Перцептивная и интерактивная стороны общения: Виды сторон общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная

Содержание

Виды сторон общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная

Коммуникативная сторона общения

Рассматривая часть общения, относящуюся к обмену информацией, принято выделять три стороны общения, важнейшей из который является коммуникативная. Значение коммуникации, которая постепенно выделила в отдельную область знания и практики, стремительно взлетает вверх по своей актуальности. Примером может быть одна из развивающихся сфер в этой области — межкультурная коммуникация, анализ массовых коммуникаций и др.

Если обратиться к коммуникативной стороне общения, то имеет смысл выделять несколько элементов, поскольку коммуникация представляет собой не простую передачу от одного источника другому в виде принятия, но и непременное отношение к передаваемой информации. По этой причине было введено понятие интерсубъективного процесса, где большую роль играет значимость информации и ее общий смысл. В целом коммуникации предполагают влияние друг на друга со стороны субъектов коммуникативного акта. Рассматривая коммуникацию, используется понятие кодификации и декодификации. Также здесь определяется понятие коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер.

Коммуникация в психологии также предполагает использование понятий вербальной и невербальной коммуникации. Первая из них характеризуется использование человеческой речи. Она может включать 2 принципа: лексика и синтактика. Вербальная коммуникация сохраняет смысл сообщения, но вербальная сторона коммуникации в определенной мере считается культурно детерминированной.

Если рассматривать речь в форме основного коммуникативного инструмента, то часто речевую коммуникацию рассматривают в соответствии со схемой (рис. 1).

Рисунок 1. Передача и восприятие информации

В процессе говорения коммуникатором кодируется информация, а реципиентом в ходе слушания она декодируется.

Коммуникация в качестве динамического процесса не понимается без ввода понятия «обратная связь», которая представляет собой сообщение, возникающее в ответ на сообщение другого (рис. 2).

Рисунок 2. Схема диалога

Невербальная коммуникация в качестве аспекта общения использует другие системы знаков, помимо речи. Можно выделить несколько схем невербальной коммуникации:

  1. Оптико-кинетическую систему в виде жестов, мимики, пантомимики. РАзвитие этой сферы происходит в рамках кинесики.
  2. Пара- и экстралингвистическую схему, которые дополняют вербальную коммуникацию, используя в своем анализе качество голоса, диапазон, тон, а также паузы, темп говорения, смех и др.
  3. Организацию пространства и времени коммуникации в виде процесса, как контекстную знаковую систему, определяемую местоположением коммуницирующих субъектов. В общем виде проксемику задают пространственной характеристикой общения.
  4. Визуальный контакт, который относится к влиянию контакта глаз в коммуникации.

Коммуникация, которая определяется в качестве передачи информации, можно рассматривать через изменение установок с помощью передачи информации. Важно отметить, что структура и цель сообщения являются культурно детерминированными.

Интерактивная сторона общения

Еще одна сторона общения представлена интерактивной. Она понимает взаимодействие в виде общения, которое связано с организацией совместной деятельности.

Межличностное общение включает его инструментально-технологическую сторону, при этом взаимодействие участников концентрируется на соотнесении цели каждой из сторон и организацию их достижения в ходе общения.

Нужна помощь преподавателя?

Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Общение, понимаемое как взаимодействие, дает возможность определить 3 компонента обмена действиями.

  1. Учет планов, включая сопоставление их с собственными.
  2. Анализ вклад, который осуществляют участники взаимодействия.
  3. Осмысление степени включенности всех партнеров общения.

Взаимодействие также можно рассматривать в виде совокупности актов в контексте абстрактной схемы. Такая схема состоит из деятеля, другого, норм, ценностей и ситуации.

Максимально иллюстративно понятие взаимодействия в виде стороны общения рассмотрел транзактный анализ Эрика Берна. В нем каждый участник взаимодействия способен занимать одну из следующих позиции по выбору: родителя (с интенцией «Надо!»), взрослого (с интенциями «Хочу!» и «Надо!») и ребенка (с интенцией «Хочу!»). Классическая схема представлена на рис. 3

При описании трансактного анализ, который выражен в схемах, необходимо пояснить, что в самых простейших транзакциях как стимул, так и реакция исходят со стороны позиции Взрослого. Другими словами, за стимулом следует уместная, ожидаемая и естественная реакция. Тем не менее, в силу различных обстоятельств, которые обусловлены особенностями личности или культуры, ясность коммуникации часто нарушается. По этой причине возникают коммуникативные сложности или особенности. В полной мере транзактный анализ приведен в классическом труде Эрика Берна «Игры, в которые играют люди».

Рисунок 3. Дополнительные транзакции

Интеракция рассматривает различные типы взаимодействий.

  1. Кооперацию в виде координированных действий разных сил участников, рассматриваемых в качестве необходимого фактора совместной деятельности.
  2. Конкуренцию в виде негативного типа взаимодействия при вероятном продуктивном типе конкуренции, характеризующемся возникновением созидательной мотивации. Можно выделить несколько типов: соревнование, соперничество, конфронтация.
  3. Конфликт, представляющий собой тип интеракции, где происходит выявление разнонаправленных и противоположных тенденций участников взаимодействия.

На практике транзактный анализ используется различными психотерапевтическими практиками (гештальт подход, экзистенциальные практики). Основная гипотеза здесь представлена высокой ролевой детерминированностью в человеческих взаимоотношениях. От подобной зависимости человеческое поведение тонко регулируется сложной сетью взаимоотношений.

Замечание 1

Соответствующие стороны интеракции рассматривались теоретическими воззрениями символического интеракционизма. В них личность при осознании себя формируется в совместных действиях с другой личностью.

Перцептивная сторона общения

Третья сторона общения представлена перцептивной стороной, понимаемой в качестве процесса, который проявляется при межчеловеческом взаимодействии с помощью естественного общения. Оно протекает в форме восприятия и понимания одним человеком других людей.

Здесь важно упомянуть ключевые вопросы, проявленные в проблеме социальной перцепции: возрастную, половую, профессиональную особенность социальной перцепции, условия и факторы, воздействующие на адекватную и точную оценку одним человеком другого, закономерности формирование первого впечатления, влияния на данные процессы общего опыта, характеристик взаимоотношений, самооценки и личных качеств взаимодействующих индивидов.

Замечание 2

Исследователи выявили, что на специфику социальной перцепции может оказывать влияние возраст и установки об объекте.

Рассматривая социальное восприятие вообще и межличностное восприятие в частности, нельзя не упомянуть о так называемых эффектах:

  1. Установки. Эффект используют для создания первого впечатления об объектах. Очень ярко подобный эффект отражен в документальном фильме Ф. Соболева «Я и другие» (1971) об экспериментальных исследованиях В. С. Мухиной.
  2. Ореол. Здесь предварительную информацию переносят на реальное восприятие человека.
  3. Первичность и новизна, состоящие в особенностях восприятия в соответствии с последовательностью предъявления информации об объектах.
  4. Стереотипизация, основанная на суждении об объекте, сформированном на основе ограниченной информации, при этом часто возникает в отношении групповой принадлежности субъекта.

Замечание 3

В рамках межличностного восприятия рассмотрению подлежит и феномен межличностной аттракции. Здесь формируются разные уровни аттракции, включая симпатию, дружбу, любовь. Операционально подобный феномен можно исследовать с помощью метода социометрии Дж. Морено.

40.2. Три стороны общения. Функции общения

 
Опорные слова к вопросу №40 — здесь

В наиболее обобщенных классификациях (Галина Михайловна Андреева) выделяется три стороны общения:

  • Коммуникативная (передача информации), общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.
  • Интерактивная (взаимодействие). Вторая сторона общения состоит в обмене не только словами, но и действиями, поступками. Производя расчет у кассы универмага, покупатель и продавец общаются даже в том случае, если ни один из них не произносит ни слова: покупатель вручает кассиру товарный чек на отобранную покупку и деньги, продавец выбивает чек и отсчитывает сдачу.
  • Перцептивная (взаимовосприятие). Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога, профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность, наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачам воспитания, т. е. осуществлять полноценное педагогическое общение.

Близкая классификация предлагается в работах Бориса Федоровича Ломова:

  • информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема и передачи информации,
  • регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности,
  • аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

А. А. Брудный выделяет в качестве основной рабочей функции:

  • инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда,
  • синдикативную функцию, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп;
  • трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев;
  • функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания. Эта функция особенно характерна для творческих личностей.

По критерию «цель общения» выделяется 8 функций общения (Л. А Карпенко):

  • контактная, цель которой — установление контакта как состояния обоюдной готовности к приёму и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности,
  • информационная, цель которой — обмен сообщениями, т. е прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и т. д,
  • побудительная, цель которой — стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий,
  • координационная, цель которой — взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности,
  • понимания, цель которой — не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т. д.,
  • амотивная, цель которой — возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний,
  • установления отношений, цель которой — осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей того сообщества, где предстоит действовать индивиду,
  • оказания влияния, цель которой — изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т. д.

Отечественная психология исходит из принципа неразрывного единства общения и деятельности, в то время как в западных социально-психологических системах описывается обычно какая-либо одна сторона общения и контакт между людьми сводится либо к обмену информацией, либо к взаимодействию, либо к процессу межличностной перцепции. Причём связь этих сторон с совместной деятельностью практически не исследуется.

 

Перцептивная сторона общения

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Перцепция социальная — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер.

Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных(казуальная атрибуция)

Механизмы перцептивной стороны общения:

Идентификация — предположение о внутренним мире партнера, на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — сочуствие, сопереживание партнера- это эмоциональный отклик на проблемы другого человека, понимание внутреннего мира партнера.

Рефлексия — предполагает осознание индивида, того как он воспринимается и понимается партнером.
Стереотип — упрощенное или искаженное представление, которое складывается у человека, под влиянием существующих в обществе мнений.

Антропологические стереотипы — стереотипы внешности.

Социальные стереотипы — профессиональные и статусно-ролевые предположения о психологических качествах личности.

Эмоционально эстетические стереотипы — суждения о психологических качествах, дается на основе физиологической привлекательности.

Проекция — это механизм который проявляется в сознательном или не осознаном наделении другого человека качествами присущих самому субъекту.

Казуальная атрибуция — предписавание причин. Механизм объяснения причин поведения другого человека руководствуясь своими наблюдениями.

Обратная связь в общении.

Общение — не может быть сведено к простой передаче информации. Для того чтобы быть успешным, оно обязательно предполагает обратную связь — получение субъектом информации о результатах взаимодействия. Отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонации выступают как носители информации, которую следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя. Часто достаточно полное представление о восприятии субъекта дают его поступки.

При межличностном взаимодействии важно быть открытым и искренним. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в своих отношениях с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Обратная связь — это еще и сообщение другому человеку, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение. Для того чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обладать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

3.2. Перцептивная сторона общения. Социальная психология

3. 2. Перцептивная сторона общения

Термин «перцепция» означает «восприятие» (от лат. Perceptio – восприятие). В социальной психологии обычно используют понятие «социальная перцепция». Под которой понимают – восприятие, понимание и оценку людьми других людей, самих себя, групп и т. п. Термин социальная перцепция был введен американским психологом Дж. Брунером. Назвав восприятие социальным, Брунер обратил внимание на то, что существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические

механизмы восприятия. Проведя серию экспериментов, Дж. Брунер показал, что восприятие предметов и других людей зависит как от личностных особенностей, так и от социокультурных факторов. Так в одном из экспериментов детям предлагалось сравнить размеры монет с эталонами, оказалось, что дети из бедных семей воспринимали размеры монет больше их реальных размеров, а дети из богатых – наоборот, меньше.

Исследуя восприятие людей, Дж. Брунер установил, что определенной деформации подвергаются и образы людей. Чем выше социальный статус, тем более высокими воспринимаются люди. Из этого можно сделать следующее предположение: общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в процессе восприятия. Таким образом, перцептивная сторона общения заключается в восприятии внешних признаков собеседника и в соотнесении их с его личностными характеристиками, в интерпретации и прогнозировании на этой основе поступков человека. Исходя из сложившегося образа партнера по общению происходит обдумывание стратегии собственного поведения. Следует особо отметить, что образ необязательно соответствует реальности, достаточно того, чтобы он (образ) принимался за нее.


В основе восприятия незнакомых людей и, людей с которыми имеются определенные отношения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае основным психологическим механизмом восприятия является процесс социальной стереотипизации. Социальный стереотип (от греч. Stereos – твердый и tupos – отпечаток) – относительно устойчивый, упрощенный образ социального объекта, в качестве которого может выступать: группа, человек, явление и т.  п. Социальные стереотипы складываются в условиях дефицита информации, как результат обобщения личного опыта человека, часто носят предвзятый характер. Для социальных стереотипов свойственна однозначность, то есть они делят мир на две основные категории: «знакомое» и «незнакомое». Часто «знакомое» становится синонимом «хорошего», а «незнакомое» – «плохого». Таким образом, стереотипы несут в себе оценочный элемент [19].

Как правило, социальные стереотипы являются порождением определенной группы людей, и отдельные люди пользуются ими в том случае, если принадлежат или относят себя к этой же группе. Односторонность в подборе черт для определенного стереотипа зависит от интересов и ценностей социальной группы. Для каждой социальной группы социальные стереотипы представляют обобщение опыта этой группы в отношении социально – значимых объектов, процессов, явлений, типов людей.

Отечественным психологом Бодалевым А.А. был проведен эксперимент, целью которого было изучение влияния социальных стереотипов на восприятие и оценку людей.

В ходе эксперимента группе взрослых испытуемых были показаны несколько фотографий. Участники эксперимента, видевшие каждую фотографию в течение пяти секунд, должны были воссоздать образ человека, которого они только что видели. Показу фотографий предшествовала инструкция, способствовавшая созданию определенного стереотипа. Например, экспериментатор говорил: «Сейчас вы увидите фотографию преступника» или «портрет героя». Испытуемые дали следующие портретные характеристики молодому человеку, изображенному на фотографии: «Этот зверюга понять что-то хочет. Умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед» (установка на стереотип «преступник»). «Молодой человек лет 25–30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклочены, небрит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой, какой-то схватки» (установка на стереотип «герой»).

Такая полярность суждений об одном и том же человеке, объясняется тем, что фотография сама по себе малоинформативна и участникам эксперимента приходится воспроизводить признаки предложенного стереотипа.

Для социальных стереотипов свойственна высокая стойкость. Порой они передаются от поколения к поколению по наследству, даже если далеки от реальности.

Чем дальше человек находится от социального объекта, тем в большей мере попадает под влияние коллективного опыта и, следовательно, тем резче и грубее социальный стереотип. Ограниченность личного опыта и невозможность самостоятельной проверки поступающей информации о тех или иных социальных явлениях создают возможности для манипулирования социальными стереотипами. Например, средства массовой информации могут использовать приемы формирования общественного мнения – формирования «нужных» социальных стереотипов. Стереотипы могут активно использоваться при оценке групповой, национальной, профессиональной, половой, возрастной принадлежности человека.

В общении формирование стереотипов может осуществляться с помощью ряда способов. Например, навешивание ярлыков: человека «подгоняют» под определенный стереотип «демагог», «бабник» и т. д. Формированию социальных стереотипов способствует апелляция к большинству «вся группа считает, что…».

Формирование стереотипов в общении может происходить под влиянием следующих факторов: превосходства, привлекательности, отношения к нам.

Фактор превосходства чаще всего проявляется в ситуации неравенства партнеров по общению в той или иной сфере: социальной, интеллектуальной и др. Проявляется в том, что человек склонен переоценивать различные качества тех людей, которые превосходят его в чем-то по какому-то существенному для него параметру. И наоборот, если человек общается с людьми, которых он в чем-то превосходит, по его мнению, он склонен недооценивать своих партнеров.

Фактор привлекательности выражает зависимость восприятия от чувства симпатии или антипатии по отношению к воспринимаемому человеку. Как показали результаты экспериментов, привлекательные люди воспринимаются как более уверенные, счастливые, искренние, энергичные, любезные. Если человек оценивается как непривлекательный, то и остальные его качества недооцениваются.

Привлекательность нельзя считать исключительно индивидуальным впечатлением. Она носит социальный характер, может варьироваться у разных народов, изменяться с течением времени. По этой причине Привлекательность надо искать не только в том или ином разрезе глаз, цвете волос, фигуре, а в социальном значении признака человека.

Фактор отношения к нам проявляется в том, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются лучше тех, кто к нам относится плохо. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Правило имеет и обратную силу: чем выше оценивается другой человек, тем большее сходство его взглядов с собственными ожидается.

Формирование представления о человеке на основе первого впечатления может привести к неадекватному общению в дальнейшем. В постоянном и длительном общении первое впечатление не позволяет достаточно объективно понять эмоциональное состояние, намерения, отношения к нам другого человека.

В межличностном общении восприятие и понимание осуществляются за счет таких механизмов, как: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция.

Идентификация (от лат. Identifigare – отождествлять). В социальной психологии идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности. Через идентификацию дети усваивают нормы поведения, эмоциональные состояния, мораль значимых окружающих, используя их в качестве эталона. Важной особенностью процесса идентификации является то, что на первых порах он происходит независимо от сознания ребенка и не контролируется в полной мере родителями и воспитателями. Данное обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за качество их личности.


Идентификация позволяет одному человеку «поставить» себя на место другого. Что проявляется в виде погружения, перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и позволяет усваивать личностные смыслы этого человека.

Идентификация может иметь двойное воздействие на развитие личности: с одной стороны, формирует способность к установлению положительных отношений с людьми, с другой – может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального.

Противоположностью идентификации является обособление (индивидуализация). Обособление дает возможность общающимся сохранить свою индивидуальность. Через обособление развиваются ответственность и самостоятельность, вместе с тем, обособление может привести к эмоциональной холодности.

Очень близка к идентификации – эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание). Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека. Отличительной особенностью эмпатии от других механизмов познания является низкий уровень рефлексии. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Способность к эмпатии не является постоянной, как правило, она возрастает с увеличением жизненного опыта. Реализация эмпатии предполагает принятие партнера по общению в качестве безусловной ценности. Следует отметить, что эмпатическое понимание составляет тяжелую нагрузку для психики.

На развитие эмпатии большое влияние оказывают детско-родителъские отношения. Очень важно удовлетворение ребенка в эмоциональном контакте. Например, согласно данным английских и американских психологов в семьях, где родители поощряют выражение эмоций у своих детей, понимают их чувства, принимают участие в их делах, проявляют максимум доверия, тепла и любви, разъясняют им нравственные нормы, воспитывают моральные чувства, дети отличаются высоким уровнем развития эмпатии. И наоборот, ребенок, не получающий в семье удовлетворения потребности в самоутверждении, характеризуется низкой способностью к сочувствию и эмпатии [12].

Аттракция (от фр. attraction – привлечение, притяжение) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Понимание партнера по общению возникает в результате появления привязанности к нему, дружеского или интимноличностного отношения.

Формирование аттракции происходит следующим образом. Всякий сигнал, поступающий к человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а может сохраниться, в зависимости от его значимости и эмоционального заряда. Эмоционально значимый сигнал, «минуя» сознание, остается в сфере бессознательного. В этом случае человек, оценивая свое отношение к другому человеку, констатирует, что общение было приятным, а собеседник – человек к себе располагающий.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению. Рефлексия это уже не просто познание другого, но знание того, как другой понимает меня.

Сложный процесс рефлексии как механизм общения был описан Дж. Холмсом в конце XIX века. Дж. Холмс, исследуя общение двух субъектов, показал, что в ситуации общения существуют шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов.

Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию, добавив четвертую позицию. Рассмотрим схему рефлексии более подробно.

Есть два человека, которые общаются между собой. Обозначим их как А1 и Б1. У каждого из них есть представления о самом себе. У А1 – А2 и у Б1 – Б2 соответственно. Далее, имеются представления о другом у А1 – БЗ и у Б1 – A3.

Общение протекает следующим образом: А в качестве А2, обращается к Б в качестве БЗ. В свою очередь Б в качестве Б2 реагирует на А в качестве A3.

Близость А2, A3, Б2, БЗ к реальным А1 и Б1 в принципе неизвестна, так ни А, ни Б не знают, что есть не совпадающие с реальностью А2, A3, Б2, БЗ.

Успех в общении будет максимальным при минимальном разрыве в линиях А1 – А2 – A3 и Б1 – Б2 – БЗ.

Уменьшение разрыва между позициями происходит в результате возникновения адекватного рефлексивного процесса, А4 или Б4 – знание того, как воспринимает партнер по общению. Данное знание обеспечивает формирование более реалистичного образа собственного «Я». (А2 и Б2) и более критическую оценку другого. (A3 и БЗ). Если А1 имеет неверное представление о себе – А2, о другом БЗ, и о том, как его воспринимает партнер – А4, то взаимопонимание будет вряд ли возможно.

Неразвитость рефлексии является причиной такого явления как проецирование. Суть данного явления заключается в том, что один участник общения приписывает другому такие же качества, которые присущи ему самому, а в действительности данные качества отсутствуют. Исследования, целью которых было изучение проецирования в педагогическом общении, показали, что тенденция к проецированию в большей мере характерна для тех учителей, которые не пытаются расширить свои знания об учащихся, наблюдая их в разных ситуациях. Чтобы ни проецировать, необходима открытость к действительным достоинствам и недостаткам как других людей, так и к своим собственным.

Каузальная атрибуция (от лат. causalis – причинность и attributio – приписывание) – интерпретация одним человеком причин и мотивов поведения других людей. В ходе общения люди не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, а стремятся к выяснению причин поведения других людей. Так как информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и приписывает их наблюдаемому человеку.

У каждого человека есть свои схемы причинности, то есть привычные объяснения своего и чужого поведения. Можно выделить личностную, обстоятельную и стимульную атрибуцию. При личностной атрибуции – причины произошедшего приписываются конкретному человеку. В случае преобладания обстоятельной атрибуции причина произошедшего приписывается обстоятельствам. При стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие, или в самом себе.


При изучении процесса каузальной атрибуции выявлен ряд закономерностей. Так, причину успеха люди чаще приписывают себе, а причину неудачи – обстоятельствам. Характер приписывания зависит также от меры участия человека в обсуждаемом событии. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося люди склонны переходить от обстоятельной и стимульной атрибуции к личностной. То есть искать причину случившегося в осознанных действиях личности.

Подводя итог разговору о механизмах социальной перцепции, можно констатировать следующее: между общением и пониманием существует сложная и многофункциональная связь. Понимание людьми друг друга невозможно без общения. Понимая или не понимая друг друга, люди вырабатывают определенную стратегию и тактику поведения. Поэтому достижение взаимопонимания способствует выполнению совместной деятельности, соответственно отсутствие понимания – препятствует достижению целей общения.







Данный текст является ознакомительным фрагментом.




Продолжение на ЛитРес








Психологические аспекты общения (коммуникативная, перцептивная интерактивная стороны общения)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ГУМЕНЮК ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

ОГСЭ.02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Тема: Психологические аспекты общения (коммуникативная, перцептивная

интерактивная стороны общения)

Задание. Смоделируйте правила общения воспитателя с родителями на основе ведущей репрезентативной системы собеседника

Формируемые компетенции:

У 1. Применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

У 2. Использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнёрами

1. применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности

(коммуникабельность, невербальная коммуникация, грамотная речь, чувство юмора, позитивный настрой, деловая этика, уверенность в себе и др.)

Действия: отработка техники речи, апробирование разных форм и способов представления информации (вербально и невербально) (практические упражнения)

2. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения (гибкость, принятие критики, умение работать в команде, выступать на публике, самопрезентация, умение слушать и др.)

Действия: осуществление самоконтроля в процессе общения (поведения и речи),

Волевые компетенции

1. применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности

(методичность, целеустремленность, организованность, работоспособность, терпеливость, энергичность)

Действия: осуществление выбора оптимальных методов, средств общения в разных ситуациях (практические упражнения)

2. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения (стрессоустойчивость, управление временем, пунктуальность, самостоятельность, умение работать под давлением и др.)

Действия: моделирование алгоритма своего поведения в процессе общения (в различных ситуациях)

Лидерские компетенции

1. применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности

(умение стратегически планировать, дипломатия, наставничество, ведение сложных переговоров, умение мотивировать, ответственность и др.)

Действия: организация на выполнение упражнений и заданий в рамках практических занятий

2. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

(умение контролировать работу, убедительность, умение управлять в кризисной ситуации, умение принимать решения и др.)

Действия: решение ситуативных задач, ведение дневника самонаблюдения

Интеллектуальные компетенции

1. применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности

(аналитический склад ума, критическое мышление, наблюдательность, внимание к деталям, умение видеть картину целиком и др.)

Действия: анализ информации, ситуаций общения, составление алгоритмов действий

2. использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

(умение писать отчеты и доклады, умение анализировать информацию, постоянное саморазвитие, критическое мышление и др.)

Средства, обеспечивающие качественное выполнение заданий: 3 ноутбука, Wi Fi, карточки- задания, листы самооценки, ручки, тетради, фотографии.

Содержание и порядок выполнения задания:

Подгруппа 1

Инструкция: внимательно прочитайте задание, выполните обсуждение в своей подгруппе, сформулируйте и зафиксируйте выводы в тетради, презентуйте результат задания.

Время выполнения: 5 минут, представление 2 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

1. Коммуникативная сторона общения (актуализация норм и правил речевого этикета, профессиональной этики; нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях)

1.1. Обоснуйте, какими из перечисленных правил вы стали бы руководствоваться в общении и почему?

· Основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд общения с ним.

· Если вам сделали комплимент, необходимо тут же его вернуть.

· Для того чтобы люди захотели с вами общаться, вы сами должны этого хотеть и собеседники должны это видеть.

2. Перцептивная сторона общения

Время выполнения: 5 минут, представление 2 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

2.1. Выполните упражнение «Угадай профессию» (определение источников социального познания, особенности восприятия другого человека)

Инструкция: «Определите примерную профессию человека, изображенного на фотографии», запишите в тетрадь основные признаки определения вами принадлежности человека к определенной профессии, сформулируйте и зафиксируйте выводы в тетради, презентуйте результат задания.

Обсуждение. На какие признаки вы ориентировались при определении профессионального статуса человека?

Что помогало вам выдвигать правильные предположения?

Что мешало?

Насколько верным и эффективным может быть общее впечатление от человеке?

Какие факторы влияют на наше восприятие другого человека?

3. Интерактивная сторона общения

Время выполнения: 6 минут, представление 1 минута, ответы на вопросы 3 минуты

Инструкция: составить беседу, ориентируясь на предложенную тему и аудиторию слушателей.

3.1. Смоделируйте беседу с детьми ориентированную на аудиальную репрезентативную систему восприятия по сказке «Колобок» (5-7 вопросов)

3.2. Смоделируйте правила воспитателя (5-7 положений) для организации взаимодействия с родителями (кинестетическая репрезентативная система) на тему «Ремонт в детском саду»

4. Заполнить листы самооценки (по 5-ти балльной системе) — 1 мин

  1. правильность выполнения заданий практической работы;

  2. самостоятельность во время занятия;

  3. умение держаться перед аудиторией;

  4. культура речи, дикция.

5. взаимодействия со студентами.

Подгруппа 2

Инструкция: внимательно прочитайте задание, выполните обсуждение в своей подгруппе, сформулируйте и зафиксируйте выводы в тетради, презентуйте результат задания.

Время выполнения: 5 минут, представление 2 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

1. Коммуникативная сторона общения (актуализация норм и правил речевого этикета, профессиональной этики; нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях)

1.1. Обоснуйте, какими из перечисленных правил вы стали бы руководствоваться в общении и почему?

· Говорите с другим человеком о себе, и он будет слушать вас часами.

· Улыбка ничего не стоит, но она много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом того, кто ею одаривает. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.

· В разговоре как можно реже нужно упоминать имя собеседника.

2. Перцептивная сторона общения

Время выполнения: 5 минут, представление 2 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

2.1. Выполните упражнение «Угадай профессию» (определение источников социального познания, особенности восприятия другого человека)

Инструкция: «Определите примерную профессию человека, изображенного на фотографии», запишите в тетрадь основные признаки определения вами принадлежности человека к определенной профессии, сформулируйте и зафиксируйте выводы в тетради, презентуйте результат задания.

Обсуждение. На какие признаки вы ориентировались при определении профессионального статуса человека?

Что помогало вам выдвигать правильные предположения?

Что мешало?

Насколько верным и эффективным может быть общее впечатление от человеке?

Какие факторы влияют на наше восприятие другого человека?

3. Интерактивная сторона общения

Время выполнения: 6 минут, представление 1 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

Инструкция: составить беседу, ориентируясь на предложенную тему и аудиторию слушателей.

3.1. Смоделируйте беседу с детьми ориентированную на кинестетическую репрезентативную систему восприятия по сказке «Колобок» (5-7 вопросов)

3.2. Смоделируйте правила воспитателя (5-7 положений) для организации взаимодействия с родителями (визуальная репрезентативная система) на тему «Ремонт в детском саду»

4. Заполнить листы самооценки (по 5-ти балльной системе) — 1 мин

  1. правильность выполнения заданий практической работы;

  2. самостоятельность во время занятия;

  3. умение держаться перед аудиторией;

  4. культура речи, дикция.

  5. взаимодействия со студентами.

Подгруппа 3

Инструкция: внимательно прочитайте задание, выполните обсуждение в своей подгруппе, сформулируйте и зафиксируйте выводы в тетради, презентуйте результат задания.

Время выполнения: 5 минут, представление 2 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

1. Коммуникативная сторона общения (актуализация норм и правил речевого этикета, профессиональной этики; нахождение продуктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях)

1.1. Обоснуйте, какими из перечисленных правил вы стали бы руководствоваться в общении и почему?

· Улыбка ничего не стоит, но она много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом того, кто ею одаривает. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без неё, и нет такого бедняка, который не стал бы от неё богаче. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.

· В разговоре как можно реже нужно упоминать имя собеседника.

· В разговоре надо стремиться как можно более искренне внушать собеседнику сознание его значительности.

2. Перцептивная сторона общения

Время выполнения: 5 минут, представление 2 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

2.1. Выполните упражнение «Угадай профессию» (определение источников социального познания, особенности восприятия другого человека)

Инструкция: «Определите примерную профессию человека, изображенного на фотографии», запишите в тетрадь основные признаки определения вами принадлежности человека к определенной профессии, сформулируйте и зафиксируйте выводы в тетради, презентуйте результат задания.

Обсуждение. На какие признаки вы ориентировались при определении профессионального статуса человека?

Что помогало вам выдвигать правильные предположения?

Что мешало?

Насколько верным и эффективным может быть общее впечатление от человеке?

Какие факторы влияют на наше восприятие другого человека?

3. Интерактивная сторона общения

Время выполнения: 6 минут, представление 1 минуты, ответы на вопросы 3 минуты

Инструкция: составить беседу, ориентируясь на предложенную тему и аудиторию слушателей.

3.1. Смоделируйте беседу с детьми ориентированную на визуальную репрезентативную систему восприятия по сказке «Колобок» (5-7 вопросов)

3.2. Смоделируйте правила воспитателя (5-7 положений) для организации взаимодействия с родителями (аудиальная репрезентативная система) на тему «Ремонт в детском саду»

4. Заполнить листы самооценки (по 5-ти балльной системе) — 1 мин

  1. правильность выполнения заданий практической работы;

  2. самостоятельность во время занятия;

  3. умение держаться перед аудиторией;

  4. культура речи, дикция.

  5. взаимодействия со студентами.

Рефлексия

1. Насколько сформированы умения и навыки, необходимые для организации общения с разными категориями людей;

(Чему научились в ходе выполнения упражнений? Обнаружились ли проблемные зоны в общении и взаимодействии в процессе выполнения заданий? Какие знания и умения необходимы для решения увиденных проблем?)

2. Степень воспитательного воздействия на студентов

Требования к результату: сформулированы четкие выводы по результатам выполнения заданий и правила общения воспитателя с родителями (на основе ведущей репрезентативной системы)

— соответствуют цели задания;

— сформулированы в соответствии с заданной темой;

— объем соответствует заданию;

— соблюдено время выполнения и представления результатов.

Форма представления: устная

Стороны общения. Тема 3 — презентация онлайн

1. Тема 3. Стороны общения

2. 3 стороны общения:

• 1) Коммуникативная сторона – обмен информацией.
Важна единая или схожая система кодирования
информации, говорить на одном языке.
• 2) Интерактивная сторона – согласованность,
понимание, влияние на мысли и чувства, организация
деятельности.
• 3) Перцептивная сторона – процесс восприятия друг
друга, взаимное изучение и оценка. Восприятие
внешнего облика, действий и их истолкование.
Взаимная социальная перцепция при общении очень
субъективна, что проявляется в не всегда правильном
понимании целей партнера по общению, его мотивов,
отношений, установок на взаимодействие и др.

3. Элементы коммуникации

Отправитель информации.
Сообщение – собственно информация.
Канал – средство передачи информации.
Получатель информации.

4. 5 этапов процесса коммуникации

1 этап – начало обмена информацией, когда отправитель
должен ясно представлять что именно и с какой целью
он передает, и какую ответную реакцию хочет получить.
2 этап – воплощение идеи в слова или символы, выбор
средств.
3 этап – передача информации через выбранный канал
связи.
4 этап – получатель переводит вербальное или
невербальное сообщение в свои мысли –
декодирование.
5 этап – обратная связь.
— На всех этапах могут существовать помехи,
искажающие смысл сообщения.

5. Схема коммуникации

6. 4 стороны сообщения

Существо дела.
Содержание сообщения.
Личностное отношение
Обмен информацией.
— Эффективной коммуникация будет при условии
правильного расшифрования всех сторон
получателем сообщения.
— Если он не способен на это или реагирует только
на одну сторону, возникает непонимание.

7. Функции коммуникации

Наименование
функции
Описание функции
1) Контактная
Установление и поддержание контакта как состояния обоюдной
готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию
взаимосвязи.
2)Информативная
Обмен сообщениями (передача и прием истинных или ложных
сведений).
3)Интерактивная
(побудительная)
Стимуляция партнера к выполнению тех или иных действий;
организация взаимодействия между людьми.
4)Прагматическая
Взаимное ориентирование и согласование действий при
совместной деятельности.
5)Экспрессивная
Возбуждение в партнере нужных эмоциональных
переживаний и изменение своих.
6) Установление
отношений
Осознание и фиксирование места человека в системе
социальных связей.
7) Социальная
Формирует и развивает культурные навыки взаимоотношений
людей; Формирует мнения, мировоззрение, реакции на события

9. Средства общения:

• Вербальные.
• Невербальные.
• слова-7%,
• интонация- 40%,
• неречевые средства- 53%

11. Вербальные (письменные и устные языковые средства).

Речь – общая система передачи информации,
одна из высших психических функций.
Язык – система знаков, передающих
информацию.
Язык – знаковая система осмысленных
высказываний. Знак обозначает предмет
или явление, и понятен всем носителям
языка, имеет одно значение для всех.
Функции речи:
• 1.Средство общения (передача информации,
выражение эмоций и чувств, побуждение к
действиям).
• 2.Средство мышления, памяти, воображения,
восприятия (обозначение предметов и
явлений словами, определение предметов в
группу, обобщение).
• 3.Средство накопления , передачи и усвоения
общественно-исторического опыта.

14. Невербальные (усиливают, дополняют или опровергают фразу):

• -Интонация – эмоциональная
выразительность, способная придавать
разный смысл одной и той же фразе.
• -Громкость голоса.
• -Темп речи.
• — Высота голоса.
• -Паузы.

-Мимика.
-Жесты.
-Поза.
-Телодвижение.
-Взгляд.
-Одежда, украшения, внешний вид,
аксессуары, татуировки (статус, роль,
профессия).
Расстояние:
• -интимная зона (15-45 см). Допускаются лишь
близкие, доверие, нарушение ведет к выбросу
адреналина.
• -личная (45-120 см). Обыденная беседа с
друзьями и коллегами.
• -социальная зона (120-400 см). Официальные
встречи с теми, кто незнаком.
• -публичная зона (б.400 см). Общение с
большой группой.

-Походка.
-Тактильная коммуникация.
-Покашливания, смех.
-Опоздания.

21. Общение как взаимодействие

Ориентации в процессе взаимодействия:
• Ориентация на контроль – стремление
управлять ситуацией и поведением других,
которое сочетается с желанием
доминировать во взаимодействии.
• Ориентация на понимание – стремление
понять ситуацию и поведение других.
Желание сотрудничать и улучшить
взаимодействие.
Установки и эффекты восприятия
социальных объектов.
Их влияние на процесс общения.

23. Эффект «первичности»

• Проявляется по отношению к незнакомому
человеку.
• Наиболее значимой для формирования
впечатления о незнакомом человеке
оказывается первая информация о нем.

24. Эффект «новизны»

• Проявляется в ситуации восприятия
знакомого человека.
• Для формирования образа уже знакомого
человека значимой оказывается последняя
(новая) информация о нем.

25. Эффект «ореола»

• Информация получаемая о человеке
накладывается на тот образ, который уже
был создан ранее. Этот раннее созданный
образ – ореол – мешает видеть реальные
черты.
• Закоренелый преступник или крупный
ученый.

26. Эффект «проекции»

• Приписывание своих достоинств приятным
людям и своих недостатков – неприятным.

27. Эффект «стереотип»

• Восприятие человека как устойчивого
образа. Приводит к упрощению, искажению
и предубеждению в познании другого
человека.
• Гендерные, профессиональные,
возрастные, национальные и др.

28. Эффект «красоты»

• Физическая привлекательность повышает
положительную оценку черт личности.
• Идентификация – отождествление себя с
другим человеком.
• -Эмпатия – особый способ понимания
другого, нерационально, а эмоционально
прочувствовать другого человека и его
состояние.
• -Рефлексия – осознание того, какой я в
своих глазах, в глазах других людей, какой
на самом деле.

30. Понятие о процессе атрибуции

• Каузальная атрибуция – процесс приписывания
другому человеку причин его поведения в том
случае, когда информация об этих причинах
отсутствует.
• Приписывание осуществляется либо на основе
сходства поведения воспринимаемого лица с
каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом
опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа
собственных мотивов, предполагаемых в
аналогичной ситуации (в этом случае может
действовать механизм идентификации).

31. Понятие о процессе атрибуции

Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект
восприятия сам участником какого-либо события или его
наблюдателем.
В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции:
• Личностная атрибуция (когда причина приписывается лично
совершающему поступок),
• Объектная атрибуция (когда причина приписывается тому
объекту, на который направлено действие),
• Обстоятельственная атрибуция (когда причина
совершающегося приписывается обстоятельствам).
При приписывании причин успеха и неудачи: участник действия
«винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то
время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего
самого исполнителя.

32. Установок по отношению к окружающему миру:

По отношению к себе (Я+/Я-).
По отношению к близким (Ты+/Ты-).
По отношению к окружающим (Они+/Они-).
По отношению к труду (Труд+/Труд-).

Дополнительная общеразвивающая программа

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования «Поволжский государственный колледж»



Министерство образования и науки Самарской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»



УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по


учебной работе ГБПОУ «ПГК»

_________________Е.М. Садыкова


___ ________________20_____г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»


программы подготовки специалистов среднего звена

40.02.01. ПРАВО И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Самара, 2016



СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Предметно-цикловой Предметно-цикловой

(методической) комиссией (методической) комиссии

Естественно-научных и педагогических дисциплин Социально-правовых дисциплин


Председатель Председатель

__________И.А. Карпачева ___________Е.Ю. Коновалова


____ _____________20______ _____________20___

Составитель: Карамнова Наталья Валерьевна, преподаватель ГБПОУ «ПГК»


Дополнительная общеразвивающая программа «Этика делового общения» составлена на основе «Методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных программ» (Приложение к письму министерства и науки Самарской области № МО–16–09–01/826–ТУ).

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»


Данная программа разработана на основе изучения мнения студентов и направлена на приобретение дополнительных знаний, умений, общих и профессиональных компетенций по профилю специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9

3. СОДЕРЖАНИЕ 11

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 23

5. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 24

Поделитесь с Вашими друзьями:

1.2 Коммуникационный процесс — общение в реальном мире

Цели обучения

  1. Определите и определите компоненты модели передачи данных.
  2. Определите и определите компоненты модели взаимодействия коммуникации.
  3. Определите и определите компоненты транзакционной модели коммуникации.
  4. Сравните и сопоставьте три модели общения.
  5. Используйте транзакционную модель коммуникации, чтобы проанализировать недавнюю коммуникацию.

Общение — сложный процесс, и трудно определить, где и с кем начинается и заканчивается общение. Модели общения упрощают процесс, обеспечивая визуальное представление различных аспектов общения. Некоторые модели объясняют общение более подробно, чем другие, но даже самая сложная модель по-прежнему не воссоздает то, что мы переживаем даже в момент общения. Модели по-прежнему служат ценной цели для студентов, изучающих общение, потому что они позволяют нам видеть конкретные концепции и шаги в процессе общения, определять общение и применять коммуникативные концепции.Когда вы поймете, как функционирует общение, вы сможете более осознанно обдумывать свои коммуникативные встречи, что поможет вам лучше подготовиться к будущему общению и извлечь уроки из предыдущего общения. Мы обсудим три модели коммуникации: модели передачи, взаимодействия и транзакции.

Хотя эти модели коммуникации различаются, они содержат некоторые общие элементы. Первые две модели, которые мы обсудим, модель передачи и модель взаимодействия, включают в себя следующие части: участники, сообщения, кодирование, декодирование и каналы.В моделях связи участники являются отправителями и / или получателями сообщений в процессе общения. Сообщение — это вербальный или невербальный контент, передаваемый от отправителя к получателю. Например, когда вы говорите «Привет!» своему другу вы отправляете приветственное сообщение, которое получит ваш друг.

Хотя модели коммуникации предоставляют полезную схему, позволяющую увидеть, как работает процесс коммуникации, они недостаточно сложны, чтобы уловить, на что похоже общение в том виде, в каком оно происходит.

Крис Сирл — Чертеж — CC BY-NC-ND 2.0.

Внутренний когнитивный процесс, который позволяет участникам отправлять, получать и понимать сообщения, — это процесс кодирования и декодирования. Кодирование — это процесс превращения мыслей в общение. Как мы узнаем позже, уровень сознательной мысли, которая используется при кодировании сообщений, варьируется. Декодирование — это процесс превращения общения в мысли. Например, вы можете понять, что голодны, и закодировать следующее сообщение, чтобы отправить своему соседу по комнате: «Я голоден.Хочешь сегодня съесть пиццу? » Когда ваш сосед по комнате получает сообщение, он расшифровывает ваше общение и превращает его в мысли, чтобы придать смысл. Конечно, мы не просто общаемся устно — у нас есть различные варианты или каналы для общения. Закодированные сообщения отправляются через канал или сенсорный маршрут, по которому сообщение перемещается, получателю для декодирования. Хотя общение может быть отправлено и получено с использованием любого сенсорного пути (зрение, обоняние, прикосновение, вкус или звук), большая часть общения происходит через визуальные (зрение) и / или слуховые (звуковые) каналы.Если у вашего соседа по комнате есть наушники и он увлечен видеоигрой, вам может потребоваться привлечь его внимание, махнув руками, прежде чем вы сможете спросить его об ужине.

Модель передачи данных

Модель передачи коммуникации описывает коммуникацию как линейный односторонний процесс, в котором отправитель намеренно передает сообщение получателю (Ellis & McClintock, 1990). Эта модель фокусируется на отправителе и сообщении в рамках взаимодействия. Хотя получатель включен в модель, эта роль рассматривается скорее как цель или конечная точка, чем как часть текущего процесса.Нам остается предположить, что получатель либо успешно принимает и понимает сообщение, либо нет. Ученые, которые разработали эту модель, расширили линейную модель, предложенную Аристотелем за столетия до этого, которая включала говорящего, сообщение и слушателя. На них также повлияло появление и распространение новых коммуникационных технологий того времени, таких как телеграфия и радио, и вы, вероятно, можете увидеть эти технические влияния в модели (Shannon & Weaver, 1949). Подумайте о том, как человек из радиостудии отправляет вам радиосообщение, которое слушает вас в машине.Отправитель — это диктор, который кодирует словесное сообщение, которое передается радиовышкой через электромагнитные волны (канал) и в конечном итоге достигает ваших (получателя) ушей через антенну и динамики для декодирования. Диктор радио не знает, получили ли вы его сообщение или нет, но если оборудование работает и на канале отсутствуют помехи, то есть большая вероятность, что сообщение было успешно получено.

Рисунок 1.1 Модель передачи данных

Поскольку эта модель ориентирована на отправителя и сообщение, ответственность за обеспечение успешной передачи сообщения возлагается на отправителя.Эта модель подчеркивает ясность и эффективность, но также признает наличие препятствий для эффективного общения. Шум — это все, что мешает передаче сообщения между участниками во время общения. Даже если говорящий отправляет четкое сообщение, шум может помешать точному получению и декодированию сообщения. Модель передачи коммуникации учитывает окружающий и семантический шум. Шум окружающей среды — это любой физический шум, присутствующий при общении.Другие люди, разговаривающие в многолюдной закусочной, могут помешать вам передать сообщение и успешно его декодировать. В то время как шум окружающей среды мешает передаче сообщения, семантический шум относится к шуму, который возникает в процессе кодирования и декодирования, когда участники не понимают символ. Чтобы использовать технический пример, антенны FM не могут декодировать радиосигналы AM и наоборот. Точно так же большинство говорящих по-французски не могут расшифровать шведский язык и наоборот. Семантический шум также может мешать общению между людьми, говорящими на одном языке, потому что многие слова имеют несколько или незнакомые значения.

Хотя сегодня модель передачи может показаться нам простой или даже недостаточно развитой, создание этой модели позволило ученым по-новому изучить процесс коммуникации, что в конечном итоге привело к более сложным моделям и теориям коммуникации, которые мы обсудим позже. Эта модель недостаточно богата, чтобы фиксировать динамическое взаимодействие лицом к лицу, но есть случаи, когда общение является односторонним и линейным, особенно коммуникация с использованием компьютера (CMC).Как поясняется в следующем блоке «Подключение к сети», CMC теперь интегрирован во многие аспекты нашей жизни и открыл новые способы общения и принес с собой некоторые новые проблемы. Подумайте, например, об обмене текстовыми сообщениями. Модель передачи сообщений хорошо подходит для описания процесса обмена текстовыми сообщениями, поскольку отправитель не уверен, что смысл был передан эффективно или что сообщение было получено вообще. Шум также может мешать передаче текста. Если вы используете аббревиатуру, которую получатель не знает, или телефон автоматически исправляет что-то совершенно иное, чем вы имели в виду, то семантический шум мешает передаче сообщения.Мне нравится охота за скидками в благотворительных магазинах, поэтому я недавно отправила сообщение другу с вопросом, не хочет ли она поработать на выходных. После того, как она ответила «Что?!?» Я просмотрел свой текст и увидел, что мой «умный» телефон автоматически исправил , сберегая , на , выталкивая ! Скорее всего, вы сталкивались с аналогичными проблемами с текстовыми сообщениями, и быстрый поиск в Google примеров текстовых сообщений, ставших смешными или смущающими из-за функции автозамены, доказывает, что многие другие тоже.

«Подключение к электросети»

Связь с компьютером

Когда во время Второй мировой войны были созданы первые компьютеры и в начале 1960-х годов произошел первый обмен электронной почтой, мы сделали первые шаги к будущему, наполненному компьютерной связью (CMC) (Thurlow, Languel, & Tomic, 2004). . Эти первые шаги превратились в огромные успехи в конце 1980-х — начале 1990-х годов, когда персональные компьютеры стали обычным явлением в офисах, классах и домах.Я помню, как получил наш первый домашний компьютер, Tandy от Radio Shack, в начале 1990-х годов, а затем получил первое подключение к Интернету дома примерно в 1995 году. Я создал свою первую учетную запись электронной почты в 1996 году и помню, насколько это было новым и захватывающим. отправлять и получать электронную почту. Я не мог представить себе того времени, когда я буду получать десятки писем в день, не говоря уже о том, чтобы проверять их на своем мобильном телефоне! Многие из вас, читающие эту книгу, вероятно, не могут вспомнить время без CMC. Если это так, то вы — то, что некоторые ученые называют «цифровыми аборигенами».«Если задуматься о том, как за последние двадцать лет CMC изменил способ обучения и обучения, общение на работе, поддержание связи с друзьями, завязывание романтических отношений, поиск работы, управление деньгами, получение наши новости, и участвовать в нашей демократии, действительно удивительно думать, что все, что раньше происходило без компьютеров. Но все более широкое использование CMC также вызывает некоторые вопросы и опасения даже у тех из вас, кто является цифровым аборигеном. Почти половина студентов моего последнего курса коммуникационных исследований хотели завершить свои последние исследовательские проекты по чему-то, связанному с социальными сетями.Многие из них были заинтересованы в изучении влияния ОМЦ на нашу личную жизнь и отношения. Это желание изучать и подвергать сомнению CMC может быть вызвано беспокойством людей по поводу кажущейся потери или обесценивания личного общения (FtF). Помимо опасений по поводу цифровых коконов, в которых оказались многие из нас, CMC также выразила озабоченность по поводу конфиденциальности, киберзапугивания и отсутствия вежливости в онлайн-взаимодействиях. Мы продолжим исследовать многие из этих проблем в разделе «Подключение к сети», включенном в каждую главу, но следующие вопросы помогут вам увидеть влияние, которое CMC оказывает на ваше повседневное общение.

  1. Какие типы CMC вы обычно используете в течение дня?
  2. Каким образом CMC снижает стресс в вашей жизни? Каким образом ОМЦ увеличивает стресс в вашей жизни? В целом, как вы думаете, CMC усиливает или снижает ваш стресс?
  3. Считаете ли вы, что мы, как общество, меньше ценим общение с FtF, чем раньше? Почему или почему нет?

Модель взаимодействия, коммуникация

Интерактивная модель общения описывает общение как процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя сообщения и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах (Schramm, 1997).Вместо того, чтобы иллюстрировать общение как линейный односторонний процесс, модель взаимодействия включает обратную связь, которая делает общение более интерактивным, двусторонним процессом. Отзыв включает сообщения, отправленные в ответ на другие сообщения. Например, ваш инструктор может ответить на вопрос, который вы подняли во время обсуждения в классе, или вы можете указать на диван, когда ваш сосед по комнате спросит вас, где находится пульт дистанционного управления. Включение цикла обратной связи также приводит к более сложному пониманию ролей участников в коммуникативной встрече.Вместо одного отправителя, одного сообщения и одного получателя в этой модели используются два отправителя-получателя, которые обмениваются сообщениями. Каждый участник чередует роли отправителя и получателя, чтобы поддерживать общение. Хотя это кажется ощутимым и преднамеренным процессом, мы очень быстро и часто без осознания чередуем роли отправителя и получателя.

Модель взаимодействия также меньше ориентирована на сообщения и больше ориентирована на взаимодействие. В то время как модель передачи фокусировалась на том, как было передано сообщение и было ли оно получено, модель взаимодействия больше касается самого процесса коммуникации.Фактически, эта модель признает, что одновременно отправляется так много сообщений, что многие из них могут даже не быть получены. Некоторые сообщения также отправляются непреднамеренно. Следовательно, в этой модели коммуникация не считается эффективной или неэффективной на основании того, было ли успешно передано и получено отдельное сообщение.

Рисунок 1.2 Модель взаимодействия коммуникации

Модель взаимодействия учитывает физический и психологический контекст.Физический контекст включает факторы окружающей среды при общении. Размер, расположение, температура и освещение в помещении влияют на наше общение. Представьте себе различные физические условия, в которых проходят собеседования, и то, как это может повлиять на ваше общение. Я проходил собеседование на диване в удобном офисе, сидя за большим столом для переговоров, и даже однажды в зале, где я был расположен на сцене перед примерно двадцатью потенциальными коллегами, сидящими в аудитории.Я также ходил по кампусу, чтобы брать интервью у разных людей при температуре ниже нуля градусов. Хотя мне было немного холодно, когда я приходил на каждое отдельное интервью, было нетрудно разогреться и продолжить интервью. Однако во время собеседования в Пуэрто-Рико прогулка на улице в костюме при температуре около 90 градусов вызвала потоотделение, которое было неприятным для общения. Будь то размер комнаты, температура или другие факторы окружающей среды, важно учитывать роль, которую физический контекст играет в нашем общении.

Психологический контекст включает в себя психические и эмоциональные факторы при общении. Стресс, беспокойство и эмоции — это лишь некоторые примеры психологических влияний, которые могут повлиять на наше общение. Недавно я узнал несколько тревожных новостей за несколько часов до большой публичной презентации. Было сложно попытаться общаться, потому что психологический шум, вызванный стрессовыми новостями, продолжал вторгаться в другие мои мысли. На общение также могут влиять положительные психологические состояния, такие как переживание эмоции любви.На начальных этапах романтических отношений люди могут быть настолько «влюблены», что не замечают несовместимых черт характера или отрицательно оценивают поведение, которое в противном случае могло бы их оттолкнуть. Обратная связь и контекст помогают сделать модель взаимодействия более полезной иллюстрацией процесса коммуникации, но модель транзакции рассматривает коммуникацию как мощный инструмент, который формирует наши реалии за пределами индивидуальных контактов.

Транзакционная модель коммуникации

По мере того, как изучение коммуникации продвигалось, модели расширялись, чтобы учесть больше коммуникационного процесса.Многие ученые рассматривают общение как нечто большее, чем процесс, который используется для ведения беседы и передачи смысла. Мы не отправляем сообщения, как компьютеры, и не чередуем роли отправителя и получателя в процессе взаимодействия. Мы также не можем сознательно решить прекратить общение, потому что общение — это больше, чем просто отправка и получение сообщений. Модель транзакции существенно отличается от моделей передачи и взаимодействия, включая концептуальную концепцию коммуникации, роль отправителя и получателя и роль контекста (Barnlund, 1970).

Чтобы рассмотреть, каждая модель включает в себя различное понимание того, что такое общение и что оно делает. Модель передачи рассматривает коммуникацию как вещь, подобную информационному пакету, который пересылается из одного места в другое. С этой точки зрения общение определяется как отправка и получение сообщений. Модель взаимодействия рассматривает общение как взаимодействие, при котором сообщение отправляется, а затем следует реакция (обратная связь), за которой следует другая реакция и т. Д.С этой точки зрения общение определяется как создание разговоров и взаимодействий в физическом и психологическом контексте. Модель транзакций рассматривает общение как интегрированное в наши социальные реалии таким образом, что помогает нам не только понимать их, но также создавать и изменять их.

Транзакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы генерируют социальные реальности в социальных, реляционных и культурных контекстах. В этой модели мы не просто общаемся, чтобы обмениваться сообщениями; мы общаемся, чтобы создавать отношения, формировать межкультурные союзы, формировать наши представления о себе и участвовать в диалоге с другими для создания сообществ.Короче говоря, мы не говорим о наших реалиях; общение помогает конструировать наши реальности.

Роли отправителя и получателя в транзакционной модели взаимодействия значительно отличаются от других моделей. Вместо того, чтобы обозначать участников как отправителей и получателей, участники взаимодействия называются коммуникаторами , . В отличие от модели взаимодействия, которая предполагает, что участники чередуют позиции отправителя и получателя, модель транзакции предполагает, что мы одновременно являемся отправителем и получателем.Например, на первом свидании, когда вы отправляете устные сообщения о своих интересах и происхождении, ваше свидание реагирует невербально. Вам не нужно ждать, пока вы закончите отправлять устное сообщение, чтобы начать получать и расшифровывать невербальные сообщения вашего свидания. Вместо этого вы одновременно отправляете свое словесное сообщение и получаете невербальные сообщения вашего свидания. Это важное дополнение к модели, поскольку оно позволяет нам понять, как мы можем адаптировать наше общение — например, вербальное сообщение — в процессе его отправки на основе сообщения, которое мы одновременно получаем от нашего партнера по общению.

Рисунок 1.3 Транзакционная модель коммуникации

Модель транзакции также включает более сложное понимание контекста. Модель взаимодействия изображает контекст как физические и психологические факторы, которые усиливают или затрудняют общение. Хотя эти контексты важны, они сосредоточены на передаче и приеме сообщений. Поскольку транзакционная модель коммуникации рассматривает коммуникацию как силу, которая формирует нашу реальность до и после того, как происходят определенные взаимодействия, она должна учитывать контекстные влияния за пределами одного взаимодействия.Для этого модель транзакции учитывает, как социальные, реляционные и культурные контексты формируют и влияют на наши коммуникативные встречи.

Социальный контекст относится к установленным правилам или неустановленным нормам, которые определяют коммуникацию. По мере того, как мы социализируемся в различных сообществах, мы изучаем правила и неявно усваиваем нормы общения. Некоторые общие правила, которые влияют на социальный контекст, включают: не лгать людям, не перебивать людей, не проходить мимо людей в очереди, приветствовать людей, когда они приветствуют вас, благодарить людей, когда они делают вам комплименты, и так далее.Родители и учителя часто прямо передают эти правила своим детям или ученикам. Правила могут быть изложены снова и снова, и может быть предусмотрено наказание за их несоблюдение.

Нормы — это социальные условности, которые мы усвоили путем наблюдения, практики, проб и ошибок. Мы можем даже не знать, что нарушаем социальные нормы, пока не заметим, что люди смотрят на нас странно, или кто-то поправляет или дразнит нас. Например, в качестве нового сотрудника вы можете переодеться или переодеться на праздничную вечеринку компании, потому что вы не знаете нормы формальности.Хотя, вероятно, не существует установленного правила о том, как одеваться на праздничной вечеринке, вы заметите свою ошибку, и никто не укажет на нее, и вы, скорее всего, больше не отклонитесь от нормы, чтобы избежать любого потенциального затруднения. Несмотря на то, что нарушение социальных норм не приводит к формальному наказанию, которое может быть следствием нарушения социальных правил, социальной неловкости, которую мы чувствуем, когда мы нарушаем социальные нормы, обычно достаточно, чтобы научить нас тому, что эти нормы сильны, даже если они таковыми не являются ». t сделаны явными подобными правилами.В некоторых ситуациях нормы даже могут отменять социальные правила. Возвращаясь к примерам общих социальных правил, упомянутых ранее, мы можем нарушить правило не лгать, если ложь предназначена для того, чтобы спасти кого-то от чувства обиды. Мы часто прерываем близких друзей, когда ведем увлекательную беседу, но вряд ли мы прервем профессора, пока он читает лекцию. Поскольку нормы и правила различаются у разных людей и культур, в модель транзакции также включаются реляционные и культурные контексты, чтобы помочь нам понять множественные контексты, влияющие на наше общение.

Контекст отношений включает в себя предыдущую историю межличностных отношений и тип наших отношений с человеком. Мы по-другому общаемся с тем, кого только что встретили, и с кем-то, кого знаем давно. Первоначальные взаимодействия с людьми, как правило, имеют более четкий сценарий и регулируются установленными нормами и правилами, но когда у нас есть установленный контекст взаимоотношений, мы можем легче изменять или нарушать социальные нормы и правила. Например, вы, вероятно, будете следовать социальным нормам вежливости и внимательности и можете потратить весь день на уборку дома, когда впервые пригласите в гости своих новых соседей.Когда соседи окажутся в вашем доме, вы также можете сделать их центром вашего внимания во время их визита. Если вы в конечном итоге подружитесь со своими соседями и создадите родственный контекст, вы можете не так много думать о том, чтобы все было очищено и подготовлено, или даже о том, чтобы уделить им все свое внимание во время последующих посещений. Поскольку нормы и правила общения также различаются в зависимости от типа отношений между людьми, тип отношений также включается в контекст отношений. Например, существуют определенные правила и нормы общения, которые применяются к отношениям супервизор-супервизия, но не применяются к отношениям брата и сестры, и наоборот.Как социальные нормы и история взаимоотношений влияют на то, как мы общаемся, так и культура.

Культурный контекст включает различные аспекты идентичности, такие как раса, пол, национальность, этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс и способности. Мы узнаем больше об этих идентичностях в главе 2 «Коммуникация и восприятие», но сейчас для нас важно понять, что, осознаем мы это или нет, у всех нас есть множественные культурные идентичности, которые влияют на наше общение. Некоторые люди, особенно с исторически маргинализированной идентичностью, регулярно осознают, как их культурная идентичность влияет на их общение и влияет на то, как другие общаются с ними.И наоборот, люди с идентичностями, которые являются доминирующими или преобладающими, могут редко, если вообще когда-либо задумываться о том, какую роль играет их культурная идентичность в их общении.

Культурный контекст зависит от многих аспектов нашей идентичности и не ограничивается расой или этнической принадлежностью.

Когда культурный контекст выходит на первый план во время общения, управлять им бывает сложно. Поскольку межкультурное общение создает неопределенность, оно может удерживать людей от общения между культурами или заставлять людей рассматривать межкультурное общение как негативное.Но если вы избегаете общения через культурную идентичность, вы, скорее всего, не почувствуете себя более комфортно или компетентно в качестве коммуникатора. Разница, как мы узнаем из главы 8 «Культура и общение», — это неплохо. Фактически, межкультурное общение может обогатить различные аспекты нашей жизни. Чтобы хорошо общаться в различных культурных контекстах, важно сохранять непредвзятость и избегать предположений о культурной самобытности других. Хотя вы можете идентифицировать некоторые аспекты культурного контекста во время общения, также могут быть культурные влияния, которые вы не видите.Компетентный коммуникатор не должен предполагать, что знает все культурные контексты, с которыми сталкивается человек, поскольку не все культурные идентичности видны. Как и в других контекстах, это требует умения адаптироваться к меняющимся условиям, и лучший способ развить эти навыки — это практика и размышления.

Ключевые выводы

  • Коммуникационные модели недостаточно сложны, чтобы по-настоящему охватить все, что происходит во время общения, но они могут помочь нам изучить различные этапы процесса, чтобы лучше понять наше общение и общение с другими людьми.
  • Модель передачи данных описывает коммуникацию как односторонний линейный процесс, в котором отправитель кодирует сообщение и передает его по каналу получателю, который его декодирует. Передача сообщения может быть нарушена окружающим или семантическим шумом. Эта модель обычно слишком проста для фиксации взаимодействий FtF, но может быть успешно применена к компьютерной коммуникации.
  • Модель взаимодействия описывает общение как двусторонний процесс, в котором участники чередуют позиции отправителя и получателя и генерируют смысл, отправляя и получая обратную связь в физическом и психологическом контекстах.Эта модель отражает интерактивные аспекты общения, но все же не учитывает, как общение конструирует наши реалии и зависит от социальных и культурных контекстов.
  • Транзакционная модель коммуникации описывает коммуникацию как процесс, в котором коммуникаторы генерируют социальные реальности в социальных, реляционных и культурных контекстах. Эта модель включает участников, которые одновременно являются отправителями и получателями, и учитывают, как общение конструирует наши реальности, отношения и сообщества.

Упражнения

  1. Интеграция: Как знание различных компонентов процесса коммуникации может помочь вам в академической, профессиональной и общественной жизни?
  2. Какие коммуникационные ситуации лучше всего представляет модель передачи? Модель взаимодействия? Модель транзакции?
  3. Используйте транзакционную модель общения, чтобы проанализировать недавнее общение. Набросайте коммуникативную встречу и обязательно обозначьте каждую часть модели (коммуникаторы; сообщение; канал; обратная связь; а также физический, психологический, социальный, реляционный и культурный контексты).

Список литературы

Барнлунд, Д. К., «Транзакционная модель коммуникации», в книге «Основы теории коммуникации », , ред. Кеннет К. Серено и К. Дэвид Мортенсен (Нью-Йорк, Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1970), 83–92.

Эллис, Р. и Энн МакКлинток, Вы понимаете, что я имею в виду: теория на практике в человеческом общении (Лондон: Эдвард Арнольд, 1990), 71.

Schramm, W., Начало исследования коммуникации в Америке (Thousand Oaks, CA: Sage, 1997).

Шеннон К. и Уоррен Уивер, Математическая теория коммуникации (Урбана, Иллинойс: University of Illinois Press, 1949), 16.

Терлоу К., Лаура Ленгель и Алиса Томик, Компьютерная опосредованная коммуникация: социальное взаимодействие и Интернет (Лондон: Sage, 2004), 14.

Перейти к основному содержанию

Поиск