Перцепции это: это восприятие мира человеком с помощью чувств и формирования образов

Содержание

эффекты и механизмы социальной перцепции

перцепция фотоПерцепция — это познавательная функция психики, формирующая индивидуальное восприятие мира. Данная функция представляет собой отражение явления или объекта целиком при его прямом влиянии на рецепторные поверхностные части органов чувств. Одним из стержневых биологических процессов психики, определяющих сложнейшую операцию приема и трансформации информации, приобретаемой через органы чувств, которые формируют персонализированный целостный образ предмета, оказывающего влияние на анализаторы посредством комплекса ощущений, вызываемых этим объектом, считается функция восприятия или перцепция.

Перцепция в психологии это процесс прямого активного отображения познавательной сферой субъекта внутренних объектов и внешних предметов или явлений. В виде формы чувственного отображения предмета, перцепция объединяет в себе выявление предмета как нераздельного, различение в нем отдельных качеств, обнаружение информативного содержания в нем, соответствующего цели действия, выработку чувственного образа. Перцепция является процессом осознания стимуляции сенсорных рецепторов.

Социальная перцепция

Зарождение и дальнейшее успешное развитие межличностного коммуникативного взаимодействия возможно исключительно при условии, что между участвующими лицами в данном процессе существует взаимопонимание. То, насколько субъекты отражают чувства и качества друг друга, понимают и воспринимают окружающих, а при помощи них и собственную личность, во многом обуславливает процесс коммуникации, отношения, формирующиеся между участниками, и методы, посредством которых они реализуют совместную деятельность. Поэтому процесс познания и постижения одним субъектом другого выступает в качестве обязательной составляющей общения. Такую составляющую условно можно назвать перцептивным аспектом общения.

Социальная перцепция являет собой одно из особо серьезных и наиболее важных явлений социальной психологии. Было введено впервые определение социальная перцепция Д. Брунером после формирования качественно другого взгляда на восприятие субъектом субъекта.

Перцепция в психологии это действие, которое зарождается в ходе взаимодействия индивидуумов друг с другом и объединяет в себе восприятие, прохождение, уразумение и оценку индивидами социальных объектов.

Понятие перцепция объединяет в себе:

  • индивидуальный процесс восприятия наблюдаемых действий;
  • трактовку воспринимаемых причин действий и ожидаемых последствий;
  • построение стратегии персонального поведения;
  • эмоциональное оценивание.

Социальная перцепция восприятие является процессом восприятия в социальном смысле социальных объектов. Это процесс, зарождающийся при личностном взаимодействии, базирующийся на естественных коммуникациях и протекающий в виде восприятия и постижения индивида индивидом.

Межличностная перцепция характеризуется зависимостью от эмоциональных реакций, взглядов, установок, представлений, увлечений и предубеждений. Природа отношений межличностного характера значительно отличается от сущности отношений общественной направленности. Так как специфической чертой межличностного взаимодействия является наличие эмоционального базиса. Поэтому взаимодействие межличностного характера следует рассматривать в качестве причины психологического «микроклимата» коллектива. Эмоциональный фундамент межличностных отношений объединяет в себе все виды эмоциональных реакций личности, такие как чувства, аффекты, эмоции.

Выделяют определенные механизмы социальной перцепции. В первую очередь, следует к ним отнести идентификацию, аттракцию и эмпатию.

Процессы социальной перцепции имеют существенную разницу в восприятии объектов несоциального характера. Данное отличие состоит в том, что объекты социального характера не обладают пассивными и безразличными чертами в отношении к персоне восприятия. К тому же, социальные модели всегда характеризуются наличием оценочных интерпретаций и смысловых суждений. В некотором смысле перцепция является интерпретацией. Однако интерпретация другого лица или группы лиц всегда имеет зависимость от прошлого социального опыта воспринимающего субъекта, поведенческих реакций объекта восприятия в конкретный момент, системы ценностных ориентиров воспринимающего лица и других факторов.

Существуют основополагающие функции перцепции, к которым можно отнести: познание себя, партнера по коммуникации, организацию коллективной деятельности, основанной на взаимопонимании и установлении необходимого эмоционального взаимоотношения.

Функции перцепции необходимы для лучшего понимания сути восприятия. В ходе коммуникативных действий необходимо наличие взаимопонимания с целью эффективного усвоения информации. Восприятие участника коммуникации называется перцептивной стороной коммуникативного взаимодействия. Данный процесс можно представить в качестве внутреннего фундамента процесса общения, достигшего довольно высокого уровня развитости.

Феномен социального восприятия основан на взаимопонимании субъектов. Поэтому необходимо отметить, что существует несколько уровней взаимопонимания. Первый уровень наступает при совпадении системы социальных значений и индивидуальных смыслов у общающихся индивидов, и отсутствуют совпадения в степени взаимного оценивания личностных качеств.

Примером этого уровня перцепции может служить профессиональное коммуникативное взаимодействие. Следующий уровень наблюдается при совпадении не только смысловых систем, но и степени взаимного оценивания личностных качеств. Наблюдается он при взаимной удовлетворенности субъектов собственными эмоциями, которые возникают по отношению одного лица к другому. Третий уровень – это когда имеется высокая степень взаимно направленного доверия индивидов и их открытости. Общение на данном уровне предполагает отсутствие друг от друга секретов, в значительной мере затрагиваемых интересы партнера.

Как и любой другой психический процесс, перцепция характеризуется своими свойствами.

Свойства перцепции включают предметность (восприятие объектов не в качестве бессвязного комплекса ощущений, а в качестве образов, составляющих определенные предметы), структурность (воспринимается предмет сознанием в качестве смоделированной структуры, абстрагированный от ощущений), апперцептивность (воздействует содержание психики), константность (неизменность восприятия предмета при изменении стимула), осмысленность (объект воспринимается посредством сознания, затем мысленно называется и относится к классу) и избирательность (выделение одних предметов над другими). Свойства перцепции развиваются зависимо от возрастного периода личности.

Механизмы социальной перцепции

Индивидуум вступает в коммуникативное взаимодействие всегда как личность, аналогично с этим он и воспринимается товарищем по общению как личность.

Общение как перцепция предполагает наличие межличностного восприятия – выработку первоначального впечатления и межличностное восприятие в целом. Поэтому можно выделить механизмы социальной перцепции, которые представляют собой специфические способы, обуславливающие интерпретацию, понимание и оценивание индивидом партнера по коммуникативному взаимодействию. К наиболее распространенным механизмам причисляют каузальную атрибуцию, идентификацию, эмпатию, аттракцию, социальную рефлексию. Ниже представлено более подробное описание данных механизмов.

Каузальная атрибуция представляет собой приписывание субъекту причин поведенческого реагирования. Каждый индивид непреднамеренно выстраивает собственные предположения о причинах действий воспринимаемого индивида, почему именно он ведет себя подобным образом. Приписывая партнеру различные причины поведения, наблюдающий делает это, основываясь на сходстве его поведенческих реакций либо с каким-либо известным ему лицом либо известным образом личности, или основываясь на анализе собственных мотивов, которые могли бы проявиться у индивида в подобной ситуации.

Казуальная атрибуция действует по принципу аналогии и зависит от некоторых аспектов самоощущения личности, которая воспринимает и подвергает оценке другого.

Способ постижения другого, при котором гипотеза о его душевном состоянии выстраивается, основываясь на попытках поставить на место товарища по коммуникации себя, называется идентификацией. Другими словами, происходит сопоставление себя со вторым индивидом. В ходе идентификации усваиваются нормы партнера, его ценностные ориентиры, поведенческие реакции, привычки и вкусы. Идентификация обладает особым личностно-значимым смыслом на конкретном возрастном этапе, примерно в переходном периоде и юношеском возрасте. Так как на этом этапе идентификация во многом обусловливает характер взаимоотношений между молодым человеком и значимым окружением.

Общение как перцепция заключается в понимании общающимися лицами друг друга и опосредуется не только исключительно наличием общей системы шифровки либо дешифровки информации и совместно направленным действием, но и специфическими особенностями восприятия индивидом индивида.

Эмпатия представляет собой сопереживание эмоциональной направленности другому индивиду. Посредством эмоциональных откликов индивид постигает внутреннее состояние партнера. Эмпатия основывается на умениях верно представлять и понимать, что происходит у другого индивида внутри, как он оценивает окружающую среду, что он переживает. Эмпатийность во взаимодействии со вторым участником общения нередко рассматривается в качестве одной из наиболее нужных профессиональных черт психолога, социального работника и педагога.

Аттракция переводится, как привлечение, и может быть выражена в качестве особой формы постижения другого субъекта, основанной на выработке в отношении его стабильного позитивного чувства. В этом случае понимание товарища по взаимодействию возникает вследствие формирования к нему привязанности, приятельского или более глубокого отношения интимно-личностного характера.

Посредством перцепции и последующей интерпретации среды и социального окружения, также субъект воспринимает, а затем и интерпретирует собственную личность, действия и мотивы.

Социальной рефлексией именуют процесс и следствие самовосприятия индивидом в социальном контексте. Под социальной рефлексией в качестве инструмента социальной перцепции имеется в виду осмысление личностью собственных индивидуальных характеристик и то, каким образом они выражаются во внешнем реагировании, а также постижение того, какой она воспринимается окружением.

Межличностная перцепция восприятие, как правило, управляются всеми вышеперечисленными механизмами.

Эффекты социальной перцепции

Определенные особенности, которые препятствуют адекватному восприятию друг друга взаимодействующими партнерами, называются эффектами социальной перцепции. К ним относят: эффект ореола, проекции, первичности, новизны, средней ошибки.

Межличностная перцепция предполагает взаимное оценивание участниками коммуникативного взаимодействия, но по прошествии времени наблюдается отсутствие изменений в оценочных суждениях партнеров. Это происходит вследствие естественных причин и именуется эффектом ореола. Другими словами, сложившееся однажды суждение одного участника о другом не видоизменяется, несмотря даже на то, что новая информация о субъекте коммуникации накапливается и возникает новый опыт.

Эффект социальной перцепции может наблюдаться в ходе формирования об индивиде первого впечатления, когда общее хорошее впечатление ведет в целом к позитивному оцениванию и, наоборот, неблагоприятное впечатление провоцирует преобладание негативных оценок.

С подобным социальным эффектом имеют тесную связь такие эффекты, как первичность и новизна. Во время восприятия незнакомого индивида преобладает эффект первичности. Противоположным данному эффекту считается эффект новизны, состоящий в том, что информация полученная последней, является более значимой. Эффект новизны работает при восприятии ранее знакомого индивида.

Также выделяют эффект проекции, который являет собой приписывание приятному собеседнику собственных достоинств, а неприятному – собственных недостатков, другими словами наиболее отчетливо выявлять у собеседников именно те качества, которые ярко выражены у воспринимающего индивида. Эффект средней ошибки выражается в тенденции смягчать оценивание наиболее ярко выраженных черт партнера в сторону среднего.

Перечисленные эффекты следует рассматривать в качестве выражения особого процесса, сопутствующего восприятию индивида индивидом. Такой процесс носит название стереотипизация.

Таким образом, понятие перцепция представляет собой отражение вещей и ситуаций действительности во время их воздействия на органы чувств людей. При этом важную роль играет возрастной период, в котором находится воспринимающий индивид.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

ПЕРЦЕПЦИЯ — это… Что такое ПЕРЦЕПЦИЯ?

  • ПЕРЦЕПЦИЯ —         (лат. perceptio представление, восприятие, от percipio ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность… …   Философская энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. percipio воспринимаю), восприятие (см.). Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. Органом П., так же как и психики вообще, является наш мозг. П. не изолированный процесс, а… …   Большая медицинская энциклопедия

  • перцепция — восприятие, воспринятие Словарь русских синонимов. перцепция сущ., кол во синонимов: 2 • воспринятие (5) • …   Словарь синонимов

  • перцепция — (от лат. perceptio восприятие) процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п. (см. восприятие). Краткий психологический словарь. Р …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие …   Современная энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. perceptio представление восприятие), то же, что восприятие. У Г. В. Лейбница смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию апперцепции …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — ПЕРЦЕПЦИЯ, перцепции, жен. (лат. perceptio) (филос.). Восприятие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — см. ВОСПРИЯТИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат perceptio – восприятие). Чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Перцепция — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • перцепция — это… Что такое перцепция?

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (лат. perceptio). 1) прием, собирание, возвышение пошлин. 2) бессознательное восприятие, ощущение, отнесенное к причине, его произведшей (псих. т.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕРЦЕПЦИЯ [лат.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПЕРЦЕПЦИЯ —         (лат. perceptio представление, восприятие, от percipio ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность… …   Философская энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. percipio воспринимаю), восприятие (см.). Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. Органом П., так же как и психики вообще, является наш мозг. П. не изолированный процесс, а… …   Большая медицинская энциклопедия

  • перцепция — восприятие, воспринятие Словарь русских синонимов. перцепция сущ., кол во синонимов: 2 • воспринятие (5) • …   Словарь синонимов

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие …   Современная энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. perceptio представление восприятие), то же, что восприятие. У Г. В. Лейбница смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию апперцепции …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — ПЕРЦЕПЦИЯ, перцепции, жен. (лат. perceptio) (филос.). Восприятие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — см. ВОСПРИЯТИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат perceptio – восприятие). Чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Перцепция — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Перцепция в психологии

    Понятие перцепции в психологии

    Определение 1

    Перцепция – это когнитивный процесс прямого активного отображения человеком разных явлений, объектов, событий, ситуаций. Если данное познание направлено на социальные объекты, то явление называется социальной перцепцией.

    Механизмы социальной перцепции можно ежедневно наблюдать в нашей повседневной жизни. Упоминание о перцепции встречались уже в античном мире. Огромный вклад в развитие данного понятия внесли философы, физиологи, деятели искусства, физики. Но самое большое значение этому понятию придаёт психология.

    Перцепция — это важная психическая функция познания, которая проявляется в качестве сложного процесса преобразования и получения чувственной информации. Посредством перцепции индивид формирует цельный образ объекта, воздействующий на анализаторы.

    Таким образом, перцепция — это своеобразная форма сенсорного отображения.

    Характеристики и свойства перцепции

    Данный процесс имеет такие основные показатели:

    • определение отдельных параметров;
    • тактичная абсорбция данных;
    • образование точного чувственного образа восприятия.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Перцепция находится в тесном сотрудничестве с логикой, мышлением, вниманием и памятью. Она определяется стимулированием индивида и имеет эмоциональной окрас конкретного типа.

    Замечание 1

    Основными характеристиками перцепции выступают: структурность, апперцептивность, вещественность, контекстность, рациональность, осознанность.

    Факторы перцепции

    Факторы перцепции делятся на два типа:

    • внутренние;
    • внешние.

    К внешним факторам относятся: насыщенность, размер, новизна, противоположность, цикличность, движение, различимость, определяемость

    К внутренним факторам перцепции относятся:

    1. стимулирование, состоящее в визуальном рассмотрении индивидом всего важного и значимого для нее, того, в чём она нуждается;
    2. установки личностного восприятия, когда ожидания человека сводятся к тому, чтобы увидеть то, что было рассмотрено раньше в идентичной ситуации;
    3. опыт, открывающий возможности восприятия того, что уже знакомо, изучено в течение жизнедеятельности, как самой личностью, так и другими людьми;
    4. специфика характера личности, отражающая индивидуальную специфику восприятия. Каждый человек обладает различным характером, имеет разный темперамент, что приводит к разному взгляду на одни и те же вещи, их разному восприятию;
    5. восприятие собственной личности. У каждого человека имеется своя призма восприятия, отражающая свой воспринимающий механизм.

    Взаимодействие с социумом при помощи восприятия

    Широко применяется в психологии понятие разновидности нашего восприятия — социальная перцепция.

    Определение 2

    Социальная перцепция – это осознанное восприятие, принятие и адекватное оценивание собственной личности, других людей, иных объектов общества.

    Этот термин был введен в научную практику в 1947 году психологом Д. Брунером. Внедрение в психологию данного термина открыло ученым возможности иного взгляда на проблемы и задачи людского восприятия. Являясь социальным существом, человек выступает субъектом реализации разнообразных социальных отношений, разного качества и количества.

    Социальные свойства присущи каждой личности. Именно в социальной среде человек становится личностью. Прохождение процесса социализации является важным этапом развития и формирования основных духовно-нравственных свойств.

    В процессе своей жизнедеятельности происходит постоянное построение коммуникативных связей различных типов. Характер этих взаимоотношений зависит личностного восприятия личности объектов социального мира.

    Положительное или отрицательное отношение индивида к людям, находящимся в его окружении определяется его восприятием и проведением оценки партнёров по коммуникации. Выделяют три основных формы проявления социальной перцепции:

    • восприятие человеком. Реализуется, посредством создания образа восприятия окружающих людей на основе их внутренних и внешних свойств;
    • восприятие членами группы. Происходит оценка того социального коллектива, в котором состоит индивид;
    • групповое восприятие. Оно связано с оценкой качеств членов группы и восприятием других групп и их членов.

    Восприятие начинается с оценки личности внешнего облика объекта. Как говорится, «встречают по одежке». Только потом происходит восприятие объекта по его внутренним параметрам т.е. проводится оценка модели его поведения. На основании проведенной внутренней и внешней оценки, личность воспринимает объект определенным образом и строит с ним соответствующую восприятию коммуникативную связь.

    Важное значение имеет первое впечатление, произведенное человеком. Очень часто оно оказывает решающее влияние на развитие дальнейших отношений. Люди обращают внимание на приветливость личности, ее эмоциональный настрой, мимику, жесты. Если человек улыбается, то он уже располагает к себе и обеспечивает переход на следующий этап построения коммуникативной связи.

    Выделяют три основных критерия, определяющих восприятие человека и формирование первого впечатления о нем:

    1. Показатель превосходства. Если человек имеет превосходящий уровень развития в каком-то направлении, оценивающей личности, то он может восприняться ею, в качестве превалирующего и в иных областях. Оценка своих свойств претерпевает, в этом случае, изменение. Такое восприятие свойственно для людей, имеющий заниженную самооценку. Это приводит к тому, что они через чур доверяют мнению окружающих и, даже полагаются на него в критических ситуациях, независимо от своего негативного отношения к данному субъекту.
    2. Показатель привлекательности — это специфический фактор социальной перцепции, посредством которого проводится анализ достоинств членов социальной группы. В этом процессе происходит акцентирование внимания на оценке внешних свойств, а психологическим и иным внутренним качествам не уделяется должное внимание.
    3. Показатель отношения – базируется на ответном восприятии личностью социального субъекта, отражающим отношение субъекта к нему. Такой процесс восприятия может иметь, как положительные, так и отрицательные последствия. Отрицательные последствия проявляются в том, что при положительном отношении и дифференциации жизненной позиции, личность начинает переоценивать свойства окружающих людей, придавая им положительные качества, которые на самом деле такими не являются.

    Механизмы социальной перцепции

    Перцепция характеризуется специфическими особенностями практической реализации её механизмов.

    Рисунок 1. Механизмы социальной перцепции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Основными механизмами социальной перцепции выступают:

    • стандартизация, опирающаяся на развитие устойчивой модели или четкого представления об определенных людях, процессах, ситуациях и явлениях, характерных для каждого члена социального коллектива, представителем которого является данная личность;
    • отождествление, проявляющееся в интуитивном распознавании и познании личности или социальной группы в коммуникативной ситуации, при которой происходит проведение сравнения или проведение параллели внутреннего состояния сотоварищей;
    • эмпатия, заключающаяся в эмоциональном сочувствии окружающим, умении понимать и принимать других личностей, посредством оказания им эмоционального содействия и внедрения в их личностные чувства и переживания;
    • рефлексия, то есть организация процесса самопознания с помощью системы взаимоотношений с другими людьми;
    • отклонение – ориентация процесса познания другой личности за счет наличия позитивного устойчивого чувства;
    • установление причинно-следственных связей, проявляющийся в построении прогнозов чувственной стороны и действий людей, находящихся в зоне ближайшего окружения.

    Рисунок 2. Механизмы социальной перцепции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

    Особенностью реализации процесса межличностного познания является проведение оценки, имеющихся свойств физиологического характера и специфики поведенческих реакций.

    В этой связи социальная перцепция находится в зависимости от эмоций, мотивов, мнений, установок, недоверчивости, предвзятости обоих участников коммуникативной связи.

    В социальной перцепции встречается также субъективный мониторинг другой личности. Перцепция — является непростым устройством психологического взаимодействия личности и объекта ее восприятия. Такое взаимодействие осуществляется на основе большого количества факторов, воздействующих на реализацию данного процесса.

    Технология развития перцептивного восприятия

    В психологии выделяют разнообразные методы развития социальной перцепции. Одним из популярных методик выступает концепция психолога Экмана. Им было предложено начинать восприятия личности, путем сосредоточение внимания на трех приоритетных областях человеческого лица. Это: лоб, нос и подбородок. Концентрировать внимание именно на них, необходимо потому, что они отражают такие эмоциональные состояния, как гнев, грусть, страх и отвращение.

    Если научиться правильно воспринимать мимику, то можно получить более полное представление о личности, поняв какие чувства и эмоции она испытывает в различных ситуациях.

    Психология активно применяет эту технологию, поскольку она позволяет упростить построение системы коммуникации с лицами, имеющими психические отклонения, проблемы в развитии.

    Применение данной технологии перцепции требует учета внешних и внутренних факторов: возрастных особенностей, эмпирические навыки, специфические свойства личности.

    Перцепция в психологии: виды, механизм, особенности, исследование

    Фото 2165Перцепция в психологии — восприятие окружающего мира с помощью органов чувств. Эту способность каждый человек получает при рождении. Психолог должен знать, как работает механизм восприятия окружающего мира, чтобы изучать особенности поведения, мышления других людей.

    Понятие

    Понятие «перцепция» образовалось от латинского слова perception, которой обозначает восприятие. Она представляет собой отображение окружающего мира, объектов, явлений через цвета, образы, объекты.

    Механизм формирования

    Механизмы:

    1. Идентификация. Сравнение субъекта с образами, которые воспринимались раньше. Строится на личном опыте, который бывает практическим и теоретическим.
    2. Стереотипизация. Образ, представление о человеке, его поведении, поступках строится на стереотипах.
    3. Эмпатия. Этот механизм выражен у людей, которые умеют переживать за других, сочувствовать, выражать искренние эмоции относительно проблем других людей.
    4. Аттракция. Механизм притяжения людей друг к другу. Это дружеские или любовные отношения между индивидами, которые часто общаются друг с другом. Постепенно они притягиваются, начинают совместную деятельность. Аттракция состоит из общих интересов, тем, частых встреч.
    5. Рефлексия. Механизм погружения в самого себя, чтобы сосредоточить внимание на собственных интересах, мыслях, поведении, поступках.

    Механизмы могут проявляться по одиночке или комплексно.

    Характеристики и свойства

    Показатели:

    • Фото 2166тактичная абсорбция данных;
    • определение отдельных параметров;
    • создание чувственного образа восприятия.

    Свойства:

    1. Константность. Одинаковое восприятие дистального объекта даже если изменяется проксимальный стимул.
    2. Апперцептивность. Содержание человеческой психики оказывает влияние на восприятие.
    3. Предметность. Объекты представляют собой набор образов, из которых составляется конкретный предмет, а не набор бессвязных ощущений.
    4. Осмысленность. Любой предмет называется мысленно, воспринимается осознанно.
    5. Избирательность. Из многообразия субъектов выбирается только один.

    Перцепция тесно связана с памятью, вниманием, мышлением, логикой. Характеристики:

    • вещественность;
    • апперцептивность;
    • структурность;
    • рациональность;
    • контекстность;
    • осознанность.

    Виды и уровни

    Перцепция в психологии сильнее всего связано с восприятием. Перцептивными действиями называют поступки, которые нужны для чувственного познания окружающего мира. Они зависят от восприятия. Окружающий мир познается с помощью:

    • Фото 2167осязания;
    • слуха;
    • зрения.

    Наиболее значимой считается зрительная перцепция. В мире мало людей, у которых хорошо развиты все виды перцепции. Чаще одна из разновидностей преобладает над другими.

    Зрительная

    Люди с обостренной зрительной перцепцией остро реагируют на визуальные раздражители, зрительные стимулы, яркие цвета. Чаще они интересуются картинами, живописью. Отличаются от других хорошей зрительной памятью. Увидев лицо другого человека, они запоминают его на длительное время.

    Слуховая

    Люди с обостренной слуховой перцепцией имеют абсолютный слух. Они могут воспроизводить любые интонации. Чаще такие личности становятся музыкантами. Главный минус обостренного слухового восприятия — высокая чувствительность к громким или негармоничным звукам.

    Осязательная

    Некоторые индивиды для лучшего запоминания объектов, предметов должны их потрогать. Про таких личностей можно сказать о том, что у них обостренная осязательная перцепция. Ученые смогли доказать, что сильнее всего она развита в раннем детстве. В этот период нужно больше заниматься с ребенком развитием мелкой моторики.

    Социальная

    Фото 2168Социальная перцепцией называется умение воспринимать других людей сквозь призму стереотипов, социальных установок. Далеко не всегда они адекватны. Развитая социальная перцепция нужна педагогу, психологу, социологу.

    Законы и факторы

    Типы факторов:

    • внешние;
    • внутренние.

    Внутренние:

    1. Установки личностного восприятия. Человеческие ожидания чаще сводятся к оценке будущего по прошлым идентичным ситуациям.
    2. Стимулирование. Визуальное рассмотрение человеком объектов, важных для него в определенный период.
    3. Личный опыт. Позволяет воспринимать уже изученные объекты.
    4. Восприятие собственной личности. Каждый индивид воспринимает себя по-своему. Учитывает личные особенности, которые делают его уникальным.
    5. Специфика характера. Это индивидуальная специфика восприятия, обуславливаемая преобладанием разных черт характера.

    Внешние факторы — новизна, размеры, насыщенность, цикличность, определяемость, различимость, движение, противоположность.

    Эффект

    Социальная перцепция проявляется по отношению к людям, миру, физическая — к себе. От этого эффекта зависит социальная адаптация, характер индивида, его открытость перед обществом, общительность.

    Проявления

    Фото 2169Проявления перцепции имеют гендерные особенности. Мужчины и женщины воспринимают окружающие объекты по-разному.

    У мужчин

    У мужчин развита тактильная и зрительная перцепция. Это описывает фраза «Женщина любит ушами, а мужчина глазами».

    У женщин

    Женщины лучше воспринимают вербальную информацию. Они становятся успешными педагогами, что подтверждает официальная статистика, эксперименты.

    Методы исследования

    При исследовании могут применяться:

    • беседы;
    • опросы;
    • интервью;
    • тесты.

    Методы развития

    Способы совершенствования:

    1. Фото 2170Медитация. Могут проводиться индивидуально или в коллективе. С их помощью можно быстро снять моральное и физическое напряжение. Медитация позволяет подавить тревоги, избавиться от негативных мыслей, страхов. Психологи рекомендуют комбинировать медитацию с дыхательными техниками, чтобы добиться большего эффекта.
    2. Игры. Бывают ситуационными, деловыми, творческими, тематическими. С их помощью можно улучшить отношения между знакомыми или коллегами. Игры помогают преодолеть застенчивость, скованность, внутреннее напряжение. С помощью игровых методик быстрее закрепляются навыки, изменяется поведение, развиваются невербальные умения.
    3. Развитие восприятия. Специалист демонстрирует участникам упражнения, с помощью которых они должны невербально или вербально понять, как они воспринимаются со стороны.
    4. Групповые дискуссии. Позволяет разобрать интересующие вопросы, проблемы коллектива, которые мешают развитию, достижению поставленных целей. Совместное обсуждение помогает взглянуть на ситуацию с разных сторон, найти нехарактерные пути решения проблемы, определить скрытые возможности.

    Совершенствовать качество социальной перцепции, научиться лучше понимать людей, качественнее доносить информацию можно с помощью методики психолога Пола Экмана. Смысл практики в том, чтобы при общении с другим человеком концентрировать внимание на трех зонах его лица — носу, подбородке, лбе. Эти зоны значимы в выражении грусти, отвращения, страха, гнева. Чтобы лучше передавать эмоции, нужно использовать жестикуляцию.

    Внутреннюю перцепцию, результативные межличностные отношения, интуицию можно развивать с помощью духовных практик, тренингов. Лучше применять их в юном возрасте, поскольку в детстве органы чувств лучше воспринимают окружающий мир.

    Перцепция — это… Что такое Перцепция?

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (лат. perceptio). 1) прием, собирание, возвышение пошлин. 2) бессознательное восприятие, ощущение, отнесенное к причине, его произведшей (псих. т.). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕРЦЕПЦИЯ [лат.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ПЕРЦЕПЦИЯ —         (лат. perceptio представление, восприятие, от percipio ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность… …   Философская энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. percipio воспринимаю), восприятие (см.). Окружающая среда воздействует на нас в процессе нашей деятельности, и мы ее воспринимаем, перцепируем. Органом П., так же как и психики вообще, является наш мозг. П. не изолированный процесс, а… …   Большая медицинская энциклопедия

  • перцепция — восприятие, воспринятие Словарь русских синонимов. перцепция сущ., кол во синонимов: 2 • воспринятие (5) • …   Словарь синонимов

  • перцепция — (от лат. perceptio восприятие) процесс непосредственного активного отражения когнитивной сферой человека внешних и внутренних предметов (объектов), ситуаций, событий, явлений и т. п. (см. восприятие). Краткий психологический словарь. Р …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие …   Современная энциклопедия

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат. perceptio представление восприятие), то же, что восприятие. У Г. В. Лейбница смутное и бессознательное восприятие в противоположность ясному осознанию апперцепции …   Большой Энциклопедический словарь

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — ПЕРЦЕПЦИЯ, перцепции, жен. (лат. perceptio) (филос.). Восприятие. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — см. ВОСПРИЯТИЕ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ПЕРЦЕПЦИЯ — (от лат perceptio – восприятие). Чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Перцепция — (от латинского perceptio представление, восприятие), то же, что восприятие.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • перцепция — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства[править]

    падежед. ч.мн. ч.
    Им.перце́пцияперце́пции
    Р.перце́пцииперце́пций
    Д.перце́пцииперце́пциям
    В.перце́пциюперце́пции
    Тв.перце́пцией
    перце́пциею
    перце́пциями
    Пр.перце́пцииперце́пциях

    пер-це́п-ци·я

    Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -перцепциj-; окончание: .

    Произношение[править]

    • МФА: [pʲɪrˈt͡sɛpt͡sɨɪ̯ə]

    Семантические свойства[править]

    Значение[править]
    1. психол. непосредственное отражение действительности органами чувств; восприятие ◆ Представления, которыми они живут, могут быть отчетливыми или смутными, они могут быть апперцепциями, т.е. сознательными представлениями, или только перцепциями, т.е. бессознательными представлениями. Н. О. Лосский, «Учение о перевоплощении», 1950-1960 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Если мы возьмем привычное разделение психических процессов, то для перцепции важна чувственная ткань (ткань чувственных форм), для действия — биодинамическая ткань, для чувства — аффективная ткань. В. П. Зинченко, «Таинство творческого озарения», 2004 г. // «Вопросы психологии» (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    Синонимы[править]
    Антонимы[править]
    1. апперцепция
    Гиперонимы[править]
    1. восприятие
    Гипонимы[править]

    Родственные слова[править]

    Этимология[править]

    Происходит от лат. perceptio «получение, восприятие», от гл. percipere «воспринимать», далее из per «через» + capere «брать; получать» (восходит к праиндоевр. *kap- «хватать»).

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

    Перевод[править]

    Библиография[править]

    Что такое восприятие? определение, факторы, процесс и важность

    Определение : Восприятие — это процесс , с помощью которого люди рассматривают, анализируют, извлекают и реагируют на любую информацию из окружающей среды . Например, одни люди счастливы зарабатывать деньги, в то время как другие счастливы тратить деньги.

    Факторы, влияющие на восприятие

    Факторы, влияющие на восприятие, показаны на рисунке ниже:

    factors which affect perception Процесс восприятия

    • Прием : В этом процессе человек получает информацию через стимулы.
    • Выбор : Это определяется двумя типами факторов:
      • Внешние факторы : это размер, интенсивность, близость, движение и новизна.
      • Внутренние факторы : Это отношение, мотивы, опыт, интересы и ожидания.
    • Организация : это процесс, с помощью которого мы сортируем стимулы в значимый паттерн. Он включает в себя следующее:
      • Группировка : Объединение стимулов на основании сходства.
      • Близость : близость стимулов друг к другу, влияющая на восприятие.
      • Замыкание : Это способность организовывать стимулы так, чтобы вместе они образовывали единый паттерн.
    • Интерпретация : Это формирование представления об информации, которая воспринимается, отбирается и систематизируется. Он включает в себя следующие явления: эффект первичности, избирательное восприятие, стереотипирование, эффект ореола, эффект проекции и ожидания.Это типы ошибок восприятия.
      • Эффект первенства / недавнего времени : Первое впечатление дается самому важному, так называемому эффекту первенства. С другой стороны, эффект недавнего времени заключается в том, что люди запоминают последние события больше, чем менее недавние.
      • Стереотипы : Это эффект, вызванный формированием определенного представления о категории стимулов и обобщением этого понятия для встреч с каждым членом этой категории. На самом деле существует разница между воспринимаемым понятием каждой категории и фактическими характеристиками ее членов.Это может повлиять на процесс собеседования в организации.
      • Эффект ореола : Это процесс обобщения от всестороннего анализа до одного атрибута или характеристики. Отрицательный эффект ореола известен как эффект обратного ореола. Это влияет на аттестацию сотрудников в компании.
      • Проекция : Это механизм психологической защиты, который заставляет человека сравнивать свои отрицательные черты с другими людьми и делать вывод, что они живут лучше, чем другие.Проверка восприятия сводит к минимуму негативные эффекты проецирования.
      • Избирательное восприятие : Это означает, что человек видит, чувствует или слышит то, что он хочет, и пропускает другую информацию, которая не соответствует его мнению.
      • Эффект ожидания : Это тенденция человека интерпретировать любого человека или объект на основе того, как он ожидает, что этот человек или объект будут в первую очередь. Его еще называют эффектом Пигмалиона.

    perceptual framework Восприятие — это интеллектуальный, психологический процесс, который является субъективным, поскольку люди по-разному воспринимают похожие события.

    Важность восприятия

    Восприятие играет ключевую роль в организации, поскольку влияет на следующее:

    Следовательно, в процессе восприятия мы придаем смысл окружающему миру.

    ,

    Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

    В психологии и когнитивных науках восприятие — это процесс получения, интерпретации, отбора и организации сенсорной информации. [1] Он включает сбор данных от органов чувств до интерпретации, производимой мозгом. Учти это. Световые лучи попадают в наши глаза, и мозг работает с этой информацией, чтобы построить нашу мысленную картину того, что происходит «снаружи». Восприятие — это намного больше, чем просто «поступающая информация».Это активный процесс .

    Есть много способов изучить восприятие. Есть биологические или физиологические подходы, психологические подходы через философию разума и экспериментов. Есть исследования таких философов, как Дэвид Хьюм, Джон Локк, Джордж Беркли.

    История изучения восприятия [изменить | изменить источник]

    Восприятие — одна из старейших областей научной психологии, и существует множество теорий о том, как она работает.Закон Вебера-Фехнера количественно определяет взаимосвязь между интенсивностью физических стимулов и их перцептивными эффектами. Именно изучение восприятия положило начало гештальт-школе психологии с упором на целостный подход.

    1. ↑ Слово восприятие происходит от латинского perception-, percepio и означает «получение, сбор, действие по овладению, восприятие разумом или чувствами» — OED.com.
    • Арнхейм Р.1969. Визуальное мышление . Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-24226-5.
    • Фланаган Дж. Р., Ледерман С. Дж. 2001. Нейробиология: ощущения неровностей и дыр, Новости и обзоры, Nature , 412 (6845): 389–91.
    • Грегори Р.Л. 1966. Глаз и мозг: психология зрения . Лондон: Вайденфельд и Николсон; 5-е издание, 1997 г., Oxford University Press / Princeton University Press. ISBN 0-691-04837-1
    • Грегори Р.Л. 1981. Разум в науке: история объяснений психологии и физики . Лондон: Вайденфельд и Николсон; США: КУБОК. Мягкая обложка, Перегрин.
    • Поппер А.Н. И Платт С. 1993. Внутреннее ухо и боковая линия костистых рыб. В Evans D.H. The Physiology of Fish . CRC Press. стр. 99-136. ISBN 978-0-8493-8042-6
    • Роблес-де-ла-Торре, Г. Важность осязания в виртуальной и реальной среде. IEEE Multimedia 13 (3), Специальный выпуск по тактильным пользовательским интерфейсам для мультимедийных систем, стр.24–30 (2006).

    ,

    определение восприятия по The Free Dictionary

    per • cep •tion

    (pərˈsɛp ʃən)

    n.

    1. действие или способность восприятия посредством чувств или разума; познание; осознание.

    2. единое объединенное осознание, полученное на основе сенсорных процессов при наличии стимула.

    3. немедленное или интуитивное признание или оценка моральных, психологических или эстетических качеств; в поле зрения; проницательность.

    4. результат или продукт восприятия; перцепции.

    [1350–1400; Среднеанглийский язык ( perceptiō собирание, восприятие. См. Восприятие, -tion)

    per • cep′tion • al, прил.

    Perception

    система философского идеализма, разработанная Джорджем Беркли (1685? — 1753), особенно его догмат о том, что физический мир не имеет независимой реальности, но существует как восприятие божественного разума и конечного разума человека.Также Берклиизм. Berkeleian, Berkeleyan, n., Прил.

    Медицина. ассоциация воображаемых ощущений цвета с реальным восприятием слуха, вкуса или запаха. Также называется фотизм , цветной слух . Ср. синестезия.

    комбинация органических ощущений, составляющих осознание человеком своего телесного существования. — ценестетик, ценестетик, прил.

    нарушение любого из органов чувств.

    Медицина. — чувство, с помощью которого воспринимаются движение, вес, положение и т. Д. — кинестетик, прил.

    крайняя острота или чувствительность вкусовых ощущений.

    чрезвычайно повышенная острота зрения, вызванная повышенной чувствительностью сетчатки.

    повышенная острота обоняния.

    общее или коллективное переживание всех ощущений или всех чувств. — панестетик, панестетик, прил.

    любые ненормальные физические ощущения, такие как зуд, щекотка и т. Д. — парестетические, парастетические, прил.

    видение или иное восприятие чего-то, что не имеет физической или объективной реальности, как привидение или другое сверхъестественное привидение. Также phantasma . См. Также изображения; философии.

    звук или слуховое ощущение, вызванное раздражителем другого чувства, например вкусом, запахом и т. Д.

    хроместезия.

    сенсорный аппарат тела в целом; место физического ощущения, которое воображается в сером веществе мозга.

    Медицина. вторичное ощущение, сопровождающее реальное восприятие, например восприятие звука как цвета или ощущение прикосновения в месте на некотором расстоянии от фактического места прикосновения. Ср. хроместезия. синестетик, синестетик, прил.

    форма экстрасенсорного восприятия, работающая на расстоянии и позволяющая столь одаренному наблюдателю воспринимать события, объекты и т. Д. На большом расстоянии. — телестетический, телестетический, прил.

    .

    Восприятие — когнитивные способности CogniFit

    Восприятие — это способность фиксировать, обрабатывать и активно осмысливать информацию, которую получают наши органы чувств. . Это когнитивный процесс, который позволяет интерпретировать наше окружение с помощью стимулов, которые мы получаем через органы чувств. Эта важная когнитивная способность важна для нашей повседневной жизни, потому что она позволяет понимать наше окружение. С помощью когнитивной стимуляции можно тренировать и улучшить восприятие .Восприятие является активным процессом и требует, чтобы мы обрабатывали информацию как «снизу вверх», так и «сверху вниз», что означает, что мы не только управляемы стимулами, которые мы получаем (пассивная обработка снизу вверх), но и что мы ожидайте и ожидайте определенных стимулов, контролирующих восприятие (активная, дополнительная обработка).

    Типы восприятия и нейроанатомия

    Восприятие — это сложный процесс, который позволяет нам общаться с окружающим миром. Классически восприятие делится на пять чувств:

    • Визуальное или визуальное восприятие : способность видеть и интерпретировать световую информацию в видимом спектре, которая поступает к нашим глазам.Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, — это затылочная доля (первичная зрительная кора V1 и вторичная зрительная кора V2).
    • Слух или слуховое восприятие : Способность получать и интерпретировать информацию, которая поступает в наши уши в виде волн слышимой частоты по воздуху или другим способом (звуком). Частью мозга, отвечающей за основной этап слухового восприятия, является височная доля (первичная слуховая кора A1 и вторичная слуховая кора A2).
    • Прикосновение, сенсорное восприятие, соматосенсорное или тактильное восприятие : способность интерпретировать информацию о давлении и вибрации, полученную на поверхности нашей кожи. Теменная доля — это часть мозга, отвечающая за основные этапы тактильного восприятия (первичная соматосенсорная кора S1 и вторичная соматосенсорная кора S2).
    • Запах или обонятельное восприятие : Способность интерпретировать информацию о химических веществах, растворенных в воздухе (запах).Основные этапы обонятельного восприятия выполняются обонятельной луковицей (первичная обонятельная кора) и грушевидной корой (вторичная обонятельная кора).
    • Вкус или восприятие вкуса : Способность интерпретировать информацию о химических веществах, растворенных в слюне (вкус). Основными областями мозга, контролирующими основные стадии, являются области первичного вкуса G1 (постцентральная нижняя извилина, теменная вентральная доля, передний островок, лобно-теменная медиальная покрышка) и вторичные области вкуса G2 (каудолатеральная лобная кора орбиты и передняя поясная извилина).

    Другие типы восприятия

    Помимо классических пяти чувств, сегодня мы знаем, что существуют и другие типы восприятия:

    • Пространственное восприятие : способность осознавать свои отношения с окружающей средой вокруг вас и с самим собой. Это связано с тактильным и кинестетическим восприятием.
    • Восприятие формы : способность извлекать информацию о пределах и аспектах сущности через очертания и контраст.Это связано с визуальным и тактильным восприятием.
    • Вестибулярное восприятие : способность интерпретировать силу тяжести в соответствии с относительным положением нашей головы и пола. Это помогает поддерживать равновесие и контролировать осанку. Это связано со слуховым восприятием.
    • Thermoception или тепловое восприятие : способность интерпретировать температуру на поверхности нашей кожи. Это связано с тактильным восприятием.
    • Ноциперцепция или восприятие боли : способность интерпретировать очень высокие или очень низкие температуры, а также присутствие вредных химических веществ или стимулов высокого давления.Это связано с осязанием и термоцепцией.
    • Зуд или ощущение зуда : способность интерпретировать вредные раздражители на нашей коже, которые вызывают царапины. Это связано с тактильным восприятием.
    • Propioception : способность интерпретировать информацию о положении и состоянии наших мышц и сухожилий, которая позволяет нам осознавать нашу позу и в какой области находится каждая часть нашего тела. Это связано с вестибулярным и тактильным восприятием.
    • Интероцептивное восприятие : способность интерпретировать ощущения, указывающие на состояние наших внутренних органов.
    • Восприятие времени : Способность интерпретировать изменения стимулов и уметь систематизировать их во времени.
    • Кинестетическое восприятие : способность интерпретировать информацию о движении и скорости нашего окружения и нашего собственного тела. Это связано с визуальным, пространственным, временным, тактильным, интероцептивным, пропиоцептивным и вестибулярным восприятием.
    • Хемосенсорное восприятие : способность интерпретировать растворенные в слюне химические вещества, которые выражаются в сильном вкусе.Это связано со вкусовым восприятием, но они используют разные структуры.
    • Магниторецепция или магнитоцепция : способность интерпретировать информацию из магнитных полей. Он более развит у таких животных, как голуби. Однако было обнаружено, что у людей также есть магнитный материал в решетчатой ​​кости (носовой кости), что позволяет людям иметь магнитоцепцию.

    Восприятие — это не единичный процесс, который происходит спонтанно. Напротив, это серия фаз, которые происходят для правильного восприятия стимулов.Например, для восприятия визуальной информации недостаточно, чтобы свет отражался от объекта, и это стимулирует наши рецепторные клетки сетчатки, чтобы они отправляли эту информацию в нужные области мозга. Все это необходимо для того, чтобы произошло восприятие. Однако восприятие — это активный процесс, в котором мы должны выбирать, систематизировать и интерпретировать информацию, отправляемую в мозг:

    • Выбор : количество стимулов, которым мы подвергаемся ежедневно, превышает наши возможности. По этой причине нам нужно фильтровать и выбирать информацию, которую мы хотим воспринимать.Этот выбор делается на основе нашего внимания, опыта, потребностей и предпочтений.
    • Организация : Как только мы знаем, что воспринимать, нам нужно собирать стимулы в группы, чтобы придать им смысл. В восприятии присутствует синергия, поскольку это общее восприятие того, что воспринимается, и его нельзя свести к отдельным характеристикам стимулов. Согласно Гештальт-принципам , организация стимулов не случайна, а подчиняется определенным критериям.
    • Интерпретация : Когда мы организовали все выбранные стимулы, мы приступаем к их значению, завершая процесс восприятия. Процесс интерпретации определяется нашим опытом и ожиданиями.

    Другие принципы гештальта подчеркивают роль человека в процессе восприятия, определяя последовательность из трех этапов:

    • Шаг 1: Первая гипотеза о том, что мы собираемся воспринимать. Это поможет выбрать, организовать и интерпретировать стимулы.
    • Шаг 2: Ввод сенсорной информации.
    • Шаг 3: Сравните первую гипотезу с полученной сенсорной информацией.
    • Важно вовремя выявить любую проблему с восприятием, которая может возникнуть у студента. Это позволит нам применить необходимые средства, чтобы не потерять слуховую информацию (что говорит профессор) или визуальную информацию (текст на доске и в книгах).
    • Правильное восприятие помогает работникам эффективно выполнять свою работу.Художники — яркий пример важности восприятия в профессиональном мире. Однако любая работа в большей или меньшей степени требует определенного восприятия: дворники, таксисты, дизайнеры, полицейские, кассиры, строители и т. Д.
    • Восприятие дорожных знаков, а также звуков из собственного автомобиля очень важно для безопасного вождения.
    • Восприятие позволяет нам продвигаться в нашей среде и взаимодействовать с ней. Покупка продуктов, игра в видеоигры, приготовление пищи и стирка требуют, чтобы мы использовали все наши чувства.

    Агнозия и другие расстройства восприятия

    В некоторых случаях восприятие может не отражать реальность, если она не является патологической. Эти «сбои» в восприятии могут быть иллюзиями или галлюцинациями.
    Иллюзии относятся к ошибочной интерпретации реального внешнего стимула, тогда как галлюцинации представляют собой ошибочное восприятие без присутствия реального внешнего стимула. Эти перцептивные переживания могут происходить с любыми существующими патологиями, они в основном вызваны физиологическими или когнитивными характеристиками системы или измененными состояниями (злоупотребление психоактивными веществами или сон).Примером иллюзии могут служить хорошо известные оптические иллюзии (различное восприятие двух одинаковых цветов, восприятие движения в статическом изображении и т. Д.). Наиболее частыми галлюцинациями являются гипнагогические (когда вы засыпаете и воспринимаете фигуру, звук или чувствуете, что кто-то прикасается к вам), гипнопомпические (те же ощущения, но когда вы просыпаетесь) и галлюцинации, вызванные потреблением наркотики (например, ЛСД или галлюциногенные грибы, которые вызывают более сложные галлюцинации).Тем не менее, иллюзий и галлюцинаций также могут быть патологическими , связанными с шизофренией , эпизодами психоза , бредовыми идеями .

    Восприятие также может быть изменено повреждением наших органов чувств (например, травма глаза), повреждением проводящих путей, которые передают сенсорную информацию в мозг (например, глаукома ) или в областях мозга, отвечающих за восприятие (например, травма затылочной коры).Повреждение любой из этих трех точек может изменить нормальное восприятие стимулов.

    Наиболее частым расстройством восприятия является Агнозия . Это расстройство влечет за собой трудности с направлением и контролем восприятия, а также поведения в целом. Есть два типа: Перцептивная зрительная агнозия (может видеть части объекта, но неспособна понять объект в целом) и Ассоциативная зрительная агнозия (понимает объект в целом, но может определить, какой это объект).Через эти расстройства трудно понять восприятие, поскольку, хотя они и могут видеть, для них это ощущение похоже на слепоту. Существуют также более специфические расстройства, такие как акинетопсия (неспособность видеть движения), ахроматопсия (неспособность видеть цвета), прозопагнозия (неспособность узнавать знакомые лица), слуховая агнозия (неспособность распознавать объект по звуку, а в случае вербальной информации человек с агнозией не сможет распознать язык как таковой), amusia (неспособность распознавать или воспроизводить музыкальные тоны или ритмы).Эти нарушения вызваны повреждениями головного мозга, такими как ictus , травмы головного мозга или даже нейродегенеративное заболевание .

    Как измерить и оценить восприятие?

    Оценка восприятия может оказать большую помощь в различных аспектах жизни: в академических областях (чтобы узнать, нужна ли студенту дополнительная помощь для восприятия информации в классе), в клинических областях (чтобы узнать, будет ли пациент поступать трудности, связанные с окружающей средой) или в профессиональных областях (чтобы знать, нуждается ли работник в поддержке из-за проблемы восприятия).

    CogniFit использует ряд классических тестов в качестве основы для многих своих задач, таких как тест Струпа, тест переменных внимания (TOVA), тест на нарушение памяти (TOMM), непрерывный тест производительности (CPT), Hooper. Задача визуальной организации (VOT), тест NEPSY (Korkman, Kirk, Kemp, 1998). Помимо восприятия, эти тесты также измеряют наименование, контекстную память, время отклика, рабочую память, обновления, зрительную память, скорость обработки, разделенное внимание, сосредоточенное внимание, зрительно-моторную координацию, смещение, торможение и визуальное сканирование.

    • Идентификационный тест COM-NAM: Объекты будут представлены либо с изображением, либо со звуком. Пользователь должен сказать, как объект был представлен (изображение или звук) в последний раз. Если объект представлен впервые, пользователю необходимо будет выбрать соответствующий вариант.
    • Тест по программированию VIPER-PLAN: проведите мяч по лабиринту за минимальное количество ходов и как можно быстрее.
    • Тест на концентрацию VISMEM-PLAN: стимулы на экране загораются и воспроизводят звук в определенном порядке.Во время предъявления стимулов пользователь должен уделять пристальное внимание, чтобы иметь возможность повторить их в том же порядке, в котором они были представлены.
    • Запрос-тест REST-COM: объекты появятся на короткое время. Позже пользователю нужно будет как можно быстрее выбрать вариант, соответствующий представленным объектам.
    • Тест декодирования VIPER-NAM: изображения появятся на экране на короткое время, прежде чем исчезнут. Затем на экране появятся четыре буквы, одна из которых соответствует первой букве показанного объекта.Пользователь должен будет выбрать правильную букву как можно быстрее.
    • Тест скорости REST-HECOOR: на экране появится синий квадрат. Пользователь должен щелкнуть как можно быстрее и как можно больше раз в центре квадрата. Чем больше раз пользователь нажимает, тем выше оценка.
    • Тест на распознавание WOM-REST: на экране появится серия из трех объектов. Пользователь должен запомнить порядок, в котором они отображаются, а затем выбрать правильный порядок из списка.
    • Тест разрешения REST-SPER: на экране появится ряд движущихся стимулов. Пользователь должен нажимать на целевые стимулы как можно быстрее, не нажимая на нерелевантные стимулы.

    Как можно восстановить или улучшить восприятие?

    Каждый когнитивный навык, включая восприятие, можно тренировать и улучшать.

    Пластичность мозга — основа реабилитации восприятия и других когнитивных навыков. В CogniFit есть набор клинических упражнений , предназначенных для восстановления нарушений восприятия и других когнитивных функций.Мозг и его нейронные связи можно укрепить, бросая им вызов и работая, поэтому, если часто тренировать эти навыки, структуры мозга, связанные с восприятием, станут сильнее.

    CogniFit был создан командой профессионалов, специализирующихся в области нейрогенеза и синаптической пластичности, именно так мы смогли создать персонализированную программу когнитивной стимуляции , которая была бы адаптирована к потребностям каждого пользователя. Эта программа начинается с оценки восприятия и ряда других фундаментальных когнитивных областей, и на основе результатов создает индивидуальную программу тренировки мозга для каждого пользователя.Программа автоматически собирает данные из этой начальной когнитивной оценки и с использованием сложных алгоритмов создает программу, которая работает над улучшением когнитивных слабостей пользователя и тренирует их когнитивные способности.

    Ключ к улучшению восприятия — это адекватное и последовательное обучение. CogniFit предлагает профессиональные инструменты для оценки и обучения , которые помогают как отдельным лицам, так и профессионалам оптимизировать эту функцию. Это занимает всего 15 минут в день, два-три раза в неделю.

    Программы оценки и стимуляции CogniFit доступны в Интернете и могут использоваться на большинстве компьютеров и мобильных устройств. Программа состоит из забавных интерактивных игр для мозга, и в конце каждой тренировки пользователь автоматически получает подробный график, показывающий когнитивный прогресс пользователя .

    Ссылки: Эвелин Шатил, Ярослава Микулецка, Франческо Беллотти, Владимир Бурес — Когнитивная тренировка на основе телевидения улучшает рабочую память и исполнительную функцию — PLoS ONE 3 июля 2014 г.10.1371 / journal.pone.0101472 Корчин А.Д., Перец С., Ахаронсон В. и др. — Компьютерные когнитивные тренировки с CogniFit улучшили когнитивные способности по сравнению с эффектом классических компьютерных игр: проспективное, рандомизированное, двойное слепое исследование с участием пожилых людей. Болезнь Альцгеймера и слабоумие: Журнал Ассоциации Альцгеймера 2007; 3 (3): S171. Перец С., Корчин А.Д., Шатил Э., Ахаронсон В., Бирнбойм С., Гилади Н. — Компьютерное персонализированное когнитивное обучение по сравнению с классическими компьютерными играми: рандомизированное двойное слепое проспективное исследование когнитивной стимуляции — Нейроэпидемиология 2011; 36: 91-9.Корчин А.Д., Перец С., Ахаронсон В. и др. — Компьютерные когнитивные тренировки с CogniFit улучшили когнитивные способности по сравнению с эффектом классических компьютерных игр: проспективное, рандомизированное, двойное слепое исследование с участием пожилых людей. Болезнь Альцгеймера и слабоумие: Журнал Ассоциации Альцгеймера 2007; 3 (3): S171. Шатил Э., Корчин А.Д., Перец С. и др. — Улучшение когнитивных функций у пожилых людей с помощью компьютеризированной когнитивной тренировки — Alzheimer’s & Dementia: The Journal of the Alzheimer’s Association 2008; 4 (4): T492.Хаимов И., Шатиль Э. (2013) Когнитивная тренировка улучшает качество сна и когнитивные функции у пожилых людей с бессонницей. PLoS ONE 8 (4): e61390. doi: 10.1371 / journal.pone.0061390 Thompson HJ, Demiris G, Rue T, Shatil E, Wilamowska K, Zaslavsky O, Reeder B. — Telemedicine Journal and E-health Date and Volume: 2011 Dec; 17 (10,): 794-800. Epub 19 октября 2011 г.

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *