Какие бывают потребности у человека: что это такое, какие бывают потребности, виды и классификация, теории ученых.
Какие потребности есть у человека?
Начиная с рождения, у человека появляются потребности, которые с возрастом только увеличиваются и могут меняться. Ни у каких других живых существ нет такого количества потребностей, как у людей. Для реализации своих нужд человек переходит к активным действиям, благодаря чему он лучше познает мир и развивается в разных направлениях. Когда удается удовлетворить потребность, человек испытывает положительные эмоции, а когда нет, то отрицательные.
Какие потребности есть у человека?
Первичные потребности есть у каждого, независимо от положения, национальности, пола и других характеристик. Сюда входит нужда в еде, воде, воздухе, сексе и т.д. Некоторые появляются сразу при рождении, а другие развиваются на протяжении жизни. Вторичные потребности человека еще называют психологическими, к примеру, это может быть нужда в уважении, успехе и т.д. Некоторые желания являются как бы промежуточными, находясь на рубеже первичных и вторичных потребностей.
Наиболее популярную теорию, которая позволяет разобраться в этой теме, предложил Маслоу. Он представил их в виде пирамиды, разделенной на пять секций. Смысл предложенной теории заключается в том, что человек может реализовывать свои потребности, начиная от самих простых, которые находятся у основания пирамиды, и двигаясь к более сложным. Следовательно, невозможно перейти на следующий этап, если предыдущий не был реализован.
Какие бывают потребности человека:
- Физиологические. В эту группу входит нужда в еде, воде, сексуальном удовлетворении, одежде и т.д. Это определенная база, которая может обеспечить комфортную и стабильную жизнь. Такие потребности есть у каждого человека.
- Нужда в безопасном и стабильном существовании. На основе этой группы потребностей человека, была выделенная отдельная отрасль, которая называется психологической безопасностью. В эту категории входит как физическая, так и финансовая безопасность. Начинается все с инстинкта самосохранения и заканчивается желанием уберечь от неприятностей близких людей. Чтобы перейти на другую ступень потребностей, человек должен ощущать уверенность в завтрашнем дне.
- Социальные. В эту категорию входит нужда человека иметь друзей и любимого человека, а также другие варианты привязанностей. Как ни крути, но люди нуждаются в общении и контакте с окружающими, в противном случае они не могут перейти на следующую ступень развития. Эти потребности и способности человека являются неким переходным этапом от примитивных к высшим уровням.
- Личные. В эту категорию входят нужды, которые способны выделить человека из общей массы и отражают его достижения. Во-первых, это касается уважения со стороны близких людей и самого себя. Во-вторых, сюда можно внести доверие, социальный статус, престиж, карьерный рост и т.д.
- Потребности в самореализации. Сюда входят высшие потребности человека, которые имеют нравственный и духовный характер. В эту категорию можно отнести желание людей применять свои знания и способности, выражать себя при помощи творчества, достигать поставленных целей и т.д.
В общем, потребности современно человека можно описать таким образом: люди удовлетворяют голод, зарабатывают на жилье, получают образование, создают семью и устраиваются на работу. Они стараются достичь определенных высот, заслужить признание и уважение у окружающих. Удовлетворяя свои нужды, человек формирует характер, силу воли, становится более умным и сильным. Можно подвести итог и сказать о том, что потребности являются основой для нормальной и счастливой жизни.
Потребность − это что? Виды потребностей :: BusinessMan.ru
О значении слова «потребность» можно догадаться интуитивно. Оно явно происходит от глаголов «требовать», «требоваться». Означает это слово какую-то вещь, явление или качество окружающего мира, которое необходимо человеку в той или иной ситуации. Подробнее об этом понятии, его многообразных проявлениях и значении можно узнать из предлагаемой статьи.
Раскрытие понятия
Потребность − это субъективная необходимость индивида (или социальной группы) получить тот или иной объект окружающей действительности, который составляет обязательное условие поддержания нормальной и комфортной жизнедеятельности.
В человеческом лексиконе имеются похожие по смыслу понятия — «нужда» и «запрос». Первое обычно употребляется в ситуации, когда личность испытывает нехватку чего-либо, второе относится к области маркетинга и связано с покупательской способностью человека или группы лиц. В отличие от нужды и запроса, потребность − это необходимость получить и материальные, и духовные блага. Таким образом, это более широкое понятие. Оно может включать в себя и нужды, и запросы.
Какие бывают потребности
Существует широкое разнообразие форм данного явления. Например, выделяют материальные потребности ‒ такие, которые связаны с получением определённых ресурсов (денег, товаров, услуг), необходимых индивиду, чтобы поддерживать хорошее самочувствие и настроение.
Другая большая группа ‒ духовные потребности. Сюда относится всё, что связано с эмоциями, самопознанием, развитием, самореализацией, просвещением, безопасностью и т. д. Иными словами, это необходимость человека получать то, что было создано сознанием других людей.
Третью обширную группу составляют социальные потребности ‒ то есть такие, которые связаны с общением. Это может быть потребность в дружбе и любви, внимании, одобрении и принятии другими людьми, нахождении единомышленников, возможности выговориться и т. п.
Подробные классификации потребностей имеются в социологии, психологии и экономике. Сейчас мы рассмотрим одну наиболее популярную.
Пирамида потребностей
Широко известна иерархия потребностей, которую создал американский психолог Абрахам Маслоу. Эта классификация интересна тем, что представляет собой семиступенчатую пирамиду. В ней наглядно представлены основные потребности личности и то, какую роль они играют. Опишем последовательно все эти семь ступеней, от низа до верхушки.
7. В основании пирамиды Маслоу лежат физиологические потребности: жажда, голод, необходимость в тепле и укрытии, половое влечение и т. д.
6. Чуть выше расположена потребность в получении безопасности: защищённость, уверенность в себе, храбрость и т. д.
5. Потребность быть любимым, любить, ощущать свою принадлежность к людям и местам.
4. Потребность в одобрении, уважении, признании, успехе. Эта и предыдущая ступень включают уже социальные потребности.
3. На более высоком уровне пирамиды расположена необходимость в познании окружающего мира, а также в получении умений и навыков.
2. Почти на верхушке расположены эстетические потребности: уют, гармония, красота, чистота, порядок и т. п.
1. И наконец, вершина пирамиды представляет собой необходимость самоактуализации, что включает познание себя, развитие своих способностей, нахождение собственного жизненного пути и достижение личных целей.
Хорошие или плохие
Удовлетворить потребность − это значит совершить определённое действие, получить что-то в той или иной форме. Но могут ли потребности быть плохими? Сами по себе нет. Однако в некоторых случаях люди избирают вредные для здоровья способы удовлетворения. Например, курение с друзьями (коллегами, товарищами по учёбе) как ритуал объединения помогает удовлетворить потребность в дружбе, уважении и т. п., однако наносит вред физическому здоровью. Как избежать этого? Просто нужно находить замещающие варианты, которые будут удовлетворять потребность, но не являться вредными привычками и саморазрушающими действиями.
Также существует мнение, будто материальные потребности являются чем-то нехорошим, а их удовлетворение тормозит духовное развитие человека. Но в действительности разнообразные физические блага (товары потребления, обучающие средства, транспорт, средства связи) позволяют получать питание, комфорт, обучение, отдых, общение и прочие компоненты гармоничной жизни. Человек вначале удовлетворяет более простые и насущные потребности, а затем переходит к сложным, связанным с творчеством, духовным ростом и самосовершенствованием.
Что делать с потребностью
Жизнь без удовлетворения духовных и социальных потребностей трудна, но возможна. Другое дело ‒ физические потребности или, иными словами, нужды. Без них обойтись нельзя, поскольку они отвечают за поддержание жизни организма. Высшие потребности немного легче игнорировать, чем базовые. Но если совсем игнорировать желание личности быть любимым, уважаемым, успешным, развитым, это приведёт к дисбалансу психологического состояния.
Удовлетворение потребностей человека начинается с низшей ступени пирамиды (физиологические нужды) и затем постепенно движется вверх. Другими словами, невозможно осуществить удовлетворение высших (социальных или духовных) потребностей личности, пока не удовлетворены простейшие, базовые.
Заключение
Потребность − это то, что заставляет двигаться и развиваться как отдельного человека, так и общество в целом. Необходимость в чём-то подталкивает к тому, чтобы искать или изобретать способы получения желаемого. Можно определённо сказать, что без потребностей невозможны были бы развитие человека и прогресс общества.
Какие потребности бывают у человека?
«Мы – это наши желания» — сказал однажды отец психоанализа Зигмундт Фрейд. Согласитесь, трудно с этим поспорить, ведь каждое желание берет свое начало в потребности, и поэтому именно потребности могут говорить за людей гораздо красноречивей, чем они сами. Проще говоря: «Скажи мне, что тебе необходимо, и я скажу тебе, кто ты» — перефразируем всем известную поговорку. Пробегитесь мысленно по кругу своих друзей и знакомых. С большей долей вероятности среди них найдется коллега, вечно ноющий о том, что он перерос свою должность, или подруга, одержимая идеей, во что бы то ни стало, выйти замуж. Да и мы сами, чего уж греха таить, иной раз так похожи в своих желаниях. И сколь уникальными мы бы ни были, но, как и многие, мы хотим быть сытыми, любимыми и уважаемыми людьми. Наверное, пришло время разобраться, какие потребности есть у человека.
В 1943-м году увидела свет, так называемая, теория мотивации Абрахама Маслоу, которая описала, какие бывают потребности у человека, и представила их в виде пирамиды с пятью ступенями. В ее основе легли базовые, физиологические потребности, на верхушке же расположились потребности духовные. Смысл теории заключается в поэтапной реализации потребностей – от простых к сложным. Проще говоря, до тех пор, пока мы не удовлетворим потребность соответствующую ступени, на которой мы находимся, то переход на следующую, более высокую, будет невозможен. Итак, какие потребности бывают у человека?
Физиологические потребности
К ним относятся самые примитивные, такие как: пища, питьё, жильё, одежда, сексуальное удовлетворение. Словом, всё то, что является базовым набором, способным обеспечить комфортную физиологическую сторону жизни человека. Неудовлетворенные низменные потребности человека становятся доминантой в его поведении, делая невозможным восхождение человека на вторую ступень пирамиды.
Потребность в безопасности и стабильности
Роль этой потребности в жизни человека столь велика, что в ходе ее изучения была выделена целая отрасль – психология безопасности. К потребностям этого уровня была отнесена как потребность в безопасности самого индивида, основанная на инстинкте самосохранения, так и потребности более высокого уровня, такие как безопасность его близких, основанная на эмпатии. К ним так же можно отнести потребность в законности, системности и уверенности в будущем. Только спокойный и уверенный в завтрашнем дне человек начнет испытывать потребности следующего порядка.
Потребность в принадлежности
Говоря о потребностях в принадлежности, прежде всего стоит обратить внимание на потребность в обретении социальных и эмоциональных связей. К ним можно отнести потребность в общении, потребность быть частью общности – семьи, группы или трудового коллектива, испытывать привязанность, желание быть любимым и заниматься с кем-либо совместной деятельностью. Потребности этой ступени считаются переходными от примитивных к высшим.
Потребность в уважении
Для этой ступени характерны потребности, которые выделяют человека из общности и персонализируют его достижения. В первую очередь это потребность в самоуважении и признании со стороны значимых для индивида людей – родных, коллег, друзей. К потребностям этой ступени можно отнести так же доверие, обретение социального статуса и престижа, карьерное продвижение.
Потребность в самореализации
Потребности этой ступени считаются наивысшими и носят нравственный и духовный характер. К ним относится реализация накопленных знаний и умений, выражение себя в творчестве, развитие собственной личности и реализация своих целей.
На практике это выглядит приметно так: человек, удовлетворивший голод и обзаведшийся кое-каким жильем, начинает подумывать, с кем бы это жилье разделить, и создает семью. Тем самым, совершает переход на более высокую ступень своей собственной потребностно-мотивационной пирамиды шаг за шагом, до тех пор, пока не найдет достойную работу и не добьется признания и уважения. Такой человек доберется до самой ее верхушки. Все удовлетворенные потребности упраздняются сами собой и открывают дрогу новым, более высокого порядка, при этом психика человека переходит на качественно новый уровень, тем самым, человек растет и совершенствуется. Но иногда в этой отлаженной системе что-то ломается. Не реализовав свою потребность в чем-то важном, человек рискует «застрять» на достигнутом, и преждевременно завершить свое восхождение к вершине этой условной пирамиды.
И если Вы до сих пор не понимаете, почему Вашу одинокую сотрудницу больше занимают банальные сплетни о новом симпатичном начальнике отдела, чем обсуждение выставки концептуального искусства, просто вспомните, какие потребности есть у человека. И не требуйте большего от того, кто пока ещё не ступил с Вами на одну ступень.
Потребности человека — что это такое, определение, классификация и виды
Человеческая личность многогранна. Характер образно представляет из себя своеобразное лоскутное одеяло, сшитое из множества черт, привычек и характерных особенностей человека. Индивид — сложный организм, изучение которого в психологии является весьма длительным процессом.
На протяжении истории учёные всегда задавались самыми разными вопросами, касающимися человеческой личности. Черты характера, привычки, особенности менталитета и так далее — всё это подвергалось изучению, проводились исследования, тестирования и эксперименты. Всё это для лучше изучения личности человека, природы его сущности, а также для выявления тенденция дальнейшего развития индивида.
Потребности человека также изучаются, ведь они являются проявлением его личности. Индивид идёт на поводу своих нужд. Именно они толкали многих людей на осуществление самых различных открытий, которые сейчас активно используются современным обществом.
Но что такое потребность человека? Как можно обозначить определение данного термина? Какие потребности существуют? Какие критерии для разделения нужд можно выделить? Об этом и пойдёт речь в этой статье.
Определение потребностей
Для начала стоит привести определение данного понятия в психологии. Что такое потребности человека? Это позволит лучше понять суть рассматриваемого термина, а затем уже примерно обозначить последующие вопросы для изучения.
Человеческие потребности — это определённое состояние индивида, характеризующееся зависимостью от внешних жизненных условий и кондиций развития. Иными словами, это ощущение необходимости удовлетворить свои внутренние запросы, возникающие на ментальном и физическом уровнях, в психологии индивида.
Если рассматривать базовые, или начальные, нужды, которые могут возникнуть у любого индивида, то можно выделить следующие:
- Сразу стоит выделить такую потребность, как утоление голода. Тут же можно указать и удовлетворённость вкусовыми качествами потребляемой пищи;
- Также стоит сразу же отметить и утоление чувства жажды;
- Оптимальные условия для жизни. Каждый человек мечтает о жизни в максимально удобных и уютных жизненных кондициях. В этом заключается одна из фундаментальных нужд любого человека;
- Оптимальное воздействие электромагнитных волн;
- Чистый воздух;
- Получение удовлетворения в виде секса;
- Продолжение своего рода;
- Ощущение защищённости и безопасности как себя, так и своих близких;
Конечно, стоит учесть, что некоторые указанные здесь потребности могут не восприниматься некоторыми людьми в качестве базовых. Например, нужда в продолжении рода воспринимается некоторыми индивидами, как необязательная и ненужная. Также есть люди, которые просто не имеют желания удовлетворять свои половые потребности, потому что их просто нет. Бывают разные случаи, но предложенный выше список является перечнем самых базовых потребностей, которые испытывает большинство людей со стандартной психологией.
Если рассмотреть вышеуказанный список, то можно отметить следующее: в принципе, практически все нужды, указанные в перечне, отвечают не только людям, но большинству других существ.
Классификация потребностей
Все существующие потребности индивида можно разделить на три группы. Эта научная классификация предполагает наличие именно трёх основных видов нужд, которые можно рассматривать отдельно по определённому принципу.
Итак, согласно это научной классификации, человеческие потребности бывают трёх видов:
- Биологические — как можно догадаться практически сразу же, эти потребности отвечают за удовлетворение нужд физиологического характера. К таким нуждам относятся: наличие еды, воды, жилья, удовлетворение половых потребностей, продолжение рода, ощущение безопасности, и другие фундаментальные нужды этого вида;
- Социальные — потребности этого вида обозначают достижение своих целей, поставленных на уровне социума. Иными словами, это нужда в обретении себя в обществе, получение определённого социального статуса, развитие общения с другими, знакомства с новыми людьми, обретение новых друзей и другие;
- Духовные — тут речь идёт о нуждах уже совсем другого уровня. Есть такое понятие, как «духовная пища». Так вот духовная нужда заключается в удовлетворении нужд, касающихся «насыщения» этой «пищей». Если объяснить простыми словами, а не использовать эфемерные обозначения, то духовные потребности — это не что иное, как желание самосовершенствоваться, достигать новых целей в изучении знаний. Можно упомянуть и цели религиозного характера, а также достижения в творчестве.
Все вышеуказанные виды потребностей являются необходимыми для полноценной жизнедеятельности любого индивида. Также удовлетворение этих нужд позволяет в дальнейшем развиваться и достигать новых целей взамен уже достигнутых.
Как можно заметить из списка видов потребностей, они взаимодополняют друг друга. К примеру, неудовлетворение биологических нужд ведёт к невозможности достижения социальных задач, а также удовлетворения духовных потребностей. Голодный и испытывающий жажду человек вряд ли сможет реализоваться в обществе, и к тому же ещё самосовершенствоваться и творчески развиваться.
Интересы
Ещё одно понятие, которое стоит рассмотреть в рамках этой темы, это интересы. У каждого человека есть свои интересы, нередко их могут путать с потребностями, но следует помнить, что есть определённые различия у этих терминов.
Интерес к определённому объекту — позиция индивида с точки зрения его способностей и запросов. И вот тут прослеживается связь между потребностями и интересами. Да, эти понятия не являются взаимозаменяемыми. Но взаимодополняющими — уж точно. Нужно отметить, что интересы не существуют без нужд, а те, в свою очередь, не могут без интересов. Направление и характер интересов зависят от социальной группы и статуса индивида.
Интересы можно разделить по их направленности:
- Социальные;
- Духовные;
- Политические.
Если же разделить все интересы согласно другой классификации, а именно по социальной принадлежности индивида, то можно получить следующий список:
- Индивидуальные;
- Групповые;
- Общественные.
Интересы индивида могут носить сугубо стратегический характер. В таком случае человек может ради их достижения поступиться интересами других людей. Именно поэтому каждый индивид должен позаботиться о создании определённых личностных интересов, которые не позволят помешать другому человеку в преследовании своих интересов. Достижение своих целей не должно предполагать вмешательство в достижение целей другого человека. Не стоит пренебрегать нормами морали и существующими жизненными ценностями. Но это уже вопрос психологии каждого отдельного индивида.
Потребность — это… Что такое Потребность?
Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов[1].
Ярким примером может служить жажда — острое чувство потребности в воде, возникающее при обеднении ею организма животного или при превышении в крови нормальной концентрации минеральных и органических веществ. Физиологический же механизм этого чувства — воздействие повышенного общего и осмотического давления, изменение концентрации ионов натрия, происходит возбуждение питьевого центра в головном мозге, вызывающее нервно-гуморальные реакции сохранения воды в организме, поиск воды особью[1].
Потре́бность — вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального),[2] которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.
Есть мнение, что это понятие, описывающее внутреннее отношение субъекта к другим субъектам или объектам и объясняющее поведение живых существ — излишне, так как поведение живых существ можно описать без его использования.[3]
Желание (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии[1]:
- с культурным уровнем и личностью индивида
- с историческими, географическими и другими факторами страны или региона
Врожденный драйв, первичный драйв (человек обладает с рождения) — боль, жажда, голод, ориентировка и другие побудители, ассоциируемые с физиологическими состояниями внутри организма[1]
Средствами удовлетворения человеческих потребностей являются блага[4].
Степенью удовлетворения определенных потребностей человека является благосостояние[5].
Совокупность действий, направленных на оптимальное удовлетворение духовных и материальных потребностей человека составляет жизнеобеспечение[1]
Удовлетворению материальных потребностей в пище, одежде, жилье, здоровье служит быт (как совокупность связей и отношений)[6].
Первичным эмоциональным проявлением потребности человека является влечение[7]
Социальным процессом сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп является депривация[8]
Двигательная активность также является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека[9].
Особенности потребностей человека
Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели. Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.
Для человека характерно то, что даже те потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.
Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности. Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность. Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.
По мере удовлетворения одних потребностей у человека возникают другие потребности, это позволяет экономистам утверждать, что в общем потребности безграничны.
Потребности связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.
Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности — отрицательными, а затем — в случае ее удовлетворения — положительными.
Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности. На физиологическом уровне потребности выражаются как устойчивые очаги возбуждения соответствующих нервных центров, определённые академиком Ухтомским А.А. как доминанты. При соответствующих условиях, сильные доминанты могут подавлять функционирование других нервных центров. Например, само явление доминанты было открыто при исследовании двигательных рефлексов собаки на определённые раздражители. В какой-то момент времени животное перестало реагировать на раздражители и через несколько секунд у него произошёл акт дефекации. После этого рефлексы восстановились. Доминанты бывают низшие, соответствующие низшим ступеням иерархии потребностей и высшие. Высшие доминанты характеризуются долговременностью процесса их формирования.
Количество потребностей возрастает в процессе филогенеза и онтогенеза. Так, число потребностей возрастает в эволюционном ряду: растения — примитивные животные — высокоразвитые животные — человек, а также в онтогенетическом ряду: новорожденный — грудной младенец — дошкольник — школьник — взрослый человек.
Различные ученые по-разному объясняли сущность человеческих потребностей:
Подход (потребность как …) | Суть подхода | Автор |
---|---|---|
нужда | Состояние индивида при нужде в условиях жизни, предметах и объектах, без которых невозможно его существование и развитие. | С.Л. Рубинштейн |
отношение | Потребность – это система отношений между субъектом и средой обитания | Д.А. Леонтьев |
отклонение от уровня адаптации | Потребность есть результат отклонения внешней или внутренней реальности от сложившихся ожиданий субъекта по поводу этой реальности | Д.К. Мак-Клелланд |
состояние | Под потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряженности. | Курт Левин |
программа поведения | Потребности — это основные программы поведения, посредством которых реализуется функционирование (жизнедеятельность) субъекта. | Ф.Н. Ильясов |
психопатия | Потребность есть вынужденное субъективное страдание психики, являющееся основной причиной всех неврозов. | В.В. Монастырский |
Опредмечивание
При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.
На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов. В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности. Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете. В элементарных формах это явление известно как запечатление (импринтинг).
Опредмечение — очень важное событие: в этом акте рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Можно сказать, что через опредмечение потребность получает свою конкретизацию. Поэтому мотив еще определяется как опредмеченная потребность. Вслед за опредмечением деятельности и появлением мотива резко меняется тип поведения — оно обретает направленность, зависящую от мотива.
В процессе опредмечения обнаруживаются важные черты потребностей:
- первоначально очень широкий спектр предметов, способных удовлетворить заданную потребность;
- быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете
Классификации потребностей человека
Существует множество классификаций потребностей. Различают потребности [1]:
- по сферам деятельности:
- потребности труда
- познания
- общения
- отдыха
- по объекту потребностей:
- материальные
- биологические
- социальные
- духовные
- этические
- эстетические и др.
- по значимости:
- доминирующие/второстепенные
- центральные/периферические
- по временной устойчивости:
- устойчивые
- ситуативные
- по функциональной роли:
- естественные
- обусловленные культурой
- по субъекту потребностей:
- групповые
- индивидуальные
- коллективные
- общественные
По сферам
Потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительной, пищевой, половой, познавательной, коммуникативной, игровой).
Разделение в связи с теми целями, которые достигаются по мере удовлетворения потребности
- биологические,
- трудовые,
- познания,
- общения,
- отдыха;
Американский психолог У. Мак Дугалл полагал, что в основе тех или иных потребностей человека лежат определенные инстинкты, которые проявляются через соответствующие ощущения и мотивируют человека к определенной деятельности.
№ | Инстинкт | Его проявление |
---|---|---|
1 | Пищевой инстинкт | Голод |
2 | Инстинкт самосохранения (страх) | Бегство |
3 | Стадный инстинкт | Стремление к общению |
4 | Инстинкт приобретательства | Жадность |
5 | Инстинкт продолжения рода | Половое влечение |
6 | Родительский инстинкт | Нежность |
7 | Инстинкт созидания | Стремление к активности |
8 | Отвращение | Неприятие, отторжение |
9 | Удивление | Любознательность |
10 | Гнев | Агрессивность |
11 | Смущение | Самоуничижение |
12 | Воодушевление | Самоутверждение |
Психологическое понятие лень является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил.[10]
Список мотивационных факторов Гилфорда:[11]
- факторы, соответствующие органическим потребностям:
- голод,
- сексуальное побуждение,
- общая активность;
- потребности, относящиеся к условиям среды:
- потребность в комфорте, приятном окружении,
- педантичность (потребность в порядке, в чистоте),
- потребность в уважении к себе со стороны окружающих;
- потребности, связанные с работой:
- честолюбие,
- упорство,
- выносливость;
- потребности, связанные с социальным положением:
- потребность в свободе,
- независимость,
- конформизм,
- честность.
- социальные потребности:
- потребность находиться среди людей,
- потребность угождать,
- потребность в дисциплине,
- агрессивность;
- общие интересы:
- потребность в риске или, наоборот, в безопасности,
- потребность в развлечениях.
Согласно подходу Б. И. Додонова по классификации эмоций можно говорить о следующих видах потребностей:[11]
- акизитивные (потребность в накоплении, приобретении),
- альтруистические (потребность совершать бескорыстные действия),
- гедонистические (потребность в комфорте, безмятежности),
- глорические (потребность в признании собственной значимости),
- гностические (потребность в познании),
- коммуникативные (потребность в общении),
- праксические (потребность в результативности усилия),
- пугнические (потребность в соревновательной деятельности),
- романтические (потребность в необычном, неизведанном),
- эстетические (потребность в прекрасном).
Согласно Х. Мюррею, потребности делятся прежде всего на потребности первичные и потребности вторичные. Различаются также потребности явные и потребности латентные; эти формы существования потребности определяются способами их удовлетворения. По функциям и формам проявления различаются потребности интровертные и потребности экстравертные. Потребности могут проявляться на действенном или вербальном уровне; они могут быть эгоцентрическими или социоцентрическими, а общий список потребностей таков:
- доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
- агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;
- поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;
- отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;
- автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;
- пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;
- потребность в уважении и поддержке;
- потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;
- потребность быть в центре внимания;
- потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;
- эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;
- социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;
- потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;
- потребность оказания помощи;
- потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;
- потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;
- потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;
- потребность избегания опасности;
- потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;
- потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.
По объекту
Разделение в связи с тем на какой объект направлена потребность.
- физиологические (пища, вода, воздух, климатические условия и т. п.),
- материальные (жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п),
- социальные (общение, общественная деятельность, общественное признание и т. п.),
- духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т. п.),
- этические,
- эстетические,
- другие;
По функциональной роли
- доминирующие/второстепенные,
- центральные/периферические,
- устойчивые/ситуативные;
По происхождению
Существует деление на две большие группы — естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.
По аналогии с условными и безусловными рефлексами потребности так же делят на
- врожденные,
- простые приобретенные и
- сложные приобретенные.
Под простыми приобретёнными потребностями понимаются потребности сформированные на основании собственного эмпирического опыта индивида (например, потребность трудоголика в любимой работе), под сложными же — на основании собственных умозаключений и представлений неэмпирического происхождения (например, потребность религиозного человека в исповеди, базирующаяся на привитом извне представлении о позитивных последствиях ритуала, но не на эмпирическом ощущении вины и унижения при его совершении).
По субъекту потребностей
- индивидуальные,
- групповые,
- коллективные,
- общественные.
Иерархия потребностей
Пирамида потребностей по Маслоу
Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости. По мере их утоления они уступают первенство другим потребностям.
Классификация по уровню сложности разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.
- К биологическим можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, сексуальном удовлетворении, в экономии сил и пр.).
- К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.
- Духовные потребности человека — это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.
Обычно у человека одновременно имеется более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «Пирамида потребностей Маслоу». А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения, когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.
- Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.
- Реализация физиолого-психологической потребности в безопасности и уверенности в будущем позволяет в длительном промежутке времени сохранять гомеостаз. Для продолжения рода необходим секс. (К физиолого-психологическим потребностям можно также причислить потребность в информации, так как в отсутствие нервных сигналов нервная ткань деградирует, а психика людей в условиях сенсорной депривации расстраивается.)
- Потребность в общении, любви и поддержке со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах (см. аффилиация).
- Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.
- Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью, благодаря её реализации люди создают предметы искусства.
Самые простые виды потребности это витальные нужды, которые запрограммированы в продолжительном процессе существования, развития, эволюции (пища, питьё, воздух, сон, половое влечение). Фрейдизм сводит потребности высоких уровней к неизменным витальным
Потребность в безопасности связывают также с потребностью в стабильности существования нынешнего порядка вещей — уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.
По видам поведения
Ф.Н. Ильясов, в рамках этологического подхода, выделяет основные виды поведения (потребности), описывающие жизнедеятельность высших животных и человека. Их всего шесть: 1) пищевое, 2) половое (сексуально-репродуктивное), 3) статусное (коллективное, социальное), 4) территориальное, 5) комфортное, б) ювенильное (игровое). В рамках этологического подхода (то есть дающего самый «низкий» уровень описания) допустимо полагать, что приведённые шесть потребностей способны исчерпывающим образом описывать функционирование такой сложной системы как человек. Проблема иерархии потребностей в рамках этого подхода решается через проблему типологии индивидов по ранжированию доминирующих потребностей. Даже обыденный опыт подсказывает нам, что есть субъекты с доминированием различных видов поведения — полового, пищевого, статусного и др. Возможно построение типологии на основе ранжирования важности потребностей с точки зрения субъекта. Вопрос этот, безусловно, требует эмпирического обоснования, однако, не исключено, что достаточно полно отражать поведение могут 2-3 доминирующие потребности.
Философия
Диалектический материализм
Еще философы Древней Греции и Древнего Рима достигли значительных успехов в понимании потребностей человека. Античные мыслители признавали потребности основными побудительными силами человеческой деятельности. Демокрит, например, рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не смог бы выйти из дикого состояния. По мнению Гераклита, потребности определяются условиями жизни. Он отличал, что всякое желание должно быть разумно. Умеренность в удовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованию интеллектуальных способностей человека. Платон разделил потребности на первичные, образующие «низшую душу», которая подобна стаду, и на вторичные, образующие «разумную, благородную» душу, цель которой руководить первой. Большое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVII века. П. Гольбах писал, что потребности выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности. Большую роль потребностям в понимании активности человека отводил Н. Г. Чернышевский. С развитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей человека. К. Маркс подчёркивает, что «человек отличается от всех остальных животных безграничностью своих потребностей и их способностью к расширению». Как самостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал рассматриваться в философии, социологии, экономике, психологии в первой четверти XX века. Обобщенно потребность можно определить как нужду, необходимости в чем-то. Следует подчеркнуть, что довольно большое число учёных «рассматривают потребность как состояние напряжения». В жизни можно наблюдать как само появление нужды меняет состояние человека. Такое (потребностное) состояние заставляет его искать причину дискомфортности, выяснять, чего человеку не хватает. Таким образом, потребность побуждает человека к действию, к деятельности, к активности. В настоящее время существует много различных точек зрения на сущность потребности. Большинство учёных сходится только в том, что почти все признают потребность как основную побудительную силу человеческой деятельности. Однако ни полного единодушия, ни однозначности в толковании этого понятия нет.
Примечания
Литература
- Щербатых Ю. В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. — С. 171—177.
- Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.- С. 487—494.
- Ильясов Ф.Н. Соотношение структуры потребностей и структуры цен // Ильясов Ф.Н. Статусная теория цены (базовые подходы к формированию концептуальной модели). М.: Институт социологии РАН. 1993.
См. также
Потребности человека — что это такое, простыми словами
Автор: Гамзулина Ксения. Предприниматель, аналитический журналист. Дата: 4 марта 2020. Время чтения 7 мин.
Потребность – это острая необходимость в чем-либо, которая не всегда осознается человеком. Иерархическая система желаний, созданная американским психологом Абрахамом Маслоу, включает физиологические нужды, стремления к безопасности, любви, оценке и самореализации. Учеными доказано, что формирование потребностей и исполнение заветных желаний сильно влияют на поведение и связаны между собой.
Появление нужд у людей обусловлено взаимодействием с окружающей средой. Их влияние на человечество обсуждали еще древнегреческие философы. Демокрит считал, что только благодаря своим желаниям мы изобрели речь, языки, сформировали привычку к труду, а Платон называл потребность основой создания государства. Какую роль это явление играет в обществе сегодня и как с его помощью управлять людьми?
Определение понятия
По версии психологов, потребности человека – это дискомфортное состояние, которое возникает из-за нужды в предметах и объектах, необходимых для существования и развития. Желание обладать чем-либо – это источник энергии, заставляющий людей быть активными, бороться за жизнь, совершенствоваться.
Пример. Как вы чувствуете себя, когда голодны? Организм начинает остро реагировать на стресс, вам трудно сосредоточиться, хочется отложить дела на послеобеденное время. Голод постоянно напоминает о себе, заглушая все мысли – это ли не настоящее дискомфортное состояние? Достаточно поесть, и жизненные силы возвращаются, а вместе с ними меняются желания: возможно, вы захотите вздремнуть или прогуляться по парку. Так, при удовлетворении одних нужд им на смену приходят другие.
Как потребности влияют на сознание
Желания направляют людей, подталкивают их к действиям. Они руководят поведением, формируют характер, настроение, помогают принять решение.
Почему потребности так сильно воздействуют на психику:
- Из-за невнимания к своим желаниям может появиться чувство неудовлетворенности.
Это состояние коварно: даже если вам удалось забыть о дискомфорте от неисполненной мечты, неприятное чувство может скрыться в недрах подсознания. Помочь пациенту понять свои желания – одна из главных задач психолога.
- Человеку не всегда легко самостоятельно определять нужды.
Анализ проблем азартных игроков, которые обратились к психологу, показывает – большинство зависимых заменяет развлечениями нехватку любви, которая ими не отрефлексирована. Не всегда сознанием фиксируются требования организма. Например, вы не почувствуете срочную надобность в витаминах – для этого проводят медицинское обследование.
- Существование необходимости доказывает избирательность восприятия мира.
Чтобы уменьшить дискомфорт, нужно перенести фокус на то, что удовлетворит желание. Это явление хорошо отражают русские пословицы «у кого что болит, тот о том и говорит», «голодной куме только хлеб на уме».
- Каждая нужда имеет уровень значимости.
Как бы ни была сильна тяга к знаниям у студента, желание поспать часто мешает ему прийти к первой паре. У любого человека есть постоянно меняющаяся система потребностей, где одни имеют приоритет перед другими.
Стремления могут меняться по мере взросления, развития личности, в зависимости от принадлежности к социальной среде. Так, взрослому для счастья нужно намного больше, чем младенцу. А интересы увлеченного ученого будут сильно отличаться от повседневных желаний домохозяек.
Виды
Все человеческие нужды можно разделить на группы. Основной критерий разграничения – по способу удовлетворения желания.
Фото: geralt/pixabay
Различают 3 вида потребностей:
- Материальные, которые включают в себя все физиологические – необходимость в пище, дыхании, движении, сне. Сюда же входят нужды, созданные социумом, например, обязанность носить одежду.
- Социальные: потребности в коммуникации, любви, дружбе, признании, деятельности в обществе.
- Духовные. Эти желания связаны со стремлениями познавать новое, совершенствоваться, постигать прекрасное, искать смысл жизни.
Все потребности тесно связаны между собой. Без обмена информацией и взаимодействия в социуме трудно развиваться и постигать мир. Люди часто занимаются творчеством для получения общественного одобрения. Любовные отношения помогают выйти из безнадежной ситуации, дают силы для работы и самореализации. Желания могут влиять друг на друга и стимулировать появление других стремлений.
Интересно! Жизненная позиция, когда социальным и материальным благам предпочитают спокойное существование, – это дауншифтинг.
Что говорит о потребностях наука
Ученые разрабатывают собственные классификации. Например, У. Мак-Дугалл считал, что нужды людей объединены единственной категорией – они связаны с инстинктами. В эту группу психолог включал добычу пищи, отвращение, страх, покровительство, опеку, сексуальное влечение, смех и даже «примитивные склонности» – кашель, чихание дыхание.
Несмотря на множество научных исследований понятия, наибольшую известность получил труд Абрахама Маслоу, который расположил 5 групп потребностей в иерархическом порядке в виде пирамиды. Ученый распределил все нужды от нисходящих к высшим. По теории, человек не сможет перейти к потребностям последнего уровня, не уделив достаточно внимания примитивным желаниям.
Психолог считал, что стадии самовыражения достигает не более 2% людей.
Труд Маслоу критиковали еще при жизни ученого. Считалось, что психика человека устроена сложнее, а его поведение не всегда можно объяснить движением от базовых потребностей к признанию и самоактуализации.
В 1940 г. появилась теория Дэвида Макклелланда. Он утверждал, что все нужды, необходимые для выживания, уже удовлетворены, поэтому людьми движет стремление к власти, жажда успеха и причастности. Сегодня этот труд используется управленцами, которые создают системы поощрения менеджеров и наемных специалистов.
Исследованием воздействия явления на сознание занимались Ф. Герцберг, В. Врум, Л. Портер, К. Альдерфер и другие известные ученые.
Важность желаний
Фото: pixel2013/pixabay
Разберемся, какую роль играют потребности в нашей жизни, и определим их основные задачи:
- Сигнальная. Появление необходимости в чем-либо позволяет понять, что состояние психики или организма изменилось, нужно восполнить ресурсы или, наоборот, избавиться от лишнего.
Иногда во время работы в голову могут прийти самые неожиданные мысли. Например, вдруг вспомните, что давно не звонили маме. Мозг сигнализирует: раньше вы регулярно разговаривали по телефону и выработали привычку, а теперь чего-то не хватает. Эта функция становится призывом к действию.
- Побудительная. Профессор Е. Ильин считал, что внутреннее напряжение, которое появляется из-за неудовлетворенности, вынуждает найти решение возникшей проблемы.
Если вы все же не перезвоните маме, то будете чувствовать дискомфорт – вину и даже недовольство собой.
Российский философ А. И. Самсин выделял еще одну важную функцию потребностей – мировоззренческую. По теории, выдвинутой ученым, именно желания, определяющие поведение, влияют на образ жизни и убеждения.
Человек, который обожает рисовать, может часами проводить время за мольбертом – это развивает внимательность, фантазию, вкус, способность концентрироваться. Существует мнение, что художники замкнутые и нелюдимые: большую часть времени творческие личности проводят в одиночестве за любимым делом, пребывая в мире фантазий.
Нереализованные потребности
Для описания психологического состояния, которое возникает от невнимания к желаниям, существует термин «фрустрация».
Психопаты, которые совершают преступления, связанные с насилием, часто имеют проблемное детство – трудности с родителями, плохие отношениями с одноклассниками.
Защищаясь, психика отодвигает нереализованные желания на второй план или вовсе блокирует их. Из-за жестокости окружающего мира у таких людей потребности в любви и принадлежности сильно фрустрируются. Со временем у них полностью отпадает нужда в привязанности и романтических чувствах.
Маслоу считает, что дети, которые не испытывали неудовлетворенности, вырастают в сильных амбициозных людей, способных справляться с трудностями.
Фрустрация сравнима со стрессом: она вызывает сильные эмоциональные переживания – тревогу, чувство вины, гнев. Длительное пребывание в этом состоянии меняет характер: вы можете стать раздражительным, срываясь на близких, или вовсе отгородиться от внешней среды. Невнимательность к себе приводит к эффекту, который называется фиксацией. Это постоянное повторение одинаковых ситуаций и паттернов поведения. Человек будет «наступать на те же грабли», раз за разом впутываясь в сомнительные отношения, и постоянно менять работу. Выйти из колеса сансары ему поможет только тщательное изучение собственных желаний.
Руководство на пути к счастью: как определить потребности? | Психология
Самые мощные — это базовые потребности, то, без чего человек не может жить. К ним относятся физиологические потребности и социальные потребности. К физиологическим потребностям традиционно относят потребности, связанные с физическим выживанием:
- потребность в воде;
- в пище;
- в тепле;
- в сне;
- в кислороде.
Также человек с момента рождения не выживает, если не удовлетворяются такие социальные потребности, как потребность в безопасности, в любви, в принятии. Если грудной ребенок получает только пищу и тепло, но при этом остается без физического контакта, без общения, без любви, то он погибает.
Фото: Depositphotos
Основные потребности ребенка до года:
- пища;
- комфорт — тепло, отсутствие боли;
- безопасность;
- принятие;
- любовь.
В этот период у ребенка формируется такое важное качество для дальнейшего здорового развития отношений с окружающими людьми, как доверие к миру, при одном условии: если он получает удовлетворение своих базовых потребностей.
Если мама, самый важный и любимый человек в его жизни, которая значит для него практически все, оставляет ребенка надолго одного, проявляет к нему безразличие, отвержение, то у него формируется такая жизненная позиция, которая говорит ему, что никому нельзя доверять, а он недостаточно хорош для того, чтобы его любили. Страх отвержения, если с ним впоследствии не работать, остается на всю жизнь, а человек ни с кем не может создать гармоничных любящих отношений.
В списке потребностей человека нет материальных вещей
Фото: Depositphotos
Помимо основных потребностей, у нас существует еще около 20 самых разных потребностей человека. Любая из неудовлетворенных потребностей рано или поздно выливается в страдания и проблему, если ее вовремя не удовлетворить.
Обратите внимание, что в списке потребностей человека нет материальных вещей, того, что можно купить, потрогать, заработать. Часто мы путаем потребности, которые имеют качество необходимости, со своими желаниями:
- хочу дорогую иномарку, чтобы чувствовать себя хорошо;
- хочу дом на острове в океане;
- хочу много денег.
Желание не всегда совпадает с потребностью.
Девушка пишет психологу:
Я хочу жить в просторном загородном доме. И до недавнего времени думала, что у меня есть в этом потребность. Я представляла себя, как пишу свою очередную книгу одна в большом доме и смотрю из окна на цветущий сад. При этом я сидела за компьютером одна в своей квартире и писала очередной текст, глядя на цветущую яблоню, с которой я каждую осень собираю яблоки прямо с балкона. В чем же моя потребность, если все это я имею прямо здесь и сейчас?
Когда продолжила исследование, то поняла, что дом — это всего лишь символ, атрибут, наличие которого считается признаком состоятельности и успешности. Для меня важно было, чтобы меня уважали, признали меня успешной и независимой. Выходит, образ дома — это потребность в независимости и признании.
Далее, в чем необходимо разобраться, — это разделить так называемые терминальные и инструментальные потребности.
Желание не всегда совпадает с потребностью
Фото: Depositphotos
Терминальные потребности — это потребности высшего, или конечного (терминального), порядка, отвечающие на вопрос: каким я хочу быть? Хочу быть: счастливым, здоровым, свободным, независимым и т. д.
Инструментальные потребности — это потребности-средства для достижения терминальных потребностей. Отвечают на вопрос: для чего? Для чего тебе хорошо учиться? Для чего тебе высшее образование? Для чего тебе много денег? И т.д.
Поэтому следующий этап работы на пути к счастью состоит в исследовании своих потребностей, самоанализе. Для этого нужно подробно ответить на следующие вопросы:
- Что я хочу иметь?
- Для чего мне это?
- Что я получу, если буду это иметь?
- Каким я хочу быть?
- В чем я нуждаюсь на самом деле?
- Что мне действительно нужно?
- В чем моя настоящая потребность?
- Какие мои инструментальные потребности?
- Какие мои терминальные потребности?
Важный этап работы на пути к счастью состоит в исследовании своих потребностей
Фото: Depositphotos
Теперь, когда у вас есть развернутое описание потребностей, постарайтесь определить одним-двумя словами ваши потребности. Эта работа поможет вам их осознать и сформулировать и тем самым определить дальнейшее направление работы по становлению на Путь Счастья.
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок действия
| Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок действия
| Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение
| ||
Срок | Определение |
.
Как накормить человека
- CareNotes
- Как накормить человека
Этот материал нельзя использовать в коммерческих целях, в больницах или медицинских учреждениях. Несоблюдение может повлечь за собой судебный иск.
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ:
Почему человеку нужна помощь, чтобы его накормить?
Человек может нуждаться в кормлении или помощи во время еды, если у него есть определенные проблемы со здоровьем. Они могут включать травму или операцию на руке или кисти, слепоту или инсульт.
Когда и сколько нужно кормить человека?
Количество еды, которую человек съедает, может измениться, если ему нужно большую часть времени оставаться в постели. Возможно, ему придется чаще есть небольшими порциями. Ему может потребоваться есть, когда он принимает определенные лекарства. Ему также может потребоваться соблюдение специальной диеты, если у него есть определенные заболевания. Спросите у лечащего врача, нужно ли ему придерживаться специальной диеты.
Какие шаги для кормления человека?
- Приготовьтесь к еде:
- Спросите человека, нужно ли ему в туалет.
- Вымойте руки человека или помогите ему вымыть руки, если необходимо.
- Помогите ему сесть как можно более прямо. Если можно, помогите ему сесть на стул или поднимите изголовье кровати. Положите подушки за его спину для комфорта и поддержки.
- Разместите предметы, необходимые для кормления, в пределах досягаемости:
- Надкроватный стол
- Поднос для еды
- Полотенца
- Соломка
- Устройства для кормления, такие как специальные ложки или шприц
- Накормите человека:
- Сядьте в кресло рядом с человеком.Скажите ему, какая еда на тарелке. Опишите, как его готовят, если у него проблемы со зрением.
- Спросите человека, какую пищу он хочет съесть в первую очередь.
- У человека, перенесшего инсульт, может быть слабость и онемение одной стороны тела. Если у человека, которого вы кормите, случился инсульт, сядьте на бок, который не онемел и не ослабел. Положите ложку на ту сторону рта, где есть ощущение. Убедитесь, что он глотает пищу. Убедитесь, что еда не скапливается на онемевшей стороне рта.
- Вы можете проверить, сколько человек может проглотить, сначала выпив ложкой небольшое количество воды.
- Положите небольшое количество пищи на кончик ложки. Если он захлебывается, добавьте в ложку немного воды или другой жидкости. Это поможет ему проглотить пищу.
- Позвольте человеку есть в удобном для него темпе. Дайте ему время полностью пережевывать пищу. Следите за его горлом, чтобы убедиться, что он проглотил всю пищу. Спросите, готов ли он еще есть, прежде чем кормить его.
- Прекратите кормить человека, если он говорит или показывает вам, что с него достаточно.
Что делать, если у человека плохой аппетит?
- Сделайте обед приятным. Спросите его, не хочет ли он послушать свою любимую музыку. Пригласите члена семьи или друга навестить его во время еды.
- Давайте ему 5-6 небольших приемов пищи в течение дня вместо трех больших приемов пищи.
- Предложите ему полезные закуски, например фрукты или сыр, если он проголодается между приемами пищи.
- Поощряйте его ходить перед едой, если он может. Прогулка может повысить аппетит.
Соглашение об уходе
У вас есть право помочь спланировать свое лечение. Узнайте о своем состоянии здоровья и о том, как его можно лечить. Обсудите варианты лечения со своими поставщиками медицинских услуг, чтобы решить, какое лечение вы хотите получать. Вы всегда имеете право отказаться от лечения. Вышеуказанная информация носит исключительно учебный характер. Он не предназначен для использования в качестве медицинского совета по поводу индивидуальных состояний или лечения.Поговорите со своим врачом, медсестрой или фармацевтом перед тем, как следовать любому лечебному режиму, чтобы узнать, безопасно ли оно для вас и эффективно.
© Copyright IBM Corporation 2020 Информация предназначена только для использования конечным пользователем и не может быть продана, распространена или иным образом использована в коммерческих целях. Все иллюстрации и изображения, включенные в CareNotes®, являются собственностью A.D.A.M., Inc. или IBM Watson Health
, защищенной авторским правом. Дополнительная информация
Всегда консультируйтесь со своим поставщиком медицинских услуг, чтобы убедиться, что информация, отображаемая на этой странице, применима к вашим личным обстоятельствам.
Заявление об отказе от ответственности
.
Что это такое и почему это важно?
Постоянно растущий спрос на медицинское обслуживание часто приводит к тому, что лица, осуществляющие уход, теряют из виду человека, стоящего за заболеванием, которое они лечат. Вот почему так важен уход, ориентированный на человека. Это помогает лицам, осуществляющим уход, переориентировать внимание на важный аспект ухода: удовлетворение потребностей пациента, выходящих за рамки его инвалидности или заболевания.
Сектор здравоохранения и социальной помощи все чаще принимает подход, ориентированный на человека, и это правильно.Это не только помогает пациентам получать более качественную медицинскую помощь, но также улучшает условия здравоохранения в целом.
Как лицо, осуществляющее уход, вы должны узнать о преимуществах оказания помощи, ориентированной на человека, и о том, как применять ее на практике. Это поможет вам лучше всего выполнять свою роль и повысить качество жизни ваших пациентов.
Что такое индивидуальный уход?
Уход, ориентированный на человека, является одним из 13 основных стандартов ухода, которым Комиссия по качеству ухода (независимый регулирующий орган в сфере здравоохранения и социального обеспечения в Англии) требует от поставщиков медицинских услуг.
Оказание помощи, ориентированной на человека, включает в себя уход за пациентами, выходящими за рамки их состояния, и адаптацию ваших услуг к их индивидуальным желаниям и потребностям. Речь идет об уважении к тому, что у них есть собственное мнение о том, что для них лучше, и есть собственные ценности и приоритеты в жизни.
Для этого вам необходимо узнать пациентов как личность и активно вовлекать их в принятие решений, касающихся ухода. Никто не ценит принятие решений без их участия. Это заставляет их чувствовать себя объектом или задачей, а не человеком с мыслями и чувствами.
Как следует из названия, забота, ориентированная на человека, ставит человека в центр своей заботы. Вы адаптируете свой сервис к их ожиданиям и предпочтениям, а не наоборот. Это позволяет пациентам сохранить свое достоинство и независимость в и без того непростое время.
Вместо того, чтобы оставлять их чувствовать себя затрудненными из-за своего недуга или инвалидности или ослабленными во время пребывания в стационаре, вы помогаете им жить полноценной жизнью.
Пример персонально-ориентированного ухода
Малькольм, 27-летний стационарный пациент, недавно попал в автомобильную аварию.Ему пришлось перенести операцию на обеих руках, которые во время крушения получили серьезные травмы. Ему необходимо провести в больнице еще две недели до выписки, а это означает, что он будет полагаться на других в значительной части своего ежедневного ухода.
Малькольм и его медсестра обсуждают варианты удовлетворения желаний и потребностей, такие как купание и времяпровождение. Малкольм предпочел бы не проводить две недели перед телевизором в постели. Он говорит, что любит читать и проводить время со своей девушкой, которая навещает его каждый вечер.
После этого обсуждения они вместе составляют план ухода. Что касается купания, больница обычно помогает пациентам принимать душ по утрам. Однако они соглашаются позволить его девушке помогать ему вечером с его личной гигиеной. Подруга Малькольма также одолжила ему электронную книгу с аудиокнигами. Это подходящая альтернатива книгам, учитывая его физическое состояние. Медсестра соглашается помочь ему установить его и надеть наушники, когда он захочет послушать его.
В этом примере медсестра применила эффективный подход к уходу, ориентированному на человека.Она обсудила варианты с Малькольмом и попросила его мнения, позволила гибко приспособиться к его желаниям и потребностям и согласилась помогать удовлетворять эти потребности в больнице на ежедневной основе. В результате время ухода за Малькольмом будет намного менее напряженным — он почувствует заботу как физически, так и эмоционально.
Принципы индивидуального ухода
Фонд здравоохранения устанавливает четыре принципа ухода, ориентированного на человека, о которых вам следует помнить всякий раз, когда вы поддерживаете пациентов и заботитесь о них.
Четыре принципа ухода, ориентированного на человека:
1. Относитесь к людям с достоинством, состраданием и уважением.
Пациенты часто теряют независимость, когда попадают под лечение, что ставит под угрозу их достоинство. Забота, ориентированная на человека, позволяет вам сохранять это достоинство, уважая их желания и относясь к ним с сочувствием и сочувствием.
Для выполнения этого принципа вы всегда должны помнить, что у пациентов есть свои мысли, чувства, мнения, убеждения и ценности, и они не теряют свою силу в результате их потребности в уходе.Уважение к своим личным качествам помогает пациенту чувствовать себя признанным и заботливым в гораздо большей степени: как физически, так и эмоционально.
2. Обеспечьте скоординированный уход, поддержку и лечение.
Для обеспечения постоянного ухода, ориентированного на человека, вам необходимо координировать свои действия с другими медицинскими и социальными работниками и службами. В противном случае, когда пациенты переходят между услугами или лицами, осуществляющими уход, вам придется восстановить понимание их личных желаний и потребностей. В то же время пациенту не будет оказана необходимая помощь.
Записывайте личные потребности пациентов в их планы ухода и при необходимости делитесь ими с другими опекунами и службами. Кроме того, все лица, осуществляющие уход, должны общаться друг с другом, чтобы выработать общее понимание того, как оказывать индивидуально ориентированную помощь своим пациентам. Не забывайте всегда помнить о конфиденциальности.
3. Предлагайте индивидуальный уход, поддержку и лечение.
Этот принцип лежит в основе заботы о человеке. Это требует от вас понимания того, что то, что работает для одного пользователя службы, может не подходить для другого.Стандартизированный подход может повлиять на их способность восстанавливаться или управлять своим состоянием должным образом и — в зависимости от их личных обстоятельств и ценностей — может нанести ущерб их качеству жизни.
Персонализация обслуживания каждого пациента позволяет им сохранять некоторую степень независимости и выполнять свои личные желания и потребности.
4. Позвольте пользователям услуг распознавать и развивать свои сильные стороны и способности, чтобы они могли жить независимой и полноценной жизнью.
Оказание помощи, ориентированной на человека, требует вовлечения пациентов в процесс принятия решений и оказания им помощи в принятии мер, чтобы поддержать себя. Это помогает им развить собственные способности и понимание того, как заботиться о себе самостоятельно.
Выполнение этого принципа взаимовыгодно. Пациент будет чувствовать больший контроль над своей жизнью и меньше полагаться на медицинские услуги. В свою очередь, у вас будет больше времени для ухода за пациентами с более серьезными зависимостями.
Имейте в виду, что это прекрасный баланс. Попытки заставить пациентов делать больше самостоятельно могут заставить их чувствовать, что вы не хотите им помогать, в то время как излишнее участие заставляет их чувствовать, что они не имеют права голоса. Все, что нужно, чтобы этого избежать, — поддерживать постоянный диалог с пациентом и его представителями.
Хотите узнать больше о ваших конкретных обязанностях по охране? Наш курс повышения квалификации для взрослых подходит для работников любой отрасли, которая предоставляет уход или услуги нуждающимся взрослым.
Почему важен индивидуальный уход?
Прежде всего, помощь, ориентированная на человека, помогает пациентам получать более адекватную помощь и чувствовать себя более полноценными, как человеческие существа. Однако он также приносит много других преимуществ пациентам и медицинским центрам в целом.
Уход, ориентированный на человека, важен для пациентов, потому что:
- Они будут чувствовать себя комфортнее и увереннее в ваших услугах , поскольку отстаивание их достоинства и независимости строит взаимное уважение.Пациент будет доверять вам делать то, что будет лучше для него, что облегчит ситуацию для вас обоих.
- Вы будете удовлетворять их эмоциональные, социальные и практические потребности, , что гарантирует им поддержание высокого качества жизни.
- Вы можете поддержать тех, кто не может напрямую сообщить о своих желаниях и потребностях . Многочисленные состояния или инвалидность могут повлиять на способность человека эффективно общаться. Например, слабоумие, неспособность к обучению или те, кто просто не уверен в этом.Уход, ориентированный на человека, поможет вам найти подходящие способы помочь им в общении и повысить качество обслуживания.
- Повышает их независимость. Это не только полезно на личном уровне для пациента, но также побуждает его принимать участие в принятии решений. Это повышает их вовлеченность, что помогает вам принимать более правильные и подходящие решения, касающиеся их ухода. Кроме того, это дает им уверенность и возможность позаботиться о себе с меньшим участием вас.
Уход, ориентированный на человека, важен для здравоохранения, потому что:
- Пациенты с большей вероятностью будут придерживаться плана лечения и принимать лекарства , если они чувствуют, что их уважают, вовлечены и контролируют. Это снижает нагрузку на вас и снижает нагрузку на ваше медицинское обслуживание, например, повторные проверки и ненужное лечение.
- Больницы в Великобритании очень загружены , особенно потому, что слишком много пациентов принимают себя, когда в этом нет необходимости.Личностно-ориентированная помощь помогает пациентам лучше понять свое состояние и понять, когда им нужна неотложная помощь. Таким образом, они реже прибегают к услугам скорой помощи или выбирают дорогостоящие или инвазивные методы лечения.
- Он мотивирует пациентов к положительному поведению в отношении здоровья , которое улучшает и помогает им управлять своим здоровьем. Это особенно важно для людей с хроническими заболеваниями, которые могут в значительной степени полагаться на медицинские услуги.
- Каждый будет чувствовать себя счастливее и позитивнее. Это повысит моральный дух команды и повысит ее способность оказывать эффективную и доброжелательную помощь.
- Это экономично и по времени. Индивидуальный подход, позволяющий обеспечить пациентам получение лекарств, которые они действительно будут принимать, а также их посещение и получение необходимых услуг. Вы потратите свое драгоценное время и деньги на то, что люди действительно хотят и в чем нуждаются.
И вы, и ваши пациенты заслуживаете полноценной жизни и позитивного отношения к своим возможностям, несмотря на трудности или стрессы.Вы можете добиться этого с помощью взаимовыгодных улучшений, которые приносит помощь, ориентированная на человека.
Что читать дальше:
.
Какие 10 основных навыков позволят вам получить работу после выпуска?
Работодатели с высшим образованием уделяют большое внимание поиску кандидатов с необходимыми навыками и компетенциями для их организаций. В зависимости от сектора карьеры и профессии, в которой вы решите работать, могут быть очень специфические навыки, способности и знания, необходимые для выполнения работы.
Дополняют эти общие компетенции и поведение, которые необходимы для успешной работы. Это ключевые навыки трудоустройства — ключевые навыки, которые сделают вас эффективными на работе, какую бы работу вы ни выполняли.Иногда их называют передаваемыми навыками, потому что вы со временем развиваете их и берете с собой по мере развития вашей карьеры; считайте их своим паспортом к успеху в карьере. Вам нужно будет использовать свой опыт работы, чтобы подтвердить эти навыки.
Рекрутеры выпускников высших учебных заведений хотят
1. Коммерческая осведомленность (или деловая хватка)
Это знание того, как работает бизнес или отрасль и что движет компанией. Показать, что вы понимаете, чего организация хочет достичь с помощью своих продуктов и услуг, и как она конкурирует на своем рынке.
Узнайте больше о том, как показать свою коммерческую осведомленность
2. Связь
Сюда входит устное и письменное общение, а также аудирование. Речь идет о ясности, краткости и сосредоточенности; возможность адаптировать свое сообщение к аудитории и прислушиваться к мнению других.
Подробнее о коммуникативных навыках
3. Работа в команде
Вам нужно будет доказать, что вы командный игрок, но также у вас есть способность управлять, делегировать полномочия другим и брать на себя ответственность.Речь идет о построении позитивных рабочих отношений, которые помогают каждому в достижении целей и бизнес-задач.
Подробнее о совместной работе
4. Переговоры и убеждения
Речь идет об умении изложить, чего вы хотите достичь и как, а также о способности понять, откуда приходит другой человек, чтобы вы могли получить то, что вы хотите или в чем нуждаетесь, и положительно относиться к этому.
5. Решение проблем
Вам необходимо продемонстрировать способность применять логический и аналитический подход к решению проблем и разрешению проблем.Также хорошо показать, что вы можете подходить к проблемам с разных сторон.
Подробнее о решении проблем
6. Руководство
Возможно, вы не сразу станете менеджером, но выпускники должны показать потенциал, чтобы мотивировать команды и других коллег, которые могут работать на них. Речь идет о том, чтобы правильно распределять и делегировать задачи, устанавливать сроки и подавать хороший пример.
Подробнее о лидерских качествах
7. Организация
Это демонстрация того, что вы можете расставлять приоритеты, работать эффективно и продуктивно и хорошо распоряжаться своим временем.Также хорошо иметь возможность показать работодателям, как вы решаете, на чем важно сосредоточиться и что делать, и как вы соблюдаете сроки.
Подробнее о тайм-менеджменте
8. Настойчивость и мотивация
Работодатели хотят, чтобы у людей было немного времени. Трудовая жизнь сопряжена с множеством проблем, и вам нужно показать работодателям, что вы тот человек, который найдет выход, даже когда дела станут тяжелыми … и останется веселым.
Подробнее о настойчивости, мотивации и устойчивости
9.Возможность работы под давлением
Речь идет о том, чтобы сохранять спокойствие в кризисной ситуации и не быть слишком подавленным или нервным.
Узнайте больше о том, как отвечать на вопросы о преодолении стресса на собеседовании
10. Уверенность
На рабочем месте вам нужно соблюдать баланс: быть уверенным в себе, но не высокомерным, но также быть уверенным в своих коллегах и компании, в которой вы работаете.
Прочитайте о том, как повысить свою уверенность перед собеседованием
Дополнительные ключевые навыки, которые ищут выпускники по найму
Думаете, вы попали в топ-10? Если вы сможете продемонстрировать владение еще пятью ключевыми навыками — умением управлять двусмысленностью, устойчивостью, аналитическими навыками, предпринимательскими навыками и навыками в области ИТ, — вы сможете получить желаемую работу выпускника.
Устранение неоднозначности
Наш совет объясняет, что подразумевается под управлением двусмысленностью и почему это особенно важно в сложных, быстро меняющихся средах, таких как сектор розничной торговли.
Подробнее об управлении неоднозначностью
Устойчивость
Работодатели с высшим образованием стремятся к устойчивости своих сотрудников, потому что это позволяет сотрудникам справляться с изменениями, проблемами и стрессом. Узнайте, как повысить свою устойчивость и как работодатели оценивают ее в процессе приема на работу.
Подробнее об устойчивости
Аналитические способности
Аналитические навыки позволяют работать с различными видами информации, видеть закономерности и тенденции и делать важные выводы. Аналитические навыки часто оцениваются с помощью тестов способностей или психометрических тестов.
Подробнее об аналитических навыках
Предпринимательство и предпринимательские навыки
Выявление пробелов на рынке, предложение способов улучшения процессов или выдвижение новых идей — все это признаки предпринимательского подхода.Вам не нужно открывать собственное дело, чтобы использовать свои корпоративные навыки; многие работодатели будут искать выпускников с такими качествами.
Подробнее о корпоративных навыках
ИТ-навыки
Лучший способ продемонстрировать работодателям свои навыки в области ИТ — это показать, что вы смогли использовать их для достижения чего-либо, и вы можете продемонстрировать это на примерах из вашей учебы, внеклассных занятий или опыта работы.
Подробнее об ИТ-навыках
Как описать свои навыки в резюме
Вот три совета, которые помогут вам написать свое резюме таким образом, чтобы продемонстрировать свои навыки.
- Когда вы подробно рассказываете о навыках, которые вы приобрели на работе, стажировке или стажировке, отразите компетенции, перечисленные в описании должности, и сначала приведите примеры наиболее важных навыков.
- Используйте уверенный язык, чтобы описать свои навыки, например, обратив внимание на награды или похвалы, которые вам вручили работодатели.
- Если вы изо всех сил пытаетесь найти способ написать в своем резюме о своем отпуске или неполной занятости, помните, что лучше сосредоточиться на передаваемых навыках, чем на рутинных задачах.
Вы найдете больше советов о том, как описать свои навыки, в нашем руководстве по написанию резюме.
Навыки, которые помогут вам устроиться на работу после окончания учебы.
.