Когнитивная сфера личности: Когнитивная сфера личности — что это такое в психологии?
Когнитивная сфера психической деятельности. Когнитивная сфера личности
Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов — какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.
Когнитивная сфера личности — это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:
- Мнемические процессы: память. В частности — сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
- Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
- Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.
Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.
Память
. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать — определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше». Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):
- Эмоциональная память
— память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти. - Двигательная память
— это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений. - Словесно-логическая память
— память на мысли, которые оформлены при помощи слов. - Образная память
— память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.
По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память. Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.
Воображение
. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению. Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.
Функции воображения таковы:
- управление физиологическими состояниями;
- создание и реализация внутреннего плана действий;
- произвольная регуляция познавательных процессов;
- управление эмоционально-потребностными состояниями;
- активизация наглядно-образного мышления.
По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.
Внимание
. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание. Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).
Основные свойства внимания:
- Сосредоточенность (концентрация) — то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
- Устойчивость — то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
- Распределение — то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
- Объем — то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
- Переключаемость — то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.
Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера. Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных — приматы.
В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни. Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:
- Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
- Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
- Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
- Делает правильные выводы: если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.
Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.
Диагностика когнитивной сферы
Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.
Диагностика внимания:
- Методика Мюнстенберга;
- Методика «корректурной пробы»;
- Кольца Ландольта.
Диагностика памяти:
- Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
- Субтест Векслера.
- Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).
Диагностика воображения:
- Тест Тулуза-Пьерона.
- Тест Торренса.
- Тест «Художник — Мыслитель».
При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.
Когнитивная сфера личности у ребенка
Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы. По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.
Ахметова Людмила Владимировна
2009
УДК 159.9:37.015.3; 159.92
Л. В. Ахметова
КОГНИТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматривается психологический механизм когнитивного обучения как один из факторов обеспечения качества общего среднего образования. Показано, что когнитивное обучение — это психолого-дидак-тическая система, в основе которой научно обоснованное представление о структурно-функциональной организации когнитивной сферы личности.
Ключевые слова: когнитивный, когнитивная сфера личности, структура, когнитивное обучение.
Развитие отечественной школы, разработка основных направлений дальнейшей модернизации общего среднего образования и сферы наиболее эффективного использования отечественного опыта по-прежнему являются первостепенными государственными задачами. По убеждению государственных деятелей и специалистов различных областей знания качество общего среднего образования является необходимым потенциалом для будущего развития, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения высоких темпов устойчивого экономического роста, рассматривается как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене .
Вместе с этим анализ состояния совре
53. Когнитивная (познавательная) сфера личности. внимание, память, воображение
53.
Когнитивная
(познавательная) сфера личности: внимание,
память, воображение
Одним
из важнейших компонентов сознания
человека являются познавательные или
когнитивные процессы. Именно эти процессы
позволяют человеку получать знания об
окружающем мире и в конечном итоге
успешно ориентироваться в постоянно
изменяющейся обстановке.
Память.
Для того, чтобы успешно ориентироваться
в окружающем мире, человеку недостаточно
получать с помощью органов чувств
информацию о его состоя-нии. Чтобы
окружающий, быстро изменяющийся мир не
воспринимался чело-веком каждый раз
как что новое и незнакомое, он (человек)
должен обладать способностью сохранять
и накапливать информацию. Такую
способность человеку обеспечивает его
память. Память – это запоминание,
сохранение и последующее воспроизведение
человеком его индивидуального опыта.
Она включает в себя следующие про-цессы:
запоминание, сохранение, воспроизведение
и забывание.
Двигательная
память – это память на движения. Люди,
обладающие хорошей двигательной памятью
характеризуются физической ловкостью,
сноровкой в труде, они легко и быстро
усваивают новые виды деятельности,
требующие хорошей координации движений.
В том, что мы умеем ходить, писать,
управлять автомобилями, играть на
гитаре, и т.д. и т.п., основную роль играет
двигательная память.
Эмоциональная
память – это память на эмоциональные
состояния, возникающие в тех или иных
ситуациях. Это очень важный вид памяти,
так как он дополняет другие виды памяти.
Эмоции всегда сигнализируют о том, как
удовлетворяются наши потребности.
Пережитые и сохранѐнные в памяти эмоции
выступают как сигналы либо побуждающие
к действию, либо как удерживающие от
неѐ.
Образная
память – это память на зрительные,
слуховые, вкусовые, обонятельные и
другие образы. Это профессиональный
вид памяти, его развитие определяется
условиями деятельности. Он хорошо развит
у людей художественных профессий.
Словесно-логическая
память – это память на мысли, которые
у человека оформлены средствами языка
– словами.
Непроизвольной
памятью называется процесс запоминания,
сохранения и воспроизведения, в котором
отсутствует сознательная цель что-либо
запомнить или вспомнить. Соответственно
произвольная память – это процесс
целенаправленного запоминания или
припоминания информации.
В
кратковременной памяти в течение
долей секунд сохраняется вся по-ступившая
информация. Оперативная память
обеспечивает хранение промежу-точных
результатов, необходимых до конца
решения текущей задачи, в долговременной
памяти информация накапливается как
бы впрок и сохраняется длительное время.
Все
виды памяти тесно взаимосвязаны.
Воображение.
Коренным
отличием деятельности человека от
инстинктивного поведения животных
является то, что прежде чем начинать
действовать человек представляет
ожидаемый результат, то есть строит в
своѐм воображении образ продукта труда.
Это оказывается возможным благодаря
особому познавательному процессу –
воображению. Воображение
–
это способность создавать образ реально
не существующего объекта, удерживать
его в сознании и манипулировать им.
Любой
трудовой процесс обязательно включает
в себя воображение, пер-вое и важнейшее
назначение которого заключается в том,
что оно позволяет представлять результат
еще до начала процесса труда, причѐм
представлять не только конечный продукт
труда, но и его промежуточные продукты.
Следовательно, воображение ориентирует
человека в процессе деятельности тем,
что создаѐт психическую модель конечного
или промежуточного продуктов труда,
что и способствует их предметному
воплощению.
Ценность
воображения состоит в том, что оно
позволяет принять решение и найти выход
в проблемной ситуации, даже при отсутствии
нужной полноты знаний, которые необходимы
для мышления. Оно позволяет как бы
«перепрыгнуть» через какие-то этапы
мышления и всѐ-таки представить себе
конечный результат.
Виды
воображения.
Воображение
характеризуется активностью,
действенностью. Обычно оно является
элементом творческой деятельности,
направленной на преобразование
окружающего. Такая форма воображения
называется активным
воображением.
Но бывает и пассивное
воображение,
когда человек уходит в область
фантастических, далѐких от реальности
представлений, чтобы скрыться от
кажущихся ему неразрешимых задач..
Пассивное
воображение создаѐт образы, которые не
воплощаются в жизнь, намечает программы
поведения, которые не осуществляются,
а зачастую не могут осуществиться.
Непреднамеренное
воображение возникает
главным образом при ослаблении
контролирующей роли сознания, при
временном бездействии человека, в
полудремотном состоянии, в состоянии
аффекта, во сне (сновидения),
при патологических расстройствах
сознания (галлюцинации)
и т.д.
Человек
может вызывать пассивное воображение
и преднамеренно: такого рода образы
фантазии, преднамеренно вызванные, но
не связанные с волей, направленной на
их воплощение в жизнь, называются
грезами.
Всем
людям свойственно грезить о чем-то
радостном, приятном, заманчивом.
Но
если в процессах воображения у человека
преобладают грезы, то это дефект развития
личности, который свидетельствует о еѐ
пассивности.
Основными
функциями
воображения являются:
активизация
наглядно-образного мышления,управление
эмоционально-потребностными состояниями,произвольная
регуляция познавательных процессов,создание
и реализация внутреннего плана действий,управление
физиологическими состояниями.
Внимание.
Без
внимания невозможна любая деятельность;
чѐткость и эффективность восприятия,
памяти или мышления возможны только
при наличии должной на-правленности,
то есть внимания.
Внимание
характери-зует динамику протекания
психических процессов.
Общая
функция внимания состоит в отборе и
ограничении действующих раздражителей.
Другой
характерной особенностью внимания
является сосредоточение или концентрация
психической деятельности, то есть
сосредоточение субъекта на объекте.
Различают
три вида внимания: непроизвольное,
произвольное и по-слепроизвольное.
Наиболее
простым видом внимания является
непроизвольное, которое возникает без
сознательно поставленной цели и волевого
усилия.
Непроизвольное
внимание возникает и поддерживается
как объективными, так и субъективными
факторами.
Произвольное
внимание имеет
иные характерные черты. Все мы знаем,
что человек может заставить себя быть
внимательным к чему-либо. Для этого он
сознательно ставит перед собой цель и
усилием воли вытесняет из сознания все
те мысли и побуждения, которые мешают
ему сосредоточиться на объекте внимания.
Произвольным
вниманием называется такое, которое
возникает под влиянием сознательно
поставленной цели и волевого усилия.
Произвольное
внимание к чему-либо устанавливается
в результате осозна-ния необходимости
быть внимательным именно к этому объекту
или действию.
Послепроизвольное
внимание –
это такое внимание, которое возникает
на основе произвольного, направляется
сознательно поставленной целью и
поддержание которого не требует волевого
усилия. Своеобразие его заключается в
том, что оно всегда возникает на основе
произвольного и что главной его
побудительной силой является глубокий
и устойчивый интерес не только к
результату, но и к процессу деятельности.
Все
три вида внимания тесно связаны между
собой и переходят друг в друга.
Основными
свойствами внимания являются:
1.
Устойчивость
–
это его способность длительно
сосредотачи-ваться на определѐнных
объектах.
В
процессе деятельности имеют место
колебания
внимания, т.е.
периодически повторяющиеся отклонения
от основного объекта внимания и
возвращения к нему. Периодичность
колебания приблизительно 5 секунд.
2.
Сосредоточенность
–
это степень концентрированности внимания
на одних объектах и его отвлечение от
других (иногда это свойство называют
концентрацией внимания).
3.
Объѐм
–
количество объектов, которые одновременно
охватываются вниманием с одинаковой
степенью ясности и отчѐтливости. Средний
объѐм внимания – 5-7 единиц информации.
4.
Распределение
–
это способность иметь в сознании
несколь-ко разнородных объектов,
параллельно выполнять несколько разных
видов деятельности.
5.
Переключаемость
–
это скорость перевода внимания с одно-го
объекта на другой. Она зависит прежде
всего от значимости того объекта или
вида деятельности, в сторону которых
изменяется направленность внима-ния.
Сферы личности | Блог 4brain
Как человек, занимающийся саморазвитием, вы наверняка задумывались о совершенствовании каких-либо навыков. Но их так много, что порой не знаешь, за что взяться. Что важнее: сила воли или целеустремленность? Этот и подобные вопросы могут поставить в тупик. Однако если вы знаете о концепции сферы личности, разобраться становится намного проще. Например, зная, что сила воли и целеустремленность относятся к одной группе способностей, вы можете сделать определенные выводы.
На онлайн-программе «Самопознание» вы сможете лучше познать себя и свои индивидуальные особенности. С помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.
Сферы личности – это совокупность особенностей человека, которые характеризуют его поступки, мотивации, пути достижения целей, восприятие информации, потребности и т.д. Подобная категоризация нужна не только тем, кто занимается саморазвитием, но и, к примеру, компаниям, которые ищут работников.
Выделяют следующие сферы личности человека:
- мотивационная;
- волевая;
- органическая и социальная;
- познавательная.
В этой статье мы рассмотрим эти сферы личности человека и попытаемся понять, как они формируются и от чего зависят.
Мотивационная сфера личности
Каждый человек имеет свои определенные потребности, которые побуждают его на то или иное поведение, направленное на удовлетворение этих потребностей.
Уровень и количество потребностей отличаются от человека к человеку: это обусловлено условиями существования, разным образом жизни, уровнем организации и места в обществе.
Если основные потребности (еда, питье, тепло) не особенно меняются в процессе жизни, разве что их количество, то иные (самореализация, поиск смысла существования) эволюционируют вместе с человеком. Многое зависит от моральных ценностей.
Если говорить о структуре мотивационной сферы личности, то, несмотря на некоторые различия, все же можно выделить определенные тенденции. Вот приблизительная схема:
- Органические (потребность в еде и питье).
- Материальные (потребность в имуществе и деньгах).
- Социальные (потребность в авторитете, уважении, чувстве справедливости, чувстве собственного достоинства).
- Духовные (вера, повышение духовного уровня).
Психологи уделяют мотивационной сфере личности основное внимание, потому что от мотивации зависит поведение человека, направленное на достижение целей. Множество поступков в своей жизни мы совершили исключительно потому, что хотели этого.
Основные характеристики мотивационной сферы личности:
- Мотивационная сила: если человек достаточно мотивирован, он способен на многое.
- Динамичность мотивов: изменение силы и приоритетности мотивов.
- Устойчивый характер мотивов: они не исчезают после удовлетворения определенных потребностей.
- Наличие структуры: несколько потребностей можно объединить в одну мотивацию.
- Существование определенной иерархии: есть второстепенные и доминирующие мотивы.
- Гибкий характер: каждый человек может удовлетворять свои потребности при помощи разных способов.
- Множественный характер: увеличение самих потребностей, средств и способов для удовлетворения таких нужд.
- Разнообразие мотивов: большое количество побуждений к действиям.
Следует помнить, что мотивационная сфера личности – лишь одна из нескольких. По ней одной нельзя судить о человеке. Рассмотрим другие.
Волевая сфера личности
Волевая сфера личности – это совокупность волевых качеств, которая характеризует человека в его способности достигать целей в трудных условиях.
Три самых главных качества этой сферы: целеустремленность, сила воли, стойкость воли.
Целеустремленность – это способность в любых ситуациях помнить о намеченных планах, быть сфокусированным на ней до победного конца.
Изучая основы тайм-менеджмента, мы понимаем важность постановки целей. Но из-за раздражителей теряем фокус и начинаем заниматься совершенно другими делами, при этом испытывая стыд и пытаясь избавиться от когнитивного диссонанса при помощи отговорок и поиска оправданий.
Чтобы воспитать целеустремленность, нужно в первую очередь использовать хитрости, не имеющие к ней прямого отношения: даже простые стикеры, расклеенные по всей квартире, окажут существенный эффект. Но при этом вам нужно развивать силу воли.
Сила воли – это способность человека принимать сложные решения, а также направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.
Она является невероятно важным компонентом в достижении успеха. Даже если у человека сильно развита мотивационная сфера, пробелы в волевой будут тянуть его вниз при каждой неудаче.
Сила воли необходима как для совершения действия, так и для отказа от него (что не менее важно). Например, отказаться от торта ради будущего в спорте или от вечеринки с друзьями ради изучения английского языка. Сейчас существует наибольшее количество соблазнов за всю историю человечества, поэтому наличие силы воли является одним из самых серьезных преимуществ.
Сейчас модно считать, что сила воли переоценена, но она, скорее, недооценена (все выдающиеся личности ею обладали). А если вы сумеете объединить ее с мотивацией, то достигнете самых амбициозных целей.
Стойкость воли – это уровень постоянства и повторения усилий, которые человек прилагает при достижении сложной цели на протяжении длительного периода времени. Проще говоря, это шкала измерения силы воли.
Да, сила воли является исчерпаемым ресурсом, но при этом можно повышать ее количество. Это и есть стойкость воли: сколько минут или часов вы сможете работать над задачей, не получая никаких результатов?
Волевая сфера личности проявляется и в других аспектах жизни человека. Например, в склонности к риску и локусе контроля.
Склонность к риску – это характеристика поведения человека в неопределенных ситуациях. Считается, что развитая сила воли делает индивида более рискованным.
Локус контроля – это склонность человека приписывать свои неудачи или успехи либо внутренним, либо внешним факторам. Индивид, обладающий развитой волевой сферой, будет брать на себя полную ответственность за провалы и неудачи (при этом не страдая от самобичевания и чувства вины).
Такой человек знает, что лишь он ответственен за свою жизнь и даже реакции других людей на него. В то время как личность с внешним локусом контроля (винящая обстоятельства) развивает в себе синдром жертвы.
Органическая и социальная сфера личности
Человека нельзя рассматривать вне контекста общества. Помимо волевой и мотивационной сферы личности, одновременно развивается органическая и социальная (ее изучал русский психиатр и невропатолог Владимир Бехтерев).
Органическая сфера проявляется в реакциях на раздражители окружающего мира, в то время как социальная имеет связь с установлением взаимопонимания с членами общества, в котором находится человек.
Как подчеркивает Бехтерев, «сложный процесс развития социальной сферы личности нисколько не устраняет органическую сферу личности, он ее только дополняет, хотя и частично подавляет, так сказать, наслаивает на нее новые сочетания, вытекающие из деяний, относящихся условиям социальной жизни».
На самую вершину социальной сферы личности Бехтерев ставил характер. И уже потом идут сосредоточенность, умственная работоспособность. При этом он подчеркивал, что очень сильно на эти параметры влияет темперамент.
Он также утверждал, что для личности присущи волевые проявления, внутренние мотивы действий и поступков, то есть те психические явления, которые в психологии и философии связаны с волей.
Познавательная сфера личности
Познавательная сфера личности – это набор способностей, при помощи которых человек познает явления окружающего его мира. Существует мнение, что совокупность всех этих элементов и называется интеллектом.
Эта сфера состоит из следующих компонентов: восприятие, ощущения, внимание, воображение, память, мышление.
Ощущения – это то, что воспринимают наши рецепторы из внешней или внутренней среды.
Восприятие – это то, как мы интерпретируем сигналы, полученные при помощи ощущений. То есть это явление можно назвать психологическим, потому что он может менять свое восприятие при помощи волевого усилия и изменения мышления.
Внимание нам помогает сосредотачиваться на одном раздражителе, выбирая его из всего, что есть вокруг.
Память очень сильно зависит от внимания, потому что запоминается лучше всего то, на чем человек был сфокусирован. При этом память тесно связана со всеми остальными элементами познавательной сферы человека.
Воображение – это способность человека вызывать в уме образы. Считается, что данное умение присуще исключительно человеку, оно помогает планировать достижение сложнейших целей.
Мышление – это умение человека анализировать полученную информацию. Ощущения, восприятие, внимание, память и воображение являются пищей для ума, которая затем перерабатывается мышлением.
Все познавательные сферы личности человека и их элементы поддаются тренировке. На нашем сайте вы найдете курсы и статьи, которые помогут их развивать, становясь более разносторонней личностью. Советуем вам начать со следующих курсов:
Желаем вам удачи!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Тема 8. Когнитивная сфера человека — Студопедия
Содержание стандарта (раздел II)
Понятие о мотивах и потребностях, их особенностях и роли в регуляции деятельности. Этапы опредмечивания потребностей. Классификация видов мотивов и потребностей в психологии. Эмоциональные состояния, их характеристика. Понятие о воле, структура волевого акта. Понятие о познавательной деятельности, этапы познания. Общее понятие об ощущении и восприятии, их классификации, свойства. Понятие о памяти: основные процессы, характеристика видов и типов памяти, методы их исследования. Характеристика мышления как познавательного процесса. Основные формы мышления. Задача и проблемная ситуация, мышление и решение мыслительных задач. Общая характеристика воображения, процессы создания образов воображения. Понятие о внимании, свойства и виды внимания. Индивидуальные свойства человека. Задатки и способности. Способности и одаренность. Характер и его структура. Акцентуации характера и психопатии. Подход А.Е. Личко, К. Леонгарда. Понятие о темпераменте. Характеристика типов с позиции конституционального и неврологического подходов.
Тема 6. Мотивационно-потребностная сфера человека
Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:
Влечение / инстинкт — _________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Установка -____________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Желание – форма мотива__________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интерес –_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Стремление — ______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Убеждение — ____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опредмечивание – ___________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фрустрация — __________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.1.Ориентируясь на концепцию иерархии потребностей А. Маслоу, впишите основные потребности в соответствующий уровень пирамиды. (рис.6.1). Дайте определение понятию «самоактуализация» и укажите причины, блокирующие удовлетворение потребностей V уровня.
Рис. 6.1. Пирамида потребностей А. Маслоу
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.2. Назовите автора высказывания и психологическое направление, представителем которого он является. О чём это высказывание?
В одной из своих теорий представитель этого направления пишет: «Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждается в ней как в основе и терпит неудачу без этой основы. То есть для большинства человечества высшая природа непостижима без удовлетворения низшей природы как её опоры».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.3. Изобразите ввиде схемы классификации потребностей, принятых в отечественной психологии. Выделите классификационный критерий, укажите виды, дайте краткую характеристику.
Тема 7. Процессы психологического регулирования: эмоции и воля
Задание 7.1. Заполните таблицу.
Таблица 7.1. Волевые качества личности
Критерии
| Группы волевых качеств
| ||
Первичные волевые качества | Вторичные волевые качества | Третичные волевые качества | |
Базой / основой волевого качества выступает | |||
Качества / черты, входящие в содержание группы | |||
В структуре какого психологического образования проявляют себя |
Задание 7.2. На основе анализа структуры волевого и произвольного поведения нарисуйте схему волевого акта и произвольного поведения.
Ориентируясь на схему задания 7.2, сформулируйте основные отличия волевого (поведения) акта от произвольного поведения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пользуясь психологическими словарями, дайте определение следующих понятий:
Эмоции -_______________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чувства -_______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Смыслообразование –____________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аффект –_____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Страсть — _____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Страх -____ ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень (локус) субъективного контроля -_________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 8. Когнитивная сфера человека
Задание 8.1.Рассмотрите основные познавательные процессы (в разных учебных пособиях по психологии) и, выделяя их основные характеристики, заполните таблицу 8.1(А).и 8.1(Б) (стр. 36 и 37).
Задание 8.2. По одному из познавательных психических процессов (любому на выбор) составьте понятийную базу. Выделите (подчеркните) круг терминов из списка терминов ниже, которые относятся к этому процессу и характеризуют его, дайте определения этим терминам.
Понятия и термины по теме.Абсолютный порог чувствительности. Абстрагирование. Агглютинация. Анализ. Апперцепция. Внимание. Воображение. Воображение: активное; воссоздающее; пассивное; творческое. Восприятие. Воспроизведение. Вытеснение. Гиперболизация. Дедукция. Дифференциальный порог чувствительности. Доминанта. Забывание. Запоминание. Индукция. Интенсивность ощущений. Интероцептивные ощущения. Качество ощущений. Кинестетические ощущения. Классификация. Когнитивная сфера. Константность восприятия. Концентрация. Мыслительные операции. Мышление. Мышление: абстрактно-логическое; наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое. Обобщение. Объем внимания. Объём памяти. Ориентировочный рефлекс. Осмысленность восприятия. Ощущение. Память. Память долговременная. Память мгновенная. Память оперативная. Переключение внимания. Перцепция. Понятие. Порог чувствительности. Послепроизвольное внимание. Предметность восприятия. Припоминание. Проприоцептивные ощущения. Распределение внимания. Сенсибилизация. Сенсорные эталоны. Синестезия. Синтез. Сохранение. Сравнение. Суждение. Схематизация. Узнавание. Умозаключение. Целостность восприятия. Экстероцептивные ощущения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.3. Восстановите определения, вписывая недостающие слова.
Воображение – …………………. психический процесс, характеризующийся созданием ……………. образов на основе ранее сформированных представлений.
Восприятие (от лат. perceptio) – познавательный психический процесс, заключающийся в ………………… отражении предметов и явлений при непосредственном взаимодействии с ними.
Мышление – познавательный психический процесс, заключающийся в …………………….. и ………………….. отражении объективной реальности в её существенных связях и отношениях.
Память – познавательный ………………………………. процесс, заключающийся в запоминании, ……………….., ………………….., а также забывании опыта.
Ощущение – …………………… психический процесс первичной обработки информации, связанный с ………………. отдельных свойств предметов или сторон явлений при непосредственном контакте рецептора с раздражителем.
Внимание– психическое …….………….., характеризующееся …………………… и сосредоточенностью сознания человека на определенных объектах при одновременном …………………… от других.
Таблица 8.1 (А). Характеристика познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, память)
Уровень → | Сенсорный | Перцептивный | Репрезентативный |
Процесс → | Ощущение
| Восприятие
| Память
|
Критерии ↓ | |||
Особенности
отражения (определение) | |||
Физиологическая
основа процесса | |||
Свойства
| |||
Классификация видов (классификацион
ный критерий и виды) | |||
Формы | |||
Мыслительные операции | |||
Процессы | |||
Закономерности
(законы) | |||
Нарушения | |||
Факторы, влияющие на качество отражения |
Таблица 8.1 (Б). Характеристика познавательных психических процессов (мышление, воображение, внимание)
Уровень → | Мыслительный | Креативный | Внимание
|
Процесс → | Мышление
| Воображение
| |
Критерии ↓ | |||
Особенности
отражения (определение) | |||
Физиологическая
основа процесса | |||
Свойства
| |||
Классификация видов (классификацион
ный критерий и виды) | |||
Формы | |||
Мыслительные операции | |||
Процессы | |||
Закономерности
(законы) | |||
Нарушения | |||
Факторы, обуславливающие качество отражения |
Задание 8.4. Назовите приёмы/процессы, положенные в основу создания следующих образов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». _______________________________________________________
1. «…за столом сидят чудища кругом: один в рогах с собачей мордой, другой с петушиной головой. Злая ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный и гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравлю, полукот.».
2. «Ещё страшней, ещё чуднее: вот рак верхом на пауке, вот череп на гусиной шее, вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трещит и машет».
Задание 8.5. На рисунке 8.5. стрелками соедините понятие и его определение.
Рис. 8.5. Мыслительные операции и формы мышления
Задание 8.6. Определите вид воображения.
1. Вид воображения, основанный на волевых усилиях, его формой выступают мечты, фантазии.
______________________________________
2. Вид активного, произвольного воображения, которое предполагает создание новых образов на основе рассказа, схемы, символов и т.п._________________________________________________
3. Вид воображения, при котором, благодаря описанию, человек, никогда не видевший моря, формирует более или менее яркие и полные его образы. __________________________________________________
4. Вид воображения, характеризующийся созданием образов, которые не воплощаются в действительность или не могут быть осуществимы; бывает преднамеренным, если создание образов связано с реализацией влечений и установок, и непреднамеренным, если создание образов происходит при сужении сознания или его расстройствах.________________________
5. Вид активного, произвольного воображения, которое предполагает самостоятельное создание оригинальных, не имеющих аналогов, новых образов.__________________________________
Когнитивная сфера личности. Мышление как форма познавательной деятельности
Когнитивная сфера личности (познавательная) является одним из важнейших компонентов сознания человека.
Мышление – это движение мысли, раскрывающее связь от отдельного к общему и наоборот. Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания. Ощущение и восприятие отражают отдельную сторону явления. Мышление соотносит данные ощущения и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира. Всякое мышление совершается в обобщениях. В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций, именуемых: 1) анализ; 2) синтез; 3) сравнение; 4) абстракция; 5) конкретизация; 6) обобщение.
1) Анализ – это мысленное разложение целого на части.
2) Синтез – это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Анализ и синтез протекают всегда в единстве.
3) Сравнение – это установление сходства или различия между предметами или явлениями. Практические сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому.
4) Абстракция – состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа.
5) Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.
6) Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Мышление протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о существовании различных видов мышления.
1) Предметно-действенное мышление характерно для детей до 3х лет. Ребенок сравнивает предметы, прикладывая один к другому. Встречается такое мышление и у взрослых, применяясь в быту (перестановка мебели).
2) Наглядно-образное мышление тесно связано с оперирование образами. Такое мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета. Наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.
3) Словесно-логическое мышление – это мышление, для которого характерно использование понятий, которые не имеют прямого образного выражения (стоимость, честность).
Все виды мышления тесно связаны между собой.
Когнитивная сфера личности
Когнитивная сфера
личности – это познавательная сфера.
Она включает познавательные процессы
личности: ощущение, восприятие, внимание,
память, мышление, воображение, речь.
Ощущения
Ощущение
– простейший
когнитивный процесс, состоящий в
отражении отдельных свойств предметов
и явлений при их непосредственном
воздействии на органы чувств.
Выделяют
следующие виды ощущений: зрительные,
слуховые, обонятельные, вкусовые,
тактильные, болевые и ощущение равновесия.
Анатомической
основой ощущений является анализатор.
Анализатор
включает три составные части: чувствительные
нервные окончания, т.е. рецепторы;
приводящий нейрон, т.е. аффектор;
центральный (корковый) отдел анализатора.
Чувствительность
анализатора ограничивается так
называемыми порогами
ощущений.
Выделяют
нижний, верхний и различительный пороги
ощущений.
Нижний
порог –
это минимальная интенсивность
раздражителя, вызывающая едва заметное
ощущение.
Верхний
порог – это
такая максимальная интенсивность
раздражителя, при воздействии которой
возникают ощущения, адекватные характеру
воздействия, (т.е. модальности анализатора),
но превышение которой ведет к утрате
ощущений или появлению неадекватных
ощущений.
Различительный
порог (он же
– дифференциальный, он же – относительный)
– это минимальная разница интенсивностей
раздражителей, воспринимаемая
(различаемая) анализатором.
Адаптация
–
настройка анализатора на воздействие
раздражителей определенного уровня
интенсивности, изменение чувствительности
при воздействии раздражителей постоянной
интенсивности.
Сенсибилизация
органов
чувств – изменение порога чувствительности
при длительном воздействии околопороговых
раздражителей.
Сенсорная
депривация
– состояние, возникающее при недостаточной
стимуляции органов чувств внешними
раздражителями.
Вопросы
для самопроверки:
Дайте
определение понятию «ощущение».
Какие
пороги ощущений существуют?
Что
такое адаптация органов чувств?
Приведите
примеры сенсорной депривации и
сенсибилизации.
Восприятие
Восприятие
– это
когнитивный процесс, состоящий в
отражении целостных предметов и явлений,
при их непосредственном воздействии
на органы чувств.
Продукт
восприятия – целостный образ, но в
отличие от образов памяти, он возникает
лишь при непосредственном воздействии
раздражителей на органы чувств.
Видов
восприятия:
по
модальности анализатора (зрительные, слуховые,
осязательные, обонятельные, вкусовые,
кинестетические).по
основным свойствам материи (формам
существования): восприятие пространства,
движения и времени.
Цветовосприятие.
Цвет
воздействует на организм уже своими
физическими характеристиками, т.е.
длиной волны. Красная часть спектра
действует на организм возбуждающе, а
фиолетовая – угнетающе. Помимо этого
цвет имеет символическое значение и
воздействует через ассоциации. Так, в
Европейских странах цвет траура –
черный. А на востоке – белый.
Восприятие формы.
Механизм воздействия формы лежит в
мелкочастотных движениях глаза по
контуру объекта. Рассмотрим символы,
приведенные на рис. 1.
Рис.
1. Основные геометрические формы в
психологии
Чем больше острых
углов имеет форма, тем более энергетизирующее
воздействие она оказывает на психику.
Основные
свойства восприятия: избирательность,
предметность, целостность, осмысленность,
константность, активность, структурность,
установка восприятия.
Избирательность
заключается в том, что человек не может
воспринимать все одинаково четко в
каждый конкретный момент времени. Что-то
будет для него фигурой, а что-то фоном.
Предметность
– это отнесенность образа восприятия
к явлениям внешнего мира. Иногда это
свойство нарушается, например при
галлюцинациях.
Целостность
состоит в том, что человек воспринимает,
прежде всего, соотношение, структуру
всей совокупности объектов и признаков,
а не отдельные компоненты или признаки.
Осмысленность
означает отнесение объекта к определенной
категории, соотнесенность его с прошлым
опытом.
Константность
– это относительная независимость
образа восприятия от условий восприятия.
Активность
восприятия
– это включенность в акт восприятия
моторных компонентов, что превращает
акт восприятия в перцептивную деятельность
субъекта. Без моторики невозможно
адекватное восприятие. Наиболее активный
орган – глаз. Если исключить движение
образа по сетчатке, то образ исчезает
уже через 3 секунды.
Структурность
восприятия – это ряд закономерностей,
на основании которых фигура выделяется
из фона.
Это
закономерности структурирования образа
или ряда образов по сходству, близости,
замкнутости, по принципу «общей судьбы».
Это законы «хорошей линии», непрерывности,
симметрии, заполнения пробелов.
Установка
восприятия – зависимость восприятия
настоящего от восприятий в прошлом.
Диагностика познавательной сферы личности, Диагностика познавательного развития как проблема воспитания
Диагностика познавательной сферы личности
Диагностика познавательного развития как проблема обучения
Среди задач психодиагностики в образовании диагностике когнитивного развития традиционно отводится особая роль. Это не случайно, уровень познавательного развития всегда считался важнейшим результатом учебной деятельности.Но прежде чем охарактеризовать возможности современной психологии с точки зрения выявления уровня когнитивного развития личности, кратко рассмотрим, как это предлагали специалисты прошлых эпох. Проблема оценки уровня когнитивного развития тесно связана с проблемой интеллектуальной одаренности и вплоть до конца ХХ века. эти проблемы практически не дифференцированы, поэтому мы будем опираться в основном на исследования специалистов в области психологии одаренности.
Одной из первых задач, решаемых в этом направлении, была задача поиска показателей во внешнем облике человека, указывающих на высокий или низкий уровень когнитивного развития. Такой подход уходит корнями в жизненную философию древних греков, считавших красивого человека средоточием высоких духовных качеств и выдающихся умственных способностей. Отсюда повышенное внимание древних греков к разработке эталонов красоты, нашедшее отражение в искусстве и, в частности, в древнегреческой скульптуре.
Одним из пионеров научного и психологического подхода, построенного на этой идее, был испанский врач Хуан Уарте, живший в эпоху Возрождения. По его мнению, оценить скрытую (скрытую) умственную одаренность можно по внешним признакам (формам частей лица, характеру волос и т. Д.). Однако предпринятая им попытка не дала желаемых результатов. Впоследствии это направление диагностики в профессиональной психологии было признано «тупиковым» и на протяжении всего XX века.вызвал лишь снисходительную усмешку ученых. Но с развитием генетики постепенно стало ясно, что внешний вид и характеристики психики, в частности когнитивные способности, далеки от нейтральности друг к другу.
Связана ли внешность живого существа с особенностями его психики?
В 1970-е гг. В Сибирском отделении АН СССР под руководством известного биолога Д.К. Беляева проводились опыты по субоксификации лисиц.Осуществляя селекцию потомства серебристо-черных лисиц «на хорошее отношение к человеку», исследователи добились исключительно генетическим путем (без дрессировки и дрессировки) изменений не только в поведении, но и во внешнем виде животных. У лисиц, выбравших «по принципу доброго отношения к человеку», были внешние признаки собак-дворняг: хвосты крючком, висячие уши, «звездочки» на голове, обширные белые и коричневые пятна по бокам, шерсть. стал жестким и не походил на лисью шерсть и т. д.
Можно ли определить умственный потенциал человека по внешним характеристикам, таким как: особенности строения головы, черты лица, характер волос и другие подобные признаки? В повседневной жизни мы делаем это постоянно, но должны признать, что научная психология еще не усвоила этот опыт и не превратила его в надежные диагностические инструменты.
Уже упоминалось выше, Ф. Гальтон предложил определять умственную одаренность по степени сенсорной восприимчивости.Напомним, по его мнению, возможности разума тем выше, чем тоньше чувства воспринимают и различают различия во внешнем мире. Это утверждение, по его мнению, было подкреплено тем, что при идиотизме часто нарушаются сенсорные способности человека (способность различать тепло, холод, боль и т. Д.). Следовательно, утверждал он, у умственно одаренного человека они должны быть выше нормы. Но даже опыты самого Ф. Гальтона не подтвердили предположение, что уровень когнитивного развития человека определяется степенью его сенсорной восприимчивости.
Основоположником современного уровневого подхода (альтернатива ему — когнитивно-стилевой подход появится позже) к оценке когнитивных способностей, с полным правом можно признать французского психолога А. Бине. Он предложил оценивать общие способности к познавательной деятельности по двум основным параметрам: сформированность определенных когнитивных функций (запоминание, пространственное различение и др.) И степень усвоения социального опыта (осознание, знание значений слов, умение моральные оценки и др.).
В дальнейшем последователи А. Бине отказались учитывать степень владения социальным опытом при оценке интеллектуальной одаренности. С этой целью даже разработан ряд специальных «внекультуральных» тестов, позволяющих выявить только способность мыслить («прогрессивные матрицы» Дж. Рэйвена, «внекультуральные тесты» Р. Кеттелла и др. ).
Если вы внимательно рассмотрите проблемы, используемые в тестах интеллекта, легко увидеть, что все они могут быть классифицированы как конвергентные.Иными словами, они раскрывают только одну и притом не самую важную характеристику умственных способностей — способность мыслить логически. Несмотря на это, показатель, рассчитанный на основе этих опросов, получил название «IQ» ( IQ ) и всегда претендовал на роль универсальной характеристики психического развития. В то же время известно, что для достижения выдающихся результатов в любой сфере деятельности требуется не столько конвергентное (логическое), сколько дивергентное (альтернативное, творческое) мышление.
В начале ХХ века. известный американский ученый Григорий Иванович Россолимо создал собственную систему диагностики когнитивной сферы, получившую широкое международное признание. Диагностическая программа Г. И. Россолимо предполагала изучение 11 основных когнитивных процессов (в сокращенном варианте измерялись пять основных функций: мышление, внимание, воля, восприимчивость, запоминание). Например, внимание было уделено его устойчивости и объему; воля — на устойчивость к автоматизму и внушаемости; восприимчивость — по степени узнаваемости и воспроизведения; запоминание — по визуальному изображению фигур, картинок и предметов, речевых элементов и чисел и т. д.На основе полученных количественных данных были созданы графические профили, названные «Профили Россолимо».
Уровневый подход к диагностике: проблемы и решения
Одной из основных особенностей психодиагностики в образовании является измерительная и тестовая направленность диагностических методик, с помощью которых достигается количественная и качественная квалификация изучаемых явлений. Это становится возможным в результате выполнения определенных требований.
К таким требованиям традиционно относятся: стандартизация, надежность и обоснованность.
Стандартизация. В основе стандартизации лежит понятие нормы. Благодаря стандартизации методов психодиагностики появляется возможность сравнивать оценки разных предметов с общими нормами, а также сравнивать аналогичные оценки в разных методах тестирования. Есть две формы стандартизации:
1) регламентирующий порядок проведения, унификацию инструкций, форм обследования, методы оценки результатов, условия проведения обследования, характеристику контингентов субъектов;
2) преобразование нормальной (или искусственно нормированной) шкалы оценок в новую шкалу, основанную не на количественных эмпирических значениях изучаемого показателя, а на его относительном положении в распределении результатов в выборке предметы.
Надежность — еще одна неотъемлемая характеристика психодиагностической методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов тестирования к действию посторонних факторов.
Под надежностью в широком смысле понимается степень, в которой различия, выявленные испытуемыми (на основе результатов испытаний), являются отражением фактических различий в измеряемых свойствах, и в какой степени они могут быть отнесены к случайным ошибкам.
Эта характеристика теста как достоверность указывает, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает.
Действительность называется комплексной характеристикой методики, которая включает в себя информацию о поле исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.
Эффект Флинна
В начале 1980-х гг. Новозеландский политолог Джеймс Флинн, пытаясь опровергнуть гипотезу ряда антропологов о том, что интеллект людей с черной кожей ниже интеллекта представителей белой и других рас, обнаружил любопытную закономерность.Первоначально Флинн проанализировал данные долгосрочного опроса об уровне разведки, проведенного при вербовке в армию США. Оказалось, что показатели интеллекта черных призывников растут, но выяснилось, что результаты других призывников тоже растут. В архивах поднял
.
ENTP и их 8 когнитивных функций
Тема ENTP — изобретение, поиск оригинальных решений для людей и технических проблем.
Таланты заключаются в превращении идей в функциональные и инновационные приложения, являющиеся первыми в своем роде.
Преуспевайте в поиске новых способов использования теорий для повышения эффективности систем и улучшения положения людей.
Жажда новых проектов.
Верьте в их способность мгновенно придумывать новые подходы, которые будут работать.Инженеры человеческих отношений и систем, а также в более научных и технологических областях.
ENTP — Схема процессов
РОЛЬ | ПРОЦЕСС | ОБЗОР |
---|---|---|
ПЕРВИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ | ||
Ведущий | Экстравертный ИНТУИТИНГ | Интерпретация ситуаций и отношений, улавливание значений и взаимосвязей в других контекстах |
Опорные | Интровертное мышление | Анализ, категоризация и оценка в соответствии с принципами |
Рельеф | Экстравертное чувство | Подключение и рассмотрение других и группы |
Желаемый | Интровертное восприятие | Анализ и напоминание о прошлом опыте и поиск подробных данных |
ТЕНИ ПРОЦЕССОВ | ||
Противоположная | Интровертный ИНТУИТИНГ | Предвидение последствий, преобразований и вероятных последствий |
Критически важный родитель | Экстравертное мышление | Сегментирование, организация для повышения эффективности и систематизация |
Обман | Интровертное чувство | Ценить и учитывать важность, убеждения и ценности |
Дьявольский | Экстравертное зондирование | Опыт и действия в непосредственном контексте. |
Книги типа личности Линды Беренс
®Myers-Briggs Type Indicator, Myers-Briggs, MBTI, являются зарегистрированными товарными знаками MBTI Trust, Inc.
.
Тест на когнитивные функции
На более продвинутых уровнях теория личности Юнга имеет дело с концепцией когнитивных функций. Этот бесплатный личностный тест позволит вам получить баллы по восьми юнгианским функциям, разработанным Юнгом, Майерсом, Бриггсом, Мольтцером, Шмид-Гизаном, Вольфом, фон Францем и ван дер Хоопом. Хотя функциональные тесты никогда не демонстрировали такую же валидность, как традиционные типовые тесты, они, тем не менее, могут предоставить более полную и свободную картину лежащей в основе механики типов.
Тест когнитивных функций IDR Labs является собственностью IDR Labs International.
Наш — один из немногих бесплатных тестов, который проходит статистический контроль и валидацию. Тем не менее, имейте в виду, что тесты — это просто индикаторы — первый взгляд на систему для начала.
Myers-Briggs Type Indicator и MBTI являются товарными знаками или зарегистрированными товарными знаками Myers & Briggs Foundation в США и других странах.Инструмент MBTI & reg выпущен компанией Myers-Briggs. Индикатор типа Юнга является собственностью Psytech International.
Личностные тесты, будь то профессиональные или «официальные» тесты, такие как тест MBTI и reg (индикатор типа Myers-Briggs и регистр ), индикатор типа Юнга или бесплатные онлайн-тесты личности, подобные этому, являются индикаторами, которые помогут вам найдите свой тип личности. Ни один из когда-либо разработанных тестов не может определить ваш тип личности с полной точностью или надежностью, и никакой тест типа личности не может заменить углубленное ознакомление с работами Майерса, Бриггса, фон Франца, ван Дира Хупа и Юнга.
Как издатели этого бесплатного онлайн-теста личности, который позволяет вам определить свой психологический тип по типологии Юнга, Майерса, Бриггса, фон Франца, ван Дира Хупа, мы постарались сделать этот бесплатный онлайн-тест типа личности надежным и точным. , и как можно более полно.
Подобно «официальным» тестам, основанным на типологии Юнга и другим профессионально разработанным и точным инструментам, наш бесплатный онлайн-тест подвергается статистическому контролю и проверке, чтобы результаты были максимально точными.
В первую очередь мы опираемся на психологию типов личности, представленную в C.G. Психологические типы Юнга, а также психологическое понимание тестов типа личности, представленное в работе Изабель Бриггс Майерс, соавтора теста MBTI & reg , изложенное в ее работе «Дары различаются». Кроме того, работы ван дер Хупа « Сознательная ориентация и характер» и «Бессознательное » также повлияли на создание этого теста.
Этот тест следует установленной теории. Наш тест следует за письменной теорией Юнга, Майерса, фон Франца и ван дер Хупа на тему типа личности, а не за каким-то небрежным приближением теории Юнга.
Наш — один из бесплатных онлайн-тестов, который также основан на работах Дж. Х. ван дер Хооп и постарался дать точную психологическую оценку, которая максимально приближена к официальным и авторизованным работам ван дер Хупа.
Авторы этого бесплатного онлайн-теста личности сертифицированы в использовании множества различных личностных тестов и профессионально работали с типологией и тестированием личности. Перед использованием нашего бесплатного онлайн-теста личности обратите внимание, что, хотя предоставленный четырехбуквенный код типа совместим с кодами типа, предоставленными официальными типологическими тестами и учебными материалами, этот тест не следует путать с официальными тестами, зарегистрированными под торговой маркой, такими как Myers-Briggs Индикатор типа и регистр , индикатор типа Грея-Колесника, индикатор типа Юнга или аналогичный.Результаты нашего бесплатного онлайн-теста личности предоставляются бесплатно «как есть» и не должны толковаться как предоставление каких-либо профессиональных или сертифицированных рекомендаций. Чтобы узнать больше о нашем онлайн-тесте личности, ознакомьтесь с нашими Условиями обслуживания.
.