Понятие виды и свойства внимания: понятие, виды и свойства — Студопедия

Содержание

Внимание, виды и свойства внимания — Студопедия

Внимание –направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

— точность восприятия;

— прочность и избирательность памяти;

— направленность и продуктивность мышления.

Основные функции внимания:

-отбор значимых воздействий и игнорирование других;

-сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;

-регуляция и контроль протекания деятельности.

Основные виды внимания:

1. В зависимости от волевых усилий личности:

непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли;

произвольное внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;

послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него.

2. По характеру направленности:

внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;

внутреннее внимание – направлено на собственные мысли и переживания.

3. По происхождению:

природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;



социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения;

4. По механизму регуляции:

непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;

опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.

5. По направленности на объект:

сенсорное;

интеллектуальное.

Основные свойства внимания:

Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.


Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.

Распределение внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.

Переключаемость внимания – способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

Память как психический познавательный Памятьюназывают процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.

Процессы памяти:

Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.

Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция, подавление.

Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания и скорость забывания.

Виды и формы памяти:

Генетическая память включает в основном инстинкты и почти не зависит от условий жизнедеятельности человека.

Прижизненная память является хранилищем информации, полученной с момента рождения и до смерти. Прижизненную память классифицируют:

по целевой установке и затрачиваемым усилиям на запоминание:

непроизвольная память – автоматическое запоминание воспроизведение информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки на запоминание;

произвольная память – запоминание, имеющее специальную установку «запомнить» и требующее определенных волевых усилий.

по степени осмысленности:

механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;

смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого материала, которое основано на понимании внутренних логических связей между его частями.

в зависимости от установки:

кратковременная память хранит информацию в среднем около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;

оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней;

долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

по материалу, сохраняемому памятью:

когнитивная память – процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения человека;

эмоциональная память – сохранение в сознании переживаний и чувств;

личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.

по модальности:

словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;

образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.

8. Внимание, его виды и свойства

Внимание
это
активная направленность сознания на
те или иные предметы и явления при
одновременном отвлечении от всего
остального.

Виды
внимания:

Непроизвольное
внимание

вызывается внешними неожиданными
факторами: теми или иными особенно­стями
объектов, воздействующих на человека
в данный момент. Ими могут быть сила,
интенсивность, новизна, необычность,
контрастность раздражителя или
подвиж­ность объекта.

Произвольное
внимание —
возникает
вследствие соз­нательно поставленной
цели. Оно всегда требует волевых усилий.

Послепроизвольное
внимание

возникает вслед за про­извольным и
обладает чертами как непроизвольного,
так и произвольного.

Свойства
внимания:

Избирательность
внимания

сосредоточение его на объектах,
представляющих для человека наибольший
интерес.

Устойчивость
внимания

длительность удержания его на одном
предмете или виде деятельности.

Распределение
внимания

одновременное внимание к двум или
нескольким объектам при одновременном
выполнении действий с ними или наблюдений
за ними.

Объем
внимания

количество объектов, одновремен­но
охватываемых вниманием с одинаковой
степенью ясно­сти восприятия (средний
объем внимания: 5—7 объектов).

Переключаемость
внимания —
способность
внимания переключаться с одного объекта
на другой.

От
особенностей внимания зависят такие
черты лич­ности, как внимательность,
наблюдательность и рассе­янность.

Все
психические познавательные процессы
(ощущения,
восприятие, память, мышление, воображение
и внима­ние) в своей совокупности
представляют психическое яв­ление,
которое называют интеллектом.

Для
оценки уровня интеллекта наибольшей
популярно­стью пользуется «коэффициент
интеллектуальности» (I
О
), который можно измерить с помощью
тестов (Векслер, Бине).

Максимальное
значение I
0
— 200 баллов, минималь­но—О баллов. От
84 до 116 баллов — средний уровень
интеллекта, от 116 до 180 — повышенный
уровень, от 10 до 84 — умственно отсталые
(дебилы, имбецилы, идиоты).

Дебилъность
легкая
степень слабоумия. Дебилы способ­ны
к обучению, овладевают несложными
трудовыми про­цессами, их социальное
приспособление ограничено.

Имбецильность
средняя
степень слабоумия. Речь имбе-цилов
развита слабо, они не обучаемы,
нетрудоспособны, им доступны лишь
элементарные акты самообслуживания.

Идиотия

самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти
полностью отсутствует речь и мышление,
они нуждаются в постоянном уходе и
надзоре.

9.
Процесс мышления

Мышление

это психический процесс отражения
ре­альности в ее наиболее существенных
связях и отноше­ниях, высшая форма
творческой активности человека. Мышление
можно представить как познавательный
про­цесс, направленный на разрешение
какой-либо задачи, постановка которой
включает в себя цель, условия и ре­шение.
Мыслительный процесс совершается в
понятиях и образах. Его можно рассматривать
как одну из форм деятельности человека
(мыслительная деятельность).

Виды
мышления:

Наглядно-действенное
отличается
тем, что решение нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразова­ний, в
которых принимает участие сам субъект
мышления.

Наглядно-образное
~
осуществляется
на основе преоб­разований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих от­ражение
реальности в образно-концептуальной
форме.

Абстрактно-логическое,
оно
же словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное — это опосре­дованное
прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических
операций с по- \ нятиями (сравнение,
аналиа, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связ­ного логического
рассуждения, в котором каждая по-

Виды
мышления:

Наглядно-действенное
отличается
тем, что решение нестандартной задачи
(практической или теоретической) ищется
посредством наблюдения реальных
объектов, их взаимодействий и выполнения
материальных преобразова­ний, в
которых принимает участие сам субъект
мышления.

Наглядно-образное
осуществляется
на основе преоб­разований образов
восприятия в образы представлений;
дальнейшего изменения, преобразования
и обобщения предметного содержания
представлений, формирующих от­ражение
реальности в образно-концептуальной
форме.

Абстрактно-логическое,
оно
же словесно-логическое, вербально-логическое
или дискурсивное — это опосре­дованное
прошлым опытом речевое мышление человека,
осуществляемое при помощи логических
операций с по­нятиями (сравнение,
анализ, синтез, абстрагирование,
обобщение, конкретизация). Выступает
как процесс связ­ного логического
рассуждения, в котором каждая по-следующая
мысль обусловлена предшествующей. Это
раз­личного вида дедуктивные и
индуктивные умозаключе­ния, способы
доказательств и т.д.

Процессам
мышления людей присущи значительные
индивидуальные различия, которые
проявляются в Каче­ствах ума:
Самостоятельность мышления. Широта и
глубина ума. Гибкость мысли. Быстрота
и критичность ума.

Мышление
и речь

Человеческое
мышление тесно связано с речью.
И
речь, и мышление протекают на одной и
той же основе — на основе языка, который
можно рассматривать как знако­вую
систему, служащую для фиксации, хранения,
ос­мысления и передачи информации.
Язык служит средст­вом общения между
людьми. Собственно, языки и сфор­мировались
вместе с мышлением из потребности людей
в общении и в процессе общения.

Речь
это
словесный (вербальный ) язык в действии,
процесс практического применения
человеком именно сло­весного языка,
а не какого-нибудь другого (языка жестов,
звуков, красок, программирования)

Виды
речи:

Внутренняя
речь —
это
словесная форма мышления. Результатом
внутренней речи являются мысли. Хотя
при внутренней речи человек и не говорит
вслух, его мысли все равно облекаются
в форму слов. Внутренняя речь ко­ротка,
свернута, часто целое предложение
сокращается до одного слова.

Внешняя
речь

бывает устной и письменной. Устная
делится на монологическую и диалогическую,
когда в разговоре участвуют два человека
и более (беседа, дис­пут, дискуссия).

Свойства
речи:

Содержательность
речи —
зависит
прежде всего от ценности и объема
содержащейся в ней информации.

Понятность
речи —
зависит
от ее смыслового значе­ния, языковых
особенностей, а также от уровня разви­тия
слушателей.

Выразительность
речи —
определяется
отчетливостью произношения (дикцией),
а также интонацией как со­вокупностью
темпа, тона, ритма и пауз.

10.
К.К.Платонов,
учитывая
соотношение
социального
и биологического в качествах личности,
выделяет четыре группы свойств (черт),
составляющих основные стороны
(подструктуры) личности:

1-я
подструктура личности объединяет
направленность
и
отношения личности
,
проявляющиеся как ее моральные черты.
В нее входят: влечения, желания, интересы,
склонности, идеалы, мировоззрение,
убеждения. Элементы (черты) личности,
входящие в эту подструктуру, не имеют
непосредственных врожденных задатков.
Эта подструктура формируется путем
воспитания. Она может быть названа
социально-обусловленной подструктурой;

  • 2-я
    подструктура личности — опыт
    — объединяет знания, навыки, умения и
    привычки, которые формируются на основе
    личного опыта, но имеют заметное влияние
    и биологически, и даже генетически
    обусловленных свойств личности.

  • 3-я
    индивидуальные
    особенности психических процессов
    ,
    или психических функций, понимаемые
    как формы психического отражения
    (ощущение и восприятие, память, мышление
    и воображение, чувства, воля).

  • 4-я
    биопсихические
    свойства

    личности.
    Активность этой подструктуры, в большей
    степени, определяется основными
    физиологическими свойствами нервной
    системы и включает: темперамент, половые
    и возрастные особенности личности,
    включая ее патологические, т. н.
    органические изменения.

Особенностями
этих четырех подструктур, однако, не
исчерпываются индивидуальные свойства
личности, поскольку на эти подструктуры
накладываются еще две общие подструктуры:
характер
и способности.
Являясь подструктурами наложенными,
выделяющимися из общей структуры
личности, характер и способности
представляют собой не самостоятельные
подструктуры, а общие качества личности,
включающие особенности каждой из четырех
основных иерархических подструктур. В
предложенной К.К.Платоновым динамической
функциональной структуре личности
содержится как координационный
(взаимосвязи между подструктурами
личности на одном иерархическом уровне),
так и субординационный (взаимосвязи
между подструктурами личности,
представленными на разных уровнях)
принципы построения.

Психологическая
защита личности

Психологическая
защита личности
связана
с тем, что в жизни часто человек не в
состоянии взвесить все обстоя­тельства
и выбрать такое поведение, которое могло
бы из­бавить его от неприятных
переживаний. Тогда и срабатыва­ют
механизмы психологической защиты.

Механизмы
психологической защиты стабилизируют
наше состояние, отторгают или изменяют
неблагоприят­ную информацию о себе
и других, служат для преодоле­ния
дискомфорта.

Впервые
защитные механизмы были выявлены 3.
Фрей­дом, а изучены и описаны его
дочерью А. Фрейд.

Основные
механизмы психологической защиты.

Подавление
(репрессия)

вытеснение неприемлемых, потенциально
опасных желаний и мыслей из сознания,
ЧТО
предотвращает
их возможное разрешение. Психиче­ская
энергия
подавленных
желаний не исчезает бесслед­но, а
продолжает существовать в человеке
независимо от его сознания и часто
находит свое болезненное проявле­ние
в виде головных болей, язв, сердечных
заболеваний, гипертонии и т.д.

Отрицание

устранение, игнорирование травмирую­щих
восприятий внешней реальности. Это
бегство в фанта­зию, кажущуюся абсурдной
объективному наблюдению. При этом,
игнорируя логику, человек не замечает
проти­воречий в своих суждениях.

Рационализация
построение
приемлемых оснований для оправдания
неприемлемых форм поведения, мыслей и
чувств. Рационализация маскирует,
скрывает истинные мотивы от сознания
самого субъекта во имя внутреннего
комфорта, сохранения чувства собственного
достоинства, самоуважения.

Инверсия
подмена
мыслей, чувств, отвечающих под­линному
травмирующему мотиву, диаметрально
проти­воположным поведением, мыслями,
чувствами. Напри­мер, неразумная,
необъяснимая неприязнь к кому-либо
может подменяться в отношениях с этим
человеком осо­бой предупредительностью,
подчеркнутой вежливостью. И, наоборот,
— симпатия, любовное увлечение могут
демонстрироваться как неприязнь,
нарочитое игнори­рование и даже
бестактность.

Проекция

приписывание другому человеку своих
соб­ственных качеств, мыслей или
чувств, в которых человек не хочет
признаваться себе из-за их неприглядности.

Изоляция
(отчуждение) —
обособление
или локали­зация внутри сознания
травмирующих человека факто­ров так,
что связь между определенным событием
и его эмоциональной окраской не отражаются
в сознании. В ре­зультате может
наступать явление двойника, то есть
раз­двоение, расщепление личности.

Регрессия
возвращение
к более раннему, примитив­ному способу
реагирования на травмирующие события,
чтобы избежать внутренней тревоги,
сохранить чувство са­моуважения.
Яркий пример регрессии — это инфантиль­ность
(младенчество, детскость) в поведении
и отношени­ях взрослых людей.

Сублимация
преобразование
энергии сексуальных влечений в социально
приемлемые формы активности: творчество,
социальные контакты и т.п.

Психологическую
защиту нельзя однозначно рассмат­ривать
как полезное или вредное психическое
явление. Позволяя сохранить устойчивость
личности на фоне дес­табилизирующих
переживаний и добиться определенной
адаптации, психологическая защита в то
же время лиша­ет человека возможности
активно воздействовать на си­туацию
и устранить источник переживаний.

Понятие внимания, его функции, свойства и виды — Студопедия

Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо яркое отражение.

Функции внимания:

1.Отбор значимых, соответствующих потребностям, воздействий и игнорирование других.

2.Удержание какой-либо деятельности на протяжении длительного времени.

3.Регуляция и контроль протекания действия.

Внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому, в зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное). Наиболее изученным является сенсорное внимание (зрительное и слуховое).

Виды внимания. Выделяют несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное (волевое) и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.

Т.е. непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Оно возникает без каких-либо усилий со стороны человека, невольно.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

1. Внешние причины (обусловлены качеством раздражителя):

¾ Появление ранее отсутствовавшего раздражителя.

¾ Изменение физических свойств действующих раздражителей.

¾ Ослабление или прекращение действия раздражителя.

¾ Перемещение раздражителей в пространстве.

¾ Появление нового, необычного раздражителя.



¾ Сильные раздражители (громкие звуки, яркий свет, резкий запах).

¾ Контраст.

2. Внутренние причины (связаны с личностными характеристиками):

¾ Потребности, значение для индивида.

¾ Интерес.

¾ Направленность.

¾ Соответствие внешнего раздражителя внутреннему состоянию организма.

Основная функция непроизвольного внимания: быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованием деятельности.

Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой задачу и вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов его внимания. В таких условиях, когда внимание направлено не на то, что ново и интересно, а на то, что нужно для осуществления деятельности, нередко требуются усилия воли. Поэтому данный вид внимания часто называют волевым.


Произвольное внимание будет поддерживаться, если:

¾ человек осознает долг и обязанности при выполнении работы,

¾ созданы привычные условия для работы (время, место),

¾ косвенный интерес (не интересна сама работа, а интересен результат),

¾ созданы благоприятные условия для деятельности (исключено влияние постоянно действующих посторонних раздражителей – телевизор, шум).

Послепроизвольное внимание – возникает после произвольного внимания, на его основе. Т.е. вначале внимание было произвольным, но потом человек заинтересовался работой.

По своим характеристикам оно схоже с непроизвольным, т.к. присутствует интерес, но оно не может быть сведено к непроизвольному, т.к. здесь присутствует и сознательно поставленная цель. Оно не может быть сведено и к произвольному, т.к. здесь для человека уже становится интересным и значимым не только результат деятельности (как при произвольном), но и сам процесс деятельности.

В первые два года жизни внимание ребенка лишь непроизвольное, затем постепенно ребенок учиться быть внимательным благодаря речевым инструкциям взрослых. И постепенно дети овладевают способностью внутренней речевой инструкции (самоприказ).

Кроме этого, в зависимости от того, на какой объект направлено внимание, выделяют такие его виды: внешнее (направлено на окружающие предметы) и внутреннее (направлено на собственные мысли).

Выделяют также внимание коллективное, групповое и индивидуальное.

Способы привлечения и поддержания внимания:

1. Прием «нейтральной фразы» (вначале сообщения произносится фраза, не связанная с темой, но имеющая важное значение для всех). Например, история из жизни, парадокс.

2. Прием завлечения (говорящий произносит что-то трудновоспринимаемое неразборчиво или тихо и слушателю приходится концентрировать внимание).

3. Зрительный контакт (пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание).

4. «Навязывание ритма» (постоянно менять характер и темп речи, не давать расслабиться).

5. Прием акцентировки (обратить на что-то внимание).

Свойства внимания.К свойствам внимания относят следующие:

1.Концентрация – наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и интенсивность этой связи. Концентрация обратно пропорциональна объему внимания (чем больше мы сконцентрированы, тем меньше объектов мы замечаем).

2.Объем – количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. При восприятии простых объектов объем внимания у взрослого человека равен 5-7 элементам, а у детей – 2-3 элементам (5+2). Поэтому необходимо уметь осмысливать и структурировать воспринимаемый материал, что позволит увеличить объем внимания.

3.Распределение – свойство, с которым связывают возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий).

Возможность распределения внимания зависит от ряда условий: а) чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание, б) успешность совмещения зависит и от того, насколько связаны между собой совмещаемые деятельности (если близко, то распределить внимание становится сложно). Например, трудно совмещать два вида умственной деятельности. Более эффективно распределение внимания при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности. В процессе постоянных упражнений возможно развитие данного свойства.

4.Переключение – проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Например, переключение может быть обусловлено необходимостью включения в новую деятельность, либо осуществляться с целью отдыха.

5.Устойчивость – это длительность сохранения интенсивности внимания (как долго). Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течении относительно длительного времени. 1) Одним из важных условий длительного сосредоточения является изменчивость, подвижность объектов внимания (невозможно длительное сосредоточение на одном объекте, если он не меняется, т.е. однообразие снижает внимание). 2) Устойчивость также повышается с увеличением сложности объекта (сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность). Но эта сложность должна быть оптимальной, иначе быстро наступит утомление. 3) Чем сильнее интерес к деятельности, тем длительнее сосредоточение. 4) Внимание может быть устойчивым, если человек понимает важность выполняемой работы. 5) Большое значение для сохранения устойчивости играет активность личности (внешняя или внутренняя) по отношению к объекту.

Но даже в рамках повышенной устойчивости возможны некоторые колебания внимания. Флуктуации (колебания внимания) – это периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания, периодическое непроизвольное его усиление или ослабление (от 2 до 12 сек.). Такие колебания в рамках устойчивого сосредоточения часто не замечаются и не оказывают существенного влияния на эффективность деятельности. Кроме этого, необходимо учитывать так называемые сдвиги устойчивости, которые могут происходить в течение длительной работы даже у самого внимательного человека (например, в начале урока и в конце).

Если у человека сформировалась привычка всегда быть внимательным, то в таком случае можно говорить о присутствии важного качества личности – внимательности. Если же человек внимателен по отношению к другим людям, то говорят о такой моральной черте, как чуткость, отзывчивость.

Виды и свойства внимания

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Внимание имеет свою органическую основу, которая представляет собой структуры мозга, обеспечивающие функционирование внимания и отвечающие за внешние проявления его различных характеристик. Среди нескольких миллиардов нервных клеток, из которых состоит головной мозг человека, есть такие, которые особенно тесно связаны с работой внимания. Их называют нейронами — детекторами новизны. Такие нервные клетки отличаются от других тем, что включаются в активную работу лишь тогда, когда человек в своих ощущениях и восприятии сталкивается с некоторыми новыми для него предметами и явлениями, которые приковывают к себе его внимание.

Раздражители, ставшие привычными, обычно не вызывают реакции клеток — детекторов новизны. Такие клетки, по-видимому, отвечают за непроизвольное внимание человека.

Общее состояние внимания, в частности, такая его характеристика, как устойчивость, связана, по-видимому, с работой ретикулярной формации. Она представляет собой тончайшую сеть нервных волокон, которая располагается в глубине центральной нервной системы между головным и спинным мозгом, охватывая нижние отделы первого и верхние отделы второго. Через ретикулярную формацию проходят нервные пути, ведущие от периферических органов чувств к головному мозгу и обратно. Ретикулярная формация также регулирует тонус коры головного мозга и чувствительность рецепторов, изменяя динамические характеристики внимания: его концентрацию, устойчивость и т. п.

Функции и виды внимания

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми является природное и социально обусловленное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.
Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Примерно через 20 минут человек утомляется, используя этот вид внимания.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.

Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого. Но возможен и такой случай, когда произвольное внимание сохраняется, а усилий воли для его сохранения уже не требуется. Это бывает, если человек увлечен работой. Такое внимание называется послепроизвольным.

По своим психологическим характеристикам послепроизвольное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личностно значим. Послепроизвольное внимание может длиться часами.

Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой.

Природное внимание дано человеку с самого его рождения, в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он, как мы уже отмечали, связан с активностью ретикулярной формации и нейронов — детекторов новизны.

Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Чувственное внимание по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Свойства внимания

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие.

1. Концентрированность. Это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним. Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный центр (фокус) всей психологической активности человека.

2. Интенсивность внимания — это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления, памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих раздражителей, тем более интенсивным будет внимание.

3. Устойчивость. Способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека. Устойчивость внимания поддерживается не только новизной поступающих стимулов, но и их повторением. Устойчивость внимания связана с динамическими характеристиками его: колебаниями и переключаемостью. Под колебаниями внимания понимают периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. Колебания внимания проявляются во временном изменении интенсивности ощущений. Так, прислушиваясь к очень слабому, едва слышному звуку, например, тиканью часов, человек то замечает звук, то перестает его замечать. Такие колебания внимания могут осуществляться с разными периодами, от 2-3 до 12 секунд. Наиболее длительные колебания наблюдались при предъявлении звуковых раздражителей, затем при зрительных и наиболее короткие — при осязательных.

4. Объем — показатель количества однородных стимулов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека от 4 до 6 объектов, у ребенка не более 2-3). Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида. Имеют также значения характеристики воспринимаемых объектов (их однородность, взаимосвязи) и профессиональные навыки самого субъекта.

5. Переключение внимания понимается как возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. С переключением функционально связаны и два разнонаправленных процесса: включение и отключение внимания. Переключение может быть произвольным, тогда его скорость — это показатель степени волевого контроля субъекта над своим восприятием и непроизвольным, связанным с отвлечением, что является показателем либо степени неустойчивости психики, либо свидетельствует о появлении сильных неожиданных раздражителей.

Эффективность переключения зависит от особенностей выполнения предыдущей и последующей деятельности (показатели переключения значительно снижаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном барианте они возрастают). Успех переключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности, чем интереснее предшествующая деятельность и менее интересна последующая, тем труднее происходит переключение. Имеются значительные индивидуальные различия в переключаемости, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.

Многие современные профессии (ткачихи, механики, менеджеры, операторы и др.), где человек имеет дело с частыми и внезапными изменениями в объектах деятельности, предъявляют высокие требования к способности переключать внимание.

Большое значение имеет переключение внимания и в учебном процессе. Необходимость переключения внимания студентов, учащихся обусловлена особенностями самого процесса: сменой различных предметов в течение дня, последовательностью этапов изучения материала на занятиях, что предполагает смену видов и форм деятельности.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение — это непроизвольное отключение внимания от основной деятельности на посторонние объекты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполнении работы. Отвлекающее действие посторонних раздражителей зависит от характера выполняемой работы. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выполнении однообразной работы действие побочных раздражителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слуховом восприятии, чем при зрительном.

Способность противостоять отвлекающим воздействиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значительные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной системы, а именно — ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.

6. Распределение, то есть способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно. При этом формируется как бы несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания.

В сложных современных видах труда деятельность может складываться из нескольких различных, но одновременно протекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам. Например, ткачиха, работающая на станке, должна осуществлять многочисленные операции контроля и управления. Это характерно и для деятельности швей, водителей, операторов и других профессий. Во всех таких деятельностях рабочему необходимо распределять внимание, т.е. одновременно сосредоточивать его на различных процессах (объектах). Исключительную роль играет способность к распределению внимания и в деятельности преподавателя. Так, например, объясняя материал на уроке, преподаватель должен одновременно следить за своей речью и логикой изложения и наблюдать за тем, как воспринимают материал студенты.

Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от характера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и различными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятельности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной.

Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняемых видов деятельности знаком человеку, причем один — до некоторой степени привычен, автоматизирован (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятельности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь периодический контроль сознания, отмечается сложная форма внимания — сочетание переключения и распределения.

Развитие внимания

Внимание как психический процесс, выражающийся в направленности сознания на определенные объекты, часто проявляясь, постепенно превращается в устойчивое свойство личности — внимательность. При этом круг объектов может ограничиваться тем или иным видом деятельности (и тогда говорят о внимательности личности в данном виде деятельности, чаще всего это деятельность профессиональная), может распространяться на все виды деятельности (в этом случае говорят о внимательности как общем свойстве личности). Люди различаются степенью развития этого свойства, крайний случай часто называют невнимательностью. Инженеру практически важно знать не только, каков уровень сформированности внимательности у рабочих, но и причины, обусловливающие его невнимательность, поскольку внимание связано с познавательными процессами и эмоционально-волевой сферой личности.

В зависимости от форм невнимательности можно говорить о трех ее типах. Первый тип — рассеянность — возникает при отвлекаемости и очень малой интенсивности внимания, чрезмерно легко и непроизвольно переключающееся с объекта на объект, но ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют «порхающим» вниманием. Подобная невнимательность у человека — результат отсутствия навыков к сосредоточенной работе. Другой тип невнимательности определяется высокой интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Такая невнимательность может возникнуть вследствие того, что внимание человека сосредоточено на каких-то событиях или явлениях, ранее происходящих или встречающихся ему, которые он эмоционально воспринял. Третий вид невнимательности — результат переутомления, этот тип невнимательности обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. Он характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью.

Формирование внимательности заключается в управлении вниманием человека в процессе его трудовой и учебной деятельности. При этом необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию его внимания: приучать работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов; упражнять произвольное внимание; добиваться осознания общественной значимости осваимого вида труда и чувства ответственности за выполняемую работу; связывать внимание с требованиями дисциплины производственного труда и т. п.

Объем и распределение внимания следует формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких действий в условиях нарастающего темпа работы.

Развитие устойчивости внимания нужно обеспечивать формированием волевых качеств личности. Для развития переключения внимания необходимо подбирать соответствующие упражнения с предварительным объяснением «маршрутов переключения». Обязательное условие при формировании у человека внимательности — ни при каких обстоятельствах не позволять ему любую работу делать небрежно.

Внимание. Свойства внимания. Виды внимания.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование. Поскольку познавательная деятельность осуществляется сознательно, то внимание выполняет одну из функций сознания.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

Устойчивость – длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче.

Концентрация внимания – повышение интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия. Концентрация предлагает не только длительное удержание внимания на объекте, но и отвлечение от всех других воздействий, не имеющих значения для субъекта в данный момент.

Сосредоточенность внимания проявляется в результате концентрации сознания на объекте с целью получения наиболее полной информации о нем.

Распределение внимания – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому (рассеянность – плохая переключаемость).

Предметность внимания связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды. Определяется объем внимания посредством специальных приборов-тахистоскопов. В одно мгновение человек может обратить внимание только на несколько объектов (от 4 до 6).

Виды внимания:

Проявление внимания связано как с сенсорными, так и с интеллектуальными процессами, а также с практическими действиями и с целями и задачами деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: сенсорное, интеллектуальное, моторное, преднамеренное и непреднамеренное внимание.

Сенсорное внимание возникает при действии объектов на органы чувств. Оно обеспечивает четкое отражение предметов и их свойств в ощущениях и в восприятиях человека. Благодаря сенсорному вниманию возникающие в сознании образы предметов являются ясными и отчетливыми. Сенсорное внимание может быть зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. В основном у человека проявляется зрительное и слуховое внимание. Лучше всего в психологии изучено зрительное внимание, так как его легко обнаружить и зафиксировать.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными. Интеллектуальное внимание направлено на более эффективное функционирование таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Благодаря этому вниманию человек лучше запоминает и воспроизводит информацию, создает более четкие образы воображения, ясно и продуктивно мыслит. Поскольку это внимание имеет внутренний характер и мало доступно для исследования, то оно менее всего изучено в психологии.

Преднамеренное (произвольное) внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи быть внимательным к какому-либо внешнему предмету или к внутреннему умственному действию. Оно в основном направлено на регулирование внешних сенсорных и моторных действий и внутренних познавательных процессов. Преднамеренное внимание может стать произвольным, когда субъекту необходимо проявить волевое усилие для того, чтобы направить и сосредоточить внимание на объекте, который необходимо познавать или с которым надо действовать

Если направленность и сосредоточенность внимания связаны с сознательной целью, речь идет о произвольном внимании. Н. Ф. Добрынин выделил еще один вид внимания – послепроизвольное внимание (это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с наличной системой ассоциаций). Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится увлекательной и осуществляется без особых затруднений.

Если направленность и сосредоточенность носят непроизвольный характер, речь идет о непроизвольном внимании. По мнению К.К. Платонова, одной из форм непроизвольного внимания является установка (состояние готовности или предрасположенности личности к действию определенным образом). Непреднамеренное (непроизвольное) внимание возникает само собой без всякой цели со стороны человека. Его вызывают значимые для человека свойства и качества предметов и явлений внешнего мира. Одним из таких свойств является новизна объекта. Непроизвольное внимание привлекают также все сильные раздражители: яркий свет, громкий звук, резкий запах и т.д. Иногда внимание могут привлечь и не очень заметные раздражители, если они соответствуют потребностям, интересам и установкам личности.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Внимание: понятие, виды, свойства

Внимание
— это направленность и сосредоточенность сознания на что-либо имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью понимается избирательный характер определённой деятельности, а под сосредоточением
– углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Внимание осуществляет отбор той или иной информации, которая будет обрабатываться в сознании. Главная характеристика- фиксированный объём, такой объём не подлежит изменениям с помощью тренировки или обучения.

Виды внимания:

Послепроизвольное внимание

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека (в отличие от непроизвольного).

Непроизвольное внимание (пассивное)

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека

Произвольное внимание

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причём длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Также, можно различать чувственное и интеллектуальное

внимание. Чувственное связано с эмоциями и избирательной работой

органов чувств, а интеллектуальное — с сосредоточенностью направленностью мысли. При

чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное

впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Свойства

Свойства внимания (распределение, устойчивость, концентрация, переключение)

активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями

 обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Внимание: свойства, функции и виды

Внимание— направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание — психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Пять основных свойств внимания:

1. устойчивость,

2. сосредоточенность,

3. переключаемость,

4. распределение,

5. объем.

Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания — переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

 

Функции внимания:

  • активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
  • способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
  • обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • определяет точность и детализацию восприятия,
  • определяет прочность, и избирательность памяти,
  • определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
  • является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
  • выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
  • для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
  • в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
  • о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
  • внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

 

Основные виды внимания:

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное внимание — обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,

Чувственное внимание — связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание — преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Формы расстройств внимания:

1. Повышенная отвлекаемость – чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;

2. Уменьшение объема внимания;

3. Инертность (малая подвижность) внимания – невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;

4. Гипо- и апрозекксияневозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.

Значение, типы и их определяющие

Концепция внимания изучается в когнитивной психологии с упором на объяснение того, как мы обрабатываем информацию об окружающей среде с помощью наших сенсорных рецепторов. Термин «внимание» используется для обозначения различных процессов восприятия, которые включают выбор и включение определенных сенсорных входов как части нашего сознательного опыта. Процесс внимания включает в себя сам акт слушания и концентрации на конкретном объекте, теме или событии для достижения желаемых целей.

Внимание — это процесс, который не только включает в себя фокусировку или концентрацию на чем-то одном, но и в равной степени озабочен игнорированием конкурирующих стимулов или информации, доступной в окружающей среде. Внимание позволяет человеку «отключиться» от менее релевантной информации, восприятия или ощущений в данный момент и вместо этого сосредоточиться или сделать больший приоритет на информации, которая более актуальна. Внимание улучшает нашу концентрацию или сознание только на избранном объекте, что помогает улучшить ясность или сосредоточиться на воспринимаемом объекте.Внимание нельзя рассматривать просто как познавательный процесс, поскольку на него также влияют эмоции, отношение, интерес и память. Процесс внимания происходит благодаря нашим когнитивным способностям, но поведенческие и эмоциональные факторы помогают в отборе соответствующей информации или стимулов из окружающей среды для сосредоточения сознания на одном событии или вещи для получения ясного восприятия.

Несколько важных моментов, связанных с вниманием

  • Внимание ограничено по продолжительности и вместимости.Именно из-за этого ограничения многозадачность вряд ли приносит продуктивные результаты из-за этой ограниченной способности внимания.
  • Процесс внимания включает выборочное внимание к определенным конкретным переменным при отфильтровывании менее значимых или различных других переменных.
  • Внимание — это ключевой компонент нашей когнитивной системы, которая начинается прямо с момента нашего рождения. Например, новорожденный быстро реагирует на раздражители окружающей среды, такие как громкий шум, поворачивая голову в этом направлении.

Типы внимания

Классификация внимания Россом: Согласно Россу внимание можно разделить на невольное (непроизвольное внимание) и волевое (произвольное внимание).

Невольное (Непроизвольное внимание) : Этот тип внимания не предполагает никакой роли воли; вместо этого оно вызывается либо инстинктами и, следовательно, называется принудительным вниманием, либо вызывается нашими чувствами и поэтому называется спонтанным невольным вниманием.Примерами невольного внимания может быть внимание, уделяемое представителям противоположного пола, или внимание матери, обращающей внимание на своего плачущего ребенка.

Volitional (Добровольное внимание) : Произвольное внимание тренирует волю и требует наших сознательных усилий для достижения решения или достижения определенных целей. В отличие от невольного внимания, волевое внимание менее спонтанно или автоматично. Примерами произвольного внимания могут быть уделение внимания при решении математической задачи или внимание, сосредоточенное при ответах на экзаменационные вопросы.

Внимание может быть дополнительно разделено на категории на основе потребностей или обстоятельств, с которыми мы можем столкнуться:

Устойчивое внимание : Это способность уделять внимание только одной задаче, сознательно сосредотачиваясь на ней только в течение достаточно долгого времени и избегая всех других форм отвлекающих факторов или отклонений. Этот вид внимания требует большой концентрации, а также решимости, чтобы быть в состоянии сосредоточиться на конкретной задаче, не отвлекаясь от всего.Примерами устойчивого внимания могут быть чтение книги, запоминание главы или чтение лекции в классе.

Selective Attention : В этом случае слушатель предпочитает обращать внимание только на определенный стимул, который присутствует в окружающей среде, игнорируя другие стимулы. Этот вид внимания не зависит от стимула, но существенно зависит от внимательных способностей наблюдателя.

Разделенное внимание : В случае разделения внимания пользователь уделяет внимание двум или более задачам одновременно, а также иногда рассматривается как многозадачность, которая включает в себя одновременное жонглирование двумя или более чем двумя задачами.Его примерами могут быть текстовые сообщения кому-то во время встречи. Разделенное внимание использует умственное сосредоточение в очень большом масштабе; следовательно, из-за разделенного внимания пользователь может очень быстро утомиться.

Переменное внимание : Хотя это внимание может быть тесно связано с разделенным вниманием, но отличается, поскольку в случае разделенного внимания мы разделяем наше внимание между двумя задачами, тогда как в случае переменного внимания все внимание переключается с одной задачи на другую. другой или выполняется поочередно.

Визуальное внимание : Визуальное внимание использует глаза органов чувств для того, чтобы обращать внимание на определенные детали. Визуальное внимание обращает внимание на детали или входные данные, которые воспринимаются только глазами, и размывает все другие раздражители, присутствующие в окружающей среде. Визуальное внимание используется при рекламе и чтении.

Слуховое внимание : Эта форма внимания обращает внимание только на слух. Обращение внимания на важное объявление может быть примером слухового внимания.Слуховое и зрительное внимание взаимодействуют друг с другом.

Детерминанты внимания

На внимание могут влиять как внешние, так и внутренние факторы.

Внешние факторы : Это факторы, которые являются внешними по своей природе и обычно регулируются характеристиками стимулов. Эти внешние факторы могут быть связаны с природой стимулов, интенсивностью, а также размером стимулов, степенью контраста, разнообразия или изменения стимулов.Степень повторения воздействия стимула также определяет силу внимания. Более того, стимул, который находится в состоянии движения, сможет привлечь наше внимание быстрее, чем стационарный.

Внутренние (субъективные) факторы : Субъективными факторами, влияющими на внимание, являются интересы, мотив, образ мышления, а также наши отношения и настроения. Считается, что интерес — это мать внимания, поскольку мы обращаем внимание или сосредотачиваемся на тех объектах, которые нас интересуют.Точно так же наши потребности или мотивы в равной степени определяют наше внимание к конкретным событиям или объектам. Более того, умственная готовность человека реагировать на определенные раздражители или готовность также будет определять уровень внимания этого человека.

Авторство / ссылки — Об авторе (ах)


Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области.Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.

.

Механизм внимания

Внимание! Внедрение механизма внимания в глубоком обучении улучшило успех различных моделей в последние годы и продолжает оставаться вездесущим компонентом современных моделей. Поэтому очень важно, чтобы мы обращали внимание на внимание и то, как оно способствует достижению его эффективности.

В этой статье я расскажу об основных концепциях, лежащих в основе внимания, в том числе о реализации модели внимания от последовательности к последовательности с последующим применением внимания в трансформаторах и о том, как их можно использовать для определения состояния -арт результаты.Рекомендуется иметь некоторые знания о рекуррентных нейронных сетях (RNN) и их вариантах или понимание того, как работают модели от последовательности к последовательности.

Что такое внимание?

Когда мы думаем об английском слове «внимание», мы понимаем, что оно означает направлять ваше внимание на что-то и уделять больше внимания. Механизм внимания в глубоком обучении основан на этой концепции направления вашего внимания и уделяет больше внимания определенным факторам при обработке данных.

В общих чертах, внимание — это один компонент архитектуры сети, который отвечает за управление и количественную оценку взаимозависимости :

  1. Между элементами ввода и вывода (общее внимание)
  2. Внутри элементов ввода ( Самовнимание)

Позвольте мне привести пример того, как внимание работает в задаче перевода. Допустим, у нас есть предложение « Как прошел ваш день, », которое мы хотели бы перевести на французскую версию — « Comment se pas ta journée ».Компонент «Внимание» сети будет делать для каждого слова в выходном предложении , отображать важных и релевантных слов из входного предложения и присваивать этим словам более высокие веса, повышая точность прогнозирования выходных данных.

Веса назначаются входным словам на каждом этапе перевода.

Приведенное выше объяснение «Внимание» очень широкое и расплывчатое из-за различных типов доступных механизмов внимания. Но не волнуйтесь, вы получите более четкое представление о том, как работает Attention и как он достигает своих целей, далее в статье.Поскольку механизм внимания за годы претерпел множество адаптаций для решения различных задач, существует множество различных версий внимания. Мы рассмотрим здесь только наиболее популярные адаптации, а именно его использование в моделях от последовательности к последовательности и более позднюю версию Self-Attention.

Хотя Attention действительно находит применение в других областях глубокого обучения, таких как компьютерное зрение, его главный прорыв и успех связан с его применением в задачах обработки естественного языка (NLP).Это связано с тем, что внимание было введено для решения проблемы длинных последовательностей в машинном переводе, которая также является проблемой для большинства других задач НЛП.

Внимание в моделях от последовательности к последовательности

В большинстве статей о механизме внимания будет использоваться пример моделей от последовательности к последовательности (seq2seq), чтобы объяснить, как он работает. Это связано с тем, что Attention изначально был представлен как решение для решения основной проблемы, связанной с моделями seq2seq, и принесло большой успех.Если вы не знакомы с моделями seq2seq, также известными как модель кодировщика-декодера, я рекомендую прочитать эту статью, чтобы вы быстро освоились.

Общий процесс модели «последовательность-последовательность»

Стандартная модель seq2seq обычно не может точно обрабатывать длинные входные последовательности, поскольку только последнее скрытое состояние RNN кодера используется в качестве вектора контекста для декодера. С другой стороны, механизм внимания напрямую решает эту проблему, поскольку он сохраняет и использует все скрытые состояния входной последовательности во время процесса декодирования.Это достигается за счет создания уникального отображения между каждым временным шагом вывода декодера для всех скрытых состояний кодера. Это означает, что для каждого вывода, который делает декодер, он имеет доступ ко всей входной последовательности и может выборочно выбирать определенные элементы из этой последовательности для создания вывода.

Таким образом, механизм позволяет модели сфокусировать и при необходимости уделить больше «внимания» соответствующим частям входной последовательности.

Типы внимания

Сравнение внимания Bahdanau с вниманием Luong

Прежде чем мы углубимся в конкретную механику, лежащую в основе внимания, мы должны отметить, что существует 2 различных основных типа внимания:

Хотя основные принципы внимания в этих 2 одинаковые типов, их различия заключаются в основном в их архитектуре и вычислениях.

Bahdanau Attention

Общий процесс для Bahdanau Attention seq2seq model

Первый тип внимания, обычно называемый аддитивным вниманием, пришел из статьи Дмитрия Богданова, в которой объясняется менее описательное исходное название. Статья была направлена ​​на улучшение модели «последовательность-последовательность» в машинном переводе путем согласования декодера с соответствующими входными предложениями и реализации внимания. Весь пошаговый процесс применения внимания в статье Богданова выглядит следующим образом:

  1. Создание скрытых состояний кодировщика — кодировщик создает скрытые состояния каждого элемента во входной последовательности.
  2. Расчет баллов выравнивания между предыдущим скрытым состоянием декодера и каждым из скрытых состояний кодера вычисляется (Примечание: последнее скрытое состояние кодера может использоваться в качестве первого скрытого состояния в декодере)
  3. Softmaxing the Alignment Scores — оценки выравнивания для каждого скрытого состояния кодировщика объединяются и представляются в одном векторе и впоследствии softmaxed
  4. Вычисление вектора контекста — скрытые состояния кодировщика и соответствующие им оценки выравнивания умножаются на на для формирования вектора контекста
  5. Расшифровка Outpu

.

Свойства внимания — Основы общей психологии

Аттракцион

Внимание человека обладает следующими свойствами: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость.

Концентрация внимания — это концентрация субъекта на объекте, сила поглощения этим объектом. Концентрация внимания означает, что есть фокус, в котором собрана сознательная деятельность человека.

Свойство, противоположное сосредоточенности, рассеянность, т.е. неспособность долго сосредотачиваться на чем-то конкретном. Есть искренняя и мнимая рассеянность. Воображаемая рассеянность — результат большой концентрации и ограниченности внимания. Иногда его называют «профессорским», так как он часто встречается у людей, занимающихся решением научных задач. Внимание человека в данном случае настолько сконцентрировано на решаемой проблеме, что он не замечает мелочей, по его мнению, вещей, не слышит адресованные ему вопросы.Физиологическая причина мнимой рассеянности — мощный очаг возбуждения в коре головного мозга, вызывающий торможение в окружающих областях. Нечеткое отражение внешних воздействий с рассеянным вниманием объясняется тем, что оно возникает в областях коры, находящихся в состоянии торможения.

Все великие исследователи обладали исключительной способностью концентрировать мысли на главном. Сократ решил принять участие в войне и присоединился к походной колонне войск.По дороге он занялся решением какого-то философского вопроса и остановился посреди дороги, глубоко задумавшись. Когда он очнулся, оказалось, что он простоял несколько часов далеко позади войск.

Истинная рассеянность — это неспособность удерживать внимание на предмете или действии в течение длительного времени. Физиологически истинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко рассеивается, но с трудом концентрируется.В результате в коре головного мозга создаются нестабильные очаги оптимальной возбудимости.

Количество внимания — это количество однородных объектов (обычно 7 + 2), которые покрываются одновременно. Количество предметов в поле внимания может быть больше девяти. Это зависит от того, насколько значимы и связаны эти элементы. Количество внимания у детей меньше, чем у взрослых, обычно 5 + 2 элемента.

Распределение внимания — возможность одновременного выполнения нескольких типов действий; возможность управлять несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля зрения.

В некоторых профессиях распределение внимания становится особенно важным. Такими профессиями являются профессия летчика, шофера, диспетчера. Распределение внимания очень важно для учителя, которому часто приходится делать несколько дел одновременно. Учитель объясняет урок и в то же время следует за классом, часто записывая что-то на доске.

Распределение внимания зависит от ряда условий, в первую очередь от того, насколько разные объекты связаны друг с другом и как автоматизируются действия, между которыми распределяется внимание.Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем проще распределение.

Переключение внимания — это способность намеренно переключать внимание с одного объекта на другой. Различают намеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) переключение внимания. Намеренное переключение внимания осуществляется волей человека, а непреднамеренное происходит само по себе, часто незаметно для сознания. Непреднамеренное переключение внимания следует рассматривать не только как отрицательное качество.Часто этому способствует временный покой тела, анализатор. Таким образом, сохраняется высокая работоспособность нервной системы и организма в целом.

Быстрое или медленное переключение зависит от:

1) темперамент;

2) физическое состояние: у утомленного человека переключение внимания замедлено;

3) содержание предыдущего и последующего действий: если предыдущее действие более интересно, переключение замедляется.

Есть четыре классических типа центральной нервной системы и соответственно четыре типа темперамента — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.Люди с разными характеристиками темперамента могут переключать свое внимание с разной скоростью, следовательно, они будут переключаться с одного вида деятельности на другой с разной скоростью. Учителю важно учитывать особенности переключения внимания у своих учеников.

Холерик — человек стремительный, горячий, энергичный. Пример холерика — А.С.Пушкин. Его реакция мгновенная, молниеносная. Он может быстро и легко переключаться с одного вида деятельности на другой, после отдыха быстро включается в работу.Однако после работы, как и после конфликта, не может сразу успокоиться, так как склонность к возбуждению сильнее, чем к торможению.

Сангвиник — подвижный, веселый, подвижный, увлекающийся человек. Сангвиник умеет быстро переключаться. Поэтому легко переключается из одного эмоционального состояния в другое, с одного занятия на другое, быстро перестраивает и меняет стереотипы поведения, легко переходит от отдыха к работе и наоборот.

Флегматик отличается медленной переключаемостью, поэтому реакция при переходе с одного вида деятельности на другой замедляется.Его характерная черта — основательность и медлительность. Флегматик медленно входит в работу, но обязательно доводит ее до конца. Флегматика будет раздражать, например, требование срочной реструктуризации, доработки, изменения планов и т. Д.

Меланхолик — это человек, у которого процессы возбуждения и торможения уменьшены, поэтому он склонен к подавленному настроению и мрачным мыслям. Он не всегда может быстро переключаться, поэтому теряется в сложных ситуациях и не всегда может быстро найти выход из сложной ситуации.Ему нужны более упорядоченные жилищные условия. Он может успешно вписаться в социальную среду при условии, что другие будут его разумно оценивать и обращаться с ним должным образом.

При организации учебного процесса учителя должны помнить, что лучше хореографа и сангвиника проводить занятия в быстром темпе, оперировать большими блоками, можно быстро переключаться с одного вида работы на другой. Они легко успевают за быстрыми переходами мыслей учителя, перестраиваются от одного занятия к другому.Также необходимо учитывать тот факт, что так же быстро ученики этих типов темперамента отвлекаются от темы урока, они переключаются на более интересные темы и дела.

Флегматики и меланхолики не могут быстро переключать внимание, поэтому им лучше входить в материал медленно, основательно, не перескакивая с одной мысли на другую, не пропуская даже малейших, казалось бы, мысленных операций.

Стабильность — отрезок времени, в течение которого происходит концентрация внимания.Устойчивость внимания зависит от характера материала, степени его сложности, разборчивости, отношения к нему испытуемого. Важным условием сохранения устойчивости внимания являются переменное напряжение и расслабление, а также возможность снятия чрезмерного напряжения.

тематических картинок

,

Внимание | психология | Британника

Внимание , в психологии — концентрация внимания на каком-то явлении с исключением других стимулов.

Внимание — это осознание того, что здесь и сейчас, фокусным и проницательным образом. Для ранних психологов, таких как Эдвард Брэдфорд Титченер, внимание определяло содержание сознания и влияло на качество сознательного опыта. В последующие годы меньше внимания уделялось субъективному элементу сознания и больше — моделям поведения, по которым внимание могло быть распознано в других.Хотя человеческий опыт определяется тем, как люди направляют свое внимание, очевидно, что они не имеют полного контроля над этим направлением. Например, бывают случаи, когда человеку трудно сосредоточить внимание на задаче, разговоре или наборе событий. В других случаях внимание человека «захватывается» неожиданным событием, а не направляется на него добровольно.

Внимание имеет отношение к непосредственному опыту человека; это состояние текущего осознания.Конечно, в мире все время происходит бесчисленное множество событий, каждое из которых затрагивает органы чувств. В теле также происходят события, влияющие на внимание, точно так же, как есть репрезентации прошлых событий, хранящиеся в памяти, но доступные для осознания при соответствующих обстоятельствах.

Хотя можно было ожидать, что текущая осведомленность — это совокупность всех этих событий в любой данный момент, очевидно, что это не так. В этом обширном поле потенциального опыта человек сосредотачивается или уделяет внимание некоторому ограниченному подмножеству целого.Это подмножество составляет субъективное поле осведомленности. Причину этого ограничения можно определить. Контроль и координация множества входных данных и накопленного опыта, а также организация соответствующих паттернов реакции являются прерогативой мозга. Мозг имеет впечатляющие возможности обработки, но его возможности ограничены. Человек не может сознательно переживать все события и информацию, доступную одновременно. Точно так же невозможно инициировать одновременно неограниченное количество различных действий.Вопрос заключается в том, как выбрать подходящее подмножество входов, промежуточных процессов и выходов, чтобы привлечь внимание и задействовать доступные ресурсы.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Внимание, таким образом, можно понимать как состояние избирательного осознавания, которое определяет степень и качество взаимодействия человека с окружающей средой. Он не обязательно находится под добровольным контролем. Некоторые факты из истории внимания и методов, с помощью которых психологи и другие специалисты пришли к его характеристике и пониманию, представлены в следующем обсуждении.

Ранние взгляды на внимание

Корни XIX века

Психологи начали изучать внимание во второй половине XIX века. До этого философы обычно рассматривали внимание в контексте апперцепции (механизма, с помощью которого новые идеи связывались с существующими идеями). Таким образом, Готфрид Вильгельм Лейбниц предположил, что потеря осознания непрерывного звука водопада иллюстрирует, как события могут перестать восприниматься (то есть представляться в сознании) без особого внимания.Он предположил, что внимание определяет, что будет воспринято, а что нет. Термин апперцепция все еще использовался в XIX веке Вильгельмом Вундтом, одним из основоположников современной психологии. Вундт, однако, был одним из первых, кто указал на различие между центральными и более общими чертами человеческого сознания. Он писал о широком поле зрения (которое он назвал Blickfeld ), внутри которого находится более ограниченный фокус внимания ( Blickpunkt ).Он предположил, что ассортимент Blickpunkt составляет около шести предметов или групп. Он также предположил, что внимание — это функция лобных долей мозга.

Одним из самых влиятельных психологов на рубеже веков был Уильям Джеймс. В своей основной работе The Principles of Psychology (1890) он говорит:

Все знают, что такое внимание. Это овладение разумом в ясной и яркой форме одним из того, что кажется несколькими одновременно возможными объектами или последовательностями мыслей.Фокусировка, концентрация сознания — вот его сущность. Это подразумевает отказ от одних вещей, чтобы эффективно справляться с другими.

Джеймс считал, что внимание заставляет людей более эффективно воспринимать, понимать, различать и запоминать и ускоряет их реакцию.

В 1906 году другой видный психолог, У.Б. Пиллсбери предложил три метода измерения внимания. Первая основывалась на тестах, которые измеряли внимание через выполнение задачи, которая, как считается, требует высокой степени внимания; во втором измерялось снижение внимания из-за снижения производительности; а третий измерял силу внимания по уровню стимула, необходимого для отвлечения человека.

По мере развития 20-го века психология и изучение поведения подвергались новым влияниям, которые имели далеко идущие последствия для представлений о внимании. Одна из таких сфер влияния возникла в работах русского физиолога Ивана Петровича Павлова, который сообщил о том, что сейчас принято называть ориентировочной реакцией. У собак и других животных это включает такие признаки внимания, как настороженные уши, повернутая голова в сторону раздражителя, повышенное мышечное напряжение и физиологические изменения, обнаруживаемые с помощью инструментов.Дальнейшее влияние оказала работа по рефлексотерапии одного из конкурентов Павлова, россиянина Владимира М. Бехтерева. Многие психологи стали рассматривать условный рефлекс (непроизвольный ответ, обусловленный вознаграждением) как основной строительный блок всего человеческого обучения.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.