Основные психологические теории личности: 2.2. Психологические теории личности. Основы психологии
Психологические теории развития личности
Понятие о теории личности
Определение 1
Теория личности – систематизированные и научно проверенные положения о личности человека и закономерностях ее поведения.
Основными теориями личности являются:
- бихевиоризм;
- когнитивная теория;
- гештальтпсихология;
- психоанализ;
- гуманистическая теория;
- теория деятельности.
Каждая из этих теорий имеет своей целью показать процесс и закономерности развития личности, ее основные источники и движущие силы. Рассмотрим каждую из них более подробно.
Бихевиористическая теория личности
Основной идеей бихевиоризма является рассмотрение поведения человека как процесса адаптации простейшего живого существа к окружающему его миру. С точки зрения данной теории – поведение человека – это просто система реакций на поступающий внешний раздражитель.
Основными задачами в исследованиях личности в данной теории являлись:
- выявление и описание различных типов реакций человека на воздействие окружающей среды;
- исследование процесса образования данных реакций;
- предсказание поведения человека, его реакций и определение стимула, вызвавшего данную реакцию.
Готовые работы на аналогичную тему
Замечание 1
Согласно взглядам исследователей, придерживающихся данной теории, главным процессом в развитии личности является механическое научение, не требующее активности человека и его волевых усилий.
Когнитивная теория развития личности
Для данной теории характерно выявление основной черты развития личности — познавательных процессов, происходящих в процессе функционирования человека.
В основе данной теории лежит философская позиция – конструктивный альтернативизм.
Данная позиция придерживается мнения о том, что любая вещь в мире, явление, процесс неоднозначны и относительно каждой из них возможно существование двух и более мнений. Реальность – это осознание человеком процессов, происходящих вокруг него, и у каждого человека эти осознания уникальные и неповторимые. Ничто в нашем мире не является постоянным, окончательным и бесспорным. Все факты и события и весь опыт накопленный человечеством существует только лишь в сознании человека и существует множество способов их истолкования.
Согласно этому каждый человек воспринимает мир сквозь призму сформированных в его сознании моделей – конструктов и у каждого она уникальна и неповторима. Личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего.
Основные положения гештальтпсихологии
Согласно данной теории в сознании каждого человека присутствуют особые целостные структуры – гештальты, которые не разложимы на элементы и для которых характерны собственные законы протекания и развития.
Замечание 2
Психический процесс, который определяет уровень развития психики, с точки зрения гештальтистов – это восприятие. Именно от развития этого процесса зависит поведение человека и понимание окружающей ситуации.
Процесс психического развития делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. При восприятии происходит вначале «схватывание» целостного образа предмета, а затем его дифференциация. Обучение ведет к образованию новой структуры и, следовательно, к иному восприятию и осознанию ситуации. В тот момент, когда явления входят в другую ситуацию, они приобретают новую функцию. Это осознание новых сочетаний и новых функций предметов и является образованием нового гештальта, осознание которого составляет суть мышления.
Психоанализ как теория развития личности
Термин «психоанализ» можно рассматривать в трех значениях:
- как теорию личности и психопатологий;
- как метод терапии личностных расстройств;
- как метод изучения неосознанных мыслей и чувств личности.
Ведущая роль в данной теории принадлежит взаимодействию инстинктов, мотивов и влечения, конкурирующих друг с другом в процессе регуляции поведения человека. Согласно этой теории личность – это динамичный и непрекращающийся конфликт процессов и в соответствии с этим поведение человека является непостоянным и детерминированным.
Согласно психоаналитической теории каждый человек является сложной энергетической системой, и поведение его активизируется благодаря единой энергии согласно закону о сохранении энергии. Источник данной энергии для человека – это состояние возбуждения. Каждый человек обладает определенным количеством энергии, подпитывающим его психическую активность, целью же любой поведенческой модели человека является уменьшение напряжения, которое вызвано скоплением данной энергии.
Гуманистическая теория
Сторонники данной теории отводят большое значение субъективному опыту человека, как основному феномену в изучении развития личности и общества в целом.
Каждого человека необходимо изучать как единое целое, в системе его поведенческих реакций и отношения к окружающему миру. В каждом человек заложен огромный потенциал для развития и самосовершенствования и процессы разрушения и деградации личности являются результатом неудовлетворения основных жизненных потребностей или фрустрации.
Теория деятельности С. Л. Рубинштейна
В отечественной психологии основное направление исследований процесса развития и становления личности определила субъектно-деятельностная теория С. Л. Рубинштейна.
Согласно данной теории, психика человека имеет самостоятельную активность и существует в форме психической деятельности
Основной деятельностью субъекта является отражение окружающей действительности и является высшим уровнем активности. Способность к управлению своим поведением и эмоциональным состоянием является основной функцией психической деятельности человека. Именно деятельность определяет неразрывную связь человека и внешнего мира.
Формирование и проявление личности и психики человека происходит в процессе практической и теоретической деятельности, которая протекает в неразрывном единстве данных сторон.
Основным выводом данной теории является мысль о том, что каждая человеческая личность не только развивается как организм, но и имеет свои исторические корни и предпосылки развития.
Опыт, накопленный человечеством, не может существовать в отрыве от личности и человека и наоборот. Эффективность развития личности зависит от его активности и результатов его деятельности. Психические способности личности являются не только предпосылкой поведения и поступков, но результатом их осуществления, в них она не только выявляется, но и формируется.
В современной психологии нет единой теории развития личности. Тайны внутреннего мира человека до конца не познаны. Каждая концепция вносит свою лепту в понимание его сути. Составить же о нем полное представление позволит изучение основных теорий личности.
Несмотря на их разнообразие, а иногда и противоречивость, можно выделить общие базовые черты в подходах к анализу человеческой психики:
- учет биосоциальной природы homo;
- разделение психического микрокосмоса на две сферы – бессознательного и сознательного;
- взаимосвязь воли, познания и эмоций;
- самость как квинтэссенция личностной структуры.
Основные теории личности
При разнице подходов, внимание всех исследователей нацелено на такие аспекты как структурные компоненты личности, их комбинация и развитие, мотивационная сфера, психические отклонения и норма, способы коррекции поведения.
Теория личности Фрейда
Отец психоанализа сфокусировался на неосознаваемых человеком психических конфликтах. По мнению австрийского исследователя, структура личности являет собой следующую пирамиду:
- вершина – Супер-Я, или Супер-Эго, – узкая сфера осознавания человеческим разумом психических процессов, регулируемая нравственными идеалами и совестью;
- промежуточное звено – Я, или Эго, – более широкая область предсознательного, контролируемая разумом в соответствии с социальными ограничителями и личностными представлениями;
- основание – Оно, или Ид, – беспредельное царство бессознательного, импульсивно стремящегося к удовлетворению примитивных инстинктов.
Теория личности Фрейда объясняет мотивацию личности двумя инстинктами:
- Эросом, или влечением к жизни;
- Танасом, или влечением к смерти.
Развитие психики Фрейд связывал с сексуальной эволюцией индивида, сопровождающейся возникновением неразрешенных конфликтов. Зацикливание на этих противоречиях формирует характер.
Тревога в теории личности Фрейда – это сообщение Эго о приближающейся угрозе. В качестве неосознаваемых защитных механизмов срабатывают следующие: отрицание, вытеснение, замещение, перенаправление энергии, поиск рационального толкования, преобразование негатива в позитив, восприятие внутреннего как внешнего.
Аналитическая теория развития личности
Основатель этой концепции – швейцарец К. Юнг – в своих выводах был близок к психоанализу Фрейда. Принципиальное отличие заключается в определении пружины личностного развития. Если Фрейд видел ее в сексуальном влечении, то Юнг – в творческой энергии человека.
В теории Юнга личность – это симбиоз унаследованных и воплощенных архетипов. В зависимости от их комбинации формируется индивидуальность. Юнг ввел в психологию понятие личностной ориентации: интроверсии и экстраверсии.
Внимание деятельных и общительных экстравертов обращено на внешние раздражители. А стремящиеся к созерцательности и уединенности интроверты сосредоточены на своем внутреннем мире. Комбинация ориентационной установки и ведущих функций психики приводит к генерации определенного психотипа.
Гуманистическая теория личности человека
Пионеры этого учения – американцы А. Маслоу и К. Роджерс – исходили из того, что каждый человек – строитель собственной судьбы. Стержнем его развития является природное стремление к самосовершенствованию и самоактуализации.
Люди различаются лишь по степени интенсивности этой потребности. Структурными конструктами личности являются два «Я» – идеальное и реальное. Первому принадлежат ключевые позиции в развитии личности при условии ориентирования на него наставников. В противном случае возникает риск психопатологии.
Когнитивная теория личности человека
Родоначальник этого учения – американец Дж. Келли. Он пришел к выводу, что когнитивный опыт индивида, включающий ретроспективный и перспективный взгляд на его жизнь, – это тот багаж, в котором он по-настоящему нуждается. Развитие личности всецело определяют мыслительные операции – восприятие действительности и ее интерпретация.
Каждая личность — это комбинация когнитивных систем, позволяющих анализировать жизненный опыт и прогнозировать будущее. Иерархия этих систем подвержена изменениям, но именно она и составляет персонифицированное своеобразие личности.
Наученческая теория развития личности
Поведенческая линия человека, согласно этой концепции, зависит от его научения. Каждая личность – это комплекс приобретенных рефлексов и реальных навыков, плюс комбинация внутренних параметров: персональной важности, автоэффективности и доступности. Второй части факторов принадлежит первостепенная роль в личностном развитии.
Деятельностная концепция личности
В создание этой теории особый вклад внесли отечественные психологи С. Рубинштейн и А. Брушлинский. С их точки зрения, личностью можно назвать сознательного члена социума, реализующего полезные для общества функции.
Личностное устройство можно представить как сложную взаимосвязь индивидуальных характеристик: задатков, характера, установок, способности к самоконтролю – и экзистециональных системных блоков: страхов, совести, решимости, заботы.
Диспозициональная теория личности
Ключевые факторы развития личности, по утверждению сторонников данного учения, – генетика и среда. Компоненты личностной структуры — сумма черт характера, свойств темперамента и социально детерминированных качеств. Своеобразие личности зависит от соотношения биологически обусловленных данных и совокупности приобретенных содержательных блоков.
Перечисленные основные теории личности, объясняя те или иные внутренние процессы и предсказывая поведенческие реакции индивида, вносят свой вклад как в академическую психологию, так и в классическую психиатрию.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
LiveJournal
Мой мир
« Предыдущая запись Следующая запись »
Теории личности в психологии – основные, Фрейда
Каждый человек называет себя личностью. Но что это такое? Существует множество теорий, которые рассматривают не только понятие личности, но и этапы ее формирования, развития и становления. Существуют основные теории личности, а также учение Фрейда. Рассмотрим все их в интернет-журнале psytheater.com.
Что такое теория личности?
Под теорией личности понимается комплекс предположений, рассуждений, взглядов, подходов, исследований, которые изучают личность и этапы ее развития. Зная все теоретические положения, можно предвосхитить человеческое становление и поведение.
Поскольку личность развивается в зависимости от многих факторов, то существует более 40 концепций о личности. Все они рассматривают данное понятие, о котором говорят психологи. Отбрасывать все учения тоже не имеет смысла, поскольку все они объясняют те или иные механизмы развития человека.
перейти наверх
Теории личности в психологии
В психологии под личностью понимается индивид, который имеет социальную роль и индивидуальность. Изначально человек рождается индивидом. У него есть генетически заложенные программы, которые направлены на формирование определенных характеристик и особенностей человека. К примеру, строение ног и позвоночника позволяет человеку прямо ходить, строение мозга – интеллектуально мыслить, конфигурация рук способствует возможности носить различные предметы.
Однако в отличие от детеныша животного, ребенок относится к роду человеческого. Он имеет определенную структуру тела, предрасположенности, программы и пр. Его пока ничто не отделяет от остальных детей, которые тоже не имеют ни характера, ни социального статуса, ни повадок и пр.
Любого человека можно с рождения назвать индивидом. Однако по мере социализации каждый индивид постепенно становится личностью.
В процессе своего роста и взросления человек сталкивается с различными ситуациями, внедряется в социальную жизнь, приобретает знания и опыт, обучается навыкам и правилам. Все это формирует у него конкретный набор качеств, навыков, опыта, взглядов, повадок, поведения и пр. Индивид постепенно становится личностью.
Однако в психологии не существует единого мнения о том, что такое личность и как она формируется, поэтому существует множество теорий:
- Психодинамическая, в основе чего лежат врожденные инстинкты.
- Диспозициональная, в основе чего лежит теория о том, что человек рождается с предрасположенностью реакций на определенные ситуации. То есть человек рождается с постоянными взглядами, поведением и эмоциями.
- Феноменологическая, в основе чего лежит позитивная настроенность человека с целью самореализации.
- Когнитивная, в основе которой лежит влияние познавательной функции и интеллектуального развития.
- Теория научения (или поведенческая), которая говорит о том, что личность развивается в зависимости от жизненного опыта. Личность развивается в зависимости от той среды, в которой она растет.
- Аналитическая (основанная Юнгом), которая утверждает, что человек базирует свою личность на врожденных качествах, так называемых архетипах.
Отдельно теории личности рассматривались психологами. Каждый пытался выделить этапы формирования личности, на что в основном было устремлено все учение. Так, Божович выделял этапы становления личности и определял данным термином человека, который достиг определенного психологического развития.
А. Леонтьев называл личностью продукт социального воздействия, которая проявляет себя через деятельность. Взаимодействуя с предметами, людьми, явлениями, человек демонстрирует свою личность.
перейти наверх
Основные теории личности
В течение 20-го столетия было разработано множество концепций личности, среди которых выделяют три основные теории:
- Гуманистическая концепция. Личность формируется на основе своей самоактуализации, устремленности в будущее, максимальной самореализации. Индивид свободен в своем выборе, поэтому несет ответственность за нее. Выделяют подходы:
- Холистический подход, где человек является целостным существом.
- Феноменологический подход, где человек приобретает опыт на основе собственной интерпретации реальности.
- Психоаналитическое направление. Личность формируется в детстве. Все ее переживания в данном возрасте вытесняются в бессознательное, после чего начинают на ее воздействовать во взрослом возрасте. Данным направлением занимался Фрейд, который в основу личности вкладывал половую и инстинкт самосохранения. Все они по мере взросления ограничиваются социальными рамками, из-за чего уходят в подсознание и управляют уже взрослым человеком.
- Топологическая психология. Человек существует и действует в том поле, в котором ощущает потребность и интерес.
В гуманистической концепции Маслоу создал пирамиду иерархии, где распределены потребности человека:
- Физиологические потребности.
- Стремление к здоровью и материальной обеспеченности.
- Социальная устремленность, отношения с людьми.
- Личное достоинство, успешность, уважение.
- Саморазвитие, нахождение своего предназначения.
Потребности удовлетворяются ступенчато, начиная с физиологических потребностей. Человек ничем не может заниматься, пока не удовлетворены наинизшие потребности. Как только низшие потребности удовлетворены, он может начать удовлетворять высшие надобности.
То, каким образом люди представляют себя и свой опыт, служит ключом к пониманию их индивидуальных особенностей и поступков. Ярлыки и клички прекрасно иллюстрируют эту теорию. Через них раскрывается индивидуальность человека, более различимая со стороны.
В структурном плане человеческий опыт основывается на усвоении существенных качеств других людей и установлении закономерностей в повторяющихся событиях. Это приобретает форму схем, своеобразных ментальных конструкций. После организации подобных ментальных структур их используют для узнавания и понимания новой информации.
Многие психологи считают подобные схемы сортировкой накопленного опыта центральной организационной структурой личности. Существует два типа подобных схем: «Я»-схемы и социальные схемы.
«Я»-схемы – это организованные единицы информации о себе, иногда также называемые «Я»-концепциями. Эти «Я»-концепции представляют собой сложные комплексы, которые объединяют как собственные идеи о себе, так и мнения других людей о человеке. В них содержится подробная информация о субъекте, начиная с демографических данных (например, возраста) и заканчивая информацией о моральных ценностях, которых он придерживается. Все это регулярно обновляется благодаря приобретаемому опыту или сознательной и сосредоточенной работе над собой.
Еще один важный компонент участвует в процессе формирования личности – социальные схемы. Они включают в себя информацию о других людях, окружающей среде, социальном поведении и стереотипных ожиданиях. Такие схемы еще называют сценариями. В своей жизни люди играют роли, написанные их собственным опытом и процессом развития.
Социально-когнитивная теория, созданная А. Бандурой и У. Мишелом, объясняет поведение индивида, опираясь на следующие понятия: компетенции, внутренние стандарты, ожидания, субъективные ценности и саморегуляция.
Для личности очень важно наличие навыков и способностей, позволяющих решать проблемы и исследовать мир. Эти навыки и способности Мишел назвал компетенциями. Манера проведения подобных действий определяет личность.
Внутренние стандарты – это присущие личности индивидуальные качества, позволяющие ей исследовать, интерпретировать и оценивать окружающий мир и себя.
Термин ожидания говорит сам за себя. В зависимости от типа человека – оптимист или пессимист – проявляются его ожидания. В соответствии с ними устанавливаются определенные правила разрешения жизненных ситуаций и управления ими. Если они согласуются с реальной ситуацией, то данная манера поведения будет эффективной, что способствует формированию чувства контроля.
Стимулы – это факторы, мотивирующие определенную манеру поведения. Разных людей притягивают различные объекты. Субъективные ценности определяют степень важности для индивида тех или иных объектов. Они также определяют выбор способа их достижения.
Любой человек ставит перед собой определенные цели и пытается их достичь. По ходу дела он проверяет, насколько хорошо это ему удается, и, если необходимо, вносит изменения. Саморегуляция – это механизм, посредством которого субъект регулирует собственное поведение. Каждый человек уникален, поэтому и здесь прослеживается индивидуальный стиль.
перейти наверх
Теория личности Фрейда
Личность рождается с желаниями и влечениями, поэтому она желает их всегда реализовывать. Однако социум постоянно ограничивает его рамками и устоями.
Вот почему окружающая среда всегда считается враждебной по отношению к человеку, который вынужден приспосабливаться и обучаться, ограничивая при этом собственные желания и потребности.
То, что человек понимает, относится к его сознательному мышлению. Приложив усилия, можно постигнуть мотивы предсознательного. Однако все остальное расположено в подсознательном. То, что человек не может объяснить в своем поведении, определяется теми бессознательными позывами, которые он сам же вверг, пока адаптировался к социуму.
Также Фрейд выделял три состояния человека:
- Ид (Оно) – это инстинкты, потребности, страсти. С ними человек рождается.
- Эго – это убеждения, взгляды, установки, которые человек формирует и меняет.
- Супер-Эго – это нравственная сторона личности, которая контролирует остальные оба состояния. Она формируется давлением со стороны общества.
перейти наверх
Итог
Человек изначально рождается индивидом. Однако какой личностью он станет, будет известно в будущем. На становление человека будет влиять множество факторов, начиная от генетической предрасположенности и кончая социальным влиянием. Ситуации, в которые человек будет попадать, выводы, которые он субъективно будет делать, также будут влиять на формирование личности.
Личность по мере жизни постоянно меняется. Можно изменять свои взгляды, убеждения и даже качества характера. Отдельные аспекты никогда не будет возможно изменить, что будет формировать новую личность, нежели которой человек был ранее.
Теории личности в зарубежной и отечественной психологии
Теории личности в психологии представляют собой совокупность теоретического и практического материала о природе развития индивида. Ученые всего мира выдвигают свои гипотезы и предположения о типологии индивидуальных характеристик, об источниках формирования характера, о процессах, которые доминируют в личностной структуре. Некоторые теории, как зарубежных, так и отечественных специалистов в области психологии получили широкую огласку, и стали наиболее востребованы, что требует более детального их изучения.
Психодинамическая теория личности
Для зарубежной психологии, да и для всего мира в целом, имя Зигмунда Фрейда стало ассоциироваться с классическим психоанализом. Именно австрийский психолог выдвинул нашумевшую теорию о том, что главным движущим фактором человека являются инстинктивная сексуальность или либидо.
Согласно теоретическому материалу З.Фрейда классификация структуры личности следующая:
- ID или Оно – совокупность бессознательного. Именно здесь присутствуют сексуальные и агрессивные побуждения, т.е. движущей силой человека является получение удовольствия.
- EGO или Я – осознанные познавательные и исполнительные функции. В этой структуре личностных черт содержится все, что человек знает о реальном мире. Именно Эго регулирует все бессознательные процессы и укрощает ID и Суперэго.
- Superego или Сверх-Я – содержит социальные и нравственные нормы, моральные и обусловленные культурой ценности.
Теоретические аспекты психоанализа основаны на том, что сексуальная составляющая дается людям от рождения. По мере взросления и возрастания возбуждения личность ищет разрядки, при этом неразрешенные детские конфликты становятся предпосылками к формированию психосексуальных типов.
Аналитическая теория К.Г. Юнга.
Теория черт личности по К.Г. Юнгу содержит основной и главный психологический фактор, который базируется на врожденных аспектах, передающиеся генетически от родителей, т.е. первичные заготовки характера или «архетипы» в человеке заложены от рождения. В дальнейшем ученый развил теорию, выделив три концептуальных направления в структуре:
- Коллективное бессознательное содержит в себе весь накопленный человеческий опыт или врожденное культурное наследие. В этой структуре отражены мысли и чувства, которые характерны для всего человечества.
- Индивидуальное бессознательное подразумевает наличие комплексов и переживаний, которые были забыты или подавлены, но впоследствии становятся движущей силой личности на всю жизнь.
- Индивидуальное сознательное – регулирует сознательную деятельность человека, посредством самосознания, воспоминаний и ощущений.
Также К.Г. Юнг описал основные направленности эго – экстраверсию (направленность во внешний мир) и интроверсию (сосредоточие индивида на внутреннем).
Когнитивная теория
В когнитивной теории личности существует всего два вопроса:
- Что происходит сейчас?
- Что приготовило будущее?
Именно эти две дилеммы терзают человека всю жизнь по мнению основоположника Дж.Келли. Личность воспринимает мир согласно индивидуальной внутренней модели поведения, которая называется конструктором и интерпретируется через влияние интеллектуальных процессов. Если сформулировать кратко то, по мнению психолога, только сходные конструкторы способны нормально взаимодействовать между собой.
Индивидуальная теория по Альфреду Адлеру
Психолог А. Адлер полагал, что человеческая жизнь стремится к превосходству и совершенствованию, личность старается побороть детские страхи, комплексы и чувство собственной неполноценности. В рамках этой научной теории индивид вырабатывает собственный, оригинальный стиль жизни, который ориентируется на стремление быть первым, быть лучшим. При этом у индивида есть только три основные задачи – дружба, любовь и работа. В зависимости от важности каждого из них проявляется уровень активности и типология индивида — управляющий, получающий, избегающий и общественно-полезный тип.
Деятельностная теория
В отечественной психологии наиболее популярной теорией стала деятельностная, которую разрабатывали несколько ученых, а основоположником стал С.Л. Рубинштейн. Согласно разработкам ученых только направленность деятельности становится основным в системе экзистециональных и бытийных свойств личности.
Структура индивида в соответствии с деятельностной теорией состоит из направленности действий, способностей, характерных черт и самоконтроля. Сознательный субъект все собственные усилия направляет на удовлетворение своих целей и амбиций.
Современные теории личности в зарубежной и отечественной психологии стараются найти общее в каждом индивиде. Биологическое и социальное в этом случае считаются основными параметрами через, что можно интерпретировать индивидуальные характеристики. Например, сравнение некоторых теорий, четко прослеживает взаимосвязь между врожденными, социальными и индивидуальными факторами.
Таблица указывает на то, что основным вопросом во всех психологических теориях является распознавание сущности человеческой личности. Именно проблема взаимодействия и развития человека занимает умы психологов и ученых всего мира.
Современные теории личности — Студопедия
Теорий личности можно насчитать около 40, если рассматривать с теоретической точки зрения. Назовем основные теории личности:
1. Аналитическая теория личности.Она близка к теории классического психоанализа, потому что имеет с ней много общих корней. Ярким представителем этой теории является швейцарский исследователь Карл Юнг. Согласно этому подходу, личность – это общность реализованных и врожденных архетипов. Структура личности – это индивидуальное своеобразие отношений отдельных блоков сознательного и бессознательного, интровертированной и экстравертированной личностной установок.
2. Психодинамическая теория личности. Эта теория известна еще под названием «классический психоанализ». Ее представителем и основоположником является Зигмунд Фрейд. В рамках этой теории, личность – это совокупность агрессивных и сексуальных мотивов, защитных механизмов. В свою очередь, структура личности представляет собой различное соотношение отдельных индивидуальных свойств и защитных механизмов.
3. Гуманистическая теория личности. Представитель – Адам Маслоу. Ее сторонники считают личность ничем иным как внутренним миром «я» человека. А структура – это соотношение идеального и реального «я».
4. Когнитивная теория личности. По своей природе она близка к гуманистической. Основоположник — Джордж Келли. Он считал, что единственное, что хочет знать человек – это то, что с ним происходило и произойдет в будущем. Личность – система личностных конструктов, которых происходит обработка личного опыта человека.
5. Деятельностная теория личности. Это направление получило наибольшее распространение как отечественные теории личности. Ярким представителем является Антон Рубинштейн. Личность – это сознательный субъект, который занимает определенное положение в обществе и, в свою очередь, выполняет полезную для социума общественную роль. Структура же личности – иерархия отдельных блоков (самоконтроля, направленности) и системных свойств каждой личности.
6. Поведенческая теория личности. Она имеет еще название как «наученческая». Главный тезис этого направления гласит о том, что личность – это продукт учения. То есть личность – это совокупность системы социальных навыков и внутренних факторов. Структура – это иерархия социальных навыков, в которой главную роль играют внутренние блоки субъективной значимости.
7. Диспозициональная теория личности. С точки зрения этой теории, личность – это система темперамента и социально обусловленных свойств. Структура – иерархия биологических свойств, которые входят в конкретные соотношения и образуют определенные черты и типы темпераментов.
8. Современные теории личности.К ним относят: социодинамическую (теория поведения личности, в которой доминирующее поведение характерно именно внешней ситуации), интернационисткую (взаимодействие внутренних и внешних факторов) и теорию черт (теория типов личности, в основе которой лежит разность отдельных черт различных людей или же личностная целостность).
На сегодняшний день сложно утверждать однозначно, какая теория является наиболее правдивой. Каждая имеет свои преимущества и недостатки. Актуальной в настоящее время является концепция современного итальянского психолога Антонио Менегетти, который сделал выводы о теории личности на основе ранее изложенных знаний на эту тему.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
Вконце 30-х годов нашего-века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности. Воспользуемся для краткого их рассмотрения обобщающей схемой, представленной на рис. 57.
Если подходить к определению современных теорий личности формально, то в соответствии с этой схемой существует по меньшей мере 48 их вариантов, и каждый из них может быть в свою очередь оценен по пяти параметрам, заданным на схеме в виде оснований для классификации.
К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик. Если воспользоваться для символического представления типов теорий формулой, предложенной К.Левином,
Рис. 57. Схема классификации современных теорий личности
В = F(P,E),
где В — поведение; F— знак функциональной зависимости; Р — внутренние субъективно-психологические свойства личности; Е — социальное окружение, то психодинамические теории в их символическом представлении будут выглядеть следующим образом:
В= Е(Р).,
Это значит, что поведение здесь фактически выводится из внутренних психологических свойств индивида как личности, полностью объясняется только на их основе.
Социодинамическими называются теории, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации и
не придают существенного значения внутренним свойствам личности. Их смысл символически выглядит так:
В= F(E).
Интеракционистскими называют теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Их смысловым выражением является полная левиновская формула:
B = F(P,E).
Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем факторов. К неэксперименталъным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.
К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т.е. ее динамика.
Ряд теорий личности, характерных для возрастной и педагогической психологии, построен на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т.е. от младенчества до ранней юности. Есть и теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.
Наконец, существенным основанием для деления теорий личности на типы выступает то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.
Воспользуемся этой классификацией для того, чтобы подробнее рассмотреть ряд наиболее известных за рубежом и у нас в стране теорий личности.
Как уже говорилось, Г.Оллпортом и Р.Кеттелом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее
строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.
Менее строгий способ выявления и оценивания черт личности основан на изучении языка, выборе из него слов-понятий, с помощью которых с разных сторон описывается личность. Путем сокращения списка выбранных слов до необходимого и достаточного минимума (за счет исключения из их числа синонимов) составляется полный список всевозможных личностных черт для их последующей экспертной оценки у данного человека. Таким путем шел Г.Оллпорт к построению методики изучения личностных черт.
Второй способ оценки черт личности предполагает использование факторного анализа — сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей. В итоге получается набор статистически независимых факторов, которые считаются отдельными чертами личности человека.
С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил упомянутый выше 16-факторный личностный опросник. Прежде чем привести примеры черт из этого набора (табл. 11), отметим, что в дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует по меньшей мере 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности. В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт.
35. Психологическая характеристика понятия «способности» Способности и задатки.
ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГИИ
Способности человека не даны непосредственно в его самонаблюдениях или переживаниях. Мы лишь опосредствованно заключаем о них, соотнося уровень овладения деятельностью одним человеком с уровнем ее овладения другими людьми. При этом оказывается необходимым условием выявления способностей анализ условий жизни человека, его обучения и воспитания, а также его жизненного опыта в овладении данной деятельностью. В связи с этим особо важное значение приобретает проблема соотношения в способностях врожденного и приобретенного, наследственно закрепленного и сформированного в процессе индивидуального развития.
Способности человека, разные их типы и степени, относятся к важнейшим и сложнейшим проблемам психологии. Однако, научная разработка вопроса о способностях ещё крайне недостаточна. Поэтому в психологии не существует единого определения способностей.
По Б.М. Теплову, способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
С.Л. Рубинштейн понимает под способностями пригодность к определённой деятельности.
Психологический словарь определяет способность как качество, возможность, умение, опыт, мастерство, талант. Способности позволяют совершать определённые действия в заданное время.
Способность — это готовность индивида к выполнению какого-либо действия; годность — имеющийся потенциал для выполнения какой-либо деятельности или возможность достичь определённого уровня развития способности.
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда. При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
Высокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям деятельности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности. Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез свойств человеческой личности.
Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней3.
Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, что одни более способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам, но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.
Способностями называются такие психические качества, благодаря которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и успешно занимается какой-либо деятельностью. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными и тактичными в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие способности, а недостаток знаний4.
Способности — это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.
Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных компонентов деятельности — знаний, навыков и умений, подчеркивает их единство.
Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.
Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в окружающем мире.
Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности. И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право говорить о способностях.
Таким образом, способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенною на её освоение, то это даёт основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами, отсутствие способностей.
Способности и задатки. —Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.
Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора — для изобразительных способностей). Но задатки — только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.
Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.
Таким образом, задатки, или, что то же самое,природные предпосылки развития, не заключают еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.
Важную роль в развитии способностей играют поэтому временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.
Существенное значение в формировании способностей имеют, далее, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций (в особенности дифференцировок), скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков (образование новых условных связей), возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности (легкость дифференцировок), возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями (быстрота переделки динамических стереотипов) и пр.
Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.
Личность в основных психологических теориях
Личность — одно из центральных понятий в психологии, и каждый психологический подход или направление имеет свою, отличающуюся от других, теорию личности. В теории У. Джеймса личность описывается через триаду физическая, социальная и духовная личность, в бихевиоризме (Дж. Уотсон) это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку, в психоанализе (З. Фрейд) — вечная борьба между Ид и Сверх-Я, в деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) — это иерархия мотивов, в синтон-подходе (Н.И. Козлов) личность — это ответственный субъект волеизъявления и одновременно проект, который может быть реализован либо нет каждым человеком.
Личность по У. Джеймсу
По У. Джеймсу, составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: физическую личность, социальную личность и духовную личность. См.→
Личность в бихевиоризме
«Будем подразумевать под термином “личность” все то, чем обладает индивид (в действительности или в потенции), и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций» (Дж.Б. Уотсон).
Личность в психоанализе
По З.Фрейду, личность — ансамбль иррациональных бессознательных влечений, а содержание внутренней жизни личности и ее динамика — это вечная борьба между Ид (бессознательными влечениями) и Сверх-Я (представленными в сознании требованиями общества).
Доминантной жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.
Ни о каком личностном росте в психоанализе не может быть и речь: в видении З.Фрейда личность не стремится к развитию, ее задача — минимизировать внутренний конфликт.
Личность в когнитивном подходе
Гомеостатическая теория, ориентированная на согласие.
Принцип гомеостаза, лежащий в основе теории, не допускает свободы личности.
Личность — система, моделирующая внешний мир с целью адаптации к нему.
Основной задачей человека является достижение равновесия со средой, причем исходно природа человека нейтральна (человек не плох и не хорош). Лучшее для человека – это познать мир, освоить социальный опыт человечества и существовать в соответствии с ним.
Личность в деятельностном подходе
Естественная сущность личности – постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Процесс усложнения и совершенствования личности в ходе ее становления обозначается термином «личностный рост». Кризисные ситуации и конфликты служат дополнительными механизмами развития. Личность оказывается постоянно незавершенным проектом. Этот проект не задан изначально, а формируется в различных деятельностях личности. Ответственность за проект развития и исход его реализации возлагается исключительно на самого человека. См.→
Личность в гуманистической психологии
Гетеростатическая теория, ориентированная на согласие.
Оптимистический взгляд на природу человека и его жизненный путь: человек по природе хорош, а общество искажает его позитивную сущность. Неизбежен конфликт между «хорошим» человеком и «плохим» обществом. Естественная сущность личности – «бескорыстная» (неадаптивная) активность и постоянное стремление развиваться и изменяться («выходить за пределы самой себя»). Идеалом, к которому стремится личность, служит некоторый естественный универсальный проект, заданный изначально (модели самореализации).
Теории личности в психологии
В зависимости от того, в чём именно усматривается такое интегрирующее начало, теории личности подразделяют на:
- психобиологические личности (У. Шелдон, США),
- биосоциальные личности (Ф. Олпорт, К. Роджерс, США),
- психосоциальные личности (А. Адлер, К. Хорни и др. неофрейдисты, США),
- психостатистические личности («факторные» — Р. Кеттелл, США, Д. Айзенек, Великобритания)
- и т.д. См.→
Основные психологические теории личности.
Личность
по У. Джеймсу
По
У. Джеймсу, составные элементы личности
могут быть подразделены на три класса:
физическую личность, социальную личность
и духовную личность. См.→
Личность
в бихевиоризме
«Будем
подразумевать под термином “личность”
все то, чем обладает индивид (в
действительности или в потенции), и его
возможности (действительные или
потенциальные) в отношении реакций»
(Дж.Б. Уотсон).
Личность
в психоанализе
По
З.Фрейду, личность — ансамбль иррациональных
бессознательных влечений, а содержание
внутренней жизни личности и ее динамика
— это вечная борьба между Ид (бессознательными
влечениями) и Сверх-Я (представленными
в сознании требованиями общества).
Доминантной
жизни личности является стремление
максимизировать удовлетворение
врожденных влечений и одновременно
минимизировать наказание (внешнее и
внутреннее) за это удовлетворение.
Человек в течении всей жизни пытается
разрешить заданный ему собственной
природой конфликт и вернуться в состояние
равновесия. Конфликт неизбежен не только
в связи с исходной «испорченностью»
человека, но и потому, что при отсутствии
конфликта исчезает источник динамики
личности.
Ни
о каком личностном росте в психоанализе
не может быть и речь: в видении З.Фрейда
личность не стремится к развитию, ее
задача — минимизировать внутренний
конфликт.
Личность
в когнитивном подходе
Гомеостатическая
теория, ориентированная на согласие.
Принцип
гомеостаза, лежащий в основе теории, не
допускает свободы личности.
Личность
— система, моделирующая внешний мир с
целью адаптации к нему.
Основной
задачей человека является достижение
равновесия со средой, причем исходно
природа человека нейтральна (человек
не плох и не хорош). Лучшее для человека
– это познать мир, освоить социальный
опыт человечества и существовать в
соответствии с ним.
Личность
в деятельностном подходе
Естественная
сущность личности – постоянное стремление
развиваться и изменяться («выходить за
пределы самой себя»). Процесс усложнения
и совершенствования личности в ходе ее
становления обозначается термином
«личностный рост». Кризисные ситуации
и конфликты служат дополнительными
механизмами развития. Личность оказывается
постоянно незавершенным проектом. Этот
проект не задан изначально, а формируется
в различных деятельностях личности.
Ответственность за проект развития и
исход его реализации возлагается
исключительно на самого человека. См.→
Личность
в гуманистической психологии
Гетеростатическая
теория, ориентированная на согласие.
Оптимистический
взгляд на природу человека и его жизненный
путь: человек по природе хорош, а общество
искажает его позитивную сущность.
Неизбежен конфликт между «хорошим»
человеком и «плохим» обществом.
Естественная сущность личности –
«бескорыстная» (неадаптивная) активность
и постоянное стремление развиваться и
изменяться («выходить за пределы самой
себя»). Идеалом, к которому стремится
личность, служит некоторый естественный
универсальный проект, заданный изначально
(модели самореализации).
8.
Самосознание
личности
Самосознание
личности- знание о себе и отношение к
себе.
Структура:
-познавательный(
образ Я)
-оценочный( самооценка)
-поведенческий(
воля)
Образ «Я»: ребёнок
узнаёт себя в зеркале, понимает что он
есть в этом мире, формируется поэтапно
всю жизнь человека.
Хар-ки:
-степень когнитивной
сложности и дифференцированности(
кол-во осознаваемых кач-в)
-конкретный состав
образа Я
-устойчивость образа
Я
-согласованность
образа Я
Самооценка- отношение
к себе и оценка себя
1.заниженная( при
стабильно заниженной возникает комплекс
неполноценностей: мнительные, обиженные,
неуверенные в себе, склонны к импульсивным
поступкам, склонны к зависимости от
мнения других, склонны добиваться
внимания у окружающих путём заискивания)
2.адекватная( человек
знает свои + и -)
3. завышенная( в
случае стабильно завышенной возникает
комплекс полноценностей: высокомерные,
надменные, не терпят критику и глухи к
ней, завистливо-ревностные отношения)
Пути возникновения
самооценки:
-Интериоризация(
усвоение чужих оценок)
— Сравнение себя с
другими людьми(5-6 лет)
-Сопоставление
успехов с уровнем собственных притязаний:
самоуважение=успех/ ур-нь притязаний
– это
определение собственного «Я», способность
выделения себя из окружающего мира. Без
самосознания личность не существует.
Самосознание возникает с момента
рождения человека, с начала развития
личности и видоизменяется на протяжении
формирования характера и личности
человека. С рождения, маленький ребенок
отделяет себя от других посредством
своего «Я». Это такое психическое
явление, которое способно разграничивать
согласно воспринимаемым зрительным
образам и выделять свое «Я» от других
(Я вижу), осознание своих эмоциональных
переживаний (Я чувствую, Я понимаю).
Благодаря такому явлению человек
способен выделить или отделить себя от
других. Но при взаимодействии с окружающим
миром, человек примеряет на себя точку
зрения другого объекта общения — при
прямом или косвенном действии на
человека, внушенных с детских лет норм
поведения, данных оценок его деятельности.
Ребенок учится воспринимать себя,
идентифицирую свои действия оценками
взрослых.
Формируется
самосознание с первых шагов и до
подросткового возраста, в то время,
когда формируется психическое развитие
человека. Первый этап в формировании
самосознания является определение
своего отношения к своему телу, движению
в пространстве и отношения физических
прикосновений к телу, чувствую комфорт
или дискомфорт. Далее самосознание
определяет движение относительно других
людей, выражая самостоятельность (т.е.
«Я» передвигается самостоятельно, без
помощи других). Потом формируется
отношение по определению пола человека
и переживания относительно другого
пола. Овладев речью, человек может
направлять действия других людей по
своему усмотрению.
Одна
из главных функций самосознания – это
регуляция своего поведения. Поведение
личности определяется накопленными
знаниями и представлениями о себе.
Человек реализует себя настолько,
насколько он усвоил знаний о себе.
Оценка данная самому себе определяет
независимость поведения, степень
уверенности в своем поведении. Согласно
определению самосознания результатами
этого выражения является Я — концепция.
Под этим термином принято принимать
совокупность представлений о себе. Это
обобщенный образ черт индивидуума,
который возникает в результате наблюдений,
анализа и восприятия себя в разных
ролях. Я – концепция определяет главную
линию поведения человека в обществе.
Но эта концепция изменяется в применением
разных образов на личности. Бывает «Я»
— реальное, «Я» — идеальное, «Я» — мифическое,
«Я» — зеркальное. Зависит от оценки,
которую дает человек сам себе, окружающее
общество. Благодаря критическим оценкам
личность продолжает формироваться и
развиваться.
Шесть школ теорий личности
- Теория черт
- Психодинамическая теория
- Бихевиористская теория
- Когнитивная теория
- Гуманистическая теория
- Эволюционные и генетические перспективы
Теория черт
Первая теоретическая школа основана Гордоном Олпортом (1897–1967), отцом теоретиков черт. Он выдвинул гипотезу, что «те индивидуальные различия, которые являются наиболее заметными и социально значимыми в жизни людей, в конечном итоге закодируются в их языке; чем важнее такое различие, тем более вероятно, что оно будет выражено одним словом.«
Исходя из приведенной выше лексической гипотезы, он обнаружил каждый термин, который, по его мнению, мог описать человека в словаре, чтобы определить список из 4500 черт, и разделил их на три категории для идентификации индивидуальной личности:
- Кардинальные черты : Черты, которые доминируют над личностью во времени и в разных ситуациях.
- Центральные черты : Общие черты, неизменные во времени и в разных ситуациях. Они образуют строительные блоки личности.
- Вторичные черты : Черты, менее очевидные и противоречивые во времени и в разных ситуациях.
Раймонд Кеттелл организовал тысячи черт, описанных Олпортом, и сжал их до 16 основных черт, используя статистический метод факторного анализа, в 16 PF (факторов личности) для изучения основных параметров личности.
Ганс Айзенк далее упростил эти черты до трех фундаментальных факторов: психотики (такие антиобщественные черты, как жестокость и неприятие социальных обычаев), интроверсия-экстраверсия и эмоциональность-стабильность (также называемая невротизмом).Айзенк также сформулировал квадрант, основанный на пересечении осей эмоциональной устойчивости и интроверта-экстраверта. Голдберг, Коста и МакКрэй упростили теории черт, используя факторный анализ, для разработки Большой пятерки ОКЕАНА (открытость, сознательность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм).
Вклад теорий признаков
- Он предоставляет научный метод классификации черт с использованием факторного анализа по дескрипторам прилагательных.
- Использование идиографического и номотетического подхода к выявлению человеческих различий.
Ограничения теорий свойств
- Классификация личности по совокупности черт слишком упрощена. Лексический подход в определенной степени может позволить им понять и описать поведение, которое является стабильным и постоянным и не зависит от окружающей среды.
- Развитие теорий черт характера не основывается на какой-либо психологической конструкции. Видимо, они не могут объяснить, как развиваются черты характера.
- Теоретики черт характера не могут объяснить адаптивное поведение, когда модели поведения человека меняются в зависимости от ситуации и во времени.
- Теоретик черт характера может объяснить, кто вы, но не может объяснить, почему вы ведете себя, чувствуете и думаете именно так.
- Теоретики черт характера заинтересованы в сознательном осознании того, где поведение является явным и наблюдаемым.
- Теория черт, по сути, не предоставляет возможности для изменения личности.
- Использование дескрипторов прилагательных для кластеризации черт не включает все психологические черты.
Вышеуказанные ловушки необходимо устранить, чтобы получить полное и точное представление о личности человека.
Психодинамические теории
К двадцатому веку Зигмунд Фрейд стал пионером второй школы теорий личности. Он пытается разгадать тайны психики, разделяя наш разум на три уровня: сознательный, предсознательный и бессознательный. Сознание имеет дело с той частью нашего осознания, которая связана с реальностью нашей жизни. Он объясняет нашу умственную деятельность, в которой происходят все мыслительные процессы. Подсознание — это то место, где хранится информация о нашем прошлом опыте, но ее легко восстановить.Бессознательное — это резервуар наших внутренних состояний, таких как желания, нужды и мотивы. Это также хранилище информации о нашем болезненном прошлом, которое подавляется и к которому нельзя получить легкий доступ.
Фрейд исследовал взаимодействие нашего сознательного осознания и бессознательного для объяснения личности. Он предложил трехчастную структуру личности, состоящую из ид (связанного с удовлетворением основных инстинктов), эго (которое является посредником между требованиями ид и ограничениями общества) и суперэго (через которое
.
|
.
PPT — Презентация PowerPoint по основным психологическим теориям, скачать бесплатно
Основные психологические теории Доктор Кэролайн р. Фаллахи
Психодинамические теории • Психодинамические теории: фокус = инстинкты ребенка и то, как его / ее социальное окружение порождает множество характеристик и поведения. • Ум = динамичный и активный. • Цель: сосуществовать с обществом. Можем ли мы удовлетворить наши потребности в рамках ограничений общества?
Взгляды Фрейда • Фрейд постулировал два инстинкта: эрос и танто.• Сексуальные влечения. • Агрессивные влечения. • Как Фрейд относился к сексу? • Психодинамическая теория.
Зигмунд Фрейд • 1856-1939 • Венский врач, получивший образование в области неврологии. • Во время лечения пациентов, страдающих истерией, он начал разрабатывать свою теорию психоанализа. • Фрейд работал с другим врачом, Джозефом Брейером, у которого он научился технике катарсиса, так называемого лечения разговором. • Лечение истерии.
Методы Фрейда • Свободные ассоциации.• Гипноз (Брейер и Фрейд) • Сонник
Фрейд и подавленные детские переживания • Сексуальное насилие или истерия? • Защитные механизмы • Репрессия • Регрессия • Формирование реакции • Проекция • Рационализация • Смещение • Сублимация
Структура личности • Фрейд предположил, что разум состоит из 3 частей: • Сознательное • Предсознательное • Бессознательное
Психосексуальные стадии развития личности • Оральный: от B до 1 • Анальный: от 1 до 3 • Фаллический: от 3 до 5 • Задержка от 6 до полового созревания • Генитальный (пубертатный)
Концепции, которые нужно покрыть • Эдипов комплекс • Женщины делают не разрешить Эдипов комплекс так полно, как это делают мужчины.• Фиксация
Проблемы с Фрейдом • Отсутствие исследований • Взгляды на женщин • Неофрейдисты • Критика • Наследие Фрейда
Гуманистические методы лечения — Карл Роджерс • Личностно-ориентированная терапия • Основана на феноменологической взгляд на человеческую жизнь и помогающие отношения. • Карл Роджерс. • Идеи: искренность, беспристрастная забота и сочувствие. • У каждого живого существа есть актуализирующая тенденция к реализации своего потенциала. • Терапевт проявляет уважение.• Недирективное отношение.
Карл Роджерс • Конгруэнтность, безусловное положительное отношение, сочувствие. • Конгруэнтность • Безусловное позитивное отношение • Самореализация • Отличается от аналитика…. Как?
Поведенческие методы лечения • Поведенческие теории сосредотачиваются только на наблюдаемом поведении (а не на невидимом, например, бессознательном). • Силы в окружающей среде и вне человека оказывают основное влияние на поведение. • Иван Павлов • Джон Ватсон • Классическое обусловливание • Оперантное обусловливание • Акцент делается на настоящем • Поведение формируется окружающей средой.
Прикладной анализ поведения • Поведенческая терапия, основанная на парадигме оперантного обусловливания Скиннера. • Требует тщательного анализа среды, в которой возникает проблемное поведение. • Тщательная оценка антецедентов и последствий проблемного и непроблемного поведения. • Эта информация анализируется терапевтом, который затем описывает ребенку и важным взрослым, как формируется поведение ребенка.
Классическое кондиционирование • Систематическая десенсибилизация (Wolpe, 1958).• Используется для лечения фобий с помощью техники, называемой реципрокным торможением = объединяет реакцию, подавляющую тревогу (обычно расслабление), с источником фобии. • Объясните, как это работает.
Когнитивные методы лечения • Когнитивные теории сосредотачиваются на том, как наши мысли влияют на наши эмоции и наше поведение. • Поведение считается результатом в основном мыслей и систем убеждений, а не возникает из бессознательных побуждений или формируется окружающей средой. • Альберт Эллис — RET
Эллис • Требование: я должен, должен, должен, нужно.• Катастрофический: это ужасно, ужасно, катастрофично. • Чрезмерное обобщение: я всегда буду неудачником; Я никогда не смогу этого сделать • Копирование: ты меня злишь; это меня расстраивает
Эллис • В основе этих дисфункциональных убеждений лежат жесткие, догматические требования, например «Мне абсолютно необходимо, чтобы эта важная цель была разблокирована и достигнута!
Распространенные дисфункциональные убеждения • Мне нужна любовь и одобрение каждого значимого человека в моей жизни.• Я должен быть компетентным и адекватным во всех отношениях. • Люди (включая меня), которые делают то, что я не одобряю, являются плохими людьми, которые заслуживают сурового обвинения и наказания. • Это катастрофа, когда все идет не так, как мне хотелось бы. • Мое несчастье вызвано внешними причинами; Я не могу не чувствовать и действовать так, как я, и я не могу изменить свои чувства или действия.
Распространенные дисфункциональные убеждения • Когда что-то кажется опасным или вот-вот пойдет не так, я должен постоянно об этом беспокоиться.• Для меня лучше избегать разочарований и жизненных трудностей, чем мне противостоять им. • Мне нужно зависеть от кого-то или чего-то более сильного, чем я. • Учитывая опыт моего детства и прошлое, которое у меня было, я не могу не оставаться таким, какой я есть сегодня, и останусь таким на неопределенное время. • Я не могу не расстраиваться из-за проблем других людей. • Я не могу согласиться на меньшее, чем правильное или идеальное решение моей проблемы.
Проблемы классификации • Зачем проводить классификацию? • Чтобы описать и сообщить о симптомах.• ЕСЛИ вам известен диагноз, вы можете получить информацию об этиологии заболевания, лечении и прогнозе. • Знание о расстройстве дает нам способ его описания. • Знание о расстройстве позволяет нам предсказать, какое лечение будет клинически полезным.
Зачем проводить классификацию? • Зачем классифицировать? • Классификация и систематическое описание позволяют нам формулировать теории, которые играют центральную роль в исследованиях. • Классификация может иметь прямое влияние на более широкие социальные последствия, влияя на политику здравоохранения; социальная политика; судебно-медицинские решения; и экономика профессий в области психического здоровья.
Антипсихиатрическое движение • В 1960-х годах психиатрия подверглась атаке со стороны антипсихиатрического движения. Большая часть критики была сосредоточена на клинической деятельности диагнозов и классификации. • Сас (1961) зашел так далеко, что стал утверждать, что психическое заболевание — это миф. • Три основных критических замечания 1960-х гг. • 1. психиатрические диагнозы ненадежны • 2. диагнозы основаны на медицинской модели • 3. проблемы с маркировкой и стигматизацией людей
Знаменитое исследование Розенхана (1973) • Статья, опубликованная сайтом Science — «О том, чтобы оставаться в здравом уме в безумных местах».В этом исследовании 8 здоровых людей обратились за помощью в 12 различных стационаров. • Что произошло?
DSM-IV-TR • Ось I: Клинические синдромы • Ось II: Расстройства личности; умственная отсталость • Ось III: Общие медицинские состояния • Ось IV: Психосоциальные и экологические проблемы • Проблемы с основной группой поддержки • Проблемы с образованием • Профессиональные проблемы • Жилищные / экономические проблемы • Проблемы с доступом к услугам здравоохранения • Проблемы с правовой системой / преступностью • Другие психосоциальные проблемы и проблемы окружающей среды • Ось V: Глобальная оценка функционирования • Диапазон от — (неадекватная информация) — 100 (отличное функционирование)
Психологическое тестирование • Тестирование интеллекта • Тестирование достижений • Тестирование на нарушение обучаемости • Личность тестирование (объективное или проективное) • Задачи: цель: представить неоднозначный стимул и попросить испытуемых описать его или рассказать о нем историю.• Тематический апперцептивный тест (TAT) или CAT • Нарисуйте человека, Нарисуйте семью, Основа предложения • Тест Роршаха чернильными пятнами — Герман Роршах 1921 года • 10 чернильных пятен отражают наши внутренние чувства и конфликты. • Например … если мы видим хищных животных или оружие, мы делаем вывод, что у нас агрессивные наклонности. • Нейропсихологическое тестирование
.
PPT — Презентация PowerPoint по психологическим теориям, скачать бесплатно
Психологические теории Психологические теории личности
Криминальное мышление
Личность • Личность можно определить как разумные устойчивые модели поведения, включая разумные устойчивые модели поведения и эмоции, которые отличают одного человека от другого (Mischel, 1986) • Кеттелл определил личность как «то, что позволяет предсказать, что человек будет делать в данной ситуации»
Личность • То, как люди себя ведут, является функцией о том, как наша личность позволяет нам интерпретировать жизненные события и делать выбор поведения. • Застенчивость — избегание личных контактов, особенно с неизвестными людьми, чувство беспокойства во время социальных контактов, неспособность найти, о чем поговорить с большинством людей
Личность и преступность • Многие криминологические теории используют p Черты личности для объяснения индивидуальных различий в преступном поведении
Криминология • Шелдон Глюк и Элеонора Глюк определили ряд черт личности, которые, по их мнению, характеризуют антисоциальную молодежь: самоуверенность, неповиновение, импульсивность, подозрительность, враждебность, садизм и т. д. обида, психическая нестабильность, экстраверсия, амбивалентность и деструктивность
Структурные модели личности • Пятифакторная модель • Модель Айзенка
Пятифакторная модель • 1.Невротизм — это «измерение личности, определяемое стабильностью и низким уровнем тревожности с одной стороны, в отличие от нестабильности и высокой тревожности с другой стороны». 2. Экстраверсия определяется как «черта, характеризующаяся острым интересом к другим людям и внешним событиям, и уверенно идти в неизвестность »
Пятифакторная модель • 3. Открытость означает, насколько люди готовы вносить коррективы в представления и действия в соответствии с новыми идеями или ситуациями • 4.Доброжелательность измеряет, насколько люди совместимы с другими людьми или, в основном, насколько они способны ладить с другими • 5. Добросовестность означает, насколько человек считает других при принятии решений
Модель Айзенка
Хойл et al, 2000, • Изучили отношения между несколькими моделями личности и рискованным сексуальным поведением • Они обнаружили, что экстраверсия (Айзенк), низкая доброжелательность и низкая сознательность (FFM) сильно коррелируют с рискованным сексуальным поведением
Эмпирическое исследование • Было обнаружено, что как высокий, так и низкий уровень невротизма связаны с преступным поведением. • Лица, которые чрезвычайно эмоционально устойчивы (т.е. низкий уровень тревожности) ведут себя антисоциально, потому что отсутствует нормальный страх, который удерживает большинство людей от антисоциального поведения • Эмоционально нестабильные люди могут быть склонны к импульсивным действиям
Психопат • Кадры из таких фильмов, как «Молчание ягнят» и персонажи с такими именами, как «Ганнибал Лектор» • Серийные убийцы и люди, участвующие в ритуальных пытках, встречаются редко, но психопатическое поведение встречается чаще, чем вы думаете
Психопат • Антисоциальная личность • Подросток, не имевший чувства вины • Личность закоренелого несовершеннолетнего правонарушителя • Он мог выучить правила, но у него не было чувства совести • «Люди знают, когда что-то не так, потому что это кажется неправильным.Я должен помнить или напоминать, что воровать у кого-то — это неправильно. Я не чувствую себя плохо, если что-то приму ».
Психопат • Дети с этим заболеванием« эмоционально слепы »• Психопат не обязательно плохой человек • Но они склонны к проблемам с обществом, правилами , ожидания и отношения • Они могут в конечном итоге вести «хищнический» образ жизни, не чувствуя сожаления или не испытывая никакого сожаления и не испытывая или почти не испытывая угрызений совести — кроме случаев, когда их поймают или собираются запереть
поверхностное обаяние само- сосредоточенная и самовлюбленная потребность в стимуляции и склонность к скуке обманчивое поведение и ложь небольшое угрызение совести или вины неглубокая эмоциональная реакция плохой самоконтроль беспорядочное сексуальное поведение ранние поведенческие проблемы отсутствие реалистичных долгосрочных целей импульсивный образ жизни безответственное поведение, обвиняющее других в своих действиях в краткосрочной перспективе отношения несовершеннолетних преступность нарушение условно-досрочного освобождения или условно-досрочного освобождения Различная преступная деятельность Предупреждающие знаки о психопатической личности)
Биология и психопат • Исследования с использованием технологии сканирования мозга показали, что мозг психопата функционирует и обрабатывает информацию по-разному • Это говорит о том, что они могут физически отличаться от нормальных людей • Психопаты могут оставаться Спокойно выглядящие фотографии трупов в автомобильных авариях, где, как и другие люди, были явно расстроены. очень похоже на молодую женщину, которая разорвала с ним отношения.Банди был очень искусным и бойким аферистом, который имитировал сломанную руку на перевязи, чтобы убедить молодых женщин помочь ему отнести его учебники к машине. Оказавшись там, он избил их бейсбольной битой и утащил их для омерзительных ритуалов
Что делать с психопатом • Так что же происходит с детьми, если они не учат правильное, а неправильное? • Родители обычно в конце концов злятся и разочаровываются • Многие родители прибегают к наказанию • Но эти дети нуждаются в интенсивном руководстве, инструкциях, обучении, выборе, последствиях и надзоре • Само по себе суровое и повторяющееся наказание — худшее, что могут сделать родители • И жестокое обращение с детьми — верный способ создать изгоя или монстра.
Психоаналитическая теория • Все люди имеют криминальные наклонности • Криминальные наклонности нормальны • Идея личного конфликта как причины преступления • В процессе социализации эти тенденции сдерживаются развитием внутреннего контроля, который усваивается через опыт детства
Фрейд выдвинул гипотезу • Наиболее распространенным элементом преступного поведения была неправильная идентификация ребенка со своими родителями • Неправильно социализированный ребенок может развить личностное расстройство, которое заставит его или его направить антиобщественные импульсы вовнутрь или вовне • Ребенок, который направляет их вовне, становится преступником, а ребенок, который направляет их внутрь, становится невротиком.
Открытие бессознательного • Отец психоанализа • Структурная модель • Идентификатор, эго, суперэго • Мы рождаемся с нашим идентификатором • Идентификатор основан на нашем принципе удовольствия (если чувствуешь себя хорошо, делай это) • Идентификатор не заботится о реальности, о чьих-либо нуждах, только о своем собственном удовлетворении
ЭГО • В течение следующих трех лет Эго развивается • Эго основано на принципе реальности • Эго понимает что у других людей есть потребности и что иногда импульсивность или эгоизм может навредить нам в долгосрочной перспективе • Работа эго — удовлетворять потребности Ид, принимая во внимание реальность ситуации.
Суперэго • К пяти годам Суперэго развивается • Это моральная часть нас и развивается из-за моральных и этических ограничений, наложенных на нас нашими опекунами • Многие приравнивают Суперэго к совести, поскольку она диктует нашу веру правильного и неправильного
Бессознательное • Большая часть того, что мы переживаем в нашей жизни, лежащие в основе эмоции, убеждения, чувства и побуждения недоступны нам на сознательном уровне • Он считал, что большая часть того, что нами движет, является похоронены в нашем бессознательном • Комплекс Эдип и Электра вытеснены в бессознательное, вне нашего осознания из-за крайней тревоги, которую они вызвали • Однако, будучи похороненными там, они продолжают оказывать на нас сильное воздействие
Electra Complex • Согласно Согласно Фрейду, на фаллической стадии (3-5 лет) дочь привязывается к отцу и становится более враждебной по отношению к матери. В основном это связано с идеей, что t Девочка «завидует» пенису своего отца и хочет обладать им настолько сильно, что мечтает родить его детей, отсюда и термин «зависть к пенису». • Это приводит к негодованию по отношению к ее матери, которая, по мнению девушки, стала причиной ее кастрации.
Сознание • Фрейд также считал, что все, что мы осознаем, хранится в нашем сознании • Наше сознание составляет очень небольшую часть того, кто мы есть • Другими словами, в любой момент времени мы осознаем только очень небольшая часть того, что составляет нашу личность; большая часть того, что мы есть, похоронена и недоступна.
Подсознание • Это та часть нас, к которой мы можем получить доступ, если предложим, но не находится в нашем активном сознании • Она находится прямо под поверхностью, но все же несколько похоронена, если мы ее не ищем • Информация, такая как наш телефон число, некоторые детские воспоминания или имя вашего лучшего друга детства хранятся в подсознании
Здоровый баланс • Мы можем думать об id как о «дьяволе на наших плечах», а о суперэго — как о «ангеле на плече». ваше плечо.’• Мы не хотим, чтобы ни один из них стал слишком сильным, поэтому мы разговариваем с ними обоими, выслушиваем их точку зрения и затем принимаем решение
Правонарушение • Это результат дефектного Супер-Эго • Неспособность чувствовать вину, учиться на собственном опыте или испытывать привязанность к другим
Преступное поведение • Является результатом чрезмерно развитого суперэго • Подавляет ИД настолько резко, что давление в ИД возрастает, и происходит взрыв поведения отыгрывания
.