Конфликты общения в психологии: Тема. Психология общения. Конфликты и пути их разрешения.

Содержание

Тема. Психология общения. Конфликты и пути их разрешения.

Тема. Психология общения. Конфликты и пути их разрешения.


Содержание.

Понятие «общение». Стороны процесса общения. Этапы общения. Функции общения. Вербальные и невербальные средства общения. Основы делового общения. Понятия «конфликт», «конфликтная ситуация». Конструктивный и деструктивный конфликты. Основные типы конфликтов. Возникновение, динамика развития, критерии конфликта. Пути разрешения конфликта.

Понятие и виды общения

 

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, стано­вясь осознанным и опосредствованным речью.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах пере­дается от одного живого существа к другому.

Содержанием обще­ния могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоцио­нальном состоянии живого существа, информация о состоянии внешней среды, знания о мире, знания, способности, умения и навыки.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

 

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработ­ки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Средства общения могут быть вербальными и невербальными.

1. Вербальные средства общения: язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

2. Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Исследования показали, что во время презентации перед группой людей 55% воздействия определяется языком ваших телодвижений: позы, жесты и контакт глазами, 35% определяется тоном вашего голоса и лишь 7% -содержанием того, о чем вы говорите (М. Арджайл, 1970).



Если содержание сообщения передается словами, то жесты, позы, мимика и тон голоса создают контекст сообщения. Невербальные средства общения

· создают и поддерживают психологический контакт,

· регулируют течение процесса общения,

· придают смысловые оттенки словесному тексту,

· направляют истолкование слов в нужное русло,

выражают эмоции, оценки, принятую роль и смысл ситуации

 

Несовпадение или противоречие между вербальным и невербальным сигналом носит название неконгруэнтности.

Конгруэнтность (синхронность, симметричность) означает, что человек внутренне неконфликтен в данный момент. Внешне конгруэнтность проявляется в следующем:

· полной согласованности невербальных сигналов между собой. Это выражается в симметричности мимики и позы по вертикальной оси тела. Несоответствие сигналов правой и левой сторон тела выдает внутренний конфликт.

· полной согласованности невербальных и вербальных сигналов. Человек неконгруэнтен, если наблюдается несоответствие его невербалики (поза, жесты, мимика и т.п.) произносимым словам.

Неконгруэнтность — индикатор наличия внутреннего конфликта, сигнал об отсутствии равновесия эмоциональной сферы и сферы контроля.

 

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

 

По целям общение делится на:

1. Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

2. Социальное — преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

 

Среди видов общения можно выделить также деловое и личност­ное, инструментальное и целевое.

1. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную дея­тельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

2. личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интере­сов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают лич­ность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

1. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

2. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потреб­ности, в данном случае потребности в общении.

Психология конфликта.

Конфликт —столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Конфликтное взаимодействие — вид взаимодействия при кортом двое или более людей вступают во взаимодействие и ощущают несовместимое отличие друг от друга и угрозу своим целям, задачам, стремлениям, потребностям, ценностям.

В ответ на эту угрозу изменяется их поведение.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

· противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;

· противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;

· несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

 

Конфликт представляет собой достаточно сложное социально-психологическое явление. Важно уяснить его сущность.

 

Сущность конфликта.

· наличие значимого противоречия;

· наличие отрицательных эмоций и чувств;

· наличие противодействия.


Структура конфликта.


· конфликтная ситуация: — участники конфликта;

— условия протекания конфликта;

— предмет конфликта;

— образы конфликтной ситуации у участников;

их адекватность, совмещение образов;

— референтная группа.

 

· конфликтное взаимодействие: — приёмы;

— принципы;

— способы:

 

Способы взаимодействия в конфликте:

 

1. Соперничество или борьба (активная форма) — стремление добиться своего в ущерб интересам другого (реакция первична, устойчивая нервная система, умение за себя постоять; биологически заданная позиция; ситуативно вынужденная позиция).

2. Избеганиеили уход (эгоизм, пассивная форма) — не даёт развернуться конфликту, стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своём (неустойчивость нервной системы; суть, предмет конфликта не очень важны; понимание правоты соперника, но не озвучивается признание этого).

3. Приспособление или уступка (альтруизм, пассивная форма) — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами (слабый тип нервной системы; ситуативно выверенная позиция сознательно уступить, промолчать).

4.Сотрудничество(обнажение целей, активная форма) — поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы сторон (для устойчивых типов нервной системы; с его помощью из конфликта выходят равные по статусу; с равной долей ответственности; когда есть достаточное количество времени для понимания позиции оппонента).

5. Компромисс (уступка не в главном, сохранение стратегической цели) —урегулирование разногласий через взаимные уступки (можно отчасти решить проблему на какой-то срок; служит для прекращения дальнейшего развития К).


Конфликт может быть

1. Управляемым, таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер.

2. Неуправляемым или деструктивным.

Конфликт рассматриваться как неуправляемый, если:

1. одна или обе стороны могут желать продолжения конфликта;

2. эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодействие невозможно;

3. конфликт есть «верхушка айсберга», и его разрешение не имеет значительного влияния на глубокие антагонистические корни взаимоотношений.

Л. Крисберг указывает на три главных фактора, делающих конфликты трудноразрешимыми:

2. участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу;

3. различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего;

4. институализация конфликта, которая его определенным образом «консервирует» (войны, экологические конфликты и т.п.).

По мнению Дарендорфа, успешное урегулирование конфликта определяют следующие факторы:

1. признание участниками самого факта конфликта, признание существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции;

2. направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения причин;

3. организация конфликтных групп в целях выявления и разрешения конфликтов;

4. согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними.

Навыки управления конфликтом.

К ним конфликтологи, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений, конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видения перспективы и др.

Тема. Психология общения. Конфликты и пути их разрешения.


Содержание.

Понятие «общение». Стороны процесса общения. Этапы общения. Функции общения. Вербальные и невербальные средства общения. Основы делового общения. Понятия «конфликт», «конфликтная ситуация». Конструктивный и деструктивный конфликты. Основные типы конфликтов. Возникновение, динамика развития, критерии конфликта. Пути разрешения конфликта.

Понятие и виды общения

 

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, стано­вясь осознанным и опосредствованным речью.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах пере­дается от одного живого существа к другому.

Содержанием обще­ния могут быть сведения о внутреннем мотивационном или эмоцио­нальном состоянии живого существа, информация о состоянии внешней среды, знания о мире, знания, способности, умения и навыки.

Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

 

Средства общения — способы кодирования, передачи, переработ­ки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Средства общения могут быть вербальными и невербальными.

1. Вербальные средства общения: язык и другие знаковые системы, письменность в ее разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио- и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

2. Невербальное общение — это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Исследования показали, что во время презентации перед группой людей 55% воздействия определяется языком ваших телодвижений: позы, жесты и контакт глазами, 35% определяется тоном вашего голоса и лишь 7% -содержанием того, о чем вы говорите (М. Арджайл, 1970).

Если содержание сообщения передается словами, то жесты, позы, мимика и тон голоса создают контекст сообщения. Невербальные средства общения

· создают и поддерживают психологический контакт,

· регулируют течение процесса общения,

· придают смысловые оттенки словесному тексту,

· направляют истолкование слов в нужное русло,

выражают эмоции, оценки, принятую роль и смысл ситуации

 

Несовпадение или противоречие между вербальным и невербальным сигналом носит название неконгруэнтности.

Конгруэнтность (синхронность, симметричность) означает, что человек внутренне неконфликтен в данный момент. Внешне конгруэнтность проявляется в следующем:

· полной согласованности невербальных сигналов между собой. Это выражается в симметричности мимики и позы по вертикальной оси тела. Несоответствие сигналов правой и левой сторон тела выдает внутренний конфликт.

· полной согласованности невербальных и вербальных сигналов. Человек неконгруэнтен, если наблюдается несоответствие его невербалики (поза, жесты, мимика и т.п.) произносимым словам.

Неконгруэнтность — индикатор наличия внутреннего конфликта, сигнал об отсутствии равновесия эмоциональной сферы и сферы контроля.

 

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.

 

По целям общение делится на:

1. Биологическое — это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

2. Социальное — преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

 

Среди видов общения можно выделить также деловое и личност­ное, инструментальное и целевое.

1. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную дея­тельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.

2. личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интере­сов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают лич­ность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.

1. Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.

2. Целевое — это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потреб­ности, в данном случае потребности в общении.

Психология конфликта.

Конфликт —столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Конфликтное взаимодействие — вид взаимодействия при кортом двое или более людей вступают во взаимодействие и ощущают несовместимое отличие друг от друга и угрозу своим целям, задачам, стремлениям, потребностям, ценностям.

В ответ на эту угрозу изменяется их поведение.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая:

· противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;

· противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;

· несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

 

Конфликт представляет собой достаточно сложное социально-психологическое явление. Важно уяснить его сущность.

 

Сущность конфликта.

· наличие значимого противоречия;

· наличие отрицательных эмоций и чувств;

· наличие противодействия.


Структура конфликта.


· конфликтная ситуация: — участники конфликта;

— условия протекания конфликта;

— предмет конфликта;

— образы конфликтной ситуации у участников;

их адекватность, совмещение образов;

— референтная группа.

 

· конфликтное взаимодействие: — приёмы;

— принципы;

— способы:

 

Способы взаимодействия в конфликте:

 

1. Соперничество или борьба (активная форма) — стремление добиться своего в ущерб интересам другого (реакция первична, устойчивая нервная система, умение за себя постоять; биологически заданная позиция; ситуативно вынужденная позиция).

2. Избеганиеили уход (эгоизм, пассивная форма) — не даёт развернуться конфликту, стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её, не уступая своего, но и не настаивая на своём (неустойчивость нервной системы; суть, предмет конфликта не очень важны; понимание правоты соперника, но не озвучивается признание этого).

3. Приспособление или уступка (альтруизм, пассивная форма) — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами (слабый тип нервной системы; ситуативно выверенная позиция сознательно уступить, промолчать).

4.Сотрудничество(обнажение целей, активная форма) — поиск решения, полностью удовлетворяющего интересы сторон (для устойчивых типов нервной системы; с его помощью из конфликта выходят равные по статусу; с равной долей ответственности; когда есть достаточное количество времени для понимания позиции оппонента).

5. Компромисс (уступка не в главном, сохранение стратегической цели) —урегулирование разногласий через взаимные уступки (можно отчасти решить проблему на какой-то срок; служит для прекращения дальнейшего развития К).


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

[1926] Конфликты в общении.

Общение бывает легким и трудным.

При легком общении людям просто найти общий язык, у них нет большого противоречия в интересах, их психологические качества подогнаны друг под друга.

Именно такое взаимодействие – дружеское, взаимообогащающее –  Сент-Экзюпери называл «роскошью человеческого общения».

Как любая роскошь, такое общение неповсеместно – иначе бы оно перестало быть роскошью. 

Конфликты в нашей жизни неизбежны, поскольку неустранимы противоречия между людьми, а значит и конфликты в общении.

 Если ссор не бывает — значит, нет противоречий, нет и жизни. Застой.

Мечта о совершенно бесконфликтной жизни утопична и нереальна. Однако способы решения конфликтов могут быть плодотворными и не очень (и даже совсем не).

Научившись конфликтовать  в общении правильно, вы научитесь избегать лишних войн и выигрывать неизбежные сражения.

 

Причины конфликтов в общении

Чаще всего причиной раздоров становится психологическая несовместимость (всегда помноженная на неумение управлять собой).

Люди по каким-то таинственным причинам не нравятся друг другу. Иногда причина конфликта  в общении кроется в разнице интересов.

 Так часто бывает в распадающихся браках или у бывших друзей или партнеров.

 Когда-то они подходили друг другу, и проблем в общении не было.

Однако со временем их интересы настолько разошлись, что, несмотря на прежние позитивные взаимоотношения, они разучились договариваться – и началось противоборство, эмоциональные вспышки и военные действия.

А бывает, что интересы у людей общие и делить им нечего, а ссоры и конфликты в общении происходят по совершенно пустячным поводам, из-за ничего, — это, собственно, и называется психологической несовместимостью.

Изначальная агрессивность, несдержанность и неумение управлять собой, повышенная готовность идти на ссору, привычка к психологическим «дракам»– третья причина конфликтов.

 

Конфликтные ситуации часто можно предвидеть и предсказывать.

Партнеры начинают совместный бизнес, и пока дела идут ровно, им удается неплохо ладить.

 Однако когда фирма переживает период упадка или, наоборот, сваливается неожиданно большой доход, люди не выдерживают критической ситуации и начинают ссориться.

Разновозрастные браки часто оказываются чреваты глубинным несовпадением интересов.

Так произошло с парой моих друзей, чья разница в возрасте составляет двадцать четыре года.

Первые годы они жили хорошо, но потом молодая жена начала взрослеть, а муж —  стареть.

Ей хотелось ходить в гости и на тусовки, он же тяготел к домашнему образу жизни. Конфликтная ситуация долго вызревала исподволь и в конце концов наступила…    

Любой конфликт в общении  – это такое взаимодействие между людьми, в основе которого лежит противоборство.

 Их взгляды, или мотивы, или интересы или волевые импульсы оказываются направленными друг против друга.

Человек при конфликтном общении поворачивается к собеседнику своей теневой стороной и демонстрирует новые, доселе неизведанные качества.

 Как война отличается от мира, также отличается человек в конфликтном состоянии от себя же мирного.

Психологическая среда, наиболее типичная для жителей больших городов современного мира, — это весьма агрессивное, конфликтное пространство, наполненное флюидами агрессии.

Агрессия как стиль конфликтного общения во многом воспитывается самим обществом.

Похоже наши СМИ хорошо усвоили тезис Гераклита- «Война- мать всех вещей».

«С волками жить, по-волчьи выть», — отвечает ему русская пословица.

Агрессивный стиль поведения активно формирует телевидение.

 Само слово «агрессивный» нередко трактуется в положительном ключе («агрессивный бизнес») и выступает как смысловой эквивалент слова «успешный».

Со всех сторон человеку внушается — чем больше нападаешь, тем быстрее достигнешь цели, станешь богатым, преуспевающим, счастливым.

 В свою очередь, если нападают на тебя, надо немедленно давать сдачи. Вспомним, как часто произносил эту фразу даже первый российский президент.

Пространство современных человеческих отношений достаточно агрессивно. Общение конфликтно по своей природе, у людей есть конкурирующие интересы, разные убеждения и психологические реакции.

В точности так же, как спрос порождает предложение, так и нападение порождает потребность в защите.

Формируются определенные стили нападения и защиты.

Действия и поступки человека, наносящего другому удары на психологическом  уровне, можно считать нападением.

Оно, в свою очередь, может быть осознанным и неосознанным, достигать цели и не достигать, но нападение в любом случае останется нападением.

 А всякая агрессия извне, как известно, порождает желание отразить удар и вызывает сознательную или рефлекторную защитную реакцию.

Рефлекторная защита заставляет нас, как правило, действовать из нижних этажей своего Я.

Сознательная защита подразумевает выбор нужной стратегии и осознанное применение того или иного типа поведения.

Конфликтное общение основано на принципах нападения — защита, которые могут быть как рефлекторными, так и сознательными.

Надо сказать, что иногда бывает трудно отделить обычное человеческое общение, построенное на обмене мыслей, чувств, энергий, волевых импульсов, от общения, основанного на принципе нападение-защита.

Часто по этому принципу строится общение, которое мы не воспринимаем как конфликтное: мы немного нападаем на нашего ближнего и защищаемся от его ответных ударов.

А он, в свою очередь, постоянно немного защищаясь, постоянно же нападает на нас.

 Это перетекание энергии из оборонительного состояния в наступательное и обратно происходит в человеческом сообществе всегда.

И нет никакого смысла сетовать на дикую неуемную хищность человеческой натуры.

Это придает жизни некую долю остроты и напряжения, помогает нам относительно безболезненно разряжать избытки энергии и отрабатывать в шуточных боях «боевые удары».

Так фехтовальщики тренируются с тупыми шпагами, которые достаточно просто заменить на настоящие.

Впрочем, в реальной жизни редко кто воспринимает этот живой обмен энергиями и чувствами как нападение и защиту.

Система отношений нападение — защита применяется не только в конфликтном общении.

Далеко не всегда можно проследить, в какой момент обычное общение постепенно трансформируется в настоящие военные действия, хотя примеров подобной трансформации каждый из нас может вспомнить множество.

Все начинается с безобидных шуток, потом они превращаются в едкую иронию и нередко дело заканчивается взаимными оскорблениями.

Нормальный рабочий спор в коллективе, начавшийся как свободный обмен мнениями, вполне может трансформироваться в словесную потасовку с переходом на личности и общий гвалт.

То же самое возможно и в семье. Шутливое ворчание молодых супругов постепенно переходит в выяснение отношений и завершается тяжелым кухонным скандалом.

 Пути развития конфликта, который сопровождается агрессивным нападением и болезненной защитой, поистине неисповедимы.

Увы, никто не скажет вам заранее, когда дремлющие энергии зла и рефлекторной привычки защищаться прорвутся наружу.

Но сама логика наших конфликтов  в общении показывает, что нападение и защита в каком-то смысле составляют глубинную суть человеческого бытия в целом.

С этим трудно спорить. Да и зачем? Ведь куда проще и полезнее было бы не отрицать эту извечную истину, а овладеть правилами игры и научиться

 

Фазы конфликта в общении

Рано или поздно один или оба его участника вызревающего конфликта осознают свое противоборство, и ссора становится неизбежной.

Конфликты в общении являются естественной фазой развития и нарастания противоречий.

Наступает осознание: «да, наши интересы не совпадают». Прежние стратегии сглаживания конфликтной ситуации или его вуалировки не срабатывают.

Одна сторона не сдерживается и объявляет другой войну, осуществляя какой-либо акт агрессии: бросает насмешку, оскорбление, издевательство, претензию или какую-то другую «бомбу».

За этим следует фаза ответных ударов. Одним словом, начинается война. 

Однако война тоже может протекать по-разному, и зависит это от тактики,  темперамента и воспитания воюющих.

Иногда она может быть бурной, иногда спокойной и сводится к позиционным обменам хитростями.

После фазы войны в конфликтном общении наступает фаза разрешения конфликта, и она тоже может принимать различный вид.

Это может быть временная передышка в военных действиях или истощение агрессии: стороны наконец-то начинают о чем-то договариваться, иногда даже не понимая, зачем нужно было вступать в драку.

Конфликт легко представить себе в виде волны.

 У обоих есть фаза начала, фаза нарастания, фаза кульминации и фаза спада, после которой конфликт или может прерваться, или разгореться вновь.

Жизнь конфликтных людей – сплошные волны, накладывающиеся друг на друга и истощающие психику.

Психологи, изучавшие конфликт, прослеживают определенную динамику в возможности его разрешения.

На фазе начала затухают около 90% конфликтов: страсти на этом этапе еще не разгорелись, и погасить их пожар достаточно легко.

В фазе нарастания возможно предотвратить примерно 50% конфликтов.

В этой фазе сделать это уже труднее, чем в начале, потому что стороны уже совершили определенные шаги, конфликт в общении разгорелся и отступление на этом этапе для многих означает потерю лица: другая сторона интерпретировала бы это как свою победу.

Подобная ситуация крайне болезненна для самолюбия многих людей. На фазе кульминации шансов на то, что конфликт  в общении может быть прекращен, уже менее 5 %.

Когда дело доходит драки, в прямом и даже в переносном смыслах, вряд ли есть надежда на то, что люди тут же смогут забыть обиды, извинятся друг перед другом и начнут спокойно расставлять точки над «и».

 Как правило, в таких случаях бьются до победного конца – пока кто-то не отступит перед силой соперника или оба не упадут в изнеможении.

На фазе спада конфликт гасится где-то в 20% случаев: нахамив друг другу и, тем самым, выпустив пар, одна пятая людей успокаивается и становится способной к тому, чтобы договариваться.

Остальные четыре пятых расходятся врагами, выходя из конфликта с досадой, ненавистью и раздражением. 

 

Конфликты в общении  и психологические типы

Степень конфликтности в общении зависит от того, к какому психологическому типу человек  относится.

Конфликтологи, основываясь на типологии личностей, созданной Ганнушкиным, выделяют пять основных психологических типов: истероид, шизоид, гипертим, эпилептоид и астеник.

Истероид – это тщеславный позер, экстраверт с вызывающими манерами.

Он любит быть в центре внимания и часто работает на публику: некоторые называют это демонстративностью и позерством, а некоторые артистичностью.

Обычно и на конфликт истероид  идет для того, чтобы это кто-то увидел и оценил.

Наиболее яркий пример такого поведения в политике воплощает Владимир Жириновский.

Шизоид – человек принципа, чаще интравертного склада.

 Эти упертые люди руководствуются в поведении своим внутренним решением, а не внешней ситуацией.

Они любят схемы и системы,  что чревато отсутствием гибкости, ригидностью, сосредоточенностью на себе и своем видении.

Как правило, такие люди подозрительны, обладают завышенной самооценкой и мало критичны к своим поступкам.

При этом они слабо ориентируются в ситуации, плохо чувствуя ее нюансы и потому не так уж редко у них возникают самые разные конфликты в общении.

Если такой человек не видит проявлений доброжелательности по отношению к себе, он часто трактует это как проявления агрессии.

На это он реагирует обидой, право на которую будет с упорством отстаивать.

Гипертим – это лидер, любящий власть, человек с большими амбициями и сильными страстями.

Ради цели он способен сдерживать свои чувства, но если имеет дело с тем,  кто его слабее, он не церемонится и выплескивает на собеседника все, что он ощущает в данный момент.

Гипертимы похожи на быстро несущиеся автомобили, которым сложно дается торможение.

Если бы они ехали помедленнее, жертв на дороге было бы меньше.

В состоянии ярости и конфликта  в общении такие люди не соблюдают никаких правил, они не склонны к самокритике, но всегда готовы обвинить другого в создании аварийной ситуации на дороге.

Эпилептоид – человек основательный, скрупулезный и очень чувствительный к деталям.

Он часто бывает скуп, готов отстаивать каждую мелочь, которая представится ему важной.

Он не может терпеть в других беспорядочности, силы хаоса выводят его из себя.

Внешне эпилептоид всегда сдержан.

Он предъявляет высокие требования к себе и к другим, однако часто это воспринимается как мелочные придирки.

Астеник – так называемый бесконфликтный человек.

Этот тип людей всегда готов к уступкам.

Слабая воля делает его очень внушаемым, неустойчивым, непоследовательным и зависимым от мнения окружающих.

Он не может противостоять другим людям и потому всегда готов сглаживать острые углы и идти на компромиссы, даже не вдумываясь в причины конфликта.

Если вы хотите понять психологию того человека, который конфликтует с вами постарайтесь понять к какому психотипу он принадлежит.

Не забывайте о том, что вам было полезно также определить собственный психотип и в зависимости от этого выбирать в общении с вашим оппонентом правильную стратегию.

В этом случае ваши конфликты в общении будут чаще завершаться в вашу пользу.

 

Конфликты в деловом общении, психология и способы преодоления

Конфликты в деловом общении возникают из-за нарушения деловой этики и столкновения интересов. В деловом общении важно уметь договариваться с руководством, сотрудниками, партнерами, коллегами. Ведь каждый из них вступает в процесс коммуникации в определенном социальном статусе.

Конфликты в деловом общении и причины их возникновения

Конфликтные ситуации в деловом общении позволяют:

  • Обозначить острую проблему.
  • Повысить качество решений.
  • Улучшить навыки межличностного взаимодействия.
  • Закалить нервную систему и характер.
  • Познать себя.

Предпосылками возникновения конфликтов в процессе делового общения являются:

  • Столкновение разных точек зрения на одну и ту же проблему.
  • Непонимание собеседника.
Поэтому конфликтология выделяет следующие причины конфликтов:
  1. Уровень образования и интеллекта.
  2. Финансовая ситуация человека.
  3. Права и обязанности сотрудников.
  4. Сложные трудовые условия.
  5. Неразвитые коммуникативные умения и навыки.

Психология делового общения и управление конфликтами предлагает поддерживать разговор на языке собеседника:

  • Используйте в разговоре такие слова, как: «вы», «ваш», «простите», «пожалуйста», «благодарю».
  • Говорите простыми словами. Короткие слова употребляются чаще. И запоминаются лучше.
  • Избегайте запретных тем. Вопросы религии, национальности, политики, экономики, здоровья могут послужить причиной конфликта.
  • Исключите из своей речи жаргон, сленг, бранные слова.
  • Говорите то, что думаете.
  • Делайте то, что говорите.

Такие нехитрые правила позволят вам эффективно выстроить деловой разговор и избежать спора на работе.

Помните, что влияние конфликтов на результат труда и деловое общение в коллективе огромно. Ведь конфликт в производственном коллективе вызывает психологический дискомфорт. Способствует низкой производительности труда. Важно вовремя разрешить спорную ситуацию. Для этого изучите виды конфликтов.

Классификация и виды конфликтов 

В деловом общении все конфликты можно объединить в четыре группы:

  • Реальный конфликт. Вызван желанием человека получить конкретный результат.
  • Эмоциональный конфликт. Встречается в деловом общении редко. Такое поведение связано с негативной установкой человека. Здесь важно проявить спокойствие. Покажите собеседнику, что он может достичь цели без лишних эмоций.
  • Деструктивный конфликт. Не ведет к решению поставленной задачи. Может навсегда разрушить отношения. В решении могут помочь третьи лица.
  • Конструктивный конфликт. Приводит к обоюдному решению. Является толчком к развитию компании.

Для решения любого конфликта используют следующие методы:

  • Соперничество.
  • Компромисс.
  • Уход.
  • Приспособление.
  • Сотрудничество.

Посмотрите на своего оппонента как на союзника. Тогда вы сможете конструктивно подойти к решению проблемы.

А чтобы конфликт был конструктивным, придерживайтесь таких способов разрешения конфликтов в деловом общении:

  • Проявляйте авторитет. Начинайте свою речь с личного местоимения «Я».
  • Будьте честны перед собой и окружающими. Назовите свою эмоцию: «рассержен», «сердит», «взволнован», «огорчен».
  • Помните про интересы противоположной стороны.
  • Не оскорбляйте.
  • Опишите ваше восприятие поступка противоположной стороны конфликта.

Конфликтные ситуации являются неотъемлемой частью жизни человека. Но не позволяйте втягивать себя в деструктивный конфликт. Для этого важно знать пути разрешения конфликтов в деловом общении.

Преодоление конфликтов в деловом общении

Советуем применять в своей деятельности следующие способы разрешения конфликтов:

  • Проявляйте сдержанность.
  • Избегайте конфликтогенов. Недоверие, перебивание, подчеркивание социального статуса вызывают негативную реакцию партнера.
  • Поставьте себя на место собеседника.
  • Не отвечайте агрессией на агрессию. Конструктивного результата не будет.
  • Покажите уважительное отношение к собеседнику улыбкой, добрым словом, поддержкой.

Данные способы регулируют поведение в конфликтных ситуациях в деловом общении. Ведь люди по-разному ведут себя в конфликтных ситуациях.

Поэтому в психологии выделяют пять способов поведения в конфликтных ситуациях в деловом общении:
  • Акула. Ориентирован на победу. Используется авторитарными людьми. Существует только одно правильное мнение – мое!
  • Плюшевый мишка. Во всем уступает. Действует по принципу: «Давайте жить дружно». Использует все методы, чтобы избежать ссоры.
  • Сова. Готовность к сотрудничеству.
  • Черепаха. Уклоняется от проблемы. Действует по принципу: «Собака лает – караван идет».
  • Лиса. Действует по принципу «Ты мне – я тебе». Стратегия компромисса.

Названные способы характеризуют тактику поведения человека в конфликте. Помните, что некоторые конфликты следует избегать. Не стоит вступать в спор с людьми в очереди в больнице или на почте. Эти конфликты отнимут у вас время и нервы.

А вот конфликты в деловом общении следует анализировать, определять их логику, управлять. Ведь избежать конфликтов в деловом общении невозможно. Конфликт – показатель развития организации. Но предотвратить возникновение, избежать или найти пути решения конфликта в деловом общении с помощью рассмотренных способов возможно.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Мой мир

E-mail

Summary

Конфликты в деловом общении, психология и способы преодоления

Article Name

Конфликты в деловом общении, психология и способы преодоления

Description

Конфликты и причины их возникновения в деловом общении. Преодоление конфликтов в общении. Типология конфликтов и пути их решения.

ЛЕКЦИЯ 13. Правила поведения в конфликтах. Психология общения

Дисциплина «Психология общения»

Специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

курс II группы: 1c2, 2с2, 3с2, 4с2, 5с2

Преподаватель Жданова Наталия Владимировна

ЛЕКЦИЯ 13. Правила поведения в конфликтах. (2 часа).

План лекции:

  1. Рекомендации по управлению конфликтами.

  2. Способы снятия агрессивности.

  3. Правилами бесконфликтного общения.

  4. Принципы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликта.

Правила поведения в конфликтах:

1. Четкая формулировка требований. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав, и обязанностей, правил выполнения работы.

2. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большой группой конфликтных ситуаций, так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к «третейскому судье» — их общему начальнику (об этом методе мы чуть ниже поговорим подробнее). В некоторых сложных организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделений.

3. Становление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Например, работники фирмы «Макдональдс» считают главной целью своего нелегкого труда – вкусно и быстро накормить американцев, имеющих ограниченные средства (а они составляют немалую часть общества). Осознание этой «социальной миссии» сплачивает коллектив, что, естественно, приводит к сокращению дисфункциональных конфликтов. К сожалению, мы пока еще не можем привести аналогичный пример из практики отечественных организаций.

Наличие общих целей позволяет людям понять, как им следует вести себя в конфликтных ситуациях, превращая их в функциональные.

4. Система поощрений. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности.

Психологами разработаны некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами. 1. Надо знать, как развивается конфликт. Обычно он проходит несколько этапов:

а) возникновение разногласий; б) возрастание напряженности в отношениях;

в) осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников; г) собственно конфликтное взаимодействие, использование различных межличностных

стилей разрешения конфликтов, сопровождающееся возрастанием или понижением эмоциональной напряженности;

д) исход (разрешение) конфликта.

При рациональном поведении участников конфликт, проходя все этапы своего развития, может оставаться функциональным. Разрешением конфликта в полном смысле является устранение проблемы, породившей конфликтную ситуацию и восстановление нормальных отношений между людьми.

2.Выясните скрытые и явные причины конфликта, определите, что действительно является предметом разногласий, претензий. Порой сами участники не могут или не решаются четко сформулировать главную причину конфликта.

3.Определите проблему в категориях целей, а не решений, проанализируйте не только различные позиции, но и стоящие за ними интересы.

4.Сконцентрируйте внимание на интересах, а не на позициях. Наша позиция – это то, о чем мы заявляем, на чем настаиваем, наша модель решения. Наши интересы — это то, что побудило нас принять данное решение. Интересы — это наши желания и заботы. Именно в них – ключ к решению проблемы.

5.Делайте разграничения между участниками конфликта и возникшими проблемами. Поставьте себя на место оппонента (оппонентов). «Ваша проблема — не вина других». Будьте жестки по отношению к проблеме и мягки по отношению к людям.

6.Справедливо и непредвзято относитесь к инициатору конфликта. Не забывайте, что за недовольством и претензиями, как правило, стоит достаточно существенная проблема, которая тяготит человека, доставляет ему беспокойство и неудобство.

7.Не расширяйте предмет конфликта, старайтесь сократить число претензий. Нельзя сразу разобраться во всех проблемах.

8.Придерживайтесь правила «эмоциональной выдержки». Осознавайте и контролируйте свои чувства. Учитывайте эмоциональное состояние и индивидуальные особенности участников конфликта. Это препятствует перерастанию реалистических конфликтов в нереалистические.

Конечно, приведенный здесь перечень рекомендаций не является исчерпывающим. Постарайтесь дополнить его, исходя из своего опыта участия в конфликтах.

Говоря о конфликтах и конфликтности как таковой, нельзя не остановиться на очень важном и принципиальном моменте. Все конфликты четко можно разграничить на две основные группы по следующему критерию: одна часть конфликтов происходит от непонимания ситуации, неумения себя вести (промолчать, сдержаться и т. д.), то есть неосознанно; другая же часть — возникает сознательно по воле по меньшей мере одной из конфликтующих сторон, с целью «выплеснуть» на собеседника свою агрессивность, снять напряжение.

Что же такое агрессивность? Нужно ли от нее освобождаться? И можно ли от нее избавиться, не принося вреда окружающим людям?

Агрессивность (лат. aggredi — нападать) — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.

Агрессивность требует выхода. Однако, выплеснувшись в виде конфликтогена, возвращается бумерангом конфликта. Лев Толстой очень точно подметил: «То, что начато в гневе, кончается в стыде».

Однако не «выпускать пар» агрессивности небезвредно для здоровья: гипертония, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, гастриты, колиты, инсульты, ишемия, инфаркты — вот далеко не полный перечень болезней сдержанных эмоций (психосоматические заболевания).

Народная мудрость гласит: «Язва желудка – не от того, что едим мы, а от того, что ест нас».

Итак, накопившаяся отрицательная энергия требует выхода и подобная разрядка просто жизненно необходима человеку. Но… разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка.

Существует три основных способа снятия агрессивности — пассивный, активный и логический.

Пассивный способ заключается в том, чтобы «поплакаться» кому-то, пожаловаться, просто выговориться. Слезы снимают внутреннее напряжение, так как с ними из организма выводятся вредные ферменты — спутники стресса (например, адреналин). Дать облегчение -это одна из важнейших функций слез.

Активные способы строятся на двигательной активности. В основе их лежит тот факт, что адреналин – спутник напряженности – «сгорает» во время физической работы. Лучше всего той, что связана с разрушением целого, рассечением его на части: вскапывание земли, работа топором

ипилой, косьба.

Из спортивных занятий быстрее всего снимают агрессивность те виды, которые включают удары: бокс, теннис, футбол, хоккей, волейбол, бадминтон, гольф.

Даже наблюдение за соревнованиями даст выход агрессии. Страстные болельщики испытывают те же эмоции, что и играющие: их мышцы непроизвольно сокращаются, как будто они сами на ринге (корте, спортивной площадке). Эти эмоции и физическая нагрузка «сжигают» излишки адреналина.

Не менее полезны так называемые циклические упражнения, связанные с повторением большого количества раз самых элементарных движений: бег трусцой, быстрая ходьба, плавание, велосипед, аэробика, просто танцы.

Для некоторых людей с этой целью неплохо подходят увлечения типа «кто кого» (охота, рыбалка), чтение и просмотр детективов, фильмов ужасов и др.

При этом необходимо помнить об одном – нет двух одинаковых людей (от наших предков к нам дошла простая, как все гениальное, мудрость «что хорошо для сапожника не всегда хорошо для пекаря»), а поэтому различные способы могут идеально подходить и, напротив, быть совершенно противопоказаны даже для членов одной семьи, не говоря уже о сотрудниках одного коллектива. Для кого-то идеальным может оказаться следующий способ.

Логический способ приемлем преимущественно для сугубо рациональных людей, предпочитающих логику всему остальному. Такому человеку главное – докопаться до сути явления. Ему отгонять от себя неприятные мысли — себе дороже, поэтому лучше именно сосредоточиться на неприятностях, а все остальные дела отложить на потом, пока не будет найден выход из сложившегося положения. Уже сама эта аналитическая работа успокаивает, так как отнимает много энергии. Кроме того, человек занимается привычным (и достаточно любимым) делом — работой мысли, в результате эмоции притупляются. А это уже само по себе чрезвычайно важно — суметь переключить отрицательные эмоции на положительные (или, по меньшей мере, на нейтральные).

Основными же правилами бесконфликтного общения являются следующие:

1)не употребляйте конфликтогены;

2)не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген;

3)проявляйте эмпатию к собеседнику;

4)делайте как можно больше благожелательных посылов.

Принципы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликта.

1. Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоречия. В этом случае необходимо:

–отличить повод от истинной причины конфликта (о чем мы уже подробно говорили в предыдущей лекции), которая нередко маскируется его участниками;

–определить его деловую основу;

–уяснить истинные, а не декларативные мотивы вступления людей в конфликт.

Разрешение конфликта существенно осложняется, если менеджер сам является представителем одной из противоборствующих сторон. В этом случае ему трудно быть объективным и конфликт принимает публичный характер и выходит за рамки организации.

2.Разрешение конфликта с учетом его целей. Крайне важно быстро определить цели конфликтующих сторон, провести четкую границу между особенностями межличностного и делового взаимодействия. Если личностные цели являются доминирующими, то целесообразно к оппоненту применить сначала меры воспитательного воздействия, выдвинуть определенные жесткие требования. Если один из оппонентов имеет более высокий ранг по отношению к другому, то ему следует указать на необходимость придерживаться определенных норм поведения.

3.Разрешение конфликта с учетом эмоциональных состояний. Если конфликт принял эмоциональный характер и сопровождается бурными реакциями, то целесообразно показать на конкретных примерах, как высокая напряженность влияет на результативность работы, как оппоненты теряют свою объективность, как у них снижается критичность. Иными словами, необходима разъяснительная беседа в спокойной и доверительной обстановке.

4.Разрешение конфликта с учетом особенностей его участников. В этом случае, прежде чем приступить к разрешению конфликта, необходимо разобраться в особенностях личности каждого (лишний аргумент в пользу психологического тестирования при приеме на работу): отличаются ли они уравновешенностью, склонны ли к аффективному поведению, каковы их доминирующие черты характера, выраженность темперамента и т. д. Это поможет не только правильно разобраться в мотивах поведения, но и выбрать верный тон в общении при разрешении конфликта.

5. Разрешение конфликта с учетом его динамики. Как было отмечено ранее, конфликт развивается по определенным стадиям. Естественно, для каждой из них существуют определенные формы его разрешения. Если на первых стадиях целесообразны беседы, убеждения, то на этапе бескомпромиссных столкновений необходимо применить все возможные меры, вплоть до административных. Здесь также нужно определить выбор воздействия с учетом личностных особенностей конфликтующих и характера их действий.

Правила поведения в условиях конфликта

Поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил.

1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки.

2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: «Разве я никогда не ошибаюсь?» Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.

3. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.

4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих — это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.

5. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и его быть лучше.

6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите:

«Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?» Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.

7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства.

8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию.

9. Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушить отношения.

Надеемся, что данные советы помогут в вашей практической деятельности по продуктивному и творческому разрешению конфликтных ситуаций.

Вопросы для повторения:

  1. Как возможно управлять конфликтом?

  2. Какие способы снятия агрессивности наиболее подходят вам?

  3. Перечислить правилами бесконфликтного общения.

  4. Какими принципами следует руководствоваться при разрешении конфликта?

Список литературы:

1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления (учебник для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2009.

2. Волкова А.И. Психология общения (учебное пособие для ссузов) – Ростов на Дону.: Издательство «Феникс», 2006.

3. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения (учебное пособие для среднего профессионального образования) – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

4. Сухов А.Н. Социальная психология (учебное пособие для ссузов) — М.: Издательский центр «Академия», 2006.

Конфликтное общение — это… Что такое Конфликтное общение?



Конфликтное общение
— это О., в основе к-рого лежат объективные или субъективные противоречия, возникающие в процессе коммуникации, взаимодействия субъектов и восприятия ими друг друга. Глубинную основу К. о. составляют: несовпадение интересов, моральных ориентиров, психол. несовместимость. В психол. плане — это отсутствие готовности и способности к диалогу, поиску путей к согласию или сближению позиций. Причины К. о., его истоки, характер протекания и способы разрешения зависят от того, на каком уровне социальной организации они происходят (межгосударственном, межнациональном, межконфессиональном, корпоративном и пр.). Поляризация интересов разл. социальных групп по уровню жизни, социальной роли; кризис общества, в к-ром нарушены связи функционирования и развития; преобладание негативных эмоций и чувств создают питательную среду для проявления деструктивных действий и агрессивного поведения. К. о. между людьми возникает тогда, когда не достигаются цели, к-рые ставятся партнерами, выходящими на контакт, происходит разрыв между ожиданиями и реально достигаемыми результатами, нарушается баланс влияния за счет того, что одна из сторон стремится к доминированию и подавляет инициативу другой. К мерам, способствующим снижению уровня конфликтности в социальном О., прежде всего, относится устранение их объективных причин: преодоление материального неравенства людей, рассогласования интересов разл. групп; создание равных возможностей для всех людей в социальной и профессиональной сфере. Лит.: Анцупов А. Я., Малышев А. А. Введение в конфликтологию. Киев, 1996; Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996; Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. М., 1996; Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2000; Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М., 1991. Е. А. Яблокова

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр.
Под общей редакцией А. А. Бодалева.
2011.

  • Конфликт
  • Конфликты этнические: технологии разрешения

Смотреть что такое «Конфликтное общение» в других словарях:

  • ОБЩЕНИЕ — ОБЩЕНИЕ. Взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности; необходимое условие формирования и развития личности, а также овладения языком. Принято выделять …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • КОНФЛИКТНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ — – общение, поведение или деятельность оппонентов, состоящие из противоположно направленных действий; чередования взаимных реакций, направленных на утверждение интересов каждой стороны и ограничение интересов противника …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПОВЕДЕНИЕ КОНФЛИКТНОЕ ШИЗОИДНОЙ ЛИЧНОСТИ — – особенности поведения шизоидной личности, провоцирующие конфликты с ближайшим окружением на работе, в быту, семье. Особенности шизоидных патологических свойств личности объясняются наличием аутистического мышления, аутистического чувствования и …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Деструктивное общение — формы и особенности контактов, к рые пагубно сказываются на личности партнеров и осложняют взаимоотношения. Деструктивное воздействие затрагивает глубинные характеристики О. и личности, вызывает длительные изменения в личности и самочувствии… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Ка–Цет Синдром — Ка цет синдром термин, обозначающий клиническое состояние, вызванное экстремальными условиями концентрационного лагеря (потеря семьи, лишение свободы и привычного профессионального занятия, жесткая регламентированность поведения , конфликтное… …   Психологический словарь

  • КАЦЕТ СИНДРОМ — (от нем. Kоnzentratinslager – концентрационный лагерь и греч. syndrome – сочетание) – клиническое нарушение, которое характеризуется чрезмерным возбуждением, сверхтщательностью, в эмоциональной сфере доминируют эмоции страха, печали и стыда, сны… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • синдром ка-цет — (ка цет синдром, ка цет синдром) термин, означающий клиническое состояние, вызванное экстремальными условиями концентрационного лагеря (потеря семьи, лишение свободы и привычных занятий, жесткая регламентированность поведения, конфликтное общение …   Большая психологическая энциклопедия

  • ка-цет синдром —      (ка цет синдром, ка цет синдром) термин, означающий клиническое состояние, вызванное экстремальными условиями концентрационного лагеря (потеря семьи, лишение свободы и привычных занятий, жесткая регламентированность поведения, конфликтное… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ка-цет-синдром —      (ка цет синдром, ка цет синдром) термин, означающий клиническое состояние, вызванное экстремальными условиями концентрационного лагеря (потеря семьи, лишение свободы и привычных занятий, жесткая регламентированность поведения, конфликтное… …   Большая психологическая энциклопедия

  • K-Z синдром — Этимология. Происходит от нем. Kоnzentratinslager концентрационный лагерь и греч. syndrome сочетание. Категория. Клиническое нарушение. Специфика. Данное состояние характеризуется чрезмерным возбуждением, сверхтщательностью, в эмоциональной сфере …   Большая психологическая энциклопедия

Роль конфликта в коммуникации

Когда мы говорим о конфликте, многие люди могут напрячься или встревожиться при этой мысли, предпочитая избегать ее. Необходимо признать, что конфликт — это вполне естественная, нормальная и даже здоровая составляющая любых отношений. Конфликт — это выражение наших собственных потребностей, и он может помочь отношениям расти и улучшаться, когда потребности обеих сторон ясны.

Конфликт определен

Прежде чем мы начнем обсуждение конфликта, нам нужно иметь хорошее рабочее определение.Конфликт был определен как « — выраженная борьба между взаимозависимыми сторонами, которые видят несовместимые цели, ограниченные ресурсы и вмешательство ». Чтобы конфликт считался присутствующим, должно быть выраженной борьбы . Это больше, чем простое несогласие. Это поведение. Иногда наши разногласия выражаются устно, а иногда — грубым взглядом или резким тоном голоса. Конфликт возникает между взаимозависимыми сторонами или людьми, которые так или иначе зависят друг от друга.То есть, если действия одного человека влияют на благополучие другого, существует взаимозависимость. Как вы заметили, конфликт особенно часто встречается в отношениях с высокой степенью взаимозависимости, например, в отношениях с близкими друзьями, членами семьи и коллегами. Если два человека не зависят друг от друга, даже если есть разногласия, это не считается межличностным конфликтом. Конфликт существует с несовместимыми целями . Несовместимые цели — это больше, чем просто несогласие или различие в целях.Вы хотите смотреть бейсбол, а ваш сосед по комнате хочет смотреть сериал « Survivor ». Обратите внимание, что определение включает восприятие несовместимости целей. Иногда действительно можно добиться и того, и другого. Конфликт возникает при восприятии ресурсов . Если у вас изобилие, не нужно ни о чем ссориться. Обычно воспринимаемые скудные ресурсы — это деньги, время, власть и пространство. Конфликт также включает помех . Даже если вы не согласны и имеете противоположные цели в отношении чего-либо, у вас возникает настоящий конфликт только тогда, когда вы действуете таким образом, который мешает друг другу достичь ваших целей.Если ваш супруг пьет больше, чем вы хотите, вы можете не одобрять этого, но конфликт возникает только тогда, когда вы вмешиваетесь и вмешиваетесь. Это может выражаться в жалобах на свою привычку или в сокрытии от него алкоголя. В этих случаях вы мешаете ему достичь своей цели.

Характеристики конфликта

Помимо того, что конфликт является естественным, как обсуждалось выше, конфликт имеет дополнительные характеристики, заслуживающие рассмотрения.Он может быть прямым или косвенным, вредным или полезным. Многие люди разрешают свой конфликт непосредственно посредством словесного выражения. Когда есть разногласия, они проявляются, как правило, в форме аргументов. Он также может выходить косвенно, или пассивно-агрессивно, через мстительное или обидное поведение по отношению к другому. Сью сердится на своего соседа по комнате за курение, поэтому она отказывается убираться в доме. Непосредственное рассмотрение конфликта может привести к эмоциональной эскалации и увеличению серьезности конфликта, а также к более быстрому разрешению.С другой стороны, косвенное выражение конфликта может быть проще и удобнее, но оно также может оставить конфликт неразрешенным на более длительное время. Какой подход лучше, будет зависеть от ситуации, ваших целей, человека, с которым у вас возник конфликт, и важности для вас желаемого результата.

Неудивительно, что конфликт обычно доставляет неприятности. Поэтому неудивительно узнать, что конфликт может иметь неблагоприятных последствий для вашего благополучия, когда он не управляется должным образом.Исследования показывают, что чрезмерно контролирующие мужья и чрезмерно враждебные жены во время супружеского конфликта испытали более сильное затвердевание артерий, чем пары, которые не проявляли такого конфликтного поведения. Кроме того, конфликт может вызвать реакцию организма на стресс и замедление заживления ран, особенно при враждебном, негативном конфликтном поведении. Ясно, что конфликт особенно вреден, когда он перерастает в агрессию и насилие. В этих отношениях, которые включают агрессию и насилие, агрессия часто является результатом усилий одного человека доминировать в споре и, как следствие, доминировать над другим человеком.Некоторые ситуации, кажется, способствуют агрессии в конфликте больше, чем другие, например, когда один из партнеров находится в состоянии алкогольного опьянения.

Особенности конфликта легко распознать. Однако надлежащее управление конфликтами может фактически дать преимуществ . Когда люди работают над своим конфликтом в позитивной и конструктивной манере, они могут больше узнать друг о друге и своих отношениях. Конфликт также может привести их к поиску более удовлетворительного решения проблемы, чем любой из них мог бы придумать самостоятельно.Конструктивное управление конфликтами также может помочь предотвратить превращение мелких проблем в большие. Простое обращение к ситуации, когда она возникает впервые, может облегчить разочарование на раннем этапе, вместо того, чтобы позволить ему нарастать. Со временем позитивное и конструктивное разрешение конфликтов может дать людям больше уверенности в своих коммуникативных навыках и прочности их отношений. Исследования показывают, что когда супружеские пары проявляют конструктивное конфликтное поведение, а не агрессивные и враждебные, они более довольны своими отношениями и более удовлетворены исходом своих конфликтов, чем пары, которые этого не делают.

Исследователи изучили наиболее распространенные источники конфликтов в супружеских парах, и, возможно, удивительно, что и мужчины, и женщины определили одни и те же три источника конфликта. Наиболее частым источником была личная критика или жалобы супругов на их характеристики или поведение. Вторым по частоте источником конфликтов были финансы или споры из-за денег. Работа по дому была третьим по частоте источником конфликтов. Вместе эти три области составили примерно 42 процента всех упомянутых конфликтных тем.

.

Неделя 9 — психология конфликта — PSYC1001 — USyd

Неделя 9 — Конфликт и

Переговоры

Схема

  Определите конфликт.
  Традиционные, человеческие отношения и интеракционизм
 взгляды на конфликт.
  Конфликтный процесс.
  Переговоры.
  Распределительные и интегративные переговоры.
  Пять шагов в переговорном процессе.
  Индивидуальные различия влияют на переговоры.
  Функции сторонних переговоров.
  Культурные различия в переговорах.

Определение конфликта

 Процесс, который начинается, когда одна сторона считает, что другая сторона отрицательно
затронул или собирается отрицательно повлиять на то, что волнует первую сторону
o  тот момент в текущей деятельности, когда взаимодействие «переходит» в
стать межпартийным конфликтом
 Охватывает широкий спектр конфликтов, с которыми люди сталкиваются в организациях.
o  Несовместимость целей
o  Расхождения в толковании фактов
o  Разногласия, основанные на поведенческих ожиданиях

Переходы в конфликтной мысли

 Традиционный взгляд на конфликт
  Убеждение, что любой конфликт вреден и его следует избегать
  Преобладающая точка зрения в 1930-1940-е гг.
 Конфликт возник в результате:
  Плохое общение
  Отсутствие открытости
  Неспособность удовлетворить потребности сотрудников

Продолжение переходных процессов в мышлении конфликта

 Взгляд на конфликт в человеческих отношениях
  Вера в то, что конфликт — естественный и неизбежный результат в любой группе
  Распространены с конца 1940-х до середины 1970-х годов.
 Интерактивный взгляд на конфликт
  Убеждение, что конфликт — это не только положительная сила в группе, но и
абсолютно необходимо для эффективной работы группы

  Текущий вид

  Кови (1990) в книге «Семь навыков очень успешных людей» упоминает о дефиците
менталитет против менталитета изобилия.o Менталитет дефицита заставляет нас возмущаться успехами других.
o  Менталитет изобилия позволяет нам думать о ситуациях, в которых
o каждый может выиграть.

Формы интеракционистского конфликта

Типы интеракционистского конфликта

 Конфликт задач
  Конфликты по содержанию и целям работы
  Уровни этого типа от низкого до среднего являются ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ.
 Конфликт в отношениях
  Конфликт на почве межличностных отношений
  Почти всегда ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ
 Конфликт процессов

Этап II: Познание и персонализация

 Важный этап по двум причинам:
1.Конфликт определяется
 Воспринимаемый конфликт
 Осведомленность одной или нескольких сторон о существовании условий
которые создают возможности для возникновения конфликта
2. Выражаются эмоции, которые сильно влияют на конечный результат.
 Войлок Конфликт
 эмоциональная вовлеченность в конфликт, вызывающая тревогу, напряжение,
разочарование или враждебность

Этап III: Намерения

 Намерения
  Решения действовать определенным образом
  Примечание: поведение не всегда точно отражает намерение
 Размеры намерений по разрешению конфликта:
 Сотрудничество
 Попытка удовлетворить опасения другой стороны
 Напористость
 Попытка удовлетворить собственные интересы

Этап IV: поведение

 Управление конфликтами
 Использование методов разрешения и стимуляции для достижения желаемого уровня
конфликт
 Конфликтный континуум

Этап V: Результаты

 Функциональные
  Повышение эффективности группы
  Повышение качества решений
  Стимулирование творчества и новаторства
  Поощрение интереса и любопытства
  Предоставление среды для решения проблем
  Создание среды для самооценки и изменений
 дисфункциональный
  Развитие недовольства
  Снижение групповой эффективности
  Замедленное общение
  Снижение сплоченности группы
  Ссора между членами группы преодолевает цели группы
 Создание функционального конфликта
  Поощрять инакомыслие и наказывать лиц, избегающих конфликтов

Методы разрешения конфликтов

  Решение проблем
  Высшие цели
  Расширение ресурсов
  Избегание
  Сглаживание
  Компромисс
  Авторитетная команда
  Изменение человеческой переменной
  Изменение структурных переменных
  Общение
  Привлечение посторонних
  Реструктуризация организации
  Назначение адвоката дьявола

Переговоры

Переговоры

 Переговоры (торг)
  Процесс, в котором две или более сторон обмениваются товарами или услугами и пытаются
согласовать курс обмена на них
 Два общих подхода:
  Распределительный торг
o Переговоры, направленные на разделение фиксированного количества ресурсов; беспроигрышный
проиграть ситуацию
  Комплексный торг
o  Переговоры, направленные на поиск одного или нескольких соглашений, которые могут создать беспроигрышный
раствор

Распределительный и интегративный торг

Процесс переговоров

Определение зоны торга

КОНФЛИКТ И ПЕРЕГОВОРЫ

Успешные переговоры

 Зона торга
 расстояние между минимальной точкой бронирования одной стороны и другой.
максимальная точка резервирования партии.

Дистрибьюторские и интегративные переговоры

Сторонние переговоры

 Четыре основные сторонние роли
  Посредник
o  Нейтральная третья сторона, которая способствует поиску решения путем переговоров, используя
рассуждения, убеждения и предложения альтернатив
  Арбитр
o  Третья сторона переговоров, которая имеет право диктовать
соглашение.
  Примиритель
o  Доверенная третья сторона, которая предоставляет неформальную связь
между переговорщиком и противником
  Консультант
o  Беспристрастная третья сторона, обладающая навыками управления конфликтами, которая пытается
способствовать творческому решению проблем посредством общения и анализа

Глобальные последствия

 Конфликт и культура
  Японский и U.С. менеджеры по-разному смотрят на конфликт
  Американские менеджеры чаще используют конкурирующие тактики, а японские менеджеры
склонны к компромиссу и избеганию
 Культурные различия в переговорах
  Множественные кросс-культурные исследования стилей переговоров, например:
o  американские переговорщики с большей вероятностью, чем японские переговорщики, сделают первый
предложение
o  Североамериканцы используют факты для убеждения, арабы используют эмоции, а русские используют
утверждал идеалы
o  Бразильцы говорят «нет» чаще, чем американцы или японцы

Конфликт: конструктивный или разрушительный?

 Конфликт может быть конструктивным или деструктивным
 Уменьшите чрезмерный конфликт, используя:
o  Конкурс
o  Сотрудничество
o  Избегание
o  Размещение
o  Компромисс
 Интегративные переговоры — лучший долгосрочный метод

Учебное пособие

Грабителя из магазина сэндвичей уговорила вкусная сделка

Chicago Tribune
28 марта 1991 г.
 ДЭЛРЕЙ-БИЧ, Флорида.- Столкновение с боевиком, требующим опустошить
кассовый аппарат, менеджер магазина Subway Sandwich Shop Оллис Неттлз сделала встречное предложение:
10 долларов и бутерброд с фрикадельками.
Мы впервые видим ограбление, о котором договаривались, полиция
сказал представитель Майк Райт. Полиция сообщила, что ограбление началось, когда худощавый, ростом 6 футов,
Небритый покупатель вошел в магазин Subway в понедельник. Он заказал фрикадельку
бутерброд и пошел в ванную.
 Он вернулся через несколько секунд, и служащая ждала, чтобы забрать его деньги.То есть
когда заказчик превратился в грабителя и объявил: Между прочим, это ограбление.
 Грабитель наставил черный револьвер на женщину. Она нырнула за
счетчик и упал на пол. Крапива, очевидно, не видевшая ружья и не понимающая
что происходит, повернулся и спросил человека, чего он хочет. Грабитель сказал, что он
захотелось все деньги, и начались переговоры.
 Неттлз спросил грабителя, примет ли он 10 долларов и бутерброд. Грабитель ответил
что он возьмет не меньше 20 долларов и бутерброд.И сделка была заключена.
 Полиция сообщила, что вор сбежал с деньгами, бутербродом и двумя другими мужчинами, которые
ждет снаружи в сером Понтиаке.

Беспроигрышный или проигрышный?

 https://www.youtube.com/watch?v=NBvysuewIOs
Стили управления конфликтами

минимум на две недели с опозданием. Все знают, что проблема есть, но никто
кажется, может
реши. Что особенно расстраивает Мэллори, так это то, что ни Лин Чен, ни Джойс Ротман
показывает любые
лидерство.Линь занята рядом других проектов, а Джойс, кажется, не может
контролировать сильные личности Шона и Харлоу.

 Обсудите межфункциональные команды с точки зрения их склонности к конфликтам.
 Какие методы или процедуры могут помочь уменьшить конфликт между межфункциональными командами?
 Если бы вы были Мэллори, что бы вы могли сделать, чтобы уменьшить конфликт в проекте?
Разрабатывать.

 Если никто не знает о конфликте, обычно считается, что:
 а. конфликт неизбежен
 Б.конфликт подрывной
 c. конфликта нет
 d. отношения между работником и работодателем будут хорошими

 Если никто не знает о конфликте, обычно считается, что:
 A. конфликт неизбежен
 Б. конфликт носит разрушительный характер
 C. конфликта нет
 D. Отношения между работником и работодателем будут хорошими

____ — это процесс, который начинается, когда одна сторона понимает, что другая сторона
отрицательно повлиял или собирается отрицательно повлиять на то, что волнует первую сторону
около. а. Конфликт
 б. Политика
 c. Рассмотрение
 d. Мощность

 Что из перечисленного не является одной из точек зрения на конфликт?
 а. традиционный взгляд
 б. взгляд на неизбежность
 c. интеракционистский взгляд
 d. вид управляемого конфликта

 Традиционный взгляд на конфликт утверждает, что конфликт:
 а. нельзя избежать
 б. хорошо для группы
 c. плохо, и его следует избегать
 d. повышает производительность

 Что из следующего не является частью традиционного взгляда на конфликт?
 а.вредный
 б. указывает на неисправность

 с. следует избегать
 d. неизбежно

 Точка зрения ____ конфликта утверждает, что конфликт является естественным и неизбежным исходом
в любой группе.
 а. интеракционист
 б. управляемый конфликт
 c. традиционный
 d. функциональный

 Точка зрения ____ на конфликт утверждает, что некоторый конфликт абсолютно необходим для
группа, чтобы работать эффективно.
 а. традиционный
 б. функциональный
 c. интеракционист
 d. управляемый конфликт

 Точка зрения ____ конфликта утверждает, что конфликт является дисфункциональным и должен быть
избегали. а. традиционный
 б. функциональный
 c. интеракционист
 d. управляемый конфликт

 Взгляд на конфликт с помощью управляемого конфликта утверждает, что конфликт:
 а. всегда отрицательная сила в определении
групповое выступление
 б. неизбежный исход в любой группе
 c. всегда положительная сила в определении
групповое выступление
 d. необходимо для эффективной работы группы

 Взгляд сторонников конфликта с точки зрения управляемого конфликта:
 а. поощрение конфликта
 б. подготовка людей к конфликтам
 c. групповая терапия для разрешения конфликта
 d.избегание конфликта

 Интерактивный взгляд на конфликт предполагает, что конфликт:
 а. необходимо для эффективной работы группы
 б. всегда очевидно в группах
 c. необходимое зло
 d. указание уровня зрелости группы

 Согласно точке зрения интеракционистов, бесконфликтная группа:
 а. идеальная ситуация, но редко достигается
 б. вероятно, будет реагировать на потребность в

 г. Отношения

.

Конфликтное общение: новая парадигма в сознательном общении, Рори Миллер.

Конфликтное общение — новая парадигма в сознательном общении. Рори Миллер. Авторские права 2015. Центр публикаций YMAA, Inc. Вольфсборо, штат Нью-Хэмпшир. 167 с.

Я считаю эту книгу одной из самых важных книг, которую я читал за долгое время, и я читал много. Это было так хорошо.

В книге обсуждается общение, человеческое поведение и модели мышления, а также способы наилучшего общения для достижения результатов и уменьшения и предотвращения конфликтов.

Конфликт в этом контексте определяется не только как физическое насилие, но и как любой вид конфликта.

Конфликтное общение — новая парадигма в сознательном общении, Рори Миллер. Авторские права 2015. Центр публикаций YMAA, Inc. Вольфсборо, штат Нью-Хэмпшир. 167 с.

Я считаю эту книгу одной из самых важных книг, которую я читал за долгое время, и я читал много. Это было так хорошо.

В книге обсуждается общение, человеческое поведение и модели мышления, а также способы наилучшего общения для достижения результатов и уменьшения и предотвращения конфликтов.

Конфликт в этом контексте определяется не только как физическое насилие, но и как любые трения или межличностные проблемы, которые могут возникнуть между двумя или более людьми. Много времени уходит на то, как разные стили общения могут вызвать конфликт, а также на то, как избежать таких проблем и уменьшить их последствия при возникновении конфликта.

Рори Миллер — мастер боевых искусств и эксперт по самообороне, со степенью бакалавра психологии и шестнадцатилетним опытом работы в исправительных учреждениях.Его материалы впечатляют своим пониманием человеческого поведения, поведения, связанного с насилием, и способов реагирования на него. Конечно, лучший способ, если возможно, отреагировать на угрозу насилия — это избежать ее, а иногда лучшим средством предотвращения насилия или уменьшения угрозы является общение.

Эта книга появилась, когда Марк МакЯнг, еще один известный автор самозащиты, сильно заинтересованный в общении, моделях насилия, а также предотвращении и сокращении насилия, преподавал курс деэскалации и использовал многие материалы, полученные от Миллера.Вскоре они договорились работать вместе, чтобы создать программу по коммуникации и деэскалации насилия. В результате появилась эта книга.

Авторы исходят из предпосылки, что человеческий мозг состоит из трех частей, и каждая из них функционирует по-разному, что приводит к разному стилю реакции на предполагаемые угрозы и разным стилям поведения.

Они описывают их как «человеческий мозг», «мозг обезьяны» и «мозг ящерицы». Хотя я сомневаюсь, что наука настолько точна и суха, как иногда кажется в книге, эти концепции весьма полезны (автор уделяет основное внимание применению).

Человеческий мозг — это рациональная часть, которая реагирует на коммуникации и угрозы в логичный способ без сильных эмоций.

Мозг обезьяны — это часть, которая реагирует на социальное давление и работает, чтобы сохранить индивидуальную часть группы. Считается, что это происходит потому, что приматы лучше всего выживают в составе группы. Хотя эта часть действительно реагирует на попытки общения, она часто реагирует очень эмоционально, искажая факты и приоритеты, чтобы следовать социальной повестке дня.

Мозг ящерицы — это часть, которая реагирует на рефлексивном, физическом уровне без сознательного мышления. Когда эта часть берет на себя общение, становится трудно или невозможно.

Всего несколько случайных отрывков и стратегий общения, выбранных почти наугад, чтобы дать ощущение книги.

На странице 49 автор рассказывает о том, как слово «ты» часто используется в конфликтных ситуациях, и советует по возможности избегать этого. Например, он предлагает заменить «что ты делаешь?» с «что происходит?»

Автор говорит о важности распознавания сценариев, а не о том, чтобы не быть втянутым в заранее запрограммированные бессознательные модели поведения.На самом деле это, несомненно, один из часто повторяемых уроков работы. Отчасти ключ к этому — осознавать свое поведение, отслеживать реакции и не принимать вещи слишком лично.

Еще один урок из книги — это то, как люди и сценарии часто используют «ловушки». Автор описывает ловушку как «предлог для действия или рационализацию, которая позволит им позже оправдать свою реакцию». Например, хотя для крупного человека неприемлемо побеждать меньшего, в некоторых ситуациях, если он может потребовать даже надуманного оправдания –i.е. «Она не знала своего места» или «он пытался вести себя умнее меня» — в некоторых кругах или, по крайней мере, для человека, который избивает, это может показаться оправданным. Автор снова подчеркивает важность распознавания сценариев, а не того, чтобы быть втянутым в их игру.

Один из самых ценных уроков из книги — это те части, в которых автор обсуждает, как достичь или улучшить шансы на достижение целей в рамках организации (или другой иерархической социальной структуры). Он утверждает, что отчасти это делается для того, чтобы получатель сообщения сосредоточился на содержании, а не на возможности того, что говорящий угрожает иерархии или структуре власти.Он предлагает несколько фраз, которые показывают, что говорящий «знает свое (или ее) место» и, таким образом, не угрожает группе, делая предложения. Например, он говорит, что если кто-то начинает с чего-то вроде «Я знаю, что я просто ________, но у меня была эта идея, и я мало что о ней знаю, но мне интересно, что вы думаете. Как вам ___________? » Другой вариант — сказать что-то вроде: «Я знаю, что должен был следовать порядку приказов, но я полагал, что вы единственный, кто не стал бы смеяться надо мной, если бы я был неправ.

В заключение, это прекрасная книга, которая может многое предложить не только людям, интересующимся насилием, но и людям повсюду.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *