Определение профессиональное самоопределение: Профессиональное самоопределение — это… Что такое Профессиональное самоопределение?

Содержание

Профессиональное самоопределение: выбор профессии, основы

Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.

Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.

Сущность профессионального самоопределения

Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.

У профессионального самоопределения есть ряд функций:

  • Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей.
  • Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
  • Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
  • Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
  • Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.

Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.

Она включает следующие компоненты:

  • «Могу». Эта часть отражает склонности, умения, навыки, способности, черты характера и поведения.
  • «Хочу». Включает в себя желания, внутренние потребности, мотивы, ценности и идеалы.

Также есть «Надо». Это внешние требования, обусловленные тенденциями общества и выдвигаемые к человеку.

Профессиональное самоопределение учащихся

Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.

В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.

Профессиональное самоопределение подростков происходит в 5-7 классах. В это время школьники уже могут объяснить, чем одна профессия привлекает их больше остальных. Также они готовы детально описать обязанности, требования, которые она выдвигает.

Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.

Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.

Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс. Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед.

Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.

Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте

Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.

В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:

  • В возрасте 27-30 лет большинство людей испытывают психологический дискомфорт, связанный с работой. Любая причина признается веской, адекватной для переосмысления профессионального самоопределения. Ее результатами может стать как смена места работы, так и кардинальное изменение рода занятий.
  • После 30 лет, а также с наступлением зрелости, ученые отмечают наиболее продуктивный в карьерном плане возраст. Благодаря накопившемуся опыту, укрепившейся в себе уверенности человек начинает испытывать «профессиональный оптимизм». Все меньше задач кажутся нереализуемыми.

Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни. Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения.

Культура профессионального самоопределения личности

Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться. В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности. После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.

Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.

Проблема профессионального самоопределения личности

Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.

Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности. Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее. Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью. Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.

А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.

Факторы профессионального самоопределения личности

В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:

  • Личные предпочтения. Сюда входят потребности, желания, внутренние мотивы, моральные ценности.
  • Представления о комфортном уровне жизни. Включают индивидуальный образ желаемого будущего (место проживания, готовность к командировкам, график жизни).
  • Собственная оценка трудовой деятельности. Индивидуальные представления о пр

профессиональное самоопределение — это… Что такое профессиональное самоопределение?



профессиональное самоопределение

одна из форм личностного самоопределения .Характеризует процесс поиска и приобретения профессии,осуществляется в результате анализа своих способностей,возможностей в соотнесении с требованиями профессии.Показатели профессионального самоопределения выступают:

· устойчивая профессиональная «Я-концепция».

· готовность совершить профессионально значимую деятельность,

· факты совершения этой деятельности,

· осознание личности значимости своей деятельности.


* * *
осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией (см.



Удовлетворенность трудом). В психологическом плане П. с. означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные ri: физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. П. с. начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование у него отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности на основе самооценки своего уровня профессионализации. Теоретически П. с. можно считать завершенным, когда человек начинает считать себя профессионалом. Однако реально процесс П. с. не может иметь конечной завершенности, так как по мере роста объективного уровня профессионализации растут и усложняются критерии оценки этого уровня.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • профессиональное развитие
  • Профессиональное слушание

Смотреть что такое «профессиональное самоопределение» в других словарях:

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — молодёжи, процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Профессиональное самоопределение —     процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально профессиональных потребностей. П.с. является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в …   Педагогический терминологический словарь

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ молодёжи — процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного самоопределения, т.е …   Российская педагогическая энциклопедия

  • самоопределение —    САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (с. 524)    Один из серьезных недостатков психологии, который, по мнению многих, не позволяет ей претендовать на статус серьезной науки, многозначность и расплывчатость ее основных категорий. Любое психологическое понятие… …   Большая психологическая энциклопедия

  • самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами С. л. являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение. Краткий психологический словарь …   Большая психологическая энциклопедия

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — – специфический процесс его личностно профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязания, мотивы и требования, контекст профессии, включая… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • профессиональное становление — динамичный многоуровневый процесс состоящий из четырех ступеней : 1. Формирование профессиональных намерений. 2. Профессиональное обучение. 3. Профессиональная адаптация. 4. Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в С. свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для к… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — (англ. self determination) процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была… …   Новейший философский словарь

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — это… Что такое ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ?



ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
— это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Один человек считает критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивает с этих позиций, другой человек полагает, что критерием профессионализма является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами профессии, соответственно он иначе с этой более высокой планки себя самоопределяет и далее самореализует.

Словарь по профориентации и психологической поддержке. — Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации.
Н. Е. Дружинин.
2003.

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ

Смотреть что такое «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ» в других словарях:

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — молодёжи, процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Профессиональное самоопределение —     процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально профессиональных потребностей. П.с. является частью жизненного самоопределения, т.е. вхождения в …   Педагогический терминологический словарь

  • профессиональное самоопределение — одна из форм личностного самоопределения .Характеризует процесс поиска и приобретения профессии,осуществляется в результате анализа своих способностей,возможностей в соотнесении с требованиями профессии.Показатели профессионального… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ молодёжи — процесс формирования личностью своего отношения к проф. трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально проф. потребностей. П. с. может рассматриваться как составная часть жизненного самоопределения, т.е …   Российская педагогическая энциклопедия

  • самоопределение —    САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (с. 524)    Один из серьезных недостатков психологии, который, по мнению многих, не позволяет ей претендовать на статус серьезной науки, многозначность и расплывчатость ее основных категорий. Любое психологическое понятие… …   Большая психологическая энциклопедия

  • самоопределение личности — сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Особыми формами С. л. являются самоопределение личности в группе и профессиональное самоопределение. Краткий психологический словарь …   Большая психологическая энциклопедия

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — – специфический процесс его личностно профессионального развития, который определяется совмещением ориентаций государственного служащего на свои собственные способности, возможности, притязания, мотивы и требования, контекст профессии, включая… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • профессиональное становление — динамичный многоуровневый процесс состоящий из четырех ступеней : 1. Формирование профессиональных намерений. 2. Профессиональное обучение. 3. Профессиональная адаптация. 4. Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде.… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в С. свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для к… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • САМООПРЕДЕЛЕНИЕ — (англ. self determination) процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была… …   Новейший философский словарь

что это такое, самоопределение при выборе профессии у подростков

Читать: 3 мин.


Каждый день мы помогаем подросткам и взрослым в выборе профессии. Но более научно и точно называть этот процесс помощью в профессиональном самоопределении личности. Начиная с подросткового возраста, человек задумывается – Кто я? Какое мое место в этом мире? Что я собой представляю? Что я могу? Чего я хочу? Самоопределение – довольно сложное понятие. Давайте разбираться.

Что такое самоопределение личности


Самоопределение личности — это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, профессии, религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?».


О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения. Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн, внешние причины действуют только через внутренние условия. А Уолт Дисней говорил на это: «Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца».

Какие виды самоопределения изучают исследователи


Самоопределение личности обсуждается во всех гуманитарных науках — психологии, философии, социологии, педагогике и пр. Исследователей интересуют разные аспекты выбора.


    Социальное самоопределение — осознанная принадлежность к социальным группам и следование социальным нормам. Болельщик «Спартака»? Любительница классического балета? Хипстер? Вор в законе?
    Гражданское самоопределение — позиция гражданина. Как я отношусь к своей стране и что для нее готов сделать?
    Общественно-политическое самоопределение — приверженность политическим взглядам и партиям. Консерватор? Либерал? Или за полную анархию?
    Профессиональное самоопределение — сознательный выбор профессии и дела жизни. Хочу быть актером? Врачом? Руководителем? Иметь собственный бизнес?
    Религиозное самоопределение — приверженность конкретной религии и отношение к другим конфессиям. Считаю ли я себя толерантным?
    Семейное самоопределение — представление о модели семьи и отношений в ней. Хочу ли я жениться и заводить детей? Можно ли прожить в браке с одним человеком всю жизнь?
    Внутригрупповое самоопределение — осознание своей роли внутри социальной группы. Я лидер или ведомый? Могу ли я влиять на других членов группы?


Даже литература включается в дискуссию о самоопределении. Интересно, что вся литература нового и новейшего времени построена на проблемах персонажей с личностным самоопределением. Евгений Онегин, Жюльен Сорель, Дориан Грей, Илья Обломов, Мадам Бовари, Родион Раскольников, Анна Каренина, Григорий Мелехов, Юрий Живаго — любой персонаж психологического романа испытывает трудности с определением жизненной позиции. О каком самоопределении идет речь в романе «Анна Каренина»? А в «Преступлении и наказании»?

Поэтому рассматривать урок литературы стоит не только с точки зрения расширение кругозора, но и с точки зрения расширения эмоционального опыта подростков. Книга дает возможность моделировать непривычные социальные и психологические ситуации и взвешивать — а как я поступил бы на месте персонажа?

Самоопределение подростков


С какого возраста можно говорить о самоопределении? Даже ребенок-дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать для того, чтобы… Но актуальным этот вопрос становится в юношеском возрасте, когда подросток получает всю полноту выбора, а точнее «сталкивается» с ней, потому что уже пора выбирать. Сигналом того, что подросток «самоопределился», становится то, что он сам принимает решения о выборе и несет за них ответственность. То есть, не винит родителей, если что-то пошло не так.

Из всех типов самоопределения для подростка на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или хоре, во дворе.


Самоопределение — это важнейший этап взросления. Самоопределившийся подросток — это значит социально зрелый подросток, готовый к взрослой жизни. Именно такую личность стремятся воспитать родители.
Этапы самоопределения подростка:
① Осознает себя частью общества, в котором действуют социальные нормы, ценности и оценки.
② Сравнивает себя с другими и «примеряет» на себя требования действительности.
③ Оценивает себя.
④ Учится выбирать социальную роль, гражданскую позицию, ценности, профессию.

В западной психологии процесс личностного самоопределения называется формированием идентичности. Этот термин подчеркивает, что для взросления человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире.

Что такое профессиональное самоопределение личности


Профессиональное самоопределение наступает вслед за социальным. Термин «профессиональное самоопределение» используется как синоним слову «профориентация». Хотя можно провести тонкую грань между этими словами. Когда мы говорим о «профориентации молодежи», молодежь выглядит пассивным объектом, к которому применяют профориентационные методики. А в «профессиональном самоопределении» явно чувствуется активность человека, который находится в процессе самоопределения. Поэтому психологи предпочитают говорить именно о профессиональном самоопределении старшеклассников.


В современной школе этап выбора профессии длится с 14 до 18 лет. Старшекласснику важно представить, какое место на рынке труда он хочет и готов занять. Чтобы немного «оттянуть» профессиональное самоопределение до 20 лет, можно выбрать фундаментальное образование. В этом случае момент принятия решения наступает примерно на 3-м курсе, в период выбора специализаций.

Как и любой другой тип самоопределения, выбор профессии требует серьезной интеллектуальной работы и активного поиска. Специалисты в профориентации используют термин «готовность к профессиональному самоопределению». Это заинтересованность и способность человека сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.


Уровень готовности вполне можно оценить с помощью профдиагностических методик. Чтобы понять готов ли подросток к самоопределению, важно оценить разные внутренние и внешние показатели.

    1. Внутренняя готовность (субъективная). Источником формирования внутренней готовности является сам субъект самоопределения. К факторам внутренней готовности относятся:

      a. Понимание себя: адекватная самооценка своих способностей, учебно-профессиональных достижений, интересов, черт характера, осознание образа «Я» в контексте профессионального самоопределения.
      b. Ответственность, или «автономность» (термин А.П. Чернявской): понимание того, что профессиональный выбор необходимо делать самостоятельно, без давления родителей, друзей, преподавателей, а также нести ответственность за него в дальнейшем.
      c. Эмоциональный настрой: мотивы выбора профессии, положительное отношение к профессиональной деятельности и необходимости обучения, жизненный оптимизм, эмоциональная уравновешенность и переносимость неудач.

    2. Информированность: получение необходимой для профессионального самоопределения информации из внешних источников. Какие типы информации требуются подростку, желающему выбрать профессию:

      a. Знание профессий и сфер деятельности: осведомленность о работе специалистов конкретных профессий, их условиях труда и уровне зарплат; знание профнаправлений и отраслей экономики; знание о востребованности профессий сейчас и о профессиях будущего; понимание современных особенностей и тенденций на рынке труда.
      b. Знание систем образования: осведомленность о высшем и среднем профессиональном образовании в своем регионе и стране, возможностях обучения за границей, знание правил поступления, сроках и особенностях обучения.
      c. Отсутствие мифов и заблуждений о выборе профессии: понимание того, что профессиональная траектория изменчива и не выбирается «раз и навсегда», понимание того, что нет профессий, которые напрямую приводят к богатству или успеху.

    3. Факторы принятия решения: жизненные установки человека, которые влияют на выбор профессии:

      a. Выбор образования: сформированность ценностей и склонностей в выборе вуза, колледжа, техникума или другого типа образования, установки на выбор образования по продолжительности обучения и стоимости.
      b. Согласованность выбора: соответствие мнения человека о выборе профессии с мнением окружения – родителей, друзей, преподавателей; учет потребностей общества и рынка труда при выборе профессии.
      c. Определенность выбора: выявленные склонности к конкретной профессии или предпринятые ранее шаги на пути выбора профессии.


Тестирование покажет, насколько серьезно старшеклассник подходит к вопросу выбора будущего, насколько активна его жизненная позиция.

Желаем вам научиться принимать взвешенные решения и воплощать мечты в жизнь!

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиональном становлении, подпишитесь на нашу рассылку.

выбор профессии, что такое,в психологии

Процесс выбора ребенком будущей профессии называется профессиональное самоопределение. Реализуется, когда человек начинает анализировать собственные личные качества и предпочтения. Учитываются уже полученные навыки, возможности. Проводится оценка потенциальных профессий по разным критериям. Профессиональное самоопределение тесно связано с самоопределением человека как личности и его жизненной позицией.

Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение — выбор ребенком своей будущей профессии

Основные факторы

В психологии профессиональное самоопределение характеризуют как избирательное отношение человека к выбору конкретной профессии и карьерной цели. Основа – осознанное решение в пользу определенного вида деятельности с учетом собственных особенностей, возможностей, предпочтений.

Существуют 2 типа факторов – внешние и внутренние. К внешним мотивационным факторам относятся нижеописанные.

  1. Чужие рекомендации. Это советы от родственников, родителей, старшеклассников, взрослых друзей.
  2. Примеры из окружения. При выборе человек учитывает опыт других людей. Возможно подражание авторитетным личностям. Важную роль играет престиж профессии.
  3. Стереотипное мышление. Это утверждения и нормы, обычно навязанные обществом. Указывают человеку, как себя правильно вести, по каким критериям выбирать профессию. Из-за наличия стереотипов, в будущем человек может разочароваться в своем решении, т. к. реальность может не соответствовать навязанному образу.

Главным внутренним фактором является личная оценка процесса труда. Человек обдумывает, будет ли в рассматриваемой деятельности возможность карьерного роста или другие перспективы. Анализирует привлекательность, престижность, трудоемкость рабочего процесса. Изучает информацию о том, какую деятельность подразумевает выбранная специальность: разнообразную или рутинную.

Вторая внутренняя причина – условия труда. Рассматривается необходимость в частых командировках, месторасположение потенциальных рабочих зданий. Отдельное внимание уделяется возможному графику работы. Некоторым индивидам особенно важно знать, будут ли они сидеть в офисе с 9 утра до 6 часов вечера или будут иметь свободный или гибкий график.

Последний внутренний фактор – анализ возможности участия в общественной деятельности. Человеку важно понимать, придется ли ему постоянно работать или совмещать отдых и работу будет легко. Обдумывает, как быстро сможет достичь материального благополучия и финансовой независимости.

Выбор профессии

Профессиональное самоопределение

Типы самоопределения

Согласно различным ориентирам выделяют 3 типа самоопределения: профессиональное, жизненное, личностное. Изначально они существуют как отдельные составляющие жизни человека. Со временем их связи усиливаются. Это происходит из-за погружения индивида в специальность. И тогда личностный рост человека начинает напрямую зависеть от профессионального самоопределения. Каждый из типов имеет определенные черты.

Профессиональная сфера

Для профессионального самоопределения характерна формализация. Специальность определяется дипломом о высшем образовании, квалификацией и рабочим стажем – рекомендательными листами или записями в трудовой книге. Другая характеристика – необходимые условия для комфортной работы.

Жизненный путь

Жизненное самоопределение имеет свои признаки.

  1. Глобальность. Восприятие и поиск того образа жизни, который характерен для определенной социокультурной группы. Это материальное положение, социальный статус, престиж, авторитетность и т. д.
  2. Зависимость от стереотипов. Навязываются определенные убеждения о той социальной культуре, в которой пребывает индивид. Из-за этого он часто не может реализовать свои возможности в полной мере.
  3. Зависимость от разных факторов. Они имеют экономический, социальный, экологический характер и определяют уровень жизни человека.

Личностное развитие

Личностное самоопределение неформально. Его подтверждают сертификаты о прохождении различных курсов. Личностно человек растет только тогда, когда находится в тяжелой ситуации. В стрессовые моменты проявляются лучшие качества, иногда – скрытый потенциал. Это благоприятно влияет на формирование личности.

Кроме этой типологии существует множество других. Наиболее корректной и актуальной является классификация профессионального самоопределения Н. Смирнова.

  1. Позиция раба. Обычно это человек без амбиций, которого не интересует карьерный рост и повышение зарплаты. Ему важно удовлетворить свои минимальные потребности. Обычно такие люди живут бедно и буквально выживают.
  2. Позиция потребителя. Такую личность интересует только ее личная выгода во всем, что бы она ни делала. Ее можно стимулировать только материально. От общественных работ, субботников, программ помощи нуждающимся обычно отказывается. На каждое предложение от партнеров или коллег отвечает: «А что я получу за это?»
  3. Позиция наемного работника. Человек даже не думает о том, чтобы работать самостоятельно, а не на кого-то. Боится рисковать, любит стабильность и комфорт. Но он является отличным работником.
  4. Позиция служителя идеи. Такая личность работает за идею, а не материальное вознаграждение. Постоянно ищет возможность помочь другим, стать полезной обществу.
  5. Позиция самобытного человека. В этом случае для индивида приоритетом является личностный рост, а не карьера. Стремится к саморазвитию, пытается стать лучшей версией себя. Никому не подражает, всегда ведет себя естественно, не наигранно.

Э. Фромм выделяет еще один тип самоопределения и называет его рыночным. Этот человек знает, как себя повыгоднее продать, и активно пользуется своим умением.

Вне зависимости от типа человека нужно помнить, что основная психология профессионального самоопределения – свобода выбора.

Не стоит давить на личность, чтобы изменить ее позицию. Он сделал этот выбор осознанно, поэтому может его изменить самостоятельно при необходимости.

Личностное самоопределение

Виды самоопределения

Этапы формирования

Профессиональное самоопределение личности – процесс, который длится всю жизнь. Человек выбирает профессию, начинает работать по специальности. Но иногда это надоедает или перестает нравиться по определенным причинам. Тогда человек принимает решение о смене профессии. Бывают даже пенсионеры, которые желают что-либо изменить. Поэтому самоопределение является неограниченным по времени процессом.

Дошкольный этап

В дошкольном возрасте (до 6-7 лет) ребенок еще не имеет как такового собственного мнения. На его поведение влияют окружающие. Обычно малыш только подражает старшим.

Возможности и навыки развиваются благодаря посещению творческих кружков, спортивных секций и развивающих клубов. Сейчас есть детские центры, где с ребятами играют в разные ролевые игры. Особенно популярной является «Мир профессий», где малыш может попробовать себя в роли работника определенной сферы.

Профессиональное самоопределение происходит, когда ребенку предлагается осуществить некие трудовые действия: уход за растением или животным, уборка помещения. Это нацелено на развитие интереса у малышей к труду взрослых.

В дошкольном и детском возрасте малыши ориентируются на профессии родных и близких. Еще одна опора – мотивация ребенка к достижению высоких успехов в учебе. Так у него формируются первые представления о будущей профессии.

Дошкольный этап

Маленькие дети не имеют собственного мнения

Подростковый этап

В психологии профессиональное самоопределение в подростковом возрасте определяется как один из самых важных этапов. Ребенок уже более конкретно, чем в дошкольном возрасте, осознает свои возможности, умения. Разделяет трудовую деятельность на ту, что ему нравится, и выполняемую под давлением.

Прочие особенности формирования самоопределения в подростковом возрасте:

  • закладывается нравственное отношение к разным видам труда;
  • формируется определенное мнение о различных видах профессий под влиянием внешних и внутренних факторов;
  • появляется избирательность в специальностях;
  • образ будущей профессии сформирован нечетко.

Происходит некое гендерное разделение профессий на мужские и женские. Мальчики ориентируются на специальности, где важны выдержка, сила, мужество. Это связанно с желанием стать финансово независимым. Причина – образ «настоящего мужчины», созданный разными СМИ. С помощью тяжелой физической работы парни пытаются самоутвердиться и самовыразиться.

Девочки отдают предпочтение профессиям, где ценится не физический труд, а интеллектуальная и творческая составляющие. Большинство подростков в возрасте от 10 до 15 лет хотят стать звездами эстрады, мастерами маникюра, танцовщицами, музыкантами, моделями, телеведущими.

Юношеский этап

В возрасте 16-23 лет молодые люди находятся на грани выбора между учебной и трудовой видами деятельности. Это переломный период, когда старшеклассники вынуждены покидать среднее учебное заведение. Тогда и проявляется профессиональное самоопределение.

Подростку нужно сделать выбор: начать трудовую деятельность или продолжить учится в университете или высшем профессиональном заведении. Психологи утверждают, что второму варианту отдают предпочтение те, кто еще не определился со своей будущей профессией.

Основные характеристики самоопределения в юношеском периоде:

  • романтические мечты о профессии исчезают;
  • человек учится реально оценивать ситуацию и всерьёз задумывается о выборе будущей профессии;
  • выбор специальности происходит под влиянием взрослых.

После того как решение принято, начинается обучение по специальности. Некоторые подростки на данном этапе испытывают разочарование и жалеют о своем выборе. Они могут пытаться изменить ситуацию. У других во время обучения уверенность в правильности выбора только укрепляется.

Этап взросления

В эту категорию входят люди, которые уже закончили учебную деятельность и начали трудовую. Уже имеют опыт и место работы. Проявляется социально-профессиональная активность. Самоопределение происходит тогда, когда человек начинает анализировать свою деятельность на работе и задумывается о карьерном росте (особенно если его нет).

К 30 годам проблема профессионального самоопределения становится особенно актуальной. Она характеризуется так:

  • выбранная профессия не приносит удовольствия;
  • трудовая деятельность не соответствует ожиданиям;
  • человек испытывает психологический дискомфорт;
  • возможен спад продуктивности, эмоциональное выгорание, депрессивное состояние;
  • индивид задумывается о смене работы и поиске себя.

Этот этап длится до выхода на пенсию (до 60-70 лет). Является наиболее продуктивным. За это время человек пытается реализовать себя как личность, осуществить задуманное, достичь самых важных жизненных целей.

Усталость от профессии

Усталость от профессии может проявиться после 30 лет

Пенсионный период

Наступает после 60-70 лет. Большинство людей не успевают до конца реализовать свой профессионально-психологический потенциал. Наступает период уныния, деградации, повышенного чувства тревожности. Если человек не успел добиться поставленных целей, может появиться разочарование, что спровоцирует депрессию.

Пенсионер осознает, что все, к чему он шел всю жизнь, исчезло. Его профессиональные качества и навыки больше никому не нужны. Он начинает считать себя ненужным, растерянным, бесполезным.

Человек снова сталкивается с проблемой самоопределения. Но она уже касается не профессиональной деятельности, а жизненной. Проявляется в общественно полезной и социальной жизни.

Основные проблемы

Первая проблема – трудности при выборе будущей профессии. Возникает у старшеклассников. Основное проявление – полная растерянность. Подростки проходят множество специальных тестов на определение наиболее подходящей специальности, могут воспользоваться услугами школьного или другого детского психолога.

Детей мучают такие мысли:

  • «Где я смогу реализоваться»;
  • «В какой области мои умения могут понадобиться»;
  • «Что будет, если я сделаю неправильный выбор»;
  • «Какие виды деятельности приносят мне удовольствие»;
  • «Какие способности вижу я, и на какие указывают окружающие» и т. д.

Происходит процесс самоанализа. Усложняют выбор резкие и стремительные изменения во внешнем мире. Профессия актуальная может стать ненужной через 5-7 лет, когда ребенок закончит обучение. Поэтому ему нужно этот фактор также учитывать.

Проблема самоопределения у взрослых людей – разочарование в своей работе. Это связано с наличием неких стереотипов о будущей профессии, положения которых значительно отличаются от реальности. Поэтому у человека появляется несколько вариантов выхода из ситуации:

  • сменить место работы;
  • поменять специальность на другую, но в смежной области;
  • изменить профессию на кардинально новую в полностью другой сфере;
  • остаться на нынешнем месте работы, но заняться переквалификацией и личностным ростом.

Особенно тяжело переживают окончание трудовой деятельности пенсионеры. У некоторых из них теряется смысл жизни. Но есть те, кто рад окончанию карьеры и решает заняться реализацией давно задуманного. Такие пенсионеры путешествуют, пытаются овладеть новыми навыками. У них с выходом на пенсию жизнь обретает новый смысл.

Заключение

Профессиональное самоопределение индивида – процесс, который сопровождается выбором профессии и поиском себя в разных сферах жизни. Развивается под влиянием внешних и внутренних факторов.

Выделяют жизненное, профессиональное и личностное самоопределения. Различают около 5 видов позиций человека по отношению к труду. Самоопределение проходит через всю жизнь человека, включая дошкольный, подростковый, юношеский, взрослый и пенсионный периоды. На каждом из них возникают свои трудности, своевременное преодоление которых сделает жизнь интересной и красочной.

Профессиональное самоопределение как часть жизненного самоопределения старшеклассников

В современном мире профессиональное самоопределение человека отличают, по крайней мере, две особенности. Во-первых, появление новых профессий и специальностей, требующих освоения в традиционной системе профессионального образования. Во-вторых, выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности (как первый шаг профессионального самоопределения) совершается сегодня во все более раннем возрасте, в противном случае, время может оказаться упущенным, и подросток окажется социально не адаптированным при вступлении во взрослую жизнь.


Профессиональное самоопределение связано с вхождением личности в то или иное профессиональное сообщество. Усвоение личностью общественных норм и правил – социальная составляющая профессионального самоопределения, которая измеряется способностью человека эффективно действовать в своих и общественных интересах. Отсюда и механизм профессионального выбора – принятие решений с учетом социально-экономического контекста.


В исследованиях отечественных ученых профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация рассматриваются в аспекте социализации личности (Бочарова В.Г., Галагузова З.А., Климов Е.А., Кон И.С., Михайлычев Е.А., Петров Ю.П., Шубкин В.Н.), во взаимосвязи с профессиональными намерениями (Иконникова С.Н., Лисовский В.Т.), профессиональной направленностью (Захаров Н.Н., Сахаров В.Ф., Чистякова С.Н.), и профессиональным становлением личности в целом (Власов Т.П., Сазонов А.Д.).


Самоопределение – это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения: жизненное, личностное, социальное, профессиональное и др.


Профессиональное самоопределение – самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, избирательное отношение индивида к миру профессий, процесс формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической ситуации [2, 176].


А.М. Кухарчук и А.Б. Ценципер под профессиональным самоопределением понимают самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в результате анализа своих внутренних ресурсов, в том числе своих способностей, и соответствия их с требованиями профессии. Власова Т.П., Зимовина О.А., Гейжан Н.Ф., Гриншпун С.С., Мешковская О.П., Чебышева В.В. считают, что ведущим в профессиональном самоопределении является акцент на функции побуждения и планирования поведения и деятельности человека, поэтому авторы, прежде всего, анализируют жизненный план профессионального становления, зафиксированную решением направленность на осуществление выбора определенной профессии или специальности. Профессиональное самоопределение трактуется также как представления подростка о своем профессиональном будущем в виде предполагаемых, возможных для данного школьника вариантах (Гейжан Н.Ф.), как устойчивое стремление личности овладевать профессией и получить соответствующее образование (Гриншпун С.С., Мешковская О.П.), как сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, которые включают в себя понимание значения и путей профессионального самоопределения, стремление к ознакомлению с миром профессий, предпочтительных областей труда, деятельности, к овладению знаниями, необходимыми для избираемой профессии (В.В. Чебышева) [6, 14].


Структура профессионального самоопределения включает ряд компонентов:


  1. Мотивационно-целевой компонент, который обеспечивает направленность на профессиональное самоопределение и включает в себя профессиональный интерес, мотивы самоутверждения, достижения цели, познавательный интерес.
  2. Интеллектуально-содержательный компонент, включающий в себя знания о профессии, состояние самосознания, владение способами познавательной деятельности, личностный опыт.
  3. Рефлексивно-оценочный (самооценочный, познавательно-личностный) компонент, характеризующийся способностью к самоконтролю, способность видеть цель, проявлять усилия для ее достижения, самокритикой [4, 34].

Для подростка выбор профессии – в значительной степени моральная проблема. Чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. Сегодня призванием называют единство субъективных склонностей и способностей к той или иной деятельности, в которой личность видит главную сферу самореализации. Но склонности и интересы формируются и изменяются в процессе деятельности. Резко выраженные, устойчивые и активные склонности у детей встречаются не так уж часто. Подросток стоит перед выбором деятельности. Но только практически, в ходе самой деятельности выясняется, подходит она ему или нет.


Профессиональное самоопределение сегодня – многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения:


  • Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определённого периода времени (социологический подход, который исходит из запросов общества).
  • Во-вторых, как процесс принятия решений, посредствам которых индивид формирует и оптимизирует баланс своих предпочтений и склонностей, с одной стороны, и потребностей существующей системы общественного разделения труда – с другой (социально-психологический подход, предполагающий способы согласования запросов общества и свойств личности).
  • В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход, исходящий их свойств личности) [5, 14].

Поиск и выбор профессии, профессиональное самоопределение и развитие, овладение профессией, эффективная реализация себя в трудовой деятельности, наконец, достижение успеха и счастье в профессиональном труде представляют собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс. В психологических исследованиях, посвященных изучению динамики этого процесса, было установлено, что в нем достаточно отчетливо выделяются четыре стадии, каждой из которых соответствует свой психологический критерий [3, 82].


Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, труда и профессий. Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.


Вторая стадия – это период профессионального обучения и воспитания, т.е. целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.


Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности – формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств (профессионально важных качеств).


Третья стадия связана с активным вхождением в профессиональную среду, отражающим переход учащегося к новому типу деятельности – к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей и т.п. Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношений, нахождение себя в системе трудовых коллективов.


Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде. Психологический критерий успешного прохождения этой стадии – степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества [3, 83].


Профессиональное самоопределение предполагает самостоятельное обдумывание не только вариантов своего будущего профессионального старта, но и жизненного пути в целом. У подростка и старшеклассника в течение предшествующих лет развития сложились определенные отношения к разным областям труда, представления о многих профессиях, самооценка своих возможностей, ориентация в социально-экономической ситуации и многое другое, что в целом характеризует состояние внутренней (психологической) готовности к выбору профессии. В психологической готовности к профессиональному самоопределению, как и к другим видам самоопределения (личностному, социальному), ведущую роль играет самосознание, т.е. осознание своих качеств и оценка их, представление о своем реальном и желаемом Я, уровень притязаний в разных областях жизни и деятельности, система ценностных ориентаций, личностный смысл выбираемой профессии и жизни в целом и прочее. Большое влияние на процесс профессионального самоопределения оказывает самооценка, так как именно она позволяет человеку понять, познать и оценить самого себя, свои личностные качества, возможности, способности, желания, мотивы, чувства.


Ситуация профессионального самоопределения для школьников подросткового и раннего юношеского возраста оказывается ситуацией трудной еще и в силу своей неопределенности:


  1. Слабое знакомство с многообразным, сложным, все время изменяющимся миром современных профессий затрудняет выбор своего профессионального пути.
  2. Низкий уровень психологических знаний не позволяет школьникам самостоятельно и уверенно ориентироваться в своем собственном внутреннем мире, в своих личных качествах, без чего профессиональное самоопределение как намеренный сознательный процесс невозможен.
  3. Трудности возникают из-за отсутствия у современных школьников (а часто, и у учителей, и у родителей) адекватных представлений о том, что же такое профессиональная пригодность и как она формируется.
  4. Мешает позитивному развитию профессионального самоопределения распространенное заблуждение относительно весьма жесткой предрасположенности каждого человека к определенному виду деятельности [1, 10].

Эффективность профориентационной работы обусловлена обеспечением социально-педагогических условий и использованием различных форм и методов профориентации. Профориентация подростков перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно не только решать когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь старшеклассникам в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.


Список литературы


  1. Дубровин Д.Н. Профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте как психологический феномен и психолого-педагогическая проблема // Журнал прикладной психологии. -2004.- № 4.- С. 17-24
  2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. – М., 2004.- 246 с.
  3. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина; Под ред. Л.М. Митиной. — М., 2005.- С. 289 с.
  4. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. — М., 2002.- 202 с.
  5. Пряжников Н.С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. — М., 2004.- 334 с.
  6. Хоменко А.Н. Социально-профессиональное самоопределение школьников.- М., 2002.- 268 с.

выбор профессии, что такое,в психологии

При сознательном избрании сферы деятельности, отвечающей способностям, потребностям и социоэкономической ситуации, происходит профессиональное самоопределение личности. Этот процесс протекает через этапы жизни: ролевые игры дошкольного возраста, учебу в общеобразовательной школе, университете; прохождение повышения квалификации, смену мест работы и т. п. А также этот процесс соотносится со взрослением индивида, изменением его потребностей в реализации.

Профессия

Человек выбирает профессию на протяжении всей жизни

История вопроса

В дореволюционной России издавался журнал «Кающийся энциклопедист». В выпуске за 1900 г. есть раздел, в котором идет речь о выборе профессии и выделяются 4 критерия:

  • в рамках семейных традиций;
  • в связи со случайным выбором;
  • по призванию;
  • по расчету.

А также в царское время печатались издания, содержащие перечень учебных заведений и подробную информацию о них.

В Советской России темы труда, трудовой подготовки и профориентационной работы всегда были на повестке дня. В 1-е годы советской власти, в период НЭПа и позже свобода выбора поощрялась. Во времена правления Сталина все этапы развития личности строго контролировались и направлялись, согласно действующему регламенту. В период с 50–80-е гг. в профориентации происходили изменения, писались научные работы и внедрялись новые методики.

К началу 90-х назрела потребность в изменениях, которая воплотилась в создании 60 централизованных пунктов профориентации молодежи в регионах. Госкомтруд начал активную подготовку профконсультантов. За недостатком дальнейшего финансирования движения в этой сфере прекратились. В современной России актуально тестирование. На консультациях школьного психолога проблема выбора профессии поднимается по инициативе учащегося.

Психология понятия

Внешние условия

Профессиональное самоопределение личности — акт осознанного выбора человеком своей роли в общественно полезной деятельности, который обусловлен существованием некоторых внешних условий:

  • социоэкономической ситуацией в городе, регионе, государстве;
  • приоритетностью профессий, значимостью и актуальностью на конкретный период;
  • уровнем образования членов семьи;
  • материальным и социальным положением родителей;
  • качественными показателями образования, полученного в школе.

Личностный фактор

Психологи считают, что выбрать сферу для построения карьеры нереально, исключив личностный фактор. Этот фактор представляется триадой принципов:

  • анализ внутренних ресурсов: способностей, склонностей, потребностей;
  • обозначение профессиональной сферы, взаимосвязь ее с первостепенными жизненными задачами;
  • осознание важности деятельности на пользу обществу.

Любая профессия предполагает комплект значимых черт. Если человек обладает выраженными признаками экстраверта, ему подойдет деятельность, подразумевающая постоянные контакты. Такая личность изначально не расположена к выполнению механической работы.

Изучение особенностей человека и соотношение их со значимыми критериями профессий поможет разглядеть его истинное предназначение. Осознание личностью своих слабых сторон дает стимул к тренировке и дальнейшему развитию.

Необходимо проявлять внешнюю активность, обращаясь ко всем возможным источникам: Интернету, книгам, профконсультантам. Чем большей информацией владеет человек о разнообразии мира профессий, тем яснее его представление о выборе.

Профессия и личность

Личность и профессия

Цели и задачи в работе специалиста

Помощь личности в выборе профессии основывается на следующих пунктах:

  • предоставление развернутой информации о мире профессий;
  • помощь в анализе предложенной информации и наложении ее на карту способностей и желаний личности;
  • оказание моральной поддержки в принятии решения.

Общие рекомендации

Важным залогом успеха является умение ценить такой ресурс, как время. Человеку дан ограниченный промежуток времени на самоопределение, поэтому им нужно грамотно воспользоваться, не размениваясь.

Чтобы не совершить ошибку в выборе, необходимо быть внимательным к следующим нюансам:

  • понимать разницу между субъективным отношением к носителю профессии и к ней самой;
  • не стоит брать во внимание лишь внешний антураж профессиональной сферы.

В обществе бытует стереотип, подменяющий истинный образ специалиста свойственным профессии ореолом. Цепляясь за внешние показатели, молодой человек может совершить неверный выбор. Необходимо выбирать деятельность. Образ жизни является лишь производной от деятельности.

В помощь выбирающему профессию созданы многочисленные тесты, основанные на работах Дж. Голланда и Е.А. Климова. Посредством их можно понять, какая сфера подойдет человеку.

Первые ступени

Психология профессионального самоопределения под удачным развитием подразумевает движение по пути координации индивидуальных качеств личности с востребованным общественным заказом.

В психологии описаны следующие ступени профессионального самоопределения учащихся:

  • Ролевые игры как первый этап на пути самоопределения. В дошкольном и младшем школьном возрасте ребята, примеряя на себя в игре разные амплуа из мира профессий, осваивают образцы поведения. Этот процесс непосредственно связан с будущим развитием человека.
  • Полет фантазии в подростковом возрасте как поиск предназначения. Все подростки, находясь во власти инфантильности и максимализма, видят себя в образе «супергероя» или представителя ярких профессий: эстрадных исполнителей и актеров, журналистов, пожарных и сыщиков. За этим кроется внутреннее и внешнее развитие личности.
  • Анализ и рефлексия юности. Возрастной период 16–17 лет характеризуется смешением осмысленного и романтического подхода к карьерному вопросу. В этом возрасте юноши и девушки осознанно делают акцент на определенные школьные предметы, которые будут ключевыми при профессиональном обучении.
  • Этап перехода к зрелости. Учащиеся старших классов должны принять решение о выборе профессии. Эта задача может быть растянута на весь период студенчества. Известны случаи изменения профиля во время учебы в институте.

Ролевые игры

Ролевые игры — первый этап профессионального самоопределения

Сложности выбора у старшеклассников

Ключевым периодом для самоопределения по праву можно назвать старший школьный возраст, который закладывает фундамент для всего будущего развития личности.

На сегодняшний день выбор молодежи во многом диктуется социальными стереотипами, бытующими в обществе. Понятия «работа» и «профессия» молодые люди часто воспринимают как взаимозаменяемые. Главным критерием на пути развития личности оказывается доходность, а не призвание.

Получение высшего образования ассоциируется не с этапом взросления и развития, а с продвижением к цели получения высокооплачиваемой должности. Осложняет дело и самостоятельное решение вопроса трудоустройства (без участия учебного заведения) по завершении периода обучения.

Старшеклассник нашего времени обязан иметь понятие о спросе и предложении на рынке труда, представлять профессиональные перспективы, адекватно презентовать себя на собеседовании, компоновать резюме. Основное, что ему необходимо понимать: в какой степени выбор профессии соотносится с его жизненными ориентирами.

Заранее проигрышными оказываются ситуации, когда истинные устремления личности подменяются прогибом под конъюнктуру: возможностью учиться на бюджете; обучаться вместе с большинством одноклассников; не уезжать далеко, а поступить «хоть куда-нибудь на месте».

Опыт подачи документов одновременно в несколько высших учебных заведений также часто ведет к совершению ошибки. Размениваясь, легко в результате выучиться на нелюбимую специальность и стать неудовлетворенным жизнью.

Карьера и карьеризм

Определение в профессии должно быть мотивированным. Специалисты вычленяют 5 ценностно-смысловых основ:

  • отсутствие личностных привязок к стереотипам;
  • объективный способ решения задач;
  • упор на жизненные ценности;
  • понимание профессиональных приоритетов;
  • наличие практического опыта.

Описанные выше 5 основ предопределяют качественную профориентационную работу, главная задача которой заключается в нацеливании выпускника школы на принятие решения в вопросе профессионального самоопределения.

Выбор профессии в масштабе жизненного пути

Самоопределение личности в профессиональном мире представляет собою долгий и трудоемкий процесс. Человек постепенно адаптируется в социуме, закладывая тем самым фундамент профпригодности.

Выше подробно были рассмотрены этапы теоретического выбора профессии, сейчас же речь пойдет о практических сложностях, с которыми сталкивается человек в процессе самоопределения.

Множество молодых людей к возрастной отметке в 23 г. уже завершают обучение в высшем учебном заведении или получают практические навыки на предприятиях. К этому времени романтика юности уже уступает место реальности, и человек трезво смотрит на свой выбор. Одни испытывают удовлетворение от сферы деятельности, а другие спешат сменить профессию.

Достигшие возраста 28 лет личности проявляют социальную активность в выбранной профессии. Определенное место работы и некоторый опыт располагают к профессиональному росту. Отдельная категория людей ощущает психологический конфликт из-за не получивших реализации планов.

Отсутствие перспективы в карьере и обнадеживающих результатов рождает желание изменить имеющуюся ситуацию. Душевное смятение характерно этому периоду. Переосмысление профессионального выбора может привести к дальнейшему росту в существующей профессии, смене сферы деятельности, выбору другой специальности.

К 30-нему, а потом и к 40-летнему рубежу проблема профессионального самоопределения может проявиться вновь, стимулируя к активным изменениям в сфере деятельности.

Обширный возрастной период до отметки в 60 лет наиболее продуктивен в профессиональном отношении. Реализация природного и наработанного потенциала личности характерно для этого отрезка времени. Человек реализует жизненные цели, оправдывая смысл существования. Постепенно формируется индивидуальный, характеризующий этого человека, образ жизни и деятельности.

При переходе в пенсионную категорию люди покидают профессию. Но физические и интеллектуальные ресурсы личности еще не реализованы полностью. Перед человеком встает важная задача: найти себе применение в социуме во вновь сложившихся обстоятельствах.

Многие на этом этапе ощущают прилив тревожности, т. к. происходят масштабные изменения в стиле жизни и отношении со стороны социума. Способность личности к адаптации наиболее очевидна на этом этапе. Критическое большинство пожилых людей переживает социальную дезориентацию. Наиболее предприимчивые пенсионеры находят себя в общественной деятельности и продолжают трудиться на пользу людям.

Многочисленный опыт исследований в сфере самоопределения личности может оказать пользу в выборе профессии. Применив советы и подсказки, молодой человек способен избежать грубых ошибок на своем пути и достичь полноценного успеха.

Определение

— определение самоопределения по The Free Dictionary

РАВАЛПИНДИ — Генеральный директор по связям с общественностью по связям с общественностью, генерал-майор Асиф Гафур в среду вновь заявил о непоколебимой поддержке людей в оккупированном Кашмире и сказал, что Пакистан может пойти на все, чтобы поддержать их право на самоопределение. «Кашмир — это наша яремная вена, и мы можем пойти на любые ограничения в отношении права на самоопределение людей в оккупированном Кашмире любой ценой», — сказал он представителям СМИ на пресс-конференции.Фирдоус Ашик Аван в понедельник заявил, что Индия не должна забывать, что нацию, борющуюся за свое право на самоопределение, нельзя победить с помощью оружия. В таком сценарии Пакистану необходимо принять определенные меры, чтобы помочь остановить вопиющие нарушения прав в IOK. МУЗАФАРАБАД — Президент AJK Сардар Мохаммад Масуд Хан и премьер-министр Раджа Мохаммад Фарук Хайдер Хан подтвердили, что кашмирцы, живущие по эту сторону LoC, будут продолжать поддерживать своих собратьев в их справедливом праве на самоопределение и выполнить миссию мучеников.(1) Ренцо утверждает, что правильное понимание политического самоопределения показывает, что часто недопустимо вмешиваться, чтобы установить режим, ведущий к большему самоопределению для группы людей, если бы эта группа была или будет противостоять Президент сказал, что 5 февраля дает возможность воздать должное беспрецедентной приверженности кашмирцев достижению законного права на самоопределение. Президент сказал, что весь пакистанский народ вместе со своими кашмирскими собратьями ведет отважную борьбу за достижение законного права на самоопределение.Главный министр Пенджаба Сардар Усман Буздар сказал: «Мы приветствуем непоколебимую приверженность кашмирского народа своему праву на самоопределение. Храбрый народ оккупированного Индией Кашмира своей кровью возродил движение за свободу, и пакистанская нация поддерживает их. ‘В разговоре с APP накануне Дня права народов Джамму Кашмира на самоопределение, отмечаемого в субботу, Председатель Совета Кашмира ЕС заявил, что кашмирцы по обе стороны Линии контроля (ЛК) и кашмирская диаспора за рубежом ежегодно 5 января соблюдают День права на самоопределение, чтобы напомнить миру, что резолюции ООН по Кашмиру, включая конкретную резолюцию право на самоопределение остается невыполненным даже по прошествии семи десятилетий.Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла резолюцию, поддержанную Пакистаном, в которой подтверждается право народа на самоопределение и содержится призыв к странам немедленно прекратить иностранное военное вмешательство и оккупацию иностранных стран и территорий, а также акты репрессий, дискриминации и жестокого обращения. Третий комитет Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ​​ООН) единогласно принял резолюцию Пакистана о праве на самоопределение. ИСЛАМАБАД — Осуждая зверства Индии в оккупированном Кашмире, федеральный министр по делам Кашмира Али Амин Гандапур заявил, что борьба кашмирцев за их законное право на самоопределение не может быть подавлено военной мощью..

Профессиональное самоопределение студентов — будущих учителей в контексте смыслообразования

Об авторе:

Евгения Геннадьевна Белякова, д-р физ. Н., Профессор кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета; [email protected]

Аннотация:

В статье рассматривается проблема профессионального развития студентов — будущих учителей, разъясняется смысловая взаимозависимость характера деятельности и характера профессионального самоопределения.Значимость профессиональной идентичности представлена ​​как критерий профессионального развития. В опоре на смысловые механизмы раскрывается подход к проектированию профессионального саморазвития студентов. Проведенное эмпирическое исследование позволило получить данные о проблемах формирования личности студентов — будущих учителей. В результате был признан феномен «отложенного профессионального взросления», который связан с недостаточным профессиональным опытом во время обучения в средней школе.

В качестве способа разрешения противоречия между современными условиями обучения в вузе (которое по-прежнему основано в большей части на теоретических знаниях студентов) и необходимостью профессионального самоопределения в статье предлагаются направления развития системного обеспечения их профессиональное развитие, включая три взаимосвязанных аспекта. Во-первых, нужна значимая перспектива профессионального саморазвития, которая может быть реализована через обозначение своего профессионального будущего.Во-вторых, активная среда необходима для реализации плана профессионального развития, который может быть реализован в контексте учебного процесса вуза в аудиторных формах и стажировке. В-третьих, студенческая деятельность должна быть специально организована, реализующая связь с окружающей средой посредством профессионального саморазвития индивидуальных маршрутов.

.

определение определения Free Dictionary

С этим решением согласились все его соратники, за исключением мистера Я хотел бы, чтобы оно было более удовлетворительным; но, похоже, он был написан с такой решимостью хорошо думать о леди Сьюзен, что его заверения в браке и т. д. не успокаивают мое сердце. Однако дни шли, и новости становились не лучше, но Хуже того, что-то, кроме тревоги, начало проявляться на лице человека: отчаяние и очень упорная решимость, каждый боролся за власть.»Даже если я умру, я каким-то образом сохраню от тебя поражение», — воскликнула она, и ее решимость была настолько глубока, что все ее тело затряслось. «Вы встретитесь со мной в Париже, чтобы я мог узнать вашу решимость?» Однажды он двинулся на север в ответ на внезапную решимость продолжить свой путь к западному побережью. Люди Рэттлборо действительно так высоко оценили мудрость и рассудительность «Старого Чарли», что большая часть из них чувствовал себя расположенным согласиться с ним и не мешать бизнесу «до тех пор, пока что-нибудь не выяснится», как выразился честный старый джентльмен; и я полагаю, что, в конце концов, это было бы общим решением, если бы не очень подозрительное вмешательство г-наодин раз », и было что-то в манере Тома, хотя он пытался говорить равнодушно, что заставило Неда поверить, что за внезапной сменой решимости его приятеля стоит нечто большее, чем казалось до сих пор. Таким образом, он обнаружил, что система удержания необходимых материалов для производства и средства к существованию рабочих, за исключением того, что они поддерживают праздный класс, принимая при этом более низкий уровень комфорта для себя, чем для этого праздного класса, делали невозможным определение справедливых соотношений обмена и, следовательно, практику честных деловых отношений.Но Коннектикут явно недоволен такой решимостью; при этом она не выглядела полностью смиренной с этим, пока путем переговоров и управления не было найдено что-то вроде эквивалента потери, которую она якобы понесла. Так я и обнаружил, что в тот туманный ноябрьский вечер преследовал трамвай Камбервелла с пылающим во мне сердцем и нетерпеливой решимостью, чтобы не прошло и дня, прежде чем я найду какое-нибудь дело, достойное моей леди.Он ушел от меня в начале февраля; и в тот момент, когда он ушел, я снова вдохнула и почувствовала, как моя жизненная энергия возвращается; не с надеждой на побег — он позаботился о том, чтобы не оставить для меня никаких видимых шансов на это, — но с решимостью извлечь максимум из сложившихся обстоятельств.
.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА КАК ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Современное общество предъявляет высокие требования к способностям каждого члена реализовать поиск нового смысла профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом, то есть конституировать себя в Истории, Культуре, жизни, профессии.Значительная роль в реализации этих требований принадлежит образованию и его качеству.
Изменения политической и экономической ситуации, массовая безработица в начале 90-х годов привели к распаду профориентации в России. Система образования сняла с себя ответственность за профессиональное самоопределение выпускников и их обучение профессиям.
Новые технологии в российском профориентации выявили противоречия между многочисленными методическими работами, книгами, учебно-методическими семинарами в основных профцентрах страны, интернет-сайтами, новыми эффективными методами профессиональной психодиагностики и консультирования, активным игровым профессиональным гидом методы, которые в комплексе создают современную систему профориентации молодежи, с одной стороны, и отсутствие публикаций, посвященных профессиональному самоопределению подростков в школе и соответствию выбора профессии индивидуальным особенностям , а с другой — нерешенная проблема, связанная с качеством образования и адекватным профессиональным выбором.
Приведенные выше факты объясняют актуальность нашего исследования, главным пунктом которого является проблема соответствия личностных особенностей профессиональному выбору.
Проведенное исследование индивидуальных, характерных и иных личностных особенностей (организационные и коммуникативные способности и способности, темперамент, самооценка, профессиональные интересы, агрессивность, враждебность и др.) Подростка средней школы № 3 казачьей станицы Новотитаровская Краснодарского края выполнено. позволили выявить взаимосвязь и соответствие их индивидуальных особенностей избранной профессиональной сфере деятельности.
Мы подготовили практические рекомендации с учетом соответствия профессиональных интересов и индивидуальных особенностей подростков в работе учителей и школьных психологов профессионально-ориентированными задачами и социальной адаптацией, а также по повышению качества обучения.

Название ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА КАК ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ Журнал

21 Проблемы образования

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *