Моральные отношения это: ОТНОШЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ — это… Что такое ОТНОШЕНИЯ МОРАЛЬНЫЕ?

Содержание

НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — это… Что такое НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ?


особый тип обществ. отношений, к-рые составляют одну из сторон морали. Последняя не сводится к явлениям сознания, а есть социальный институт, объективированная воля общества, включающая определ. требования, к-рые люди должны выполнять независимо от своего усмотрения, и подкрепляющие их нравств. санкции (обществ. одобрение и осуждение). Н. о. – это совокупность зависимостей и связей, в к-рые вступают люди между собой по отношению к обществу и самим себе в процессе нравственной деятельности, посредством к-рых осуществляется регулирование этой деятельности. Н. о. можно классифицировать по их содержанию, по форме, в к-рой в них выступает долженствование, и по способу обществ. связи между людьми в процессе их совместной нравственной деятельности.
По содержанию Н. о. различаются в зависимости от объекта (общество, группа людей, отд. индивиды) и характера обязанностей, лежащих на человеке (напр., обязанность трудиться, проф. мораль, специфич. обязанности по отношению к детям, престарелым, женщине и т.п.). Однако каковы бы ни были сфера этих обязанностей и их объект, человек в конечном счете всегда находится здесь в Н. о. к обществу в целом и самому себе как его члену, а не просто к тем или иным лицам или организациям.

В этом, в частности, и состоит отличие нравств. требований от тех обязанностей, к-рые налагаются на человека просто в силу его принадлежности к особым группам и институтам. Спец. уставы, распорядки, инструкции могут приобретать силу нравств. требований только в том случае, если они выражают так или иначе долг человека перед обществом.
Ф о р м ы Н. о. различают в зависимости от того, каким способом выражается в них долженствование: в виде частного требования в к.-л. отд. ситуации; следования общепринятым нормам поведения; осуществления определ. морального качества, нравств. идеала, нравств. принципов (это находит отражение в соответствующих формах нравственного сознания). Во всех этих Н. о. человека к обществу его нравств. задача характеризуется различной мерой конкретности, обобщенности, различным масштабом и отдаленностью стоящих перед индивидом целей и соответственно различной ролью, к-рая принадлежит его личному решению и выбору.
Требования, исходящие от общества, определ. образом преломляются в деятельности нравств. личности, и здесь возникают новые Н. о. Поскольку обществ. требование становится личной задачей индивида, оно выступает в виде его долга. Границы долга, способность человека к выполнению долга и условия его правоты или виновности составляют его ответственность. Способность личности самостоятельно формулировать для себя нравств. законы и самостоятельно требовать от себя их выполнения называется совестью. Отношение индивида к самому себе как нравств. личности, обладающей определ. правами и обязанностями, выражается в его достоинстве.
П о с п о с о б у обществ. связи, возникающей между людьми в процессе их совместной деятельности, простейшим видом Н. о. является отождествление индивидом себя со всеми остальными. Примером этого являются нравы, где каждый индивид наравне со всеми практически проводит волю общества и повинуется ей. Но наряду с этим возникают Н. о., в к-рых тот или иной индивид оказывается в особом положении: он может предъявлять кому-то нравств. требование от лица общества или повиноваться требованию другого, оценивать действия других или сам быть объектом оценки, следовать чьему-то примеру или авторитету или же сам проявлять инициативу, оказывая воздействие на поведение окружающих, и т.п. То же самое происходит и в таких динамич. обществ. связях, как соревнование или массовое движение, где индивид может играть роль как пассивного объекта, испытывающего воздействие со стороны окружающих, так и активного субъекта, направляющего действия других.
Формы и способы Н. о. составляют содержание категорий теории морали, а различные сферы Н. о. и содержание соответствующих им нравств. обязанностей являются предметом изучения нормативной этики (см. Этика).

О. Дробницкий. Москва.


Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

Понятие «мораль». Функции и категории морали. Мораль и нравственность

Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.

Происхождение морали
Натуралистический подходМораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития
Теологический подходМораль дарована человеку Богом
Социологический подходМораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей
Культурологический подходМораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей

Мораль — правила поведения, основанные на представлениях человека о добре и зле, о том, что плохо и что хорошо.

Мораль наряду с правом являются основными способами регулирования поведения человека и общества в целом. Мораль — это форма общественного сознания, так как опирается на общественное мнение, и основополагающий вид человеческих взаимоотношений.

Категории морали:

  • добро
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • честь;
  • совесть;
  • достоинство.

В основе взаимоотношений человека с другими людьми полагается золотое правило морали:

«Не поступай с другими так, как не хочешь, чтоб поступали с тобой».

Тот, кто нарушает это правило, не может рассчитывать на доброе отношение к себе.

Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.

Наименование нормыЕё сущностьХарактер нормыЧем поддерживаетсяКогда возникает

Табу 

Жёсткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.)Распространяется на членов данной общиныМистическая боязнь определённых актов или существ

Родовой строй

Обычай

Исторически сложившаяся и распространённая в обществе форма действий, повторяющаяся в определённых обстоятельствахРаспространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбораАвторитет общественного мнения
ТрадицияРазновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведенияРаспространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбораАвторитет общественного мнения

Моральные правила

Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизниРаспространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределениеИдеи добра и зла, авторитет общественного мненияРазложение Родового строя

С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.

Мораль выполняет в обществе ряд важнейших функций

  • Регулятивная 

Мораль регулирует отношения между людьми, поведение человека во всех сферах общественной жизни.

  • Воспитательная 

Мораль участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания.

  • Ценностно-ориентационная 

Мораль является жизненным ориентиром, указывая и воспитывая уважительное отношение к общечеловеческим ценностям).Мораль оценивает с позиций добра и зла поступки и деятельность людей.

  • Коммуникативная 

Мораль способствует взаимопониманию, взаимосвязи и общению людей в обществе.

  • Координационная

Мораль объединяет людей в разных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.

  • Мотивационная

Моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.

В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.

Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, включает в себя: культуру этического мышления, культуру чувств, культуру поведения, этикет. 

Близким по смыслу понятием к морали является «нравственность», многие мыслители отождествляют эти понятия, т.е. рассматривают их как синонимы. Однако следует понимать, что если мораль — это общественные устои и обычаи, то нравственность — это внутренние (духовные) индивидуальные убеждения и принципы поведения (совесть, честь, достоинство).

Понятие «мораль»Понятие «нравственность»
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного))Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземлённое» значение.
Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего).

Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.

Мораль и право: общее и различия

Нормы моралиНормы права
Общее
  • Являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на всё общество
  • Имеют один объект регулирования — общественные отношения
  • Выступают мерой свободы в обществе
  • Связаны с категорией «социальная справедливость»
  • Имеют сходную структуру
Различия
Формируются в процессе утверждения, развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мненииУстановлены или санкционированы государством, официально зафиксированы в юридических актах
Исполняются в силу привычки, внутренних побужденийОбязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся
Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людейИх реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения
Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормыДля них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определённость формулировок
Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.)Регулируют отношения, подконтрольные государству
Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливогоРегулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного

Нравственные отношения и нравственная деятельность, их анализ

Нравственные
отношения

– это
отношения, которые складываются между
людьми при реализации ими моральных
ценностей
.
Примерами нравственных отношений можно
считать отношения любви, солидарности,
справедливости или, напротив, ненависти,
конфликтности, насилия и т.п. Особенность
нравственных отношений — их всеобщий
характер. Они в отличие от права
охватывают всю сферу человеческих
отношений, включая и отношение человека
к самому себе. Как уже отмечалось,
бессмысленно с юридической точки зрения
судить самоубийцу, однако с нравственной
точки зрения моральная оценка самоубийцы
возможна. Существует христианская
традиция хоронить самоубийц вне кладбища
за его оградой.

Проблемой для
этики является нравственное отношение
к природе.
Проблема природы в этике предстаёт как
скандал. Под «этической
проблемой природы
»
мы разумеем проблему анализа того, что
составляет моральность,
добро
самой
природы, а также проблему анализа
нравственного отношения к природе, в
целом всё то, что связанно в морали и
этике с естественным
фактором. Начиная с Аристотеля, собственно
этический анализ морали имел основным
своим предметом человека, его добродетели,
его поведение и отношения. И поэтому
логично, что для подобного «собственно
этического» подхода природа
в лучшем случае могла осознаваться как
определённые естественные нравственные
чувства, как врождённые трансцендентальные
императивы разума. Природа сама по
себе, а также живые наши братья меньшие
оказывались не интересными для этики,
отношение к природе представлялось
адиафорным, как это отмечено выше на
примере этики Канта, советской марксистской
этики, теории справедливости Ролза.

Но подобное
отношение к природе противоречит нашим
нравственным чувствам, нашей интуиции
добра и зла. Мы всегда будем видеть
определённый смысл в восточных этических
учениях, проповедующих любовь ко всему
живому, христианской молитве «Всякое
дыхание да хвалит Господа», в благородном
принципе «благоговения перед жизнью».
Нельзя не признать очевидность истины,
выраженную в следующих прекрасных
словах: «Поистине нравственен человек
только тогда, когда он повинуется
внутреннему побуждению помогать любой
жизни, которой он может помочь, и
удерживается от того, чтобы причинить
живому какой-либо вред. Он не спрашивает,
насколько та или иная жизнь заслуживает
его усилий, он не спрашивает также, может
ли она и в какой степени ощутить его
доброту. Для него священна жизнь, как
таковая. Он не сорвёт листочка с дерева,
не сломает ни одного цветка и не раздавит
ни одного насекомого. Когда он летом
работает ночью при лампе, то предпочитает
закрыть окно и сидеть в духоте, чтобы
не увидеть ни одной бабочки, упавшей с
обожжёнными крыльями на его стол.

Если, идя после
дождя по улице, он увидит червяка,
ползущего по мостовой, то подумает, что
червяк погибнет на солнце, если вовремя
не доползёт до земли, где может спрятаться
в щель, и перенесёт его в траву. Если он
проходит мимо насекомого, упавшего в
лужу, то найдёт время бросить ему для
спасения листок или соломинку.

Он не боится, что
будет осмеян за сентиментальность.
Такова судьба любой истины, которая
всегда является предметом насмешек до
того, как её признают»72.

Необходимо осмыслить
и факт благотворного влияния природы
на человека. Лес, горы, море, реки, озёра
не только физиологически, но и духовно
исцеляют человека. Человек находит
успокоение и отдохновение, вдохновение
в природе, в общении с нею. Почему нам
приносят такую отраду любимые нами
места в лесу или на речке? Очевидно, это
связано не только с ассоциациями и
прежними впечатлениями, которые
пробуждаются в сознании при знакомых
образах, но сами воспринимаемые нами
знакомые тропинки, рощи, поляны, кручи
приносят душе нашей покой, свободу,
духовную силу. Если нет никакой
положительной моральной ценности в
самой природе, в её созданиях, то подобный
факт духовно-целительной её функции
остаётся рационально необъяснимым.

Другим фактом,
который, как мы считаем, косвенно
свидетельствует о моральности
природы, является экологическая
проблема. Великий немецкий философ XX
века М. Хайдеггер отмечал, что взрыв
атомной бомбы есть «лишь грубейшая из
всех грубых констатаций давно уже
происшедшего уничтожения вещи: того,
что вещь в качестве вещи оказывается
ничем»73.
Но, аналогично, экологический взрыв
потому и стал действительностью, что
первоначально была «уничтожена» в
сознании людей моральная ценность самой
природы. Человек перестал осознавать,
что и в природе есть как добро, так и
зло. Определённая вина в этом есть и у
этики, которая, стремясь к научности,
разделила и недостатки науки, в частности
тот, что «наука сталкивается всегда
только с тем, что допущено в качестве
доступного ей предмета её способом
представления»74.

В этом ограниченность
всякого экологического анализа. Экология
изучает природу доступными ей методами
и, прежде всего, эмпирическими, но для
которых недоступна трансцендентность
самой природы. Это ни сколь не означает,
что экологические исследования не
нужны, — нет, они необходимы и с
теоретической, и с практической точек
зрения. Однако их можно и нужно дополнять
философскими, этическими исследованиями,
обращёнными к иному, аксиологическому
пласту природного бытия, которые также,
естественно, ограничены в своём роде.
Выбор человека как сознательного
эмоционального существа всегда носит
заинтересованный, ценностный характер
и то, что не имеет для человека ценности,
не может подвигнуть его на дело.
Экологические данные, чтобы стать
императивом человеческого поведения,
сами должны «стать» ценностями, субъект
должен ещё увидеть их ценностный аспект.
Этика, отталкиваясь от конкретно-научного
материала, должна помочь человеку
осознать ценность окружающего его мира.

Можно и нужно
говорить о моральности
природы, живой и неживой, как совокупности
её моральных
ценностей,
о нравственном
отношении человека к природе, но
бессмысленно
ставить вопрос о нравственности самой
природы, имея в виду под последней
систему определённых ценностей
добра и зла вкупе с определённым
сознанием,
отношениями,
действиями.
Природа не является живым существом,
она не одухотворена, не имеет свободы
выбора ни в добре, ни во зле.

Человек кажется
нравственно неразвитым именно в
отношениях с естеством. И это проявляется
уже в нашем современном языке, в котором
просто отсутствуют слова для обозначения
ценностей неживой и живой природы.
Встаёт очень важная проблема
совершенствования языка через развитие
в нём «языка морали», на котором способно
отразить весь мир моральных ценностей.

«Не
то, что мните вы природа:

Не
слепок, не бездушный лик –

В
ней есть душа, в ней есть свобода,

В
ней есть любовь, в ней есть язык».

(Ф.И. Тютчев)

И здесь можно и
нужно использовать язык наших предков,
которые были ближе к природе, воспринимали
её ещё синкретично, через единство
чувственных, рациональных и интуитивных
форм. Надо обратиться к опыту крестьян,
которые не столь отчуждённы рациональной
культурой от природы, как современный
человек. Но это обращение должно быть
критическим, учитывающим нравственные
открытия культуры.

Нельзя не признать,
что «неживая природа» «явила» и «явит»
ещё человеку бесконечное многообразие
своих объектов, их связей, хотя несомненна
и ограниченность этой единственности
и единства. Бесконечное многообразие
здесь предстаёт скучной монотонностью,
мертвящей, навевающей тоску и даже ужас
в своей схожести неразвитой, малой
индивидуальности. Так скучна серая,
слепящая светом и удушающая зноем
пустыня, хотя миллиарды её жёлтых
песчинок не повторяют абсолютно друг
друга. Равно как величественна, но и
скучна заснеженная тундра, однообразная
в белом цвете своих мириадов сверкающих
снежинок, между которыми также нет
идентичных. Величественно, но скучно
мёртвое спокойное зеркало моря. Думается,
также скучно, хотя и величественно,
бесконечное, чёрное пространство
космоса, в котором на огромных расстояниях
мерцают маленькие светлые точки звёзд.

Эта скука «неживой
природы» связана с её невыразительной
индивидуальностью, приобщённой к благу
и величественности
бесконечности, прежде всего через
количество. Но правда и в том, что нигде
более ясно и полно не осознать человеку
бесконечность и трансцендентность
самой ценности бытия,
как среди того же монотонного, однообразного
космоса, моря, пустыни. Сложнее узреть,
почувствовать единственность
всего здесь сущего и единство,
также имеющее здесь место, в том числе
и единство своего собственного
человеческого «Я», т.е. живого и разумного
бытия, с неживым и неразумным, — сложнее
осознать себя творящим субъектом
ноосферы. Жизнь и разум «неживой
природой» не отвергаются, не уничтожаются,
для них есть возможность самоутвердиться.
И сам живой разум может или реализовать,
или погубить эту возможность, ступив
на путь конфронтации. Воспитать морально
человека, который был бы способен
осознавать моральность природы и
сознательно творить ноосферу, экосферу
– важнейшая задача культуры.

Следующим важнейшим
элементом морали предстаёт моральная
деятельность.
Моральная
деятельность
есть
практическая реализация ценностей
добра и зла, осознанных человеком
.
«Клеточкой» моральной деятельности
предстаёт поступок.
Поступок
– это
действие, которое субъективно мотивировано,
предполагает свободу выбора, имеет
значение и поэтому вызывает к себе
определённое отношение
.

С одной стороны,
не всякое действие человека является
нравственным поступком, с другой — иногда
бездействие человека предстаёт его
важным нравственным поступком. Например,
мужчина не вступается за женщину при
её оскорблении или кто-то отмалчивается
в ситуации, где надо высказать своё
мнение, — все подобные бездействия
являются отрицательными нравственными
поступками. В целом можно не так уж
много выделить действий человека,
которые не являются нравственными
поступками, а просто действиями-операциями.

Нравственный
поступок предполагает свободу
воли.
Свобода воли проявляется как внешняя
свобода действий и как внутренняя
свобода выбора между разными чувствами,
идеями, оценками. Именно там, где
отсутствует свобода действий или свобода
выбора, мы и имеем действия-операции,
за которые человек не несёт нравственной
ответственности.

Если
нет свободы действий или свободы выбора,
то человек не несёт нравственной
ответственности за свои поступки, хотя
может эмоционально переживать их. Так,
шофёр не несёт ответственности за то,
что он сбил пассажира, нарушившего
правила дорожного движения, когда
физически машину было невозможно
остановить из-за её инерции. Сам шофёр
по-человечески может очень глубоко
переживать случившуюся трагедию. У
А.Т. Твардовского есть прекрасное
стихотворение, описывающее нравственные
мучения фронтовиков, вернувшихся с
войны, перед теми, кто погиб на фронтах:

«Я знаю, никакой
моей вины

В том, что другие
не пришли с войны,

43. Этика как наука о морали. Теории происхождения морали.

Этика
– философская дисциплина, изучающая
феномены морали и нравственности.

В
обыденной речи слова «мораль» и «этика»
часто употребляют как синонимы, что
является не совсем корректным их
использованием.

Мораль
– совокупность различных норм,
регламентирующих различные аспекты
человеческой жизни, сложившаяся
исторически и существующая в сознании
людей.

Мораль
– древнейший регулятор социальных
отношений. Главная идея морали заключается
в том, что человек поступает не произвольно
эгоистически, а учитывая интересы и
потребности других людей.

Мораль
становится предметом интереса философов
начиная с античности. Первыми философами,
поставившими моральные проблемы, были
софисты. Они заняли по отношению к морали
крайне релятивистскую (относительную)
позицию.

Мораль
появилась очень давно. Существуют
различные объяснения происхождения
морали:

  • Религиозное
    – источник морали в божественном начале

  • Натуралистическое
    – в биологической природе человека

  • Рационалистическое
    – мораль есть результат разумного
    соглашения всех здравомыслящих людей

Мораль
– не единственный регулятор социальной
жизни. С моралью связана система права,
которая также решает задачи регулирования
социальных отношений, но делает это
иначе. Нормы морали в отличие от норм
права неофициальны, а моральные санкции
неформальны, в отличие от юридических.

44. Структура морали. Моральные действия и моральные отношения.

Как
сложный феномен, мораль включает
моральные действия, моральные отношения
и моральное сознание.

Моральные
действия
,
опирающиеся на нравственное сознание
личности, реализующее ее нравственные
отношения, являются результатом
становления личности и ее свободного
выбора.

При
этом если моральное сознание выступает
субъективной формой этих отношений, то
моральные действия являются формой их
объективации, их материализации. В этом
смысле поведение человека является
показателем его нравственной культуры.
Нравственная практика. Включает в себя
реальные нравы, поступки, нравственные
отношения. Поступки и действия отражает
моральную сторону человеческой
деятельности. Обладают положительной
или отрицательной направленностью и
предполагают моральную ответственность.
Критикуя других, оценивая себя, мы как
бы сравниваем конкретный поступок с
неким образом, нормой, идеалом. Степень
соответствия или несоответствия образцу
позволяет нам вообще кого-то критиковать
и оценивать, способствует с точки зрения
морали приемлемому уровню построения
взаимоотношений между людьми.

Поступок
— центральный момент нравственного
поведения, характеризующий способность
человека к сознательной постановке
целей, выбору соответствующих средств
и самостоятельному внутренне свободному,
морально ответственному действию. Кроме
поступка в нравственном поведении
личности важное место занимают мотивация
и оценка (самооценка). Мотивация (мотив,
намерение) играет роль импульса,
побудителя к действию: мотив предшествует
поступку и продолжает свое действие во
время его совершения. Это очень сильный
регулятор человеческого поведения, не
менее важный, чем сам покупок:
немотивированных поступков не существует.
Однако мотивы и поступки могут не
соответствовать друг другу, связь между
ними неоднозначна.

Оценка
в системе нравственной регуляции
выражает осуждение или одобрение
поступка человека, его поведения, образа
мысли или жизни на основе требований
морали. Основанием для оценок выступают
моральные принципы, нормы и идеалы,
предписывающие человеку должное
поведение. Сама же оценка характеризует
соответствие сущего (того, что совершено)
должному. Возможна оценка будущих
действий, выступающая как способность
предвидения последствий поступка; в
этом она может одновременно служить
его мотивацией.

Моральные
отношения

— центральный элемент структуры морали,
в котором фиксируются свойства любой
человеческой деятельности  с  
точки     зрения   ее   
моральной   оценки. Наиболее
значимыми    в   нравственном
смысле    являются   такие  
виды   отношений, как отношение
человека к обществу в целом, к другим
людям, к самому себе.

МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ — это… Что такое МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ?



МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
— система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей. Выбор определенных нравственных ценностей позволяет личности выработать не только моральную оценку рассматриваемых поступков, но и дать самооценку своего поведения, а также избрать ценностную ориентацию присущего ей морального сознания. Избранные личностью нравственные ценности воплощаются в конечном счете в ценностной ориентации, реализуя ее исходную нравственную позицию. Она проявляется не только в отдельных поступках и вызвавших их мотивах, но и во всей линии поведения.

Тематический философский словарь. — М.: МГУ ПС (МИИТ).
Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, О. Г. Садикова.
2008.

  • МОНОТЕИЗМ
  • МЫШЛЕНИЕ

Смотреть что такое «МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ» в других словарях:

  • Моральные ценности —  ♦ (ENG moral values)    элементы, к рые признаются правильными, важными и должны приниматься индивидами и обществом в целом в качестве установленных норм морали (см. Моральные нормы) …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Моральные ценности семейства Адамс (фильм) — семейные ценности Аддамсов Addams Family Values Жанр комедия Режиссёр Барри Зонненфелд Продюсер Скотт Рудин …   Википедия

  • ЦЕННОСТИ — (моральные) одна из форм проявления моральных отношений об ва. Под Ц. понимаются, во первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во вторых,… …   Словарь по этике

  • Ценности — Ценность  значимость (польза, полезность) некоторого множества объектов для множества живых существ. Употребляется в нескольких смыслах: «Ценность»  как название предмета, обозначающее признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и …   Википедия

  • ЦЕННОСТИ — это природные и культурные объекты, процессы, отношения, обладающие положительной значимостью для человека. Вещи сами по себе в ценностном отношении нейтральны. Ценностное отношение возникает только в том или ином социальном контексте. В самом… …   Тематический философский словарь

  • Ценности — – культурные стандарты, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нормативами жизни в обществе. Это также убеждение в том, что нечто является хорошим и желаемым. Ценности – это то,… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • ЦЕННОСТИ МОРАЛЬНЫЕ — понятие этики, с помощью к рого характеризуется значение для об ва и человека соц. историч. явлений. В Ц.м. выражено деятельно заинтересованное отношение человека к миру и самому себе, а также проблематичность реализации актуальных нравственных… …   Российская социологическая энциклопедия

  • ЦЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИЕ — (values of policy) ориентиры и регуляторы политической деятельности, принятые в данном обществе и воспринимаемые как императивы и нормы, имеющие самодовлеющую значимость. По отношению к субъектам политики ценности служат объектами их интересов, а …   Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

  • Общечеловеческие ценности — Общечеловеческие ценности  теоретически существующие моральные ценности, система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией,… …   Википедия

  • moral values —  Моральные ценности …   Вестминстерский словарь теологических терминов

Книги

  • Этика. Учебное пособие, Голубева Г.А.. 368 стр. В учебном пособии подробно рассмотрены предмет этики и этические учения, а также важнейшие моральные учения, этические учения в России, теоретические проблемыэтой науки и высшие… Подробнее  Купить за 429 грн (только Украина)
  • Этика, Голубева Галина Александровна. В учебном пособии подробно рассмотрены предмет этики и этические учения, а также важнейшие моральные учения, этические учения в России, теоретические проблемы этой науки и высшие моральные… Подробнее  Купить за 335 руб
  • Путь Lenovo. Как добиться оптимальной производительности, управляя многопрофильной международной корпорацией, Цяо Джина, Конайерс Иоланда. В книге подробно и занимательно описывается эволюция небольшой китайской компании и превращение ее в глобального технологического гиганта. Стратегии восхождения Lenovo к лидирующим позициям в… Подробнее  Купить за 334 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ» >>

43. Этика как наука о морали. Теории происхождения морали.

Этика
– философская дисциплина, изучающая
феномены морали и нравственности.

В
обыденной речи слова «мораль» и «этика»
часто употребляют как синонимы, что
является не совсем корректным их
использованием.

Мораль
– совокупность различных норм,
регламентирующих различные аспекты
человеческой жизни, сложившаяся
исторически и существующая в сознании
людей.

Мораль
– древнейший регулятор социальных
отношений. Главная идея морали заключается
в том, что человек поступает не произвольно
эгоистически, а учитывая интересы и
потребности других людей.

Мораль
становится предметом интереса философов
начиная с античности. Первыми философами,
поставившими моральные проблемы, были
софисты. Они заняли по отношению к морали
крайне релятивистскую (относительную)
позицию.

Мораль
появилась очень давно. Существуют
различные объяснения происхождения
морали:

  • Религиозное
    – источник морали в божественном начале

  • Натуралистическое
    – в биологической природе человека

  • Рационалистическое
    – мораль есть результат разумного
    соглашения всех здравомыслящих людей

Мораль
– не единственный регулятор социальной
жизни. С моралью связана система права,
которая также решает задачи регулирования
социальных отношений, но делает это
иначе. Нормы морали в отличие от норм
права неофициальны, а моральные санкции
неформальны, в отличие от юридических.

44. Структура морали. Моральные действия и моральные отношения.

Как
сложный феномен, мораль включает
моральные действия, моральные отношения
и моральное сознание.

Моральные
действия
,
опирающиеся на нравственное сознание
личности, реализующее ее нравственные
отношения, являются результатом
становления личности и ее свободного
выбора.

При
этом если моральное сознание выступает
субъективной формой этих отношений, то
моральные действия являются формой их
объективации, их материализации. В этом
смысле поведение человека является
показателем его нравственной культуры.
Нравственная практика. Включает в себя
реальные нравы, поступки, нравственные
отношения. Поступки и действия отражает
моральную сторону человеческой
деятельности. Обладают положительной
или отрицательной направленностью и
предполагают моральную ответственность.
Критикуя других, оценивая себя, мы как
бы сравниваем конкретный поступок с
неким образом, нормой, идеалом. Степень
соответствия или несоответствия образцу
позволяет нам вообще кого-то критиковать
и оценивать, способствует с точки зрения
морали приемлемому уровню построения
взаимоотношений между людьми.

Поступок
— центральный момент нравственного
поведения, характеризующий способность
человека к сознательной постановке
целей, выбору соответствующих средств
и самостоятельному внутренне свободному,
морально ответственному действию. Кроме
поступка в нравственном поведении
личности важное место занимают мотивация
и оценка (самооценка). Мотивация (мотив,
намерение) играет роль импульса,
побудителя к действию: мотив предшествует
поступку и продолжает свое действие во
время его совершения. Это очень сильный
регулятор человеческого поведения, не
менее важный, чем сам покупок:
немотивированных поступков не существует.
Однако мотивы и поступки могут не
соответствовать друг другу, связь между
ними неоднозначна.

Оценка
в системе нравственной регуляции
выражает осуждение или одобрение
поступка человека, его поведения, образа
мысли или жизни на основе требований
морали. Основанием для оценок выступают
моральные принципы, нормы и идеалы,
предписывающие человеку должное
поведение. Сама же оценка характеризует
соответствие сущего (того, что совершено)
должному. Возможна оценка будущих
действий, выступающая как способность
предвидения последствий поступка; в
этом она может одновременно служить
его мотивацией.

Моральные
отношения — центральный элемент
структуры морали, в котором фиксируются
свойства любой человеческой деятельности с  
точки     зрения  
ее    моральной   оценки.
Наиболее значимыми    в 
 нравственном смысле    являются  
такие   виды   отношений,
как отношение человека к обществу в
целом, к другим людям, к самому себе.

в моральном отношении — это… Что такое в моральном отношении?



в моральном отношении

General subject: morally

Универсальный русско-английский словарь.
Академик.ру.
2011.

  • в монотерапии
  • в море

Смотреть что такое «в моральном отношении» в других словарях:

  • высокий в моральном отношении — прил., кол во синонимов: 2 • не способный на низкие поступки (2) • порядочный (64) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тр …   Словарь синонимов

  • испортивший в моральном отношении — прил., кол во синонимов: 2 • прививший дурные наклонности (3) • сгубивший (40) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • чистый в моральном отношении — прил., кол во синонимов: 3 • нравственный (21) • порядочный (64) • чистоплотный …   Словарь синонимов

  • Крепость в военном отношении* — важный в военном отношении пункт обнесенный со всех сторон долговременными, т. е. особенно сильными и прочными укреплениями, возведенными задолго до войны, из земли, камня и железа снабженный еще в мирное время гарнизоном, вооружением, запасами и …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Крепость в военном отношении — важный в военном отношении пункт обнесенный со всех сторон долговременными, т. е. особенно сильными и прочными укреплениями, возведенными задолго до войны, из земли, камня и железа снабженный еще в мирное время гарнизоном, вооружением, запасами и …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Этика — I. Предмет этики и ее основные направления. II. Исторический очерк этических учений. III. Этика как философская дисциплина. I. Этика (от греч. ήθος нрав) или мораль (от лат. mos нрав) в узком смысле слова значит учение о нравственном. Так как все …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Нрав — Этика  (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος  этос, «нрав, обычай»)  исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области …   Википедия

  • Нравы — Этика  (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος  этос, «нрав, обычай»)  исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области …   Википедия

  • Философия морали — Этика  (греч. ἠθικόν, от др. греч. ἦθος  этос, «нрав, обычай»)  исследование первопричин морали. Этика есть учение о морали и о нравственности. В Викисловаре есть статья «этика» Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области …   Википедия

  • Честь — понятие морального сознания и категория этики, по своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения, аналогично понятию достоинства. Подобно достоинству, понятие честь раскрывает отношение человека к самому себе (!) и отношение к …   Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

  • Фроленко, Михаил Федорович — русский политический деятель. Род. в 1848 г., учился в Технологич. институте в Петербурге, потом в Петровской академии в Москве, курса не кончил; в 1873 г. поступил в кружок чайковцев (см.) и стал вести революционную пропаганду среди рабочих; в… …   Большая биографическая энциклопедия

Моральные границы в отношениях: Подкаст о взаимоотношениях 41

Рассмотрим следующий (вероятно, вымышленный) сценарий, подробно описанный писателем поп-культуры Чаком Клостерманом 1 и перефразированный здесь: Джек и Джейн состоят в счастливых романтических отношениях в течение 2 лет. Однажды Джек получает приглашение от другой женщины, живущей в его доме, посмотреть, как она мастурбирует в своей квартире (абсолютно без физического контакта и без эмоциональной близости). Заинтригованный, он идет в ее квартиру, чтобы посмотреть, как она мастурбирует, затем возвращается в свою комнату и ложится спать.Джек считает этот эпизод странным / странным, но не неэтичным. Он невинно упоминает об этом Джейн, которая, услышав это, становится чрезвычайно расстроенной и заканчивает отношения, прерывая все контакты с Джеком.

Что вы думаете об этой ситуации? Джек сделал что-нибудь неэтичное? Является ли принятие приглашения посмотреть, как кто-то мастурбирует (находясь в отношениях с кем-то другим), нарушением морали?

Этому было посвящено недавно опубликованное исследование, которое я провел с моим другом и коллегой Сеной Колевой.2 Мы хотели оценить отношение людей к множеству потенциальных нарушений морали нарушений , на которые не было четкого «правильного» или «неправильного» ответа. Мы провели анкету из 31 пункта, изучая, что люди думают о сценарии, изображенном выше, а также о других подобных сценариях (все по шкале от 1 до 5, 1 = всегда неправильно / никогда не подходит, 3 = иногда хорошо, 5 = всегда хорошо / никогда не ошибаюсь):

  • Если у вас серьезные отношения, можно ли сохранить романтические памятные вещи (например,ж., подарки / письма) от бывшего партнера? А как насчет сексуальных памятных вещей (например, изображений и видео)?
  • Находясь в серьезных отношениях, нормально ли вам оставаться очень близкими друзьями с недавним бывшим (например, вы общаетесь один на один, доверяете друг другу и т. Д.)?
  • Можно ли вам заниматься сексом с бывшим партнером вашего лучшего друга? Что насчет свиданий с этим человеком?
  • Если у вас серьезные отношения, можно ли вам участвовать в киберсексе (откровенно сексуальных и откровенных обсуждениях / поведении с кем-то через Интернет) с другим человеком, при условии отсутствия физического контакта или эмоциональной близости?
  • Если у вас серьезные отношения, можно ли вам отправлять / получать обнаженные фотографии с другим человеком ( секстинг )?
  • Можно ли занять немного денег из кошелька партнера без его явного разрешения, если вы собираетесь вернуть деньги в ближайшее время?
  • Можно ли разорвать планы с романтическим партнером, чтобы быть с другом?

Мы обнаружили, что 31 элемент довольно четко разделен на отдельные категории: 1) сексуальные угрозы (e.g., наблюдая, как другие мастурбируют), 2) эмоциональные угрозы (например, сохранение романтических памятных вещей из прошлых отношений), 3) границы дружбы (например, свидания с бывшим другом лучшего друга), 4) нарушения конфиденциальности (например, снятие денег из кошелька партнера) и 5) цифровая неверность (например, киберсекс, секстинг).

Мы обнаружили, что ответы людей значительно различались, чего мы и ожидали. Кто с большей вероятностью сказал бы, что такое поведение нормально или неправильно?

Люди с более высокой тревожной привязанностью (которые озабочены мыслями о брошенности или предательстве) с большей вероятностью скажут, что эмоциональные угрозы, границы дружбы и поведение цифровой неверности были неправильными.Это согласуется с тем, что мы знаем из предыдущих исследований. 3,4 Тревожные люди с большей вероятностью будут воспринимать эти типы поведения как потенциально разрушительные для отношений и, следовательно, делать это морально неправильно («если мой партнер хранит романтические памятные вещи от бывших, это означает, что он / она все еще испытывает к ним чувства. и может бросить меня! »). Люди с более высокой избегающей привязанностью (которые не любят близости / близости и предпочитают держаться на расстоянии от своих партнеров) показали прямо противоположную картину. Они с большей вероятностью сказали, что такое поведение было нормальным (другими словами, не неэтичным), за исключением нарушений конфиденциальности (они считали такое поведение неправильным).Опять же, это согласуется с предыдущими исследованиями, которые показывают, что избегающие люди с большей вероятностью будут искать романтических или сексуальных контактов с другими партнерами (в то время как в отношениях), а также имеют более снисходительное и терпимое отношение к потенциальным моральным нарушениям. [Примечание: мой сосед по комнате из аспирантуры идеально подходит под этот образец. Он очень избегает отношений и однажды назвал себя «распутником любви» и «анархистом в отношениях» (имеется в виду, что все идет!), , кроме правил конфиденциальности, которые определенно необходимо соблюдать.]

Мы также обнаружили, что независимо от стиля привязанности женщины с большей вероятностью оценили такое поведение как неправильное, чем мужчины (за исключением конфиденциальности, в которой мужчины и женщины не различались). Мы не совсем уверены, почему (у нас не было точных прогнозов относительно пола), но это могло быть связано с тем, что женщины традиционно более чувствительны к моральным нарушениям, которые могут включать причинение вреда другим (у женщин обычно выше сочувствие), 5 и что женщины более чувствительны к отвратительным вещам 6, в том числе к нарушениям сексуальных норм.7 Мы предлагаем дальнейшее исследование гендерных различий в моральном мышлении.

Таким образом, если вам интересно, является ли такое поведение неправильным с моральной точки зрения или нормальным, ответ — на глазах у смотрящего. Моральные суждения людей о поведении в отношениях во многом зависят от их личных характеристик, особенно от их стилей привязанности. В будущих исследованиях можно будет выяснить, влияют ли разногласия по поводу этих моральных соображений на качество отношений.Попробуйте спросить своих друзей или близких, что они думают об этом поведении — вы можете обнаружить, что они дают пищу для размышлений, когда вы ориентируетесь в своих близких отношениях.

Слушайте подкаст здесь или загрузите статью (бесплатно, предоставлено SAGE) здесь.

Если вы хотите узнать больше о нашей книге, нажмите здесь (или загрузите ее здесь). Хотите узнать больше об отношениях? Щелкните здесь для просмотра других тем о науке взаимоотношений. Поставьте нам лайк в Facebook или подпишитесь на нас в Twitter, чтобы наши статьи доставлялись прямо в вашу ленту новостей.

1 Клостерман, К. (2006). Чак Клостерман IV: Десятилетие любопытных людей и опасных идей. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Скрибнер.

2Сельтерман Д., Колева С. (в печати). Моральное суждение о поведении в близких отношениях. Журнал социальных и личных отношений.

3 Микулинсер, М., и Шейвер, П. Р. (2003). Система поведения привязанности в зрелом возрасте: активация, психодинамика и межличностные процессы.В М. П. Занна (ред.), Успехи экспериментальной социальной психологии (том 35, стр. 53–152). Сан-Диего, Калифорния: Elsevier Academic Press.

4 Микулинсер, М., и Шейвер, П. Р. (2007). Привязанность в зрелом возрасте: структура, динамика и изменения. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Guilford Press.

5 Джаффи С. и Хайд Дж. С. (2000). Гендерные различия в моральной ориентации: метаанализ. Психологический бюллетень, 126 , 703-726. http: // dx.doi.org/10.1037//0033-2909.126.5.703

6 Друшель, Б. А., и Шерман, М. Ф. (1999). Чувствительность к отвращению как функция большой пятерки и пола. Личность и индивидуальные различия, 26, 739-748.

7 Haidt, J., McCauley, C., & Rozin, P. (1994). Индивидуальные различия в чувствительности к отвращению: шкала, отобранная для семи областей, вызывающих отвращение. Личность и индивидуальные различия, 16, 701-713.

Др.Дилан Селтерман — Наука взаимоотношений статей | Веб-сайт / CV
Исследование доктора Селтермана сосредоточено на изучении защищенной и незащищенной личности в отношениях. Он изучает, как люди мечтают о своих романтических партнерах и как ночные сны связаны с дневным поведением. Кроме того, Дилан изучает вопросы, связанные с моралью и этикой в ​​отношениях, включая неверность, предательство и ревность.

.

Моральный агент и субъект морального достоинства — Развернутая этика

Моральный агент способен действовать со ссылкой на добро и зло, и обладает властью намеренно причинять вред другому. Моральный предмет — это все, чему можно навредить.

Примеры из практики

Пренатальная диагностика и выбор родителей

В Соединенных Штатах многие граждане согласны с тем, что правительство может налагать ограничения на свободу людей, когда отдельные лица вмешиваются в права других, но степень этих ограничений часто бывает недостаточной. тема дискуссии.Среди наиболее обсуждаемых биоэтических вопросов стоит вопрос об аборте, который зависит от того, является ли плод человеком с правами, особенно с правом на жизнь.

В сочетании с законным правом на аборт, подтвержденным в решении Верховного суда по делу Roe v. Wade , вопрос пренатальной диагностики привел к тому, что беременные женщины решили сделать аборт, когда пренатальное тестирование выявило генетические аномалии у плода. Однако эта практика недавно встретила сопротивление в связи с исследованиями, показавшими, что от 60 до 90 процентов диагнозов синдрома Дауна у плода приводили к аборту.В 2015 году в законодательный орган штата Огайо был внесен закон, запрещающий прерывание беременности во избежание рождения ребенка с синдромом Дауна.

Противники этого закона отметили, что такой закон нарушит решение Верховного суда Roe v. Wade и что законы, основанные на намерении или мотивации прекратить действие, не будут иметь исковой силы. «Это вмешательство в принятие медицинского решения после сложного диагноза», — говорит Келли Коупленд, исполнительный директор NARAL Pro-Choice Ohio, — «
не зная семью и обстоятельства, законодательный орган не может принять во внимание все факторы. участвует.”

Сторонники закона охарактеризовали это как способ ограничить количество абортов в штате и защитить детей, рожденных с ограниченными возможностями. Майк Гонидакис, президент Ohio Right to Life,
заявил: «Мы все хотим родиться совершенными, но никто из нас не является таким, и каждый имеет право жить, независимо от того, совершенен он или нет». Рейчел Маллен, член отделения «Право на жизнь» штата Огайо в округе Кайахога, сказала в интервью: «Нам нужен этот законопроект, чтобы [дети с синдромом Дауна] могли родиться, а не забраковать.”

Учительская записка:

Биоэтика исследует моральные аспекты использования медицинских технологий, поднимая такие вопросы, как: должны ли все научные достижения в медицине быть доступны для всех? Противоречат ли некоторые достижения общественным ценностям и морали? Какую роль должно играть правительство в принятии моральных решений людьми в отношении ограничения или расширения доступных вариантов выбора? Это более широкие вопросы, о которых следует помнить при чтении и обсуждении этого тематического исследования.

Вопросы для обсуждения

1. По мнению тех, кто выступает против закона, какой вред наносит ограничение права женщин на прерывание беременности? По мнению сторонников закона, какой вред может принести отказ от ограничения права женщин на прерывание беременности?

2. Кто все моральные агенты в этом случае? Кто такие морально значимые субъекты? Объясните свои рассуждения.

3. Поскольку дело Roe v. Wade утверждает, что аборты в первом триместре являются законными, допустимо ли с этической точки зрения ограничивать свободу женщин, которые не хотят выносить детей с врожденными дефектами, если диагноз и процедура проводятся в первый раз? триместр? Почему или почему нет?

4.Если законно абортировать детей с ограниченными возможностями, такими как синдром Дауна, что это говорит о ценности, которую общество придает жизни людей с ограниченными возможностями?

5. Если законодательный орган штата Огайо решит ввести уголовную ответственность за аборт в случаях, когда причиной аборта является пренатальный диагноз синдрома Дауна, несет ли Законодательное собрание этическую ответственность за недопущение разорения бедных семей из-за высоких медицинских и образовательных расходов? воспитания детей с ограниченными возможностями? Почему или почему нет?

6.Следует ли требовать от врачей раскрытия мотивов прерывания беременности? Считаете ли вы, что это этически оправданная причина нарушения конфиденциальности врача и пациента? Объясните свои рассуждения.

7. Должны ли родители иметь право решать, делать ли аборт по другим причинам, например, обнаружив, что плод родится глухим или диабетическим? Должно ли правительство в свободном обществе ограничивать репродуктивные возможности семей, которые в результате останутся с финансовым, эмоциональным и физическим бременем? Объясни.

Библиография

Трупы в исследованиях безопасности автомобилей

В 1993 году стало широко известно, что инженеры-исследователи Гейдельбергского университета в Германии использовали 200 взрослых и детей трупов в моделированных автомобильных краш-тестах. Исследователи утверждали, что использование человеческих трупов было необходимо для изучения фактического воздействия этих аварий на тело. Они настаивали на том, что исследование спасет жизни, поскольку поможет инженерам проектировать более безопасные автомобили.

Многие группы выразили значительный общественный протест против этой практики.ADAC, крупнейший автомобильный клуб Германии, выступил с заявлением, оспаривающим эти исследования по этическим соображениям: «В эпоху, когда эксперименты на животных ставятся под сомнение, такие тесты должны проводиться на манекенах, а не на детских трупах». Рудольф Хаммершмидт, представитель Конференции римско-католических епископов Германии, также осудил эту практику, заявив: «Даже мертвые обладают человеческим достоинством … это исследование должно проводиться с помощью манекенов». Политические лидеры также высказались по поводу дебатов.Клаус фон Трота, министр исследований земли Баден-Вюртемберг, поставил под сомнение результаты исследования: «Наша конституция гарантирует свободу научных исследований. Но конституция также гарантирует защиту человеческого достоинства ».

Университет защитил свое исследование, указав на результаты. Доктор Райнер Маттерн, руководитель отделения судебно-медицинской экспертизы Гейдельбергского университета, ответил на общественную реакцию против использования детских трупов, заявив: «Тесты спасли жизни других детей.”

Когда выяснилось, что аналогичные испытания проводятся в США в Государственном университете Уэйна, некоторые официальные лица США предложили свою поддержку. Джордж Паркер, помощник администратора по исследованиям в Национальной администрации безопасности дорожного движения, заявил: «Нам нужны данные такого типа, чтобы узнать, как люди получают травмы в авариях, чтобы знать, какие участки тела получают травмы при каких условиях». Он добавил, что люди были необходимы для определения достоверности данных, собранных с манекенов для краш-тестов: «Если бы вы не проводили это тестирование, вы бы не знали, какие ограничения использовать для манекенов для краш-тестов.”

Для многих дебаты в конечном итоге зависели от того, дало ли исследование информацию, которую нельзя получить с манекенов для столкновения, и дали ли семьи свое согласие на использование трупов.

Вопросы для обсуждения

1. По мнению противников исследования, какой вред наносит проведение краш-тестов с трупами? По мнению исследователей, какой вред наносит отказ от исследования?

2. Кто моральные агенты, вовлеченные в это дело? Кто такие морально значимые субъекты? Объясните свои рассуждения.

3. Считаете ли вы, что идея человеческого достоинства в равной степени применима к живым и мертвым? Почему или почему нет?

4. В какой степени члены семьи должны иметь полную дееспособность принимать решения или давать согласие от имени своих умерших родственников? В какой степени следует принимать во внимание другие соображения, такие как общинные ценности или правовые ограничения?

5. Как исследование с использованием трупов сравнивается с донорством органов? Считаете ли вы, что одно более допустимо с этической точки зрения, чем другое? Объясните свои рассуждения.

6. Как испытания на животных соотносятся с этим случаем?

Библиография

.

Развитие отношений • Моральные истории

Нита недавно вышла замуж и начала жить в совместной семье со своим мужем и его родственниками. Через несколько дней она начала понимать, что не может ладить со своей свекровью. Свекровь Ниты была консервативной, тогда как Нита придерживалась либерального взгляда на современный образ жизни. Вскоре они оба начали ссориться из-за разницы во мнениях и образе жизни. Шли дни и месяцы, но никто из них не изменил своего поведения.

Нита со временем стала очень агрессивной и возненавидела свекровь.Она начала думать, как избавиться от свекрови. Однажды, как обычно, когда она поссорилась со своей свекровью и ее муж встал на сторону матери, она рассердилась и ушла в дом своего отца. Отец Ниты был химиком, и она рассказывала ему обо всем, что происходило. Затем она умоляла отца дать ей что-нибудь ядовитое, чтобы она могла смешать это и отдать свекрови, чтобы она избавилась от нее, иначе она не вернется в дом своего мужа.

Отец Ниты пожалел ее, но сказал ей: «Если ты дашь яд своей свекрови, мы с тобой оба окажемся в тюрьме.Это неправильно ». Но Нита была не в настроении слушать и понимать. В конце концов, ее отец уступил. Он сказал ей: «Хорошо, как хочешь, но я не хочу видеть тебя в тюрьме, так что делай, как я тебе говорю». Нита согласилась. Ее отец принес порошок и сказал ей: «Каждый день, когда вы готовите обед или ужин, просто смешивайте небольшую щепотку этого порошка с едой вашей свекрови, так как количество будет меньше, она не умрет быстро, а будет медленно. через несколько месяцев, и люди будут думать, что она умерла естественной смертью ».

Он также сказал ей: «Поскольку никто не должен сомневаться в тебе, с сегодняшнего дня ты не будешь вообще ссориться со своей свекровью, но вместо этого ты будешь очень заботиться о ней, даже если она скажет то, что ты не говоришь. Не хамите, просто будьте вежливы ». Нита согласилась, полагая, что через несколько месяцев она освободится от ссор свекрови, и вернулась к своим родственникам, и по совету отца она начала подмешивать порошок в еду свекрови и вела себя очень заботливо и вежливо, свекровь что-то сказала.

Со временем характер свекрови Ниты тоже начал меняться. Поскольку Нита очень заботилась о ней, она тоже начала проявлять к ней нежность. Прошло пять месяцев, и Нита смешивала порошок, но атмосфера в доме изменилась. Ссор не было, оба хвалили друг друга, разговаривая с соседями. Они очень привязались друг к другу, как мать и дочь. Теперь Нита забеспокоилась: из-за порошка свекровь может скоро умереть.

Она побежала в дом своего отца и сказала ему: «Папа! Пожалуйста, дайте мне противоядие, чтобы вылечить действие того ядовитого порошка, который вы дали! Я не хочу терять свекровь, она такая же, как моя мама, и я ее очень люблю ». Ее отец улыбнулся и сказал: «Какой яд? Я просто дал тебе подсластитель! »

Мораль: Каждый человек индивидуален, что может быть связано с их собственными обстоятельствами. Это часто может привести к множеству различий. Однако мы должны попытаться понять друг друга и немного подстроиться, чтобы наладить здоровые отношения друг с другом.И когда между людьми возникают такие разногласия, их близкие обязаны сохранять их спокойствие и направлять на правильный путь.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *