Индивидуальное мировоззрение это: Виды мировоззрения (индивидуальное (личное) и общественное)

Содержание

Понятие мировоззрения.

Мировоззре́ние — совокупность
взглядов, оценок, принципов и образных
представлений, определяющих самое общее
видение, понимание мира, места в нем
человека, а также — жизненные позиции,
программы поведения, действий людей.
Оно придаёт человеческой деятельности
организованный, осмысленный и
целенаправленный характер.

Мировоззрение — сложное явление
духовного мира человека, и сознание
является его фундаментом.

Наиболее сложная из форм человеческого
самосознания называется мировоззрением.

Мировоззрение представляет собой
систему или совокупность представлений
и знаний о мире и человеке, об отношениях
между ними.

В мировоззрении человек осознаёт себя
не через своё отношение к отдельным
предметам и людям, а через обобщённое,
интегрированное отношение к миру как
целому, частью которого является и он
сам. В мировоззрении человека отражаются
не просто его отдельные свойства, а то
главное в нём, что принято называть
сущностью, что остаётся наиболее
постоянным и неизменным, в течение всей
его жизни проявляясь в его мыслях и
действиях.

В реальности мировоззрение формируется
в сознании конкретных людей. Оно
используется личностями и социальными
группами в качестве общих воззрений на
жизнь. Мировоззрение представляет собой
интегральное образование, в котором
принципиально важна связь его компонентов.
В состав мировоззрения входят
обобщённые знания, определённые системы
ценностей, принципы, убеждения, идеи.
Мерилом мировоззренческой зрелости
человека являются его поступки;
ориентирами при выборе способов поведения
служат убеждения, то есть взгляды,
активно воспринимаемые людьми, особо
устойчивые психологические установки
человека. Морфология мировоззрения.

  1. Морфология мировоззрения.

В процессе исследования уровня и
характера отражения действительности
в сознании человека выделяют обыденное
и теоретическое мировоззрение.

Обыденное (житейское) мировоззрение
складывается стихийно, базируется на
здравом смысле, повседневном опыте. На
формирование этого уровня влияют
национальные, религиозные традиции,
уровень образования, культура, профессия
и т.д. Он включает в себя обычаи,
традиции и навыки, а также опыт каждого
человека. Жизненно-практическое
мировоззрение
помогает ориентироваться
в жизни, но не отмечается систематичностью,
обоснованностью. Характерно
присутствие предрассудков.

Теоретическое мировоззрение

Более высокий уровень мировоззрения.
предполагает научную основу знаний о
действительности норм и ценностей,
определяющих поведение людей. К этому
уровню решения мировоззренческих
проблем наряду с наукой принадлежит и
философия.

По субъекту выделяют индивидуальное,
групповое и общественное мировоззрение.

Индивидуальное мировоззрение
– это система обобщенных взглядов
личности на мир, место человека в нем,
на отношение людей к окружающей их
действительности и к самим себе, а также
обусловленные этими взглядами основные
жизненные позиции людей, их убеждения,
идеалы, принципы познания и деятельности,
ценностные ориентации. Содержание
индивидуального

мировоззрения можно представить как
систему категорий, отражающих обобщенные
представления личности о разных сторонах
и аспектах действительности.

Групповое мировоззрение
характеризуется системой убеждений,
присущих только определённой социальной
группе и определяет групповое отношение
к миру.

Общественное мировоззрение –
система убеждений, присущих всем людям
независимо от их групп.

Мировоззрение как форма индивидуального сознания — Студопедия

Мировоззрение и его формы

У каждого человека есть определённые представления о мире. Существуют так называемые мироощущения и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сферой человека. Следует отметить, что некоторые философы не включают практическую деятельность в структуру мировоззрения. В противовес этой точке зрения существует другая, по которой жизненно-практический уровень мировоззрения вырастает из чувственной практики человека

Исторически первой формой мировоззрения является мифология, которая возникла на ранней стадии общественного развития. На раннем этапе развития человечество в форме мифов, сказаний, преданий пытались дать ответ на вопросы происхождения и устройства мироздания. Значительная часть мифов базируется на космологических представлениях устройства природы.

Ещё до появления философии люди находили ответы на важнейшие вопросы мироздания в мифологии и религии, поэтому эти вопросы носили не чисто философский аспект, скорее мировоззренческий. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Миф совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом миф связывал прошлое настоящее и будущее. Для древнего человека миф – это реальность, имеющая свою систему ценностей.

По своей сути, мировоззрение есть не что иное, как общественное самосознание, воплощающееся в индивиде как единство его нравственных, философских, политических и иных ценностных представлений. Мировоззрение отличается от других элементов духовного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляды человека на мир в целом, во-вторых, мировоззрение представляет собой отношения человека к окружающему миру.



От чего зависит мировоззрение человека? Прежде всего мировоззрение человека носит исторический характер и связано это с определённой исторической эпохой, в которой происходит формирование взглядов человека на мир. Мировоззрение даёт человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности. Мировоззрение через свою философскую основу даёт людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает человека методами познания и деятельности. На основе содержащихся в мировоззрении ценностных ориентаций человек в свой деятельности получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития.


Мировоззрение – это сложное интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов: знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.

 

 

Мировоззрение как форма индивидуального сознания

Мировоззрение можно определить как систему взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. Мировоззрением обусловлены основные жизненные позиции человека, его убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение тесно связано с философией это объясняется тем, что мировоззрение выступает фундаментом индивидуального сознания, на основе которого формируется личность. Можно сказать мировоззрение определяет социальную и нравственную, религиозную и научно-теоретическую ориентацию человека.

В мире нет двух одинаковых людей, у каждого свой духовный мир, что предполагает: человек живёт не каждый сам по себе, но и живёт в пространстве, которое объединяет его с другими людьми. Анализ памятников духовной культуры показывает, что духовный мир человека базируется на основе духовных интересов, жизненных позиций, ценностных ориентациях, уровне знаний. На этой основе и формируется мировоззрение, которое может быть обыденным, религиозным (жизненно-практическим), научным, гуманистическим (теоретическим).

Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле и повседневном опыте. Этот уровень ещё называют жизненной философией. Именно на этом уровне человек включается в социальное и индивидуальное взаимодействие в процессе жизнедеятельности. На формирование этого мировоззрения существенное влияние оказывают национальные отношения, религиозные традиции, образование, уровень духовной культуры. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных ситуациях.

Одновременно этот уровень имеет недостатки, которые преодолеваются на более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню мировоззрения относится философия и наука. Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения можно выстроить и в исторической последовательности. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания.

Зачем человечеству философия? (Борис Донской, 2015)

Индивидуальная форма мировоззрения

Как известно, каждый человек имеет свое индивидуальное представление о мире, в котором он существует, т. е. каждый человек имеет свое индивидуальное мировоззрение. Этот факт никто не будет отрицать, ибо это достоверный факт, не требующих доказательств.

Человеческий индивид, воспринимая действительность в своем бытии, формирует свои представления о действительности как о едином целостном образовании, т. е. формирует свое мировоззрение. Эти представления о мире формируются благодаря сознательному осмыслению знаний человеческого индивида об окружающей действительности. Мировоззрение, которым обладает человеческий индивид, есть форма индивидуального мировоззрения.

Об этом пишет Никифоров А. «У каждого из нас есть какое-то мировоззрение – без этого, по-видимому, просто нет человека. Его называют „стихийным“ или „обыденным“ – потому, что оно формируется само по себе у каждого человека в процессе его жизнедеятельности. Это – ядро нашего здравого смысла» /Никифоров А. Л. Природа философии. Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001. Стр.30/.

По моему мнению, эту форму мировоззрения лучше определять как «индивидуальная форма мировоззрения», ибо природа индивидуального мировоззрения принадлежит человеческому индивиду. Формируется индивидуальное мировоззрение не стихийно, т. е. «само по себе», как это пишет Никифоров А., а из знаний о действительности, накопленных и сохраненных человечеством, которые передаются человеческим индивидам от поколения к поколению в процессе становления личности.

Если бы каждый человеческий индивид формировал свое мировоззрение стихийно, т. е. только из тех знаний о действительность, которые он получил самостоятельно, то он бы никогда не познал бы, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца; что материальные тела состоят из атомов; что деньги есть всеобщий эквивалент товарного обмена и т. д. Эти знания человеческий индивид получает от человеческого общества, которое в процессе своего существования изучало и познавало действительность при помощи науки, сохраняя эти знания и передавая эти знания индивидам из поколения в поколение.

Современные объективные знания о действительности, лежащие в основе индивидуального мировоззрения, имеет каждый человек. Так, каждый современный человек знает, что мир образован материей, что Земля имеет форму шара, что Земля вращается вокруг Солнца, что существует солнечная система, что природа состоит из элементов таблицы Менделеева и их соединений, что существует генетика, которая передает наследственные признаки живым организмам.

Однако если спросить каждого человека, что представляет собой действительный мир, то каждый человек представит свою версию, свое представление о действительном мире. И хотя эти представления каждого человека о действительности будут различаться, основой этих представлений будут объективные знания о существующем мире, добытые наукой и сохраненные обществом, которые переданы человеческим индивидам в процессе их образования.

Откуда индивид берет эти знания? Ведь человеческий индивид не способен сформировать свои представления о современном мире, т. е. свое мировоззрение, из того нагромождения научных знаний о действительности, которые добыла наука, ибо человек не способен охватить и усвоить все научные открытия и тем более собрать все научные факты в единую целостную картину мира. Да и образование различных людей, что формирует мировоззрение индивида, весьма различное.

Базовые основы индивидуального мировоззрения, дающие объективные представления об устройстве и единстве действительного мира, человеческий индивид получает из знаний, которые собраны и сохранены обществом, в процессе своего существования, ибо человеческий индивид не способен в одиночку проделать ту огромную научно-исследовательскую работу по познанию действительности, которую проделало человечество за время своего существования. Знания, собранные и сохраненные обществом, имеют статус общественных знаний, ибо ими владеет все общество, они сохраняются обществом и передаются от поколения к поколению. Эти общественные знания имеют официальный характер в силу того, что государства включили их в систему образования, и они становились доступными всем индивидам общества в процессе получения образования.

Знания о действительности как едином целостном образовании, полученные наукой и сохраненные обществом, общество передает индивидам последующего поколения. Эти знания формируют в обществе общественно-официальную форму мировоззрения, которая является объективной основой индивидуального мировоззрения.

Виды мировоззрения, его структура и формы

Великий мистик, индийский духовный лидер Ошо говорил, что не существует людей, которые бы видели окружающий мир одинаково, ведь это просто невозможно.

Каждый человек вынужден двигаться со своего собственного места, из своего собственного жизненного пространства. Это говорит о том, что каждый человек обладает собственным мировоззрением, исходя из которого, строит свою жизнь и взаимодействует с другими людьми.

Мировоззрение вмещает в себя взгляды человека на окружающий мир, общество и на самого себя. Его можно сопоставить с понятиями миросозерцания и менталитета, где мировоззрение обладает наиболее обширным значением.

Миросозерцание отображает эмоциональные переживания, менталитет является продуктом мыслительной деятельности и зависит от культурного развития человека, а мировоззрение объединяет в себе все эти компоненты, создавая целую структуру, гамму представлений личности об окружающей действительности. Человек наделен свободой, которая предполагает выбор, а каждый выбор исходит из определенных взглядов на мир.

Очевидно, что все компоненты мировоззрения имеют огромное значение в успешной жизнедеятельности человека на разных уровнях. Мировоззрение, его формы и виды создают целостное представление о мире и обществе, ориентирует личность на достижение целей, сохранение ценностей, а также объединяет людей.

Действительность, ценность и смысл

Понятие мировоззрения очень неоднозначное, его структура включает сложные компоненты, которые у каждого человека проявляются индивидуально. В общем виде его структура представляет собой взаимодействие трёх компонентов, которые в своей совокупности создают внутренний мир, прочно стоящий на фундаменте действительности, ценности и смысла:

  • Индивидуальная картина мира. Это устойчивые представления человека об окружающей действительности, которые формируются на основе знаний и опыта исторического прошлого в связи с настоящим. Человек не может контролировать влияние этого компонента, ведь нельзя выбрать эпоху своего рождения.
  • Индивидуальные оценки. Это совокупность взглядов и суждений, исходящих из общей ценностной ориентации, а также жизненных идеалов человека.
  • Личные смыслы. Сюда входят представления человека о смысле его существования, на основе которых формируются социальные установки и строятся конкретные жизненные цели.

Мировоззрение личности формируется в процессе социализации и постепенного становления личности на основе знаний и личного жизненного опыта.

Описывая понятие видения мира, его сущность и структуру, важно выделить его интеллектуальную и эмоциональную составляющие:

  • миропонимание – интеллектуальная сущность мировоззрения, которая охватывает устойчивые знания в виде разных теорий, принципов и законов;
  • мироощущение – эмоциональная сущность мировоззрения, состоящая из широкой гаммы эмоций, чувств, настроений, которые помогают составить целостное глубокое представление о предмете или ситуации.

В результате продуктивного взаимодействия этих компонентов формируются основные компоненты мировоззрения: целостный комплекс четких убеждений, действий, поступков личности, которые стают основой для самовыражения. Теперь очевидно, что именно видение мира является тем фоном, на котором выступают все поведенческие реакции и поступки человека, на котором проявляется его духовная направленность.

Исторический угол зрения

Чтобы прийти к пониманию мировоззрения современного человека, следует проанализировать основные исторические формы мировоззрения, которые, в то же время, являются этапами его развития в разные периоды жизни общества в ходе истории, а в определенной форме сохраняются в наше время.

  • Мифологическое. Зародилось еще в первобытном обществе, свое распространение получило в античности. В то время миф был полноценной частью сознания человека, служил инструментом, который мог доступно объяснить те явления, которые человек осознать еще не мог в силу недостатка точных научных знаний. В таком мировоззрении человек и природа выступают единым целостным организмом, части которого равны. Не существовало также границ между выдумкой и реальностью, где понятие сверхъестественного всегда находило свое обоснование. В современном мире это мировоззрение существует в отдельных аспектах. Например, когда компьютеры и разные технические устройства наделяют качествами живых существ.
  • Религиозное. Развивается в Средневековье, когда отношения человека и природы стают более отчужденными, а на первый план выходят представления об идеальном существе, в сравнении с которым человек – существо более низкого уровня развития. Человек преклоняется перед богом, святыми предметами и вещами. Мир стает двойным: греховным земным и идеальным небесным. Человек видит мир более узко, строит собственные рамки в виде разделения на добро и зло, которые находятся в вечном единстве. В наше время такой тип мировоззрения не утрачивают своей популярности в определенных кругах людей.
  • Научное. Стремительное развития науки оказало сильное влияние на понятие мировоззрения человека, сделав его более реалистичным, фактическим и аргументированным. Здесь основную роль играет объективная реальность окружающего мира и взаимоотношений. Внимание заслуживают конкретные рациональные факты, лишенные субъективной окраски. Такой тип мировоззрения лидирует в современном мире, оставляя далеко позади, в историческом прошлом, мифы и религию.
  • Философское. Этот тип мировоззрения включает в себя отдельные элементы мифологического, религиозного, научного мировоззрения. Своими корнями уходя в мифы и религию, использует теоретические научные данные. Главным моментом, который отличает эту форму мировоззрения от религии и мифов является его свобода от иллюзий, фантазий, идеализации, предполагая полное «подчинение» логике, объективной действительности. В то же время, философия раздвигает рамки науки, пытаясь дать более глубокое и многомерное понятие «сухим» научным фактам, которые часто не способны составить целостную картину мира.

Мировоззрение современного человека

Что же представляет собой мировоззрение современного человека? Ответ на этот вопрос лежит через понятие и осмысление основных видов мировоззрения, которые можно назвать основными его направлениями.

К их числу принадлежат такие основные виды:

Обыденное мировоззрение.

Его также называют жизненно-практическим либо просто жизненной философией. Присуще каждому человеку, ведь является отображением его повседневного опыта и строится на основе, так называемого, «трезвого» подхода к жизни. Этот вид мировоззрения отображает общие настроения в обществе, являясь элементом массового сознания. В то же время, это мировоззрение очень индивидуально, потому отражает культурные, профессиональные, интеллектуальные и даже национальные различия людей.[quote] Главный недостаток такого мировоззрения – смешивание стереотипов, предрассудков и научных данных, к которым можно добавить излишнюю эмоциональность. Все это в совокупности запутывает человека, приводит к неаргументированным, а порой и неадекватным суждениям.[/quote]

Теоретическое мировоззрение.

Этот тип мировоззрения представляет собой «набор» из логической рациональной аргументации собственной точки зрения, принципов, знаний, идеалов и целей. Ядром или основой такого мировоззрения является именно философское осмысление окружающей действительности. Как вы уже поняли, философское мировоззрение позволяет оценивать вещи и явления жизни более глубоко и многогранно, опираясь на конкретные теоретические знания, не делая поспешных выводов, не впадая в скептицизм науки.

Современный мир следует идеалам демократии и гуманизма, где наивысшей ценностью является человеческая личность. Основой такого направления мысли является гуманистическое мировоззрение, суть которого отлично выразил Э. Кант: «Человек может быть лишь целью, но не средством для другого человека». Такое мировоззрение может показаться идеальным и маловероятным, но это та вершина, которая стоит усилий, затраченных на ее покорение. Попробуйте следовать фундаментальным принципам гуманистического мировоззрения:

  • Человек – это наивысшая ценность, он является равноправным по отношению к другим людям;
  • Каждый человек, без исключения, самодостаточен;
  • Каждый человек обладает неограниченными возможностями самосовершенствования, личностного роста и раскрытия творческого потенциала;
  • В ходе развития цивилизации каждый человек способен побороть негативные качества своей личности, развивая свой позитивный потенциал;
  • Каждый Человек способен к радикальным внутренним трансформациям;
  • Человек способен не только развиваться сам, но и оказывать позитивное влияние на других людей, культивируя свои ценности;
  • Главная цель человека – обрести себя, свою идентичность, ориентируясь на свои собственные личностные ресурсы, которыми обладает каждый человек, без исключения.

Мировоззрение — видеоурок:

Читать далее…

Индивидуальная форма мировоззрения

Б. Донской. «Зачем человечеству философия?»

Обыденность это систематичность одних и тех же событий, которые происходят каждый день по определенной схеме… Каждый по своему к этому относится, кому-то надоедает и он разнообразит свой образ жизни, а кого-то это вполне устраивает… /http://otvet.mail.ru/ question/15110672/

Обыденный – Это пройденный момент пример; Обыденный урок

«повторяющийся неоднократно» /http://ru.wiktionary.org/wiki.

ОБЫДЕННЫЙ, обыденный, сев. вост. однодневный, одноденный, суточный, в один день сделанный, одни сутки длящийся./ Сборник толковых словарей, http://slovarsbor.ru/.

Как видим термин «обыденный» обозначает состояние сознания, события текущего дня, пройденные моменты одних суток, что конечно никак не может характеризовать мировоззрение человеческого индивида. Мировоззрение ни есть сознание, ни есть событие, ни есть момент бытия. Мировоззрение есть представление человеческого индивида о действительном мире, основанное на знаниях о действительности.

«Мировоззрение есть „субъективный образ реальности в форме понятий и представлений“», http://ru.wikipedia.org/wiki.

Поэтому мировоззрение не может быть обыденным, ибо это устойчивое идеальное образование в сознании человека, которое не меняется каждодневно и ситуационно.

Мифологическое мировоззрение существовало на заре становления человечества. Чтобы читателю было ясно, что такое мифологическое мировоззрение, привожу цитату из интернета:

«Мифы играли решающую роль в жизни первобытного человека. Знания древнего человека о мире были чрезвычайно малы. У людей была необходимость как-то объяснять, почему происходит смена дня и ночи, почему изменяются времена года, почему идет дождь или стоит нестерпимый зной, почему одни животные нападают на людей, а другие боятся человека т. д.

В попытке дать объяснение явлениям окружающего мира человек выработал мифы, которые и объясняли происходящее. В мифах отразилась особенность сознания первобытного человека, который воспринимал окружающий мир как божественный, одухотворенный. Природа воспринималась как пространство, населенное различными духами и божествами, а в более раннюю эпоху человек отождествлял деревья, камни, животных, погодные явления с духами, с богами./ И. И

Оракул /70903/. Интернет. http://otvet.mail.ru/question/29160599/».

Миф /др. – греч. мжипт, букв. сказание, предание/ – повествование, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях./Википедия/.

В настоящее время мифологическое мировоззрение существует разве только в детском сознании, когда ребенок воспринимает сказки как реальность. Как только ребенок получает современные знания о действительности, мифологическое мировоззрение исчезает.

Возникновение философского мировоззрения А. Никифоров связывает с развитием сознания и осознания действительности: отказ от антропоморфизма, замена чувственных образов на абстрактные понятия, замена ассоциативных связей образов мифа на логические связи понятий. Такие изменения сознания индивида могли произойти только при изучении действительности, а не при простом созерцании действительности. Изучение действи-

Мировоззрение, его виды, формы и содержание — Социология — Обществознание — Для учащихся — Мир Истории и Обществознания — МАОУ Лицей

1.
Понятие мировоззрения

     Мировоззрение представляет собой всю совокупность
взглядов человека на окружающий мир, общество и самого себя. Мировоззрение
близко к понятиям миросозерцания и менталитета (от фр. «mentalite» —
умо­настроение, склад ума — предрасположенность индивида к определенному типу
мышления и дейст­вия). Менталитет является результатом развития культуры
и традиций, однако он в больше степени, чем мировоззрение и, тем более,
миросозерцание, связан с ментальной деятельностью сознания, т.е. с мышле­нием.
А в мировоззрение, и, особенно, в миросозерцание входят также переживания,
эмоции, чувствования и представления человека. В отличие от подобного мирочувствия мировоззрение носит более систематизи­рованный
характер.

Роль
мировоззрения в жизнедеятельности человека огромна, без него невозможно
осуществление целе­полагающей деятельности. Человек вообще невозможен без
мировоззрения, пусть самого примитивного. А вот в животном мире мировоззрения
нет и быть не может, ибо животное определяется инстинктами, в его поведении нет
свободы. Мировоззрение всегда стоит между человеком и миром, связывает человека
с ним, а иногда, если оно искаженное, способно дезориентировать его.
     Исходя из мировоззрения, человек определяет смысл
своей жизни, который является основным мировоз­зренческим вопросом, ядром
мировоззрения, на его основе формируются ценности, идеалы и установки че­ловека.
В нем, таким образом, слиты воедино познавательный и ценностный аспекты.
Мировоззрение фор­мируется в результате приобретения и накопления знаний, а
также само, исходя из ценностной ориентации субъекта, определяет качество и
направленность познавательной деятельности человека. Оно фиксирует не просто
знания, но и отношение субъекта к действительности и к другим людям, определяет
выбор тех или иных средств деятельности, достижения поставленных целей.
     Мировоззрение может быть как всеобщим, массовым, определяющим общественное сознание, так и ин­дивидуальным, свойственным отдельной
личности. Обычно коллективное и индивидуальное мировоззрение совпадают, но не
всегда. Развитая личность может превосходить своим мировоззрением ту эпоху, в которой
живет. Такое мировоззрение прогрессивно, ибо отражает потребности как
общественного, так и личностно-духовного развития. В противоположном случае
индивидуальное мировоззрение может деградировать к предшествовавшим эпохам,
носить суеверный характер, быть деструктивным и антипрогрессивным. Таким
мировоззрение может быть у асоциальных субъектов, преступных элементов; у
людей, по тем или иным причинам лишенных нормальных семейных отношений или
человеческих условий существования. Не все­гда человек оказывается способным
духовно преодолеть нечеловеческие условия своего существования и сохранить в
себе личность, неискаженное мировоззрение. В этой связи Л. Фейербах утверждал,
что «в хи­жинах мыслят иначе, чем во дворцах». И действительно,
мировоззрение обычного человека в определяющей степени зависит от общества,
культуры, его социального и материального положения, образования.
     2. Исторические типы мировоззрения
     Мировоззрение исторично, определяется эпохой и
временем, в которых живет человек. В этой связи можно выделить несколько его исторических
типов:

  • мифологическое —
    свойственно для первобытного сознания и древних культур доосевого времени;
  • космоцентрическое — свойственно для древних культур
    осевого времени, связано с натурфилософией (Дао в Древнем Китае, фюсис (природа) и логос в Древней Греции), когда чело­век
    и общество мыслились в рамках космоса;
  • теоцентрическое —
    в центре его — Бог, оно господствовало в средние века;
  • антропоцентрическое, в центре которого — человек,
    возникло в эпоху Возрождения, свойственно во многом и для настоящего
    времени. Впервые его черты возникают уже в древнегреческой филосо­фии,
    когда софист Протагор сказал, что «человек есть мера всех
    вещей»;
  • социоцентрическое — свойственно для современности,
    определяется пониманием значимости для чело­века общественных отношений,
    формируется философией и обществознанием.

      
3. Мировоззрение
может строиться, опираясь на различные
познавательные способности человека, то есть различаться по методологическим признакам,
в соответствии с которыми можно выделить следую­щие мировоззренческие формы:
     Чувственно-образное мировоззрение основывается на
обыденных представлениях, формируется сти­хийно, в повседневном обиходе.
     Эстетическое мировоззрение — связано с восприятием окружающего
мира с точки зрения красоты. Оно свойственно для творчески развитой личности,
для художников, поэтов, композиторов, писателей и т.д. Это, конечно, не
означает, что обычный человек не может развить в себе такое восприятие.
     Рационалистическое, или рационализированное
мировоззрение
 (абстрактно-логическое,
философское и научное) — может строится на основе обобщения научных знаний,
которые в нем синтезируются. 
     В гармонично развивающейся личности данные
мировоззренческие формы должны развиваться взаимно: плохо, если в человеке не
развиты чувства, или атрофирован рассудок.
     4По видовым различиям мировоззрение может быть философским,
религиозным, научным, обыден­ным и суеверным. Последнее является необъективным
и дезориентирует человека, предпоследнее — относи­тельно или
условно-объективно, научное стремится к всецелой объективности. Дадим их
характеристику.

      В философском мировоззрении теоретически обобщается опыт духовного
и практического освоения мира человеком. В нем философия выполняет важнейшую
функцию, по сути, являясь рациональным ядром ми­ровоззрения, ибо опирается на
достижения наук о природе и обществе .Философия
решает смысложизнен­ные задачи человека теоретическим методом, она отвечает на
его потребность в смысле жизни, пытается найти его, опираясь, в основном, на мышление
и логику. В мировоззрение могут входить как какие-либо обыденные представления,
так и суеверия.

Религиозное
мировоззрение
 по форме
определяется содержанием веры, доктрины, однако по глубине оно может уходить в
бесконечность и вечность.
     Научное мировоззрение основывается на современных
достижениях научного познания мира.
     Обыденное (житейское) мировоззрение порождается непосредственными
условиями жизни и пере­дающимся опытом людей. Оно отражает представления
здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке. Его носителем является
средний человек, получивший стандартное школьное образование и до­вольствующийся
этим, далее не развивающийся. Зачастую это — человек толпы, мировоззрением которого
можно легко манипулировать с помощью средств массовой информации и идеологии.
Такое мировоззрение должно быть лишь отправной точкой, от которой человек
должен двигаться дальше, расширяя и углубляя свой мировоззренческий кругозор и
горизонт, приобщаясь к мировой духовной культуре, осваивая филосо­фию(Дополнительный иллюстративный
материал). 
     Если первые виды мировоззрения являются
позитивными, а последнее (обыденное) — терпимым, то суеверное мировоззрение искаженно воспринимает окружающий мир,
оно — негативно. Его носитель из­вращает или вовсе отрицает как достижения
науки, так и мировые религии вместе с философией. Суеверное мировоз­зрение
опасно не только для индивида, но и для общества. Разрушить его может помочь
приобщение к науке, философии и правильно понимаемой вере.
     Известно, что даже знаменитые ученые не лишены
суеверий, когда начи­нают размышлять о том, что выходит за рамки их конкретной
науки. Происходит это потому, что наука, в отличие от философии и религии, не
способна объяснить все, не способна заполнить все «пространство» сознания.
Всегда остается нечто, что наука не может объяснить. Более того, с ростом
научного знания рас­тет и сфера непознанного. Только мудрец, который познал
очень много, мог бы сказать, что он ничего не знает. Поэтому Сократ и говорил о
себе: «я знаю, что я ничего не знаю». Знает «все» только
невежда, кото­рый свои суеверия выдает за знания.
     Исходя из того, что наука не все может объяснить,
она, строго говоря, не может построить и целостного мировоззрения на
собственных началах. В этом смысле можно сказать, что научное мировоззрение в
прин­ципе невозможно, возможно лишь мировоззрение, которое стремится использовать
в объяснении мира те знания, которые может ему предоставить наука, но она может
предоставить весьма немного. Поэтому в та­ком мировоззрении остается место или
для философии, или для религии, или, в конечном счете, и что всего проще — для
суеверий. Ведь для того, чтобы дополнить мировоззрение философией, ее
необходимо знать. А это большой многолетний труд интеллекта, — философия не
дается так просто, как чтение гороскопа. А для того, чтобы дополнить его
развитой формой религии, мировой религией, необходимы тоже немалые позна­ния,
необходимо приобщение к традиции, знание ее. Все это также является длительным
и сложным про­цессом. А вот для восприятия суеверий нет необходимости ни в
интеллектуальном развитии (не надо напря­гать мышления), ни в познании духовных
традиций и истории. Суеверия стразу дают ответы на все во­просы, иногда даже не
нужно читать, достаточно включить телевизор и посмотреть очередные
«глобальные прогнозы» или беседы с различными «магами» и
экстрасенсами, излечивающими на 150% от всех болезней и с первого сеанса.
Распространение суеверий в российском обществе можно назвать интеллектуальным геноцидом,
так как это ведет к разрушению нации изнутри, ее духовного строя.
       5По содержанию мировоззрение может быть научным
и ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или
религиозным, революционным или консервативным, прогрес­сивным или регрессивным
и
т.д. Однако важнейшее содержательное различие заключается в том, является оно гуманистическим (человеколюбивым) или негуманистическим (человеконенавистническим);
вы­ражает оно национальные и общечеловеческие идеалы или националистические и
расистские.
     Задача современного общества и человека
заключается в выработке гуманистического по содержанию мировоззрения, каким бы
оно ни было по виду: философским или религиозным, научным или обыденным.
Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе
нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические
ценности. Современное общество, основанное на пра­вовых и демократических
принципах, утверждает свободу совести, а значит, и мировоззренче­ский плюрализм.
Вместе с тем Конституция Российской Федерации запрещает «разжигание социальной,
расовой, национальной и религиозной розни» (ст. 13.), недопустимы призывы
к насилию.

Мировоззрение личности – что это такое? Мировоззрение личности в психологическом словаре на TestoMetrika.com

Мировоззрение личности(англ. view of world, нем. Weltanschauung) – комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В содержание М. входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношений к миру. Самоопределяться приходится во многом: в социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах (к ним прежде всего относятся вопросы о смысле существования человека; согласно Г. Риккерту, М. – истолкование смысла жизни), в собственном самосознании (общечеловеческом, гражданском, этническом, религиозном, историческом, нравственном, профессиональном и т. д.), в своих отношениях к миру. М. развивается не по мере усвоения всевозможных знаний о мире и приведения их в к.-л. систему, а по мере расширения сферы самоопределения данной личности и придания ценности разным областям самоопределения. Поиску и формированию М. предшествует неудовлетворенность в бессистемности, беспочвенности, банальности и неустойчивости своих чувств, взглядов и поступков. Справедливо отмечено С. Л. Рубинштейном, что «личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы».

М. не транслируется и не усваивается в готовом виде, но формируется личностью с помощью своего теоретического мышления и рефлексии. Этим М. отличается от «менталитета», который генетически предшествует М., а затем интегрируется с ним в единую систему сознания. В такой оппозиции к личностному М. понятие менталитета (или ментальности), восходящее к коллективным представлениям Э. Дюркгейма и Л. Леви-Брюля, сыграло важную роль в становлении исторической антропологии (школа «Анналов»). Мировоззрением нельзя назвать некритически усвоенные социальные стереотипы (содержание массового сознания), дорефлексивный «жизненный мир» (Э. Гуссерль), «жизненный стиль» (по А. Адлеру), а также те явления, которые Э. Фромм описывал под именами «иррациональной веры» и «авторитарной совести» (последняя отождествляется с фрейдистским «сверхЯ»). Имея в виду прежде всего опыт выдающихся личностей, С. Л. Франк справедливо настаивал на индивидуально-творческом характере М., которое есть «всегда одновременно продукт и выражение творящего индивидуального духа, духовной личности. В этом совершенно конкретном и прямом смысле существует, собственно, столько мировоззрений, сколько отдельных созидающих индивидуальностей или гениев».

У менталитета и М. есть не только различия, доходящие до противоположности, но и общие функции и черты. Общей функцией является, напр., то, что они обслуживают субъективные отношения личности к миру. Понятие «отношение» приложимо и к М., и к менталитету, ибо отношение выражается и в чувствах (переживаниях), и в их рефлексиях, и в сознательно принятых, понятийно оформленных убеждениях. К общим чертам менталитета и М. относится и то, что к ним применимо понятие живого знания (С. Л. Франк, В. П. Зинченко) как единства переживания и знания (С. Л. Рубинштейн), значения и личностного смысла (А. Н. Леонтьев). Очевидно, с возрастом удельный вес и функциональная роль переживания в сознании и в поведении может меняться, но принцип единства знания и переживания остается в силе. В менталитете ведущая роль принадлежит переживанию, в М. – знанию. (Б. М.)

Индивидуальное мировоззрение — Курсовая работа

Похожие документы