Межличностных отношений пример: Межличностные отношения – что это такое, примеры, в чем состоят особенности, виды, структура

Содержание

Межличностные отношения – что это такое, примеры, в чем состоят особенности, виды, структура

Межличностные отношения – что это такое, примеры, в чем состоят особенности, виды, структура

Одним из фундаментальных понятий социальной психологии являются межличностные отношения. Такое взаимодействие, которое начинается с момента рождения человека и длится до самой его смерти, имеет свои особенности структуру и определенные разновидности, которые активно изучаются учеными многих гуманитарных дисциплин.

Что такое межличностные отношения?

Принято считать, что межличностные отношения – это особый вид взаимодействия между людьми в обществе, которые складываются между отдельными индивидами. В любой человеческой группе они начинаются с момента рождения младенца и заканчиваются лишь с его смертью. Такая совокупность взаимодействий между людьми основана на существующих связях и происходит благодаря разным способам общения:

  1. Визуальному или невербальному, к которому причисляются внешний вид, позы и жесты.
  2. Вербальному или языковому, то есть устной речи.
  3. Аффективному, выражаемому звуковыми средствами экспрессии: смехом, плачем.
  4. Некоторые ученые причисляют сюда и сложные языки, построенные в результате развития общества: экономический, политический.

что такое межличностные отношения

Примеры межличностных отношений

Каждый день индивиды, находящиеся в любой социальной группе, могут увидеть множество примеров межличностных отношений между людьми и стать их непосредственными участниками:

  1. Дома, проснувшись, люди начинают взаимодействие с теми, с кем они вместе проживают. Это могут быть дети, родители, братья и сестры, мужья и жены и прочее.
  2. Днем можно проследить деловые отношения, складывающиеся между отдельными людьми, например, между учеником и учителем или сотрудниками разных подразделений одной той же фирмы.
  3. Яркими примерами считаются и взаимодействия с друзьями и приятелями, тренером в фитнес-клубе, постоянным клиентом и парикмахером и прочие социальные контакты.

В чем состоят основные особенности межличностных отношений?

Существуют и особенности межличностных отношений, позволяющие опознать этот вид взаимодействия:

  1. В их основе всегда лежат осознанные или бессознательные эмоциональные оценки партнеров.
  2. В межличностных отношениях индивиды выступают всегда уникальными и неповторимыми, с присущим только им набором черт характера и эмоциональных особенностей.
  3. Такое взаимодействие не может считаться спонтанным актом, то есть оно формируется в течение определенного времени при общении людей друг с другом.
  4. Характер такого взаимодействия непостоянен. Отношения могут динамично развиваться и менять вектор своей эмоциональной окраски иногда на прямо противоположный.

в чем состоят основные особенности межличностных отношений

Виды межличностных отношений

Ученые выделяют различные типы межличностных отношений, в зависимости от классификационного критерия. По способу взаимодействия бывают:

  1. Формальные, то есть нормативно предусмотренные и закрепленные в официальных документах.
  2. Неформальные или те, которые складываются между людьми на основе их предпочтений, убеждений, темпераментов и прочее.

По сфере возникновения бывают:

  1. Производственные, то есть между сотрудниками одной организации, направленные на решение рабочих задач.
  2. Бытовые, то есть все те, которые возникают в обычной жизни индивида.
  3. Экономические, в которых каждый индивид может выступать как покупателем, так и продавцом.
  4. Правовые или те, которые установлены законодательством.
  5. Политические, концентрирующиеся вокруг вопросов власти.
  6. Нравственные и эстетические возникают на основе привлекательности людей друг для друга, их моральных качествах и устоях.

Интересной классификацией является деление межличностных взаимоотношений по эмоциональной направленности:

  1. Позитивные, то есть те взаимодействия основу которых положена любовь, дружба или эмоциональная близость.
  2. Нейтральные или не окрашенные эмоционально: конформизм, эгоизм, безразличие.
  3. Негативные: неприязнь, ненависть, агрессия и другие чувства руководят субъектами таких взаимоотношений.

Виды межличностных отношений

Структура межличностных отношений

Социологи утверждают, что понятие межличностных отношений всегда имеет определенную структуру, состоящую из следующих компонентов:

  1. Когнитивный или познавательный компонент. Считается, что это основа межличностных отношений, потому как благодаря таким психическим процессам как ощущение, восприятие, память, мышление и воображение происходит познание особенностей партнеров и установление взаимопонимания.
  2. Поведенческий компонент, то есть непосредственные действия, слова и поступки в процессе взаимоотношений.
  3. Аффективный или эмоциональный компонент. Сюда причисляются чувства и эмоции индивида по поводу конкретных взаимосвязей и с другими людьми.

структура межличностных отношений

Формирование межличностных отношений

Классическая психология межличностных отношений изучает следующие характеристики их формирования:

  1. Динамика, то есть зарождение, укрепление или ослабление, достижение определенного уровня зрелости, ослабление и другие процессы, которые могут сменять друг друга в разной последовательности.
  2. Механизм регулирования межперсональных связей. Сюда можно причислить как морально-этические особенности самих индивидов, так и существующие нормативно-правовые акты, инструкции и прочее.
  3. Условия развития, то есть совокупность внешних факторов, при которых взаимодействие имеет определенную динамику и эмоциональную окраску.

Уровни межличностных отношений

По степени вовлеченности индивидов и разной глубине связей межличностные отношения в группе делят на следующие уровни:

  1. Перцептивный, на котором происходит восприятие партнеров и понимание ими личностных черт друг друга. То есть взаимодействие только зарождается и партнеры стараются определенным образом оценить друг друга.
  2. Уровень притяжения или отталкивания. После того, как завершилось восприятие между партнерами, они либо стараются глубже понять друг друга и найти новые точки соприкосновения, либо максимально дистанцироваться друг от друга. На этом уровне один человек может искать встречи, а другой наоборот, максимально избегать контакта.
  3. Интерактивный Эмоциональная связь в отношениях нуждается в подпитке, поэтому индивиды начинают либо активно сотрудничать, либо в определенной мере конфликтовать.

Уровни межличностных отношений

Современные тенденции развития межличностных отношений

С развитием общества связь между людьми претерпевает определенные изменения. В современном глобализованном мире межперсональные связи характеризуются:

  1. Более глубокой персонификацией личности. Индивиды более полно осознают особенности своей личности и партнера.
  2. Ростом образованности и потребностей каждого из участников взаимодействия.
  3. Увеличение дистанции между поколениями и сокращение времени, проведенного индивидом в семье.
  4. Поверхностных речевых контактов и взаимодействий со СМИ становится все больше.
  5. Накопление информации занимает больше времени, чем ее обсуждение. Снижается эмоциональный фон общения.

современные тенденции развития межличностных отношений

Построение межличностных отношений

Для того чтобы установилась устойчивая взаимосвязь между людьми, важно знать правило успешного построения отношений, о которых давно говорят многие психологи. К ним можно отнести:

  1. Грамотное начало коммуникации: приятный внешний вид, открытая поза, не агрессивная мимика и жесты.
  2. Правильное построение диалога: отказ от открытых отрицаний, необоснованных споров и конфликтов, внимательное слушание.
  3. Стремление понять особенности партнера и принять их.
  4. Уважение мнения собеседника.
  5. Сохранение своей репутации и поддержание значимости партнера.

Конфликты в межличностных отношениях

Среди того, что мешает межличностным отношениям, всегда отдельно располагаются конфликты. Считается, что это неизбежное столкновение различных мнений, суждений и действий, который свойственны разным индивидам. Конфликты могут возникать у каждого человека с разными партнерами, однако отличаться будет форма такого противоборства:

  1. При конструктивных конфликтах индивиды стараются решить возникшую проблему или вывести отношения на новый, более качественный уровень.
  2. При деструктивных конфликтах индивиды стараются проявить свою значимость или «продавить» собственную позицию. Такие взаимоотношения обречены на провал и деградацию.

Методы диагностики межличностных отношений

Профессиональная диагностика межличностных отношений может проводиться с использованием следующих методов:

  1. Наблюдение, например техника Ф. Кронджета и А. Моллера, при которой человек со стороны анализирует реальную жизненную ситуацию или просматривает некоторое событие в записи с последующим его анализом.
  2. Эксперимент, к примеру, знаменитый ситуационный тест Р. Бейлса, при котором каждое действие субъекта в конкретной группе и смоделированной ситуации кодируется определенным образом.
  3. Тесты, сюда относятся как опросники, например, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, так и проекционные методики: рисунки, цветовые тесты и прочее.

 

Межличностные отношения ℹ️ понятие, виды, основные формы и особенности, роль отношений между людьми, примеры взаимоотношений в обществознании


Понятие и определение


На уроках ученикам обычно кратко объясняют о взаимоотношениях между людьми. Лучше понять тему поможет конспект, который можно будет использовать для сочинения или сообщения. Межличностное взаимодействие формируется у человека с самого рождения и на протяжении всей жизни. Сначала дети учатся выстраивать отношения с обществом с помощью родителей, воспитателей и учителей. Через определённое время личность сформировывается, а последующее взаимодействие с окружающими зависит от его индивидуальных особенностей и умения общаться.



Некоторые считают, что любые взаимоотношения являются межличностными, однако многие отечественные (Г.М. Андреева, Боголюбов Л. Н.) и иностранные психологи (Дж. Морено, Э. Берн) думают иначе. Также существуют социальные связи, которые представляют собой взаимодействие ролей в социуме. Эти единицы не связаны с личностью. К примеру, в трудовом коллективе ролью считается директор, менеджер по персоналу, секретарь, оператор и т. д. Отношения между ними складываются в соответствии с должностными обязанностями, ролевым поведением и целями социальной группы.


Межличностные отношения возникают и формируются между людьми на основе различных чувств, которые рождаются у них по отношению друг к другу. Такое взаимодействие имеет несколько отличительных особенностей:


  1. Отношения формируются постепенно в процессе общения личностей.
  2. В основе взаимодействия лежат чувства, эмоции и оценивание партнёрами друг друга.
  3. Люди выступают в качестве неповторимых индивидуальностей, которые имеют собственные уникальные черты характера и эмоциональной сферы.
  4. Особенности каждой личности могут быть устойчивыми или меняться даже на противоположные.


Межличностное общение индивидуально. Не существует двух пар личностей, которые бы имели одинаковые взаимоотношения. Развитие межличностных отношений зависит от характера взаимодействия и эмоций людей.

Эмоциональная сторона


Многие психологи считают эмоциональную составляющую основой в межличностном взаимодействии. Даже при деловом характере взаимоотношений через какое-то время у людей формируются эмоции, которые они вызывают друг у друга. В таких отношениях важна эмпатия. Она означает осознанное сопереживание партнёру и желание поддержать или помочь ему.



От эмоциональной стороны межличностных отношений зависит продуктивность совместной деятельности и психологический климат в группе, который положительно влияет на взаимоотношения между людьми. В семье благоприятная атмосфера складывается на основе доверия, привязанности и взаимной заботы.


Люди, владеющие эмпатией, умеют радоваться чужим успехам. Они лучше предрасположены к формированию гармоничных отношений с другими, а окружающим приятно общаться с позитивно настроенными личностями. Взаимная неприязнь создаёт неблагоприятный психологический климат, который вызывает у людей тревогу и отбивает желание контактировать.

Уровни взаимоотношений


Межличностные связи отличаются разной глубиной и степенью вовлечённости личности в этот процесс. Эти нюансы позволяют выделить 3 уровня взаимоотношений:


  1. Перцептивный. На этом уровне происходит восприятие личностями друг друга. Они пытаются узнать и осознать индивидуальные черты, характеристики и другие особенности партнёра. Хотя отношения только зарождаются, иногда люди сразу испытывают симпатию или неприязнь с первой встречи.
  2. Взаимное притяжение или отталкивание. На втором уровне возникшее чувство симпатии заставляет людей пытаться узнать о партнёре больше. Они стараются найти новые особенности в другом человеке. Если же личности испытывают друг к другу неприятие, эта эмоция усиливается и перерастает в ненависть.
  3. Интерактивный. Люди, которые испытывают симпатию к партнёру, начинают активно общаться и искать общие интересы. Ненавидящие друг друга личности, не имеющие возможности избежать контакта, тоже взаимодействуют, но на основе конфликтов.


Эти уровни проходят любые межличностные взаимодействия. Когда отношения достигают максимальной степени эмоциональности, чувства начинают ослабевать. Они переходят в привязанность или привычку. А ненависть сменяется обычной неприязнью.

Классификация отношений


Межличностные связи классифицируют по разным признакам, например, по цели и характеру. В учебной литературе они представлены в таблицах, которые можно использовать для презентации к уроку.


По цели межличностные связи бывают первичными и вторичными. В первом случае люди общаются друг с другом на равных правах, не нуждаясь в чём-то. Вторичные отношения формируются при наличии какой-то необходимости, например, оказании помощи или услуги одной личности другой.


По характеру различают официальные и неформальные (неофициальные) связи. Первые отношения основываются на соблюдении строгих правил общения и отсутствии выбора партнёра. Обычно такое взаимодействие характерно для деловой среды. Для неформальных контактов не существует рамок. Для них характерны эмоции, личные предпочтения и возможность выбирать партнёра для взаимодействия.


Разновидности взаимодействий


Межличностные взаимоотношения также разделяют на несколько видов. Каждая разновидность имеет свои особенности.


Основные виды межличностных отношений:


  1. Знакомые. Эта разновидность взаимодействия считается самой обширной и включает множество людей из окружения. К такому виду связей относятся даже люди, которые знакомы человеку только визуально.
  2. Приятели. Такие связи базируются на взаимной привязанности, а также желании обеих сторон проводить время вместе и поддерживать взаимоотношения.
  3. Товарищи. Участников этих взаимоотношений объединяет общая деятельность. Личности, поддерживающие товарищеские связи, имеют общую цель, которую они желают достичь в группе.
  4. Друзья. Для формирования этих отношений необходимо много времени, усилий и определённых личностных качеств. Такие связи приносят человеку большую пользу в эмоциональном плане. Кроме того, друзья оказывают друг другу моральную поддержку и стараются помогать в разных делах.
  5. Любовные отношения. Гармоничные связи развиваются на благоприятном фоне и тоже требуют много усилий и времени. Любовь выступает мощной двигательной силой, которую могут постичь не все. Формирование любовных отношений зависит от индивидуальных особенностей личностей и возможности найти подходящего партнёра.


Построение любых межличностных связей зависит от самих людей. Если человек понимает свою ответственность за взаимодействие с другой личностью, это показывает значимость самих взаимоотношений.

Другие виды связей


Некоторые психологи делят межличностные взаимодействия на другие 4 группы. Одна из них представлена рациональными отношениями. Такие связи предполагают получение пользы или выгоды для всех участников этих взаимоотношений. Эмоциональные отношения основываются на личных предпочтениях и чувствах, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. К связям с благоприятным психологическим климатом относятся любовь и дружба. Антипатия и вражда представляют взаимоотношения с отрицательными эмоциями.


Межличностные связи могут быть паритетными. В этом случае общение участников одной группы базируется на равных правах. Такие отношения характеризуются полной свободой выбора. При субординационном взаимодействии преобладает чёткая иерархия. К примеру, это могут быть отношения между начальником и его подчинёнными.


Основы правильного общения


Неумение выстраивать отношения часто становится проблемой в межличностном взаимодействии. Если личность боится или не умеет налаживать контакты, развитие связей вряд ли будет успешным. Иногда складываются ситуации, когда человек не может подобрать необходимых слов или выражений для конструктивного диалога. Из-за этого в отношениях возникает недопонимание.


Быстрее научиться общаться с окружающими помогут следующие советы психологов:


  1. Необходимо уметь слушать собеседника и интересоваться тем, что он говорит.
  2. Человеку нужно следить за своей мимикой и чаще улыбаться.
  3. При общении партнёра чаще надо называть по имени, при произношении которого его обладатель испытывает положительные эмоции.
  4. Речь приятна на слух, если в ней нет слов-паразитов.
  5. Человеку надо следить за интонацией. Равнодушный тон отбивает желание продолжать общение.
  6. Личность, которая говорит чётко и красиво, приятно слушать. Когда человек ясно излагает свои мысли, они будут понятны собеседнику.
  7. Людям нужно регулярно пополнять свой словарный запас, чтобы правильно выстраивать свою речь и понимать чужую.
  8. Если индивид чувствует страх при контакте с окружающими, ему нужно проявить силу воли и поработать над своими коммуникативными навыками.


Любой человек появляется на свет и находится в обществе на протяжении всей жизни. Изолировать себя от всех невозможно, хотя личность может сократить виды межличностных связей и оставить лишь необходимые для неё типы отношений. Однако только удачное создание коммуникативного взаимодействия способствует гармоничному личностному росту.

Межличностные отношения. Психология межличностных отношений

Будучи существом социальным, человек сотнями нитей связан с другими людьми. Межличностные отношения – это даже не важная часть его жизни, это сама жизнь. Порой от характера и качества этих отношений зависит не только наше настроение, работоспособность, психическое состояние, но и физическое здоровье. Что же такое межличностные отношения, от чего зависит их характер, и как они формируются, мы с вами сейчас и разберемся.

Типы отношений в обществе: социальные и межличностные

В многочисленных статьях на сайтах интернета под межличностными отношениями, как правило, понимаются любые отношения между людьми, в том числе профессиональные. Однако признанные специалисты в области социальной психологии, как отечественные (Г. М. Андреева, В. Н. Дружинин, Н. Н. Обозов, Е. В. Андриенко и др.), так и зарубежные (Т. Шибутани, Дж. Морено, Э. Берн и др.) придерживаются иной позиции. Мне она кажется более правильной. Суть этой точки зрения в следующем.

Все разнообразие человеческих отношений можно разделить на две большие группы: социальные и межличностные, и они принципиально отличаются друг от друга.

Социальные отношения

Они носят ролевой характер и складываются между социальными ролями, а не между конкретными личностями, наделенными индивидуальными характеристиками и особенностями эмоциональной сферы. Роль – это функциональная единица общества, и она безличностна. То есть совокупность поведенческих паттернов роли никак не связана с конкретной личностью. Роль человек примеряет на себя, как костюм. Например, в трудовом коллективе могут быть такие роли: директор, замдиректора, менеджер по продажам, секретарь, системный администратор и т. д. И отношения между ними определяются должностными обязанностями и стереотипами ролевого поведения.

В семье тоже есть свои роли: мать отец, муж, жена, дочь, сын, брат и т. д. У каждой роли свой социально заданный шаблон поведения, свои функции, права и обязанности. Они связаны с целями и задачами социальной группы, а не с личными качествами отдельных ее членов.

Поэтому социальные отношения тоже не связаны с личностями как уникальными и неповторимыми индивидами, ведь содержание социальной роли не меняется в зависимости от того, кто эту роль играет. Разве что яркая индивидуальность окрашивает роль, но не меняет ее.

Межличностные отношения

Иное дело межличностные отношения, которые складываются между личностями, поэтому отличаются рядом особенностей:

  • В основе их чувства и эмоциональные оценки партнерами друг друга.
  • Личности в них выступают как неповторимые индивидуальности со своими уникальными особенностями характера и эмоциональной сферы.
  • Межличностные отношения формируются постепенно в процессе взаимодействия людей.
  • Они динамичны и могут меняться с течением времени даже на совершенно противоположные.

Человек может выступать одновременно субъектом и ролевых, и межличностных отношений, причем с одними и теми же партнерами. Это делает систему социальных взаимодействий необычайно сложной и интересной.

Две стороны межличностных отношений

Если социальные отношения стабильны в рамках одного сообщества или совокупности ролей, то межличностные отношения подвижны и аморфны. Они долго формируются, могут быть устойчивыми, а могут быстро измениться. Знаете, как бывает в женском коллективе? Сегодня мы с тобой лучшие подруги, а завтра ты пришла в таком же платье, как я – и враги навек.

И главное, межличностные отношения очень индивидуальны. Нет двух пар людей, у которых были бы одинаковые отношения. Поэтому, как говорят психологи, нет единых для всех рецептов правильного выстраивания этих отношений. Но зависят они преимущественно от двух факторов: от характера взаимодействия и эмоциональных реакций.

Межличностные отношения как взаимодействие людей

Любые социальные связи – это прежде всего контакты, иначе они не могут возникнуть. Причем контакты не единовременные, а относительно постоянные. Особенно это касается межличностных отношений, которые являются результатом взаимодействия людей. Они рождаются и развиваются в процессе общения, именно тогда партнеры узнают личные качества друг друга, черты характера, интересы, предпочтения и т. д. И начинают испытывать друг к другу симпатию или антипатию. Любые достаточно продолжительные контакты обязательно приводят к возникновению того или иного отношения к партнеру.

Взаимодействие же поддерживает межличностные отношения. А если необходимость в совместной деятельности исчезает, так же как общие интересы и потребность друг в друге, то постепенно «умирают» и межличностные отношения. Невозможно любить человека, если вас с ним ничто не связывает. Поэтому если вы хотите сохранить позитивные отношения со своим партнером, поддерживайте взаимную заинтересованность и создайте основание для взаимодействия – общую цель деятельности.

То же можно сказать и о ненависти. Какую бы неприязнь ни испытывал один человек к другому, но если они нигде не пересекаются, то и чувства их быстро остынут, не говоря уже об отношениях. Невозможно долго ненавидеть человека, с которым у вас нет никаких контактов.

Эмоциональная сторона межличностных отношений

социальные роли

Как считает большинство ведущих социальных психологов, эмоциональная сторона является в межличностных отношениях основной. Более того, чаще всего этот тип отношений и возникает именно на основе чувств. Даже если процесс взаимодействия носит формальный, деловой характер, то через сравнительно непродолжительное время возникнет и эмоциональное отношение к партнеру.

Большую роль в эмоциональных отношениях играет эмпатия – эмоциональная реакция одного человека на переживания другого. На высшем уровне эмпатия предполагает не только понимание чувств партнера и сопереживание ему, но и стремление помочь, поддержать, взять часть груза на свои плечи.

От эмоциональной составляющей межличностных отношений зависит очень многое, в том числе и продуктивность совместной деятельности, и желание членов группы быть вместе. Совокупность эмоциональных отношений формирует психологический климат – особую атмосферу, которая является важнейшим условием существования человека в социуме.

Как доказали ученые, благоприятный психологический климат в профессиональной группе положительно влияет не только на качество совместной деятельности, но и на физическое здоровье людей. Представители такого коллектива редко болеют, им хорошо, комфортно друг с другом, и подсознание не стимулирует болезнь как причину, чтобы не ходить на работу.

В семье психологический климат складывается на основе взаимопонимания, доверия, эмоциональной привязанности и взаимной заботы. Благоприятная эмоциональная атмосфера в семье чувствуется даже посторонним человеком. В таком доме отдыхаешь душой и чувствуешь защищенность, даже если просто пришел в гости.

Качество психологического климата в коллективе можно определить с помощью тестов, но достаточно и того ощущения тепла и дружелюбия, которое можно почувствовать, попав в подобную группу. Сразу хочется стать частью этого дружного сообщества.

И напротив, взаимная неприязнь и отчуждение создают неблагоприятную психологическую атмосферу, которая гнетет, душит, вызывает чувство тревоги и желание держаться подальше от этой группы.

Виды и уровни межличностных отношений

Существует множество классификаций межличностных отношений, что связано не только с их разнообразием, но и с разными подходами. Кто-то за критерий берет уровень прагматизма, делая акцент на деловой стороне отношений, кого-то интересует степень формальности или паритета. Но, на мой взгляд, главным в классификации должен быть эмоциональный вектор.

Виды отношений

Эмоционально окрашенные отношения между людьми можно расположить на своеобразной оси координат: с одной стороны будут положительные, а с другой – отрицательные. Это и есть две основные группы.

Положительные или позитивные отношения

Они определяются уровнем взаимного притяжения людей. В эту группу входят следующие виды межличностных отношений:

  • привлекательность;
  • симпатия;
  • взаимная заинтересованность;
  • товарищеские отношения;
  • взаимная привязанность;
  • дружба;
  • любовь.

На начальном этапе своего развития эти отношения не всегда даже предполагают общность интересов и целей, а бывают основаны на какой-то совершенно иррациональной симпатии. Просто нравится этот человек, и хочется с ним почаще встречаться.

 Негативные отношения

социальное взаимодействие

Они складываются на основе неприятия каких-то личных черт, особенностей поведения или характера. Иногда такая неприязнь со стороны кажется совершенно необоснованной, ведь она может сохраняться даже несмотря на отсутствие видимых причин. Но чаще всего основания для неприязни имеются, и они обусловлены разнообразными противоречиями, возникающими в общении между этими людьми. В эту группу входят такие виды отношений:

  • антипатия;
  • недоверие;
  • неприязнь;
  • ненависть;
  • агрессия;
  • чувство мести.

Иногда наряду с этими двумя выделяют третью группу: нейтральные отношения. Но, на мой взгляд, это не совсем верно. Ведь если я никак к человеку не отношусь, то о каких отношениях может идти речь?

Другое дело, что межличностные отношения очень подвижны. Ведь говорят: «От любви до ненависти один шаг». Чем более сильные положительные эмоции мы испытываем к человеку, тем больше может оказаться разочарование, если он в чем-то не оправдал наших надежд, оказался не тем, кем виделся нам в начале отношений, предал нашу дружбу и т. д.

И еще один момент. Межличностные отношения не только подвижны, но и часто неоднозначны. В целом, испытывая к человеку симпатию, мы можем чувствовать неприязнь к каким-то его чертам или привычкам. Иногда даже бывает трудно определить, чего мы испытываем к партнеру больше: симпатии или раздражения.

Это связано с самим характером человеческих эмоций, которые, по сути своей, очень подвижны, изменчивы, неустойчивы. А также с тем, что на общение людей оказывает влияние множество самых разнообразных и неоднозначных факторов.

Уровни межличностных отношений

Степень вовлеченности человека во взаимодействие и различная глубина отношений определяют разные их уровни. Наиболее часто выделяют три уровня межличностных отношений:

  • Перцептивный. Это уровень восприятия и понимание партнерами друг друга, осознание индивидуальных черт, личностных особенностей, характеристик, в том числе внешних, расовых, национальных, гендерных и т. д. На перцептивном уровне отношения только зарождаются. Это этап узнавания партнерам друг друга, но и он предполагает определенную, пусть и поверхностную эмоциональную реакцию. А бывает, что люди начинают испытывать симпатию или неприязнь буквально с первой встречи.
  • Уровень взаимного притяжения или отталкивания. На этом этапе возникшее между людьми чувство симпатии заставляет их искать новых контактов, точек соприкосновения, взаимодействия. Продолжается узнавание на более глубоком уровне, можно образно сказать, что люди как бы пробуют друг друга «на вкус». Чувство неприязни, напротив, побуждает людей избегать друг друга, и если это не удается (например, на работе), то неприязнь усиливается и может перерасти в ненависть.
  • Интерактивный уровень. Эмоциональные реакции требуют постоянной подпитки, и это возможно только в условиях взаимодействия. Симпатизирующие друг другу люди начинают активно сотрудничать, ищут общие интересы и цели. А ненавидящие, но не имеющие возможности избегать контактов, тоже вступают во взаимодействие в виде конфликтов. Причем это деструктивные конфликты, так как они основаны на личной неприязни.

Практически все межличностные отношения проходят в своем развитии эти три уровня, и возникает закономерный вопрос: «А дальше что?» Ничего. То есть дальнейшее развитие межличностных отношений проблематично. Во всяком случае, считается, что достигнув своего максимума на интерактивном уровне отношения, в лучшем случае на этом же этапе остаются. И то какое-то время. А затем неизбежно наступает спад уровня эмоциональности, накал чувств ослабевает. Пылкая любовь-страсть переходит в привязанность или вообще в привычку. А лютая ненависть в обычную неприязнь.

Нередко люди, стремясь сохранить позитивные отношения на прежнем высоком уровне, прибегают к разным ухищрениям, пытаются оживить прежнюю любовь или обвиняют партнера в холодности. Но это может лишь ухудшить положение и привести к конфликтам. Такая судьба межличностных отношений связана с особенностью эмоциональной сферы человека. Чем сильнее наши чувства, тем менее они продолжительны. В противном случае наступит эмоциональное выгорание, и былая страстная любовь превратится не в тихую привязанность, а в ту самую ненависть, до которой «один шаг».

Поэтому берегите свои добрые отношения и не стремитесь вновь заставить полыхать огонь в тлеющем костре. Поверьте, привязанность и симпатия на всю жизнь значительно дороже быстротечной романтической страсти. Привязанность – менее сильное, поэтому более стабильное чувство.

Межличностные отношения — определение, формирование, виды

Факторы, влияющие на межличностные отношенияТрудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев. Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова. Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы.

Определение межличностных отношений

Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека.

Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).

Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии.

Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений.

Формирование межличностных отношений

Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти.

Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред.

В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования.

Виды межличностных отношений

Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства.

С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому.

По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками.

С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей.

Межличностные отношения в коллективеТакже межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме.

С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности.

Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.

Понятие межличностных отношений. Виды и характеристика межличностных отношений

 

Межличностные отношения (взаимоотношения) — это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов в них участвующих.

Межличностные отношения возникают, развиваются и проявляются в общении, в свою очередь, общение, способы его организации оказывают влияние на межличностные отношения.

Межличностные отношения и общение являются компонентами структуры межличностного взаимодействия.

Межличностные отношения – это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Виды межличностных отношений:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

Официальными (формальными)называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

Деловыевзаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.

Личныевзаимоотношения – это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство – это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество — это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба — это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношенияявляются видом личных отношений. Интимные отношения — это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.

Рациональные отношения — это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений.

Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

Субординационныеотношения — это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетныеотношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

Чтобы понять взаимосвязи личности и ее социальной сре­ды, используется понятие «роль».

Мысль о том, что люди вих жизнедеятельности подобны акте­рам на сцене театра, высказывалась еще в очень давние времена. Римский философ-стоик Эпиктет, живший в I—II вв. н.э., часто сравнивал человека с актером. Так, он заявлял: «Не забудь, — ты актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором. Коротка пьеса — коротка и роль, длинна — длинна и она. Даст он тебе роль нищего — старайся вернее создать его тип, как и тип кале­ки, высшего правительственного лица или частного человека» (Эпиктет, 1888. С. 6). Под автором здесь имеется в виду Бог как высшая сила.

В. Шекспир в пьесе «Как вам это понравится» устами одного из своих героев говорил:

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Рольпонятие, обозначающее поведение человека в определен­ной жизненной ситуации, соответствующей занимаемому им поло­жению.

Более точно понятие роли раскрывается в понятиях «социальная роль» и «социальный статус».

Социальная роль — это совокупность действий, которые должен вы­полнить человек, занимающий данный статус в социаль­ной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, на­зывается ролевым набором.

Социальная роль — относительно устойчивый шаблон поведения (включая действия, мысли, чувства), вырабо­танный в данном обществе для выполнения определенной социальной функции, для реализации определенногосо­циального статуса.

Социальный статус обозначает конкретное место, ко­торое занимает индивид в данной социальной системе.

Статус личности задан сложившейся системой общественных отношений, объективно определяющих «место» личности в социальной структуре.

Статус личности объективен и осознается личностью частично или целостно, адекватно или неадекватно, активно или пассивно, т.е., человек или приспосабливается к нему, сопротивляясь и борясь со сложившимся положением, или, напротив, защищает его и свои права.

Социальный статус — это совокупность прав и обязанностей человека, обусловленных его положе­нием в определенной социальной системе и иерархии об­щественных отношений.

Со­вокупность требований, предъявляемых индивиду обще­ством, образует содержание социальной роли.

Основой, на которой формируются социальные роли, являются соци­альные нормы.

Необходимо различать два класса ролей: конвенциональные и неформальные.

Конвенциональные роли — это шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в данной ситуации: профессиональные роли (учителя, продавца, милиционера), роли пас­сажира, покупателя, избирателя, роли семейные (отца, матери, стар­шего брата и др.).

Неформальные роли — это тоже некоторые устойчивые шабло­ны, связанные с ожиданием от человека определенного поведения, но они не являются общими для всех требованиями, они более вариативны, зависят от того, что за человек выполняет эту роль.

Виды социальных ролей

Стандартизированные (безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет) – социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности: — учитель, ученик, студент, продавец.

Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук.

Гендерные роли – роли мужчины и женщины, мальчика и девочки —социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные социальные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

Человек, как правило, является носителем ролей, связанных с нормами разных социальных групп, к которым он принадлежит. Когда эти нормы предъявляют к человеку взаимоисключающие ожи­дания, то возникает так называемый ролевой конфликт.

Т.е., достигнуть гармонии социальных ролей в жизнедеятельности человека совсем не просто. Для этого требуются большие усилия, время, способности, а также умение разрешать конфликты, возникающие при выполнении социальных ролей. Этиконфликтымогут бытьвнутриролевые, межролевые иличностно-ролевые.

К внутриролевым конфликтам относятся те, при которых требования одной роли противоречат, противодействуют друг другу. Матери, например, предписывается не только доброе, ласковое обращение со своими детьми, но и требовательность, строгость к ним. Непросто совместить эти предписания, когда любимое дитя провинилось и заслуживает наказания.

Межролевыеконфликты возникают тогда, когда требования одной роли противоречат, противодействуют требованиям другой роли. Яркой иллюстрацией такого конфликта является двойная занятость женщин. Загруженность семейных женщин в общественном производстве и в быту зачастую не позволяет им в полной мере и без ущерба для здоровья выполнять профессиональные обязанности и вести домашнее хозяйство, быть обаятельной женой и заботливой матерью. Высказывается немало соображений о способах разрешения данного конфликта.Наиболее реальными в настоящее время и в обозримом будущем представляются относительно равномерное распределение среди членов семьи домашних обязанностей и сокращение занятости женщин в общественном производстве (работа неполный день, неделю, введение гибкого графика, распространение надомного труда и т. п.).

Студенческая жизнь вопреки расхожим представлениям тоже не обходится без ролевых конфликтов. Для овладения избранной профессией, получения образования требуется сосредоточенность на учебной и научной деятельности. Вместе с тем для молодого человека необходимо разнообразное общение, свободное время для иных занятий и увлечений, без которых невозможно формирование полноценной личности, создание своей семьи. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что ни получение образования, ни разнообразное общение нельзя отложить на более поздний срок без ущерба для формирования личности и профессиональной подготовки.

Личностно-ролевыеконфликты возникают в ситуациях, когда требования социальной роли противоречат свойствам и жизненным устремлениям личности. Так, социальная роль требует от человека не только обширных знаний, но и хороших волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, то он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.

 

 

виды, диагностика, в группе, уровни, социальные, особенности, психология, примеры, формирование

Индивид не живет в полном одиночестве, без социума. На протяжении жизни личность общается со своими сверстниками, более старшими и младшими личностями. Группы людей основывают связи, лицо становится предметом взаимоотношений. Что такое межличностные связи?

Межличностное общение – взаимодействие; оно состоит из эмоций, показывает внутренний мир. Основа межличностных связей строится на взаимных или противоположных целях личностей, носящих положительный или отрицательный характер. Во время общения испытывается либо симпатия, либо апатия. Симпатия – предрасположенность к кому или чему-либо. Возникает на основе общих взглядов, интересов и ценностей. Апатия – симптом, выражается в безразличии, безучастности, в отрешенным расположении к происходящему вокруг, отсутствует интерес к занятию. В случаях разногласий между лицами создается межличностный конфликт.

Понятие межличностных отношений связано с понятием «роль». Еще в древние времена возникла мысль, что каждый исполняет свою роль, как в театре. Роль – индивид ведет себя так, как требует ситуация и его состояние в обществе. При общении индивид выполняет социальную роль – шаблон, включающий действия, мысли, чувства. Шаблон выработан для получения социального статуса. Социальный статус – место, которое личность занимает в системе. Директор и подчиненный – два социальных статуса.

межличностные отношения

Психология межличностных отношений

В психологии отношения между людьми означают контакты, складывающиеся в форме чувств и мнений, имеющие свойства:

  • индивид, его интересы уникальны;
  • создаются постепенно в взаимодействии;
  • динамичны, за время могут поменяться с взаимных на противоположные.

Виды межличностных отношений

Межличностные отношения по-разному квалифицируют, есть множество типов и видов. Они определяются психологической близостью между личностями, оценкой общения, позицией возвышения, унижения или равенства и степенью знакомства. Связи между лицами бывают двух основных видов:

  • Первичные.
  • Вторичные.

К первичным контактам относятся знакомства и связи, возникающие сами по себе. Часто это продолжительное общение, основывается на эмоциях и ощущении обязательств перед другим лицом. Охватывают множество ролей, моделей поведения, ситуаций; они не ограничиваются нормами взаимодействия, личности первичных связей достаточно друг друга знают. Один их участник не может просто заменить другого новым индивидом.

К вторичным контактам относятся связи для выполнения задачи, для совместного и быстрого обучения. Относительно кратковременная связь между собеседниками, она характеризуется ограниченным взаимодействием, четкими правилами. Они редко характеризуются большой эмоциональной вовлеченностью, собеседники легко заменяются. Наиболее распространенный вид отношений — это знакомство.

Главный критерий в квалификации контактов – как долго готова личность общаться.

Второй критерий – как индивид выбирает себе собеседника. Избирательность определяется вещами, ради которых устанавливаются и производятся связи. Большая селективность — отношения дружбы, любви. Наименьшая – знакомства.

Третий критерий – это вопросы, задачи; они решаются во время межличностных связей. К примеру, в одной группе, посвященной рисованию. есть межгрупповые связи. Но цели у индивидов расходятся: стать дизайнером или повысить навыки.

Еще три критерия, с помощью которых разделяют межличностное общение:

  • расстояние между личностями;
  • как часто они общаются;
  • требования к собеседнику.

Если личности долго и часто общаются, расстояние не может повлиять на их связи.

Дружеские обращения делятся на инструментальные и эмоционально-исповедные. Инструментальная дружба похожа на товарищеские контакты; в этой дружбе индивид помогает другому в случае беды. Но эта дружба не выходит за рамки выгоды для товарища. Эмоционально- исповедные дружеские связи строятся на взаимной симпатии и доверчивости.

Характеристика межличностных отношений разделяется на два типа: официальные (формальные) и неофициальные (личные).

Формальные контакты между лицами строятся на взаимодействиях по поводу работы; эти отношения имеют нормы и правила.

Личные симпатии создаются на основе эмоций, чувств индивидов, их привязанности. Формальные и личные расположения в реальной жизни дополняют друг друга.

Когда начинается контакт, происходит первый уровень общения – знакомство. После этого уровня отношения могут развиваться или остаться на прежнем уровне. Следующий уровень – приятельство. Эти отношения не предполагают доверия и поддержки, но личности находят общие темы и интересы. Когда интересы становятся ближе, личности хорошо знают друг друга – третий уровень, товарищество. Высокий уровень межличностных связей – это дружба. Это помощь, поддержка в любой ситуации, высокое доверие. Крепкий и надежный уровень связей – супружество. Партнеры закрепляют связи своими чувствами, становятся близкими друг для друга.

Межличностные отношения бывают трех форм:

  1. Позитивные:
  • любовь;
  • близость;
  • дружба;
  • приятельские;
  • альтруизм – бескорыстная забота о других.
  1. Нейтральные:
  • аутизм – уход от других личностей и погружение в свой внутренний мир;
  • безразличие;
  • конформизм – соглашательство, примирение;
  • эгоизм – удовлетворение своих требований за счет других.
  1. Негативные:
  • ненависть;
  • агрессия;
  • неприязнь.

Межличностные отношения в семье

Важный период в семейной жизни — начало, когда партнеры сталкиваются с семейными и домашними проблемами. Гармонизация отношений с жизнью, создание образа семейной жизни. Этот период полон опыта. Его молодые люди помнят в течение всей жизни. В отношениях, каждая из личностей открывает мир своего спутника жизни и свой.

Основа здоровых семейных связей – любовь.

Объединение, с помощью которого члены семьи чувствуют заботу, поддержку – это эмоциональные контакты.

Межличностные отношения в группе

Это система контактов личности с членами группы,которые субъективно переживаются. Группа состоит из людей, которые связаны общим делом. Между личностями в группе происходят деловые связи, так как члены группы объединены одним занятием, целью.

Существуют также вертикальные связи, которые формируются между людьми, занимающими различные позиции в официальном или неофициальном строении группы. Горизонтальные контакты — связи людей, которые занимают одинаковое положение в группе. Взаимодействие между преподавателем и студентом вертикальное, а между студентом и его одноклассниками – горизонтальное.

Также связи бывают рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге. Психологов интересуют закономерности эмоциональных: дружба, привязанность, любовь, симпатия между членами группы.

Межличностные и межгрупповые связи различаются количеством людей, участвующих в общении и общих интересах, занятиях.

Конфликты в межличностных отношениях

Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Нет, он не может. Человек формируется как личность, это происходит в обществе; оценки и мнения других влияют на мнение человека о себе. При общении с другими людьми, он получает новые знания, эмоции и чувства. При отсутствии этих компонентов, человек не может развиваться.

Но при общении также возникают конфликты. Общению мешают такие вещи, как:

  • отсутствие уважения. Каждая личность заинтересована в уважении и почете к ней. При невыполнении этих требований общение не развивается, человек не желает общаться с другим;
  • неуверенность в себе. При низкой самооценке человека не будут уважать, соответственно, общение прекратиться;
  • нехватка в терпении и высокие ожидания. Когда у человека слишком высокие требования для другого человека, и он просит их выполнять ради общения, это говорит о неуважении к другому человеку;
  • привязанность – никто не в силах прожить с человеком всю жизнь. Если собеседник не может этого понять и требует уделять себе больше времени, это говорит о низкой самооценке и высоких потребностях.
  • Чтобы не допустить конфликт, личность должна работать над собой, своей самооценкой, требованиями. Но ради качественных межличностных связей желание измениться должно исходить от двух собеседников, иначе конфликт произойдет, рано или поздно.

Различные типы межличностных отношений

Когда два человека чувствуют себя комфортно в компании друг друга и решают быть друг с другом, они вступают в отношения.

Тесная связь между людьми, разделяющими общие интересы и цели, называется межличностными отношениями.

Лица, которые совместимы друг с другом, вступают в межличностные отношения. Для крепких и здоровых отношений люди должны хорошо складываться.

  • Дружба

    Дружба — это безусловные межличностные отношения, в которые люди вступают по собственной воле и выбору.

    Дружба — это отношения, в которых нет формальностей, и люди наслаждаются присутствием друг друга.

    Дружба может быть между:

    • Мужчина и женщина
    • Человек и мужчина
    • Женщина и женщина

    Должен быть в дружбе:

    Прозрачность — важнейший фактор стабильной дружбы. Не скрывайте ничего от друзей. Будьте честны с ними.

    Направляйте их, когда это необходимо.Никогда не давайте им неправильных предложений или советов.

    Такие чувства, как эго, ревность, ненависть, гнев не существуют в дружбе.

    Все отношения дружбы вращаются вокруг доверия и взаимных уступок. Никакие отношения не могут быть односторонними с дружбой. Старайтесь делать для своих друзей как можно больше.

  • Любовь

    Межличностные отношения, характеризующиеся страстью, близостью, доверием и уважением, называются любовью.

    Люди, состоящие в романтических отношениях, глубоко привязаны друг к другу и имеют особую связь.

    Должен иметь романтические отношения:

    Два партнера должны доверять друг другу в этих отношениях.

    Очень важно чувство уважения и взаимного восхищения.

    Партнеры должны отвечать взаимностью на чувства друг друга, чтобы очарование оставалось в отношениях в течение более длительного периода времени.

    1. Кейс — 1

      Брак случается, когда двое влюбленных решают вывести свои отношения на новый уровень.

      Брак — это своего рода формализованные отношения, когда два человека, хорошо узнав друг друга, решают вступить в брак и оставаться вместе на всю жизнь, несмотря на все трудности.

      Ключи к удачному браку:

      • Понимание
      • Любовь
      • Страсть
      • Интим
      • Респект
      • Доверие
    2. Кейс — 2

      Два человека могут любить друг друга, но решить не жениться.Их часто называют парнем и девушкой. Они могут оставаться вместе, а могут и не оставаться. Если они остаются вместе, не вступая в брак официально, они, как говорят, вступают в отношения.

      Считается, что люди, находящиеся в отдаленных местах, но состоящие в отношениях, находятся в отношениях на расстоянии.

    3. Кейс — 3

      Люди, не ладящие друг с другом, могут решить прекратить отношения ради лучшего будущего.

  • Платонические отношения

    Отношения между двумя людьми без каких-либо чувств или сексуального влечения друг к другу называются платоническими отношениями.

    В таких отношениях мужчина и женщина просто друзья и не смешивают любовь с дружбой.

    Платонические отношения могут закончиться романтическими отношениями, когда оба партнера развивают взаимную любовь и влюбляются друг в друга.

  • Семейные отношения

    Считается, что лица, связанные кровью или браком, образуют семью.

  • Профессиональные отношения (рабочие отношения)

    Люди, работающие вместе в одной организации, связаны профессиональными отношениями.

    Лица, разделяющие профессиональные отношения, называются коллегами. Коллеги могут нравиться друг другу, а могут и не нравиться.

  • .

    Что такое межличностные отношения?

    Сильная связь между двумя или более людьми относится к межличностным отношениям . Влечение между людьми сближает их друг с другом и в конечном итоге приводит к прочным межличностным отношениям.

    Формы межличностных отношений

    Межличностные отношения могут развиваться между следующими людьми:

    • Лица, работающие вместе в одной организации.
    • Люди, работающие в одной команде.
    • Отношения между мужчиной и женщиной (Любовь, Брак).
    • Отношения с ближайшими родственниками и родственниками.
    • Отношения ребенка с родителями.
    • Отношения между друзьями.

    Отношения могут развиваться и в группе (Отношения учеников со своим учителем, отношения религиозного гуру со своими учениками и так далее)

    Должен быть в межличностных отношениях

    • Люди, состоящие в межличностных отношениях, должны разделять общие цели и задачи.У них должны быть более или менее схожие интересы и они должны мыслить одинаково. Всегда лучше, если люди имеют схожее происхождение.
    • Лица, состоящие в межличностных отношениях, должны уважать взгляды и мнения друг друга. Чувство доверия важно.
    • Люди должны быть привязаны друг к другу для здоровых межличностных отношений.
    • Прозрачность играет ключевую роль в межличностных отношениях. Для человека важно быть честным и прозрачным.

    Межличностные отношения между мужчиной и женщиной

      Прочные межличностные отношения между мужчиной и женщиной приводят к дружбе, любви и, наконец, заканчиваются браком.

    • Чувство преданности необходимо в браке и любовных отношениях.
    • Партнеры должны чувствовать привязанность друг к другу и, самое главное, доверять друг другу.

    Известный психолог Роберт Штернберг предложил треугольную теорию любви в межличностных отношениях.

    Согласно треугольной теории любви, следующие три компонента закладывают фундамент в любовных отношениях и браке.

    1. Страсть
    2. Интим
    3. Обязательства

    Количество любви в любых отношениях прямо пропорционально указанным выше трем компонентам. Чем больше трех компонентов, тем сильнее связь.

    1. Страсть: Страсть означает физическое и сексуальное влечение между двумя людьми.Люди должны чувствовать физическое влечение друг к другу, чтобы очарование сохраняло отношения в течение гораздо более длительного периода времени.
    2. Близость: Степень близости между двумя людьми в отношениях относится к близости. Партнеры должны соединяться друг с другом, и между ними необходима прочная связь.
    3. Обязательство: Решение двух людей оставаться вместе навсегда называется обязательством. Обязательства — это не что иное, как два человека, которые решают быть друг с другом на всю жизнь, либо оставаясь вместе, либо вступая в брак.

    Если в отношениях отсутствует какой-либо из вышеперечисленных факторов, любовь угасает за короткий промежуток времени, вызывая проблемы и печали.

    Отношения между друзьями

    • Друзья должны быть честны друг с другом.
    • Поддержите друзей в трудную минуту.
    • Не дергайте за ноги, не критикуйте и не высмеивайте своих друзей.
    • Старайтесь не смешивать дружбу с любовью, поскольку это создает проблемы и недопонимание.

    Межличностные отношения между детьми и их родителями, братом и сестрой, ближайшими членами семьи или родственниками строятся на доверии, приверженности и заботе.

    Авторство / ссылки — Об авторе (ах)


    Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области.Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.

    .

    Отношения Межличностные отношения, образцы эссе

    3 страницы, 1010 слов

    Отношения — это часть жизни каждого. Будь то отношения с парнем или девушкой, отцом-матерью или даже братом или сестрой, все они оказывают эмоциональное воздействие на человека. Конечно, влюбленность и влечение к человеку очень важны, но знакомство с ним и установление хороших отношений — это то, что может создать или разрушить любые отношения. Имейте в виду, что в большинстве случаев отношения связаны с желаниями, чувствами, мыслями, пониманием и умением слушать.Эти вещи необходимы для любых отношений.

    Качественные межличностные отношения — это отношения, в основе которых лежит понимание себя и других. Качественные межличностные отношения выходят за рамки простого знакомства с другими, чтобы делиться друг с другом и понимать друг друга. Под «делиться» я подразумеваю, что вы чувствуете друг друга. Я могу сочувствовать тебе и смотреть на вещи твоими глазами. При наличии качественных межличностных отношений между людьми, участвующими в этих отношениях, возникает определенная синергия.Хороший пример межличностных отношений можно найти внутри крепкой семьи.

    2 страницы, 656 слов

    Очерк хорошего человека

    С момента появления человека человечество пыталось определить, что такое хороший человек. Величайшие философы и самые влиятельные люди в истории пытались жить и быть примером жизни, достойной того, чтобы жить. Мой любимый и самый влиятельный политический деятель, которого я знаю и изучал, — это Нельсон Мандела. Его жизненный опыт научил меня, что мне дана жизнь, не ради которой я должен вести…

    Что бы мы увидели, если бы мы изучали сплоченную семью. Скорее всего, мы увидим следующие характеристики: индивидуальное уважение, доверие, открытые линии общения, непредубежденность, терпение, сочувствие, любовь и многие другие качества, которые складываются в прочные межличностные отношения. () В крепкой семье вы найдете людей, искренне сочувствующих друг другу. Например, если мама заболела, моральный дух остальных членов семьи падает. Если папа получает повышение, вся семья разделяет с отцом чувство уважения.Я пытаюсь подчеркнуть, что в межличностных отношениях вы будете ощущать некоторые из вещей, которые чувствует другой, что позволяет вам лучше понимать их и общаться с ними.

    Хотя качественные межличностные отношения кажутся лучшими вещами со времен супа Кэмпбелла, их нелегко достичь. Для достижения качественных межличностных отношений требуются время, усилия, желание, понимание, доверие, раскрытие информации, обратная связь и навыки слушания. () Когда мы впервые встречаем человека, мы не сразу устанавливаем межличностные отношения.Как предполагалось ранее, межличностные отношения выходят далеко за рамки обычного разговора.

    Чтобы построить межличностные отношения, нужно время. Зачем? Людям нравится общаться; однако они защищают свои чувства и не сразу открываются, чтобы позволить вам увидеть, кто там живет. Я говорю о том, чтобы установить межличностные отношения с другими, вам нужно знать о них кое-что и получить некоторое представление о том, как они интерпретируют вещи. Чтобы получить такое представление о другом человеке, нужно время.Хорошим примером может служить развитие дружбы.

    Подумайте о своем лучшем друге. Вероятно, это одни из самых продуктивных межличностных отношений, которые существуют для вас. Теперь вернитесь с того времени, когда вы встретились, до настоящего момента. Как тебе удалось стать такими лучшими друзьями? Обдумывая этот процесс, вы обнаруживаете, что те вещи, которые приводят вас к тому, чтобы стать лучшими друзьями, являются одними из тех, которые необходимы для построения межличностных отношений. Я думаю, что от раскрытия информации и обратной связи зависит глубина или даже простое существование межличностных отношений.Важность раскрытия информации и обратной связи в качественных межличностных отношениях.

    2 страницы, 724 слова

    Эссе о взаимоотношениях, переживших боль, человек

    Межличностные отношения определяют нас. Когда нам посчастливилось испытать любовные отношения, мы достигаем положительных характеристик, таких как безопасность и уверенность. И наоборот, когда мы сталкиваемся с негативными отношениями, мы становимся замкнутыми, настороженными и опасаемся вступать в будущие отношения. Однако именно эта настороженность заставляет нас исследовать наш вклад в отношение к…

    Мои идеи раскрытия информации и обратной связи исходят из модели самораскрытия, разработанной Джозефом Люфтом и Харрингтоном Ингхэмом. Модель стала узнаваемой и окно Джохари ().

    Предпосылка модели состоит в том, что чем больше мы раскрываем себя и получаем обратную связь, тем больше мы узнаем о себе и тем больше о нас узнают другие. Я считаю, что существует прямая связь между этой теорией и тем, как достигаются межличностные отношения. Когда я встретил человека, который сейчас является моим лучшим другом, я начал отношения с непринужденного приветствия, как и большинство людей.Шло время, и я нашла причины рассказывать обо мне.

    Угадайте, что случилось; когда я начал рассказывать обо мне, она также рассказывала о себе. По прошествии времени мы начали давать друг другу обратную связь о характеристиках и поведении друг друга. Чем дольше длились отношения и чем больше мы раскрывались, тем больше мы начинаем доверять друг другу. Чем больше доверия, тем больше информации и обратной связи. Так продолжалось до тех пор, пока мы не развили дружбу и качественные межличностные отношения.Таким образом, вы можете видеть, что это не происходит в одночасье, и для построения межличностных отношений нужно время и риск.

    Риск возникает, когда мы открываемся и делимся некоторыми личными вещами, которые могут быть использованы, чтобы нанести нам эмоциональный вред. Хотя качественные межличностные отношения сложно развивать, они того стоят во всех сферах жизни. Помимо того, что четкое и эффективное выражение наших желаний, чувств, мыслей и мнений — это только половина процесса общения, необходимого для межличностных отношений.Другая половина слушает и понимает то, что нам говорят другие. Когда человек решает общаться с другим человеком, он / она делает это, чтобы удовлетворить потребность. Человек чего-то хочет, чувствует дискомфорт и / или имеет чувства или мысли о чем-то.

    Принимая решение о коммуникации, человек выбирает метод, который, по его мнению, эффективно доставит сообщение другому человеку. Обычно это отправляет сообщение, которое можно услышать устно или невербально. Когда другой человек получает сообщение, он проходит процесс интерпретации его понимания и значения.Эффективное общение существует между двумя людьми, когда получатель интерпретирует и понимает сообщение отправителя таким же образом, как и отправитель. Общение — один из самых важных навыков, которым можно научиться, и это приобретаемый навык. Общение может создать или разрушить работу, отношения, семьи и может повлиять на нас больше, чем что-либо другое, что мы делаем с другими людьми.

    2 страницы, 966 слов

    Эссе об отношениях Близость положила начало делу

    Мое первое интервью было с Дженнифер, она замужем, 29 лет, имеет одного ребенка.Они женаты пять лет. Отношения, в которых она находится, похоже, идеально подходят для пяти этапов межличностных отношений, описанных в книге: контакт, участие, близость, ухудшение и восстановление. Кажется, что отношения построены на прочном фундаменте доверия. Отношения …

    ,

    Межличностные отношения — IResearchNet

    В межличностных отношениях два участника взаимозависимы, и поведение каждого влияет на результаты другого. Кроме того, люди взаимодействуют друг с другом в серии взаимодействий, которые взаимосвязаны и влияют друг на друга. Люди формируют множество различных видов отношений с другими людьми, некоторые из которых являются интимными и близкими (например, родитель-ребенок, супруг-супруга, дружба), а другие — не интимными и близкими (например,г., сосед, учитель – ученик). Большинство исследований межличностных отношений сосредоточено на тех отношениях, которые являются близкими, интимными и имеют высокую степень взаимозависимости. В влиятельной книге Келли и его коллеги (1983) определяют близкие отношения как сильные, частые и с разнообразной взаимозависимостью, продолжающейся в течение значительного периода времени. В социологии, хотя классическое различие между первичными и вторичными отношениями было расширено в публичной сфере (мимолетные, рутинные, квазипервичные и интимные вторичные отношения), эти близкие отношения (как описано выше) также можно отнести к первичным группам. которые обеспечивают поддержку, воспитание и социализацию людей в соответствии с нормами общества.

    Концепция отношений исторически занимала центральное и важное место в социальной психологии и других социальных науках. Некоторые из социологов-основателей, такие как Зиммель и Маркс, были озабочены проблемами влечения и межличностных отношений.

    Исторический контекст исследования межличностных отношений

    Interpersonal relationships В 1960-х годах в центре внимания исследований межличностных отношений был процесс межличностного влечения, в первую очередь между незнакомцами, встречающимися впервые, а не сами отношения, которые могли развиться в результате влечения.Это исследование возникло в основном на основе исследований по выбору партнера, впервые начатых семейными социологами в 1930-х и 1940-х годах (Burgess & Cottrell 1939). Влечение обычно концептуализируется как отношение к другому человеку, состоящее из чувств, познаний и поведения, и может быть негативным и / или позитивным по своей природе. Большинство ранних исследований процесса межличностного влечения основывались на методах самоотчета для оценки факторов, которые заставляют человека (P) быть привлеченным к другому человеку (O).Например, в рамках парадигмы фиктивного незнакомца (Бирн, 1971) респондентов (как правило, молодые студенты колледжей) просили оценить, насколько их привлекает другой человек после того, как им предоставили минимальную информацию об этом другом человеке. В этих парадигмах респонденты фактически участвовали в эксперименте, в котором информация, представленная респондентам, подвергалась манипуляциям, а другие люди обычно были гипотетическими другими. Уолстер, Бершайд и их коллеги (например, Walster et al. 1966) также провели многочисленные исследования «знакомого взаимодействия», в которых реальных респондентов сравнивали друг с другом и давали возможность взаимодействовать, после чего они сами сообщали о своем влечении к каждому. Другой.

    В 1980-х годах исследователи обратили внимание на более сильные чувства и явления, возникающие в реальных межличностных отношениях, а также на социальный контекст различных видов конкретных отношений. Хотя влечение было важно, возможно, даже необходимо для P (человека) и O (другого), чтобы начать межличностные отношения, большинство исследований начали сосредотачиваться на «пульсе» или качестве этих межличностных отношений и его связи с внутренними процессами (например, , познания, депрессия, физическое здоровье) и за ее пределами (например,g., удовлетворенность работой, финансовое напряжение, сплоченность семьи) на человека. Кроме того, исследователи начали изучать влияние факторов на P (человек) (например, депрессия) и O (другое) (например, физическая привлекательность), наряду с комбинацией этих факторов (P и O) (например, конфликт, подобие) от вероятности того, что P и O останутся в отношениях и будут ими довольны.

    Новые направления в исследованиях межличностных отношений

    Еще недавно отношениям уделялось значительное внимание в социологии и других социальных науках.Изучение исследований с 1980 года проливает свет на несколько тем. Во-первых, все больше и больше литературы демонстрирует, что межличностные отношения жизненно важны и важны для физического и психического здоровья людей. Исследования показывают (Хаус и др., 2003), что люди, вероятно, будут страдать от депрессии, беспокойства, плохого здоровья и других физических проблем, если им не хватает межличностных отношений большого количества и качества. Интересный вывод заключается в том, что качество и количество взаимоотношений имеют решающее значение для общего здоровья и благополучия человека.

    Во-вторых, текущее исследование подчеркивает конкретные процессы взаимоотношений, которые актуальны на различных этапах жизненного цикла отношений. Эта литература, как правило, организована в соответствии с типом отношений и фокусируется на факторах, которые важны для развития отношений (привлекательность, сходство, фоновые факторы), поддержании отношений (общение, конфликт, семейное вмешательство и поддержка) и расторжение отношений (юридические факторы, влияние на детей, приспособление).Также есть убедительные доказательства того, что факторы, предсказывающие развод или прекращение отношений, различаются в зависимости от жизненного цикла отношений. Было обнаружено, что возраст или жизненный этап индивида имеют отношение к тому, какие процессы взаимоотношений важны для индивидуальных оценок взаимоотношений (качества взаимоотношений). Кроме того, недавний акцент на жизненном пути как отношений, так и индивида привлек внимание ученых к важности проведения концептуальных различий между (1) намерением поддерживать отношения (например,g., приверженность) (см. Johnson 1991), (2) личные оценки в отношениях, как их воспринимают люди (качество отношений), и (3) статус отношений (стабильность отношений) (Veroff et al. 1997).

    Третье новое направление в исследовании взаимоотношений заключалось в том, чтобы сконцентрироваться на превращении диады в единицу анализа, а не на личность (Couch 1992). Это изменение носит как методологический, так и концептуальный характер и стало важным вкладом в литературу по взаимоотношениям.Исследователи отношений теперь считают важным собирать информацию от обоих членов диады, а не только от одного члена, и оценивать, как эти отчеты могут по-разному влиять на благополучие и стабильность отношений (Duck 1990).

    В-четвертых, учитывая выдающееся положение символического интеракционизма в социологии (например, Mead 1934), еще одним новым направлением исследования отношений стало применение концепций символического интеракционизма к изучению благополучия и стабильности отношений (Burke & Cast 1997).«Я» создается из взаимодействий и обратной связи от других, а контекст отношений еще более важен для того, как люди видят себя. Кроме того, чтобы понять, как взрослые определяют себя и описывают себя другим, исследователи взаимоотношений обращаются непосредственно к контексту и статусу своих отношений.

    Пятым новым направлением в исследованиях отношений стало изучение конструкции смысла в отношениях с точки зрения качества и стабильности отношений (Orbuch et al.1993). В этих исследованиях признается, что люди могут конструировать значения своих отношений на основе социального контекста этих отношений и индивида, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на оценки индивидами и статус этих отношений. Многие исследователи взаимоотношений теперь просят пары / диады (по отдельности или вместе) использовать повествование или рассказ в качестве техники рассказов, чтобы лучше понять значение отдельных людей их отношений и процессов взаимоотношений с течением времени (обзор см. В Orbuch 1997).Этот метод позволяет людям иметь «голос» в своих отчетах об их отношениях и допускает вариации в отчетах в результате «социокультурной экологии», в которую встроены отношения. Этот подход также признает, что эти истории формулируют, контролируют, предсказывают и формируют личный опыт отношений с течением времени.

    В-шестых, были изучены более обширные условия окружающей среды и структурные условия, которые могут быть вредными или полезными для благополучия пары. Исследователи взаимоотношений начали связывать эти «социокультурные экологии» или то, что социологи называют нормами, культурными значениями, условиями, обстоятельствами или людьми вне отношений, с качеством и стабильностью отношений.Один конкретный контекстуальный фактор, которому в последнее время уделяется большое внимание, — это социальные сети или связь между отношениями и людьми вне диады. В частности, исследователей взаимоотношений интересовало влияние социальных сетей семьи и друзей на стабильность и качество отношений (обзор см. В Felmlee & Sprecher 2000). Большая часть этого исследования посвящена тому, как социальные сети могут быть потенциальным источником поддержки или снижения стресса для пар, но эта прямая связь была оспорена и пересмотрена многими (Kessler et al.1995). Общее представление о том, что социальные сети связаны с внутренним пульсом взаимоотношений, впервые было исследовано Боттом (1971).

    Другой важный контекстуальный фактор, которому в последнее время уделяется внимание, — это расовый / этнический контекст для межличностных отношений (McLoyd et al. 2000). Исследователи взаимоотношений начали подчеркивать сходства и различия между различными расовыми / этническими группами и внутри них. Недавние исследования показали, что как культурные, так и структурные факторы могут по-разному влиять на процессы взаимоотношений между различными этническими группами (Orbuch et al.2002).

    Будущие направления исследований межличностных отношений

    Область межличностных отношений имеет сильную историю и яркую теоретическую основу в социальных науках. Критически важным для идей и теорий социальной психологии является представление о том, что люди взаимодействуют с другими и что эти взаимодействия взаимосвязаны и влияют друг на друга. Кроме того, тема межличностных отношений — идеальная площадка для понимания и освещения многих лежащих в основе социальных процессов и концепций (например,g., развитие личности, культуры, социальных сетей, обязательств и эмоций), которые имеют решающее значение для дисциплины.

    Артикулы:

    1. Бернард Дж. (1972) Будущее брака. Мир, Нью-Йорк.
    2. Ботт, Э. (1971 [1957]) Семья и социальные сети. Тависток, Лондон.
    3. Берджесс, Э. В. и Коттрелл, Л. С. (1939) Предсказание успеха или неудачи в браке. Прентис-Холл, Нью-Йорк.
    4. Берк П. Дж. И Каст А. Д. (1997) Стабильность и изменение гендерной идентичности молодоженов.Social Psychology Quarterly 60: 277-90.
    5. Бирн, Д. (1971) Парадигма притяжения. Academic Press, Нью-Йорк.
    6. Couch, C. (1992) К теории социальных процессов. Символический интеракционизм 15: 117-34.
    7. Дак, С. (1990) Из сковороды и в 1990-е. Журнал социальных и личных отношений 7 (1): 5-28.
    8. Фелмли Д. и Спречер С. (2000) Близкие отношения и социальная психология: пересечения и пути будущего. Social Psychology Quarterly 63 (4): 365-76.
    9. Хаус, Дж. С., Лэндис, К. Р. и Амберсон, Д. (2003) Социальная психология здоровья. В: Саловей, П. и Ротман, А. Дж. (Ред.), Социальные отношения и здоровье. Психологическая пресса, Нью-Йорк, стр. 218-26.
    10. Джонсон, М. П. (1991). Приверженность личным отношениям. В: Джонс, У. Х. и Перлман, Д. (ред.), Достижения в личных отношениях, Том. 3. Jessica Kingsley Publishers, Лондон, стр. 117-43.
    11. Kelley, H.H., Berscheid, E., Christensen, A. et al. (1983).Близкие отношения. Фриман, Нью-Йорк.
    12. Кесслер Р. К., Хаус Дж. С., Анспах Р. Р. и Уильямс Д. Р. (1995) Социальная психология и здоровье. В: Кук, К. С., Файн, Г. А., и Хаус, Дж. С. (ред.), Социологические перспективы социальной психологии. Аллин и Бэкон, Бостон, стр. 548-70.
    13. Lofland, L. (1998) Общественная сфера. Алдин де Грюйтер, Нью-Йорк.
    14. МакЛойд, В. К., Коус, А. М., Такеучи, Д., и Уилсон, Л. (2000) Брачные процессы и родительская социализация в цветных семьях: обзор десятилетия.Журнал брака и семьи 62: 1070-93.
    15. Мид, Г. Х. (1934) Разум, Я и общество. Издательство Чикагского университета, Чикаго.
    16. Орбуч, Т. Л. (1997) Подсчет счетов людей: Социология счетов. Ежегодный обзор социологии 23: 455-78.
    17. Орбух, Т. Л., Верофф, Дж., Хассан, Х. и Хоррокс, Дж. (2002) Кто разводится: 14-летнее продольное исследование черных и белых пар. Журнал социальных и личных отношений 19 (2): 179-202.
    18. Орбух, Т.Л., Верофф, Дж. И Холмберг, Д. (1993) Стать супружеской парой: появление смысла в первые годы брака. Журнал брака и семьи 55: 815-26.
    19. Верофф, Дж., Янг, А., и Кун, Х. (1997) Ранние годы брака. В: Дак, С. (ред.), Справочник по личным отношениям. Wiley, New York, стр. 431-50.
    20. Уолстер, Э., Аронсон, В., Абрахамс, Д., и Роттман, Л. (1966) Важность физической привлекательности в поведении при свиданиях. Журнал личности и социальной психологии 4: 508-16.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *