Мозги как развивать: Развитие мозга: полезные советы и упражнения
Как развить мозг за 30 дней — Лайфхакер
Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.
Здоровье мозга напрямую зависит от наших ежедневных действий. Причём достаточно немного изменить свои привычки, и вы заметите результат. Выделите следующие 30 дней, чтобы ввести их в свою жизнь и прокачать мышление. Предприниматель и блогер Томас Оппонг (Thomas Oppong) рассказал, как именно это сделать.
1. Напрягайте мозг
Займитесь чем-то новым, требующим умственных усилий: танцами, игрой на фортепиано, изучением нового языка. Это увеличивает скорость обработки информации, укрепляет синапсы, расширяет функциональные сети мозга.
«Когда вы учите что-то новое, а мозгу хочется отдохнуть, тогда-то он и растёт», — говорит психолог Дженнифер Джонс (Jennifer Jones). Осваивая что-то, вы создаёте новые связи в мозге. И чем их больше, тем проще будет запоминать информацию в будущем.
2. Выходите из зоны комфорта
Когда вам комфортно и вы всем довольны, в мозге выделяются химические вещества, вызывающие хорошее настроение. Но в долгосрочной перспективе комфорт не приносит ему пользы.
Именно готовность выйти из зоны комфорта поддерживает мозг молодым. Стремитесь к новым впечатлениям, развивайте новые навыки и будьте открыты новым идеям.
Без умственной работы дендриты — отростки нейронов, которые проводят нервные импульсы к телу нейрона, — сокращаются или совсем исчезают. Активная жизнь увеличивает дендритные сети и регенеративную способность мозга, известную как пластичность.
Выходя из зоны комфорта, вы «растягиваете» свой мозг, и дендриты разрастаются подобно деревьям со множеством веток.
3. Тренируйте концентрацию
Для этого начните медитировать. По данным исследований , медитация увеличивает количество серого вещества в зонах мозга, отвечающих за внимание и обработку внешних сенсорных сигналов.
Вы можете в прямом смысле слова расширять свой мозг, и каждый день на это потребуется меньше времени, чем на обед.
«Хотя медитация ассоциируется со спокойствием и физическим расслаблением, её приверженцы давно утверждают, что она даёт когнитивные и психологические преимущества, сохраняющиеся в течение всего дня», — говорит нейрофизиолог Сара Лейзар (Sara Lazar).
4. Читайте каждый день
Во время чтения мозг меняется и развивается. Пока вы читаете эти слова, ваш мозг расшифровывает абстрактные символы и синтезирует результаты в сложные идеи. Это удивительный процесс.
Чтение задействует множество мозговых функций, в том числе процессы визуального, слухового и фонематического восприятия, понимание. Когда мы читаем о чём-то, у нас активизируются те же нейроны, что и тогда, когда мы непосредственно испытываем описываемое.
По словам исследователей, в отличие от просмотра или прослушивания информации, при чтении у мозга больше времени, чтобы обдумать и обработать данные, а также представить описываемые события. Читая каждый день, можно замедлить возрастное снижение когнитивных способностей и поддержать здоровье мозга.
5. Заведите дневник
Ведение записей поможет расставить приоритеты, мыслить ясно и сосредоточиться на важных делах вместо срочных. Ещё дневник помогает легче справляться со стрессовыми ситуациями и тревогой и даже повышает активность иммунных клеток.
«Ведение записей улучшает способность мозга воспринимать, обрабатывать, сохранять и извлекать информацию, — объясняет невролог Джуди Уиллис (Judy Willis). — Это развивает долговременную память, помогает заметить паттерны мышления, даёт время на рефлексию. А при правильном подходе становится источником развития понятий и стимулирует высшие мыслительные функции мозга».
6. Не сидите без движения
Нравится вам или нет, но физическая активность значительно влияет на мозг и настроение. По данным исследователей, движение улучшает когнитивные способности. Поэтому найдите вид активности, который вам нравится, и занимайтесь регулярно.
Достаточно простых аэробных упражнений вроде ходьбы. 30–45 минут ходьбы быстрым шагом три раза в неделю помогут защититься от ментального износа, улучшат эпизодическую память и исполнительные функции мозга примерно на 20%.
7. Высыпайтесь ночью и делайте перерыв на сон днём
Сон снижает физический и психологический стресс. Кроме того, пока вы спите, мозг преобразует новую информацию.
А короткий послеобеденный сон подзаряжает энергией. Вздремнуть днём — это не проявление лени. Научно доказано , что после дневного сна улучшаются концентрация, продуктивность и скорость реакции. Достаточно поспать всего лишь двадцать минут.
8. Научитесь ничего не делать
Постоянная занятость только снижает продуктивность. А посидеть иногда без дела — хороший способ перенастроить мозг и обратить внимание на настоящий момент.
Проводите время в тишине, отключившись от интернета и мыслей о работе. Это улучшает концентрацию и творческое мышление. Так что запланируйте в календаре время для ничегонеделания наравне с другими задачами.
Тишина вообще полезна для мозга. Во время неё он активно усваивает и оценивает информацию. По данным нейробиологов, два часа тишины в день провоцируют развитие клеток в гиппокампе — области мозга, связанной с формированием памяти.
Читайте также
🧐
от чего зависить и как ускорить
Человеческий мозг является самым малоизученным органом организма, который таит в себе множество загадок. Наша жизнь проходит в постоянной учебе, познании, сохранении и дальнейшем использовании полученной информации с помощью своей памяти. Мозг имеет огромное количество функций, которые сложно перечислить даже в нескольких предложениях. О том, как развить свой мозг, можно почитать в специализированной литературе (под авторством Р. Сайпа, Д. Медина, Д. Чернышева и др.).
И у новорожденных детей, и у взрослых, как мы знаем из курса анатомии, мозг состоит из двух полушарий, которые между собой связаны мозолистым телом, передающим нервные импульсы и информацию между ними. При повреждении одного полушария происходит нарушения работы и второго. При этом часто бывает так, что при разрушении одного из полушарий второе частично берет на себя выполнение утраченных функций, что позволяет человеку вести нормальную жизнь.
Функции полушарий разительно отличаются в обычных условиях работы:
- Левое полушарие. Занимается обработкой и анализом получаемых и воспринимаемых от органов чувств данных в определенной последовательности, работает с числами, обеспечивает человеку возможность логического мышления.
- Правое полушарие. Зона его ответственности – творческий подход к мыслительному процессу, восприятие мира с помощью органов чувств, ориентирование в пространстве и окружающей среде, креативное мышление, поиск нестандартных решений поставленных задач.
Развитие мозга – постоянный процесс. Онтогенез спинного и головного мозга, в теории, остановить практически невозможно. Вне зависимости от того, хочет человек или нет, его мозговые структуры развиваются, даже если особой мыслительной деятельности не ведется. При этом есть определенная вероятность гибели мозговых клеток, которые не задействуются (особенно этот процесс проявляется в старости).
Многие специалисты рекомендуют выполнять упражнения, которые позволят обеспечить ускорение мозговой деятельности, увеличить объем памяти, улучшить внимание и концентрацию. Но перед тем как тренировать головной мозг, необходимо особое внимание уделить подготовительным мероприятиям. При этом важно понимать, что никакие тренировки не позволяет человеку обрести сверхспособности. Однако нет четких пределов развития умственных способностей и памяти.
Как подготовиться к тренировкам и упражнениям?
Выделим сразу несколько рекомендаций и советов, которые нужно учитывать перед проведением тренировки головного мозга. Качественно проведенный подготовительный процесс позволит сделать мозговые структуры более податливыми, эластичными, готовыми к восприятию и запоминанию новой информации, а также к ее дальнейшему воспроизведению и правильному использованию.
Далеко не все умные люди (например, признанные ученые, исследователи, врачи и т.д.) для развития мозга занимаются чем-то подобным. Это обусловлено тем, что их профессиональная деятельность уже является отличной базой для тренировки умственных способностей.
К основным правилам можно отнести:
- Наличие достаточно уровня углеводов и фосфатов в организме. Рацион питания человека должен включать в себя еду, которая богата фосфором (бобовые, орехи, фасоль, качественный плавленый сыр, кунжут, овес и т.п.), продукты с повышенным содержанием углеводов (отруби, рис, молоко, кефир, рыба и т.п.). Также рекомендуется свести к минимуму употребление спиртных напитков, которые негативно воздействуют на нейроны. Опасен для мозговых структур и углекислый газ, содержащийся в алкоголе.
- Устранение гиподинамии. У человека не получится быстро развить мозг и активировать новые умственные способности, без достаточной физической активности. Гиподинамия обычно развивается у людей с малоподвижным образом жизни, с сидячей работой, у любителей неактивного отдыха. Побочные эффекты гиподинамии заключаются в том, что в таком состоянии организм в недостаточном количестве расщепляет жировые кислоты, а это потенциально может стать причиной появления бляшек холестерина в сосудах, что приведет к проблемам с кровообращением и кровоснабжением мозга соответственно.
- Употребление достаточного количества жидкости. Развивать мозг можно только при правильном питании и обильном питье, что позволит снизить концентрацию шлаков и токсинов в организме, а также расширить когнитивные способности. Рекомендуемый объем выпиваемой воды в день – 1 литр на каждые 30 кг веса. Если человек подвержен стрессовым ситуациям, то рекомендуется увеличить ежедневный объем употребляемой жидкости.
Соблюдая эти простые правила, можно создать нужный и полезный фундамент для последующей тренировки мозговых структур. В процессе эволюции у человека приспособительные процессы достигли наивысшего уровня, поэтому приобретение новых умений и навыков – это неотъемлемая часть развития человечества. Антропогенез – яркое тому подтверждение.
Развитие обоих полушарий
Врачи и ученые рекомендуют развивать свой интеллект, изучать что-то новое, запоминать важную информацию в течение всей жизни – обучение новому не должно останавливаться. При этом развивать нужно оба полушария – нельзя отдавать предпочтение какой-то одной деятельности. К примеру, можно стать очень креативным человеком, мыслить творчески, но совершенно теряться в решении элементарных математических задач, либо, наоборот, быть профессионалом в аналитической сфере, но не иметь способности видеть красоту в картинах или ничего не понимать в литературе.
Невероятных успехов в науке и различных отраслях деятельности добиваются только те люди, которые развивают свой мозг неограниченное количество времени в разных направлениях. Поэтому практически во всех учебных заведениях ведется преподавание не только профильных предметов, но и тех дисциплин, которые с основной специальностью никак не связаны.
Упражнение №1
Чтобы начать первое упражнение для мозга, потребуется найти помощника. Его задача – завязать вам глаза. После этого нужно немного пройтись по помещению или по небольшой территории, на которой вы сейчас находитесь (длительность такой прогулки – несколько минут).
Затем можно развязать глаза и задать себе следующие вопросы:
- Произошла ли активация чувств во время пребывания в полной темноте (слух, обоняние)?
- Было ли у вас неуверенное состояние из-за временной потери способности видеть? Что помогло вам преодолеть это состояние?
- Какие звуки были наиболее запоминающимися?
- Возникло ли что-то, что вас насторожило или успокоило?
Если дать четкие ответы на эти вопросы, то можно отчасти понять, как организм будет реагировать на тот факт, что одно из чувств отключится. Систематическое проведение данного упражнения для развития мозга – это отличный способ активизации дополнительных ресурсов для нормального функционирования левого и правого полушария. Подходит для детей, подростков, юношеского возраста и взрослых.
Упражнение №2
С помощью следующего упражнения можно научиться синхронизации деятельности правого и левого полушария. Проводится оно следующим образом:
- Встаем прямо, вытягиваем вверх/вперед руки.
- Затем рисуем образно в воздухе правой рукой прямоугольник, а левой – окружность.
- Продолжать тренироваться нужно до того момента, пока не будет достигнуто успеха. После этого – меняем руки.
Если все получается достаточно хорошо, то нужно повысить сложность упражнения, стараясь нарисовать в воздухе фигуры посложнее (например, многоугольники).
Базируется данное упражнение на развитии обоих полушарий. Суть системы выполнения этой задачи заключается в том, что обычные вещи выполняются необычными способами. Например, можно поменять руки, которыми вы чистите зубы, держите ложку и ручку, носить рюкзак на другом плече и т.д.
Упражнение №3
Быстрое, простое упражнение, которое позволяет синхронизовать деятельность больших полушарий, ускорить их взаимодействие. Процесс выполнения следующий:
- Кладем правую руку на живот и начинаем гладить ею живот по часовой стрелке.
- Затем левой рукой слегка стучим по голове строго вертикальными движениями.
- Немного тренируемся, после чего стараемся выполнить такую гимнастику одновременно, без утраты качества выполнения.
Если это упражнение выполняется человеком впервые, то сначала он, даже не замечая, попросту путает движения: левой рукой совершает круговые движения, а правой – стучит по животу. В этом и заключается сложность выполнения. Если после тренировки всё получилось, для закрепления результата на последнем этапе рекомендуется поменять руки и повысить скорость движений.
Все эти три упражнения будут особенно полезны для ребенка дошкольного и школьного возраста, а также для взрослых. Несмотря на кажущуюся простоту, эти задания отлично тренируют активность и работоспособность обоих полушарий, способны улучшить память, воображение, мыслительную деятельность. Видимые изменения работы мозга будут заметны, если человек дополнительно пройдет курсы по когнитивистике.
Комплекс упражнений для развития левого полушария
Он рассчитан на то, чтобы улучшить деятельность левого полушария. Упражнения можно выполнять отдельно или в комбинации с перечисленными выше, однако развивать головной мозг лучше всего комплексно.
Сюда входят следующие упражнения:
- Все действия необходимо выполнять в течение длительного времени только правой рукой, если манипуляции можно совершить с использованием одной руки – задача заключается в том, чтобы полностью не задействовать левую руку. Несмотря на всю привычность действий, выполнение данного упражнения для правшей станет весьма необычным.
- Чтобы качественно развивать левое полушарие, необходимо каждый день уделять свое время, играя в игры на логику и решая математические задачи, даже если вы в этой сфере плохо соображаете. Развивайтесь!
- Ежедневно примерно по полчаса нужно разгадывать сканворды или классические кроссворды. Решение таких логических задач относится к аналитической сфере, а не к интуитивной, поэтому полностью задействуется левое полушарие.
Комплекс упражнений для развития правого полушария
Развитие правого полушария – также необходимый процесс, который позволит повысить уровень креативного мышления и качественнее выполнять все другие функции, за которые эта гемисфера ответственна.
Также предусмотрено несколько упражнений, которые нужно выполнять в спокойном, раскованном состоянии (при стрессе или плохом напряжении лучше всего отказаться от выполнения):
- Периодически нужно слушать музыку, которая приносит вам удовольствие и удовлетворение. Хорошо помогают и музыкальные композиции, позволяющие человеку расслабиться и погрузиться в фантазии. Но и усердствовать не стоит, так как тренировать свой мозг нужно ограниченное количество времени – не более 1-2 часов в день.
- Чтобы правое полушарие активно развивалось, рекомендуется систематически взаимодействовать с миром и предметами только левой рукой. Оптимальный вариант – письмо левой рукой. Такое упражнение позволит существенно развить это умение. Альтернатива – изучение арабского языка.
- Правое полушарие осуществляет синтез, а не анализ получаемой информации, поэтому некоторое время нужно уделить и изобразительному искусству, потому что в процессе таких занятий будет активно развиваться абстрактное мышление. Хорошее решение – ежедневное рисование в течение получаса. Альтернатива рисованию – дизайн одежды и интерьера.
- Развитие эмпатии – важный процесс для улучшения работы мозга. Человек, способный сопереживать и воспринимать мир глазами других людей, практически всегда обладает неплохими умственными способностями и развит всесторонне.
Мозг человека задействуется на 100%, а не на 3-5 процентов, как это принято считать. Те нервные клетки, которые не принимают участие в работе мозговых структур, попросту отмирают за ненадобностью.
Важные рекомендации
Все перечисленные выше упражнения можно выполнять по отдельности или все вместе комплексом. Главное здесь – поставить определенную цель, составить своеобразное расписание, чтобы был хоть какой-то порядок и связь между упражнениями.
К основным рекомендациям по развитию мозговой деятельности можно отнести:
- Необходимость читать книги разных направлений: психология, фантастика, детектив и т.д. Усвоение новой информации – важная составляющая улучшения интеллекта.
- Занимайтесь спортом, плавайте в бассейне или просто уделяйте свободное время прогулкам на свежем воздухе.
- Общайтесь с интересными вам людьми на различные темы, вступайте в дискуссии.
- Разработайте и старайтесь соблюдать правильный режим сна и бодрствования, обеспечьте себя нормальными условиями для полноценного отдыха после трудовой деятельности.
- Составьте рацион питания, употребляйте больше витаминов.
- Старайтесь мыслить позитивно, попробуйте развить устойчивость к стрессу, хоть и небольшую.
- Играйте в развивающие игры.
Старайтесь не пользоваться сомнительными методами развития мышления (например, с помощью гипноза или каких-то чудодейственных препаратов), так как развивать свой головной мозг лучше всего проверенными и безопасными способами.
Как развить мозг на 100 процентов | Упражнения для мозга | Саморазвитие | Бизнес
Развитие мозга человека
Человек стал существом разумным, отделившись от мира животных. Его восприятие окружающего мира кардинально изменилось. Началось общение с себе подобными, освоение письма, основ инженерной науки. Этот прогресс основан на способности человеческого разума развиваться. Люди начали мыслить на новом, качественно высшем уровне. Чтобы узнать, как можно максимально развить свой мозг, необходимо знать, как он функционирует.
Краткое описание мозга человека
В организме человека не существует более загадочного органа, чем мозг. Его можно сравнить с компьютером. Человек познаёт что-нибудь новое постоянно, всю жизнь, и вся информация, которая может пригодиться в жизни, хранится в человеческой памяти, пока это нужно. Но то, что уже не понадобится, мозг уничтожает.
Головной мозг принимает непосредственное участие в выполнении таких функций организма, как мышление, самосознание, чувства, речь, управление воображением.
На самом деле перечень намного длиннее. Существует масса книг о человеческом мозге и его функциях. Исследовать мозг крайне сложно и рискованно, ведь каждое неосторожное вмешательство чревато необратимыми последствиями.
Мозг состоит из левого и правого полушарий, связывает их мозолистое вещество, через которое происходит обмен информацией. Если повреждается правое полушарие, то происходит повреждение и левого, и наоборот. Были такие уникальные случаи, когда у человека целиком разрушалось одно полушарие, выполнение всех его функций брало на себя второе, и жизнь человека полноценно продолжалась.
У каждого из полушарий человеческого мозга определённое назначение, каждое реализовывает свои функции.
Левое оперирует числами и логикой. Полученная информация обрабатывается и анализируется в определённой последовательности, в строгом порядке.
Правое полушарие работает с информацией, полученной от органов чувств. Искусство, мелодии, запахи, оттенки воспринимаются правым полушарием, оно же несёт ответственность за ориентирование в мире. Уже существующая информация также может синтезироваться в этом полушарии. Именно это свойство мозга наделяет людей способностью решать головоломки и поступать нестандартно, вне шаблона.
Чтобы понять устройство человеческого мозга этой информации достаточно.
Как развить способности мозга?
Если сравнивать мозг с айсбергом, то его верхушка является сознательным, а то, что скрыто глубоко под водой – бессознательным. Глубина, на которую может быть погружён айсберг не определена. Эта схема предложена психологом Юнгом, она очень точно отображает свойства мозга человека. Он использует очень малую долю своих потенциальных возможностей – около 10%.
Способности мозга поддаются тренировке. Сложно себе даже представить человека, у которого мозг начнёт работать на 100%. Когда это случится, в науке произойдёт переворот, открытия будут происходить одно за другим.
Что нужно сделать перед занятиями по развитию способностей мозга
Устранить гиподинамию
Ей подвержены люди, которые мало двигаются. Это водители, люди, у которых работа предполагает постоянное пребывание в сидячем положении, а также те, кто любит лежать у телевизора и проводить время перед компьютером. Опасность этого недуга в том, что не происходит расщепление жировых кислот. Это ведёт к образованию холестериновых бляшек на сосудах, которые препятствуют нормальному протоку крови, а, как известно, кровь обеспечивает органы кислородом. В результате функционирование мозга ухудшается, так как он не получает в достаточном количестве кислород.
Обеспечить организм углеводами и фосфатами
Чтобы заняться развитием способностей мозга, необходимо отказаться от приёма спиртных напитков. Следует отметить, что пиво гораздо губительнее для нейронов, чем спирт. Нейроны гибнут от любого спиртосодержащего напитка, но пиво, кроме того, в своём составе имеет углекислый газ в большом количестве, получается удар по мозгу огромнейшей силы – отравление и спиртом, и диоксидом углерода.
Выпивать много негазированной воды
Жидкость способствует не только выводу из организма человека шлаков и различных токсинов, но и развитию способностей мозга, так как она поддерживает связь полушарий мозга. Человеку нужно выпивать в день по одному литру воды на тридцать килограммов веса. Стоит увеличить этот объем, если человек подвергается стрессам, это точно не повредит.
Как поддерживать и развивать работу головного мозга:
• Заниматься спортом как минимум дважды в неделю
• Регулярно общаться непосредственно с живыми людьми
• Обеспечить полноценный сон
• Готовить еду из продуктов, богатых витаминами и энзимами
• Не поддаваться стрессам
• Регулярно расслабляться и подобрать индивидуальный способ релаксации
Если выполнять всего лишь эти шесть условий, можно ощутить активизацию способностей мозга и расширение его потенциала.
Как развивать полушария мозга
Левое полушарие обрабатывает такую информацию, как речь, числа, выводы, логика, линейность, анализ, ноты и др.
А правое – за ориентирование в пространстве, цвета, формы, ритмы, размеры, сновидения, фантазии…
Если заниматься развитием только лишь одного полушария, можно научиться решать уравнения, но не иметь способности увидеть красоту искусства. Можно, наоборот, начать рисовать картины и сочинять стихи, но быть не в состоянии выполнить самые простые арифметические действия.
Не зря в учебных учреждениях наряду с профилирующими предметами преподают другие, не связанные со специальностью. Так, математики ещё учат историю, литературу и другие гуманитарные науки. Филологи наряду с гуманитарными изучают математические дисциплины.
Всё это доказывает, что необходимо развивать два полушария одновременно. Существуют специальные упражнения, развивающие мозг.
Упражнение 1.
Правой рукой выполнять поглаживания живота в сторону движения часовых стрелок. Затем другой рукой произвести легкие постукивания по голове вертикально. После освоения двух движений, необходимо выполнять их одновременно. Упражнение кажется простым, но в действительности часто руки начинают путать движения, левая стремится выполнять движения правой и наоборот. Когда упражнение начнёт получаться, нужно руки поменять.
Упражнение 2.
Разместить на животе две руки, левая сверху. В таком положении выполнить выдох, аналогичный как при задувании огня свечки. Выполнять минуту.
Упражнение 3.
Благодаря этому упражнению синхронизируется работа обоих полушарий.
Выставить обе руки вперёд или вверх и нарисовать в воздухе левой рукой круг, а правой в это время – четырёхугольник. Выполнять пока не начнёт чётко получаться, потом поменять руки.
Можно освоить выполнение более сложного варианта, придумав более сложные формы для рисования, включив фантазию.
Разработан специальный комплекс упражнений для развития способностей мозга – нейробика. Суть её заключается в том, что нужно выполнять обычные вещи непривычным способом. Это позволит увидеть привычные вещи по-новому. Попробуйте утром вставать с кровати не с той ноги, что обычно, или держать телефон не у того уха, или кушать левой рукой.
Упражнение 4.
Чтобы заняться этим упражнением, необходима чья-то помощь. Надо завязать глаза платком и пройтись вместе со своим спутником. После этого ответить на следующие вопросы.
• Как увеличилась активность органов чувств?
• Как вы боролись с неуверенностью?
• Какие звуки вы слышали?
• Что настораживало?
• Что успокаивало?
Развитие правого полушария
Ранее мы убедились, что развивать необходимо оба полушария. Можно сегодня тренировать логику, а завтра заняться музыкой или рисованием.
Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что для того, чтобы развить мозг на все сто, существует единственный путь – заниматься развитием каждого полушария.
С самого рождения человека прослеживается дисбаланс в их развитии. Мыслить абстрактно и сопереживать очень непросто, этому необходимо учиться.
Упражнение 1.
Способность сопереживать, более того, видеть окружающий мир глазами другого человека психологи называют эмпатией. Эмпатирующий человек чувствует высокую сопричастность к событиям жизни другого. Благодаря данному упражнению происходит интенсивное развитие правого полушария.
Упражнение 2.
Правое полушарие производит синтез, но не анализ. Когда человек рисует, мир для него выглядит абстрактным. Можно не только рисовать, но и разработать дизайн своей квартиры, смоделировать себе одежду и т. д., делать выбор интуитивно и учиться доверять интуиции.
Упражнение 3.
Чтобы развить правое полушарие, нужно все действия выполнять левой рукой, потому что правое полушарие отвечает за левую часть тела. Можно научиться читать и писать справа налево, заняться так называемым «арабским письмом».
Упражнение 4.
Нужно регулярно заниматься прослушиванием музыки для души, которая позволяет расслабиться и помечтать. Человек не должен чувствовать себя скованным во время прослушивания.
Развитие левого полушария
Упражнение 1.
Ежедневно заниматься разгадыванием кроссвордов. Эти действия относятся к аналитическим, так как человек в этом случае интуицию не включает, следовательно, происходит тренировка левого полушария.
Упражнение 2.
Нужно ежедневно выполнять по несколько заданий на логику или математического характера.
Упражнение 3.
Выполнять всю работу правой рукой. Для правшей этот процесс естественен, левшам же стоит постараться.
Все предложенные упражнения способствуют развитию головного мозга. Главное условие – работать с обоими полушариями!
Вместе с этим смотрят:
упражнения для развития памяти, внимания и мышления — Лайфхакер
Можно ли улучшить когнитивные способности
Наш мозг работает благодаря нейронам и синапсам. Первые воспринимают и обрабатывают информацию из внешнего мира, передают её внутренним органам. Вторые обеспечивают связь между нейронами.
То, насколько развит наш мозг, зависит от количества и разнообразия синапсов.
Примерно до 25 лет количество синапсов в мозге человека увеличивается, а когнитивные функции достигают своего пика. После этого происходит постепенная деградация. Это нормально: со временем стареет не только тело, но и мозг.
Тем не менее мы следим за своей фигурой, регулярно посещая тренажёрный зал, пользуемся антивозрастными кремами, но о старении мозга забываем. И напрасно: память, внимание, мышление можно тренировать, развивать и держать в тонусе так же, как и тело.
Это подтверждают современные научные исследования. Учёные из Центра функциональной магнитно-резонансной томографии головного мозга Оксфордского университета в 2009 году доказали , что в нашем мозге на протяжении всей жизни формируются новые синапсы, а также выявили взаимосвязь между количеством нейронных связей и качеством жизни человека.
Люди с большим числом нейронов и синапсов, как правило, имели высокий уровень жизни, высшее образование, старались вести здоровый образ жизни и были в целом ей удовлетворены.
Как тренировать мозг
Есть разные способы тренировки мозга: можно учить стихи, решать кроссворды, читать книги. Даже игра в «Тетрис» развивает когнитивные способности, но только до определённого уровня. Однако последние исследования нейропсихологов показывают, что самым эффективным способом развития мозга являются когнитивные тренировки — простые упражнения, которые прокачивают внимание, память и мышление.
На основании научных исследований в области нейропсихологии создан онлайн-тренажёр для мозга — «Викиум». Он предлагает несложные задания на внимательность, память и скорость реакции.
Упражнения имеют игровую форму, чтобы полезное сделать ещё и приятным. Игры доставляют удовольствие, а то, что доставляет удовольствие, требует от человека повторения этого действия.
Задания на «Викиуме» кажутся элементарными, но по мере прохождения уровней сложность возрастает. Таким образом мы постепенно прокачиваем мозг, не прилагая особых усилий.
Как выглядят тренировки
Перед тренировкой нужно пройти вводное тестирование. Оно оценивает текущий уровень ваших когнитивных способностей и подбирает персональную программу занятий.
Тренировка длится примерно 15 минут и состоит из разминки и основных упражнений.
Тренажёры группируются парами, чтобы прокачивать конкретные способности мозга. Например, тренировка памяти включает в себя 7 упражнений: разминку (чтобы «включить» ваше внимание) и игры для развития объёма, скорости и точности запоминания. Каждая игра дополняет предыдущую и занимает строго определённое место — для лучшего эффекта от упражнений.
Вот так выглядит тренировка на развитие внимания «Найди предмет». Нужно найти на полках предмет, который вы видите в рамке, и кликнуть по нему. За 60 секунд вы должны набрать максимальное количество очков.
Ещё одно упражнение для развития памяти — «Сигнальные лампочки». Нужно запомнить и воспроизвести последовательность, в которой загораются лампочки.
Сервис работает по freemium-модели: бесплатно доступны 9 тренажёров — 2 на память, 4 на мышление и 3 на внимание. Обладатели премиум-аккаунта получают доступ ко всем упражнениям. Всего на сайте 41 упражнение.
Вы можете смотреть статистику своего прогресса и соревноваться с другими пользователями (например, с друзьями). Кроме обычных упражнений есть специальные курсы: курс на целеполагание, на развитие внимания, творческого мышления.
Заниматься можно как с компьютера, так и со смартфона — сервис поддерживает адаптивную вёрстку веб-версии для мобильных устройств.
Итоги
«Викиум» — интересный и полезный сервис для развития когнитивных способностей. Выделяя на занятия всего 15 минут в день, вы можете держать свой мозг в тонусе. Сервис полезен для людей любого возраста. Школьникам — чтобы стать внимательнее и лучше усваивать информацию, людям среднего возраста — чтобы быть продуктивнее, пожилым — чтобы дольше сохранять остроту и ясность ума.
Кстати, прямо сейчас на «Викиум» новогодняя акция: можно выгодно купить премиум-доступ себе или в подарок.
Начать тренировку
Как прокачивать мозг / Хабр
В этой теме я хочу поделиться своими знаниями про устройство мозга и тем, как применяю это на практике.
Итак, как известно, мозг — важнейший орган нашего тела. Кто-то говорит, что он — самая сложная вещь во вселенной. И незнание некоторых его особенностей может очень плачевно сказать на жизни человека.
Но обо всем по порядку.
Понимание роли мозга
Нет невежества страшнее, чем невежество по отношению к самому себе.
Мозг управляет почти всем в нашем организме — от дыхания, работы органов чувств до сложных мыслительных процессов и воображения. Существует множество методик и советов по развитию, однако, как я убедился, мало какие делают упор на роль мозга в процессе.
Мозг — хорошо изучаемый орган, и, обладая знаниями о работе мозга, можно понять, как те или иные методики влияют на мозг и стоит ли их применять. Кроме того, можно выработать свои подходы, основанные не на теоретических рассуждениях, а на научных знаниях.
Питание
Мозг — чрезвычайно требовательный к энергии орган. Поэтому питание должно быть равномерным в течение дня, и включать в себя совершенно особые вещества. Их много и они разные, но в целом рекомендуются белки, сложные углеводы, а также жиры омега-три. К примеру, мой завтрак обычно состоит из яблока и яичницы (иногда из кусочков рыбы), обед — из овощей/фруктов и мяса, ужин — также из овощей и мяса. Также я каждый день пью витамины, выпиваю много воды (около 2-3 л) и 2-4 кружки зеленого чая.
Тут надо сказать, что питание и работа мозга связаны непосредственным образом. Если во время еды заниматься другими делами — пища не будет усвоена, так как для полноценного усвоения нужно всеми органами чувств воспринимать пищу, и позволить мозгу сосредоточиться на этом непростом процессе.
Также, если кушать много сразу, мозг не будет должным образом получать энергию и работать бесперебойно. Можно сравнить с огнем — либо вы держите огонь равномерным, подбрасывая понемногу дрова через определенное количество времени; либо же ждете, пока все сгорит, потом снова накидываете поверх углей кучу и разжигаете огонь снова, тратя лишнее время и имея неравноценно распределенное во времени пламя.
Кроме того, как я напишу позднее, здоровое питание позволяет легко выполнять физические нагрузки, а это очень полезно для мозга.
Поэтому к питанию нужно отнестись очень внимательно — нужно чтобы объем пищи за один раз был небольшим, само питание должно наполнять энергией равномерно в течение дня.
Окружающая обстановка
Прежде всего, воздух. Помимо питания, с которым мы имеем дело каждый день (помните правило Парерто, что 20% причин дают 80% результата?), очень важно, чтобы воздух, которым мы дышим, был полон кислородом. Поэтому нужно проветривать помещения, по возможности спать с открытым окном, и периодически делать гимнастику с глубоким дыханием.
Во-вторых, порядок. Как ни странно, именно порядок снаружи позволяет привести в порядок дела внутри. При этом порядком я называю такое состояние окружающих предметов и людей, когда обстановка не раздражает. Иногда, правда, агрессия бывает скрытой — скажем так, наличие порядка определяется тем, хочется ли вам находится в определенной обстановке, или нет.
Далее, это количество отвлекающих и раздражающих факторов, и количество расслабляющих и вдохновляющих. Они у каждого свои, но обычно к первой группе относится лишний шум, неприятные запахи, неудобная мебель, беспорядочно расположенные предметы в области зрения, слишком яркий или тусклый свет, слишком яркая или блеклая цветовая гамма вокруг, и так далее. Нужно отметить, что к постоянно имеющимся факторам мозг умеет приспосабливаться и игнорировать их — вроде шума из окна. А к другим — вроде ремонта за стеной — ему приспособиться очень тяжело.
И что касается вдохновляющих факторов — они у каждого свои.
В общем и целом, нужно иметь это в виду и стремиться создавать вокруг себя такую обстановку, чтобы сосредоточиться было легко
Сон
Сон — это один из самых важных факторов здоровой работы мозга. Можно выделить следующие моменты:
- Сна должно быть достаточно. В среднем это 7-8 часов сна без пробуждения
- Отход ко сну должен быть таким, чтобы уснуть можно было за 15 минут нахождения в кровати.
- Сон должен быть в достойной обстановке. Желателен свежий воздух, темнота, тишина.
- Сон должен совпадать с внутренними часами человека (обычно начинается до 12 ночи и заканчивается в 6-10 утра).
Я стараюсь спать по 8-10 часов и вставать рано утром.
Физические нагрузки
Говорят, гармония — отсутствие дисбаланса. В данном случае речь о том, что для мозга лучшим отдыхом является смена вида деятельности, например, смена умственной деятельности на физическую. У меня стоит в Убунту настройка, которая блокирует на десять минут через каждые пятьдесят компьютер, и я вынужден идти и прогуляться. (соотношение в районе 10-50 установлено наукой и рекомендовано для работающих за компьютером). Каждый вечер я стараюсь погулять на свежем воздухе не менее получаса, либо совершить велопрогулку (1-1.5 часа).
Также люблю отжиматься в перерывах между деятельностью, работать с гантелями.
Кроме того, физические упражнения в течение дня играют следующие роли. Во-первых, как средство для поддержания организма в активном состоянии — физическая активность поднимаете температуру тела, и мозг лучше работает. Во-вторых, снимает психологические нагрузки — известно, что заглушаемые эмоции переходят в зажимы в теле, физнагрузки и спорт снимают это вместе со стрессами и так далее. В-третьих, регулярные физические нагрузки приводят к выработке эндорфинов — гормонов радости и счастья — и тем самым в течение дня занимающийся человек поднимает себе настроение. Поэтому, кстати, зарядка так хорошо бодрит — разгоняет кровь, как говорится.
Много еще чего есть. Например, переключаясь и идя на прогулку, вы даете задачу своему подсознанию, которое ее решит лучше вас. Кроме того, регулярные физические нагрузки держат тело в хорошем тонусе и позволяет вам выглядеть настолько стройно, насколько решите вы сами.
Таким образом, регулярное сочетание обычной деятельности за компом с разной физкультурой резко повышает эффективность работы и жизни в целом.
По себе — катаясь регулярно не менее 5 часов в неделю, делая разные физнагрузки, и бросив употреблять алкоголь вообще, я за эти полгода болел всего 1 неделю. Против месяца как минимум ранее.
Обучение
Все наверняка читали статьи, когда долгожители реже лишаются ума, если работают и занимаются интеллектуальным трудом. И это действительно так, и в любом возрасте — если мозг не развивать, то он начинает, образно выражаясь, черстветь. Мозг — наше самое главное дарование, и относиться к нему надо трепетно.
Для хорошего состояния мозга его желательно регулярно обучать каким-либо новым видам деятельности в разных сферах, умственных и физических. При этом в течение длительного периода — от месяца до года. Очень хорошо влияют на мозг: освоение новых сложных физических действий (танцы, боевое искусство, новый вид спорта), музыка, освоение новых языков.
Восприятие мира
Мозг воспринимает мир в искаженном виде, и это очень важно знать и постоянно знать. Картинка из квадратов в начале статьи — пример тому.
Однако гораздо более сильными являются искажения в восприятии на уровне сознания (я уже писал об этом в статье «Модели реальности и их роль в жизни людей»). По сути дела, именно эти искажения являются причиной большего количества конфликтов и недопонимания во всем мире. Вот почему важно всегда подвергать сомнению как факты и истины, поступающие извне, так и своим убеждения и представления о мире и о себе.
Лично для меня стал откровением следующий случай. Я всегда считал ворон хитрыми, и, видя этих птиц, искал и находил в их поведении что-то хитрое. Однажды, проходя мимо нескольких птиц, я поглядел в глаза вороне — и не нашел там ничего хитрого, ничего человеческого; только непонятное ощущение осталось. И понял — наделяя в своем сознании объект какими-либо свойствами, я его начинал видеть таким же и в реальности. С тех пор я стараюсь людей постоянно переоценивать, понимания, что текущее восприятие может быть ошибочным.
Это соображение можно заставить работать на себя следующим образом. Осознав, что можно управлять своим восприятием реальности, и что оно всегда будет неполным, сформировать его по своему вкусу. Взять то, что не нравится — люди, работа, дом, и так далее — затем найти положительные стороны, и стремиться дальше воспринимать относящиеся к рассматриваемым явлением события только в положительном ключе. И, убедив себя в том, что происходящее позитивное и полезно в каком-то смысле (даже научиться шутить на данную тему), вы заметите, как ваше отношение начнет меняться на положительное — ранее нелюбимые люди начнут нравится, появится уважение к ним; нудные задачи возбудят интерес и заиграют новыми красками.
А если позитивно взглянуть не получилось — опять же, вы в силах менять не только модель явления в своем мозге, но и реальность. Просто поменяйте то, что раздражает, на то, что является желаемым — да, придется приложить усилия, но оно того стоит.
Я бросил курить и пить именно поэтому — позитивные моменты находить было все тяжелее, а потери в виде денег, здоровья, времени были очевидны и отрицательны для моей жизни.
В итоге можно сказать, что постоянное и активное освоение новых полей деятельности всесторонне влияет на человека в положительном ключе — как на его мировоззрение, уважение к себе, к своей личности, осознание своей многогранности, так и на мозг, который щедро благодарит за то, что его одаривают новой пищей для ума, что называется.
Развитие характера
В прошлом разделе я слегка коснулся, а тут попробую подробнее раскрыть тему работы над собой. Оказывается, почти на 100% жизнь человека — дело его рук, а точнее, его мозга. Наши мысли — вот что определяет наши поступки и наш характер. Можно сказать, что ответственность за практически все аспекты в жизни человека лежит на нем, осознает он это, или нет.
Практические моменты, которые оказались мне полезны (над большими из них я продолжаю работать и сейчас):
- Контроль речи. Мы слышим почти все, что говорим. И если постоянно повторяем что-либо вслух, вскоре начинаем сами верить в это, и своими поступками делать это в реальности. Это к тому, что если постоянно говорить другим, что вы больны, и самому слышать свои слова — в конце-концов заболеете; то же самое про нехватку времени — времени будет не хватать, и так далее. Посему стараюсь говорить уверенно, позитивно, и мало.
- Контроль мыслей — все то же самое. Именно мысли определяют образ жизни, и правильное мышление сразу дает огромное преимущество над 95% людей, которые про это не знают. Мне это дается трудно, но я пробую разные способы — от медитации для расслабления, музыки для создания положительного настроя, блокнота и психологической готовности для генерации идей, до волевых усилий по пресечению мыслей о волнении, неудачах, тревогах, страхах и так далее.
- Эмоциональный контроль. Feelings are much like waves, we can’t stop them from coming but we can choose which one to surf. © Jonatan Mårtensson. Очень помогает чувство юмора — я всегда стараюсь в грустном положении вспомнить какой-нибудь анекдот или афоризм, чтобы улыбнуться. Также помогает умение быть спокойным, например, в очереди в Сбербанке — со временем я начал удивляться, чего людей так раздражает ожидание. Дело в том, что эмоции слабо совместимы с концентрацией и сосредоточенной умственной работой, поэтому научиться самоконтролю стоит, чтобы дать мозгу работать в полную силу.
- Волевые качества, лидерские качества. Упорство, воля, умение идти до конца, терпение — это очень помогает. Однажды я решал 8 часов «завальную» задачу устного экзамена ВМК, чтобы потом опубликовать решение на форуме и получить удовлетворение собой. Полезное качество, помогает добиваться результатов и наслаждаться ими.
- Умение общаться. Я начал жизнь белой вороной, и в школе трудно общался, был замкнутым и депрессивным человеком. Со временем усилиями сделал себя оптимистичным, жизнерадостным, и научился находить общий язык с практически любыми людьми. Все свелось к развитию адекватности и умению слушать собеседника в сочетании с эмпатией, ну и конечно — море практики.
Литература
Я много читаю, но из книг всегда можно выделить те, которые повлияли на меня больше всего.
- Роберт Энтони, «Секреты уверенности в себе». Книга, после которой я бросил пить, съехал от родителей, и вообще волосы стали гладкими и шелковистыми 🙂 Если серьезно, то книга по плотности полезной информации и детализации в чем-то для меня была сопоставима с «Совершенным кодом». В ней есть рецепты по выкорчевыванию почти всех типов тараканов — низкой самооценки, чувства вины, субъективности и осуждения других людей, страхов, чувства одиночества, и так далее.
- Мэтью Макдоналд, «Научи свой мозг работать». Научное обоснование множеству моментов, о которых я читал в других книгах и статьях, в тч. книги Энтони. Обо всем подробно и со вкусом.
- Тимоти Феррис, «Как работать 4 часа в неделю». Заразила оптимизмом, подходом к жизни, и просто отношением к тайм-менеджменту.
Список из трех книг, на самом деле их были сотни. Даже в научной фантастике Азимова и творениях Гессе всегда есть что-то, о чем можно задуматься и изменить в себе или окружающем мире.
Желаю успехов!
Как тренировать свой мозг, чтобы мыслить по-новому — Рамблер/субботний
Мы много раз писали о различных способах, с помощью которых можно развить свой мозг. Причем каждый раз даем все новые и новые советы. В этот раз мы так же не намерены повторяться. Так что рассмотрим новый способ, с помощью которого можно развить свой мозг. Это расширение умственных моделей. Именно таким образом развивал свой мозг Ричард Фейнман — знаменитый физик, доктор наук в университете Принстона. Особый способ мышления позволил ему развить свой мозг, дисциплинировать себя и стать тем человеком, о котором пишут в журналах и учебниках. Этим секретом сегодня мы хотим поделиться с тобой.
1. Что такое ментальная модель
Ментальная модель объясняет работу различных мыслительных процессов. Ментальная модель отражает концепцию и рамки мышления, формирует мировоззрение и глубоко укоренившиеся убеждения о том, как устроен мир. Например, спрос и предложение — это ментальная модель, которая помогает понять принцип экономики. Ментальные модели формируют наше восприятие и поведение. Это инструменты мышления, которые помогают формировать взгляды на жизнь, принимать решения и разбираться с проблемами. Изучение новой ментальной модели учит по-новому мыслить, смотреть на мир, раздвигает рамки восприятия. Например в физике, высшей математике или инженерии нет единой ментальной модели, которая обеспечивала бы безупречное объяснение того или иного закона конкретной дисциплины, а при решении сложных задач необходимо мыслить в нескольких плоскостях. Тут как раз и пригодятся универсальные ментальные модели. Да, по отдельности они не совершенны, но ты можешь изучить их, развить и сделать свой мозг универсальной машиной, которая способна адаптироваться к решению любой задачи. Как меняется твой мозг и почему еще не поздно переучиваться
2. Секрет великого мышления
Расширение умственных и ментальных моделей — это то, над чем эксперты и новички должны работать изо дня в день. У каждого из нас есть свои ментальные модели. Те, с помощью которых мы учимся, познаем мир, объясняем те или иные явления окружающей действительности. А с возрастом мы отдаем предпочтение ментальным моделям, которые нам лучше всего знакомы. В этом случае возникает закономерная проблема: мы живем, опираясь на наше мировоззрение, и со временем оно начинает доминировать над мышлением, объективными фактами. По этой причине человек с возрастом начинает смотреть на те или иные вещи через призму своего опыта, не обращая внимания на перемены. Чем больше мы пользуемся одной и той же ментальной моделью, тем больше вероятность того, что именно этот способ мышления станет основным и мы будем использовать один и тот же подход для решения каждой проблемы.
Рассмотрим этот пример от биолога Роберта Сапольского. Он спрашивает: «Почему курица пересекла дорогу?» Затем он дает ответы от разных экспертов, которые смотрят на этот вопрос с точки зрения своего опыта, иначе говоря используют привычную им ментальную модель. В этом случае ответы будут следующими: Эволюционный биолог: «Курица пересекла дорогу, потому что она увидела потенциального партнера на другой стороне.» Кинезиолог: «Курица пересекла дорогу, потому что мышцы в ноге сократились и вытянули кость ноги вперед во время шага.» Нейробиолог: «Курица пересекла дорогу, потому что нейроны в мозге курицы заработали и вызвали движение.»
Технически ни один из экспертов не дал правильный ответ по той причине, что они смотрят на этот вопрос лишь со своей точки зрения. Их ментальная модель — лишь часть взгляда на реальность и нашу действительность. Каждое из вышеприведенных утверждений содержит определенную истину, но по отдельности ни одно из них так и не раскрыло причину. Полагаться лишь на один образ мышления — это как носить ветровку на протяжении всего года. Комфортно тебе будешь лишь в определенный период времени, но с наступлением холодов ты замерзнешь, а летом будешь изнывать от жары. Для того чтобы раскрыть весь свой потенциал, ты должен обогатить свой мозг целым рядом умственных моделей. Таким образом, весь секрет заключается в том, чтобы собрать в своем арсенале как можно больше ментальных моделей мышления. Как развить свой интеллект
3. Расширь свой набор ментальных моделей
Ментальные модели чем-то похожи на зрение. Если ты прикроешь один глаз, то не сможешь увидеть картину полностью. Но, глядя на мир в оба глаза, визуальное восприятие в корне меняется. По этой же схеме работает и наш мозг. Изучая новые ментальные модели мы учимся шире смотреть на мир и видим то, что раньше было недоступно. Чтение книг, общение с умными людьми, которые могут поделиться своим опытом, способны в корне поменять мировоззрение и взгляды на жизнь в целом. Представь, что ты будешь получать новости о том, что творится в мире лишь из одного источника. В этом случае у тебя сформируется радикальное либо лояльное отношение к конкретным государствам и персонам. Ты будешь жить в мире крайностей без возможности трезво оценивать ситуацию, мыслить и выбирать. Но обратись к иному источнику и обнаружишь, что мир не так прост и, на самом деле, ты видел не просто верхушку айсберга, а лишь одну из ее сторон.
4. Связывай ментальные модели
В школе мы разделяем и изучаем информацию по конкретным блокам. Например, биология, история, физика, математика и так далее. В реальном же мире информация подается иначе. Она не разделяется на блоки, и, чтобы правильно ее анализировать, необходимо смотреть на каждый вопрос с помощью нескольких ментальных моделей. Самые мудрые люди в мире так и делают. Они избегают того, чтобы смотреть на мир через призму лишь одной науки или ментальной модели и используют универсальные знания, которые содержат в себе несколько умственных моделей. Поэтому важно научиться связывать ментальные модели между собой и смотреть на мир с помощью получившейся универсальной призмы.
5. Лучшие инструменты для развития мышления
В итоге мы приходим к тому, что умный и образованный человек неизбежно должен владеть несколькими умственными моделями, чтобы быть успешным и развитым. Если говорить языком цифр, то для нормальной жизни их количество составляет 80-90 моделей. Туда входят знания об основных науках, которые объясняют сущность мира. Такие, как биология, химия, физика, знание истории, устройства общества. Помимо этого, ты должен изучать языки, психологию человека и еще многие другие науки и дисциплины, которые помогут сформировать широкий взгляд на мир и освободят от рамок и стереотипов. Как развить дедуктивное мышление и видеть то, что не видят другие
Видео дня. Хиросима и Нагасаки: факты, о которых молчат
7 простых упражнений как развить мозг и память
Как развить мозг и память?
Конкретного ответа на довольно популярный вопрос, как развить мозг и память на сегодня нет. Но есть путь, для более качественного движения. Начнем с горькой пилюли, которую глотают каждый день огромное количество людей. Постоянное воздействие токсинов, химических веществ, плохое питание, недосыпание, стресс и многое другое, существенно замедляют работу мозга. Подобный образ жизни, очень сильно влияет на нашу с вами мозговую деятельность, в том числе и на проблемы с памятью.
Но есть и сладкая пилюля, смысл ее заключается в ведении здорового образа жизни. Это способствует улучшению работы и развитию мозга. Происходит его стимуляция, при этом вырабатываются новые нейроны, процесс известный как «нейрогенез».
Наш мозг, в состоянии генерировать новые клетки на протяжении всей жизни человека, даже в 90 лет. Чтобы обеспечить этот процесс необходимо соблюсти некоторые условия и применять нужные инструменты для его тренировки. Эти условия в первую очередь и есть здоровый образ жизни. Возьмите на вооружение 7 простых истин, которые помогут вам развивать мозг и содержать память в отличном состоянии.
Не пренебрегайте сном
Хороший, качественный сон, должен быть 6-8 часов, в полной темноте и тишине. Он очень важен для организма, и необходим для восстановления сил. Во время сна выполняются некоторые скрытые процессы. Вся полученная информация за день обрабатывается мозгом. Вырабатывается мелатонин, гормон счастья и восстанавливается потраченная энергия. Здоровый сон влияет на вашу способность ясно мыслить на следующий день.
Логические игры
Какое это имеет отношение к вопросу, как развить мозг и память? Самое прямое, потому что, логические игры не требуют особых физических усилий и является отличным способом стимуляции мышления. Если наш мозг не получает достаточного количества тренировок, он со временем замедляется и становится менее активным. Исследования в области пластичности мозга, показывают, что если предоставлять соответствующие стимулы, мозг легко противодействует этому вырождению. К счастью в современном мире логических игр предостаточно. Если вы решили попробовать данный способ, уделяйте этому хотя бы по 20 минут в день.
Для тех, кто не любит игры, предлагаю попробовать освоить новый навык или найти свое призвание в виде хобби.
Освоение новых навыков
Целенаправленная и осмысленная деятельность, стимулирует нервную систему, противостоит воздействию стресса, снижает риск развития деменции (слабоумия), улучшает здоровье и благосостояние. Ключевые факторы, необходимые для улучшения работы мозга — это цель, направленная на выполнение определенного дела. Иными словами, задача должна быть для вас важна, как то значима или интересна, она должна удерживать ваше внимание.
Применение Мнемоники
Целиком данный совет разобрать сложно, так как это целая наука. Но, даже коснувшись поверхностно можно понять силу и пользу способа по работе и развитию памяти. Мнемоника подразумевает собой, специальные приемы и методы для облегчения восприятия, концентрации информации в более простой для запоминания форме. Ассоциативное представление, каких либо предметов оседающих легко и надолго в нашей памяти. Этот способ так же отлично развивает мышление, которое обеспечивает все процессы и последствия ваших действий.
Например: моська мопса, идти на работу, коробка с игрушками.
Представьте себе лицо, когда вы откусили лимон.
Легко запомнить список продуктов перед походом в магазин. Представьте путь, на работу начиная с вашей постели и каждый предмет на пути с названием необходимого продукта из списка.
Если нужно запомнить название или цифры. Например: магазин – грузин. Целенаправленный — на скамье оставленный. Один – един. Два – глава. Три – смотри. Четыре — смотри шире и т. д.
- Разбить информацию на части
Например: если нужно запомнить длинную цифру, разбейте ее в виде номера телефона.
Многозадачность губительна
Не пытайтесь делать как можно больше дел одновременно. Многозадачность будет вас только замедлять, подталкивать делать ошибки, а так же сделает вас забывчивыми. Для мозга такая работа – это стресс, который вы создаете для него сами.
Жизненный опыт подтвержденный исследованиями ученых, показывает, для того чтобы нашему мозгу закрепить фрагмент информации в память, требуется около 8 секунд времени. Так что если вы говорите по телефону, в руке сумка с продуктами, при этом кладете свои ключи от машины в карман, вы не вспомните, выключили фары или закрыли машину.
Осознанность – это путь к успеху, сосредоточенность на одном деле и доведении его до конца. Студенты, которые брали уроки осознанности, улучшали качество понимания прочитанных текстов и работу памяти, а так же контролировали отвлекающие мысли. Хочу порекомендовать для этого, хорошую систему контроля всех дел в вашей жизни, описанную в статье эффективный способ привести дела в порядок.
Если вы вдруг заметите за собой, одновременное выполнение нескольких дел, остановитесь и сосредоточьтесь на максимально приоритетных задачах. Отвлекающие мысли в голове нужно постараться удалить, путем напоминания себе, что это только «прогнозы», а не реальность, и позволить им пройти мимо. Умение расставлять приоритеты — залог чистого и последовательного выполнения запланированных дел и задач.
Правильное питание
Пища, которую вы едите, играет важную роль, для работы мозга. Свежие овощи необходимы, как и полезные жиры, а вот сахар и зерновые углеводы нужно постараться свести к минимуму в своем рационе.
Например, карри, сельдерей, брокколи, грецкие орехи содержат антиоксиданты и другие полезные вещества. Они защищают здоровье вашего мозга и стимулируют производство новых клеток.
Животный жир (рыбий жир), содержит Омега-3 и Омега-6. Все мы прекрасно знаем, что без приема витамина D3 не обходится ни один растущий ребенок.
Кокосовое масло так же содержит необходимый для организма жир, положительно влияющий на работу мозга. В медицине применяется для лечения дегенеративных и неврологических заболеваний.
Спорт
Последним советом на сегодня будет спорт. Он имеет непосредственную связь с развитием мозга и памяти. Во время тренировок выделяются многочисленные химические вещества, которые улучшают приток крови к мозгу и укрепляют нервную систему. Оказывая положительное влияние на умственную работоспособность, включая обучение.
Как показывают многочисленные научные исследования, люди которые занимаются спортом, расширяли свои способности памяти на 2-3% в год. В то время как у людей без физических упражнений она ухудшалась или оставалась неизменной.
Будет полезно применять на протяжении рабочего дня, 15 минутные перерывы для разминки или глотка свежего воздуха.
Итог
Подводя итог ответа на вопрос: как развить мозг и память? Используя все советы из этой статьи, поддерживая постоянную мозговую деятельность. Вы получаете возможность сохранения вашего мозга и памяти в отличном состоянии до глубокой старости. Саморазвивайтесь, не стойте на одном месте и удачи вам!
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Раннее развитие мозга и здоровье
Ранние годы жизни ребенка очень важны для последующего здоровья и развития . Одна из основных причин заключается в том, насколько быстро растет мозг, начиная с рождения и до раннего детства. Хотя мозг продолжает развиваться и изменяться во взрослой жизни, первые 8 лет могут заложить основу для будущего обучения, здоровья и жизненного успеха.
Насколько хорошо развивается мозг, зависит не только от генов, но и от многих факторов, таких как:
- Правильное питание с начала беременности
- Воздействие токсинов или инфекций
- Опыт общения ребенка с другими людьми и миром
Забота и отзывчивый уход за телом и душой ребенка — ключ к поддержке здорового развития мозга.Положительный или отрицательный опыт может влиять на развитие ребенка и иметь последствия на всю жизнь. Родители и опекуны нуждаются в поддержке и необходимых ресурсах, чтобы заботиться о теле и душе своего ребенка. Правильный уход за детьми, начиная с рождения и продолжая в детстве, гарантирует, что мозг ребенка хорошо растет и полностью раскрывает свой потенциал. CDC работает над тем, чтобы защитить детей, чтобы у их мозга было здоровое начало.
Важность опыта раннего детства для развития мозга
Дети рождаются готовыми к учебе и имеют множество навыков, которым нужно учиться в течение многих лет.Они зависят от родителей, членов семьи и других опекунов, как от своих первых учителей, которые развивают необходимые навыки, чтобы стать независимыми и вести здоровую и успешную жизнь. На то, как растет мозг, сильно влияет опыт общения ребенка с другими людьми и миром. Забота о разуме имеет решающее значение для роста мозга. Дети растут и учатся лучше всего в безопасной среде, где они защищены от пренебрежения и от экстремальных или хронических стрессов. Внешняя икона с множеством возможностей для игр и исследований.
Родители и другие опекуны могут поддерживать здоровый рост мозга, разговаривая со своим ребенком, играя с ним и заботясь о нем. Дети лучше всего учатся, когда родители по очереди разговаривают и играют, и развивают навыки и интересы ребенка. Воспитание ребенка, понимание его потребностей и чуткое реагирование помогает защитить детский мозг от стресса. Общение с детьми и ознакомление их с книгами, рассказами и песнями помогает улучшить язык и общение детей, что помогает им научиться и добиваться успехов в школе.
Стресс и травмы могут иметь долгосрочные негативные последствия для детского мозга, тогда как разговоры, чтение и игры могут стимулировать рост мозга. Обеспечение родителей, опекунов и лиц, обеспечивающих уход за детьми младшего возраста, ресурсами и навыками для обеспечения безопасного, стабильного, заботливого и стимулирующего ухода является важной целью общественного здравоохранения.
Когда дети подвергаются риску, отслеживание развития детей и обеспечение того, чтобы они достигли определенных этапов развития, может помочь обеспечить раннее обнаружение любых проблем и возможность для детей получить необходимое вмешательство.
Узнайте больше о поддержке опыта раннего детства:
Здоровое начало для мозга
Чтобы правильно учиться и расти, мозг ребенка должен быть здоровым и защищенным от болезней и других рисков. Содействие развитию здорового мозга можно начинать еще до беременности. Например, здоровая диета и правильные питательные вещества, такие как достаточное количество фолиевой кислоты, будут способствовать здоровой беременности и здоровой нервной системе у растущего ребенка. Прививки могут защитить беременных женщин от инфекций, которые могут нанести вред мозгу будущего ребенка.
Во время беременности мозг может подвергаться различным видам риска, например, инфекционным заболеваниям, таким как цитомегаловирус или вирус Зика, воздействию токсинов, в том числе курению или алкоголю, или когда беременные матери испытывают стресс, травмы или психические расстройства. как депрессия. Регулярное медицинское обслуживание во время беременности может помочь предотвратить осложнения, включая преждевременные роды, которые могут повлиять на мозг ребенка. Скрининг новорожденных позволяет выявить состояния, которые потенциально опасны для мозга ребенка, например фенилкетонурию (ФКУ).внешний значок
Здоровый рост мозга в младенчестве по-прежнему зависит от правильного ухода и питания. Поскольку мозг детей все еще растет, они особенно уязвимы для травм головы, инфекций или токсинов, таких как свинец. Детские вакцины, такие как вакцина от кори, могут защитить детей от опасных осложнений, таких как отек мозга. Обеспечение родителям и опекунам доступа к здоровой пище и местам для жизни и игр, которые являются здоровыми и безопасными для их ребенка, может помочь им обеспечить более заботливый уход.
Узнайте больше о рекомендуемом уходе:
Что делает CDC для поддержки раннего здоровья мозга?
CDC стремится поддерживать здоровье мозга в раннем возрасте с помощью программ, основанных на фактических данных, и партнерства внутри сообществ. Ниже приведены лишь несколько примеров программ CDC, которые поддерживают раннее здоровье мозга:
,
Архитектура мозга
Развитие архитектуры мозга ребенка обеспечивает основу для всего будущего обучения, поведения и здоровья.
Мозги строятся со временем снизу вверх. Базовая архитектура мозга строится в ходе непрерывного процесса, который начинается до рождения и продолжается во взрослой жизни. Сначала формируются более простые нейронные связи и навыки, за которыми следуют более сложные схемы и навыки. В первые несколько лет жизни каждую секунду формируется более 1 миллиона новых нейронных связей.* После этого периода быстрого распространения связи сокращаются в результате процесса, называемого отсечкой, который позволяет мозговым цепям стать более эффективными.
Архитектура мозга состоит из миллиардов соединений между отдельными нейронами в различных областях мозга. Эти соединения обеспечивают молниеносную связь между нейронами, которые специализируются на различных функциях мозга. Первые годы — самый активный период для установления нейронных связей, но новые связи могут формироваться на протяжении всей жизни, а неиспользуемые связи продолжают сокращаться.Поскольку этот динамический процесс никогда не прекращается, невозможно определить, какой процент развития мозга происходит к определенному возрасту. Что еще более важно, связи, которые формируются на раннем этапе, обеспечивают либо прочную, либо слабую основу для связей, которые образуются позже.
Взаимодействие генов и опыта формирует развивающийся мозг. Хотя гены обеспечивают основу для формирования цепей мозга, эти цепи усиливаются за счет многократного использования. Основным компонентом этого процесса развития является взаимодействие между детьми и их родителями и другими опекунами в семье или сообществе.В отсутствие отзывчивой заботы — или если ответы ненадежны или неуместны — архитектура мозга не формируется так, как ожидалось, что может привести к неравенству в обучении и поведении. В конечном итоге гены и опыт работают вместе, чтобы построить архитектуру мозга.
Легче и дешевле сформировать сильные мозговые цепи в первые годы жизни, чем вмешиваться или «исправлять» их позже.
Когнитивные, эмоциональные и социальные способности неразрывно связаны на протяжении всей жизни. Мозг — это высоко интегрированный орган, и его многочисленные функции работают в координации друг с другом. Эмоциональное благополучие и социальная компетентность обеспечивают прочную основу для новых когнитивных способностей, и вместе они являются кирпичиками и строительным раствором архитектуры мозга. Эмоциональное и физическое здоровье, социальные навыки и когнитивно-лингвистические способности, которые появляются в первые годы жизни, важны для успеха в школе, на рабочем месте и в обществе в целом.
Игра «Архитектура мозга» была разработана, чтобы помочь объяснить науку о раннем развитии мозга — что способствует этому, что мешает и каковы последствия для общества.
Токсический стресс ослабляет архитектуру развивающегося мозга, что может привести к пожизненным проблемам в обучении, поведении, а также к физическому и психическому здоровью. Стресс — важная часть здорового развития. Активация стрессовой реакции вызывает широкий спектр физиологических реакций, которые подготавливают организм к борьбе с угрозой. Однако, когда эти реакции остаются активными на высоком уровне в течение значительных периодов времени, без поддерживающих отношений, помогающих их успокоить, возникает токсический стресс.Это может нарушить развитие нейронных связей, особенно в областях мозга, отвечающих за навыки высшего порядка.
* Число «более 1 миллиона новых нейронных соединений в секунду» обновляет более раннюю оценку 700–1000 новых соединений (которая все еще появляется в некоторых печатных публикациях Центра, но по состоянию на апрель 2017 г. была обновлена в Интернете и в целом PDF-файлы). Все эти числа являются приблизительными и рассчитываются различными способами, но мы вносим это изменение в наши материалы после тщательного анализа дополнительных данных, на которые мы обратили внимание.Центр глубоко привержен строгому процессу непрерывного совершенствования того, что мы знаем, и постоянно обязуется обновлять эти знания по мере появления дополнительных данных.
,
Что такое раннее развитие детей? Руководство по развитию мозга
Здоровое развитие в первые годы жизни (особенно от рождения до трех лет) обеспечивает строительные блоки для образовательных достижений, экономической производительности, ответственного гражданства, здоровья на протяжении всей жизни, сильных сообществ и успешного воспитания детей следующего поколения. Что мы можем сделать в этот невероятно важный период, чтобы у детей был прочный фундамент для будущего развития? Центр развития детей в раннем возрасте создал это Руководство по развитию детей в раннем возрасте (РДРВ), чтобы помочь родителям, опекунам, практикам и политикам понять важность развития детей в раннем возрасте и узнать, как поддерживать детей и семьи на этом критическом этапе.
Шаг 1. Почему важно раннее детство?
Этот раздел знакомит вас с наукой, которая связывает ранний опыт от рождения (и даже до рождения) с будущими способностями к обучению, поведением, а также физическим и психическим здоровьем.
Мозг героя
В этом 3-минутном видео показано, как действия родителей, учителей, политиков и других лиц могут повлиять на результаты жизни как ребенка, так и окружающего сообщества.
Вкратце: Наука о раннем детском развитии
В этом видео из серии InBrief рассматриваются основные концепции развития детей в раннем возрасте, выработанные за десятилетия нейробиологии и поведенческих исследований.
Вкратце: Наука о раннем детском развитии
В этом кратком изложении объясняется, как наука о раннем развитии мозга может способствовать инвестициям в раннее детство, и помогает проиллюстрировать, почему развитие ребенка — особенно от рождения до пяти лет — является основой процветающего и устойчивого общества.
Шаг 2: Как происходит раннее развитие ребенка?
Теперь, когда вы понимаете важность РДРВ, в этом разделе мы глубже исследуем науку, в том числе то, как ранние переживания и отношения влияют и формируют схемы мозга и как воздействие токсического стресса может ослабить архитектуру развивающегося мозга.
Три основные концепции на раннем этапе разработки
Достижения в области нейробиологии, молекулярной биологии и геномики теперь дают нам гораздо лучшее понимание того, как ранние переживания встроены в наши тела и мозг, к лучшему или к худшему.Эта серия видео из трех частей объясняет.
8 вещей, которые следует помнить о развитии ребенка
В этом важном списке, представленном в отчете «От передовой практики к прорывным воздействиям», Центр по вопросам развития ребенка устанавливает четкую позицию в отношении некоторых аспектов раннего развития ребенка.
Вкратце: Наука устойчивости
Этот краткий обзор подводит итог науке об устойчивости и объясняет, почему понимание этого поможет нам разработать политику и программы, которые позволят большему количеству детей полностью раскрыть свой потенциал.
Шаг 3: Что мы можем сделать для поддержки развития ребенка?
Понимание того, насколько важны ранние опыты и отношения для развития на протяжении всей жизни, — это один из шагов в поддержке детей и семей. Следующим шагом будет применение этих знаний в текущей практике и политике. В этом разделе представлены практические способы, с помощью которых специалисты-практики и политики могут поддержать РДРВ и улучшить результаты для детей и семей.
От передовой практики к революционным воздействиям
В этом отчете обобщены результаты 15 лет драматических достижений в области науки о раннем детстве и развитии мозга в раннем возрасте и представлена основа для внедрения научно обоснованных инноваций в политику и практику в раннем детстве.
Три принципа улучшения результатов для детей и семей
Понимание того, как опыт, полученный детьми с рождения, даже до рождения, влияет на результаты на протяжении всей жизни, а также на основные способности, необходимые взрослым для развития, обеспечивает прочную основу, на которой политики и общественные лидеры могут разработать общую и более эффективную повестку дня.
Чаша весов: игра на устойчивость
Играя в эту игру, вы узнаете, как наши решения могут помочь детям и сообществу в целом стать более устойчивыми перед лицом серьезных проблем.
,
Замечательные стратегии, которые наш мозг разрабатывает для борьбы со старением
Как наш мозг борется за то, чтобы мы оставались молодыми: замечательные стратегии, которые наш мозг разрабатывает для борьбы с процессом старения
- Молодые люди разделяют свое внимание, получая много информации
- Но новые тесты показывают, что стареющий мозг компенсирует это, сосредотачиваясь на деталях
- Пожилым людям сложно перебежать от дела к делу, но они более сосредоточены.
Миа де Грааф, Dailymail.com
Опубликовано: | Обновлено:
С возрастом наши воспоминания становятся более туманными, а наши тела слабее.
Но новое исследование выявило удивительные методы, которые наш мозг использует для борьбы с этим процессом.
Старому мозгу сложно быстро переключиться с одного фокуса на другой.
Однако они компенсируют это, уделяя больше внимания деталям, чем молодые люди.
Полученные данные дают редкую возможность увидеть, как мозг оптимизирует свои функции для усиления своих способностей.
Мозг пожилых людей компенсирует это, уделяя больше внимания деталям, чем молодые люди
«В определенной степени мозг способен замедлять негативные эффекты старения за счет повышения уровня внимания», — говорит ведущий автор Сабрина Шенк из Германии. Ruhr-Universität Bochum, объяснил.
Это связано с изменением способа классификации вещей.
Молодежь широко привлекает внимание, объяснил Шенк, собирая много информации из разных источников.
Пожилые люди сосредотачивают свое внимание, рассматривая детали.
Чтобы исследовать этот феномен, команда раздала задания группам молодых и пожилых людей.
Участников исследования попросили разделить круги с различными цветовыми комбинациями на одну из двух категорий.
Некоторые круги были очень похожи друг на друга, некоторые очень разные.
Во время теста им была дана обратная связь относительно того, правы они или нет.
Когда группы завершили тест, исследователи записали свои мозговые волны с помощью ЭЭГ.
Они также использовали айтрекер, чтобы отслеживать линию своего обзора.
С кружками одинакового цвета результаты были одинаковыми: и молодые, и старые участники легко классифицировали все по категориям.
Когда дело дошло до точки с множеством кругов очень разных цветов, старшие участники изо всех сил пытались разделить свое внимание так же, как и более молодые пациенты.
Это неудивительно, учитывая замедление старения мозга.
«Есть две основные стратегии, которые мы используем для классификации вещей», — сказал Шенк.
‘В то время как мы воспринимаем схожих по внешнему виду членов категории целостно, мы должны специально изучать исключения и запоминать их.
«Пожилым людям труднее переключаться с одной стратегии на другую».
Однако исследователи были заинтригованы, увидев с помощью айтрекера, что пожилые участники уделяли больше внимания деталям, более внимательно рассматривая каждый элемент одной коробки за раз.
Поделитесь или прокомментируйте эту статью:
,