Какие есть виды мышления: Мышление и его виды

Содержание

классификация, особенности, нарушения » Битрейника

Мышление как высшая форма познавательной деятельности позволяет человеку логически связывать происходящие события и явления, а также обобщать результаты личного чувственного опыта и отражать общие свойства предметов. На основе обобщений мы затем решаем конкретные познавательные задачи. Мышление помогает нам давать ответы на вопросы, которые нельзя разрешить путём одного только чувственного отражения. Оно помогает нам ориентироваться в окружающем мире и применять в постоянно изменяющейся обстановке обобщения и опыт, полученные нами прежде.

Классификация видов мышления

Развиваясь в процессе социализации, способ мышления человека постепенно изменялся, продвигаясь от конкретного к абстрактному, вот внешнего (предметного) к внутреннему. Чаще всего мышление делят на практическое и теоретическое. Практическое мышление, в свою очередь, бывает наглядно-действенным и наглядно-образным, а теоретическое —образным и абстрактно-логическим (понятийным). Основные виды мышления можно изобразить, согласно этой классификации, таким образом:

От наглядно-действенного,– основного вида мышления ребёнка до 3 лет (пробуем все на ощупь, «на зуб»), взрослея (к 4-7 годам), через наглядные образы и представления (слуховые, тактильные, зрительные и т.д.) мы осваиваем наглядно-образное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различны по типу задач, которые они решают, и по проистекающим из этого особенностям (структурным и динамическим). Теоретическое мышление считается стоящим на более высокой ступени развития, чем практическое, а понятийное (словесно-логическое) – на уровень выше образного. Интересно, что даже в процессе осуществления какой-либо конкретной деятельности могут мирно сосуществовать все эти виды мышления, но один из них всегда доминирует, исходя из конечных целей и характера этой деятельности. В этой связи можно говорить о преобладающем виде мышления в данный момент. Все виды мышления человека равноценны по уровню сложности, а также по требованиям, предъявляемым к способностям человека, и в первую очередь – к интеллектуальным способностям.

Несколько подробнее остановимся на каждом из видов процесса мышления:

Практическое мышление

Цель этого вида процесса мышления – подготовка конкретного физического преобразования действительности: например, создание плана, проекта, схемы. Другими словами, оно направлено на решение конкретных практических задач. Обычно практическое мышление ограничено рамками дефицита времени.

Наглядно-действенное мышление проявляется в практической деятельности, в процессе которой мы преобразовываем реальные предметы. При данном преобладающем виде мышления человек непосредственно воспринимает предмет или в процессе какого-либо действия с ним изменяет, преобразовывает ситуацию. Кто чаще всего используют наглядно-действенное мышление? Это, как мы уже говорили, малыши до трёх лет и взрослые, занятые созданием какого-либо материального продукта (например, на производстве).

Наглядно-образное мышление отличается тем, что мыслительный процесс в этом случае происходит непосредственно в процессе восприятия окружающего мира, и только так. При этом виде мышления человек представляет ситуацию и те изменения, которых он хочет добиться в конечном результате. Для наглядно-образного мышления характерно использование необычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. При этом виде процесса мышления человек использует образы, представленные в его оперативной и кратковременной памяти (а не извлекает их из долговременной памяти с последующим преобразованием, как это происходит при использовании теоретического образного мышления).

Кто чаще всего использует наглядно-образное мышление? Прежде всего это дети: дошкольники и младшие школьники, а среди взрослых – те, кто занимается практическими видами деятельности, если они наблюдают за предметом своей деятельности, не касаясь его. Выполняя ремонт квартиры и представляя конечный результат, опираясь на подобранные варианты обоев, цвет потолка и пола, мы также используем этот вид мышления.

Теоретическое мышление

Цель теоретического мышления – познание и обобщение правил и законов, как научных, так их житейских. В большинстве случаев теоретическое мышление направлено на поиски и нахождение неких общих закономерностей.

Словесно-логическое (понятийное) мышление отличается тем, что в процессе решения проблемы человек использует понятия, выполняет мыслительные операции (действия в уме), не используя опыт, полученный от органов чувств. В качестве инструмента в данном случае выступают понятия, суждения и умозаключения. Этот вид мышления даёт абстрактное, но точное и обобщённое отражение реальной действительности. Кто чаще всего использует словесно-логическое мышление? Это люди науки, выполняющие теоретические исследования.

Теоретическое образное мышление даёт возможность не менее реального отражения действительности, тем словесно-логическое. При этом виде мышления человека инструментами для решения задачи выступают образы, которые либо извлекаются из памяти, либо порождаются воображением, то есть воссоздаются творчески. Кто чаще всего используют теоретическая образное мышление? Творческие люди, работающие с образами, занимающиеся искусством и литературой.

Оба вида теоретического мышления дополняют друг друга, сосуществуют, раскрывая хоть и разные, но взаимосвязанные грани бытия.

Существует и более развёрнутая классификация видов мышления:

По форме различают уже рассмотренные выше виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, образное и абстрактно-логическое мышление.

По характеру решаемых задач — также рассмотренные выше практическое и теоретическое мышление.

По степени развёрнутостидискурсивное и интуитивное мышление.

Дискурсивное (развёрнутое) мышление отличается тем, что человек слышит, видит и ощущает свои внутренние действия, свою внутреннюю речь. Оно опирается на логику рассуждений, а не на восприятие, имеет четко выраженные этапы и развёрнуто во времени.

При свёрнутом (интуитивном) мышлении в основе лежат чувственное восприятие и отражение предметов и явлений окружающего мира. Оно кратко, практически не имеет этапов, почти неосознанно.

По степени оригинальности, новизны результата мыслительных операций различают продуктивное и репродуктивное мышление.

Продуктивное мышление основывается на творческом воображении. Оно направлено на осмысление происходящего, постановку цели, нахождение путей решения и получение полезных выводов, опыта.

Репродуктивное мышление базируется на основе использования уже существующих представлений и образов.

Встречается также классификация видов мышления в зависимости от степени стандартности решаемых задач. В этой связи разделяют:

  • Алгоритмическое мышление. Оно основано на готовых алгоритмах и правилах, на выполнении определённой последовательности, и применяется для решения типовых задач.
  • Дискурсивное мышление опирается на рассуждения на основе взаимосвязанных умозаключений.
  • Эвристическое мышление заключается в поиске решения нестандартных задач.
  • Творческое мышление — это поиск открытий, путь к получению совершенно новых результатов.

Некоторые психологи, классифицируя виды мышления, делят его на три вида: словесно-логическое, наглядно-действенное и наглядно-образное, и внутри словесно-логического мышления, выполняющего логические операции с понятиями, различают целый ряд видов мышления:

  • Теоретическое, при котором постигаются законы и правила, строятся гипотезы и концепции.
  • Практическое, позволяющее за ограниченное время проверять гипотезы, составлять практические планы и готовиться к изменению существующей действительности. Для него характерны тонкая наблюдательность, умение находить и использовать важные детали и быстро применять решение на практике.
  • Аналитическое (логическое) – осознанное мышление, имеющее чёткую структуру.
  • Реалистическое мышление, опирающееся на законы логики и направленное на окружающий мир.
  • Аутистическое мышление – неразрывно связанное с внутренним миром человека, реализацией его желаний.
  • Продуктивное – создающее нечто новое.
  • Репродуктивное – воспроизводящее на основе уже созданного, по образцу.
  • Непроизвольное – это мышление в данной классификации рассматривается как трансформация образов сновидений.
  • Произвольное – представляющее собой целенаправленное решение мыслительных задач.

Мышление является результатом реакции коры головного мозга на внешние раздражители, а нарушения мышления являются проявлением расстройства процессов обработки информации. У вполне здоровых людей могут иметь место незначительные или кратковременные нарушения мышления. Вместе с тем, психопатология выявляет расстройства мышления, носящие болезненный и выраженный характер. Некоторые заболевания могут стать причиной того или иного вида нарушения мышления. Среди них деменция, шизофрения, тяжелые формы эпилепсии, последствия серьезных черепно-мозговых травм и другие заболевания.

Виды нарушений мышления

В психопатологии различают следующие виды нарушений мышления:

  • Нарушение динамики мышления.
  • Нарушение операциональной стороны мышления.
  • Нарушение мотивационного компонента мышления.
  • Нарушение критичности мышления.

Нарушения динамики мышления

К ним относят инертность мышления и его лабильность.

Инертность выражается в затруднении при переключении с одного способа выполнения работы на другой. Обобщение материала при изменении условий бывает затруднено, может проявляться вязкость мышления, излишняя обстоятельность, черезмерная детализация, замедленность мыслительных процессов.

Лабильность – это неустойчивость, подвижность способа выполнения поставленной задачи. В этом случае адекватные и неадекватные решения чередуются. При неплохом уровне обобщений в целом, время от времени происходит «сбой» на случайные, неправильные сочетания. Новые впечатления меняют ход мыслей, логика рассуждений нарушается, ассоциации хаотичны, идеи «скачут», человек беспрестанно говорит – таковы проявления этого вида нарушения мышления. Разделяют следующие варианты:

  • обобщенные ситуации чередуются с конкретно-ситуационными;
  • логические связи ошибочно подменяются случайными сочетаниями;
  • образовываются одноимённые группы.

Нарушения операциональной стороны мышления

К ним относят понижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения.

Понижение уровня обобщения характеризуется преобладанием в суждениях непосредственных, конкретных связей между предметами и явлениями. Так, например, при классификации предметов в одну группу объединяются разнородные понятия (например, ручка и стол, потому что писать ручкой удобно за столом), то есть предметы объединяются на основе частных или второстепенных признаков.

Искажение процесса обобщения – противоположный процесс, при котором наблюдается отход от конкретных связей, причём в утрированной форме. При этом обобщение осуществляется на основании или несущественных, внешних признаков, или на основании настолько общих признаков, что они выходят за рамки содержательной стороны явлений. Например, ложка, стол и лопата при этом оказываются в одной группе, «потому что все они твёрдые», то есть связи не отражают ни содержания явлений, ни смысловых отношений между ними.

Нарушение мотивационного компонента мышления

Это нарушение выражается в искажении обобщений, разноплановости мышления и резонёрстве. Потеря целенаправленности мышления ведёт к поверхностности и незавершенности суждений и к потере мышлением функции регулирования действий человека.

Искажение обобщения – это нарушение, которое выражено выделением нереальных обобщающих признаков и свойств. Например, обобщение ложки и машины, потому что «обе двигаются».

Разноплановость мышления. В этом случае суждения одновременно протекают в нескольких руслах, и при обобщении за основу берутся то свойства предметов, то личные, иногда парадоксальные установки и взгляды. Смещение смысла в результате такого нарушения мышления может приводить к изменению структуры любой деятельности.

Резонерство – нарушение, при котором рассуждения непродуктивны, поскольку являются многоречивыми бесплодными мудрствованиями.

Нарушение критичности мышления

При данном нарушении наблюдается отсутствие контроля своих действий и коррекции ошибок. Критичность – это умение оценивать, контролировать работу мысли, анализировать, взвешивать доводы «за» и «против». Наиболее типичные проявления при выполнении экспериментальных заданий при нарушении критичности мышления – это безразличие к собственным ошибкам и бездумное манипулирование предметами.

Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать мышление, а также другие познавательные функции: внимание, память, восприятие. Развивающие игры на тренажерах для мозга онлайн  — удобный, практичный и увлекательный путь, приносящий результаты.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

 

Фото: Hawaii Savvy

Наглядно-действенное, Наглядно-образное, Словесно-логическое, Теоретическое и Практическое, Творческое, Пралогическое

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды Мышление: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также Мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Рассмотрим некоторые из этих видов мышления

Наглядно-действенное мышление

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Наглядно-образное мышление

Мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением. Мышление н.-о. — один иэ этапов онтогенетического развития мышления.

Словесно-логическое мышление

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Теоретическое мышление

Мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.

Практическое мышление

Мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Творческое мышление

Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление т. отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Пралогическое мышление

Мышление пралогическое — ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме (понятие введено Л. Леви-Брюлем). Явления соотносятся по признаку причина — следствие и тогда, когда они просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в Мышлении п. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При Мышлении п. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением Мышлегием п. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир, исходя из сопричастности явлений.

Л. Леви-Брюль не связывал Мышление п. исключительно с ранними этапами формирования общества: он допускал, что элементы Мышлегия п. проявляются и поныне в обыденном сознании (бытовые суеверия, ревность, страх возникают на основе партиципации, а не строго логического мышления). Современные исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение дологического мышления. В то же время патопсихологи находят элементы Мышления п. у психически больных. Архаизация психики при ее расстройствах представляет особый интерес как для психологии религии, так и для исторической психологии вообще.

Виды мышления — Психологос

Мышление — переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений. Происходить это может в самых разных формах, разном стиле и с разным качеством: мышление может быть разной степени связности, логичности и целесообразности, быть и бредом, и образцом высокой мудрости↑, мышление может быть эффективным↑ и пустым.

Виды мышления, описывающие характеристики собственно мышления

Если отвлечься от личностных особенностей, то традиционно выделяют следующие виды мышления (их также можно назвать структурные особенности мышления):

Наглядно-действенное, наглядно-образное, образно-ассоциативное, сценарийное и понятийное мышление.

Продуктивное мышление и мышление как внутренняя болтовня.

Продуктивное мышление — нахождение связи между предметами и явлениями, решающее жизненную задачу. Внутренняя болтовня — это относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное мышление заполняет пустоту души, создает иллюзию, что жизнь чем-то наполнена.

Рациональное и иррациональное мышление

Рациональное мышление — мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели. Противоположно иррациональному, а иногда и просто бессвязному мышлению, течению мыслей вне логики и цели. См.→

Примитивное и развитое мышление

В развитом варианте мышление — это анализ, сопоставление, нахождение новых связей и другие операции с мыслеобразами с целью нахождения продуктивных, полезных мыслеобразов.

Развернутое (дискурсивное) и свернутое мышление: интуиция.

В развернутом виде внутренняя речь, внутренние действия, образы и ощущения слышатся, видятся и ощущаются, в автоматическом и свернутом — мелькают и исчезают из поля сознания. Развернутое мышление называется по науке дискурсивным мышлением, по жизни — размышлением. Свернутое и мгновенное осмысление чаще называют интуицией, схватыванием, видением сути. См.→

Шаблонное и самостоятельное мышление

Шаблонное мышление — это не мышление, в котором не используются шаблоны: такое, похоже, невозможно в принципе, шаблоны используются везде. Шаблонное мышление не использует ничего, кроме шаблонов, остается в рамках исключительно шаблонов. Выходит за рамки шаблонов и перестает быть шаблонным мышлением мышление самостоятельное. Его основные разновидности — проектное и творческое мышление. См.→

Автоматическое и управляемое мышление

Автоматическое мышление происходит само, осуществляясь, как программа, начинаясь и завершаясь самостоятельно, без воли, ведома и контроля человека. Приятнее, когда человек все-таки сам управляет своим мышлением. См.→

Свободное и творческое мышление

Свободное мышление — мышление, не зажатое в рамки ограничивающих шаблонов. Свободно мыслящий человек не обязательно тот, кто не был воспитан — это может быть и тот, кого воспитали в формате внутренне свободного мышления. Творческое мышление — мышление, порождающее из известных посылок новый, неизвестный и ценный результат. См.→

В результате мышление оказывается более или менее эффективным.

Смотри Свойства мышления, Думать, Продуктивное мышление, Остановка мышления

Виды мышления, отражающие его личностный характер

Мышление — очень личностная вещь, и видов мышления можно выделять столько же, сколько типов характера и других личностных особенностей: мышление ленивое и бодрое, импульсивное и рассудительное, некритичное и критичное, позитивное и негативное, прямолинейное и гибкое, мышление процессника и мышление результатника (см.→), мышление мужское и женское… Опишем только наиболее яркие варианты:

Мужское и женское мышление

Когда описывается «просто мышление», на самом деле, как правило, описывается мышление мужское. Мужчина чаще готов рассмотреть происходящее объективно, у женщины все пропитано чувствами и субъективностью. Мужчина чаще опирается на логику, женщина — на свою интуицию, чувства и ощущения. См.→

Пристрастное и объективное мышление

То, что обычное мышление — пристрастно, известно. Может ли мышление быть объективным? Как развивать объективность мышления? См.→

Позитивное и негативное мышление

Негативное мышление оперирует преимущественно отрицаниями, склонно к возражениям, выделяет негативные стороны См.→ Позитивное, соответственно, выделяет стороны позитивные См.→

Цивилизованное и дикое мышление

Цивилизованное мышление соблюдает правила мышления и нацелено как на решение задачи, так и на отношения сотрудничества. Дикое мышление нарушает правила мышления и нацелено на личную победу участника.

Живое мышление — мышление, в котором человек начинает думать.

Нестандартное мышление — это способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить — это решение ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определенный образ, от которого надо суметь отойти при решении.

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

32. Общее понятие о мышлении. Типы и виды мышления

Мышление
– это познавательный процесс, который
характеризуется опосредованным и
обобщенным отражением действительности
в деятельности каждого индивида. Явления
и предметы действительности обладают
отношениями и свойствами за счет
восприятия и ощущений. Мышление имеет
несколько особенностей, среди которых
особо четко выделяются:

Опосредованный
характер

каждый индивид познает мир косвенно,
т.к. каждое свойство познается через
другое взаимосвязанное свойство. В
данном случае мышление опирается на
восприятие, ощущения и представления,
т.е. ранее полученные теоретические и
практические знания и навыки;

Обобщенность
– представляет
собой процесс познания существенного
и общего в объектах существующей
действительности, поскольку все свойства
аналогичных объектов тесно взаимосвязаны
между собой. Общее может существовать
и проявляться только в конкретном
отдельном объекте. Данная особенность
выражается за счет языка и речи. Словесное
обозначение может быть отнесено к
конкретному объекту, либо группе
аналогичных свойств.

Основные
формы мышления.

Мышление
каждого отдельного индивида протекает
в двух формах: умозаключений и суждений.
Рассмотрим формы мышления более подробно:

Умозаключение
– представляет
собой результативный вывод, складывающийся
из нескольких суждений, позволяя нам
получать новые знания и практические
навыки о конкретном явлении или предмете,
существующего в объективном мире.
Умозаключения могут выступать в
нескольких видах: дедуктивные, индуктивные
и по аналогии;

Суждение
– определенная
форма мышления, которая отражает объекты
действительности в конкретных отношениях
и связях. Каждое отдельное суждение
представляет конкретную мысль об
объекте. Последовательность нескольких
суждений с последовательной связью
необходимы для мыслительного решения
задачи или вопроса, что представляет
собой определенное рассуждение. Само
рассуждение приобретает практический
смысл только в случаях, когда оно приводит
к конкретному умозаключению или выводу.
Так умозаключения может стать ответом
на интересуемый вопрос.

Основные
виды мышления.

В
зависимости от расположения слов,
действия или образа а в мыслительном
процессе, а также их взаимодействия
между собой, различают несколько видов
мышления. Каждый из них имеет свои
особенности (теоретические или
практические). Рассмотрим более подробно
основные виды мышления:

Наглядно-действенное
– данный вид мыслительной деятельности
индивида опирается непосредственно на
восприятие конкретного предмета;

Предметно-действенное
– данный вид мышления направлен на
решение вопросов и задач в условиях
конструктивной, производственной,
организаторской, а также всех видах
практической деятельности граждан. В
данном случае практическое мышление
выступает в качестве конструктивного
технического, позволяя каждому человеку
решать технические задачи самостоятельно.
Сам процесс представляет взаимодействие
практических и умственных компонентов
работы. Каждый момент абстрактного
мышления тесно взаимосвязан с практическими
действиями индивида. Среди характерных
особенностей можно выделить: внимание
к деталям, четко выраженная наблюдательность,
умение использовать внимательность и
навыки в конкретной ситуации, умение
быстро переходить от размышления к
действию, оперирование пространственными
схемами и образами. Только так единство
воли и мысли проявляется максимально
в данном виде мышления;

Наглядно-образное
– весь процесс мышления характеризуется
опорой на образы или представления,
отвлеченные мысли, что позволяет человеку
в конкретных образах воплощать обобщения;

Словесно-логическое
(абстрактное) мышление

– данный вид мышления осуществляется
за счет логических связей и структур
логических операций и понятий. Оно
направлено на выявление конкретных
закономерностей в окружающем мире и
человеческом обществе, поскольку
отражает общие отношения и связи. В
данном случае понятия играют главенствующую
роль, а образы выступают в качестве
второстепенной.

Эмпирическое
мышление
(от
греч. empeiria — опыт) дает первичные
обобщения на основе опыта. Эти обобщения
делаются на низком уровне абстракции.
Эмпирическое познание — низшая,
элементарная ступень познания.
Эмпирическое мышление не следует
смешивать с практическим мышлением.

Как
отмечает известный психолог В. М. Теплов
(«Ум полководца»), многие психологи за
единственный образец умственной
деятельности принимают работу ученого,
теоретика. Между тем практическая
деятельность требует не меньших
интеллектуальных усилий.

Умственная
деятельность теоретика сосредоточена
преимущественно на первой части пути
познания — временном отходе, отступлении
от практики. Умственная деятельность
практика сосредоточена в основном на
второй его части — на переходе от
абстрактного мышления к практике, т. е.
на том «попадании» в практику, ради
которого и производится теоретическое
отступление.

Особенностью
практического мышления является тонкая
наблюдательность, способность
сконцентрировать внимание на отдельных
деталях события, умение использовать
для решения частной задачи то особенное
и единичное, что не входило полностью
в теоретическое обобщение, умение быстро
переходить от размышления к действию.

В
практическом мышлении человека
существенно оптимальное соотношение
его ума и воли, познавательных,
регуляционных и энергетических
возможностей индивида. Практическое
мышление связано с оперативной постановкой
первоочередных целей, выработкой гибких
планов, программ, большим самообладанием
в напряженных условиях деятельности.

Теоретическое
мышление выявляет всеобщие отношения,
исследует объект познания в системе
его необходимых связей. Его результат
— построение концептуальных моделей,
создание теорий, обобщение опыта,
раскрытие закономерностей развития
различных явлений, знание которых
обеспечивает преобразовательную
деятельность человека. Теоретическое
мышление неразрывно связано с практикой,
но в своих конечных результатах имеет
относительную самостоятельность; оно
основывается на предшествующих знаниях
и, в свою очередь, служит основанием
последующего познания.

В
зависимости от стандартности/нестандартности
решаемых задач и операциональных
процедур различаются алгоритмическое,
дискурсивное, эвристическое и творческое
мышление.

Алгоритмическое
мышление

ориентировано на заранее установленные
правила, общепринятую последовательность
действий, необходимых для решения
типовых задач.

Дискурсивное
(от лат.
discursus — рассуждение) мышление основано
на системе взаимосвязанных умозаключений.

Эвристическое
мышление
(от
греч. heuresko — нахожу) — это продуктивное
мышление, состоящее в решении нестандартных
задач.

Творческое
мышление

мышление, приводящее к новым открытиям,
принципиально новым результатам.

Различают
также репродуктивное и продуктивное
мышление.

Репродуктивное
мышление

воспроизведение ранее полученных
результатов. В этом случае мышление
смыкается с памятью.

Продуктивное
мышление

мышление, приводящее к новым познавательным
результатам.

Какие пять стилей мышления? Понимание синтезаторов, идеалистов, прагматиков, аналитиков и реалистов

  • Существует пять признанных стилей мышления: тех, кто их использует, называют синтезаторами, идеалистами, прагматиками, аналитиками и реалистами.
  • Синтезисты выделяются своим творчеством и любопытством; им нравится рассматривать разные идеи, взгляды и возможности.
  • Идеалисты всегда ставят перед собой большие цели и работают над их достижением — они устанавливают высокую планку и ждут от других того же.
  • Прагматики логически подходят к решению проблем; они сосредоточены на немедленных результатах, а не на долгосрочных эффектах.
  • Аналитиков интересуют факты и данные — у них есть четкая процедура для выполнения всех задач.
  • Реалисты прекрасно решают проблемы; Решайте проблемы прямо и не думайте о том, что повседневные головоломки бросают вам вызов.

Мы используем разные способы мышления — некоторые из нас используют творческий подход, а другие более аналитические; одни ориентированы на краткосрочную перспективу, другие — на долгосрочную.Несмотря на то, что у всех нас уникальные умы, наши склонности были объединены в пять признанных стилей мышления: синтезаторы или творческие мыслители; идеалисты или целители; прагматики или логические мыслители; аналитики или рациональные интеллектуалы; и, наконец, реалисты или идеальные решатели проблем. К какой группе мыслителей вы принадлежите?

Синтезаторы: творческие мыслители

Синтезисты во многом отличаются своей творческой и любознательной натурой. Вместо того, чтобы руководствоваться логикой, они любят исследовать более абстрактные идеи.Они спрашивают: «А если?» и рассмотреть ряд взглядов и возможностей. Некоторые считают, что синтезаторы склонны к аргументам, поскольку они быстро привлекают внимание к противоположным взглядам, но эти творческие мыслители могут предотвратить такое восприятие, сначала признав идеи других, прежде чем предлагать альтернативы.

Идеалисты: задающие цели

Идеалисты устанавливают высокие стандарты и всегда стремятся к достижению больших, чем их жизнь, целей. В то время как другие могут воспринимать их как перфекционистов, в их сознании они просто делают все возможное.Эти люди ориентированы на будущее, они ценят командную работу и ожидают, что все будут много работать. Однако идеалистам важно понимать, что у других есть свои стандарты и ожидания, которые могут не совпадать со стандартами и ожиданиями идеалиста.

Прагматики: логические мыслители

Прагматики не теряют времени даром — они принимают меры. Они решают проблемы логически, шаг за шагом. Они сосредоточены на достижении цели, но они не заинтересованы в понимании общей картины, как идеалисты.Вместо того, чтобы думать о том, что лучше в долгосрочной перспективе, они думают о краткосрочной перспективе. Прагматики добиваются своего, но им может быть полезно сделать шаг назад и поразмышлять над важными идеями.

Аналитики: рациональные интеллектуалы

Аналитики работают методично. Они собирают все факты и данные, измеряя и категоризируя их. Их личность основана на тщательности, точности и рациональности; Аналитики всегда ищут формулу или изложенную процедуру решения проблем.Эти люди склонны игнорировать другие идеи, но должны открывать свои умы, поскольку другие идеи обладают уникальной ценностью.

Реалисты: идеальные решения проблем

Реалисты быстро встают на ноги и делают все возможное, чтобы решить поставленную задачу. Тем не менее, реалистам легко переноситься — они не чувствуют, что повседневные проблемы или стрессоры бросают им вызов, как большинство. Тем не менее, они хотят, чтобы было оспорено. Реалистам, как и прагматикам, может быть полезно сделать шаг назад и взглянуть на проблему с разных сторон.Им следует потратить немного больше времени, чтобы собрать всю доступную им информацию и найти лучшее решение (которое не всегда является первым решением), прежде чем действовать.

.

Фонд Майерса и Бриггса

Эта третья пара предпочтений описывает, как вам нравится принимать решения.
Вы любите уделять больше внимания объективным принципам и безличным?
факты (мышление) или вы уделяете больше внимания личным заботам
и вовлеченные люди (чувство)?

Не путайте чувства с эмоциями. У всех есть эмоции по поводу
решения, которые они принимают.И не путайте Мышление с интеллектом.

Каждый использует Мышление для одних решений и Чувство для других.
Фактически, человек может принять решение, исходя из своих предпочтений,
затем проверьте решение, используя другое предпочтение, чтобы увидеть, что
не могли быть приняты во внимание.

Найдите минутку, чтобы спросить себя, какое из следующих описаний
кажется вам более естественным, легким и удобным?

Мышление (T)

Когда я принимаю решение, мне нравится находить основную истину или принцип
должны применяться независимо от конкретной ситуации.Я люблю анализировать плюсы и минусы, а затем быть последовательным и логичным
в принятии решения. Я стараюсь быть безличным, поэтому не позволю своему личному
желания — или желания других людей — влияют на меня.

Ко мне обычно относятся следующие утверждения:

  • Мне нравятся технические и научные области, где важна логика.
  • Я замечаю несоответствия.
  • Почти всему я ищу логические объяснения или решения.
  • Я принимаю решения головой и хочу быть справедливым.
  • Я считаю, что говорить правду важнее, чем быть тактичным.
  • Иногда я скучаю или не ценю «людей» в ситуации.
  • Меня могут считать слишком целеустремленным, безразличным или равнодушным.

Чувство (Ж)

Я считаю, что могу принимать наилучшие решения, взвешивая то, что люди
забота о лицах, вовлеченных в ситуацию, и их точки зрения.Меня волнуют ценности и то, что лучше для людей
участвует. Мне нравится делать то, что способствует установлению или поддержанию гармонии.
В отношениях я выгляжу заботливым, теплым и тактичным.

Ко мне обычно относятся следующие утверждения:

  • У меня ориентация на людей или коммуникацию.
  • Меня беспокоит гармония, и я нервничаю, когда ее не хватает.
  • Я ищу то, что важно для других, и выражаю озабоченность
    для других.
  • Я принимаю решения сердцем и хочу быть сострадательным.
  • Я считаю, что быть тактичным важнее, чем говорить
    «холодная» правда.
  • Иногда я скучаю по «твердой правде»
    ситуаций.
  • Меня иногда воспринимают как слишком идеалистичного, мягкого,
    или косвенно.

Адаптировано из Тип: Основы
Чарльз Р.Мартин (CAPT 1997)

.

4 Обучение и изучение пространственного мышления | Учимся мыслить пространственно

4,3 ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Научные явления, которые имеют физическое представление в космосе, такие как репликация ДНК, погодные условия, распространение океанического дна и траектории самолетов, немедленно поддаются пространственному мышлению. Однако физическое проявление объяснительных научных понятий, таких как энтропия, тепловой поток и синтез, часто скрыто от прямого исследования.Соответствующие явления могут быть микроскопическими или могут быть скрыты другой информацией, как в случае молекул, складок Земли, движения плит и химических реакций.

Для развития научных знаний требуются время и практика. Задача преподавателей состоит в том, чтобы предоставить учебное время, надлежащим образом разработанные материалы и занятия (особенно представления), а также благоприятную среду, которая позволит учащимся приобретать знания по конкретным школьным предметам и в то же время развивать навыки пространственного мышления.Следовательно, чтобы узнать о сложных системах в науке, студентам необходимы три вещи: (1) знание широкого круга научных концепций, (2) навыки создания и интерпретации пространственных представлений информации и (3) возможности практиковать навыки пространственного мышления. в сложных, но хорошо поддерживаемых проектах.

Концепции и представления имеют смысл для экспертов, потому что у них было множество возможностей использовать их в течение длительного времени. Чтобы эти концепции и представления стали полезными для студентов, требуется много времени на обучение.Однако, учитывая нехватку такого времени, студенты часто оказываются постоянными новичками, всегда сталкиваясь с новым набором тем и новым набором представлений, которые они должны объединить и использовать при решении другого набора сложных вопросов.

4.3.1 Развитие экспертных знаний посредством приобретения знаний

В главе 3 представлены примеры специалистов в области наук о Земле, географии и астрономии, использующих пространственное мышление в процессе научных открытий и объяснений.Для достижения понимания эксперты связывают различные источники данных, используют свои знания о таких процессах, как вулканизм или эволюция, и включают свое понимание таких принципов, как тепловое равновесие или биоразнообразие. Успешные исследователи реорганизуют, комбинируют, расставляют приоритеты, сравнивают, ставят под сомнение и обсуждают свои идеи в течение длительных периодов времени. Эксперты развивают профессиональные навыки в своих областях с годами и часто находят методы, которые они используют для оценки сложных отображений данных, трудными для объяснения и, следовательно, для обучения других.Квалифицированные программисты, например, могут проверить программу из 300 строк и быстро выявить ошибки, тогда как новички могут смотреть на те же 300 строк практически вечно, не обнаруживая проблемы (Soloway and Spohrer, 1989).

Эксперты специализируются на отдельных аспектах своей области. Им нужно время и опыт не только для понимания представлений, используемых в новых аспектах области, но и для изучения принципов и идей, специфичных для предметной области, для интерпретации и критики этой информации. Эксперты переформулируют представление сложной информации, такой как движения пластин или конфигурации кристаллов, и участвуют в дисциплинарных спорах о подходящих способах сокращения данных до форматов, которые максимально открыты для проверки (см.работают над геномом человека, молекулярными путями и материалами для электронного микроскопа). Ежегодно журнал Science отмечает исследователей, создающих визуализации, которые приветствуются их коллегами (Bradford et al., 2003). Однако для тех, кто не входит в конкретную научную область, эти представления могут сбивать с толку и сбивать с толку. Некоторые изображения, такие как модели землетрясений, наложенные на очертания континентов, передают информацию, которую было бы трудно передать словами, в то время как другие, такие как методы представления структуры кристаллов, могут сбить с толку даже экспертов (глава 3). как неспециалистов.Даже гениальные представления, такие как современные алгебраические системы, иногда мешали, а также ускоряли научное открытие (например, diSessa, 2000).

.

Какие виды чтения на английском?

Развитие навыков чтения играет большую роль в изучении английского языка. Задания по проверке сформированности этого навыка включены в различные экзамены, разработанные для получения сертификата о знании английского языка.

Чаще всего на таких экзаменах проверяется понимание основного содержания прочитанного, извлечение необходимой информации из текста и полное понимание прочитанного.

Поэтому данная статья будет полезна тем, кто изучает и совершенствует английский в свое удовольствие, и тем, кто готовится к экзаменам.

Режимы чтения

Существуют разные режимы чтения, каждый из которых имеет свои особенности. Это сканирование, беглый взгляд, интенсивное и интенсивное чтение. Также режимы чтения классифицируются по степени вовлеченности — активные и пассивные.

Сканирование

Данный режим чтения направлен только на поиск необходимой информации в тексте. Это не означает полного погружения в текст и глубокого осмысления фактов, анализа грамматических конструкций.Часто в этом режиме текст просматривается на предмет наличия незнакомых слов, чтобы после их перевода было легче прочитать текст полностью. Этот вид чтения еще называют «диагональным чтением».

Скимминг

Этот режим чтения используется для того, чтобы узнать и понять, полезна ли эта информация для вас (вы просматриваете книгу в магазине или журнал на полке перед покупкой). В этом случае текст также просматривается быстро, но не так внимательно, как в предыдущем случае.Цель состоит не в поиске конкретных фактов, а в оценке текста на предмет сложности, интереса и общей сюжетной линии.

Расширенное чтение

Цель данного вида чтения — знакомство с новой информацией. В этом режиме люди читают художественную или научную литературу, не отвлекаясь на новые, незнакомые слова, если их значение можно приблизительно понять из контекста.

Этот вид чтения предполагает усвоение общего образа и получение новой, незнакомой информации.Необходимо будет сформировать и высказать свое мнение о прочитанном или ответить на вопросы.

Интенсивное чтение

Обычно этот тип чтения используется при изучении английского языка для интенсивного анализа предлагаемого короткого обучающего текста. При этом типе чтения интенсивно изучаются грамматические конструкции, незнакомые слова и фразы.

Почему вы должны уделять время каждому из упомянутых выше режимов чтения?

Потому что каждый из них обеспечивает разное участие в тексте, разные способы восприятия и разное время, которое вы проводите, размышляя о прочитанном.Однако все они способствуют лучшему пониманию письменной речи.

Кроме того, овладев всеми видами чтения, вы расширяете свой словарный запас, лучше изучаете грамматические конструкции и практикуете правописание с помощью визуального запоминания.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *