Конструктивные и деструктивные функции конфликта: Конструктивные и деструктивные функции конфликта. — Студопедия.Нет

Конструктивные и деструктивные функции конфликтов — Студопедия

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

· · · Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. при разрешении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

· · · Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.



· · · Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.

· · · Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.



· · · Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество деятельности повышается в 28% случаев, понижается в 17% случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается. Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего. Не конфликтуйте с начальством!

· · · При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Независимо от результата конфликта это происходит в четыре раза чаще чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.

· · · Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.

Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. По статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.

Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

Конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага» — который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.

Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без достаточных оснований.

Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.

Таково влияние конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния конфликта на группу прямопропорциональна степени связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.

Конструктивные функции:

* Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).

* Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.

* Конфликт проявляет общественное мнение.

* Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.

* Конфликт может выполнять функцию сплочения группы (и даже целого народа).

* В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).

* Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины работников, ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

Деструктивные функции:

· · · Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе

· · · Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.

· · · Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.

· · · Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

Можно сделать вывод: хорошего понемножку. Конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу[5]

9. Влияние конфликтов на жизнедеятельность оппонентов и социальной группы, организации и общества.

10. Конфликты и здоровье человека.

Существует четыре вида социального взаимодействия: а) приспособление; б) соревнование; в) ассимиляция; г) конфликт.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт — столкновение сторон, мнений, сил.

Различают следующие виды конфликтов: кратковременные и затяжные; явные и скрытые; внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные, межгрупповые).

Внутренние (внутриличностные) конфликты. Столкновение равных по силе, но противоположных по направлению потребностей, мотивов, интересов, влечений и т.п. у одного и того же человека:

1) проявляется внешне: в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т. п.;

2) если затягивается, то может принять форму отклонений в поведении, снижения результатов деятельности, невроза.

Учителю нужно быть очень наблюдательным (внимательным) к отклонениям в поведении. Чтобы вернуть ребенку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь: 1) осознать, какие из его внутренних тенденций вошли в противоречие; 2) восстановить пошатнувшуюся самооценку; 3) привести уровень притязаний в соответствие с возможностями.

Внешние (межличностные, межгрупповые) конфликты. Ситуация, возникающая при взаимодействии людей, которые либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, либо в конкурентной борьбе стремятся к Достижению одной и той же цели.

Этапы конфликта: 1) возникновение; 2) становление; 3) зрелость; 4) преобразование.

Варианты коррекции конфликта:

1) компромиссы (взаимные уступки), дружеское согласие;

2) привлечение объективных судей (третейский судья), привлечение социальных институтов;

3) переключение внимания;

4) взрыв, разрядка;

5) разделение деловой и эмоциональной сторон конфликта;

6) отсрочка (перенос решения конфликта на более благоприятное время).

Социальный конфликт — это борьба за объективные цели: 1) власть; 2) изменение статуса; 3) перераспределение доходов; 4) переоценка ценностей.

Разрешение социальных конфликтов:

— в закрытых обществах (ригидных), как правило, сопровождается подрывом основ социального согласия; разрушением социальных связей, революционным насилием;

— в открытых обществах (плюралистических) дается выход конфликту, но вместе с тем оберегается социальное спокойствие общества.

Следует знать, что конфликты, как и психосоматические заболевания, могут выполнять защитную функцию. Они защищают нас от более деструктивных поступков и действий.

Первым изучил бессознательно использующиеся человеком защитные механизмы и классифицировал их австрийский врач и психолог-аналитик 3. Фрейд.

Вытеснение. Этот механизм позволяет «забыть» и не осознавать вызывающие тревогу события прошлого и настоящего, болезненно затрагивающие самочувствие личности. Часто забывается не только конфликт, но и все, что с ним связано, и чтобы восстановить исчезнувшие из памяти события, тем самым снять эмоциональное напряжение, необходимы интенсивная психотерапия или гипноз.

Рационализация, или обесценивание, помогает индивиду в самых сложных ситуациях сохранить свое «Я». Прекрасная иллюстрация к этому механизму — известная басня «Лиса и виноград». Лишая привлекательности то, что невозможно достать, обесценивая предмет или явление, люди стараются поддерживать свой имидж на достаточно высоком уровне в собственных глазах. Искажая восприятие, сохраняют свое достоинство, не теряя уверенности в себе.

Компенсация – поиск компенсации, замены своей социальной роли для сохранения своего «Я», своей самооценки. Любой человек, попавший в положение отверженного в группе, не получающий удовлетворения от общения с другими людьми, ищет поле деятельности, где он может добиться успеха, завоевать уважение.

Идентификация — это бессознательное, реже осознанное стремление поставить себя на место другого человека, брать пример с идеала.

Около 30% молодых людей воспринимают свои индивидуальные особенности неадекватно, порой имеют о себе противоположное по сравнению с окружающими людьми мнение. Такое неадекватное самовосприятие создает предпосылки для возникновения проблем в общении и во взаимоотношениях.

Проекция — человек приписывает партнеру по общению собственные положительные или отрицательные мысли, поступки, качества. Мы иногда воспринимаем ближнего не таким, каков он есть, а таким, каким он нам кажется, приписывая ему собственные отрицательные мысли или поступки.

Методы урегулирования конфликтов

Можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.

Первая группа направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. К первой группе методов относятся ранняя диагностика и выявление причин конфликта с тем, чтобы не допустить его дальнейшего разрастания. Вторая — на разрешение противоречий, вызвавших конфликт. Третья — на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы. Третья группа методов включает в себя ряд приемов, которые предполагают перевод конфликта в рациональный план..

Обычно наиболее эффективным является комплексное применение различных методов в зависимости от конкретных условий и характера конфликта.

Есть и другие методы снижения напряженности, в том числе и с использованием силового давления. Так, в международных отношениях к участникам конфликта применяют санкции, чтобы побудить их к поиску мирных средств решения проблемы. Основная проблема при использовании методов, ориентированных на поиск взаимоприемлемого варианта решения, заключается в том, что конфликтующие стороны не всегда ведут себя рационально и не всегда готовы к компромиссам ради достижения согласия. В рамках этой группы методов разрабатывается технология ведения переговоров и осуществления посреднических услуг.

11. Психофизиологические аспекты стресса в конфликтных ситуациях.

[1] Цой Л.Н. «Практическая конфликтология»

[2] Конспект лекций военной кафедры. Военная конфликтология,

[3] Конфликтология в схемах и комментариях — Анцупов А.Я

[4] Дмитриев А.В.. Конфликтология: Учебное пособие.

[5] Веренко И. С. Конфликтология. – М.: концерн Swiss,

Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов

Конструктивный и деструктивный конфликты: сущность и отличительные особенности

Определение 1

Конфликт – это противостояние двух или более сторон, возникающее вследствие противоречивости их желаний и интересов.

Противоречия могут возникнуть в результате разных взглядов на какие-то обстоятельства, ценности, информацию. Несмотря на то, что разногласия иногда можно спрогнозировать, чаще всего они непредвиденные и зависят не только от предмета спора, но и от личностей этого спора.

Специалисты, в соответствии с характером последствий, выделяют деструктивные и конструктивные конфликты, хотя нет четких критериев их различий. Значительная часть конфликтов имеет одновременно и деструктивные и конструктивные функции, причем независимо от той среды, в которой они возникают.

Давая оценку конфликту важно учитывать его субъективную сторону, потому что с одной стороны он может носить конструктивный, а с другой стороны – деструктивный характер. Также важной является заинтересованность третьих лиц, возможных инициаторов противостояния.

Готовые работы на аналогичную тему

Деструктивные конфликты, как правило, приводят к ссорам и натянутым отношениям, а иногда и к физическому насилию. Причиной их возникновения может быть предвзятость, личная неприязнь, желание получить выгоду.

Противоположную роль играют конструктивные конфликты, способствующие разрешению скрытых проблем, укреплению дружеских отношений. С самого начала конструктивные конфликты не имеют негативной составляющей, они помогают людям понять друг друга, притереться, заявить о своих правах и научиться уважать права другого человека.

Позитивные конфликты несложно урегулировать, а иногда они могут быть разрешены сами собой. В ходе конструктивного конфликта возможным становится повышение самооценки, самоуважения, зарождаются новые стили поведения и ценности. Если большой коллектив понимает, что старые установки и методы не работают, то необходимо творчески приспосабливаться и вырабатывать новые. Спор, проводимый в конструктивном русле, предотвращает серьезные и затяжные разногласия, которые могут иметь разрушительные последствия.

Отличительные особенности деструктивного и конструктивного конфликтов состоят в следующем:

Деструктивный конфликт:

  • не решает важных вопросов и уводит в сторону;
  • приводит к стрессу и вызывает низкую самооценку;
  • формирует негативный климат в коллективе;
  • делит участников конфликта на два лагеря;
  • вызывает агрессию.

Конструктивный конфликт:

  • раскрывает сложившуюся важную проблему;
  • вовлекает всех участников конфликта в решение обозначенной проблемы;
  • способствует выходу негативных эмоций;
  • способствует совершенствованию работников, получению и использованию ими знаний и опыта.

Последствия деструктивного конфликта

Латинское слово destructio означает разрушение, реструктуризацию чего-либо. В психологии деструктивность означает особенности личности, разрушительное влияние индивида не только на самого себя, но и на внешний мир. Как качество личности деструктивность развивается тогда, когда человек не сумел самореализоваться и его энергия не может найти себе выход.

Деструктивный конфликт возникает в том случае, если его участники переходят границы общественно дозволенного или усугубляют накаленную ситуацию.

Деструктивнй конфликт не приносит пользу, наоборот, он угрожает не только отношениям, но и здоровью и даже жизни человека. Несогласия в этом конфликте могут коснуться невинных людей, ставших случайными жертвами обстоятельств. В деструктивном конфликте не бывает победителей, жертвами становятся обе стороны, потерявшие контроль над собой и, желающие уничтожить друг друга морально и физически.

Этот вид конфликта вызывает депрессивное состояние, нежелание проявлять активность и принимать участие в общественной жизни коллектива. В прямом смысле слова, каждый участник может быть «ранен» в этом словесном бою, получить невроз.

Ужасным последствием этого конфликта может быть попытка суицида, в лучшем случае – напряжение и разочарование, которые со временем приводят к недоверию даже в отношении к близким людям, вызывают симптомы невроза и, в крайнем случае, ведут к деградации личности.

Деструктивные конфликты относятся к самым опасным видам с постоянным соперничеством и непродуктивным общением, с чувством обиды и неудовлетворенности работой. Они отрицательно сказываются на психологическом климате коллектива, на корпоративной культуре, мешают работать даже тем, кто в них не принимает участия, об этом говорит служба исследований HeadHunter. Она провела опрос среди 5200 сотрудников российских компаний и 40% опрошенных подтвердили факт подавленности из-за конфликтующих сторон.

Однако деструктивный конфликт по своей природе может иметь благоприятный исход и здесь специалисты называют конструктивные способы его разрешения. Прежде всего, это ограничение контакта сторон – в организации это может быть разграничение полномочий или кадровые перестановки, возможна постановка общей цели, которая принудит участников к поиску общего языка, введение системы санкций, действующей на тот случай, если спор не удастся исчерпать. Очень важно разрушающую силу спора преобразовать в конструктивную, чтобы было возможно услышать друг друга и прийти к обоюдному согласию и пониманию.

Последствия конструктивного конфликта

Конфликт может выполнять функции положительного значения, например, конструктивная сторона состоит в следующем:

  • возможность выявить противоречия тогда, когда они достигли зрелой стадии и необходимости их устранении;
  • возможность снятия напряжения и разрешения стрессовой ситуации;
  • поиск выхода из конфликта позволяет интегрироваться, проявляя взаимопомощь и взаимопонимание;
  • стабильность социальной системы в результате разрешения спорной ситуации;
  • предостережение от более серьезных противоречий и столкновений.

Замечание 1

Таким образом, конструктивный конфликт направлен на разрешение проблемы, а не на разрушение, он обнаруживает подлинные черты характера оппонента, истинные мотивы его поведения, способствует укреплению характера и становлению личности.

Конструктивная функция состоит в сближении участников, снятии напряжения, предоставлении полной информации о противоположной стороне. Если такой конфликт происходит в семье, то после его разрешения партнеры становятся ближе друг к другу, улучшают процесс общения, повышают уровень удовлетворенности и взаимопонимания.

Конструктивная функция объединяет участников спора, может сгруппировать их и направить энергию на творчество.

Для конструктивного развития конфликта важно соблюдать такие условия как признание наличия разногласий и желание понять их природу, признать право оппонента на отстаивание своей позиции. Очень важно исключить повышенный тон и взаимные оскорбления, при необходимости привлечь незаинтересованную третью сторону для объективной оценки.

Конструктивной частью является установление правил поведения во время общения. Одним из основных правил является ясность, при которой оппонент становится понятным, в результате человек услышан и сохраняет чувство собственного достоинства.

При обсуждении конкретного предмета спора не вспоминают прошлые случаи и не переходят на личности. Поскольку все участники вовлекаются в диалог, то их растрачиваемая энергия одинакова, они по очереди наносят и получают «удары». Но, здесь может возникнуть ситуация одностороннего нападения при отсутствии диалога – это треугольник насилия, из которого очень сложно выбраться. Суть этого треугольника в том, что кто-то должен, сменяя друг друга, исполнить роль жертвы, спасителя и тирана.

Причины, вызывающие конструктивный конфликт, чаще всего связаны с неблагоприятными условиями труда, несовершенной оплатой труда, перегрузками в работе, низким уровнем дисциплины, несоответствием прав и обязанностей работников. Его конструктивные последствия выражаются в поиске взаимоприемлемых решений, снятии враждебного отношения друг к другу, эмоциональной разрядке и психологическом обновлении отношений.

Функции конфликта. Функции конфликта конструктивные и деструктивные :: SYL.ru

Наверное, невозможно встретить такого человека, который бы никогда ни с кем не ссорился и не вступал в противоречия. Люди привыкли воспринимать конфликт как нечто разрушительное и несущее негатив. Казалось бы, в нем нельзя найти положительные стороны. Однако в некоторых случаях функции конфликта могут быть не только деструктивными, но и конструктивными.

Понятие

Конфликт представляет собой один из способов, посредством которых люди выясняют отношения, разрешают свои противоречия, разбираются с проблемами, возникшими в результате взаимодействия между ними. Как правило, столкновения сопровождаются бурными негативными эмоциями, выходящим за рамки общественных норм поведением, взаимными упреками и оскорблениями.

В ходе решения противоречий каждый из участников занимает противоположную по отношению к оппоненту позицию. Конфликтующие стороны, пытаясь добиться определенных целей и отстоять свою позицию, не желают идти на уступки друг другу, отказываются слушать и воспринимать аргументы противника. Такая ситуация может возникнуть как между близкими людьми, хорошо знающими друг друга, так и с впервые столкнувшимися незнакомцами.

Конфликт может назревать в течение длительного времени либо вспыхнуть неожиданно при резком столкновении интересов людей. Его участниками могут быть как отдельные индивиды, так и целые общественные группы и даже государства.

функции конфликта

Причины

Причин, которые могли бы спровоцировать конфликт, очень много. На первом месте стоит ограниченность ресурсов человечества. Эта причина относится как к политическим, так и к межличностным противоборствам. Конфликт между государствами может произойти, к примеру, из-за такого ограниченного ресурса, как нефть. В семье же причиной противоречий может стать один компьютер и несколько желающих в одно и то же время посидеть в интернете.

Конфликты в организациях очень часто происходят из-за взаимозависимости сотрудников. Так, результат команды зависит от каждого конкретного человека. Оплошность одного из них может привести к общей неудаче и, соответственно, спровоцировать конфликт между участниками.

Противоречия внутри семьи чаще всего развиваются на фоне финансовых затруднений. В некоторых ситуациях причиной конфликтов между людьми становятся их личные особенности, манера поведения и общения, разность во взглядах и целях.

функции социального конфликта

Конфликт и его конструктивные функции

Конфликт не всегда является исключительно отрицательным событием и может нести в себе еще и конструктивные функции. Одной из них является разрешение противоречий между субъектами взаимоотношений. По завершении ссоры недопонимания и разногласия могут исчезнуть полностью либо частично.

Конструктивные функции конфликта заключаются также в ослаблении психологической напряженности субъектов противостояния. Длительное время накапливавшаяся отрицательная энергия во время спора выплескивается и перестает оказывать давление на человека.

Очень часто после выяснения отношений людям становится проще общаться и взаимодействовать друг с другом. Увеличивается продуктивность их совместной работы, исчезают недопонимания.

Конфликты помогают раскрыть не только отрицательные, но и положительные стороны человека. Они показывают, устойчив ли индивид к стрессовым ситуациям, какую силу имеют его мотивы и ценности. Помимо этого, конфликты способствуют самоутверждению личности и накоплению опыта во взаимодействии с окружающими.

функции политического конфликта

Конфликт и его деструктивные функции

Главным отрицательным моментом во всех конфликтах являются негативные эмоции, получаемые его участниками. Частые стрессовые ситуации пагубно влияют на здоровье человека и его настроение. Кроме того, конфликты могут сопровождаться насилием — как психологическим, так и физическим.

Очень часто такие явления заканчиваются полным разрывом отношений между оппонентами. Примером тому являются разводы супругов, увольнения с работы сотрудников, прекращения дружеских и приятельских отношений. Людям не удается договориться и найти компромисс, поэтому такой исход является единственным возможным выходом для них.

Деструктивные функции конфликта проявляются и в занижении самооценки проигравшего участника. Человек может впасть в депрессию, усомниться в правильности своих идеалов и ценностей.

Помимо этого, конфликтные ситуации формируют у людей образ врага. Тот, с кем однажды возникли противоречия, больше не сможет заслужить доверия. Впоследствии малейшие недопонимания могут привести к разгоранию нового конфликта.

конструктивные функции конфликта

Понятие и функции социального конфликта

Социальный конфликт представляет собой наивысшую точку столкновения общественных групп в результате несовместимости их целей, позиций и интересов. Его основой являются противоречия и отсутствие согласия между участниками взаимодействия.

Причиной таких конфликтов является разность в доходах, положении в обществе, правах, власти и престиже. Иными словами, провоцирует их социальное неравенство, а также ограниченные ресурсы, борьба за которые происходит на протяжении всей истории человечества.

Функции социального конфликта могут быть как положительными, так и отрицательными. К деструктивным последствиям можно отнести разрушения социальных структур, а также необоснованную затрату ресурсов. Позитивные функции конфликта такого типа заключаются в возможности перейти на новый этап развития, добиться справедливости, устранить возникшие проблемы. Кроме того, в ходе подобных противоречий происходит сплочение общественных групп, формирование новой, более совершенной социальной системы.

позитивные функции конфликта

Понятие и функции политического конфликта

Политические конфликты – это столкновения и противостояния субъектов государственной власти в ходе реализации своих полномочий и при взаимном стремлении добиться своих целей. Они обусловлены противоположными политическими интересами.

Такие конфликты подразделяются на межгосударственные, внутригосударственные и региональные. Основой подобной классификации является уровень участников политического конфликта. Чем он выше, тем сложнее урегулировать такие противоречия.

Как и у любого другого противостояния, функции политического конфликта могут быть конструктивными и деструктивными. К первым относится, прежде всего, разрядка ситуации в стране или во всем мире. Устраняется напряжение между участниками конфликта и в обществе в целом. Кроме того, стимулируются различные социальные изменения, переоцениваются изжившие себя нормы общества. Конфликт выступает движущей силой прогресса. Помимо этого, в обществе устанавливается социальное равновесие.

Негативные функции конфликта такого типа состоят в угрозе раскола международных организаций и населения страны. Помимо этого могут произойти неблагоприятные изменения в отношениях власти, а также ухудшиться демографическая ситуация в стране.

Особенности конфликта в организации

В ходе рабочих отношений между людьми очень часто возникают недопонимания и противоречия. Подобные ситуации негативно сказываются на деятельности организации, приводят к снижению продуктивности работы и результата.

Конфликты на рабочем месте могут происходить между начальством и подчиненными, а также между линейными сотрудниками. Причиной таких противоречий может послужить предвзятое отношение руководства, попытка переложить свои обязанности друг на друга, взаимозависимость результатов сотрудников. Помимо этого, часто ссоры возникают из-за проблем в общении и личной неприязни коллег.

Функции конфликтов в организации могут быть конструктивными и деструктивными. К первым относится повышение продуктивности работы после устранения противоречий, улучшение психологического климата в коллективе. Деструктивные последствия имеет, как правило, конфликт с начальством. В таких ситуациях дело может закончиться даже увольнением сотрудника.

деструктивные функции конфликта

Конфликт поколений

Проблема «отцов и детей» существовала во все времена. Не исключение — и наши дни. В редких семьях конфликт поколений никак не проявляет себя. В основе подобных противоречий лежит разность во взглядах молодежи и людей старшего возраста и нежелание понимать и уважать интересы друг друга. Такие конфликты, как правило, длятся в течение значительного промежутка времени, периодически затихают, а затем вспыхивают с новой силой.

Причины и функции конфликтов поколений различны. В качестве деструктивных можно отметить ухудшение отношений между родственниками, переживания и стресс, особенно людей старшего возраста. Однако, как и в любом другом конфликте, имеются и положительные стороны. Молодежь, учась на своих ошибках, старается уважать и прислушиваться к советам стариков. Те же, в свою очередь, учатся быть более терпимыми к своим детям и внукам.

причины и функции конфликтов

Как правильно выйти из конфликта

Существует несколько способов выхода из конфликта. Самым оптимальным является нахождение компромисса противоборствующими сторонами. При этом функции конфликта, как правило, конструктивные. Стороны приходят к взаимному согласию, устраняются проблемы, и принятое решение устраивает всех. При этом нет выигравших и проигравших.

Если конфликт заканчивается принуждением, одна из сторон добивается своих целей, другая же подчиняется решению оппонента. Такая развязка наиболее характерна при противостоянии начальника и рядового сотрудника, родителя и ребенка. Функции конфликта в этом случае для одного из участников будут конструктивными, для другого — деструктивными.

Конструктивные и деструктивные функции конфликта. — МегаЛекции





В представлениях многих людей конфликты ассоциируются с сугубо отрицательными явлениями: войнами и революциями, междоусобицами и скандалами. Поэтому, как правило, конфликт представляется как явление нежелательное и вредное. На самом же деле это не всегда так. Последствия конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными.

Таким образом, вопрос о месте и роли конфликтов в жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы, организации и общества в целом существенно значим. Недаром еще мыслители Древнего мира и Средневековья усматривали в конфликтах некое средство к взаимопониманию и доброму согласию. В Новое время большинство тех, что закладывали фундамент конфликтологии, указывали на конфликты как на средство разрешения социальных противоречий и поддержания равновесия в общественном устройстве. На современном этапе четко выделяются как осуждение враждебных противоборств на любом уровне, так и признание важной роли мирно разрешаемых конфликтов в установлении взаимопонимания и сотрудничества между людьми.

Для объяснения функций социального конфликта следует обратиться, прежде всего, к самому понятию «функция». В общественных науках функция означает значение и роль, которую определенный социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей социальной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее общностей, социальных групп и индивидов. В соответствии с этим под функцией конфликта мы будем понимать ту роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: социальным группам, организациям и индивидам. Таким образом, функция конфликта выражает, с одной стороны, его социальное назначение, а с другой зависимость, которая возникает между ним и другими компонентами общественной жизни. В первом случае берутся во внимание последствия конфликта, во втором — направленность отношений конфликтующих субъектов социальных связей.





Конфликтное столкновение относится к тем явлениям, которые не поддаются однозначной оценке. Оно выступает способом социального взаимодействия в условиях обострения напряженности между людьми, когда обнаруживаются несовместимые взгляды, позиции и интересы, происходит противоборство сторон, преследующих далеко отстоящие друг от друга цели. Уже в силу самой своей природы конфликт может являться носителем и созидательных, и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как благо, так и вред участвующим в нем сторонам.

Поэтому его функции характеризуются с учетом позитивных и негативных последствий. Положительными, функционально полезными результатами конфликта считаются решение той проблемы, которая породила противоречие и вызвала столкновение, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания и доверия, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, покорности, стремления к превосходству. К отрицательным, дисфункциональным последствиям конфликта относятсянеудовлетворенность людей общим делом, уход отрешения назревших проблем, нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, ослабление сплоченности сотрудников и т.п.

По своему содержанию функции конфликта охватывают как материальную сферу (связаны с экономическими интересами, выгодой или потерями), так и духовно-нравственную сферу (способны повышать или ослаблять социальную активность, поощрять или подавлять оптимизм, воодушевление людей). Всё это эмоционально сказывается на эффективности совместной деятельности, может облегчать либо затруднять процесс управления организацией. Жизнь представляет бесчисленное количество фактов, подтверждающих функциональное разнообразие конфликтов по направленности, полезным и вредным последствиям.

Различают явные и латентные (скрытые) функции конфликта. Явные функции конфликта функции конфликта характеризуются тем, что его последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта. Например, правительство России, начиная военные действия с «чеченскими» бандитскими формированиями, заявило об их ликвидации. Явная функция конфликта — это также победа шахтеров в их конфликте с администрацией, если они преследовали именно эту цель.

Скрытые (латентные) функции конфликта — такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта. Латентные функции могут выражаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта. Так, никто из участников «чеченского» конфликта не предполагал, что в ходе его будут уничтожены установки по переработке нефти, которых в республике было большое количество, и в результате возникнет опасность экологической катастрофы не только в Чечне, но и за ее пределами. Бастующие шахтеры, выступавшие с требованиями к правительству страны в конце 1980-х — начале 1990-х годов отменить госзаказ и дать им возможность свободно распоряжаться прибылью, очень много сделали для реформирования общества, но они и не предполагали, что уже в конце 1990-х годов будут требовать вернуть госзаказ.

С точки зрения функций конфликт — достаточно противоречивое явление. Вступая в противоборство, люди могут добиться реализации поставленных целей. Но часто трудно предугадать даже не очень отдаленные последствия, которые за этим последуют. При этом последствия могут носить как положительный, так и отрицательный характер для участников конфликта. Работник, который вступил в конфликтные отношения с администрацией, может добиться своей ближайшей цели, например, выплаты компенсации за вынужденный прогул. Но через какое-то время за этим может последовать увольнение его с работы под каким-либо благовидным предлогом. Для уволенного сотрудника это, скорее всего, будет латентная функция конфликта и при этом отрицательная. Но вслед за этим он может устроиться и на более привлекательное, чем прежде, место работы. И тогда это будет положительная латентная функция конфликта. В таком случае часто говорят «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Таким образом, и явные, и латентные функции конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными, то есть они могут иметь двойственный характер. Если функция конфликта положительная для его участников, говорят о функциональном конфликте, в противном случае это дисфункциональныйконфликт, результаты которого являются негативными для его участников, и на которые они не рассчитывали.

Следует особо подчеркнуть, что оценка функций конфликта в качестве положительной или отрицательной всегда носит конкретный характер. С точки зрения одного субъекта конфликта, он может рассматриваться как положительный, с точки зрения другого — как отрицательный. Другими словами, существует субъектная относительность в оценке характера функций конфликта. Кроме того, один и тот же конфликт в разных отношениях и в разное время может оцениваться с различных или даже противоположных позиций. Это свидетельствует о релятивистском характере функций конфликта. Так, Октябрьская социалистическая революция так же, как и победа в начале 1990-х годов сил, которые выступали под лозунгом реформ, у нас в стране рассматривались по-разному в разное время и различными социальными слоями.

Все это свидетельствует о том, что конфликт это функционально противоречивое явление, а соотношение его положительных и отрицательных функций всегда должно рассматриваться конкретно. Если же иметь в виду объективный критерий оценки функций конфликта, то в общем плане можно, видимо, сказать, что социальный конфликт носит функциональный характер в том случае, если он способствует развитию более широкой социальной системы. Для внутриличностного конфликта это будет личность, для межличностного — группа и т.д. Однако и в этом плане не все обстоит гладко. Ибо всегда следует иметь в виду те издержки (цену конфликта), которые связаны с ним. Так, организация, которая реализует свои цели за счет непомерной интенсификации труда и здоровья людей; армия, которая побеждает за счет больших потерь и т.д. — это примеры, свидетельствующие, что победа в конфликте может быть и пирровой. Таким образом, и в этом случае мы сталкиваемся с функциональной противоречивостью конфликта — не все, что идет на пользу развития более широкой социальной системы, является функциональным для составляющих ее элементов.

5.Мнение

По своим последствиям конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.

Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести организации большую пользу. Если же конфликт не имеет под собой реальной почвы и не создаётся, следовательно, нет возможностей для совершенствования внутриорганизационных процессов, он оказывается деструктивным, поскольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит дезорганизацию в ход объективных процессов.

Конкретными причинами конструктивных конфликтов чаще всего оказываются неблагоприятные условия труда, несовершенная его оплата; недостатки в организации; перегрузки на работе; несоответствие прав и обязанностей сотрудников; нехватка ресурсов; низкий уровень дисциплины.

Деструктивные конфликты обычно вызываются неправильными действиями, в том числе злоупотреблением служебным положением, нарушением трудового законодательства, несправедливыми оценками людей. Таким образом, если при конструктивных конфликтах стороны не выходят за рамки этических норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нарушении, а также на психологической несовместимости людей.

Законы внутриорганизационного конфликта таковы, что любой конструктивный конфликт, если его своевременно не разрешить, превращается в деструктивный. Люди начинают демонстрировать друг другу личную антипатию, придираться, унижать партнёров, угрожать им, навязывать свою точку зрения, отказываются решать возникшие проблемы к обоюдной выгоде.

Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих его участников. Новосибирские учёные Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими. К ним относятся:

1) демонстративные, стремящиеся быть в центре внимания, становящиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;

2) ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с интересами других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;

3) неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем;

4) сверхточные, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, мелочностью, подозрительностью;

5) целенаправленно конфликтные, рассматривающие столкновение как средство достижения собственных целей, склонные манипулировать окружающими в своих интересах;

6) бесконфликтные, которые своим стремлением всем угодить только создают новые конфликты.

В то же время конфликтные личности, попав в благоприятную ситуацию, часто не проявляют себя таковыми.

Позитивные и деструктивные функции конфликта

Несмотря на всю относительность оценок функций конфлик­та, по своему смыслу, значению и роли их можно разделить на две группы:

1. конструктивные (положительные) функции конфликта;

2. деструктивные (отрицательные) функции конфликта.

6. Заключение

Несмотря на то, что взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

Конфликты могут быть превращены в прекрасный учебный материал, если в последующем найдете время на то, чтобы вспомнить, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта. предупреждение социальный конфликт

 

 

Литература

1.Коломинский Я.Л. Психология. — Мн., 1993.

2.Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1973.

3.Изард К.Е. Эмоции человека. — М., 1980.

 

4.Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1996.

5.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989.

6.Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1998.

7.Зигер В. Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М.,1990.

8.Скотт Дж. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. — Спб., 1993.

9.Фэйр М. Выиграть может каждый. — М.,1992.

10.Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их решение. — Мн., 1996.
11.Александра Владимировна Палагина преподавательница Английского языка.

12.Андрей Стёганцева Психолог.

 






Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических конфликтах

            Современная конфликтологическая парадигма ориентирует массовое сознание людей на понимание неизбежности конфликтов в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и педагогической. Сам по себе педагогический конфликт – нормальное социальное явление, вполне  естественное для такого динамического социума, каким является современная школа. Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту. В последние годы отношения между учениками и педагогами стали значительно сложнее и напряженнее. Это происходит по многим причинам.

            Взаимодействие преподавателя с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает сам преподователь и применяет их в педагогических целях для организации учебной деятельности, для научно обоснованного структурирования взаимной деятельности педагога и учащегося для воздействия на учеников. Такие педагогические ситуации нередко могут носить конфликтный характер.

            Педагогический конфликт – сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин. К объективным причинам можно отнести также социально-экономическое положение преподавателей в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении. Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в ученическом социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при сопутствующем включении субъективного фактора. Однако, существует ряд фактов, свидетельствующих о том, что в приоритетной роли находится именно субъективный фактор в провокации конфликтов.

            В основе любого конфликта лежит противоречие, являющееся двигателем прогресса, развития. Педагогический конфликт – это объективное противоречие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного или индивидуального развития и реальных ситуаций учебно-воспитательного процесса, являющееся для его участников своеобразным воспитательным потенциалом, преодоление которого приводит педагога и учащегося на более высокий уровень личностного и индивидуального развития, а так же и всего коллектива в целом. 

            Обычно в анализе конфликтов выделяют четыре основных категории: структуру конфликта, его динамику, функции и типологию.

            Существует различное понимание структуры конфликта. Так, выделяются следующие понятия: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы ситуации, возможные действия участников, исходы конфликтных действий.

            Динамика конфликта. К традиционным схемам конфликта относится: 1) конфликтная ситуация – инцидент – конфликт; 2) конфликтная ситуация – инцидент – конфликт – разрешение.

           Нетрадиционная схема развития конфликтной ситуации предполагает управление ее течением и может быть представлена следующими этапами: 1) реальная ситуация – разрешение реальной ситуации; 2) реальная ситуация – перевод в педагогическую ситуацию – разрешение педагогической ситуации.

           Реальный механизм установления нормальных отношений с учащимися видится в снижении количества и накала конфликтов путем перевода их в педагогическую ситуацию. Сознательное управление педагогом конфликтной ситуацией возможно лишь с позиции конструктивного отношения к конфликту. С одной стороны, оно характеризуется неприятием нереалистических (эмоциональных, беспредметных) конфликтов в общении между людьми, с другой, разумным и конструктивным отношением к реалистическим (предметным) конфликтам.

           Управление конфликтом – это последовательно проводимые педагогом воспитательные действия. Выбор тех или иных способов и приемов управления конфликтной ситуацией – воспитательных действий – диктуется педагогическими целями.

        Функции конфликта. Обычно выделяются две функции конфликтов: деструктивную и конструктивную. При определении функций реального конфликта необходим конкретный подход, поскольку один и тот же конфликт может быть деструктивным в одном отношении и конструктивным в другом, играть негативную роль на одном этапе развития, в одних конкретных обстоятельствах и позитивную — на другом этапе, в другой ситуации.

         Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

           В конфликте можно выделить негативные стороны:

           1.Участие в конфликте приводит к серьезному ухудшению настроения сторон, участвующих в конфликте.  Требуется довольно длительное время, чтобы вернуть стороны в первоначальное состояние или даже  в относительное равновесие.

           2. Некоторые конфликты могут сопровождаться серьезными психическими и  моральными травмами.

           3. Конфликт в обязательном порядке вызывает стресс у каждой из сторон, участвующей в конфликте.

           4. В межличностном конфликте поражение  понижает самооценку личности.

           Негативные последствия конфликта в коллективе:

           1. Конфликт приводит к нарушению коммуникации в группе и коллективе в целом.

           2. В случае разрешения конфликта с использованием деструктивного решения наблюдается серьезное ухудшение взаимоотношений в коллективе.

           3. При учащении конфликтов наблюдается резкое снижение групповой сплоченности.

           4. Конфликт может привести  к ухудшению группового взаимодействия. 

           Нежелательность конфликта часто объясняют его способность нарушать нормальное функционирование коллектива, поскольку изначально он является чуждым элементом системы, которая обладает ресурсами для саморегулирования, позволяющими ей вернуться в состояние равновесия и стабильности.

           Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы (в соответствии с одним из законов диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей — источник развития).

          С точки зрения конфликтующих сторон в конфликте можно выделить следующие позитивные моменты:

          1. Конфликт может полностью или частично нейтрализовать организационные противоречия, вызванные недостатками организации деятельности.

          2. Результатом конфликта может стать более объективная оценка социально-психологических качеств людей, вовлеченных в конфликт. Способы противоборства показывают ценностные ориентации участников конфликта, их истинные мотивы, демонстрируют степень их психологической стойкости и стрессоустойчивости. Конфликт помогает проявиться как отрицательным, так и положительным чертам человека. Около 10-15% конфликтов после своего окончания улучшают отношения между противниками.

           3. Участие в конфликте позволяет снизить степень психологической  напряженности у противоборствующих сторон. Действия оппонентов, которые часто сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, могут снизить интенсивность последующих отрицательных эмоций. Так, например, возникает феномен катарсиса, что означает освобождение накопившейся отрицательной энергии, оказывавшей сильное давление на человека.

          4. Конфликтное взаимодействие может стать толчком к развитию личности, улучшению межличностных отношений. Конструктивное разрешение конфликта позволяет человеку сформировать позитивный  опыт действий в конфликтных ситуациях, получить навыки эффективного взаимодействия, повысить свой статус.

          5. Конфликт может послужить инструментом социализации личности, существенно повысить самооценку индивида.

          Исследования, проведенные Л. Козером и Р. Дарендорфом позволили сформулировать ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие ученического коллектива:

          — установление и поддержание нормативных и физических параметров коллектива. В результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении коллективом, в формировании структурных подразделений, недостатки отдельных участников, в существующем разделении труда;

          — разрядка напряженной обстановки. В результате конфликта в коллективе происходит конфликтное взаимодействие, сопровождаемое эмоциональными бурными реакциями, которое, помимо возможных негативных последствий, снимает у его участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.

           В педагогической практике особенно важно оставаться в рамках конструктивной фазы конфликта. Необходимость управления конфликтными ситуациями объясняется особенностями педагогических конфликтов.

        Среди них можно отметить следующие: профессиональная ответственность преподавателя за педагогически правильное разрешение ситуации; участники конфликта имеют различный социальный статус; разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции, порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении; профессиональная позиция педагога обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и поставить на первое место интересы ученика как формирующейся индивидуальности. Все это говорит о необходимости овладения педагогом средствами управления конфликтными ситуациями.

           Как показывают исследования (Ю.Н. Козырев, В.Б. Ольшанский), хуже всего преподаватели подготовлены к тому, чтобы работать с людьми. Слабая конфликтологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять конфликтами в ученической среде, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, негативно сказываются на организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.

          Требованием времени является обеспечение высокого уровня управления общением, соблюдение каждым педагогом норм профессиональной этики, умение преподавателя направлять конфликты в конструктивное русло.  Поэтому закономерно, что приоритетной составляющей профессиональной компетентности современного педагога является его конфликтологическая компетентность, которая включает набор определенных знаний и умений. Будет ли конфликт иметь конструктивное или деструктивное воздействие на учащегося, зависит от правильно оцененного педагогом противоречия и от оптимально выбранного стиля поведения. Эффективный процесс управления конфликтом  предполагает лишь некоторую нейтрализацию ущерба разрушительных последствий конфликтного взаимодействия, переводя его из деструктивной в конструктивную плоскость.

 

Использованная литература:

1. Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001.

2. Воронин Г.Л. Конфликты в школе. Социологические исследования. 1994, № 3.

3. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.

КОНСТРУКТИВНЫЕ (ПОЗИТИВНЫЕ) И ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА, ЕГО СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ. ДИНАМИКА КОНФЛИКТА — Студопедия

Позитивная роль конфликта сторонниками диалектического подхода видится в следующем:

−конфликт помогает прояснить проблему;

−конфликт усиливает способность организации к изменениям;

−конфликты могут усиливать мораль, углубляя и обогащая взаимоотношения между людьми;

−конфликты делают жизнь более интересной, пробуждают любознательность и стимулируют развитие;

−конфликты могут способствовать самостоятельному повышению уровня квалификации и знаний;

−конфликты повышают качество принимаемых решений;

−конфликты способствуют производству новых созидательных идей;

−конфликты помогают понять людям, кто они есть на самом деле.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей:

неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;



смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

−отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

−подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

−степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

−следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого – деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.



Конфликт не возникает вдруг. Причины его накапливаются, зреют иногда довольно длительное время.

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:

1. Скрытую стадию – обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах «иметь» и «мочь». Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный,политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина – стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборст-

вующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена при примиренческом подходе, очень сильна – при непримиримости сторон;

3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности;

4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности.

Это собственно и есть конфликт.

Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности. Конфликт более или менее четко ограничен во времени и поэтому представляется возможным определить, какое событие считать началом (завязкой) собственно конфликта.

Первым этапом анализа конфликта считается его развитие во времени, от момента завязки до начала наблюдения за ним. Здесь необходимо изучить следующие проблемы:

предмет конфликта и его объект;

состав участников;

исторические корни;

непосредственный повод;

уровень напряженности в отношениях между сторонами в начальной точке конфликта.

В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий. Эти стадии не являются обязательными — возможно, что какие-то из них в ходе конфликта «проскакиваются». По-разному складывается продолжительность стадий. Но последовательность их в любых конфликтах одна и та же.

1. Предконфликтная ситуация

Это положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно, под воздействием какого-то внешнего, случайно вторгнувшегося в эту ситуацию фактора (например, в комнату неожиданно вошел посторонний человек и устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта (даже в вышеприведенном примере — это, скажем, сама возможность появления в комнате постороннего человека).

Бывает, что на предконфликтной стадии имеется достаточно сильная напряженность в отношениях, но она остается подспудной и не выливается в открытые конфликтные столкновения. Подобное положение может сохраняться довольно долго. Его называютпотенциальным, или латентным (скрытым) конфликтом

2. Инцидент.

С него, собственно, и начинается конфликт. Инцидент — это первая стычка конфликтантов. Он выступает как завязка конфликта. Конфликт, начавшийся с инцидента, может вместе с ним и закончиться. Но при «нормальном» ходе развития конфликта после инцидента наступает следующая его стадия.

3. Эскалация

На латинском scalaлестница. В фазе эскалации конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь в серии отдельных актов — действий и противодействий конфликтующих сторон.

4. Кульминация

Кульминация — это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то «взрывном» эпизоде (отдельном конфликтном акте) или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной борьбы.

5. Завершение конфликта

Здесь нам необходимо ввести два понятия: цена конфликта и цена выхода из конфликта( По А.Кармину).

6. Постконфликтная ситуация

Конфликт редко проходит совершенно бесследно. Влияние прошедшего конфликта на возникшую после его завершения ситуацию называется последействием конфликта. Это последействие может быть деструктивным,а может быть и конструктивным, позитивным.

2.5. Функции конфликта. Конфликтология

2.5. Функции конфликта

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

? Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т. п. при разрешении конфликтов в более чем 65 % случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

? Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10–15 % конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.

? Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т. е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.

? Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

? Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликта по вертикали у руководителя качество деятельности повышается в 28 % случаев, понижается в 17 % случаев, качество деятельности подчиненного, напротив, чаще ухудшается. Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего. Не конфликтуйте с начальством!

? При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Независимо от результата конфликта это происходит в четыре раза чаще, чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.

? Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

Деструктивные функции:

? Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.

? Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. По статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.

? Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

? Конфликт формирует негативный образ другого – «образ врага» – который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.

? Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без достаточных оснований.

? Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.

Таково влияние конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро– и микросреду. Степень влияния конфликта на группу прямопропорциональна степени связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.

Конструктивные функции:

? Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).

? Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.

? Конфликт проявляет общественное мнение.

? Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.

? Конфликт может выполнять функцию сплочения группы (и даже целого народа).

? В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).

? Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины работников, ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

Деструктивные функции:

? Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе

? Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19–30 % случаев.

? Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.

? Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

Можно сделать вывод: хорошего понемножку. Конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу [37].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

90000 Differences Between Destructive & Constructive Conflict | Small Business 90001 90002 By Kimberlee Leonard Updated July 08, 2020 90003 90002 Preventing conflict in the workplace is a position that many business leaders strive for. Often, conflict is perceived as having negative consequences on the team, and leaders want cohesive teams working in harmony. However, not all conflict in the office is bad. Learn the difference between destructive and constructive conflict, and develop tools to use constructive conflict to your benefit.90003 90006 Differentiating Conflict 90007 90002 Conflict occurs when people disagree or have differing views on topics. In the workplace, destructive conflict hinders work performance, because people refuse to speak to each other or they do not have civilized conversations. Destructive conflict between two people can bring down the morale of an entire department, thereby reducing productivity and efficiency. 90003 90002 Constructive conflict embraces differing ideas and worldviews, in an effort to move the company toward its goals and mission.This type of conflict increases productivity, rather than hampers it. Rachel Ligman of Ohio State University, says that conflict should be seen as positive when it results in clarification of issues, results in people learning about each other, or results in people considering new ideas. 90003 90002 Although conflict can stem from any conversation or action, there are common destructive conflict scenarios seen in the workplace resulting in constructive behavior. Minor conflicts have to do with one person regularly taking another person’s lunch or parking space.More significant issues could involve harassment or discrimination. Conflict that’s positive but includes constructive conflict in teams, like brainstorming sessions where people disagree. Another example is to challenge company protocol because someone sees a better way of doing things. 90003 90014 Stopping Destructive Conflict 90007 90002 Destructive conflict needs to be addressed as soon as it is identified or reported. Doing so prevents the situation from escalating, which would further bring down team morale and productivity.Stopping destructive conflict also prevents potential legal actions. 90003 90002 Stopping destructive conflict starts with having a current employee handbook that’s distributed to everyone. The handbook should have a section that establishes the company policies for conflict resolution and for reporting harassing or discriminatory actions. The protocol should state how the company acts in these situations, and should state the potential disciplinary actions that can result. Train employees on their communication skills as well as company policies to help stop destructive conflict from escalating.90003 90020 Promoting Constructive Conflict 90007 90002 Promote constructive conflict to help open the eyes of team members to new views, opinions and ways of doing things. As the HR Department at the University of Oklahoma points out, conflict is often indicative of upcoming personal or professional growth, once it has been resolved. Encourage people to offer opinions in team meetings and hold team-building exercises to help employees develop a real respect for each other. Work on communication skills to help employees learn to speak tactfully and listen to other’s perspectives.Hold diversity events and celebrate the cultural differences of the people on the team. 90003 90002 Managers have a special role in working with constructive conflict: employee reviews. These are often stressful for everyone. When approached as a means to help employees become better in every way, the conflict of the situation changes from negative criticism to constructive development. 90003.90000 Destructive and constructive conflicts 90001

90002 Most people consider the conflict purelynegative phenomenon, which leads only to quarrels, contradictions and destruction. Nevertheless, this is an erroneous opinion. In addition to destructive, there are also constructive conflicts that lead to the resolution of many hidden problems. 90003 90004 Definition of concepts 90005 90002 Conflict is definedcontradiction or confrontation, which arises because of the incompatibility of the interests of the parties.Can arise between individuals or their groups in the process of life. 90003 90002 In accordance with the nature of the consequences, psychologists identify destructive and constructive conflicts. In the first case there will be nothing but quarrels, negativity and strained relations. Sometimes destructive conflicts can go to the stage of physical violence. Often they arise on the basis of personal dislike, bias, the desire to extract benefits. 90003 90002 Absolutely opposite value possessconstructive conflicts.They contribute to the resolution of obvious and hidden problems, the removal of tension in the team, the strengthening of friendly relations. If it is a question of enterprises, managers sometimes deliberately provoke conflicts in order to defuse a tense situation. 90003 90004 Constructive and destructive conflict — complexity of evaluation 90005 90002 It is worth noting that the opposition between individuals or their groups is difficult to assess. Determining the variety is not always possible due to the following objective factors: 90003 90016 90017 There are no clear criteria, according towhich distinguish constructive and destructive conflict.Most often, this can be done only after the confrontation is over, when the consequences can be assessed (and even in this case the answer may not be unambiguous). 90018 90017 Most conflicts, regardless of the environment in which they arise, are characterized by both constructive and destructive functions at the same time. 90018 90017 Characteristics of confrontation can significantlyvary depending on the stage at which it is located. Constructive conflict can become such only after an acute phase or, conversely, — go to the area of ​​destruction.90018 90017 When assessing a conflict, it is always worth consideringsubjective side. So, one side can consider it constructive, and for another it will be destructive. In addition, it is important to take into account the interest of third parties, who can initiate confrontation. 90018 90025 90004 Constructive functions of social conflict 90005 90002 Despite the general negative coloring of such a phenomenon as conflict, it performs a number of functions of positive significance. So, the constructive side of conflicts is as follows: 90003 90016 90017 conflict allows us to identify contradictions and problems at the very moment when they have reached the stage of maturity and need immediate elimination; 90018 90017 can act as a mechanism for relieving tension in society and resolving the situation that is a source of stress; 90018 90017 in the process of searching for ways out of the conflict individuals can integrate, showing mutual assistance and mutual understanding; 90018 90017 as a result of resolving a disputable situation and removing its source, the social system becomes more stable; 90018 90017 the conflict that emerged in time can warn against more serious clashes and contradictions.90018 90025 90002 Thus, one can not unequivocally speak about the negative nature of the conflict. A constructive social conflict is aimed not at exacerbation, but at resolving problems. 90003 90004 Constructive functions of interpersonal conflict 90005 90002 Constructive interpersonal conflict performs the following positive functions: 90003 90016 90017 allows you to discover the real character traits of the opponent, as well as to reveal the true motives of his behavior; 90018 90017 conflict situations contribute to the strengthening of the character and the formation of the personality; 90018 90017 promotes the adaptation of the personality in the society, its self-realization and self-affirmation.90018 90025 90004 Destructive functions of the conflict 90005 90002 The following destructive functions are typical for conflicts: 90003 90016 90017 in view of the fact that confrontation can move from verbal to physical, there is a high risk of material losses, as well as human casualties ; 90018 90017 disorganization of society due to tension of relations; 90018 90017 slowing down the pace of socio-economic development due to the disruption of interpersonal and inter-group relationships; 90018 90017 in the process of confrontation, new conflicts may arise that will be even more destructive; 90018 90017 decrease in discipline and disorientation; 90018 90017 the deterioration of the psychological climate in the team or society; 90018 90017 from the point of view of an individual person, self-doubt may develop, disappointment in beliefs and values ​​may occur; 90018 90017 negative evaluation of others; 90018 90017 in the course of the conflict, the protective mechanisms of the psyche can work, which can lead to destructive behavior or painful conditions.90018 90025 90004 Types of 90005.90000 Destructive and constructive conflicts 90001
90002 Most people consider the conflict purelynegative phenomenon, which leads only to quarrels, contradictions and destruction. Nevertheless, this is an erroneous opinion. In addition to destructive, there are also constructive conflicts that lead to the resolution of many hidden problems. 90003 90004 Definition of concepts 90005 90002 Conflict is definedcontradiction or confrontation, which arises because of the incompatibility of the interests of the parties.Can arise between individuals or their groups in the process of life. 90003 90002 In accordance with the nature of the consequences, psychologists identify destructive and constructive conflicts. In the first case there will be nothing but quarrels, negativity and strained relations. Sometimes destructive conflicts can go to the stage of physical violence. Often they arise on the basis of personal dislike, bias, the desire to extract benefits. 90003 90002 Absolutely opposite value possessconstructive conflicts.They contribute to the resolution of obvious and hidden problems, the removal of tension in the team, the strengthening of friendly relations. If it is a question of enterprises, managers sometimes deliberately provoke conflicts in order to defuse a tense situation. 90003 90004 Constructive and destructive conflict — complexity of evaluation 90005 90002 It is worth noting that the opposition between individuals or their groups is difficult to assess. Determining the variety is not always possible due to the following objective factors: 90003 90016 90017 There are no clear criteria, according towhich distinguish constructive and destructive conflict.Most often, this can be done only after the confrontation is over, when the consequences can be assessed (and even in this case the answer may not be unambiguous). 90018 90017 Most conflicts, regardless of the environment in which they arise, are characterized by both constructive and destructive functions at the same time. 90018 90017 Characteristics of confrontation can significantlyvary depending on the stage at which it is located. Constructive conflict can become such only after an acute phase or, conversely, — go to the area of ​​destruction.90018 90017 When assessing conflict, it is always worth consideringsubjective side. So, one side can consider it constructive, and for another it will have a destructive character. In addition, it is important to take into account the interest of third parties, who can initiate confrontation. 90018 90025 90004 Constructive functions of social conflict 90005 90002 Despite the general negative coloring of such a phenomenon as conflict, it performs a number of functions of positive significance.So, the constructive side of conflicts is as follows: 90003 90016 90017 conflict allows us to identify contradictions and problems at the very moment when they have reached the stage of maturity and need immediate elimination; 90018 90017 can act as a mechanism for relieving tension in society and resolving the situation that is a source of stress; 90018 90017 in the process of searching for ways out of the conflict individuals can integrate, showing mutual assistance and mutual understanding; 90018 90017 as a result of resolving a disputable situation and removing its source, the social system becomes more stable; 90018 90017 the conflict that emerged in time can warn against more serious clashes and contradictions.90018 90025 90002 Thus, one can not unequivocally speak about the negative nature of the conflict. A constructive social conflict is aimed not at exacerbation, but at resolving problems. 90003 90004 Constructive functions of interpersonal conflict 90005 90002 Constructive interpersonal conflict performs the following positive functions: 90003 90016 90017 allows you to discover the real character traits of the opponent, as well as to reveal the true motives of his behavior; 90018 90017 conflict situations contribute to the strengthening of the character and the formation of the personality; 90018 90017 promotes the adaptation of the personality in the society, its self-realization and self-affirmation.90018 90025 90004 Destructive functions of the conflict 90005 90002 The following destructive functions are typical for conflicts: 90003 90016 90017 in view of the fact that confrontation can move from verbal to physical, there is a high risk of material losses, as well as human casualties ; 90018 90017 disorganization of society due to tension of relations; 90018 90017 slowing down the pace of socio-economic development due to the disruption of interpersonal and inter-group relations; 90018 90017 in the process of confrontation, new conflicts may arise that will be even more destructive; 90018 90017 decrease in discipline and disorientation; 90018 90017 the deterioration of the psychological climate in the team or society; 90018 90017 from the point of view of an individual person, self-doubt may develop, disappointment in beliefs and values ​​may occur; 90018 90017 negative evaluation of others; 90018 90017 in the course of the conflict, the protective mechanisms of the psyche can work, which can lead to destructive behavior or painful conditions.90018 90025 90004 Types of conflicting personalities 90005 90002 A constructive solution to the conflict does not always happenDue to the individual characteristics of its participants. Psychologists distinguish six types of personalities, which most often come into conflict with others: 90003 90016 90017 90086 demonstrative 90087 — they like to be in the center of events, they are emotional enough, and therefore they are often initiators of disputes and confrontations; 90018 90017 90086 rigid 90087 — in view of overestimated self-esteem and resentment, they often neglect the opinion and interests of others, which causes serious conflict situations; 90018 90017 90086 uncontrollable 90087 — characterized by excessive impulsiveness and lack of self-control skills; 90018 90017 90086 high-precision 90087 — too demanding of themselves and others, picky to trifles, distrustful; 90018 90017 90086 conflict 90087 — purposefully enter into confrontation with others, considering such behavior as a way of manipulating and achieving the set goals; 90018 90017 90086 conflict-free 90087 — are afraid of any disputes and confrontations, as a result of which they can provoke aggression and irritation of others, which leads to the opposite effect.90018 90025.90000 Conflict Management 90001
90002 90003 90004
The
Nature of Conflict 90005 90006
90007
90002 90003 Characteristics
of conflict: What it 90010 is 90011 and what it 90010 is not 90004
90011 Destructive and constructive
conflict 90004
Competitive and cooperative
conflict 90004
Mutual gains negotiation 90005 90006
90019
90002 90003 Destructive
and Constructive Conflict 90005 90006
90002 In 1969 Deutsch created a view of
conflict that remains a usable framework today.Deutsch claimed that the
negative or positive nature of conflict really is determined by people’s
behaviors; it is not an inherent quality of conflict itself. Some
behaviors produce dysfunctional, destructive and unproductive responses;
other behaviors produce functional, constructive and productive
responses. 90006
90002 90003 Destructive
conflict. 90005 Behaviors that
escalate a conflict until it seems to have a life of its own are
dysfunctional and destructive.Destructive conflicts may degenerate
sufficiently so the conflict parties forget the substantive issues and
transform their purposes to getting even, retaliating or hurting the
other person. In
destructive conflict, no one is satisfied with the outcome, possible
gains are not realized and the negative taste left over at the end of
one conflict episode is carried over to the beginning of the next
conflict — creating a degenerating or negative spiral.Destructive
conflicts are more likely to occur when behaviors come from rigid,
competitive systems. 90006
90002 90003 Constructive
conflict. 90005 Behaviors that are
adaptive to the situation, person and issues of the moment are
functional and constructive. Many conflicts are a mixture of competitive
and cooperative impulses. Constructive
conflicts appropriately balance the interests of both parties to
maximize the opportunities for mutual gains.Constructive conflicts
contain an element of creative adaptation born from a realization that
one must know both one’s own and the other’s interests and goals to be
able to find a road both parties are willing to walk to discover a
mutually acceptable outcome. Focusing on the process, not just the
outcome one person desires, is key to productive conflict management. 90006 90002 Sources
for the discussion of the nature of conflict include Deutsch,
1973; Lulofs, 1994; Ross,
1993; Wilmot and Hocker,
1998.90006
90002 90006
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *