Коммуникация и ее структура и: Структура и функции коммуникации — Студопедия
Структура процесса коммуникации. — Студопедия
Процесс коммуникации реализуется посредством коммуникационного канала. Канал коммуникации состоит из четырё основных элементов (рис.13.1):
Отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее её.
Сообщение – информация, которую передает отправитель получателю.
Канал или средство передачи информации – техническая система, способная передать информацию без искажений
Получатель (адресат) – лицо, которому предназначена информация и который её интерпретирует.
Основной эффект коммуникационного процесса – это изменение в поведении «получателя», которые происходят в результате принятия сообщения.
Основные результаты коммуникационного процесса:
— Изменение в знаниях «получателя»;
— Изменение в целевых установках «получателя», т.е. изменение относительно устойчивых представлений индивида;
— Изменение поведения «получателя», обусловленное новыми знаниями.
В процессе реализации коммуникаций надо помнить, что человек способен запомнить
· 10 % того, что он прочитал;
· 20 % того, что он услышал;
· 30 % того, что он увидел;
· 70 % того, что он сам сказал;
· 80 % того, что он сам сказал и сделал;
· 90 % того, что он объяснил другому.
Коммуникационные барьеры. Коммуникация успешная, если получатель информации понимает её содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывается отправителем, т.е. менеджером.
Барьеры коммуникации – это факторы, снижающие возможность успешной коммуникации. Барьеры коммуникации могут возникать на макроуровне и на микроуровне.
Макробарьеры коммуникаций мешают успешной коммуникации в целом (перегруз сетей, сознательное «глушение» канала, сложность интерпретации…).
Микробарьеры – создают локальные помехи в узких конкретных сферах деятельности (поломка техники, слабая заинтересованность отправителя или получателя в точности информации…).
К основным барьерам коммуникации относят:
v Специфику восприятия. В зависимости от эмоционального состояния, различий в суждениях и интересах, социальных установок люди воспринимают одну и ту же информацию по разному.
v Семантику. Слова, которыми передается информация трактуются различными людьми по разному.
v Обмен невербальной информацией. Информация, передаваемая жестами, мимикой и т.п. может трактоваться разными людьми по разному.
v Плохую обратную связь. Неумение менеджера организовать обратную связь может приводить к непониманию его распоряжений.
Процесс коммуникации окажется успешным с большей вероятностью, если будут соблюдаться десять заповедей успешной коммуникации:
1. Перед коммуникацией четко определите идеи, вкладываемые в послание;
2. Проанализируйте истинную цель каждой коммуникации;
3. Проанализируйте всё физическое и человеческое окружение при любой коммуникации;
4. Проконсультируйтесь со специалистами при планировании коммуникации;
5. Обратите самое пристальное внимание на интонацию и основное содержание сообщения;
6. Воспользуйтесь имеющимися возможностями включения в сообщение полезной и ценной для получателя информации;
7. Постоянно держите в поле зрения то, как срабатывает коммуникация;
8. Устанавливайте коммуникацию не только на сегодня, но и на завтра;
9. Добивайтесь, чтобы информация носила актуальный и правдивый характер;
10. Учитесь умению слушать другого.
68. Структура и виды коммуникации.
Виды
коммуникаций:
Организационные
коммуникации — это совокупность
коммуникаций, строящихся на основе
общения, опосредованного информацией
о самой организации, ее целях и задачах.
Межличностные
коммуникации — устное общение людей в
одном из перечисленных видов. Эффективная
межличностная коммуникация очень важна
для успеха в управлении, так как, с одной
стороны, решение многих управленческих
задач строится на непосредственном
взаимодействии людей — начальник с
подчиненным, подчиненные друг с другом
— в рамках различных событий, а с другой,
межличностная коммуникация является
лучшим способом обсуждения и решения
вопросов, характеризующихся
неопределенностью и двусмысленностью.
Внешние
коммуникации — это коммуникации между
организацией и средой. Факторы внешней
среды очень сильно влияют на деятельность
организации.
Организации
пользуются разнообразными средствами
для коммуникаций с составляющими своего
внешнего окружения. С имеющимися и
потенциальными потребителями они
сообщаются с помощью рекламы и других
программ продвижения товаров на рынок.
В сфере отношений с общественностью
первостепенное внимание уделяется
созданию определенного образа, имиджа
организации на местном, общенациональном
или международном уровне. Организациям
приходится подчиняться государственному
регулированию и заполнять в этой связи
пространные письменные отчеты. Обсуждения,
собрания, телефонные переговоры,
служебные записки, видеоленты, отчеты
и т. п., циркулирующие внутри организации,
зачастую являются реакцией на возможности
или проблемы, создаваемые внешним
окружением.
Внутренние
коммуникации — это коммуникации внутри
организации между различными уровнями
и подразделениями.
Формальные
коммуникации — это коммуникации, которые
определяются организационной структурой
предприятия, взаимосвязью уровней
управления и функциональных отделов.
Чем больше уровней управления, тем выше
вероятность искажения информации, так
как каждый уровень управления может
корректировать и отфильтровывать
сообщения.
Неформальные
коммуникации. Канал неформальных
коммуникаций можно назвать каналом
распространения слухов. Поскольку по
каналам слухов информация передается
много быстрее, чем по каналам формального
сообщения, руководители пользуются
первыми для запланированной утечки и
распространения определенной информации
или сведений типа «только между нами».
Вертикальные
коммуникации. Информация перемещается
внутри организации с уровня на уровень
в рамках вертикальных коммуникаций.
Она может передаваться по нисходящей,
т. е. с высших уровней на низшие. Таким
путем подчиненным уровням управления
сообщается о текущих задачах, изменении
приоритетов, конкретных заданиях,
рекомендуемых процедурах.. Помимо
обмена по нисходящей, организация
нуждается в коммуникациях по восходящей.
Передача информации с низших уровней
на высшие может заметно влиять на
производительность. Коммуникации по
восходящей, т. е. снизу вверх, также
выполняют функцию оповещения верха о
том, что делается на низших уровнях.
Таким путем руководство узнает о текущих
или назревающих проблемах и предлагает
возможные варианты исправления положения
дел.
Некоторые
из многочисленных разновидностей обмена
информацией между руководителем и
подчиненным связаны с прояснением
задач, приоритетов и ожидаемых результатов;
обеспечением вовлеченности в решение
задач отдела; обсуждением проблем
эффективности работы; достижением
признания и вознаграждением с целью
мотивации; совершенствованием и развитием
способностей подчиненных; со сбором
информации о назревающей или реально
существующей проблеме; оповещением
подчиненного о грядущем изменении, а
также получением сведений об идеях,
усовершенствованиях и предложениях.
В
дополнение к обмену информацией между
руководителем и подчиненным имеет место
обмен между руководителем и его рабочей
группой. Коммуникации с рабочей группой
в целом позволяют руководителю повысить
эффективность действий группы.
Горизонтальные
коммуникации — это коммуникации между
различными отделами организации. В
обмене информацией по горизонтали часто
участвуют комитеты или специальные
группы, в которых формируются равноправные
отношения, являющиеся важной составляющей
удовлетворенности работников организации.
Структура:
Коммуникационная
сеть включает потоки посланий, или
сигналов, между двумя или более индивидами.
Она соединяет определенным образом
участников коммуникационного процесса
с помощью информационных потоков.
Коммуникационная
сеть состоит из вертикальных, горизонтальных
и диагональных связей. Вертикальные
связи осуществляются сверху вниз от
руководителя к подчиненному. Горизонтальные
связи осуществляются между равными по
уровням работниками или частями
организации. Диагональные связи — это
связи с другими начальниками и
подчиненными. Взаимосвязь этих сетей
создает коммуникативную структуру
организации.
Возможности
развития коммуникационной сети
ограничивают, как правило, размеры
подразделений в организации. Увеличение
размера группы приводит к возрастанию
количества возможных коммуникационных
отношений. Поэтому от того, как построена
коммуникационная сеть, зависит ее
влияние как на сокращение, так и на
увеличение разрыва между посланным и
полученным значением. и соответственно
деятельность персонала может отличаться
большей или меньшей эффективностью.
Особенно
важно знание типов коммуникационных
сетей или структур коммуникаций в
группе. Среди существующих коммуникационных
сетей для групп разной численности
можно выделить четыре основных типов:
колесо, цепь, круг, сложный круг (или
всеканальная)
Централизованность
информационных контактов связана со
степенью свободы субъектов — участников
коммуникации. Как это и следовало
ожидать, свобода субъектов существенно
выше в конфигурациях без центра.
Результаты | Тип | ||
«круг» | «цепь» | «колесо» | |
Скорость | Медленно | Быстро | Быстро |
Точность | Плохая | Хорошая | Хорошая |
Организованность | Слабая | Средняя | Сильная |
Лидерство | Отсутствует | Проявляется | Четко |
Мораль | Очень | Низкая | Очень |
Характеристика
коммуникационных сетей
Формальная,
централизованная иерархия власти, при
которой подчиненные общаются друг с
другом только через своего начальника,
представлена в сетях типа «колесо».
Одно лицо занимает центральное место
в коллективе и большинство членов этой
группы при определении своей позиции
сориентированы на центр. Это связано с
лидерскими функциями лица находящего
в центре «колеса», его возможностями
оказывать больше социального влияния
на других членов группы. Оно также
связано с ответственностью за передачу
информации и принятие окончательных
решений.
Если
члены группы соединены между собой, как
звенья одной цепи, в которой каждый
поддерживает контакт с кем-то одним, то
мы имеем сеть типа «цепочка». Последняя
отражает последовательно сеть
горизонтальных связей.
В
сетях типа «круг» члены группы могут
коммуницировать только с тем, кто
расположен рядом с ними.
Примером
полностью децентрализованных групп
являются «всеканальные» сети. которые
используются, как правило, тогда, когда
необходимо участие всех членов в решении
сложных проблем. Такой подход называют
еще открытыми коммуникациями.
Характер
взаимозависимости работ и людей в группе
или организации будет определять тип
более эффективной коммуникационной
сети. Простая взаимозависимость допускает
использование централизованных сетей.
Сложная взаимозависимость (хоккей)
требует «командного» подхода к построению
коммуникационных сетей. Однако сложная
сеть может и не решить простую задачу.
69.
Виды коммуникационных структур.
Возможно то, что выше, но еще есть функции.
Функции и состав коммуникативных
структур.
Как
и любые другие организационные структуры,
коммуникативные представляют собой
множество отношений субъектов организации.
Они определяются своими специфическими
функциями, элементным составом и
конфигурацией.
Главные
функции коммуникативных структур
заключаются в следующем:
—
обеспечивать органы прямого управления
организации необходимой деловой и
специальной информацией, например,
расчетами различных вариантов для
принятия тех или иных решений; такая
информация представляется в виде
предложений, рекомендаций и советов;
—
осуществлять сбор и анализ необходимой
информации и
обеспечивать
бесперебойную работу технических
средств связи и обработки информации;
—
планировать работу различных подразделений
организации, составлять графики работы,
определять плановые показатели,
разрабатывать всевозможные стандарты;
—
заниматься снабжением и материальным
обеспечением
повседневной
жизни организации;
—
решать социальные задачи, стоящие перед
организацией.
Элементный
состав коммуникативных структур включает
в себя субъектов организации (индивидов,
занимающих определенные должности, или
руководимые ими отделы — организационные
единицы), которые непосредственно
участвуют в информационных процессах:
генерируют, накапливают, распределяют
и получают информацию, необходимую для
эффективной работы. Субъектами
коммуникационных отношений можно
считать специалистов различного профиля:
экспертов по внешним связям,
ученых-исследователей, аналитиков-прогнозистов,
маркетологов, плановиков, бухгалтеров,
ревизоров.
Компоненты психологической структуры общения: какие стороны выделяют, кратко
Общение – важный процесс в жизни каждого человека. При помощи него люди делятся опытом и мыслями. Обмен информацией происходит всегда при совместной деятельности. Ознакомиться со всем разнообразием этого вида коммуникации можно, только поняв, что представляет собой структура общения и каковы ее основные уровни.
Коммуникация
Структура общения в психологии
При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:
- коммуникацию;
- интеракцию;
- социальную перцепцию.
На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.
Схема
Стороны общения
Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:
- перцептивную;
- интерактивную;
- коммуникативную.
Каждая из них имеет свои особенности.
Коммуникативная сторона общения
Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:
- чувства;
- эмоции;
- ценности;
- мысли;
- идеи.
Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:
- коммуникатор – занимается передачей сообщения;
- речевая информация или текст – что должен усвоить человек, которому предназначается послание;
- канал – каким образом осуществляется обмен;
- аудитория или получатель – адресат, к которому направлена информация;
- эффективность – результат усвоения полученного сообщения.
Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.
Коммуникативная сторона
Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.
Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.
Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.
Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:
- Невербальному – с помощью жестов, мимики, знаков;
- Вербальному – с использованием речи.
Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.
Перцептивная сторона общения
Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.
Социальная перцепция
Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.
Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.
Социальная перцепция помогает:
- Понять себя. Социальное взаимодействие с обществом – это хорошее средство получения информации о собственной личности. Отождествление себя с собеседником способствует рассмотрению собственных скрытых желаний, потребностей и страхов.
- Развить эмоциональное взаимодействие, например, симпатию, дружбу, враждебность.
- Изучить партнера. Перцепция позволяет понимать этику других людей. При помощи нее можно найти нужных для жизни и работы индивидов.
- Организовать совместную деятельность с одним человеком или целой группой людей. Благодаря знанию ценностей, мотивов и установок партнера, с ним легче работать в команде.
- Развить взаимопонимание. Общение, основанное на общих взглядах и интересах, – залог хорошего настроения и плодотворного обмена информацией.
Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.
Интерактивная сторона общения
Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.
Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.
Интерактивная сторона
Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:
- наличие общих мотивов и целей;
- качественную передачу речевых и невербальных сообщений;
- единое время и пространство для совместного труда;
- присутствие координации действий.
Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:
- Кооперацию. Данный тип предполагает, что участники, имеющие одинаковые цели, координируют и соединяют свои силы для получения положительного результата, который устроит всех.
- Конкуренцию. При этом типе взаимодействия каждый участник заинтересован только в собственном успехе.
Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:
- Компромисс – временная договоренность о достижении целей партнеров, чтобы сохранить отношения и условное равенство.
- Альтруизм или уступчивость. Человек способен отказаться от достижения собственных целей в пользу желаний партнера.
- Избегание, которое выражается в игнорировании контакта и отказе от собственных целей, чтобы исключить выигрыш другого участника.
Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.
Разделение структуры общения на уровни
Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.
Уровни по А.Б. Добровичу
А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:
- Примитивный. Для него характерно легкое и простое общение.
- Конвенциональный. Уровень, при котором партнеры способны выстроить общение на правилах, которые сами же установили.
- Манипулятивный. Для получения выгоды один из партнеров может использовать уловки и ухищрения.
- Стандартизированный. Во время общения на этом уровне партнеры стремятся утаить свои истинные мотивы, цели, желания и чувства.
- Игровой. Коммуникация выстраивается на симпатии к партнеру, желании произвести приятное впечатление на него.
- Деловой. Общение предполагает решение каких-либо важных вопросов, требующих умственной активности.
- Духовный. Для этого уровня характерно наличие взаимного интереса партнеров не только друг к другу, но и совместной деятельности. В ходе общего дела каждый участник получает моральное удовлетворение.
В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:
- Макроуровень. Взаимоотношения человека с другими индивидами выстраиваются согласно общественным нормам, обычаям и традициям.
- Мезауровень. Коммуникация затрагивает только несколько содержательных тем. Общение на этом уровне может быть как многоразовым, так и одноразовым.
- Микроуровень. Взаимодействие выстраивается только на основании короткого контакта: рукопожатия, пантомического или мимического акта, вопроса-ответа.
Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.
Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.
Видео
Структура коммуникаций
Коммуникационная
сеть включает потоки посланий, или
сигналов, между двумя или более индивидами.
Она соединяет определенным образом
участников коммуникационного процесса
с помощью информационных потоков.
Коммуникационная сеть состоит из
вертикальных, горизонтальных и
диагональных связей. Вертикальные связи
осуществляются сверху вниз от руководителя
к подчиненному. Горизонтальные связи
осуществляются между равными по уровням
работниками или частями организации.
Диагональные связи — это связи с другими
начальниками и подчиненными.
Взаимосвязь этих сетей создает реальную
структуру организации.
Возможности
развития коммуникационной сети
ограничивают, как правило, размеры
подразделений в организации. Увеличение
размера группы приводит к возрастанию
количества возможных коммуникационных
отношений. Поэтому от того, как построена
коммуникационная сеть, зависит ее
влияние как на сокращение, так и на
увеличение разрыва между посланным и
полученным значением, и соответственно,
деятельность персонала может отличаться
большей или меньшей эффективностью.
Особенно
важно знание типов коммуникационных
сетей или структур коммуникаций в
группе. Среди существующих
коммуникационных сетей для групп разной
численности можно выделить четыре
основных типов: колесо, цепь, круг,
сложный круг (или всеканальная) (рис. 2
).
Рис.2.
Типы коммуникационных сетей в группе
Колесо
Цепь Круг Сложный
круг
Точки
(•) — члены группы. Линии (-) — каналы
коммуникаций.
Формальная,
централизованная иерархия власти, при
которой подчиненные
общаются
друг с другом только через своего
начальника, представлена в сетях типа
«колесо». Одно лицо занимает центральное
место в коллективе и
большинство
членов этой группы при определении
своей позиции сориентированы на центр.
Это связано с лидерскими функциями
лица находящего в центре «колеса», его
возможностями оказывать больше
социального влияния на других членов
группы. Оно также связано с ответственностью
за передачу информации и принятие
окончательных решений. Если члены группы
соединены между собой, как звенья одной
цепи, в которой каждый поддерживает
контакт с кем-то одним, то мы имеем сеть
типа «цепочка». Последняя отражает
последовательно сеть горизонтальных
связей. В сетях типа «круг» члены группы
могут коммуницировать только с тем, кто
расположен рядом с ними.
Примером
полностью децентрализованных групп
являются «всеканальные» сети, которые
используются, как правило, тогда, когда
необходимо участие всех членов в решении
сложных проблем. Такой подход называют
еще открытыми коммуникациями.
Коммуникационные барьеры
В
условиях человеческой коммуникации
могут возникать специфические
коммуникативные барьеры. Коммуникативные
барьеры существуют как на уровне
межличностных, так и на уровне
организационных коммуникаций.
Наше
рассмотрение межличностных
барьеров
сосредоточено на:
1.
восприятии;
2.
семантике;
3.
обмене невербальной информацией;
4.
некачественной обратной связи;
5.
плохом слушании.
Вступая
в информационный контакт и используя
символы, мы пытаемся обмениваться
информацией и добиваться ее понимания.
К используемым нами символам относятся
слова, жесты и интонации. Именно этими
символами обмениваются люди в процессе
коммуникации. Отправитель кодирует
сообщение с помощью вербальных
и невербальных
символов.
Семантика
изучает способ использования слов и
значения, передаваемые
словами.
Поскольку слова (символы) могут иметь
разные значения для разных людей, то,
что некто намеревается сообщить,
необязательно будет
интерпретировано
и понято таким же образом получателем
информации.
Семантические
вариации часто становятся причиной
неверного понимания, ибо во многих
случаях вовсе не очевидно точное
значение, приписываемое символу
отправителем. Символ не имеет неповторимого
неотъемлемого значения. Значение символа
выявляется через опыт и варьирует в
зависимости от контекста, ситуации, в
которой использован символ. Поскольку
у каждого человека свой опыт и каждый
акт обмена информацией в определенной
мере является новой ситуацией, никто
не может быть абсолютно уверен в том,
что другое лицо припишет то же значение
символу, которое мы ему придали.
Семантические затруднения могут быть
также обусловлены расхождением способов,
которыми люди приписывают значение
группам символов. Этот момент имеет
огромное значение для коммуникации.
Все
выше сказанное можно отнести и к
невербальным
символам.
Действительно, ведь люди в силу своих
различий могут интерпретировать разные
невербальные символы такие, как улыбка,
мимика, жесты, взгляды, позы и т.д.,
совершенно по разному, а следовательно,
будет возникать шум в процессе
коммуникаций.
Другим
ограничителем эффективности межличностного
обмена информацией может быть отсутствие
обратной связи
по поводу посланного вами сообщения.
Еще
одним барьером может выступать неумение
слушать.
Эффективная коммуникация возможна,
когда человек одинаково точен, отправляя
и принимая сообщения. Необходимо уметь
слушать. Многим кажется, что слушать
означает лишь вести себя спокойно и
дать другому человеку говорить. Однако
это лишь незначительный фрагмент
процесса внимательного, сосредоточенного
слушания. Как показали исследования,
управляющий, по сути дела, слушает лишь
с 25%-й эффективностью. Согласно другому
исследованию, эффективное слушание
является важнейшим качеством эффективно
функционирующего менеджера. Важно уметь
слышать конкретные излагаемые вопросы.
Мало воспринимать факты — нужно
прислушиваться к чувствам. Выслушивание
фактов и чувств — это
выслушивание
сообщения полностью. Поступая так, вы
расширяете свои
возможности
понять ситуацию и даете знать об
уважительном отношении к тому, что в
действительности говорящий человек
старается передать вам.
Теперь
рассмотрим преграды в организационных
коммуникациях.
Искажение
сообщений
— одна из проблем организационных
коммуникаций, состоящая в изменении
смысла сообщения. Такое искажение может
быть обусловлено рядом причин:
¨
Сознательное
искажение информации
может иметь место, когда какой-либо
управляющий не согласен с сообщением.
¨
Проблемы обмена информацией вследствие
искажения сообщений могут
возникать
также вследствие фильтрации.
В организации существует потребность
фильтровать сообщения, с тем чтобы с
одного уровня на другой
уровень
организации направлялись только те
сообщения, которые его касаются. Для
этого их приходится суммировать и
упрощать, акцентировать одни и отсеивать
другие перед направлением в разные
сегменты организации. Такой отбор может
и стать причиной искажения содержания.
Согласно одному исследованию, лишь 63%
содержания информации, отправляемой
советом директоров, доходило до
вице-президентов, 40% —до начальников
цехов и 20% — до рабочих.
¨
Сообщения, отправляемые наверх, могут
искажаться в силу несовпадения
статусов
уровней организации. Руководители
высшего звена обладают более высоким
статусом, поэтому возникает тенденция
снабжать их только
положительно
воспринимаемой информацией. Преграды
на путях обмена информацией могут также
быть следствием перегрузки
каналов коммуникаций.
Руководитель, поглощенный переработкой
поступающей информации и необходимостью
поддерживать информационный обмен,
вероятно, не в состоянии эффективно
реагировать на всю информацию. Он
вынужден отсеивать менее важную
информацию и оставлять только ту, которая
кажется ему наиболее важной; то же
относится и к обмену информацией.
К
другим аспектам, которые могут вызывать
проблемы в коммуникациях, можно отнести
неудовлетворительный состав и
использование комитетов, рабочих групп,
кадров вообще, а также способ организации
власти и распределения задач.
Наконец,
создавать проблемы при обмене информацией
могут конфликты между различными
группами или отделами организации.
Ясно, что плохо проработанная информационная
система может снижать эффективность
обмена информацией и принятия решений
в организации.
как правильно организовать коммуникации персонала в едином информационном пространстве
Пожалуй, многие сталкивались с ситуациями в работе, когда левая рука не ведает, что творит правая. Такие проблемы обычно связаны с внутренними коммуникациями в компании и очень серьезно влияют на эффективность всех бизнес-процессов. Как наладить коммуникации в коллективе, какие инструменты для этого можно использовать и почему единое информационное пространство так важно для успешной и эффективной деятельности организации?
Коммуникации персонала в организации: что это?
Внутренние коммуникации в компании, по сути, ― диалоги всех со всеми. Сам процесс коммуникации настолько важен, что многие организации даже содержат отдельных специалистов по информационному обеспечению. Чем это обусловлено?
Коммуникации в коллективе необходимы для того, чтобы наладить связь между руководством и исполнителями, построить эффективное взаимодействие с коллегами и тем самым обеспечить действенный и четкий обмен данными без информационных и временны́х потерь. Притом крайне важно, чтобы эти взаимодействия работали во всех направлениях, то есть не только снизу вверх — от сотрудников к начальству, но и от начальства к сотрудникам. Это необходимо как для выстраивания политики компании, так и для укрепления командного духа и повышения лояльности. Без коммуникативной связи каждый работник словно находится в своем собственном «информационном пузыре» и не вполне понимает, как его деятельность связана с целями и задачами компании. Это приводит к хорошо известному эффекту «я здесь один работаю, а остальные заняты непонятно чем».
Интересный факт
Американские эксперты по внутрикорпоративным коммуникациям подсчитали, что лояльность работников и их удовлетворенность более чем на 90% связаны именно с качеством связи внутри компании[1].
К тому же отсутствие связи между работниками и отделами существенно замедляет решение любых вопросов, провоцирует многочисленные конфликты и недопонимание, а следовательно, приводит к внутреннему напряжению в коллективе, при котором разные направления (группы, отделы) начинают действовать не как союзники, а как противники.
Кому необходимы отлаженные коммуникации в коллективе? Услышав оборот «корпоративные коммуникации», мы сразу представляем себе огромную многоуровневую организацию с сотнями или даже тысячами сотрудников. И действительно, если в компании работает более двух десятков человек, ожидаемо, что не все они будут общаться друг с другом напрямую. Чем больше штат компании, тем выше шансы, что большинство работников вообще не будут знакомы.
Тем не менее построение коммуникации в компании необходимо также и совсем небольшим фирмам. Даже если говорить о стартапе, в котором занято всего 3–4 человека, коммуникация должна быть налажена, ведь каждый хочет знать, что уже сделано, что предполагается сделать, как идет рабочий процесс в целом и что ожидается лично от него. Другое дело, что организовать связь в таких масштабах довольно просто — обычно хватает общего чата в мессенджере и регулярных планерок.
Крайне важны коммуникации в коллективе, где значительное количество сотрудников работает удаленно или, как говорится, «в полевых условиях». В такой ситуации необходимо уделить особое внимание горизонтальным коммуникациям, поскольку каждый работник может поддерживать связь с руководством, но не иметь ни малейшего понятия, чем заняты коллеги.
Если не развивать и не направлять корпоративные связи, они будут развиваться сами. И не факт, что именно в желательном направлении. Если все вопросы решаются у кулера с водой или в частной переписке, если никто не представляет, кто отвечает за ту или иную задачу, а любое обсуждение политики организации начинается с таинственного «по слухам» — не стоит рассчитывать на слаженную и эффективную работу.
Единое информационное пространство — путь к лояльности персонала
Чтобы повысить лояльность работников при помощи внутренних коммуникаций, нужно четко осознать одну истину: внутренний и внешний PR — разные вещи. То, что эффективно во внешних коммуникациях — стратегии «умолчания», «перестановки акцентов» и «смещения фокуса внимания» — «внутри» не работает.
Именно поэтому стратегия формирования единого информационного пространства предполагает ряд довольно специфических задач:
- преодоление коммуникативных разрывов как по горизонтали, так и по вертикали. Это позволит достичь взаимопонимания на всех уровнях;
- получение обратной связи от персонала компании. Каждый работник должен понимать, что его мнение важно и будет учитываться, и сотруднику необходимы удобные инструменты для донесения этого мнения и оперативного получения обратной связи;
- демонстрация готовности руководства к диалогу, а также создание положительного имиджа компании;
- разъяснение корпоративной политики в области обучения и развития персонала;
- формирование единых стандартов поведения в соответствии с корпоративным кодексом и этикой компании. Это — одна из основных задач корпоративной коммуникации. Если она никак не решается, возникает риск серьезного репутационного ущерба. В работе любой организации бывают критические моменты и конфликтные ситуации, поэтому очень важно дать сотрудникам возможность обсудить их в узком кругу, не вынося сор из избы в социальные сети. В то же время не менее важно обеспечить руководству возможность обсудить острые моменты с работниками и предоставить им официальную версию событий, чтобы избежать распространения слухов и домыслов.
Но какие инструменты можно использовать для решения всех этих задач разом?
Информационное обеспечение персонала: инструменты 21 века
Все инструменты построения коммуникации внутри организации можно разбить на несколько типов:
- информационные. Как понятно из названия, их задача — информировать сотрудников о том, что происходит в компании. Стенд с объявлениями, циркулярами и приказами как раз относится к информационным инструментам (пусть и весьма примитивным). Информационным инструментом может стать корпоративный журнал или газета, корпоративный портал с систематизированной базой знаний, где любой сотрудник может почерпнуть необходимую информацию, не отвлекая своих коллег, всевозможные внутрикорпоративные рассылки.
- аналитические. Как сотрудникам важно знать о планах руководства, так и управлению необходимо держать руку на пульсе и понимать, чего хотят исполнители. Для этого используются инструменты, обеспечивающие обратную связь — формы для внесения рацпредложений и форумы на корпоративном сайте, системы анкетирования сотрудников, мониторинг персонала и многое другое.
- коммуникативные. Люди — существа социальные, и помимо обмена рабочей информацией им нужно и личное взаимодействие, иначе крепкий коллектив не построить. К коммуникативным инструментам относятся не только корпоративы и мероприятия, посвященные тимбилдингу, но и различные профессиональные соревнования, корпоративное обучение, адаптационные тренинги и семинары.
- организационные. Для успешной деятельности компании каждый сотрудник должен понимать, куда она движется и каковы ее цели. Для этого проводятся собрания, совещания, планерки и выступления руководства, этой же цели служат разработка и внедрение корпоративных стандартов.
Все эти задачи можно решать по отдельности, однако существуют инструменты, объединяющие все основные функции коммуникаций внутри организации. К примеру, корпоративная социальная сеть.
Как и обычная социальная сеть, корпоративная соцсеть позволяет делиться новостями и тем самым держать сотрудников в курсе происходящего. Наличие групповых и личных чатов — способ выстраивать эффективные коммуникации между сотрудниками без потерь информации и времени, объединяться в группы по профессиональным интересам, устраивать планерки и мозговые штурмы, даже если сотрудники разбросаны по всему миру, получать консультации в режиме реального времени и, наконец, общаться в неформальной обстановке и заводить приятельские связи с другими работниками. Корпоративная соцсеть ассоциативно связана с пространством, предназначенным для диалога, а значит, проблема внутренних коммуникаций компании будет решена максимально эффективно, без риска получить репутационный удар из открытых источников, таких как ВК и FB.
Корпоративные социальные сети — относительно новое явление, однако они стремительно вытесняют корпоративные порталы и сайты. Причина в простоте, удобстве и гибкости соцсетей. К тому же сейчас это в принципе весьма востребованный, а потому знакомый каждому формат взаимодействия.
Понятие и структура коммуникативного процесса — Студопедия
Тема 3.2. Общение как коммуникация
План лекции:
- Понятие и структура коммуникативного процесса
- Этапы коммуникационного процесса
- Средства общения
Проявление интереса к проблеме коммуникации в XX веке наблюдалось и за пределами языкознания и психологии, и даже не только в новых их отраслях, возникших во второй половине столетия, психолингвистике и социолингвистике. В телефонии, телеграфии, радио и другой связи этот интерес первоначально носил сугубо практический характер «улучшения» коммуникации. В дальнейшем, проблема моделирования взаимосвязи, как машины с машиной, так и человека с человеком, и человека с машиной стала предметом рассмотрения кибернетики как науки об управлении и теории искусственного интеллекта. Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации, а интерес к человеческой составляющей производственной деятельности поставил вопросы коммуникации в сфере менеджмента. Так или иначе, с проблемами коммуникации сталкиваются специалисты множества отраслей человеческой деятельности. Сейчас проблемы исследования коммуникативных процессов входят в число наиболее актуальных, глобальных проблем для человечества.
Коммуникациейтрадиционно принято называть обмен значениями (информацией) между индивидами через посредство общей системы символов (знаков), языковых знаков, в частности. |
Коммуникация между людьми имеет ряд специфических особенностей.
- В ней обязательно должны присутствовать два индивида, каждый из которых – активный субъект.
- Должна присутствовать возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.
- Влияние коммуникации может осуществляться лишь при наличии единой или схожей системы кодификации и декодификации у коммуникатора и реципиента.
- Всегда возможно возникновение коммуникативных барьеров.
Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, являющейся предметом общения, т.е. сообщения.
Информация как таковая может быть двух типов: побудительной и констатирующей. Побудительная информация проявляется в виде приказа, совета или просьбы, она призвана стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть в форме:
1. активации, т.е. побуждения к действию в заданном направлении;
2. интердикции, т.е. такого побуждения, которое, наоборот, не допускает определенных действий, запрещает нежелательные виды деятельности;
3. дестабилизации, т.е. рассогласования или нарушения некоторых форм поведения или деятельности.
Констатирующая информация проявляется в виде сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения, но содержит в себе ориентировочную основу, влияющую на поведение партнера по общению.
Модель коммуникативного процесса включает пять элементов:
1. | Кто передает сообщение | Коммуникатор |
2. | Что передается | Сообщение (текст) |
3. | Как осуществляется передача | Канал связи |
4. | Кому направлено сообщение | Реципиент (слушатель) |
5. | Ответная реакция | Обратная связь |
Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса:
- открытую – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой позиции.
- отстраненную – коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не заявляя открыто своих предпочтений.
- закрытую – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегая к специальным мерам, чтобы скрыть ее.
Тема 5. Система коммуникаций в организации
Вопросы:
1. Сущность и виды
коммуникаций. Структура процесса
коммуникации.
2. Межличностные
коммуникации.
Литература:
1. М. Х. Мескон и др.
Основы менеджмента, — М, Дело, гл. 6
2. В. Р. Веснин.
Основы менеджмента. – М, 1996, с. 102-108
3. Менеджмент. / под
ред. М. М. Максимцова и А. В. Игнатьевой.
– М, 1998, гл. 11
4. О. С. Виханский,
А. И. Наумов. Менеджмент. 3-е издание, — М,
1998, с. 379-391.
1 Сущность и виды коммуникаций. Структура процесса коммуникаций
Работа любой
организации зависит от процесса обмена
информацией между отдельными
подразделениями и сотрудниками
организации.
Этот процесс обмена
информацией, её смысловым значением
называется коммуникацией.
Таким образом,
коммуникация — это обмен информацией
между двумя или более людьми для
обеспечения их взаимопонимания, это
обмен их мыслями, чувствами, идеями.
Существует два
аспекта коммуникаций – информационный
и личностный.
Информационный
характеризует коммуникацию как процесс
движения информации, а личностный –
как взаимодействие личностей.
Поэтому не следует
понятие коммуникации отождествлять с
понятием информация.
Коммуникация
– это социально – экономическое явление,
проявление сущности человека и его
отношений с другими людьми.А
информация является внешним проявлением
коммуникации.
Коммуникация
играет важную роль в процессе управления.
Она является связующим процессом,
объединяющим в единое целое все функции
управления.
Без коммуникации
невозможно существование любой
организации. С помощью коммуникации
формируется поведение людей в организации;
осуществляется
координация их деятельности;происходит
передача информации для принятия и
реализации решений;
Велика роль
коммуникации в деятельности любого
менеджера. Можно утверждать, что
эффективность его работы прежде всего
зависит от эффективности его коммуникаций.
Коммуникации
в организации представляют сложную
многоуровневую систему, охватывающую
организацию и её элементы, а также её
внешнее окружение. Поэтому выделяют
Рис. 1 Классификация
коммуникаций
Внешние
коммуникации — информационное
взаимодействие с внешней средой.Организации используют различныесредства обмена информацией с
субъектами внешнего окружения: это и
реклама, выставки-продажи, связи с
общественностью, через прессу; различные
отчеты, справки, сведения в органы
государственного контроля и регулирования,
поддержка определенных политических
партий, движений, отдельных депутатов
и многое другое.
Внутренние
коммуникации – это информационные
обмены между уровнями управления
подразделениями.
Различают:
организационные и межличностные
коммуникации
Организационные
коммуникации осуществляются на уровне
всей организации.
Межличностные
коммуникации – это прямой межличностный
обмен информацией между сотрудниками
организации. Они делятся на:
формальные
или официальные и,неформальные.
Формальные
коммуникации определяются политикой,
правилами, должностными инструкциями
данной организации и осуществляются
по формальным каналам.
Неформальные
коммуникации осуществляются на основе
установившихся личных отношений между
работниками организации.
Наличие
неформальных коммуникации связано со
стремлением работников знать ту
информацию, которую они не могут получить
с помощью формальных организационных
коммуникаций. Неформальными коммуникациями
иногда пользуются руководители, чтобы
выяснить реакцию сотрудников на
предполагаемые изменения.
Особенности
этих коммуникаций является большая
скорость передачи информации, значительный
объём аудитории, не всегда высокая
достоверность передаваемых сообщений.
Часто неформальные
коммуникации имеют форму различных
слухов. Хотя наличие в организации
неформальных коммуникаций является
явлением нормальным, но появление
различных слухов – это всегда следствие
недостатка информации, свидетельство
неэффективности системы коммуникаций.
Поэтому передача максимально
возможной информации через каналы
формальной коммуникации позволяет
уменьшить количество слухов.
Среди формальных
организационных коммуникаций выделяют:
коммуникации между уровнями управления
(вертикальные коммуникации) и коммуникации
между подразделениями (горизонтальные
коммуникации).
Вертикальные
или межуровневые коммуникации – это
обмен информацией между подразделениями
или работниками, находящимся на разных
уровнях управления. Они подразделяются
на коммуникации сверху вниз (нисходящие)
и снизу вверх (восходящие).
Коммуникации
сверху вниз имеют своим содержанием
приказы, решения, конкретные задания,
изменения правил, инструкции и др.
Коммуникации
снизу вверх имеют форму отчетов, сообщений
о возникающих трудностях, проблемах и
предложениях по их разрешению, просьб
и др. К вертикальным коммуникациям
относятся также коммуникации руководитель
– подчиненный и руководитель – рабочая
группа.Эти коммуникации оказывают
непосредственное влияние на процесс
деятельности и они наиболее подробно
будут рассмотрены в отдельной теме.
Горизонтальные
коммуникации осуществляются на одном
уровне управления между равными по
положению в организации подразделениями
или работниками.Например, коммуникации
между сотрудниками разных отделов. Эти
коммуникации имеют форму обмена мнений,
координации действий, сообщений и др.
Наиболее
эффективными являются горизонтальные
коммуникации, при их использовании
информационные потери иискажения
составляют порядка 10%,т. е. около
90% сообщений попадает к получателям и
ими воспринимаются. Это объясняется
тем, что работники, находящиеся на одном
и том же уровне, хорошо знают характер
работы своих коллег.
В вертикальных
коммуникациях потери и искажения
информации довольно значительны.
Например, в нисходящих коммуникациях
только 20% информации доходит до низших
уровней и правильно понимается ими.
В восходящих
коммуникациях потери и искажения
информации еще значительней – только
порядка 10% информации с низших уровней
доходит до высших уровней управления.
Связано это с
процессом фильтрации в межуровневых
коммуникациях. Фильтрация означает,
что с одного уровня управления на другой
руководителем направляются только те
сообщения, которые его касаются. При
этом сообщения могут суммироваться или
упрощаться, отсеиваться. Такой отбор
может стать причиной искажения исходной
информации. Искажение информации
может возникать при передачи информации
от подчиненных к руководителю, когда
руководителя высшего звена стараются
снабжать только положительно воспринимаемой
информацией.
Искажение информации
может поступать вследствие информационных
перегрузок. Руководитель при этом менее
важную информацию отсеивает. А этот
отсев всегда субъективен.
Все виды
коммуникаций связаны между собой и
составляют единое целое – систему
коммуникации организации. Деятельность
организации в значительной степени
зависит от эффективности системы
коммуникации.Коммуникация как
процесс обмена информацией возможен
только при наличии 4 основных элементов:
(рис. 2)
отправитель
– это лицо, которое собирает или отбирает
информацию и передает её;сообщение –
это собственно информация, выраженная
в словах, цифрах, жестах и др.канал – средство
передачи информации – например, устная
речь, письмо, электронные средства
связи.Получатель –
лицо, которому направлена информация
и которое её воспринимает.
Э
Рис. 2 Основные
элементы коммуникаций
тот процесс разделяется на 5 логически
связанных этапов (рис.3):
Рис. 2 Основные элементы коммуникации
Структура коммуникационного процесса и его виды
Структура коммуникационного процесса и его виды
Само явление коммуникации носит целостный характер, однако в интересах теоретического анализа необходимо выделить его структуру (от лат. — структура), которая представляет собой совокупность внутренних связей и структуры, внутреннюю структуру объекта.
Отметим, что определение структуры изучаемого явления, в данном случае коммуникации, зависит от особенностей его изучения в рамках научной дисциплины, а также от уровня научного анализа.Поэтому понимание структуры и функций общения в психологии существенно отличается от структуры и функций общения в рамках философского знания, которое делает упор на нравственное содержание.
Структуру общения можно определить как набор базовых элементов, из которых развивается процесс общения.
Основные элементы связи:
• Тем:
• потребности, мотивация и цели;
• Инструменты;
• способы взаимодействия, взаимовлияния и отражения влияний в процессе общения;
• Результаты.
Люди, физические лица выступают в качестве субъектов общения . В деловом общении субъектами общения являются не просто люди, а люди, имеющие определенные статусы и выполняющие ролевые предписания: сотрудники государственных организаций, сотрудники частных и государственных компаний, общественных объединений, учебных заведений, предприниматели и др. Следует отметить, что как индивиды, так и группа могут выступать в качестве субъектов общения.
Простейшую коммуникационную модель можно представить следующей схемой:
C1 — & gt; C2
Люди, которые приходят в общение, определенно мотивированы, они осознают свои потребности и ставят определенные цели, решают профессиональные задачи.
Люди вступают в общение, преследуя определенные цели. Цель общения — это для чего человек занимается данным видом деятельности. Цели общения разнообразны и представляют собой средство для достижения полного спектра потребностей: социальных, биологических, культурных, когнитивных, творческих, эстетических, личностного роста, нравственного развития и других.
Целью общения может быть само по себе, тогда общение действует как самоцель, средство удовлетворения потребности в общении; либо находиться вне взаимодействия субъектов, то мы имеем дело с деловым общением, содержание которого определяется социально значимым предметом общения.Целью общения может быть вовлечение партнеров в общение с ценностями и опытом друг друга, как представлено в личном общении , , которое сосредоточено в основном на психологических проблемах внутреннего характера, тех интересах и потребностях, которые глубоко влияют на личность человека.
Сложно дать исчерпывающую классификацию коммуникационных целей, учитывая разнообразие человеческих потребностей.
Коммуникационные инструменты — это способы кодирования, передачи, обработки и дешифрования информации, передаваемой в процессе коммуникации.
Передача и восприятие информации осуществляется с помощью невербальных и вербальных средств коммуникации.
Невербальные (не вербальные) средства общения в основном врожденные и позволяют человеку (и высшему животному) взаимодействовать с другими людьми, стремясь к взаимопониманию на эмоциональном и поведенческом уровнях. Они включают мимику, жесты, зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные и другие ощущения, воспринимаемые органами чувств.
Устное средство общения — устная и письменная речь в ее разнообразных формах.
В ходе своей эволюции человек изобрел различные технические средства записи, хранения и передачи информации (радио и видеоаппаратура, механическая, магнитная, лазерная и другие формы записи). В настоящее время важнейшим средством коммуникации являются компьютерные информационные технологии.
Способы взаимодействия и взаимодействия в процессе общения разнообразны. Взаимодействие может быть бесконфликтным или бесконфликтным, руководствуясь контролем или пониманием, может принимать форму конкуренции или сотрудничества.Столь же разнообразны способы взаимовлияния: внушение, убеждение, манипуляция, принуждение, просьба.
Результат коммуникации определяется степенью удовлетворения потребностей участников коммуникации и тем, была ли достигнута (или не достигнута) цель коммуникации.
Однако, если ограничиться анализом структуры коммуникации только в этом аспекте, выделив предметы коммуникации, средства коммуникации, цели коммуникации и т. Д., то моральная составляющая выпадает из поля зрения.
В современной литературе по этике коммуникации процесс коммуникации рассматривается в широком смысле, принимая во внимание фундаментальный философский вывод о том, что коммуникация — это способ быть личностью, в том числе:
1) стоимость;
2) антропологический;
3) нормативные элементы.
Если посмотреть на процесс коммуникации с этой точки зрения, то его можно рассматривать с этико-философской точки зрения, поскольку:
• любое явление общения определяется определенными ценностями и само представляет собой определенное значение;
• любой коммуникативный процесс — это взаимодействие конкретных субъектов, обладающих определенными качествами, в том числе моральными;
• любой коммуникативный процесс — это совокупность определенных норм, правил, методов, форм человеческого взаимодействия.
В реальном процессе общения эти три структурных элемента существуют неразделимо, взаимопроникая друг в друга: люди общаются со своими, не всегда совпадающими системами ценностей, придерживаясь определенных норм и правил.
Связь чрезвычайно многогранна, попытки выделить основные ее типы предпринимались неоднократно, но выделить единую основу для классификации невозможно.
В зависимости от из числа общения, существует три типа общения: межличностное, (между двумя или тремя субъектами), группа личностей, (между одним человеком и группой) и межгрупповое.
В зависимости от целей выделяют ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение .
Цель ритуального общения — поддержать общение с обществом, укрепить представление о себе как о члене общества. При таком общении партнер становится необходимым атрибутом проведения ритуала.
С помощью ритуального общения осуществляется множество контактов и разговоров, которые извне, а иногда и изнутри кажутся бессмысленными, пустыми, так как на первый взгляд совершенно неинформативны, неинституционализированы, не имеют и не могут иметь результата. ,Например, разговор о погоде, приветствие с шаблоном вопроса «Как дела?», За которым следует стандартный ответ: «Нормально» — или разговор о детях, чьи дела никого не интересуют, кроме их родителей. Участники такого общения стараются избегать конфликта мнений. Наиболее показательным является ритуальное общение на праздновании юбилея или провода на пенсию. Заслуженного работника выставляют на пенсию. Коллеги в прощальных выступлениях говорят о неоценимом вкладе юбилея в развитие фирмы, его огромном опыте, сожалеют о его уходе, и в то же время многие втайне радуются тому, что вакансия была освобождена, что нельзя проявлять уважение и считаться с достоинствами юбилея.Представьте, что юбиляр поверил этим выступлениям, как герой фильма «Старые разбойники», и решил работать. Довольны ли его коллеги таким решением? Ритуальное общение — это общение, а шаблон, который не затрагивает самые важные проблемы и интересы человека.
Манипулятивная коммуникация определяется как таковая, при которой партнер рассматривается как средство достижения внешних целей по отношению к
.Структура связи
и ее влияние на выполнение задачи
Структура связи и ее влияние на задачу
Производительность
Формальная организационная структура бюрократической организации может быть
думал как сеть. Это ориентированный граф (несимметричная сеть), который записывает
социальное отношение «подчиняется» (или, если вы предпочитаете
стрелки идти вниз, «босс»). Это социальное
отношения имеют тенденцию направлять много коммуникаций в пределах
организация.Например, лот предписывающий
информация (т. е. сделать это, прекратить это делать) течет вниз по
ссылки. Это необычно и может вызвать проблемы при предписании
информация движется по другому шаблону, например, от начальника к
чей-то подчиненный, или среди сверстников, или от подчиненного
руководителю. При этом описательных лота
(«это статус такого-то проекта»).
ссылки, часто в виде отчетов.
Формальная организация также определяет множество других коммуникаций.
также. Например, большинство ролей (должностей) в организации
взаимосвязаны, заставляя лиц, занимающих эти роли, взаимодействовать
с другими, играющими свои роли. Например, персонал
отдел, как и отдел заработной платы, обычно
взаимодействовать со всеми сотрудниками. Люди в маркетинговых исследованиях
отдел тесно сотрудничает с людьми из отдела маркетинга,
которые также работают с людьми в разработке нового продукта
отдел.
В дополнение к этим официально предписанным сообщениям
также множество неформальных коммуникаций, начиная от
получение технической консультации по поводу сексуальных домогательств. Некоторые из них
затронуты официальной организационной структурой (например, большинство
общение происходит между людьми, офисы которых находятся в пределах 50
ноги друг друга), а другие нет.
Учитывая, что существует множество способов структурировать общение в организации,
Возникает вопрос, как схема коммуникаций внутри
организация влияет на результативность организации — ее
возможность продавать продукцию, снижать затраты, адаптироваться к изменениям в
окружающая среда и др.Другими словами, какова лучшая структура коммуникации?
Один из способов разобраться в этом вопросе — выполнить контролируемое
лабораторные эксперименты. Это то, что Алекс Бавелас и его ученик Гарольд
Ливитт учился в Массачусетском технологическом институте в конце 40-х и 50-х годах.
Эксперимент Ливитта
В основном, в эксперименте 5 человек играли в какую-то игру.
похоже на Clue, в котором они должны решить головоломку. На
В начале игры каждому человеку дается ключевой бит информации.Чтобы решить головоломку, каждый бит информации должен
быть объединенными. Игроки общаются друг с другом,
передавая информацию, которую они имеют, пока головоломка не будет
решена. В отличие от Clue, идея состоит в том, чтобы каждый игрок получил
ответ. Чем быстрее и эффективнее они смогут это сделать, тем
лучше.
Настройка
Каждого человека помещают в кабину уникального цвета (это было до появления компьютеров
придуманы).Они есть
с учетом окрашенных стационарных устройств, соответствующих их кабине. Есть слоты
в стене, где они могут отправлять и получать сообщения.
В начале каждой игры каждому человеку дается 5 символов.
выбирал из набора из шести. Цель — выяснить, какие
символ, который у них всех есть общий. В каждой ячейке есть 6 выключателей.
стена, обозначенная символами. Когда игрок узнает ответ
он (все они были мужчинами) щелкает переключателем, соответствующим
символ, который он считает общим.Экспериментаторы
запишите время, когда это произойдет. Когда все 5 предметов имеют
щелкнул выключателем, экспериментатор остановил игру и
записывает, правильно ли они это сделали.
Если игра еще не была остановлена, тема может измениться.
его ответ, если ему нравится. Субъекты могут писать все, что они
нравится в их сообщениях, и отправлять столько или меньше, сколько они
лайк.
Не все ячейки содержат одинаковое количество слотов.Некоторые
кабины могут иметь только один слот, что означает, что
субъект в этой кабинке мог написать сообщение только одному человеку (кто бы
на другом конце трубки). Слоты служат для ограничения
коммуникации в определенные шаблоны. Пять отдельных моделей были
протестированы: звезда (колесо), Y, цепь (линия) и
круг. Испытуемым не говорили, по какой схеме они были, или
даже то, что они были в шаблоне.
Один и тот же набор испытуемых играл в игру на одинаковых позициях
15 раз.
Результаты
Время . Звезда и Y были значительно
в среднем быстрее, чем по цепи и по кругу.
сообщений. Звезда и Y использовали меньше всего
количество сообщений. Следующей была цепочка, затем круг (который
использовал совсем немного больше).
Ошибки. Ошибка была определена как бросание
о неправильном переключении до конца игры. Звезда, Y
и цепь допустила меньше всего ошибок, а круг — больше всего
(однако в кружке исправлено больше всего ошибок).
Удовлетворение . Субъекты в круге
сеть понравилась больше всего, за ней следует цепочка Y
и наконец звезда.
Руководство . Вероятность того, что
у группы лидер поднялся в следующем порядке: круг, цепочка, Y,
и звезда. Кроме того, соглашение о том, кто был лидером
увеличивались в том же порядке (в случае с
звезда).
Улучшение .Люди из круга были очень вероятны
сказать, что они могли бы делать вещи более эффективно и что
отсутствовала была «система». Звездные люди не чувствовали
они могли бы многое улучшить.
Обсуждение
Какая структура должна была быть самой быстрой? Теоретически,
звезда может решить загадку минимум за 5 единиц времени, Y
в 4, цепочка в 5, а круг всего в 3. Как вы себе представляете
этот? Рассмотрим звезду:
В момент времени 1 люди 2, 3, 4 и 5 могут отправить свои
информация для человека 1, поэтому в конце времени 1 человек 1 знает
вся информация и, следовательно (предположительно) ответ.Во время 2, человек 1
может отправить ответ человеку 2. В момент времени 3 человек 1 может отправить
ответ человеку 3. В момент времени 4 человек 1 может отправить ответ
человек 4. И, наконец, в момент 5 человек 1 может отправить ответ
человек 5. Итак, учитывая, что вы не можете отправлять материалы одновременно
более одного человека за раз, требуется минимум пять единиц
времени для этой конфигурации, чтобы решить загадку.
Теперь рассмотрим Y. В момент времени 1 люди 2, 3 и 4.
отправляют свою информацию человеку 1, а человек 5 отправляет человеку 4.В
время 2, люди 1 и 4 обмениваются тем, что они знают, так что знайте оба
они все знают. В момент времени 3 человек 1 отправляет ответ
человек 2, а человек 4 отправляет ответ человеку 5. В момент времени 4,
человек 1 отправляет ответ человеку 3. Значит, Y только 4
единиц времени, как минимум.
Теперь круг сложнее вычислить, поэтому я
используйте несколько цифр, чтобы объяснить это. В момент 1 человек 5 и 2
отправить человеку 1, человек 1 отправит человеку 2, а лица 4 и 3
обменяться своей информацией, так что в конце времени 1 вот
что знает каждый:
Конец времен 1
(числа в скобках указывают, чью информацию
человек имеет в конце раунда.У человека 1 есть {1,5,2}, что означает, что они получили
информация, которая была у 2 и 5, плюс их собственная).
2, человек 1 отправляет свою информацию человеку 5, человек 4 также отправляет
человек 5, человек 3 и человек 2 обмениваются информацией. В конце Времени 2,
человек 5 знает ответ, но никто другой не знает:
Конец времен 2
Во время 3 люди 3 и 4 обмениваются информацией (так что оба
знают ответ), а лица 1 и 2 обмениваются информацией,
так что каждый из них знает ответ.Поскольку человек 5 уже знал
ответ, раунд окончен.
Итак, круг должен был быть самым быстрым. Однако
реальные экспериментальные результаты были прямо противоположными. Теперь это
легко подумать: «большое дело: люди — не компьютеры». они не
обязательно делать вещи наиболее эффективным с математической точки зрения образом ».
Но если бы это было все, ни одна из структур
работали бы стабильно лучше, чем другие. Там
явно НЕКОТОРЫЕ влияние структуры на производительность, но не
тот, которого мы ожидали.
Так какие отношения? По словам Бавеласа и Ливитта,
это централизация. Чем централизованнее структура, тем
лучше работает. Они используют термин «централизация» для обозначения
к удаленным узлам от самого центрального узла, который действует как
информационный интегратор. Чем ближе все к этому
интегратора, тем быстрее решится загадка. Конечно,
передача всей информации одному интегратору — не единственный
возможная стратегия решения проблем.Но это разумный
стратегию, которую легко реализовать и которая хорошо работает с
простые проблемы.
Еще одной особенностью централизованных систем является то, что
центральный узел явно более центральный, чем все другие узлы.
Это проясняет, кто является лидером, а также делает
Стратегия «воронка — интегратор» более очевидна. Так
централизованные системы не тратят время на поиск стратегии или
соперничают за лидерство: они просто делают это.
Однако более поздние исследования показали, что централизация не
всегда оптимально. В следующей таблице показано, при каких условиях и
критерии: централизованные и децентрализованные системы лучше всего.
Переменная | Простая задача | Комплексная задача |
---|---|---|
Наименьшее количество сообщений: | централизованный | централизованный |
Наименьшее время: | централизованный | децентрализованный |
Наименьшее количество ошибок: | централизованный | децентрализованный |
Наибольшее удовлетворение: | децентрализованный | децентрализованный |
Централизованные системы работают хуже, чем децентрализованные системы со сложными задачами
потому что некоторые проблемы слишком велики для человека:
вся идея состоит в том, чтобы использовать всю организацию как распределенную
блок обработки для решения проблем, которые никто не мог
возможно ручка.Это похоже на классический аргумент в пользу превосходства
капитализм (децентрализованный) над коммунизмом (централизованный).
Также с большими системами (множеством узлов) центральным
узлы могут быть перегружены коммуникациями. Кроме того, в
в таких системах большая часть сети простаивает в ожидании
информация для фильтрации обратно из центра.
Позиционный анализ
Ливитт также проанализировал данные по позициям в сети —
я.е., по узлам. Он обнаружил, что:
- Самые центральные позиции отправляют больше всего сообщений
- Они получают удовольствие от своей работы больше
- На самые центральные должности отправляется меньше организационных
сообщения и другие информационные сообщения / сообщения о решениях. (и
в высокоцентрализованных сетях самые центральные узлы
отправить несколько информационных сообщений против сообщений о решении)
Лидерство
Интересный вывод исследования Бавеласа-Ливитта:
что единственный путь к лидерству — это центральность.В прошлом многие люди предполагали
что лидерство — это черта личности, с которой человек родился или, по крайней мере,
развивается в течение длительного периода времени. Поскольку в эксперименте люди размещаются
в центральном положении случайно, очевидно, что есть время, когда
позиционное центральное положение, определяющее лидерство, а не какое-либо прочное
характеристика личности.
Структура и познание
В этих экспериментах изначально считалось, что
выигрышными сетями будут те, чей шаблон позволяет
информации за минимальное время.Это структурный
характерная черта. Однако оказалось, что еще один структурный
характерная централизация, казалось, имела больший эффект.
Одна из возможных причин этого заключается в том, что в централизованных системах
количество возможных вариантов общения было намного меньше.
Людей более или менее заставляли применять определенную стратегию
решение проблемы. Напротив, для круга было много
много возможностей, только некоторые из которых работают хорошо.Даже если они
все работало хорошо, людям было намного сложнее выбрать один
стратегия и придерживаться ее. Часто бывает в организациях
что удовлетворительная стратегия, которую легко найти, реализовать и
придерживаться лучше оптимальной стратегии, которую трудно найти,
трудно реализовать, и трудно придерживаться.
Также полезно, если стратегия, которую продвигает структура
по отношению к людям — это то, к чему люди от природы положительно относятся
расположен к.Например, люди легко понимают
руководство. Намного труднее понять систему, которая в
круг, на самом деле приведет к гораздо более высокой производительности, чем
стратегия интегратора.
Эта стратегия выбора скорее удовлетворительного, чем оптимального решения
известна как , удовлетворяющая , и является важной концепцией в организационной
теория. Это часть более широкой концепции организаций как систем, которые
преодолеть человеческие когнитивные ограничения — состояние, известное как ограниченный
Соловьева .Идея ограниченной рациональности заключается в том, что люди намеренно
рационально, но они не могут быть рациональными, потому что не могут учитывать все
возможности. Не хватает ни времени, ни информации, ни мозгов.
чтобы во всем разобраться.
Авторские права 1996 Стивен П. Боргатти | Доработана: 8 октября 1997 г. | На главную |
,
Что такое связь? определение, элементы, формы и режимы
Определение : Коммуникация — это процесс передачи информации от одного человека к другому. Это акт обмена идеями, фактами, мнениями, мыслями, сообщениями или эмоциями с другими людьми внутри и вне организации с использованием канала для создания взаимопонимания и доверия.
Это не привязано к словам, т.е. независимо от того, говорит человек или нет, сообщение автоматически передается другой стороне.Помимо слов, общение может происходить с помощью символов, букв, действий, выражений и т. Д.
Элементы коммуникации
Связь — это двусторонний процесс, в котором обмен сообщениями связывает отправителя и получателя в согласованном направлении, состоящем из семи элементов:
- Отправитель : иначе известный как источник, это человек, которому есть что передать другому человеку.
- Кодирование : отправитель сообщения выбирает подходящие слова или невербальные методы для преобразования идеи в сообщение, что называется кодированием.
- Сообщение : сообщение подразумевает то, что отправитель хочет передать получателю. Без сообщения общение невозможно.
- Среда : Среда указывает на канал или режим, через который сообщение передается получателю, то есть оно может быть отправлено посредством электронной системы обработки текста, графики, символа и т. Д.
- Получатель : тот, кому направлено сообщение, называется получателем. Он замечает сообщение и придает ему какой-то смысл.
- Декодирование : Акт интерпретации сообщения получателем называется декодированием. Мировоззрение, опыт и отношение получателя играют жизненно важную роль в расшифровке сообщения.
- Обратная связь : Процесс связи никогда не может быть завершен, если ответ получателя отсутствует. Это позволяет коммуникатору сообщения узнать, было ли сообщение получено и интерпретировано таким же образом, как указано.
Все семь элементов коммуникации играют большую роль во всем процессе, поскольку между предполагаемым сообщением и полученным может быть некоторая деформация.
Формы связи
- Официальное общение : также известное как официальное общение, оно проходит по заранее определенным каналам, которым обязаны следовать все члены организации. В каждой организации установлена корпоративная лестница, по которой протекает коммуникация, которая может быть:
- Вниз : выше подчиненного
- Вверх : подчиняется вышестоящему
- По горизонтали : Между сотрудниками одного уровня, но с разными зонами ответственности (отделами).
- Диагональ : Между сотрудниками разного уровня и отдела.
- Неформальное общение : Форма общения, которая возникает спонтанно из личных или социальных потребностей между членами организации, называемая неформальным общением. Это вторичная сеть информации в организации, которая может быть:
- Цепь однониточная
- Цепочка сплетен
- Цепочка вероятностей
- Кластерная цепь
Неформальное общение — это самая быстрая форма общения, при которой информация быстро передается различным членам организации.Кроме того, можно быстро получить ответ участников.
Режимы связи
- Устное общение : Общение, при котором слова (устные или письменные) используются для передачи информации, называется устным общением. Это можно сделать двумя способами:
- Устное общение : например, Личный разговор, телефонный разговор, лекции, выступления, конференции и т. Д.
- Письменное сообщение : E.грамм. Письма, электронные письма, информационные бюллетени, SMS и т. Д.
- Невербальное общение : общение между сторонами, в котором слова не используются в качестве средства обмена сообщениями, то есть кроме слов используются другие средства, такие как звуки, символы, действия и выражения. Общение происходит невербально посредством:
- Язык тела , например Жесты, позы, движения тела и т. Д.
- Параязык , например Изменение высоты тона, тона, скорости речи, ударения в словах и т. Д.
- Язык жестов Например, Движение рук, мимика и т. Д.
- Время, язык Например, время, используемое для передачи нашего сообщения.
- Космический язык , например. Сохраняется пространство между сторонами для общения во время разговора.
Коммуникация — это основа организации, без которой ни одна организация не сможет выжить и эффективно работать для достижения своих целей. Это основное средство совместной работы членов организации.Кроме того, он связывает всех членов организации в одну нить и позволяет им реагировать и влиять друг на друга.
,
Эссе о структуре коммуникации и ее влиянии на выполнение задач
Структура коммуникации и ее влияние на выполнение задачи
ВВЕДЕНИЕ:
Выполняя повседневные задачи, мы склонны использовать различные методы, чтобы выполнять эффективную и удовлетворительную работу. И в большинстве случаев наши хорошие способы общения с другими людьми действительно облегчают нашу работу. Коммуникация — это действие, посредством которого один человек передает или получает от другого человека информацию о его потребностях, желаниях, восприятии, знаниях или аффективных состояниях.Это может быть преднамеренное или непреднамеренное, может включать обычные или нетрадиционные сигналы, может принимать лингвистические или нелингвистические формы и может происходить в устной или иной форме. Благодаря сетям связи эффективность и удовлетворенность определенной работой могут быть снижены. Существующие мнения об использовании эффективного инструмента в общении связаны с различными стратегиями, которые люди использовали для минимизации времени и усилий при выполнении конкретной задачи, которая включает общение.В этом эксперименте мы измерили взаимосвязь между групповыми структурами и поведением в группах при выполнении конкретной задачи и узнали, как их способ общения влияет на их работу.
Методология:
9 января 2013 года наша группа провела эксперимент о влиянии коммуникационных сетей на эффективность и удовлетворенность среди группы студентов-психологов второго курса Университета Сан-Карлоса. Эксперимент проводился в классе с восемью учениками в качестве участников и еще восемью в качестве наблюдателя и помощников.Исследование было сосредоточено на группах, организованных в две разные коммуникационные сети: колесо и круг. Например, все члены круга были одинаково центральными, находясь в колесе; один член был более центральным, чем другие. Каждая группа состоит из четырех человек для проведения эксперимента. Каждому из них дается полоска бумаги с 4 разными названиями цветов и еще один чистый лист бумаги, на котором они могут написать свои …
Продолжить чтение
Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ
,