Поведение и деятельность как предмет психологии: ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Общая психология
ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Общая психология
ПОВЕДЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Поведение – взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.
Деятельность – осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.
Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются вполне приемлемыми в качестве рабочих.
Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального – важная часть анализа данной проблемы.
Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.
Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.
Основными формами деятельности являются:
– познание;
– общение;
– труд.
Основными видами (уровнями) деятельности являются:
– игра;
– учение;
– труд.
Литература:
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969.
2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. – Т. 1, М.: Мир, 1992.
3. Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1963.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.
5. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.
Основы теории деятельности
Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А. Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология (в разной степени) оказалась построенной на этом понятии (или при его активном участии).
Истоки теории деятельности:
объективная рефлексология Бехтерева;
реактология Корнилова;
бихевиоризм Уотсона;
культурно-историческая концепция Выготского.
Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского. Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать перво-начальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий).
Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933 г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется. Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.
Интересным представляется факт, что в поздних работах и Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от этих позиций. Ими развиваются представления о возможности самостоятельного развития и функционирования сознания, его спонтанности.
Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.
Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.
А. Н. Леонтьев: «То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней»[30].
Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а «функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности»[31].
Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется.
Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение:
Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность – деятельность со скрытым мотивом. Действия – процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть представлению о созидательной цели.
Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления .
Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией . Операции направляются на решение задач.
Основным предметом исследования в психологической теории деятельности явилось действие, его структура и функции.
Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л. С. Выготского. Затем в середине 30-х годов его ученики и последователи А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев и др. предприняли цикл исследований сенсорных, перцептивных, мимических и умственных действий, уделив при этом особое внимание их генетической связи с предметно-практическими действиями. С. Л. Рубинштейн также считал действия основной клеточкой или ячейкой психологии. По его мнению:
В действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии.
Действие обладает порождающими свойствами.
А. В. Запорожец сформулировал положение, что способ действия является живым отображением предмета.
Для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие. Это положение доказывалось в исследованиях В. И. Аспина, В. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Б. Познанской.
Для возникновения образа восприятия необходимо осуществление сложного перцептивного действия, включающего в свой состав систему предметных операций (что существенно для формирования предметности восприятия.
Действие – основа мышления, необходимое условие формиро-вания смыслов, их расширения и углубления.
В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.
Операция, действие, деятельность взаимообратимы. На это указывал А. Н. Леонтьев. Превращение операции в действия, а затем в деятельность замечательно проследил А. В. Запорожец. См.: Запорожец А. В. Избранные психологические труды. – Т. 1, М., 1989.
Литература:
Арсеньев А. С. Размышления о работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир». //Вопросы философии. – 1993. – №5.
Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. – М.: МГУ, 1982.
Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975.
Леонтьев А. Н. Избранные психологические труды: В 2-х т. – Т. 1, М.: Периодика, 1983.
Леонтьев А. Н. Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии. – 1972. – Т. 9, 12.
Леонтьев А. Н. Системный анализ в психологии. //Психологический журнал. – 1991. – № 4.
Смирнов С. Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения. //Вопросы психологии. – 1993. – № 4.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Поведение и деятельность.
Поведение– взаимодействие с
окружающей средой, опосредованное
внешней и внутренней активностью.
Деятельность– осмысленное,
целенаправленное поведение человека
в социальной среде.
Оба этих определения далеко не бесспорны,
но являются вполне приемлемыми в качестве
рабочих.
Во всех аспектах человеческой деятельности
и поведения проявляется, с одной стороны,
основа, унаследованная от предшествующих
поколений, а с другой – всё множество
непрерывных взаимодействий физической
и социальной среды. Соотношение
врожденного и приобретенного и, далее,
биологического и социального – важная
часть анализа данной проблемы.
Человеческая деятельность является
главным источником культуры и цивилизации
и вместе с тем основной разрушительной
силой.
Целесообразно выделение внешней и
внутренней деятельности. Принципиальная
общность строения внешней и внутренней
деятельности определяется тем, что обе
они опосредствуют связи человека с
миром.
Основными формами деятельности являются:
познание;
общение;
труд.
Основными видами (уровнями) деятельности
являются:
игра;
учение;
труд.
Литература.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет
познания. – Л.: ЛГУ, 1969.Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т.
– Т. 1, М.: Мир, 1992.Костюк Г. С. Принцип развития в
психологии. // Методологические и
теоретические проблемы психологии.
/Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука,
1963.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание.
Личность. – М.: МГУ, 1975.Платонов К. К. О системе психологии. –
М.: Мысль, 1972.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.
– М., 1940.
Основы теории деятельности.
Понятие деятельности является
основополагающим для концепции,
разработанной А. Н. Леонтьевым. Это
понятие, в силу его связи с марксистской
теорией, наиболее характерно для
советской психологии. Его рассмотрение
имеет смысл, так как почти вся советская
психология (в разной степени) оказалась
построенной на этом понятии (или при
его активном участии).
Истоки теории деятельности:
объективная рефлексология Бехтерева;
реактология Корнилова;
бихевиоризм Уотсона;
культурно-историческая концепция
Выготского.
Особенно велико влияние культурно-исторической
концепции Выготского. Развитие высших
психических функций (по Выготскому)
включает в себя создание особых внешних
средств, являющихся как бы психологическими
орудиями, позволяющими добиваться
значительно более высоких результатов
и качественно перестраивать перво-начальные
элементарные психические функции
(деятельность – это культурное поведение,
связанное с изготовлением и употреблением
орудий).
Принцип единства сознания и деятельности
(впервые сформулирован Рубинштейном в
1933 г.): психическое отражение, сознание
связано с активной деятельностью,
исходит из нее, в ней осуществляется,
ею определяется. Согласно этому принципу,
сознание вторично, оно проистекает из
деятельности. Этот принцип развивался
в трудах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева,
а также в трудах других представителей
теории деятельности.
Интересным представляется факт, что в
поздних работах и Рубинштейн, и Леонтьев
отказались (явно или неявно) от этих
позиций. Ими развиваются представления
о возможности самостоятельного развития
и функционирования сознания, его
спонтанности.
Можно констатировать, что, являясь
основополагающим объяснительным
принципом советской психологии, теория
деятельности сдерживала ее развитие.
Вместе с тем, рассматривая деятельность
как предмет психологического исследования,
теория деятельности внесла значительный
вклад в развитие науки.
Любое человеческое действие является
вместе с тем и психологическим актом,
более или менее насыщенным переживанием,
выражающим отношение действующего к
другим людям, к окружению.
А. Н. Леонтьев: «То, что непосредственно
определяет развитие психики ребенка –
это развитие его деятельности, как
внешней, так и внутренней» 30.
Деятельность, по Леонтьеву, – это единица
жизни. Деятельность нельзя изъять из
общественных отношений. Общество не
просто определяет внешние условия
осуществления деятельности, но и
способствует формированию мотивов,
целей, способов, средств достижения
цели. Деятельность входит в предмет
психологии, но не особой своей частью,
а «функцией полагания субъекта в
предметной действительности и ее
преобразования в форму субъективности»
31.
Внутренняя деятельность формируется
из внешней. Процесс интериоризации
состоит не в том, что внешняя деятельность
перемещается в предшествующий план
сознания, это процесс, в котором внутренний
план формируется.
Внутренняя и внешняя деятельность имеют
общее строение:
Мотив
Деятельность
Цели
Действия
Задачи
Операции
Основным отличием одной
деятельности от другой является предмет
деятельности (это главное). Леонтьев
считает, что предмет, направляющий
деятельность, есть её мотив. Немотивированная
деятельность – деятельность со скрытым
мотивом.Действия– процессы,
подчиненные представлению о том
результате, который должен быть достигнут,
то есть представлению о созидательной
цели.
Выделение целей и формирование подчиненных
им действий приводит к тому, что происходит
расщепление функций мотива: выделяются
функции побужденияинаправления.
Достижение цели, то есть осуществление
действия, происходит в определенных
условиях. Цель, переформулированная
применительно к определенным условиям,
есть задача. Способ осуществления
действия называется операцией.
Операции направляются на решение задач.
Основным предметом исследования в
психологической теории деятельности
явилось действие, его структура и
функции.
Начало психологической интерпретации
действия было положено в трудах Л. С.
Выготского. Затем в середине 30-х годов
его ученики и последователи А. В.
Запорожец, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев
и др. предприняли цикл исследований
сенсорных, перцептивных, мимических и
умственных действий, уделив при этом
особое внимание их генетической связи
с предметно-практическими действиями.
С. Л. Рубинштейн также считал действия
основной клеточкой или ячейкой психологии.
По его мнению:
В действии психологический анализ
может вскрыть зачатки всех элементов
психологии.Действие обладает порождающими
свойствами.
А. В. Запорожец сформулировал положение,
что способ действия является живым
отображением предмета.
Для возникновения ощущения необходимо
элементарное сенсорное действие. Это
положение доказывалось в исследованиях
В. И. Аспина, В. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева,
Н. Б. Познанской.
Для возникновения образа восприятия
необходимо осуществление сложного
перцептивного действия, включающего в
свой состав систему предметных операций
(что существенно для формирования
предметности восприятия.
Действие – основа мышления, необходимое
условие формиро-вания смыслов, их
расширения и углубления.
В действии лежит начало рефлексии.
Действие трансформируется в поступок
и становится главным формообразующим
фактором и одновременно единицей анализа
личности.
Операция, действие, деятельность
взаимообратимы. На это указывал А. Н.
Леонтьев. Превращение операции в
действия, а затем в деятельность
замечательно проследил А. В. Запорожец.
См.: Запорожец А. В. Избранные психологические
труды. – Т. 1, М., 1989.
Общая психология. Лекция 1. (Конспект лекций по общей психологии)
?
LiveJournal
Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- iOS & Android
- Help
Login
- Login
CREATE BLOG
Join
English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
ТОП 10:
|
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 9Следующая ⇒
Поведение — это наиболее широкое понятие, характеризующее взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Фундаментальной составляющей поведения являются реактивность и активность. Если реактивность дает возможность в основном приспосабливаться к среде, то активность — приспосабливать среду к себе. Чем выше уровень организации живого организма, тем большее значение приобретает активность по сравнению с реактивностью. У человека высшим уровнем активности является активность личности, которая позволяет ему решать сложные задачи, связанные с преобразованием не только предметного материального мира, но и мира идеального, духовного, внутреннего.
В психологии термин поведение широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение.
Поведение стало предметом исследования в начале XX века, когда в психологии возникло новое направление — бихевиоризм. В своей современной форме бихевиоризм представляет продукт исключительно американской науки, зачатки же его можно найти в Англии, а затем и в России. Основателем этого направления был американский психолог Джон Уотсон. По его мнению, интроспективная психология, в которой в качестве предмета изучения выступала субъективная реальность, не доступная объективному исследованию, не могла полностью описать психику человека. Поэтому Дж. Уотсон считал, что необходимо исследовать поведение индивида (человека и животных) от рождения до смерти как единственно возможную для психологического изучения объективную реальность.
Большую роль в становлении бихевиоризма исследования поведения животных учеными в разных странах мира, а также физиологические и психологические идеи русских ученых И.П.Павлова и В.М.Бехтерева.
Русский физиолог И.П. Павлов считается наиболее известным основателем науки о поведении. Его исследование условных рефлексов лежит в основе классического обусловливания, на котором построены законы бихевиоризма. И.П. Павлов предположил и доказал, что новые формы поведения могут возникать в результате установления связи между врожденными формами поведения (безусловными рефлексами) и новым раздражителем (условным раздражителем). В случае совпадения во времени и пространстве условного (нового) и безусловного (служащего стимулом безусловной реакции) раздражителя, новый раздражитель начинает вызывать безусловную реакции, и это приводит к совершенно новым особенностям поведения. Сформировавшийся таким образом условный рефлекс может в дальнейшем служить базой для формирования условных рефлексов второго и высших порядков.
Таким образом, по мысли Павлова, все поведение человека может быть понято, изучено и предсказано на основе знания цепочки условных рефлексов, механизмов их формирования и затухания.
В.М. Бехтерев был одним из первых, кто уже в конце прошлого — начале текущего столетия выдвинул и настойчиво проводил идею комплексного изучения человека. Рассматривая человека в его целостности, как сложное, многогранное и многоуровневое образование, он ратовал за использование междисциплинарного взаимодействия, обеспечивающего всестороннее его изучение. Исследования В.М. Бехтерева касались изучения внешних форм поведения людей в зависимости от внешних же воздействий. Данное положение обосновывалось им посредством двух утверждений. Это, во-первых, мысль о том, что все внутреннее выражено вовне, и поэтому в исследовании психики необходимо и достаточно изучить совокупность имеющихся в распоряжении исследователя внешних объективных данных, и, во-вторых, это — указание на отсутствие необходимых методических средств для выявления и распознавания внутренних, субъективных переживаний людей.
По учению бихевиористов, поведение человека в своей основе определяется не внутренними психическими процессами, а механическими воздействиями внешней среды по принципу «стимул — реакция». Формула «стимул — реакция» (S®R) являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание избежать отрицательного подкрепления.
Под реакциями бихевиористы понимают движения человека, совершаемые при выполнении того или иного действия; под стимулами — доступные внешнему наблюдению раздражения внешнего мира, вызывающие у человека те или иные реакции.
Так как между стимулами и реакциями существует закономерная связь, то, зная причины этой связи и изучив, какие стимулы вызывают те или иные реакции, можно, утверждают бихевиористы, безошибочно добиваться от человека нужного поведения, совершенно не обращаясь к его внутренним психическим переживаниям.
Согласно учению бихевиористов, причинные связи, закономерно определяющие поведение человека, лежат во взаимодействии внешних физических факторов с действиями человека. Ни желания, ни чувства человека не могут служить причиной его действий, так как действия в своей основе материальны и могут быть вызваны только материальными причинами.
Бихевиористы предлагали в изучении поведения идти от простого к сложному. Они различали наследственные, или врожденные, реакции (к ним относились безусловные рефлексы, простейшие эмоции) и приобретенные реакции (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, условные рефлексы и др.). Кроме того, реакции делились (по степени их «скрытости» от наблюдателя) на внешние и внутренние. Первые открыты для наблюдения невооруженным глазом (речь, эмоции, двигательные реакции и т.п.), вторые доступны лишь для наблюдения, опосредствованного специальными приборами (мышление, многие физиологические реакции и пр.).
Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара врожденных реакций на безусловные стимулы, т.е. стимулы, которые с рождения автоматически вызывают тот или иной ответ. На основе врожденных реакций формируются также приобретаемые в течение жизни привычки, мышление и речь. Образование навыков и привычек (научение) идет механическим образом, постепенно, путем «проб и ошибок», без осмысления происходящих при этом процессов. Несколько позже отечественный ученый Н. А. Бернштейн показал, что в данных экспериментах была представлена лишь «внешняя» сторона образования навыка; на самом деле происходило скрытое от глаз, внутреннее преобразование навыков, т.е. «повторение происходит без повторения». Но бихевиористы, игнорируя внутреннюю сторону поведения, считали, что в основе любого научения (приобретения привычки) лежат фактически механические законы.
Позднее один из последователей Дж. Уотсона, Ч. Скиннер, развивая концепцию бихевиоризма, доказал, что любое поведение определяется своими последствиями, сформулировал принцип оперантного обуслуживания — «поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем». Таким образом, получается, что человек полностью зависит от своей среды, и всякая свобода действия, которой, как ему кажется, он может пользоваться, — чистая иллюзия.
Мышление и речь рассматривались в бихевиоризме как приобретенные навыки. Обобщая можно сказать, что в бихевиоризме мышление понималось проявление скрытых речевых движений, однако, согласно Дж.Уотсону, имеют место и другие виды мышления, которые выражаются в скрытой деятельности рук (мануальной системе реакций) и в форме скрытых (или даже открытых) висцеральных реакций (т.е. реакций внутренних органов). Таким образом, согласно исследованиям Дж. Уотсона, мышление может быть кинестетическим (выраженным в движениях, действиях), вербальным (словесным) и висцеральным (эмоциональным), что не противоречит современным исследованиям психологии мышления.
В начале 30-х гг. американский психолог Э. Толмен заметил, что в связь «стимул — реакция» вмешиваются «промежуточные» переменные, которые опосредствуют влияние стимула на реакцию. В данном случае этой переменной выступила «когнитивная карта». Таким образом, нельзя было обойтись при объяснении поведения без психологических понятий, которые, казалось бы, навсегда были изгнаны из бихевиоризма как ненаучные: ведь когда Э.Толмен говорил о «когнитивной карте», речь шла фактически о категории образа. С данных экспериментов началось превращение бихевиоризма в необихевиоризм, в котором схема «стимул — реакция» превратилась в более усложненную схему: «стимул — какая-либо промежуточная переменная — реакция».
Итак, в необихевиоризме направляющим началом поведения является цель человека, а связи между стимулом и реакцией являются не прямыми, а опосредованными через «промежуточные переменные»: цель, ожидание, гипотезу, знак и его значение, когнитивную картину мира.
Важный вклад в изучение поведения личности привнесла гештальтпсихология, ярким представителем которой является Курт Левин. Он отмечал, что для объяснения поведения необходимо определить действующую целостную ситуацию, представляющую структуру поля и состояние личности. Важно выявить саму эту ситуацию и то, как она представлена в субъективном восприятии действующих в ней людей.
Поведение также трактуется как способ реализации доступных индивиду субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. Характер поведения индивида определяется как его индивидуальными (поведенческими) возможностями, так и характером (содержанием) его оценок тех или иных объектов, процессов, явлений окружающего.
В своем поведении человек ориентируется как на потребный результат той или иной потребности, так и на привычные и доступные ему способы поведения, которое всегда имеет индивидуальные черты.
Поведение также является способом самоутверждения, способом отстаивания и реализации индивидом своих жизненных интересов.
Поскольку поведение служит удовлетворению потребностей индивида, оно подразделяется на виды в соответствии с характером потребности: пищевое; защитное; половое; познавательное; родительское; социальное; служебное и т.п..
Поведение является фактором адаптации, которая достигается как путем перестроек внутри организма, так и путем изменений его поведения в окружающем мире.
Мышление и сознание являются способами психического обеспечения поведения, а воображение может становиться видом (виртуального) поведения, если индивид затрачивает на него значительную часть своей психической активности.
К фактам поведения относятся: все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей — поза, мимика, интонации и пр.; отдельные движения и жесты; действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл; поступки — еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр..
Единицей анализа поведения является поступок. В поступке проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, где представлено сознательно выработанное намерение, есть прогноз ожидаемого результата и его последствий. Поступок может быть выражен: действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; действием, направленным на преодоление физических препятствий и поиск истины.
Исследования русского психолога Л.С. Выготского отличаются тем, что он искал специфические особенности поведения человека, отличающие его от поведения животных. В его культурно-исторической теории отмечается, что человек сам управляет процессом собственного поведения и подчиняет свои действия какой-либо цели. Согласно исследованиям Л.С. Выготского и А.Р. Лурия поведение культурного человека является продуктом эволюционной, исторической и онтогенетической линиями развития и может быть научно понято и объяснено только при помощи трех различных путей, из которых складывается история поведения человека.
Итак, поведение человека — направленные личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек, являющийся и автором своих поступков. Ответственность за совершенные поступки возлагается на человека. Поведение тесно связано с психическими функциями, такими как память, мышление, речь, восприятие. Поведение человека — это взаимодействие психических и физиологичных процессов, которое образуется из наследственное закрепленных реакций и широкого набора привычек, навыков, приобретенных в течение жизни в процессе учебы.
|
Психика, поведение, деятельность — Студопедия
Поведение– это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека[23]. Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) иэтология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.
Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.
Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
Деятельность– это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.
Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.
Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.
Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)—5) в табл. 3.2).
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.
В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:
• мотив;
• цель;
• предмет;
• средства.
Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.
Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.
Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.
Таблица 3.2
Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.
Рис. 4.Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)
Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности:общение, игра, учение и труд.
Основные свойства деятельности:
♦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;
♦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.
Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.
Поведение как предмет психологии — Студопедия
В психологии под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека. И в этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иными словами, факты поведения и факты сознания разводят по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения, а процессы сознания протекают внутри субъекта и обнаруживаются путем самонаблюдения.
Внешние телесные реакции, жесты, движения, действия, поступки — вот перечень явлений, относимых к поведению. Они интересны психологам, поскольку непосредственно отражают субъективные состояния и содержание сознания, свойства личности.
В начале 20 века в психологии произошло очень важное, можно сказать, революционное событие, соизмеримое с началом новой, экспериментальной психологии В. Вундта. Американский психолог Дж. Уотсон в статье “Психология с точки зрения бихевиориста” (1913) заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии. Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Направление получило название “бихевиоризм” (от англ. behaviour — поведение). Уотсон понимал поведение как систему реакций и подчеркивал, что нет ни одного действия человека, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего он использует понятие стимула и предлагает в качестве единицы поведения знаменитую формулу: S—R (стимул — реакция).
В качестве задач психологии он намечает следующие две: прийти к тому, чтобы по ситуации (стимулу) предсказывать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по реакции заключать о вызвавшем ее стимуле, т. е. по S предсказывать R, а по R заключать о S.
Дж. Уотсон был убежден в том о, что бихевиористы смогут объяснить с помощью связки S—R все поведение человека и даже общества. Различие между поведением человека и животного он рассматривал только с точки зрения сложности.
Наиболее старым и универсальным законом поведения в рамках бихевиористической модели является «закон эффекта» Э.Торндайка (1898), заключающийся в том, что связь между стимулом и реакцией будет усиливаться, если за реакцией следует подкрепление. При изучении процессов социального научения, сложного человеческого поведения трудно «увидеть» непосредственное подкрепление. Особую роль здесь играют «обобщенные» подкрепители (например, деньги) или, более тонкие – человеческие взаимоотношения (внимание, уважение, одобрение других).
Психика, поведение и деятельность
Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека . Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.
Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.
Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.
Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.
Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.
Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками.
Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.
В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:
- мотив;
- цель;
- предмет;
- средства.
Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.
Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.
Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.
Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.
Структура деятельности.
Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.
Любая деятельность имеет определенную структуру. В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.
Основные свойства деятельности:
- предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;
- субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.
Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.
Объекты и предмет психологии
Объекты и предмет психологии
Итак, давайте начнем с вопроса , какие объекты или явления изучает психология ?
Самый интересный объект для человека — это другой человек, его поведение. И интерес этот не всегда теоретический, а гораздо чаще — практический, потому что во многих жизненных ситуациях нужно понимать, что собираются делать другие люди и как это отразится на вас.
Интересно также поведение животных, в том числе одомашненных.Возникнув на заре развития пауков, натурфилософия превратила этот естественный интерес к поведению людей и животных в объект научных исследований. Этот интерес был не прагматическим, а теоретическим: задача заключалась в том, чтобы объяснить причины поведения людей и животных, включая различия в поведении разных людей. С этого момента поведение стало объектом научного интереса, тогда же было предложено первое объяснение жизни и поведения живых существ через наличие специального образования — душ. Это была душа, которая стала предметом исследования ученых посредством наблюдения за поведением живых существ.
Концепция души как теоретическая гипотеза была введена для объяснения поведения, но очень быстро эта концепция в сознании исследователей превратилась в реальность, подлежащую научному анализу. Душа стала одновременно объектом и предметом исследования философии как предшественницы психологии. В философии рассматривались вопросы ее строения (например, Демокрит (V-IV вв. До н.э.) понимал душу как небольшие атомы тела животных и людей, определяющие внешнее поведение всего организма в их теле), делались попытки разделить в нем различные части (например, ум, чувство, волю) и т. д.
Исследования души и как объекта, и как объекта продолжались до XX века, хотя уже в XVII веке. была предложена новая реальность как объект и предмет той области философии, которая в дальнейшем выделилась в новую науку — психологию. Независимо друг от друга философы, особенно Т. Гоббс (1588–1679) и Р. Декарт (1596–1650), внесли свой вклад в понимание того, что душа не является реальностью и как теоретическая конструкция (гипотеза) сама по себе не может быть объектом. и предмет исследования.И хотя, по мнению Р. Декарта, душа превратилась в самостоятельную субстанцию наравне с природой (материей), изучению теперь подлежала не душа, а явления сознания, которые человек непосредственно находил в себе — как его собственный личный опыт, знания и сомнения. В отличие от души явления сознания казались реальностью, и каждый мог что-то о них рассказать.
Феномены сознания как субъективной реальности, безусловно, могут быть объектом и предметом научного исследования.И до ХХ века. эти явления, наряду с душой, были таковыми для многих исследователей (не только философов). Важно отметить, что трудности исследования явлений сознания были связаны с методом их исследования — методом интроспекции. Под последним понималось «всматривание» в изучаемые явления, которые открывались человеку непосредственно через внутреннее наблюдение за пережитым в сознании людей. Если знание внешних материальных тел было доведено до сознания человека через органы чувств, то феномены сознания, недоступные внешнему наблюдению, открывались человеку непосредственно через самонаблюдение.Такие явления обладали рядом специфических черт (нематериальность, неизмеримость, отсутствие собственного места в пространстве, движение во времени из прошлого в будущее и наоборот), в том числе не наблюдаемых сторонним наблюдателем. Но метод интроспекции не отвечал критериям научного исследования, что привело к предложению исключить психологию из системы наук, а затем к появлению новых взглядов на предмет психологии. Результаты исследований, полученные с помощью метода интроспекции, различались субъективностью ответов и оценок (не совпадали у разных исследователей) и невоспроизводимостью.
Такие результаты не позволили развиваться психологии как экспериментальной науке, а значит и в начале XX века. лидер нового подхода в психологии Дж. Ватсон призвал отказаться от изучения сознания и перейти к объективному экспериментальному изучению поведения человека и животных. Поведение официально снова стало объектом психологии, но в этой школе психологии, называемой «бихевиоризм», оно уже рассматривалось как объект и объект исследования.
Мы уже говорили, что нельзя указывать на объект исследования и объявлять его предметом науки. Любой объект обладает множеством свойств, которые не могут быть изучены одной наукой, ее методами, только на ее научном языке. Поведение как человека, так и животных всегда было и будет предметом изучения различных наук, в том числе психологии. Но последний исследует не только этот объект — есть еще субъективные явления, которые осознаются и не осознаются человеком, являются результатами его деятельности, которые также исследует психология, есть индивидуальные психические качества человека, влияющие на поведение.Главное, что мы должны учитывать, — это совпадение предмета и объекта науки. Поведение изучается многими науками, и поэтому необходимо определить в нем реальность, которая может быть изучена с помощью ее методов и может быть объяснена только психологией с помощью ее концепций.
Если объектами психологии являются и поведение, и субъективные явления, называемые «психикой», то общими для них являются:
• ориентация поведения в сфере действия на основе субъективных явлений, открывающих живое существо предметному пространству поведения;
• контроль поведения на основе субъективного открытия поля действия;
• регулирование поведения на основе субъективных переживаний живого существа.
Продукты человеческой деятельности как объект психологии исследуются им также со стороны направленности деятельности и навыков людей, создавших эти продукты, а также тех потребностей, задач, которые стояли перед человеком. В этом случае поведение также является объектом исследования:
1) биология — как средство адаптации живого и его эволюционных изменений;
2) генетика — от генетически детерминированных способов поведения и их механизмов;
3) физиология — со стороны обеспечения поведения нервных механизмов;
4) этология — как наука о поведении животных в естественных условиях их жизни.
Поведение также является объектом исследования ряда социальных и естественных наук (социология, этика, медицина и др.). Психология вносит необходимый вклад в общую теорию поведения человека и животных. Но психология уже давно разделена на множество научных областей, и каждая из ее независимых областей претендует на свои объекты и предмет
.
PPT — Презентация PowerPoint по психологии обучения и поведения, скачать бесплатно
Психология обучения и поведения Глава 1 Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Обучение • Процесс — изменение, происходящее в результате опыта организмов. • Приобретение — этап приобретения нового навыка. • Продукт — долгосрочные изменения в поведении человека, возникшие в результате обучения. • Стабильные поведенческие паттерны или «устойчивые» поведенческие модели возникают после периода приобретения.Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Научный подход к изучению поведения • Что такое наука? Методы и процедуры, используемые для исследования явления — «научный метод». Поиск общих принципов или законов с широким применением. Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Научные законы • сила = масса x ускорение • d = 16t2 Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Законы поведения ?????????????????????????????????????? ???????????????????????????????????????????????? ???????????????????????????????????????????????? ???????????????????????????????????????????????? ???????????????????????????????????????????????? ?????????????????????????????????????????????? Стивен И.Дворкин, канд.
Наука о поведении • Обучение — приобретение, поддержание и изменение поведения организма в результате жизненных событий. • Контроль — люди озабочены регулированием поведения других. • Теория поведения — любое поведение обусловлено сложными взаимодействиями между генетическим влиянием и опытом окружающей среды. Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Экспериментальный анализ поведения • Естественнонаучный подход к пониманию регуляции поведения (детерминизм) • Контроль и изменение факторов, влияющих на поведение организмов.• Определение основных процессов и принципов регулирования поведения. • Эксперименты по проверке этих представлений. Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Поведенческий анализ • Общий научный подход • Предположения о том, как изучать поведение • Методы проведения анализа • Систематическая совокупность знаний • Практическое значение для общества и культуры Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Анализ поведения • Комплексный подход к изучению поведения организмов • Открытие законов и принципов, регулирующих поведение.• Распространение этих принципов на виды (общность). • Разработка прикладной технологии. Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Прикладной поведенческий анализ • Использование поведенческих принципов для решения практических задач. • Слишком много очков • Использование ремней безопасности • Превышение скорости • Остановка на красный свет Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Эволюция обусловленности • Естественный отбор благоприятствовал индивидуумам, поведение которых можно было обусловливать. • Способность к кондиционированию передается по наследству.• Выбор ответа по последствиям. • Оперантное поведение естественно варьируется по форме и частоте Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Анализ культуры и поведения • Современный анализ поведения поведение людей в соответствии с • идеалами и ценностями общества • регулированием человеческого поведения • индивидуальное поведение приобретается, поддерживается и изменяется посредством взаимодействия с другими Стивен И. Дворкин, Ph. Д.
Фундаментальные процессы обучения • Классическая обусловленность • Рефлексы, вызванное поведение, события окружающей среды приобретают контроль над поведением • Оперантное обусловливание • Более сложные формы поведения, испускаемые, изменяемые последствиями • Социальное обучение • Обучение на основе наблюдений Стивен И.Дворкин, канд.
Историческая справка • Нативист (природа) против империциста (нутура) • Являются ли характеристики человека в основном врожденными или приобретенными? Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Историческая справка • Платон — (427–347) • Платон в основном интересовался моральной философией и презирал естественную философию (то есть науку) как низший и недостойный вид знания. • Верили, что рождены с полным знанием в душе.• Обучение — процесс внутренней рефлексии для открытия знаний внутри нас. Стивен И. Дворкин, Ph.D.
История • Аристоль — (384-322) • Знания, полученные через опыт. • Четыре закона ассоциации • Закон подобия • Закон контраста • Закон смежности • Закон частоты Стивен И. Дворкин, Ph.D.
История • Декарт- (1596-1650) • Дуализм разума и тела • Рефлексы и поведение контролируются разумом. • Дуалистическое представление о человеческом поведении предполагает, что по крайней мере некоторые компоненты поведения можно исследовать с научной точки зрения.Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Британские эмпирики • Почти все знания являются функцией опыта • Джон Локк (1632–1704) tabula rasa • Джон Локк был оксфордским ученым, медицинским исследователем и врачом, политическим деятелем и экономистом, а также был один из великих философов конца семнадцатого — начала восемнадцатого века. Его монументальное эссе о человеческом понимании направлено на определение границ человеческого понимания. • Что касается природных субстанций, мы можем знать только видимости, а не скрытые реальности, которые создают эти видимости.Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Структурализм • Структура ума может быть оценена путем выявления основных элементов посредством логических рассуждений и субъективного анализа нашего собственного опыта. • Самоанализ — описание сознательных мыслей, эмоций, сенсорных ощущений • Эдвард Титченер (1867-1927) Стивен И. Дворкин, доктор философии.
Функционализм • Уильям Джеймс — (1842-1910) • Психологическое исследование адаптивных процессов Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Б. Ф. Скиннер (1904–1990) • Американский психолог Б. Ф. Скиннер прославился своими новаторскими исследованиями в области обучения и поведения. За свою 60-летнюю карьеру Скиннер открыл важные принципы оперантной обусловленности, типа обучения, включающего подкрепление и наказание. Строгий бихевиорист, Скиннер считал, что оперантное обусловливание может объяснить даже самые сложные формы поведения человека. Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Иван Павлов (1849-1936) • Русский физиолог и лауреат Нобелевской премии, наиболее известный своими исследованиями рефлекторного поведения.Он родился в Рязани, получил образование в Санкт-Петербургском университете и Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге; с 1884 по 1886 год учился в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) и Лейпциге, Германия. До русской революции он занимал должность заведующего кафедрой физиологии в Институте экспериментальной медицины (ныне действующей Академии медицинских наук) в Санкт-Петербурге и профессором медицины в Военно-медицинской академии. Несмотря на его оппозицию коммунизму, Павлову разрешили продолжить свои исследования в лаборатории, построенной советским правительством в 1935 году.Павлов известен своей новаторской работой в области физиологии сердца, нервной системы и пищеварительной системы. Его самые известные эксперименты, начатые в 1889 году, продемонстрировали условные и безусловные рефлексы у собак, и они оказали влияние на развитие Стивена И. Дворкина, доктора философии.
Павлов • Вызывает у нее слюну для вас Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Джон Ватсон (1878–1958) Американский психолог, родился в Гринвилле, Южная Каролина, получил образование в Фурманском и Чикагском университетах.С 1908 по 1920 год он был профессором психологии и директором психологической лаборатории в Университете Джона Хопкинса. Уотсон известен как основатель и ведущий представитель школы психологии, известной как бихевиоризм, которая ограничивает психологию изучением объективно наблюдаемого поведения и объясняет поведение с точки зрения стимула и реакции. Его труды включают «Воспитание животных» (1903 г.), «Поведение» (1914 г.), «Бихевиоризм» (1925 г.; исправленное издание, 1930 г.) и «Психологическая помощь младенцам и детям» (1928 г.).Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Watson Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Эдвард Торндайк (1874-1949) • Американский психолог и педагог, родился в Вильямсбурге, Массачусетс, получил образование в Уэслианском, Гарвардском и Колумбийском университетах. Торндайк поступил на факультет психологии Педагогического колледжа Колумбийского университета в 1899 году, где он работал адъюнкт-профессором педагогической психологии с 1901 по 1904 год и профессором психологии с 1904 года до выхода на пенсию в 1940 году.С 1922 по 1940 год он также был директором отдела психологии Института педагогических исследований Педагогического колледжа. • Используя эксперименты с животными методом проб и ошибок, Торндайк сформулировал свой так называемый закон эффекта — чем больше удовлетворительный результат конкретного действия, тем лучше это действие усваивается, — и применил его к разработке специальных методов обучения для использовать в классе. Он особенно известен своими построениями различных тестов интеллекта и способностей, а также своим отрицанием веры в то, что такие в первую очередь интеллектуальные предметы, как языки и математика, дисциплинируют ум.Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Торндайк • Теорию обучения Торндайка можно резюмировать следующим образом: • Закон эффекта — ответы, за которыми следует награда, усиливают реакцию • Закон готовности — объединение дискретных ответов для достижения цели • Закон упражнения — ассоциации укрепляются с практикой, ослабевают без нее и могут быть уменьшены неудачей или наказанием. Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Допущения науки о поведении • Детерминизм • Поведение законно Стивен И.Дворкин, канд.
Научные теории • Причинная связь — взаимосвязь между причиной и следствием • Независимая переменная — причина • Зависимая переменная — следствие • Вмешивающаяся переменная — теоретические концепции • Синтаксические правила для измерения и взаимосвязи Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Оценка научных теорий • Проверяемость (опровержимость) • Простота • Универсальность • Плодотворность • Согласие с данными Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Обзор методов исследования • Анекдоты или истории болезни • Предвзятая выборка • Методы наблюдений • Экспериментальные методы Стивен И.Дворкин, канд.
Бихевиоризм против когнитивного • Сильная зависимость от нечеловеческих субъектов • Упор на внешние события • Нежелание размышлять о процессах внутри организма Стивен И. Дворкин, доктор философии.
Использование животных в качестве субъектов • Ожидание испытуемых снижено • Контроль непосредственного и прошлого анамнеза • Удобство Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Критика и опасения • Язык и другие навыки • Общность • Этика Стивен И.Дворкин, канд.
Внешние события • Радикальный бихевиоризм / анализ современного поведения • Частное мировоззрение и чувство — это деятельность организма, они поведения, а не причина поведения. • мышление — низкая вероятность действия, слабый контроль поведения раздражителем. • скрытое поведение повышает эффективность практических действий • частное поведение регулируется особенностями окружающей среды. • Самостоятельные сообщения о чувствах и другом скрытом поведении, например о намерениях, ненадежны.Стивен И. Дворкин, Ph.D.
Детерминизм • Детерминизм — философская позиция: все события в мире являются результатом физических причин, которые могут быть обнаружены. • Свободная воля — нефизическая сущность может управлять поведением человека. Стивен И. Дворкин, Ph.D.
.