путь , этот метод был относительно недолговечным. Рассматривая ученика как «цельную» личность, в методе учащиеся сидели в кругу и побуждали их использовать свои чувства, интеллект, отношения и реакции.

Краткое содержание
Когда — 1970-е
Направление — взаимодействие со студентами
Характеристики — Понимание английского языка через активное взаимодействие со студентами
Сторонники — Чарльз Артур Карран

Автор: Алекс Тейлор

Подробнее:

.

Комплект для ориентации в гуманистическом менеджменте — Системы гуманистического обучения

Изучите основы гуманистического менеджмента

We are a team of professionals. How can we assist you? Если вы новичок в гуманистическом менеджменте и хотели бы узнать, как использовать гуманистические методы в качестве менеджера, эта программа идеально подходит для вас. Он обеспечивает обучение гуманистическому управлению, а также обучение тому, как предотвращать и искоренять сексуальные домогательства с помощью бихевиористской науки.

Стоимость $ 50

Продолжительность: ~ 3 часа

Формат: Самостоятельное обучение под руководством инструктора

Информация о доступе: доступ к курсу предоставляется в начале каждой недели.
registernow

В этот комплект входят следующие курсы:

  • 7 смертных грехов управления персоналом
  • Принципы гуманистического лидерства
  • Как остановить издевательства / домогательства на рабочем месте

На выполнение требуется ~ 3 часа. Курс онлайн, и инструктор ведет. Участники получают видеоуроки, конспекты лекций и должны пройти тест, чтобы получить сертификат об окончании.

Для участия в этом курсе требуется доступ к Интернету, а также возможность просматривать онлайн-видео в стиле YouTube (уточните в своем ИТ-отделе, возникнет ли это проблема).Курс будет работать на домашних компьютерах и планшетах, таких как iPad.


Кто должен пройти этот курс?

  • Руководители, желающие повысить свою квалификацию
  • Новые менеджеры, ищущие обучение

Дополнительное образование

Блок по борьбе с домогательствами этого курса сертифицирован для продолжения образования. Выберите сертификат, который хотите получить. Тренинги по гуманистическому менеджменту доступны для самостоятельной сертификации, и вы можете запросить письмо об участии в этих программах.

Информация о группе

Эта программа подходит для групповых тренировок (см. Страницу групповых скидок). Мы рекомендуем группам, заинтересованным в этой программе, планировать гибридные занятия, объединяющие онлайн-курс с последующим живым обсуждением. Этот курс сочетает в себе прикладную философию и науку о поведении, и группам полезно обсуждать, как применить эти знания в их конкретных ситуациях и других межличностных отношениях. Свяжитесь с нами для получения дополнительной информации или записи курса.


Цена:

  • 50 $ / чел
  • 45 $ / чел., Если 10 и более
  • 40 $ / чел. Если 50 и больше
  • 35 $ / чел. Если 100 и более
  • 30 долларов США на человека, если 500 и более

Этот курс можно использовать для обучения по вопросам соблюдения сексуальных домогательств. (Свяжитесь с нами для получения информации о групповом обучении)


Гарантия возврата денег:

Если вы недовольны курсом или не сдали заключительный экзамен, вы можете запросить возврат денег в течение 15 дней.

Индивидуальная регистрация

Обязательно укажите в комментарии, хотите ли вы пройти курс обучения по борьбе с домогательствами (CA или ME) для конкретного штата.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *