Мнемонический прием: что это такое, методы и приёмы, упражнения
Мнемотехника для детей | Блог 4brain
Четырёхлетнему ребёнку достаточно сложно объяснить, как создать дворец памяти и начать им пользоваться. Он вряд ли захочет учить БЦК и образные коды. Но это не означает, что он не может начать использовать мнемонические приёмы. В этой статье мы рассмотрим способы эффективного запоминания, подходящие для самых маленьких (но помощь родителей на первых этапах будет нужна), постараемся сделать запоминание более интересным в глазах ребёнка. Итак, какие методики для более легкого запоминания информации подойдут детям?
Акроним
Это подбор такой фразы, первые буквы каждого слова в которой будут соответствовать первым буквам запоминаемых слов. Самый известный пример акронима: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Он помогает запомнить последовательность цветов в радуге. С помощью акронима можно запомнить любую не очень большую последовательность слов в нужном порядке. Приведу ещё пару примеров акронима:
Если тебе очень нужна картографическая информация, учись читать буквенные характеристики внимательно. Помогает запомнить порядок городов, через которые проходит Транссибирская железнодорожная магистраль (при движении с запада на восток): Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток.
Каждый отличный студент должен калорийно питаться. Ты, Юра, мал, пойди найди чебурек. Этому акрониму соответствует последовательность геологических периодов: кембрий, ордовик, силур, девон, карбон, пермь, триас, юра, мел, палеоген, неоген, четвертичный.
Как вы видите, с помощью акронима можно запоминать достаточно сложную информацию. Достаточно много готовых акронимов можно найти в интернете, но очень полезно будет уметь создавать их самостоятельно. Для этого нужно соблюдать следующие правила:
Логика. Ваш акроним должен иметь логический смысл. Если мы заменим один хаотичный порядок слов другим, то не добьемся положительного эффекта. Желательно, чтобы это была какая-то короткая история или ситуация. Сравните приведенные примеры: в первом случае это просто предложение, а во втором это ещё и какая-то зарисовка о студенчестве и жизни Юры (описывается ситуация). Стремитесь, чтобы ваш акроним был ближе ко второму примеру, сделайте его ситуативным.
Образность. Не секрет, что визуальную информацию человек запоминает гораздо лучше. На этом правиле зиждется мнемотехника. Ещё раз сравните два примера, описанных выше. В первом случае мы ничего не можем себе представить. Это просто порядок слов. Облегчает задачу только то, что в предложении есть логическая связь. Во втором примере мы уже можем представить хотя бы голодного студента Юру, который ищет чебурек. Поэтому второй вариант более удобный для запоминания. И детям интереснее слушать истории, какие-то случаи, а не абстрактные понятия.
Язык. Желательно, чтобы в вашем акрониме было как можно меньше откровенно ненужных слов и чтобы он был как можно ближе к разговорному русскому. Опять вернёмся к примерам. Первый звучит немного неестественно: вряд ли кто-то в жизни говорит что-то вроде «учись читать буквенные характеристики внимательно». Во втором же акрониме нет ни одного ненужного слова. Вы скажете, что «отличный» можно опустить, но если воспринимать это как часть истории (тем, кто отлично учится, нужно большее энергии и, как следствие, более калорийное питание), то тогда абсолютно каждое слово имеет значение, и мы вряд ли забудем какое-нибудь из них (потому что в таком случае ситуация примет другой вид). Также второй акроним «более разговорный» и запоминается легче. Если говорить о мнемотехнике для детей, то маленький ребёнок просто не запомнит предложение со сложной конструкцией и трудными словами.
Ясность. Вы сможете запомнить нужный порядок слов, но сами слова таким способом не запоминаете. То есть вы можете знать, что «каждый отличный студент должен калорийно питаться», но если вам не известны слова кембрий, ордовик, силур, девон и карбон, то акроним вам не поможет. Ребёнок должен сначала знать, какие примерно цвета есть в радуге, а потом запоминать, что желает охотник и где сидит фазан. Если некоторые запоминаемые слова начинаются на одну букву и ваш ребёнок их путает, то имеет смысл подобрать сходство не только по первым буквам, а по двум, трём или общему созвучию слов. Например, если возникает путаница между кембрием и карбоном, то можно видоизменить акроним: «кембриджский отличный студент…».
Необычность, забавность и яркость. Чем необычнее, смешнее и ярче ваш акроним, тем лучше. Да, снова посмотрим на наши примеры. Первый абсолютно скучный. Никакой динамики, ничего не может улыбнуть, нет никакой живости. Ваша ситуация должна быть нестандартной и как минимум забавной. Ребёнок на лету схватит то, что его насмешит и с трудом запомнит то, что кажется ему скучным. Он должен привыкать к тому, что учиться можно (и нужно!) увлекательно, а не зазубривая что-то через не хочу. Создавайте для него красочные, смешные и удивительные акронимы, сделайте так, чтобы ребёнок сам хотел учить что-то новое!
Попробуйте! Найдите тему, которая будет интересна вашему ребёнку (или заинтересуйте его сами: например, покажите ему Солнечную систему, расскажите немного о космосе и предложите после этого запомнить порядок планет в ней). Придумайте акроним, объясните, зачем он нужен и как помогает запоминать. Если акроним придуман правильно, а вашему ребёнку интересна эта тема, то он наверняка запомнит тут же и надолго. Спрашивайте его периодически, чтобы он повторял запомненный акроним.
Акростих
Это разновидность акронима, в котором первой букве запоминаемого слова соответствует первая буква строки в стихотворении. Правила для составления те же, что и для акронима, только помимо этого должна ещё присутствовать рифма. Создавать акростихи сложнее, чем акронимы, и в первых присутствует много лишних слов, которыми не обязательно забивать голову вашим детям. Рекомендую чаще использовать акроним (это более эффективный способ), но в некоторых случаях можно использовать акростихи (если трудно придумать акроним или ребёнок не может его запомнить по какой-либо причине).
Стихотворения
Стихи запоминать легче, чем прозу. Рифма сама по себе уже мнемонический приём. С помощью стихотворений можно запомнить грамматические правила, ПДД, орфоэпические нормы и т.п.
Например, глаголы-исключения, относящиеся ко второму спряжению:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и терпеть,
И обидеть, и вертеть.
Распространенная ошибка в словах надеть/одеть:
Надеть одежду,
Одеть Надежду.
Особенное внимание хотел бы уделить орфоэпии: стихи для запоминания правильной постановки ударения, на мой взгляд, максимально эффективны:
Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзи.
Долго ели торты —
Не налезли шорты.
Танцовщик с танцовщицей любят
Своих малышей баловать.
На кухонный стол по посуде
Пускают котят танцевать.
Раз уж мы затронули тему русского языка, советую пройти соответствующий курс.
В интернете огромное количество готовых мнемонических стихотворений, вам остаётся только найти их и заинтересовать ребёнка в запоминании.
Попробуйте! Придумайте весёлый стишок, который поможет вашему ребёнку запомнить то, что он частенько забывает.
Также я хотел бы напомнить о методе историй. Придумайте или, что лучше, предложите вашему ребёнку самому сочинить историю, в которой последовательно будет перечисляться запоминаемая информация. Это очень увлекательно и развивает воображение! И ещё не забывайте о методе фонетических ассоциаций, простые слова ребёнок запомнит самостоятельно, но для запоминания сложных слов этот способ пригодится.
И главное: учите ребёнка создавать акронимы и сочинять стихи самостоятельно. Да, с первого раза у него не получится, но если вы будете демонстрировать всё больше примеров, вызовите искренний интерес, то через какое-то время ое сможет использовать мнемонические приёмы без вашей помощи. Это даст толчок для его развития.
Мнемотехника доступна каждому человеку, причем начиная с малого возраста. Она способна сделать запоминание более легким и, что особенно важно для детей, более интересным. Превратите обучение из нудной зубрёжки в увлекательный творческий процесс (а заодно потренируйте свои творческие способности сами). Учитесь, учите своих детей, делайте это легко и получайте удовольствие.
Желаю успехов!
Автор: Игорь Болтовнин
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Лекция 1. Определение понятия «мнемотехника». Исторический аспект изучаемой темы.
Курс
«Использование приемов мнемотехники при обучении младших школьников»
Лекция 1. Определение понятия «мнемотехника». Исторический аспект изучаемой темы.
Цель лекции: определение понятия «мнемотехника», ознакомление с историческим аспектом изучаемой темы.
Основные вопросы, рассматриваемые в лекции:
- Определение понятия «мнемотехника».
- Из истории мнемотехники.
- Основные направления мнемотехники.
- Определение понятия «мнемотехника
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемоника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Третье определение мнемотехники наиболее точно отображает современную мнемотехнику.
Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.
Мнемотехника основана на нескольких простых принципах. Процессом запоминания можно управлять сознательно, если запоминание осуществляется в зрительной анализаторной системе. Запись образов в память реализуется простой мыслительной операцией «Соединение образов». Для быстрого преобразования любых видов информации в образы, применяется ограниченный набор приемов кодировки. Длительность сохранения сведений в памяти зависит от частоты активизации запомненной информации. При необходимости эта информация в зрительных образах может быть переведена на рефлекторный (автоматический) уровень припоминания. В этом случае запомненные сведения припоминаются очень быстро и освобождаются от вспомогательных зрительных образов.
Мнемотехника предназначена для запоминания точной информации. Поэтому чем сложнее информация с точки зрения нормальной памяти, тем проще она запоминается методами мнемотехники. Длительность сохранения информации в памяти полностью контролируется. Можно запомнить сведения всего лишь на один час, а можно сохранить на всю жизнь. Запомненные сведения можно сознательно стирать из своего мозга, путем запоминания на их места новых сведений.
- Из истории мнемотехники
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет.
Искусство мнемотехники берет свое начало в 477 году до нашей эры. Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.
Слово мнемоника имеет однокоренное слово – Мнемозина. (Богиня Мнемозина — это персонифицированная память по своему происхождению.) В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью девяти муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. « А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) — письменность есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – произноси слово твердо и т.д.»
Значит, уже издревле люди понимали, что мнемотехника облегчает запоминание, улучшает запоминание информации.
Ближе к нашему времени мнемоника изучалась параллельно с исследованиями психологов. Так, в 80 годы 19 века, немецкий психолог Герман Эббингауз, представитель ассоциативной психологии, поставил задачу изучать память сепаратно, отделив ее от логического мышления; для этого он придумал мнемонические способы запоминания бессмысленных слов типа «дер», «сар», «лим» и прочее.
Может быть, мнемотехникой увлекались только в далеком прошлом, а в наше время интерес к ней пропал? Ничего подобного.
В советский период в нашей стране эту тему изучали лишь отдельные ученые – психологи: А.Р.Лурия, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И.Зинченко. Основатель отечественной школы нейропсихологии А. Р. Лурия длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более.
К сожалению, у советских методистов, дидактов, учителей «мнемоприемы» относились к разряду «противоречащих осознанному научному освоению учебного материала». Поэтому учителя не афишировали свои «искусственные запоминания», быть может, по этой причине до сих пор нет хорошей мнемонической копилки «классических приемов».
Начиная с конца 80 -х годов стали выходить в свет издания, которые наряду с занимательным материалом содержали и элементы мнемотехники.
В конце 90 –х только некоторые авторы уже осознанно стали выделять мнемоматериал наряду с другими. И эти уникальные находки по крупицам разбросаны в книгах, журналах, на уроках учителей – словесников. Как правило, это небольшие по объему книги или статьи в методических изданиях.
Из истории мнемотехники мы можем сделать заключение. Интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.
Мнемотехника применяется давно во многих областях. С точки зрения психологии, она исследована давно глубоко и серьезно (наряду с такими психологическими понятиями, как память, запоминание), но в плане педагогики актуальным остается вопрос о рациональном использовании приемов мнемотехники при обучении школьников различных возрастов.
- Основные направления мнемотехники
Выделяется несколько направлений мнемотехники:
- Народная мнемотехника – приемы запоминания, которые используются людьми в обыденной жизни, помогая запоминать исторические даты, имена, адреса, телефонные номера.
Посмотрите на монитор своего компьютера. Вы увидите большое количество зрительных образов. Благодаря визуализации информации, даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записи информации на дискету, необходимо клюкнуть по значку дискеты. Дорожные знаки — это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. На больших скоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знаки же, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро. Обычный алфавит — это то же мнемонический прием. В школе ребенок заучивает соответствие звуков определенным символам — буквам. Когда буквы кодируются в комбинации точек и тире (азбука Морзе) — это также мнемонический метод.
- Классическая мнемотехника возникла как составная часть ораторского искусства и использовалась в качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинных речей.
Классическая мнемотехника — это первое направление мнемотехники в истории. Говорят, что мнемотехникой пользовались еще в древнем Египте и племена Майя обучали своих детей мнемотехнике — системе внутреннего письма.
Ярким примером классической мнемотехники является метод Цицерона — выделение объектов в хорошо знакомом помещении или на улице, и использование их в качестве «вешалок» для запоминаемых сведений. До сих пор остаются актуальными и некоторые другие положения, сформулированные Цицероном. Так, классическая мнемоника рекомендовала запоминать информацию, предварительно преобразовав ее в зрительные образы. Сами же образы делились на две большие группы: вспомогательные образы для фиксации последовательности и образы, в которых кодировалась сама запоминаемая информация. Классическая мнемотехника обратила внимание на тот факт, что образы можно не только запоминать, но их можно и стирать.
- Педагогическая мнемотехника. Ее основателем можно считать П. Рамуса. Основанная на наглядно-образном мышлении она более доступна и понятна большинству учащихся. Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при интенсивном «погружении» в изучаемый материал. В XVI веке педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической, ее методы до сих пор используются в системе образования. По сравнении с классической она более понятна, доступна и проста в применении.
- Цирковая (эстрадная) мнемотехника основывается на принципах классической мнемоники. Отличительной особенностью цирковой мнемотехники является тщательная разработка этапа кодирования информации: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении и т.д. Часто, при демонстрации чудес феноменальной памяти исполнителям вообще ничего не приходится запоминать. Они просто передают друг другу сообщения с помощью кода, известного только им.
- Спортивная мнемотехника. С настоящими профессиональными мнемонистами, которые запоминают честно, можно встретиться на соревнованиях по мнемотехнике, которые регулярно проводятся в Кембридже, начиная с 1997 года.
В спортивной мнемотехнике, как и на любых других соревнованиях, борьба идет за наилучший результат. Мнемонисты соревнуются по двум основным показателям. Первое — это скорость запоминания информации. Второй показатель — это объем запоминаемых за один раз сведений.
- Современная мнемотехника, к которой относится система «Джордано». Отличительной особенностью современной мнемотехники является наличие теоретической базы. На основе теории памяти ранее известные приемы запоминания существенно дорабатываются и объединяются в четкую систему запоминания, направленную на решение тех или иных задач.
Задания для самопроверки.
Выберите из предложенных правильные варианты ответов на вопросы:
- Мнемотехника (или мнемоника) — от греч. mnemonikon – ….
А) искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Б) искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
- Искусство мнемотехники берет свое начало …
А) в 677 году до нашей эры.
Б) в 477 году нашей эры.
В) в 477 году до нашей эры
- Первый сохранившийся труд по мнемонике приписывают …
А) Аристотелю
Б) Пифагору Самосскому
В) Цицерону
- Определите «лишнее» направление мнемотехники
А) народная
Б) классическая
В) педагогическая
Г) историческая
Д) цирковая (эстрадная)
Е) спортивная
Ж) современная
- Закончите фразу: « Система «Джордано» относится к …»
А) классической мнемотехнике
Б) современной мнемотехнике
В) педагогической мнемотехнике
Г) спортивной мнемотехнике
Ответы
№ вопроса | ответ |
1 | А |
2 | В |
3 | В |
4 | Г |
5 | Б |
Литература
- Зиганов М, Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления- http://lib.rus.ec/b/177305/read
- Козаренко В.А Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» — М.. 2002.
- Целоусова Е.В. Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку, поддерживающих интерес к предмету — http://festival.1september.ru
Мнемотехника: запоминание иностранных слов | Блог 4brain
«Владеть другим языком – значит владеть второй душой»
Карл Великий
Важность знания иностранного языка в современном мире трудно переоценить. Для того чтобы путешествовать, вы должны знать язык страны, в которую собираетесь, или хотя бы английский. В интернете множество иноязычных ресурсов, ключ к которым – знание языка. Всё чаще при приёме на работу требуют знание одного или даже нескольких иностранных языков. А его изучение способствует образованию новых нейронных связей в мозге.
Главную сложность в освоении языка составляет запоминание слов. Данная статья призвана сделать это процесс в разы интереснее и легче.
Если вы ещё не знакомы с базовыми принципами мнемотехники, прочитайте эту статью.
Метод фонетических ассоциаций
Этот метод основан на созвучии слов иностранного языка и родного. Для того чтобы запомнить слово, вы должны подобрать похожее по звучанию на вашем родном языке.
Например: pillow [ˈpɪloʊ] в переводе с английского – подушка. По произношению это слово очень напоминает русское слово «пила». Представляем, как пила сверху режет подушку, начинают сыпаться перья и т.п. (не забываем про яркость образа). Или английское слово hang – висеть. Оно мне напоминает слово «хан». Представляем, как хан висит на турнике.
А что делать со словом elephant (слон)? К нему сложно подобать созвучное слово. Но можно разделить его на части и подобрать несколько слов. Например «Электроника» (та, где волк ловит яйца) и «фантик». Представляем, как слон хоботом держит «Электронику», наполовину завёрнутую в фантик.
Рассмотрим более сложный пример: suggest – предлагать. Представляем, как Сталин держит над головой большую открытую банку с джемом, из неё торчит кусок сыра, и Иосиф Виссарионович активно предлагает купить это. Читаем образы по порядку (сверху вниз): сыр, джем, Сталин. Получилось что-то очень напоминающее suggest. Тут же вспоминаем перевод – предлагать.
Важно! При повторении слов обязательно проговаривайте правильное произношение слова. Хоть вы и запоминаете его не точно, а лишь приблизительно, вы всё равно будете его помнить при периодическом повторении. Повторять можно следующим образом: сначала читаете слово на иностранном языке, вспоминаете фонетическую ассоциацию и называете перевод, а спустя какое-то время вам уже не нужно будет каждый раз представлять, как Сталин торгует джемом, вы сможете называть перевод сразу. Если вы хотите коммуницировать вербально, а не просто уметь читать и писать, то именно такого эффекта нужно добиваться. Это не так сложно. При регулярном чтении автоматизм может прийти даже без особых усилий с вашей стороны. Но некоторые слова будут встречаться в тексте не так часто, поэтому их придётся повторять отдельно (выделите на это время в своём расписании).
Словообразование
Изучайте словообразование выбранного языка. Как можно сделать из знакомого слова противоположное по значению (happy – счастливый, unhappy – несчастный), как сделать из существительного прилагательное или наречие (success, successful, successfully – успех, успешный и успешно, соответственно). Обращайте внимание на слова с двумя корнями (snowball – snow+ball – снежок или снежный ком). Обязательно разберитесь с формообразующими приставками и суффиксами – это сделает процесс изучения языка значительно проще.
Как вы заметили, для запоминания слов вовсе не обязательно выделять опорные образы. Но при желании вы можете это сделать: создать дворец памяти с несколькими коридорами (по одному на часть речи) и размещать в нём образы. Тогда у вас в голове будет полноценный словарь изучаемого языка.
Бонус: запоминание новых слов на родном языке
Аналогичный запоминанию иностранных слов процесс: создаём фонетическую ассоциацию, находим образ для смыслового значения слова и соединяем.
Например: эпигон – последователь какого-либо художественного, научного и т. п. направления, лишённый творческой оригинальности и механически повторяющий чьи-либо идеи. Фонетические ассоциации: эполеты, Игорь Николаев. Представляем, как Игорь Николаев сидит за столом и переписывает что-то с одного листочка на другой. На плечах у него огромные эполеты. Готово.
Теперь вам не придётся часами зубрить пару десятков слов. Скорость, с которой увеличивается ваше словарный запас, вырастет, а желание учить язык возрастет, потому что быстрый успех в обучении очень мотивирует. Не откладывайте дело в долгий ящик: выучите 10-20 иностранных слов прямо сейчас.
Желаю успехов!
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Исследовательская работа «Мнемонические приемы на уроках русского языка»
Научно-практическая конференция
Малой академии наук школьников Республики Башкортостан
Номинация: лингвистика
Исследовательская работа
Мнемонические приемы на уроках
русского языка
Работу выполнила:
Кулимбетова Евгения Дмитриевна,
учащаяся 9 класса
МОБУ СОШ с.Прибельский
Кармаскалинского района РБ
Научный руководитель:
Булатова Алия Данисовна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Прибельский
Кармаскалинского района РБ
с.Прибельский
2016 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
1.1 Что такое мнемоника………………………………………………………4
1.2 История мнемоники………………………………..………………………5
1.3 Изучение мнемоники известными мнемонистами………………………6
2. Практическая часть
2.1 Опрос ……………………………………………………………………..10
2.2 Узнать основные приемы мнемонических приемов на уроках русского языка…………………………………………………………………………11
3. Заключение…………………………………………………………………14
4. Список литературы…………………………………………………………1
Введение
Мы сталкиваемся с тем, что человек получает информацию с разных источников и не хватает памяти для запоминания. И поэтому нужны приемы и способы, которые помогают ему запомнить как можно больше и расширить нашу память. Оказывается, есть такие приемы и они называются мнемонические.
Цель моей работы: изучение мнемонических приемов на уроках русского языка, изучение приемов, которые помогают нам запоминать необходимую информацию.
Задачи:
1. Изучить определение мнемоника;
2. Изучить историю приемов мнемонических приемов;
3. Познакомиться с известными мнемонистами;
4. Провести опрос среди учащихся и учителей на знание мнемоники.
Что такое мнемоника
Мнемотехника (или мнемоника) — это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника – это возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек интереса, расширить границы восприятия.
История появления мнемоники
Мастерство запоминания существовало значимым вплоть до возникновения письменности. Шаманы, сказители, жрецы обязаны были удержать в памяти большие объёмы данных. В том числе и уже после возникновения письменности умение запоминания никак не потеряло своей актуальности. Весьма небольшое число книжек, наглядность использованных материалов с целью послания, крупные множество и объём прописанной книжки — всё данное вдохновляло фиксировать документ. Отображалось кроме того и долгое время пребывания в пути в период поездок, когда просматривать и записывать было немыслимо и доводилось использовать то, что имеется в памяти.
Термин мнемотехника произошел от слова «Мнемозина». Мнемозина — это богиня памяти, а образное значение данного существительного – воспоминания. Установлено, то что ранее в античной Греции народ благополучно использовал способы мнемотехники. Применяя их, древнейшие греки получали умение стремительно фиксировать весьма огромный, при этом зачастую бессмысленный материал, показывая собственное мастерство в общественных речах.
На Руси также применялась мнемоника. Её броский образец — украинская алфавит. Наименование абсолютно всех букв кириллицы были изобретены с мнемонической целью.
Следовательно, уже издавна народ понимал то, что мнемоника упрощает запоминание, делает лучше заучивание данных.
Изучение мнемоники известными мнемонистами
Слабых учеников отталкивают и пугают размышления в постановке орфографической проблемы. Зафиксировано: в случае если метод размышления складывается из 3 или более действий, то в таком случае ученик не заостряет внимания и перестает думать над заданием. Поэтому запоминание уходит на второй план.
В задачу учителя русского языка и литературы входит, конечно же, интеллектуальное развитие детей и формирование представлений о языке как о системе, и многое другое. И в этом плане, не так важно на каком уровне была осознана тема слабым учеником, главное, чтобы осознана. Ведь мы не обязаны всякий раз произносить или вспоминать прочие законы, подходя к газовой плите или включая утюг. Мнемотехника – это способ заставить слабых учеников не просто прослушать, но и также понять определение, возможность «зажечь в их глазах огонек интереса».
Так как мнемоника –психологический термин, то и ответ будем брать из психологического словаря — установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленном размещением в воображаемом, хорошо знакомом пространстве, разделенном по определенному принципу.
В.В. Агафонов — занимался мнемоникой словарных слов, описывал механизм работы этого приема. Первое, что он делал, это связывал необходимое слово с другим, после обыгрывал ассоциативную связь, и у словарного слова появлялся «приемный родственник», который помогал выделить и хорошо запомнить нужную орфограмму. В.В.Агафонов говорил, что такая связь между словами неожиданней и абсурдней, и тем самым выше запоминаемость.
Последующая причина для использования мнемонических способов при разъяснении нового материала – так называемые недостаточные правила. М.Б.Успенский писал, что в русском языке много речеупотреблений, которые никак не поддаются обобщению, согласно по которым не составишь алгоритма, которые находятся «вне правил». К ним относятся написание непроверяемых гласных и согласных, различные исключения из правил. С целью неалгоритмизуемых единиц языка может быть одна рекомендация, что это нужно запомнить. И вот здесь на помощь приходит мнемоника.
Мнемотехника не позволит учителю быть сухим и неулыбающимся, а значит, и школьники не будут киснуть за партами.
Одной из серьезных преград для изучения русского языка является интерференция. Это понятие в методике русского языка стало широко известным лет 10 – 15 назад, до этого интерференцию изучали психологи в контексте исследований памяти, процессов научения (в связи с проблемами навыка).
Интерференция (от лат. Іnter – между, ferens (ferentіs) – несущий) – ухудшение сохраняемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. Интерференция ухудшает сохранение материала под влиянием предварительно заученного материала или вызванное заучиванием с последующим материалом (ретроактивная интерференция).
Начальная школа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивая все виды памяти: эмоциональную, образную, словесно – логическую и др. В среднем и старшем звене развитие двух первых видов памяти является больше исключением, чем правилом, особенно в старших классах.
Я уверена, что проблема скрыта в значительной разнице методов и приемов начальной школы и среднего звена.
По верному замечанию В.М. Бурмако, изучение курса русского языка «строится на использовании только словесно – логической формы мышления; применяемые наглядные пособия (таблицы, схемы) не меняют сути дела, так как они в письменной форме повторяют те же положения, что и правило. При этом практически бездействует такое мощное средство познания, как образно – чувственное мышление».
Джон Уи́ндем Паркс Лукас Бейнон Харрис — английский писатель-фантаст. Пользовался в качестве литературных псевдонимов различными сочетаниями своих имён, из которых наиболее известное — Джон Уиндем. Он провел опрос среди студентов университета и его цель была выяснить, какие мнемонические приемы наиболее часто используются людьми, или по-другому, что можно назвать «помощниками памяти»
Харрис обнаружил, что практически все участники опроса использовали тот или иной мнемонический прием, но большинство
пользовалось внешними «помощниками памяти» — это ежедневники, календари, списки и таймеры.
Я провела среди школьников и учителей, и все, без исключения пользуется мнемоническими приемами, только вот не знают объяснения того процесса, и я конечно же раскрыла им этот термин, когда они ставят крестики на руках, или обводят кружком в календаре определенный день, когда учителя зачитывает правила в стихотворной форме или, пользуются картами.
Известны люди, чья уникальная память ни у кого не вызывает сомнения. Самым выдающимся мнемонистом был Шерешевский. Секрет Шерешевского заключался в том, что он имел уникальное воображение, он легко и быстро создавал много визуальных образов, а также у него была способность к синестезии. Синестезия — явление восприятия, проявляющееся в том, что при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств.
Шерешевский — профессиональный мнемонист, который демонстрировал свои способности на сцене. Шерешевскому и его уникальной памяти мы можем только завидовать. Но с одной стороны, ему было очень трудно, так как у него в голове хранилось очень много ненужной информации. И знаете, что? Он представил, что все это написано на грифельной доске и в конце концов стер всю информацию. Да это очень интересный факт и в это очень трудно поверить, но это действительно так.
Уникальная память была у Доминика О’Брайена, но исключением его было это умения кодировать информацию. Если Доминика знакомили с сотней людей он запоминал всех их имена без исключения. Он прекрасно помнил все назначенные встречи и ему не нужны были никакие ежедневники, он мог вести различные переговоры без каких-либо заготовок в виде шпаргалок.
Опрос
В ходе своего исследования я решила провести опрос среди учителей и учащихся. В моем опросе были следующие вопросы:
Знаете ли вы, что такое мнемоника. (Приложение 7)
Какие вы используете приемы, для того чтобы запомнить важную информацию. (Приложение 8)
Были опрошены 23 учащихся моего класса и 15 учителей. О том, что существует такое слово как мнемоника учащиеся вообще не знали. Но когда я им рассказала вкратце, что это такое, он с легкостью мне сказали: «пифагоровы штаны во все стороны равны», «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Оказалось, что эти способы знают все. Учителя сказали, что знакомы с мнемоническими приемами и часто используют их на своих уроках. Например, Алия Данисовна говорит: «Иван родил девчонку велел тащить пеленку». Это выражение помогает нам быстро вспомнить очередность падежей русского языка или «Если хочешь влезть ты в шорты, то поменьше ешь ты торты». Оно помогает запомнить правильно поставить ударение в слове торты. Но и учитель математики Анна Михайловна нам сказала: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол напополам», «Медиана – это обезьяна, которая лазает по сторонам и ломает их пополам».
Меня больше интересовали приемы, которые можно использовать на уроках русского языка, потому что нам предстоит сдавать экзамен в этом году и запомнить, как можно больше нужной информации для меня очень важно.
Мнемонические приемы в русском языке
1.Метод слов-вешалок (приложение 1)
Метод слов-вешалок основан на зрительных представлениях и позволяет запомнить в правильном порядке перечень, состоящий из десяти объектов. Прежде всего нужно запомнить десять слов-вешалок. Для этого слова-вешалки рифмуются с числами от 1 до 10, что достаточно просто. Попробуйте сами: один — магазин, два — трава, три —цари, четыре —все на ковре и т. д. После того, как вы это сделаете, запомните перечень из слов: мальчик, свинья, замок, семья, ангел и т.д., например, возьмем слово «магазин» — первое слово-вешалку, рифмующееся с «один», — и представим мальчика, который заходит в магазин за шариком. После возьмем следующее слово-вешалку — «трава», рифмующееся со словом «два» — и представим траву, на которой будет лежать свинья. И так же сделайте с остальными словами.
2. Запоминание фамилий (приложение 2)
Запоминание имен и фамилий — проблема для многих. Когда мы с кем-то знакомимся, говорим принятые случаю слова, при этом его имя забывается. Конечно, некоторым знакомо чувство неловкости, когда мы понимаем, что забыли, как зовут того человека, с кем тогда познакомились.
Можно запомнить фамилии, используя мнемонические приемы, которые основаны на зрительных представлениях. Начать нужно с поиска мысленно воспроизводимой замены имени (например, Колючкин становится «колючкой»). После выбираем какую-то заметную особенность лица человека. Например, нос становится круглым, похожий на колючку.
3. Рифмованные мнемонические приемы для запоминания грамматических понятий при изучении падежей. (приложение 3)
Иван Имя Иван Иван
Родил Родители Рубил Родионович,
Девчонку Дали, Дрова, Дайте
Велел Вини Варвара Вашу
Тащить Топтыжкой Топила Трубку
Пелёнку Прозвали Печь Покурить
4. При изучении спряжения глаголов (приложение 4)
Для верного определения начальной формы глагола:
вид не менять, — СЯ не терять.
Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть,
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть –
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на — ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!
5. Непроизносимые согласные в корне (приложение 5)
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
ЧУВилин ЧУВствует, что ему соЧУВствуют.
Сверстник вырастет с версту
Рос ровеСНик всю веСНу.
6. Слова-рифмовки (приложение 6)
Коза-стрекоза
Лягушка-подушка
Кокос-абрикос
7. Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
Либо, кое, ка, нибудь, —
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
8. Исключения наречий
Уж замуж невтерпеж
9. ударение в словах
Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
Фёкла красная, как свёкла!
В огороде баба Фёкла, у неё на грядке свёкла!
Срубили ель, сорвали щавЕль.
Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!
10. лексическая сочетаемость
Надеваю одежду, одеваю – Надежду
надеть ( что?) одежду, одевать ( кого?) Надежду
11. образование правильной формы слова
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Заключение
Мнемотехника (или мнемоника) — это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
По истории мнемотехники мы можем сделать вывод. Мнемотехника применяется давно и во многих областях. С точки зрения психологии, она исследована давно глубоко и серьезно (наряду с такими психологическими понятиями, как память, запоминание), но в плане методологии русского языка она остро нуждается в изучении.
Существует много приемов запоминания важной информации по русскому языку. Например, метод вешалок, лексической сочетаемости. Но выбор того или иного способа зависит только от самого человека и от цели, которую он преследует.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Воспитание памяти школьника. СПб, 2000
2. Гарибян С. Школа памяти. Суперактивация памяти через возрождение эмоций. –СПб, 1993. 77с
3. Даль В.И.Словарь живого Великорусского языка.
4. Каструбин Э.М. Ключ к тайнам мозга. М; Триада, 1995. -203с.
Приложение
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Mnemonic Devices от minyan
Mnemonic Devices — это визуальная новелла для NaNoRenO2019 . Это научно-фантастический роман о человеке, который теряет память и просыпается, чтобы оказаться в браке с кем-то, кого он не знает, с голосом в голове, который, кажется, понимает об их жизни больше, чем они. В довершение ко всему, они обнаруживают, что им предстоит сделать ужасный выбор. Чтобы помочь им в этом, игрок может просматривать воспоминания из своего прошлого, чтобы помочь им решить свое будущее.
Mnemonic Devices включает все оригинальные изображения и музыку, с акцентом на изучение эмоций главного героя. Есть два возможных любовных интереса, и, хотя ваш выбор ведет к одному или другому, окончательное решение может быть вовсе не о любви.
Анкета
1. Вам понравилось в целом?
2. Кто был вашим любимым персонажем?
3. Что-нибудь, что можно улучшить?
4.Любимая / наименее любимая часть?
Настройте свое имя, оттенок кожи, прическу и местоимение
Доступно руководство по окончанию (загрузите ниже или щелкните здесь, чтобы просмотреть текстовую версию)
Почти 30 000 слов, более 2 часов воспроизведения и много возможностей повторного воспроизведения
Уникальный игровой процесс памяти
Два мужских любовных интереса
5 окончаний
5 CG
ОСТ
Предупреждения: Нецензурная лексика, употребление алкоголя, непристойные сцены, описание сексуальных ситуаций
Руководитель проекта, спрайты, рассказ / написание, UI: Minyan
CGs: Kyan
BGs: Рейкун
Композитор, звукорежиссер: Ray
Монтаж: Рэй, Затоми
Тестирование: Неуклюжий, Лия
ЛЕММА
ТУМБЛР
.
Как мнемонические устройства помогают нам учиться
Почему так сложно вспомнить определение «отменить» и так легко запомнить тексты наших любимых песен? Скорее всего, мы выучили наизусть тексты к сотням песен, но нам все еще трудно вспомнить год, когда паломники приехали в Америку. Причина этого несоответствия проста: рифмующиеся тексты песен действуют как мнемонических приемов . Они используют силу рифмы .
Простая мнемоническая рифма часто помогает запомнить даже самые загадочные факты.Мы разучиваем наши первые песни, используя рифму, чтобы помочь нашей памяти. Рекламные агентства уже давно используют рифмующиеся джинглы, чтобы названия их продуктов запомнились потребителям. Помните, когда Колумб отплыл в Америку? В четырнадцатьсот девяносто втором году Колумб плавал по синему океану. Если бы только у нас была такая рифма для каждой исторической даты, информации или словарного слова.
Это мотивация инструментов обучения Flocabulary. Хип-хоп оказывается идеальным инструментом для быстрого запоминания рифм и слов, поскольку многие рэп-песни содержат более 1000 слов и более 100 рифмующихся двустиший.
В эти 100 рифмующихся двустиший Flocabulary вставляет словарные слова и их определения, исторические события, научные принципы и математические факты. Любой может создать мнемонику — просто запишите факт, который вы хотите запомнить, и подумайте, в какой тип мнемоники он может вписаться.
Существует два основных типа популярных мнемонических приемов: те, которые включают рифму, и те, которые включают фразу, в которой первая буква каждого слова обозначает другое слово. Оба метода оказались очень эффективными для улучшения памяти.Существует множество других типов мнемонических устройств, таких как визуальные системы (создание визуального представления информации), система мнемонических ссылок (создание истории на основе списка), система колышков (связывание чисел с рядом элементов), и основная система (преобразование чисел в согласные звуки). Подробную информацию об этих системах можно найти в Википедии.
Примеры рифмующейся мнемоники
Мнемоника в память о злополучных женах Генриха VIII :
Разведена, обезглавлена, умерла,
В разводе, обезглавлен, выжил
Мнемоническое устройство для запоминания, когда Аляска и Гавайи вошли в Соединенные Штаты:
‘ 59 была дата,
Когда Аляска и Гавайи стали новыми штатами
Мнемоника для запоминания написание :
I до E, кроме C,
и когда звучит как «ай», как в «Сосед или вес»
(к сожалению, существует более 200 исключений, включая «странные» и такие имена, как «Шейла» и «Фрейдман»)
Мнемоника для предсказания погоды на следующий день :
Красное небо ночью, радость моряка,
красное небо утром, моряки принимают предупреждение.
Мнемоника для запоминания знаков зодиака :
Овен, Бык, Небесные Близнецы,
А рядом — краб, светит лев,
Богородица и весы.
Скорпион, Лучник и Коза,
Человек, держащий лейку,
И Рыба с блестящей чешуей.
Мнемоника для запоминания числа дней в месяце :
Тридцать дней в сентябре,
Апрель, июнь и ноябрь;
У всех остальных тридцать один
За исключением одного февраля:
У которого двадцать восемь, это нормально,
До високосного года получается двадцать девять.
Мнемоника
Flocabulary для запоминания определений « innate » и « peregrinate «:
Я путешествую пешком, поэтому я странствую,
Моя любовь к природе естественная, поэтому она врожденная,
Примеры не рифмующейся мнемоники
Мнемоника для запоминания римских цифр :
I V alue X илофонов L ike C ows D ig M ilk
I В X L C D M
1 5 10 50 100 500 1000
Мнемоника для запоминания префиксов метрических измерений :
K ing H enry D ied D rinking C hocolate M ilk
Кило — Гекта — Дека — Деци — Ченти — Милли
х1000 х100 х10 х0.1 х 0,01 х 0,001
или
K im H it D avid U ntil D avid C ried M ama
Кило Гекта Дека Деци Ченти Милли
х1000, х100, х10, х1, х0.1, х0.01, х0.001
Мнемоническое устройство для запоминания порядка операций в алгебре:
P аренда E xcuse M y D ear A unt S ally
Скобки, Показатели, Умножение, Деление, Сложение, Вычитание
Мнемоника для запоминания порядка операций в длинном делении :
D ad, M om, S ister и B rother
Разделить, Умножить, Вычесть, Понижение,
Некоторые мнемоники выходят из моды по мере изменения информации, которую они представляют.Вот старый мнемонический прием для запоминания порядка планет от Солнца, когда был включен Плутон:
M y V ery E asy M emory J ingle S eems U seful N aming P lanets
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон
Вот мнемоника для запоминания НОВОГО списка планет (после Плутона):
M y V ery E ager M другое J ust S erved U s N uts
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
Мнемоника для запоминания групп животных в биологии:
K ing P hillip C ould O nly F ind G reen S ocks
Царство, Тип, Класс, Порядок, Семья, Род, Вид
Мнемоника для запоминания нот скрипичного ключа:
Строки ключа:
E очень G или B ird D oes F ly (E, G, B, D, F)
Пространства ключа:
ЛИЦО
Мнемоническое устройство для запоминания цветов радуги по порядку:
ROY G BIV
Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Синий, Индиго, Фиолетовый
R ichard O f Y ork G пр. B attle I n V ain
Мнемоника для запоминания судей Верховного суда в порядке их назначения:
S tudying S кандалов K eeps T he G iant B ride R obots ll S ober
Стивенс, Скалия, Кеннеди, Томас, Гинзбург, Брейер, Робертс, Алито, Сотомайор
Мнемоника для запоминания жизненно важных жидкостей тела :
P eanut B только W читать B
Мокрота, кровь, вода и желчь
Мнемоническое устройство для запоминания основных потребностей человеческого тела :
O h, C an V enus 52 F lie 60 000 P retty W ebs!
кислород
углеводы
витамины
жиры
минералы
белок
вода
Мнемоника для запоминания синуса, косинуса и тангенса :
SOHCAHTOA
Sin = Противоположно / Гипотенуза
Cos = Соседний / Гипотенуза
Желто-коричневый = напротив / рядом
Мнемоника для запоминания правильного способа стрельбы из винтовки :
ЛАТУНЬ
B reathe, R elax, A im, S ight, S queeze
Мнемоника для запоминания порядка улиц на Манхэттене между 2-й и 5-й авеню:
3 L ost P eople M eet
3rd Ave.
Лексингтон-авеню,
Парковый пр.
Мэдисон авеню
Добавить в наш список? Отправьте свое на escher @ flocabulary.com
Более (немного эзотерическая) мнемоника
В электронике на резисторах, конденсаторах и индукторах нанесены цветные полосы, обозначающие значения и допуски.
ЗНАЧЕНИЯ ДОПУСКА
Черный = 0 Золотой = 5%
Коричневый = 1 Серебристый = 10%
Красный = 2 Нет = 20%
Оранжевый = 3
Желтый = 4
Зеленый = 5
Синий = 6
Фиолетовый = 7
Серый = 8
Белый = 9
Первые две (или три) полосы цветов — это значения, третья (или четвертая) — множитель.Последняя полоса (если есть) — это код допуска.
B ad B слизь R ots O ur Y oung G uts, B ut V odka G oes . W G и S ome N вл.
При работе с компьютерными сетями все устройства попадают в один из семи уровней эталонной модели OSI (взаимодействие открытых систем ). :
СЛОЕВ
Физический = 1
Канал передачи данных = 2
Сеть = 3
Транспорт = 4
Сессия = 5
Presentation = 6
Application = 7
Сверху вниз:
P eople D on’t N eed T o S ee P aula A bdul
-и-
Снизу вверх:
A ll P eople S eem T o N eed D ata P rocessing
Apple выпустила несколько версий ОС за эти годы.Версии OS X перечислены в числовом виде (от 10.0 до 10.6) и имеют следующие имена диких кошек:
ДИКАЯ КОШКА ВЕРСИЯ
Гепард = 10,0
Пума = 10,1
Ягуар = 10,2
Пантера = 10,3
Тигр = 10,4
Леопард = 10,5
Снежный барс = 10,6
Мнемоника для запоминания порядка этих кошек:
C ats P lay, J ust P lay, T безнадежно, L azily в S now.
Спасибо всем, кто нам помогал: Мишель «Кофейня», Ким «Армейский техник», «Рэйвен» Мэтресс, «Шерри» Я знаю математику, «Дэвид» Роберт Мозес, «Аласдер» из Йорка, «Джейсилн» Преобразователь «, Мэтью «Первоклассник» и другие. Вы можете отправлять дополнения по электронной почте на адрес: escher @ flocabulary.com
.