Отражение это восприятие: 🕮 Глава 8. Восприятие, Часть 2 Психические процессы. Общая психология. Маклаков А. Г. Страница 9. Читать онлайн pdf, Скачать

Содержание

Восприятие как форма отражения

Восприятие окружающего нас мира — это начальный момент психических процессов, поэтому его изучение принадлежит к числу важнейших задач психологии. Значение восприятия в структуре познавательных процессов определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, — непосредственное, чувственное отражение действительности играет огромную роль в организации практической деятельности субъекта, ибо, как указывал еще И. М. Сеченов, «всякое целесообразное действие регулируется чувствованиями». Во-вторых, — перцептивные процессы служат основой для формирования мышления, что выражалось философами-сенсуалистами в следующей краткой форме: «ничто не существует в интеллекте, чего раньше не было бы в ощущениях».

Вместе с тем исследование восприятия имеет существенное философское значение, так как оно неизбежно затрагивает гносеологические проблемы отношения материального и идеального, познаваемости мира и специфики различных фаз процесса познания.

Диалектический материализм рассматривает психику как отражение объективно существующей действительности. Среди различных форм психического отражения действительности восприятие представляет собой ее отражение в наглядно-чувственной форме. Восприятие — лишь первая ступень познания, над которой надстраивается вторая — отражение мира в абстрактно-логической или теоретической форме.

Психический образ, в том числе образ восприятия, выполняет по отношению к деятельности субъекта ориентирующую и регулирующую функции. Критерием истинности знаний, получаемых субъектом при помощи органов чувств, служит успешность практической деятельности во внешнем мире. «Человек, — по словам В. И. Ленина, — не мог бы биологически приспособиться к среде, если бы его ощущения не давали ему объективно-правильного  представления о ней.

Ленинская теория отражения противостоит попыткам идеалистической трактовки восприятия. Так, философы-агностики Д. Юм (1748) и И. Кант (1781) считали наши ощущения и восприятия лишь символами, условными знаками непознаваемых внешних агентов. Еще дальше пошли субъективные идеалисты Дж. Беркли (1710) и Э. Мах (1885), рассматривавшие субъективные образы в качестве единственной реальности, в результате чего мир объявлялся совокупностью ощущений человека.

Подобные ошибочные взгляды разделялись многими психологами и физиологами, занимавшимися изучением работы органов чувств человека. Причина этого заключалась прежде всего в исключительной сложности перцептивных процессов. Долгое время вникание исследователей было привлечено к изучению относительно элементарных сенсорных процессов, возникающих в органе чувств под действием раздражителя, в то время как сам процесс восприятия, его формирование и роль в практической деятельности субъекта оставались за пределами исследования. Этот подход к проблеме нашел свое выражение в рецепторной концепции ощущений, согласно которой ощущения и восприятия возникают в результате воздействия внешних агентов на пассивные органы чувств. Однако, игнорируя деятельность субъекта, психологи лишались возможности понять, каким путем образ восприятия приводится в соответствие с объективной действительностью.

В 1826 году немецкий физиолог И. Мюллер выдвинул принцип специфических энергий органов чувств. В его основу были положены факты, согласно которым, воздействуя на некоторый орган чувств различными по физической энергии раздражителями, можно получить одинаковые по качеству ощущения, а одни и те же раздражители, воздействуя на разные органы чувств, приводят к возникновению различных ощущений. Так, световые ощущения возникает не только при раздражении сетчатки светом, но также и при раздражении электрическим током ила давлением (ощущения фосгена). С другой стороны, механический раздражитель может дать ощущения давления при воздействии на кожу и ощущения звука при воздействии на слуховые рецепторы. Отсюда И. Мюллер сделал вывод, что качество ощущений определяется лишь присущей каждому органу чувств специфической энергией, иначе говоря, что воспринимаются не качества предметов, а различные состояния периферических сенсорных аппаратов.

Вслед за И. Мюллером подобные взгляды были высказаны крупнейшим физиологом девятнадцатого столетия Г. Гельмгольцем (1894). Разработав первую научную теорию слуха и существенно дополнив теорию цветового зрения, Г. Гельмгольц, однако, разделял идеалистическую трактовку принципа специфических энергий. Более того, обнаружив, что одни волокна слухового нерва связаны с передачей сигналов о низких тонах, а другие — о высоких, он предположил существование специфических энергий даже для отдельных волокон слухового нерва.

Современная психология и психофизиология располагают большим количеством данных, доказывающих несостоятельность «физиологического идеализма» И. Мюллера и Г. Гельмгольца.

К ним прежде всего относятся данные о развитии перцептивных процессов. Восприятие меняется вместе с изменением условий существования живых существ и связанным с этим усложнением их поведения. Восприятие проходит долгий путь развития от отражения свойств объектов до отражения целостных предметных ситуаций. В ходе эволюции возрастает специализация органов чувств, в результате чего они оказываются чувствительными только к определенным формам энергии раздражителей. Поэтому необходимо различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и неадекватные для него. Даже если при помощи неадекватного раздражителя и удается вызвать ощущение, то, как правило, для этого требуется гораздо больше энергии, чем в случае адекватного раздражителя. Так, зрительное ощущение вызывается световым раздражителем, энергия которого в миллиарды раз меньше, чем энергия механического удара, достаточно сильного для получения фосфена.

Отражение внешнего мира осуществляется на основе рецепции адекватного раздражения. Об этом говорит хотя бы различие между богатством слуховых, речевых и музыкальных восприятий и теми беспорядочными и неоформленными ощущениями, которые возникают в ответ на электрическое раздражение слухового нерва.

Восприятие, следовательно, отражает действительные свойства предметов и явлений внешнего мира, оно не отделяет, а соединяет нас с ним.

Этот вывод подтверждается данными об активной структуре процессов, приводящих к созданию субъективного образа. Около 100 лет назад господствовавшая в то время рецепторная концепция восприятий была поставлена под сомнение замечательным русским физиологом И. М. Сеченовым (1863). Он высказал мысль, что психические процессы, в том числе и восприятие, не являются пассивными, а имеют рефлекторное строение и включают наряду с афферентными, рецепторными, также и эфферентные, двигательные, звенья.

Действительно, если на неподвижную руку испытуемого положить даже знакомый ему предмет, он не воспримет ничего, кроме чего-то холодного или теплого, острого или тупого. Отчетливое восприятие предмета возникает только тогда, когда субъект начинает активно ощупывать предмет рукой.

И. М. Сеченов предположил, что глаз человека можно сравнить с активной рукой, ощупывающей данный предмет.

В настоящее время получены убедительные доказательства рефлекторной структуры процессов, лежащих в основе различных видов восприятия. В частности, оказалось, что активные движения глаз необходимы для каждого зрительного восприятия.

Факты, свидетельствующие об этом, были получены советским психофизиологом А. Л. Ярбусом. В его опытах к склере глаза испытуемого прикреплялась резиновая присоска, на которой находились миниатюрное изображение и источник света. Из-за жесткой связи корпуса присоски с глазом изображение было стабилизированным относительно сетчатки. Оказалось, что неподвижный глаз также слеп, как неподвижная рука неспособна воспринимать положенный на нее неподвижный предмет. Стабилизированное изображение воспринималось только в течение первых 1—3 секунд, а затем оно исчезало, и испытуемый видел «пустое поле».

Для материалистического понимания природы восприятия особенное значение имеют факты, согласно которым в ходе построения образа происходит уподобление динамики моторных звеньев свойствам предмета. «Идет ли речь о контурах и величине или об удалении и относительном расположении предметов, — писал И. М. Сеченов, — двигательные реакции глаз и рук при ощупывании равнозначны по смыслу»). В движениях органов чувств происходит непосредственное воспроизведение или уподобление субъекта свойствам воспринимаемого предмета. Этот принцип построения образа восприятия был назван А. Н. Леонтьевым (1959) принципом уподобления.

Многочисленные данные, показывающие, что при осязании движения рук повторяют по своей форме очертания объекта, как бы уподобляясь его структуре, получены в исследованиях Б. Н. Ананьева и его сотрудников.

Справедливость принципа уподобления для зрительного восприятия доказывается, например, работами А. Л. Ярбуса. В одном из своих опытов он регистрировал движения глаз, сопровождающих рассматривание сложных изображений. Для этого, как и в опытах со стабилизацией, к склере глаза прикреплялась резиновая присоска, однако на этот раз на ней находилось маленькое зеркальце. Световые лучи, падавшие на зеркальце от внешнего осветителя, отражались на фотографическую бумагу и воспроизводили на ней все движения глаз. На рис. 1 показана траектория движений глаз при рассматривании изображения Нефертити. Как видно, глаза наблюдателя не остаются неподвижными. Они активно выделяют наиболее информативные, существенные детали рисунка, а иногда даже обводят его контур.
 

Восприятие человека неразрывно связано с общественной практикой. По выражению К. Маркса, точная дифференциация ощущений человека является «продуктом всей всемирной истории«. Социальная природа восприятия человека проявляется в его обобщенности и категоризованности. Привлечение для осмышления воспринятой информации сложной системы смысловых связей не снижает, а, наоборот, повышает адекватность восприятия, так как понятийный аппарат мышления сам сформировался в процессе общественной практики.

Таким образом, восприятие представляет собой непосредственно-чувственное отражение действительности. Это активный рефлекторный процесс, определяющийся задачами и целями деятельности субъекта. Изучение восприятия как процесса, «переводящего» отражаемую объективную действительность в субъективное содержание отражения, и составляет основную задачу психологии восприятия.

Восприятие как форма отражения реальности. Его взаимоотношения с другими когнитивными процессами. Двойственность природы перцептивного образа. Классификация восприятий

восприятие представляет собой активный процесс, необходимо включающий в свой состав эфферентные звенья

Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Взаимоотношение восприятия с другими когнитивными процессами – 1)результатом элементарных процессов восприятия является прочтение целостного отображаемого образа. 2)восприятие нельзя сводить только лишь к механической сумме ощущений, 3) восприятие полимодально и связано с различными свойствами объектов, 4)восприятие связано с другими психическими процессами, прежде всего с памятью и мышлением, и опирается на прежний опыт личности.

Являясь чувственным этапом познания, восприятие неразрывно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом.

В состав воспринимаемого также могут входить представления, созданные воображением, что очень важно для психологии творческого труда художника. Воспринимая тот или иной предмет, мы хотя бы мысленно называем его, относим его к той или иной группе понятий, т.е. классифицируем. Следовательно, в восприятии могут быть задействованы и механизмы мышления и речи.

Связь восприятия с вниманием и памятью отражается в самом делении последних на непроизвольные и произвольные. Непроизвольность психических процессов внимания и памяти основана на случайности восприятия какого — либо объекта. Произвольность психических процессов внимания и памяти требует определенных усилий и целеполагания. Если процесс произвольного восприятия имеет цель, систематичность, длительность, то тогда мы говорим о процессе наблюдения, а способность к систематическим длительным запрограммированным восприятиям называется — наблюдательностью.



Основные теории: 1) Герман Фон Гельмгольц (1821 -1894) — немецкий физиолог и психолог сыграл значительную роль в изучении органов чувств и нервной системы. В соей книге “Физиологическая оптика” (1910) он изложил основные идеи, объясняющие процесс возникновения перцептивного образа. В психологии восприятия он придерживался концепции “бессознательных умозаключений”. Иначе говоря, “восприятие актуального события зависит от приобретенного индивидом опыта, в котором хранятся “первичные способы” восприятия, актуализирующиеся бессознательно для индивида и помогающие нам сохранить постоянство мира”. Другими словами образ восприятия объекта зависит от сличения его с первичным образом, на основе предшествующего опыта причем это происходит у субъекта бессознательно. 2) Русский психолог Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) в своей работе “Деятельность и сознание” указывал, что особое значение в возникновении перцептивного образа играет “чувственная ткань”. Он пишет “ В явлениях сознания мы обнаруживаем прежде всего их чувственную ткань. Эта чувственная ткань и образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или даже только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности и т.д. ……Особая функция чувственных образов в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту… В сознании субъекта чувственная ткань образа может быть представлена двояко: либо как то, в чем существует для субъекта предметное содержание ( и это составляет обычное, “нормальное” явление), либо сама по себе”. Природа психических чувственных образов (восприятия) состоит в их предметности, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей субъекта с внешним предметным миром. Как бы не усложнялись эти связи и реализующие их формы деятельности, чувственные образы сохраняют свою изначальную предметную отнесенность. 3) термином восприятие обозначается также система действий направленных, на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. с чувственно — исследовательская деятельность наблюдения. Сергей Леонтьевич Рубинштейн: “Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит но и рассматривает и всматривается, не только слушает, но и прислушивается, он часто активно выбирает установку, которая обеспечивает адекватное восприятие предмета, воспринимая он таким образом производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание”.


Физиологические основы восприятия: 1) По данным Ф.Блюм и др. — все современные сенсорные системы включают как минимум следующие отделы: а).Детекторы стимула — специализированные рецепторные (чувствительные) нейроны. Б) .Первичный воспринимающий центр, куда сходится информация от группы детекторных блоков (или первичный уровень интеграции). В) Один или большее число вторичных воспринимающих и интегрирующих центров, получающих информацию от вторичных центров. 2) По Павлову И.П. физиологическим механизмом восприятия является “образ системы временных связей, вызываемых совокупным действием предметов, зависящих не от свойств каждого раздражителя, а от своеобразия их связей, “рефлекса на отношение””. 3) Данные современной нейрофизиологии подчеркивают активный избирательный характер восприятий, в формировании которых участвуют так называемые акцепторы действия (аппараты контроля и сличения программ и ожидаемых результатов) и механизмы антиципации (от лат.-“предвосхищение”, представление о предмете, явлении результате действия и т.п., возникающее еще до того как они будут восприняты или осуществлены), обуславливающие коррекцию обратных связей, приносящих регулирующий эффект в любую деятельность ( Функциональная система Петра Кузьмича Анохина). В более сложных нервных системах интегрирующие центры связаны друг с другом. Взаимодействие этих центров и создает “восприятие”. Расстройство одного или нескольких звеньев системы ведет к различным видам психических расстройств.

Виды восприятия – 1)Обнаружение – исходная фаза любого перцептивного процесса, 2) различение – формирование перцептивного образа эталона, 3)идентификация – отождествление воспринимаемого объекта с образом, который хранится в памяти, 4)опознание – сличение и идентификация.

Нарушения восприятия – 1) гиперстезия – повышение чувствительности к обычным внешним раздражителям (физическое или эмоциональное переутомление), 2)гипостезия – снижение чувствительности, 3) агнозия – нарушение узнавания предметов и явлений, 4) галлюцинации – восприятие объектов, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств, 5) псевдогаллюцинации – иллюзии, бред и т.д.

Восприятие

Восприятие — это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В формировании восприятия принимают участие ощущения, двигательные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.


Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме (в подобных случаях говорят, что процесс не является аддитивным). Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознавательных признаков воспринимаемого объекта и построение его копии (модели) в сознании. Результат восприятия — это целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения. Это, однако, не значит, что вместе с целостным образом объекта воспринимаются все его мелкие детали.

Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:

  • стимульная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление образа объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
  • деятельностная, утверждающая, что образ, который человек воспринимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных гипотез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).

Сложность изучения восприятия как познавательного процесса состоит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отражаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия. Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид включился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на восприятие.

Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной-двух составляющих его букв, незнакомое же потребует для этого гораздо больше букв.

Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объекте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание необходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без подключения памяти и мышления. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления признаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти человека, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия решений.

Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрение, слух, обоняние и др.). В частности, существенный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят двигательные компоненты посредством глаз, проговаривания звуков, ощупывания. Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в пространственном положении источника информации.

Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит… словами. Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обговаривает, обозначает их словом.

Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систему активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедеятельности индивида.

Общая характеристика

Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие отличается от ощущений тем, что в нем происходит отражение всей совокупности свойств предмета, и формируется его целостный образ. Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности индивида, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-сенсорной деятельностью мозговых отделов анализаторов.

В основе восприятия лежат два вида нервных связей:

  1. образуемые в пределах одного анализатора;
  2. межанализаторные.

Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов пли явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. При этом один анализатор может быть ведущим, а остальные дополнять восприятие предмета.

Восприятие и действие. Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент, способствующий вычленению объекта из окружающего фона, в виде ощупывания предмета, движения глаз, движения гортани. Поэтому процесс восприятия рассматривают, как перцептивную деятельность субъекта.

Основные свойства восприятия

К основным свойствам восприятия как познавательного психического процесса относятся: предметность, которая выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира: целостность, отражающая факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; структурность, проявляющаяся в том, что человек воспринимает фактически абстрагированную от ощущений обобщенную структуру: осмысленность восприятия, определяющаяся пониманием сущности предмета; константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности, их формы, цвета. Величины при изменении условий восприятия; избирательность проявляется в преимущественном выделении отдельных объектов и зависит от интересов и установок личности.

Восприятие времени и движения, пространства. Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.

Восприятие времени — отражение длительности и последовательности явлений или событий.
Восприятие движений — отражение направления и скорости пространственного существования предметов.

Иллюзии восприятия. Иллюзии проявляются в неадекватном отражении воспринимаемого объекта. Наиболее изученными являются иллюзорные аффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений — так называемые «оптико-геометрические иллюзии», которые заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т. д.). К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном).

44. Восприятие как процесс отражения.

Восприятие
— целостное отражение предметов и
явлений мира при их непосредственном
воздействии на органы чувств.

Когда
мы говорили об ощущениях, то видели, что
их содержание не выходит за пределы
элементарных форм отражения. Однако
реальные процессы отражения внешнего
мира выходят далеко за пределы наиболее
элементарных форм. Человек живет не в
мире изолированных световых или цветовых
пятен, звуков или прикосновений, он
живет в мире вещей, предметов и форм, в
мире сложных ситуаций, т.е. что бы человек
ни воспринимал, он неизменно имеет дело
не с отдельными ощущениями, а с целыми
образами. Отражение этих образов выходит
за пределы изолированных ощущений,
опираясь на совместную работу органов
чувств, синтез отдельных ощущений в
сложные комплексные системы. Этот синтез
может протекать как в пределах одной
модальности (рассматривая картину, мы
объединяем отдельные зрительные
впечатления в целый образ), так и в
пределах нескольких модальностей
(воспринимая апельсин, мы фактически
объединяем зрительные, осязательные,
вкусовые впечатления, присоединяем к
ним и наши знания о нем). Лишь в результате
такого объединения изолированные
ощущения, превращаются в целостное
восприятие
,
переходят от отражения отдельных
признаков к отражению целых предметов
или ситуаций.

Процесс
восприятия

Было
бы глубоко ошибочным думать, что такой
процесс (от относительно простых ощущений
— к сложным восприятиям) является
простым суммированием отдельных ощущений
или, как часто говорили психологи,
результатом простых ассоциаций отдельных
признаков. На самом деле восприятие
(это отражение) целых предметов или
ситуаций гораздо сложнее. Оно требует
выделения из всего комплекса воздействующих
признаков (цвет, форма, осязательные
свойства, вес, вкус и т.п.) основных
ведущих признаков с одновременным
отвлечением (абстракцией) от несущественных.
Он требует объединения группы основных
существенных признаков и сопоставления
воспринятого комплекса признаков с
прежними знаниями о предмете.

При
восприятии знакомых предметов (стакан,
стол) узнавание их происходит очень
быстро — человеку достаточно объединить
два-три воспринимаемых признака, чтобы
прийти к нужному решению. При восприятии
новых или незнакомых предметов узнавание
их гораздо сложнее и протекает в гораздо
более развернутых формах. Полное
восприятие таких предметов возникает
как результат сложной аналитико-синтетической
работы, выделяющей одни существенные
признаки, тормозящей другие, несущественные
и комбинирующей воспринимаемые детали
в одно осмысленное целое.

45.Виды и свойства восприятия.

Восприятие
это психический процесс отражения
совокупности свойств или признаков
объекта, при непосредственном воздействии
раздражителя на органы чувств.

Образ
– результат чувственного отражения и
переработки человеком информации о
свойствах соответствующего предмета
или явления.

Виды
восприятия:

1.
По модальности (5 видов): зрительное,
слуховое, осязательное, обонятельное,
вкусовое.

2.
По содержанию образа восприятия (3 вида):
восприятие пространства, восприятие
времени, восприятие движения.

3.
По отношению образов восприятия к
реальной действительности: внутреннее
и внешнее, субъективное и объективное.

Свойства
восприятия:

1.
Восприятие обладает целостностью

2.
Константность восприятия – свойство
представлять окружающие предметы и
явления в виде более или менее постоянных
образов, не зависимо от условий восприятия
соответствующих им объектов.

3.
Предметность. Человек всегда относит
набор ощущений, связанный с образом, к
вполне определенному предмету или
явлению.

4.
Конструктивность – деятельность,
направленная на формирование образа.

5.
Осмысленность – способность отнести
данный объект к какому-либо классу
объектов

6.
Аперцепция восприятия – формирование
психического образа в связи с прошлым
опытом человека.

восприятие — это… Что такое восприятие?

   ВОСПРИЯТИЕ (с. 131) — психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результате непосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. В отличие от ощущений, которые отражают только отдельные свойства и качества предметов, восприятие целостно и предметно. Результат восприятия — образ предмета.

   Исходная форма познания — ощущение. Восприятие выступает как синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего целостного предмета.

   Поскольку любой предмет как раздражитель является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвуют обычно несколько анализаторов. Таким образом, восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей.

   В зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в Данном акте восприятия, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные (кинестетические) ощущения, хотя последние не всегда отчетливо осознаются. Так, зрительное восприятие помимо собственно зрительных ощущений включает также кинестетические ощущения, возникающие при перемещении глаза. Особенно велика роль кинестетических ощущений в осязательном восприятии. В процессе слухового восприятия активное участие могут принимать слабые движения артикуляционного аппарата. Движения, включенные в акт восприятия, имеют значение в процессе анализа раздражителей, уточнении ощущений, их синтезе в целостный образ предмета.

   Являясь необходимым этапом познания, восприятие всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.

   У человека, владеющего речью, последняя опосредует восприятие, обеспечивая его осмысленность. Участие речи в восприятии создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения.

   Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность и категориальность.

   Предметность восприятия — отнесенность всех полученных с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам, а, например, не к раздражаемым рецепторным поверхностям или структурам мозга, участвующим в обработке информации. Результаты современных экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что младенцы самого раннего возраста воспринимают предметы не как постоянно меняющиеся состояния своих органов чувств, а как нечто независимо от них существующее и противостоящее им во внешнем окружении. Формирование предметности восприятия связано с первыми практическими действиями ребенка, которые имеют предметный характер, направлены на внешние объекты и приспособлены к их особенностям, местоположению и форме. В дальнейшем, когда восприятие выделяется в относительно самостоятельную систему перцептивных действий, практическая деятельность продолжает ставить перед ним те или иные перцептивные задачи и неизбежно требует адекватного, следовательно, предметного отражения действительности.

   Целостность — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. Целостность восприятия рассматривается в психологии как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому миру.

   Константность восприятия — относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменений условий восприятия. Например, величина удаляющегося или приближающегося объекта воспринимается вместе с расстоянием между объектом и субъектом; поэтому восприятие его величины неразрывно связано с восприятием удаленности или наоборот.

   Категориальность восприятия — свойственная высшим формам восприятия расчлененность и обобщенность. Примером может служить речевой слух, основанный, в частности, на выделении фонематических признаков звуков и их отнесении к тем или иным фонетическим категориям.

   Важной особенностью восприятия является его зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и др.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция, обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или одним и тем же человеком в разное время.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо.
С.С. Степанов.
2005.

Ощущение и восприятие | Блог 4brain

ощущение и восприятие

Каждый день мы переживаем огромное количество ощущений: чувствуем запахи, различаем цвета, температуру, яркость света и многое другое. Что это за особенность нашего организма и как при этом функционирует мозг? Чем ощущение отличается от восприятия? И зачем все это нужно знать? В этой статье мы ответим на эти вопросы.

Что такое ощущение

Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны.

Процесс ощущения состоит из трех последовательных этапов:

  1. Сенсорные рецепторы обнаруживают стимулы (раздражители).
  2. Сенсорные стимулы превращаются в электрические импульсы (потенциалы действия), которые должны быть расшифрованы мозгом.
  3. Электрические импульсы движутся по нейронам к определенным частям мозга, где импульсы расшифровываются в информацию (на сцену выходит восприятие).

Например, при прикосновении к мягкой ткани механорецепторы (сенсорные рецепторы на коже) отмечают, что ваша кожа была затронута. Затем эта сенсорная информация превращается в нейронную информацию при помощи процесса, называемого трансдукцией. Далее нейронная информация перемещается по нервным путям в соответствующую часть мозга, где ощущения воспринимаются как прикосновение к ткани.

Здесь стоит оговорить два момента. Первый: несмотря на то, что наше тело переживает ощущения 24 часа в сутки, ощущаем мы в конкретный момент лишь что-то одно (при помощи внимания). Через какое-то время можем вспомнить о других ощущениях, вызвав в памяти соответствующий им опыт. Второй: мы не супергерои, поэтому наш чувственный опыт не в состоянии уловить радиоволны, рентгеновские лучи или микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже. Мы также не можем уловить все запахи вокруг или распробовать и осознать каждую специю в блюде. В этом плане собаки и другие животные значительно нас превосходят.

Многие психологи задавались вопросом «Как измерить интенсивность ощущения?». Ответ до сих пор не нашли, зато выявили пороги:

  1. Абсолютный порог: минимальное количество стимуляции, которое человек может обнаружить в 50% случаев. Это точка, в которой что-то становится ощутимым для наших чувств. Например, самый тихий звук, который мы можем услышать, или малейшее прикосновение, которое можем ощутить. Все, что ниже этого порога, остается незамеченным.
  2. Разностный порог (или просто заметная разница) – минимальная разница, которая должна возникнуть между двумя стимулами для тела, чтобы идентифицировать их как два отдельных ощущения в 50% случаев. Вот пример: вы слышите звук радио в соседней комнате, а затем понимаете, что кто-то добавил звук. Разностный порог – это сумма изменений, необходимых для того, чтобы понять, что произошло изменение. При этом само различие не является абсолютным. Представьте, что вы держите в руке чемодан весом в 5 килограммов. Если добавить 1 килограмм, вы почувствуете разницу. Но если он весит 50 и к нему добавить 1 килограмм, вы это вряд ли заметите. Поэтому нужно говорить о процентном, а не об абсолютном отношении. В первом случае разница составляет 20%, а в другом 2%.
  3. Конечный порог – максимальное количество стимуляции, которое человек может ощущать.

Существует несколько теорий, которые помогут нам лучше разобраться с понятием ощущения.

Теория обнаружения сигналов

Вы наверняка были в переполненном зале, где одновременно разговаривало множество людей. Подобные ситуации могут затруднить концентрацию внимания на каком-то одном стимуле, например, на беседе, которую вы ведете с другом.

Мы часто сталкиваемся с подобной сложной задачей: сосредоточить свое внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающей в органы чувств. Когда мы пытаемся противостоять этому, то сознательно принимаем решение о том, что важно для нас, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное.

Сенсорная адаптация

Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем какие-то запахи или звуки, а затем через время словно перестаем их замечать, и они отходят на задний план? Как только мы приспосабливаемся к духам или тиканью часов, то перестаем их распознавать. Этот процесс называется сенсорной адаптацией: наверное, логика эволюции здесь в том, что если стимул не меняется, то зачем нам его постоянно ощущать?

Зачем и как тренировать ощущения?

Если вы будете тренировать ощущения, то значительно прокачаете память. Как вы, возможно, знаете, лучше всего запоминается та информация, которая связана с органами чувств: например, английские слова нужно написать, сделать яркими, может даже «понюхать». А память, в свою очередь, тесно связана с творческим мышлением. Словом, осознанно ощущая, вы развиваете многие когнитивные навыки.

Есть одно простое, но очень эффективное упражнение. Суть его в том, чтобы выделять по пять минут на тренировку одного из чувств:

  • Зрение: обращайте внимание исключительно на то, что видите. Посмотрите на предмет, его форму, изгибы, блики.
  • Обоняние: откройте холодильник, доставайте по очереди продукты и нюхайте их. Лучше всего это делать, конечно, в одиночестве. Пытайтесь сравнивать запахи, анализировать их. Еще раз напомним: постарайтесь отключить все остальные чувства.
  • Слух: начинайте улавливать все звуки, которые слышите. Сравнивайте их, пытайтесь переключаться с одного на другой.
  • Осязание: касайтесь разных предметов – бумаги, стола, одеяла. Попытайтесь понять разницу в ощущениях, задержитесь в этом моменте.
  • Вкус: пробуйте разные продукты (понемногу). Не проглатывайте сразу, попытайтесь понять все оттенки вкуса. Сравнивайте между собой сорта сыра, хлеба или мяса.

Вы можете спросить: «Почему в повседневной жизни не происходит тренировки ощущений?». Все дело в том, что мы не делаем это сознательно. Ощущение лишь тогда тренируются, если вы обратили на них внимание. Все остальное словно «пропускается мимо ушей».

Что такое восприятие

Теперь выясним, что такое восприятие и попытаемся понять, как и чем оно отличается от ощущения.

Восприятие (перцепция) – чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Если ощущение применяется для того, чтобы обнаружить звуковые волны, то восприятие использует мозг, чтобы интерпретировать звук гитары, например. То, как мы воспринимаем свое окружение – это то, что отличает нас от животных и друг от друга.

Чтобы рассмотреть феномен восприятия, нам нужно поговорить о теориях, которые либо напрямую, либо косвенно с ним связаны.

Принцип гештальта

Немецкое слово «гештальт» примерно переводится как «целое» или «форма», а гештальт-психологи полагают, что целое больше, чем сумма его частей. Согласно теории, чтобы интерпретировать то, что мы получаем при помощи наших чувств, мы пытаемся организовать эту информацию в определенные группы. Это позволяет интерпретировать информацию в будущем без ненужного повторения.

Например, когда вы видите одну точку, то воспринимаете ее как таковую, но когда видите пять точек вместе, то группируете их, говоря «ряд точек». Без такой тенденции наше восприятие этот же ряд будет рассматривать как «точка, точка, точка, точка, точка». При этом сам процесс обработки увеличится примерно в пять раз по времени, а также уменьшает перцептивную способность.

Сохранение постоянства восприятия

Представьте, что если бы каждый раз, когда объект меняется в восприятии, нам приходилось бы полностью его перерабатывать. Например, приближаясь к зданию, с каждым шагом вам приходилось бы переоценивать размер здания, потому что оно становилось больше.

К счастью, этого не происходит. Из-за нашей способности поддерживать постоянство в своем восприятии, мы примерно оцениваем высоту здания, независимо от того, как далеко от него находимся. Перцептивное постоянство относится к нашей способности видеть вещи по-другому, не переосмысливая свойства объекта. Обычно говорят о трех константах: размер, форма, яркость.

Постоянство размеров относится к нашей способности видеть объекты как поддерживающие один и тот же размер, даже на расстоянии. Это справедливо для всех наших чувств. Когда мы отходим от динамика, песня становится мягче. Мы понимаем это и воспринимаем звук примерно таким же громким.

Все видели круглую тарелку. Однако, когда мы смотрим на нее под углом, она больше напоминает эллипс. Постоянство формы позволяет нам воспринимать эту тарелку как круглую, хотя угол, с которого мы смотрим, как кажется, искажает форму.

Постоянство яркости относится к нашей способности распознавать, что цвет остается неизменным независимо от того, как он выглядит при разных уровнях. Эта темно-синяя рубашка, которую вы носили на пляже, внезапно «становится» черной, когда вы заходите в темное помещение. Без постоянства цвета мы будем постоянно переинтерпретировать цвет и будем поражены чудесным преобразованием, которое постоянно «происходит» с нашей одеждой.

Тренировка восприятия

Чтобы тренировать восприятие, нужно в первую очередь осознавать свои чувства и ощущения. А для этого лучше всего подойдет список вопросов. Выпишите их на лист бумаги и задавайте себе несколько раз в день:

  • Насколько адекватно мое восприятие?
  • Много ли сейчас во мне субъективного и эмоциональной пристрастности?
  • Есть ли у меня страх увидеть то, что происходит на самом деле?
  • Как я воспринимаю мир в его движениях, красках, формах и запахах?
  • Сколько информации из органов чувств я могу вобрать в себя одновременно?
  • Мое восприятие целостное?
  • Мое сознание смотрит вглубь или скользит по поверхности?

Ответы на эти вопросы, которые вы будете давать каждый день, существенно изменят ваше отношение к восприятию, а значит, и прокачают его.

Разница между ощущением и восприятием

Это очень схожие понятия, которые, тем не менее, сильно отличаются. Поэтому давайте выясним, в чем именно.

У нас есть пять различных сенсорных органов (в классическом представлении): глаза, нос, уши, язык и кожа. Они ответственны за то, чтобы воспринимать стимулы вокруг. Сигналы, которые мы получаем из окружающей среды, называются ощущениями. Проще говоря, ощущения – это то, что воспринимают наши органы чувств и передают в мозг. Когда мозг получает стимул, он превращает его в чувства, вкус, звук, зрение и запах. В этой связи восприятие можно даже назвать шестым чувством: это то, как мы формируем мнение о чем-то, что происходит вокруг нас.

Восприятие – это абсолютно личный опыт, тогда как ощущения объективны. Нам может быть холодно (ощущение), но мы заставляем себя поверить в то, что нам тепло (восприятие). Восприятие – это концепция психологическая, ощущения – физиологическая.

У двух разных людей могут быть абсолютно противоположное восприятие при одинаковых ощущениях: вкус еды, восприятии шедевра искусства и так далее.

В этой связи хочется вынести один урок: от восприятия зависит ваш уровень счастья и успех в жизни. Не имеет значения, в каких жизненных обстоятельствах вы сейчас находитесь: научитесь воспринимать их так, чтобы они вызывали оптимизм, желание учиться и развиваться. Помните, что когда два человека смотрят сквозь решетку, то один видит грязь, а другой звезды. Мы биологические существа и сильно зависимы от условий жизни, но нам дала невероятная власть – изменять свое восприятие таким образом, чтобы в любой ситуации быть довольным жизнью и счастливым. А может и нарочно вызывать состояние неудовлетворенности, если это мотивирует нас стать лучше.

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов: