Обществознание социальная роль: 3.12. Социальная роль. Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ
12. Социальная роль
Статус — это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.
Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.
Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.
Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).
Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:
а) роль труженика;
б) роль собственника;
в) роль потребителя;
г) роль гражданина;
д) роль члена семьи.
Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит.
Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.
В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт.
Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.
Социальная роль — это… Что такое Социальная роль?
Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»[1].
История термина
Понятие «социальная роль» было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал понятие «социальная роль» как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение «социальная роль» как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о «социальная роль» как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные «социальная роль» оказываются плохо совместимыми. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Ирвин Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределенности и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнеров.
Определение понятия
Социальная роль — динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).
Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
- Социальные роли обусловлены социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это не только биологически предопределенный пол, но и гендер («социальный пол»), который создается (конструируется) обществом как социальная модель ролевого поведения, закрепленная общественными нормами, обычаями. Если биологически можно различить два пола — мужской и женский, то набор гендеров бывает гораздо шире. Гендер не обязательно совпадает с полом индивида. Биологический пол, так же как и гендер, фактически является социальным конструктом – продуктом устойчивых интерпретативных практик, возникающих на основе когнитивных схем восприятия. В психологическом и социальном плане биологический пол всегда существует для личности в виде условной системы объяснений (интерпретаций). [2]
- Межличностные роли опосредованны межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Характеристики социальной роли
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:
- По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
- По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
- По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
- По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.
Ролевые конфликты
Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).
См. также
Библиография
- «Игры, в которые играют люди» Э. Берн
Примечания
- ↑ Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 537.
- ↑ Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003. C.27—35.
Ссылки
Общий курс: Учебное пособие для вузов. Кравченко А. И.
3.12 Социальная роль
Статус — это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. 1
Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:
Статусы, определяемые положением индивида в группе:
-
Личный -
социальный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.
Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом:
-
Основной -
Неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодические (неосновные) социальные статусывлияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).
Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора:
Предписанный (приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).
Достигаемый (приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
-
реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; -
системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженным, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.
От престижа необходимо отличать авторитет.
Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закреплённая в культуре и общественном мнении.
Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека. 2
Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.
Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:
-
роль труженика; -
роль собственника; -
роль потребителя; -
роль гражданина; -
роль члена семьи.
Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит.
Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.
В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт.
Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей. 3
Виды ролевых конфликтов:
-
внутриличностный — возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли; -
внутриролевой — возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия; -
личностно-ролевой — причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций; -
инновационный — возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации. 4
Конспект по обществознанию на тему «Социальная роль»
Социальная роль
Статус — это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.
Социологи выделяют два вида статуса: личный и приобретенный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества. С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус.
Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные (достигнутые). К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для данного общества.
Если престиж каких-либо статусов является необоснованно завышенным или, наоборот, заниженных, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается подобная тенденция к утрате этого равновесия, неспособно обеспечить свое нормальное функционирование. От престижа необходимо отличать авторитет. Авторитетом называют степень признания обществом достоинства личности, конкретного человека.
Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которыми он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью.
Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе.
Фактически роль дает образец, показывающий, как именно следует действовать индивиду в той или иной ситуации. Роли различаются по степени формализации: некоторые из них определены очень четко, например, в военных организациях, другие весьма расплывчато. Социальная роль может быть закреплена за человеком как формально (например, в законодательном акте), так носить и неформальный характер.
Любой индивид представляет собой отражение всей совокупности общественных отношений своей эпохи. Поэтому каждый человек обладает не одной а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Подобное многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).
Ученые предлагают различные классификации социальных ролей. Среди последних, как правило, выделяют так называемые основные (базисные) социальные роли. К ним относятся:
а) роль труженика;
б) роль собственника;
в) роль потребителя;
г) роль гражданина;
д) роль члена семьи.
Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и имеет определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит.
Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. На принятие человеком той или иной социальной роли влияют как социальные условия, так и его биологические и личностные особенности (состояние здоровья, пол, возраст, темперамент и ДР.). Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, предлагая осуществить выбор путей его исполнения самой личности.
В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть так называемый ролевой конфликт.
Ролевым конфликтом называется такая ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей.
Социальная роль и её значение —
Сейчас очень популярна тема личностного роста. Создана масса различных тренингов и методик развития личности. Стоит это дорого, а эффективность катастрофически низка, трудно найти квалифицированного специалиста.
Разберёмся с понятиями, чтобы избежать блуждания в поисках самого эффективного способа стать успешнее. Процесс развития личности включает в себя освоение социальных ролей и навыков коммуникации (создания, поддержания и развития качественных отношений).
Именно через различные социальные роли проявляется и развивается личность. Освоение новой роли может кардинально изменить жизнь. Успешная реализация основных для человека социальных ролей создаёт ощущение счастья и благополучия. Чем больше социальных ролей человек способен воспроизвести, тем лучше он приспособлен к жизни, тем более он успешен. Ведь счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. Принимают активное и сознательное участие в жизни общества. Дружеские компании, увлечения и хобби значительно обогащают жизнь человека, но не могут компенсировать неудачи в реализации значимых для него социальных ролей.
Отсутствие реализации значимых социальных ролей, непонимание или их неадекватная трактовка создаёт в жизни человека чувство вины, низкую самооценку, ощущение потерянности, неуверенности в себе, бессмысленности жизни.
Наблюдая и осваивая социальные роли, человек усваивает стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны, осуществлять самоконтроль.
Социальная роль
— это модель поведения человека, объективно заданная позицией личности в системе общественных и личных отношений.
Скажем так, в обществе задан некий безликий шаблон ожидаемого поведения, в рамках которого что-то считается допустимым, а что-то выходящим за рамки нормы. Благодаря данному стандарту от исполнителя социальной роли ожидается вполне предсказуемое поведение, на которое могут ориентироваться окружающие.
Такая предсказуемость позволяет сохранять и развивать взаимодействие. Последовательное выполнение человеком его социальных ролей создаёт упорядоченность повседневной жизни.
Семейный человек исполняет роли сына, мужа, отца, брата. На работе он может одновременно быть инженером, мастером производственного участка, членом профсоюза, начальником и подчиненным. В социальной жизни: пассажиром, водителем личного автомобиля, пешеходом, покупателем, клиентом, пациентом, соседом, гражданином, благотворителем, другом, охотником, путешественником и т.д.
Разумеется, не все социальные роли равнозначны для общества и равноценны для личности. В качестве значимых следует выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли.
А какие социальные роли значимы для вас?
В семье: муж/жена; отец/мать; сын/дочь?
В профессии и карьере: добросовестный работник, эксперт и специалист в своей области, управленец или предприниматель, начальник или собственник бизнеса?
В общественно-политической сфере: член политической партии/благотворительного фонда/церкви, беспартийный атеист?
Без какой социальной роли ваша жизнь будет неполной?
Жена, мать, бизнес-леди?
У каждой социальной роли есть смысл и значение.
Чтобы общество нормально функционировало и развивалось, важно, чтобы все его члены осваивали и исполняли социальные роли. Так как образцы поведения закладываются и передаются из поколения в поколение в семье, давайте посмотрим на семейные роли.
Согласно исследованию, основная масса мужчин женится, чтобы иметь постоянного партнера по сексу и развлечениям. Кроме того, жена для мужчины является атрибутом успеха, который поддерживает его статус. Следовательно, смысл социальной роли жены в том, чтобы разделять увлечения и интересы своего мужа, чтобы выглядеть достойно в любом возрасте и в любом периоде жизни. Если же мужчина не получает сексуальное удовлетворение в браке — придётся искать иное значение брачных отношений.
Социальная роль матери предусматривает заботу о ребенке: здоровье, питании, одежде, домашнем уюте и воспитании полноценного члена общества. Часто женщины в браке подменяют выполнение роли жены ролью матери, а потом удивляются, почему отношения разрушаются.
Социальная роль отца заключается в обеспечении защиты и безопасности своим детям, в том, чтобы быть наивысшим авторитетом в оценке детьми своих действий, в навыках соблюдении иерархии.
Задача родителей, как отца, так и матери – за время взросления помочь ребенку сформировать личность, способную жить и создавать результаты в своей жизни самостоятельно. Привить морально-нравственные и духовные нормы, основы саморазвития и стрессоустойчивости, заложить здоровые модели отношений в семье и социуме.
Социологическое исследование утверждает, что большинство женщин выходит замуж, чтобы иметь статус замужней женщины, надежный тыл для воспитания детей в полноценной семье. Она ждёт от мужа восхищения и открытости в отношениях. Следовательно, социальная роль мужа в том, чтобы иметь юридически оформленный брак с женщиной, заботиться о жене, участвовать в воспитании детей весь период их взросления.
Социальные роли взрослых дочерей или сыновей подразумевают самостоятельную (финансово независимую) от родителей жизнь. В нашем обществе считается, что дети должны осуществлять заботу о родителях в тот период, когда те становятся беспомощными.
Социальная роль не является жесткой моделью поведения.
Люди неодинаково воспринимают и исполняют свои роли. Если человек воспринимает социальную роль как жесткую маску, стереотипам поведения которой он вынужден подчиняться, он буквально ломает свою личность и жизнь превращается для него в ад. Поэтому, как и в театре, роль одна, а каждый исполнитель придает ей свои оригинальные черты. Например, от ученого-исследователя требуется придерживаться установленных наукой положений и методов и в то же время творить и обосновывать новые идеи; хороший врач-хирург — это не только тот, кто хорошо делает обычные операции, но и тот, кто может пойти на нетрадиционное решение, спасая жизнь больного. Таким образом, инициатива и авторский почерк является неотъемлемой принадлежностью выполнения социальной роли.
У каждой социальной роли есть предписанный набор прав и обязанностей.
Обязанность — это то, что человек делает исходя из норм социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет. Так как обязанности всегда сопровождаются правами, выполняя свои обязанности в соответствии со своей социальной ролью, человек имеет право предъявить свои требования к партнеру по взаимодействию. Если в отношениях нет обязанностей, то нет и прав. Права и обязанности как две стороны одной медали – одно невозможно без другого. Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли. Любой дисбаланс в этом соотношении свидетельствует о некачественном усвоении социальной роли. Например, часто в сожительстве (так называемом гражданском браке) конфликт возникает в тот момент, когда партнеру предъявляются требования социальной роли супруга.
В выполнении социальных ролей заложены конфликты и, как следствие, психологические проблемы.
- У каждой личности есть авторское исполнение общепринятых социальных ролей. Между заданным стандартом и личной интерпретацией невозможно достичь полного совпадения. Надлежащее исполнение требований, связанных с социальной ролью, обеспечивает система социальных санкций. Часто страх несоответствия ожиданиям приводит к самоосуждению: «Я плохая мать, никудышная жена, отвратительная дочь»…
- Личностно-ролевой конфликт возникает, если требования социальной роли противоречат жизненным устремлениям личности. Например, роль начальника требует от человека волевых качеств, энергии, умения общаться с людьми в разных, в том числе и критических, ситуациях. Если у специалиста не хватает этих качеств, он не справляется со своей ролью. В народе по этому поводу говорят: “Не по Сеньке шапка”.
- Когда у человека несколько социальных ролей со взаимоисключающими требованиями или у него нет возможности выполнять свои роли в полном объеме возникает межролевой конфликт. В основе этого конфликта лежит иллюзия «невозможное возможно». Например, женщина хочет быть идеальной хозяйкой и матерью, при этом успешно управлять крупной корпорацией.
- Если к исполнению одной роли предъявляются разные требования разными представителями социальной группы, возникает внутриролевой конфликт. Например, муж считает, что жена должна работать, а его мама считает, что жена должна сидеть дома, воспитывать детей, заниматься домашним хозяйством. Сама женщина при этом думает, что жене важно творчески и духовно развиваться. Пребывание внутри ролевого конфликта ведет к деструкции личности.
- Повзрослев, человек активно вступает в жизнь общества, стремясь занять в ней свое место, удовлетворить личные потребности и интересы. Взаимоотношения личности и общества можно описать по формуле: общество предлагает, личность ищет, выбирает свое место, стараясь реализовать интересы. При этом она показывает, доказывает обществу, что находится на своем месте и будет хорошо выполнять отведенную роль. Неспособность подобрать для себя подходящую социальную роль приводит к отказу от выполнения любых социальных функций – к самоустранению .
- Для мужчин такая психологическая травма чревата нежеланием иметь жену и детей, отказом от защиты своих интересов; самоутверждением за счет унижения беззащитных, склонностью к пассивному стилю жизни, самолюбованию и безответственности.
- Для женщин нереализованность некоторых социальных ролей приводит к неконтролируемой агрессии не только по отношению к окружающим, но и по отношению к себе и своим детям, вплоть до отказа от материнства.
Что же делать, чтобы избежать проблем?
- Определите для себя ЗНАЧИМЫЕ социальные роли и способ их актуализации.
- Опишите модель поведения в данной социальной роли, исходя из смыла и значения этой роли.
- Изложите свою систему представления о том, как нужно вести себя в данной социальной роли.
- Опишите представление значимых для вас людей о данной социальной роли.
- Оцените реальное поведение, найдите расхождение.
- Скорректируйте свое поведение таким образом, чтобы ваши границы не нарушались и ваши потребности удовлетворялись.
Лекция 12. Социальная роль и социальный статус
Лекция 12. Социальная роль и социальный статус
Поведение, мировоззрение, взгляды конкретного человека, прежде всего, определяются социальным статусом и ролью. Этими категориями предопределяются также особенности воспитания, доступ к социальным благам и возможности человека.
Социальный статус — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, профессией, семейным положением и т.п., определяющее набор его прав, возможностей и обязанностей по отношению к социуму.
В социологии выделяют виды статусов:
— предписанный (прирождённый) — статус, определяемый фактом рождения. Пример: мужчина, молодой человек 25 лет (этот же статус, хоть и не сразу даётся от рождения, но определяется фактом рождения) и т.п.;
— достигаемый (приобретаемый) — статус, который индивид приобретает в процессе жизни, взросления, развития в результате свободного выбора. Примерами такого статуса могут быть врач, женатый человек, студент и т.п.
Некоторые социологи выделяют также смешанный статус, обладающий одновременно чертами предписанного и достигаемого статусов. Это редкие виды статусов. К таковым можно отнести, например, статус октябрёнка в Советском Союзе. Он давался всем младшим школьникам. Хотя формально считалось, что его надо заслужить.
Статус также бывает:
— основным — он определяет главные позиции в жизни человека. К примеру, таковым статусом является врач. Он определяет образ жизни человека, его профессию и квалификацию, уровень образования и т.п.
— неосновным (дополнительным) — он влияет лишь на отдельные черты поведения человека. К неосновному статусу можно отнести, например, статус пешехода. Этот статус, как правило эпизодический (т.е. проявляется лишь иногда) и не является ведущим в жизни человека.
Чем выше статус человека в обществе, тем у него больше возможностей, но и уже рамки допустимого поведения. К примеру, статус студента в обществе предполагает небольшой объём возможностей, но и рамки допустимого поведения шире. Студента можно увидеть на дискотеке; стиль одежды часто более свободный. Статус президента крупной компании намного более высокий. Соответственно, у носителя этого статуса значительно больше возможностей, прав, но рамки приемлемого поведения уже. Появление президента известной компании на студенческой дискотеке в свободной одежде может вызвать шок у некоторых представителей общества.
Социальный статус связан с понятиями престижа и авторитета. Престиж — это оценка обществом значимости положения, которое занимает человек. Авторитет — оценка обществом личных и деловых качеств человека. Престиж и авторитет не следует путать. К примеру, престиж дворника практически нулевой. Однако, этот человек может иметь немалый авторитет в семье, кругу друзей за счёт своего остроумия и житейской мудрости. Наоборот, престиж учителя значительно более высокий, однако, если ученики его презирают, оговариваются, то можно сказать в данном случае о его очень низком авторитете.
Социальный статус определяет набор социальных ролей. Социальная роль — ожидаемая обществом от человека модель поведения, определяемая социальным статусом. В социологии есть понятие ролевой набор — совокупность ролей, определяемых одним статусом. К примеру, статус учителя школы предполагает роли преподавателя, воспитателя, экзаменатора и т.п.
Реализация социальных ролей человеком — процесс очень непростой. Одни и те же социальные роли могут по-разному исполняться разными людьми. Кроме того, в процессе исполнения ролей могут возникать т.н. ролевые конфликты — это особые типы внутриличностных конфликтов. Социологи выделяют несколько их типов:
— внутриролевые — конфликты требований одной социальной роли. К примеру, роль учителя предполагает требовательность, и, в тоже время, снисходительное отношение к ученикам, попавшим в сложные жизненные обстоятельства;
— межролевые — конфликты между разными социальными ролями одного человека. К примеру, социальная роль ученика требует выполнить домашние задания, а роль подруги ожидает иного — погулять;
— личностно-ролевые — конфликты между социальной ролью и интересами, жизненными принципами человека. Такой конфликт возможен, например, в ситуации, когда человек работает не по профессии и его работа не соответствует его интересам.
Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:
Социальная сфера. Теория |
ЕГЭ. Обществознание.Социология. Тема 1. «Социальная структура общества»
Социальная сфера общества,социальные отношения, социальные группы и общности, их виды и особенности .
ЕГЭ. Обществознание. Социология. Тема 2. Социальная стратификация
Понятие социальной стратификации и её видов, страты, социальная дифференциация, маргиналы.
ЕГЭ. Обществознание. Социология. Тема 3. Социальная мобильность
Понятие социальной мобильности, её виды, их особенности.
ЕГЭ. Обществознание.Социология. Тема 4. Социализация
Понятие социализации, её этапы, уровни, агенты первичной и вторичной социализации.
ЕГЭ. Обществознание.Социология. Тема 5. Социальный статус
Понятие социального статуса. Виды и компоненты социальных статусов, статусный ранг. статусный набор, престиж, авторитет.
ЕГЭ. Обществознание. Социология. Тема 6. Социальная роль.
Понятие социальной роли. Виды и значение социальных ролей. Ролевой набор. Ролевой конфликт.
ЕГЭ. Обществознание.Социология. Тема 7.Социальные нормы и контроль.
Виды социальных норм и социального контроля
ЕГЭ. Обществознание. Социология. Тема 8. Семья.
Определение семьи и брака, типы и функции семьи, демографическая политика в РФ
ЕГЭ. Обществознание. Социология.Тема 9. Социальное взаимодействие.
Определение социального взаимодействия, формы и типы взаимодействия в обществе.
ЕГЭ. Обществознание.Социология. Тема 10.Социальный конфликт.
Понятие социального конфликта, его структура, типы, причины, пути выхода.
ЕГЭ. Обществознание. Социология. Тема 11.Этнические общности.
Понятие этнических общностей, род племя, народность, нация, национальность; межнациональные отношения, конфликты, пути решения национального вопроса.
ЕГЭ. Обществознание. Социология. Тема 12. Молодёжь как социальная группа.
Молодёжь как социальная группа, её особенности, проблемы, цели и направления молодёжной политики в РФ.
ЕГЭ. Обществознание. Социология. Тема 13.Малая группа.
Особенности,признаки, типы и функции малых групп.
ЕГЭ. Обществознание. Социология. Тема 14. Социальная политика
Цели, задачи, принципы социальной политики, основные направления.
Обзор социальных наук | Субъекты
Найдите программы последипломного образования в разделе СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
Экономика Образование География История Право Политика Психология Социология Лингвистика
Социальные науки являются важной частью сегодняшней культуры и затрагивают все области жизни, и Европа имеет давнюю историю с ними. Сегодня два из пяти лучших университетов мира в области социальных наук — европейские.Многие европейские университеты специализируются на социальных науках, как видно из таких мест, как Лондонская школа экономики и политических наук или Science Po в Париже. Однако даже те, кто не специализируется на социальных науках, преуспевают в них, включая такие места, как Амстердамский университет, основанный в 1600-х годах, или Копенгагенский университет, старейший университет в Дании.
Европа уже давно является лидером в развитии этих наук, что видно на примере Германии, что привело к появлению экспериментальной психологии или влиянию Швейцарии на структурную лингвистику.История инновационной мысли делает Европу идеальным местом для изучения этих предметов сегодня.
Социальные науки: определение
Что такое социальные науки? Хорошее определение дает Европейский научный фонд: социальные науки — это те предметы, которые исследуют и объясняют людей. Это включает в себя множество способов — от понимания того, как работают умы, до того, как функционируют общества в целом. Основные социальные науки: антропология, археология, экономика, география, история, право, лингвистика, политика, психология и социология.
Зачем изучать общественные науки?
Так зачем изучать общественные науки в аспирантуре? Для некоторых это шанс продолжить изучение предмета, который они любили в студенческие годы.
Рэйчел, нынешняя магистрантка, объясняет: «Мне очень нравилось писать мою бакалаврскую диссертацию, и я хотел иметь возможность выполнять больше такой работы … Я хотел получить степень магистра, потому что не хотел отказываться от нее. мой предмет только что. »
Для других это преимущество в их запланированной карьере.В частности, такие предметы, как право или экономика, хорошо подходят для конкретных карьерных целей. Даже при изучении более открытых предметов количество преданности делу и работы, ожидаемой во время обучения в аспирантуре, многое говорит о ваших способностях, и это то, на что работодатели обратят внимание. Вы также научитесь многим передаваемым навыкам, например, как применять ранее полученную информацию в новых ситуациях и как быстро осваивать новые концепции.
Алиса, в настоящее время изучающая антропологию, нашла, что ее степень уже ведет ее к работе — “…работает над временной выставкой и общественным музейным проектом. “
Частные общественные науки
Теперь давайте конкретно рассмотрим предметы, известные как социальные науки:
Антропология
Известная как «наука о человечестве», антропология охватывает широкий круг вопросов — от человеческого поведения до культурных отношений и того, как эволюция человечества повлияла на структуру общества. Его часто называют как научным, так и гуманистическим, что означает, что он хорошо подходит для тех, кто хочет потакать своим увлечениям обоими этими типами предметов — и, хотя в определенной степени сосредотачивается на истории, есть много шансов применить его и в современных контекстах. !
Археология
Хотя многие люди думают, что археологи похожи на Индиану Джонса, правда совсем другая — хотя не менее интересная.Подобно антропологии, изучающей человечество, она гораздо больше полагается на материальные свидетельства, оставленные культурами. Предстоят земляные работы, анализ и изыскания. Богатая история Европы — с Римской империей, викингами и многим другим — означает, что это идеальное место для изучения.
Экономика
Экономика изучает производство, распределение и потребление товаров и услуг. Вы можете выбрать пристальный или широкий взгляд, но в целом все сводится к рассмотрению того, как работают экономические системы мира.Эти знания могут применяться как теоретически, так и практически, что означает, что этот предмет хорошо подходит для всех, кто интересуется текущим экономическим миром.
География
Хотя многие из нас могут помнить географию как школьный предмет, связанный с картами, она выходит за рамки этого — анализирует население, саму землю, взаимосвязь между ними и часто связывается с науками о Земле (такими как геология). На уровне последипломного образования вы сможете специализироваться в определенной отрасли, например, в океанологии, управлении окружающей средой или географии туризма.
История
История — обширный предмет, охватывающий большие области и временные периоды миров. Хотя обучение в аспирантуре дает вам возможность специализироваться, вы по-прежнему будете использовать аналогичные навыки — интерпретировать источники, изучать текущие теории прошлого и сравнивать идеи с имеющимися доказательствами. Благодаря долгой, хорошо задокументированной истории Европы у вас есть возможность увидеть места, которые вы изучаете, из первых рук.
Закон
«Изучение права» даст вам возможность изучить различные правовые системы и сосредоточиться на конкретной области — договорном праве, международном праве или уголовном праве, и это лишь некоторые из них.Дальнейшее обучение юриспруденции особенно полезно, если вы намереваетесь сделать это как карьеру, хотя его можно изучать исключительно в академических целях.
Посетите LLMSTUDY.COM для получения исчерпывающих советов и информации об изучении LLM.
Языкознание
Лингвистика — это изучение языка с учетом его формы, контекста или значения. Вместо того, чтобы учиться говорить на определенном языке, речь идет больше о том, как работает сам язык. В лингвистике существует широкий спектр исследований, от изучения грамматики до овладения языком или эволюции языка.Учитывая, что в ЕС 23 официальных языка, а в самой Европе более 60 региональных языков и языков меньшинств, что может быть лучше для изучения лингвистики?
Политология
Политика влияет на все стороны жизни, поэтому неудивительно, что она является такой увлекательной областью изучения. Этот предмет, который часто разбивается на политическую философию, сравнительную политику и международные отношения, позволяет изучать как исторические, так и текущие события. Опять же, эта степень идеально подходит как для тех, кто стремится сделать карьеру в этой области или смотрит на нее с академической точки зрения, так и с учетом того, что в ЕС так много разных систем, это фантастическое место для ее изучения.
Психология
Как теоретическая, так и экспериментальная психология использует изучение как социального поведения, так и нейробиологических процессов. Обладая такой широкой областью изучения — человеческим разумом, — вы будете специализироваться в определенных областях, например, в развитии ребенка, межличностных отношениях или социальной психологии. Европа имеет долгую историю с психологией, благодаря участию Германии в ее развитии, поэтому, обучаясь здесь, вы присоединитесь к длинному ряду ученых-новаторов.
Социология
Социология — это исследование общества как на индивидуальном, так и на структурном уровне.Охватывая такие темы, как класс, религия и социальная мобильность, есть широкий выбор специализации. Некоторые социологи работают исключительно в теоретических целях, в то время как другие намереваются использовать свои открытия в политике или социальном обеспечении. На таком многокультурном континенте, как Европа, с ее большим разнообразием обществ, вы найдете много интересного для изучения, а с учетом количества изменений, произошедших в прошлом веке, определенно найдется область, которая вас заинтересует.
Вкратце …
Конечно, эти предметы — не единственные области, которые вы можете изучать, которые подпадают под эгиду социальных наук.В каждом университете есть множество различных курсов, включенных в их факультет социальных наук — для некоторых вы также увидите международные отношения, бухгалтерский учет или исследования в области СМИ. Эти и многие другие предметы по общественным наукам сегодня предлагают многие европейские университеты.
Что входит в аспирантуру социальных наук?
Теперь, когда мы рассмотрели социальные науки абстрактно, давайте обратимся к более конкретным вещам, а именно к тому, что включает в себя аспирантура.
Во-первых, какие бывают виды аспирантуры? Есть степени магистра, как преподаваемые, так и исследовательские. Преподаваемые мастера похожи на курс бакалавриата с экзаменами, регулярными занятиями, лекциями и т. Д. Они также включают диссертацию, хотя иногда вы можете пропустить ее и вместо этого получить диплом о высшем образовании. Степень магистра по исследованиям больше похожа на диссертацию в целом — она сосредоточена на написании диссертации с помощью научного руководителя. Обычно это около года или двух на полную ставку, дольше — на неполную.
Следующий уровень — докторская степень. Для получения степени доктора философии вы исследуете тему под руководством научного руководителя с намерением написать диссертацию объемом около 100 000 слов. Обычно они занимают от трех до четырех лет полный рабочий день или до шести лет неполный рабочий день.
Как это будет учить?
Если вы выберете курс обучения в магистратуре, он будет похож на курс бакалавриата, но не ожидайте, что он будет таким же. Гораздо больше полагается на независимое изучение, и свобода выбора темы часто может показаться подавляющей.Тем не менее, когда дело доходит до обучения по программе магистратуры, есть много положительных моментов.
Лорна, студентка из Швеции, говорит: «Я обнаружила, что моя мотивация участвовать в групповых обсуждениях резко возросла с момента поступления в аспирантуру».
Для ученой степени эти моменты еще более важны — вы будете писать по определенной области исследования и, в ходе обучения, работать со своим научным руководителем, чтобы придумать что-то интересное и хорошо изученное.Задача, конечно, но стоящая.
Дэн, который недавно завершил свою магистерскую программу, заявляет: «Иногда пугает знать, что вы сейчас проводите какое-то исследование, не только как его чтение, но и приятно, когда вы делаете ссылку, которая еще не была сделана. кем-то другим — зная, что то, что вы пишете, является вашей собственной, оригинальной работой ».
Стоимость обучения
Далее сборы. Поскольку эта статья пытается охватить большую часть Европы, цифры здесь не будут слишком явными, но они предназначены для того, чтобы дать вам представление о том, чего ожидать.В Великобритании средняя плата за обучение в аспирантуре составляет около 8000 фунтов стерлингов (9900 евро). Что касается остальной Европы, многие страны вообще не взимают плату со студентов из ЕС — Финляндия, Греция и Норвегия являются примерами этого. Некоторая плата за семестр — например, в немецких университетах около 500 евро за семестр. В других случаях взимается плата за регистрацию, а не за обучение. Как видите, расходы разные. Имейте в виду, что это только плата за обучение — также следует учитывать расходы на проживание. Финансирование доступно, хотя для его поиска потребуется много исследований.Некоторыми примечательными примерами являются стипендии, предоставляемые отдельными университетами и Советом по исследованиям в области социальных наук (SSRC).
Требования к поступающим
Как и в случае с платой за обучение, вступительные требования будут различаться от страны к стране и от университета к университету, но обычно они требуют 2,1 или эквивалентного уровня или некоторого профессионального опыта в данной области. Лучше рассматривать каждый курс индивидуально, чтобы точно определить, что вам нужно. Поскольку курсы преподаются на английском языке, вам также необходимо иметь 6 баллов по IELTS.5–7.0 или эквивалент, или получить степень бакалавра на английском языке.
Перспективы на будущее
Есть еще одна конкретная вещь, на которую стоит обратить внимание — что вы можете делать после получения степени магистра.
Кэтрин, которая училась в аспирантуре по региональным исследованиям, говорит: «Я знала, что ряд возможностей откроется для меня в результате обучения в магистратуре, установления новых контактов и написания диссертации».
Если вы обнаружите, что обучение в аспирантуре только заставляет вас больше любить свой предмет, вы можете подумать о переходе в академические круги — либо с дальнейшим изучением, либо с преподаванием, либо с исследованиями.Тем не менее, если вы предпочитаете оставить академическую жизнь позади, вы обнаружите, что аспирантура подготовит вас ко всему, что связано с определенным уровнем познания общества — правительственной работе, экономике или праву. Вы можете заняться психологией, рекламой или социальной работой. Набор навыков, приобретенных в аспирантуре, достаточно широк, чтобы вы могли применить их во многих областях и добиться успеха.
Джейми, еще один недавний выпускник, говорит: «Моя степень научила меня не только моему предмету, но и тому, как ясно писать, думать самостоятельно и анализировать информацию — навыки, которые впоследствии помогли мне в выбранной мной карьере.”
Имея степень магистра социальных наук, возможности безграничны.
Найдите программы последипломного образования в разделе СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
Статьи по теме
Что такое общественные науки?
10 лучших программ магистратуры по антропологии
В центре внимания: аспирантура по истории
В центре внимания: аспирантура по лингвистике
В центре внимания: аспирантура по психологии
В центре внимания: аспирантура в области политики
Стипендии на обучение для аспирантов
.
Социальная роль | Статья о социальной роли в Free Dictionary
совокупность норм, определяющих поведение людей в социальной системе в зависимости от их статуса или положения; также поведение, которое представляет собой реализацию этих норм.
В ролевых описаниях общество или социальная группа представлены как набор определенных социальных позиций (например, рабочий, ученый, школьник, муж и солдат). Человек обязан подчиняться «социальному требованию» или ожиданиям других лиц, связанных с его социальным положением.Удовлетворяя эту социальную потребность, человек выбирает один из нескольких возможных вариантов исполнения социальной роли. (Например, студент может быть ленивым или прилежным.)
Концепция социальной роли была независимо предложена американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Х. Мидом в 1930-х годах. Линтон интерпретировал социальную роль как сегмент социальной структуры, которую он описал как систему норм. Мид обсуждал социальные роли на уровне прямого личного взаимодействия или «ролевой игры», в ходе которых социальные нормы усваиваются, когда человек изображает себя в роли другого, и формируется социальный элемент личности.Определение Линтоном социальной роли как «динамического аспекта статуса» было закреплено в структурном функционализме и разработано Т. Парсонсом, А. Р. Рэдклифф-Брауном и Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционалистской социологии и психологии. Несмотря на различия между ними, оба подхода разделяют концепцию социальной роли как точки пересечения между индивидом и обществом — точки, в которой индивидуальное поведение становится социальным поведением, а индивидуальные характеристики и склонности противостоят преобладающим нормативным директивам общества.В результате этого противостояния люди отбираются на различные социальные роли. Конечно, в реальности ролевые ожидания всегда неоднозначны. Более того, человек может испытать ролевой конфликт, если его различные социальные роли несовместимы.
Недавние западные социологические и психологические теории отмечены попытками преодолеть представление о человеке как о роботоподобном, культурно и социально запрограммированном существе — понятие, характерное для концепции социальной роли. С этой тенденцией связаны призывы вернуться к изучению субъективных детерминант человеческого поведения и «внутренней сущности» человека (К.Роджерс и А. Маслоу из США).
Появление концепции социальной роли отразило прогрессирующую тенденцию к переходу от индивидуалистических интерпретаций личности к пониманию личности как социального явления. Понятие социальной роли также используется в марксистской социологии и психологии. В XIX веке Маркс подчеркивал, что безличные роли характерны для социальных отношений, но в то же время возражал против индивидуалистических теорий личности и самосознания.Марксистская концепция социальной роли отличается от функционалистской и интеракционалистской концепций. При анализе социальной структуры общества марксизм придает решающее значение классовой структуре, по отношению к которой другие социальные роли являются производными или второстепенными.
Ролевой подход, основанный на статической модели общества, неадекватен для описания социального развития и его основы, творческой, преобразующей деятельности человека. Человеческая деятельность не ограничивается ролевым или шаблонным поведением, которое не может объяснить различные формы девиантного и спонтанного поведения, включая инновационную деятельность, которая создает новые нормы и новые социальные роли.Точно так же структура личности не сводится к набору социальных ролей. Интернализация и подчинение социальных ролей всегда предполагает конкретную, очень стабильную индивидуальность, которая развивается в течение жизни человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кон, И. С. Социология личности . Москва, 1967.
Нейман, Л. И., Дж. У. Хьюз. «Проблема концепции роли: обзор литературы». Социальные силы , 1951, т.30.
Парсонс, Т. Социальная система . Нью-Дели [1972].
Dahrendorf, R. Homo Sociologicus , 5-е изд. Кёльн, 1965.
.
Социальные науки — определение социальных наук в The Free Dictionary
Но все же Сергей Иванович ожидал, что его книга своим появлением обязательно произведет серьезное впечатление на общество и, если она не вызовет революции в социальных науках, во всяком случае произведет большой переполох в научном мире. Великий прогресс, достигнутый со времен Шелли в познании истории и социальных наук, проливает безжалостный свет на абсурдность этой теории, показывая, что социальные институты, какими бы ужасно несовершенными они ни были, отнюдь не в основном плохие, а скорее представляют медленные достижения тысячелетнего болезненного прогресса; тем не менее теория должна была непреодолимо апеллировать к такому импульсивному и неопытному идеализму, как идеализм Шелли.Когда Пол Тихлорн поступил в колледж, он дал понять, что занимается общественными науками. Ллойд Инвуд, поступивший в то же время, выбрал тот же курс. Дизайн и статистика исследований в области социальных наук: Практическое руководство по методам исследования и анализу SPSS Альфреда П. Организация имеет национальное членство и отвечает за публикацию журнала Journal of Сельские социальные науки. Как специалист по изучению афроамериканцев в целом и истории афроамериканцев и американцев европейского происхождения в социальных науках в частности, я был сбит с толку внешне простым, но дьявольски сложным вопросом: почему нужно следовать моей узкой линии? Он сказал, что социальные науки необходимо тщательно изучать наряду с точными науками, и что они во многом дополняют друг друга.Королевский университет Пномпеня, Королевский университет изящных искусств и Национальный институт образования подписали в понедельник меморандум о взаимопонимании (МоВ), в котором соглашаются учредить совместный институт социальных и гуманитарных наук в сфере высшего образования. совместное мастерство академиков, политиков и профессионалов, предлагающих инновационные идеи по устойчивому развитию в новых областях социальных и гуманитарных наук. Ограничение осмотрительности с помощью данных социальных наук: Insite2nd International Conference on Social Sciences & Interdisciplinary Studies Этот выпуск исследовательского журнала New Horizons состоит из статей по различным аспектам социологических исследований..