Логическая форма мысли: Понятие логической формы мысли
Понятие логической формы мысли
Содержание
Введение
Понятие — исходная форма
научного познания, рационального мышления
в целом. Понятие, суждение и умозаключение
— это логические формы мышления. Следовательно,
категория «логическая форма мышления» является родовой категорией
по отношению как к понятию, так и к двум
другим формам рационального познания.
Формой мышления в логике называется способ связи элементов
мысли, выражающий ее структуру и содержание.
Логические формы мышления — важнейший и неотъемлемый компонент
предмета логики как науки, получивший
отражение даже в ее названии — формальная
логика. Значение форм мышления для анализа
его законов и обеспечения истинности
его содержания трудно переоценить, так
как факт существования форм рационального
мышления является ярчайшим выражением
его закономерного характера.
1 Понятие логической формы мысли
Логическая форма, или
форма мышления, — это способ связи
элементов мысли, её строение, благодаря
которому содержание существует и отражает действительность.
В реальном процессе мышления
содержание и форма мыслей существуют
в неразрывном единстве. Нет “чистого”,
лишенного формы содержания, нет
“чистых”, бессодержательных логических
форм. Однако в целях специального
анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав
предметом изучения её форму.
Исследование логических
форм безотносительно к их конкретному
содержанию и составляет важнейшую
задачу науки логики.
Логика же не ставит перед собой
задачу ответить на вопросы, как человек
мыслит на самом деле, почему он мыслит
так, а не иначе, каковы особенности мышления
различных групп населения (социальных,
возрастных, национальных и т.п.). Поэтому
такие имеющие широкое хождение выражения,
как «женская логика», «логика ребенка»,
«логика классовой борьбы», к проблематике
логики как науки никакого отношения не
имеют.
Логические формы — способы построения,
выражения и связи мыслей (и
частей мыслей) различного конкретного
содержания, осуществляющиеся в процессе
познания. Логические формы сложились
в ходе общественно-исторической практики
человечества, носят общечеловеческий
характер, являются формами отражении
действительности в мышлении и сами отражают
наиболее общие черты действительности;
(напр., то, что всякий предмет имеет те
или иные свойства, находится в к.-л. отношениях
к др. предметам, что предметы образуют
классы, одни явления вызывают др. явления
и т. д.). Существует целый ряд логических
форм, которые изучаются в формальной
логике (понятия и суждения, выводы и доказательства,
определения и пр.). В познании использование
той или иной логической формы определяется
характером отражаемого в мышлении содержания.
В языке логические формы. выражаются
грамматическим строением соответствующих
выражении, а также употреблением особых
слов, записываемых в математической логике
с помощью определенных символов. В диалектической
логике логические формы изучаются с т.
зр. отражения в мышлении изменчивой, развивающейся
действительности и развития самого познания.
Структура мысли, т.е. ее логическую форму,
можно выразить при помощи символов. Выявим
структуру (логическую форму) трех следующих
суждений: “Все караси — рыбы”, “Все люди
смертны”, “Все бабочки — насекомые”.
Содержание у них разное, а форма одна
и та же: “Все S суть Р”; она включает S(субъект),
т. е. понятие о предмете суждения, Р (предикат),
т. е. понятие о признаке предмета, связку
(“есть”, “суть”), кванторное слово (“все”).
Иногда связка может отсутствовать или
заменяться на тире.
Два следующих условных суждения имеют
одну и ту же форму:
1) “Если железо нагревать, то
оно расширяется”;
2) “Если учащийся изучает логику,
то он повышает четкость
мышления”. Форма этих
такая: “Если S есть Р, то S есть
Р1”.
2 Основные формы абстрактного
мышления
Основными формами абстрактного мышления
являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие — форма мышления, в которой
отражаются существенные признаки одноэлементного
класса или класса однородных предметов.
Понятия в языке выражаются отдельными
словами (“портфель”, “трапеция”) или
группой слов, т. е. словосочетаниями (“студент
медицинского института”, “производитель
материальных благ”, “река Нил”, “ураганный
ветер” и др.).
Суждение — форма мышления, в которой
что-либо утверждается или отрицается
о предметах, их свойствах или
отношениях. Суждение выражается в форме
повествовательного предложения. Суждения
могут быть простыми и сложными. Например:
“Саранча опустошает поля” — простое
суждение, а суждение “Наступила весна,
прилетели грачи” — сложное, состоящее
из двух простых.
Умозаключение — форма мышления, посредством
которой из одного или нескольких суждений,
называемых посылками, мы по определенным
правилам вывода получаем заключение.
Видов умозаключений много; их изучает
логика. Приведем два примера:
Все металлы — вещества
Литий-металл.
_______________________
Литий — вещество
Первые два суждения,
написанные над чертой, называются
посылками, третье суждение — заключением.
Растения делятся или
на однолетние или на многолетние.
Данное растение является
однолетним.
______________________________
Данное растение не является
многолетним.
В процессе познания мы стремимся
достичь истинного знания. Истина
есть адекватное отражение в сознании
человека явлений и процессов
природы, общества и мышления’. Истинность
знания есть соответствие его действительности. Законы
науки представляют собой истину. Истину
могут дать нам и формы чувственного познания
— ощущения и восприятия. Понимание истины
как соответствия знания вещам восходит
к мыслителям древности, в частности, к
Аристотелю.
Как отличить истину от заблуждения?
Критерием истины является практика.
Под практикой понимают всю общественную
и производственную деятельность людей
в определенных исторических условиях,
т.е. это материальная, производственная
деятельность людей в области промышленности и сельского хозяйства,
а также политическая деятельность, борьба
за мир, социальные революции и реформы,
научный эксперимент и т. д.
Так, прежде чем пустить
машину в массовое производство, ее
проверяют на практике, в действии,
самолеты испытывают летчики-испытатели, действие
медицинских препаратов сначала проверяют
на животных, потом, убедившись в их пригодности,
используют для лечения людей. Прежде
чем послать в космос человека, советские
ученые провели серию испытаний с животными.
Особенности абстрактного мышления
С помощью рационального
(от лат. ratio — разум) мышления люди открывают
законы мира, обнаруживают тенденции
развития событий, анализируют общее
и особенное в любом предмете,
строят планы на будущее и т. д.
Выделяют следующие особенности абстрактного мышления:
1. Мышление отражает
действительность в обобщенных
формах. В отличие от чувственного
познания абстрактное мышление,
отвлекаясь от единичного, выделяет
в сходных предметах только
общее, существенное, повторяющееся
(например, выделяя общие признаки, присущие всем
инертным газам, мы образуем понятие “инертный
газ”). С помощью абстрактного мышления
создаются научные понятия (именно так
были созданы следующие понятия: “материя”,
“сознание”, “движение”, “государство”,
“наследственность”, “ген” и др.).
2. Абстрактное мышление
— форма опосредованного
мира. Человек может получать
новую информацию без
помощи органов чувств, лишь на
основе имеющихся у него знаний
(например, по уликам юристы судят
о происшедшем преступлении, строят свои умозаключения
и выдвигают различные версии о предполагаемом
преступнике или преступниках).
3. Абстрактное мышление
— процесс активного отражения
действительности. Человек, определяя
цель, способы и ставя сроки
осуществления своей деятельности, активно преобразует
мир. Активность мышления проявляется
в творческой деятельности человека, его
способности к воображению, в научной,
художественной и другой фантазии.
4. Абстрактное мышление
неразрывно связано с языком.
Язык — способ выражения мысли, средство закрепления и
передачи мыслей другим людям. Познание
направлено на получение истинного знания,
к которому приводит как чувственное познание,
так и абстрактное мышление. Мышление
представляет собой отражение объективной
реальности.
Заключение
Логической формой конкретной
мысли является строение этой мысли,
т.е. способ связи ее составных частей.
Логическая форма отражает объективный
мир, но это отражение не всей полноты
содержания мира, существующего вне
нас, а его общих структурных
связей, которые необходимо воплощаются
и в структуре наших мыслей. Понятия, суждения,
умозаключения имеют свои специфические
формы (структуры).
Упражнения
- Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых выражениях:
13 – нечетное число
– суждение.
7 не делится на 3 без
остатка – суждение.
Сознательный, искусственный
интеллект – определение.
Париж – моя мечта
– суждение.
Контролер, безбилетный
– понятия.
Поскольку все химические
элементы имеют атомный вес, то и
ртуть, как химический элемент, также имеет атомный вес – умозаключение
(простой категорический силлогизм).
Автобус № 81 – понятие.
- Приведите собственные примеры различных форм мышления и назовите их.
Полоцк — единичное, конкретное,
положительное, несобирательное, относительное,
четкое понятие.
«Ни один учёный не мыслит
формулами» — общеотрицательное простое
суждение.
Умозаключение:
Если все металлы
– химические элементы,
А все металлы –
вещества,
То все вещества –
химические элементы.
- Определите, является ли выражение ┐(р л ┐ р) – данная формула не является логическим законом.
Список использованных источников
- Бартон В.И. Логика. – М.: Новое знание, 2008. – 363 с.
- Берков В. Ф. Логика. — Мн.: ТетраСистемс, 1998. — 480 с.
- Гетманова А.Д. Учебник по логике. М.: ЧеРо, 1996. 304 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М.: Наука, 1975. – 720 с.
- Маслов Н.А. Логика. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2007. – 413 с.
Форма мышления
Основные формы мышления — понятие, суждение и умозаключение.
Понятие – это форма мышления, отражающая предметы, явления, свойства, отношения в их общих и существенных признаках.
Понятия в языке выражаются словами или словосочетаниями.
Например, «юридический закон» и «грабеж» — понятия, отражающие различные предметы мысли. Юридический закон — это нормативный акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Грабеж в уголовном законодательстве рассматривается как открытое хищение чужого имущества. Но эти различные явления мыслятся одним и тем же способом — как определенная совокупность их общих, существенных свойств, или признаков.
Суждение– это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, явлениях, свойствах или отношениях (способ связи понятий).
Суждение выражается в форме повествовательного предложения либо риторического вопроса.
Например, «Обвиняемый имеет право на защиту». «Это преступление не является умышленным».
Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков.
Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект) — так обозначается понятие о предмете суждения — и Р (предикат) — понятие о признаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного вида: S — Р, где S и Р — понятия, входящие в суждение, а знак «—» — обозначение связи между ними.
Умозаключение –это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (они называются посылками) выводится новое суждение (заключение). Можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом.
Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Федоров — свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение: «Федоров не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключение, связаны общим для них понятием «свидетель».
Подобным же образом, т.е. благодаря связи суждений, можно получить вывод из суждений, имеющих любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений.
Таким образом, общим, не зависящим от конкретного содержания мыслей, для всех основных форм мышления является способ связи элементов мысли — признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.
В мышлении выделяют содержание и форму мысли:
– содержание мышления есть все богатство наших мыслей об окружающем мире, конкретные знания о нем;
– логическая форма, или форма мышления, —это способ связи элементов мысли, еестроение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
Закон мышления
Мышление человека подчинено логическим законам, или законам мышления.
Для уяснения этого вопроса необходимо различатьистинность мысли и логическую правильность рассуждения.
В мышлении выделяют содержание и форму мысли. Отсюда и различие понятий «истинность» и «правильность».
Мысль является истинной, если она соответствует реальной действительности. Мысль, не соответствующая действительности, является ложной. Так, утверждение «Все юристы – сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний России», не соответствует действительности.
Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие достижения верных результатов в процессе рассуждения. Другим необходимым условием является логическая правильность рассуждения. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен из истинных мыслей.
Например, «Все гусеницы едят капусту». «Курсант М. ест капусту». Делаем вывод?!
Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет к логическим ошибкам.
Закон мышления, или логический закон, — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.
Познавая сложные диалектические процессы объективного мира, мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдения которых нельзя отразить логику вещей.
Основные логические законы
Среди множества логических законов логика выделяет четыре основных, выражающих коренные свойства логического мышления — его определенность, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Это законытождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.
Они действуют в любом рассуждении, в какой бы логической форме оно ни протекало, и какую бы логическую операцию ни выполняло.
Наряду с основными, логика изучает законы двойного отрицания, закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия, закон распределенности терминов в суждении, де Моргана и многие другие, которые также действуют в мышлении, обусловливая правильную связь мыслей в процессе рассуждения.
Шпаргалка логическое мышление и его формы
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.
В структуре мышления можно выделить следующие логические операции:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- абстрагирование;
- обобщение.
Сравнение — мыслительная операции, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.
Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.
Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности.
Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Формы логического мышления
Основными формами логического мышления являются:
- понятия;
- суждения;
- умозаключения.
Понятие
Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.
Суждение
Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения илиотрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.
Умозаключение
Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
Различаются умозаключения:
- индуктивные;
- дедуктивные;
- по аналогии.
Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему.
Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.
Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.
Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придаст мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.
Логика и эмоции в процессе мышления
Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. В структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез. абстрагирование и обобщение.
Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация, которая выступает как первичная форма теоретического познания.
Анализ — мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.
Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому Познанию действительности.
Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на вы делении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению. Результатом абстрагирования выступает формирование понятий.
Обобщение — мысленное объединение предметов и явлении по их общим и существенным признакам.
Основными формами логического мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть конкретными и абстрактными.
Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями в форме утверждения илиотрицания. Суждения могут быть истинными или ложными.
Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.Различаются умозаключения индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
Индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему. Дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.
Аналогия — логический вывод в процессе мышления от частного к частному на основе некоторых элементов сходства.
Хотя мышление осуществляется на основе логических операций, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления очень часто вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции подчиняют мысль чувству, заставляя подбирать доводы, говорящие в пользу желаемого решения.
Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мышлению напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Как утверждает психология, без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков.
3. Содержание и форма мышления
Выясним теперь, что такое «форма мышления», которую изучает логика и которую поэтому называют еще логической формой. Это понятие является в логике одним из фундаментальных. Вот почему остановимся на нем специально.
Из философии известно, что любой предмет или явление имеют содержание и форму, которые находятся в единстве и взаимодействуют между собой. Под содержанием вообще разумеется совокупность элементов и процессов, определенным образом связанных между собой и образующих предмет или явление. Такова, например, совокупность процессов обмена веществ, роста, развития, размножения, входящих в содержание жизни. А форма — способ связи элементов и процессов, составляющих содержание. Такова, например, форма — внешний вид или внутренняя организация — живого организма. Различные способы связи элементов и процессов объясняют потрясающее разнообразие форм живого на Земле.
Мышление тоже имеет содержание и формы. Но есть и принципиальное отличие. Если содержание предметов и явлений действительности находится в них самих, то наиболее глубокое своеобразие мышления заключается именно в том, что у него нет собственного, порождаемого самопроизвольно содержания. Будучи отражательной системой, оно черпает свое содержание из внешнего мира. Этим содержанием является отраженная, как в зеркале, действительность.
Следовательно, содержание мышления есть все богатство наших мыслей об окружающем мире, конкретные знания о нем. Из этих знаний состоит и обыденное мышление людей, то, что принято называть «здравым смыслом», и теоретическое мышление — наука как орудие высшей ориентировки человека в мире.
Форма мышления, или, иначе, логическая форма, — это структура мысли, способ связи ее элементов. Это то, в чем сходны мысли при всем различии их конкретного содержания. В процессе общения, при чтении книг, газет, журналов мы обычно следим за содержанием сказанного или написанного. Но часто ли мы обращаем внимание на логическую форму мыслей? Да это и не так просто. Один из чеховских героев никак не мог уловить ничего общего в таких действительно различных по содержанию высказываниях, как «Все лошади едят овес» и «Волга впадает в Каспийское море». А общее в них есть, и оно не сводится лишь к их банальности или тривиальности. Общее здесь носит глубинный характер. Они построены по единому образцу: в них налицо утверждение чего-то о чем-то. Это и есть их единая логическая структура. Раскрыть структуру мысли — значит, выяснить, из каких элементов она слагается и какова связь между ними.
Наиболее широкими и общими формами мышления, которые исследует логика, являются понятие, суждение, умозаключение, доказательство, теория. Как и содержание, эти формы не самопроизвольны, т.е. не порождены самим мышлением, а представляют собой отражение наиболее общих структурных связей и отношений между предметами и явлениями самой действительности.
Для того чтобы получить хотя бы общее предварительное представление о логических формах, приведем в качестве примеров несколько групп мыслей.
Начнем с наиболее простых мыслей, выраженных словами «планета», «дерево», «адвокат». Нетрудно установить, что они весьма различны по содержанию: одна отражает предметы неживой природы, другая — живой, третья — общественной жизни. Но в них заключено и нечто общее: каждый раз мыслится группа предметов, причем в их общих и существенных признаках. Это и есть их специфическая структура, или логическая форма. Так, говоря «планета», мы имеем в виду не Землю, Венеру или Марс во всей их неповторимости и конкретности, а все планеты вообще, притом мыслим то, что объединяет их в одну группу и в то же время отличает от других групп — звезд, астероидов, спутников планет. Под «деревом» разумеем не данное дерево и не дуб, сосну или березу, а всякое дерево вообще в его наиболее общих и характерных чертах. Наконец, «адвокат» — это не конкретный индивид: Иванов, Петров или Сидоров, а адвокат вообще, нечто общее и типичное для всех адвокатов. Такая структура мысли, или логическая форма, называется понятием.
Приведем для примера еще несколько мыслей, но более сложных, чем предыдущие: «Все планеты вращаются с запада на восток»; «Всякое дерево — растение»; «Все адвокаты — юристы».
Эти мысли более различны по содержанию. Но и здесь налицо нечто общее: в каждой из них есть то, о чем высказана мысль, и то, что именно высказано. Подобное строение мысли, ее логическая форма именуется суждением.
Рассмотрим далее примеры еще более сложных мыслей. В логике для наглядности и удобства анализа они располагаются следующим образом:
Приведенные мысли еще более разнообразны и богаты по содержанию. Тем не менее это также не исключает единства их строения. А состоит оно в том, что из двух высказываний, определенным образом связанных между собой, выводится новая мысль. Подобное строение, или логическая форма, мысли есть умозаключение.
Можно было бы, наконец, привести примеры доказательств и теорий, используемых в различных науках, и показать, что при всем их содержательном различии они тоже имеют общность строения, т.е. логическую форму. Но это заняло бы здесь слишком много места.
В реальном процессе мышления содержание мысли и ее логическая форма не существуют порознь. Они органически связаны между собой. И эта взаимосвязь выражается прежде всего в том, что нет и не может быть абсолютно неоформленных мыслей, как нет и не может быть «чистой», бессодержательной логической формы. Причем именно содержание определяет форму, а форма не только так или иначе зависит от содержания, но и оказывает на него обратное воздействие. Так, чем богаче содержание мыслей, тем сложнее их форма. А от формы (строения) мысли в немалой степени зависит, будет ли она верно отражать действительность или нет.
В то же время логическая форма обладает в своем существовании относительной самостоятельностью. Это проявляется, с одной стороны, в том, что одно и то же содержание может принять разные логические формы, — подобно тому как одно и то же явление, например Великая Отечественная война, может быть отражено в научном труде, художественном произведении, кино, живописном полотне или скульптурной композиции. С другой стороны, одна и та же логическая форма может заключать в себе самое различное содержание. Образно говоря, это некий сосуд, куда можно влить и обыкновенную воду, и драгоценное лекарство, и заурядный сок, и благородный напиток. Разница лишь в том, что сосуд как внешняя форма может быть и пустым, а логическая форма как внутренняя для мыслей сама по себе существовать не может.
Достойно удивления, что все неисчислимое богатство знаний, которое накопило к настоящему времени человечество, облекается в конечном счете в немногие фундаментальные формы — понятие, суждение, умозаключение, доказательство, теорию. Впрочем, так уж устроен наш мир, такова диалектика его многообразия и единства. Из какой-то сотни химических элементов слагается вся неорганическая и органическая природа, все вещи, сотворенные самим человеком. Из семи основных цветов создано все многоцветье предметов и явлений окружающей действительности. Из нескольких десятков букв алфавита созданы бесчисленные книги, газеты, журналы того или иного народа. Из нескольких нот — все мелодии мира.
Относительная самостоятельность логической формы, ее независимость от конкретного содержания мысли и открывает благоприятную возможность для отвлечения от этого содержания, вычленения логической формы и ее специального анализа. Этим и определяется существование логики как науки. Этим же объясняется и наименование — «формальная логика». Но это вовсе не означает, будто она проникнута духом формализма, оторвана от реальных процессов мышления и преувеличивает значение формы в ущерб содержанию. С этой точки зрения логика сходна с другими науками, исследующими формы чего-либо: геометрией как наукой о пространственных формах и их отношениях, морфологией растений и животных, юридическими науками, исследующими формы государства и права. Логика — такая же глубоко содержательная наука. А активность логической формы по отношению к содержанию делает необходимым ее специальный логический анализ, раскрывает значение логики как науки.
Все изучаемые логикой формы мышления — понятие, суждение, умозаключение, доказательство, теория — имеют прежде всего то общее, что они лишены наглядности и неразрывно связаны с языком. В то же время они качественно отличны друг от друга как по своим функциям, так и по структуре. Главное отличие их как структур мысли состоит в степени их сложности. Это разные структурные уровни мышления. Понятие, будучи относительно самостоятельной формой мысли, входит составной частью в суждение. Суждение, в свою очередь, будучи относительно самостоятельной формой, в то же время выступает составной частью умозаключения. А умозаключение — составная часть доказательства, которое само входит звеном в теорию. Таким образом, они представляют собой не рядом стоящие формы, а иерархию этих форм. И в этом отношении они подобны структурным уровням самой материи — элементарным частицам, атомам, молекулам, телам.
Сказанное вовсе не означает, что в реальном процессе мышления сначала образуются понятия, затем эти понятия, соединяясь, дают начало суждениям, а суждения, сочетаясь тем или иным способом, порождают затем умозаключения. Сами понятия, будучи относительно наиболее простыми, формируются как результат сложной и длительной абстрагирующей работы мышления, в которой участвуют и суждения, и умозаключения, и доказательства.
Суждения, в свою очередь, складываются из понятий. Точно так же суждения входят в умозаключения, а результатом умозаключений выступают новые суждения. В этом проявляется глубокая диалектика процесса познания.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Логические формы мышления — Студопедия
В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.
Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.
Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими (рис. 3).
Теоретические |
Рис. 3. Классификация понятий
Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.
Единичное понятие – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Следует отметить, что любые общие понятия возникают лишь на основе единичных предметов и явлений. Поэтому формирование понятия происходит не только посредством уяснения каких-либо общих свойств и особенностей группы предметов, но в первую очередь через приобретение знаний о свойствах и особенностях единичных предметов.
Конкретное понятие – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать. Например, понятие «кора головного мозга».
Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать. Например, понятие «психическое развитие».
Теоретическое понятие – понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).
Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.
Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.
Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.
Суждения образуются двумя способами:
1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;
2) опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.
Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными (рис.4).
Рис. 4. Классификация суждений
Истинное суждение – это объективно верное суждение(например, «Диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешного обучения в вузе»).
Ложное суждение – суждение, не соответствующее реальности.
Общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса (например, «Все наркоманы – потенциальные преступники»).
Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам (например, ««Некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины»).
Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету («Студент Сергей Мохов дважды провалил экзаменпо профессиональной психологии»).
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии (рис. 5).
Умозаключения |
Рис. 5. Классификация умозаключений
Дедуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.Индуктивные умозаключения – умозаключения, в которых рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.Умозаключения поаналогии – это такие умозаключения, в которых вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.
Виды мышления
Выделяют различные виды мышления (рис. 6).
По характеру решаемых
задач |
По степени развернутости |
По степени новизны
и оригинальности |
Наглядно-действенное |
Наглядно-образное |
Абстрактно-логическое |
Практичес-кое |
Теоретичес-кое |
Репродуктивное |
Словесно-логическое |
Виды мышления |
Рис. 6. Виды мышления
Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации.
Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
В наглядно-образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы – чаще зрительные (у музыкантов – слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этомвиде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является широкое использование словесных конструкций в формировании и преобразовании образов, а также использование отвлеченных понятий.
Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении субъект, оперируя логическими понятиями, может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой. Теоретическое мышление использует преимущественно понятийную и образную форму мышления.
Теоретическое образное мышление использует для решения задачи не понятия, суждения или умозаключения, а различные образы. Теоретическое понятийное мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений.
Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности. Оно осуществляется и достигает определенного результата путем использования мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования и т.д.).
Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.
Особенно велика роль дискурсивного мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении причин преступности, при решении других вопросов, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах.
Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Это особая форма бессознательной деятельности мозга.
Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.
Продуктивное, или творческое, мышление – мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.
Индивидуальные особенности
и качества мышления
В современной психологии большое внимание уделяется изучению индивидуальных и профессиональных особенностей мышления.
Мышление развивается в процессе индивидуального развития. При этомчто-то определяется генотипом, а что-то – в процессе обучения и социализации. Понятно, что ученик, посещающий специализированную школу с математическим уклоном, имеет больше шансов развить своимыслительные способности, чем ученик музыкальной школы. С другойстороны, имеется множество фактов, указывающих на наличие одаренности в области мышления, которая проявляется очень рано. Поэтомупсихологическая наука говорит об индивидуально-личностной детерминации мышления.
Мышление как высшая психическая функция зависит от множествапсихологических и биологических причин. На нее влияют тип ВНД,уровень вегетативного и гормонального баланса, характер работы человека, его социальное окружение, уровень образования, мотивации,установки и характер. Поэтому существует такое понятие, как индивидуальный стиль мышления, по которому люди отличаются друг отдруга.
Мышление характеризуется такими качествами, как глубина, самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота (рис. 7).
Самостоятельность |
Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса |
Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности |
Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи |
Отражается способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности |
Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени |
Качества мышления |
Рис. 7. Индивидуально-личностные особенности мышления
Предмет логики. Основные логические формы
1. Предмет логики. Основные логические формы.
Логика происходит от греч. logos, что одновременно означает речь, слово, высказывание, понятие. Основатель логики Аристотель чаще всего употреблял термин «логос» в смысле «определения» или «разумности вообще».
Итак, в современном понимании, логика — это наука о законах и формах правильного мышления.
Форма мышления — это способ связи элементов мысли. Основные формы мышления (логические формы): понятие, суждение, умозаключение.
Понятие является исходной, самой простой формой мысли, отражая общие существенные признаки предметов.
Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Обладает свойством выражать либо истину (соответствие действительности), либо ложь.
Умозаключение — самая сложная форма мысли, представляет собой получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок).
Логика, как отдельная наука впервые была систематически изложена древнегреческим философом Аристотелем (384 — 322 гг. до н. э.). Аристотель сформулировал основные законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего. Позднее был сформулирован четвертый закон — закон достаточного основания. Разработка логики во многом была обусловлена общественной потребностью. Гражданин античного полиса активно участвовал в общественной жизни. Свободнорожденный мужчина, хотя бы раз в жизни должен был занимать важный государственный пост. Это требовало определенной подготовки. Поэтому высоко ценились так называемы «учителя мудрости» — софисты. Они учили грамоте, красноречию, искусству спора и т. д., однако со временем стали изобретать приемы одурачивания собеседника. Такие недобросовестные приемы получили название «софизмов», а слово «софист» приобрело негативный смысл.
Вот примеры некоторых софизмов, ставших классическими:
«То, что ты не потерял, то у тебя есть. Ты не терял рогов. Значит, они у тебя есть (ты рогат)»;
«Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Значит, сидящий стоит»;
«Я — человек. Вы не я. Значит, вы не человек»;
«Лекарство для больного — это добро. Чем больше добра тем лучше. Значит чем больше ты дашь лекарства больному, тем лучше».
А вот вопросы софистского толка:
«Перестал ли ты бить свою мать?»;
«Давно ли ты вышел из тюрьмы?» и т. п.
Очевидно, что любой ответ на такой вопрос вас не устроит.Ввязываясь, например, в такой спор, «спорим, что я трактор поднимал?» вы заранее обрекает себя на проигрыш («поднимал, но не поднял» или «поднимал, но игрушечный»). Так же как отвечая на такие вопросы:
«- Знаете ли вы, о чем я хочу вас сейчас спросить?- Нет, не знаем.- Неужели вы не знаете, что лгать — нехорошо?- Знаем.- Но именно об этом я и собирался вас спросить, а вы ответили, что не знаете. Выходит вы знаете то, чего не знаете!»
Двусмысленность многих языковых выражений, скрытые утверждения в вопросах, все это позволяет софизму выглядеть убедительным для неподготовленного человека. Умение пользоваться софизмами предполагает знание основ логики.
Именно как средство защиты от софистики и лжи логика и была задумана Аристотелем. В дальнейшем значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схоласты (ввели латинскую терминологию). Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) заложил основы учения об индуктивных умозаключениях. Немецкий философ Лейбниц (1646-1716) сформулировал закон достаточного основания. В середине XIX в. возникла математическая (символическая) логика. С тех пор аристотелевская логика стала называться традиционной (формальной) логикой.
2. Законы логики.
3. Значение логики.
Достижения формальной логики применяются в юриспруденции, психологии, лингвистике, теории управления, педагогике и др. науках. Некоторые разделы логики являются теоретической основой математики, теории информации, кибернетики.
При изучении логики развиваются:
- точное мышление и ясная речь;
- умение убеждать и обосновывать свои идеи;
- умение спорить;
- привычка анализировать свои и чужие рассуждения, что помогает нам справиться с софистикой и ложью.
Но все же главное значение логики в том, что она приучает думать и усиливает мыслительные способности человека.
Следователь – следователь прокуратуры
Конституция – закон
Общество – человек
Стихотворный размер – Стихотворный размер ямб
6. Три примера дедуктивных умозаключений:
Если день солнечный, то сосновый лес пахнет смолой.
День — солнечный.
____________________
Следовательно, сосновый лес пахнет смолой.
2. Все звезды излучают энергию
Солнце – это звезда.
_________________________________________________
Следовательно, Солнце излучает энергию.
3. Если решение суда обжаловано в апелляционном порядке, то оно еще не вступило в законную силу.
Решение суда обжаловано в апелляционном порядке.
_____________________________________________
Следовательно, оно еще не вступило в законную силу.
Логическая форма — это способ связи составных частей содержания мысли в отличие от самого этого содержания, результат отвлечения от содержания мысли, то есть от того, какие именно индивиды, свойства, отношения, классы, ситуации и тому подобное являются предметами данной мысли. В качестве механизма подобного отвлечения рассматривают процедуру замены переменными (параметрами) отдельных дескриптивных составляющих языкового контекста, выражающего данную мысль.
Указанное интуитивное понятие логической формы получает в современной логике (см. Логика) серьёзные уточнения. Считается, что анализ формы концептуальных образований (понятий, суждений, рассуждений и тому подобные) не может осуществляться вне языка и существенным образом зависит от выбора языковых средств. Предполагается, что мысленные конструкции адекватно оформлены в виде осмысленных выражений естественного языка. Для фиксации их логической формы используют особые искусственные языки логики, которые, во-первых, должны иметь точный синтаксис, то есть точно заданные алфавит и правила образования сложных выражений, и, во-вторых, основываться на определённой системе семантических категорий с чётким подразделением исходных символов на логические и нелогические, указанием типов возможных значений для различных сортов нелогических символов, фиксацией значений логических символов и формулировкой точных семантических правил установления значений сложных выражений.
Процедура выявления логической формы мысли может рассматриваться как процесс перевода выражающего мысль естественно-языкового контекста в искусственный логический язык — формализованный язык. При этом переводе дескриптивные термины или целиком простые высказывания в составе исходного контекста замещаются нелогическими символами (параметрами) искусственного языка соответствующих семантических категорий, причём одинаковые выражения замещаются одинаковыми символами, а разные — разными, а также воспроизводится порядок и способ связи дескриптивных составляющих в соответствии с синтаксическими правилами логического языка. Полученное в результате указанной процедуры выражение как раз и фиксирует логическую форму мысли. Его нельзя рассматривать как лишённое содержания, оно содержит информацию, выражаемую логическими терминами, а также информацию о категориях дескриптивных терминов исходного контекста, об их тождестве и различии и о специфике их сочленения.
Логическую форму не следует трактовать как нечто раз и навсегда данное, как атрибут, присущий мысли самой по себе. Её исследование во многом обусловлено категориальными особенностями искусственного языка, его выразительными возможностями, принимаемым способом членения сложных выражений на составляющие. Анализ логической формы может иметь различную степень глубины. Так, при выражении формы естественно-языковых контекстов в языке логики высказываний (см. Логика высказываний) производится замещение простых высказываний параметрами соответствующего типа — пропозициональными переменными, тем самым внутренняя структура простых высказываний игнорируется. Выразительные средства языков силлогистики (см. Силлогистика) и логики предикатов (см. Логика предикатов) позволяют учесть внутреннюю структуру; процедуре замещения подвергаются здесь не простые высказывания целиком, а дескриптивные термины в их составе. Однако эти языки базируются на разных системах семантических категорий (в обычной силлогистике имеется лишь один тип нелогических терминов — общие термины, знаки классов, в то время как в логике предикатов содержатся параметры для знаков индивидов, свойств, отношений и предметных функций), поэтому между ними имеется существенное различие в характере и глубине воспроизведения логической формы. Так, форма высказывания «Все планеты вращаются вокруг Солнца» в силлогистическом языке может быть выражена формулой S a P («Всякий S есть P»), где параметрами S и P замещены общие термины «планета» и «тело, вращающееся вокруг Солнца», а само высказывание рассматривается как атрибутивное. В языке логики предикатов имеется возможность передать реляционный характер данного высказывания, выразив его логическую форму посредством формулы ∀x (Q1 (x) ⊃ R2 (x, a)), где параметр Q1 соответствует знаку свойства «быть планетой», R2 — знаку отношения «вращается вокруг», a — имени «Солнце».
Уточнение понятия логической формы в рамках теории семантических категорий содержится, в частности, в работе Е. Д. Смирновой «Формализованные языки и проблемы логической семантики» (1982), в которой различаются понятия логической формы первого уровня, являющейся результатом замещения примитивных знаков в составе выражения индексами соответствующих категорий и способной быть представленной в виде графа, и логической формы второго уровня, представленной в виде обобщённого дерева, которое содержит информацию о тождестве и различии дескриптивных составляющих и о значении логических констант.
Понятие логической формы является одним из наиболее фундаментальных в логике, так как особенность её предмета — в исследовании мыслительных феноменов, познавательных приёмов, языка с точки зрения их структуры, формы. Определения таких наиболее важных логических терминов, как «правильное дедуктивное умозаключение», «логически истинное высказывание», и другие существенным образом опираются на понятие логической формы. Законы логических теорий (см. Законы логики) являются не чем иным, как логическими формами высказываний естественного языка, принимающими при любых допустимых интерпретациях дескриптивных символов значение «истина».
|
примеров логики
Проще говоря, логика — это «исследование правильных рассуждений, особенно в том, что касается умозаключений». Логика начиналась как философский термин и теперь используется в других дисциплинах, таких как математика и информатика. Хотя определение звучит достаточно просто, понимание логики немного сложнее. Используйте примеры логики, чтобы научиться правильно использовать логику.
Пример формальной логики
Определения логики
Логика может включать в себя акт рассуждения людьми для формирования мыслей и мнений, а также классификации и суждения.Некоторые формы логики также могут быть выполнены компьютерами и даже животными.
Логика может быть определена как:
«Изучение истин, полностью основанное на значениях содержащихся в них терминов».
Логика — это процесс принятия решения и инструмент, который вы можете использовать.
Основой логического аргумента является его предложение , или утверждение.
Предложение является точным (верно) или неточным (ложно).
Предпосылки — это предложения, используемые для аргументации.
Затем аргумент строится в помещениях.
Затем из помещения делается вывод .
Наконец, вывод сделан.
Определение логики в философии
Логика — это раздел философии. В философии существуют разные точки зрения на логику, но типичная версия называется классической элементарной логики или классической логики первого порядка .В этой дисциплине философы пытаются отличить хорошее рассуждение от плохого.
Определение логики в математике
Логика также является областью математики. Математическая логика использует пропозициональные переменные , которые часто являются буквами, для представления пропозиций .
Типы логики с примерами
Вообще говоря, существует четыре типа логики.
Неформальная логика
Неформальная логика — это то, что обычно используется в повседневных рассуждениях.Это аргументы и аргументы, которые вы приводите в своих личных беседах с другими.
Помещения: Никки увидела черную кошку по дороге на работу. На работе Никки уволили.
Вывод: черным котам не повезло.
Объяснение: Это большое обобщение, которое невозможно проверить.
Предпосылки: Нет никаких доказательств того, что пенициллин вреден для вас. Я использую пенициллин без проблем.
Вывод: пенициллин безопасен для всех.
Объяснение: Личный опыт или отсутствие знаний не поддаются проверке.
Предпосылка: моя мама — знаменитость. Я живу с мамой.
Вывод: я знаменитость.
Объяснение: Есть еще кое-что, чтобы доказать славу, если допустить, что она исчезнет.
Формальная логика
В формальной логике используются дедуктивные рассуждения, и предпосылки должны быть верными. Вы следуете помещениям, чтобы прийти к формальному заключению.
Помещения: каждый, кто живет в Квебеке, живет в Канаде. Все в Канаде живут в Северной Америке.
Вывод: каждый человек, который живет в Квебеке, живет в Северной Америке.
Объяснение: Здесь представлены только правдивые факты.
Помещения: Все пауки имеют восемь ног. Черные Вдовы — тип паука.
Вывод: у Черных Вдов восемь ног.
Объяснение: Этот аргумент не является спорным.
Помещения: Велосипеды имеют два колеса. Ян катается на велосипеде.
Вывод: Ян едет на двух колесах.
Объяснение: Предпосылки верны и таков вывод.
Символическая логика
Символическая логика описывает, как символы связаны друг с другом. Он назначает символы для словесных рассуждений, чтобы иметь возможность проверить достоверность утверждений посредством математического процесса. Обычно вы видите этот тип логики, используемый в исчислении.
Пример символической логики:
Предложения: Если все млекопитающие кормят своих детей молоком матери (A). Если все кошки кормят своих детей материнским молоком (B). Все кошки являются млекопитающими (С). Ʌ означает «и», а символ ⇒ означает «подразумевает».
Вывод: A Ʌ B ⇒ C
Объяснение: Утверждение A и предложение B приводят к выводу C. Если все млекопитающие кормят своих детей молоком матери, а все кошки — молоком матери своих детей, это подразумевает все кошки млекопитающие.
Математическая логика
В математической логике вы применяете формальную логику к математике. Этот тип логики является частью основы логики, используемой в компьютерных науках. Математическая логика и символическая логика часто используются взаимозаменяемо.
Типы рассуждений с примерами
Каждый тип логики может включать в себя дедуктивное рассуждение, индуктивное рассуждение или оба.
Примеры дедуктивных рассуждений
Дедуктивные рассуждения предоставляет полное доказательство истинности своего заключения.Он использует конкретную и точную предпосылку, которая приводит к конкретному и точному выводу. При правильных посылках вывод на этот тип аргумента поддается проверке и является правильным.
Помещения: Все квадраты являются прямоугольниками. Все прямоугольники имеют четыре стороны.
Вывод: все квадраты имеют четыре стороны.
Помещения: Все люди смертны. Вы человек.
Вывод: ты смертный.
Помещения: Все деревья имеют стволы.Дуб — это дерево.
Вывод: дуб имеет ствол.
Примеры индуктивной логики
Индуктивная логика — это «снизу вверх», что означает, что она берет конкретную информацию и делает широкое обобщение, которое считается вероятным, учитывая тот факт, что заключение может быть неточным. Этот тип рассуждений обычно включает в себя правило, основанное на серии повторяющихся событий.
Помещение: зонт не позволяет вам промокнуть под дождем.Эшли взяла свой зонтик, и она не промокла.
Вывод: В этом случае вы можете использовать индуктивные рассуждения, чтобы высказать мнение, что, вероятно, шел дождь.
Объяснение: Однако ваше заключение не обязательно будет точным, потому что Эшли осталась бы сухой, если бы шел дождь, и у нее был бы зонтик, или дождя не было вообще.
Помещения: Каждый трехлетний ребенок, которого вы видите в парке каждый день, проводит большую часть своего времени, плача и крича.
Вывод: все трехлетние дети должны проводить свой дневной крик.
Объяснение: Это не обязательно будет правильно, потому что вы не видели каждого трехлетнего ребенка в мире днем, чтобы это проверить.
Помещения: сгорело двенадцать из 20 домов на блоке. Каждый пожар был вызван неисправной проводкой.
Вывод: если более половины домов имеют неисправную проводку, все дома в блоке имеют неисправную проводку.
Объяснение: Вы не знаете, что этот вывод достоверен, но он вероятен.
Помещения: красные огни предотвращают несчастные случаи. Майк не попал в аварию за рулем сегодня.
Вывод: Майк, должно быть, остановился на красный свет.
Объяснение: Майк, возможно, вообще не сталкивался с какими-либо светофорами. Поэтому он мог бы избежать несчастных случаев, даже не останавливаясь на красный свет.
Следуйте логике
Как показывают эти примеры, вы можете использовать логику, чтобы решать проблемы и делать выводы.Иногда эти выводы являются правильными, а иногда неточными. Когда вы используете дедуктивные рассуждения, вы получаете правильные логические аргументы, в то время как индуктивные рассуждения могут или не могут дать вам правильный результат. Посмотрите примеры логических ошибок, чтобы увидеть, как выглядят неправильные логические рассуждения.
Собака пахнет под одеялами как примеры логики.
логика | Britannica
Область применения и основные понятия
Логический вывод — это управляемый правилами шаг от одного или нескольких предложений, называемых предпосылками, к новому предложению, обычно называемому заключением. Правило вывода называется сохраняющим истину, если вывод, полученный из применения этого правила, является истинным всякий раз, когда предпосылки верны. Выводы, основанные на правилах сохранения истины, называются дедуктивными, а изучение таких умозаключений известно как дедуктивная логика. Правило вывода считается действительным или дедуктивным, если оно обязательно сохраняет истину.То есть в любом возможном случае, когда предпосылки верны, заключение, сделанное правилом вывода, также будет верным. Выводы, основанные на действительных правилах вывода, также считаются действительными.
Логика в узком смысле эквивалентна дедуктивной логике. По определению, такие рассуждения не могут дать никакой информации (в форме заключения), которая еще не содержится в помещении. В более широком смысле, который близок к обычному использованию, логика также включает изучение выводов, которые могут привести к выводам, которые содержат действительно новую информацию.Такие умозаключения называются амплиативными или индуктивными, а их формальное исследование известно как индуктивная логика. Они иллюстрируются умозаключениями, сделанными умными детективами, такими как вымышленный Шерлок Холмс.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня
Контраст между дедуктивными и амплитивными умозаключениями может быть проиллюстрирован в следующих примерах. Исходя из предпосылки «кто-то всем завидует», можно справедливо сделать вывод, что «кому-то всем завидуют.«Не существует мыслимого случая, когда предпосылка этого вывода верна, а заключение ложно. Однако, когда судмедэксперт на основании определенных свойств набора человеческих костей делает вывод о приблизительном возрасте, росте и других характеристиках умершего человека, используемые рассуждения носят амплитудный характер, поскольку, по крайней мере, возможно, что выводы, сделанные им, являются ошибается.
В еще более узком смысле логика ограничивается изучением выводов, которые зависят только от определенных логических понятий, выражаемых так называемыми «логическими константами» (логику в этом смысле иногда называют элементарной логикой).Наиболее важными логическими константами являются квантификаторы, пропозициональные связки и идентичность. Квантификаторы являются формальными аналогами английских фраз, таких как «есть…» или «там существует…», а также «для каждого…» и «для всех …». Они используются в формальных выражениях, таких как (∃ x ) (читается как «есть человек, назовите его x , так что это верно для x , что…») и (∀ y ) (читается как «для каждого человека, назовите его y , это верно в отношении и , что… »).Основные пропозициональные связки в английском языке аппроксимируются «не» (~), «и» (&), «или» (∨) и «если… тогда…» (⊃). Идентичность, представленная символом usually, обычно отображается на английском языке как «… есть…» или «… идентична…». Два приведенных выше примера предложения могут быть выражены как (1) и (2) соответственно:
(1) ( х ) ( х ) ( х завистников х )
(2) ( х ) ( х ) ( х , завистники х )
Способ, которым различные логические константы в предложении связаны друг с другом, известен как логическая форма предложения.Логическая форма также может рассматриваться как результат замены всех нелогических понятий в предложении логическими константами или общими логическими символами, известными как переменные. Например, заменяя реляционное выражение «a envies b» на «E (a, b)» в (1) и (2) выше, можно получить (3) и (4) соответственно:
(3) ( х ) ( х ) E ( х , и )
(4) ( х ) ( х ) E ( х , х )
Формулы в (3) и (4) выше являются явными представлениями логических форм соответствующих английских предложений.Изучение отношений между такими неинтерпретируемыми формулами называется формальной логикой.
Следует отметить, что логические константы имеют такое же значение в логических формулах, как (3) и (4), как они имеют в предложениях, которые также содержат нелогические понятия, такие как (1) и (2). Логическая формула, чьи переменные были заменены нелогическими понятиями (значениями или ссылками), называется «интерпретируемым» предложением или просто «интерпретацией». Один из способов выразить обоснованность вывода из (3) в (4) состоит в том, чтобы сказать, что соответствующий вывод из предложения типа (1) в предложение типа (2) будет действительным для всех возможных интерпретаций (3) и (4).
Допустимые логические выводы стали возможными благодаря тому факту, что логические константы в сочетании с нелогическими концепциями позволяют предложению представлять реальность. Действительно, эту репрезентативную функцию можно считать их наиболее фундаментальной особенностью. Предложение G, например, может быть справедливо выведено из другого предложения F, когда все сценарии, представленные F — сценарии, в которых F истинно, — также сценарии, представленные G — сценарии, в которых G истинно. В этом смысле (2) может быть справедливо выведен из (1), потому что все сценарии, в которых кто-то действительно завидует, также являются сценариями, в которых всем действительно завидует хотя бы один человек.
Утверждение считается логически верным, если оно верно во всех возможных сценариях или «возможных мирах». Предложение противоречиво, если оно ложно во всех возможных мирах. Таким образом, еще один способ выразить справедливость вывода из F в G состоит в том, чтобы сказать, что условное предложение «Если F, то G» (F ⊃ G) логически верно.
Однако не все философы принимают эти объяснения логической обоснованности. Для некоторых из них логические истины — это просто самые общие истины о реальном мире.Для других это истины об определенной незаметной части реального мира, которая содержит абстрактные объекты, подобные логическим формам.
В дополнение к дедуктивной логике, существуют другие ветви логики, которые изучают умозаключения, основанные на таких понятиях, как знание этого (эпистемическая логика), убеждение в том (доксастическая логика), время (напряженная логика) и моральные обязательства (деонтическая логика), среди другие. Эти поля иногда известны как философская логика или прикладная логика. Некоторые математики и философы считают теорию множеств, которая изучает отношения принадлежности между множествами, еще одной ветвью логики.
|
.
Независимо от того, рассматривается ли это как наука, искусство или умение, и его можно правильно рассматривать как все три, логика является основой нашей способности мыслить, анализировать, спорить и общаться. Действительно, логика лежит в основе того, что мы подразумеваем под человеческим интеллектом. В этой сжатой, легко читаемой книге выдающийся профессор Д. К. Макинерни предлагает незаменимое руководство по использованию логики с пользой в повседневной жизни. Написанная специально для непрофессионала, Being Logical от McInerny обещает занять свое место рядом с Strunk и Elements of Style от White в качестве классика ясного, бесценного совета.
Как отмечает Макинерни, логика — это глубокая, широкая и удивительно разнообразная область, имеющая отношение ко всем аспектам нашей интеллектуальной жизни. Овладение логикой начинается с понимания правильных рассуждений и включает в себя понимание тесного родства между логическим мышлением и логическим выражением, знание основных терминов аргументации и знакомство с ошибками нелогичного мышления. Соответственно, Макинерни структурирует свою книгу в виде серии кратких, пронизывающих глав, которые основываются друг на друге, образуя единое и связное введение в четкие и эффективные рассуждения.
В основе книги лежит блестящее рассмотрение аргумента — как аргумент основан и разработан, как он отличается от других форм интеллектуального дискурса и как он критически воплощает элементы логики. Макинерни выявляет тонкости и сложности предпосылок и выводов, дифференцирует утверждения фактов от утверждений о ценности и обсуждает принципы и использование каждого основного типа аргументов, от силлогистического до условного. Кроме того, он дает острый взгляд на нелогичное мышление и объясняет, как распознать и избежать наиболее распространенных ошибок логики.
Элегантный, содержательный и точный, Быть логичным ломает логику до ее основ посредством четкого анализа, доступных примеров и целенаправленных идей. Будь вы студент или преподаватель, профессионал, оттачивающий свои карьерные навыки или любитель, посвященный тонкостям мышления и самовыражения, вы обязательно найдете это краткое руководство по умению рассуждать как увлекательно, так и поучительно.
Из издания в твердом переплете.
.