Когнитивная сфера личности: Когнитивная сфера личности — что это такое в психологии?

Содержание

Когнитивная сфера психической деятельности. Когнитивная сфера личности

Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов — какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.

Когнитивная сфера личности — это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:

  • Мнемические процессы: память. В частности — сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
  • Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
  • Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.

Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.

Память
. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать — определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше». Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):

  • Эмоциональная память
    — память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
  • Двигательная память
    — это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
  • Словесно-логическая память
    — память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
  • Образная память
    — память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.

По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память. Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.

Воображение
. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению. Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.

Функции воображения таковы:

  • управление физиологическими состояниями;
  • создание и реализация внутреннего плана действий;
  • произвольная регуляция познавательных процессов;
  • управление эмоционально-потребностными состояниями;
  • активизация наглядно-образного мышления.

По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.

Внимание
. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание. Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).

Основные свойства внимания:

  • Сосредоточенность (концентрация) — то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
  • Устойчивость — то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
  • Распределение — то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
  • Объем — то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
  • Переключаемость — то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.

Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера. Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных — приматы.

В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни. Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:

  1. Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
  2. Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
  3. Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
  4. Делает правильные выводы: если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.

Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.

Диагностика когнитивной сферы

Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.

Диагностика внимания:

  • Методика Мюнстенберга;
  • Методика «корректурной пробы»;
  • Кольца Ландольта.

Диагностика памяти:

  • Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
  • Субтест Векслера.
  • Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).

Диагностика воображения:

  • Тест Тулуза-Пьерона.
  • Тест Торренса.
  • Тест «Художник — Мыслитель».

При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы. По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.

Ахметова Людмила Владимировна

2009

УДК 159.9:37.015.3; 159.92

Л. В. Ахметова

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматривается психологический механизм когнитивного обучения как один из факторов обеспечения качества общего среднего образования. Показано, что когнитивное обучение — это психолого-дидак-тическая система, в основе которой научно обоснованное представление о структурно-функциональной организации когнитивной сферы личности.

Ключевые слова: когнитивный, когнитивная сфера личности, структура, когнитивное обучение.

Развитие отечественной школы, разработка основных направлений дальнейшей модернизации общего среднего образования и сферы наиболее эффективного использования отечественного опыта по-прежнему являются первостепенными государственными задачами. По убеждению государственных деятелей и специалистов различных областей знания качество общего среднего образования является необходимым потенциалом для будущего развития, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения высоких темпов устойчивого экономического роста, рассматривается как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене .

Вместе с этим анализ состояния совре

53. Когнитивная (познавательная) сфера личности. внимание, память, воображение

53.
Когнитивная
(познавательная) сфера личности: внимание,
память, воображение

Одним
из важнейших компонентов сознания
человека являются познавательные или
когнитивные процессы. Именно эти процессы
позволяют человеку получать знания об
окружающем мире и в конечном итоге
успешно ориентироваться в постоянно
изменяющейся обстановке.

Память.
Для того, чтобы успешно ориентироваться
в окружающем мире, человеку недостаточно
получать с помощью органов чувств
информацию о его состоя-нии. Чтобы
окружающий, быстро изменяющийся мир не
воспринимался чело-веком каждый раз
как что новое и незнакомое, он (человек)
должен обладать способностью сохранять
и накапливать информацию. Такую
способность человеку обеспечивает его
память. Память – это запоминание,
сохранение и последующее воспроизведение
человеком его индивидуального опыта.
Она включает в себя следующие про-цессы:
запоминание, сохранение, воспроизведение
и забывание.

Двигательная
память
– это память на движения. Люди,
обладающие хорошей двигательной памятью
характеризуются физической ловкостью,
сноровкой в труде, они легко и быстро
усваивают новые виды деятельности,
требующие хорошей координации движений.
В том, что мы умеем ходить, писать,
управлять автомобилями, играть на
гитаре, и т.д. и т.п., основную роль играет
двигательная память.

Эмоциональная
память
– это память на эмоциональные
состояния, возникающие в тех или иных
ситуациях. Это очень важный вид памяти,
так как он дополняет другие виды памяти.
Эмоции всегда сигнализируют о том, как
удовлетворяются наши потребности.
Пережитые и сохранѐнные в памяти эмоции
выступают как сигналы либо побуждающие
к действию, либо как удерживающие от
неѐ.

Образная
память
– это память на зрительные,
слуховые, вкусовые, обонятельные и
другие образы. Это профессиональный
вид памяти, его развитие определяется
условиями деятельности. Он хорошо развит
у людей художественных профессий.

Словесно-логическая
память
– это память на мысли, которые
у человека оформлены средствами языка
– словами.

Непроизвольной
памятью
называется процесс запоминания,
сохранения и воспроизведения, в котором
отсутствует сознательная цель что-либо
запомнить или вспомнить. Соответственно
произвольная память – это процесс
целенаправленного запоминания или
припоминания информации.

В
кратковременной памяти в течение
долей секунд сохраняется вся по-ступившая
информация. Оперативная память
обеспечивает хранение промежу-точных
результатов, необходимых до конца
решения текущей задачи, в долговременной
памяти
информация накапливается как
бы впрок и сохраняется длительное время.

Все
виды памяти тесно взаимосвязаны.

Воображение.
Коренным
отличием деятельности человека от
инстинктивного поведения животных
является то, что прежде чем начинать
действовать человек представляет
ожидаемый результат, то есть строит в
своѐм воображении образ продукта труда.
Это оказывается возможным благодаря
особому познавательному процессу –
воображению. Воображение

это способность создавать образ реально
не существующего объекта, удерживать
его в сознании и манипулировать им.

Любой
трудовой процесс обязательно включает
в себя воображение, пер-вое и важнейшее
назначение которого заключается в том,
что оно позволяет представлять результат
еще до начала процесса труда, причѐм
представлять не только конечный продукт
труда, но и его промежуточные продукты.
Следовательно, воображение ориентирует
человека в процессе деятельности тем,
что создаѐт психическую модель конечного
или промежуточного продуктов труда,
что и способствует их предметному
воплощению.

Ценность
воображения состоит в том, что оно
позволяет принять решение и найти выход
в проблемной ситуации, даже при отсутствии
нужной полноты знаний, которые необходимы
для мышления. Оно позволяет как бы
«перепрыгнуть» через какие-то этапы
мышления и всѐ-таки представить себе
конечный результат.

Виды
воображения
.
Воображение
характеризуется активностью,
действенностью. Обычно оно является
элементом творческой деятельности,
направленной на преобразование
окружающего. Такая форма воображения
называется активным
воображением
.
Но бывает и пассивное
воображение
,
когда человек уходит в область
фантастических, далѐких от реальности
представлений, чтобы скрыться от
кажущихся ему неразрешимых задач..
Пассивное
воображение создаѐт образы, которые не
воплощаются в жизнь, намечает программы
поведения, которые не осуществляются,
а зачастую не могут осуществиться.

Непреднамеренное
воображение
возникает
главным образом при ослаблении
контролирующей роли сознания, при
временном бездействии человека, в
полудремотном состоянии, в состоянии
аффекта, во сне (сновидения),
при патологических расстройствах
сознания (галлюцинации)
и т.д.

Человек
может вызывать пассивное воображение
и преднамеренно: такого рода образы
фантазии, преднамеренно вызванные, но
не связанные с волей, направленной на
их воплощение в жизнь, называются
грезами.
Всем
людям свойственно грезить о чем-то
радостном, приятном, заманчивом.
Но
если в процессах воображения у человека
преобладают грезы, то это дефект развития
личности, который свидетельствует о еѐ
пассивности.

Основными
функциями
воображения являются:

  • активизация
    наглядно-образного мышления,

  • управление
    эмоционально-потребностными состояниями,

  • произвольная
    регуляция познавательных процессов,

  • создание
    и реализация внутреннего плана действий,

  • управление
    физиологическими состояниями.

Внимание.
Без
внимания невозможна любая деятельность;
чѐткость и эффективность восприятия,
памяти или мышления возможны только
при наличии должной на-правленности,
то есть внимания.

Внимание
характери-зует динамику протекания
психических процессов.

Общая
функция внимания состоит в отборе и
ограничении действующих раздражителей.
Другой
характерной особенностью внимания
является сосредоточение или концентрация
психической деятельности, то есть
сосредоточение субъекта на объекте.

Различают
три вида внимания: непроизвольное,
произвольное и по-слепроизвольное.

Наиболее
простым видом внимания является
непроизвольное, которое возникает без
сознательно поставленной цели и волевого
усилия.
Непроизвольное
внимание возникает и поддерживается
как объективными, так и субъективными
факторами.

Произвольное
внимание
имеет
иные характерные черты. Все мы знаем,
что человек может заставить себя быть
внимательным к чему-либо. Для этого он
сознательно ставит перед собой цель и
усилием воли вытесняет из сознания все
те мысли и побуждения, которые мешают
ему сосредоточиться на объекте внимания.
Произвольным
вниманием называется такое, которое
возникает под влиянием сознательно
поставленной цели и волевого усилия.
Произвольное
внимание к чему-либо устанавливается
в результате осозна-ния необходимости
быть внимательным именно к этому объекту
или действию.

Послепроизвольное
внимание

это такое внимание, которое возникает
на основе произвольного, направляется
сознательно поставленной целью и
поддержание которого не требует волевого
усилия. Своеобразие его заключается в
том, что оно всегда возникает на основе
произвольного и что главной его
побудительной силой является глубокий
и устойчивый интерес не только к
результату, но и к процессу деятельности.

Все
три вида внимания тесно связаны между
собой и переходят друг в друга.

Основными
свойствами внимания являются:

1.
Устойчивость

это его способность длительно
сосредотачи-ваться на определѐнных
объектах.
В
процессе деятельности имеют место
колебания
внимания,
т.е.
периодически повторяющиеся отклонения
от основного объекта внимания и
возвращения к нему. Периодичность
колебания приблизительно 5 секунд.

2.
Сосредоточенность

это степень концентрированности внимания
на одних объектах и его отвлечение от
других (иногда это свойство называют
концентрацией внимания).

3.
Объѐм

количество объектов, которые одновременно
охватываются вниманием с одинаковой
степенью ясности и отчѐтливости. Средний
объѐм внимания – 5-7 единиц информации.

4.
Распределение

это способность иметь в сознании
несколь-ко разнородных объектов,
параллельно выполнять несколько разных
видов деятельности.

5.
Переключаемость

это скорость перевода внимания с одно-го
объекта на другой. Она зависит прежде
всего от значимости того объекта или
вида деятельности, в сторону которых
изменяется направленность внима-ния.

Сферы личности | Блог 4brain

сферы личности

Как человек, занимающийся саморазвитием, вы наверняка задумывались о совершенствовании каких-либо навыков. Но их так много, что порой не знаешь, за что взяться. Что важнее: сила воли или целеустремленность? Этот и подобные вопросы могут поставить в тупик. Однако если вы знаете о концепции сферы личности, разобраться  становится намного проще. Например, зная, что сила воли и целеустремленность относятся к одной группе способностей, вы можете сделать определенные выводы.

На онлайн-программе «Самопознание» вы сможете лучше познать себя и свои индивидуальные особенности. С помощью психологических тестов и упражнений вы узнаете, что вы действительно хотите в жизни, поймёте свои сильные и слабые стороны.

Сферы личности – это совокупность особенностей человека, которые характеризуют его поступки, мотивации, пути достижения целей, восприятие информации, потребности и т.д. Подобная категоризация нужна не только тем, кто занимается саморазвитием, но и, к примеру, компаниям, которые ищут работников.

Выделяют следующие сферы личности человека:

  • мотивационная;
  • волевая;
  • органическая и социальная;
  • познавательная.

В этой статье мы рассмотрим эти сферы личности человека и попытаемся понять, как они формируются и от чего зависят.

Мотивационная сфера личности

Каждый человек имеет свои определенные потребности, которые побуждают его на то или иное поведение, направленное на удовлетворение этих потребностей.

Уровень и количество потребностей отличаются от человека к человеку: это обусловлено условиями существования, разным образом жизни, уровнем организации и места в обществе.

Если основные потребности (еда, питье, тепло) не особенно меняются в процессе жизни, разве что их количество, то иные (самореализация, поиск смысла существования) эволюционируют вместе с человеком. Многое зависит от моральных ценностей.

Если говорить о структуре мотивационной сферы личности, то, несмотря на некоторые различия, все же можно выделить определенные тенденции. Вот приблизительная схема:

  • Органические (потребность в еде и питье).
  • Материальные (потребность в имуществе и деньгах).
  • Социальные (потребность в авторитете, уважении, чувстве справедливости, чувстве собственного достоинства).
  • Духовные (вера, повышение духовного уровня).

Психологи уделяют мотивационной сфере личности основное внимание, потому что от мотивации зависит поведение человека, направленное на достижение целей. Множество поступков в своей жизни мы совершили исключительно потому, что хотели этого.

Основные характеристики мотивационной сферы личности:

  • Мотивационная сила: если человек достаточно мотивирован, он способен на многое.
  • Динамичность мотивов: изменение силы и приоритетности мотивов.
  • Устойчивый характер мотивов: они не исчезают после удовлетворения определенных потребностей.
  • Наличие структуры: несколько потребностей можно объединить в одну мотивацию.
  • Существование определенной иерархии: есть второстепенные и доминирующие мотивы.
  • Гибкий характер: каждый человек может удовлетворять свои потребности при помощи разных способов.
  • Множественный характер: увеличение самих потребностей, средств и способов для удовлетворения таких нужд.
  • Разнообразие мотивов: большое количество побуждений к действиям.

Следует помнить, что мотивационная сфера личности – лишь одна из нескольких. По ней одной нельзя судить о человеке. Рассмотрим другие.

Волевая сфера личности

Волевая сфера личности – это совокупность волевых качеств, которая характеризует человека в его способности достигать целей в трудных условиях.

Три самых главных качества этой сферы: целеустремленность, сила воли, стойкость воли.

Целеустремленность – это способность в любых ситуациях помнить о намеченных планах, быть сфокусированным на ней до победного конца.

Изучая основы тайм-менеджмента, мы понимаем важность постановки целей. Но из-за раздражителей теряем фокус и начинаем заниматься совершенно другими делами, при этом испытывая стыд и пытаясь избавиться от когнитивного диссонанса при помощи отговорок и поиска оправданий.

Чтобы воспитать целеустремленность, нужно в первую очередь использовать хитрости, не имеющие к ней прямого отношения: даже простые стикеры, расклеенные по всей квартире, окажут существенный эффект. Но при этом вам нужно развивать силу воли.

Сила воли – это способность человека принимать сложные решения, а также направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Она является невероятно важным компонентом в достижении успеха. Даже если у человека сильно развита мотивационная сфера, пробелы в волевой будут тянуть его вниз при каждой неудаче.

Сила воли необходима как для совершения действия, так и для отказа от него (что не менее важно). Например, отказаться от торта ради будущего в спорте или от вечеринки с друзьями ради изучения английского языка. Сейчас существует наибольшее количество соблазнов за всю историю человечества, поэтому наличие силы воли является одним из самых серьезных преимуществ.

Сейчас модно считать, что сила воли переоценена, но она, скорее, недооценена (все выдающиеся личности ею обладали). А если вы сумеете объединить ее с мотивацией, то достигнете самых амбициозных целей.

Стойкость воли – это уровень постоянства и повторения усилий, которые человек прилагает при достижении сложной цели на протяжении длительного периода времени. Проще говоря, это шкала измерения силы воли.

Да, сила воли является исчерпаемым ресурсом, но при этом можно повышать ее количество. Это и есть стойкость воли: сколько минут или часов вы сможете работать над задачей, не получая никаких результатов?

Волевая сфера личности проявляется и в других аспектах жизни человека. Например, в склонности к риску и локусе контроля.

Склонность к риску – это характеристика поведения человека в неопределенных ситуациях. Считается, что развитая сила воли делает индивида более рискованным.

Локус контроля – это склонность человека приписывать свои неудачи или успехи либо внутренним, либо внешним факторам. Индивид, обладающий развитой волевой сферой, будет брать на себя полную ответственность за провалы и неудачи (при этом не страдая от самобичевания и чувства вины).

Такой человек знает, что лишь он ответственен за свою жизнь и даже реакции других людей на него. В то время как личность с внешним локусом контроля (винящая обстоятельства) развивает в себе синдром жертвы.

теории мышления

Органическая и социальная сфера личности

Человека нельзя рассматривать вне контекста общества. Помимо волевой и мотивационной сферы личности, одновременно развивается органическая и социальная (ее изучал русский психиатр и невропатолог Владимир Бехтерев).

Органическая сфера проявляется в реакциях на раздражители окружающего мира, в то время как социальная имеет связь с установлением взаимопонимания с членами общества, в котором находится человек.

Как подчеркивает Бехтерев, «сложный процесс развития социальной сферы личности нисколько не устраняет органическую сферу личности, он ее только дополняет, хотя и частично подавляет, так сказать, наслаивает на нее новые сочетания, вытекающие из деяний, относящихся условиям социальной жизни».

На самую вершину социальной сферы личности Бехтерев ставил характер. И уже потом идут сосредоточенность, умственная работоспособность. При этом он подчеркивал, что очень сильно на эти параметры влияет темперамент.

Он также утверждал, что для личности присущи волевые проявления, внутренние мотивы действий и поступков, то есть те психические явления, которые в психологии и философии связаны с волей.

Познавательная сфера личности

Познавательная сфера личности – это набор способностей, при помощи которых человек познает явления окружающего его мира. Существует мнение, что совокупность всех этих элементов и называется интеллектом.

Эта сфера состоит из следующих компонентов: восприятие, ощущения, внимание, воображение, память, мышление.

Ощущения – это то, что воспринимают наши рецепторы из внешней или внутренней среды.

Восприятие – это то, как мы интерпретируем сигналы, полученные при помощи ощущений. То есть это явление можно назвать психологическим, потому что он может менять свое восприятие при помощи волевого усилия и изменения мышления.

Внимание нам помогает сосредотачиваться на одном раздражителе, выбирая его из всего, что есть вокруг.

Память очень сильно зависит от внимания, потому что запоминается лучше всего то, на чем человек был сфокусирован. При этом память тесно связана со всеми остальными элементами познавательной сферы человека.

Воображение – это способность человека вызывать в уме образы. Считается, что данное умение присуще исключительно человеку, оно помогает планировать достижение сложнейших целей.

Мышление – это умение человека анализировать полученную информацию. Ощущения, восприятие, внимание, память и воображение являются пищей для ума, которая затем перерабатывается мышлением.

Все познавательные сферы личности человека и их элементы поддаются тренировке. На нашем сайте вы найдете курсы и статьи, которые помогут их развивать, становясь более разносторонней личностью. Советуем вам начать со следующих курсов:

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:

Критерии

Группы волевых качеств

Первичные волевые качества Вторичные волевые качества Третичные волевые качества
Базой / основой волевого качества выступает    
Качества / черты, входящие в содержание группы    
В структуре какого психологического образования проявляют себя    

Уровень → Сенсорный Перцептивный Репрезентативный
Процесс →

Ощущение

Восприятие

Память

Критерии ↓
Особенности
отражения (определение)
Физиологическая
основа процесса
Свойства
Классификация видов (классификацион
ный критерий и виды)
Формы
Мыслительные операции
Процессы
Закономерности
(законы)
Нарушения
Факторы, влияющие на качество отражения

Уровень → Мыслительный Креативный

Внимание

Процесс →

Мышление

Воображение

Критерии ↓
Особенности
отражения (определение)
Физиологическая
основа процесса
Свойства
Классификация видов (классификацион
ный критерий и виды)
Формы
Мыслительные операции
Процессы
Закономерности
(законы)
Нарушения
Факторы, обуславливающие качество отражения

РОЛЬ

ПРОЦЕСС

ОБЗОР

ПЕРВИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Ведущий

Экстравертный ИНТУИТИНГ

Интерпретация ситуаций и отношений, улавливание значений и взаимосвязей в других контекстах
Опорные Интровертное мышление Анализ, категоризация и оценка в соответствии с принципами
Рельеф Экстравертное чувство Подключение и рассмотрение других и группы
Желаемый Интровертное восприятие Анализ и напоминание о прошлом опыте и поиск подробных данных

ТЕНИ ПРОЦЕССОВ

Противоположная Интровертный ИНТУИТИНГ Предвидение последствий, преобразований и вероятных последствий
Критически важный родитель Экстравертное мышление Сегментирование, организация для повышения эффективности и систематизация
Обман Интровертное чувство Ценить и учитывать важность, убеждения и ценности
Дьявольский Экстравертное зондирование Опыт и действия в непосредственном контексте.