Периодизация это в психологии: Понятие периодизации.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ — что такое в Большом психологическ
Смотреть что такое ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ в других словарях:
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
— выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития (Л.С. Выготский) и отвечать следующим требованиям: 1) описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2) определять структурную связь между психическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3) устанавливать инвариантную последовательность стадий развития; 4) периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения. Отличительными особенностями многих П. п. р. являются их односторонний характер (отрыв развития личности от развития интеллекта) и натуралистический подход к психическому развитию в онтогенезе, что находит выражение в игнорировании исторически изменчивого характера периодов развития. Примерами таких периодизаций являются периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже, психосексуального развития 3. Фрейда, развития личности Э. Эриксона, сенсомоторного развития А. Гезелла, морального развития Л. Кольберга. Широкое распространение получили также П. п. р. по педагогическому принципу, где критериями периодизации выступают ступени обучения и воспитания в социально-образовательной системе. Современные периодизации детского развития, как правило, не включают период пренатального развития. Периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже рассматривает когнитивное развитие как последовательность стадий: стадию сенсомоторного интеллекта (от О до 2 лет), стадию дооперационального интеллекта (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (от 7 до 11 — 12 лет) и стадию формально-логических операций (от 12 до 17 лет). Периодизация Э. Эриксона включает последовательность из 8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным. Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет). В отечественной психологии принципы периодизации были разработаны Л.С. Выготским, исходя из представления о диалектическом социально детерминированном характере психического развития в онтогенезе. Единицей анализа онтогенетического развития и основанием для выделения периодов развития, согласно Л.С. Выготскому, является психологический возраст. Соответственно, устанавливаются два критерия построения периодизации: 1) структурный — возрастные новообразования, тот «новый тип строения личности и ее деятельности, которые возникают на данной возрастной стадии впервые и которые определяют сознание ребенка и его отношение к среде… и весь ход его развития в данный период»; 2) динамический — закономерное чередование стабильных (литических) и критических периодов. Идеи Л.С. Выготского получили развитие в концепции Д.Б. Эльконина, положившего в основу периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования. Все типы деятельности Д.Б. Эльконин подразделяет на 2 группы: 1) деятельности в системе «ребенок — общественный взрослый», в которых происходит интенсивная ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов, норм и отношений и обеспечивается преимущественное опережающее развитие мотивационно-потребностной сферы, и 2) деятельности в системе «ребенок — общественный предмет», в которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, и, соответственно, преимущественное развитие интеллектуальной, операционно-технической сферы. В основе психического развития лежит периодически возникающее противоречие между операционно-техническими возможностями личности, с одной стороны, и задачами и мотивами деятельности — с другой. Разрешение этого противоречия осуществляется через изменение социальной ситуации развития и переход к соответствующей деятельности, обеспечивающей необходимое ускоренное развитие либо мотивационно-потребностной, либо интеллектуально-познавательной сфер личности. Противоречия порождают кризисы, как необходимые переломные точки развития. Психическое развитие имеет спиралевидный характер с закономерно повторяющейся сменой периодов развития, в которых ведущей деятельностью попеременно становятся деятельности в системе «ребенок — общественный взрослый» и в системе «ребенок — общественный предмет». Согласно Д.Б. Эльконину, периодизация психического развития в детском возрасте включает три эпохи, каждая из которых состоит из двух связанных между собой периодов, причем в первом происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, а во втором — интеллектуально-познавательной. Эпохи разделены между собой кризисами перестройки отношения личность—общество, а периоды — кризисами самосознания. Эпоха раннего детства начинается кризисом новорожденное™ (0—2 мес.) и включает младенчество, ведущей деятельностью которого является ситуативно-личностное общение, кризис первого года и ранний возраст, где ведущей является предметная деятельность. Эпоха детства, отделенная от эпохи раннего детства кризисом трех лет, включает дошкольный возраст (ведущая деятельность — сюжетноролевая игра), кризис семи лет и младший школьный возраст (ведущей является учебная деятельность). Кризис 11—12 лет разделяет эпохи детства и подростничества, в котором младший подростковый возраст с интимно-личным общением как ведущей деятельностью сменяется старшим подростковым возрастом, где ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. По мнению Д.Б. Эльконина, указанная схема периодизации соответствует детскому и подростковому возрасту, а для периодизации зрелых возрастов необходимо разработать иную схему при сохранении общих принципов периодизации. Периодизация зрелых возрастов жизненного цикла требует определения самого понятия «взрослость» как особого социального статуса, сопряженного с определенным уровнем биологической зрелости, уровнем развития психических функций и структур. Успешность разрешения задач развития, как системы специфических для каждого возраста социальных требований и ожиданий, предъявляемых обществом к индивиду, определяет его переход на каждую новую возрастную ступень зрелости (Р. Хэвигхерст). Периодизация зрелого возраста включает раннюю зрелость (17—40 лет), среднюю зрелость (40-60 лет), позднюю зрелость (старше 60 лет) с переходными периодами, носящими характер кризисов (Д. Левинсон, Д. Бромлей, Р. Хевигхерст). О.А.Карабанова… смотреть
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Словообразование. Происходит от греч. рeriоdоs — круговращение.
Категория. Выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития.
Исследования. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны.
В учении Ст.Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития, здесь выделяются стадии: младенчество, детство, предподростковый возраст и юность, которые соответствуют эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма.
В учении Ж.Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта.
В учении З.Фрейда — направленность либидозной энергии.
У Э.Эриксона — центральные задачи возраста.
У Д.Б.Эльконина — смена ведущих типов деятельности. … смотреть
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
развитие психическое: периодизация — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней — стадий развития психического.
В разных моделях развития психического вводятся разные стадии; критерии их выделения тоже различны. Например:
1) у Ст. Холла — онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития человечества; выделяются такие стадии: младенчество, детство, возраст предподростковый и юность, кои соответствуют стадиям эволюции общества: животная стадия, дикость, начало цивилизации, эпоха романтизма;
2) у Ж. Пиаже — критерием периодизации выступает развитие интеллекта;
3) у З. Фрейда — направленность либидинозной энергии;
4) у Э. Эриксона — центральные задачи возраста;
5) у Д. Б. Эльконина — смена типов деятельности ведущей…. смотреть
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе — качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении… смотреть
Периодизация психического развития — это… Что такое Периодизация психического развития?
- Периодизация психического развития
- — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития (Л.С. Выготский) и отвечать следующим требованиям: 1) описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2) определять структурную связь между психическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3) устанавливать инвариантную последовательность стадий развития; 4) периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествующем, включает и развивает его достижения. Отличительными особенностями многих П. п. р. являются их односторонний характер (отрыв развития личности от развития интеллекта) и натуралистический подход к психическому развитию в онтогенезе, что находит выражение в игнорировании исторически изменчивого характера периодов развития. Примерами таких периодизаций являются периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже, психосексуального развития 3. Фрейда, развития личности Э. Эриксона, сенсомоторного развития А. Гезелла, морального развития Л. Кольберга. Широкое распространение получили также П. п. р. по педагогическому принципу, где критериями периодизации выступают ступени обучения и воспитания в социально-образовательной системе. Современные периодизации детского развития, как правило, не включают период пренатального развития.
Периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже рассматривает когнитивное развитие как последовательность стадий: стадию сенсомоторного интеллекта (от О до 2 лет), стадию дооперационального интеллекта (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (от 7 до 11 — 12 лет) и стадию формально-логических операций (от 12 до 17 лет). Периодизация Э. Эриксона включает последовательность из 8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным. Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет). В отечественной психологии принципы периодизации были разработаны Л.С. Выготским, исходя из представления о диалектическом социально детерминированном характере психического развития в онтогенезе. Единицей анализа онтогенетического развития и основанием для выделения периодов развития, согласно Л.С. Выготскому, является психологический возраст. Соответственно, устанавливаются два критерия построения периодизации: 1) структурный — возрастные новообразования, тот «новый тип строения личности и ее деятельности, которые возникают на данной возрастной стадии впервые и которые определяют сознание ребенка и его отношение к среде… и весь ход его развития в данный период»; 2) динамический — закономерное чередование стабильных (литических) и критических периодов. Идеи Л.С. Выготского получили развитие в концепции Д.Б. Эльконина, положившего в основу периодизации следующие критерии: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования. Все типы деятельности Д.Б. Эльконин подразделяет на 2 группы: 1) деятельности в системе «ребенок — общественный взрослый», в которых происходит интенсивная ориентация ребенка в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов, норм и отношений и обеспечивается преимущественное опережающее развитие мотивационно-потребностной сферы, и 2) деятельности в системе «ребенок — общественный предмет», в которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов, и, соответственно, преимущественное развитие интеллектуальной, операционно-технической сферы. В основе психического развития лежит периодически возникающее противоречие между операционно-техническими возможностями личности, с одной стороны, и задачами и мотивами деятельности — с другой. Разрешение этого противоречия осуществляется через изменение социальной ситуации развития и переход к соответствующей деятельности, обеспечивающей необходимое ускоренное развитие либо мотивационно-потребностной, либо интеллектуально-познавательной сфер личности. Противоречия порождают кризисы, как необходимые переломные точки развития. Психическое развитие имеет спиралевидный характер с закономерно повторяющейся сменой периодов развития, в которых ведущей деятельностью попеременно становятся деятельности в системе «ребенок — общественный взрослый» и в системе «ребенок — общественный предмет». Согласно Д.Б. Эльконину, периодизация психического развития в детском возрасте включает три эпохи, каждая из которых состоит из двух связанных между собой периодов, причем в первом происходит преимущественное развитие мотивационно-потребностной сферы, а во втором — интеллектуально-познавательной. Эпохи разделены между собой кризисами перестройки отношения личность—общество, а периоды — кризисами самосознания. Эпоха раннего детства начинается кризисом новорожденное™ (0—2 мес.) и включает младенчество, ведущей деятельностью которого является ситуативно-личностное общение, кризис первого года и ранний возраст, где ведущей является предметная деятельность. Эпоха детства, отделенная от эпохи раннего детства кризисом трех лет, включает дошкольный возраст (ведущая деятельность — сюжетноролевая игра), кризис семи лет и младший школьный возраст (ведущей является учебная деятельность). Кризис 11—12 лет разделяет эпохи детства и подростничества, в котором младший подростковый возраст с интимно-личным общением как ведущей деятельностью сменяется старшим подростковым возрастом, где ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. По мнению Д.Б. Эльконина, указанная схема периодизации соответствует детскому и подростковому возрасту, а для периодизации зрелых возрастов необходимо разработать иную схему при сохранении общих принципов периодизации. Периодизация зрелых возрастов жизненного цикла требует определения самого понятия «взрослость» как особого социального статуса, сопряженного с определенным уровнем биологической зрелости, уровнем развития психических функций и структур. Успешность разрешения задач развития, как системы специфических для каждого возраста социальных требований и ожиданий, предъявляемых обществом к индивиду, определяет его переход на каждую новую возрастную ступень зрелости (Р. Хэвигхерст). Периодизация зрелого возраста включает раннюю зрелость (17—40 лет), среднюю зрелость (40-60 лет), позднюю зрелость (старше 60 лет) с переходными периодами, носящими характер кризисов (Д. Левинсон, Д. Бромлей, Р. Хевигхерст). О.А.Карабанова
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
- ПЕРИОДИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА
- Периодическое взрывное расстройство
Смотреть что такое «Периодизация психического развития» в других словарях:
периодизация психического развития — развитие психическое: периодизация выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней стадий развития психического. В разных моделях развития психического вводятся разные стадии; критерии их выделения тоже различны. Например: 1)… … Большая психологическая энциклопедия
Периодизация Психического Развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении … Психологический словарь
Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении С. Холла онтогенез психики рассматривается как… … Педагогический терминологический словарь
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТНАЯ — – членение возрастного развития на периоды, этапы, рассмотрение процесса, разворачивающегося во времени. Существуют периодизации, построенные на основе признаков, лежащих вне психического процесса в онтогенезе (биогенетическая теория, согласно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
периодизация развития психического — развитие психическое: периодизация выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней стадий развития психического. В разных моделях развития психического вводятся разные стадии; критерии их выделения тоже различны. Например: 1)… … Большая психологическая энциклопедия
Психология развития — Ганс Бальдунг. Три возраста и смерть. 1540 1543. Музей Прадо. Мадрид Психология развития (Возрастная психология) отрасль психологии, изучающая психологические … Википедия
развитие психическое: периодизация — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней стадий развития психического. В разных моделях развития психического вводятся разные стадии; критерии их выделения тоже различны. Например: 1) у Ст. Холла онтогенез психики рассматривается… … Большая психологическая энциклопедия
Возрастная периодизация жизни — хронология эндогенных изменений в развивающемся организме. Восходящее развитие происходит с момента зачатия и продолжается в период роста и развития организма и личности. В период зрелости происходит медленная смена фаз в основном внутреннего… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия
Фельдштейн, Давид Иосифович — Давид Иосифович Фельдштейн 200px Давид Иосифович Фельдштейн портрет с фотографии Дата рождения: 30 ноября 1929(1929 11 30) (83 года) Место рождения: Воронеж, СССР Страна … Википедия
Учебно-методический материал на тему: Возрастная периодизация
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Истринский профессиональный колледж-филиал
Реферат на тему:
«Возрастная периодизация в научном психологическом наследии»
Подготовила: студентка
ПНК 16 Б группы
Мортина К.В.
Преподаватель:
Балясникова М.В.
Оценка:
Истра 2017
2
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1.Возрастная периодизация по Ж. Пиаже…………………………………..5
2.Возрастная периодизация по З. Фрейду…………………………………..7
3.Возрастная периодизация по Э. Эриксона………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………….11
3
Введение
Возрастная периодизация — периодизация развития человека от рождения и до смерти, определение возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации.
Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.
Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок.
Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.
Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения».
Рассмотрим несколько теорий возрастной переодизации разных ученых.
4
1.Возрастная периодизация по Ж. Пиаже
В исследованиях Жана Пиаже и созданной им женевской психологической школы показано качественное своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от взрослой, и прослежено, как мышление постепенно меняет свой характер на протяжении детства и отрочества.
Основная цель разумного поведения или мышления человека — адаптация к окружающей среде. Способы такой адаптации Пиаже называет схемами. Схема представляет собой повторяющуюся структуру или организацию действий в типичных ситуациях. Схема может состоять из самых простых движений, включать в себя достаточно сложные комплексы двигательных умения, навыков и умственных действий.
Операция — центральное понятие теории Пиаже, объясняющее процесс развития интеллекта. Под операцией понимается мысленное действие, обладающее важным свойством — обратимостью, которая заключается в том, что, выполнив соответствующее действие, ребенок может вернуться к его началу путем совершения обратного ему действия.
Ж. Пиаже выделил четыре стадии интеллектуального развития детей:
1. сенсомоторная стадия, от рождения ребенка до 18-24 месяцев (с рожд.-1,5-2лет).
Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познания себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.
2. дооперациональная стадия, от 18-24 до 7 лет.
К концу сенсомоторной стадии развития ребенок из существа, зависящего от наследственности, становится субъектом, способным к элементарным символическим действиям. Основная характеристика дооперациональной стадии — начало использования символов, в том числе слов. Таким образом, происходит усвоение языка, представление предметов и их образов словами. Ребенок употребляет их, прежде всего в игре, в процессе подражания. На этой стадии ему еще очень трудно представить, как воспринимают другие то, что наблюдает и видит он сам. Однако когда
5
соответствующую задачу ребенку необходимо решать в конкретной ситуация, включающей реальные отношения людей, то уже дети примерно трехлетнего возраста неплохо справляются с ней, испытывая затруднения лишь в том случае, когда найденный принцип решения необходимо выразить в абстрактной, словесной форме.
3. стадия конкретных операций, от 7 лет до 12 лет.
Происходит возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов исобытий. Идет усвоение представлений о сохранении числа (возраст около 6 лет), массы (возраст примерно7 лет) и веса предметов (около 9лет). Классифицирует объекты по отдельным существенным признакам.
На стадии конкретных операций ребенок обнаруживает способность к выполнению гибких и обратимых операций, совершаемых в соответствии с логическими правилами. Дети, достигшие этого уровня развития, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках.
4.стадия формальных операций, после 12 лет.
На стадии формальных операций, которая, начинаясь с 12 лет, продолжается в течение всей жизни человека, индивид усваивает настоящие понятия, проявляет гибкость мышления, демонстрирует обратимость умственных операций и рассуждений. Характерная особенность этой стадии — способность рассуждать, пользуясь настоящими абстрактными понятиями. Другой существенной чертой данной стадии развития является системный поиск решения задач, при котором последовательно испытываются различные варианты решения, оценивается и взвешивается эффективность каждого варианта. В скорости прохождения этих стадий у детей наблюдается определенные индивидуальные различия, поэтому возрастные границы стадий определены приблизительно.
6
2.Возрастная периодизация по З. Фрейду.
Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Сексуальное развитие, следовательно, определяет развитие всех сторон личности и может служить критерием возрастной периодизации. Детская сексуальность понимается Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, поглаживания, сосания, освобождение кишечника и т. д. Стадия развития связаны со смещением эрогенных зон — тех областей тела, стимуляция которых вызывает удовольствие. Фрейд выделил 5 стадий личностного развития.
На оральной стадии(до 1 года) эрогенная зона — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи — собственный палец или какой-нибудь предмет. Поскольку абсолютно все желания младенца не могут быть немедленно удовлетворены, появляются первые ограничения, впоследствии ведет к возникновению таких «пороков» как курение, гурманство, словесная агрессия. Кроме бессознательного, инстинктивного начала личности, названного З. Фрейдом «Оно», развивается вторая инстанция — «Я». Формируются такие черты личности, как ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворённость всем предлагаемым.
На анальной стадии(1-3 года) эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка в это время приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя инстанция — «Сверх — Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развивается аккуратность, пунктуальность, упрямство, агрессивность, скрытность, чрезмерная чистоплотность, скупость, накопительство и некоторые другие черты.
Фаллическая стадия(3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры) – Суть любого из комплексов – ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет «устранить». Конфликт, связанный с Эдиповым комплексом разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествление себя с родителем того же пола, что представляется меньшим злом для ребенка, чем агрессивные чувства. Становление полового сознания
7
предполагает представление не только о своем поле, но и другом, т.е. должно быть, представление не только о мужском, но и о женском.
Латентная стадия(5-12 лет) как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Само название этого периода указывает на скрытый характер проявления либидо. Ребенок осваивает формы поведения, свойственные данному полу. Влечения, исходящие из «Оно», хорошо контролируются. Детские сексуальные переживания вытесняются, и интересы ребенка направляются на общение с друзьями, школьное обучение и т. д.
Генитальная стадия(12-18 лет) соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Биологическое начало — «Оно» — усиливает свою активность, и личности подростка приходится бороться с его агрессивными импульсами, используя механизмы психологической защиты.
8
3.Возрастная периодизация по Э. Эриксону.
Периодизация Э. Эриксона включает последовательность из 8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным.
Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет).
Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;
Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития. Концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон подразумевал какую-либо
9
проблему в социальном развитии, которую общество ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на новый, более успешный уровень социализации.
В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль, потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии.
10
Заключение
Проблема выделения оснований возрастной периодизации остается актуальной и сегодня: отсутствие должных теоретических обоснований мешает решению вопросов о движущих силах психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка происходят под влиянием изменения его социальной ситуации. Именно поэтому поиск научных основ периодизации психического развития ребенка выступает как коренная проблема возрастной психологии, от разработки которой во многом зависит стратегия построения целостной системы воспитания растущих людей.
В ряде исследований установлено большое сходство особенностей развития личности в детстве, юности, раннем, среднем и позднем зрелом возрасте, что позволяет говорить о существовании различных индивидуальных стилей развития.
Таким образом, потенциалы развития включают индивидные, субъектные и личностные особенности, которые, преобразуясь под влиянием деятельностей человека, составляют своеобразное сочетание потенциалов индивидуального развития.
11
Список литературы
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
2.http://agespsyh.ru/otvety-k-ekzamenu-vozrastnaya-psikhologiya/179-vozrastnaja-periodizacija-je-jeriksona.html
3. http://www.studfiles.ru/preview/6014842/page:10/
4. http://megalektsii.ru/s13006t3.html
5. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=555124#1
6. http://www.refsru.com/referat-18456-6.html
Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Возрастная периодизация отечественных и зарубежных психологов Выполнила Резанова С.Е.
2 слайд
Описание слайда:
Возраст – ограниченный хронологическими рамками отрезок жизни человека, стадия его развития. Принято различать паспортный, биологический и психологический возраст. Психологический возраст – это достигнутый уровень психического (возрастного и функционального, по А. В. Запорожцу) развития ребенка, который определяется социальной ситуацией развития и вытекающими из нее характерными видами деятельности, особенностями общения ребенка с окружающими, т.е. местом ребенка в системе общественных отношений Возрастная периодизация психического развития − разделение детства (или всего жизненного пути человека) на отдельные стадии, эпохи, периоды психического развития, выделение психологических возрастов на основе некоторого правила (признака). Сегодня наиболее обоснованным и разработанным является представление о системе критериев возрастной периодизации. Такой подход к решению проблемы возрастной периодизации наиболее полно отражает объективные закономерности, т.к. позволяет учитывать изменения роли социальной ситуации развития, ведущей деятельности и новообразований на протяжении каждого возрастного этапа.
3 слайд
Описание слайда:
Для современной психологии уже давно не является секретом факт того, что человек в процессе своего развития и формирования проходит ряд этапов, которые отличаются друг от друга по уровням: физического; психического; духовного; и интеллектуального развития. Иначе говоря, процесс роста и развития сопровождается определенными изменениями в функционировании организма, что позволяет отличать один этап от другого. И эти изменения имеют прочную связь с возрастом. Такая концепция получила название возрастная периодизация.
4 слайд
Описание слайда:
В своих работах многие ученые и деятели от психологии рассматривали этапы возрастной периодизации: З. Фрейд, Ю.Б. Гиппенрейтер, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. Ю.Б. Гиппенрейтер Л. С. Выготский Д. Б. Эльконин
5 слайд
Описание слайда:
З. Фрейд
6 слайд
Описание слайда:
Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина Теория отечественного ученого строилась на том, что определенному этапу развития (под этим подразумевается возраст, психический и физический уровень развития) соответствует определенный вид ведущей деятельности (ВД). Где под ведущей деятельностью понимается тот вид деятельности, в рамках которого происходит приобретение психических новообразований.
7 слайд
Описание слайда:
Периодизация возрастного развития, предложенная Д. Б. Элькониным, как представителем культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, имеет ряд особенностей и ключевых понятий. Развитие личности, ее становление непрерывны и обусловлены социальным взаимодействием. Лишь благодаря социальному взаимодействию и практической деятельности ребенок развивается психически. Социально обусловленное общение взрослого и ребенка (даже если речь идет об обучении взаимодействию малыша с предметами, как, например, на втором этапе, называемом «раннее детство») позволяет последнему опосредованно усваивать социальные границы, мораль, роли, стереотипы действий и т.д.
8 слайд
Описание слайда:
Итак, возрастная периодизация в рамках теории Д. Б. Эльконина делится на 6 этапов Младенческий. До 1 года. Ведущей деятельностью (далее- ВД) детей этого возраста является общение со взрослыми. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, в первую очередь, с мамой с помощью жестов, мимики и звуков. Близкое эмоциональное общение позволяет развиваться личностной сфере ребенка: через мать он познает себя и окружающий мир, учится реагировать и общаться.
9 слайд
Описание слайда:
Раннее детство. До 3 лет. В жизни ребенка появляются предметы. Их можно трогать, кусать, ломать и т.д. Таким образом, ребенок понимает, что может влиять на окружающий мир, влиять, в частности, на те предметы, которые доступны для воздействия. В этот период развивается наглядно-действенное мышление за счет манипуляций с предметами. Дошкольный возраст. До 7 лет. ВД этого периода — ролевая игра, в которой дети учатся взаимодействию друг с другом, учатся подчиняться и придерживаться правил. В этот период также возникает потребность в общественно-значимой деятельности, появляется стремление быть полезным, сотрудничать.
10 слайд
Описание слайда:
Младший школьный возраст. До 11 лет. ВД-учение, ребенок-школьник учится контролировать свое поведение согласно требованиям и принятым правилам. У него развивается произвольность (сидеть за партой 30 минут, слушая учителя и не отвлекаясь), самоконтроль (отложить игру и делать домашнее задание) и внутренний план действий (выстраивать порядок выполнения домашнего задания). Подростковый возраст. До 15 лет. ВД-общение со сверстниками. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка — то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность — быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.
11 слайд
Описание слайда:
Юношеский возраст. До 17 лет. В этот период внимание юношей и девушек направлено на осмысление дальнейшей деятельности, актуализируется выбор своего пути в жизни. Осмысляются возможные варианты развития событий после школы. Ребята чаще задаются вопросами: «Кем я хочу стать? Чем хочу заниматься? Какая профессия мне подойдет?» ВД — учебно-профессиональная. Появляется ответственность за свое будущее. Разработанная Д. Б. Элькониным возрастная периодизация позволяет лучше понять мотивы ребенка каждого возраста, помогая родителям и воспитателям обеспечить его всем необходимым для полноценного развития.
12 слайд
Описание слайда:
13 слайд
Описание слайда:
Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л.С. Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития» (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период). Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность. Раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов. Возрастная периодизация Л.С. Выготского
14 слайд
Описание слайда:
Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги — переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа: предкритический — отказ от прежних форм отношений и поведения; критический — идет поиск новых форм поведения; посткритический — отработка усвоенных форм поведения. Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми. Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный).
15 слайд
Описание слайда:
Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет, период новорожденности и подростковый период. Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому: Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца — 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения. Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность: «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются: жест, ходьба, речь.
16 слайд
Описание слайда:
Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам». Позитивное значение кризиса 3 лет сказывается в том, что здесь возникают новые характерные черты личности ребенка. Установлено, что если кризис в силу каких- либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности ребенка в последующем возрасте. Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за диффе
«Возрастная психология»
Тема
лекции «Возрастная периодизация»
План:
Основные
понятия.Категория
возраста, компоненты возраста.Возрастная
периодизация в трудах Даниила Борисовича
Эльконина.Возрастная
периодизация Эрика ЭриксонаПериодизация
психического развития ребенка Даниила
Борисовича Эльконина.Взгляды
Льва Семёновича Выготского на стадии
развития человека.
Введение
Психология
как самостоятельная наука определилась
в 60-е годы XIX века. Первым вариантом
экспериментальной психологии как
самостоятельной научной дисциплины
явилась физиологическая психология
немецкого ученого В. Вундта. В 1879 году
в Лейпциге Вундт открыл первую в мире
экспериментальную психологическую
лабораторию. Уже в XX веке в психологии
стали выделяться различные отрасли,
постепенно приобретающие статус
самостоятельных научных дисциплин.
Знания
по возрастной психологии необходимы
учителю для построения работы в
соответствии с возрастными особенностями
своих учеников.
1. Основные понятия.
Возрастная
психология – это область знаний, которая
изучает психологические особенности
формирования личности на разных
возрастных этапах.
Возрастная
психология – это раздел психологии, в
настоящее время выступает как
самостоятельная дисциплина. Делится
на подразделы: детская, подростковая
психология, психология юности, взрослости,
старости (геронтопсихология).
Каждый
раздел изучает динамику психической
жизни человека в рамках данного возраста,
т.е. онтогенез.
Онтогенез
– индивидуальное развитие человека с
момента оплодотворения яйцеклетки до
конца жизни.
Возрастная
психология отмечает те сравнительно
медленные, но основательные количественные
и качественные изменения, которые
происходят в психике и поведении детей
при их переходе из одной возрастной
группы в другую. Обычно эти периоды
охватывают значительные периоды жизни,
от нескольких месяцев для младенцев до
ряда лет для детей старшего возраста.
Предметом
возрастной психологии является изучение
и представление в виде научных фактов
и соответствующих теорий основных
особенностей психического развития
детей при их переходе из одного возраста
в другой, включая разносторонние
содержательные психологические
особенности детей разного возраста.
Т.
о., возрастная психология – отрасль
психологии, изучающая закономерности
психического развития и формирования
личности на разных возрастных этапах.
Объект
исследований – закономерности развития
и формирования личности.
Предмет
– возрастная динамика психики человека,
онтогенез психических процессов и
психологических качеств личности.
2. Категория возраста.
Одним
из основных вопросов, рассматриваемых
в рамках изучения возрастной психологии,
является понятие возраста.
Возраст
– это категория, служащая для обозначения
временных характеристик индивидуального
развития.
Различают
хронологический (паспортный) возраст
и психологический.
Хронологический
возраст обозначает длительность
существования человека с момента
рождения.
Психологический
возраст — это определенная, качественно
своеобразная ступень онтогенеза,
обусловленная закономерностями
формирования организма, условиями
жизни, воспитания и обучения.
Первая
попытка системного анализа возраста
как категории принадлежит Л.С.Выготскому.
В дальнейшем этой проблемой занимались
Б.Г. Ананьев, Д.Б.Эльконин.
Выделяют
следующие компоненты возраста.
1.
Социальная ситуация развития – совершенно
своеобразные, специфические для данного
возраста, исключительно единственные
и неповторимые отношения между ребенком
и окружающей его действительностью.
(Л. С. Выготский).
Для
каждого возраста в зависимости от ССР
характерны типичные формы отношений и
поведения.
2.
Новообразования – психические и
социальные изменения, которые впервые
возникают на данном возрастном этапе
и которые определяют ход дальнейшего
психического развития.
«
Под возрастными новообразованиями
следует понимать тот новый тип строения
личности и ее деятельности, те психические
и социальные изменения, которые впервые
возникают на данной возрастной ступени
и которые в самом главном и основном
определяют сознание ребенка, его
отношения к среде, его внутреннюю и
внешнюю жизнь, весь ход его развития в
данный возрастной период». (Л.С. Выготский)
Например,
возникновение речи в раннем возрасте,
чувство взрослости в подростковом
возрасте.
3.
Ведущая деятельность – это деятельность,
в наибольшей степени способствующая
психическому и поведенческому развитию
ребенка в данный период его жизни и
ведущая развитие за собой (Эльконин
Д.Б.).
Принцип
ведущей деятельности глубоко разработан
в трудах А.Н.Леонтьева. Сущность этого
принципа заключается в том, что в первую
очередь именно в процессе ведущей
деятельности ребенка в каждом периоде
его развития складываются новые
отношения, новый тип знаний и способы
их получения, что существенно меняет
познавательную сферу и психологическую
структуру личности. Таким образом,
каждая ведущая деятельность способствует
появлению характерных только для этого
возраста качественных особенностей,
или, как их называют, новообразований
возраста.
Но
в пределах одной и той же деятельности,
характерной для одного возраста, можно
выделить различные этапы, причем развитие
ребенка на каждом из них не одинаково.
В процессе деятельности общения у
ребенка формируются в первую очередь
потребности, цели, мотивы деятельности.
Практическая периодизация | ISSA
Мы открыты!
Позвоните нам: (800) 545-4772
Войти в систему
0
- а {
- Персональное обучение (current)
Самообучение
Управляемое исследование
Сравнить курсы
Фитнес-тренер
Элитный тренер
Мастер-тренер - Питание
Диетолог
Комплекты коучинга
Nutrition Cont.Эду.
Прецизионное питание - Сила
Бодибилдинг
Пауэрлифтинг
Сила и кондиционирование
Повышение производительности - Оздоровительный
Йога
Фитнес-тренер
ДНК
Трансформация - Все специализации
Сертифицированный личный тренер
Спортивный диетолог
Сила и кондиционирование
Сертификация онлайн-тренера
Сертифицированный инструктор по йоге
Инструктор по групповым упражнениям
Сертификация по бодибилдингу
Сертификация специалиста по трансформации
Сертификат физиотерапевта
Сертификация корректирующих упражнений
Фитнес-тренер на основе ДНК
Просмотреть все специализацииФитнес-тренер
Инструктор по пауэрлифтингу
Сертификация тренера по продолжительности жизни
Инструктор по кикбоксингу
Специалист по контролю веса
Повышение производительности
Сертификация Precision Nutrition
Сертификация группового персонального обучения
Сертификат фитнеса для взрослых
Сертификация по фитнесу для молодежи
CPR / AED
Посмотреть все непрерывное образование
Просмотреть все специализации - Сделки
положение: относительное;
верх: 1px;
}
}
@media (min-width: 1200 пикселей) {
.navbar-expand-lg .navbar-nav .nav-link {
левое поле: 0,75 бэр;
маржа справа: 0.75рем;
}
}
]]]]]]]]]]>]]]]]]]>]]]]]]>]]]]>]]>
- Все (текущие)
- Силовая тренировка
- Производительность
- Питание
- Потеря веса
- Больше
Безопасность / травмы
Технология
Для женщин
Спортивная психология
Советы по обучению
Бизнес
Молодежный Фитнес
Старший Фитнес
Особое население
Групповой Фитнес
Истории успеха
Вопросы и ответы
.
Понимание периодизации питания | TrainingPeaks
Периодизация определяется как разбиение чего-либо на отдельные блоки. Чтобы тренироваться эффективно, мы регулируем интенсивность, объем и частоту тренировок, поэтому в день соревнований мы выступаем в хорошей форме и отдохнувшими. Эти тренировочные изменения предъявляют различные требования к нашему телу, чтобы вызвать определенные физиологические реакции. Если требования к нашему телу меняются, значит, и наше питание, питающее наши тела, также должно меняться.Следовательно, понимание периодизации питания жизненно важно для достижения оптимальных результатов.
Ваши потребности в питании меняются в течение сезона
Давайте возьмем простой пример, рассматривающий некоторые из стандартных этапов периодизированной тренировки (подготовка / предсезонная подготовка, базовая стадия, сборка, соревнование, переходное / межсезонье). Количество, необходимое для каждого из трех макроэлементов: углеводов, белков и жиров для каждой фазы, будет варьироваться не только в зависимости от того, в каком тренировочном цикле вы находитесь, но и от вашего вида спорта, индивидуальной физиологии и целей производительности.
Вот некоторые диапазоны, предложенные Бобом Сибохаром (ссылка 1) для предсезонной фазы и фазы соревнований, выраженные в граммах на килограмм массы тела для спортсменов на выносливость.
Углеводы | Белок | Жир | |
Предсезонный | 3-7г / кг | 1,2-2,5 г / кг | 0,8-1,3 г / кг |
Соревнования | 5-12г / кг | 1.4-2,0 г / кг | 1,0-1,5 г / кг |
Мы видим, что в сезон соревнований потребление углеводов увеличивается из-за более высоких энергетических потребностей организма. Белок остается умеренным, а количество потребляемых жиров немного выше, что также помогает удовлетворить повышенные потребности в энергии.
Ваши потребности в питании меняются в зависимости от ваших ежедневных тренировок
Мы также можем думать о периодизации на ежедневной основе. Независимо от того, в каком цикле вы находитесь, потребность в энергии в день восстановления будет ниже, чем в день с большим объемом или с высокой интенсивностью.Это означает, что вам, вероятно, не стоит есть тот же завтрак с блинами в выходной день, который вы едите после тяжелой велотренировки, которая включает в себя высокоинтенсивные повторы в гору. Для получения оптимальных привычек воспользуйтесь периодичностью своего ежедневного приема пищи.
Еще одна идея, которую можно использовать в контексте периодизации, — это концепция выбора времени приема пищи, которая означает определенное потребление жидкости и пищи до, во время и / или после, чтобы обеспечить наилучшую возможную тренировку и восстановление. (См. 2,3). Это снижает периодизацию до часов и минут.
Периодизация питания должна быть проверена в обучении
В недавней обзорной публикации Asker Jeukendrup (Ref. 4) концепция периодизации питания расширена даже дальше, чем простая модуляция макронутриентов во время определенных тренировочных циклов. В этот обзор включены концепции тренировок по питанию, такие как тренировки с низким запасом гликогена, тренировки с высоким содержанием гликогена в мышцах и печени или тренировка кишечника, чтобы они могли переносить повышенное потребление углеводов.
Вкратце
Правильное питание — важный компонент оптимальной производительности.Если вы не задумывались об этой концепции раньше, начните экспериментировать с соотношением макронутриентов и общим временем (до, во время и после). Этот эксперимент поможет вам выбрать то, что лучше всего подходит для вас как на тренировке, так и в день гонки.
.
Периодизация индивидуального развития в психиатрии
Периоды индивидуального развития в психиатрии
Изучение в сравнительном возрасте параметров нормального развития психики и предпочтения возникновения синдромов нервно-психических расстройств у детей и подростков привело к созданию ряда классификаций периодизации психического развития. По мнению В. В. Ковалева, патогенетической основой преобладающих проявлений психических расстройств для разных возрастных периодов является механизм смены качественно разных уровней патологического нервно-психического ответа на определенные вредные события.Исследователь выделил четыре основных возрастных уровня нервно-психического ответа.
1. Для соматовегетативного уровня ответа (0-3 года) характерны различные варианты нейропатического синдрома (возбудимость, склонность к нарушениям пищеварения, питание, сон, опрятность и др.). Преимущественно соматовегетативный уровень ответа у детей раннего возраста находит объяснение в более раннем завершении регуляции вегетативных функций в онтогенезе, что значительно опережает формирование регуляции двигательных функций.
2. К психомоторный Уровень ответа (4-10 лет) включает проявления гипердинамического синдрома, системных невротических и неврозоподобных двигательных расстройств — тики, заикание, мутизм и др. Выделенность этого уровня соответствует данным возрастная морфология и физиология, свидетельствующие о наиболее интенсивной дифференциации функций двигательного анализатора в этом возрасте.
3. Уровень реакции аффективный (7-12 лет) характеризуется синдромами страха, повышенной аффективной возбудимостью, абстинентностью и бродяжничеством.
4. Эмоциональный идеатор Уровень реакции (12-16 лет) уже проявляется в виде сверхценных образований, таких как патохарактерные реакции (протест, эмансипация и т. Д.), Дисморфофобия, психическая анорексия, философское опьянение и т. П.
Симптоматика, присущая каждому последующему уровню, не исключает проявления предыдущих уровней реакции, а отодвигает их на второй план и как-то модифицирует их.
Самая систематическая разработка систематики психического развития ребенка, предложенная известным детским психиатром Г.К. Ушаковым.В формировании психики ребенка он также делится на четыре периода: моторный (до 1 года), сенсомоторный (1-3 года), аффективный (3-12 лет) и идеаторный (12-14 лет).
Моторный этап развития психики очень непродолжительный (до 1 года), хотя улучшение моторики и ее дифференциация происходят на протяжении всей жизни человека. Реакции ребенка в первые месяцы жизни на самом деле являются зачатками последующих психических реакций.
На внешние раздражители ребенок реагирует диффузными двигательными реакциями (крик, плач, двигательное беспокойство).Даже так называемая реакция страха новорожденного представляет собой два типа движений: с преобладанием реакции сгибателей или разгибателей (мышц-разгибателей). Уловить разницу между «реакцией страха и рефлексом Моро (рефлекс обхвата) у новорожденного часто не удается».
Сенсомоторный этап развития психики (от года до трех лет). От шести месяцев до шести-семи лет важность формирующихся двигательных реакций продолжает оставаться ведущей, однако они теряют свой чисто двигательный характер и приобретают более сложные «сенсомоторные акты» (позже, улучшаясь, они станут психомоторными, то есть они будут иметь информированный характер).
Сенсомоторные реакции отличаются овладением целенаправленными движениями, что в дальнейшем приводит к произвольным действиям. Развиваются органы чувств, формируется внимание, формируется мышление, представления о настоящем и прошлом, первичное сознание «Я» (элемент самосознания, три-три с половиной года). Наиболее ярким признаком окончательного завершения периода сенсомоторного развития является формирование у ребенка представления «схемы тела» (к 6-7 годам).
Аффективный этап развития психики (от 3 до 12 лет). Высшие (эпикритические) аффекты, в отличие от простых (органических), никогда не возникают без образа, репрезентации, а затем и без понятия, т.е.причастности к опыту идеальной (рациональной, познавательной) сферы. Аффективная стадия начинает формироваться в виде эпикритической эмоциональности с трех лет: осваиваются эмоциональные реакции протеста, негативизма, демонстративного поведения, чрезмерной аффектации или неразговорчивости.К 6-7 годам детская непосредственность меняет свои качества. Она все чаще получает выражение в аффективной окраске некоторых форм деятельности ребенка. К 10-11 годам лабильность аффекта, добродушие и детский задор становятся менее выраженными. Аффективность приобретает постоянно индивидуальный характер, и можно четко выделить два типа поведенческих реакций. У некоторых детей есть черты экстраверсии, они более общительны. У других преобладает интровертность, и они более тихие.
Идеаторный этап развития психики начинается еще в глубине сенсомоторной стадии, но истинное ее происхождение должно датироваться 11-12 годами. С тех пор у ребенка обычно появляется возможность делать сложные выводы и усиливается феномен «удвоения реальности». Последнее означает умение ребенка оперировать с объектами внешней реальности, с одной стороны, и субъективной реальностью (мыслимой, представленной) с другой. Обе эти реальности взаимопроникают.
В подростковом возрасте (12–16 лет) появляется способность рассуждать, последовательно обсуждая факты и выявляя закономерности. Подросток заявляет о себе, противопоставляя себя другим. Часто приобретает характер своего мнения, концепции. Он осознает себя как личность, и это дает беспрецедентные возможности для размышлений. Сознание личности начинает приобретать характер сознания коллективного, социального. В эмоциональной сфере формируются эстетические, этические и интеллектуальные чувства.
Психические расстройства у детей имеют разные качества в зависимости от возраста и степени поражения. Нарушение психического функционирования на ранних этапах постнатального онтогенеза не может вызывать тех типов расстройств, которые требуют определенной степени зрелости аффективного и идейного уровней развития психики. Для человека зрелого возраста правилом становится следующая тенденция: чем больше ущерб, тем глубже оказываются повреждены психические уровни при прочих равных условиях.
.
Периодизация и смешанное обучение | TrainingPeaks
Последние пару лет я много думал о периодизации интенсивности. Это началось, когда я читал исследования о снижении аэробной способности, характерном для спортсменов на выносливость старше 50 лет, для книги, которую я писал — Быстро после 50. Но исследования также показывают, что даже хорошо тренированные спортсмены на выносливость старше 35 лет теряют аэробные и анаэробные способности в среднем составляют около 8 процентов за десятилетие.Почему он так быстро снижается даже у этих молодых спортсменов?
Испытайте свою анаэробную систему
Если углубиться в исследование, то окажется, что спад наиболее быстро происходит у тех, кто редко бросает вызов своим анаэробным системам. Они много тренируются на длинных медленных дистанциях (LSD). Я понимаю, что это не очень хорошее сообщение для чтения, поскольку вы в Базовый период много ездите на ЛСД. Отказ от анаэробных тренировок в течение нескольких недель означает, что вы потеряете анаэробную физическую форму, и вам придется уделять значительное количество времени восстановлению соответствующих систем, когда вы выйдете за пределы базового периода.
Похоже, что примерно до 35 лет физическая форма выше анаэробного порога сохраняется без особой необходимости в целенаправленных тренировках. Но это меняется с возрастом. Сначала это снижение, происходящее примерно после 35 лет, довольно невелико, но чем старше вы становитесь, тем сильнее они становятся.
Тренировка периферических мышц
Исследование также предполагает, что адаптации «периферических» мышц, которые стимулируют спортсмена в его или ее виде спорта (например, ноги во время бега), в конечном итоге оказывают большее влияние на результативность гонки, чем «центральные» адаптации (например, сердце, кровь и легкие).Тем не менее, спортсмены на выносливость традиционно сосредотачивали свои тренировки в базовом периоде почти исключительно на центральной адаптации.
Нет ничего плохого в том, чтобы заниматься этим в большом количестве, поскольку действительно есть преимущества для фитнеса, которые все еще проявляются периферически при таких тренировках (например, большая капилляризация основных мышц в спорте). Как известно, я хорошо известен тем, что в Базовый период атлеты выполняют много аэробных пороговых нагрузок. Проблема в том, что полное исключение анаэробных тренировок в течение этого длительного периода тренировок способствует потере большей части периферической мышечной силы.
Смешайте ваши тренировки
Я полагаю, что способ предотвратить эти сезонные спады — проводить то, что можно назвать «смешанными» тренировками в течение года, независимо от периода. Если вы следовали довольно традиционному плану линейной периодизации, это не большая разница. Вам нужно всего лишь добавить несколько минут таких интервалов высокой интенсивности в неделю в базовый период, чтобы поддерживать свои анаэробные и аэробные способности.
Давайте посмотрим, что это может повлечь за собой, когда речь идет о базовой тренировке, начиная с разделения интенсивности тренировки на три довольно широкие зоны (обратите внимание, что это не обычная разбивка интенсивности, которая обычно включает от 5 до 7 зон).
Используя эти три зоны, как спортсмен может распределить интенсивность тренировки в течение сезона, используя концепцию смешанной тренировки? В следующей таблице приведен пример смешанного распределения по зонам при традиционной линейной периодизации для гипотетического спортсмена.
Пожалуйста, поймите, что это всего лишь пример для продвинутого вымышленного спортсмена, о котором мы ничего не знаем — пол, возраст, вид спорта, тип расы, ограничители или что-то еще.Другими словами, он не предназначен для того, чтобы вы включали его именно в свое обучение. Это всего лишь пример предлагаемой концепции. Главное — концепция, а не числа.
Дело здесь в том, что спортсмен в примере выполняет тренировки с широким диапазоном интенсивности от ниже аэробного порога до значительно выше анаэробного порога. И этим спортсмен занимается круглый год. Но обратите внимание, что распределение интенсивности меняется с периодами. Базовый период по-прежнему в значительной степени посвящен тренировкам с аэробным порогом и ниже (с использованием частоты пульса, которая примерно на 30 ударов в минуту или около того ниже анаэробного порога).
Пример
Давайте более подробно рассмотрим зону 3 во второй таблице. В период общей подготовки (базовой) наш воображаемый спортсмен в среднем проводит только около 3 процентов своей тренировки на уровне анаэробного порога или выше. Такая тренировка в этот период требует очень коротких, но очень интенсивных интервалов. Для большей детализации предположим, что спортсмен тренируется 10 часов в неделю. Это означает, что стандартная тренировка зоны 3 в Базе может быть чем-то вроде 3 подходов по 4-6 раз по 20-30 секунд с интенсивностью от 100 до 150 процентов функциональной пороговой мощности (FTP) с 20-30 секундами. восстанавливается между интервалами и 2 минуты между подходами.Это можно делать один раз в неделю с другим еженедельным сеансом с рабочими интервалами 3 х 4 минуты с 1-минутным восстановлением, выполняемым на FTP. Это не очень тяжелые тренировки, но они закладывают основу для более сложных анаэробных тренировок и помогают поддерживать периферическую мышечную силу.
В период специальной подготовки (наращивания) спортсмен выполняет 10 процентов еженедельных тренировок в зоне 3. Это когда анаэробная тренировка обычно начинается в традиционном линейном плане периодизации.Только теперь атлету не нужно медленно начинать с нуля, чтобы позволить длительную адаптацию к высокой интенсивности после нескольких недель перерыва. Это позволяет практически сразу же усложнять интервалы.
Сеанс зоны 3 теперь имеет более длинные рабочие интервалы и большее общее время на уровне анаэробного порога и выше. Таким образом, для таких еженедельных тренировок может потребоваться сочетание 30-секундных интервалов работы при 150 процентах FTP, 3-минутных интервалов при 120 процентах FTP и 12-минутных интервалов при FTP.Это довольно типично для периода сборки в некоторых видах спорта. Большая разница в том, что спортсмен смог достичь большего за этот период, чем если бы он или она избегали всех анаэробных тренировок в Базовый период, из-за того, что начали их на более высоком уровне анаэробной подготовки.
Следует ли вам тренироваться со смешанной интенсивностью круглый год? Я не могу сказать наверняка, но мне кажется, что здесь есть что хотя бы рассмотреть. Проблема, конечно, в том, что, как и во всех концепциях периодизации, есть ответ на вопрос: «Это сработало?» не будет известно, пока через несколько месяцев не начнутся серьезные гонки.
.