Кто такой идеалист википедия: «Кто такой идеалист. Какие у него взгляды на жизнь?» – Яндекс.Кью

Содержание

«Кто такой идеалист. Какие у него взгляды на жизнь?» – Яндекс.Кью

Здравствуйте.

По политическим убеждениям я социал-демократ. То есть я предпочитаю социалистическую политическую ориентацию общества. Однако считаю позиции коммунистов слишком крайними по практической реализации (например, советская коллективизация, раскулачивание и т. п. — считаю это неприемлимым).

Три лозунга социал-демократов — свобода, солидарность, справедливость — для меня являются основополагающими в государственном устройстве. На мой взгляд, коммунизм — это недостижимая утопия, в то же время, он слишком резок. Это как бы загон всех в монастырь. Монашеская жизнь прекрасна, но она не должна быть насильственной. С другой стороны, либерализм мне представляется строем эгоистов, думающих лишь о себе. Для морально развитого человека умеренный социализм мне представляется более приемлемым, хотя если жить по-христиански, то и при либерализме будет некая социальная составляющая, как сказал Григорий Алексеевич, социальный либерализм.

Из политических партий в настоящее время отдаю предпочтение Справедливой России, хотя достаточно уважительно отношусь и к Яблоку. Только их чрезмерная, по-моему, ориентация на Запад нам вряд ли подходит. Мы Россия, и у нас нельзя повторить Англию.

Наиболее подходящий политический режим для нас (по моему мнению) — демократия с разумным балансом права и этики. Однако демократия не должна быть вседозволенностью. Мне представляется правильным строгое соблюдение законов и разумное уважение как к традициям и обычаям народа в целом и в отдельных областях, так и уважение к личному вкусу гражданина (это соответствует социал-демократическим установкам).

По-моему, этика — первична, а право — вторично. Законы должны быть разумными и справедливыми. Это их основное неприменное качество. Только такие законы будут уважаться обществом. Так же должно быть и в следствии, и в судах. Выше всего — моральные принципы, а на них должны быть основаны и юридические нормы дознания и судебной практики. Ну и, разумеется, равенство всех граждан перед законом и судом, неподкупность власти, неумолимость законного порядка, невозможность купить милость за деньги и за чины (утопично, конечно, но очень хотелось бы, чтобы было именно так). Все это опять же соответствует социал-демократическим принципам.

Я предпочитаю форму праления — парламентскую республику. Это соответствует идее верховенства закона над личным произволом отдельных чиновников. Мне кажется, что ограничения сроков президентского правления неразумно. Если парламент устраивает этот президент, пусть он хоть десять раз исполняет эту должность. Однако смысл парламентской республики лишь при честных политических выборах, что во многом так же утопично, как и неподкупность власти. Чтобы это работало, необходимо очень многое. Нужна развитая морально-правовая система, нужна высокая политическая культура граждан, нужны более простые и понятные способы прохожденния во власть партий… Это все требует огромных усилий общества.

Что еще? Свободный рынок, прозрачный бюджет, умеренные налоги и государственный контроль за использованием средств налогоплательщиков, более щадящие условия кредитования граждан, ограничение коллекторского беззакония, борьба с монополиями, разумный контроль бизнеса со стороны власти.

Однако я не думаю, что нефть в частных руках это благо. Стратегические ресурсы, по-моему, должны быть государственными. Да и сама собственость должна соответствовать принципу солидарности. Нельзя все отдать пяти процентам, а остальных оставить ни с чем. Социализм — это более солидарный строй, чем либерализм, он требует большей сознательности граждан, большей моральной высоты, чем та, которая позволяет забирать большую часть доходов государства себе…

В целом я отдаю себе отчет, что мои пожелания мало реальны. Но хотя бы как цель, к которой идти… А доброе и справедливое общество, конечно, лишь мечта, и то не всех людей; мечта, реальная лишь в Царствии Божьем…

Идеализм — Википедия

Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя их, всегда нужно учитывать ту историческую их окраску и, в частности, ту эстетическую значимость, которую они получают в связи с разными периодами исторического развития, в связи с отдельными философами и культурологами и в связи с бесконечно разнообразной пестротой результатов и произведений философов и культурологов. Абстрактный идеализм в чистом виде и абстрактный материализм в чистом виде являются крайними противоположностями философского мировоззрения, не отвергающими, но предполагающими бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой[1].

Идеализм утверждает первичность в сфере бытия идеального духовного по отношению к материальному. В Средние века до эпохи Возрождения идеализм Платона назывался реализмом.[2] В Православии начиная с эпохи раннего Возрождения это учение называлось варлаамизмом по имени Варлаама Калабрийского — первого противника утверждавшего христианский материализм большинства Святых Отцов Григория Паламы, в своём труде «Олицетворение» прямо защитившего тезис о первичности материального (тела) по отношению к духовному.[3] Термин «идеализм» появился только в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона[4].

Выделяются две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

История использования термина

Формулировку, которую можно считать предшественницей учения о двух философских направлениях, приводит Чужеземец из Элеи в диалоге Платона «Софист»[5]:

У них, кажется, происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о бытии. … Одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы … и признают тела и бытие за одно и то же… Поэтому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят первые, и то, что они называют истиной, они, разлагая в своих рассуждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами, Теэтет, всегда происходит сильнейшая борьба.

Философы XVII—XVIII веков постоянно оперировали термином «идея», но термин «идеализм» у них встречался редко (он отсутствует у Локка, Юма, Гельвеция). В работе 1699 году Джон Локк написал о «фантазии идеистов»[6].

Считается, что впервые этот термин был употреблён в статье Лейбница 1702 года «Ответ на размышления Бейля». Философ писал: «Все, что есть хорошего в гипотезах Эпикура и Платона — величайших материалистов и величайших идеалистов, объединяется здесь»[7], то есть в доктрине предустановленной гармонии Лейбница.

По словам Дидро, относящимся к Беркли: «Идеалистами называют философов, которые, признавая известным только свое существование и существование ощущений, сменяющихся внутри нас, не допускают ничего другого. Экстравагантная система, которую, на мой взгляд, могли бы создать только слепые!»[8].

Кант в «Критике чистого разума» определил, что «идеализм (я имею в виду материальный идеализм) есть теория, провозглашающая существование предметов в пространстве вне нас или только сомнительным и недоказуемым» (проблематический идеализм Декарта), «или ложным и невозможным» (догматический идеализм Беркли)[9]. Такой идеализм Кант опровергал, противопоставляя ему свое учение — трансцендентальный (формальный) идеализм, согласно которому «все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, то есть только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли»[10].

Шеллинг в 1800 году дал своему труду заглавие «Система трансцендентального идеализма» и определил его цель так — «расширить трансцендентальный идеализм до тех пределов, которые позволят ему стать тем, чем он действительно должен быть, а именно системой всего знания»[11].

По определению Гегеля в «Науке логики»: «Философский идеализм состоит только в том, что конечное не признается истинно сущим»[12]. По его мнению, всякая философия, заслуживающая своего имени, есть идеализм, и «при рассмотрении той или иной философии важно знать прежде всего то, насколько последовательно она проводит этот принцип»[13], а зависит это «прежде всего от того, остается ли самостоятельно существовать наряду с для-себя-бытием еще и конечное наличное бытие, а затем и от того, положен ли в бесконечном уже сам момент „для-одного“ — отношение идеального к себе как к идеальному»[14]. Гегель писал: «субъективный идеализм, высказывается ли он и устанавливается как бессознательный идеализм сознания вообще или сознательно как принцип, относится лишь к той форме представления, согласно которой то или иное содержание есть мое содержание»[15], такой идеализм он называл формальным. В своих трудах Гегель говорил об идеализме Мальбранша, лейбницевском идеализме, трансцендентальном идеализме (системе Канта), субъективном идеализме (системе Фихте) и объективном идеализме (системе Шеллинга)[16].

Маркс, пересказывая учение Б.Бауэра, писал в «Святом семействе»: «истиной материализма является противоположность материализма — абсолютный, то есть исключительный, необузданный идеализм»[17]. По словам Маркса в «Тезисах о Фейербахе», так как в предшествующем материализме действительность бралась только как объект, созерцание, «деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой»[18].

По определению Ф. Энгельса в работе 1886 года «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», принятому в советской философии как непререкаемая догма: «Те [философы], которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира … составили идеалистический лагерь. Те же, которые первичным считали природу, примкнули к различным школам материализма. Ничего другого первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь и употребляются»[19]. Неточность Энгельса здесь в том, что зависимость природы от духа он отождествлял с предшествованием во времени, хотя далеко не во всех системах это так.

В официальной советской «Истории философии» (изданной в 1957—1965 годах) говорилось: «Предметом истории философии как науки является история развития философской мысли на различных ступенях развития общества, прежде всего история зарождения, формирования, развития основных философских направлений — материализма и идеализма, их взаимной борьбы. … При этом, как правило (за редким исключением), материализм выражает мировоззрение передовых, прогрессивных сил общества, а идеализм, хотя и не всегда, представляет мировоззрение отживающих, консервативных и реакционных сил общества»[20]. Тем самым, советские историки философии обязаны были находить и находили борьбу материализма и идеализма начиная с древнего Египта и Вавилона и вплоть до современности.

Трактовка истории философии других эпох с помощью понятий, выработанных европейской мыслью, широко распространена, особенно в XIX — первой половине XX века. Например, во введении к своему двухтомному труду «Индийская философия» С. Радхакришнан писал: «Если мы отвлечемся от множества мнений и обратимся к общему духу индийской мысли, мы увидим, что она склонна объяснять природу и жизнь на основе монистического идеализма, хотя эта тенденция является столь гибкой, живой и многогранной, что принимает много форм и проступает даже во взаимно враждебных учениях»[21]. Одну из глав своего труда он озаглавил «Этический идеализм раннего буддизма».

Все последователи Канта естественным образом рассматривали себя в качестве идеалистов. Представители школы абсолютного идеализма, сложившейся в британской философии во второй половине XIX века (Брэдли, Мак-Таггарт, Коллингвуд), рассматривали себя как последователей Гегеля.

Хайдеггер в «Бытии и времени» избегал термина «идеализм», хотя писал, что «вся философия после Платона есть „идеализм“ в том однозначном смысле слова, что бытие отыскивается в идее, в идейном и идеальном»[22]. Гегелевскую систему он называл «спекулятивным идеализмом»[23].

Философы второй половины XX века редко использовали термин «идеализм» не только для самоидентификации, но как критерий изучения. Зато широко распространился термин «идеология».

Значения термина (согласно ЭСБЕ)

Идеализм имеет различные, но связанные между собою значения, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубления понятия.
В самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом разумеют наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, то есть к идеализации действительности; так идеалистом называют, напр., человека, который верит в доброту и честность всех своих ближних и старается все их поступки объяснять достойными или, по крайней мере, невинными побуждениями; в этом значении идеализм есть почти синоним оптимизма.
Далее идеализмом называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных — над материальными.
Сходный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка. Указанные три вида принадлежат к идеализму психологическому, выражающему известное душевное настроение и субъективное отношение в действительности практической. Далее следуют различные типы идеализма собственно философского, представляющего некоторое теоретическое отношение ума к действительности, как мыслимой.

Философский идеализм

Идеализм в понимании Платона

Идеализм Платоновского или дуалистического типа, основан на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием.

Идеализм в понимании Дж. Беркли

Этот осадок реализма окончательно уничтожается в идеализме Берклеевского типа; здесь единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов — с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые, более яркие, определенные и сложные, — суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом, весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида идеализма (Платона и Беркли) обозначаются иногда как догматический идеализм, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей.

Идеализм английской школы

Идеализм английской школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в XIX в. (Миллем), уже в XVIII в. (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием.

Немецкая школа

Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал Идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений, определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich). Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новых вида трансцендентального идеализма:

Основное различие между этими четырьмя (включая идеализм Канта) видами трансцендентального идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском идеализме, сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, то есть все примирено только в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философского идеализма есть, впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания идеализма до́лжно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи, то есть истины, в человеческой и мировой жизни.

См. также

Примечания

  1. ↑ Например. А.Ф.Лосев. Эстетика Возрождения М.: Мысль, 1978
  2. ↑ С. С. Глаголев. Идеализм.
  3. ↑ Д. С. Лихачёв. Предвозрождение в русской литературе.
  4. А. Ф. Лосев. Платонизму трижды анафема. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993 [1]
  5. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. — Т. 2. — М., 1993. — С.313-314.
  6. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 398.
  7. Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. — Т. 1. — М., 1982. — С. 332.
  8. ↑ Цит. по: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. — М., 1969. — С. 33.
  9. Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 174—175.
  10. Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 305—306.
  11. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения. В 2 т. — Т. 1. — С. 228.
  12. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — М., 1970. — С. 221.
  13. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 227.
  14. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 228.
  15. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 223.
  16. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. — Кн.3. — СПб., 2001. — С. 554.
  17. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 1. — М., 1984. — С. 152.
  18. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 1.
  19. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 6. — М., 1987. — С. 296.
  20. ↑ История философии. В 6 т. — Т. 1. — М., 1957. — С. 10.
  21. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. — Т. 1. — М., 1993. — С. 20.
  22. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 158.
  23. Хайдеггер М. Гегель и греки. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 384.

Ссылки

Идеализм — Википедия. Что такое Идеализм

Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя их, всегда нужно учитывать ту историческую их окраску и, в частности, ту эстетическую значимость, которую они получают в связи с разными периодами исторического развития, в связи с отдельными философами и культурологами и в связи с бесконечно разнообразной пестротой результатов и произведений философов и культурологов. Абстрактный идеализм в чистом виде и абстрактный материализм в чистом виде являются крайними противоположностями философского мировоззрения, не отвергающими, но предполагающими бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой[1].

Идеализм утверждает первичность в сфере бытия идеального духовного по отношению к материальному. В Средние века до эпохи Возрождения идеализм Платона назывался реализмом.[2] В Православии начиная с эпохи раннего Возрождения это учение называлось варлаамизмом по имени Варлаама Калабрийского — первого противника утверждавшего христианский материализм большинства Святых Отцов Григория Паламы, в своём труде «Олицетворение» прямо защитившего тезис о первичности материального (тела) по отношению к духовному.[3] Термин «идеализм» появился только в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона[4].

Выделяются две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

История использования термина

Формулировку, которую можно считать предшественницей учения о двух философских направлениях, приводит Чужеземец из Элеи в диалоге Платона «Софист»[5]:

У них, кажется, происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о бытии. … Одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы … и признают тела и бытие за одно и то же… Поэтому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят первые, и то, что они называют истиной, они, разлагая в своих рассуждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами, Теэтет, всегда происходит сильнейшая борьба.

Философы XVII—XVIII веков постоянно оперировали термином «идея», но термин «идеализм» у них встречался редко (он отсутствует у Локка, Юма, Гельвеция). В работе 1699 году Джон Локк написал о «фантазии идеистов»[6].

Считается, что впервые этот термин был употреблён в статье Лейбница 1702 года «Ответ на размышления Бейля». Философ писал: «Все, что есть хорошего в гипотезах Эпикура и Платона — величайших материалистов и величайших идеалистов, объединяется здесь»[7], то есть в доктрине предустановленной гармонии Лейбница.

По словам Дидро, относящимся к Беркли: «Идеалистами называют философов, которые, признавая известным только свое существование и существование ощущений, сменяющихся внутри нас, не допускают ничего другого. Экстравагантная система, которую, на мой взгляд, могли бы создать только слепые!»[8].

Кант в «Критике чистого разума» определил, что «идеализм (я имею в виду материальный идеализм) есть теория, провозглашающая существование предметов в пространстве вне нас или только сомнительным и недоказуемым» (проблематический идеализм Декарта), «или ложным и невозможным» (догматический идеализм Беркли)[9]. Такой идеализм Кант опровергал, противопоставляя ему свое учение — трансцендентальный (формальный) идеализм, согласно которому «все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, то есть только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли»[10].

Шеллинг в 1800 году дал своему труду заглавие «Система трансцендентального идеализма» и определил его цель так — «расширить трансцендентальный идеализм до тех пределов, которые позволят ему стать тем, чем он действительно должен быть, а именно системой всего знания»[11].

По определению Гегеля в «Науке логики»: «Философский идеализм состоит только в том, что конечное не признается истинно сущим»[12]. По его мнению, всякая философия, заслуживающая своего имени, есть идеализм, и «при рассмотрении той или иной философии важно знать прежде всего то, насколько последовательно она проводит этот принцип»[13], а зависит это «прежде всего от того, остается ли самостоятельно существовать наряду с для-себя-бытием еще и конечное наличное бытие, а затем и от того, положен ли в бесконечном уже сам момент „для-одного“ — отношение идеального к себе как к идеальному»[14]. Гегель писал: «субъективный идеализм, высказывается ли он и устанавливается как бессознательный идеализм сознания вообще или сознательно как принцип, относится лишь к той форме представления, согласно которой то или иное содержание есть мое содержание»[15], такой идеализм он называл формальным. В своих трудах Гегель говорил об идеализме Мальбранша, лейбницевском идеализме, трансцендентальном идеализме (системе Канта), субъективном идеализме (системе Фихте) и объективном идеализме (системе Шеллинга)[16].

Маркс, пересказывая учение Б.Бауэра, писал в «Святом семействе»: «истиной материализма является противоположность материализма — абсолютный, то есть исключительный, необузданный идеализм»[17]. По словам Маркса в «Тезисах о Фейербахе», так как в предшествующем материализме действительность бралась только как объект, созерцание, «деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой»[18].

По определению Ф. Энгельса в работе 1886 года «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», принятому в советской философии как непререкаемая догма: «Те [философы], которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира … составили идеалистический лагерь. Те же, которые первичным считали природу, примкнули к различным школам материализма. Ничего другого первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь и употребляются»[19]. Неточность Энгельса здесь в том, что зависимость природы от духа он отождествлял с предшествованием во времени, хотя далеко не во всех системах это так.

В официальной советской «Истории философии» (изданной в 1957—1965 годах) говорилось: «Предметом истории философии как науки является история развития философской мысли на различных ступенях развития общества, прежде всего история зарождения, формирования, развития основных философских направлений — материализма и идеализма, их взаимной борьбы. … При этом, как правило (за редким исключением), материализм выражает мировоззрение передовых, прогрессивных сил общества, а идеализм, хотя и не всегда, представляет мировоззрение отживающих, консервативных и реакционных сил общества»[20]. Тем самым, советские историки философии обязаны были находить и находили борьбу материализма и идеализма начиная с древнего Египта и Вавилона и вплоть до современности.

Трактовка истории философии других эпох с помощью понятий, выработанных европейской мыслью, широко распространена, особенно в XIX — первой половине XX века. Например, во введении к своему двухтомному труду «Индийская философия» С. Радхакришнан писал: «Если мы отвлечемся от множества мнений и обратимся к общему духу индийской мысли, мы увидим, что она склонна объяснять природу и жизнь на основе монистического идеализма, хотя эта тенденция является столь гибкой, живой и многогранной, что принимает много форм и проступает даже во взаимно враждебных учениях»[21]. Одну из глав своего труда он озаглавил «Этический идеализм раннего буддизма».

Все последователи Канта естественным образом рассматривали себя в качестве идеалистов. Представители школы абсолютного идеализма, сложившейся в британской философии во второй половине XIX века (Брэдли, Мак-Таггарт, Коллингвуд), рассматривали себя как последователей Гегеля.

Хайдеггер в «Бытии и времени» избегал термина «идеализм», хотя писал, что «вся философия после Платона есть „идеализм“ в том однозначном смысле слова, что бытие отыскивается в идее, в идейном и идеальном»[22]. Гегелевскую систему он называл «спекулятивным идеализмом»[23].

Философы второй половины XX века редко использовали термин «идеализм» не только для самоидентификации, но как критерий изучения. Зато широко распространился термин «идеология».

Значения термина (согласно ЭСБЕ)

Идеализм имеет различные, но связанные между собою значения, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубления понятия.
В самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом разумеют наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, то есть к идеализации действительности; так идеалистом называют, напр., человека, который верит в доброту и честность всех своих ближних и старается все их поступки объяснять достойными или, по крайней мере, невинными побуждениями; в этом значении идеализм есть почти синоним оптимизма.
Далее идеализмом называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных — над материальными.
Сходный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка. Указанные три вида принадлежат к идеализму психологическому, выражающему известное душевное настроение и субъективное отношение в действительности практической. Далее следуют различные типы идеализма собственно философского, представляющего некоторое теоретическое отношение ума к действительности, как мыслимой.

Философский идеализм

Идеализм в понимании Платона

Идеализм Платоновского или дуалистического типа, основан на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием.

Идеализм в понимании Дж. Беркли

Этот осадок реализма окончательно уничтожается в идеализме Берклеевского типа; здесь единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов — с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые, более яркие, определенные и сложные, — суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом, весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида идеализма (Платона и Беркли) обозначаются иногда как догматический идеализм, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей.

Идеализм английской школы

Идеализм английской школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в XIX в. (Миллем), уже в XVIII в. (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием.

Немецкая школа

Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал Идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений, определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich). Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новых вида трансцендентального идеализма:

Основное различие между этими четырьмя (включая идеализм Канта) видами трансцендентального идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском идеализме, сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, то есть все примирено только в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философского идеализма есть, впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания идеализма до́лжно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи, то есть истины, в человеческой и мировой жизни.

См. также

Примечания

  1. ↑ Например. А.Ф.Лосев. Эстетика Возрождения М.: Мысль, 1978
  2. ↑ С. С. Глаголев. Идеализм.
  3. ↑ Д. С. Лихачёв. Предвозрождение в русской литературе.
  4. А. Ф. Лосев. Платонизму трижды анафема. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993 [1]
  5. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. — Т. 2. — М., 1993. — С.313-314.
  6. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 398.
  7. Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. — Т. 1. — М., 1982. — С. 332.
  8. ↑ Цит. по: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. — М., 1969. — С. 33.
  9. Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 174—175.
  10. Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 305—306.
  11. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения. В 2 т. — Т. 1. — С. 228.
  12. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — М., 1970. — С. 221.
  13. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 227.
  14. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 228.
  15. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 223.
  16. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. — Кн.3. — СПб., 2001. — С. 554.
  17. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 1. — М., 1984. — С. 152.
  18. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 1.
  19. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 6. — М., 1987. — С. 296.
  20. ↑ История философии. В 6 т. — Т. 1. — М., 1957. — С. 10.
  21. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. — Т. 1. — М., 1993. — С. 20.
  22. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 158.
  23. Хайдеггер М. Гегель и греки. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 384.

Ссылки

идеализм — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.идеали́змидеали́змы
Р.идеали́змаидеали́змов
Д.идеали́змуидеали́змам
В.идеали́змидеали́змы
Тв.идеали́змомидеали́змами
Пр.идеали́змеидеали́змах

и·де-а-ли́зм

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -иде-; суффиксы: -ал-изм [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [ɪdʲɪɐˈlʲizm], мн. ч. [ɪdʲɪɐˈlʲizmɨ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. одно из двух главных (наряду с материализмом) направлений в философии, утверждающее первичность духа, идеи, сознания, мышления по отношению к материи, природе, физическому бытию ◆ Все эти реализмы, идеализмы, монизмы, плюрализмы, эмпириокритицизмы и другие засушенные «измы», которыми доныне питается русская интеллигенция, напоминают траву снитку. Д. С. Мережковский, «Грядущий хам», 1906 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. склонность к идеализации действительности ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. способность, склонность бескорыстно служить какому-либо делу; преобладание умственных и моральных интересов над материальными ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
Антонимы[править]
  1. материализм
Гиперонимы[править]
  1. философия
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от франц. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα «идея».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Идеализм — это… Что такое Идеализм?

Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи (см. основной вопрос философии). Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.

Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

История использования термина

Формулировку, которую можно считать предшественницей учения о двух философских направлениях, приводит Чужеземец из Элеи в диалоге Платона «Софист»[1]:

У них, кажется, происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о бытии. … Одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы … и признают тела и бытие за одно и то же… Поэтому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят первые, и то, что они называют истиной, они, разлагая в своих рассуждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами, Теэтет, всегда происходит сильнейшая борьба.

Философы XVII—XVIII веков постоянно оперировали термином «идея», но термин «идеализм» у них встречался редко (он отсутствует у Локка, Юма, Гельвеция). В работе 1699 году Джон Локк написал о «фантазии идеистов»[2].

Считается, что впервые этот термин был употреблён в статье Лейбница 1702 года «Ответ на размышления Бейля». Философ писал: «Все, что есть хорошего в гипотезах Эпикура и Платона — величайших материалистов и величайших идеалистов, объединяется здесь»[3], то есть в доктрине предустановленной гармонии Лейбница.

По словам Дидро, относящимся к Беркли: «Идеалистами называют философов, которые, признавая известным только свое существование и существование ощущений, сменяющихся внутри нас, не допускают ничего другого. Экстравагантная система, которую, на мой взгляд, могли бы создать только слепые!»[4].

Кант в «Критике чистого разума» определил, что «идеализм (я имею в виду материальный идеализм) есть теория, провозглашающая существование предметов в пространстве вне нас или только сомнительным и недоказуемым» (проблематический идеализм Декарта), «или ложным и невозможным» (догматический идеализм Беркли)[5]. Такой идеализм Кант опровергал, противопоставляя ему свое учение — трансцендентальный (формальный) идеализм, согласно которому «все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, то есть только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли»[6].

Шеллинг в 1800 году дал своему труду заглавие «Система трансцендентального идеализма» и определил его цель так — «расширить трансцендентальный идеализм до тех пределов, которые позволят ему стать тем, чем он действительно должен быть, а именно системой всего знания»[7].

По определению Гегеля в «Науке логики»: «Философский идеализм состоит только в том, что конечное не признается истинно сущим»[8]. По его мнению, всякая философия, заслуживающая своего имени, есть идеализм, и «при рассмотрении той или иной философии важно знать прежде всего то, насколько последовательно она проводит этот принцип»[9], а зависит это «прежде всего от того, остается ли самостоятельно существовать наряду с для-себя-бытием еще и конечное наличное бытие, а затем и от того, положен ли в бесконечном уже сам момент „для-одного“ — отношение идеального к себе как к идеальному»[10]. Гегель писал: «субъективный идеализм, высказывается ли он и устанавливается как бессознательный идеализм сознания вообще или сознательно как принцип, относится лишь к той форме представления, согласно которой то или иное содержание есть мое содержание»[11], такой идеализм он называл формальным. В своих трудах Гегель говорил об идеализме Мальбранша, лейбницевском идеализме, трансцендентальном идеализме (системе Канта), субъективном идеализме (системе Фихте) и объективном идеализме (системе Шеллинга)[12].

Маркс, пересказывая учение Б.Бауэра, писал в «Святом семействе»: «истиной материализма является противоположность материализма — абсолютный, то есть исключительный, необузданный идеализм»[13]. По словам Маркса в «Тезисах о Фейербахе», так как в предшествующем материализме действительность бралась только как объект, созерцание, «деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой»[14].

По определению Ф. Энгельса в работе 1886 года «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», принятому в советской философии как непререкаемая догма: «Те [философы], которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира … составили идеалистический лагерь. Те же, которые первичным считали природу, примкнули к различным школам материализма. Ничего другого первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь и употребляются»[15]. Неточность Энгельса здесь в том, что зависимость природы от духа он отождествлял с предшествованием во времени, хотя далеко не во всех системах это так.

В официальной советской «Истории философии» (изданной в 1957—1965 годах) говорилось: «Предметом истории философии как науки является история развития философской мысли на различных ступенях развития общества, прежде всего история зарождения, формирования, развития основных философских направлений — материализма и идеализма, их взаимной борьбы. … При этом, как правило (за редким исключением), материализм выражает мировоззрение передовых, прогрессивных сил общества, а идеализм, хотя и не всегда, представляет мировоззрение отживающих, консервативных и реакционных сил общества»[16]. Тем самым, советские историки философии обязаны были находить и находили борьбу материализма и идеализма начиная с древнего Египта и Вавилона и вплоть до современности.

Трактовка истории философии других эпох с помощью понятий, выработанных европейской мыслью, широко распространена, особенно в XIX — первой половине XX века. Например, во введении к своему двухтомному труду «Индийская философия» С. Радхакришнан писал: «Если мы отвлечемся от множества мнений и обратимся к общему духу индийской мысли, мы увидим, что она склонна объяснять природу и жизнь на основе монистического идеализма, хотя эта тенденция является столь гибкой, живой и многогранной, что принимает много форм и проступает даже во взаимно враждебных учениях»[17]. Одну из глав своего труда он озаглавил «Этический идеализм раннего буддизма».

Все последователи Канта естественным образом рассматривали себя в качестве идеалистов. Представители школы абсолютного идеализма, сложившейся в британской философии во второй половине XIX века (Брэдли, Мак-Таггарт, Коллингвуд), рассматривали себя как последователей Гегеля.

Хайдеггер в «Бытии и времени» избегал термина «идеализм», хотя писал, что «вся философия после Платона есть „идеализм“ в том однозначном смысле слова, что бытие отыскивается в идее, в идейном и идеальном»[18]. Гегелевскую систему он называл «спекулятивным идеализмом»[19].

Философы второй половины XX века редко использовали термин «идеализм» не только для самоидентификации, но как критерий изучения. Зато широко распространился термин «идеология».

Значения термина (согласно ЭСБЕ)

Идеализм имеет различные, но связанные между собою значения, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубления понятия. В самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом разумеют наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, то есть к идеализации действительности; так идеалистом называют, напр., человека, который верит в доброту и честность всех своих ближних и старается все их поступки объяснять достойными или, по крайней мере, невинными побуждениями; в этом значении идеализм есть почти синоним оптимизма. Далее идеализмом называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных — над материальными. Сходный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка. Указанные три вида принадлежат к идеализму психологическому, выражающему известное душевное настроение и субъективное отношение в действительности практической. Далее следуют различные типы идеализма собственно философского, представляющего некоторое теоретическое отношение ума к действительности, как мыслимой.

Философский идеализм

Идеализм в понимании Платона

Идеализм Платоновского или дуалистического типа, основанный на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием.

Идеализм в понимании Дж. Беркли

Этот осадок реализма окончательно уничтожается в идеализме Берклеевского типа; здесь единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов — с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые, более яркие, определенные и сложные, — суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом, весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида идеализма (Платона и Беркли) обозначаются иногда как догматический идеализм, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей.

Идеализм английской школы

Идеализм английской школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в XIX в. (Миллем), уже в XVIII в. (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием.

Немецкая школа

Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал Идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений, определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich). Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новых вида трансцендентального идеализма:

Основное различие между этими четырьмя видами трансцендентального идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском идеализме, сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, то есть все примирено только в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философского идеализма есть, впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания И. должно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи, то есть истины, в человеческой и мировой жизни.

Примечания

  1. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. — Т. 2. — М., 1993. — С.313-314.
  2. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 398.
  3. Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. — Т. 1. — М., 1982. — С. 332.
  4. Цит. по: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. — М., 1969. — С. 33.
  5. Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 174—175.
  6. Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 305—306.
  7. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения. В 2 т. — Т. 1. — С. 228.
  8. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — М., 1970. — С. 221.
  9. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 227.
  10. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 228.
  11. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 223.
  12. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. — Кн.3. — СПб., 2001. — С. 554.
  13. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 1. — М., 1984. — С. 152.
  14. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 1.
  15. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 6. — М., 1987. — С. 296.
  16. История философии. В 6 т. — Т. 1. — М., 1957. — С. 10.
  17. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. — Т. 1. — М., 1993. — С. 20.
  18. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 158.
  19. Хайдеггер М. Гегель и греки. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 384.

Ссылки

Значение слова «Идеалист» в 10 онлайн словарях Даль, Ожегов, Ефремова и др.




Поделиться значением слова:

ИДЕАЛИСТ, -а,м. 1. Последователь идеалистической философии. 2. Человек, к-рый идеализирует действительность, мечтатель (устар.). 3. Человек, к-рый в своем поведении, жизни руководствуется идеалистическими (см. идеализм в 3 знач.) принципами. || ж. идеалистка, -и (ко 2 и 3 знач.). Идеалистичный,-ая, -ое; -чен, -чна. Проникнутый идеализмом (во 2 знач.). || сущ- идеалистичность, -и, ж.







Ударение: идеали́ст

  1. м.
    1. Приверженец идеализма (1*).
    2. Представитель идеализма (1*).
  2. м.
    1. Тот, кто склонен идеализировать действительность.
    2. Тот, кто привержен высоким нравственным идеалам и руководствуется ими в жизни.

ИДЕАЛИ́СТ, идеалиста, ·муж. (·книж. ).
1. Последователь идеалистической философии; ант. материалист (филос.).
2. Человек бескорыстный, бескорыстно служащий какому-нибудь делу, идее.
3. Человек, идеализирующий действительность, мечтатель, непрактичный человек.


теоретик, мечтатель, лакировщик, романтик


лакировщик, романтик, теоретик


идеали́ст,
идеали́сты,
идеали́ста,
идеали́стов,
идеали́сту,
идеали́стам,
идеали́ста,
идеали́стов,
идеали́стом,
идеали́стами,
идеали́сте,
идеали́стах


а, м., одуш.

1. Последователь идеализма.

2. Тот, кто идеализирует действительность, мечтатель. Идеалистка — женщина-и.||Ср. РОМАНТИК.


Поделиться значением слова:





logo

Идеализм — Википедия. Что такое Идеализм

Идеали́зм (фр. idéalisme, через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя их, всегда нужно учитывать ту историческую их окраску и, в частности, ту эстетическую значимость, которую они получают в связи с разными периодами исторического развития, в связи с отдельными философами и культурологами и в связи с бесконечно разнообразной пестротой результатов и произведений философов и культурологов. Абстрактный идеализм в чистом виде и абстрактный материализм в чистом виде являются крайними противоположностями философского мировоззрения, не отвергающими, но предполагающими бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой[1].

Идеализм утверждает первичность в сфере бытия идеального духовного по отношению к материальному. В Средние века до эпохи Возрождения идеализм Платона назывался реализмом.[2] В Православии начиная с эпохи раннего Возрождения это учение называлось варлаамизмом по имени Варлаама Калабрийского — первого противника утверждавшего христианский материализм большинства Святых Отцов Григория Паламы, в своём труде «Олицетворение» прямо защитившего тезис о первичности материального (тела) по отношению к духовному.[3] Термин «идеализм» появился только в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона[4].

Выделяются две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

История использования термина

Формулировку, которую можно считать предшественницей учения о двух философских направлениях, приводит Чужеземец из Элеи в диалоге Платона «Софист»[5]:

У них, кажется, происходит нечто вроде борьбы гигантов из-за спора друг с другом о бытии. … Одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю, как бы обнимая руками дубы и скалы … и признают тела и бытие за одно и то же… Поэтому-то те, кто с ними вступает в спор, предусмотрительно защищаются как бы сверху, откуда-то из невидимого, решительно настаивая на том, что истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи; тела же, о которых говорят первые, и то, что они называют истиной, они, разлагая в своих рассуждениях на мелкие части, называют не бытием, а чем-то подвижным, становлением. Относительно этого между обеими сторонами, Теэтет, всегда происходит сильнейшая борьба.

Философы XVII—XVIII веков постоянно оперировали термином «идея», но термин «идеализм» у них встречался редко (он отсутствует у Локка, Юма, Гельвеция). В работе 1699 году Джон Локк написал о «фантазии идеистов»[6].

Считается, что впервые этот термин был употреблён в статье Лейбница 1702 года «Ответ на размышления Бейля». Философ писал: «Все, что есть хорошего в гипотезах Эпикура и Платона — величайших материалистов и величайших идеалистов, объединяется здесь»[7], то есть в доктрине предустановленной гармонии Лейбница.

По словам Дидро, относящимся к Беркли: «Идеалистами называют философов, которые, признавая известным только свое существование и существование ощущений, сменяющихся внутри нас, не допускают ничего другого. Экстравагантная система, которую, на мой взгляд, могли бы создать только слепые!»[8].

Кант в «Критике чистого разума» определил, что «идеализм (я имею в виду материальный идеализм) есть теория, провозглашающая существование предметов в пространстве вне нас или только сомнительным и недоказуемым» (проблематический идеализм Декарта), «или ложным и невозможным» (догматический идеализм Беркли)[9]. Такой идеализм Кант опровергал, противопоставляя ему свое учение — трансцендентальный (формальный) идеализм, согласно которому «все предметы возможного для нас опыта суть не что иное, как явления, то есть только представления, которые в том виде, как они представляются нами, а именно как протяженные сущности или ряды изменений, не имеют существования сами по себе, вне нашей мысли»[10].

Шеллинг в 1800 году дал своему труду заглавие «Система трансцендентального идеализма» и определил его цель так — «расширить трансцендентальный идеализм до тех пределов, которые позволят ему стать тем, чем он действительно должен быть, а именно системой всего знания»[11].

По определению Гегеля в «Науке логики»: «Философский идеализм состоит только в том, что конечное не признается истинно сущим»[12]. По его мнению, всякая философия, заслуживающая своего имени, есть идеализм, и «при рассмотрении той или иной философии важно знать прежде всего то, насколько последовательно она проводит этот принцип»[13], а зависит это «прежде всего от того, остается ли самостоятельно существовать наряду с для-себя-бытием еще и конечное наличное бытие, а затем и от того, положен ли в бесконечном уже сам момент „для-одного“ — отношение идеального к себе как к идеальному»[14]. Гегель писал: «субъективный идеализм, высказывается ли он и устанавливается как бессознательный идеализм сознания вообще или сознательно как принцип, относится лишь к той форме представления, согласно которой то или иное содержание есть мое содержание»[15], такой идеализм он называл формальным. В своих трудах Гегель говорил об идеализме Мальбранша, лейбницевском идеализме, трансцендентальном идеализме (системе Канта), субъективном идеализме (системе Фихте) и объективном идеализме (системе Шеллинга)[16].

Маркс, пересказывая учение Б.Бауэра, писал в «Святом семействе»: «истиной материализма является противоположность материализма — абсолютный, то есть исключительный, необузданный идеализм»[17]. По словам Маркса в «Тезисах о Фейербахе», так как в предшествующем материализме действительность бралась только как объект, созерцание, «деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой»[18].

По определению Ф. Энгельса в работе 1886 года «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», принятому в советской философии как непререкаемая догма: «Те [философы], которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, в конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира … составили идеалистический лагерь. Те же, которые первичным считали природу, примкнули к различным школам материализма. Ничего другого первоначально и не означают выражения: идеализм и материализм, и только в этом смысле они здесь и употребляются»[19]. Неточность Энгельса здесь в том, что зависимость природы от духа он отождествлял с предшествованием во времени, хотя далеко не во всех системах это так.

В официальной советской «Истории философии» (изданной в 1957—1965 годах) говорилось: «Предметом истории философии как науки является история развития философской мысли на различных ступенях развития общества, прежде всего история зарождения, формирования, развития основных философских направлений — материализма и идеализма, их взаимной борьбы. … При этом, как правило (за редким исключением), материализм выражает мировоззрение передовых, прогрессивных сил общества, а идеализм, хотя и не всегда, представляет мировоззрение отживающих, консервативных и реакционных сил общества»[20]. Тем самым, советские историки философии обязаны были находить и находили борьбу материализма и идеализма начиная с древнего Египта и Вавилона и вплоть до современности.

Трактовка истории философии других эпох с помощью понятий, выработанных европейской мыслью, широко распространена, особенно в XIX — первой половине XX века. Например, во введении к своему двухтомному труду «Индийская философия» С. Радхакришнан писал: «Если мы отвлечемся от множества мнений и обратимся к общему духу индийской мысли, мы увидим, что она склонна объяснять природу и жизнь на основе монистического идеализма, хотя эта тенденция является столь гибкой, живой и многогранной, что принимает много форм и проступает даже во взаимно враждебных учениях»[21]. Одну из глав своего труда он озаглавил «Этический идеализм раннего буддизма».

Все последователи Канта естественным образом рассматривали себя в качестве идеалистов. Представители школы абсолютного идеализма, сложившейся в британской философии во второй половине XIX века (Брэдли, Мак-Таггарт, Коллингвуд), рассматривали себя как последователей Гегеля.

Хайдеггер в «Бытии и времени» избегал термина «идеализм», хотя писал, что «вся философия после Платона есть „идеализм“ в том однозначном смысле слова, что бытие отыскивается в идее, в идейном и идеальном»[22]. Гегелевскую систему он называл «спекулятивным идеализмом»[23].

Философы второй половины XX века редко использовали термин «идеализм» не только для самоидентификации, но как критерий изучения. Зато широко распространился термин «идеология».

Значения термина (согласно ЭСБЕ)

Идеализм имеет различные, но связанные между собою значения, которые могут быть расположены в последовательный ряд по мере углубления понятия.
В самом обыкновенном и поверхностном смысле под идеализмом разумеют наклонность к более высокой, чем следует, оценке лиц и жизненных явлений, то есть к идеализации действительности; так идеалистом называют, напр., человека, который верит в доброту и честность всех своих ближних и старается все их поступки объяснять достойными или, по крайней мере, невинными побуждениями; в этом значении идеализм есть почти синоним оптимизма.
Далее идеализмом называется преобладание у кого-либо общих интересов над частными, умственных и нравственных — над материальными.
Сходный с этим, но более глубокий смысл получает идеализм, когда им обозначается сознательное пренебрежение реальными практическими условиями жизни вследствие веры в могущество и торжество высших начал нравственного или духовного порядка. Указанные три вида принадлежат к идеализму психологическому, выражающему известное душевное настроение и субъективное отношение в действительности практической. Далее следуют различные типы идеализма собственно философского, представляющего некоторое теоретическое отношение ума к действительности, как мыслимой.

Философский идеализм

Идеализм в понимании Платона

Идеализм Платоновского или дуалистического типа, основан на резком противоположении двух областей бытия: мира умосозерцаемых идей, как вечных и истинных сущностей, и мира чувственных явлений, как бытия текущего неуловимого, только кажущегося, лишенного внутренней силы и достоинства; при всей призрачности видимого бытия, оно имеет, однако, в этой системе самостоятельную основу, независимую от мира идей, именно материю, представляющую нечто среднее между бытием и небытием.

Идеализм в понимании Дж. Беркли

Этот осадок реализма окончательно уничтожается в идеализме Берклеевского типа; здесь единственною основою всего признается бытие духовное, представляемое божеством с одной стороны и множеством тварных умов — с другой; действием первого на последних возникают в них ряды и группы представлений или идей (в англо-французском смысле этого слова; см. ниже), из коих некоторые, более яркие, определенные и сложные, — суть то, что называется телами или вещественными предметами; таким образом, весь физический мир существует только в идеях ума или умов, а материя есть только пустое отвлечение, которому лишь по недоразумению философов приписывается самостоятельная реальность. Эти два вида идеализма (Платона и Беркли) обозначаются иногда как догматический идеализм, так как он основан на известных положениях о сущности вещей, а не на критике наших познавательных способностей.

Идеализм английской школы

Идеализм английской школы, своеобразно сочетавшийся с эмпиризмом и сенсуализмом. Эта точка зрения отличается от Берклеевской тем, что не признает никаких духовных субстанций и никакого самостоятельного субъекта или носителя психических явлений; все существующее сводится здесь к рядам ассоциированных идей или состояний сознания без особых субъектов, как и без реальных объектов. Этот взгляд, вполне развитый лишь в XIX в. (Миллем), уже в XVIII в. (у Юма) обнаружил свою несовместимость с каким бы то ни было достоверным познанием.

Немецкая школа

Чтобы предотвратить роковой для науки скептицизм Юма, Кант предпринял свою критику разума и основал Идеализм трансцендентальный, согласно которому доступный нам мир явлений, кроме зависимости своей от эмпирического материала ощущений, определяется, в своем качестве познаваемого, внутренними априорными условиями всякого познания, именно формами чувственности (пространством и временем), категориями рассудка и идеями разума; таким образом, все предметы доступны нам лишь своею идеальною сущностью, определяемою функциями нашего познающего субъекта, самостоятельная же, реальная основа явлений лежит за пределами познания (мир вещи в себе, Ding an sich). Этот собственно Кантовский идеализм называется критическим; дальнейшее его развитие породило три новых вида трансцендентального идеализма:

Основное различие между этими четырьмя (включая идеализм Канта) видами трансцендентального идеализма может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотою содержания, которое, однако, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую трансцендентальный субъект, или я к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая не есть ни субъект, ни объект, а тождество обоих. Наконец, у Гегеля упраздняется последний остаток внешней реальности, и всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как безусловно имманентное диалектическое самораскрытие абсолютной идеи. Общее суждение о философском идеализме, сказавшем свое последнее слово в гегельянстве, может ограничиться указанием, что противоречие между идеальным и реальным, между внутренним и внешним, мышлением и бытием и т. д. упразднено здесь односторонне, в сфере чистого мышления, то есть все примирено только в отвлеченной мысли, а не на деле. Эта непреложная граница философского идеализма есть, впрочем, граница самой философии, которая в гегелевской системе напрасно хотела стать на место всего. Для действительного оправдания идеализма до́лжно обратиться к деятельному, практическому осуществлению абсолютной идеи, то есть истины, в человеческой и мировой жизни.

См. также

Примечания

  1. ↑ Например. А.Ф.Лосев. Эстетика Возрождения М.: Мысль, 1978
  2. ↑ С. С. Глаголев. Идеализм.
  3. ↑ Д. С. Лихачёв. Предвозрождение в русской литературе.
  4. А. Ф. Лосев. Платонизму трижды анафема. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993 [1]
  5. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. — Т. 2. — М., 1993. — С.313-314.
  6. Локк Дж. Сочинения. В 3 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 398.
  7. Лейбниц Г. В. Сочинения. В 4 т. — Т. 1. — М., 1982. — С. 332.
  8. ↑ Цит. по: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. — М., 1969. — С. 33.
  9. Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 174—175.
  10. Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. — С. 305—306.
  11. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения. В 2 т. — Т. 1. — С. 228.
  12. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — М., 1970. — С. 221.
  13. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 227.
  14. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 228.
  15. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3 т. — Т. 1. — С. 223.
  16. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. — Кн.3. — СПб., 2001. — С. 554.
  17. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 1. — М., 1984. — С. 152.
  18. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 2. — М., 1985. — С. 1.
  19. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9 т. — Т. 6. — М., 1987. — С. 296.
  20. ↑ История философии. В 6 т. — Т. 1. — М., 1957. — С. 10.
  21. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. — Т. 1. — М., 1993. — С. 20.
  22. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 158.
  23. Хайдеггер М. Гегель и греки. // Время и бытие. — М., 1993. — С. 384.

Ссылки

Idealisme — Википедия

Zie artikel Dit artikel gaat over idealisme als filosofisch begin. Voor de levenshouding, zie Ideaal.

Idealisme is de verzamelnaam voor een aantal verschillende filosofische stromingen en standpunten, die de afhankelijkheid van de werkelijkheid van het bewustzijn benadrukken. De moderne wijsbegeerte plaatst het idealisme tegenover het realisme.

Voor de 18de eeuw на языке gebruik было термином «idealisme» niet.Zo heeft Джордж Беркли, die als idealist bij uitstek wordt gezien, zichzelf nooit een idealist genoemd.

Idealisme werd for het eerst door Christian Wolff als filosofisch standpunt geclassificeerd. [1] Idealisten zijn, volgens hem, diegenen die alleen het bestaan ​​van de geest en onstoffelijke dingen erkennen, en de materiële wereld en de zich daarin bevindende lichamen als niets meer dan verbeelding en een gereguleouerde besden. Wolff maakt onderscheid tussen idealisten die alleen het bestaan ​​van hun eigen ik erkennen (solipsisme), en idealisten die een veelheid aan waarnemende geesten erkennen (het standpunt van Berkeley). [2]

Kant onderscheidt het dogmatische idealisme, zoals de positie van Berkeley, van het sceptische idealisme van Descartes. Volgens het sceptische idealisme zou de wereld om ons heen schijn kunnen zijn en inderdaad niet meer dan een droom. Кант пробует форму идеализма в Kritik der reinen Vernunft , имеет собственное положение, характерное для трансцендентального идеализма.

Na Kant kwam er in Duitsland ook een andere stroming van idealisme op, die bekend staat als absolute idealisme.Hiervan zijn Schelling en Hegel het bekendst.

Sceptisch idealisme [bewerken | бронтекст беверкен]

Het sceptisch idealisme werd door Descartes in de filosofie geïntroduceerd. Hij stelde обширный, что мы nooit zeker kunnen weten of de objecten die we waarnemen ook echt bestaan: al onze ervaring zou immers één grote droom of galucinatie kunnen zijn. [3]

Het idealisme van Berkeley [bewerken | бронтекст беверкен]

Volgens Berkeley — это еще один объект, который является объектом niet meer dan een verzameling zintuiglijke indrukken.Het is daarom, volgens Berkeley, absurd om aan te nemen dat een object los van een waarnemer bestaat. [4]

Трансцендентальный идеализм [bewerken | бронтекст беверкен]

Kant betoogt in zijn hoofdwerk, Kritik der reinen Vernunft , dat ruimte en tijd vormen zijn van onze zintuiglijkheid. Daarom vindt al onze waarneming van objecten plaats in ruimte en tijd. Omdat ruimte en tijd slechts zintuiglijke vormen van onze waarneming zijn, zijn de dingen op zichzelf –los van onze waarneming dus — niet ruimtelijk of in de tijd.Kant maakt onderscheid tussen de objecten van onze ervaring, verschijningen, en de objecten zoals ze onafhankelijk van onze waarneming zijn, de dingen op zichzelf

Kant karakteriseert zijn eigen positie als die van het transcendentaal idealisme:

Aanhalingsteken openen

Onder het transcendentaal idealisme versta ik de leer volgens welke all verschijningen moeten worden beschouwd als louter voorstellingen, en niet als dingen op zichzelf, en dat tijd en ruimte slechts zintuigelijzeaflyn de vormenchen op zichzelf. [5]

Aanhalingsteken sluiten
  1. ↑ (ru) Идеализм; 1. Введение. Geraadpleegd op 18 mei 2018 .. «Кажется, именно Кристиан Вольф впервые использовал термин« идеализм »в качестве классифицирующего термина. Вольф, которого часто считали наиболее преданным лейбницевцам своего времени, намеревался объединить термины« идеализм »и« материализм «в его систематику философских взглядов».
  2. ↑ (de) Wolff, Christian, Anmerkungen über die vernünftigen Gedancken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen, auch allen Dingen überhaupt, den Liebhabern der Wahrheit mitgetheilet , 2de editie.Карл Герман Хеммерде, Галле (Заале, Дуйтсланд) (1747), Voorwoord van de tweede editie.
  3. ↑ (fr) René Descartes, Méditations métaphysiques , Méditation première «Je supposerai donc, non pas que Dieu, qui est très bon, et qui est la souveraine source de vérité, mais qu’un some mauvais géné, non moins rus» et trompeur que puissant, один из служащих, занимающихся производством сыновей в моей компании; je penserai que le ciel, l’air, la terre, les couleurs, les figure, les sons, et toutes les choses extérieures, ne sont rien que des illusions et rêveries dont il s’est servi pour desire des piéges à ma crédulite.”
  4. ↑ (ru) Джордж Беркли, Трактат о принципах человеческого знания (1710 г.), О принципах человеческого знания, V. «Свет и цвета, тепло и холод, протяженность и фигуры, одним словом, то, что мы видеть и чувствовать, что это такое, как не множество ощущений, представлений, идей или впечатлений в чувстве; и возможно ли даже мысленно отделить что-либо из этого от Восприятия? … Но моя постигаемая или воображаемая Сила не выходит за пределы возможности реального Существования или Восприятия.Следовательно, поскольку для меня невозможно увидеть или почувствовать какую-либо Вещь без реального ощущения этой Вещи, так и для меня невозможно представить в своих Мыслях какую-либо чувственную Вещь или объект, отличные от Ощущения или восприятия этого ».
  5. ↑ (де) Кант, Иммануил, Kritik der reinen Vernunft . Иоганн Фридрих Харткнох, Рига (1781 г.), Blz. A369.

.

определение идеалистов по The Free Dictionary

Заратустра отрекается от всех тех, кто хотел бы взглянуть на природу БЕСПЛАТНЫМ взором и созерцать ее явления с той чистой объективностью, которой так хотели бы достичь современные научные идеалисты. Его практический опыт также помогает объяснить, почему, в отличие от самых великих поэты, он не принадлежит в первую очередь к идеалистам. У него было прекрасное чувство; он любил внешнюю красоту — некоторые из его самых приятных отрывков выражают его энтузиазм по отношению к природе; и до конца своей жизни он никогда не терял интереса к фантастической романтике.Есть много причин полагать, что для практических идеалистов будущего высшим исследованием будет сила, которая делает возможными такие чудеса. Пусть идеалисты, мечтатели о земном ангеле и человеческих цветах, просто посмотрите сюда, пока я открываю свое портфолио и покажите им пару набросков, нарисованных карандашом по натуре. «Это было бы великолепным наглядным уроком, — подумала она, — для всех тех идеалистов, которые стремятся к массовому совершенству на любом этапе человеческих усилий, поскольку здесь они могли бы открыть истину, что абсолютное совершенство так же желать лучшего, как и его противоположность.»Философская библиотека Мюрхеда была задумана как вклад в историю современной философии под заголовками: во-первых, различных школ мысли — сенсуалистов, реалистов, идеалистов, интуитивистов; во-вторых, различных предметов — психологии, этики, эстетики, политики. Философия, теология. Даже мне кажется странным, когда я описывал человека, который был жестоким, эгоистичным, жестоким и чувственным, чтобы сказать, что он был великим идеалистом. Факт остается фактом. Если бы его вообще классифицировали, это было бы как соотечественник Гегеля и Канта, как идеалист, склонный к мечтаниям, чей империализм был империализмом воздуха.Странная комбинация рабочего, идеалиста и делового человека. Неудача Аристотеля заключается не в том, что он одновременно идеалист и реалист, а в том, что он держит эти две тенденции слишком далеко друг от друга. Идеалисты — хуже всего. ‘ «Я этого не вижу. Что нас беспокоит, возможно, именно наша неспособность жить как идеалисты». Чтобы решить эту неудовлетворенность и отчаяние, Таккар обращается к «Республике» Платона, которая предлагает, по его мнению, идеальную теорию, критически важную для лечение болезней современной жизни..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *