Правила скорочтения: 5 приёмов для быстрого чтения и запоминания прочитанного

Содержание

Ускоряемся! 4 способа читать быстрее и не терять смысл

Елена Исупова
Елена Исупова

Как быстро вы читаете? Большинство при проверке показывают примерно 250 слов в минуту. И только единицы достигают сверхскоростей. Так, англичанка Энн Джонс «проглотила» последний том «Гарри Поттера» за 47 минут. То есть читала 4244 слова в минуту! К подобным результатам стремиться не стоит , а вот устранить причины медлительности и слегка ускориться можно. Делимся советами из книги «Суперстудент».

Почему мы читаем медленно?

Техники быстрого чтения нацелены на устранение факторов, замедляющих процесс. Поэтому прежде чем говорить о скорости, посмотрим, что ее снижает.

Елена Исупова
Суперстудент

Во время чтения глаз совершает множество отдельных движений. Для восприятия фрагмента текста взгляд должен зафиксироваться на нем. Продолжительность одной фиксации — всего ¼ секунды. Многие за это время успевают прочесть только одно слово. Чтобы увеличить скорость чтения, надо прочитывать больше слов за одну фиксацию. На рисунке представлено количество слов, воспринимаемых за одну фиксацию: одно (вверху) или несколько (внизу).

Елена Исупова
Учитесь читать несколько слов за одну фиксацию

Проговаривание текста при чтении

Прочитывание малого количества слов за одну фиксацию обычно связано с проговариванием текста при чтении. Чаще всего мы как бы слышим слова внутри себя, то есть мысленно проговариваем текст, иногда шевеля при этом губами. В результате скорость чтения снижается, ведь в этом случае мы читаем с той же скоростью, что и говорим (примерно 150 слов в минуту). От этой привычки следует избавляться. Думаем мы гораздо быстрее, чем говорим. Взглянув на рисунок автомобиля, мы мгновенно понимаем, что это такое. Зачем же произносить (про себя или вслух) написанные на бумаге слова? Чтобы увеличить скорость чтения, нужно удалить лишнее звено.

Елена Исупова
Человек, не проговаривающий слова при чтении, воспринимает их смысл мгновенно

Повторное чтение фрагментов текста

Если мы постоянно возвращаемся к прочитанным фрагментам текста, скорость чтения также снижается. Многие делают это бессознательно. Прочтя фрагмент текста, они машинально перечитывают его снова и снова. Как правило, это происходит из-за недостаточной сосредоточенности или опасения, что без повторного чтения текст не запомнится.

Елена Исупова
Понаблюдайте за движением своего взгляда при чтении

Невнимательность и/или рассеянность

Если не удается сосредоточиться на чтении и мысли витают где-то далеко, скорость чтения снижается, а текст плохо запоминается. Прерываете чтение, чтобы обдумать прочитанное, вникнуть в его смысл, связать новые знания с полученными ранее? Прекрасно. Отвлекаетесь, чтобы помечтать об ужине? Тогда вы вряд ли что-то усвоите. К счастью, владение техникой быстрого чтения позволит читать так быстро, что волей-неволей придется сосредоточиться.

Сложность материала и отсутствие базовых знаний

Чтение сложной технической литературы занимает больше времени, так как приходится обдумывать прочитанное. Это относится и к чтению книг на иностранных языках. В них может встретиться много незнакомых слов, и понадобится время, чтобы понять текст. Такая литература не подходит для быстрого чтения.

Как читать быстрее? Техники и советы

Владение техниками быстрого чтения позволяет увеличить скорость в 2–3 раза без ущерба для восприятия материала.

Чтение с помощью пальца

Эта техника заключается в регулировании темпа чтения при помощи собственного пальца. Поставьте палец в начало строки, а затем по мере чтения передвигайте вправо. Чтобы привыкнуть к движению пальца, вначале читайте с привычной скоростью, а затем постепенно увеличивайте ее, следя взглядом за «регулятором». Эта техника хороша тем, что не позволяет возвращаться к прочитанному и задает высокий темп чтения, а значит, способствует концентрации внимания. Лучше использовать именно палец, но можно заменить его шариковой ручкой или чем-либо еще. Читая с планшета, можно свернуть в трубку лист бумаги и использовать его в качестве указки.

Больше слов за одну фиксацию

Вы уже знаете, что продолжительность одной фиксации взгляда составляет ¼ секунды. Чтобы увеличить скорость чтения, следует прочитывать 2-3 слова за одну фиксацию. Для многих такая скорость непривычна, но добиться ее совсем не трудно. Сожмите пальцы правой руки и вытяните перед собой ладонь. Сфокусируйте взгляд на среднем пальце. Одновременно вы видите указательный и безымянный пальцы, хотя смотрите только на средний, не так ли?

Быстрый темп

Научившись регулировать темп чтения с помощью пальца и прочитывать несколько слов одновременно, можно продолжить наращивать скорость. Какое-то время понимать смысл прочитанного будет трудно, но пусть вас это не смущает: способность к осмыслению прочитанного вскоре вернется. Старайтесь читать с той же скоростью, с какой двигается палец.

На скорости 100 км в час водитель вынужден более внимательно следить за дорогой, чем при 40 км в час. Быстрое чтение тоже помогает сосредоточиться.

Не проговаривать текст при чтении

Избавиться от этой привычки труднее всего. Некоторым это так до конца и не удается. Но с другими техниками быстрого чтения можно ускориться настолько, что вы просто не сможете проговаривать текст (или, во всяком случае, каждое слово). Каждый новый шаг в борьбе с проговариванием текста повышает скорость чтения. Попробуйте, например, прочитать следующее предложение, проговаривая только слова, выделенные жирным шрифтом: «Считается, что Сократ был первым великим философом». Можно во время чтения мысленно говорить «тра-та-та» — это также поможет избавиться от дурной привычки.

Когда нужно читать быстро?

Быстрое чтение не самоцель. Оно приносит пользу, только если вы понимаете смысл и усваиваете материал. К тому же разные тексты и разные задачи, которые мы решаем при чтении, требуют разной скорости.

Задачи могут быть следующими:

  • получить общее представление о прочитанном;
  • понять и усвоить новые положения и идеи;
  • найти ответы на вопросы;
  • повторить ранее пройденный материал;
  • получить удовольствие от самого процесса чтения.

Хотите найти ответы на вопросы? Скорее всего, для этого достаточно бегло просмотреть текст, то есть можно читать гораздо быстрее, чем при знакомстве с новым сложным материалом.

Елена Исупова
Используйте таблицу как ориентир

Обучение быстрому чтению требует времени и тренировки. Как правило, достаточно упражняться 20 минут в день в течение месяца. В этот период важно следить только за скоростью. А понимание смысла прочитанного придет, когда вы освоите технику окончательно.

 

По материалам книги «Суперстудент»
Обложка поста — unsplash.com, иллюстрации — из книги

 

Основные правила скорочтения. Скорочтение с помощью тренажёра

Основные правила скорочтения

Даже если вы с хорошей скоростью прочитали книгу, тщательно выполняли все предложенные выше рекомендации и ваша скорость увеличилась на сто и более процентов, работа ваша над скорочтением не заканчивается. Все упражнения, что вы выучили и закрепили не более как основа ваших знаний, на основании которой вы будете строить свои дальнейшие достижения. Это только начало в вашем совершенствовании, руководство к действию. Дальше только от вас самих зависит, насколько вы будете продвигаться вперед.

Сделайте своим правилом – ни одной недели без книги. А если у вас получится прочитать больше, то тем лучше. Чтение книг расширяет кругозор, повышает интеллектуальный уровень, дает более широкое представление об окружающем мире.

Не забывайте технику «скольжения» по тексту, применяйте ее в повседневной жизни, если этого требуют обстоятельства.

Читайте с быстрым пониманием, рассуждайте вместе с автором, некоторые его мысли воспринимайте критически, спорьте с ним, выясняйте истину.

1. Научно-технические тексты любой сложности читайте только один раз, без повторений. Не допускайте совершения глазами возвратных движений. Только после того, как вы закончили читать текст и осмыслили его содержание можно повторно прочитать текст, если вам это необходимо.

2. Создавайте интерес к чтению. Все в ваших руках. Легче запомнить то, что интересно вам, но интерес надо развивать, воспитывать. Чем больше человек знает, тем еще больше хочется ему узнать. Одни знания, рождают другие. Начните познавать и вам захочется познавать и знать больше.

3. Читайте текст и мысленно его укладывайте в семь ячеек вашей памяти. Активно используйте при запоминании все органы чувств и виды памяти.

4. Читайте тексты без артикуляции. Проговаривание – это самый главный враг скорочтения. Выполняйте упражнения по скорочтению с выстукиванием специального ритма в процессе чтения, что подавляет артикуляцию. Мысленно повторяйте ритм. Если скорость чтения падает, вновь повторите упражнения по скорочтению.

5. Развивайте периферическое зрение и читайте вертикальным движением глаз настолько быстро, как это позволяет понимание, делая фиксации по одной на каждой строчке.

6. Тренируйтесь с таблицами Шульте. Тренируйтесь скорочтению на узких газетных колонках, затем на книгах, проведя линию посередине страницы. Читая страницу, пытайтесь понять лишь общий смысл. Заетем переходите к более медленному и осмысленному чтению.

7. Быстрое чтение требует повышенного внимания, поэтому будьте внимательны. Укрепляйте и тренируйте свое внимание.

8. Во время чтения выделяйте ключевые слова и вдумывайтесь в смысл прочитанного. В результате чтения страницы вы должны понимать смысл и значения текста на ней.

9. Используйте при чтении текста простые приемы и правила запоминания. Если у вас четко поставлена цель, и вы знаете, что хотите от текста, то и характер запоминания будет простой. Легче запоминается то, что вы понимаете. Запоминать надо мысли и идеи автора, а не слова и фразы.

10. В процессе чтения меняйте скорость. Это также важно, как и умение быстро читать. Умейте из всех способов чтения выбрать нужный и подходящий именно вам.

11. Приобретенные навыки постоянно укрепляйте тренировками. Устраивайте себе периодические проверки. Выберите статью из журнала или газеты, главу из книги, прочитайте, засекая время. Определите примерное количество слов в тексте и рассчитайте скорость чтения слов в минуту. Вы будете приятно удивлены, узнав, что ваша скорость за последние шесть месяцев увеличилась на пятьдесят и выше процентов. Но это будет лишь в том случае, если вы будете продолжать тренировки.

12. Ежедневно, чтобы не потерять и совершенствовать свои навыки читайте: один журнал по специальности, две газеты, и не менее ста страниц любого художественного текста. Выбирайте книги и литературу из сферы своего ближайшего развития, иначе литература будет приносить вред, а не пользу.

13. Не читайте книги, написанные для того, чтобы тешить самолюбие лентяев, книги различных сект, вы только будете вредить своему сознанию, а не продвигаться вперед.

14. Используйте мнемотехнику. Ищите свои приемы, может быть вам в концентрации внимания поможет «топографическая» память. Из истории известно, что римский оратор и политический деятель запоминал свои великолепные речи, репетируя их во время хождения из комнаты в комнату. Его самые главные мысли привязывались к той знакомой обстановке, которая его окружала и была перед глазами. Выступая в сенате, он мысленно повторял свои маршруты по комнатам и вспоминал свою речь. Это помогало ему обходиться без записей.

15. При чтении, используйте различные смысловые опоры! Разрабатывайте планы, чертите схемы и графики, создавайте свои символы, рисунки, огорчайтесь, радуйтесь, спорьте.

16. Общайтесь с теми, кто чуть-чуть впереди вас и вам надо приложить определенные усилия, чтобы догнать их.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Техника быстрого чтения: упражнения, уроки, как освоить

Скорочтение – это техника быстрого чтения, приобретаемая способность, которая увеличивает скорость в 3–20 раз от среднестатистической (а это 180-200 слов в минуту). С ее помощью, можно ускорить восприятие текстовой информации и освоить процесс запоминания прочитанного.

Много программ, с помощью которых допустимо повысить уровень чтения, ускорить процесс запоминания и достичь расширения ячеек памяти. Все обучающие уроки таких программ нацелены на развитие человека в духовном и, конечно же, интеллектуальном плане.
Олег Андреев известный автор, предлагает обучение по своим программам, которые сам и составляет.

Чем полезна техника скорочтения

  • Обучение увеличению скорости чтения. Некоторые смогли увеличить ее в 20 раз, но среднестатистические достижения это прирост в 5 раз.
  • Обучение дает более качественное и быстрое восприятие текстовой информации.
  • Развитие памяти и, конечно же, внимания.
  • Возможность развить собственную интуицию, которая не будет лишней в обыденной жизни.
  • Возможность развить или же усовершенствовать творческие способности.
  • Полноценное физическое оздоровление организма.
  • Обучение воздействует на духовный рост человека.

Чтобы познать, ощутить, реализовать все эти пункты нужно пройти и изучить 7 основных законов, на которых держится техника быстрого чтения. Именно эти законы заложены в основу всех методик. Программа «Как увеличить скорость чтения?» требует времени, внимания и, конечно же, желания человека, без которого реализация и достижение положительного результата невозможны.

Олег Андреев, в свою очередь, выделяет 7 программ, каждая из которых нацелена на работу над собой и развитие своих интеллектуальных способностей и духовности.

Правила быстрого чтения

Для чего нужна скорость чтенияДля чего нужна скорость чтения

  • Нет регрессии.

Регрессии – это движения глаз, которые непроизвольно совершает чтец. Доступная формулировка – это повторное чтение текста. Происходит это по нескольким причинам:

  • первая – сложный текст, который требует обострения внимания и соответственно повторного прочтения;
  • вторая причина – это переосмысление прочитанного.

Регрессии – это своего рода привычка, из-за которой замедляется техника быстрого чтения. Чтобы избавиться от регрессий, нужно просто тренироваться. Суть тренировки – текст нужно прочитывать с максимально высоким уровнем внимания и сосредоточенности.

Для лучшего результата нужно избавиться от всех посторонних мыслей и отвлекающих факторов. К тому же для памяти эффективно и одно прочтение. Процесс запоминания срабатывает мгновенно, а повторное чтение или обострение на одном слове может сбить с основного смысла.

  • Нет артикуляции.

Артикуляция – это мимика чтеца, которой сопровождается ознакомление с текстовой информации на подсознательном уровне. Артикуляция сопровождает чтение как вслух, так и про себя. Многие считают, что читая про себя, процесс ускоряется, но это ошибочное мнение.

Это явление имеет свою классификацию:

  • сопровождение текста механическими движениями;
  • проговаривание непосредственно в речевом центе – это куда более глубокий и менее контролируемый уровень.

Принцип работы построен на чтении под сопровождение определенного звука (музыку исключаем). Нужно использовать звуковые записи с более быстрым и чуть замедленным ритмами, которые стоит включать при чтении и параллельно постукивать в ритм. Андреев посвящает целую программу для овладения этим процессом, в этом учении его мнение кардинально отличается от уроков зарубежных учителей.

Читают книгиЧитают книги

  • Интегральный алгоритм чтения.

Суть этого правила основана на оптимизации и выделении основного смысла, который в себе несет текст. Смысловому восприятию текста может научить только специальная программа, на самостоятельном обучении познать и освоить это правило невозможно.

  • Вертикальное движение глаз.

Легко сказать, а применить куда сложнее. Это правило позволяет избавить чтица от лишних движений глаз, которые тратятся на переход с одной строки на другую. Так читает обычный человек, что обусловлено маленьким полем зрения. Вертикальное движение глаз основано на движении глаз сверху вниз, но строго через центр страницы. Этот способ позволяет читать фразу целиком, а не по отдельным словам.

  • Выделение доминанты.

Такой прием позволяет выделить самое основное смысловое значение текста и отсечь второстепенную информацию. У этого метода выделены 2 принципа:

  • определение и выделение центральных смысловых пунктов;
  • интуитивное осмысление текста.

В своей книге Андреев доступно разъясняет этот процесс.

  • Развитие памяти и внимания.

Внимание, концентрация и память – это направляющие, с помощью которых удается достигать высоких результатов в скорочтение на практике.

Методика быстрого скорочтения позволяет овладеть вниманием, это такой замкнутый круг: без внимания нельзя быстро читать, но быстро читая, достигаешь высшего уровня внимания и развития памяти.

Незаменимый помощник в усовершенствовании памяти и внимания – это упражнения со словами, мысленное чтения их наоборот. Регулярные тренировки дают результаты. Стоит начинать с простых и коротких слов и с каждым днем усложнять себе задачу.

Читает книгуЧитает книгу

  • Обязательный ежедневный минимум.

Развитие быстрого чтения требует особых психологических затрат и усилий от человека. Став на путь познания этой программы необходимо читать в день несколько журналов, статей, газет и не менее 50-100 страниц книги.

Олег Андреев в своих учениях отдает предпочтение пунктам: 1,2,3,4,6 и называет их не правилами, а помехами, которые тем или иным образом замедляют технику чтения, снижают уровень запоминания. Но при всем при этом господин Андреев предлагает изучить объем читаемого текста, что со временем предоставит солидный бюджет времени.

Программа, которую излагает автор Андреев, предлагает некий тренажер скорочтения, который будет занесен в таблицу. Таблица под названием «Анализ объема чтения», которая наглядно демонстрирует скорочтение на практике, позволяет увеличить тенденцию своего развития, усовершенствовать процессы запоминания и расширения ячеек памяти.

Таблица «Анализ объема чтения»

Таблица должна наглядно отображать объем текста, который прочитан в течение дня. При этом он разбивается отдельно по дням и стилям прочитанного материала (учебники, пособия, словари, газеты, журналы и т. д.). Критерии объем текста и потраченное время на этот текст.

Измеряемые единицы: текст нужно подсчитывать в штуках, что касается стиля материала, и непосредственно знаков в каждом из стилей, ежедневно потраченное время на чтение записывать нужно в минутах, а недельный результат выставлять в часах. Таблица – это своего рода личный стимул, где человек видя результат предыдущего дня, старается его преодолеть. Андреев утверждает, чтобы увидеть результат и задать темп своего развития хватит недели.

Андреев не единственный автор, который разъясняет приемы скорочтения, не менее популярны книги Хромовой и Берда. Каждый из них дает ответ на главный вопрос: «Как научиться скорочтению?».

Обучение этой методике позволяет развить пять из пяти типов чтения. Стоит знать, что человек, не изучавший быстрочтение, обладает только двумя.

КнигаКнига

Типы чтения:

  • Сосредоточенное чтение, его применяют при изучении узко профильного текста (юридического, медицинского, технического и т. д.). Это отличный тренинг для развития памяти.
  • Чтение неспешное, оно характерно для художественной литературы.
  • Опережающее чтение или же предварительное – с его помощью определяют суть читаемого.
  • Для получения представления о содержании применяют беглый просмотр.
  • Непосредственно само быстрое чтение – скоростное чтение.

Упражнения для скорочтения

  • Читать текст стандартным способом, сверху вниз и в обратном порядке. Это первый тренинг для памяти и внимания.
  • Второй урок тренирует внимание. Обучение заключается в поиске одного слова, на которое укажет другой человек. Текст для этого упражнения подойдет абсолютно любой, будь это учебное пособие или роман.
  • Методика быстрого чтения и программа беглого чтения позволяет развивать логическое мышление. Для этого упражнения подойдут художественные тексты. Обучение заключается в чтении через строчку или предложение. Такие уроки недопустимы для чтения деловой документации, она обязывает к внимательному и сосредоточенному прочтению каждого слова. Этот способ отображает результаты в показательной таблице, которую предлагает Андреев в обучение. Обучение направлено на ускорение при чтении, и на развитие памяти и улучшение запоминания прочитанной информации.
  • Ускоренный просмотр страниц (20 секунд на 1 страницу). За это время нужно определить основные слова, несущие главный смысл и пролистывая страницы составлять текст, которые не терял бы своего общего смысла. Такие уроки под силу тем, кто прошел обучение уже примерно наполовину, и владеете основными навыками запоминания.
  • Читайте книги на одном ритме без замедлений и без остановок, не перечитывайте одно и то же предложение по несколько раз.
  • Освоив предыдущий пункт, усложняйте задачу, следующие уроки нужно прочитанный текст закрывать листом, соблюдая скорость.
  • Происходит ускорение, если перемещать палец левой руки по странице на расстоянии 2–3 см от читаемого текста.

Эти упражнения позволят достигнуть результатов в скорочтении и поднять уровень запоминания информации.

Навыки скорочтения, простая техника развития скорочтения

Навыки скорочтения

Несмотря на многие источники информации, для нас основным остается чтение. К сожалению, большинство из нас все виды литературы читает с одинаковой скоростью, а она не велика – от 80 до 150 слов в минуту.

Определяется она тем, как каждый из нас говорит и мыслит. То есть читаемый текст мы как бы проговариваем про себя.

Хотя ясно, что чисто информационные жанры можно было бы читать и быстрее, ведь в них не надо восхищаться красотой слова и образностью сравнений.

Основная их цель – информация

То есть если бы мы научились не проговаривать и заодно внутренне прослушивать читаемое, скорость нашего скорочтения сильно бы возросла. На этом принципе исключения речевого и слухового аппаратов и построены техники скорочтения.

Для начала, если вы как бы проговариваете слова, попробуйте просто сильно сжать зубы, а губы придерживайте руками, и вы увидите, что от этого недостатка довольно легко избавиться.

Сложнее перешагнуть «звуковой» барьер. В этом случае слова произносятся в уме, их значение зачастую предстает в виде образов.

Этот способ чтения очень хорош при чтении пьес и романов, но очень мешает при чтении газет, статей и тому подобной литературы.

Все эти привычки, мешающие нам в дальнейшем, мы приобретаем в детстве, когда нас учат сначала произносить букву, затем слог, только затем – целые слова.

В результате мы приобретаем еще одну привычку, отнимающую у нас время, следить глазами за всем читаемым текстом построчно.

То есть наш взгляд постоянно в движении: слева направо, сверху вниз. Это очень не экономно, и способствует быстрой утомляемости глазных мышц, а так же замедляет наше скорочтение.

Которая может предложить своим любимым клиентам высококачественную печать на современном оборудовании из нашей замечательной Японии

При быстром же чтении взгляд захватывает целиком страницу и скользит вертикально, сверху вниз по ее центру. Многие страдают и еще одной привычкой. Они читают любой печатный текст, все время возвращаясь назад к прочитанному.

Вызвано это кажущимися трудностями текста. И хотя дальнейшее чтение вполне может снять многие неясности, но раз и навсегда усвоенная привычка заставляет таких читателей дважды, а то и трижды прочитывать одно и то же место.

Необходимо изменить и эту привычку, отнимающую время. Для развития скорочтения всегда устремляйтесь только вперед. Многие неясные слова станут понятны из контекста, непонятные абзацы – из общего смысла читаемого.

Эта техника очень хорошо тренирует внимательность. Вы как бы зададитесь целью понимать все с первого раза, а ваш мозг автоматически на это откликнется. И только если у вас появится желание лучше осмыслить какую-либо идею или высказывание автора или возникнет самостоятельная точка зрения, следует вернуться назад.

И то только после того, как вы прочитаете весь текст целиком.

Итак, вы усвоили первое правило быстрого чтения: чтение без возвратов (регрессий) .

Эта техника позволит увеличить время скорочтения на 10-15 %

Второе правило скорочтения: читать с использованием, определенного алгоритма.

Его суть состоит из шести пунктов.

  • Первые три – название, автор, выпускные данные. Они впрямую связаны со следующим пунктом – новизна и практическое использование.
  • Пятый пункт – тематика материала, его основное содержание.
  • Шестой – особенности материала, ваше критичное отношение к ним.

Этот алгоритм должен сформировать у вас новое отношение к скорочтению

Вы сразу систематизируете читаемый материал. Первые три пункта позволяют сравнить с тем, что читали ранее, помогают в дальнейшей работе ссылаться на источник, а не мучиться воспоминаниями: «Где-то я это видел, вот где и кто автор?»

Основной задачей вашего чтении становится задача найти ответы на все ваши вопросы, поставленные алгоритмом скорочтения.

Что нового вы узнали в процессе чтения, чем можете воспользоваться для работы? Это ответ на четвертый пункт. О чем речь в этом материале? – пятый, шестой – согласны или не согласны вы с автором.

Вы уже освоили и запомнили первое правило скорочтения – читать только вперед – оно позволило вам сократить время на этот процесс.

После того как вы освоите второе правило – читать с определенно заданной целью, вы заметите, насколько лучше вы станете запоминать и усваивать прочитанное.

Правило третье скорочтения

Техника заключается в чтении без артикуляции. В самом начале мы говорили, как преодолеть ярко выраженную привычку проговаривать слова.

Если у вас уже получается, переходите к следующему этапу – попробуйте во время чтения что-либо напевать либо выстукивать ритм. Сначала будет трудновато, тем более что читать надо, уже применяя первое правило, не возвращаясь назад.

Но после некоторой тренировки вы должны справиться и с этой задачей.

Правило четвертое. Читайте вертикальным движением глаз. Выполнить это правило можно, развивая периферическое зрение. Оно есть у каждого, но у всех различно поле зрения.

Для скорочтения имеет значение широкое поле зрения.

Для тренировки периферического зрения существуют различные приборы: фразеоскоп, тахитоскоп, пассер и другие. Конечно, под рукой их у вас сейчас нет.

Но с помощью несложных приготовлений вы сможете сделать тренажеры и сами. Например, «ускоритель чтения» – с движущейся непрерывно бумажной лентой. Для этого склейте текст из двух одинаковых книг так, чтобы страницы шли од-на за другой.

Ленту протягивайте перед прорезью-щелью, открывающей одновременно 5-6 строк. Скорость по желанию можете регулировать, увеличивая ее постепенно. Взгляд останавливайте в центре прорези, стараясь уловить весь смысл отрывка.

Также для тренировки можно взять любую детскую книжку с четким шрифтом. Зафиксируйте взгляд в центре листа, постарайтесь понять о чем написано. Заниматься таким образом рекомендуется ежедневно, но не более 45 минут, чтобы не переутомляться.

Итак, ваше периферическое зрение развито, поле зрения широкое. Переходите к чтению газетных текстов.

Газетная колонка довольно узкая, а вы уже достаточно тренированы, поэтому не следует скользить глазами по газетным строчкам. Опускайте взгляд по середине колонки вертикально вниз. Вы сможете текст прочесть. Не бойтесь, у вас обязательно получится.

Пятое правило быстрого чтения – четко определять смысл прочитанного. Для этого нужно уметь его находить. Как показывают работы психологов, мозг человека это умеет (если, конечно, в тексте есть смысл).

В процессе обработки прочитанной информации наш разум автоматически выделяет основное значение текста, независимо от того, в какой форме оно выражено. То есть пока мы читаем весь текст целиком – мозг его перерабатывает по своим законам – конспектирует, затем делает тезисы, из которых «выжимает» основной смысл.

Бывает, что текст объемом в 200 страниц несет только одну идею. Мы тратим на прочтение уйму времени, хотя можно его (обладая определенными навыками, конечно) лишь быстро просмотреть.

Мозг сам выделит нужное. Для совершенствования навыков скорочтения еще раз запомните правила быстрого чтения.

Первое. Читайте только вперед! Второе. Выделяйте главное, формулируйте собственное отношение к прочитанному. Третье. Читайте не проговаривая. Четвертое. Развивайте периферическое зрение. Пятое. Концентрируйте внимание – ваш разум сам выделит основной смысл текста.

Научившись читать быстро, не применяйте эту практику для чтения художественной литературы.

Умейте наслаждаться красотой языка и стили авторов. Применяйте скорочтение лишь для информационных текстов.

Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания

5 важных правил для быстрого чтения

Правило №1. Первый раз текст любого уровня сложности необходимо прочесть за один подход. Нельзя возвращаться глазами назад по уже прочитанному тексту. Возвращение к тексту и осмысление прочитанного происходит только после первого прочтения без регрессий.

Правило № 2. Пользуйтесь алгоритмом чтения, позволяющим вам получать наибольшее количество информации после первого же прочтения. Прочтите сначала название и автора. Осознайте и прочтите название источника и данные из него. Поймите основную проблему. Извлеките факты для последующего осмысления.

Подумайте над особенностями материала, отнеситесь к нему критически. Определите новое в прочитанном.

Правило №3. Для последующего осмысления пользуйтесь алгоритмом, состоящим из трёх блоков. Первый блок – ключевые слова, второй – смысловой ряд, и третий – доминантная информация, главная смысловая часть.

Правило № 4. Читайте без артикуляции. Это поможет вам укорить мысленную обработку информации.

Правило № 5. Концентрируйте внимание. Развивайте периферическое зрение и память.

Читать без регрессий: как и почему?

Регрессии – это возвратные движения глазных яблок с целью повторного прочтения ранее просмотренного текста. Это самый частый недостаток, встречающийся у людей, осваивающих технику скорочтения. Количество регрессий может составлять около 5% возвратов на 200 слов. Это существенно снижает быстроту и качество чтения.

Скорость чтения и его техника должны быть подчинены единственно тем целям, задачам и установкам, которые ставит перед собой сам читатель.

Регрессия возникает у читателей в силу привычки или низкого уровня концентрации внимания. Зачастую избавиться от регрессий можно с помощью внутренних установок и концентрации внимания.

Однако, в особых случаях можно прибегнуть к методам аутогенных тренировок.

Избавление от регрессий увеличивает скорость чтения мгновенно в несколько раз.

Читать без артикуляции: сложности и особенности

Артикуляция – это движения артикуляционного аппарата (губ, языка, сокращение голосовых связок, гортани). Артикуляция может происходить беззвучно.

Чтение текста про себя зачастую сопровождается беззвучным проговариванием прочитанного. Это также значительно влияет на снижение скорости чтения и происходит из-за того, что человек читает не глазами, а гортанью.

Таким образом, скорость чтения ограничена «речевой скороговоркой» — скоростью устной речи, когда человек говорит очень быстро.

Внутреннее проговаривание — определённый вид мысленной артикуляции. Только полностью избавившись от всех видов артикуляции (чтение вслух, беззвучная артикуляция, внутреннее проговаривание), можно приблизиться к успешному скорочтению.

Для начала можно использовать метод «стук-ритм» (выстукивание темпа чтения с помощью указательного пальца). Для подавления внешней артикуляции можно прижимать палец к губам во время чтения.

Увеличение скорости чтения также избавит от проговаривания. Чем больше мозгу нужно будет обрабатывать информации, тем меньше времени у него останется на «лишние» действия. В том числе и на артикуляцию.

Хотите прямо сейчас улучшить свою память? Получите руководство по развитию памяти от рекордсмена России! Скачайте бесплатно методичку: «7 эффективных техник запоминания»

Реципация: что это такое?

Реципация – обоснованные возвраты к уже прочитанному тексту. Следую первому правилу быстрого чтения необходимо прибегать к реципации только после первого, без регрессивного, прочтения текста.

Цель этого процесса – осмысления трудностей, встреченных в тексте во время первого прочтения. Потребность в ней возникает при появлении мыслей, идей или вопросов, вызванных текстом.

Зачем постоянно развивать внимание и память?

Внимание является важнейшим катализатором в процессе чтения. В моменты рассеянного внимания большие фрагменты текста прочитываются механически. Это серьёзно влияет на общее понимание прочитанного и способствует частым регрессиям.

Концентрация внимания способствует более полному и быстрому пониманию прочитанного текста, что существенно снижает количество регрессий и реципаций.

Внимание характеризуется несколькими факторами: концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объём.

Концентрация внимания – уровень собранности, концентрированности читателя на чтении.

Устойчивость определяет, насколько долго читатель может концентрировать своё внимание на чтении.

Фактор переключения внимания определяет насколько быстро человек может сменить объект концентрации внимания, перенести его из одной сферы деятельности в другую.

Собственно объём внимания определяется количеством предметов, охваченных вниманием человека при быстром предъявлении.

Необходимо ежедневно выполнять обязательную норму.

Общепринятая норма для большинства техник скорочтения составляет: две — три газеты, один журнал (желательно технического или научного уклона) и 100–150 страниц любой книги.

Изучение и применение техники быстрого чтения осуществляется благодаря влиянию на разные стороны психофизической деятельности человека.

Усердие и регулярность – залог быстрого освоения техники скорочтения.

Запоминание во время быстрого чтения: реально ли это?

Учёными, во время ряда экспериментов, было доказано, что быстрое чтение в значительной степени активизирует процессы мышления и является одним из прогрессивных средств улучшения качества учебного процесса.

Отказ от регрессивного (медленного) чтения способствует увеличению коэффициента понимаемой и усваиваемой информации по отношению к количеству прочитанных символов во время первого прочтения.

Как дать себе установку на запоминание?

Необходимо дать себе команду на запоминание и максимально настроится на работу. Предварительно нужно оценить сложность и объём предстоящей информации.

Сконцентрироваться на необходимой скорости чтения. Оценить примерное количество времени, которое необходимо для прочного усвоения материала. В этом времени необходимо выделить промежуток для запоминания и часть времени для повторения.

Самой лучшей установкой является самоконтроль качества прочитанного материала. Можно использовать метод аудирования или пересказывания изученного материала.

Технология запоминания

Отлично работает приём образного группирования. Его суть состоит в том, чтобы выделить в тексте семь основных смысловых блоков (ключевых идей). Для каждого выделенного блока необходимо создать мысленный образ, ключевую картинку.

В каждой картинке должно быть не более семи ключевых деталей. Выбранные образы должны быть яркими, объёмными и легко запоминающимися.

На 10–20 секунд нужно зафиксировать образы в кратковременной памяти. Это необходимо для того, чтобы перевести их в архив долговременной памяти. После этих манипуляций ключевое слово будет вызывать картинку, а она потянет за собой смысловой отрезок прочитанного текста.

Эффективные упражнения для освоения техники быстрого чтения

Метод пристрелки

Текст нужно просмотреть за 30 секунд. После этого необходимо сформировать мысленные ответы на 3 вопроса:

  • какие три факта были наиболее запоминающимися?
  • что необходимо уточнить?
  • где в тексте находятся основные мысли?
  • как можно кратко выразить идеи текста?

Процесс просматривания текста повторяется 4 раза.

Каждый раз, после просмотра, необходимо представить факты изученного текста в виде сюжетных изображений, образов. Нужно чётко выделять новизну полученной информации после каждого просмотра.

Техники скорочтения известных людей

Большинство великих политиков и творцов в совершенстве владели техникой быстрого чтения.

  • Владимир Ильич Ленин читал более 2500 слов в минуту. Именно в этом скрылся секрет огромного количества знаний и умений вождя.
  • Иосиф Сталин владел выдающейся библиотекой и читал каждый день не менее 500 страниц. Он использовал цветные карандаши для выделения ключевых слов и мыслей текста. Несколько за один сеанс чтения.
  • Раймон Луллия изобрёл первые техники скорочтения, которые позднее в совершенстве освоили Александр Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди и другие.

Основные правила скорочтения — Мир знаний Академии Медина

Наш современник сталкивается с возрастающим день ото дня объемом текстуальной информации, как в книжно-газетном, так и гипертекстовом форматах. Однако временные затраты на ее чтение и усвоение чрезмерны, не говоря уже о проблеме рассеивания внимания. – Проведенные за вчитыванием часы часто очень часто не позволяют гибко структурировать полученные данные, возникают т.н. «фикции памяти».

Поэтому ощутимым подспорьем в успешной учебе, работе и досуговом самообразовании становятся приемы скорочтения, которые позволяют в два и более раза увеличить скорость ознакомления с материалом. При этом качественные показатели его усвоения и меморизации находятся в прямо пропорциональной зависимости от приобретаемого темпа чтения.

Основные правила скорочтения

В мире подобных методик и техник, отличающихся большим разнообразием, можно выделить несколько основных, интегральных правил:

1. Когда мы читаем, нашу скорость понижает свойственная людям привычка перечитывать фразы по нескольку раз, а равно возвращать взгляд на уже прочитанные строки. Данная физиологическая особенность нетренированного человека называется «регрессиями», и от нее необходимо избавляться. Регрессии могут быть преодолены, если возвращаться к прочитанному только по мере надобности и строго после окончания прочтения.

2. Читая, почти все мы проговариваем текст «внутренним голосом»; невольно задействованным оказывается речевой аппарат, что автоматически притормаживает чтение. Такая артикуляция хороша и уместна при освоении нового языка, но не совместима с задачами быстрого чтения.

3. Следует расширять визуальный обзор текста: вместо зрительной фиксации 2-3 слов, старайтесь периферийно выхватывать как можно больший фрагмент. Боковое зрение после некоторой тренировки позволяет видеть всю строку, затем несколько строк и, наконец, абзац целиком. При чтении стремитесь к вертикальному движению глаз по странице, либо прочтению текста «лесенкой», отказываясь от привычной горизонтальной траектории движения глаз.

4. При столкновении с текстом определитесь, с какой целью Вы его читаете. Если для художественного наслаждения, то методики скорочтения, скорее, навредят, поскольку механизируют отношение к прочитанному. Если же Вы руководствуетесь соображениями праксиса и Вам важно извлечение ценной информации, то алгоритм скорочтения требует выделять т.н. «доминанты», основные идеи текста. Выделение подобных опорных точек и отходящих от них смысловых ответвлений позволяет структурировать пройденный материал.

5. Садясь за чтение, сосредотачивайтесь, концентрируйте внимание, напрягайте память. Со временем произвольное воздействие на собственные когнитивные процессы войдет в привычку и повысит эффективность распоряжения полученной информацией.

6. Ориентируйтесь на дневную норму прочитывать в день по 50-100 страниц, выполняя вышеизложенные рекомендации.

Как было сказано выше, быстрота чтения не понижает коэффициент понимания информации, а равно наоборот: правильный подход намного его увеличивает. Освоить его может каждый, но потребуется разная степень упорства и воли. Отметим, что если у кого-либо уже наработан навык «слепой печати», то скорочтение ему дастся несколько проще.

Быстро читать можно научиться, как самостоятельно, так и используя специальные учебные пособия и тренирующий софт. На сегодняшний день большой популярностью пользуются специальные курсы, наиболее известные из которых – российская Школа быстрого чтения Олега Андреева.

Как научиться быстро читать и запоминать прочитанное

Скорочтение позволяет быстро воспринимать информацию с помощью особых способов чтения. Обычный человек прочитывает от 120 до 180 слов в минуту, скорочтение увеличивает этот показатель до 600 и более.

Искусство быстрого чтения