Какое полушарие отвечает за левую руку: Правая и левая рука. Правое и левое полушарие

Содержание

Правая и левая рука. Правое и левое полушарие

5.00 avg. rating (93% score) — 1 vote

Дорогие читатели! Предлагаю вам любопытную и очень полезную статью Михаила Федотова о том, как влияет на развитие мышения, на развитие способностей тот факт, какая рука у нас ведущая.

 

Правая и левая рука. Правое и левое полушарие

Альберт Эйнштейн, римский император Гай Юлий Цезарь, Микеланджело и Леонардо да Винчи, Чарли Чаплин, Лев Толстой, Пабло Пикассо, моя любимая актриса Мэрилин Монро – все они были левшами.

Кто же они, эти гениальные левши? Есть теория, что каждый левша – только один из родившихся близнецов и разделение произошло ещё на клеточном уровне! Не зря в парах родившихся близнецов один из них всегда правша, а второй – левша.

Я должен признаться, что страшно завидую левшам. Они запоминающиеся, они талантливые  и всегда непредсказуемые! И я был счастлив, когда узнал, что «левшество» и «правшество» могут быть абсолютными, но могут быть и частичными, а иногда и скрытыми, не выявляемыми в быту. Это значит, что каждый из нас может быть «немножечко» левшой, остаётся выяснить степень нашей левизны. Для этого придётся провести внутрисемейное исследование. Известно, что если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребёнка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, вероятность того, что и ребёнок родится левшой, достигает 46%.

НУ И ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ С ТЕМ ФАКТОМ, ЧТО МОЙ РЕБЁНОК ПРАВША ИЛИ ЛЕВША?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним об особенностях головного мозга. В норме у человека существует функциональная асимметрия мозга. Что это значит? Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Они отличаются и по функциям, и даже по своему строению. Правое полушарие командует левой половиной тела и оперирует образами, заведует ориентацией в пространстве, различает музыкальные тона и мелодии, продуцирует сновидения. Левое полушарие командует правой половиной и оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов. Можно сказать, что правое полушарие образное, чувственное, более того, «художественное», а левое – логическое, аналитическое.

Не секрет, что современный мир ориентирован на правшей, и часть левшей насильно переучена (это отдельная проблема). Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, – примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом полушарии. Правое же полушарие выполняет более глобальные функции: в его ведении зрительное восприятие (узнавание) лиц, формы, цвета, слуховое восприятие музыки, интонаций, тембра голоса, пения птиц, криков животных, плеска воды, оно же ответственно и за навыки ходьбы, одевания, ощущения тела в пространстве. У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) – всё наоборот.

У большинства людей в результате определённой системы учёбы, тренировки, образа жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Потому что мы развиваем только сильное полушарие! Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности, не полностью выполняет свои функции, потому что оно ЗАБИТО более сильным.

Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля. ПАРАДОКС: от распространённого сегодня традиционного подхода страдает не только небольшое количество переученных левшей, но и основная масса населения — страдают и правши. У них мало используется ПРАВАЯ половина мозга.

Попробуйте ударить мяч левой рукой, напишите что-нибудь или нарисуйте человечка. Получается? Не очень ловко, но получается. Но ведь левую руку никто не учил всем этим непростым движениям, значит, она незаметно выучилась сама, пока мы обучали правую. Но можно учить и «наоборот»: если всем навыкам мы начнем учить и левую руку, это создаст существенные резервы для ещё более совершенной работы правой руки.

Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на «двурукость».

ОПРЕДЕЛЯЕМСЯ

Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам.

Скрестите руки на груди в «позе Наполеона». Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то испытаете неудобство, так как вы либо левша, либо правша.

Переплетите несколько раз подряд пальцы рук. Большой палец какой руки окажется сверху, та и является ведущей при выполнении мелких движений.

Посмотрите, какая рука сверху, когда вы аплодируете.

Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу. Заметьте: пальцы ведущей руки обычно на 1-2 мм длиннее пальцев на другой руке.

Возьмите карандаш. «Прицельтесь», выбрав мишень и глядя на неё обоими глазами через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень сильно смещается при зажмуренном левом глазе, то левый глаз – ведущий, и наоборот.

Ведущей ногой является та, которой вы отталкиваетесь при прыжке.

Весьма часто у многих людей эти тесты не совпадают. Это говорит о том, что у них оба полушария речевые и что они парциальные (частичные) левши.

Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком. Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, на обеих стенах которого висят зеркала. При активности обоих полушарий происходит многократное отражение и усиление их деятельности, как зеркала в коридоре много раз повторно отражают объект и его отражения друг в друге.

Нужно учить обе руки, обе ноги, оба глаза, обе стороны тела.

 

ДЛЯ ВНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕРИ

В возрасте до трёх лет не стоит слишком доискиваться, правшой или левшой является ребёнок. В это время подобное выяснение является нагрузкой для детей и само исследование малонадежно.

И есть еще одно «но» (окончательно всё запутывающее). Большинство авторов всё-таки считают, что в шесть с половиной—семь лет обычный ребёнок делает выбор руки. Такой выбор обязателен, и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (обычно около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Но вот когда выбор будет совершён, мы советуем снова усиленно заниматься симметричностью движений.

А к чему нам нужно стремиться? Встречаются люди, у которых абсолютно одинаковые тесты для обеих рук, плюс оба глаза ведущие, целевые, и их поля зрения одинаковые. Это довольно редкое явление. Таких людей называют амбидекстрами. Они мастера на все руки. Амбидекстром был Леонардо да Винчи. Его пример подтверждает гипотезу: умение владеть левой рукой точно так же, как правой, способствует гармоничному развитию обоих полушарий мозга. Для этого нужно много заниматься теми видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, брахиацией (замечательно, если у ребёнка есть возможность много бегать и плавать). Мы твёрдо уверены: учить на две руки — значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений.  Для спортсменов это особенно важно! Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста — создавать резерв, который есть у спортсмена любого возраста (и в мире существуют спортсмены, которые этим успешно пользуются). Кстати, на Западе принято обучать детей письму как правой, так и левой рукой.

 

ЧЕМ ВРЕДНА ПЕРЕУЧЕННОСТЬ?

Обычно мы имеем переученного левшу. Переучивание правшей в левшу производилось в виде эксперимента при помощи магнитного поля в университете в Калифорнии, но это удалось всего на один час. А левшей переучивали в приказном порядке и в детских садах, и в младших классах школ. И вот результат: движения человека начинают контролироваться более слабым полушарием мозга, поскольку так этого человека переучили. Максимально реализоваться (я сравниваю каждого только с его собственным потенциалом) такой человек не сможет! Более того, в моменты наивысшего напряжения — например,  на соревнованиях — доминантное полушарие (не наученное) берёт на себя ответственность за движения, и спортсмен делает невероятные промахи, которые просто непредставимы на тренировках. Вспомните футболистов, которые в последний момент вдруг совершают такой удар выше ворот, что только диву даёшься.

К счастью, это «переучивание» касается только самых явно выраженных левшей. Но есть ещё 48-50% людей, которые являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества, причём более чем у половины из них преобладает левшество над правшеством. Таких людей называют парциальными, или мозаичными (частичными), левшами. Мозаичными в том смысле, что у них доминантными (преобладающими) в реализации речевой деятельности являются не все четыре доли (затылочная, височная, теменная и лобная) правого полушария у левши и левого полушария у правши, а как бы вперемежку. По ведущему глазу человек может быть левшой, а по ведущей руке – правшой, и наоборот. У парциального левши при тестировании на признаки «рукости» могут не совпадать тесты на «пальцы рук в замке» и «позу Наполеона».

Есть ещё много других смешанных типов доминантности полушарий мозга. И каждый из них имеет свои особенности поведения, особенности мышления, и их нужно учитывать родителям и тренерам, чтобы не ломать ребёнка неоправданными требованиями.

Например, даже взрослый, если переложить ему телефонную трубку от правого к левому уху, может перестать понимать, что ему говорят, потому что он начинает воспринимать информацию другой половиной мозга. И в такой ситуации и от ребёнка, и от взрослого бессмысленно что-то требовать. Он не «не хочет», он не может. Вот такие ситуации нужно учитывать в смешанных типах «правшей-левшей».

Если ребёнок берёт ракетку в правую руку, это ещё не значит, что его можно воспитывать как правшу. Он может быть правшой только на руку, а по типу функционирования мозга являться типичным левшой. И если у таких детей можно ненавязчиво развивать левую руку, то это достаточно выигрышное и благодарное занятие. И наоборот, если насильно развивать у ярко выраженного правши левую руку, то это будет такой же стресс, как у левшей, когда их переучивают на правую руку. А если не насильно? Очень интересно, что проведено много исследований на правшах, которые ломали ведущую руку. При этом не только слабая левая рука быстро начинала учиться и выполнять сложные функции, но и в «командном пункте», в правом полушарии, менялось количество серого и белого вещества.

Учите ребёнка на две руки!

Не забудьте подписаться на обновления блога:

Подобные записи

5.00 avg. rating (93% score) — 1 vote

День левши. Чем они отличаются от правшей и почему левшей нельзя переучивать | Здоровая жизнь | Здоровье

                                                               



Справка:
Левое полушарие мозга отвечает за:

— конкретное мышление

— математические вычисления

— правую руку и правую ногу

— речь

— правый глаз и правое ухо

— чтение и письмо

— двигательную сферу Правое полушарие мозга отвечает за:

— абстрактное мышление

— образную память

— левую руку и левую ногу

— ритм и восприятие музыки

— интонации

— левый глаз и левое ухо

— ориентировку в пространстве

— чувственную сферу

Левша использует левую руку намного чаще, чем правую, то есть пользуется ею, когда ест и готовит пищу, пишет и делает другие повседневные дела. Вопреки всеобщему мнению, различия между правшами и левшами не ограничиваются только тем, какой рукой человек пишет.

У левшей иначе работает мозг, потому что сильнее развито правое полушарие, которое отвечает за творчество. То есть у правши доминирует левое полушарие, которое отвечает за правую часть тела, а если доминирует правая часть мозга, отвечающая за левую сторону тела, человек становится левшой.

Степень доминирования одного из полушарий может быть сильно выраженной, то есть человек может быть «стопроцентным» правшой или левшой, и слабо выраженной, то есть может быть 1–2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, например, но ведущая рука – правая.

Причины леворукости

Наука выделяет четыре основные причины леворукости:

Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам. Вероятность появления ребенка-левши, если оба родителя пользуются левой рукой, достигает 46%. Установлено, что гораздо больше шансов родить левшу у возрастных матерей. Также есть теория, согласно которой, подвергание плода высоким дозам тестостерона до рождения может привести к рождению ребёнка-левши.

Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках могут повлиять на развитие мозга ребенка, в результате чего он может стать левшой. Иногда таким детям очень сложно владеть и правой, и левой рукой. Также могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики.

«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.

Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает одному из родителей-левшей, и как следствие – леворукость входит в привычку.

Нажмите для увеличения

Тест на леворукость

Обычно тест на леворукость проводят в пять лет, так как до этого времени дети могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Только по тому, что ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой, считать его левшой не совсем правильно, так как настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, и левое ухо – «ведущие».

Чтобы понять, какое ухо является «ведущим», ребенка обычно просят взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Ухо, к которому ребенок приложит будильник, и будет «главным».

Чтобы определить «ведущий» глаз, нужно свернуть лист бумаги в трубочку, дать его ребенку в обе руки и попросить через эту «подзорную трубу» посмотреть на различные предметы. Лист будет поднесен именно к «ведущему» глазу.

Не переучивать!

                                                               



Интересные факты:
— В 2008 году британские учёные нашли «ген левшей» — ген LRRTM1, который играет ключевую роль при формировании речи и эмоций.

— Согласно археологическим данным, после первоначально одинакового использования обеих рук произошла асимметрия в сторону использования правой.

— Единой теории, объясняющей причины преобладания праворукости, нет. Французский физиолог Ксавье Биша связывает праворукость с методами ведения боя – так как сердце человека находится в левой части груди, воин старался прикрывать левую (более уязвимую) часть груди щитом, а правой рукой наносить удары.

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей. В частности, дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер. При этом левши более непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда и произрастает склонность к плаксивости, капризы, вспышки ярости и гнева.

Такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины, у многих из них хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Что касается минусов и сложностей, то многие левши начинают говорить позже, чем их сверстники, имеют трудности с произношением некоторых звуков, с письмом, чтением и математикой.

В любом случае, психологи подчеркивают, что леворукость – это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

В СССР считалось, что детей-левшей надо обязательно переучивать, чтобы при письме они использовали только правую руку. Лишь спустя годы стали заметны и были признаны негативные последствия насильственной трансформации, в результате чего в 1986 году на законодательном уровне отменили необходимость переучивания левшей.

Переучивание левши – это безуспешная попытка переделать биологическую природу ребенка. Его можно заставить писать и есть правой рукой, но невозможно изменить ведущее полушарие мозга.

Переучивание приводит к разнообразным неврозам, могут возникнуть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание.

Нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ребенок будет плохо учиться в школе, а позже и в институте.

Как помочь ребенку-левше?

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. При изучении алфавита рекомендуется опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на крендель или очки, а «Х» – это шагающий человечек, «Ч» – перевернутый стул и так далее.

Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. При этом почерк у детей-левшей имеет наклон влево, либо может не иметь его совсем.

Рабочее место левши должно быть организовано особым образом. В школе такой ребёнок должен сидеть слева от соседа, чтобы не сталкиваться при письме локтями, и как можно левее от доски, чтобы ведущие глаз и ухо были направлены к источнику информации. При занятиях, связанных с письмом, свет должен падать справа. Тетрадь же должна лежать с наклоном вправо, а правый нижний угол страницы направлен к середине груди.

«Левые» линейки, ручки и точилки

Для левшей продают специальные письменные принадлежности: точилки с резьбой против часовой стрелки, ножницы, у которых лезвие расположено с другой стороны, ручки с углублениями под пальцы левой руки, позволяющими правильно захватывать инструмент, и даже линейки, цифры на которой нанесены в обратном порядке.

Производители многих товаров стараются ориентироваться не только на правшей, но и на левшей, заметно облегчая им жизнь.

В частности, кухонные ножи европейского стиля являются симметричными. Для левшей есть также специальные штопоры, компьютерные «мышки» и клавиатуры, хирургические принадлежности, спорттовары и даже музыкальные инструменты.

Кто из известных людей был левшой?

Некоторые исследования доказывают, что умственные способности левшей структурированы по-другому, они имеют расширенный диапазон способностей, более склонны к творчеству.

Среди левшей много выдающихся ученых, поэтов и композиторов, политических деятелей: Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин и Бенджамин Франклин, Принц Чарльз и Принц Уильям, Билл Гейтс, Генри Форд, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Льюис Кэрролл, Юлий Цезарь, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Фридрих Ницше, Сергей Прокофьев, Иоганн Вольфганг фон Гете, Франц Кафка, Мирей Матье, Джими Хендрикс, Пол Маккартни, Николо Паганини, Диего Марадона, Пеле, Рафаэль Надаль и Майкл Джексон.

Лев Толстой, Александр Пушкин, Марк Твен писали именно левой рукой. Писатель Николай Лесков, прославивший умельца Левшу, который ноги блохе подковывал, сам тоже был левшой.

Много левшей и среди политиков: Александр Македонский, Махатма Ганди, Бонапарт Наполеон, Уинстон Черчилль, Фидель Кастро, королева Британской Империи Виктория.

Многие законодательные акты США подписаны левой рукой президентов, среди которых Авраам Линкольн, Джордж Буш старший, Рональд Рейган, Билл Клинтон, Барак Обама.

Такие актеры, как Чарли Чаплин и Мерлин Монро, Брюс Уиллис, Анджелина Джоли, Деми Мур, Джулия Робертс, Киану Ривз, Вупи Голдберг, Николь Кидман, Билл Мюррей и Том Круз также левши.

Читайте в соцсетях!

 

Какая рука отвечает за какое полушарие мозга. За что отвечают левое и правое полушарие мозга и как их развить

Полушария головного мозга


Головной мозг управляет всей деятельностью центральной нервной системы. До сих он слабо изучен и таит в себе множество загадок для ученых. Многие из нас еще со школьного курса биологии знают, что наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции. Далее мы рассмотрим, за что именно они отвечают, и более подробно остановимся на правом полушарии мозга.

Начнем с рассмотрения того, за что отвечает левое полушарие. Левое полушарие мозга отвечает за то, что связано с логикой. Его деятельность связана с вербальной коммуникацией, с памятью, с оперированием числами, фактами, с абстрактным мышлением. При обработке опыта оно проводит анализ, классификацию, систематизацию происшедшего и на основе этого делает общий вывод. Левая часть мозга хороший помощник там, где требуется аналитическое мышление, нужно установить причину события и его следствие. Она позволяет заниматься деятельностью по этапам, постепенно переходя от одного пункта плана к другому. За счет нее мы воспринимаем смысл сказанного буквально. Люди с развитым левым полушарием имеют хорошие способности к языкам и обычно знают несколько иностранных языков. Левому полушарию подчиняется правая половина тела.

Функции правого полушария

Ниже мы рассмотрим, за что отвечает правое полушарие нашего мозга.

  1. обработка невербальной информации.
    Правое полушарие мозга обрабатывает сигналы, которые поступают к нам в виде символов, образов, жестов, знаков, звуков, цветов и другими способами. Определения предметов в этом случае слиты с их сущностью, а не просто обозначают их;
  2. способности к искусству.
    Музыкальные, художественные способности также связаны с работой правой половины. Сюда же относятся и способности в других сферах творческой деятельности (танцы, лепка и др.). Благодаря правому полушарию мы можем воспринимать музыкальные произведения, картины, танцевальные номера и другие произведения искусства, наслаждаться ими. При этом те люди, у которых оно развито хорошо, могут не только эмоционально реаги

Левша-человек загадка, у ребёнка работет левое полушарие

Левша – человек-загадка?

Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой – правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” – ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).
А люди, так казываемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведу тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

  • Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой
  • Трубку телефона прикладывает к правому уху
  • Ведущие глаз, ухо – правые
  • Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)

Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют “скрытыми левшами”.

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они полностью не доказаны и спорны):

  • Родовой стресс (наличие не менее 2х неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.)
  • Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в “правильную” руку, наказывают за проявления леворукости)
  • Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.

Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос “Откуда берутся левши?” нет точного ответа.

За что “отвечают” полушария?

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не переучивайте ребенка- левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

  • Нарушения сна
  • Нарушения аппетита
  • Головные боли
  • Боли в животе
  • Страхи
  • Дневной и ночной энурез
  • Заикание
  • Тики, навязчивые движения
  • Повышенная возбудимость, раздражительность
  • Укачивание в транспорте
  • Повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам
  • Длительное беспокойство, неусидчивость
  • Вялость, заторможенность
  • Ухудшение зрения
  • Бронхиальная астма, аллергические реакции

Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком солучае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?
(тесты)

Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

  1. Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.
  2. Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.
  3. Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.
  4. Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
  5. Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.
  6. Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.
  7. Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)
  8. Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.
  9. Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.
  10. Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.

Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д. 

Какое полушарие у вас лучше развито, или зачем правшам учиться писать левой рукой

Вы наверняка слышали о том, что левое полушарие человеческого мозга отвечает за правую часть тела, а левое полушарие управляет правой стороной. Например, левое полушарие получает информацию от увиденного правым глазом, услышанного правым ухом, от правой руки, ноги, а правое полушарие наоборот. Именно физическое развитие одной из сторон части тела развивает противоположную сторону полушария, которое за нее отвечает. У левши больше развита правая сторона мозга, у правши – левая.
Левое полушарие мозга человека отвечает за аналитическое и логическое мышление, математические и языковые способности. Оно с легкостью запоминает математические символы, числа, даты, имена, факты, воспринимает информацию буквально и в дальнейшем ее поэтапно обрабатывает, раскладывая все «по полочкам».

левое и правое полушарие

Правое полушарие специализируется на интуиции. В отличие от левого полушария в правом идет обработка невербальной информации взятой не из слов, а из образов и символов. Правое полушарие отлично понимает метафоры, переносимый смысл слов. Чем больше оно развито у человека, тем больше он мечтает и фантазирует. Оно отвечает за религиозность и мистику, за способность к творчеству (музыке, изобразительному искусству и т.п.). Благодаря правому полушарию у человека возникают эмоции и способности ориентирования на местности. Обрабатывает множество параллельной информации в целом, не разбивая ее на части.
Если вы хотите проверить, какое из полушарий у вас больше развито посмотрите на картинку:

Именно первое ощущение покажет, какое из полушарий у вас в большей степени работает в данный момент. Если девушка вращается по часовой стрелке, значит, у вас на данный момент больше работает левое полушарие. Если для вас она вращается против часовой стрелки – значит активно правое полушарие. Если задаться целью, и, например, по-другому взглянуть на девушку, расфокусировав взгляд, то можно заставить ее вращаться в другую сторону.
Правшам рекомендуют учиться писать левой рукой. Потому что синхронное развитие обоих полушарий открывает для человека новые способности.

Левша – человек-загадка?

Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.

 

Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

 

Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой – правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная (“стопроцентный” правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака “левшества” – ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая).

А люди, так называемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведем тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – “стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:

Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой

Трубку телефона прикладывает к правому уху

Ведущие глаз, ухо – правые

Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти)

Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют “скрытыми левшами”.

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! Т.е. больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются “частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый).

У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

 

За что “отвечают” полушария?

 

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, “помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.

Любая деятельность “делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей–левшей и амбидекстров (оба полушария работают одинаково).

Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям неправшам полноценно развиваться, нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.

Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально (“Е” и “З”, “6” и “9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за “правильность” не стоит.

Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9и (у каждого индивидуально) возникают проблемы.

Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.

Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.

У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика “хромает”.

Не переучивайте ребенка – левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

Нарушения сна, нарушения аппетита, головные боли, страхи, дневной и ночной энурез, вялость, заторможенность, ухудшение зрения.

Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.

 

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

 

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

 

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой, несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

 

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

 

 

 

 

 

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?

 

Тесты

 

Тестируется один ребенок, чтобы исключить “обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

Переплетите пальцы рук в “замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.

 

Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.

 

Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.

 

Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.

 

Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки м.б. медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.

 

Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.

 

Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: “найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)

 

Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.

 

Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.

 

Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.

Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.

За что «отвечают» левое и правое полушарие нашего мозга

Мозг — сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально
важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую
от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление
движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая
функция, выполняемая мозгом — мышление.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный
момент. Посмотрите на эту картинку.Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у
вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она
поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие
(эмоции и интуиция).
В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием
мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала,
попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.
Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом,
подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как
девушка вращается в две противоположные стороны – один видит вращение по
часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас
активны разные полушария мозга.Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое
полушарие
Правое
полушарие
Основной сферой специализации левого полушария
является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это
полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при
выполнении следующих функций.
Левое полушарие мозга отвечает за языковые
способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает
факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все
факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:

Левши думают быстрее, чем правши?

Все те родители в 70-х и 80-х, которые заставляли своих детей-левшей изо всех сил использовать правую руку, возможно, прямо сейчас пинают себя. Оказывается, левши могут иметь преимущество в определенных областях, таких как, скажем, пилотирование реактивного истребителя или одновременное общение и вождение. Исследование, опубликованное в журнале Neuropsychology в конце 2006 года, предполагает, что левши быстрее обрабатывают множественные стимулы, чем правши.

Объявление

Исследование, проведенное в Австралийском национальном университете (ANU), похоже, подтверждает более ранние исследования, показывающие, что леворукость или праворукость определяется еще в утробе матери и что многие левши обрабатывают речь, используя оба полушария мозга, в отличие от правшей, которые похоже, в первую очередь используют для этой цели левое полушарие.

Два полушария или половины мозга в значительной степени идентичны, и по большей части они обрабатывают одну и ту же информацию, при этом данные передаются между ними в основном через один большой нейронный путь.Однако определенные задачи, такие как упомянутая выше языковая обработка, как правило, выполняются в том или ином полушарии. У большинства людей обработка речи происходит в левом полушарии. У левшей это может происходить в обоих полушариях. Другой областью специализации является обработка сенсорных данных: как правило, данные, собранные с правой стороны тела (правый глаз, правое ухо и т. Д.), Поступают в левое полушарие для обработки, а данные, получаемые с помощью левая сторона переходит в правое полушарие.В конце концов, мозг объединяет результаты обработки обоих полушарий, чтобы получить то, что мы сознательно видим и слышим.

Исследование дополняет медленно растущий объем работ, подтверждающих гипотезу о том, что люди, предпочитающие писать левой рукой, вероятно, обладают мозгом, который в большей степени способствует одновременной двухполушарной обработке информации. Исследователи ANU создали тесты, специально предназначенные для проверки скорости информационного потока между двумя сторонами мозга.В исследовании приняли участие 80 правшей и 20 левшей. В одном тесте компьютер показывал единственную точку слева или справа от разделительной линии, и испытуемым приходилось нажимать кнопку, чтобы указать, на какой стороне эта точка появлялась. Испытуемые-левши в целом справились с этой задачей быстрее. В другом тесте испытуемые должны были сопоставить несколько букв, которые появлялись в некоторых случаях по обе стороны от линии, а в других случаях только с одной стороны линии. В этом тесте испытуемые-левши быстрее сопоставляли буквы, которые появлялись по обе стороны линии, в то время как испытуемые-правши быстрее сопоставляли буквы, которые появлялись только на одной стороне линии.Последнее наблюдение может указывать на то, что правши быстрее, чем левши, обрабатывают стимулы, воздействующие только на одно полушарие мозга.

По словам ведущего исследователя доктора Ника Чербуина в интервью AM ABC, результаты подтверждают анатомическое наблюдение о том, что основная «связь между левым и правым полушариями» «несколько больше и лучше связана у левшей».

Так что это значит? Это может означать, что левши имеют небольшое преимущество в спорте, играх и других видах деятельности, в которых игроки сталкиваются с большими объемами стимулов, которые им бросают одновременно или в быстрой последовательности.Теоретически им было бы легче использовать оба полушария мозга для управления этими стимулами, что привело бы к более быстрой общей обработке и времени отклика. Это также может означать, что когда одно полушарие мозга перегружается и начинает замедляться, другое полушарие может легче восполнить слабину, не пропуская ни секунды. Эксперты также предполагают, что левши могут чувствовать себя лучше умственно по мере того, как они вступают в старость, и общая обработка мозга начинает замедляться: с большей способностью одного полушария мозга быстро выполнять задачи другого, пожилые левши могут сохраняют умственную быстроту дольше, чем их правши.

Для получения дополнительной информации о ручке, специализации мозга и связанных темах ознакомьтесь с соответствующими ссылками на следующей странице.

.

Ваш левый мозг · Frontiers for Young Minds

Аннотация

В то время как большинство людей предпочитают чистить зубы правой рукой, бросать мяч или держать теннисную ракетку, левши предпочитают использовать левую руку. Это касается примерно 10% всех людей. Было время (не так давно), когда левши подвергались стигматизации (см. Глоссарий) в западных (и других) сообществах: это считалось плохим признаком, если вы были левшами, а дети-левши часто вынуждены писать правой рукой.Это бессмысленно: нет ничего плохого в том, чтобы быть левшой, и попытки писать не любимой рукой разочаровывают почти всех. На самом деле наука может учиться у левшей, и в этой статье мы обсуждаем, как это может быть. Мы рассмотрим, почему одни люди левши, а другие нет, чем мозг левшей отличается от мозга правшей и почему ученые в первую очередь изучают левшу.

Почему ты левша?

Несмотря на многолетние исследования, причина, по которой один человек оказывается левшой, а другой не остается загадкой. частично наследуется (см. Глоссарий): родители-левши, как правило, имеют больше детей-левшей, чем родители-правши. Исследования, сравнивавшие однояйцевых близнецов с разнояйцевыми близнецами (см. Глоссарий), показывают, что наследственность составляет около 25% [1], что предполагает генетический вклад в предпочтение рук. Обратите внимание, однако, что если наследственность наследуется только на 25%, то большинство факторов, способствующих леворукости, не являются напрямую генетическими. Очень обсуждаемое влияние оказывает уровень гормона тестостерона в утробе матери (в утробе матери), когда еще не родившийся ребенок ( плод ) развивается.Другая возможность заключается в том, что на ручность влияют случайные («случайные») процессы, которые происходят на раннем этапе развития будущего ребенка, когда он еще очень маленький. Что касается наследственных факторов, исследователи обнаружили несколько генов, которые могут быть вовлечены в ручность. Интересно, что, похоже, не существует одного гена, который определяет, левши люди или нет. Скорее всего, это разные генетические влияния.

Конечно, дети учатся у своих опекунов, поэтому можно ожидать, что если один из родителей левша, ребенок может стать левшой просто в результате подражания.Одна из причин, по которой это не может быть полной историей, заключается в том, что предпочтение рук можно наблюдать еще до рождения. Плоды любят двигаться, и можно достаточно хорошо предсказать предпочтения рук ребенка, посмотрев, какой рукой он предпочитает двигать до рождения, как это видно с помощью ультразвукового сканирования [2]. Это наблюдение ручности плода противоречит выводам о том, что некоторые дети меняют свои предпочтения рук, по крайней мере, до 2 лет [3, 4]. Возможно, некоторые люди являются левшами или правшами при рождении, тогда как у других предпочтение отдается позже, в первые годы жизни.

Вы не понимаете, что делает человека левшой или нет? И мы тоже! Какими бы ни были точные причины, это не простая история, а очень сложное взаимодействие генов, окружающей среды и случайности. Оставим пока эту тему и посмотрим на левшу.

Чем отличается левша?

Иногда люди удивляются, узнав, что мозг левшей отличается от мозга правшей. Но очевидно, что они должны отличаться в некоторых отношениях: левши используют руки (и ноги) иначе, чем правши, и они делают это часто на протяжении всей жизни.Вполне естественно, что части мозга, контролирующие движения, у левшей и правшей должны быть разными (рис. 1). Сравните это с опытными музыкантами: они много тренируются в тонких движениях, и это влияет на их мозг 1 . Чтобы точно изучить, чем мозг левши и правши различаются, нам нужно взглянуть на латерализацию мозга .

Figure 1 - Brain activation when participants imagined performing common hand actions.

  • Рис. 1. Активация мозга, когда участники представляли, как выполняют обычные действия руками.
  • Участники-левши и правши представили себе выполнение таких действий, как бросание или письмо.Поразительно, что у левшей (желтый) были активированы только области правого полушария мозга, тогда как у правшей (синий) все было наоборот. Таким образом, левши воображают, что пишут левой рукой, которой в основном управляет правое полушарие, и наоборот для правшей. Фотография Виллемса и др. [8].

Латерализация мозга связана с тем, что левое и правое полушарие мозга не одинаковы. Обе стороны различаются по анатомии, а также по тому, что они делают.Между прочим, латерализация наблюдается и в остальной части тела: две руки выглядят немного по-разному и способны выполнять разные действия; сердце смещено к одной стороне полости тела и т. д. Левши отличаются от правшей тем, что у них, как правило, меньше латерализация мозга. Хорошо известным примером этого является язык, который в основном является функцией левого полушария мозга у правшей 2 . Хотя левосторонние языковые области в мозгу по-прежнему важны для левшей, разница между левым и правым полушариями обычно менее заметна.Похожий пример связан с восприятием лица, которое у большинства людей расположено вправо, а это означает, что в основном правые части мозга реагируют на лица. Опять же, левши, как правило, относительно часто используют как левую, так и правую области мозга, когда видят лицо [5].

Думают ли левши иначе?

Означает ли это, что левши думают иначе? Ну да и нет. Было много предположений о повышении креативности левшей, но убедительных доказательств этому очень мало.Повышенные музыкальные способности — еще один часто упоминаемый навык, которым могут обладать левши, но, опять же, очень мало доказательств, подтверждающих это. Многие утверждения о превосходных навыках левшей основаны на списках известных музыкантов, которые распространяются в Интернете. Забавно, но эти списки охватывают несколько десятилетий поп-музыки, и вы обнаружите (если попробуете), что для каждого гитариста-левши в таких списках вы легко можете найти достаточное количество гитаристов-правшей, чтобы соответствовать обычному 9: 1. соотношение правшей и левшей в популяции.Хотя нет убедительных доказательств того, что левши более одарены, чем правши, верно и обратное: нет четких доказательств того, что левши хуже справляются с тестами на познание. Это предлагалось давно (см. Наш комментарий о стигме выше).

Но левши могут думать иначе в другом отношении. Мощная идея состоит в том, что мы понимаем слова действия, такие как «письмо», используя части нашего мозга, которые контролируют наши собственные движения, как если бы мы писали сами, когда видим или слышим слово «письмо».Эту идею иногда называют «воплощенным познанием». Это было протестировано путем изучения активности левой и правой моторной коры (области мозга, участвующей в движении) у левшей и правшей, когда они слушали такие слова, как «письмо» [6]. Левши активировали моторную кору, которая контролирует их левую руку, тогда как правши активировали моторную кору, которая контролирует их правую руку — как если бы они действительно писали, в то время как они только слушали слово.

Кстати, левши и правши различаются по тому, как они оценивают положительные и отрицательные атрибуты вещей в пространстве вокруг них.В одном эксперименте участникам пришлось судить «Фриблз» (бессмысленные цифры; см. Рис. 2) с точки зрения честности и интеллекта. Цифры отображались либо в левой, либо в правой части экрана. Левши оценили цифры, представленные слева, более положительно, а правши оценили цифры, представленные справа, более положительно [7].

Figure 2 - Participants were asked to circle which of two “Fribbles” they thought was most intelligent, happy, etc.

  • Рисунок 2. Участников попросили обвести в кружок, какой из двух «фриков», по их мнению, был самым умным, счастливым и т. Д.
  • Левши оценили Fribbles, представленные в левой части страницы, как более позитивные, а правши — наоборот.Объяснение этого открытия заключалось в том, что левши наиболее свободно действуют левой стороной своего тела, а правши — правой стороной. Из-за этой разницы в беглости положительные и отрицательные установки также отображаются на противоположных сторонах пространства [7, 9].

Кажется, то, как мы делаем что-то руками, влияет на наше мышление, по крайней мере, в некоторой степени.

Почему мы изучаем левшу?

Левша — явление само по себе интригующее.Однако ученые не изучают леворукость только потому, что это забавная тема. Левша может пролить свет на различные вопросы, выходящие за рамки изучения предпочтений рук per se . Вот еще два примера в дополнение к уже описанному нами исследованию:

  • Человеческая уникальность. Другие приматы (например, человекообразные обезьяны) не демонстрируют такой сильной популяционной предвзятости к использованию правой руки, как люди. В ходе эволюции в мозге должны были произойти изменения, в результате которых большинство людей предпочло использовать правую руку, в то же время сохраняя стабильное меньшинство, которое предпочитает делать что-то левой рукой.Почему это было так и в чем могли быть преимущества? Латерализация языка в мозгу (см. Выше) привела к предположению, что древние люди сначала начали общаться руками, а разговорный язык развили только позже.
  • Гены, которые создают лево-правую асимметрию в мозге. Идентификация генов, влияющих на предпочтение рук, может пролить свет на латерализацию мозга и других функций организма. Как это происходит в процессе развития, до сих пор плохо изучено, но это очень важный аспект нашей биологии.

Сводка

Левши составляют значительное меньшинство людей (не менее 10%). Предпочтение рук частично передается по наследству, что указывает на генетический вклад. Тем не менее, соответствующие гены, вероятно, будут взаимодействовать с факторами окружающей среды и случайностями, чтобы определить ручку конкретного человека. Мозг у левшей и правшей несколько различается. У левшей мозг менее латерализован, а это означает, что две половины мозга менее различимы, чем у правшей.Изучение левшей может помочь нам ответить на несколько важных научных вопросов. Все это означает, что у левшей есть много причин чувствовать себя особенными, ведь в конце концов, подавляющее большинство людей не левши. В то же время смелые заявления о творчестве и других способах, которыми левши могут быть одаренными, вероятно, не соответствуют действительности.

Сноски

[1] Кроме того, люди, рожденные с исключительными свойствами частей своего мозга, участвующих в движении и восприятии музыки, могут быть предрасположены к тому, чтобы стать квалифицированными музыкантами.

[2] Это не означает, что правая часть мозга ничего не делает во время понимания речи. Напротив, он тоже активен, но в меньшей степени, чем левая сторона.

Глоссарий

Стигматизация: Не одобрять людей с определенной характеристикой или поведением.

Однояйцевые и разнояйцевые близнецы: Однояйцевые близнецы развиваются в результате одного оплодотворения и, следовательно, имеют практически всю свою ДНК.Они отличаются от разнояйцевых близнецов, которые развиваются в результате разных оплодотворений и связаны только генетически, как и любая другая пара братьев и сестер.

Наследственный: Характеристика, которая может передаваться по наследству, поскольку гены влияют на способ ее развития.


Дополнительная литература

Макманус, И. С. 2002. Правая рука, левая рука. Лондон: Феникс.

Смитс, Р. 2011. Загадка леворукости. Лондон: Reaktion Books.

Виллемс Р.М., Ван дер Хаген, Л., Фишер, С. Э., и Франк, К., 2014. С другой стороны: включение левшей в когнитивную нейробиологию и нейрогенетику. Туземный Rev. Neurosci. doi: 10.1038 / nrn3679 Доступно по адресу: http://pubman.mpdl.mpg.de/pubman/item/escidoc:1922356:4/component/escidoc:1937998/Willems_vdHaegen_fisher_francks_2014.pdf


Благодарности

Мы благодарны Элен Коше и Жаклин Фагар за их полезные предложения по разделу развития.


Список литературы

[1] Медланд, С. Э., Даффи, Д. Л., Райт, М. Дж., Геффен, Г. М., Хэй, Д. А., Леви, Ф. и др. 2009. Генетическое влияние на ручность: данные из 25 732 австралийских и голландских близнецов. Нейропсихология 47: 330–7. DOI: 10.1016 / j.neuropsychologia.2008.09.005

[2] Хеппер, П. Г. 2013. Происхождение латеральности в развитии: гибкость плода. Девиация Psychobiol. 55: 588–95. DOI: 10.1002 / dev.21119

[3] Коше, Х.2012. Развитие предпочтения рук к объектно-направленным действиям и указательным жестам: продольное исследование в возрасте от 15 до 25 месяцев. Девиация Psychobiol. 54: 105–11. DOI: 10.1002 / dev.20576

[4] Фагард Дж. И Локман Дж. Дж. (2005). Влияние ограничений задачи на (би) мануальную стратегию младенцев по захвату и изучению предметов. Младенческое поведение. Девиация 28: 305–15. DOI: 10.1016 / j.infbeh.2005.05.005

[5] Виллемс, Р. М., Пилен, М. В., и Хагоорт, П. (2010). Церебральная латерализация визуальных областей, избирательных по лицу и по телу, зависит от руки. Цереб. Cortex 20: 1719–25. DOI: 10.1093 / cercor / bhp234

[6] Виллемс, Р. М., Хагоорт, П., и Касасанто, Д. 2010. Специфичные для тела представления глаголов действия: нейронные свидетельства от правшей и левшей. Psychol. Sci. 21: 67–74. DOI: 10.1177 / 0956797609354072

[7] Касасанто, Д. 2009. Воплощение абстрактных понятий: хорошее и плохое для правшей и левшей.J. Exp. Psychol. Gen.138: 351–67. DOI: 10.1037 / a0015854

[8] Виллемс Р. М., Тони И., Хагоорт П. и Касасанто Д. 2009. Моторные образы движений рук, специфичные для тела: нейронные свидетельства от правшей и левшей. Фронт. Hum. Neurosci. 3:39. DOI: 10.3389 / нейро.09.039.2009

[9] Блэкман, К. 2009. Левша или Правый? Новое понимание того, как мы думаем. Стэнфордский отчет. Доступно по адресу: http://news.stanford.edu/news/2009/august3/lefty-decision-study-080509.html

.

ответов для левши в мире правшей

Левша в мире правшей

Мир создан для правшей. Почему десятая часть населения предпочитает левых?

A Вероятность того, что у двух правшей будет ребенок-левша, составляет всего около 9,5 процента. Вероятность возрастает до 19,5%, если один из родителей левша, и до 26%, если оба родителя левши.Однако предпочтение могло быть также вызвано подражанием младенцем своим родителям. Чтобы проверить генетическое влияние, начиная с 1970-х годов британский биолог Мариан Аннет из Университета Лестера выдвинула гипотезу, что ни один ген не определяет ручность. Скорее, во время внутриутробного развития определенный молекулярный фактор помогает укрепить левое полушарие мозга, что увеличивает вероятность доминирования правой руки, потому что левая часть мозга контролирует правую сторону тела, и наоборот.У меньшинства людей, у которых нет этого фактора, ручность возникает совершенно случайно. Однако исследования, проведенные на близнецах, усложняют теорию. В каждой пятой группе однояйцевых близнецов есть один правша и один левша, несмотря на то, что их генетический материал одинаков. Следовательно, гены не несут исключительной ответственности за ручность.

B Генетическую теорию также опровергают результаты Питера Хеппера и его команды из Королевского университета в Белфасте, Ирландия.В 2004 году психологи использовали ультразвук, чтобы показать, что к 15-й неделе беременности у плода уже есть предпочтение относительно того, какой палец сосать. В большинстве случаев предпочтение сохранялось после рождения. Однако в 15 недель мозг еще не контролирует конечности тела. Хеппер предполагает, что зародыши предпочитают ту часть тела, которая развивается быстрее, и что их движения, в свою очередь, влияют на развитие мозга. Неизвестно, является ли это раннее предпочтение временным или сохраняется на протяжении всего развития и младенчества.Генетической предопределенности также противоречит широко распространенное наблюдение, что дети не садятся ни на правую, ни на левую руку, пока им не исполнится два или три года.

C Но даже если эти корреляции верны, они не объясняют, что на самом деле вызывает леворукость. Кроме того, у животных распространена специализация по обе стороны тела. Кошки предпочтут одну лапу другой, когда выуживают игрушки из-под дивана. Лошади чаще топают одним копытом, чем другим.Некоторые крабы двигаются преимущественно левой или правой лапой. С точки зрения эволюции, концентрация силы и ловкости в одной конечности более эффективна, чем необходимость тренировать две, четыре или даже восемь конечностей одинаково. Однако для большинства животных предпочтение той или другой стороны кажется случайным. Подавляющее доминирование правой руки ассоциируется только с людьми. Этот факт привлекает внимание к двум полушариям мозга и, возможно, к языку.

D Интерес к полушариям возник как минимум в 1836 году.В том же году на медицинской конференции французский врач Марк Дакс сообщил о необычной общности своих пациентов. За многие годы работы сельским врачом Дакс встретил более 40 мужчин и женщин, для которых речь была затруднена в результате какого-то повреждения мозга. Уникальным было то, что у каждого человека было повреждено левое полушарие мозга. На конференции Дакс подробно остановился на своей теории, заявив, что каждая половина мозга отвечает за определенные функции и что левое полушарие контролирует речь.Другие эксперты мало интересовались идеями француза. Однако со временем ученые находили все больше и больше свидетельств того, что люди испытывают трудности с речью после травмы левого полушария. У пациентов с поражением правого полушария чаще всего наблюдались нарушения восприятия или концентрации внимания. Основные успехи в понимании асимметрии мозга были достигнуты в 1960-х годах в результате так называемой хирургии расщепления мозга, разработанной для помощи пациентам с эпилепсией. Во время этой операции врачи перерезали мозолистое тело — нервный пучок, соединяющий два полушария.Хирургический разрез также почти полностью остановил нормальную связь между двумя полушариями, что дало исследователям возможность исследовать активность каждой из сторон.

E В 1949 году нейрохирург Юн Вада разработал первый тест, открывший доступ к функциональной организации речи мозга. Введя анестетик в правую или левую сонную артерию, Вада временно парализовал одну сторону здорового мозга, что позволило ему более внимательно изучить возможности другой стороны.Основываясь на этом подходе, Бренда Милнер и покойный Теодор Расмуссен из Монреальского неврологического института опубликовали в 1975 году крупное исследование, которое подтвердило теорию, которую деревенский доктор Дакс сформулировал почти 140 лет назад: у 96 процентов правшей язык обрабатывается. гораздо интенсивнее в левом полушарии. Однако у левшей корреляция не так очевидна. Для двух третей из них левое полушарие по-прежнему является наиболее активным языковым процессором. Но для оставшейся трети либо правая сторона является доминирующей, либо обе стороны работают одинаково, контролируя различные языковые функции.Эта последняя статистика замедлила принятие идеи о том, что преобладание праворукости обусловлено преобладанием левого полушария при обработке речи. Совершенно не ясно, почему языковой контроль каким-то образом увлекал за собой контроль движений тела. Некоторые эксперты считают, что одна из причин, по которой левое полушарие господствует над языком, заключается в том, что органы обработки речи — гортань и язык — расположены на оси симметрии тела. Поскольку эти структуры были сосредоточены в центре, с точки зрения эволюции могло быть неясно, какая часть мозга должна их контролировать, и маловероятно, что совместная работа приведет к плавной двигательной активности.Язык и рука могли развиться преимущественно по самым разным причинам. Например, некоторые исследователи, в том числе психолог-эволюционист Майкл С. Корбаллис из Оклендского университета в Новой Зеландии, считают, что человеческая речь происходит от жестов. Жесты предшествовали словам и помогли появиться языку. Если бы левое полушарие начало доминировать в речи, оно бы также доминировало в жестах, а поскольку левое полушарие мозга контролирует правую сторону тела, правая рука развивалась сильнее.

F Возможно, мы скоро узнаем больше. А пока мы можем наслаждаться тем, что, если вообще есть, привносит различие рук в наши человеческие таланты. Народная мудрость гласит, что люди с правым и левым полушарием лучше всего обладают логическим и аналитическим мышлением. Считается, что левши и правые полушарии обладают более творческими способностями и могут лучше сочетать функциональные особенности, возникающие в обоих полушариях мозга. Тем не менее, некоторые нейробиологи считают такие утверждения чистой спекуляцией. Все меньше ученых готовы утверждать, что леворукость означает больший творческий потенциал.Однако левши преобладают среди художников, композиторов и общепризнанных великих политических мыслителей. Возможно, если эти люди относятся к числу левшей, чьи языковые способности равномерно распределены между полушариями, необходимое интенсивное взаимодействие может привести к необычным умственным способностям.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *