Морали ценности: Моральные ценности человека
Моральные ценности человека
Человеческие поступки регулируются моральными правилами. Моральные ценности и нормы направляют и корректируют жизнедеятельность индивида по отношению к общественному мнению. Обычно личность ориентирована на общие нормы нравственности и сама выполняет свои этические обязанности. Причем массовые шаблоны, стереотипы и признанные образцы не влияют на ответственность людей за отказ от этих принципов. Определяется все совестью. Иногда понятия «мораль» и «нравственность» различаются в оттенках значений, но в большинстве случаев их считают синонимичными. Моральные ценности ― одно из основополагающих понятий философии.
Что входит в понятие
Под моральными ценностями понимают систему мировоззрения людей, оценивающую все существующее с точки зрения блага, объективности, пользы и иных качеств, соотносящих поступки человека с распространенным порядком общественных традиций. Отбор значимых нравственных приоритетов дает возможность людям выбрать для себя отношение к событиям и поступкам и проанализировать свое поведение, а также выбрать ценностную направленность характерного для них понимания морали. Конечная нравственная позиция выражается как в единичных конкретных действиях, так и во всем образе действий.
Моральные ценности дают возможность людям определять их нравственную ответственность перед родными, друзьями, коллегами, социумом, самим собой; формулировать свое понимание добра и зла, объективности и беспристрастности, порядочности и безнравственности. Основная функция морали ― регуляция поведения личностей в обществе и природы их отношений в зависимости от их представления об основных категориях нравственности. Дополнительную роль понятие морали играет в становлении сознания индивида, содействует возникновению и укреплению:
- человеческих суждений о сущности жизни;
- обязательств перед социумом;
- потребности уважения других людей.
Нравственная сознательность оценивает поведение и поступки с позиции согласования с моралью: одобрительные, осуждающие, благосклонные, сочувственные мнения. Отличительной чертой моральных ценностей является то, что они контролируют сознание и образ действий человека в различных областях жизнедеятельности:
- бытовой;
- семейной;
- коммуникативной;
- рабочей.
Люди сталкиваются с этим повсеместно и ежедневно. Моральные представления укрепляют фундамент цивилизованных отношений, которые создаются при становлении общества.
Зачем они нужны
Направленность моральных ценностей определяется воспитанием еще с детства. Они могут сформироваться как положительными, так и отрицательными. Многие народы имеют стереотипные нравственные принципы, необходимые для построения цивилизованного общества, в котором общественное благополучие должно стать значимее персональных преимуществ, обретенных за чужой счет. Моральные принципы регулируют обдуманность высказываний и оценивание поступков заранее до их совершения. Они советуют принимать во внимание интересы и права других людей, что на самом деле выполняет далеко не каждая личность. Расхождения в моральных ценностях людей бывают настолько радикальными, что контакт может привести к конфликтной ситуации.
Обобщенными представлениями морали являются понятия добра и зла, которые дифференцируют нравственность и безнравственность. По традиции добро ассоциируется с пользой для людей. Хотя это понятие имеет относительное значение, потому что в различные промежутки времени благо расценивается по-разному. Приверженность распространенным моральным традициям и канонам, а также внутренне присущим приоритетам помогает человеку вести гармоничный и уравновешенный образ жизни в обществе. А люди, чьи правила и оценки не соответствуют общепринятым, часто вынуждены существовать обособленно, изолированно. Индивид, совершающий недоброжелательные, дерзкие, унизительные поступки, заслуживает только неодобрение и укоризну.
Моральные принципы позволяют личности:
- комфортно существовать в окружении;
- гордиться полезными и благородными делами, чистой совестью.
Как их выбирают
На протяжении многих столетий, начиная с древних времен, существует понятие вечных ценностей, которые не потеряли значения в наши дни. Человечество во все времена порицало:
- низость;
- неблагородство;
- вероломство;
- коварство;
- нечестность;
- злословие.
Нормой и правильным поведением всегда были:
- порядочность;
- благородство;
- верность;
- чистосердечие;
- сдержанность;
- человечность;
- отзывчивость.
Такие качества напрямую связаны с воспитанием и самосознанием личности, ощущением важности этих черт характера. Соответствие нравственному образцу требует от личности добровольного соблюдения этических правил. Нравственные ценности и нормы проявляются моральными основами:
- трудолюбием;
- коллективизмом;
- патриотизмом;
- человеколюбием;
- добросовестностью.
Жизнь требует от человека умения согласовывать персональные потребности с нуждами общества, способности с вниманием относиться к собратьям, строить дружеские отношения с ними на основе взаимовыручки. Любовь к отчизне проявляется в почитании традиций родной страны, понимании важности внесения лепты нашего народа во всемирную цивилизацию. Старательность позволяет признать духовную значимость и важность труда ради самоутверждения человека.
Система нравственных принципов
Значение морально-нравственных ценностей зависит от их уровня для разнообразных категорий людей. Бывают общечеловеческие, групповые и индивидуальные нормы. По типу отношений они могут быть взаимоисключающими и взаимодополняющими. Важнейшие ― наивысшие ценности. Это идеал. Ключевой идеей современной науки становится то, что общечеловеческие нормы главенствуют над групповыми ― обслуживающими класс буржуазии. Они входят в состав духовных, материальных и социальных ценностей и имеют всенародную значимость, определяя социальный регламент, понятие о независимости, объективности, беспристрастности, этике. В процессе изменения внешних условий они способны к внутривидовому переходу. С появлением новшеств в обществе возникают модернизированные ценности, а некоторые из прежних теряют значение.
Самосовершенствование человека предполагает следование принципам нравственности, причем психологи рекомендуют следовать им ежедневно: стараться стать более добрым, внимательным, заботливым, ответственным. Каждый индивид должен быть искренним с самим собой, честным, принципиальным; регулировать свои мысли, эмоции; исполнять обязательства, доказывать слова поступками. Выполнение этих правил поможет современному гражданину достойно войти в сегодняшнее общество.
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ — это… Что такое МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ?
- МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
- — система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей. Выбор определенных нравственных ценностей позволяет личности выработать не только моральную оценку рассматриваемых поступков, но и дать самооценку своего поведения, а также избрать ценностную ориентацию присущего ей морального сознания. Избранные личностью нравственные ценности воплощаются в конечном счете в ценностной ориентации, реализуя ее исходную нравственную позицию. Она проявляется не только в отдельных поступках и вызвавших их мотивах, но и во всей линии поведения.
Тематический философский словарь. — М.: МГУ ПС (МИИТ).
Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, О. Г. Садикова.
2008.
- МОНОТЕИЗМ
- МЫШЛЕНИЕ
Смотреть что такое «МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ» в других словарях:
Моральные ценности — ♦ (ENG moral values) элементы, к рые признаются правильными, важными и должны приниматься индивидами и обществом в целом в качестве установленных норм морали (см. Моральные нормы) … Вестминстерский словарь теологических терминов
Моральные ценности семейства Адамс (фильм) — семейные ценности Аддамсов Addams Family Values Жанр комедия Режиссёр Барри Зонненфелд Продюсер Скотт Рудин … Википедия
ЦЕННОСТИ — (моральные) одна из форм проявления моральных отношений об ва. Под Ц. понимаются, во первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во вторых,… … Словарь по этике
Ценности — Ценность значимость (польза, полезность) некоторого множества объектов для множества живых существ. Употребляется в нескольких смыслах: «Ценность» как название предмета, обозначающее признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и … Википедия
ЦЕННОСТИ — это природные и культурные объекты, процессы, отношения, обладающие положительной значимостью для человека. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. В самом… … Тематический философский словарь
Ценности — – культурные стандарты, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Это также убеждение в том, что нечто является хорошим и желаемым. Ценности – это то,… … Словарь-справочник по социальной работе
ЦЕННОСТИ МОРАЛЬНЫЕ — понятие этики, с помощью к рого характеризуется значение для об ва и человека соц. историч. явлений. В Ц.м. выражено деятельно заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных нравственных… … Российская социологическая энциклопедия
ЦЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — (values of policy) ориентиры и регуляторы политической деятельности, принятые в данном обществе и воспринимаемые как императивы и нормы, имеющие самодовлеющую значимость. По отношению к субъектам политики ценности служат объектами их интересов, а … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Общечеловеческие ценности — Общечеловеческие ценности теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией,… … Википедия
moral values — Моральные ценности … Вестминстерский словарь теологических терминов
Книги
- Этика. Учебное пособие, Голубева Г.А.. 368 стр. В учебном пособии подробно рассмотрены предмет этики и этические учения, а также важнейшие моральные учения, этические учения в России, теоретические проблемыэтой науки и высшие… Подробнее Купить за 429 грн (только Украина)
- Этика, Голубева Галина Александровна. В учебном пособии подробно рассмотрены предмет этики и этические учения, а также важнейшие моральные учения, этические учения в России, теоретические проблемы этой науки и высшие моральные… Подробнее Купить за 335 руб
- Путь Lenovo. Как добиться оптимальной производительности, управляя многопрофильной международной корпорацией, Цяо Джина, Конайерс Иоланда. В книге подробно и занимательно описывается эволюция небольшой китайской компании и превращение ее в глобального технологического гиганта. Стратегии восхождения Lenovo к лидирующим позициям в… Подробнее Купить за 334 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ» >>
Что такое моральные ценности? Моральные нормы и ценности :: SYL.ru
Некоторые люди разделяют понятия морали и нравственности, но чащи они употребляются как синонимы. Как правило, моралью считается совокупность ценностей, а также соответствующих им форм сознания, поступков, отношений. Разберемся в этом вопросе подробнее.
Определение
Мораль можно рассматривать как внутренний регулятор поведения человека. Предполагается, что личность самостоятельно осознает свой нравственный долг. При этом она ориентируется на обобщенные принципы морали. И на чувство ответственности личности за пренебрежение ими не могут повлиять ни массовые привычки, ни авторитетные примеры. В этом случае на первый план выступает совесть. Моральные ценности человека позволяют ему формулировать свои нравственные обязательства перед близкими, обществом, самим собой, брать на себя ответственность за свое видение добра, зла, смысла жизни, чувства долга, справедливости.
То есть мораль является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Это система норм и принципов, которые определяют характер взаимоотношений между людьми в соответствии с тем, какие понятия о добре и зле, о справедливом и недостойном, приняты в этом обществе. Основная функция морали – регулятивная. Моральные нормы и ценности направляют и корректируют деятельность человека со стороны учета мнения общества. Вспомогательная же функция данного понятия заключается в участии в формировании человеческой личности, самосознания. Мораль способствует появлению и закреплению взглядов человека на смысл жизни, ответственности перед обществом, необходимости уважения к личности и достоинству других людей. Оценку поведению, поступкам дает нравственное сознание с точки зрения соответствия морали. Оценка может быть выражена в одобрении, порицании, симпатии.
Моральные ценности общества особенны тем, что они регулируют сознание и поведение людей во всех сферах жизни: в быту, в семье, в производственной деятельности, в межличностных отношениях. Мы сталкиваемся с ними каждый день. Моральные принципы охватывают всех людей, закрепляют основу культуры, отношений, создаваемых в процессе развития общества.
Для чего людям необходимы моральные принципы
Моральные ценности создают подходящие условия для того, чтобы построить цивилизованное общество. В этом социуме общее благо становится выше личной выгоды, полученной за счет других людей. Можно использовать моральные ценности в качестве ориентира или кодекса поведения. Они помогут оценить последствия поступков до того, как человек решит их совершить. Так, моральные принципы рекомендуют нам думать, прежде чем сказать, считаться с правами и жизнями других людей и т.д. К сожалению, далеко не каждый человек считает нужным соблюдать этот кодекс. Различия в моральных ценностях двух людей могут быть столь кардинальными, что общение может привести к конфликту.
Категории добра и зла
Наиболее общими понятиями морального сознания, разграничивающими нравственное и безнравственное, считаются категории добра и зла. Традиционно принято связывать добро с благом, которое считается полезным людям. Однако любое благо будет относительным, поскольку оно не может нести исключительно положительную функцию. К тому же блага имеют неравную ценность в разные периоды жизни человека.
Как происходит выбор моральных ценностей
Моральные ценности наиболее тесным образом связаны с тем, что беспокоит нас сильнее всего. Зависят они, в первую очередь, от воспитания и личного ощущения того, что для нас является важным. Для того чтобы соответствовать образцу нравственности, человеку необходимо соблюдать определенные условия. То есть придерживаться норм морали. Когда нормы воспринимаются человеком как необходимые и наиболее соответствующие его ценностным установкам, они становятся долгом, обязанностью. В этом случае человек соблюдает морально-нравственные ценности добровольно, из своего уважения к идеалу.
Составляющие моральных принципов
Моральные ценности и нормы выражены в моральных принципах. К ним относят трудолюбие, коллективизм, патриотизм, гуманизм, добросовестное выполнение общественного долга. Коллективизм обязует человека уметь соотносить свои личные интересы и интересы общества, учить уважительно относиться к товарищам, выстраивать с ними отношения на основе взаимопомощи и дружелюбия. Принцип патриотизма выражен в уважении и любви к своей родине, гордости за вклад народа в мировую культуру и его достижения. Принцип трудолюбия выражается в признании нравственной ценности труда как области для самореализации человека, уважении каждого значимого для общества вида труда.
Иерархия ценностей
Моральные ценности могут классифицироваться по степени их значимости для общества в целом, для разных групп людей, для отдельного человека: общечеловеческие, групповые и индивидуальные, соответственно. По способу их связи друг с другом ценности делятся на альтернативные (взаимоисключающие) и комплементарные (дополняющие друг друга). По месту расположения в иерархии отдельного внимания заслуживают высшие моральные ценности. Поговорим о них подробнее.
Высшие ценности
Основная идея современного мышления заключается в том, что большую значимость приобретает приоритет общечеловеческих ценностей перед групповыми, в первую очередь, классовыми. Наличие высших ценностей напрямую связано с выходом за рамки личной жизни индивидуума. Они являются составной частью духовных, материальных и социально-политических ценностей. Имеют, как правило, общенародное значение. Они определяют общественный порядок, представления о свободе, справедливости, праве и т.д. При изменении внешних условий ценности могут переходить из одного вида в другой. С течением времени появляются новые ценности, а какие-то из старых утрачивают былую значимость.
Жизнь, основанная на моральных ценностях
Для того, чтобы сделать себя немного лучше, психологи советуют каждый день стараться следовать принципам нравственности. Так, следует становиться чуть более внимательным, заботливым, ответственным. Полезно будет завести дневник, куда можно записывать хорошие дела, которые раньше человек по каким-то причинам не совершал, а теперь начал. Дневник будет отражать каждодневные изменения в лучшую сторону и работу человека над собой.
Основные правила, придерживаться которых рекомендуют психологи:
- Стараться быть надежным и честным, воздерживаться от обмана, предательства, воровства. Честность подразумевает искренность как перед собой, так и перед окружающими.
- Быть смелым. Делать то, что необходимо, даже если это чревато личными неприятностями или возможностью быть отвергнутым или непонятым.
- Контролировать себя. Управлять своими словами, мыслями, эмоциями и поступками. Особенно находясь в состоянии стресса.
- Быть принципиальным. Уметь отстаивать свои убеждения, подтверждать слова поступками, выполнять обещания.
Моральные и нравственные ценности – в чем их суть?
Как себя правильно вести, чтобы соответствовать обществу? Чем руководствоваться при разговоре, в отношениях, жизни? Правила, законы, культура… Нас часто чем-то ограничивают, но зачем? Почему, например, нужно следовать моральным и нравственным ценностям?
Мораль
Все в нашем мире поддается оценке. Одно и то же действие с разных позиций может быть расценено, как хороший поступок или плохой. В каждом обществе существуют какие-то свои нормы поведения, правила. Чаще всего они основаны на том, чтобы всем было удобно. Люди не должны друг другу мешать, причинять вред, а в случае беды протянуть руку помощи. Моральные ценности – это некий уровень человечности, гуманности, который определяет общество.
Нравственность
Зная моральные ценности, нетрудно им следовать, главное, захотеть. Человек, который понимает, что одному в мире не выжить, а одинокая жизнь не так уж и хороша, не станет создавать конфликты на пустом месте. Это означает, что он следует каким-то установленным правилам, живет так, чтобы не ущемлять свои права, но и не мешать другим. Поведение, отвечающее морали, и есть нравственность.
В чем суть?
Так повелось, что по всему миру морально-нравственные ценности почти одинаковы. Все они направлены на высшие человеческие идеалы, такие как: уважение к старшим, любовь к своей стране, благотворительность, верность и преданность, помощь другому, честность, трудолюбие. По сути, все ценности выражены либо в «добре к окружающим», либо в «работе на свое благо без вреда для окружающих».
Для чего?
Что же нам дают ценности, кроме правил, обязательных для выполнения?
- Закон. Кодекс любой страны говорит об одном: относись к другому хорошо, иначе последует наказание. Моральные ценности – свод правил, которые помогают жить в обществе дружно и управлять жизнью людей. Без таких законов мир превратился бы в хаос;
- Чистая совесть. Если никому не вредишь, то чувства вины просто не будет;
- Гордость. Удовлетворение собой и своими действиями, направленными на улучшение жизни окружающих. Всегда приятно делать бескорыстное добро;
- Хорошие отношения и связи. Люди любят хороших людей. Очевидно, что следовать моральным нормам просто выгодно;
- Здоровье. Человек, который стремится стать лучше, делает добро и любит мир, обладает лучшим здоровьем, потому что не подвержен стрессам, депрессиям, негативным разрушающим эмоциям.
Несмотря на очевидность того, что следовать нравственным ценностям в первую очередь хорошо для себя самого, многие считают это подавлением воли, рамками, границами, закрывающими путь к свободе. Однако, сталкиваясь с плохим отношением к себе, удивляются, злятся, расстраиваются, даже мстят.
Вывод прост: нет необходимости подчиняться правилам, просто ведите себя по отношению к окружающим так, как бы вы хотели, чтобы они вели себя по отношению к Вам.
Восстановить свой душевный комфорт, понять глубокий смысл морали и вернуть свое здоровье можно на курсе Первый оздоровительный курс, который проводят специалисты Центра М.С. Норбекова. Курсы оздоровления в Центре Норбекова помогут Вам восстановить физическое и эмоциональное здоровье, и научиться правильно воспринимать мир.
Моральные ценности и их роль в современном обществе
Современная ситуация характеризуется тем, что повсеместно происходит процесс глобализации, становление целостной мировой общественной системы, разрушение «старой», при этом налицо отсутствие «новой» морали – моральных ценностей единого человечества. Ценностная структура общества необычайно сложна, и ее элементы по-разному влияют на динамику развития общества – или консолидируют социальные процессы, или революционизируют их.
Мораль в общественной жизни является одним из путей и способов адаптации индивидов к жизни в обществе и соединения свободы личности с общественной необходимостью, а также ответственностью, разрешения противоречия между ними. Исторически мораль первична в процессе социализации человека. Она входит во внутренний мир человека, и для ее функционирования достаточно собственной власти человека над собой. Сущность морали состоит в том, что люди осознают необходимость своего поведения, которое соответствует определенному общественному поведенческому типу, при этом они опираются на личные убеждения и общественное мнение.
Мораль можно определить как особую форму нормативно-оценочной ориентированности людей в обществе и как важнейшую форму общественной воли. Чувства долга, совести, чести формируются в обществе, и через общественные отношения они становятся достоянием человека в процессе социализации и интериоризации. Мораль регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни – экономической, политической, социальной и духовной, она определенным образом обусловлена типом общества.
Основы нравственности относятся к эпохе родового общественного строя. Для этого периода характерна власть природы, чувственного опыта, особенность понятийного мышления и осмысление действительности фантастическим образом. Существуют различные виды магии, тотемизм, фетишизм, система запретов, определенные обряды, ритуалы, мифология[1]. Общепризнано, что кровнородственные отношения были организационными и нормативными принципами в первобытном обществе.
Первобытное мышление было иррациональным и основывалось на вымыслах и суеверии. Современным языком можно охарактеризовать ментальность того периода такими понятиями, как «коллективная совесть», «коллективное бессознательное». Все это понимается как совокупность чувств, представлений, присущих всем членам данного сообщества. Очень интересно описывал архаическую психику К. Юнг. «Архаическая психика – это коллективная психика, надличностная душа, вполне реальная и наделенная божественной, творческой энергией, которая несопоставима с “униженной душой” современного человека»[2]. Общинные нормы поведения в этом обществе воспитывали коллективизм и солидарность. Здесь можно говорить о механической солидарности, существующей между людьми. В первобытном обществе не было ни религиозной морали, ни основных моральных норм. Они появились к финалу родового строя, к периоду патриархата. Тогда складываются примитивные нормы нравственности: запрет на каннибализм и кровосмешение, повиновение старшим, достойный труд. Эти моральные нормы осуществляли нормативную регуляцию, как если бы они были изданы определенным государственным институтом. Хотя «моральные требования родового общества обеспечивались не только общественным мнением, а также индивидуальным сознанием, но и в немалой степени деятельностью учреждений родов и племен (советы рода, племенные собрания, советы старейшин)»[3].
Новые нравственные нормы появились в патриархальном обществе. Укрепились роль авторитета мужчины – главы семьи, верность жены, запрет на ложь, кровная месть. Для этого периода характерна тождественность моральной нормы обычной норме. Система запретов (табу) очень важна. Именно они формируют сознание и волю индивидов. Распространяется архаичное представление о справедливости – талион – принцип равного воздаяния, кровной мести. Этот обычай характерен для «всех народов на ступени их родового примитивного уровня развития, не позволяющего им вступать в отношения господства и подчинения»[4]. Зрелые общинно-племенные отношения привели к появлению классового государства, и хотя этот строй опирался на общинный традиционный уклад, он всеми силами боролся с ним и вытеснял его. Появляются государственные институты, они вне общины и над ней, возникают древнейшие своды законов – законы Хаммурапи, царя Вавилона (II до н. э.), законы Ману (I в. до н. э.) и другие.
Остановлюсь на законах Хаммурапи. Они относятся к эпохе раннего рабовладельческого строя и отличаются от религиозных и этических норм общинного патриархального устройства. По существу, это уже свод имущественного, семейного и уголовного права. Главное место занимают операции с собственностью («купить», «продать», «обменять» и т. д.) и далее действия, нарушающие право собственности («украсть», «ограбить» и т. д.).
Посягательство на частную собственность, воровство запрещены законом и караются смертью[5]. Законом определяются семейные отношения (заключение и расторжение брака, признание отцов-ства, повторные браки и т. д.). Законы предусматривали смерть за воровство, за ложь, если она не доказана в суде. Другой мерой наказания было членовредительство (обрезание ушей, пальцев и т. д.). Конфликты решались посредством талиона. Очевидно, что в то время не было ни всеобщих императивов, ни абстрактных моральных ценностей, не было и индивидуальной нравственной мотивации, хотя многие моральные нормы (запреты) общинного уклада перешли в правовой кодекс и религиозные положения. Классовая рабовладельческая мораль иная – она опирается на идеи права.
Процесс индивидуализации социального бытия обособленных индивидов от родовой общины привел к изменению и сознания как формы социального регулирования. Необходимы были новые нормы, которые утверждали бы личность как самостоятельный субъект действия. И таким стало золотое правило нравственности: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. О золотом правиле упоминают с VI–V вв. до н. э. Оно есть в древнеиндийской культуре, в Евангелии от Матфея, в учении Конфуция: «Чего сам не желаешь, того не делай другим». Золотое правило, начиная с раннеклассового общества, получило широкое распространение. Оно есть в истории этической мысли, в основном оно упоминалось как требование житейской нравственности, а не как этический принцип.
Мораль – это человечность, достойное отношение к другому человеку, это первичное, самое элементарное человеческое отношение, предшествующее всем остальным.
Качественное изменение европейской нравственности, культуры произошло в эпоху Нового времени. Именно в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. было провозглашено, что только права и свободы другого человека определяют границы того, что человек должен делать и чего не должен. Здесь не просто отвлеченные моральные принципы или религиозные фантазии, а реальное провозглашение того, что нравственный долг человека – это самостоятельно строить свою жизнь, не нарушая прав других.
Содержание прав и свобод человека располагало очень важными принципами – теми, которые соответствовали общечеловеческим требованиям морали. Это принцип свободы людей, ненасилия, самоопределения личности, невмешательства в частную жизнь, неприкосновенности частной собственности, толерантность и другие. В работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо они обсуждались и провозглашались высшими нравственными нормами, хотя в этот период начинают различать и субъективные представления людей о добре, зле, справедливости и т. д. Так, принцип свободы совести и вероисповедания наделяется свойством объективности и всеобщности и рассматривается как отражение естественного порядка вещей. Основу нравственных отношений в демократическом обществе составляет равенство людей.
У И. Канта именно свобода и равенство являются определяющими признаками содержания категорического императива: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»[6].
Существенные изменения в морали, нравственности происходят в капиталистическом обществе, особенно на современном этапе его развития. Если в докапиталистических обществах морали принадлежит важнейшая роль в формировании человека, то капитализм с его рыночными отношениями, жаждой наживы, богатства характеризуется нравственным падением, является аморальным и дегуманизированным.
К. Маркс и Ф. Энгельс очень точно и красочно охарактеризовали капитализм: «Буржуазия повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывающие человека к его “естественным повелителям”, и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного “чистогана”»[7].
Безудержное стремление к выгоде превращается в алчность и ведет к деформации человеческих отношений, целей человека в капиталистическом обществе. Это положение приводит к разрыву связей между людьми, ведет к обособлению и индивидуализму, аморальности и преступности, к углублению раскола между богатыми и бедными в разных странах.
В погоне за прибылью транснациональные корпорации в бедных странах сдерживают модернизацию, не соблюдают технику безопасности, используют детский труд, игнорируют социальные проблемы стран, где они получают прибыль. Главное для предпринимателей – получение богатства и успех в конкурентной борьбе. Ради этого они жертвуют моралью, и только юридическое право является регулятором отношений в бизнесе. Но эти юридические законы часто отстают от жизни, и предприниматели действуют по своему усмотрению, хотя моральные нормы, которые носят неписаный характер, на практические проблемы реагируют быстрее, чем правовые законы, но они не учитываются предпринимателями.
Можно с уверенностью утверждать, что современное капиталистическое общество имеет тенденцию к размыванию моральных ценностей, дегуманизации человека.
Духовная сущность морали проявляется в определенной направленности человека, социальных групп общества на конкретные нравственные ценности, нормы. А отсюда следуют и соответствующие поступки и поведение людей. Особенность нравственных норм состоит в том, что они не закреплены государственными институтами и не являются государственными нормами, как юридические. Они выполняются, так как это внутреннее представление человека о себе, и оценка этого поведения другими – одобрение или осуждение. Без морали жизнь общества невозможна.
Существует достаточно много способов обоснования морали. Отмечу лишь несколько: утилитаризм, абсолютизм, натурализм, космизм.
Утилитаризм предполагает, что моральные ценности выделяются из внешних социальных благ. Моральная деятельность оправданна, если она ведет к счастью людей. Предпосылкой возникновения этой теории был ранний капитализм с его развитием производительных сил и с поднятием потребления на более высокий уровень.
Абсолютистские концепции выводятся из авторитетного внешнего источника, например Бога. Так, И. Кант в «Критике практического разума» пишет о Боге и бессмертии души. Он принимает их как постулаты для осуществления нравственных поступков, хотя главным, надежным и единственным критерием для Канта остается разум.
Натурализм предполагает выведение морали из естественных качеств индивида – из особенностей организации человеческой психики, или из базовых инстинктов, которые присущи всем живым организмам.
Представителем эволюционистской этики был П. А. Кропоткин. Он полагал, что нравственные нормы, например справедливость, возникают как заимствование опыта животных. Первобытный человек, зависящий от природы, видел поведение животных, которые не убивают друг друга, а оказывают поддержку, и поступал так же.
Для космизма очевидно, что эволюция нравственности связана с развитием космоса. Влияние космических сил способствует проявлению человеческой духовности и нравственности.
Все эти концепции не дают четкого ответа на обоснование появления морали и понимание ее как общественной воли и стержня человека. Хотя, наверное, в результате очень длительной исторической практики вместе с формированием социальных потребностей в процессе деятельности и сохранением целостности человеческого бытия формируются и моральные ценности. Люди следуют им, и для них эти ценности выступают в настоящее время не как запреты, а как должное.
Почти всегда предписания норм морали выражаются в повелительном наклонении: «не убий», «проживи жизнь незаметно» и т. д. Для норм морали также характерно то, что они требуют известного поведения, а не просто убеждают, учат поступать определенным образом. Можно говорить о единичных нравственных нормах, например этике врача, или об универсальных нормах, которые относятся к каждому человеку. Это могут быть категорические нормы, действующие всегда (нормы христианской морали), или нормы, которые должны выполняться людьми в определенных ситуациях.
Что является источником нравственных норм? Им могут быть обычаи, традиции и даже авторитет, то есть сам человек (Сократ, Иисус Христос, Магомет и т. д.). Материальные, объективные условия также являются источниками морали, если они вызвали к жизни моральные нормы. В этике подчеркивается, что нормы морали имеют объективное значение, то есть не зависят от произвола, от объективного мнения. С другой стороны, требования, предписания, содержащиеся в моральных нормах, необъективны по своей природе. Они в конце концов были выражением воли определенных социальных групп или Бога в религиозной этике, и даже личные мотивы могли быть источником нормы.
Можно сказать, что норма вначале выглядит как внешняя, как предписание для человека, но нравственной она становится только тогда, когда это предписание осознается человеком и становится его внутренним, его субъективной необходимостью, его волей.
По своей объективной сущности моральные нормы – это специфическая форма согласования свободы и воли человека с общими потребностями, интересами, с волей и интересами других общностей, других субъектов. Это могут быть классы, группы, социальные слои и т. д. Они относительны, но в тоже время нравственные нормы выражаются и в общечеловеческой форме. Всякая нравственная норма проходит проверку на всеобщность, утверждал И. Кант.
Конкретно моральные нормы предстают как типичные стандарты поведения людей в определенной обстановке, и они меняются в процессе исторического развития. Нормы морали существуют не только в нравственном сознании, они объективируются в поступках, моральных качествах человека, нравственных позициях и отношениях людей.
Поведение человека в первую очередь мотивируется природными и социальными потребностями, конкретными обстоятельствами индивидуума. Социоприродная реальность – начало человеческого поведения. Но есть и другая реальность – мораль, моральная необходимость. Она выступает как определенные ограничения для человека, осуществляемые или по своей воле, или по воле коллектива (в первобытном обществе.)
Если суммировать особенности нравственных норм, то они сводятся к следующему. Нравственные нормы всегда побуждают к добру. Они являются результатом доброй воли, самостоятельно принимаются человеком. Выбор нравственных норм не определяется их полезностью, а наоборот, нормы направляют человека и помогают ему поставить или выбрать цели. Нормы диктуют определенные запреты, но в тоже время они обязывают людей жить сообща. И наконец, нравственные нормы человек сам ставит перед собой и следует им.
Очевидно, что общность людей устанавливает нравственные нормы и, как правило, сама исполняет их. Совершенно справедливо утверждение, что мораль есть общественное начало в человеке, она связывает людей воедино до всех прочих связей[8].
К моральным ценностям относятся добро, зло, любовь, справедливость, долг, ответственность, совесть, стыд и т. д. Все они имеют в языке морали разное назначение и фиксируют разные аспекты нравственности. Так, добро ориентировано на ценностно-нормативный аспект содержания морали, а совесть, стыд указывают на духовно-психологические механизмы и способы, которые регулируют поведение личности. Особое место в системе моральных ценностей занимает совесть.
Мораль – это не свод готовых правил, которые подходят к любому случаю. У человека есть что-то, что ему диктует поступать «по совести» в определенной ситуации. Наложение санкций на самого себя – это есть совесть. Но, наверное, не у каждого человека имеется эта моральная основа. Поэтому, скажем, героического поступка может и не произойти (броситься в огонь и спасти ребенка), если нет внутри себя требования «должен».
Совесть в «Новой философской энциклопедии» определяется «как способность человека, критически оценивая себя, осознавать и переживать свое несоответствие должному – неисполненность долга»[9].
Чем выше мера общественного развития личности, ее социальная активность, тем большую роль играет совесть в ее жизни.
Совесть – особая духовная способность человека, особый механизм, отвечающий за сохранение нравственных качеств и поведение человека. Совершенно справедливо совесть считают стержнем человека, и ее отсутствие ведет к краху, деформирует отношения между людьми, ведет к разрушению всей системы моральных ценностей, духовному кризису.
В XXI в. в связи с глобализацией делаются предложения по построению нравственной системы мирового сосуществования всех государств, установлению нового мирового порядка, который провозглашает идею «глобализационного гуманизма», «первостепенной глобализации нравственности», норм поведения, идеалов. Речь идет о некоей общественной совести, к которой должен быть причастен каждый[10].
Подобные рассуждения об унифицированной новой нравственности абсурдны. Человечество за свою долгую историю выработало моральные ценности, общечеловеческие нормы. Если следовать им, если идентифицировать их с каждым, а не разрушать, не отчуждать от человека, как это происходит сегодня в постиндустриальном обществе, то можно освободить индивидуума от оков аморальности.
Можно утверждать, что человек является таковым в той мере, в какой у него присутствует нравственное начало. Можно ли на-учить моральным ценностям и нормам? Учителей морали нет, так как она не является специализированной формой деятельности. Однако этим успешно занимается церковь. Совершенно очевидно, что современное российское общество нуждается в моральном воспитании, ибо резко снизились моральные нормы поведения людей.
Конечно, человека можно научить моральным ценностям и нормам. Он не может не жить осмысленной жизнью. Ведь никто не может придать смысл жизни человеку, кроме него самого. Поэтому, задавая направленность своей жизни, индивид учитывает интеллектуальный и практический опыт окружающих его людей, а также и моральный опыт, и только на самом человеке лежит ответственность за то, что он выбрал.
Все свойства, качества, характеристики, задаваемые общест-венным нравственным воспитанием, только тогда дают результат, когда они пройдут «через» самого человека и выработаются им в процессе индивидуального и общественного развития.
[1] Анализ архаической культуры и нравственности содержится в работах известных авторов: Золотарев A. M. Родовой строй и первобытная мифология. – М., 1964; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994 и др.
[2] См.: Юнг К. Архаичный человек / К. Юнг // Проблемы души нашего времени. – М., 1994.
[3] Валеев Д. Ж. Происхождение морали. – Саратов, 1981. – С. 138.
[4] Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. – М., 1974. – С. 64–65.
[5] Хрестоматия по истории Древнего Востока / под ред. М. А. Коростовцева. – М., 1980.
[6] Кант И. Соч.: в 6 т. – т. 4. – ч. 1. – М., 1965. – С. 270.
[7] Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. – т. 4. – С. 426.
[8] См.: Этика: учебник / под общ. ред. А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. – М.: Гардарики, 1999. – С. 383–391.
[9] Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина, А. А. Гусейнова и др. – М.: Мысль, 2010. – С. 585.
[10] См.: Казьмин А. К. Философские проблемы концепции эволюции человека // Вестник РФО. – 2004. – № 3. – С. 104–105.
Что такое моральные ценности
Автор Владимир Мананников На чтение 4 мин.
Каждый, кто пытается гармонично вписаться в современное общество, так или иначе, задумывается – что такое моральные ценности, кому они выгодны и какими бывают?
Персональные моральные ценности – это ваша собственная система координат для оценки всего сущего.
Это внутренние весы, на которых вы взвешиваете чужие и свои поступки, слова, решения, и ставите вердикт. Хороший человек или плохой? Правильное решение или не очень? Судить за проступок или простить?
Ценности бывают положительными (мы скажем «это хорошо», «это проявление Добра») и отрицательными (по аналогии – «это Зло», «это плохо»).
Моральные ценности: что это на самом деле?
Примерные ценностные ориентиры (при мудром воспитании) закладываются еще в детстве. Кому из нас не знакомо стихотворение «Что такое хорошо…» (Маяковский).
В конечном итоге, вся внутренняя мораль основывается на понимании двух вещей – что есть Добро и что есть Зло, – и тончайших нюансов между ними.
Рейтинг моральных ценностей имеет и свою иерархию. Важно, какие ориентиры человек ставит выше остальных.
Стандартные моральные ценности у всех народов очень похожи. Общая картина такова: окружающим нельзя вредить, а свои помыслы и труд надо направлять на благо.
Во всем мире ценятся достоинство, честь, честность, любовь, доброта, свобода, верность, справедливость, взаимопомощь, трудолюбие и уважение.
Этот свод важных заветов является ориентиром для каждого в многонациональном мире, страстной попыткой определить черты Добра и Зла и встать на верную сторону.
Ценностная ориентация – это своеобразное внутреннее «руководство к действию».
Раздумывая об этической стороне проблемы, отваживаясь на сомнительный поступок, решая вопрос в свою пользу, каждый должен обратиться к собственным моральным принципам и ценностям и дать оценку вероятным действиям. И лишь после этого «нажимать на спуск».
Моральные ценности: у каждого – свои
Известный факт – каждый видит мир со своей колокольни. И этот воображаемый пейзаж (в особенности – его краски), во многом зависит от моральных ценностей смотрящего.
Граница допустимого и недозволенного с точки зрения общества порой так тонка, что каждому приходится самостоятельно оценивать ситуацию.
Простой пример: два сотрудника офиса заметили, как их коллега без спроса взяла конфету со стола отсутствующей секретарши, съела ее и не призналась.
Первый свидетель – человек строгих моральных правил, он сразу же осудит легкомысленную даму: это воровство, неуважение, ложь!
Другой лишь улыбнется, потому что куда проще относится к подобным казусам, и расценит проделку коллеги, как милую шалость.
Кто из них ближе к истине, определить не удастся: у каждого индивида на планете свой свод моральных правил и ценностей.
Любая оценка субъективна и недоказуема. Она лежит в пределах сознания, и невозможно определить, чей взгляд мудрее, чьи принципы важнее.
Наконец, стоит подумать о женщине-воришке и о секретарше. Как обе расценят ситуацию, и приведет ли это к конфликту?
Потерпевшая лишь посмеется, когда обнаружит пропажу, или же закатит скандал? Расскажут ли свидетели о том, что они видели? Что посчитают более ценным: честность или верность другу?
О чем говорят моральные ценности?
По тому, какие у персоны моральные ценности, можно судить о ее духовном и социальном развитии, вере, воспитании. А то, какие нормативы приняты в целом обществе, говорит об уровне гуманности (человечности) внутри него.
Чем цивилизованнее и образованнее страна, тем острее в нем стоят вопросы морали и нравственности.
Важный момент – как собственные моральные ценности влияют на ваше поведение. Персональный свод законов и критериев оценки бытия не только позволяет вам делать выводы о происходящем вокруг.
Он контролирует и ваши действия! В зависимости от внедренных на подкорку создания нравственных догм, вы либо совершите какой-то поступок, либо – нет.
Вернувшись к нашей нечестной воришке, мы поймем, что себя она не казнит и виновной в мелкой краже не считает. Для нее этот проступок – нормальное явление, а не грехопадение на глазах у коллег. Но пойдет ли она дальше?
Зачем нужны моральные ценности?
Следование общепринятым нормам морали и внутренним ценностям помогает человеку вести гармоничную и бесконфликтную жизнь в обществе.
Тот же, чей персональный свод правил и оценок не вписывается в общую картину, скорее всего, будет вынужден жить обособленно, замкнуто.
Совершая действия, которые другими расцениваются как негативные (вредоносные, оскорбительные), индивид вызовет лишь порицание и непонимание. К таким людям, потерявшимся среди морали и нравственности, относятся социопаты.
Кроме комфортного существования в социуме, моральные ценности дают нам гордость за хорошие дела, а также чистоту перед своей совестью и перед законом.
Мораль, ее основные нормы и ценности — Студопедия
Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. В морали находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
В русском языке понятием, соответствующими морали, выступает слово “нравственность”. Наука, изучающая мораль, называется этика (от греч. – характер, мода). Слова “моральный”, “нравственный”, “этический” обычно выступают синонимами. Существуют несколько функций морали (воспитательная, познавательная, мотивационная, прогностическая). Однако основная функция морали – регулятивная.
Мораль – это регулятор социального поведения, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.
Мораль зародилась еще в первобытном обществе и первоначально была тесно связана с религией. Недаром один из постулатов христианства “не делай другим того, чего себе не пожелаешь” называют “золотым правилом” морали.
Мораль изменяется в зависимости от условий существования общества. Политическая и правовая форма сознания зародилась позже моральной и связана со становлением государства. Право и мораль тесно связаны. Право также является регулятором поведения человека. Однако сфера применения морали шире права. Правовые нормы фиксируются государством, и санкции за их нарушение налагаются государственными органами. Источником моральных норм является само общество. Можно систематизировать нормы морали и создать некий “моральный кодекс”, однако записать все нормы морали невозможно. Они живут в общественном мнении и получают отражение в различных произведениях литературы и искусства.
Наказание за нарушение моральных норм – это общественное порицание и осуждение. В отличие от правовых санкций моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. При этом важное значение для общественного мнения имеет мотивация поступка. Например, с точки зрения права любая кража наказуема, с точки зрения морали кража куска хлеба для голодного ребенка может быть оправдана общественным мнением.
Этика. Моральный выбор.
Этика – это теория морали, особый раздел философии, исследующий вопросы о происхождении и сущности морали, о том, как должен поступать человек. Этика размышляет о том, что такое добро, а что – зло, в чём цель и смысл жизни человека.
В понятии добра выражаются наши самые важные интересы, стремление к человечности, гуманизму. Под добром мы понимаем всё то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека. Добром считают отношение доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему человеку.
Всё, что противоположно добру, есть зло. В понятие зла вкладывают представления о безнравственном, антигуманном, недобром. Это понятие заслуживает осуждения, презрения и должно быть обязательно преодолено людьми. Понятие зла охватывает все отрицательные явления (насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство и т.п.)
Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.
Когда мы что – либо оцениваем как добро, то тем самым мы хотим сказать, что к этому надо стремиться, а если в качестве зла – это надо избежать. Оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и прежде всего самих себя, свою позицию, поведение мировоззрение – в этом и состоит моральный выбор.
Связаны с категориями добра и зла категории справедливости и несправедливости. Справедливость – это требование соответствия между должным и реальным, между ценностью чего-либо и его оценкой, между правами и обязанностями человека, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.
Категории морали определяют высшие духовные ценности. К таким ценностям можно отнести истину, как правильное отражение действительности в мысли, знание, открывающее для человека возможность удовлетворения потребностей. При этом моральное понимание истины ближе не к ее философскому определению, а к русскому слову “правда”.
Категория красоты связана с понятием “совершенство”, т.е. того, что в наибольшей степени отвечает потребностям людей.
Высшие духовные ценности – это некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом испытаний. Каждую культуру можно представить себе как набор конкретных, разделяемых большинством ее представителей ценностей. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл человеческой жизни. Они определяют моральный идеал общества как представление о нравственном совершенстве.
Моральный идеал менялся в различные эпохи и у разных народов в зависимости от изменения высших духовных ценностей. От эпохи к эпохе менялись также идеалы красоты.
Таким образом, моральные нормы формируются в зависимости от категорий морали, которые, являясь высшими духовными ценностями, определяют моральный идеал, господствующий в обществе.
В процессе социализации человека формируется его моральное сознание, связанное с нравственной оценкой любой деятельности. Так, моральные нормы определяют поведение человека во всех областях жизнедеятельности. Существует экологическая этика, этика ученого, этика потребителя, этика производства и т.д.
Важно, чтобы требования общественной морали стали убеждением, составной частью самосознания, жизненной позицией человека. В этом важную роль играют такие качества, как долг, достоинство, честь. Но особое значение имеет формирование в каждом человеке способности самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Важнейшей формой самоконтроля является совесть. Совесть – это самооценка совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом, выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль и самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности. Совесть связана с внутренней убежденностью в том, что является добром и злом. Однако понятие добра абстрактно, оно меняется в связи с изменением исторических условий, и очень часто в конкретных жизненных ситуациях трудно определить, хорош или плох тот или иной поступок.
Каждый человек в своей жизни стоит перед моральным выбором. Этот моральный выбор заключается в определении высших моральных ценностей и следовании им и моральному идеалу. Однако в связи с происходящей в современном обществе переоценкой ценностей человек вынужден сам решать, что является добром, справедливостью, долгом в конкретной ситуации, каждый человек вынужден делать свой моральный выбор, жертвуя во имя высших ценностей какими-то личными потребностями.
Тысячелетия назад люди открыли, что самая высшая моральная ценность – это любовь к ближнему, человеку. Это значит, что нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. В этом и проявляется и любовь к ближнему.
Моральные ценности
ВОПРОС: Что такое моральные ценности?
ОТВЕТ:
Моральные ценности — это стандарты добра и зла, которые определяют поведение и выбор человека. Мораль человека может происходить от общества и правительства, религии или самого себя. Когда моральные ценности исходят от общества и правительства, они, по необходимости, могут меняться по мере изменения законов и нравственности общества. Пример влияния изменения законов на моральные ценности можно увидеть в случае брака vs.»жизнь вместе.»
В прошлых поколениях редко можно было увидеть пары, которые жили вместе без законной брачной церемонии. В последние годы пар, которые создают домашнее хозяйство без брака, почти так же многочисленны, как и традиционные супружеские пары. Но таких пар не только больше, они также более принимаются другими людьми в нашем обществе. В более раннем обществе законы и мораль просто происходили из римской системы права, которая в значительной степени основывалась на Десяти заповедях.По мере того как общество перешло в современную эпоху, эта прежняя система законов становилась все более разрушенной.
Моральные ценности также происходят изнутри человека. Это наглядно демонстрируется в поведении детей старшего и младшего возраста. Если ребенку было запрещено трогать или брать определенный объект на раннем этапе, он знает достаточно, чтобы медленно оглянуться через плечо, чтобы увидеть, наблюдают ли за ним, прежде чем дотронуться до указанного объекта. Нет необходимости обучать такому поведению; это инстинктивно.Однако, как только для изменения поведения ребенка применяется какая-либо форма дисциплины, ребенок приобретает внутри себя способность отличать свое правильное поведение от неправильного. Теперь ребенок может делать правильный выбор, основываясь на собственных знаниях. С детства до взрослой жизни человек делает выбор между запретным и приемлемым, добрым или жестоким, щедрым или эгоистичным. Человек может при любых обстоятельствах решить делать то, что запрещено. Если этот человек обладает моральными ценностями, движение против них обычно вызывает чувство вины.
Религия — еще один источник моральных ценностей. Большинство религий имеют встроенные списки того, что можно и чего нельзя, — свод правил, по которым должны жить их приверженцы. Люди, которые исповедуют определенную религию, обычно демонстрируют, что следуют ее поведенческому кодексу. Интересно отметить, что эти коды могут сильно различаться; человек, религия которого предусматривает многоженство, не будет испытывать вины за то, что у него более одного супруга, в то время как приверженцы других религий считают, что должны оставаться моногамными.
Христианство превосходит все другие религии в том, что это больше, чем просто система того, что можно и чего нельзя; это отношения с живым Богом через Его Сына, Иисуса Христа. Набор моральных ценностей христианина выходит за рамки нравов общества и эгоистических инстинктов. Христиане в идеале ведут себя правильно, потому что любят Бога и хотят Ему угодить. Это одновременно высокий колл и низкая позиция. Это высокое призвание, потому что Бог потребовал, чтобы все любящие Его соблюдали Его заповеди; следовательно, это акт послушания.В Иоанна 14:15 сказано: «Если вы любите меня, вы будете подчиняться тому, что я прикажу». Это низкое положение, потому что мы должны полностью отрицать нашу собственную волю делать то, что угодно Господу. Христос Иисус, когда Он прожил Свою жизнь на земле, является нашим высшим примером; если мы строим свое поведение по Его примеру, наша жизнь будет наиболее ценна. Иоанна 15 : 10 говорит: «Если ты будешь подчиняться моим приказам, ты останешься в моей любви, так же как я повиновался заповедям моего Отца и остаюсь в его любви».
,
Что такое ценности, мораль и этика?
Гостевой пост от Джека Хобана.
Что такое ценности?
Согласно словарю, ценности — это «вещи, которые имеют внутреннюю ценность в виде полезности или важности для владельца», или «принципы, стандарты или качества, которые считаются стоящими или желательными». Однако важно отметить, что, хотя мы можем думать о ценности как о чем-то хорошем, практически все ценности морально относительны — на самом деле нейтральны — до тех пор, пока они не будут квалифицированы с помощью вопроса: «Насколько это хорошо?» или «Хорошо для кого?» «Хорошее» иногда может быть просто вопросом мнения или вкуса, либо обусловлено культурой, религией, привычкой, обстоятельствами или окружающей средой и т. Д.Опять же, почти все значения относительны. Исключение, конечно же, составляет ценность жизни. Жизнь — универсальная объективная ценность. Мы могли бы принять это как должное, но все мы обладаем жизненной ценностью, иначе мы не были бы живы. Жизнь также имеет двойную ценность: мы ценим свою жизнь и жизнь других.
Что такое мораль?
Моральные ценности — это относительные ценности, которые защищают жизнь и уважают двойную жизненную ценность себя и других. Великие моральные ценности, такие как правда, свобода, милосердие и т. Д., есть одна общая черта. Когда они функционируют правильно, они защищают или улучшают жизнь для всех. Но это все еще относительные ценности. Наши относительные моральные ценности необходимо постоянно проверять, чтобы убедиться, что они всегда выполняют свою миссию по защите жизни. Даже такие основные ценности морской пехоты, как «честь, мужество и преданность делу», требуют изучения в этом контексте. Смелость может превратиться в глупое мученичество, приверженность — в иррациональный фанатизм, честь — в самодовольство, тщеславие и неуважение к другим.У наших врагов есть свои стандарты чести, они обладают мужеством и, несомненно, преданы делу. Что нас отличает? Уважение к универсальной жизненной ценности отличает нас от наших врагов.
Что такое этика?
Человек, который знает разницу между добром и злом и выбирает правильное, морален. Человек, мораль которого выражается в его готовности поступать правильно, даже если это сложно или опасно, является этичным. Этика — это моральные ценности в действии. Быть этичным — это императив, потому что мораль защищает жизнь и уважает других — всех остальных.Это образ жизни, который соответствует универсальным ценностям человечества, сформулированным американскими отцами-основателями, — равенству людей и неотъемлемому праву на жизнь. Как воины, наш долг — быть защитниками и защитниками жизненных ценностей и выполнять уникальную и трудную миссию — лишать жизни тех, кто действует аморально (против жизни), когда это необходимо, чтобы защитить жизни невинных других.
Когда вы должны убить, защищая жизнь, это все еще сложно, но это морально. Те, кто убивает тех, кто не соблюдает свои узкие относительные религиозные, этнические или криминальные ценности — другими словами, убивают из-за относительных ценностей — аморальны.Стремление защищать жизненные ценности себя и других — всех остальных — делает Этичного Воина отличным от других и нравственным.
Определения в действии — Пример рассказа: «Хулиган»
Если все это слишком философски, мы также создали эту виньетку, чтобы объяснить термины более приземленным образом. Мы называем это:
Вы ребенок на школьном дворе. Вы видите хулигана. Он считает себя «лучшей собакой». Это нормально. Это восприятие — относительная ценность.Но когда его относительная ценность превышает жизненную ценность другого ребенка — другими словами, когда хулиган задирает и / или бьет другого ребенка — это неправильно, и это необходимо остановить. Вот правило: относительные ценности, какими бы «большими» они ни были, не могут заменить жизненную ценность.
Вы видите, как хулиган придирается к другому ребенку. Вы нутром чувствуете, что это неправильно. Поздравляю, вы нравственны. (Кстати, большинство людей морально настроены — они знают разницу между добром и злом)
Теперь … вы видите, как хулиган придирается к другому ребенку.Вы преодолеваете «замирание», преодолеваете смущение и идете сказать учителю. Поздравляем! Вы этичны. (Этика — это моральные ценности в действии).
Теперь … вы видите, как хулиган придирается к другому ребенку. Вы преодолеваете «заморозку», преодолеваете страх и идете на помощь ребенку, над которым издеваются. Вы подвергаете себя риску. Поздравляем! У вас задатки этичного воина.
И это не заканчивается школьным двором. Почти все проблемы в нашем обществе и в мире вызваны хулиганами — теми, кто заменяет жизненные ценности других своими собственными относительными ценностями.Этичные морские воины противостоят хулиганам.
См. Раздел о бесплатной библиотеке управления:
————————————————————————-
Картер Макнамара, MBA, PhD — Authenticity Consulting, LLC — 763-971-8890
Читайте мои блоги: Советы директоров, Консультации и OD, и Стратегическое планирование.
,
Длинное и краткое эссе о моральных ценностях на английском языке для детей и студентов
Моральные ценности — это хорошие ценности, которым нас научили наши родители и учителя. К ним относятся: быть честным и добрым, проявлять уважение к другим, оказывать помощь нуждающимся, быть верным своему партнеру и сотрудничать с другими, и это лишь некоторые из них. Принятие хороших моральных ценностей делает человека хорошим человеком. Считается, что человек, придерживающийся своих моральных ценностей, обладает хорошим характером.
Длинное и краткое эссе о моральных ценностях на английском языке
Вот эссе о моральных ценностях разной длины, которые помогут вам разобраться в теме вашего экзамена.Вы можете выбрать любое сочинение о моральных ценностях в соответствии с вашими потребностями:
Эссе о моральных ценностях 1 (200 слов)
Моральные ценности — это хорошие ценности, такие как сострадание, щедрость, честность, доброта, порядочность, вежливость, настойчивость, самоконтроль и уважение. Лица, обладающие этими качествами, считаются достоянием общества. Они не только ведут дисциплинированный образ жизни, но и помогают выявить лучшее в окружающих. Их преданность работе, чувство самообладания и помощь природе ценится всеми.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок имел хорошие моральные качества. Многие семьи в Индии особенно строги, когда дело касается приобщения к моральным ценностям. Они подчеркивают его важность и стараются помочь своим детям прививать то же самое с раннего возраста. Однако моральные ценности в обществе со временем деградируют.
Есть две точки зрения, когда речь идет о моральных ценностях. Согласно одному из них, человек должен нести хорошие моральные ценности даже ценой своего счастья. С другой стороны, согласно другому, человек не должен быть слишком строгим по отношению к себе, и что моральные ценности могут в некоторой степени измениться, если они станут причиной стресса.В наши дни молодежь больше склонна искать счастья, чем ценить моральные ценности. Это можно объяснить растущим влиянием западной культуры.
Очерк о моральных ценностях 2 (300 слов)
Введение
Моральные ценности включают в себя честность, доброту, проявление уважения к другим, помощь другим, чувство самоконтроля, одинаковое отношение ко всем и восприятие других таких хороших качеств. Известно, что человек, обладающий такими качествами, обладает хорошими моральными качествами.С другой стороны, на тех, кто не обладает такими качествами, общество смотрит свысока.
Чтобы следовать хорошим привычкам и впитывать моральные ценности, требуется убежденность. Не каждый человек так сильно желает следовать этим привычкам. Однако мы должны попробовать их усвоить.
Моральные ценности в офисе
Люди ждут людей с высокими моральными ценностями. Одна из вещей, которую интервьюер проверяет во время собеседования, — это то, несет ли потенциальный сотрудник хорошие моральные ценности.Помимо основных моральных ценностей, каждая организация имеет определенный этический кодекс поведения, которому должны следовать сотрудники. Организация с дисциплинированными сотрудниками, обладающими хорошими моральными ценностями, работает более систематично, чем те, где эти базовые вещи не разбираются. В такой среде меньше коррупции, и у каждого есть шанс учиться и расти. По этой причине работодатели уделяют этому качеству особое внимание при подборе сотрудников.
Однако, к сожалению, сегодня молодежь не придает большого значения нравственным ценностям.Растущая конкуренция в наши дни является одной из причин деградации этих ценностей. Пытаясь профессионально развиваться, люди без колебаний лгут, обманывают и используют другие неэтичные и аморальные методы. Это нарушает рабочую среду. Именно из-за этого достойные сотрудники всю жизнь занимают одну и ту же должность, в то время как те, кто применяет аморальные методы, достигают вершины.
Заключение
Нашему обществу нужно больше людей, обладающих хорошими моральными ценностями, чтобы расти и развиваться правильным путем.
Очерк о моральных ценностях 3 (400 слов)
Введение
Моральные ценности — это ценности, определяемые обществом, на основании которых судят о характере человека. На основе этих ценностей человека называют хорошим или плохим. Выбор и решения человека в жизни в значительной степени зависят от моральных ценностей, которые он / она несет.
Почему важны моральные ценности?
Моральные ценности определяют нормы правильного и неправильного, хорошего и плохого.Эти определенные нормы помогают людям понять, как они должны действовать в обществе, чтобы вести мирную жизнь. Принятие решений становится до некоторой степени легким, поскольку человек знает последствия своего поведения, основанного на моральных принципах, которым его учили с детства.
Моральные ценности ставят перед нами цель в жизни. Мы основаны на реальности и мотивированы делать добро для окружающих, если мы несем в себе хорошие моральные ценности. Помощь другим, забота о тех, кто нас окружает, принятие мудрых решений и не причинение вреда другим — вот некоторые из примеров хороших моральных ценностей.Эти ценности помогают раскрыть в нас лучшее.
Моральные ценности в индийском обществе
Индийское общество и культура придают большое значение моральным ценностям. С самого детства ожидается, что люди будут вести себя нравственно правильным образом. Их учат тому, что правильно и что неправильно в обществе. Уважительно разговаривать со старшими, терпеливо и с любовью относиться к тем, кто младше нас, — это один из первых уроков, преподанных нам. Также учат иметь хорошие моральные качества.Пьянство, курение и другие подобные печально известные занятия — почти табу в индийском обществе, особенно для женщин. Считается, что это противоречит обычаям и традициям индийского общества. Известно, что люди в Индии порвали семейные узы с теми, кто идет по пути, который не является нравственно правильным.
Однако, с изменением времен и растущим интересом к западной культуре многие люди бросают вызов этим установленным нормам морали. В наши дни каждый хочет свободы жить своей жизнью, и строгие моральные ценности часто мешают их счастью.Многие люди идут против общества в поисках свободы и счастья.
Заключение
Хотя люди должны нести хорошие моральные ценности, иногда они кажутся слишком надуманными. С изменением мышления и образа жизни моральные ценности также должны быть изменены и не должны оставаться слишком строгими.
Эссе о моральных ценностях 4 (500 слов)
Введение
Моральные ценности — это хорошие ценности, которым учат помогать людям вести дисциплинированную жизнь.Моральные ценности включают такие хорошие привычки, как честность, отзывчивость, порядочность, уважительное отношение, любовь, тяжелый труд и сострадание.
Важность нравственных ценностей в жизни студента
Студенческая жизнь полна испытаний. Это растущий возраст, когда человек получает несколько уроков каждый день. Уроки, извлеченные в этом возрасте, останутся с нами на всю оставшуюся жизнь. Таким образом, важно помочь учащимся привить хорошие моральные ценности. В конце концов, они — будущее нации.Дети с высокими моральными ценностями вырастают ответственными юношами. Те, кто лишены хороших ценностей, не только портят себе жизнь по мере взросления, но также представляют угрозу для общества.
Воспитание хороших моральных ценностей у студентов
Родители и учителя должны приложить особые усилия, чтобы помочь учащимся усвоить хорошие моральные ценности. Дети довольно наблюдательны. Большинство вещей, которые они узнают в жизни, — это наблюдение за своими учителями, родителями, старшими братьями и сестрами. Они уделяют больше внимания тому, как их старшие действуют и ведут себя, и впитывают то же самое, а не тому, что им велят делать.Например, они будут вдохновлены говорить правду, если увидят, что их старейшие делают то же самое. С другой стороны, если их неоднократно просят говорить правду, но они видят, что их старейшины поступают иначе, они тоже испытывают искушение солгать. Таким образом, родители и учителя обязаны вести себя должным образом и демонстрировать хорошие ценности, чтобы дети прививали им то же самое. Они должны вдохновлять студентов быть вежливыми, помогать другим, говорить правду, проявлять сострадание и с удовольствием брать на себя ответственность.
Школы также должны сосредоточиться на привитии моральных ценностей учащимся с помощью хороших моральных историй и уроков, а не просто читать им лекции о них. Злые поступки и вредные привычки необходимо осуждать, чтобы ученики держались от них подальше. Прививать ученикам хорошие моральные ценности так же важно, как и преподавать им другие предметы.
Моральные ценности и современное поколение
Времена меняются, и со временем меняется мышление людей. Идти со временем — это хорошо, но отходить от своих корней и моральных ценностей — это нехорошо.Сегодняшнее поколение не так сознательно относится к моральной и этической корректности, как предыдущие.
У них другой взгляд на жизнь. Легкомысленные поступки, ложь ради своей выгоды, курение, выпивка и употребление наркотиков — обычное явление в наши дни. Хотя несколько десятилетий назад это считалось табу, в наши дни молодежь занимается тем же без каких-либо запретов. По большей части это можно отнести к влиянию западной культуры. Кроме того, в наши дни родители стали чрезвычайно заняты в своей жизни, и у них едва ли есть время проводить со своими детьми и учить их тому, что правильно и что неправильно.
Заключение
Человек должен нести хорошие моральные ценности, такие как честность, помогающий характер, порядочность, праведность и самодисциплина. Такой человек является достоянием общества.
Эссе о моральных ценностях 5 (600 слов)
Введение
Моральные ценности — это ценности, определенные обществом для того, чтобы направлять людей к дисциплинированной жизни. Хотя основные моральные ценности, такие как честность, доброта и сотрудничество, остаются прежними, некоторые ценности могут меняться или видоизменяться со временем.
Изменение моральных ценностей в обществе
,
Очерки нравственных ценностей
Как только я научился читать, родители заставили меня выучить наизусть Десять заповедей. Вдобавок они нашли время, чтобы объяснить мне все до единого. Даже в первые годы моей жизни эти правила казались довольно простыми и понятными. Священные Писания в основном говорили мне не убивать, воровать, лгать, не подчиняться своим родителям и не завидовать тому, что было у моих соседей и друзей. Для меня, хотя я не очень религиозный человек, моя мораль основана на этих заповедях.
Мои религиозные убеждения — это сочетание того, чему меня учили, и того, во что я верю всем сердцем. Некоторые организованные религии используют веру людей, чтобы оправдать прямо противоположное тому, что было задумано. Я чувствую, что религия слишком увлеклась экономикой и политикой. Я предпочитаю молиться Богу и жить хорошей жизнью, а не придерживаться строгих религиозных принципов.
Моя семья сильно влияет на мою мораль и этические ценности. Мои родители своими словами и примером научили меня, что брак — это священный институт.Я не хочу быть разведенной и не хочу, чтобы мои дети были частью разведенной семьи. Поэтому я сделаю все возможное, чтобы найти партнера, который, как я уверен, будет рядом со мной на всю жизнь.
Моя мораль и ценности — это ряд основных ценностей, которым меня научили мои родители, а также многие из них, которые я выработал на протяжении всей своей жизни. Моя мораль основана на том, что я считаю правильным и неправильным, и это не подлежит обсуждению. Если в глубине души я знаю, что что-то не так, я не буду пытаться придумывать причины, чтобы исправить это.Например, когда у меня есть проект, который нужно завершить, и я знаю, что важно выполнить его вовремя, я не буду извиняться, чтобы откладывать на потом. Кроме того, я не буду участвовать в поведении, которое причиняет вред кому-либо только потому, что это делают все остальные.
В современном обществе люди слишком подвержены влиянию денег и класса. Классовые и расовые барьеры, которые удерживают многих людей в b
…
,