Определенный этап в развитии человека это: 4 основных этапа развития человека как разумного существа
Этапы развития личности (часть 1) — Психология PRO
Этапы развития личности – одна из самых интересных и популярных тем. Это связано с желанием личности узнать что-то сокровенное о себе и стать кем-то еще более продвинутым. Читая об этапах развития, мы мысленно определяем свое место в жизни, и смотрим на близлежащую перспективу. Это может быть промежуточная ступень между четко очерченными этапами, или какой-то конкретный этап. Как правило, в системах, описывающих этапы развития, существуют три начальные ступени, по которым движутся социальные люди, одна переходная ступень, и две-три ступени духовного уровня. В этой статье я не буду делать больших отступлений от привычных канонов, но попробую изложить свой взгляд на тему этапов развития личности и сознания.
Прежде всего, я хотел бы сказать, что нет ничего дурного в том, чтобы находиться на том, или ином этапе. Каждый с рождения вынужден проходить через этапы развития личности. И если где-то перепрыгиваешь через ступень, скорей всего опыт будет неполным, и придется наверстывать упущенное. Глупо осуждать первоклассника за то, что он не умеет решать задачи университета. Если, по-вашему, человек глуп, возможно, в его жизни еще не было тех уроков, благодаря которым, он смог бы обрести мудрость. А в вашей жизни не было уроков, устраняющих корни энергозатратной привычки – осуждать. У развитого человека душа этап за этапом прошла огромный путь. Текущий этап развития зависит от полученного в прошлом опыта.
Все люди разные – каждый на своем этапе, и наилучшим образом этот феномен могла бы объяснить концепция о перерождениях души. Вроде как – прошлое неизвестно, потому и результат прошлого в виде текущего этапа развития приходится принимать как должное. Приемлемость такого объяснения зависит от личного мировоззрения. Если опустить теорию реинкарнации, то можно сказать, что развитой личности повезло – вероятно, у нее были хорошие гены и подходящие для развития условия жизни.
Бессмысленно осуждать людей, которые относительно нашего уровня «неразвиты». Если человек на своем этапе развития слаб, и не может решить задачу, которая нам кажется элементарной, это значит, что нам «повезло» больше – мы получили лучшее воспитание и образование. Если человек избегает сложностей, значит он к ним, либо не готов, либо ему «не повезло», и он еще не постигает, какой урок может дать самостоятельное решение проблем.
Не существует объективно высоких и низких этапов развития – все относительно. А если привязываться к этим рангам, на земле всегда найдется человек, который будет выше вашей персоны на две головы, в сравнении с которым наш этап окажется низким. Чем меньше игр в возвышение и унижение, тем меньше пустых энергетических растрат на чувство собственной важности. Однако в нашей шкале шести этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности.
Человек, находящийся на определенном этапе развития может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов, которые по временам могут всплывать в форме временной регрессии. Также могут быть и наработки с продвинутых этапов развития – локальные высоты, способствующие эволюционной карьере как маяки на пути.
Критерии развития
Основной критерий сравнения этапов развития личности – это утончение восприятия. Чем тоньше восприятие, тем больше тонких оттенков и граней способна узреть личность в любом явлении. Чем грубей восприятие, тем менее разборчива личность. То, что нормально для личности на первом этапе развития, покажется грубым (в зависимости от ситуации: глупым, неуместным, неэффективным, излишне прямолинейным) для более продвинутой личности. И по сути все нижеизложенное является чуть более подробным описанием того, как процесс восприятия утончается от перехода с одного этапа развития личности на другой. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «чуткость».
Второй критерий сравнения этапов развития личности – это дальновидность, или иначе – мудрость. Чем мудрей человек, тем больше он фильтрует содержание собственного ума, и меньше поддается грубым импульсам. Такой человек знает, что если немного потерпеть в настоящем и поработать над собой, то будущее не заставит в себе разочароваться. И напротив, недальновидный человек неразумно растрачивает энергию и ресурсы, чтобы удовлетворить себя побыстрей, не заботясь о будущем.
Третий и возможно, самый интересный критерий сравнения этапов развития личности – это допуск по сферам. Проявляется это, как дозволение «участников» сферы пребывать в их обществе, которое живет по определенным официальным или негласным законам. Чем тоньше восприятие и чем выше этап развития, тем более тонкие и разумные законы человек принимает, и тем строже следование этим законам. Если, например, человек хочет близко контактировать с миролюбивыми и честными людьми, он сам обязан стать честным и миролюбивым, тогда эта сфера его примет.
Первый этап развития личности
Это – этап грубого человека, основные интересы которого почти не отличаются от интересов животных. Конечно, выживание, секс и чревоугодие в человеческом теле облачаются в сложные социальные личины, и обрастают ритуалами, но суть остается неизменной. Есть основная потребность, которая затмевает сознание, и есть путь к этой потребности. Если человек на первом этапе развития не оброс социальными качествами, путь к исполнению этих потребностей упрощается. Чем меньше социального в личности на первом этапе развития, тем ближе поведение человека – к животному.
Социальные барьеры в уме человека, как правило, перекрывают первобытные инстинкты, ставят между сознанием и потребностью своеобразный ментальный буфер. Чем менее человек первых этапов развития цивилизован, тем сильней проявляется сила его инстинктов, и тем более грубым и прямолинейным будет исполнение его потребностей. В социуме это выливается в насилие и аморальное поведение.
Иногда грубое желание на первом этапе развития личности затмевает сознание, и человеку становится все равно – лишь бы утолить это желание. Он не обращает внимания на мысли о том, что за грубое поведение может быть расплата. Сила желания и предвкушение его исполнения могут пересилить слаборазличимое осознание мыслей о последствиях. Так проявляется отсутствие осознанности, мудрости и дальновидности.
На первом этапе развития личности человек почти не осознает, что убийство и насилие – это поведение, которого необходимо избегать, если человек не желает уподобляться животным, и жить по их законам. Единственное, что его сдерживает – страх наказания и в меньшей степени – моральные ценности. Так происходит в силу того, что само восприятие на этом уровне – грубое, притупленное, и поэтому человек не постигает третий критерий развития личности, связанный с допуском по сферам, которые живут по определенным законам.
Причем человек на этом уровне, в какой-то степени может различать другие этапы развития личности как более тонкие и желанные. Но у него напрочь отсутствует осознание того, что переход на новый уровень связан с пониманием и соблюдением законов более тонких этапов развития. Никто не хочет насилия над собой, и чтобы этого насилия избежать, необходимо искоренить проявление насилия в собственном поведении, и на более тонком уровне в эмоциях и мыслях.
К слову о моральных и духовных ценностях, правилах и ограничениях, – все они искусственны и чаще всего попросту блокируют естественный поток жизненной энергии. Их слепое принятие полезно на первых этапах развития, пока человек сам не ощущает естественный поток жизни. В этом отношении развитие – это отступление от истоков с целью обретения опыта, чтобы затем – к ним вернуться с повзрослевшим сознанием.
Второй этап развития личности
Это – этап социального наркомана – «адаптированного» среднестатистического обывателя, для которого предназначены 90% всех телепрограмм, журналов, игр и новостей СМИ. Здесь я опускаю книги, потому что они в большинстве своем имеют чуть более высокий уровень преподнесения информации.
На этом этапе человек интуитивно чувствует, что физического насилия необходимо избегать. Он может подвести свое логическое обоснование под понимание, почему не стоит вести себя аморально на физическом уровне. Однако логическое объяснение – не так важно. Важен глубинный опыт в его бессознательном. Если вы верите в перерождения, то можно назвать это опытом прошлых жизней, где человек отработал грубую карму. В ином случае, можно говорить о генах, переданных достойными родителями или о подобающем воспитании. До физического насилия обыватель опускается во время регрессии, когда его восприятие временно притупляется.
Однако, физический план – не единственный. И на втором этапе развития человек может быть аморальным в том, что касается его чувств и мыслей.
На втором этапе развития, например, человек редко понимает, что вранье, также является насилием и дисгармонией. Иными словами здесь проблематика переносится на более тонкий – психический уровень. Развитие как таковое связано с устранением грубого непонимания и переносом внимания на более тонкий дисбаланс.
На втором этапе развития инстинкт выживания отходит на второй план, его влияние становится опосредованным, но чревоугодие и похоть по-прежнему остаются центральными потребностями. Разница с первым этапом развития в том, что сознание становится на порядок тоньше и потребности обнажают свои оттенки и качества. Человек начинает играть в искушение и обольщение, чтобы насладиться происходящим более изощренно. В сексе появляются предварительные игры и ласка. В еде помимо мяса и выпивки, может возникнуть интерес к более изысканным блюдам.
Характерная особенность второго этапа развития – это потребность в удовольствии. И раз ментальная сфера уже в какой-то степени развита, человек, помимо секса и еды интересуется усладой своего ума. К этому относятся: игры, развлекательное чтиво, кино, болтовня и всевозможные забавы.
По критерию мудрости и дальновидности человек на втором этапе развития сделал заметный шаг. Сейчас он оперирует памятью, и готов зарабатывать деньги, которые может потратить на получение желаемого. На этом этапе человек склонен к наркомании и алкоголизму, поэтому социальный блок информации, осуждающий эти наклонности не зря работает так активно.
Другой критерий первых двух этапов развития – деградация при отсутствии труда и активной деятельности. Если на человека первых двух этапов сваливается состояние, скорей всего, он вскоре уйдет из жизни. Исключение может быть лишь в случае жесткого контроля со стороны более сильной личности, находящейся рядом с человеком первых двух этапов развития. В таком случае сильная личность огораживает более слабую от потакания своим страстям. Ведь, как известно, наркомания имеет склонность прогрессировать – будь то увлечение играми, ТВ, сексом, алкоголем, или наркотиками. Благо, человек второго уровня лишь в редких случаях способен сам заработать огромные деньги. Обычно он как бы лавирует между пороками и своей способностью их утолить.
Третий этап развития личности
Это – этап начальника. Неважно, является ли этот человек начальником на работе, в семье, или над самим собой, основной его потребностью является власть и контроль. Секс, еда и развлечения отходят на второй план, но интерес к ним не угасает.
Основа для удовлетворенности жизнью здесь проявляется, как потребность изменять, манипулировать, управлять, подчинять и владеть. Сексуальное желание на этом этапе развития больше проявлено не на уровне похоти, а чаще как моральная и эмоциональная потребность «владеть». Для этого человека в отношениях, например, важней завоевать и победить. И часто, когда это желание осуществлено, он теряет интерес к отношениям – завоевывать дважды одну и ту же территорию ему неинтересно. Исключением на этом этапе развития может стать тяга к человеку с более тонкого уровня. Мы тянемся к тем, чьи этапы развития выше нашего, кто понимает жизнь чуть тоньше, кто более чутко осознает и реагирует. Как правило, сильней всего мы тянемся к обществу тех людей, кто способен проявляться на один уровень выше нашего. Это связано с нашей собственной перспективой и бессознательной потребностью подняться до следующего этапа.
Если общаются два человека, у которых разница в этапах развития равняется двум и более, взаимного понимания у них не возникает. Точнее, продвинутая личность ясно осознает потребности среднестатистической личности. Все ее желания и движения души у продвинутой личности, как на ладони, и поэтому, если и возникает какой-то интерес к личности с начальных этапов развития, то он скорей носит учебный, или экспериментальный характер. Понять личность с более продвинутого этапа развития человек не способен – понимание будет ограничиваться рамками собственного уровня. В лучшем случае человек честно признает и принимает свою неспособность понять, а чаще всего впадет в самообман, полагая, что рамки его ума – это и есть жизнь.
Человек третьего этапа развития может влиться в общество людей первого и второго этапа развития – либо по делу, либо если у него есть не отработанные программы этих уровней. Однако текущий уровень дальновидной мудрости побуждает его работать со своими слабостями. Такой человек способен бросить курить, или выпивать резко, просто по своему волевому решению – то бишь ясному пониманию последствий. На этом этапе развития его личность в какой-то степени кристаллизована, и способна методично следовать собственным решениям, понимание которых присутствует в силу относительной личностной целостности.
Насилие и грубость на этом этапе развития личности, может проявляться как холодность в чувствах, жадность, утонченная гордыня и развитое до предела чувство собственной важности, принуждающее человека унижаться и переживать за собственную персону. ЧСВ утончается и его интенсивность понижается в разы, начиная с четвертого этапа развития личности.
Если у человека нет грубых программ с первых двух этапов развития личности, он может быть честным, разумным и справедливым. Но утонченности его восприятия еще недостаточно, чтобы понять, чего же на самом деле он хочет от жизни. Он чувствует себя защищенным и удовлетворенным, когда ощущает контроль над ситуацией. Однако на деле этот контроль – не более чем шаткая иллюзия, от которой он упорно прячется в своих делах. Жизнь не подчиняется строгим логическим законам. Жизнь – явление спонтанное, и куда более сложное, чем концепции, которые доступны для понимания на третьем этапе развития личности.
Первые три этапа развития личности и сознания составляет социальную сферу жизни. Последующие три этапа, условно, можно назвать духовными этапами развития. О них речь пойдет во второй части статьи.
© Игорь Саторин
Другие статьи по этой теме:
Восемь стадий развития личности. Теория Э. Эриксона
Эрик Эриксон разработал уникальную теорию психосоциального развития индивида, в которой выделил восемь этапов. Психолог акцентирует внимание на развитии внутреннего «Я» и описывает всю человеческую жизнь, а не только детство, так как считает, что индивид способен постоянно меняться и совершенствоваться. В каждой стадии наблюдается определенный конфликт. При его удачном решении личность переходит на следующую фазу. Сам Эриксон относил себя к фрейдистам, но его подход отклоняется от консервативных концепций и больше напоминает эго-психологию.
Содержание статьи
Основы теории Эриксона
Человек согласно определениям социальной психологии – это субъект, который что-то познает, получает определенный опыт. При этом предмет его изучения – это объект. Социальная психология изучает внутренний мир самого человека, его поступки при взаимодействии с социумом. Изучаются не только отдельные качества личности, но и проявление характера в определенных ситуациях.
В теории Эрика Эриксона на каждой стадии человек сталкивается с общественными ожиданиями. Если он оправдывает их, то становится частью социума. В противном случае общество отвергает его. Такая простая идея легла в основу разработки 8 фаз жизненного пути, с которыми встречается каждый индивид.
На каждом этапе развития перед личностью ставится определенная задача, которую назначает социум. Ее решение зависит не только от опыта человека, но и духовного состояния общества. Теория Эриксона затрагивает все этапы жизненного цикла – от рождения до смерти. Психолог учитывает исторический период, в котором родился и вырос ребенок. Также на формирование личности влияют социальные условия, культурное развитие, принятая система ценностей, знаменательные события.
Человек – это отдельная система, которая взаимодействует с окружающим миром благодаря органам восприятия, мыслительным процессам, памяти, вниманию. Со временем личность адаптируется к любым условиям и на основании своего опыта двигается дальше.
Задача концепции Эриксона – привлечение внимания к тому, что индивид способен решать психосоциальные проблемы. На первом плане в теории стоит человеческое «Я», положительные черты характера, которые открываются в определенных жизненных ситуациях.
Эриксон утверждает, что каждая трудность, с которой сталкивается человек – это своеобразный вызов общества. После преодоления кризиса личность становится сильнее, умнее, опытнее. Чтобы понять источник тех или других проблем, достаточно узнать, как индивид справился с определенной проблемой в прошлом.
Этапы развития личности известны заранее. Они одинаковы для каждого человека. Нельзя изменить последовательность прохождения стадий. Эриксон выделил 8 фаз развития, которые соответствуют определенному возрастному диапазону. На каждом этапе наблюдается кризис, который возникает, когда индивид достигает определенного психологического состояния. Также на формирования проблем влияют требования, которые выдвигает социум.
В каждом кризисе можно найти преимущества и недостатки. При удачном решении проблемы человек приобретает новое положительное качество, что упрощает процесс обогащения приятным опытом на следующей жизненной стадии.
Жизнь в теории Эриксона – это цепочка смены разных аспектов. Если не удалось пройти кризис, то личность приобретает негативное качество. В дальнейшем этот опыт будет препятствовать развитию индивида. При этом не исключено, что проблемы будут повторяться. Некоторые конфликты и внутренние зажимы сопровождают человека всю жизнь, хоть он постоянно с ними справляется. К тому же постоянно появляются новые кризисы. Но при удачном прохождении этапа будет проще справиться с проблемами в будущем.
Младенчество и проблемы доверия
Первая стадия – младенчество (до 1 года). Развитие соответствует классической теории психоанализа. На этом этапе формируется доверие или недоверие. Исход прохождения этой стадии зависит от степени заботы, которую проявляют к младенцу.
Ребенок чувствует удовлетворение и уют, если его потребности быстро удовлетворяют, с ним играют, разговаривают, он никогда не испытывает длительного недомогания. Взрослые выступают в качестве отзывчивых и добрых людей. Если должный уход, забота и любовь отсутствуют, то появляется недоверие. Ребенок боится окружающих, подозрительно относится к миру. Недоверие будет сопровождать человека на протяжении всего его жизненного цикла.
Но ситуацию можно исправить. Если недоверчивый индивид пойдет в школу и встретит взрослого справедливого авторитета, то доверие может возобновиться. К сожалению, это правило работает и в другую сторону. Если школьник, который получил положительный опыт в младенчестве, столкнется с несправедливостью, то формируется определенное недоверие к обществу и людям. Часто такие ситуации наблюдаются при разводе родителей. Когда в семье царит напряженная обстановка, постоянные конфликты, обвинения и ребенок чувствует себя преданным.
Раннее детство и первые самостоятельные шаги
Вторая фаза – раннее детство (1-3 года). Малыш начинает учиться самостоятельности. Он выполняет простые задачи – перемещение предметов, ходьба, лазание, прочее. Ребенок стремится везде задействовать новые умения, поэтому сам пытается открыть конфеты, сходить в туалет, заполнить шкатулку вещами и прочее. Когда родители не давят на малыша, не торопят его и позволяют самостоятельно выполнять какие-либо действия, он ощущает контроль над ситуацией и своим телом, приобретая важный социальный навык – самостоятельность.
Если воспитатель не дает ребенку самому сделать работу, которую тот способен выполнить, то у него вырабатывается чувство стыдливости, малыш становится нерешительным. Ситуации, когда родители торопят ребенка, встречаются в каждом семье. Редкие случаи не оставят заметного следа в детской психике. Систематическое усердие сделать все за малыша и слишком эмоциональная реакция на его промахи (разбитая посуда, испачканная одежда, прочее) приведут к неуверенности и стыдливости.
Приобретенные негативные качества проявятся на всех жизненных этапах. А самостоятельный человек больше подготовлен к жизни и может легко решать элементарные проблемы. Дальнейшие события могут изменить эти качества (самостоятельность сменяется неуверенностью и наоборот), поэтому близкое окружение никогда не должно сомневаться в умениях ребенка.
Дошкольный возраст и чувство вины
Третья стадия развития наступает в возрасте 4-5 лет. Дошкольник уже имеет определенную физическую подготовку – умеет бегать, прыгать, кидать предметы, ездить на трехколесном велосипеде. Он самостоятельно придумывает себе развлечения, а не копируют действия других людей. Разговоры и фантазии отлично демонстрируют изобретательность ребенка.
Здесь социальные навыки развивают по следующим сценариям – предприимчивость или чувство вины. На удачное прохождения этого возрастного периода влияет то, как родители реагируют на предложения ребенка. Если ему разрешено бегать, прыгать, самостоятельно решать, в какие игры играть и какие игрушки выбирать, то за индивидом закрепляется положительное качество.
Важно предоставлять дошкольнику всю интересующую его информацию, доходчиво давать ответы на вопросы, не мешать фантазировать, воплощать задуманное в реальность. Когда родители начинают демонстрировать, что вся инициатива ребенка вредна и неинтересна, он начинает ощущать вину, которая в дальнейшем будет сопровождать его всю жизнь.
Школьный возраст и формирование умелости
Четвертый этап – школьный возраст (6-11 лет). В школьном возрасте у детей формируются способности к дедукции, организации развлечений и обучающих мероприятий. Малыши продолжают играть, но соблюдают определенную очередность и свод правил. На этой стадии человек может приобрести умелость или неполноценность.
В школьном возрасте ребенок активно интересуется окружающим миром. Он изучает принципы работы разных предметов, ищет способы адаптировать их для своих целей. Индивид приобретает трудовые навыки, он с восхищением относится к изобретению новых приспособлений. Среди литературных персонажей ему наиболее близок Робинзон Крузо.
Если поощрять занятия детей (моделирование, рукоделие, готовка и прочее), позволять завершить начинания, хвалить за достижения, тогда формируется умелость и креативное мышление. Когда к интересам ребенка относятся с презрением и недовольством, развивается чувство неполноценности.
В школьном возрасте ребенок уже не ограничен исключительно семейным кругом. В жизни появляются разные общественные места, что учитывает в своей теории Эриксон. Отношения со сверстниками и старшими ребятами в школе значительно влияют на психику человека. Если дома малыша продолжают хвалить, но в школе он встречается с систематическими издевками, то в итоге он приобретет отрицательное качество.
Каждый ребенок требует индивидуального подхода. Он может быть не глупым, но медленнее усваивать материал, что становится причиной для издевательств (дети всегда объединяются против личностей, которые положительно или отрицательно выделяются из общей массы).
Если дома ребенок поддается постоянным насмешкам, он может приобрести необходимую уверенность в школе, если попадется наставник, поверивший в его силы. Именно от взрослых людей зависит развитие талантов подрастающего поколения и формирование умелости.
Юность и идентификация личности
Пятая фаза – юность (12-18 лет). Согласно классическому психоанализу ребенок сталкивается с любовью и ненавистью к родителям. Успешность преодоления проблем на этом этапе определяется наличием романтических отношений со сверстниками. В своей концепции Эриксон не отличает наличие таких проблем, но говорит о других трудностях.
Человек проходит переходной возраст – изменяется его тело и психика, появляются новые ощущения, меняются взгляды на мир, приоритеты, цели, формируется новый жизненный подход. Подросток начинает активно интересоваться другими людьми, их мнением о себе и окружающем мире.
Индивид начинает фантазировать, придумывая идеальные отношения, общественный устрой и религию, которые значительно преобладают над существующими системами. В мире грез подросток создает вселенную, где гармонично уживаются все противоречия и полярные теории. Этот этап демонстрирует непримиримого идеалиста, который уверен, что достаточно легко и просто создать придуманный им мир.
Согласно теории Эриксон в юности человек может удачно идентифицировать свою личность или запутаться в ролях. Главная задача подроста на этом этапе – совместить в своем «Я» ученика, сына, друга, брата, танцора, прочее. Все социальные роли требуется объединить в единое целое, осознать, связать с прошлым и найти место в будущем. Если удается справиться с такой трудной задачей, индивид поймет свою суть и найдет место в окружающем мире.
До подросткового периода родители прямо влияют на развитие личности. Но на этапе юности они могут лишь косвенно воздействовать на сына или дочь. Если ребенок успешно прошел предыдущие фазы, его шанс на идентификацию значительно вырастает. При наличии доверия к окружению и людям, самостоятельности, предприимчивости и умелости намного проще справляться с кризисами.
Если ребенок вырос замкнутым и неуверенным в своих силах, ему сложно найти свое место в социуме. Подготовка к идентификации личности длиться все детство, поэтому поздно начинать «воспитывать» подростка. Только правильные своевременные действия могут помочь понять свое «Я».
Если по тем или иным причинам не удается идентифицировать свою личность, индивид сталкивается с путаницей ролей. Он не понимает, к какой среде примкнуть и что вообще делать в этом обществе. Такая ситуация часто наблюдается у малолетних преступников и девушек, ведущих беспорядочную половую жизнь. Эти молодые люди не связывают свои поступки с другими аспектами жизни (интеллектуальные способности, моральные качества, прочее).
Часто подростки умышленно идентифицируют себя с отрицательными персонажами назло родителям, родственникам, учителям и другим взрослым. Но лучше найти себя в субкультурах, преступности, плохих привычках, чем вообще не обрести никакого внутреннего «Я».
Если в подростковом возрасте не удалось идентифицировать свою личность, не нужно отчаиваться. Можно сформироваться как личность в молодости или даже зрелости. При этом индивид, имеющий четкое представление о себе в 20 лет, может в дальнейшем столкнуться с обстоятельствами, которые пошатнут его веру в себя.
Эриксон в своей теории неоднократно подчеркивает, что жизненные аспекты постоянно меняются, и это влияет на развитие человека. Кризисы цикличны, проблемы повторяются, поэтому единожды решив проблему, невозможно навсегда избавиться от нее. Человек развивается на протяжении всей жизни, что отражается на характере, поступках, взаимоотношениях с семьей и окружающим миром.
Молодость и одиночество
Шестой этап развития – молодость (20-25 лет). Уже заканчивается юность, но еще не наступила зрелость. В классическом психоанализе на этом отрезке жизненного пути не происходит ничего важного. Но Эриксон отмечает, что в это время человек выстраивает осознанные отношения (любовные или дружеские), поэтому его ждет близость или одиночество.
В молодости важно ощутить близость не как физический параметр, а как эмоциональный. Индивид учится заботиться и делиться сокровенным без боязни потерять себя. Успех прохождения возрастного периода зависит в большей степени от наличия положительного опыта.
Социальные условия помогут помочь или препятствовать достижению целей. Понятие близости касается не только интимных отношений, но и дружеских. Отличный пример таких взаимоотношений можно увидеть между людьми, которые вместе служили, проходили трудные жизненные ситуации. Если не удается ни с кем достичь должного уровня близости, человека ждет одиночество.
Зрелость и общечеловечность
Седьмая фаза – зрелость (26-64 года). Человек определяется с профессией, дети вырастают, идут собственным путем. Выходом из наступившего кризиса считается общечеловечность или самопоглощенность. Первый параметр связан с заинтересованностью другими людьми, будущими поколениями, формами общества, дальнейшим устройством мира. Человек может не иметь собственной семьи, но тесно общаться с молодежью и проникаться их проблемами. Если не удается выработать эмпатию, то остается заботиться только о себе и своих интересах.
Старость и время размышлений
Восьмая стадия – старость (от 65 лет). На пенсии остается только размышлять о проделанном пути и заботиться о внуках (при их наличии). Человек может выбрать цельность или безнадежность. Положительный опыт связан с чувством удовлетворения, которое возникает при анализе прожитой жизни. В противном случае ощущается безнадежность, так как что-либо изменить уже нельзя. Вместе с этим приходит отчаяние и бесконечные размышления об упущенных возможностях и совершенных ошибках.
Заключение
В теории Эриксона на каждом этапе человек сталкивается с определенными событиями. Для дальнейшего развития предусмотрены 2 сценария – положительный и отрицательный. Если пойти по второму пути, то у индивида вырабатывается негативный опыт решения проблемы и ему сложно в дальнейшем справляться с трудностями. Окончательное завершение формирования личности происходит в зрелом или преклонном возрасте с выходом на пенсию. Тогда переосмысливается жизнь. Для счастливой старости важно наличие близких людей и семьи, чтобы человек не чувствовал себя ненужным.
физическое, духовное и его этапы
В обиходе часто используются слова, которые одновременно можно считать процессом и его же результатом – самосовершенствование, самопознание. Развитие – это такой же пример дуализма. С одной стороны, оно определяет механизм достижения конкретной задачи. С другой – развитие и есть конечной целью, возможностью стать лучше. Этот процесс имеет место в живой и неживой природе. Его законам подчиняется человек, бизнес, целое общество. Что же такое развитие? Какие его признаки? Какие механизмы и этапы? Статья содержит ответы на все эти вопросы.
Что такое развитие?
Развитие — это переход на качественно новый уровень. Оно присуще любой форме существования материи. Более того, сами эти формы — результат эволюции Вселенной. На стыке науки и философии принято говорить о таких этапах самоорганизации материи:
- Механический – пространство;
- Физический – поля и атомы;
- Химический – молекулы;
- Биологический – живые организмы;
- Социально-общественный – человеческое общество.
Развитие имеет место на каждом из этапов. Развивается Солнечная система, усложняются химические соединения, эволюционируют живые существа, совершенствуется человек, наблюдается исторический прогресс общества.
Основной механизм – накопление количественных изменений, которые приводят к качественному скачку. Об этом еще говорил известный немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Например, переход воды в пар. Когда она достигает температуры кипения, постепенно появляется все больше активных молекул, которые испаряются из жидкости. В живой природе примером развития можно считать эволюционные изменения. Они возникают в ответ на определенное количество накопившихся полезных мутаций. Таким образом, из яйца динозавра когда-то впервые вылупилась птица.
Можно провести параллели и с жизнью человека. Постепенно он приобретает умения, знания и опыт, которые позволяют перейти на качественно новую ступень. Так, начинающий боксер, в случае проявленного усердия, со временем становится чемпионом области, страны, а впоследствии, возможно и мира. Но в отличие от предыдущих форм существования материи, человек обладает разумом и волей. Поэтому, развитие человека – это более сложный процесс, который дополнен осмыслением и возможностью выбора.
Пройти тест на тип личности
Этапы развития человека.
Имеют место биологический и социальный аспект. В первом случае, речь идет о развитии человека, как живого организма с прохождением всех этапов от зачатия, рождения, жизни и до смерти. Второй случай подразумевает социализацию личности. Кроме того, человек склонен заниматься саморазвитием, выбирая то направление, которое ему действительно интересно. Рассмотрим все случаи детально.
Психофизиологическое развитие человека.
В процессе своего развития человек проходит ряд закономерных этапов (физиологических и психологических):
- Внутриутробный период – появление всех систем и органов;
- Младенческий возраст – от рождения до 1 года жизни;
- Ранее детство – от года и до трех лет;
- Дошкольный период – в среднем до 7 лет;
- Младший школьный возраст – от 7 до 12 лет;
- Подростковый период – до 15 лет;
- Юность – до 19 лет;
- Молодость – охватывает период от 19 до 35 лет;
- Взрослость (зрелость) – 35-60 лет;
- Старость – от 60 лет.
Если внутриутробное развитие человека – сфера эмбриологии, то дальнейшая жизнь внимательно изучается психологами и физиологами. Так большой вклад в понимание формирования личности в различные периоды развития человека внесли психологи: Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский, Эрик Хомбургер Эриксон, Данил Борисович Эльконин, Алексей Николаевич Леонтьев.
По представлениям психоанализа, сформированным Зигмундом Фрейдом, в своем формировании человек зависит от зон, вызывающих наибольшее удовольствие в конкретный период жизни. Согласно этим взглядам, существуют такие стадии развития человека:
- Оральная – от рождения и до полутора лет, когда рот выступает основным способом удовлетворения органических потребностей;
- Анальная – период от 1,5 до 3,5 лет, когда ребенок учится контролировать процесс испражнения;
- Фаллическая – возраст от 3,5 до 6 лет, когда происходит идентификация половой принадлежности;
- Латентная – период от 6 до 12 лет, проявляющийся в снижении половой активности;
- Генитальная – переходный возраст, который выражается в формировании зрелых сексуальных отношений.
Поскольку человек – явление биосоциальное, то психология развития не может основываться только на физиологических особенностях индивидуума. Важную роль в формировании человека играет и становление его личности.
Этапы развития личности.
Совершенствование духовной сферы человека, его стремления к самопознанию и выбору своего призвания, можно сопоставить с Пирамидой потребностей Абрахама Маслоу. По этому подходу, развитие человека, как личности, движется в следующем направлении:
- Физиологические потребности – еда, питье, секс;
- Потребность в безопасности – желание быть защищенным;
- Потребность любви и дружбы – социализация;
- Стремление к уважению – признание, одобрение, почитание;
- Получение знаний – желание знать и понимать больше;
- Эстетические потребности – ощущение красоты и гармонии;
- Самоактуализация – высшая форма саморазвития.
В процессе своего развития человек стремится к духовному совершенству, но это становится возможным лишь при условии удовлетворения более низких потребностей. Бездомный вряд ли оценит подаренный билет в оперу. Человеку, убегающему от разъяренной толпы, не до прослушивания очередной умной аудиокниги. Подросток скорее выберет прогулку с повзрослевшей одноклассницей, чем профессиональный рост и саморазвитие. Каждый период развития подразумевает свою стратегию поведения и конечную цель.
Учитывая двойственную природу человека, его умение налаживать коммуникацию с другими представителями своего вида, уместно говорить о развитии группы людей, объединенных общими целями. В первую очередь, это трудовые коллективы различных частных и государственных компаний. Они также совершенствуются. Этапы развития организации рассмотрим в следующем разделе.
Пройти тест на характер человека
Развитие человеческого коллектива.
Любой коллектив, так или иначе, проходит следующие этапы (по теории Брюса Уэйна Такмена):
- Проверка (формирование) – «прощупывание» друг друга;
- Конфликт – появление противоречий, их обострение;
- Сплоченность (нормализация) – примирение на основании решения конфликтов;
- Дифференциация (исполнение) – формирование функционально-ролевой структуры.
Эти принципы универсальны в рабочих коллективах и добровольных объединениях людей по интересам. Если говорить о развитии организации, связанной с решением определенной деловой задачи, то можно выделить такую периодизацию:
- Ориентирование на задачу;
- Эмоциональное осмысление задания, поиск несоответствий;
- Информационный обмен, анализ идей и предложений;
- Решение задачи путем принятия конструктивных решений.
Учитывая то, что любая фирма подобна живому организму, принято говорить о жизненном цикле организации:
- Становление – выработка стратегии и плана развития;
- Рост – наращивание оборотов, рост показателей;
- Зрелость – стабилизация структуры;
- Упадок – накопление организационных проблем, стагнация.
В конце жизненного цикла организация может двигаться несколькими путями. Либо она претерпевает ребрендинг, формируя новые задачи и цели, либо закрывается, уступая дорогу другим фирмам, находящимся на более ранних этапах развития.
Далеко не все системы менеджмента пробуют совместить развитие организации и индивидуальное совершенствование ее сотрудников. Показательной в этом плане считается японская философия управления Кайдзен, которая пропагандирует непрерывное развитие компании путем совокупного прогресса всех ее элементов. В первую очередь – каждого из сотрудников. Вообще тема развития и саморазвития очень актуальна в динамически развивающемся мире.
Развитие личности и саморазвитие.
Рождаясь, человек подобен чистому листу бумаги. Безусловно, на начальных этапах жизни необходимо вмешательство взрослых, которые инициируют развитие личности человека. Но эта помощь таит в себе и «подводные камни». Дело в том, что призвание порой заключается совершенно не в том пути, который навязывает общество.
Семья, школа, университет не всегда дают те знания и навыки, которые действительно необходимы конкретному человеку. Что делать в таком случае? Взрослея, личность ощущает эти несоответствия и пытается компенсировать недостающий опыт методом самообразования и самовоспитания.
Например, потомственный ювелир, осознав, что драгоценные металлы или камни не его призвание, ищет более подходящие пути развития. Он перечитывает десятки книг, смотрит сотни тематических передач и, наконец, понимает, что ему хочется стать художником. Поскольку семья ему в этом не помощник, он занимается саморазвитием, постепенно становясь живописцем.
Отличие физического и духовного развития.
Человек способен развиваться в нескольких направления:
- Физически;
- Интеллектуально;
- Духовно.
Первые два способа подразумевают развитие тела и психики. Третий относится к сфере ментального совершенствования. Основные различия между ними связаны с истощаемостью ресурсов. Развитие тела и разума сочетается с энергозатратами, которые приходится компенсировать в периоды отдыха. Соответственно, ходить в спортзал, либо читать книги следует только в те моменты, когда организм полон сил и энергии. В отличие от этого, духовное развитие только усиливается по мере его применения. Чем больше человек совершенствует свои морально-волевые качества, тем сильнее они становятся, тем крепче будет его вера в свои убеждения и принципы.
Духовное развитие – высший этап совершенствования, который, как правило, начинается после успешного прохождения человеком остальных стадий развития личности. Не стоит думать, что духовность мешает социализации человека. Наоборот, она помогает занять достойное место в обществе, предлагая правильные ценности и приоритеты.
Развитие – это важный компонент существования материи, в любых ее формах и проявления. Процесс усложнения структуры присущ всему, от атомов до галактик. Разумные существа, единственным известным примером которых можно считать человека, способны к осмысленному развитию, что поднимает этот процесс на качественно более высокий уровень.
Пройти тест на психику
8 важнейших этапов в жизни человека
От момента рождения до завершения жизни обычный человек проходит 8 этапов развития. От того, насколько правильным было развитие личности на каждом из уровней, зависит ощущение полноты жизни, чувство уверенности и удовлетворения пройденным путем.
Этапы человеческой жизни
Психологи насчитали 8 этапов в жизни человека, в каждый из которых происходит развитие его как личности. И для каждого этапа характерны свои цели и задачи. Рассмотрим их подробнее.
1. Первый год жизни (младенчество)
Базовая характеристика этого периода развития человека – доверие к миру. Считается, что ребенок с появлением на свет изначально испытывает доверие к миру, олицетворением которого становится мать. Если она с радостью ждала рождения малыша, любит его, заботится о нем, неотлучна от него и в эмоциональном плане дает ребенку все, что ему необходимо в первый год жизни, то доверие сохраняется. Ребенок даже учится оставаться какое-то время в одиночестве и не испытывает при этом тревоги, потому что знает: мама обязательно вернется. В будущем, став взрослым, доверие к матери трансформируется в доверие ко всему миру.
Однако рождение ребенка может быть связано с разными ситуациями. Не все дети желанны. Не всякая женщина может избежать послеродовой депрессии. Не в каждой семье царит гармония в отношениях между супругами. В результате мать не всегда может давать малышу достаточно любви, заботы и внимания.
Казалось, что он может в этом возрасте понимать? Возможно и не понимает, но чувствует уж точно – тревогу, беспокойство, незащищенность. Испытывает эмоциональный дискомфорт. Вырастая, человек не ощущает себя в безопасности, люди и мир для него враждебны. С подобным мировосприятием невозможно быть счастливым. Человек должен себя перевоспитать, обязан научиться доверять. Тем более что это не так уж и сложно.
2. Второй-третий год жизни (ранний возраст)
Базовая характеристика периода – самостоятельность. В этот период ребенок стремится стать самостоятельным. «Я сам!» – все чаще он произносит эту фразу по любому поводу или же пытается дать понять родителям свое желание, если еще не разговаривает хорошо. Сам ест, хотя может измазать себя и все вокруг, сам одевается, хотя долго и неловко, сам моет руки, разрешая маме просто присутствовать при этом процессе.
Стремление к самостоятельности нужно поощрять, потому что через самостоятельность у ребенка формируются ценные и необходимые в жизни качества. Уверенность в себе. Чувство собственного достоинства. Самоконтроль. Самоуважение. Если сейчас ограничивать самостоятельность малыша, во всем опекать, «душить» его своей заботой, самим же родителям потом будет хуже, не говоря уж о ребенке. Это обернется для него неуверенностью в своих силах, болезненной стеснительностью, излишней робостью, неумением находить общий язык со сверстниками. Такие дети очень зависимы от чужого мнения, несамостоятельны.
3. Четыре-шесть лет (дошкольный возраст)
Базовая характеристика – активность. Ребенок активно познает окружающий мир и самого себя. Он знает, чем ему нравится заниматься. Кто-то любит рисовать и клеить, а кто-то – гонять мяч во дворе. Именно в этом возрасте хорошо отдавать ребенка в спорт, но не для того, чтобы уже сейчас начинать растить из него будущего профессионального спортсмена, а чтобы он стал физически крепким и ловким, знал, что такое самоорганизация и дисциплина.
Так называемые осознанные родители водят малышей на всевозможные кружки, стараясь, чтобы ребенок попробовал все, что только возможно, и нашел занятие для себя, для души. Может быть, это музыка, или рисование, или танцы… Самое трогательное, что ребенок уже сейчас выбирает свою будущую профессию. Когда-то все повально хотели стать космонавтами. Теперь – миллионерами. Я, помнится, одно время планировала танцевать в балете, а потом вдруг решила стать проводницей в поезде. Очень нравилась темно-синяя форма, но самое главное – возможность постоянно путешествовать.
Нельзя смеяться над детской мечтой или запрещать ее. Моя мама, к примеру, уважительно отнеслась к моему выбору поезда как места будущей работы – она не стала меня разубеждать, только удивленно подняла брови. Но в ее глазах я все же прочитала неодобрение. Поощряемая активность дополняется инициативностью, уверенностью в себе, общительностью.
4. Семь-двенадцать лет (школьный возраст)
Базовая характеристика – собственная значимость. Ребенок становится школьником. Школьный класс – это своеобразная модель общества со своей иерархией. Тут свои лидеры, их последователи и антагонисты. Каждый маленький ученик занимает свое место, и где бы он не находился, важно при этом не потерять ощущение собственной значимости – в своих глазах и в глазах коллектива. Но сочетать эти две вещи не всегда удается.
Успешная учеба повышает собственную значимость, но в некоторых школьных коллективах хороший ученик становится объектом насмешек. Интересная внешность, оригинальная прическа, непохожесть на других, что способствует ощущению своей особости, также может превратить ребенка в изгоя. В таких ситуациях очень важна поддержка родителей. Не уставайте повторять ребенку, что он особенный, что он не обязан быть как все, что вы цените его за это качество. И тогда чувство собственной значимости позволит ему успешно пережить трудный период адаптации в классе и остаться самим собой.
5. Тринадцать-девятнадцать лет (юность)
Базовая характеристика – цельность, понимание себя. Это один из самых сложных периодов в жизни человека. Начинается он с подросткового кризиса, когда растущий ребенок пытается ощутить свою цельность, «отдельность», понять себя через конфликт с миром взрослых. Наверное, отчужденность в этот период вполне закономерна. Он должен отойти от родителей, чтобы понять, кто он и чего хочет.
Многие подростки испытывают при этом душевный разлад. А родителям нужно быть мягче, мудрее, понимать, как тяжело сейчас взрослеющему ребенку, и доказывать ему, что он им дорого несмотря ни на что. К 16-ти годам период противостояния, к счастью, заканчивается, но молодой человек продолжает утверждать свою целостность. Он хочет четко уяснить для себя, что ему нравится в этом мире, а что нет. Какие ценности для него важны. Какие книги, какую музыку он любит. Какие отношения с противоположным полом собирается выстраивать. Чем будет заниматься в будущем, где будет учиться.
6. Двадцать-тридцать лет (ранняя зрелость)
Базовая характеристика – жажда любви и успеха. Представление о счастье в этот период связано с взаимным чувством и близкими отношениями. Причем если в прошлые годы любовь непременно должна была перетекать в законный брак, то теперь ничто не мешает юношам и девушкам обитать под одной крышей и без официальной регистрации отношений. Подобную тенденцию нельзя оценивать категориями «плохо» или «хорошо». Ее нужно воспринимать как данность: вот такой сейчас мир, и все тут!
Но, наряду с поисками или ожиданием любви, молодые люди упорно ищут свое место в жизни. Оканчивают учебу, устраиваются на работу, начинают делать карьеру. Очень симптоматично, что право строить свободные отношения с представителями противоположного пола сейчас увязывается с самостоятельностью и независимостью в финансовом отношении.
7. Тридцать-семьдесят лет (средняя зрелость)
Базовая характеристика – забота. Забота подразумевает ответственность, которую человек проявляет во всех сферах жизни. Он заботится о семье, о детях. Опекает родителей, которые с возрастом все больше нуждаются в нем. Отвечает за развитие своего дела и благополучие сотрудников. Особо активным и неравнодушным этого оказывается мало, для того чтобы в полной мере ощущать собственную значимость. Такие занимаются общественной деятельностью, политикой, пытаясь изменить страну и мир к лучшему.
8. Зрелость
Базовая характеристика – мудрость. В этот период человек подводит своеобразные итоги. Мысленным взором он оглядывает все этапы своей жизни и говорит себе: я доволен. Он ценит все, что с ним произошло на долгом пути. Благодарен за все встречи. Сделал выводы из всех ошибок. Простил всех врагов и обидчиков. А сейчас испытывает душевный комфорт и радость жизни. И самое главное – у него нет страха смерти.
© Ильина Наталия, BBF.RU
Этапы жизненного цикла человека
Этапы жизни человека в социуме
Определение 1
Стадии жизненного цикла – это основные возрастные интервалы жизни, характеризующиеся различным уровнем трудовой активности.
В жизни любого человека выделяются основные этапы:
- детство,
- отрочество,
- юность,
- зрелость,
- старость.
Каждый этот этап по-своему значим и необходим. Каждый этап жизни человека имеет свой уникальный характер и вносит свой вклад в мир. Родившийся младенец ничего не знает о мире, в котором появился, он пока чистый лист, на который жизненные этапы будут наносить свои штрихи.
Родители и близкие родственники постепенно знакомят малыша с миром, учат выживать, знакомят с элементарными вещами – ребенок узнает, что вода мокрая, а огонь горячий. Ребенок, взаимодействуя с другими, учится понимать, как можно получить то, что ему надо, как общаться с взрослыми, с другими детьми.
Наверное, потому, что в среде людей взаимоотношения устроены непросто, процесс входа нового человека в это общество долгий и сложный. Невозможно сразу всё объяснить, на пути огромное количество скрытых подтекстов, поэтому ребенок задает много вопросов и совершает ошибки. Это ранний этап социализации.
Готовые работы на аналогичную тему
Чтобы стать действительным членом общества необходимо пройти несколько этапов. На смену сложному подростковому периоду приходит время юношеского максимализма и только потом человек вступает во взрослую жизнь.
Если первые этапы проходят без существенных отклонений, то с завершением юношеского возраста (25-26лет), человек понимает и принимает правила общества – так заканчивается следующий этап социализации и формируется социальное «Я».
На новом этапе своей жизни человек уже знает, как ему себя вести, чтобы добиться поставленных целей – это этап достижений. Для работодателей данный этап является очень ценным, поскольку человек очень активен, стремится сделать карьеру, готов работать и самое главное, верит в свое светлое будущее.
Замечание 1
Общество в жизни каждого человека играет большую роль, и развиваться вне общества невозможно. У каждого человека в обществе есть определенное место – это его статус, который может быть достигнутым (ученый, артист, студент) и может быть предписанным – возраст, национальность, пол и др.
Достигнутые статусы, как правило, дают каждому перспективу. В принципе каждый человек является носителем нескольких статусов, например, отец/мать, студент, преподаватель, бабушка/дедушка и др.
Никому ещё не удавалось избежать следующего этапа, когда начинается переоценка ценностей, появляется внутренняя направленность на себя.
Этот сложный период жизни человека специалисты называют кризисом среднего возраста. Такие возрастные кризисы будут продолжаться.
Общество оказывает влияние на жизнь любого человека, и никто из людей не может жить вне него. Каждый может оказаться в сложномположении и многое зависит от того, как поведет себя общество, поэтому игнорировать его нельзя.
Жизненный цикл развития
Жизненный цикл человека в традиционном плане делят на:
- внутриутробный период;
- период детства;
- период отрочества;
- зрелость;
- преклонный возраст, старость.
Каждый из этих периодов состоит из ряда стадий с характерными для них особенностями.
Перинатальный или внутриутробный период включает период до родов, период родов, послеродовой период. Функции, необходимые для самостоятельного существования организма новорожденного, созревают в перинатальном периоде. На состояние функциональных систем плода роды оказывают значительное воздействие и являются испытанием их биологической надежности. Способ родоразрешения определяет степень и характер реакций адаптации плода и новорожденного.
Период детства имеет свои стадии:
- новорожденность и младенчество от момента рождения до 1 года;
- раннее детство с 1 года до 3-х лет;
- дошкольное детство от 3-х до 6 лет, когда происходит развитие личности ребенка и когнитивных процессов;
- младшее школьное детство с 6 до 12 лет – период развития интеллектуальных умений и знаний, включение ребенка в социальную среду;
Следующий жизненный этап – отрочество и его два периода – подростковый (пубертатный) с 12 до 15 лет, время формирования представления о себе и юношеский (ювенильный период) с 16 до 23 лет. Ювенильный период является с биологической точки зрения взрослым, но ещё не достигшим социальной зрелости. Это время принятия ответственных решений, выбор профессии, формирование мировоззрения, самосознания.
Зрелость тоже делится на ряд стадий:
- Ранняя зрелость или молодость от 23 до 33 лет – это время вступления человека в интенсивную личную и профессиональную жизнь, время самоутверждения себя в любви, карьере, сексе, семье, обществе.
- В возрасте 30-35 лет наступает кризисный период, когда человек уже достиг определенного положения и начинает что-то лихорадочно менять в своей жизни – это может быть работа, семья, хобби и др.;
- Кризис сменяется недолгой стабилизацией от 35 до 40-43 лет. В этот период закрепляется всё, что было достигнуто – профессионализм, авторитет, успех в карьере, материальный достаток, положение в семье, да и со здоровьем всё хорошо;
- На смену периоду стабильности приходит критическое десятилетие – 45-55 лет. Чувствуется приближение старости возраста, появляются признаки ухудшения здоровья, теряется физическая форма. В семье происходит отчуждение с повзрослевшими детьми, возникает чувство усталости от действительности, возникает депрессивное настроение. Разные люди выходят из этого состояния по-разному – одни мечтают о новых победах и свершениях, другие – совершают реальные поступки в попытках доказать, что ещё молоды и востребованы;
- Завершающим является период с 55 до 65 лет – время физиологического и психологического равновесия, постепенного отхода от активной трудовой и социальной жизни.
О первой старости начинают говорить с 65 до 75 лет, а после наступает преклонный возраст – возраст духовных раздумий о прожитых годах.
Понятие «возраст человека»
Замечание 2
Одной из сложных категорий психологии является возраст. Выделяют два уровня этого понятия – абсолютный, т.е. хронологический, выраженный количеством прожитых лет и условный возраст.
Условный возраст по- другому называют возрастом развития, который определяется на основании каких-либо качественно-количественных признаков. Его установление – это элемент периодизации, предполагающей выбор, как хронологических единиц измерения, так и самой системы отсчета.
Возраст конкретного человека с точки зрения его жизненного пути, может быть рассмотрен с нескольких позиций.
Средний статистический уровень развития характерен для всей популяции одного хронологического возраста, а биологический возраст связан и определяется состоянием обмена веществ и функций организма.
Биологический возраст будет меньше хронологического, если у человека в его возрасте отсутствуют ожидаемые изменения, что означает отставание в биологическом развитии.
Если наступают изменения, которые должны произойти в старшем возрасте, то его биологический возраст значительно больше хронологического.
Психический возраст человека определяется путем соотнесения психического развития с соответствующим нормативным уровнем.
Чтобы определить социальный возраст нужно уровень социального развития соотнести с тем, что является статистически нормальным для сверстников человека.
Различают ещё и субъективный возраст – он имеет внутреннюю систему отсчета, когда человек сам оценивает свой возраст.
В основе субъективного возраста лежат самоощущения, поэтому субъективный возраст от хронологического относительно свободен. Человек может ощущать себя как старше своих лет, так и младше.
этапы развития. Происхождение от первых предков
Человек — единственное животное, для которого собственное существование — загадка, требующая разрешения.
Эрих Фромм
ПРОБЛЕМЫ ПРЯМОХОДЯЩИХ: ОБ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
Избитая фраза о том, что человек произошел от обезьяны, верна. Однако это произошло не так быстро, как нам хотелось бы. Процесс трансформации первобытного примата в Homo Sapiens занял миллионы лет. Так каким же он был, первый представитель человеческого рода и существовал ли он вообще?
ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЧЕЛОВЕКУ. ПРИМАТЫ
Благодаря естественному отбору мы развили в себе способность к сопротивлению; мы не уступаем ни одной бактерии без упорной борьбы
Герберт Уэллс
Вымирание динозавров положило начало кайнозойской эре. Мелкие насекомоядные существа за короткий срок породили множество новых видов. Так появились прародители приматов, пращуров человека разумного. Считается, что они произошли от отряда плезиадаписовых. Эти звери больше походили на грызунов, чем на обезьян, но были приспособлены к жизни на деревьях.
Первым из настоящих приматов был архицебус, живший около 55 миллионов лет назад. Эта маленькая обезьянка размером 7 сантиметров весила всего 20-30 граммов. Архицебус питался насекомыми. Длинный хвост и хватательные конечности делали его хорошо приспособленным к жизни на деревьях. Этот древесный зверек породил две ветви приматов. Одна привела к долгопятам — маленьким ночным насекомоядным обезьянкам, другая — к обезьянообразным, к которым относится большинство современных обезьян и человек.
Первая из обезьянообразных — эосимия, жившая около 45 миллионов лет назад. Ее размер не превышал размера человеческой ладони.
Около 30 миллионов лет назад на Земле произошло похолодание, сопровождавшееся очередным массовым вымиранием. Приматам удалось выжить лишь в областях с жарким климатом. В это же время часть обезьян мигрировала в Южную Америку и разделилась на широконосых и узконосых. Ученым удалось обнаружить нескольких предков современных обезьян (саадания, проконсул и дриопитек) и человека.
- Саадания. Этот общий предок человекообразных обезьян и мартышек обитал на Земле 28-29 миллионов лет назад. Увы, по найденным фрагментам скелета полный внешний вид существа восстановить сложно. Однако ученые выяснили, что обезьяна была уже достаточно крупной — весом около 15-20 килограммов.
- Проконсул. Этот древнейший представитель человекообразных обезьян жил в Африке около 20 миллионов лет назад. Первобытные приматы обитали в тропиках и были вегетарианцами. Весили проконсулы до 40 килограммов.
- Дриопитеки. Эти приматы жили около 9-12 миллионов лет назад. Они все так же обитали на деревьях, питались фруктами и мягкими листьями. Они стали предками человека, горилл и шимпанзе. Дриопитеки вырастали до 60 сантиметров и вели стадный образ жизни.
Примерно 10 миллионов лет назад на Земле вновь похолодало, а климат стал суше. Площадь лесов сократилась, а обширные пространства заняли саванны. Дриопитекам, населявшим эти места, поневоле пришлось слезть с деревьев и перейти к жизни на открытых пространствах. Около 6-7 миллионов лет назад появился сахелантроп — первое прямоходящее существо, жившее в Африке.
Примерно 4,4 миллиона лет назад возникли ардипитеки. Они были прямоходящими существами, жили по большей мере в лесу и были всеядными. Средний рост ардипитека достигал 120 сантиметров, а вес — 50 килограммов.
Следующим звеном эволюции, ведущим к человеку, стали австралопитеки. Они имели рост от одного до полутора метров и вес до 55 килограммов. Около 3 миллионов лет назад австралопитеки разделились на несколько ветвей, одна из которых привела к людям, а другая впоследствии вымерла.
Сходство между ДНК обезьяны и человека составляет около 90%.
ЭТАПЫ И ЗВЕНЬЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА
В пещерные времена люди не знали дипломатии и говорили то, что думали. Позже они научатся ловко прятать свои мысли и побуждения, хотя желания и цели у них останутся те же.
Дмитрий Емец. Звездолет из каменного века
И все-таки, откуда на планете Земля взялся человек? При всем разнообразии точек зрения на антропогенез, подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории. Она, в отличие от остальных, подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения:
- Австралопитек (Australopithecus) жил на территории Африки около 4,2-1 миллиона лет назад. Его тело было покрыто густой шерстью, и по внешнему виду австралопитек больше походил на обезьяну, нежели на человека. Однако этот представитель гоминид уже ходил на двух ногах. Кроме того, он блистал примитивным интеллектом. Австралопитек пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отставленный большой палец на кистях рук. Объем его мозга по отношению к объему тела был меньше, чем у современного человека, но больше, чем у человекообразных обезьян.
- Человек умелый (Homo habilis) считается первым представителем человеческого рода. Он жил около 2,4-1,5 миллиона лет назад в Африке и получил свое название за умение мастерить простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека. Особенности мозга человека умелого свидетельствуют о зачатках у него речи. В остальном человек умелый больше был похож на австралопитека, чем на современного человека.
- Человек прямоходящий (Homo erectus) 1,8 миллиона — 300 тысяч лет назад расселился по Африке, Европе и Азии. Он мастерил сложные орудия и уже освоил искусство добычи огня. Его мозг по объему был близок к мозгу современного человека, что позволяло этому представителю участвовать в коллективной деятельности. Эти люди активно охотились на крупных зверей группами и использовали речь для общения.
- В период от 500 до 200 тысяч лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному. Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным (Homo sapiens).
- Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тысяч лет назад. Объем мозга нашего предка соответствовал размеру мозга современного человека и даже немного превосходил его. Раскопки свидетельствуют о развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали. Неандертальцы рисовали на сводах пещер сцены из своей жизни и проявляли заботу о соплеменниках. Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.
- Человек разумный новый (Homo sapiens sapiens) — это человек современного типа. Он появился около 130 тысяч лет назад. Ископаемых «новых людей» впервые обнаружили в местечке Кро-Маньон во Франции. Их так и назвали — кроманьонцы. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, говорящие о высоком уровне их культуры и быта — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки и украшения. Благодаря своим способностям человек разумный 10-15 тысяч лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта он перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций.
БРОСЬ! ДА ПОДАЛЬШЕ
Бросание предметов было важнейшей частью существования наших далеких предков. Наши плечи и торс «заточены» под броски камней и копий, они умеют вовремя накапливать и освобождать энергию. Без умения метать камни и копья первобытные люди могли не выжить.
Этапы развития Человека / формирования Личности
Каждый процесс,особенно такой как развитие человека (формирование его личности) имеет свои закономерности и этапы. И любой человек после рождения, идя по жизни и развиваясь проходит через эти этапы становления.
Каждый из этапов развития человека имеет свою Цель и своё значение для будущего человека и для его судьбы в целом.
Рассмотрим основные этапы жизни и развития любого человека, и надеюсь каждый сможет определить сам на каком этапе вы находитесь сейчас, каковы ваши последующие ступени и что вам для этого нужно делать.
Этапы развития Человека – ступени формирования и становления личности
1 Этап. Формирование. Именно этот этап для подавляющего числа людей предопределяет их развитие и судьбу. Этот этап характеризуется активным программированием сознания человека (ребёнка, подростка) из вне – прежде всего его родителями, близкими и социальным окружением (детский сад, школа, улица, вуз, др.).
Именно этап формирования во многом определяет – человек будет в жизни сильным и успешным (если с наставниками и авторитетами в детстве повезло) или будет слабаком и неудачником (если скопировал от родителей и окружения только негатив, слабость и неспособность). Кто на что учился!
Родительское программирование личности – автоматическое (подсознательное и осознанное) копирование сознанием ребёнка мировоззрения, убеждений, привычек, реакций и образа жизни родителей. Копирование может быть как прямым (если ребёнок принимает родителя как авторитета), так и зеркальным, на противопоставлении (когда ребёнок не принимает родителя, видит негативный пример и решает для себя “вот так не хочу, буду делать всё наоборот”).
Социальное программирование личности – влияние на сознание человека окружающей среды: школы (друзей, учителей), вуза, улицы, т.д. Здесь вполне будет справедливо привести поговорку – “С кем поведёшься от того и наберёшься”. Социальная среда (окружающие люди) – либо подавляют и блокируют человека (личность ребёнка с ещё не окрепшей психикой) формируя при этом множество комплексов, вредных привычек, втягивая в пороки и отбивая любое желание чего-то значимого достигать в жизни, либо раскрывают и усиливают его, поддерживая стремления (мечты человека), укрепляя уверенность в себе и побуждая активно действовать.
Человеку, с детства запрограммированного родителями и окружением на негатив и неудачу, на ничтожество, страдания и боль – очень не просто перепрограммировать и изменить себя. Но всё возможно! Для этого и необходимо развитие!
Этап 2. Самопознание. Нужно отметить, что не все по своей осознанности и духовной зрелости доходят в жизни до этого этапа.
Этап “Самопознание” характеризуется тем, что человек начинает задавать себе одни из самых важных вопросов в жизни: Кто я? Для чего я живу? Чего я хочу достичь в жизни и каковы мои цели? В чём моё предназначение? и др.
С этого момента в жизни человека начинается поиск ответов – это поиск соответствующих источников Знаний, поиск своего пути, поиск наставников. Этот этап может предполагать изучение большого количества литературы, чтобы понять какие пути есть в этом мире (школы, учителя и учения, организации, др.). Для того, чтобы в итоге можно было определиться с выбором пути.
Этот этап заканчивается, когда человек находит ту систему Знаний, те ответы, на которые более всего отзывается его душа. Тогда он может сказать – “Всё, мой поиск окончен – я выбрал свой путь”. Далее начинается его движение по пути – развитие.
Справедливости ради нужно отметить, что очень многие люди проживают всю жизнь на втором этапе и так и не делают свой выбор. Они так и не становятся ни на какой путь. Причины этого могут быть разные – неразличение Добра и Зла (тогда человек не может сделать выбор), постоянные сомнения (тоже проблема с определённостью), всеядность (человека интересуют только знания, а не те результаты, которые с их помощью можно достичь). И таких “умников” очень много, которые много знают, но ничего в жизни не достигают потому что так и не стали на путь (не сделали выбор). Как правило, всегда такие люди по жизни сами по себе (одиночки).
Если второй этап самопознания пройден правильно – человек выбирает путь развития, в идеале дающий ему максимум (ведущий на самую вершину успеха, счастья, совершенства).
3 Этап. Целенаправленно Развитие человека – осознанное формирование себя как личности, как человека сильного, достойного, успешного и счастливого во всех отношениях.
Этап целенаправленного развития предполагает работу с наставником или Учителем (регулярные занятия и тренинги, получение знаний, взгляда со стороны, помощь, др.), освоение техник развития личности и постоянную работу над собой: последовательное устранение всех своих слабостей и недостатков, и формирование необходимых знаний (убеждений), достоинств и талантов для достижения Целей.
На тему развития человека читайте:
Этап развития в идеале не заканчивается никогда, потому что развитие должно быть непрерывным. Все успешные люди работают над собой каждый день и всю жизнь, до самой смерти.
4 Этап. Самореализация. Когда человек определился чего он хочет в жизни достичь и у него есть для этого все необходимые инструменты (знания, техники работы над собой, те кто помогут и подскажут, др.) – тогда он может поставить Цели во всех сферах жизни и начать их достигать.
Это этап достижения успеха в жизни – в работе (выбор профессии и профессионального пути), во взаимоотношениях (создание семьи, формирование окружения), в служении (созидательная деятельность необходимая для этого мира и людей), в творчестве и в образе жизни.
Этот этап имеет множество ступеней, когда человек становится специалистом в чём-то, затем дорастает до профессионала, потом становится мастером (наставником для других) и учителем (помогает многим людям в их личностном и профессиональном росте).
И здесь каждый определяет для себя сам, какой высоты вершину он хочет покорить в своей жизни.
Читайте на данную тему:
Успехов вам, прежде всего в выборе достойного Пути!
С уважением, автор
Средний возраст — 9 этапов человеческого развития
Средний взрослый возраст начинается примерно в 40 лет и заканчивается в возрасте 65 лет. Он отмечен сужением жизненных возможностей, сокращением будущего, когда дети покидают дом, и более определенными карьерными путями. В этом возрасте наблюдаются большие различия в отношении и поведении, поскольку у каждого был свой жизненный опыт. Помимо наследственности и биологического старения, наш личный подход к проживанию лет в сочетании с семейным, общественным и культурным контекстом влияет на то, как мы стареем.
Физическое развитие в среднем возрасте является продолжением постепенных изменений, начавшихся в раннем взрослом возрасте. На лице появляются новые морщины, появляются седые волосы и становится заметной менее моложавая форма тела. В среднем возрасте у большинства людей начинаются опасные для жизни эпизоды для здоровья, и люди начинают считать «оставшиеся годы жизни», а не «годы с момента рождения». Эти факторы приводят к пересмотру физической самооценки с большим упором на опасения упадка, а не на ожидаемые достижения.
Зрение имеет тенденцию к снижению к 40 годам, что приводит к затруднениям при чтении мелкого шрифта.Примерно в возрасте 60 лет хрусталик глаза теряет способность приспосабливаться к объектам, находящимся на разных расстояниях, и это состояние называется пресбиопией («старые глаза») . По мере увеличения линзы в возрасте от 40 до 60 лет глаза быстро становятся более дальнозоркими. Также изменяется способность видеть при тусклом свете, снижается цветовая дискриминация и риск глаукомы.
Слух также страдает от некоторых спадов. Presbycusis («старый слух») — это заболевание, вызванное возрастом. Первый признак — примерно в 50 лет — это заметная потеря слуха на высоких частотах, которая постепенно распространяется на все частоты.Слух у мужчин снижается раньше и быстрее, чем у женщин, разница связана с курением сигарет, интенсивным шумом и химическими загрязнителями на работе, высоким кровяным давлением, цереброваскулярными заболеваниями и инсультами, повреждающими ткани мозга. Большинству людей с проблемами слуха полезны слуховые аппараты с усилением звука.
С возрастом наша кожа стареет и . Внешний слой нашей кожи (эпидермис) становится менее прочно прикреплен к среднему слою кожи (дерме), волокна в среднем слое становятся тонкими, клетки в обоих слоях уменьшаются в содержании воды, а жир уменьшается, что приводит к появлению морщин и разрыхлению кожи. , и чувствую себя сухим.Морщинки появляются на лбу к 30 годам, «гусиные лапки» вокруг глаз появляются к 40 годам, а затем кожа начинает провисать и после 50 лет появляются «пигментные пятна». Воздействие солнца резко увеличивается w
.
|
.
Почему учителям важно понимать этапы развития ребенка
Поведение учителя, которое способствует развитию:
Очень важно, чтобы взрослые, которые находятся в жизни ребенка, особенно на критических этапах развития, могли успешно вести эти дети через завершение каждого этапа и переходят к следующим этапам развития их жизни. Например, этап, когда дети учатся в средней школе, — это время, когда на них могут сильно влиять внешние факторы.При наличии давления со стороны сверстников учителям может быть трудно связаться со своими учениками на этом этапе жизни. Однако есть множество вещей, которые педагоги средней школы могут сделать, чтобы положительно повлиять на учеников в их классах, создавая более позитивную классную среду и способствуя развитию каждого ученика.
Давайте внимательнее рассмотрим пример средней школы, чтобы увидеть, насколько важно, чтобы преподаватели понимали проблемы развития этого времени при обучении.
Мышление ученика:
Первый этап развития средней школы — это решающий момент для воспитателей, чтобы научить детей некоторым основным навыкам мышления. Прежде всего, это время, когда дети могут овладеть навыками чтения и математики, поэтому педагогам следует сосредоточиться на том, чтобы каждый ребенок использовал свои навыки критического мышления в этих областях. Это можно сделать, включив чтение и математику в каждый предмет, преподаваемый в классе, чтобы дети в классе получили всесторонний подход к тому, чтобы увидеть, как эти навыки подходят для всей жизни.
На другом втором этапе развития средней школы, когда дети пытаются ответить на более важные вопросы об их собственной идентичности, для учителей становится менее важным сосредотачиваться на овладении навыками и более важно позволить детям в структурированной среде примерять разные роли. Включение игры в класс в это время может быть отличным способом добиться этого.
Успех учеников:
Обе эти стадии развития средней школы напрямую связаны с силой развивающегося эго ребенка, и поэтому педагогам важно, чтобы дети чувствовали себя успешными в классе.На первом этапе дети нуждаются в подтверждении того, что они хорошо учатся в классе, чтобы они могли развить чувство трудолюбия. Учителя могут способствовать этому, ставя небольшие достижимые цели для своего класса в целом и для своих учеников в отдельности с измеримым успехом. Таблицы, показывающие успехи в классе или награды за достижение определенных целей, — это способы, с помощью которых учителя могут закрепить этот успех.
На втором этапе развития средней школы ученики будут все меньше и меньше измерять свой успех с точки зрения овладения навыками и больше с точки зрения самосознания.В разумных пределах важно, чтобы учителя поддерживали своих учеников, когда они пробуют новые социальные роли. Учителя могут привести своих учеников к успеху в этой области, создав среду, в которой дети чувствуют себя в безопасности при отработке новых ролей, но при этом достаточно структурированы, чтобы при этом не навредить себе.
Социальное и эмоциональное благополучие учеников:
Средняя школа — это время, в течение которого дети испытывают постоянно меняющиеся эмоции, которые они испытывают с большой интенсивностью.Это особенно верно на втором этапе развития средней школы, когда дети пытаются понять свое собственное самоощущение. Поскольку они пытаются определить себя, дети чувствуют, что каждая мелочь, которая отражает любую часть их самих, имеет первостепенное значение.
Учителя могут внести большой вклад в социальное и эмоциональное здоровье учащихся в это критическое время. На протяжении всех лет средней школы важно, чтобы учителя устанавливали твердые границы в своих классах.Эта структура помогает детям на начальном этапе развития средней школы научиться играть по правилам. Это означает, что они смогут лучше взаимодействовать со своими сверстниками и научатся правильно общаться с другими. На более позднем этапе развития средней школы установление соответствующих границ научит детей тому, что является и неуместно бросать вызов авторитету. Это создает основу для их дальнейшего человеческого развития. Дети, должным образом усвоившие этот навык, могут и дальше создавать изменения в мире, в то время как дети, которым не удается освоить этот навык, могут стать антисоциальными.
Позитивная среда в классе:
Основная проблема, с которой сталкиваются учителя средней школы, — это попытаться сбалансировать меняющиеся личности каждого ребенка в контексте класса (проблема, с которой в той или иной степени сталкиваются все учителя). Хотя в это время жизни есть два основных этапа развития, каждый ребенок развивается с разной скоростью. Некоторые ученики могут поступать в среднюю школу, все еще проходя более ранние стадии развития, чем их сверстники.Некоторые ученики могут фактически уже находиться на втором этапе развития средней школы, когда они поступают в среднюю школу. Это сочетается с тем фактом, что основная цель этой второй средней стадии состоит в том, чтобы проверить границы и примерить разные роли, и создает ситуацию, которая потенциально может быть очень хаотичной.
Учителя должны помнить, что для создания позитивной атмосферы в классе они должны задать общее настроение и тон в классе. Они должны поддерживать хорошо структурированную среду, чтобы дети знали, чего ожидать и как относиться друг к другу.Они должны поощрять соответствующее социальное взаимодействие, чтобы все дети чувствовали себя в безопасности в классе. Затем это можно подкрепить соответствующими системами вознаграждения, которые помогают детям развить чувство трудолюбия и самоощущение. Дети, которые чувствуют поддержку в такой структурированной среде, скорее всего, помогут создать позитивную атмосферу в классе.
Разнообразие и равенство:
Американские дети растут в классах, которые становятся все более разнообразными.Существуют разные расы, разные полы и все большее признание разной сексуальной ориентации. Дети, у которых развивается самоощущение, могут чувствовать угрозу, когда их самоощущение не соответствует тому, что считается «нормой». По этой причине очень важно, чтобы учителя имели широкий взгляд на принятие разнообразия в классе.
Также важно, чтобы учителя показывали своим ученикам, как принимать разнообразие на этом этапе жизни. На начальном этапе развития средней школы дети учатся правильно взаимодействовать со своими сверстниками.Учителя, которые поддерживают разнообразие в классе и учат своих учеников, что все люди в классе равны, могут успешно побуждать своих учеников к тому, чтобы они стали более общительными. Это достигается прежде всего через отношение учителя, который должен проявлять поддержку всех разных стилей жизни через повседневные действия. Это улучшается, когда учителя могут включать в свои учебные программы учения о разных культурах и разных образах жизни. При использовании примеров в своих классных инструкциях учителя должны обязательно использовать ряд различных комбинаций пола и расы, чтобы убедить учащихся в том, что любой образ жизни одинаково приемлем.
На второй ступени средней школы ученики часто пытаются восстать, чтобы заявить о себе. Учителя должны работать, чтобы усилить соответствующий бунт и свести к минимуму неуместные бунты. Например, учащиеся могут украсить свои записные книжки текстами песен, которые им нравятся, или покрасить волосы в уникальный цвет. Учителя, которые укрепляют уважение к выбору детей в таких безобидных сферах жизни, помогут ученикам достичь соответствующего их возраста развития. Напротив, учащиеся могут действовать насильственно или саморазрушительно, и учителя должны следить за таким поведением, чтобы они могли помочь предотвратить его продолжение.Учителя, которые так поступают, будут учить своих учеников тому, что все жизни одинаково ценны, и в то же время помогают ученикам в развитии внутреннего чутья.
Резюме
Важность понимания педагогом этапов развития своих учеников очевидна. Педагоги играют решающую роль в социализации своих учеников. Средняя школа — это особенно время большой неразберихи и время, когда ученики претерпевают драматические изменения, которые будут определять их личность на всю оставшуюся жизнь.Обучая их надлежащей социализации и помогая им развить сильное чувство личной идентичности, учителя могут привести своих детей к тому, чтобы они стали здоровыми и развитыми взрослыми.
.