Мышление и его виды: Мышление и его виды

Содержание

классификация, особенности, нарушения » Битрейника

Мышление как высшая форма познавательной деятельности позволяет человеку логически связывать происходящие события и явления, а также обобщать результаты личного чувственного опыта и отражать общие свойства предметов. На основе обобщений мы затем решаем конкретные познавательные задачи. Мышление помогает нам давать ответы на вопросы, которые нельзя разрешить путём одного только чувственного отражения. Оно помогает нам ориентироваться в окружающем мире и применять в постоянно изменяющейся обстановке обобщения и опыт, полученные нами прежде.

Классификация видов мышления

Развиваясь в процессе социализации, способ мышления человека постепенно изменялся, продвигаясь от конкретного к абстрактному, вот внешнего (предметного) к внутреннему. Чаще всего мышление делят на практическое и теоретическое. Практическое мышление, в свою очередь, бывает наглядно-действенным и наглядно-образным, а теоретическое —образным и абстрактно-логическим (понятийным). Основные виды мышления можно изобразить, согласно этой классификации, таким образом:

От наглядно-действенного,– основного вида мышления ребёнка до 3 лет (пробуем все на ощупь, «на зуб»), взрослея (к 4-7 годам), через наглядные образы и представления (слуховые, тактильные, зрительные и т.д.) мы осваиваем наглядно-образное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различны по типу задач, которые они решают, и по проистекающим из этого особенностям (структурным и динамическим). Теоретическое мышление считается стоящим на более высокой ступени развития, чем практическое, а понятийное (словесно-логическое) – на уровень выше образного. Интересно, что даже в процессе осуществления какой-либо конкретной деятельности могут мирно сосуществовать все эти виды мышления, но один из них всегда доминирует, исходя из конечных целей и характера этой деятельности. В этой связи можно говорить о преобладающем виде мышления в данный момент. Все виды мышления человека равноценны по уровню сложности, а также по требованиям, предъявляемым к способностям человека, и в первую очередь – к интеллектуальным способностям.

Несколько подробнее остановимся на каждом из видов процесса мышления:

Практическое мышление

Цель этого вида процесса мышления – подготовка конкретного физического преобразования действительности: например, создание плана, проекта, схемы. Другими словами, оно направлено на решение конкретных практических задач. Обычно практическое мышление ограничено рамками дефицита времени.

Наглядно-действенное мышление проявляется в практической деятельности, в процессе которой мы преобразовываем реальные предметы. При данном преобладающем виде мышления человек непосредственно воспринимает предмет или в процессе какого-либо действия с ним изменяет, преобразовывает ситуацию. Кто чаще всего используют наглядно-действенное мышление? Это, как мы уже говорили, малыши до трёх лет и взрослые, занятые созданием какого-либо материального продукта (например, на производстве).

Наглядно-образное мышление отличается тем, что мыслительный процесс в этом случае происходит непосредственно в процессе восприятия окружающего мира, и только так. При этом виде мышления человек представляет ситуацию и те изменения, которых он хочет добиться в конечном результате. Для наглядно-образного мышления характерно использование необычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. При этом виде процесса мышления человек использует образы, представленные в его оперативной и кратковременной памяти (а не извлекает их из долговременной памяти с последующим преобразованием, как это происходит при использовании теоретического образного мышления).

Кто чаще всего использует наглядно-образное мышление? Прежде всего это дети: дошкольники и младшие школьники, а среди взрослых – те, кто занимается практическими видами деятельности, если они наблюдают за предметом своей деятельности, не касаясь его. Выполняя ремонт квартиры и представляя конечный результат, опираясь на подобранные варианты обоев, цвет потолка и пола, мы также используем этот вид мышления.

Теоретическое мышление

Цель теоретического мышления – познание и обобщение правил и законов, как научных, так их житейских. В большинстве случаев теоретическое мышление направлено на поиски и нахождение неких общих закономерностей.

Словесно-логическое (понятийное) мышление отличается тем, что в процессе решения проблемы человек использует понятия, выполняет мыслительные операции (действия в уме), не используя опыт, полученный от органов чувств. В качестве инструмента в данном случае выступают понятия, суждения и умозаключения. Этот вид мышления даёт абстрактное, но точное и обобщённое отражение реальной действительности. Кто чаще всего использует словесно-логическое мышление? Это люди науки, выполняющие теоретические исследования.

Теоретическое образное мышление даёт возможность не менее реального отражения действительности, тем словесно-логическое. При этом виде мышления человека инструментами для решения задачи выступают образы, которые либо извлекаются из памяти, либо порождаются воображением, то есть воссоздаются творчески. Кто чаще всего используют теоретическая образное мышление? Творческие люди, работающие с образами, занимающиеся искусством и литературой.

Оба вида теоретического мышления дополняют друг друга, сосуществуют, раскрывая хоть и разные, но взаимосвязанные грани бытия.

Существует и более развёрнутая классификация видов мышления:

По форме различают уже рассмотренные выше виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, образное и абстрактно-логическое мышление.

По характеру решаемых задач — также рассмотренные выше практическое и теоретическое мышление.

По степени развёрнутостидискурсивное и интуитивное мышление.

Дискурсивное (развёрнутое) мышление отличается тем, что человек слышит, видит и ощущает свои внутренние действия, свою внутреннюю речь. Оно опирается на логику рассуждений, а не на восприятие, имеет четко выраженные этапы и развёрнуто во времени.

При свёрнутом (интуитивном) мышлении в основе лежат чувственное восприятие и отражение предметов и явлений окружающего мира. Оно кратко, практически не имеет этапов, почти неосознанно.

По степени оригинальности, новизны результата мыслительных операций различают продуктивное и репродуктивное мышление.

Продуктивное мышление основывается на творческом воображении. Оно направлено на осмысление происходящего, постановку цели, нахождение путей решения и получение полезных выводов, опыта.

Репродуктивное мышление базируется на основе использования уже существующих представлений и образов.

Встречается также классификация видов мышления в зависимости от степени стандартности решаемых задач. В этой связи разделяют:

  • Алгоритмическое мышление. Оно основано на готовых алгоритмах и правилах, на выполнении определённой последовательности, и применяется для решения типовых задач.
  • Дискурсивное мышление опирается на рассуждения на основе взаимосвязанных умозаключений.
  • Эвристическое мышление заключается в поиске решения нестандартных задач.
  • Творческое мышление — это поиск открытий, путь к получению совершенно новых результатов.

Некоторые психологи, классифицируя виды мышления, делят его на три вида: словесно-логическое, наглядно-действенное и наглядно-образное, и внутри словесно-логического мышления, выполняющего логические операции с понятиями, различают целый ряд видов мышления:

  • Теоретическое, при котором постигаются законы и правила, строятся гипотезы и концепции.
  • Практическое, позволяющее за ограниченное время проверять гипотезы, составлять практические планы и готовиться к изменению существующей действительности. Для него характерны тонкая наблюдательность, умение находить и использовать важные детали и быстро применять решение на практике.
  • Аналитическое (логическое) – осознанное мышление, имеющее чёткую структуру.
  • Реалистическое мышление, опирающееся на законы логики и направленное на окружающий мир.
  • Аутистическое мышление – неразрывно связанное с внутренним миром человека, реализацией его желаний.
  • Продуктивное – создающее нечто новое.
  • Репродуктивное – воспроизводящее на основе уже созданного, по образцу.
  • Непроизвольное – это мышление в данной классификации рассматривается как трансформация образов сновидений.
  • Произвольное – представляющее собой целенаправленное решение мыслительных задач.

Мышление является результатом реакции коры головного мозга на внешние раздражители, а нарушения мышления являются проявлением расстройства процессов обработки информации. У вполне здоровых людей могут иметь место незначительные или кратковременные нарушения мышления. Вместе с тем, психопатология выявляет расстройства мышления, носящие болезненный и выраженный характер. Некоторые заболевания могут стать причиной того или иного вида нарушения мышления. Среди них деменция, шизофрения, тяжелые формы эпилепсии, последствия серьезных черепно-мозговых травм и другие заболевания.

Виды нарушений мышления

В психопатологии различают следующие виды нарушений мышления:

  • Нарушение динамики мышления.
  • Нарушение операциональной стороны мышления.
  • Нарушение мотивационного компонента мышления.
  • Нарушение критичности мышления.

Нарушения динамики мышления

К ним относят инертность мышления и его лабильность.

Инертность выражается в затруднении при переключении с одного способа выполнения работы на другой. Обобщение материала при изменении условий бывает затруднено, может проявляться вязкость мышления, излишняя обстоятельность, черезмерная детализация, замедленность мыслительных процессов.

Лабильность – это неустойчивость, подвижность способа выполнения поставленной задачи. В этом случае адекватные и неадекватные решения чередуются. При неплохом уровне обобщений в целом, время от времени происходит «сбой» на случайные, неправильные сочетания. Новые впечатления меняют ход мыслей, логика рассуждений нарушается, ассоциации хаотичны, идеи «скачут», человек беспрестанно говорит – таковы проявления этого вида нарушения мышления. Разделяют следующие варианты:

  • обобщенные ситуации чередуются с конкретно-ситуационными;
  • логические связи ошибочно подменяются случайными сочетаниями;
  • образовываются одноимённые группы.

Нарушения операциональной стороны мышления

К ним относят понижение уровня обобщения и искажение процесса обобщения.

Понижение уровня обобщения характеризуется преобладанием в суждениях непосредственных, конкретных связей между предметами и явлениями. Так, например, при классификации предметов в одну группу объединяются разнородные понятия (например, ручка и стол, потому что писать ручкой удобно за столом), то есть предметы объединяются на основе частных или второстепенных признаков.

Искажение процесса обобщения – противоположный процесс, при котором наблюдается отход от конкретных связей, причём в утрированной форме. При этом обобщение осуществляется на основании или несущественных, внешних признаков, или на основании настолько общих признаков, что они выходят за рамки содержательной стороны явлений. Например, ложка, стол и лопата при этом оказываются в одной группе, «потому что все они твёрдые», то есть связи не отражают ни содержания явлений, ни смысловых отношений между ними.

Нарушение мотивационного компонента мышления

Это нарушение выражается в искажении обобщений, разноплановости мышления и резонёрстве. Потеря целенаправленности мышления ведёт к поверхностности и незавершенности суждений и к потере мышлением функции регулирования действий человека.

Искажение обобщения – это нарушение, которое выражено выделением нереальных обобщающих признаков и свойств. Например, обобщение ложки и машины, потому что «обе двигаются».

Разноплановость мышления. В этом случае суждения одновременно протекают в нескольких руслах, и при обобщении за основу берутся то свойства предметов, то личные, иногда парадоксальные установки и взгляды. Смещение смысла в результате такого нарушения мышления может приводить к изменению структуры любой деятельности.

Резонерство – нарушение, при котором рассуждения непродуктивны, поскольку являются многоречивыми бесплодными мудрствованиями.

Нарушение критичности мышления

При данном нарушении наблюдается отсутствие контроля своих действий и коррекции ошибок. Критичность – это умение оценивать, контролировать работу мысли, анализировать, взвешивать доводы «за» и «против». Наиболее типичные проявления при выполнении экспериментальных заданий при нарушении критичности мышления – это безразличие к собственным ошибкам и бездумное манипулирование предметами.

Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать мышление, а также другие познавательные функции: внимание, память, восприятие. Развивающие игры на тренажерах для мозга онлайн  — удобный, практичный и увлекательный путь, приносящий результаты.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

 

Фото: Hawaii Savvy

Виды и формы мышления — Студопедия

Мыслительная деятельность человека разнообразна и многопланова. Это особенно проявляется в существовании различных видов мышления.

В психологии наибольшую популярность получили классификации мышления по следующим основаниям:

1. по форме;

2. по характеру решаемых задач;

3. по степени развернутости;

4. по степени новизны и оригинальности.

Дадим краткую характеристику каждому виду мышления.

1) По форме выделяют 3 вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление связано с первой стадией развития мышления человека и характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощь реального, физического преобразования проблемной ситуации. Другими словами, осуществляемые операции происходят во внешней, практической форме посредством осуществления манипуляций с предметами. Данный вид мышления, соответственно, наблюдается и у высших животных.

Наглядно-образное мышление наблюдается в ситуациях, когда для нахождения решения индивид использует конкретные образы. Имея возможность активно изменять представления о предметах, полученные благодаря органам чувств, человек может формировать разностороннее видение проблемы, что позволяет найти наиболее оптимальное решение. Наглядно-образное мышление особенно характерно для дошкольников и младших школьников. Поэтому не случайно, что ученики начальных классов стремятся наполнить абстрактные понятия конкретными образами.



Абстрактно-логическое (или словесно-логическое) мышление основывается на использовании понятий и рассуждений для решения стоящих задач. Т.е. в основе функционирования данного вида мышления лежит использование слов, которые отражают различные отвлеченные понятия Поэтому именно благодаря ему, человек способен обобщенно отражать окружающую действительность. Абстрактно-логическое мышление в онтогенезе возникает на более поздних этапах развития.

У зрелого человека все рассмотренные виды мышления тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга. В то же время часто можно говорить о преобладании того или иного вида мышления.

2) По характеру решаемых задач условно выделяют теоретическое и практическое мышление. Теоретическое мышление связано с постижением законов, закономерностей, свойств предметов и явлений. Практическое мышление определяет успешность решения реальных, практических задач. Поэтому оно подразумевает разработку планов и постановку целей, а также практическую их реализацию, ведущую к изменению действительности.


Чаще всего наиболее оптимальным является гармоничное сочетание теоретического и практического мышления. В ином случае мы вправе говорить об определенной ограниченности познавательной сферы человека.

3) По степени развернутости также выделяют 2 вида мышления: дискурсивное и интуитивное. Если в ходе мыслительной деятельности человек осознает все ее этапы, говорят о дискурсивном (развернутом) мышлении. Когда же мы наблюдаем ситуацию, когда решение задачи приходит быстро и неожиданно, человек не осознает последовательность основных этапов, данное мышление обозначают как интуитивное.

4) Результат мыслительное деятельности может быть рассмотрен и с точки зрения новизны (оригинальности). Репродуктивное (воспроизводящее) мышление – вид мышления, при котором человек использует имеющиеся способы решения задачи. Продуктивное (творческое мышление) связано с созданием новых, до этого не используемых подходов, способов к решению мыслительной задачи.

Качества мышления. Мыслительная деятельность людей имеет значительные индивидуальные различия, которые выражаются в следующих качествах:

Глубина мышления – способность проникнуть в сущность проблемы, увидеть главные причины и на основе этого уметь представить развитие дальнейших событий. Противоположное качество – поверхностность мышления.

Широта мышления – охват различных аспектов вопроса (проблемы), умение сопоставить разноплановые данные. Противоположное качество – узость мышления.

Гибкость мышления – умение адекватно и своевременно изменять решения в связи с учетом новых факторов, изменения ситуации. Противоположное качество – стереотипность мышления.

Оригинальность мышления – способность творчески решать задачи, находить новые подходы. Противоположное качество – стандартность мышления.

Критичность мышления – склонность человека любую информацию подвергать сомнению, анализировать разные доводы в пользу того или иного решения. Противоположное качество – некритичность мышления.

Быстрота мышления – скорость решения человеком стоящей задачи, определяемая его способностью оперативно перерабатывать информацию, находить и реализовывать принятое решение. Противоположное качество – медлительность мышления.

Выделенные качества мышления связаны с различными психическими процессами и свойствами. Особое значение имеют особенности функционирования и уровень развития всех познавательных процессов. Также значительное влияние на индивидуальное своеобразием мышления будут оказывать психические свойства человека (темперамент как сочетание свойств нервной системы, характер, способности).

Формы мышления. К основным формам мышления относят: понятие, суждение и умозаключение.

Понятие – форма мышления, в которой отражается закрепленные в слове обобщенные знания о существенных признаках предметов и явлений.

Усвоение понятия по своей сути есть не что иное, как усвоение общественного опыта. Только человек имеет возможность посредством слов передавать из поколения в поколения накопленную информацию. Неслучайно, что во многих теориях обучения в качестве одного из ведущих принципов выделяется усвоение понятий.

Понятия можно разделить на несколько видов. В частности, по характеру отражаемых связей и отношений выделяют конкретные и абстрактные понятия. Конкретными называются понятия, в которых отражаются связи и отношения между конкретными предметами и явлениями окружающей действительности в целостной и структурно-обособленной форме. В качестве примера можно привести такие понятия, как «компьютер», «собака», «река», «дом», «дорога». Абстрактными называются понятия, в которых отражаются свойства предметов, взятые в отвлечении (абстрактно) от их носителей (предметов). Примерами абстрактных понятий будут гуманизм, сила, чистота, надежность, синева, воля.

По другому признаку, по общности, различают общие и единичные понятия. Общие понятия («школа», «игра», «река») отражают круг однородных явлений (предметов), имеющий общий признак.

Единичные понятия (ОШ № 48 г. Минска, КВН, «река «Припять») обозначают один, конкретный предмет (явление).

Суждение – форма мышления, в которой отражается связь между предметами (явлениями) или между их свойствами.

Ввиду того, что предметы и явления, а также их свойства обозначаются соответствующими понятиями, можно утверждать, что в суждении устанавливается связь между понятиями. Выделяют две классификации суждений. В зависимости от того, соответствует ли суждение объективной реальности, различают истинные и ложные суждения. При этом в качестве критерия истинности суждения признается реальная жизнь (практика).

В зависимости от того, насколько широкий круг явлений отражается в суждении, выделяют – общие, частные и единичные. Общие суждения распространяются на всю совокупность предметов (явлений), содержащихся в понятиях (например, «Все школьники летом отдыхают»). Частные суждения касаются только части предметов (явлений), относящихся к понятию (например, «Некоторые школьники увлекаются футболом»). В единичном суждении приводится указание на конкретное понятие («Ученик Федоров стал победителем Х международной олимпиады по биологии»). Т.о, в суждениях представлена мысль о связи предметов (явлений) в развернутой и дифференцированной форме, о характере причинно-следственных связей.

Умозаключение – форма мышления, характеризующаяся тем, что на основе известных человеку суждений или понятий логически формулируется (выводится) новое суждение.

Умозаключения могут выводится тремя способами, на основе которых выделяются соответствующие умозаключения:

— индуктивные умозаключения – выведение общего привила из частных фактов;

— дедуктивные умозаключения – распространение общего правила на конкретный случай;

— умозаключения по аналогии – новое суждение выводится по сходству с уже известным.

Таким образом, умозаключение представляет собой высшую форму мышления, которая позволяет человеку использовать различные мыслительные операции для нахождения новых решений, для формирования новых суждений. При этом человек может не прибегать к непосредственному, чувственному опыту, а оперирует абстрактной информацией (т.е. речь идет о теоретическом мышлении).

Виды мышления и их особенности — Студопедия

Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления. В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное и творческое (продуктивное) мышления.

Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установка необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте, когда дети мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, восприятия объектов, к схематическому и символическому изображению объектов познания, учитель развивает образное мышление у учащихся.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: «Я мыслю, значит, я существую». Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.



Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.

Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную «интеллектуальную экономию» путем «сводки фактов к законам, а законов до теориям».


Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом — чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения.

Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.

Некоторые ученые на основании трех признаков — времени протекания процесса, структурности (четкое деление на этапы) и уровня течения (осведомленности или неосведомленности) — выделяют интуитивное и аналитическое мышление.

Аналитическое мышление — это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом.

Интуитивное мышление, наоборот, — свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании.

В психологии различают еще реалистичное мышление, направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами, а также аутистическое мышление, связанное с реализацией собственных желаний, намерений. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление, характерный его признак — неспособность поставить себя на позицию других.

3. И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Репродуктивное мышление — это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.

В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.

Отечественные и зарубежные психологи (Г. С. Костюк, Дж. Гилфорд) пришли к выводу, что творческое мышление является совокупностью тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности.

В творческом мышлении доминируют четыре особенности, в частности оригинальность решения проблемы, семантическая гибкость, что позволяет видеть объект под новым углом зрения, образная адаптивная гибкость, которая делает возможным изменение объекта с развитием потребности в его познании, семантически спонтанная гибкость продуцирования различных идей относительно неопределенных ситуаций.

Мышление, его сущность, типы, виды — Студопедия

Мышление – это процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существующих связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Мышление – познавательный процесс более высокого уровня по сравнению с непосредственным чувственным отражением действительности в ощущениях, восприятиях, представлениях. Чувственное познание дает лишь внешнюю картину мира, мышление же приводит к познанию законов природы и общественной жизни. Мышление выполняет регулирующую, познавательную и коммуникативную функции, то есть, функции общения. Особое значение приобретает выражение мышления в речи. Передаются ли мысли в устной или письменной форме в процессе общения людей, пишется ли научная книга или произведение художественной литературы – всюду мысль должна быть оформлена словами так, чтобы ее поняли другие люди.

Чувственное отражение и мышление – единый процесс познания человеком окружающей действительности. Источником познания служит практика. Начинается все с ощущений и восприятий, то есть с живого созерцания. Никакими другими путями нельзя получить знания о различных предметах и явлениях, о свойствах вещей, о различных формах движения материи. Только потом чувственное познание восходит к мысленному – абстрактному, логическому. Но даже на уровне абстрактного мышления сохраняется его связь с чувственными образами ощущений, восприятий и представлений.

Такое отвлеченное и обобщенное познание позволяет понять мир полнее и глубже. Истинность же такого познания проверяется практикой. Здесь она уже выступает как критерий правильности человеческого познания, человеческого мышления. Единство чувственного отражения и мышления позволяет сопоставить прошлое и настоящее, предвидеть и проектировать будущее. Это относится не только к окружающему миру вещей, явлений, других людей, но и к самому человеку, позволяет ему «учиться властвовать собой».



Как все психические явления, мышление является продуктом рефлекторной деятельности мозга. Единство чувственного и логического в мышлении основывается на сложном взаимодействии коры и подкорковых образований мозга.

Мышление – всегда решение какой-то задачи, поиск ответа на возникший вопрос, поиск выхода из сложившейся ситуации. При этом ни решения, ни ответа, ни выхода нельзя усмотреть, только воспринимая действительность.


Мышление – это не только опосредованное, но и обобщенное отражение действительности. Обобщенность его заключается в том, что для каждой группы однородных предметов и явлений вычленяются общие и существенные признаки, их характеризующие, в результате чего формируется знание об этом предмете вообще.

Различают наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическоемышление.

Наглядно-действенноемышление называют еще практически действенным или просто практическим мышлением. Оно протекает непосредственно в процессе практической деятельности людей и связано с решением практических задач: производственных, организации учебного процесса. Этот вид мышления является основным на протяжении всей жизни человека.

Наглядно-образноемышление связанно с решением мыслительных задач, основанных на образном материале. Здесь имеет место оперирование самыми разнообразными, но больше всего зрительными и слуховыми образами. Наглядно-образное мышление тесно связано с практическим мышлением.

Словесно-логическое мышление называют еще отвлеченным или теоретическим. Оно имеет форму отвлеченных понятий и суждений и связано с оперированием философскими, математическими, физическими и другими понятиями и суждениями. Это самый высокий уровень мышления, позволяющий проникать в сущность явлений, устанавливать законы развития природы, общественной жизни.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны. У разных людей тот или иной вид занимает ведущее положение. Какой именно, определяется условиями и требованиями деятельности. Например, у физика-теоретика или у философа – словесно-логическое мышление, а у художника – наглядно-образное. Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления.

Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Поэтому их содержание приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия словами в различных языках сущность остается одной и той же. Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни человека по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить всегда связано с умением оперировать понятиями, знаниями.

Суждение – форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими, частными и одиночными.

Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное и дедуктивное. Также существует еще и умозаключение по аналогии. Оно обычно используется для построения гипотез, то есть, предположений о возможности тех или иных событий, явлений. Таким образом, процесс умозаключения представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому ли иному умозаключению.

Мыслительными операциями называются умственные действия, используемые в процессе мышления. Это анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация и классификация.

Анализ – мысленное расчленение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств.

Синтез – мысленное соединение частей, признаков, свойств в единое целое, мысленное соединение предметов, явлений, событий в системы, комплексы и так далее.

Анализ и синтез взаимосвязаны друг с другом. Ведущая же роль того или другого определяется задачами деятельности.

Сравнение – мыслительное установление сходства и различия между предметами и явлениями или их признаками.

Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений на основе выделения при сравнении общих и существенных для них свойств и признаков.

Абстракция – мысленное отвлечение от каких-либо свойств или признаков предметов, явлений.

Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного частного конкретного свойства и признака.

Классификация – мысленное разъединение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы или подгруппы по определенным признакам.

Мыслительные операции, как правило, протекают не изолированно, а в различных сочетаниях. Анализ и синтез образуют единство. В процессе анализа происходит сравнение с целью выделения общих и различных признаков той или иной группы явлений, предметов.

Индивидуальные особенности мышления проявляются в различных свойствах умственной деятельности. Они складываются в процессе жизни и деятельности и в значительной мере определяются условиями обучения и воспитания. Имеют значение и типологические особенности высшей нервной деятельности.

К числу особенностей мышления относятся широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность мышления.

Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, умением творчески мыслить, способностью к широким обобщениями, умением связывать теорию с практикой.

Глубина ума – это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.

Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов.

Гибкость мышления – это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться с одного способа действия на другой.

Самостоятельность мышления выражается в умении поставить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и действовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все «за» и «против». Перечисленные особенности мышления у разных людей сочетаются по-разному и выражены в различной степени. Это и характеризует индивидуальные особенности мышления.

Мышление является обобщенным отражением действительности. Процесс же выделения общих существенных признаков требует отвлечения. Следовательно, в процесс анализа и синтеза включена и абстракция. Мышление может быть образным: на уровне образов, восприятий и представлений. Оно в какой-то мере существует и у высших животных. Человеческое же высшее мышление – мышление речевое. Язык, речь – материальная оболочка мысли. Только в речевой – устной или письменной форме мысль человека становится доступной другим.

Сущность и виды мышления. — Студопедия

Мышление – это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, которые недоступны непосредственному чувственному восприятию.

Любая познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, и только затем может произойти переход к мышлению. Мышление не может быть без чувственного познания, через ощущения и восприятия мышление не-посредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность такого отражения всегда проверяется практикой.

Если бы не было мышления, то познание никогда не могло бы выйти за пределы чувственно воспринимаемого. Мышление соотносит данные ощуще-ний и восприятий, сопоставляет, сравнивает, раскрывает отношения, опосредо-вания и через отношения между непосредственно чувственно данными свойст-вами вещей и явлений раскрывает новые, непосредственно чувственно не дан-ные, абстрактные их свойства.

Задачей мышления является выявление существенных, необходимых свя-зей, основанных на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпаде-ний в той или иной частной ситуации.

В ходе эволюционного развития психики мышление прошло следующие стадии:наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышлениехар.тем, что решение за-дачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования си-туации, опробования свойств объектов.



Наглядно-образное мышление связано с представлением ситуаций и из-менений в них. Оно опирается на образы, то есть зрительные представления и их трансформации. В образе может быть зафиксировано видение предмета с различных (нескольких) точек зрения.

Словесно-логическое мышлениехар. использованием понятий и логических конструкций. Оно функционирует на базе языковых средств. Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных связей и отношений. Формой существования понятия является слово.

Мышление человека последовательно проходит этапы наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления. У современного взрослого человека одновременно сосуществуют и дополняют друг друга все три названные вида мышления. При этом, однако, абсолютно преобладает словесно-логическое мышление.


Виды мышления:

По характеру решаемых задач

 Теоретическое

· Практическое

По степени новизны и оригинальности

· Репродуктивное (воспроизводящее)

· Продуктивное (творческое)

По степени развѐрнутости

· Интуитивное

· Дискурсивное

Мышление носит потребностно-мотивационный характер. Все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами. Мыслит не мозг человека сам по себе, а сам человек, личность в целом. Поэтому большое значение имеют активное стремление человека к развитию своего интеллекта и готовность активно использовать его в полезной деятельности.

 

44. Типы мышления:

1) Образное. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций.

2) Понятийное (теоретическое) . Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.

3) Знаковое . Знание существует в языковых знаках (знаки сигналы, знаки признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.

Формы мышления:

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие— это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные.
Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.
Суждения бывают общими, частными и единичными. Суждение раскрывает содержание понятий.

Умозаключение — такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения — доказательство геометрических теорем.
Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений — индуктивными и дедуктивными.
Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих .законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов ж правил.
Помимо психологии, человеческое мышление изучает другая наука — логика. Она изучает правила построения правильных умозаключений, правильного (т. е. приводящего к правильным выводам) рассуждения. Поэтому логическим мышлением называют обоснованное, доказательное мышление, которое, основываясь иа правильных исходных суждениях, с необходимостью приводит к правильным, объективным выводам.
Решение мыслительных задач. Мышление человека, и в част ности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач.

Мышление и его характеристика. Виды, формы и способы мышления. Теории мышления.

Мышление
наиболее
обобщенная и опосредованная форма
психического отражения устанавливающая
связи и отношения между познаваемыми
объектами.

Проблема мышления
долгое время изучалась философами и
логикой.

Ассоцианизм —
мышление не
является особым процессом и сводится
к простому сочетанию образов памяти
(ассоциация по смежному сходству и
контрасту), мышление рассматривалось
вне объективного мира — сознание переходит
от одного состояния в другое.

Атрибуты мышления
— сознание различий и сходства, память
— запечатляются простые элементы путем
цепочки образуют мысли, ощущение — первая
часть чувствования и всегда предмет
умственного оперирования. Репродуктивное
мышление.

Вюрцбургская школа
— Кюльт,первым использовал решение задач

Безобразное мышление.
Объясняет принцип детерминизма —
тенденция — есть общее направление
мышления, которое направляется задачей.

Отто Зельц — проблема
операций мышления, намечена пробема
творческого мышления.

Гештальтпсихология
— творческое мышление, придумали новый
способ исследования мышления, рассуждение
вслух.

Дункер объясняет
принцип — инсайт — переструкткрирование
целой структуры в новую, род внешних
переживаний. Жан Пиаже — интеллект —
структура познания мира от аутизма к
эгоцентризма (социальная мысль) обратился
к действию. Символическая логика

Отечественная
психология — теория Выготского —
формирование искусственного понятия,
Гальперин — ООД, Рубинштейн — проблема
операций мышления -мыслительная операция
— анализ и синтез, синтез к анализу,
сравнение и обобщение, Крушинский —
экстраполяция (прогнозирование).

Виды мышления:

По форме

Наглядно-действенное
мышление (Форма мышления, манипулирующая
предметной сферой. Имеется у детей с
рождения до 1,5 лет)

Конкретно-предметное
мышление (Задачи решаются с помощью
существующего, реального объекта.
Формирование в возрасте от 1,5 — до 7 лет)

Абстрактно-логическое
мышление (Мышление абстракциями —
категориями, которых нет в природе.
Формируется с 7 лет. Считается, что у
животных нет абстрактного мышления.)По
характеру решаемых задач — теоретическое,
практическое (наглядно-действ.)

по уровню психических
процессов (по степени развернутости)

Аналитическое
мышление

Интуитивное мышление

По степени новизны
(по результатам мышления)

Творческое мышление

Репродуктивное
мышление

Мышление как деятельность.
Структура мыслительной деятельности.

По С.Л.Рубинштейну,
всякий мыслительный процесс является
актом, направленным на разрешение
определенной задачи, постановка которой
включает в себя цель
и условия.
Мышление
начинается с проблемной ситуации,
потребности понять. При этом решение
задачи является естественным завершением
мыслительного процесса, а прекращение
его при недостигнутой цели будет
воспринято субъектом как срыв или
неудача. С динамикой мыслительного
процесса связано эмоциональное
самочувствие субъекта, напряженное
в начале и удовлетворенное
в конце. Мыслительный процесс
осуществляется в двух основных
формах:

1) формирование и
усвоение понятий;

2) решение проблем.

Формирование понятий
— это просто отличение «того, что
похоже», от «того, что непохоже».
Усвоение понятий — это процесс, в
результате которого субъект научается
узнавать признаки, присущие
каждому из понятий.
Начальной фазой мыслительного процесса
является осознание
проблемной ситуации.

Сама постановка
проблемы является актом мышления, часто
это требует большой мыслительной работы.
Первый признак мыслящего человека —
умение увидеть проблему там, где она
есть. Возникновение вопросов (что
характерно у детей) есть признак
развивающейся работы мысли. Человек
видит тем больше проблем, чем больше
круг его знаний. Таким образом, мышление
предполагает наличие каких-то начальных
знаний. От осознания проблемы мысль
переходит к ее разрешению.
Решение
задачи осуществляется разными способами.
Есть особые задачи (задачи
наглядно-действенного и сенсомоторного
интеллекта), для решения которых
достаточно лишь по-новому соотнести
исходные данные и
переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев
для решения задач необходима некоторая
база теоретических обобщенных знаний.
Решение задачи предполагает привлечение
уже имеющихся знаний в качестве
средств и
методов решения. Применение
правила включает 2
мыслительные операции:

1. Определить,
какое именно правило привлечь
для решения;

2. Применение
общего правила к частным
условиям задачи. Автоматизированные
схемы действия
можно
считать навыками мышления. Важно

отметить, что роль
мыслительных навыков велика именно в
тех областях, где имеется очень обобщенная
система знаний, например при решении
математических задач.

Решение проблем в
значительной степени опирается на
усвоенные понятия, хранящиеся
в долговременной
памяти.

При решении сложной
проблемы обычно намечается путь решения,
который осознается как гипотеза.
Осознание
гипотезы порождает потребность в
проверке.
Критичность
— признак зрелого ума. Некритический ум
легко принимает любое совпадение за
объяснение, первое подвернувшееся
решение за окончательное. Когда
заканчивается проверка, мыслительный
процесс переходит к окончательной фазе
суждению
по
данному вопросу.

Таким образом,
мыслительный процесс — это процесс,
которому предшествует осознание исходной
ситуации (условия задачи), который
является сознательным и целенаправленным,
оперирует понятиями и образами и который
завершается каким-либо результатом
(переосмысление ситуации, нахождение
решения, формирование суждения).

Очерк мышления: (это типы и формы)

Очерк мышления: (это типы и формы)!

Значение мышления:

Человека считают разумным существом, потому что он / она способен думать и рассуждать. Его превосходство над другими животными в обучении и приспособлении заключается в его / ее способности лучше мыслить.

В широком смысле мышление включает в себя все формы познания, восприятия, воображения, памяти и концепций.Иногда термин «мышление» используется для обозначения процесса решения проблемы.

Обычно мышление возникает, когда мы сталкиваемся с проблемой, требующей решения, или когда что-то идет не так с нами или вокруг нас. Когда все гладко, шансы на размышления редки.

Уиттакар определяет, что «мышление — это сложные когнитивные формы поведения, которые возникают только на относительно продвинутой стадии развития, когда более простые и прямые методы взаимодействия с окружающей средой оказались неэффективными».

Проще говоря, мышление можно определить как «последовательное возбуждение символов», то есть символы объектов, слов или понятий текут в сознании в определенном порядке, один за другим. Мышление состоит из когнитивной перестройки или манипулирования как информацией из окружающей среды, так и символами, хранящимися в долговременной памяти.

Символ представляет или обозначает какое-то событие или предмет в мире. Обычно в нашем мышлении используются изображения и языковые символы. Следовательно, можно утверждать, что мышление — это организованная, систематическая, целенаправленная и целенаправленная деятельность.

Типы мышления :

Есть два типа мышления:

I. Аутистическое мышление:

Это иначе называется свободным мышлением. Это чаще встречается у детей. Это далеко от реальности. Нет никаких ограничений реальности или времени и пространства. Он не ориентирован на достижение цели или проблем.

Обычно такое мышление носит сугубо личный характер, и человек может использовать символы с очень личным значением.В такое мышление вовлечены личные потребности человека, и он пытается их удовлетворить.

Аутистическое мышление может принимать разные формы:

a. Фантазия:

Это иначе называют дневным сновидением, то есть сновидением в состоянии бодрствования. Это как строить воздушные замки. В таком сновидении мы представляем вещи или ситуации такими, какими хотим, а не такими, какие они есть. Так мы сможем удовлетворить те желания, которые не могут быть выполнены в реальности.

Даже невозможное становится возможным.Например, мальчик-скотовод, пасущий скот в поле, может видеть во сне, как будто он летит на авиалайнере. Молодой человек может мечтать стать известным героем и т. Д.

Человек может получить некоторое удовольствие или временное облегчение от напряжения с помощью фантазии. Но слишком много дневных сновидений может сделать его неспособным смотреть в лицо реальности.

б. Сновидения:

Зигмунд Фрейд утверждал, что сны — это исполнение желаний. Наши желания, которые не выполняются на самом деле, проявляются в виде снов и исполняются.Нет никаких ограничений для идей, появляющихся во сне. Они могут появляться прямо или в скрытой форме.

с. Воображение:

Воображение — это умственная деятельность, в которой мы используем образы. В процессе воображения у нас не будет чувственного восприятия. Мы не будем соприкасаться с реальностью; у нас будут только мысленные образы. Следовательно, мы можем ошибаться в своем мышлении.

г. Reverie:

Это тоже похоже на фантастику. В фэнтези у нас будут какие-то идеи и цели, а в задумчивости идей вообще не будет.Ум будет свободно плавать, и все может прийти в голову и уйти.

II. Управляемое мышление:

Это иначе называется направленным мышлением. Он направлен на решение проблем или создание чего-то нового. Здесь мы регулируем процесс мышления. Наши мысли будут связаны с реальностью, и мышление будет целенаправленным.

Формы контролируемого мышления :

Рассуждения:

Это тоже вид мышления.Это определяется как «процесс вынесения нового суждения на основе одного или нескольких суждений как предпосылок». В ходе рассуждений будет проводиться проверка и перепроверка выводов, сделанных на основании определенных фактов или данных.

Рассуждения бывают двух типов:

i. Индуктивное рассуждение:

В этом виде рассуждения происходит переход от индивидуального к универсальному; в том смысле, что обобщение делается на основе серии индивидуальных переживаний относительно конкретной вещи.Итак, вывод шире, чем предположения. Например, мы приходим к выводу, что все политики эгоистичны, увидев многих политиков.

ii. Дедуктивное рассуждение:

В дедуктивном рассуждении мы переходим от универсального к частному, и сделанный вывод уже, чем посылки. Например, все актрисы красивы. Так что актриса, которую я вижу, тоже должна быть красивой.

Обычно в рассуждении к нашему мышлению применяются логические принципы.Он будет больше всего направлен на получение определенных выводов и умозаключений.

Решение проблем:

Проблема — это любой конфликт или различие между одной ситуацией и другой ситуацией, которую мы хотим достичь. Таким образом, наше мышление при решении проблем целенаправленно и мотивировано необходимостью уменьшить несоответствие между одним состоянием дела и другим. Пытаясь достичь цели решения проблемы, мы используем информацию, доступную нам из долговременной памяти.

Решение проблем может быть выполнено методом проб и ошибок или интуитивно.

Джон Дьюэй предложил научный метод решения проблем, который следует следующей процедуре:

(a) Идентификация проблемы,

(b) Определение проблемы,

(c) Сбор соответствующих данных,

(d) Формулировка гипотезы,

(e) Оценка гипотезы,

(f) Проверка полученных выводов.

.

Таксономия Блума — Учебный центр

Многие студенты поступают в колледж, используя учебные стратегии, которые они использовали в старшей школе, что понятно — стратегии работали в прошлом, так почему бы им не работать сейчас? Как вы уже, наверное, догадались, в колледже все по-другому. Уроки могут быть более строгими (но могут казаться менее структурированными), ваша нагрузка по чтению может быть тяжелее, а ваши профессора могут быть менее доступными. По этим и другим причинам вы, вероятно, обнаружите, что ваши старые учебные привычки не так эффективны, как раньше.Частично это связано с тем, что вы можете подходить к материалу не так, как ваши профессора. В этом раздаточном материале мы предоставляем информацию о таксономии Блума — способ размышления о вашей школьной работе, который может изменить ваш способ учебы и обучения, чтобы лучше соответствовать тому, как думают ваши профессора (и как они оценивают).

Почему мышление высшего порядка ведет к эффективному обучению

Большинство учащихся сообщают, что в старшей школе в основном учили запоминать и понимать большие объемы контента, а затем периодически демонстрировать это понимание на тестах и ​​экзаменах.Таксономия Блума — это структура, которая начинается с этих двух уровней мышления как важных основ для подталкивания нашего мозга к пяти другим уровням мышления более высокого порядка, помогая нам выйти за рамки запоминания и вспоминания информации и углубиться в применение, анализ, синтез, оценку и творчество — уровни мышления, которые имеют в виду ваши профессора, когда разрабатывают экзамены и бумажные задания. Поскольку именно на этих более высоких уровнях мышления наш мозг действительно и глубоко усваивает информацию, важно, чтобы вы интегрировали мышление более высокого порядка в свои учебные привычки.

Следующие категории могут помочь вам оценить ваше понимание прочитанного, конспектов лекций и других материалов курса. Создавая вопросы из различных категорий и отвечая на них, вы сможете лучше предугадывать и подготовиться ко всем типам экзаменационных вопросов. По мере того, как вы учитесь и учитесь, начните с того, что задавайте себе вопросы и используйте методы обучения на уровне запоминания. Затем постепенно продвигайтесь по уровням, чтобы углубить свое понимание, делая обучение более значимым и улучшая ваше долгосрочное удержание.

Уровень 1: Помните

Этот уровень помогает нам вспомнить основную или фактическую информацию: имена, даты, формулы, определения, компоненты или методы.

Методы исследования Типы вопросов, которые нужно задать себе
Сделайте и используйте карточки с ключевыми терминами. Как бы вы определили…?
Составьте список или хронологию основных событий. Перечислите _________ по порядку.
Перечислите основные характеристики чего-либо. Кто были…?

Уровень 2. Понять

Понимание означает, что мы можем объяснять основные идеи и концепции и придавать смысл, интерпретируя, классифицируя, обобщая, делая выводы, сравнивая и объясняя.

Методы исследования Типы вопросов, которые нужно задать себе
Обсудите содержание с партнером или объясните ему. Как бы вы различили _____ и _____?
Разъясните основную идею раздела. В чем основная идея ________?
Напишите краткое содержание главы своими словами. Почему…?

Уровень 3: Применить

Application позволяет нам распознавать или использовать концепции в реальных ситуациях и решать, когда, где и как применять методы и идеи.

Методы исследования Типы вопросов, которые нужно задать себе
Ищите конкретные примеры абстрактных идей. Почему _________ работает?
Рабочие задания и упражнения. Как бы вы изменили ________?
Напишите инструкцию или учебное пособие по главе, которую могли бы использовать другие. Как бы вы разработали инструкции по…?

Уровень 4: Анализ

Анализ означает разбиение темы или идеи на компоненты или изучение предмета с разных точек зрения. Это помогает нам увидеть, как «целое» создается из «частей».«Легко упустить общую картину, застряв на более низком уровне мышления и просто запоминая отдельные факты, не видя, как они связаны. Анализ помогает выявить связи между фактами.

Методы исследования Типы вопросов, которые нужно задать себе
Составьте список способствующих факторов. Как этот элемент вносит вклад в целое?
Определите важность различных элементов или разделов Какое значение имеет этот раздел?
Подумайте об этом с другой стороны Как бы группа _______ это увидела?

Уровень 5: Синтез

Синтез означает рассмотрение отдельных элементов вместе с целью сделать выводы, выявить темы или определить общие элементы.Здесь вы хотите перейти от «частей» к «целому».

Методы исследования Типы вопросов, которые нужно задать себе
Обобщить информацию из текстов и чтений. Разработать предложение, которое…
Сконцентрируйте и переформулируйте содержание в одном или двух предложениях. Как вы можете перефразировать эту информацию в 1-2 кратких предложения?
Сравните и противопоставьте. Что отличает ________ от __________?

Уровень 6: Оценить

Оценка означает вынесение суждений о чем-либо на основе критериев и стандартов. Это требует проверки и критики аргумента или концепции, чтобы сформировать мнение о ее ценности. Часто на этот тип вопросов нет четкого или правильного ответа. Скорее, речь идет о вынесении суждения и подтверждении его причинами и доказательствами.

Методы исследования Типы вопросов, которые нужно задать себе
Решите, нравится ли вам, не нравится, согласны или не согласны с автором или решением. Что вы думаете о ________? Какие доказательства и причины подтверждают ваше мнение?
Подумайте, что бы вы сделали, если бы попросили сделать выбор. Как бы вы это улучшили?
Определите, какой подход или аргумент наиболее эффективен. Какой аргумент или подход сильнее? Зачем?

Уровень 7: Создание

Создание предполагает объединение элементов в единое или функциональное целое.Создание включает в себя реорганизацию элементов в новый образец или структуру посредством планирования. Это самый высокий и продвинутый уровень Таксономии Блума.

Методы исследования Типы вопросов, которые нужно задать себе
Создайте модель и используйте ее, чтобы обучать других. Как вы можете создать модель и использовать ее, чтобы преподавать эту информацию другим?
Проведите эксперимент. Какой эксперимент вы можете провести, чтобы продемонстрировать или проверить эту информацию?
Напишите небольшой рассказ о концепции. Как можно передать эту информацию в форме рассказа или стихотворения?

Сочетание таксономии Блума с другими эффективными стратегиями исследования

Хотя мышление высшего порядка является отличным способом изучения новой информации и учебы, вам следует сочетать его с другими эффективными стратегиями обучения. Ознакомьтесь с некоторыми из этих ссылок, чтобы узнать о других инструментах и ​​стратегиях, которые вы можете попробовать:

Прочие ресурсы UNC

Если вам нужна индивидуальная помощь с вопросами более высокого порядка (или с чем-либо, касающимся вашей академической успеваемости), ознакомьтесь с некоторыми из ваших ресурсов UNC:

  • Академический коучинг: Назначьте встречу с академическим тренером в Учебном центре, чтобы обсудить свои учебные привычки один на один.
  • Часы работы: Назначьте встречу со своим профессором или техническим специалистом, чтобы обсудить материал курса и то, как добиться успеха в классе.

Консультации по работам

Андерсон, Л. В., Кратвол, Д. Р., Айрасиан, П. В., Крукшанк, К. А., Майер, Р. Е., Пинтрих, П. Р., Виттрок, М. К. (2001). Таксономия обучения, преподавания и оценивания: пересмотр таксономии образовательных целей Блума. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Лонгман.

«Таксономия Блума». Университет Ватерлоо.Получено с https://uwaterloo.ca/centre-for-teaching-excellence/teaching-resources/teaching-tips/planning-courses-and-assignments/course-design/blooms-taxonomy

.

«Таксономия Блума». Получено с http://www.bloomstaxonomy.org/Blooms%20Taxonomy%20questions.pdf

Овербо, Р., и Шульц, Л. (нет данных). «Изображение двух версий Таксономии Блума». Норфолк, Вирджиния: Университет Старого Доминиона. Получено с https://www.odu.edu/content/dam/odu/col-dept/teaching-learning/docs/blooms-taxonomy-handout.pdf


Creative Commons License Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivs 4.0 License.
Вы можете воспроизвести его для некоммерческого использования, если вы используете весь раздаточный материал и указываете источник: Учебный центр, Университет Северной Каролины, Чапел-Хилл,

Если вам нравится использовать наши раздаточные материалы, мы ценим вклад в благодарность.

Сделать подарок

.

4 Обучение и изучение пространственного мышления | Учимся мыслить пространственно

4,3 ЗАДАЧА РАЗВИТИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

Научные явления, которые имеют физическое представление в космосе, такие как репликация ДНК, погодные условия, распространение океанического дна и траектории самолетов, немедленно поддаются пространственному мышлению. Однако физическое проявление объяснительных научных понятий, таких как энтропия, тепловой поток и синтез, часто скрыто от прямого исследования.Соответствующие явления могут быть микроскопическими или могут быть скрыты другой информацией, как в случае молекул, складок Земли, движения плит и химических реакций.

Для развития научных знаний требуются время и практика. Задача преподавателей состоит в том, чтобы предоставить учебное время, надлежащим образом разработанные материалы и занятия (особенно представления), а также благоприятную среду, которая позволит учащимся приобретать знания по конкретным школьным предметам и, в то же время, развивать навыки пространственного мышления.Следовательно, чтобы узнать о сложных системах в науке, студентам необходимы три вещи: (1) знание широкого круга научных концепций, (2) навыки создания и интерпретации пространственных представлений информации и (3) возможности практиковать навыки пространственного мышления. в сложных, но хорошо поддерживаемых проектах.

Концепции и представления имеют смысл для экспертов, потому что у них было множество возможностей использовать их в течение длительного времени. Чтобы эти концепции и представления стали полезными для студентов, требуется много времени на обучение.Однако, учитывая нехватку такого времени, студенты часто оказываются постоянными новичками, всегда сталкиваясь с новым набором тем и новым набором представлений, которые они должны объединить и использовать при решении другого набора сложных вопросов.

4.3.1 Развитие экспертных знаний посредством приобретения знаний

В главе 3 представлены примеры специалистов в области наук о Земле, географии и астрономии, использующих пространственное мышление в процессе научных открытий и объяснений.Для достижения понимания эксперты связывают различные источники данных, используют свои знания о таких процессах, как вулканизм или эволюция, и включают свое понимание таких принципов, как тепловое равновесие или биоразнообразие. Успешные исследователи реорганизуют, комбинируют, расставляют приоритеты, сравнивают, ставят под сомнение и обсуждают свои идеи в течение длительных периодов времени. Эксперты развивают профессиональные навыки в своих областях с годами и часто находят методы, которые они используют для оценки сложных отображений данных, трудными для объяснения и, следовательно, для обучения других.Квалифицированные программисты, например, могут проверить программу из 300 строк и быстро выявить ошибки, тогда как новички могут смотреть на те же 300 строк практически вечно, не обнаруживая проблемы (Soloway and Spohrer, 1989).

Эксперты специализируются на отдельных аспектах своей области. Им нужно время и опыт не только для понимания представлений, используемых в новых аспектах области, но и для изучения принципов и идей, специфичных для предметной области, для интерпретации и критики этой информации. Эксперты переформулируют представление сложной информации, такой как движения пластин или конфигурации кристаллов, и участвуют в дисциплинарных спорах о подходящих способах сведения данных в форматы, максимально открытые для проверки (см.работают над геномом человека, молекулярными путями и материалами для электронного микроскопа). Ежегодно журнал Science отмечает исследователей, создающих визуализации, которые приветствуются их коллегами (Bradford et al., 2003). Однако для тех, кто не входит в конкретную научную область, эти представления могут сбивать с толку и сбивать с толку. Некоторые представления, такие как модели землетрясений, наложенные на очертания континентов, передают информацию, которую было бы трудно передать словами, тогда как другие, такие как методы представления структуры кристаллов, могут сбить с толку даже экспертов (глава 3). как неспециалистов.Даже гениальные представления, такие как современные алгебраические системы, иногда мешали, а также ускоряли научное открытие (например, diSessa, 2000).

.

INTJ Интровертное интуитивное мышление Судейство

Интровертное интуитивное мышление, суждение

Посторонним может показаться, что INTJ излучают ауру «определенности», уверенности в себе. Эта самоуверенность, которую менее решительные люди иногда принимают за простое высокомерие, на самом деле носит скорее специфический, чем общий характер; его источник лежит в специализированных системах знаний, которые большинство людей этого типа начинают создавать в раннем возрасте.Когда дело доходит до их собственных областей знаний — а у INTJ может быть несколько — они смогут почти сразу сказать вам, могут ли они вам помочь, и если да, то как. INTJ знают то, что знают, и, что еще более важно, они знают то, чего не знает .

Люди этого типа — перфекционисты, обладающие бесконечной способностью улучшать все, что их интересует. Что мешает им хронически увязнуть в этом стремлении к совершенству, так это прагматизм, столь характерный для этого типа: INTJ применяют (часто безжалостно) критерий « работает ли ?» ко всему, от их собственных исследовательских усилий до преобладающих социальных норм.Это, в свою очередь, порождает необычную независимость ума, освобождая его от ограничений авторитета, условностей или сантиментов ради самих себя.

INTJ известны как «Системные строители» этого типа, возможно, отчасти потому, что они обладают необычным сочетанием черт воображения и надежности. Независимо от того, над какой системой работает этот тип, для них это эквивалент моральной причины INFJ; могут прийти и перфекционизм, и пренебрежение авторитетом
в игру, поскольку INTJ могут не щадить себя и других участников проекта.Любой, кто считается «бездельником», включая начальство, потеряет их уважение — и, как правило, будет об этом осведомлен; Известно также, что INTJ берут на себя выполнение важных решений без
консультации со своими руководителями или коллегами. С другой стороны, они, как правило, скрупулезно и беспристрастно признают индивидуальный вклад, внесенный в проект, и обладают даром использовать возможности, которые другие могут даже не заметить.

В самом широком смысле, то, что INTJ «делают», обычно совпадает с тем, что они «знают».Типичный выбор карьеры INTJ — это наука и инженерия, но их можно найти везде, где требуется сочетание интеллекта и проницательности (например, юриспруденция, некоторые области академической науки). Люди этого типа могут подняться до руководящих должностей, если они готовы потратить время на маркетинг своих способностей, а также на их развитие, и (будь то ради амбиций или стремления к конфиденциальности) многие также считают полезным научиться имитируют некоторую степень поверхностного конформизма, чтобы замаскировать присущую им нетрадиционность.

Личные отношения, особенно романтические, могут быть ахиллесовой пятой INTJ. Хотя они способны глубоко заботиться о других (обычно это несколько избранных) и готовы тратить много времени и усилий на отношения, знания и уверенность в себе, которые делают их такими успешными в других областях, могут внезапно отказаться или вводить их в заблуждение в межличностных ситуациях.

Это происходит отчасти потому, что многие INTJ не сразу понимают социальные ритуалы; например, у них, как правило, мало терпения и меньше понимания таких вещей, как светская беседа и флирт (которые большинство людей считают половиной удовольствия от
отношения).Ситуация усложняется тем, что люди этого типа обычно крайне замкнуты и часто также могут быть по своей природе бесстрастными, что позволяет легко их неправильно истолковать и понять. Однако, возможно, самая фундаментальная проблема заключается в том, что INTJ действительно хотят, чтобы люди считали смыслом . 🙂 Иногда это приводит
в своеобразной наивности », сходной с таковой у многих F — только вместо того, чтобы ожидать неиссякаемой привязанности и сочувствия от романтических отношений, INTJ будет ожидать неиссякаемой разумности и прямоты.

Вероятно, самые сильные активы INTJ в области межличностного общения — это их интуитивные способности и их готовность «работать над» отношениями. Хотя как Т. они не всегда обладают таким естественным сочувствием, как многие Ф, интуитивная функция часто может выступать в качестве хорошей замены, синтезируя возможные значения таких вещей, как тон голоса, оборот фразы и выражение лица. Затем эту способность можно оттачивать и направлять последовательными, повторяющимися усилиями по пониманию и поддержке тех, кто им небезразличен, и те отношения, которые в конечном итоге устанавливаются с INTJ, обычно характеризуются их надежностью, стабильностью и хорошими коммуникациями.

(INTJ означает интроверт, интуитивно понятный, мышление, суждение и представляет предпочтения человека в четырех измерениях, характеризующих тип личности, согласно теориям типа личности Юнга и Бриггса Майерса.)

Какой у вас тип личности? Пройди тест!

На основе концепции когнитивных функций Юнга

Интровертная интуиция

INTJ — люди идей.Все возможно; все по договоренности.
Какими бы ни были внешние обстоятельства, люди этого типа всегда воспринимают внутренние
шаблонные формы и использование реальных материалов для их реализации.
Другие могут увидеть, что такое , и задаться вопросом, почему; INTJ видят, что может быть
и сказать «Почему бы и нет ?!» Парадоксы, антиномии и другие противоречивые явления
правильно выразить удовольствие этих интуитивных тех, кто, по их мнению, может быть
слишком серьезно относиться к определенному взгляду на реальность.Людям этого типа нравится развиваться.
уникальные решения сложных проблем.

Экстравертное мышление

Мышление в этой вспомогательной роли — рабочая лошадка. Закрытие — это расплата
за затраченные усилия. Оценка требует диагноза; продукт управляет процессом.
Когда они обнаруживаются, Мышление стремится, защищает, утверждает и направляет
Потомки iNtuition, полностью оснащая их для полноценной и полезной жизни.
Как верный педагог, Мышление спорит не столько от своего имени, сколько
в защиту своих обвинений.И в этом процессе эти впечатлительные
идеи принимают подобие своего хозяина.

Интровертное чувство

У Чувства есть скромная внутренняя комната, через две двери от Самого Неизбежного.
интуиция. Он не особо выделяется, но оказывает свое влияние от имени
дела добрые, достойные и гуманные. Мы можем мельком увидеть это
в невысказанном отношении доброй воли, в милостивой улыбке или кивке. Некоторые
подвергают сомнению существование Чувства в этом типе, но его невидимый баланс
Мышление — это кардинальное измерение в полной мере души INTJ.

Экстравертное восприятие

Чувство служит доброй волей или вовсе не служит. Как и другие низшие
функции, он имеет лишь элементарное понимание контекста, количества или
степень. Таким образом, люди этого типа уделяют внимание деталям или иногда упускают их. «Я сделал
в моей голове, не путайте меня с фактами «вполне мог быть сказано
INTJ на задании. Экстравертность восприятия очевидна в этом
type склонен смаковать ощущения, а не просто классифицировать их.Неосмотрительное проявление снисходительности, вероятно, является проявлением бессознательного
месть низших.

(Джо Батт и Марина Маргарет Хейсс — опубликовано по лицензии)

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *