Как развить образное мышление у взрослых: что это такое, виды, диагностика (тест), задачи на развитие
Как развить мышление: полезные рекомендации и упражнения
Всем привет!
Как насчет того, чтобы прокачать ваши умственные способности? Не бойтесь – я не буду мучить вас скучными школьными заданиями и заставлять зубрить непонятные формулы. Я знаю, как развить мышление без этих инквизиторских методов. В моем арсенале только интересные и увлекательные упражнения, а также простые рекомендации на каждый день.
Что такое мышление
Человеческое мышление – главное достижение миллионов лет эволюции. Мир, каким мы его видим сейчас, – результат мыслительной деятельности самых выдающихся представителей Homo Sapiens.
В широком смысле слова мышление – процесс обработки информации сознанием на основе уже имеющихся у человека знаний и накопленного опыта. В результате этого процесса первоначальная информация подвергается анализу, систематизируется, классифицируется и приобретает новое качество.
Для чего нужно развивать мышление? Чем лучше оно развито у человека, тем эффективнее он взаимодействует с окружающей средой, другими людьми и в целом более успешен в жизни.
Мышление начинает формироваться в раннем детстве и проходит в своем развитии несколько стадий. Ученые выяснили, что развитие мышления отдельного человека повторяет развитие мышления всего человечества.
Сначала мы обучаемся взаимодействовать с конкретными предметами, выделять их основные свойства и характеристики, а затем уже начинаем оперировать абстрактными образами и понятиями в своем сознании.
Интенсивное развитие мышления происходит примерно до 20 лет, затем оно замедляется и может совсем сойти на нет, если не заниматься им сознательно.
Виды мышления и способы их развития
В психологии существует несколько классификаций видов мышления. Самая часто используемая – классификация по характеру протекающих в мозге психических процессов. На ней мы и заострим свое внимание. Согласно ей выделяют следующие типы мышления.
Наглядно-образное
Этот тип мышления тесно связан со зрительным восприятием предметов и протекает в правом полушарии мозга. В процессе наглядно-образного мышления человек взаимодействует с образами конкретных предметов, которые находятся в кратковременной и оперативной памяти.
Например, ребенок видит картинку с мячом, летящим в сторону окна, и может образно представить себе развитие ситуации.
Чем старше человек становится, тем реже он прибегает к наглядно-образному мышлению. Поэтому со временем оно начинает хромать. Если вам приходилось делать ремонт, вы знаете, насколько сложно бывает представить комнату с новыми обоями на стенах и по-другому стоящей мебелью.
К счастью, развить его можно в любом возрасте. Способы развития у взрослого человека и у ребенка одинаковы, так что можете делать это на пару со своим чадом. Вот несколько простых советов:
- Ежедневно перед сном в ярких красках вспоминайте весь свой прожитый день. С кем вы встречались сегодня? Во что эти люди были одеты? Каким было оформление зданий, в которые вы заходили? Чем больше деталей вы вспомните, тем лучше.
- Совершайте необычные манипуляции с образами в вашем сознании. Например, представьте, что медведь и слон поменялись ушами. Или что у кита выросли ноги. Не ограничивайте свою фантазию. Чем более нелепую картину вам удастся мысленно представить, тем сильнее это даст толчок развитию мышления.
- Несколько раз в день фокусируйтесь на каких-нибудь предметах и пытайтесь подобрать как можно больше слов, описывающих их.
Наглядно-действенное
Этот вид мышления начинает формироваться у детей первым в возрасте примерно 1,5 лет. Он связан с манипулированием конкретными предметами. Человек решает практические задачи непосредственно в текущей ситуации, производя определенные действия. Наглядно-действенное мышление еще называют ручным интеллектом.
Например, ребенок строит башню из кубиков, лепит из пластилина, собирает конструктор. Или взрослый переставляет мебель, укладывает паркет, пришивает пуговицу к брюкам.
За этот вид мышления отвечает левое полушарие мозга. Развивать его можно следующими способами:
- играть в шахматы;
- собирать пазлы;
- делать поделки из подручных средств;
- лепить из глины или пластилина;
- складывать из бумаги фигурки оригами;
- строить что-то из конструктора.
Абстрактно-логическое
Его еще часто называют словесно-логическим или теоретическим. Высшая степень умственной деятельности, доступная только человеку. С помощью него мы можем “отлепить” мыслительный процесс от конкретных предметов и оперировать только абстрактными понятиями.
Этот вид мышления начинает формироваться в возрасте 5–7 лет. К 16 годам, как правило, ребенок уже может пользоваться им как взрослый. А именно анализировать информацию, поступающую извне, выделять свойства предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, классифицировать и систематизировать данные, вычленять главное и второстепенное и т. д.
Ребенок учится считать, используя имеющиеся под рукой материальные объекты: пальцы, машинки, яблоки, кубики. Если на этом этапе попытаться объяснить ему, что такое числа, он не поймет. Потом, уже в школе, он сможет производить расчеты без манипуляций, прибегая к помощи только лишь абстрактных понятий.
Абстрактно-логическое мышление оперирует тремя основными категориями:
- Понятие – простейшая единица мыслительной деятельности. С ее помощью мы называем предмет и переносим его в абстрактный план, причисляя к уже известной нам категории. Делается это на основе его существенных признаков. Пример: мы видим самолет, вычленяем главные признаки (два крыла, хвост) и называем его самолетом на основе сходства с уже знакомыми нам подобными объектами.
- Суждение – установление взаимосвязи между несколькими понятиями и формирование на основе этого новых понятий. Пример суждения: “Самолет, машина и поезд – это виды транспорта”.
- Умозаключение – формирование новых суждений из уже имеющихся. “Самолет – вид транспорта. Транспорт перевозит людей и грузы. Самолет перевозит людей и грузы”.
Развитию абстрактно-логического мышления стоит уделить особое внимание как детям, так и взрослым. В процессе своей жизнедеятельности человек чаще всего пользуется именно им, за редким исключением. От того, насколько хорошо оно развито, зависит успех во всех сферах жизни.
Вот несколько простых советов по его развитию:
- читайте слова и предложения задом наперед;
- придумывайте противоречивые словосочетания: горький сахар, горячий лед, твердая жидкость;
- сочиняйте сказки и рассказы со всевозможными сюжетами;
- попытайтесь создать в голове зрительные образы абстрактных понятий: вдохновения, гармонии, духовности, гипотезы и т. п.
Творческое
Этот вид мышления позволяет нам самую обычную информацию обрабатывать необычными способами, получая при этом качественно новые результаты. Оно лежит в основе всех великих изобретений и произведений искусства. Без него мы бы не могли выйти за рамки существующих алгоритмов и шаблонов.
Если у вас плохо развито творческое мышление или не развито совсем, то вы не умеете быть гибким и реагировать на возникающие изменения. Прокачав его, вы не только станете эффективнее, но и начнете жить более интересной и насыщенной жизнью. Так что советую начать прямо сейчас. Вот что поможет вам в этом:
- Каждый день узнавайте что-то новое.
- Выполняйте привычные дела необычными способами.
- Больше путешествуйте.
- Включайте импровизацию в самых обычных жизненных ситуациях.
Мыслительные операции
Чтобы вы представляли, какой многогранный и сложный процесс – наше мышление, я перечислю некоторые его возможности. Даже самый мощный компьютер рядом с ним покажется детской игрушкой.
- Сравнение – выделение сходств и различий нескольких объектов. “Яблоко по форме похоже на персик, а по цвету – на грушу”.
- Анализ – расчленение объектов на составные части. “Стул состоит из ножек, сиденья и спинки”.
- Синтез – соединение воедино разрозненных элементов. “Палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
- Индукция – выведение умозаключения от частного к общему. Распространение знаний об одном объекте на группу похожих. “Эта собака грызет кость, значит, собаки могут грызть кости”.
- Дедукция – противоположность индукции. Наделение объекта конкретными свойствами на основании принадлежности его к какой-то группе. “Муравьи могут поднимать предметы тяжелее своего веса. Значит, этот конкретный муравей может поднять больше своего веса”.
- Комбинирование – поиск решений задачи на основе комбинации различных методов. Лежит в основе комбинаторного мышления. Применяется, например, при игре в шахматы.
- Дивергенция – поиск множества решений одной проблемы. Дивергентное мышление мы используем во время мозгового штурма.
- Конвергенция – поиск единственно верного решения на основе усвоенных алгоритмов. Применяется при решении задач, в которых может быть только один правильный ответ и получен он может быть только одним способом.
Это далеко не все возможности нашего мозга. Если хотите узнать больше, советую вам прочесть специальные книги по развитию мышления. Некоторые из них мы рассмотрим ближе к концу статьи.
Универсальные рекомендации по развитию мышления
Давайте уже перейдем от теории к практике. Следуйте нашим рекомендациям, чтобы отточить ваш ум и сделать его острым как бритва.
Больше читайте
Ничто так не способствует развитию мыслительной деятельности, как чтение. Только будьте внимательны – не вся литература одинаково полезна. Бульварные романы, второсортные детективы, мемуары поп-звезд лишь засоряют мозг.
Советую вам читать классическую литературу, энциклопедии, книги по философии и психологии. Сам процесс чтения активизирует различные участки мозга, а информация, которую мы черпаем из книг, расширяет понятийный аппарат.
Пользуйтесь левой рукой
Все мы знаем, что левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым. Большинство из нас правши, поэтому правое полушарие у нас развито гораздо слабее. А ведь именно оно отвечает за творческое и образное мышление. Чтобы сократить разрыв между двумя половинками мозга, нужно начать как можно чаще пользоваться левой рукой (левшам – правой).
Вот вам несколько идей, что можно делать левой рукой без ущерба для результата:
- чистить зубы;
- открывать дверь ключом;
- есть ложкой;
- набирать сообщение в телефоне;
- краситься.
Поначалу будет непривычно и действия будут занимать больше времени. Но потом вы привыкнете и почувствуете эффект. Мышление станет гибче, живее и ярче.
Ведите дневник
Привычка фиксировать свои мысли на бумаге очень полезна для развития мышления. Вы учитесь аналитически мыслить,
Как развить у взрослых образное мышление: абстрактное мышление у человека
Мыслить неординарно и глубже, чем это делают все, можно научиться с помощью простых упражнений. Как развить у взрослых образное мышление? Выделяя на упражнения от 15 минут времени каждый день, вы гарантируете себе эффективный результат.
Развитие абстрактного мышления у человека
- Читайте надписи справа налево, гуляя по городу или по дороге на работу. Таким образом вывеска Магазин меха приглашает будет читаться как: теашалгирп ахем низагаМ.
- Когда вы напрасно тратите время на что-то необходимое (например, на очередь), доставайте книгу и читайте ее снизу вверх. Таким образом вы получите последовательность событий, противоположную настоящей.
- Как развить абстрактное мышление у ребенка? Придумывайте вместе с ним странные и необычные мужские и женские имена. За время одного упражнения можно около пяти. Например, Лаприонида и Намертил.
- На листе бумаги нарисуйте вымышленное животное, которое может иметь части тела реально существующих животных. Например, туловище медведя, поросячий пятачок и уши слона. Придуймате название для этого существа.
- Придумайте словосочетания, которые будут противоречивы. Например, черный снег, низкий небоскреб, жесткий пух.
- Как развивать креативное мышление? Выберите слово и представьте его аббревиатурой. Затем попробуйте ее расшифровать. Например, НЕБО — немой эллипс богатых оленей.
- Перечислите несколько назначений обычного предмета. При этом не следует ограничиваться его стандартными функциями. Например, за столом можно не только обедать или читать книгу, но и спать на нем после тяжелого дня или построить домик из него.
- Развитие мышления в пожилом возрасте. Тут помогут ассоциации. Для того, чтобы развить ассоциации, возьмите лист бумаги и напишите на нем как можно больше слов на одну букву за четыре минуты. Например, ш — Шиншилла, шуба, штамп, шарф, и тому подобное.
- Как развить дивергентное мышление? Выберите слово (существительное) и на листе в один столбик напишите десять прилагательных, которые ему подходят, а в другой — которые не подходят. Старайтесь пользоваться прилагательными из разных сфер. Например, ум — чистый, ясный, глубокий, учительский, в другом столбце — вкусный, колючий, мягкий.
- Упражнение, которое следует выполнять несколько раз в день: когда вы наблюдаете любую картину из жизни, старайтесь дать ей название, как художник. Неважно, сатирическое или серьезное, главное — чтобы оно полностью отражало суть картины.
Используя эти простые приемы, через некоторое время вы будете замечать, что смотрите на мир уже совсем не так, как большинство серой массы. Вы сможете находить нестандартные решения в обыденных задачах. И кто знает, к каким успехам это вас приведет…
Развитие мышления: приемы, методы, упражнения
Часто приходится слышать, как люди сетуют на плохую память или жалуются на рассеянность. И, соответственно, ищут возможность улучшить процесс запоминания, развить свое внимание и наблюдательность. Но мне ни разу не приходилось слышать, чтобы кто-то сказал, что не умеет думать и хотел бы научиться мышлению. Это очень странно, ведь мыслительные способности важны в любой деятельности. Может, такое происходит, потому что мышление настолько ценный дар, что стыдно признаваться в его недостатке?
Можно ли развить мышление взрослого человека
Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний.
Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь. Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления. Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.
Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков тестов интеллекта, что он с возрастом не меняется. Но мышление — это не совсем интеллект. Мышление — это деятельность, а любая деятельность требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.
Наш мозг — очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.
Итак, ответ на вопрос «нужно ли развивать мышление» очевиден. Остается разобраться, как это делать.
Развитие абстрактно-логического мышления
Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.
Что развивать
Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:
- Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
- Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
- Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
- Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.
Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ. Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления. А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.
Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.
Как развивать
Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки. И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.
Упражнения по развитию логического мышления
Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать. Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие.
Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.
Упражнение «Логические цепочки»
Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.
Вариант 1
Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:
- оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
- и рыба, и бутылка связаны с водой;
- если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
- у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
- оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.
Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).
Вариант 2
Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:
- Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
- В номере одного из южных курортов случается пожар.
Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.
Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.
Упражнение «Составление предложений»
Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.
А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.
Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».
Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.
Упражнение «Я скажу по-другому»
Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».
А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?
Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление.
Образное мышление и его развитие
Образным мышлением управляет правое полушарие головного мозга, там же находится и центр творческих способностей человека. Этим, в общем-то, и все сказано. Но проблема в том, что правое полушарие сначала опережает в развитии левое, и в возрасте 3-5 лет оно доминирует в мыслительной деятельности. Но потом активное развитие знаковой функции (речи, письма, счета) стимулирует развитие левого полушария, которое отвечает за абстрактно-логическое мышление. Активность правого полушария снижается, и образное мышление отходит на второй план.
«А как же творчество?» — спросите вы. Вот именно. Креативность, развитие творческого потенциала невозможно без операций с образами. Да и вне творчества это мышление нужно. С ним связана способность воспроизводить картины, звуки, запахи, движения, анализировать их, комбинировать, включать в мыслительную и предметную деятельность. Более того, доказано, что любой мыслительный акт начинается с рождения образов, да и протекает в тесной связи с ними.
Что развивать
Возвращаясь к вопросу о развитии образного мышления, определим, в каком направлении двигаться, какие свойства и качества нашей психики нужно развивать:
- образную память;
- операции с образами, их анализ, сравнение, комбинирование;
- воображение, как способность создавать новые образы;
- комбинаторную деятельность — умение сознательно и целенаправленно конструировать образы из элементов того, что хранится в памяти;
- видеть скрытые от логического мышления качества и свойства вещей;
- умение фантазировать.
Одним из наиболее эффективных способов развития образного мышления является занятие творчеством. Оно помогает постоянно поддерживать правое полушарие в тонусе, поэтому многие из упражнений содержат элемент творчества.
Упражнение «Воссоздание образов»
Большинство из нас озабочены накоплением знаний. Мы стремимся запоминать нужную информацию, имена, даты, цифры, правила. А часто ли стараемс
Методы развития мышления — MOZGOTREN
Каждый человек, живущий на планете, непременно в определенный период жизни задается вопросами своего развития, но как не прискорбно, чаще всего на первый план попадают физические аспекты человеческого здоровья и силы, однако развитие умственных возможностей не менее важно, а иногда и может сыграть решающую роль в судьбе личности.
Мозговая деятельность человека не изучена до конца и определенно состоит из множества процессов, требующих индивидуального подхода и своих методов тренировки и стимуляции. Однако на данном этапе мы рассмотрим такое широкое понятие как мышление и те действенные способы воздействия на него, которые приведут к формированию эффективного мышления в различных его формах и направлениях.
Технологии развития мышления
Несомненно, чтобы начать развиваться, не нужно много финансовых затрат и каких-либо снарядов как при занятии спортом, необходимо всего несколько свободных минут в день (скажем, 15 -30 мин), постоянство и эффективное использование выделенного времени. Бесспорно, условия развития мышления не требуют специальных программ в обязательном порядке или только указанных упражнений, однако, рационально использовать собственное время помогут тренажеры для мышления. Их разработчики внедряют последние исследования в данной области для комплексного воздействия на каждый тип мышления. При таком подходе, каждый получает равномерную мыслительную нагрузку, не обделяя вниманием то пространство головного мозга, которое редко используется в повседневной работе.
Типы мышления, которые нужно систематически развивать:
- Логическое
- Абстрактное
- Творческое
- Наглядно-действенное
- Наглядно-образное
Логическое мышление
Это, пожалуй, наиболее популярная часть умственного процесса, о которой вспоминают в первую очередь и предлагают множество тренажеров для ее развития. Подход к данному типу должен быть комплексным, однако стоит понимать, что данная систематизация не отображает полной картины всех процессов, присущих для логического мышления. Поэтому, рассмотрим те составляющие исследуемого процесса, над которыми и будет вестись развивающая работа в дальнейшем.
- Анализ – это понимание структуры вещей, возможность в уме разделить что-либо до самых мелких составляющих и найти связи между ними. Будь-то строение живой ткани, химический состав материала или цепочка событий, ведущая к одному результату, анализ поможет понять суть происходящего до мелочей.
- Сравнение – возможность в точности выделить все схожие и противоположные элементы вещей, событий, понятий. Даже не связанные между собой объекты могут иметь общие черты или совершенно разные и для правильной их классификации, необходимо развивать эту способность.
- Синтез – создание одной общей структуры из отдельных ее частей, иногда уже в другом порядке или комбинации, чем это было до того. Данная способность распространяется как на физические объекты, так и на абстрактные, а также на цепочки событий, которые можно интерпретировать по-разному. Тренировка способности синтезировать недооценена и важна, она помогает увидеть различные варианты взаимосвязи, казалось бы, в очевидных вещах.
- Абстрагирование – использование абстрактных понятий в мыслительном процессе на замену конкретным образам. При этом человек осознанно отвлекается от несущественных деталей для того, чтобы увидеть картину целиком.
Методы развития логического мышления довольно просты и насчитывают массу упражнений, которые не только собраны в тренажеры, но и доступны в отдельном варианте каждому желающему развиваться:
- Чтение – простой способ повлиять на свои мыслительные способности, при этом не так важен жанр и стиль материала. Читатель учится обрабатывать получаемую информацию, анализировать ее, делать предварительные выводы, корректировать их в процессе получения новой информации. Сложно представить себе развивающуюся личность, которая вообще не читает, это маленький, но очень важный шаг в саморазвитии.
- Логические игры – возможность совместить приятное времяпровождение с полезным занятием для ума. Таких упражнений множество и они представлены как в цифровых вариантах, так и физическими настольными играми.
- Онлайн-тренажеры – это те же увлекательные занятия, собранные в одном месте но уже предлагают эффективный быстрый анализ ваших действий и направленны на улучшение результата.
- Логические цепочки – простое занятие, которое доступно даже детям суть его состоит в том, чтобы из цепочки заранее написанных слов, аргументированно вычеркнуть лишнее, не связанное с остальными.
- Логическая связь – задание, предлагающее найти между, на первый взгляд, абсолютно разными словами, как можно больше объединяющих их фактов.
- Ведение дневника – очень полезная привычка, позволяющая анализировать прошедшие за день события и выражать их в письменной форме, давать им свою оценку и предполагать причины такого результата.
- Предложения с несвязанными словами – как уже понятно из названия, нужно построить предложение, максимально интересное и привлекательное с несколькими не связанными между собой словами, которые придумываются и записываются заранее. Количество таких слов может регулировать уровень сложности упражнения.
Абстрактное мышление
Его часто называют вербальным или словесно-логическим, так как оно оперирует словами, при этом из огромного массива слов, человек выделяет наиболее значимые для данной ситуации и из них составляет краткое описание в своей голове. В данном процессе во внимание не берутся все дополнительные слова и понятия, которые не несут ключевого значения, а лишь передают окрас или эмоциональную составляющую.
Тренировать вербальное мышление важно всем, но особенно детям, которым предстоит еще много учится, и данная способность поднимет эффективность обучения и его простоту на новый уровень.
Данный тип, как и предыдущий, оперирует несколькими основными составляющими:
- Понятие – группы объектов объединяемые одинаковыми признаками. В данном случае не важны каждый из объектов по отдельности, а только ключевые характеристики, присущие им всем.
- Суждение – можно охарактеризовать как своего рода неполный вывод, когда утверждается определенная мысль и она берется ко вниманию, но она охватывает не всю картину целиком, а лишь один аспект.
- Умозаключение – полноценный вывод, который делается, опираясь на все суждения в данной теме.
Несколько эффективных упражнений для развития абстрактного типа мышления:
- Повторить предложение другими словами – в ходе выполнения задания, смысл и детали предложения должны остаться без изменений, но ни одно слово не должно повториться. Для достижения максимальной эффективности, работу над одним предложением нужно повторять как можно больше раз, то есть придумать максимальное количество новых словосочетаний, передающих туже мысль.
- Убрать лишнее слово – из группы заранее подготовленных слов, одно не вписывается в общее понятие, его нужно найти и аргументированно убрать.
- Найти отличия между парами слов – материал также готовится заранее, группированные по парам слова могут быть абсолютно разными, при этом в ходе тренировки нужно выделить как можно больше отличий, некоторые из них очевидны, а другие придется поискать.
- Слова на сложные буквы – выбрав наименее встречаемые в обиходе буквы, нужно придумать на них как можно больше слов.
Творческое мышление
Это способность уникальным способом проанализировать и обработать информацию и по новому подойти к решению классических задач. Данное умение изначально заложено в каждом человеке, стоит лишь найти способ активизировать спящий потенциал для достижения новых результатов. Не встречающихся до этого. Данный потенциал помогает не только в создании нового креативного продукта, но и облегчает практическую жизнь человека, помогая всегда найти выход из сложившийся ситуации, даже тогда, когда традиционные способы бессильны.
Принципы совершенствования в данном направлении хорошо изве
методика, упражнения и приемы для подростков и взрослых
Мышление – человеческая способность рассуждать, отображать окружающую действительность суждениями и понятиями, считается высшим способом познания мира. Без этих способностей невозможно представить повседневную жизнь и преуспеть в работе. Как и любой другой навык, способность мыслить можно развивать.
Мужчина думает
Как развивать мышление
Человеческий мозг, как и мышцы, нужно тренировать – без регулярной работы способность размышлять ослабевает. Многие не знают, с чего начать и как развить мышление, для каждой возрастной категории есть свои требования.
Взрослому человеку
Существует ошибочное мнение, что у взрослого человека мышление окончательно сформировалось, и дальнейшее развитие невозможно. На самом деле, не зависимо от возраста и профессии, человек способен развивать возможности своего мозга.
Для развития мышления в целом мозг взрослого человека необходимо постоянно развивать в следующих направлениях:
- Умение сравнивать и сопоставлять события, факты и явления. Также сюда относится критическое мышление, которое ставит происходящее под сомнение;
- Абстракция мысли – умение переходить от детального анализа к обобщенному с использованием образных понятий;
- Умение конкретизировать – процесс противоположный абстракции, предполагает умение отойти от образов, направить мысли в одну точку;
- Умение анализировать – разбирать целостную ситуацию на детали с возможностью осмыслить каждую из них;
- Умение синтезировать – собирать в единое целое отдельные составляющие событий и явлений;
- Умение использовать стратегические навыки – находить алгоритмы действий, проводящие к достижению цели.
Обратите внимание! Большое значение имеет хорошая грамотная речь как словесная, так и письменная. Само мышление невозможно без способности изъяснить свои мысли, поэтому первые шаги на пути к развитию – грамотность, тренировка речи, пополнение словарного запаса.
Мужчина и женщина говорят
Детям и подросткам
Первые годы жизни ребенок руководствуется инстинктами, ему знакомы чувство голода, заботы, но мыслительные процессы еще не работают. В 6-7 лет дети уже способны образно мыслить, в этом возрасте они учатся в младших классах, успешность обучения зависит от умственного развития. Дошкольный возраст – это период жизни, в котором закладываются умения, необходимые для дальнейшего развития.
Как развивать мышление ребенка? Онтогенез мышления проходит несколько этапов. Дети отличаются тем, что их физические действия – средство выражения мыслей. Малышу тяжело разбирать и собирать информацию, но он стремиться провести эти манипуляции с реальными предметами. Наглядный пример – детская пирамидка, которую ребенок собирает и разбирает на части. Любой процесс обучения должен проходить в игровой форме, поэтому развитие малыша полностью зависит от родителей, которые решают, во что он будет играть.
Если дошкольник воспринимает всё в действии, подростковый возраст – время, когда формируется взрослое мышление. Уровень интеллекта еще недостаточно развит, часто подростки воспринимают сложную информацию, но не могут сформулировать свои мысли из-за недостаточного словарного запаса. На развитие подростков направлены все занятия в школе, дополнительно можно делать тренировку для мышления.
Умный школьник
Разновидности мышления
В психологии мышление условно подразделяют на логическое и образное – это 2 основные ветви развития, за которые отвечают разные полушария. Также оно бывает теоретическое и практическое, раскрытое и интуитивное, общепринятое и самостоятельное. Выделяют 7 основных видов мышления:
- Пралогическое. Примитивное, появляется на первых этапах формирования человеческих мыслей;
- Творческое. Заключается в возможности отойти от общепринятых понятий, создать что-либо новое;
- Словесно-логическое. Основывается на словесной коммуникации.
- Наглядно-образное. Предполагает осознание происходящего в целом и его деталей;
- Наглядно-действенное. Предполагает не только осознание, но и конкретные действия;
- Практическое. Предполагает наличие четкой цели, алгоритма действий;
- Теоретическое. Заключается в возможности не только поиска решения, но и определения алгоритма действий, который поможет решить целую череду подобных задач.
Полезные развивающие упражнения
Упражнения на развитие мышления не занимают много времени, некоторые из них можно делать по дороге на работу. Можно чередовать методики для творческого и логического развития.
Тренинг по быстрому развитию абстрактного и креативного мышления для взрослых и детей:
- В течение дня необходимо обращать внимание на рекламные вывески, объявления, афиши, на которых есть фото или картинки. Для каждой из них нужно придумать 2-3 описания: почему такой цвет, что делают люди на фото, что они сделают дальше. Необходимо проявить внимательность и отметить каждую деталь;
- Парадоксальные ответы. Понятным вещам нужно дать необычное объяснение. Например, в детстве кто-то думал, что деревья качаются и создают ветер, а не наоборот. Нужно найти несколько очевидных явлений и сделать новую интерпретацию;
- Игра «да и нет». Участвуют 2 человека, которые поочередно должны загадать что-либо (фильм, картина, блюдо), второй должен задавать наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
- Рисование вверх ногами. Нужно выбрать любую картинку, перевернуть и скопировать её. Важно не задумываться, копировать линии и фигуры интуитивно;
- Сочинять рассказ. Нужно выбрать несколько слов, на основе которых сочинить рассказ. Игра помогает улучшить сообразительность.
Обратите внимание! Творческое мышление развивают любые виды декоративно-прикладного искусства и ручная работа: рисование, вязание, лепка.
Кисточки и краски
Эффективные упражнения для развития логического мышления:
- Определить без весов, сколько приблизительно весит одеяло, ваза, стул и т. д. Можно определять расстояние, рост, размеры кабинета. Этот метод заставляет мозг концентрироваться;
- Собирание мозаики. Принимать участие могут взрослые и дети;
- «Кодирование» – игра для 2 и более человек. Нужно выбрать известную песню или произведение и описать сюжет, не называя главных героев. Чем сложнее и запутаннее описание, тем лучше;
- Нужно выбрать любое слово и мысленно прочитать его наоборот;
- Тренировать логику помогут кроссворды, ребусы и настольные игры. Для детей подойдут загадки.
Обратите внимание! Развитию логики способствуют игра в шахматы, шашки, решение примеров и задач, а также чтение детективов.
Игра в шахматы
Как развить мышление у взрослого человека в повседневной жизни:
- Выполнять незнакомые действия. Можно приготовить блюдо по незнакомому рецепту, выучить стихотворение на иностранном языке;
- Писать или рисовать левой рукой. Левши пробуют писать правой рукой;
- С закрытыми глазами определить предметы и их фактуру;
- Пройтись по комнатам с закрытыми глазами. Этот прием развивает координацию и интуицию;
- Есть с закрытыми глазами, разбирать вкусы и запахи еды;
- Поехать домой с работы по другой дороге, выбрать краткий или длинный путь.
Роль мышления в жизни людей
Мышление позволяет человеку совершать осознанные действия, делать выводы и систематизировать информацию. Высокий уровень развития позволяет быстрее усваивать и накапливать знания, на основе которых производить новое: научные работы, произведения искусства, алгоритмы решения задач. Без этих навыков невозможно преуспеть ни в какой сфере деятельности.
Как определить плохое развитие
Уровень развития людей одного возраста может отличаться. Одни люди склонны анализировать и мыслить глубоко, другие – рассуждают поверхностно.
Признаки недостаточного развития взрослого:
- Сложности при выполнении задач на работе, когда коллеги справляются без труда;
- Тяжело сформулировать мысли, правильно построить речь, частое использование слов-паразитов;
- Часто допускаются ошибки при написании слов, предложений;
- Напряжение и мигрени во время принятия решений;
- Неспособность логично распределить свои задания. Тяжело составить маршрут движения в течение дня;
- Сложно понять смысл прочитанного, сказанного.
Девушке тяжело думать
Школьник недостаточно развит, если:
- Он плохо читает;
- Он не может пересказать смысл прочитанного или услышанного;
- У него несвязанная по смыслу речь, он не может сформулировать мысль;
- У него плохая память;
- Не умеет считать, не знает простых вещей: цвета, название предметов.
Обратите внимание! У ребенка могут быть дефекты речи, не связанные с умственным развитием. Выявить речевые отклонения, дать рекомендации и определить методы лечения может только логопед.
Хорошо развитое мышление необходимо как программисту, так и частному предпринимателю. Школьник и студент не смогут преуспеть на учебе без умения рассуждать, делать выводы и усваивать информацию. Независимо от возраста, занимаемой должности и социального статуса, свой мозг нужно регулярно тренировать и всесторонне развиваться.
Видео
Развитие образного мышления: методы и приемы, как улучшить этот навык взрослым, упражнения для обучения детей дошкольного возраста, способы тренировки памяти
Мышление – человеческая способность рассуждать, отображать окружающую действительность суждениями и понятиями, считается высшим способом познания мира. Без этих способностей невозможно представить повседневную жизнь и преуспеть в работе. Как и любой другой навык, способность мыслить можно развивать.
Мужчина думает
Как развивать мышление
Человеческий мозг, как и мышцы, нужно тренировать – без регулярной работы способность размышлять ослабевает. Многие не знают, с чего начать и как развить мышление, для каждой возрастной категории есть свои требования.
Взрослому человеку
Существует ошибочное мнение, что у взрослого человека мышление окончательно сформировалось, и дальнейшее развитие невозможно. На самом деле, не зависимо от возраста и профессии, человек способен развивать возможности своего мозга.
Для развития мышления в целом мозг взрослого человека необходимо постоянно развивать в следующих направлениях:
- Умение сравнивать и сопоставлять события, факты и явления. Также сюда относится критическое мышление, которое ставит происходящее под сомнение;
- Абстракция мысли – умение переходить от детального анализа к обобщенному с использованием образных понятий;
- Умение конкретизировать – процесс противоположный абстракции, предполагает умение отойти от образов, направить мысли в одну точку;
- Умение анализировать – разбирать целостную ситуацию на детали с возможностью осмыслить каждую из них;
- Умение синтезировать – собирать в единое целое отдельные составляющие событий и явлений;
- Умение использовать стратегические навыки – находить алгоритмы действий, проводящие к достижению цели.
Обратите внимание! Большое значение имеет хорошая грамотная речь как словесная, так и письменная. Само мышление невозможно без способности изъяснить свои мысли, поэтому первые шаги на пути к развитию – грамотность, тренировка речи, пополнение словарного запаса.
Мужчина и женщина говорят
Детям и подросткам
Первые годы жизни ребенок руководствуется инстинктами, ему знакомы чувство голода, заботы, но мыслительные процессы еще не работают. В 6-7 лет дети уже способны образно мыслить, в этом возрасте они учатся в младших классах, успешность обучения зависит от умственного развития. Дошкольный возраст – это период жизни, в котором закладываются умения, необходимые для дальнейшего развития.
Как развивать мышление ребенка? Онтогенез мышления проходит несколько этапов. Дети отличаются тем, что их физические действия – средство выражения мыслей.
Малышу тяжело разбирать и собирать информацию, но он стремиться провести эти манипуляции с реальными предметами. Наглядный пример – детская пирамидка, которую ребенок собирает и разбирает на части.
Любой процесс обучения должен проходить в игровой форме, поэтому развитие малыша полностью зависит от родителей, которые решают, во что он будет играть.
Если дошкольник воспринимает всё в действии, подростковый возраст – время, когда формируется взрослое мышление. Уровень интеллекта еще недостаточно развит, часто подростки воспринимают сложную информацию, но не могут сформулировать свои мысли из-за недостаточного словарного запаса. На развитие подростков направлены все занятия в школе, дополнительно можно делать тренировку для мышления.
Умный школьник
Разновидности мышления
Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста
В психологии мышление условно подразделяют на логическое и образное – это 2 основные ветви развития, за которые отвечают разные полушария. Также оно бывает теоретическое и практическое, раскрытое и интуитивное, общепринятое и самостоятельное. Выделяют 7 основных видов мышления:
- Пралогическое. Примитивное, появляется на первых этапах формирования человеческих мыслей;
- Творческое. Заключается в возможности отойти от общепринятых понятий, создать что-либо новое;
- Словесно-логическое. Основывается на словесной коммуникации.
- Наглядно-образное. Предполагает осознание происходящего в целом и его деталей;
- Наглядно-действенное. Предполагает не только осознание, но и конкретные действия;
- Практическое. Предполагает наличие четкой цели, алгоритма действий;
- Теоретическое. Заключается в возможности не только поиска решения, но и определения алгоритма действий, который поможет решить целую череду подобных задач.
Полезные развивающие упражнения
Упражнения на развитие мышления не занимают много времени, некоторые из них можно делать по дороге на работу. Можно чередовать методики для творческого и логического развития.
Желтый цвет в психологии — что означает для женщины, мужчины, ребенка
Тренинг по быстрому развитию абстрактного и креативного мышления для взрослых и детей:
- В течение дня необходимо обращать внимание на рекламные вывески, объявления, афиши, на которых есть фото или картинки. Для каждой из них нужно придумать 2-3 описания: почему такой цвет, что делают люди на фото, что они сделают дальше. Необходимо проявить внимательность и отметить каждую деталь;
- Парадоксальные ответы. Понятным вещам нужно дать необычное объяснение. Например, в детстве кто-то думал, что деревья качаются и создают ветер, а не наоборот. Нужно найти несколько очевидных явлений и сделать новую интерпретацию;
- Игра «да и нет». Участвуют 2 человека, которые поочередно должны загадать что-либо (фильм, картина, блюдо), второй должен задавать наводящие вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
- Рисование вверх ногами. Нужно выбрать любую картинку, перевернуть и скопировать её. Важно не задумываться, копировать линии и фигуры интуитивно;
- Сочинять рассказ. Нужно выбрать несколько слов, на основе которых сочинить рассказ. Игра помогает улучшить сообразительность.
Обратите внимание! Творческое мышление развивают любые виды декоративно-прикладного искусства и ручная работа: рисование, вязание, лепка.
Кисточки и краски
Эффективные упражнения для развития логического мышления:
- Определить без весов, сколько приблизительно весит одеяло, ваза, стул и т. д. Можно определять расстояние, рост, размеры кабинета. Этот метод заставляет мозг концентрироваться;
- Собирание мозаики. Принимать участие могут взрослые и дети;
- «Кодирование» – игра для 2 и более человек. Нужно выбрать известную песню или произведение и описать сюжет, не называя главных героев. Чем сложнее и запутаннее описание, тем лучше;
- Нужно выбрать любое слово и мысленно прочитать его наоборот;
- Тренировать логику помогут кроссворды, ребусы и настольные игры. Для детей подойдут загадки.
Обратите внимание! Развитию логики способствуют игра в шахматы, шашки, решение примеров и задач, а также чтение детективов.
Игра в шахматы
Как развить мышление у взрослого человека в повседневной жизни:
- Выполнять незнакомые действия. Можно приготовить блюдо по незнакомому рецепту, выучить стихотворение на иностранном языке;
- Писать или рисовать левой рукой. Левши пробуют писать правой рукой;
- С закрытыми глазами определить предметы и их фактуру;
- Пройтись по комнатам с закрытыми глазами. Этот прием развивает координацию и интуицию;
- Есть с закрытыми глазами, разбирать вкусы и запахи еды;
- Поехать домой с работы по другой дороге, выбрать краткий или длинный путь.
Роль мышления в жизни людей
Положительные черты характера человека — что к ним относится
Мышление позволяет человеку совершать осознанные действия, делать выводы и систематизировать информацию.
Высокий уровень развития позволяет быстрее усваивать и накапливать знания, на основе которых производить новое: научные работы, произведения искусства, алгоритмы решения задач.
Без этих навыков невозможно преуспеть ни в какой сфере деятельности.
Как определить плохое развитие
Уровень развития людей одного возраста может отличаться. Одни люди склонны анализировать и мыслить глубоко, другие – рассуждают поверхностно.
Признаки недостаточного развития взрослого:
- Сложности при выполнении задач на работе, когда коллеги справляются без труда;
- Тяжело сформулировать мысли, правильно построить речь, частое использование слов-паразитов;
- Часто допускаются ошибки при написании слов, предложений;
- Напряжение и мигрени во время принятия решений;
- Неспособность логично распределить свои задания. Тяжело составить маршрут движения в течение дня;
- Сложно понять смысл прочитанного, сказанного.
Девушке тяжело думать
Школьник недостаточно развит, если:
- Он плохо читает;
- Он не может пересказать смысл прочитанного или услышанного;
- У него несвязанная по смыслу речь, он не может сформулировать мысль;
- У него плохая память;
- Не умеет считать, не знает простых вещей: цвета, название предметов.
Обратите внимание! У ребенка могут быть дефекты речи, не связанные с умственным развитием. Выявить речевые отклонения, дать рекомендации и определить методы лечения может только логопед.
Хорошо развитое мышление необходимо как программисту, так и частному предпринимателю. Школьник и студент не смогут преуспеть на учебе без умения рассуждать, делать выводы и усваивать информацию. Независимо от возраста, занимаемой должности и социального статуса, свой мозг нужно регулярно тренировать и всесторонне развиваться.
Видео
Источник: https://srazu.pro/razvitie/razvitie-myshleniya-vzroslogo-rebenka.html
Как развивать образное мышление у ребенка и что нужно знать об этом родителям
По научному определению, образное мышление ‒ это способность мысленно представлять, воспроизводить окружающий мир в виде образов предметов и явлений. Заботливым родителям, нацеленным на полноценное воспитание своего малыша, стоит задуматься над тем, как развить образное мышление?
Шагаем по ступеням развития образного мышления у детей
Важно: даже незначительное отставание в развитии образного мышления у детей может привести к психологическим проблемам, например, неумению формулировать свои мысли, действовать с системами образов при обучении, создавать новые образы в творческих занятиях.
Чтобы этого не случилось, родителям надо знать, что на каждом возрастном этапе существуют свои подходы к формированию мышления. «Образно» говоря, постепенно шагаем по ступеням развития наглядно образного мышления:
- В раннем возрасте образное мышление имеет второстепенное значение, так как знакомство малыша с окружающим миром проходит в основном через действия с предметами, которые он должен обязательно потрогать, пощупать, бросить, попробовать на вкус. Поэтому главным является наглядно действенное.
- Дошколята уже готовы не только действовать, но и представлять себе всю предметную ситуацию (как называется предмет, в какую группу входит, каковы его признаки, что можно сотворить с его помощью). Даже двухлетние дети способны находить предмет по словесному описанию или подбирать его зрительно по образцу. Например, в игре взрослый просит кроху подобрать среди других такой же предмет, какой был показан. Малыш должен правильно отреагировать на просьбу и найти подходящую вещь (лучше, если это будет игрушка). Правда, пока это будет конкретная игрушка без абстрагирования (отвлечения) от ее признаков (формы, цвета, размера), например, любимый мишка, яркий мячик, кубик, куколка, машинка. Взрослый говорит: «В коробке среди других машинок затерялась красная, маленькая, с синим флажком. Найди ее».
- Дети среднего дошкольного возраста учатся мысленно закреплять устойчивые образы — шаблоны, которые помогают им воспринимать окружающие предметы. Такими образами выступают объекты с ярко выраженной формой или даже представления о них. Например, дошколенок может отождествлять овальный предмет с огурчиком, а круглый — с мячиком. Такие детские действия помогут родителям понять, закрепились ли мысленно у малыша образы предметов.
- В старшем дошкольном и затем в младшем школьном возрасте идет совершенствование мыслительных процессов, расширяются характеристики объектов, появляется возможность мысленного планирования. Это позволяет оперировать различными образами, осуществлять преобразования с ними, например, соединять и разделять элементы объекта, делать группировку предметов, видеть перспективу своего манипулирования с
4 способа развить творческие способности у учащихся
Творчество — самый трудный для приобретения навык мышления, а также самый востребованный. Мы ценим это в нашей музыке, развлечениях, технологиях и других аспектах нашего существования. Мы ценим это и стремимся к нему, потому что это обогащает наше понимание и может облегчить жизнь.
Творчество всегда начинается с воображения, и история показывает, что многие вещи, которые мы представляем, позже действительно создаются. Джин Родденберри придумал коммуникаторы-раскладушки Star Trek в 1966 году, а Motorola произвела их в 1996 году.В середине 1800-х годов Августа Ада Кинг изобрела язык для вычислительных машин, которого даже не существовало; сегодня она почитается как основательница современных языков программирования.
Когда Бенджамин Блум определил то, что он назвал таксономией когнитивной области, он назвал синтез (творчество) одним из самых сложных навыков для овладения, потому что человек должен использовать все остальные когнитивные навыки в творческом процессе. Поскольку, по словам Блума, создание — это высший способ мышления, оно должно быть в центре внимания всех учебных сред и конечной целью.Когда учащиеся создают то, что они представляют, они оказываются за рулем.
Творчество в классе
При разработке учебного процесса учителя могут планировать и формировать учебный план и предоставлять инструменты, которые дают учащимся возможность выбора, голоса и выбора, чтобы дать им возможность проявить творческий подход. Работая в школах, я обнаружил четыре вещи, которые успешные учителя делают для развития творческих способностей у своих учеников.
1. Организуйте учебные мероприятия, которые позволят учащимся раскрыть свои творческие способности актуальным, интересным и полезным способом. Пример классной комнаты: ученикам четвертого класса преподносят образец камней. Они должны разработать тесты, чтобы определить, какие породы у них есть, на основе изученных определений. Учащиеся находят собственные способы определения различий в твердости, цвете и форме.
Другой пример классной комнаты: класс детского сада каждую неделю создает новую иллюстрированную книгу, в которой чествуют другого члена класса или взрослого в школе. Каждая книга полна страниц, нарисованных каждым учеником.У них есть полная свобода изображать, что нравится человеку и как они его воспринимают.
2. Цените творчество, цените и вознаграждайте его. Пример в классе: ученики третьего класса изучают многоугольники, и, чтобы проверить, знают ли они концепцию, учитель выводит их на улицу и дает каждому ученику мел для тротуара. Каждому ученику дается задание нарисовать несколько примеров многоугольников на проезжей части.
Как только ученики это сделают, учитель говорит ученикам превратить эти формы во что-то, что им нравится.Учащиеся хотят показать всем своих геометрических котят, роботов и драконов, а затем имеют возможность объяснить всему классу, почему они им понравились.
3. Обучите студентов другим навыкам, необходимым им для творчества. Пример классной комнаты: Второй класс изучает концепцию замораживания. Учитель задает им один вопрос, чтобы они начали: «Замерзает ли только вода?» Затем учащиеся проводят эксперимент, чтобы определить, какие еще объекты замерзают. Предел состоит в том, что они могут использовать только то, что есть в классе на данный момент.
Учащиеся составляют список вещей, которые они оставят снаружи, чтобы посмотреть, не замерзнут ли они: вода, сок, уксус, клей, очиститель для стекол, зубная паста и бумага. Некоторые предложения, которые они решают, уже являются твердыми и не должны выходить за пределы: карандаши, ластики и книги (но почему-то бумага остается в списке тестов). На следующий день они обсуждают свои выводы и беседуют о том, почему бумага жесткая, а уксус не замерз.
Первоначальное обсуждение учениками того, что может заморозить, способствует развитию таких навыков, как отстаивание своих идей и компромисс.Последующее обсуждение поощряет дедуктивное мышление и активное слушание.
4. Удалите ограничения для творчества и дайте учащимся пространство и рамки, в которых они могут проявлять творчество. Пример классной комнаты: класс шестого класса ставит спектакли о костюмах на Хэллоуин. Чтобы носить костюмы в школе, ученики должны написать пьесу, включающую каждого из их персонажей в сюжет, а затем представить пьесу. Например, они должны придумать, как будут взаимодействовать гигантская банка газировки и супергерой Чудо-женщина.Студентам нравится эта задача.
Мы учимся на практике
Воображение и креативность — это те качества, которые подпитывают будущее. Оба служат для вдохновения учащихся и должны быть интегрированы в каждую часть обучения. При планировании и разработке обучения для студентов мы знаем следующее: научить студентов думать важнее, чем научить студентов тому, что думать.
,
Что такое творческая игра и как ее поощрять?
Как поощрять и поддерживать творческие игры с нашими детьми?
Воображаемая игра — это, по сути, игра, когда дети разыгрывают ролевые игры и разыгрывают различные переживания, которые у них могут быть, или что-то, что их интересует. Они экспериментируют с принятием решений о том, как себя вести, а также отрабатывают свои социальные навыки. Дети учатся на собственном опыте: на том, что происходит вокруг них, на том, что они видят, слышат, обоняют, пробуют на вкус и прикасаются.Чтобы впитать этот опыт и разобраться в мире, им нужно вовлечься в воображаемую игру.
Мы, взрослые, часто недооцениваем творческую игру. Игра — это способ детского познания и понимания мира. Ролевая игра может показаться очень простым занятием, но в рамках нее маленькие дети учатся практическим жизненным навыкам, таким как одеваться, как сотрудничать и делиться с другими.
Место для игр
Предоставьте вашему ребенку место в вашем доме для творческой игры.Это может быть отдельная комната или даже угол комнаты. Стационарные или встроенные гардеробы — отличное место для творческой игры.
Еще одно прекрасное место для творческой игры — обеденный стол, уберите все стулья и накройте стол простынями, он мгновенно превратится в уютный домик или даже в замок, где прекрасную принцессу держит в плену злой дракон.
Диваны — еще одно прекрасное место для начала творческой игры; И снова простыня, перекинутая через диван, может стать туннелем или пещерой, которую исследователь должен исследовать.Навесы и игровые палатки могут стать отличным местом для начала воображаемого мира. Игровой уголок или игровую площадку для творчества следует регулярно менять, добавляя различные предметы и игрушки, чтобы дети развивались ими.
Предоставьте реквизит и игрушки
Это не означает, что вам нужно выходить и тратить много денег на игрушки, чтобы способствовать развитию воображаемых игр. Вы обнаружите, что самые простые предметы, найденные в доме, будут служить идеальным реквизитом, чтобы пробудить воображение. Картонные коробки могут стать чем угодно в воображаемом мире, я видел, как они стали компьютерами, кассовыми аппаратами и кроватями для больных животных.Пластиковый шкаф или ящик на кухне заполнены реквизитом, который дети могут изобретать заново в другие вещи.
Обеспечьте коробку для одежды, полную одежды, шарфов, головных уборов, сумок, обуви и париков. Маленькие дети не могут устоять перед нарядами, чтобы пробудить воображение. Подумайте о создании коробки для реквизита, наполненной игрушками, предметами и реквизитом, чтобы стимулировать мир фантазий вашего ребенка. Вы можете включать в себя: мытье корзин, пластиковые цветы, старые телефоны, мягкие игрушки и куклы, одеяла, пластиковую посуду и столовые приборы.
Станьте товарищем по играм для вашего ребенка
Дети любят играть со своими родителями! Когда ребенок принесет вам воображаемую чашку чая, подыграйте ему и попросите чайную ложку сахара. Позвоните им по их воображаемому телефону и попросите сделать заказ на доставку 2 больших пицц. Проявляйте интерес к тому, что они делают, поскольку это помогает развить историю и поощрять воображение, но позвольте вашему ребенку быть ответственным. Устраивайте свидания с детьми одного возраста, чтобы они могли поддержать творческую игру друг друга.
Предоставьте им опыт для ролевой игры
Чтение ваших детей познакомит их с различными сценариями, рассказами и опытом. Водить ваших детей во многие интересные места, такие как зоопарк, — это еще один способ получить новые впечатления. В любом случае это происходит естественно, например, при посещении врача или в супермаркете. Это даст им больше опыта и больше идей для творческой игры.
Познавательные преимущества творческой игры:
- Она дает детям возможность идентифицировать себя со взрослым миром.Практика и ролевые игры, их понимание и интерпретация.
- Развитие социальных навыков: отработка навыков ведения переговоров, определения очередности и обмена. Предоставляет возможности для решения проблем и экспериментов с решениями.
- Эмоциональное развитие: понимание и выражение своих чувств посредством воспроизведения определенных переживаний. Брать на себя роли, которые поощряют дисциплину и сочувствие.
- Развивает воображение: дети могут быть кем угодно и делать что угодно в воображаемом мире.
- Развивайте языковые навыки: тренируйтесь слушать, смотреть и говорить. Когда вас разговаривают и разговаривают с другими людьми, вы также развиваете понимание того, что передается с помощью языка тела, такого как улыбки и кивки.
- Я также считаю, что творческие игры — отличный способ для детей расслабиться и отдохнуть от своей напряженной жизни.
Я искренне верю, что детям нужно позволять быть детьми! В нашем сегодняшнем мире кажется, что мы заняты и забываем повеселиться.Поощряя наших детей играть и веселиться, они разовьют здоровые связи и сделают выбор в жизни.
.
Сегодняшняя молодежь менее креативна и изобретательна?
Звучит как жалоба измученного взрослого: дети в наши дни недалеки и не так креативны, как раньше.
Но исследователи говорят, что они находят именно это. В исследовании, проведенном в 2010 году около 300 000 тестов на креативность еще в 1970-х годах, Кён Хи Ким, исследователь творческих способностей из колледжа Уильяма и Мэри, обнаружила, что креативность американских детей в последние годы снизилась. С 1990 года у детей стало меньше возможностей придумывать уникальные и необычные идеи.По словам Ким, они также менее юмористичны, менее изобретательны и менее способны развивать идеи.
Неужели современное общество погасило творческую искру среди нашей молодежи?
Эксперты говорят, что творчество врожденное, поэтому его нельзя потерять. Но его нужно лелеять.
«Дело не в том, что творчество обязательно может исчезнуть», — сказал Рон Бегетто, педагог-психолог из Университета Орегона. «Но это может быть подавлено в определенных контекстах».
Текущее внимание к тестированию в школах и идея, что есть только один правильный ответ на вопрос, могут препятствовать развитию творческих способностей у детей, сказал Бегетто.«Не так много места для неожиданных, новых, расходящихся мыслей», — сказал он.
Но ситуация не безнадежна, сказал Бегетто. Фактически, есть свидетельства того, что во всем мире молодежь очень креативна, особенно в использовании цифровых медиа, сказал Бегетто. И недавнее исследование показало, что, по крайней мере, во время игр дети становятся более изобретательными.
Эксперты согласны с тем, что в классе можно вносить изменения, чтобы развивать творческие способности.
Ни один ребенок не опередит других
В своем исследовании Ким проанализировала результаты теста Торранса, экзамена, который измеряет аспект творчества, называемый дивергентным мышлением.В этом тесте детям могут быть показаны два круга и предложено нарисовать что-нибудь из этих фигур.
Интересно, что баллы по тесту Торранса снижаются, а баллы по SAT растут. Однако, по словам Ким, более высокие результаты тестов не обязательно приводят к повышению творческих способностей. Вы можете хорошо сдать тест, много изучая, но это не будет способствовать развитию оригинального мышления.
Ким сказала, что «Ни один ребенок не останется без внимания», принятый Конгрессом в 2001 году закон, требующий от школ проводить ежегодные стандартизированные тесты, чтобы оценить, соответствуют ли они образовательным стандартам штата, может частично быть причиной падения оценок творческих способностей.
«Я считаю, что ни один ребенок не останется позади… действительно повредит творчеству», — сказала Ким. «Если мы сосредоточимся только на том, чтобы ни один ребенок не остался позади — тестирование, тестирование, тестирование — тогда как творческие ученики смогут выжить?» — сказала Ким. По словам Ким, другими виновниками может быть рост просмотра телевизора — пассивной деятельности, не требующей взаимодействия с другими людьми.
Работа Ким также показала снижение творческих способностей во взрослом возрасте, поскольку мы все больше осознаем понятия правильных и неправильных ответов, — сказала она.
Но то, что мы обречены стать менее изобретательными, когда взрослые, не означает, что общество не должно работать над спасением творческих способностей детей.В конце концов, идеи в детстве могут привести к будущей карьере.
«Если эта тенденция сохранится, то пострадают студенты, которые выглядят иначе, нонконформисты, потому что их не принимают», — сказал Ким. Исследования показывают, что если творческие личности не приспосабливаются к школьной системе, они могут стать отстающими и бросить школу, сказала она.
Пора играть
Дети также развивают свои творческие способности, когда они «притворяются», — сказала Сандра Расс, психолог из Университета Кейс Вестерн в Кливленде, штат Огайо, не участвовавшая в исследовании Кима.По словам Расс, элементы понимания, фантазии и эмоционального выражения — все это входит в этот тип создания историй.
В настоящее время, когда у детей загружено расписание, остается меньше времени для разыгрывания игр, сказал Расс.
Расс вспомнила об исследованиях, которые она проводила по ролевой игре с 1985 года. Всего в исследованиях участвовало около 900 детей в возрасте от 6 до 9 лет, которых попросили придумать рассказ с помощью двух кукол. Рассказы оценивались на основе количества идей, придуманных детьми, новизны идей и эмоций, выраженных в сказках.
Расс обнаружил, что со временем воображение в рассказах увеличилось, и в рассказах 1985 г. проявилось значительно меньше воображения, чем в рассказах (созданных разными группами детей) в 2008 г.
«Учитывая изменения в [нашей] культуре, мы были удивлены и, я бы сказал, воодушевлены «, — сказал Расс.
Результаты показывают, что дети устойчивы и могут находить способы развить эти способности другими способами, помимо строгих игр. Например, по словам Расс, некоторые видеоигры требуют творческих стратегий решения проблем.
Результаты не обязательно противоречат выводам Кима. Исследователи не могут быть уверены, действительно ли дети применит свое игровое воображение в реальном мире, сказал Расс.
Hide and seek
Итак, как мы можем не подавлять творческий потенциал детей, когда они входят в класс?
Бегетто сказал, что взаимодействие между учениками и учителями превратилось в «интеллектуальные прятки». Учащиеся стараются соответствовать тому, что, по их мнению, хочет услышать учитель.
«Если вы сможете это сделать, вы сможете добиться успеха в школе», — сказал Бегетто.
Учителя не тратят много времени на изучение неожиданных идей, потому что они могут быть не уверены, к чему это приведет, сказал Бегетто. В результате не поощряется нестандартное мышление.
Бегетто не обвиняет учителей, которые могут даже думать, что не могут научить творчеству.
Но обучение для подготовки к тестам и обучение для развития творческих способностей не исключают друг друга, сказал Бегетто.По его словам, учителя должны понимать, что неожиданные ответы могут привести к содержательному разговору и обучению в классе.
Школы могут иметь возможность проводить тесты, которые позволяют оценивать учащихся в целом и открывать больше возможностей для творчества.
«Я думаю, что должно быть множество способов оценить, что знают студенты и как они это знают», — сказал Бегетто.
Следуйте за штатным писателем Рэйчел Реттнер в Twitter @RachaelRettner.
,
Развивайте воображение вашего ребенка — BabyCentre UK
Почему так важно поощрять воображение?
Первые несколько лет жизни вашего ребенка чрезвычайно важны. Все, что вы и ваш малыш делаете вместе, от чтения, пения и игр до еды и прогулок, помогает запустить его мозг.
Вовлечение малыша в стимулирующую деятельность помогает наладить связи в его мозгу. Благодаря повторению эти связи выстраиваются в сети в его мозгу, которые позволяют ему думать и учиться.
Это важный период в умственном развитии вашего малыша, потому что его мозг намного плотнее, чем когда он станет старше. Повторно используемое соединение становится постоянным, а соединения, которые почти не используются, могут перестать существовать.
По мере того, как вы знакомите своего малыша с новыми впечатлениями, вы открываете его разум большему, более захватывающему миру. Поощряя его использовать свое воображение («Смотри, мама — тигр в джунглях!»), Вы заставляете его мозг прокладывать собственные «пути воображения».
Как я могу помочь своему малышу развить воображение?
Вы можете помочь разжечь фантазию своего малыша, читая вместе книжки с картинками о незнакомых людях и местах. Хотя ваш малыш обладает естественным воображением, это также поможет расширить его словарный запас слов и изображений. (Как вы можете представить себя черепахой, если никогда ее не видели?)
Выбирайте книги с большим количеством больших красочных картинок. Вы можете придумывать все, что захотите, до того, как ваш малыш научится читать и будет настаивать на строгом соблюдении текста.
То, что сейчас хочет его мозг, — ввод. Покажите малышу картинки со всем, от жуков до динозавров.
Также издавать звуки для животных и транспортных средств. Используйте специальные голоса для разных персонажей и говорите о том, что произошло или может случиться с персонажами.
Попробуйте ограничить телевидение и DVD, которые создают для него готовые воображаемые миры. Вместо этого дайте уму вашего малыша больше возможностей для самостоятельного создания картинок.
Могу ли я придумывать сказки для моего малыша?
Слушать, как вы рассказываете свои выдуманные истории, так же хорошо, а может быть, даже лучше для вашего малыша.Они не только дадут простор его воображению, но и продемонстрируют, как создавать персонажей и сюжеты. А использование вашего ребенка в качестве главного героя — отличный способ расширить его представление о себе.
Вскоре ваш малыш начнет придумывать свои собственные истории и приключения. Сначала он может начать копировать вас, потому что так учатся дети. По мере развития его воображения вы будете поражены изобретательностью его сценариев.
Какой реквизит будет стимулировать воображение моего малыша?
Практически все может быть опорой для творческой игры.
Полотенца могут стать тюрбанами, пластиковые бусины — драгоценными камнями. Кучка плюшевых игрушек вашего малыша превращается в зоопарк или ферму.
Лучший реквизит для творческой игры часто бывает простым. Поскольку большая часть действия происходит в голове вашего ребенка, подробные костюмы, например, характерные для определенных персонажей фильма, не так уж и полезны. Костюм Бэтмена может быть только костюмом Бэтмена. Но с простой шляпой и полотенцем ваш ребенок может быть множеством разных персонажей.
Лучший способ убедиться, что у него много идей, — это познакомить вашего ребенка с как можно большим количеством реальных людей (всех возрастов), мест и событий.
Подарите малышу специальную коробку или корзину для хранения кусочков перевязки. Это сделает творческие игры еще более захватывающими, особенно если вы пополните запасы, когда он не смотрит («Посмотрим, что сегодня в коробке!»). Выбрав два из избранных, вы обеспечите меньше ссор, когда к вам присоединятся друзья, братья и сестры.
Чему мой малыш научится с помощью ролевой игры?
Дети многому учатся, драматизируя свою повседневную и фантазийную жизнь.
Когда ваш малыш придумывает сценарий, сюжет и персонажей («Я папа, а ты ребенок, и ты болен»), он развивает социальные и словесные навыки.
Воспроизводя сценарии, связанные с грустью, радостью или испугом, он решит эмоциональные проблемы.
Представив, что он супергерой или волшебник, он почувствует себя сильным. Это учит его, что он главный и что он может быть кем угодно.
Старайтесь не задавать ребенку слишком много вопросов о том, что он делает. Вместо этого сделайте комментарии, например: «Вау, вы выглядите так, как будто находитесь на космическом корабле!» Это позволяет его воображению двигаться в желаемом направлении, а не следовать за вами.
Ваш малыш также практикует самодисциплину, поскольку он устанавливает правила сам или вместе с другом. Он также узнает о причине и следствии, когда представляет, как лягушка или собака поведут себя в конкретной ситуации.
Возможно, самое главное, создавая воображаемые ситуации и доводя их до конца, ваш ребенок учится решать проблемы. Считается, что множество творческих игр в молодом возрасте может помочь вашему ребенку вырасти и научиться лучше решать проблемы. Так что будьте уверены, что все те часы, которые вы проводите на ковре, изображая из себя животных, — это далеко не потраченное время зря.Это может помочь вашему малышу справиться с проблемами и трудными ситуациями, когда он станет старше, например, что делать, если он обнаружит, что забыл книгу, которая ему нужна для школы в тот день.
Насколько беспорядочным я должен позволять своему малышу быть?
Воображение — занятие грязное, в этом нет никаких сомнений.
Притворяться Гензелем и Гретель означает крошечный след по гостиной.
Переходить кишащую крокодилами реку, наступая только на подушки (или камни!), Означает раздвигать диван.
Очень помогает наличие нескольких быстрых стратегий минимизации беспорядка. Например, из старых рубашек задом наперед с обрезанными рукавами получаются отличные халаты. Также можно спасти столешницы, настояв на пластиковом покрытии под строительную площадку из пластилина. И используйте большие листы подкладочной бумаги, чтобы накрыть стол (или пол, или стены), чтобы предотвратить разноцветные пятна и брызги.
Можно ли ограничивать их творческую игру?
Установление ограничений (отказ от использования «мечей» для ударов) и их соблюдение имеет решающее значение для вас и вашего ребенка.
И хотя с воображаемыми друзьями все в порядке, не стоит слишком беспокоиться, если ваш малыш начнет обвинять друга в том, что он сделал. Лучше всего просто хвалить ребенка, когда он в чем-то виноват, но не обращать слишком много внимания, когда он нечестен.
Если и когда вы можете, дайте вашему малышу немного пожить, вспоминая его полет фантазии. Если кухонный стол в настоящее время представляет собой иглу, у вас есть прекрасный повод устроить пикник на полу в гостиной!
Как я могу избежать драк из-за воображаемой игры моего малыша?
Когда ваш малыш четвертый день подряд умоляет надеть в детскую свою форму космонавта, вы можете быть в раздумьях.Взрослые привыкли подчиняться социальным правилам и правилам, которые просто практичны.
Итак, через четыре дня экипировку космонавта, скорее всего, придется постирать, не говоря уже о том, насколько она подходит для повседневной носки. Но малыши так не думают.
Когда вы обнаружите, что вынуждены вступить в конфронтацию («Вы должны снять экипировку космонавта с сейчас »), помните, что у вашего малыша еще нет этих границ. И это нормально. Вместо того, чтобы заблудиться в каком-то фантастическом мире, он просто находится в игровом режиме.Как взрослые, мы думаем о том, что хотим сделать в данный момент.
Мы также беспокоимся о том, что думают другие, что может вызвать чувство неловкости.
Мы усваиваем эти привычки, потому что они помогают нам жить в обществе. В этом смысле они положительные. Но они имеют тенденцию работать против свободно плавающего воображения. Другими словами, хотя вы можете этого не осознавать, вы, как родитель, несете большой багаж. И стоит знать об этом при общении с ребенком.Малыши — свободолюбивые люди, потому что они еще не научились беспокоиться о том, что не будут продуктивными или будут выглядеть глупо. Им повезло!
Что я могу сделать дальше, чтобы развить воображение моего малыша?
Часть развития воображения — это научиться делиться им. И лучший способ помочь вашему малышу перейти к следующему шагу — это быть хорошим слушателем.
Словесные навыки малышей, конечно, невелики, но с практикой они улучшаются.
Попробуйте обменяться мнениями по сюжету. Итак, пока вы ведете машину, скажите: «Жил-был пес.Он жил с маленьким мальчиком по имени Том, и однажды … «Тогда дайте своему малышу поворот. Если он не до конца, он все равно может присоединиться. Попросите его назвать собачку маленького мальчика.
Когда ваш малыш рисует картинку, предложите ему рассказать вам, что в ней происходит. Вместо того, чтобы говорить «Какой красивый дом!», Скажите: «Какие прекрасные цвета! Что это здесь?»
Притворство позволяет вашему малышу быть тем, кем он хочет быть, практиковать то, чему он научился, и заставлять вещи складываться так, как ему хочется.Слушая его, вы можете оставаться в курсе того, что он думает.
Кто знает? В процессе вы можете даже оживить собственное воображение.
,