Понятие социальная роль: Социальная роль — это… Что такое Социальная роль?

Содержание

Социальная роль — это… Что такое Социальная роль?

Социа́льная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»[1].

История термина

Понятие «социальная роль» было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал понятие «социальная роль» как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение «социальная роль» как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о «социальная роль» как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные «социальная роль» оказываются плохо совместимыми. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим, такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями. Ирвин Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределенности и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнеров.

Определение понятия

Социальная роль — динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли обусловлены социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это не только биологически предопределенный пол, но и гендер («социальный пол»), который создается (конструируется) обществом как социальная модель ролевого поведения, закрепленная общественными нормами, обычаями. Если биологически можно различить два пола — мужской и женский, то набор гендеров бывает гораздо шире. Гендер не обязательно совпадает с полом индивида. Биологический пол, так же как и гендер, фактически является социальным конструктом – продуктом устойчивых интерпретативных практик, возникающих на основе когнитивных схем восприятия. В психологическом и социальном плане биологический пол всегда существует для личности в виде условной системы объяснений (интерпретаций). [2]
  • Межличностные роли опосредованны межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
  • По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Ролевые конфликты

Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).

См. также

Библиография

  • «Игры, в которые играют люди» Э. Берн

Примечания

  1. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 537.
  2. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. — СПб.: Питер, 2003. C.27—35.

Ссылки

Общий курс: Учебное пособие для вузов. Кравченко А. И.

24. Понятие социальной роли. Шпаргалка по социальной психологии

24. Понятие социальной роли

Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах,

инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

1) внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;

2) внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;

3) личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

4) инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):

1) эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;

2) способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;

3) структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;

4) формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;

5) мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

1) представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;

2) субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;

3) играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

1) описания поведения, характерного для данной роли;

2) предписания – требования к поведению;

3) оценки исполнения предписанной роли;

4) санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Социальная роль — Википедия

Социальная роль — образец поведения человека, который общество признает целесообразным для обладателя данного статуса.

Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус. Человек должен выполнять те или иные материальные ценности в социальной системе.

Это модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус»[1]. Современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей. В связи с этим такие неомарксисты и неофрейдисты, как Т. Адорно, К. Хорни и другие в своих работах сделали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — это невротик. Более того, в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.

Ирвинг Гофман в своих исследованиях ритуалов взаимодействия, принимая и развивая базовую театральную метафору, обращал внимание не столько на ролевые предписания и пассивное следование им, сколько на сами процессы активного конструирования и поддержания «внешнего вида» в ходе коммуникации, на зоны неопределённости и двусмысленности во взаимодействии, ошибки в поведении партнёров.

Понятие «социальная роль» было предложено независимо друг от друга американскими социологами Р. Линтоном и Дж. Мидом в 1930-х годах, причём первый трактовал понятие «социальная роль» как единицу общественной структуры, описываемой в виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредственного взаимодействия людей, «ролевой игры», в ходе которой, благодаря тому, что человек представляет себя в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. Линтоновское определение «социальная роль» как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном функционализме и разрабатывалось Т. Парсонсом, А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном. Идеи Мида получили развитие в интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода объединяет представление о «социальная роль» как об узловой точке, в которой смыкаются индивид и общество, индивидуальное поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности людей сопоставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от чего происходит отбор людей на те или иные социальные роли. Разумеется, в действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные «социальные роли» оказываются плохо совместимыми.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами, обычаями.
  • Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне тяжело как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
  • По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определённом смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жёсткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребёнка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Ролевые конфликты

Ролевые конфликты возникают при невыполнении обязанностей роли в силу субъективных причин (нежелание, неумение).

См. также

Библиография

  • «Игры, в которые играют люди» Э. Берн

Примечания

  1. ↑ Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. — С. 537.

Ссылки

Статья на тему «Понятие социальной роли. Виды ролей.»

Понятие социальной роли. Виды ролей.

«Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник.

Солдат, судья, старик».

У.Шекспир

И действительно на протяжении своей жизни мы примеряем множество социальных ролей — вот я – дочь, жена, мама, в то же время я – продавец продовольственных товаров, студентка ЗО, могу выступить в роли покупателя и т.д.

Считается, что понятие «социальная роль» в социологию ввел в первой половине XIX в. американский ученый Р. Линтон.

Социальная роль — это система ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и соответствующими этим обязанностям правами. Это общественно требуемый образец поведения, модель поведения.

Социальные роли возлагают на человека определенные обязанности, устанавливают нормы поведения в группе, предоставляют ему права. Например, детский сад как вид социальной организации предполагает наличие заведующего, воспитателей и воспитанников. Всё это — социальные роли, связанные с конкретным набором обязанностей и прав. Так, воспитатель обязан выполнять приказы заведующего, не опаздывать на работу, добросовестно готовиться к занятиям, воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, ему запрещается прибегать к физическим наказаниям воспитанников и т.д. При этом он имеет право на определенные знаки уважения, связанные с его ролью воспитателя: дети должны называть его по имени и отчеству, беспрекословно выполнять его распоряжения, связанные с воспитательным процессом.

Виды ролей

Выделяют два вида ролей:

Межличностные роли связаны с различными типами отношений. В их основе лежит эмоциональная подоплека. В эту категорию входят лидеры, изгои, любимчики и др.

Социальные роли связаны с положением человека в обществе, видом деятельности или профессией. К этой группе относятся социально-демографические категории – муж, дочь, сын.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом в 50-х годах ХХ века. Он предложил следующие характеристики любой роли:

По эмоциональности.

Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, сострадании, смерти).

По масштабу.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений, (ролей). Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки).

По способу получения.

Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми). Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения — предписанные роли. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. -завоёванные роли. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

По степени формализации.

Очевидно, что отношения работника банка с клиентом должны определяться формальными правилами, а отношения между родными и (или) близкими людьми — чувствами.

По видам мотивации.

Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются, прежде всего чувством любви и заботы; Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель — ради общего блага, учёный – ради служения истине.

Социальные роли у дошкольников

Даже в дошкольном детстве у ребенка уже много ролей: он — сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с приятелями общается не так, как с незнакомыми взрослыми. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.

Дома малыш капризный, а в садике – послушный. В первую очередь, в саду он хорошо ест, когда дома все бегают за ним с ложкой. Более того, он старается съесть первым и хвастается, поднимая тарелку. Во- вторых, там он одевается сам, а дома ни за что не хочет. Дело в том, что малыш знает, что в садике его будут воспринимать таким, каким он покажет себя. В садике он ведет себя так, как считает, что нужно вести себя в обществе, он претендует на общественное уважение. Все время быть таким целеустремленным ему пока сложно, поэтому дома он позволяет себе капризничать и не слушаться, отдыхая от тяжелой роли «хорошего ребенка».

В садике случаются разные ситуации, и не всегда все однозначно. Взрослые должны знать, что поведение ребенка всегда говорит о чем-то. Малыш не все может выразить словами, но, присмотревшись к его поведению, можно понять многое о его чувствах, мыслях и переживаниях.

ВЫВОДЫ

Необходимость кем-то быть, играть определенные роли (маски) является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна и самореализация индивидуума.

Роль выступает как средство формирования деятельности человека, как фактор, организующий его поведение. В интересах организации нужно иметь четкие модели ролей.

Понять личность можно лишь через раскрытие ее социальных ролей.

Понятие социальной роли

Социальная роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом.

Социальную роль – это статус в движении, т. е. набор реальных функций, ожидаемых поведенческих стереотипов.

Ожидания могут быть зафиксированы в определенных институционализированных социальных нормах: юридических документах, инструкциях, положениях, уставах и т. д., а могут носить характер обычаев, нравов, и в том и в другом случае они определяются статусом.

Ролевые ожидания, прежде всего, связаны с функциональной целесообразностью. Время и культура произвели отбор наиболее целесообразных для каждого данного статуса типичных черт личности и закрепили их в виде образцов, стандартов, норм поведения личности.

Однако, каждый индивид в ходе социализации вырабатывает сам представление о том, как он должен поступать во взаимодействии с миром других социальных статусов. В связи с этим между ролевым ожиданием и ролевым исполнением невозможно полное совпадение, что вызывает развитие ролевых конфликтов.

Виды ролевых конфликтов:

  1. внутриличностный – возникает в связи с противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных или в одной социальной роли;
  2. внутриролевой – возникает на основе противоречия в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками взаимодействия;
  3. личностно-ролевой – причиной является несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;
  4. инновационный – возникает как результат расхождения ранее существовавших ценностных ориентаций и требований новой социальной ситуации.

Основные характеристики роли (по Парансону):

  1. эмоциональностью – роли различаются по степени проявления эмоциональности;
  2. способ получения – одни роли могут предписываться, другие завоевываются;
  3. структурированностью – часть ролей сформирована и строго ограничена, другая – размыта;
  4. формализацией – часть ролей реализуется в строго установленных шаблонах, алгоритмах, другая – произвольно;
  5. мотивацией – системой личностных потребностей, которые удовлетворяются исполнением роли.

Виды социальных ролей в зависимости от норм и ожиданий:

  1. представляемые роли – система ожиданий индивида и определенных групп;
  2. субъективные роли – субъективные представления человека о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами;
  3. играемые роли – наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом.

Нормативная структура исполнения социальной роли:

  1. описания поведения, характерного для данной роли;
  2. предписания – требования к поведению;
  3. оценки исполнения предписанной роли;
  4. санкций за нарушение предписанных требований.

Для реализации социального статуса человек исполняет множество ролей, которые в совокупности представляют собой ролевой набор, индивидуальный для каждого человека. Т. е. личность можно рассматривать как сложную социальную систему, состоящую из совокупности социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Значимость роли для человека и идентификация себя с исполняемой ролью определяется индивидуальными особенностями личности, её внутренней структурой.

Человек может сильно «вживаться» в свою роль, что называется ролевой идентификацией или наоборот сильно дистанцироваться от неё, перемещаясь из актуальной части сферы сознания на периферию или даже вытесняя её из сферы сознания полностью. В случае если объективно актуальная социальная роль не осознается в качестве таковой субъектом, то это выливается в развитие внутреннего и внешнего конфликта.

Социальная роль, понятие, классификация типичных социальных ролей личности в обществе, теория, примеры, совокупность социальных ролей одного индивида

Определение и характеристики

Существование социальной роли жизненно важно для функционалистского и интеракционистского понимания общества. Это понятие предполагает следующее:

  1. Разделение труда в социуме оборачивается формой взаимосвязи разных специализированных позиций, которые называются ролями. Они включают в себя соответствующие разрешённые формы поведения и действия, руководствуясь общеизвестными социальными нормами.
  2. Роли заняты индивидами, которых называют актёрами (по классификации унифицированного языка моделирования).
  3. Когда люди одобряют социальное положение (т. е. считают его законным и конструктивным), они будут нести расходы, чтобы соответствовать определённым нормам, а также отвечать за наказание тех, кто нарушает приписанные ему правила поведения.
  4. Изменение условий может сделать социальную функцию устаревшей или нелегитимной, в этом случае общественное давление способно привести к её изменению.
  5. Ожидание вознаграждений и наказаний, а также удовлетворение от просоциального поведения объясняют, почему люди соответствуют ролевым требованиям.

Это понятие рассматривается в обществознании, социологии и теории организации. Классификация социальных ролей включает в себя следующие категории:

  • культурные;
  • социальная дифференциация;
  • специфичные для конкретной ситуации;
  • биосоциологические;
  • гендерные.

В своей жизни люди сталкиваются с разными социальными функциями. Иногда им приходится выполнять несколько ролей одновременно в различных сценариях. Существует эволюция социальных ролей: некоторые исчезают, а другие изменяются.

Они могут быть достигнуты, приписаны или случайно присвоены в разных ситуациях. Достигнутую позицию занимают добровольно, она отражает личные навыки, способности и усилия, приписанная же — это должность, обычно навязываемая человеку. Она назначается отдельным лицам или группам без учёта их заслуг из-за определённых черт вне их контроля.

Типичные социальные роли личности могут быть полупостоянными или временными. К первой категории можно отнести студентов, подростков, матерей, потребителей. Хорошей иллюстрацией является пример социальной роли больного, сформулированный Толкоттом Парсонсом в конце 1940-х годов. В этом преходящем положении человек освобождается от своих обычных функций, но ожидается, что он будет соответствовать временным поведенческим стандартам — выполнять указания врачей и пытаться выздороветь.

Для многих положений люди должны соответствовать определённым условиям, биологическим или социологическим. Например, маленький ребёнок или подросток обычно не может взять биологическую роль матери.

Другие требуют обучения или опыта. В большинстве культур врачи должны быть образованы и сертифицированы, прежде чем заниматься медициной.

Факторы развития

На развитие роли может влиять многообразие факторов, в том числе культурные или ситуационные, а также социальная и генетическая предрасположенность. Система общества часто помещает людей на определённые должности, основанные на социальных ситуациях, которые они испытали.

Люди занимают те позиции, которые им естественны. Обладающие спортивными способностями часто выполняют функцию спортсменов. Личности, склонные к интеллектуальному труду, обычно играют роли, посвящённые образованию и знаниям. Это не означает, что они должны выбирать только один путь, ведь любой человек может сыграть несколько ролей. Различные культуры по-разному оценивают определённые образцы поведения. Роли могут быть созданы или изменены исходя из ситуации, в которой человек находится вне собственного влияния.

Социальные функции часто формируются в юношеском возрасте, когда родители зачисляют своих детей в определённые программы (кружки, секции, учебные заведения), повышая вероятность того, что ребёнок будет выполнять именно ту роль, в которой он провёл некоторое время.

Ролевая теория

Ролевая теория — это социологическое исследование становления ролей, которое объясняет, какие силы заставляют людей развивать ожидания от своего и чужого поведения. Согласно социологу Брюсу Биддлу, бывают пять основных моделей теории:

  1. Функциональная, которая рассматривает развитие ролей как базовые нормы для конкретной социальной позиции.
  2. Символьная интерактивная теория, рассматривающая становление как результат индивидуальной интерпретации реакций на поведение.
  3. Структурная, которая использует математические идеи и подчёркивает влияние общества, а не человека.
  4. Организационная, исследующая развитие ролей в группах.
  5. Когнитивная теория, которую социологи резюмируют как «связь между ожиданиями и поведением».

Функционализм и консенсус

Функционалистский подход к теории, в значительной степени заимствованный из антропологии, рассматривает роль как набор ожиданий, которые общество возлагает на человека. По невысказанному консенсусу некоторые виды поведения считаются подходящими, а другие — неуместными.

Статус — это позиция, которую занимает актёр, а роль — это ожидаемое поведение, связанное с ней. Конечно, они не ограничиваются профессиональным статусом. Тот факт, что функция врача в течение рабочего дня отводится одному человеку, не мешает ему брать на себя другие роли в разное время — муж, жена, друг, отец, мать и т. д.

Взаимодействие или социальная активность

В интерактивной социальной теории понятие роли имеет решающее значение. Интеракционистское определение предшествует функционалистскому. Роль в этой концепции не является фиксированной или предписанной, а чем-то, что постоянно обсуждается между людьми неуверенно, творчески. Философ Джордж Герберт Мид исследовал эту схему в своей основополагающей работе 1934 года «Разум, я и общество».

Основной интерес у Мида вызвал способ, с помощью которого дети учатся тому, как стать частью социума, творчески принимая позиции, наблюдая и подражая другим. Это всегда делается в интерактивном режиме, не имеет смысла думать о функции только для одного человека, который сотрудничает и конкурирует с другими. Взрослые ведут себя одинаково: отбирают роли у тех, кого они видят вокруг, творчески адаптируют, а затем в процессе социального взаимодействия проверяют их и либо принимают, либо модифицируют.

Общественные нормы

Эта теория гласит, что на поведение людей в значительной степени влияет их восприятие того, как ведут себя другие члены социальной группы. Когда индивиды находятся в состоянии деиндивации, они видят себя только с точки зрения групповой идентичности. Их поведение, вероятно, будет руководствоваться исключительно групповыми нормами. Последние оказывают сильное влияние на поведение и могут направлять его только тогда, когда активируются очевидными напоминаниями или тонкими подсказками.

Люди придерживаются социальных принципов посредством принуждения, интернализации, совместного использования другими членами группы и частой активации. Нормы могут быть применены через наказание или поощрение. Отдельные лица получают вознаграждение за то, что они выполнили свои обязанности или наказаны, поскольку не оправдали доверия.

Теория социальных норм применяется в качестве экологического подхода с целью воздействия на людей путём манипулирования их социальной и культурной средой. Она широко применяется с использованием методов маркетинга. Нормативные сообщения применяются с помощью различных средств массовой информации и рекламных тактик, чтобы эффективно охватить целевую аудиторию. Теория также успешно применяется в разработке учебных и политических программ, освещении в прессе и других стратегиях.

Плановое поведение

Человек проявляет активность, борясь с угрозами его свободе, когда он считает нормы неуместными. Они и отношения обычно работают вместе, чтобы влиять на поведение (прямо или косвенно). Теория запланированных поведенческих намерений является функцией трёх факторов:

  • отношение к поступкам;
  • социальные нормы;
  • восприятие контроля.

Когда отношения и нормы расходятся, влияние на поведение будет определяться их относительной доступностью.

Командная работа

Как кратко описано в статье «Работа в группах» Энглеберга и Винна, теория командной роли — это когда «члены берут на себя функции, совместимые с их личностными характеристиками и навыками». Мередит Белбин, психолог, впервые исследовал эту концепцию в 1970-х годах, когда он и его исследовательская команда занимались наблюдением за группами людей и хотели выяснить, что повышает вероятность успеха и эффективность командной работы.

По словам Белбина, анализ показал, что разница между успехом и провалом в команде зависит больше от поведения, а не от интеллектуальных способностей. Учёные начали идентифицировать отдельные группы и обнаружили, что именно поведение было более влиятельным в команде, чем что-либо ещё. Эти группы известны как командные роли. В них входят:

  • координатор;
  • формирователь;
  • новатор;
  • исследователь ресурсов;
  • оценщик;
  • вдохновитель;
  • исполнитель;
  • специалист;
  • контролёр.

Белбин также определил характерные недостатки, которые, как правило, сопровождают каждую командную роль. Он назвал их «допустимыми», что касается слабостей поведенческих, то это области, подлежащие изучению и улучшению. На основе этого исследования был создан тест, который при помощи опросника и результативной таблицы позволяет человеку определить свои естественные функции в командной работе.

Конфликты и проблемы

Ролевый конфликт возникает, когда к человеку предъявляются несовместимые требования, соблюдение которых будет затруднено. Часто люди испытывают конфликт, пытаясь отреагировать на много имеющихся статусов одновременно. Он происходит в течение короткого или длительного периода и может быть связан с ситуативным опытом. Внутри конфликт возникает, когда возлагаемые требования находятся в одной области жизни, например, на работе или в семье.

Столкновение начинается из-за стремления индивида достичь успеха и из-за давления, оказываемого на человека двумя требованиями, конкурирующими друг с другом. Эффекты конфликта, выявленные в тематических исследованиях и общенациональных опросах, относятся к индивидуальными личностными характеристиками и межличностными отношениями.

Дисциплина групповой динамики в психологии признаёт ролевые конфликты в групповой обстановке. Члены группы нередко чувствуют, что они несут ответственность за более чем одну роль в этом параметре, однако их позиции не согласовываются друг с другом. Когда ожидания несовместимы, возникает конфликт. Например, руководитель на фабрике может испытывать напряжение из-за своего положения друга и наставника подчинённых, в то время как ему приходится строго и профессионально следить за сотрудниками.

Понятие социальной роли.

Характеризуют
различные отношения и определяют
поведение людей определенные социальные
роли и статусы.

Социальная роль
— соответствующий принятым нормам
способ поведения людей в зависимости
от их статуса или позиции в обществе, в
системе межличностных отношений. Всякое
человеческое поведение чем-то и кем-то
побуждается, имеет свою направленность,
сопровождается какими-то действиями
(физическими, мыслительными, словесными
и др.).

Освоение
социальных ролей — часть процесса
социализации личности, непременное
условие “врастания” человека в общество
себе подобных. Социализацией называется
процесс и результат усвоения и активного
воспроизведения индивидом социального
опыта, осуществляемый в общении и
деятельности. Усваивая социальные роли,
человек усваивает социальные стандарты
поведения, учится оценивать себя со
стороны и осуществлять самоконтроль.
Таким образом, развитая личность может
использовать ролевое поведение как
инструмент адаптации к определенным
социальным ситуациям, в тоже время не
сливаясь, не идентифицируясь с ролью.

Социальные
роли подразделяются на
институционализированные, т.е. институт
брака, семьи;соц. роли матери, дочери;жены
и конвенциональные:принимаемые по
соглашению,хотя   человек может и не
принимать их.

Описывая
ролевое социотипическое поведение
личности, социологи и социальные
психологи характеризуют личность именно
как представителя той или иной группы,
профессии, нации, класса, того или иного
социального целого.В зависимости от
того, как выступает для личности группа,
насколько личность вовлечена в те или
  иные отношения с группой, что значат
для неё цели и задачи совместной
деятельности группы, проявляются
различные качества личности.

Социальные роли
многообразны, и чем больше их набор, тем
сложнее общество. Однако роли не являются
простым нагромождением, лишенным
внутренней гармонии. Они организованы,
соединены между собой бесчисленными
нитями. Существуют два основных уровня
организованности, упорядоченности
ролей: институты и общности. Благодаря
этим социальным образованиям роли
связываются между собой, обеспечивается
их воспроизводство, создаются гарантии
их устойчивости, складываются специфические
нормы, регулирующие ролевые взаимодействия,
вырабатываются санкции, возникают
сложные системы социального контроля.

Социальная роль
«концентрирует внимание на универсальных,
всеобщих требованиях, предъявляемых к
поведению человека, находящегося в
определенной социальной позиции». При
этом эти два понятия описывают одно и
то же явление с разных точек зрения.
Статус описывает положение человека в
социальной структуре, а роль определяет
его динамический аспект. Роль –
динамический аспект статуса. Образование,
как сложившая система предлагает набор
готовых статусов и ролей, которые могут
колебаться в определенной шкале
допустимых инвариантов.

В отношении
социальной стратификации образование
выполняет двойственную роль. Социальная
стратификация описывает социальное
неравенство людей, фиксирует структурное
неравенство людей, «условий, при которых
социальные группы имеют неравный доступ
к таким социальным благам, как деньги,
власть, престиж, образование, информация,
профессиональная карьера, самореализация
и т.п.». Таким образом, образование как
синоним слова «диплом» выступает одним
из критериев выстраивания социальной
стратификации конкретного общества.
По степени доступности отдельных членов
общества к образованию можно говорить
о качественной характеристике неравенства,
господствующего в конкретном обществе.
С другой стороны, образование выступает
отдельной стратой общества. Социальный
слой обладает определенной качественной
однородностью. Он представляет собой
совокупность людей, занимающих в иерархии
близкое положение и ведущих сходный
образ жизни. Принадлежность к слою
имеет две составляющие – объективную
(наличие объективных показателей,
характерных для данного социального
слоя) и субъективную (идентификация
себя с определенным слоем).

Социальный статус
как элемент социальной организации
общества сложно скоординирован и
ранжирован относительно господствующей
системы ценностей, что придает им особую
значимость в общественном мнении.Социальная
мобильность характеризует «изменение
социального статуса, т.е. перемещение
индивида (или социальной группы) между
различными позициями в системе социальной
стратификации. Ряд исследователей
считают институты образования основным
средством стимулирования и закрепления
социального неравенства. Тем не менее
не вызывает сомнения, что в современных
условиях развития общества (ускорение
научного прогресса, интенсификация
скорости обновления знания, увеличение
объемов поступающей информации) требуется
наличие качественного образования.

Данные категории
позволяют описывать движение отдельного
человека по вертикали. Но образование
предстает на всех уровнях: мировом,
национальном, региональном. Такое
рассмотрение позволяет выявить наличие
дополнительных функций, выполняемых
образованием.

Однако
данная модель образования как социального
института оказывается достаточно
схематичной, поскольку не отражает
условий, в которых конкретный институт
находится. К тому же она выстраивается
синхронно и не позволяет выявить динамику
развития образования во временной
перспективе.

Современный
социальный, экономический, политический,
культурный контекст, в котором находится
образование, характеризуется с точки
зрения двух процессов: регионализации
и глобализации. Принято их рассматривать
как разнонаправленные и приводящие к
разным результатам. Однако данное мнение
также можно обвинить в схематизме.

ответов на концепцию ролевой теории

Концепция ролевой теории

Любой человек в любой ситуации занимает определенную роль по отношению к другим людям. Конкретному человеку, с которым приходится иметь дело при анализе любой ситуации, обычно дается имя координатора. Он играет центральную роль, и его можно рассматривать как сидящего в центре группы людей, с которыми он каким-то образом взаимодействует в этой ситуации.Эта группа людей называется его ролевым набором. Например, в семейной ситуации набор ролей человека может быть показан на Рисунке 6. Набор ролей

Рисунок 6

Набор ролей должен включать всех тех, с кем индивидуум имеет более чем тривиальные взаимодействия.

Определение роли

Определение роли любого человека в любой ситуации будет сочетанием ролевых ожиданий, которые члены ролевого набора имеют в отношении центральной роли.Эти ожидания часто оправдываются профессионально, иногда даже юридически. Определения ролей юристов и врачей достаточно четко определены как с юридической, так и с культурной точки зрения. Ролевые определения, скажем, кинозвезды или менеджера банка также довольно четко определены с точки зрения культуры, возможно, слишком четко.

Людям часто трудно уйти от роли, определенной для них культурными традициями. Требуемое ролевое поведение настолько ограничено не только в отношениях с врачами или юристами, что если вы занимаетесь этой ролью долгое время, оно в конечном итоге становится частью вас, частью вашей личности.Следовательно, существует некоторая вероятность того, что все бухгалтеры будут похожи или что все блондинки будут одинаковыми — к этому их принуждают ожидания, связанные с их ролью.

Часто бывает важно, чтобы вы четко обозначили свою роль в данный момент. Средства для этого, очевидно, называются ролевыми знаками. Самый простой из ролевых знаков — это униформа. Количество полосок на руке или шипов на плече — очень точное определение роли, которое позволяет вам делать определенные, очень предписанные вещи в определенных ситуациях.Представьте, что вы допрашиваете незнакомца на темной улице в полночь без ролевых знаков полицейского!

В социальных условиях одежда часто использовалась как ролевой знак, чтобы указать на характер и степень формальности любого собрания, а иногда и на социальный статус присутствующих людей. Текущая тенденция к размыванию этих ролевых знаков в одежде, вероятно, демократична, но она также делает некоторых людей очень неуверенными. Кто должен знать, у кого какая роль, без ролевых знаков?

Место — еще один ролевой знак.Менеджеры часто ведут себя по-разному вне офиса и в нем даже по отношению к одному и тому же человеку. Они используют смену местоположения, чтобы указать на смену роли, скажем, с начальника на друга. В самом деле, если вы хотите изменить свои роли, вы должны найти какой-то внешний признак того, что вы это делаете, иначе вам не будет разрешено измениться — подчиненный будет продолжать слышать вас как своего начальника, как бы вы ни старались быть его другом. , В очень важных случаях смены ролей, например От солдата в рядах до офицера, от холостяка до женатого мужчины, смена роли должна иметь очень очевидный знак, отсюда и ритуалы.Например, интересно наблюдать некоторое снижение внимания к брачным ритуалам. Это может быть воспринято как указание на то, что больше нет такой большой смены ролей от холостого человека к женатому, и, следовательно, нет необходимости в публичном изменении знака.

В организациях офисные вывески и мебель часто используются как ролевые знаки. Эти и другие привилегии статуса часто не одобряются, но они могут служить определенной цели как своего рода униформа в демократическом обществе; роли без знаков часто приводят к путанице или разным ожиданиям в отношении роли главного человека.

Неопределенность ролей

Неопределенность ролей возникает, когда есть некоторая неуверенность в сознании либо главного лица, либо членов его набора ролей, относительно того, какова именно его роль в любой момент времени. Одно из важнейших ожиданий, которое формирует определение роли, — это ожидания человека, самого главного человека. Если его роль неясна или если она отличается от других в наборе ролей, будет определенная степень двусмысленности роли. Это плохо? Не обязательно, поскольку способность формировать собственную роль — одна из свобод, которых желают многие люди, но двусмысленность может привести к ролевому стрессу, который будет обсуждаться позже.Достоинство описаний j ob в том, что они уменьшают двусмысленность этой роли. К сожалению, должностные инструкции редко являются полными определениями ролей, за исключением нижней части шкалы. На среднем и высшем уровне управления они часто представляют собой список официальных должностей и обязанностей, которые мало говорят о более тонких и неформальных ожиданиях от должности. Таким образом, в результате у человека возникает дискомфортное ощущение, что есть вещи, которые остались недосказанными, т.е. е. усилить чувство двусмысленности ролей.

Если взглянуть на неоднозначность ролей с другой стороны, с точки зрения членов набора ролей, отсутствие ясности в роли координатора может вызвать неуверенность, неуверенность, раздражение и даже гнев среди участников его роли. устанавливать.В одном списке ролей менеджера указаны следующие: руководитель, планировщик, разработчик политики, эксперт, контролер вознаграждений и наказаний, советник, друг, учитель. Если через ролевые знаки того или иного рода неясно, какая роль в настоящее время является действующей, другая сторона может не отреагировать соответствующим образом — на самом деле мы можем услышать совсем другое сообщение, если координатор поговорит с мы, например, как учитель, и мы слышим ее как руководителя.

Вопросы 1-7

Отражают ли следующие утверждения точку зрения автора отрывка для чтения 3?

В ячейках 1-7 на листе ответов напишите

ДА , если утверждение отражает точку зрения автора

НЕТ , если заявление противоречит мнению автора

НЕ ДАЕТ , если невозможно узнать, что автор думает об этом

1 ДА НЕ УКАЗАНО Было бы неплохо более четко указать определения ролей солдат.
Ответ: НЕ ДАЕТ

2 ДА НЕТ Бухгалтеры могут быть похожи друг на друга, потому что у них одинаковый тип работы.
Ответ: ДА

3 ДА НЕ ДАЕТСЯ Возможно, даже в наши дни будет хорошей идеей сохранить одежду в качестве ролевого знака.
Ответ: ДА

4 ДА НЕ ДАЕТ Следует обратить вспять снижение акцента на брачные ритуалы.
Ответ: НЕ ДАЕТ

5 ДА НЕТ. Сегодня мебель действует как ролевой знак точно так же, как и платье.
Ответ: ДА

6 ДА НЕТ ДАННЫХ Это хорошая идея, чтобы устранить двусмысленность ролей.
Ответ: НЕТ

7 ДА НЕТ ДАННЫХ Должностные инструкции устраняют двусмысленность ролей для менеджеров.
Ответ: НЕТ

,

определение роли | Социологический словарь открытого образования

Определение роли

( существительное ) Позиция, содержащая набор социально определенных атрибутов и ожиданий, которые определяют соответствующее поведение для человека или группы в зависимости от их статуса по отношению к другим людям или группам.

Пример роли

Роль Произношение

Руководство по использованию произношения

Силлабификация: роль

Звуковое произношение

Фонетическое правописание

  • Американский английский — / rOHl /
  • Британский английский — / rOHl
  • Фонетический алфавит

    • Американский английский — / roʊl /
    • Британский английский — / rəʊl /

    Примечания по использованию

    • Множественное число: роли
    • Термины «роль» и «социальная роль» взаимозаменяемы в социологическом контекст.
    • Человек одновременно занимает несколько ролей.
    • Роли являются дополнительными, динамическими и реляционными.
    • Разница между ролью и статусом заключается в том, что роль — это то, что вы «делаете», а статус — это то, чем вы «являетесь». Быть кормильцем для ребенка — это роль, быть родителем — это статус.

    Связанные цитаты

    • «Семьи ориентации, деторождения и совместного проживания дают нам некоторые из самых важных ролей, которые мы возьмем на себя в жизни. Роли нуклеарной семьи (например, родитель, ребенок, муж, жена и сестра) сочетаются с ролями расширенной семьи (например, дедушка, бабушка, тетя, дядя, двоюродный брат и зять), чтобы сформировать систему родства »(Стронг, Деволт, и Коэн 2011: 19).
    • «В американском обществе основная система родства состоит из родителей и детей, но может включать и других родственников, особенно бабушек и дедушек. Каждый человек в этой системе имеет определенные права и обязанности в силу своего положения в семейной структуре. Кроме того, человек может одновременно занимать несколько должностей. Например, 18-летняя женщина может одновременно быть дочерью, сестрой, двоюродной сестрой, тетей и внучкой. Каждая роль влечет за собой разные права и обязанности.Будучи дочерью, молодой женщине, возможно, придется подчиняться определенным решениям своих родителей; как сестра, делить спальню; двоюродным братом на свадьбу; и как внучка, чтобы навестить бабушку и дедушку на праздниках »(Стронг, Деволт и Коэн 2011: 19).
    • «Социологи взяли понятие роли из театра. Актеры исполняют свои роли в соответствии со сценарием (аналогично культуре), тем, что говорят и делают другие актеры, и реакцией аудитории. Но у аналогии с театром есть свои недостатки.В отличие от актеров, мы редко осознаем, что «играем» по сценарию, когда занимаемся повседневной деятельностью. А в жизни мы должны много импровизировать, постоянно проверять и изменять свои действия в соответствии с поведением других людей »(Hughes and Kroehler 2008: 58–59).

    Похожие видео

    Дополнительная информация

    Связанные термины


    Ссылки

    Хьюз, Майкл и Кэролайн Дж.Kroehler. 2008. Социология: ядро ​​. 8-е изд. Бостон: Макгроу-Хилл.

    Стронг, Брайан, Кристин ДеВо и Теодор Ф. Коэн. 2011. Брак и семейный опыт: интимные отношения в меняющемся обществе . 11 изд. Бостон: Cengage Learning.

    Консультации по вопросам работы

    Аберкромби, Николас, Стивен Хилл и Брайан Тернер. 2006. Социологический словарь Penguin . 5-е изд. Лондон: Пингвин.

    Андерсен, Маргарет Л., и Говард Фрэнсис Тейлор. 2011. Социология: основы . 6-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Бранскомб, Нила Р. и Роберт А. Барон. 2017. Социальная психология . 14-е изд. Харлоу, Англия: Пирсон.

    Бринкерхофф, Дэвид, Линн Уайт, Сюзанна Ортега и Роуз Вайц. 2011. Основы социологии . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Брюс, Стив и Стивен Йирли. 2006. Социологический словарь SAGE .Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE.

    Брим, Роберт Дж. И Джон Ли. 2007. Социология: ваш компас нового мира . 3-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Клинард, Маршалл Бэррон и Роберт Франк Майер. 2011. Социология девиантного поведения . 14-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Делейни, Тим и Тим Мэдиган. 2015. Социология спорта: введение . 2-е изд. Джефферсон, Северная Каролина: МакФарланд.

    Диллон, Микеле. 2014. Введение в социологическую теорию: теоретики, концепции и их применимость к XXI веку .2-е изд. Молден, Массачусетс: Wiley-Blackwell.

    Ферранте, Жанна. 2011a. Видение социологии: введение . Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Ферранте, Жанна. 2011b. Социология: глобальная перспектива . 7-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Феррис, Керри и Джилл Стайн. 2010. Реальный мир: Введение в социологию . 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон.

    Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Страйер, Сьюзен Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайан, Джефф Брай, Фэй Джонс.2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.

    Хенслин, Джеймс М. 2012. Социология: практический подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

    Джэри, Дэвид и Джулия Джэри. 2000. Социологический словарь Коллинза . 3-е изд. Глазго, Шотландия: HarperCollins.

    Кендалл, Диана. 2011. Социология в наше время . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сейчас .Бостон: Аллин и Бэкон.

    Корнблюм, Уильям. 2008. Социология в меняющемся мире . 8-е изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Macionis, John. 2012. Социология . 14-е изд. Бостон: Пирсон.

    О’Лири, Зина. 2007. Разрушитель жаргона социальных наук: ключевые термины, которые вам необходимо знать . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE.

    Шефер, Ричард. 2013. Социология: краткое введение . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Скотт, Джон и Гордон Маршаллы.2005. Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Шепард, Джон М. 2010. Социология . 11 изд. Бельмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Шепард, Джон М. и Роберт В. Грин. 2003. Социология и вы . Нью-Йорк: Гленко.

    Стюарт, Пол и Йохан Заайман, ред. 2015. Социология: краткое введение в Южную Африку . Кейптаун: Джута.

    Столли, Кэти С. 2005. Основы социологии . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.

    Томпсон, Уильям Э. и Джозеф В. Хики. 2012. Общество в фокусе: введение в социологию . 7-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

    Торп, Кристофер, Крис Юилл, Митчелл Хоббс, Сара Томли и Маркус Уикс. 2015. Книга по социологии: простое объяснение больших идей . Лондон: Дорлинг Киндерсли.

    Тернер, Брайан С., изд. 2006. Кембриджский социологический словарь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    авторов Википедии.(Не указано) Википедия, Бесплатная энциклопедия . Фонд Викимедиа. (Https://en.wikipedia.org/).

    авторов Википедии. (Нет данных) Wiktionary, The Free Dictionary . Фонд Викимедиа. (Http://en.wiktionary.org).

    Приведите определение роли

    ASA — Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2013. «Роль». В социологическом словаре открытого образования . Проверено 10 августа 2020 г. (https: // sociologydictionary.орг / роль /).

    APA — Американская психологическая ассоциация (6-е издание)

    роль. (2013). В К. Белле (ред.), Словарь социологии открытого образования . Взято из https://sociologydictionary.org/role/

    Chicago / Turabian: Author-Date — Chicago Manual of Style (16-е издание)

    Bell, Kenton, ed. 2013. «Роль». В социологическом словаре открытого образования . По состоянию на 10 августа 2020 г. https://sociologydictionary.org/role/.

    MLA — Ассоциация современного языка (7-е издание)

    «роль.” Социологический словарь открытого образования . Издание Кентон Белл. 2013. Интернет. 10 августа 2020 г. .

    .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *