Правила скорочтения: 5 приёмов для быстрого чтения и запоминания прочитанного
Ускоряемся! 4 способа читать быстрее и не терять смысл
Елена Исупова
Как быстро вы читаете? Большинство при проверке показывают примерно 250 слов в минуту. И только единицы достигают сверхскоростей. Так, англичанка Энн Джонс «проглотила» последний том «Гарри Поттера» за 47 минут. То есть читала 4244 слова в минуту! К подобным результатам стремиться не стоит , а вот устранить причины медлительности и слегка ускориться можно. Делимся советами из книги «Суперстудент».
Почему мы читаем медленно?
Техники быстрого чтения нацелены на устранение факторов, замедляющих процесс. Поэтому прежде чем говорить о скорости, посмотрим, что ее снижает.
Суперстудент
Во время чтения глаз совершает множество отдельных движений. Для восприятия фрагмента текста взгляд должен зафиксироваться на нем. Продолжительность одной фиксации — всего ¼ секунды. Многие за это время успевают прочесть только одно слово. Чтобы увеличить скорость чтения, надо прочитывать больше слов за одну фиксацию. На рисунке представлено количество слов, воспринимаемых за одну фиксацию: одно (вверху) или несколько (внизу).
Учитесь читать несколько слов за одну фиксацию
Проговаривание текста при чтении
Прочитывание малого количества слов за одну фиксацию обычно связано с проговариванием текста при чтении. Чаще всего мы как бы слышим слова внутри себя, то есть мысленно проговариваем текст, иногда шевеля при этом губами. В результате скорость чтения снижается, ведь в этом случае мы читаем с той же скоростью, что и говорим (примерно 150 слов в минуту). От этой привычки следует избавляться. Думаем мы гораздо быстрее, чем говорим. Взглянув на рисунок автомобиля, мы мгновенно понимаем, что это такое. Зачем же произносить (про себя или вслух) написанные на бумаге слова? Чтобы увеличить скорость чтения, нужно удалить лишнее звено.
Человек, не проговаривающий слова при чтении, воспринимает их смысл мгновенно
Повторное чтение фрагментов текста
Если мы постоянно возвращаемся к прочитанным фрагментам текста, скорость чтения также снижается. Многие делают это бессознательно. Прочтя фрагмент текста, они машинально перечитывают его снова и снова. Как правило, это происходит из-за недостаточной сосредоточенности или опасения, что без повторного чтения текст не запомнится.
Понаблюдайте за движением своего взгляда при чтении
Невнимательность и/или рассеянность
Если не удается сосредоточиться на чтении и мысли витают где-то далеко, скорость чтения снижается, а текст плохо запоминается. Прерываете чтение, чтобы обдумать прочитанное, вникнуть в его смысл, связать новые знания с полученными ранее? Прекрасно. Отвлекаетесь, чтобы помечтать об ужине? Тогда вы вряд ли что-то усвоите. К счастью, владение техникой быстрого чтения позволит читать так быстро, что волей-неволей придется сосредоточиться.
Сложность материала и отсутствие базовых знаний
Чтение сложной технической литературы занимает больше времени, так как приходится обдумывать прочитанное. Это относится и к чтению книг на иностранных языках. В них может встретиться много незнакомых слов, и понадобится время, чтобы понять текст. Такая литература не подходит для быстрого чтения.
Как читать быстрее? Техники и советы
Владение техниками быстрого чтения позволяет увеличить скорость в 2–3 раза без ущерба для восприятия материала.
Чтение с помощью пальца
Эта техника заключается в регулировании темпа чтения при помощи собственного пальца. Поставьте палец в начало строки, а затем по мере чтения передвигайте вправо. Чтобы привыкнуть к движению пальца, вначале читайте с привычной скоростью, а затем постепенно увеличивайте ее, следя взглядом за «регулятором». Эта техника хороша тем, что не позволяет возвращаться к прочитанному и задает высокий темп чтения, а значит, способствует концентрации внимания. Лучше использовать именно палец, но можно заменить его шариковой ручкой или чем-либо еще. Читая с планшета, можно свернуть в трубку лист бумаги и использовать его в качестве указки.
Больше слов за одну фиксацию
Вы уже знаете, что продолжительность одной фиксации взгляда составляет ¼ секунды. Чтобы увеличить скорость чтения, следует прочитывать 2-3 слова за одну фиксацию. Для многих такая скорость непривычна, но добиться ее совсем не трудно. Сожмите пальцы правой руки и вытяните перед собой ладонь. Сфокусируйте взгляд на среднем пальце. Одновременно вы видите указательный и безымянный пальцы, хотя смотрите только на средний, не так ли?
Быстрый темп
Научившись регулировать темп чтения с помощью пальца и прочитывать несколько слов одновременно, можно продолжить наращивать скорость. Какое-то время понимать смысл прочитанного будет трудно, но пусть вас это не смущает: способность к осмыслению прочитанного вскоре вернется. Старайтесь читать с той же скоростью, с какой двигается палец.
На скорости 100 км в час водитель вынужден более внимательно следить за дорогой, чем при 40 км в час. Быстрое чтение тоже помогает сосредоточиться.
Не проговаривать текст при чтении
Избавиться от этой привычки труднее всего. Некоторым это так до конца и не удается. Но с другими техниками быстрого чтения можно ускориться настолько, что вы просто не сможете проговаривать текст (или, во всяком случае, каждое слово). Каждый новый шаг в борьбе с проговариванием текста повышает скорость чтения. Попробуйте, например, прочитать следующее предложение, проговаривая только слова, выделенные жирным шрифтом: «Считается, что Сократ был первым великим философом». Можно во время чтения мысленно говорить «тра-та-та» — это также поможет избавиться от дурной привычки.
Когда нужно читать быстро?
Быстрое чтение не самоцель. Оно приносит пользу, только если вы понимаете смысл и усваиваете материал. К тому же разные тексты и разные задачи, которые мы решаем при чтении, требуют разной скорости.
Задачи могут быть следующими:
- получить общее представление о прочитанном;
- понять и усвоить новые положения и идеи;
- найти ответы на вопросы;
- повторить ранее пройденный материал;
- получить удовольствие от самого процесса чтения.
Хотите найти ответы на вопросы? Скорее всего, для этого достаточно бегло просмотреть текст, то есть можно читать гораздо быстрее, чем при знакомстве с новым сложным материалом.
Используйте таблицу как ориентир
Обучение быстрому чтению требует времени и тренировки. Как правило, достаточно упражняться 20 минут в день в течение месяца. В этот период важно следить только за скоростью. А понимание смысла прочитанного придет, когда вы освоите технику окончательно.
По материалам книги «Суперстудент»
Обложка поста — unsplash.com, иллюстрации — из книги
Основные правила скорочтения. Скорочтение с помощью тренажёра
Основные правила скорочтения
Даже если вы с хорошей скоростью прочитали книгу, тщательно выполняли все предложенные выше рекомендации и ваша скорость увеличилась на сто и более процентов, работа ваша над скорочтением не заканчивается. Все упражнения, что вы выучили и закрепили не более как основа ваших знаний, на основании которой вы будете строить свои дальнейшие достижения. Это только начало в вашем совершенствовании, руководство к действию. Дальше только от вас самих зависит, насколько вы будете продвигаться вперед.
Сделайте своим правилом – ни одной недели без книги. А если у вас получится прочитать больше, то тем лучше. Чтение книг расширяет кругозор, повышает интеллектуальный уровень, дает более широкое представление об окружающем мире.
Не забывайте технику «скольжения» по тексту, применяйте ее в повседневной жизни, если этого требуют обстоятельства.
Читайте с быстрым пониманием, рассуждайте вместе с автором, некоторые его мысли воспринимайте критически, спорьте с ним, выясняйте истину.
1. Научно-технические тексты любой сложности читайте только один раз, без повторений. Не допускайте совершения глазами возвратных движений. Только после того, как вы закончили читать текст и осмыслили его содержание можно повторно прочитать текст, если вам это необходимо.
2. Создавайте интерес к чтению. Все в ваших руках. Легче запомнить то, что интересно вам, но интерес надо развивать, воспитывать. Чем больше человек знает, тем еще больше хочется ему узнать. Одни знания, рождают другие. Начните познавать и вам захочется познавать и знать больше.
3. Читайте текст и мысленно его укладывайте в семь ячеек вашей памяти. Активно используйте при запоминании все органы чувств и виды памяти.
4. Читайте тексты без артикуляции. Проговаривание – это самый главный враг скорочтения. Выполняйте упражнения по скорочтению с выстукиванием специального ритма в процессе чтения, что подавляет артикуляцию. Мысленно повторяйте ритм. Если скорость чтения падает, вновь повторите упражнения по скорочтению.
5. Развивайте периферическое зрение и читайте вертикальным движением глаз настолько быстро, как это позволяет понимание, делая фиксации по одной на каждой строчке.
6. Тренируйтесь с таблицами Шульте. Тренируйтесь скорочтению на узких газетных колонках, затем на книгах, проведя линию посередине страницы. Читая страницу, пытайтесь понять лишь общий смысл. Заетем переходите к более медленному и осмысленному чтению.
7. Быстрое чтение требует повышенного внимания, поэтому будьте внимательны. Укрепляйте и тренируйте свое внимание.
8. Во время чтения выделяйте ключевые слова и вдумывайтесь в смысл прочитанного. В результате чтения страницы вы должны понимать смысл и значения текста на ней.
9. Используйте при чтении текста простые приемы и правила запоминания. Если у вас четко поставлена цель, и вы знаете, что хотите от текста, то и характер запоминания будет простой. Легче запоминается то, что вы понимаете. Запоминать надо мысли и идеи автора, а не слова и фразы.
10. В процессе чтения меняйте скорость. Это также важно, как и умение быстро читать. Умейте из всех способов чтения выбрать нужный и подходящий именно вам.
11. Приобретенные навыки постоянно укрепляйте тренировками. Устраивайте себе периодические проверки. Выберите статью из журнала или газеты, главу из книги, прочитайте, засекая время. Определите примерное количество слов в тексте и рассчитайте скорость чтения слов в минуту. Вы будете приятно удивлены, узнав, что ваша скорость за последние шесть месяцев увеличилась на пятьдесят и выше процентов. Но это будет лишь в том случае, если вы будете продолжать тренировки.
12. Ежедневно, чтобы не потерять и совершенствовать свои навыки читайте: один журнал по специальности, две газеты, и не менее ста страниц любого художественного текста. Выбирайте книги и литературу из сферы своего ближайшего развития, иначе литература будет приносить вред, а не пользу.
13. Не читайте книги, написанные для того, чтобы тешить самолюбие лентяев, книги различных сект, вы только будете вредить своему сознанию, а не продвигаться вперед.
14. Используйте мнемотехнику. Ищите свои приемы, может быть вам в концентрации внимания поможет «топографическая» память. Из истории известно, что римский оратор и политический деятель запоминал свои великолепные речи, репетируя их во время хождения из комнаты в комнату. Его самые главные мысли привязывались к той знакомой обстановке, которая его окружала и была перед глазами. Выступая в сенате, он мысленно повторял свои маршруты по комнатам и вспоминал свою речь. Это помогало ему обходиться без записей.
15. При чтении, используйте различные смысловые опоры! Разрабатывайте планы, чертите схемы и графики, создавайте свои символы, рисунки, огорчайтесь, радуйтесь, спорьте.
16. Общайтесь с теми, кто чуть-чуть впереди вас и вам надо приложить определенные усилия, чтобы догнать их.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Техника быстрого чтения: упражнения, уроки, как освоить
Скорочтение – это техника быстрого чтения, приобретаемая способность, которая увеличивает скорость в 3–20 раз от среднестатистической (а это 180-200 слов в минуту). С ее помощью, можно ускорить восприятие текстовой информации и освоить процесс запоминания прочитанного.
Много программ, с помощью которых допустимо повысить уровень чтения, ускорить процесс запоминания и достичь расширения ячеек памяти. Все обучающие уроки таких программ нацелены на развитие человека в духовном и, конечно же, интеллектуальном плане.
Олег Андреев известный автор, предлагает обучение по своим программам, которые сам и составляет.
Чем полезна техника скорочтения
- Обучение увеличению скорости чтения. Некоторые смогли увеличить ее в 20 раз, но среднестатистические достижения это прирост в 5 раз.
- Обучение дает более качественное и быстрое восприятие текстовой информации.
- Развитие памяти и, конечно же, внимания.
- Возможность развить собственную интуицию, которая не будет лишней в обыденной жизни.
- Возможность развить или же усовершенствовать творческие способности.
- Полноценное физическое оздоровление организма.
- Обучение воздействует на духовный рост человека.
Чтобы познать, ощутить, реализовать все эти пункты нужно пройти и изучить 7 основных законов, на которых держится техника быстрого чтения. Именно эти законы заложены в основу всех методик. Программа «Как увеличить скорость чтения?» требует времени, внимания и, конечно же, желания человека, без которого реализация и достижение положительного результата невозможны.
Олег Андреев, в свою очередь, выделяет 7 программ, каждая из которых нацелена на работу над собой и развитие своих интеллектуальных способностей и духовности.
Правила быстрого чтения
- Нет регрессии.
Регрессии – это движения глаз, которые непроизвольно совершает чтец. Доступная формулировка – это повторное чтение текста. Происходит это по нескольким причинам:
- первая – сложный текст, который требует обострения внимания и соответственно повторного прочтения;
- вторая причина – это переосмысление прочитанного.
Регрессии – это своего рода привычка, из-за которой замедляется техника быстрого чтения. Чтобы избавиться от регрессий, нужно просто тренироваться. Суть тренировки – текст нужно прочитывать с максимально высоким уровнем внимания и сосредоточенности.
Для лучшего результата нужно избавиться от всех посторонних мыслей и отвлекающих факторов. К тому же для памяти эффективно и одно прочтение. Процесс запоминания срабатывает мгновенно, а повторное чтение или обострение на одном слове может сбить с основного смысла.
- Нет артикуляции.
Артикуляция – это мимика чтеца, которой сопровождается ознакомление с текстовой информации на подсознательном уровне. Артикуляция сопровождает чтение как вслух, так и про себя. Многие считают, что читая про себя, процесс ускоряется, но это ошибочное мнение.
Это явление имеет свою классификацию:
- сопровождение текста механическими движениями;
- проговаривание непосредственно в речевом центе – это куда более глубокий и менее контролируемый уровень.
Принцип работы построен на чтении под сопровождение определенного звука (музыку исключаем). Нужно использовать звуковые записи с более быстрым и чуть замедленным ритмами, которые стоит включать при чтении и параллельно постукивать в ритм. Андреев посвящает целую программу для овладения этим процессом, в этом учении его мнение кардинально отличается от уроков зарубежных учителей.
- Интегральный алгоритм чтения.
Суть этого правила основана на оптимизации и выделении основного смысла, который в себе несет текст. Смысловому восприятию текста может научить только специальная программа, на самостоятельном обучении познать и освоить это правило невозможно.
- Вертикальное движение глаз.
Легко сказать, а применить куда сложнее. Это правило позволяет избавить чтица от лишних движений глаз, которые тратятся на переход с одной строки на другую. Так читает обычный человек, что обусловлено маленьким полем зрения. Вертикальное движение глаз основано на движении глаз сверху вниз, но строго через центр страницы. Этот способ позволяет читать фразу целиком, а не по отдельным словам.
- Выделение доминанты.
Такой прием позволяет выделить самое основное смысловое значение текста и отсечь второстепенную информацию. У этого метода выделены 2 принципа:
- определение и выделение центральных смысловых пунктов;
- интуитивное осмысление текста.
В своей книге Андреев доступно разъясняет этот процесс.
- Развитие памяти и внимания.
Внимание, концентрация и память – это направляющие, с помощью которых удается достигать высоких результатов в скорочтение на практике.
Методика быстрого скорочтения позволяет овладеть вниманием, это такой замкнутый круг: без внимания нельзя быстро читать, но быстро читая, достигаешь высшего уровня внимания и развития памяти.
Незаменимый помощник в усовершенствовании памяти и внимания – это упражнения со словами, мысленное чтения их наоборот. Регулярные тренировки дают результаты. Стоит начинать с простых и коротких слов и с каждым днем усложнять себе задачу.
- Обязательный ежедневный минимум.
Развитие быстрого чтения требует особых психологических затрат и усилий от человека. Став на путь познания этой программы необходимо читать в день несколько журналов, статей, газет и не менее 50-100 страниц книги.
Олег Андреев в своих учениях отдает предпочтение пунктам: 1,2,3,4,6 и называет их не правилами, а помехами, которые тем или иным образом замедляют технику чтения, снижают уровень запоминания. Но при всем при этом господин Андреев предлагает изучить объем читаемого текста, что со временем предоставит солидный бюджет времени.
Программа, которую излагает автор Андреев, предлагает некий тренажер скорочтения, который будет занесен в таблицу. Таблица под названием «Анализ объема чтения», которая наглядно демонстрирует скорочтение на практике, позволяет увеличить тенденцию своего развития, усовершенствовать процессы запоминания и расширения ячеек памяти.
Таблица «Анализ объема чтения»
Таблица должна наглядно отображать объем текста, который прочитан в течение дня. При этом он разбивается отдельно по дням и стилям прочитанного материала (учебники, пособия, словари, газеты, журналы и т. д.). Критерии объем текста и потраченное время на этот текст.
Измеряемые единицы: текст нужно подсчитывать в штуках, что касается стиля материала, и непосредственно знаков в каждом из стилей, ежедневно потраченное время на чтение записывать нужно в минутах, а недельный результат выставлять в часах. Таблица – это своего рода личный стимул, где человек видя результат предыдущего дня, старается его преодолеть. Андреев утверждает, чтобы увидеть результат и задать темп своего развития хватит недели.
Андреев не единственный автор, который разъясняет приемы скорочтения, не менее популярны книги Хромовой и Берда. Каждый из них дает ответ на главный вопрос: «Как научиться скорочтению?».
Обучение этой методике позволяет развить пять из пяти типов чтения. Стоит знать, что человек, не изучавший быстрочтение, обладает только двумя.
Типы чтения:
- Сосредоточенное чтение, его применяют при изучении узко профильного текста (юридического, медицинского, технического и т. д.). Это отличный тренинг для развития памяти.
- Чтение неспешное, оно характерно для художественной литературы.
- Опережающее чтение или же предварительное – с его помощью определяют суть читаемого.
- Для получения представления о содержании применяют беглый просмотр.
- Непосредственно само быстрое чтение – скоростное чтение.
Упражнения для скорочтения
- Читать текст стандартным способом, сверху вниз и в обратном порядке. Это первый тренинг для памяти и внимания.
- Второй урок тренирует внимание. Обучение заключается в поиске одного слова, на которое укажет другой человек. Текст для этого упражнения подойдет абсолютно любой, будь это учебное пособие или роман.
- Методика быстрого чтения и программа беглого чтения позволяет развивать логическое мышление. Для этого упражнения подойдут художественные тексты. Обучение заключается в чтении через строчку или предложение. Такие уроки недопустимы для чтения деловой документации, она обязывает к внимательному и сосредоточенному прочтению каждого слова. Этот способ отображает результаты в показательной таблице, которую предлагает Андреев в обучение. Обучение направлено на ускорение при чтении, и на развитие памяти и улучшение запоминания прочитанной информации.
- Ускоренный просмотр страниц (20 секунд на 1 страницу). За это время нужно определить основные слова, несущие главный смысл и пролистывая страницы составлять текст, которые не терял бы своего общего смысла. Такие уроки под силу тем, кто прошел обучение уже примерно наполовину, и владеете основными навыками запоминания.
- Читайте книги на одном ритме без замедлений и без остановок, не перечитывайте одно и то же предложение по несколько раз.
- Освоив предыдущий пункт, усложняйте задачу, следующие уроки нужно прочитанный текст закрывать листом, соблюдая скорость.
- Происходит ускорение, если перемещать палец левой руки по странице на расстоянии 2–3 см от читаемого текста.
Эти упражнения позволят достигнуть результатов в скорочтении и поднять уровень запоминания информации.
Навыки скорочтения, простая техника развития скорочтения
Навыки скорочтения
Несмотря на многие источники информации, для нас основным остается чтение. К сожалению, большинство из нас все виды литературы читает с одинаковой скоростью, а она не велика – от 80 до 150 слов в минуту.
Определяется она тем, как каждый из нас говорит и мыслит. То есть читаемый текст мы как бы проговариваем про себя.
Хотя ясно, что чисто информационные жанры можно было бы читать и быстрее, ведь в них не надо восхищаться красотой слова и образностью сравнений.
Основная их цель – информация
То есть если бы мы научились не проговаривать и заодно внутренне прослушивать читаемое, скорость нашего скорочтения сильно бы возросла. На этом принципе исключения речевого и слухового аппаратов и построены техники скорочтения.
Для начала, если вы как бы проговариваете слова, попробуйте просто сильно сжать зубы, а губы придерживайте руками, и вы увидите, что от этого недостатка довольно легко избавиться.
Сложнее перешагнуть «звуковой» барьер. В этом случае слова произносятся в уме, их значение зачастую предстает в виде образов.
Этот способ чтения очень хорош при чтении пьес и романов, но очень мешает при чтении газет, статей и тому подобной литературы.
Все эти привычки, мешающие нам в дальнейшем, мы приобретаем в детстве, когда нас учат сначала произносить букву, затем слог, только затем – целые слова.
В результате мы приобретаем еще одну привычку, отнимающую у нас время, следить глазами за всем читаемым текстом построчно.
То есть наш взгляд постоянно в движении: слева направо, сверху вниз. Это очень не экономно, и способствует быстрой утомляемости глазных мышц, а так же замедляет наше скорочтение.
Которая может предложить своим любимым клиентам высококачественную печать на современном оборудовании из нашей замечательной Японии
При быстром же чтении взгляд захватывает целиком страницу и скользит вертикально, сверху вниз по ее центру. Многие страдают и еще одной привычкой. Они читают любой печатный текст, все время возвращаясь назад к прочитанному.
Вызвано это кажущимися трудностями текста. И хотя дальнейшее чтение вполне может снять многие неясности, но раз и навсегда усвоенная привычка заставляет таких читателей дважды, а то и трижды прочитывать одно и то же место.
Необходимо изменить и эту привычку, отнимающую время. Для развития скорочтения всегда устремляйтесь только вперед. Многие неясные слова станут понятны из контекста, непонятные абзацы – из общего смысла читаемого.
Эта техника очень хорошо тренирует внимательность. Вы как бы зададитесь целью понимать все с первого раза, а ваш мозг автоматически на это откликнется. И только если у вас появится желание лучше осмыслить какую-либо идею или высказывание автора или возникнет самостоятельная точка зрения, следует вернуться назад.
И то только после того, как вы прочитаете весь текст целиком.
Итак, вы усвоили первое правило быстрого чтения: чтение без возвратов (регрессий) .
Эта техника позволит увеличить время скорочтения на 10-15 %
Второе правило скорочтения: читать с использованием, определенного алгоритма.
Его суть состоит из шести пунктов.
- Первые три – название, автор, выпускные данные. Они впрямую связаны со следующим пунктом – новизна и практическое использование.
- Пятый пункт – тематика материала, его основное содержание.
- Шестой – особенности материала, ваше критичное отношение к ним.
Этот алгоритм должен сформировать у вас новое отношение к скорочтению
Вы сразу систематизируете читаемый материал. Первые три пункта позволяют сравнить с тем, что читали ранее, помогают в дальнейшей работе ссылаться на источник, а не мучиться воспоминаниями: «Где-то я это видел, вот где и кто автор?»
Основной задачей вашего чтении становится задача найти ответы на все ваши вопросы, поставленные алгоритмом скорочтения.
Что нового вы узнали в процессе чтения, чем можете воспользоваться для работы? Это ответ на четвертый пункт. О чем речь в этом материале? – пятый, шестой – согласны или не согласны вы с автором.
Вы уже освоили и запомнили первое правило скорочтения – читать только вперед – оно позволило вам сократить время на этот процесс.
После того как вы освоите второе правило – читать с определенно заданной целью, вы заметите, насколько лучше вы станете запоминать и усваивать прочитанное.
Правило третье скорочтения
Техника заключается в чтении без артикуляции. В самом начале мы говорили, как преодолеть ярко выраженную привычку проговаривать слова.
Если у вас уже получается, переходите к следующему этапу – попробуйте во время чтения что-либо напевать либо выстукивать ритм. Сначала будет трудновато, тем более что читать надо, уже применяя первое правило, не возвращаясь назад.
Но после некоторой тренировки вы должны справиться и с этой задачей.
Правило четвертое. Читайте вертикальным движением глаз. Выполнить это правило можно, развивая периферическое зрение. Оно есть у каждого, но у всех различно поле зрения.
Для скорочтения имеет значение широкое поле зрения.
Для тренировки периферического зрения существуют различные приборы: фразеоскоп, тахитоскоп, пассер и другие. Конечно, под рукой их у вас сейчас нет.
Но с помощью несложных приготовлений вы сможете сделать тренажеры и сами. Например, «ускоритель чтения» – с движущейся непрерывно бумажной лентой. Для этого склейте текст из двух одинаковых книг так, чтобы страницы шли од-на за другой.
Ленту протягивайте перед прорезью-щелью, открывающей одновременно 5-6 строк. Скорость по желанию можете регулировать, увеличивая ее постепенно. Взгляд останавливайте в центре прорези, стараясь уловить весь смысл отрывка.
Также для тренировки можно взять любую детскую книжку с четким шрифтом. Зафиксируйте взгляд в центре листа, постарайтесь понять о чем написано. Заниматься таким образом рекомендуется ежедневно, но не более 45 минут, чтобы не переутомляться.
Итак, ваше периферическое зрение развито, поле зрения широкое. Переходите к чтению газетных текстов.
Газетная колонка довольно узкая, а вы уже достаточно тренированы, поэтому не следует скользить глазами по газетным строчкам. Опускайте взгляд по середине колонки вертикально вниз. Вы сможете текст прочесть. Не бойтесь, у вас обязательно получится.
Пятое правило быстрого чтения – четко определять смысл прочитанного. Для этого нужно уметь его находить. Как показывают работы психологов, мозг человека это умеет (если, конечно, в тексте есть смысл).
В процессе обработки прочитанной информации наш разум автоматически выделяет основное значение текста, независимо от того, в какой форме оно выражено. То есть пока мы читаем весь текст целиком – мозг его перерабатывает по своим законам – конспектирует, затем делает тезисы, из которых «выжимает» основной смысл.
Бывает, что текст объемом в 200 страниц несет только одну идею. Мы тратим на прочтение уйму времени, хотя можно его (обладая определенными навыками, конечно) лишь быстро просмотреть.
Мозг сам выделит нужное. Для совершенствования навыков скорочтения еще раз запомните правила быстрого чтения.
Первое. Читайте только вперед! Второе. Выделяйте главное, формулируйте собственное отношение к прочитанному. Третье. Читайте не проговаривая. Четвертое. Развивайте периферическое зрение. Пятое. Концентрируйте внимание – ваш разум сам выделит основной смысл текста.
Научившись читать быстро, не применяйте эту практику для чтения художественной литературы.
Умейте наслаждаться красотой языка и стили авторов. Применяйте скорочтение лишь для информационных текстов.
Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания
5 важных правил для быстрого чтения
Правило №1. Первый раз текст любого уровня сложности необходимо прочесть за один подход. Нельзя возвращаться глазами назад по уже прочитанному тексту. Возвращение к тексту и осмысление прочитанного происходит только после первого прочтения без регрессий.
Правило № 2. Пользуйтесь алгоритмом чтения, позволяющим вам получать наибольшее количество информации после первого же прочтения. Прочтите сначала название и автора. Осознайте и прочтите название источника и данные из него. Поймите основную проблему. Извлеките факты для последующего осмысления.
Подумайте над особенностями материала, отнеситесь к нему критически. Определите новое в прочитанном.
Правило №3. Для последующего осмысления пользуйтесь алгоритмом, состоящим из трёх блоков. Первый блок – ключевые слова, второй – смысловой ряд, и третий – доминантная информация, главная смысловая часть.
Правило № 4. Читайте без артикуляции. Это поможет вам укорить мысленную обработку информации.
Правило № 5. Концентрируйте внимание. Развивайте периферическое зрение и память.
Читать без регрессий: как и почему?
Регрессии – это возвратные движения глазных яблок с целью повторного прочтения ранее просмотренного текста. Это самый частый недостаток, встречающийся у людей, осваивающих технику скорочтения. Количество регрессий может составлять около 5% возвратов на 200 слов. Это существенно снижает быстроту и качество чтения.
Скорость чтения и его техника должны быть подчинены единственно тем целям, задачам и установкам, которые ставит перед собой сам читатель.
Регрессия возникает у читателей в силу привычки или низкого уровня концентрации внимания. Зачастую избавиться от регрессий можно с помощью внутренних установок и концентрации внимания.
Однако, в особых случаях можно прибегнуть к методам аутогенных тренировок.
Избавление от регрессий увеличивает скорость чтения мгновенно в несколько раз.
Читать без артикуляции: сложности и особенности
Артикуляция – это движения артикуляционного аппарата (губ, языка, сокращение голосовых связок, гортани). Артикуляция может происходить беззвучно.
Чтение текста про себя зачастую сопровождается беззвучным проговариванием прочитанного. Это также значительно влияет на снижение скорости чтения и происходит из-за того, что человек читает не глазами, а гортанью.
Таким образом, скорость чтения ограничена «речевой скороговоркой» — скоростью устной речи, когда человек говорит очень быстро.
Внутреннее проговаривание — определённый вид мысленной артикуляции. Только полностью избавившись от всех видов артикуляции (чтение вслух, беззвучная артикуляция, внутреннее проговаривание), можно приблизиться к успешному скорочтению.
Для начала можно использовать метод «стук-ритм» (выстукивание темпа чтения с помощью указательного пальца). Для подавления внешней артикуляции можно прижимать палец к губам во время чтения.
Увеличение скорости чтения также избавит от проговаривания. Чем больше мозгу нужно будет обрабатывать информации, тем меньше времени у него останется на «лишние» действия. В том числе и на артикуляцию.
Хотите прямо сейчас улучшить свою память? Получите руководство по развитию памяти от рекордсмена России! Скачайте бесплатно методичку: «7 эффективных техник запоминания»
Реципация: что это такое?
Реципация – обоснованные возвраты к уже прочитанному тексту. Следую первому правилу быстрого чтения необходимо прибегать к реципации только после первого, без регрессивного, прочтения текста.
Цель этого процесса – осмысления трудностей, встреченных в тексте во время первого прочтения. Потребность в ней возникает при появлении мыслей, идей или вопросов, вызванных текстом.
Зачем постоянно развивать внимание и память?
Внимание является важнейшим катализатором в процессе чтения. В моменты рассеянного внимания большие фрагменты текста прочитываются механически. Это серьёзно влияет на общее понимание прочитанного и способствует частым регрессиям.
Концентрация внимания способствует более полному и быстрому пониманию прочитанного текста, что существенно снижает количество регрессий и реципаций.
Внимание характеризуется несколькими факторами: концентрация, устойчивость, переключение, распределение, объём.
Концентрация внимания – уровень собранности, концентрированности читателя на чтении.
Устойчивость определяет, насколько долго читатель может концентрировать своё внимание на чтении.
Фактор переключения внимания определяет насколько быстро человек может сменить объект концентрации внимания, перенести его из одной сферы деятельности в другую.
Собственно объём внимания определяется количеством предметов, охваченных вниманием человека при быстром предъявлении.
Необходимо ежедневно выполнять обязательную норму.
Общепринятая норма для большинства техник скорочтения составляет: две — три газеты, один журнал (желательно технического или научного уклона) и 100–150 страниц любой книги.
Изучение и применение техники быстрого чтения осуществляется благодаря влиянию на разные стороны психофизической деятельности человека.
Усердие и регулярность – залог быстрого освоения техники скорочтения.
Запоминание во время быстрого чтения: реально ли это?
Учёными, во время ряда экспериментов, было доказано, что быстрое чтение в значительной степени активизирует процессы мышления и является одним из прогрессивных средств улучшения качества учебного процесса.
Отказ от регрессивного (медленного) чтения способствует увеличению коэффициента понимаемой и усваиваемой информации по отношению к количеству прочитанных символов во время первого прочтения.
Как дать себе установку на запоминание?
Необходимо дать себе команду на запоминание и максимально настроится на работу. Предварительно нужно оценить сложность и объём предстоящей информации.
Сконцентрироваться на необходимой скорости чтения. Оценить примерное количество времени, которое необходимо для прочного усвоения материала. В этом времени необходимо выделить промежуток для запоминания и часть времени для повторения.
Самой лучшей установкой является самоконтроль качества прочитанного материала. Можно использовать метод аудирования или пересказывания изученного материала.
Технология запоминания
Отлично работает приём образного группирования. Его суть состоит в том, чтобы выделить в тексте семь основных смысловых блоков (ключевых идей). Для каждого выделенного блока необходимо создать мысленный образ, ключевую картинку.
В каждой картинке должно быть не более семи ключевых деталей. Выбранные образы должны быть яркими, объёмными и легко запоминающимися.
На 10–20 секунд нужно зафиксировать образы в кратковременной памяти. Это необходимо для того, чтобы перевести их в архив долговременной памяти. После этих манипуляций ключевое слово будет вызывать картинку, а она потянет за собой смысловой отрезок прочитанного текста.
Эффективные упражнения для освоения техники быстрого чтения
Метод пристрелки
Текст нужно просмотреть за 30 секунд. После этого необходимо сформировать мысленные ответы на 3 вопроса:
- какие три факта были наиболее запоминающимися?
- что необходимо уточнить?
- где в тексте находятся основные мысли?
- как можно кратко выразить идеи текста?
Процесс просматривания текста повторяется 4 раза.
Каждый раз, после просмотра, необходимо представить факты изученного текста в виде сюжетных изображений, образов. Нужно чётко выделять новизну полученной информации после каждого просмотра.
Техники скорочтения известных людей
Большинство великих политиков и творцов в совершенстве владели техникой быстрого чтения.
- Владимир Ильич Ленин читал более 2500 слов в минуту. Именно в этом скрылся секрет огромного количества знаний и умений вождя.
- Иосиф Сталин владел выдающейся библиотекой и читал каждый день не менее 500 страниц. Он использовал цветные карандаши для выделения ключевых слов и мыслей текста. Несколько за один сеанс чтения.
- Раймон Луллия изобрёл первые техники скорочтения, которые позднее в совершенстве освоили Александр Пушкин, Наполеон Бонапарт, Джон Кеннеди и другие.
Основные правила скорочтения — Мир знаний Академии Медина
Наш современник сталкивается с возрастающим день ото дня объемом текстуальной информации, как в книжно-газетном, так и гипертекстовом форматах. Однако временные затраты на ее чтение и усвоение чрезмерны, не говоря уже о проблеме рассеивания внимания. – Проведенные за вчитыванием часы часто очень часто не позволяют гибко структурировать полученные данные, возникают т.н. «фикции памяти».
Поэтому ощутимым подспорьем в успешной учебе, работе и досуговом самообразовании становятся приемы скорочтения, которые позволяют в два и более раза увеличить скорость ознакомления с материалом. При этом качественные показатели его усвоения и меморизации находятся в прямо пропорциональной зависимости от приобретаемого темпа чтения.
Основные правила скорочтения
В мире подобных методик и техник, отличающихся большим разнообразием, можно выделить несколько основных, интегральных правил:
1. Когда мы читаем, нашу скорость понижает свойственная людям привычка перечитывать фразы по нескольку раз, а равно возвращать взгляд на уже прочитанные строки. Данная физиологическая особенность нетренированного человека называется «регрессиями», и от нее необходимо избавляться. Регрессии могут быть преодолены, если возвращаться к прочитанному только по мере надобности и строго после окончания прочтения.
2. Читая, почти все мы проговариваем текст «внутренним голосом»; невольно задействованным оказывается речевой аппарат, что автоматически притормаживает чтение. Такая артикуляция хороша и уместна при освоении нового языка, но не совместима с задачами быстрого чтения.
3. Следует расширять визуальный обзор текста: вместо зрительной фиксации 2-3 слов, старайтесь периферийно выхватывать как можно больший фрагмент. Боковое зрение после некоторой тренировки позволяет видеть всю строку, затем несколько строк и, наконец, абзац целиком. При чтении стремитесь к вертикальному движению глаз по странице, либо прочтению текста «лесенкой», отказываясь от привычной горизонтальной траектории движения глаз.
4. При столкновении с текстом определитесь, с какой целью Вы его читаете. Если для художественного наслаждения, то методики скорочтения, скорее, навредят, поскольку механизируют отношение к прочитанному. Если же Вы руководствуетесь соображениями праксиса и Вам важно извлечение ценной информации, то алгоритм скорочтения требует выделять т.н. «доминанты», основные идеи текста. Выделение подобных опорных точек и отходящих от них смысловых ответвлений позволяет структурировать пройденный материал.
5. Садясь за чтение, сосредотачивайтесь, концентрируйте внимание, напрягайте память. Со временем произвольное воздействие на собственные когнитивные процессы войдет в привычку и повысит эффективность распоряжения полученной информацией.
6. Ориентируйтесь на дневную норму прочитывать в день по 50-100 страниц, выполняя вышеизложенные рекомендации.
Как было сказано выше, быстрота чтения не понижает коэффициент понимания информации, а равно наоборот: правильный подход намного его увеличивает. Освоить его может каждый, но потребуется разная степень упорства и воли. Отметим, что если у кого-либо уже наработан навык «слепой печати», то скорочтение ему дастся несколько проще.
Быстро читать можно научиться, как самостоятельно, так и используя специальные учебные пособия и тренирующий софт. На сегодняшний день большой популярностью пользуются специальные курсы, наиболее известные из которых – российская Школа быстрого чтения Олега Андреева.
Как научиться быстро читать и запоминать прочитанное
Скорочтение позволяет быстро воспринимать информацию с помощью особых способов чтения. Обычный человек прочитывает от 120 до 180 слов в минуту, скорочтение увеличивает этот показатель до 600 и более.
Искусство быстрого чтения
Зачем читать быстро? И действительно: зачем? Любители чтения подобны гурманам, которые предпочитают наслаждаться изысканным блюдом медленно. Обладая развитым воображением, они полностью погружаются в атмосферу романа или повести, представляют себя в роли главных героев и переживают те же чувства, что и они.
Они получают удовольствие от авторского стиля, его умозаключений, описаний природы или характеров. Поэтому, образно говоря, смакуя блюдо, тщательно его пережевывают, а не проглатывают на ходу, не замечая вкуса.
Кто-то сказал, что люди, читающие книги, прежде чем умрут, проживают множество жизней, в то время как те, кто их не читает, проживают только одну.
Книголюбы нередко отдают предпочтение бумажному варианту книг, а не электронному. Правда, среди них уже немало тех, кто перешел на Kindle, Sony Reader, Nook и др., хотя наиболее понравившиеся произведения они по-прежнему хотят видеть стоящими на своей книжной полке.
И все же книга – это источник не только удовольствия, но и полезной информации. А ее с каждым годом становится все больше, какой бы области знаний мы не коснулись. В поисках нужных сведений мы перерываем горы книг и статей, на что уходит немало времени. Поэтому в целях его экономии мы должны научиться читать быстро, причем так, чтобы прочитанное закрепилось в нашей голове, а не выветрилось на следующий же день.
Примером неправильного быстрого чтения служит сотрудница, которая не устает скачивать на свою «Соньку», как она называет свою электронную книгу, множество произведений на интересующие ее темы. Казалось бы, она должна уже представлять собой ходячую энциклопедию, но если ее попросить рассказать, о чем идет речь в недавно прочитанной ею книге, в большинстве случаев она смущенно ответит, что помнит лишь то, что ее читала.
Итак, мы читаем медленно, когда хотим насладиться чтением, и делаем это в личное время, предназначенное для отдыха. Однако умение читать медленно, со вкусом, дано не всем. Читать быстро, но вдумчиво – тоже искусство, которому нужно учиться, чтобы в итоге не вышло «здесь помню, тут не помню», но не помню больше.
Некоторым удается научиться скорочтению самостоятельно. В их числе писатель Оноре де Бальзак, американский изобретатель Томас Эдисон, французский полководец Наполеон Бонапарт, 26-й американский президент Теодор Рузвельт. Каждый из них пользовался собственными техниками быстрого чтения.
Кстати, существует мнение, что при быстром чтении глаза устают меньше, чем при медленном, а уровень понимания прочитанного на 20% выше.
Учимся скорочтению
Вопрос, как ускорить процесс чтения и при этом понять и запомнить как можно больше информации, интересовал некоторых ученых с тех пор, как образование приобрело массовый характер. При этом они опирались на исследования врачей-офтальмологов, потому что в основе быстрого чтения лежит знание того, как работает орган зрения – человеческий глаз.
Научиться читать быстро, при этом вникая в текст и запоминая его, можно с помощью методов скорочтения. Тот, кто ими овладеет, сможет читать примерно 600 слов в минуту, то есть в 3-4 раза быстрее, чем при обычном чтении. Результаты некоторых людей, научившихся скорочтению, вообще впечатляющие: от 100 тысяч слов в минуту и выше, причем с полным усвоением прочитанного материала.
Среди множества методов скорочтения наиболее распространены следующие:
1. Читаем без регрессий
Термин «регрессия» означает возврат, движение в обратную сторону. Регрессия при чтении означает, что наши глаза периодически совершают движение в обратную сторону, вместо того чтобы «скользить» вперед, с целью перечитать абзац, строчку, предложение или слово. В большинстве случаев мы делаем это без надобности, в силу привычки и незаметно для себя. Стоит понаблюдать за тем, как мы читаем, и мы будем удивлены, обнаружив, что регрессии при чтении – это и про нас.
Регрессии – одна из самых распространенных причин медленного чтения. В среднем на 100 слов текста приходится 10-15 регрессий. Неудивительно, что скорость чтения ощутимо снижается.
Бывают регрессии обоснованные, когда возврат к прочитанному необходим для более глубокого осмысления текста. Однако специалисты по скорочтению советуют возвращаться назад лишь после прочтения всего текста. Они утверждают, что отказ от регрессий улучшает понимание прочитанного и, конечно же, сокращает время, необходимое для прочтения того или иного текста.
Итак, наблюдаем за тем, как мы читаем, и если обнаруживаем, что регрессии – это вредная привычка, а не желание лучше понять сложный текст, берем ее «на карандаш» и избавляемся;
2. Подавляем субвокализацию
Субвокализация в процессе чтения – явление не менее распространенное, чем регрессии, и точно так же она его существенно замедляет. Ее суть в том, что читая «про себя», молча, мы внутренне проговариваем все слова. Причем, опять-таки, не замечаем, как это делаем.
Нам только кажется, что мы читаем одними глазами, но если проследим за собой, то заметим, что в чтении участвуют и органы речи: язык, гортань, губы, которые совершают микродвижения.
Особенно ярко выражена артикуляция у людей, у которых навык чтения не развит, например у детей. «Включается» она и при чтении сложного текста. Трудно избавиться от внутреннего проговаривания слов людям, которые много читают вслух.
Эксперты по скорочтению разделяют проговаривание слов с помощью органов речи и проговаривание их в речевом центре мозга. От первого, которое нередко проявляется как бубнение, они советуют избавляться, зажав во рту, к примеру, карандаш, который будет препятствовать проговариванию слов.
От второго избавиться сложнее. Один из способов – отвлечение внимания от проговаривания с помощью посторонних ритмичных звуков (самый простой – постукивание по столу карандашом). Можно параллельно с чтением произносить простенькие стишки, скороговорки или напевать несложный мотив какой-либо песенки – не имеет значения, про себя или вслух.
Эти советы касаются тех, у кого наблюдается значительная субвокализация, существенно замедляющая чтение. Специалисты считают, что полностью избавиться от нее невозможно, и прежде всего потому, что когда мы учимся читать, то слова связываем с тем, как они произносятся, – со звуками;
3. Расширяем поле зрения
Здесь имеется в виду не само поле зрения, а способность охватить глазом определенный объем информации. У каждого человека поле зрения разное – в среднем оно составляет от 4 до 5 см, и тренировками его расширить нельзя. Однако можно натренировать глаза так, чтобы они считывали не только ту информацию, которая находится в области наилучшего видения – куда непосредственно падает взгляд, но и информацию, находящуюся в области периферического зрения, которую глаза видят расплывчато. Соответствующие тренировки позволяют расширить его до 10 см. Некоторые люди после тренировок начинают читать текст разной ширины только по вертикали.
Один из эффективных способов расширения зрительного восприятия – статические и динамические упражнения, главное действующее лицо которых – зеленая точка. Статические предполагают ее созерцание с целью научиться концентрировать внимание: берем листок с текстом, где нарисована зеленая точка, и садимся за стол. Освещение ровное, поза удобная и расслабленная. Помещаем листок на расстояние примерно 30 см от глаз и читаем текст, а затем в течение 10 минут рассматриваем зеленую точку, не отвлекаясь ни на что другое. Ложимся спать, мысленно представляя перед глазами все ту же зеленую точку.
После месяца статических упражнений переходим к динамическим: вокруг зеленой точки нужно стараться рассмотреть все большие и большие отрывки текста – сначала по горизонтали, затем – по вертикали. Текст нужно не читать, а только видеть.
Улучшить периферическое зрительное восприятие можно с помощью таблиц Шульте, которые есть в Интернете.
О правильности действий можно будет судить тогда, когда мы сможем отчетливо видеть всю страницу целиком хотя бы на несколько мгновений. При обычном чтении глаз за одну фиксацию охватывает всего 2-4 слова, в то время как расширив поле зрения и подключив к работе периферическое, за это же время можно увидеть строку, а то и весь абзац;
4. Учимся поверхностному чтению
Умение просматривать текст с целью выделить в нем основную мысль автора – одно из наиболее сложных, так как здесь задействуются многие мыслительные процессы. Мы используем его, когда, например, пишем конспекты: определяем ключевые слова, а по ним и смысл всего текста.
Кстати, прежде чем начать читать, стоит просмотреть аннотацию, отзывы о книге, предисловие, оглавление и несколько строчек. Многие книги не заслуживают того, чтобы мы тратили на них время, и достойны лишь беглого просмотра. Английский философ 16-17 вв. Фрэнсис Бэкон замечал, что «Есть книги, которые нужно только отведать, есть такие, которые лучше всего проглотить, и лишь немногие стоит прожевать и переварить».
Чтобы научиться выделять главное, стоит каждый раз после прочтения книги или статьи кратко пересказать самому себе их содержание. Желательно вслух. Чем чаще мы будем это делать, тем проще нам будет ответить на вопрос, в чем уникальность данной книги;
5. Становимся внимательными
Люди невнимательные читают медленно, потому что их внимание то и дело переключается на другие предметы. Они не могут сосредоточиться, так как читают механически, думая «о своем». В итоге они снова и снова возвращаются к началу страницы или абзаца. Книга, которую они читают, может не один день лежать раскрытой на одной и той же странице.
Научиться концентрировать внимание можно, начав практиковать читать или произносить слова наоборот, или задом наперед. Это легко делать во время прогулок, не затрачивая на это занятие «полезного» времени. Можно складывать в уме цифры на номерах проезжающих мимо машин.
Однако самый эффективный способ научиться быстро читать, особенно если это нужно не в личных целях, а для работы, – это записаться на курсы или тренинги, проводимые специалистами.
Нелишне почитать книги, написанные теми, кто уже поднаторел в этом деле. Лучшие из них: «Скорочтение со скоростью света» Беннета Джозефа, «Учебник быстрого чтения» Тони Бьюзена, «Скорочтение: Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее» Питера Кампа, «Скорочтение на практике» Павла Палагина и «Учитесь быстро читать» О. Андреева и Л. Хромова.
© Тимошенко Елена, BBF.RU
Что такое скорочтение? — манекены
- Образование
- Языковые искусства
- Скорочтение
- Что такое скорочтение?
Ричард Суц, Питер Веверка
Чтение задействует глаза, уши, рот и мозг. Скорочтение задействует эти чувства даже больше, чем обычное чтение, потому что вы используете свои чувства и умственные способности еще более эффективно. Следующие разделы посвящены тому, что происходит в ваших глазах, ушах, рту и мозгу, когда вы быстро читаете.
Скорость чтения видит
Первый шаг в чтении чего-либо — видеть слова. Но как вы видите слова на странице, когда читаете? До 1920-х годов исследователи считали, что люди читают по одному слову за раз. Они думали, что чтобы читать, нужно двигать глазами по странице слева направо, читая одно слово за другим. Согласно этой теории, «быстрые читатели» — это люди, которые могут быстрее определять и распознавать слова.
Однако все, кроме начинающих читателей, имеют возможность видеть и читать более одного слова за раз.Двигая глазами по странице, вы скачкообразно прыгаете вперед, быстро набирая от одного до пяти слов за раз. Скорочтение основано на этих быстрых взглядах:
Вы читаете несколько слов одним взглядом. , если вы не встречаете слова, которых вы не знаете или не читали раньше.
Вы расширяете свое видение, так что вы можете читать и понимать многие слова одним взглядом.
Вы расширяете свое видение, чтобы читать как вертикально, так и горизонтально на странице. Помимо ввода более чем одного слова в строке текста, средство быстрого чтения также может одним взглядом читать и понимать слова в двух или трех разных строках.
Скорочтение тихое чтение
Когда вы читаете, вы произносите слова про себя (вслух или мысленно), потому что вы научились читать методом «озвучивания». В школе ваш учитель учил, что слово всегда можно прочесть, произнося буквы и их комбинации, и он был прав.Умение произносить слова — важный навык для начинающих читателей.
Проблема с подходом к чтению по принципу «вслух» в том, что он замедляет вас. Вы читаете не с той скоростью, с которой думаете, а с той скоростью, с которой говорите. Это нормально для начинающих читателей, но в какой-то момент вам придется отказаться от звука, если вы хотите быстро читать. Произнесение слов, даже если вы только нашептываете их в пределах своего черепа, требует времени.
В терминологии скорочтения произнесение и прослушивание слов при чтении называется озвучивание .Помните, что
Вокализация — это возврат к раннему обучению чтению; вы должны отказаться от него, чтобы быстро читать.
Приучить себя не говорить во время чтения — один из самых важных навыков скорочтения, который вы можете приобрести.
Скорость чтения с учетом
Цель чтения — понять, что вы читаете. Насколько хорошо вы понимаете то, что читаете, зависит от вашей скорости чтения, широты словарного запаса и степени вашего знакомства с предметом.
Скорость чтения на самом деле улучшает понимание прочитанного. Поскольку при ускоренном чтении вы читаете несколько слов за раз, вы можете уловить значение слов в контексте. Скорочтение также оказывает эффект снежного кома на объем вашего словарного запаса и общие знания, что увеличивает скорость чтения.
Скорость чтения концентрируется
Любое чтение требует концентрации, хотя бы на мгновение. Однако скорочтение требует постоянной, сильной концентрации, потому что, когда вы быстро читаете, вы делаете много вещей одновременно.Чтобы ускорить чтение, вы должны видеть и читать слова на странице, внимательно относиться к основным идеям автора, думать вместе с автором и определять, как он представляет материал, чтобы вы могли определить основные идеи и читать с большей точки зрения. отделить детали от более весомых вещей. Вы должны знать, когда бегло просмотреть, когда читать быстро, а когда замедлиться, чтобы понять суть.
Об авторе книги
Ричард Сутц — основатель и генеральный директор компании Literacy, разработчик программы скорочтения Reader’s Edge ® .Программа Суца обучает беглому чтению беззвучно для эффективного и результативного скорочтения. Питер Веверка — автор многих книг Для чайников . Его статьи и рассказы публиковались в журналах Harper’s, SPY, и других журналах
.
.
Я ошибался насчет скорочтения: вот факты
Семь лет назад я прочитал несколько книг и статей по скорочтению и начал практиковать некоторые методы. Я обнаружил, что смог увеличить скорость чтения с 450 слов в минуту до 900 в упражнениях, поэтому я опубликовал статью под названием «Удвойте скорость чтения», которая с тех пор стала одной из самых популярных на этом сайте.
Когда я писал статью, я основывал статью исключительно на моем личном опыте, а также на книгах с практическими рекомендациями, которые я прочитал.У меня не было никаких серьезных научных исследований, подтверждающих мои эксперименты.
С тех пор у меня сохраняются некоторые сомнения по поводу скорочтения. В дополнение к некоторым проблескам исследований, которые вызвали у меня подозрения в отношении программ скорочтения, я по большей части прекратил использовать методы, которые изначально поддерживал. Моя читательская диета изменилась с более легкого самопомощи на более плотное и академическое письмо. Это означало, что понимание, а не скорость, было узким местом, которое я пытался улучшить.
Теперь, почти десять лет спустя, я решил провести более глубокое исследование скорочтения, чтобы познакомить вас с фактами.
Можно ли читать 20 000+ слов в минуту?
Слушайте статью
Некоторые утверждения о скорости чтения можно сразу же отбросить. Утверждения, что вы можете читать книгу так же быстро, как пролистывать телефонную книгу, совершенно невозможны на анатомическом и неврологическом уровнях.
Во-первых, у нас есть анатомические причины для того, чтобы выбросить абсурдно высокие показатели чтения. Чтобы читать, глаз должен останавливаться на части текста, это называется фиксацией.Затем он должен совершить быстрое движение к следующей точке фиксации, это называется саккада. Наконец, после того, как вы перепрыгнете на несколько пунктов, мозг должен собрать всю эту информацию, чтобы вы могли понять то, что только что видели.
Эксперт по движениям глаз
Кейт Рейнер утверждает, что даже превышение 500 слов в минуту маловероятно, потому что механический процесс движения вашего глаза, фиксации его и обработки визуальной информации не может происходить намного быстрее, чем это.
Эксперты по скорочтению утверждают, что они могут обойти эту проблему, принимая больше визуальной информации в каждой саккаде.Вместо того, чтобы читать пару слов за одну фиксацию, вы можете обрабатывать несколько строк за раз.
Это маловероятно по двум причинам. Во-первых, область глаза, которая может правильно различать детали, называемая ямкой, довольно мала — всего около дюйма в диаметре на расстоянии чтения. Обработка большего количества информации за одну фиксацию ограничена тем фактом, что наши глаза — довольно плохие линзы. Им нужно передвигаться, чтобы получить более подробную информацию. Это означает, что глаза физически ограничены в объеме информации, которую они получают за одну фиксацию.
Во-вторых, ограничения рабочей памяти не менее важны, чем анатомические. Мозг может хранить около 3-5 «порций» информации одновременно. Одновременный анализ нескольких строк означает, что каждый из этих потоков информации должен оставаться открытым до тех пор, пока строка не будет полностью прочитана. Это просто невозможно с нашей ограниченной умственной памятью.
А как насчет таких систем, как Spritz? Spritz работает, пытаясь избежать проблемы саккад. Если каждое слово появляется в одном и том же месте на экране, ваш взгляд может оставаться в этой точке, в то время как слова пролистываются быстрее, чем вы могли бы выследить их на странице.Действительно, использование приложения производит сильное впечатление, что вы можете очень быстро читать.
На их веб-сайте утверждается, что есть исследования, показывающие более высокую скорость чтения, но, к сожалению, мне не удалось найти никакой независимой, рецензируемой работы, подтверждающей эти утверждения.
Ограничения рабочей памяти здесь тоже, накладывают ограничение на верхнюю скорость, вы можете использовать Spritz и при этом считаться «читающим» все. Помните, что чтение состояло из трех этапов: фиксации, саккады и процесса.Что ж, этот этап обработки тоже замедляет обычное чтение. Если в потоке слов нет пауз, у них не хватает времени на их обработку, и они выпадают из рабочей памяти до того, как будут осмыслены.
Можно ли добиться умеренного прироста скорости с помощью тренировок?
Доказательства очевидны: что-либо, превышающее 500-600 слов в минуту, невозможно без потери понимания. Даже мое собственное восприятие прироста 900 слов в минуту означало, что я, вероятно, сильно терял понимание.Это было замаскировано, потому что книги, которые я читал, имели достаточную избыточность, чтобы можно было следить за ними с нарушенным пониманием.
Однако, по словам Рейнора, средний читатель с высшим образованием читает только 200-400 слов в минуту. Если 500-600 слов составляют верхнюю границу, это означает, что возможно удвоение скорости чтения, хотя и в качестве жесткого верхнего предела. Сможем ли мы добиться умеренного прироста скорости чтения?
Похоже, здесь есть некоторые умеренные доказательства в пользу скорочтения.В одном исследовании курса скорость некоторых студентов увеличилась в четыре раза. Другое исследование показало, что некоторые эксперты по скорочтению читают около 600 слов в минуту, что примерно в два раза быстрее, чем обычный читатель.
Однако здесь есть ловушка. Скорочтение, возможно, сделает вас более быстрым читателем, но неясно, почему именно методы скорочтения являются причиной. Во-вторых, стажеры по скорочтению, как правило, читали быстрее, с меньшим пониманием, чем те, кто не занимался скорочтением. Поскольку измерить понимание сложнее, чем скорость, я считаю, что многие новички в скорости чтения могут попасть в ловушку, которую я сделал: полагая, что они безоговорочно удваивают свою скорость чтения, хотя на самом деле они делают это со значительным компромиссом с пониманием. .
Работают ли методы скорочтения?
Если данные свидетельствуют о том, что более быстрое чтение возможно, хотя и более скромно, это проливает гораздо более резкий свет на определенную догму скорочтения. Самой опасной является идея, что следует избегать субвокализации, чтобы читать быстрее.
Субвокализация — это маленький внутренний голос, который у вас есть при чтении, который произносит слова вслух. Когда вы начали читать, вы, вероятно, говорили этим голосом вслух, но научились заглушать его, когда стали старше.Однако, если вы обратите на это внимание, вы все равно сможете услышать, как вы произносите звуки слов в своей голове.
Эксперты по скорочтению утверждают, что субвокализация — это узкое место, которое замедляет ваше чтение. Если вы научитесь распознавать слова визуально, не произнося их внутренним голосом, вы сможете читать намного быстрее.
Тут очевидна очевидность: субвокализация необходима, чтобы хорошо читать. Даже опытные читатели делают это, просто они делают это немного быстрее, чем неподготовленные люди.Мы можем это проверить, потому что этот внутренний голос посылает слабые коммуникационные сигналы голосовым связкам как остаток вашего внутреннего монолога, и эти сигналы можно измерить объективно.
Просто невозможно понять, что вы читаете, и не использовать этот внутренний голос. Таким образом, более быстрое чтение означает возможность быстрее использовать этот внутренний голос, а не устранять его. К тому же опытные читатели, которые изучались, также субвокализовали, они просто делали это быстрее.
Другая основная рекомендация, которую я дал в своей статье о скорочтении, заключалась в использовании указателя.Это означает движение пальца или пера, чтобы подчеркивать текст по мере его чтения. Предполагается, что этот метод поможет вам зафиксировать взгляд и уменьшить его случайное блуждание, которое может напрасно тратить время. Одно исследование предполагает, что эта очевидная функция не реализуется, и что указатель функционирует как устройство для стимуляции, в то время как фактическая фиксация глаз не коррелирует с движениями указателя или руки.
Если вы не должны читать быстрее, как вы должны читать лучше и быстрее?
В своем исследовании для этой статьи я обнаружил несколько факторов, которые были связаны с лучшей скоростью чтения без ущерба для понимания.Все это не волшебное средство от проблем с чтением, но мягкое лечение, которое работает, лучше, чем фантастическое, которое не помогает.
Совет к прочтению № 1: бегло бегло просматривайте, прежде чем читать
Многие курсы скорочтения фактически обучают технике беглого чтения, даже если они включают в себя более быстрое «чтение». Скимминг покрывает текст слишком быстро, чтобы прочитать его полностью. Вместо этого вы выборочно собираете часть информации.
Скимминг, на самом деле, неплохой метод, если его использовать с умом.Одно исследование показало, что беглый просмотр текста перед его чтением в большинстве случаев улучшает понимание.
Совет по чтению № 2: улучшите свою беглость, чтобы повысить скорость
Беглое распознавание слов было одним из основных препятствий для читателей. Субвокализация, этот мифический враг быстрых читателей, медленнее произносит незнакомые слова. Если вы хотите ускорить чтение, научитесь быстрее распознавать слова, чтобы улучшить вашу скорость чтения.
Свободное владение языком — это проблема не только для чтения на неродном языке.Это также важно для технической документации или прозы, в которой используется незнакомая лексика. Если я читаю текст, в котором используется жаргон, например mRNA , или непонятные слова, например synecdoche , я собираюсь сделать паузу на более длительный срок. Это замедлит мою скорость чтения.
Лучший способ улучшить беглость речи — это читать дальше. Если вы будете читать больше определенного типа текста, вы выучите эти слова быстрее и будете лучше читать. Если вы не родной язык или свободное владение языком значительно влияет на вашу скорость чтения, то даже такой инструмент, как Anki, может быть полезен для изучения трудных слов.
Совет к прочтению № 3: знайте, чего хотите, прежде чем читать
Одной из причин, по которой беглый просмотр в первую очередь может показаться полезным, является то, что он позволяет вам составить карту документа. Таким образом, знание структуры статьи или книги позволяет уделять больше внимания тому, что, по вашему мнению, является важным.
Еще один совет, предлагаемый на многих курсах скорочтения, который, вероятно, является хорошим советом, — это знать, что вы пытаетесь извлечь из текста, прежде чем читать его. Подумав об этом до того, как вы начнете читать, вы научитесь обращать внимание, когда видите связанные слова и предложения.Даже если вы читаете со скоростью, которая вызывает некоторую потерю понимания, у вас будет больше шансов замедлиться в нужный момент.
Это не всегда возможно. Я читал много книг, не зная, что хочу в них открыть. Художественная литература и чтение для удовольствия нельзя сводить к цели миссии. Однако к этому типу подходит много пресного, необходимого чтения в нашей жизни. Возможно, стоит ускорить его, если у нас останется больше времени для чтения с любопытством.
Совет к прочтению № 4: Задачи более глубокой обработки для улучшения удержания
Иногда вам совсем не нужна скорость — вам нужно почти полное понимание.Когда я учился в школе, мне нужно было читать большинство учебников так, чтобы я мог запомнить почти все факты и идеи, с которыми я столкнулся позже. Вам нужно не только полное понимание, но и долговременная память информации.
Здесь когнитивная наука предлагает несколько предложений. Принцип памяти состоит в том, что мы запоминаем то, о чем думаем. Поэтому, если вы хотите запомнить идеи книги, выделение отрывков жирным шрифтом — не лучший вариант. Выделение заставляет вас думать о выделенных жирным шрифтом словах, а не о том, что они означают.
Некоторые альтернативы — это перефразирование, редкие заметки или переписывание фактической информации, которую вы хотите запомнить в качестве вопросов для самопроверки позже.
Заключение
Я ошибался. Нельзя избегать субвокализации. Удвоить скорость чтения можно из более низкого диапазона (например, от 250 до 500 слов в минуту), но, вероятно, невозможно выйти за пределы 500-600 слов и при этом сохранить полное удержание. Скорочтение может иметь некоторую выгоду как альтернатива беглому просмотру текста, но даже здесь преимущества заключаются в том, как быстрые читатели концептуально организуют текст, а не в механике движений глаз.
С точки зрения точности, моя исходная статья не слишком устарела. На моих более поздних курсах я все еще преподаю скорочтение, но я уже перешел в основном на парадигму скорочтения как интеллектуального скимминга, которая немного более оправданна. Тем не менее, я обязательно буду включать это исследование в любые разрабатываемые мной новые курсы.
Я приношу свои извинения всем читателям, которые, возможно, возлагали чрезмерные надежды на то, чего может достичь скорочтение. Моя цель, как всегда, состоит не в том, чтобы представить фиксированную догму о том, что нужно для лучшего обучения, а в том, чтобы исследовать и экспериментировать с новыми идеями.К сожалению, иногда этот путь заходит в тупик или петляет сам по себе. В любом случае, я всегда стараюсь поделиться с вами тем, что найду.
.
Повысьте скорость чтения |
Если вы читаете эту статью, вы здесь, чтобы узнать, как улучшить скорость чтения. Что ж, здесь я подробно остановлюсь на многих советах и приемах, но прежде чем вы начнете, вам нужно измерить, какая у вас скорость чтения в данный момент. Потому что, если вы этого не сделаете, вы не сможете измерять свой прогресс по мере того, как вы улучшаете свои навыки, и этот показатель вашего прогресса — это то, что заставит вас работать над улучшением скорости чтения.
Для начала вам понадобится будильник или, по крайней мере, какой-нибудь электронный таймер, если вы хотите точно измерять свой прогресс.Теперь установите будильник на минуту и начните читать — делайте это с вашей абсолютно нормальной скоростью, с той скоростью, с которой вы читаете каждый день. Как только сработает будильник, прекратите читать и проверьте, сколько слов вы прочитали. Не обманывай. Это будет количество слов, которое вы прочитаете за минуту. Вы можете запустить тест несколько раз для разных типов текста и, если хотите, усреднить результаты.
Разделение на части:
Это первая техника, которую вы освоите в ходе скорочтения.Разделение на части означает, что вы будете группировать слова в «мысли» вместо того, чтобы читать предложение во всей грамматически правильной форме. Сосредоточьтесь только на важных словах предложения и просто не пытайтесь читать второстепенные слова, которые необходимы только для правильной грамматики. Например, предложение типа « Я мастер скоростного чтения со скоростью более 3000 слов в минуту» может легко превратиться в «Я мастер быстрого чтения со скоростью 3000 слов в минуту» и при этом сохранит смысл, пропуская половину слов.А выпадение половины слов означает увеличение скорости чтения как минимум на тридцать процентов только благодаря использованию этой техники.
Избегайте вокализации:
Никогда, НИКОГДА не озвучивайте то, что вы читаете, то есть никогда не составляйте слова губами, даже беззвучно. Это просто потому, что скорость, с которой вы говорите, намного, намного меньше скорости, с которой вы читаете, а это означает, что, просто не произнося слова, вы можете повысить скорость чтения более чем на шестьдесят процентов.И я не преувеличиваю — если произносить слова — это у вас привычка, просто постарайтесь не делать этого несколько раз, немного потренируйтесь, пока не почувствуете себя комфортно, а затем рассчитайте время. Вы удивитесь, насколько увеличилась ваша скорость.
Отслеживание:
Это дополнительный метод увеличения скорости чтения. Вы можете использовать карандаш или любой маркер, чтобы следить за текстом, когда вы его читаете. Это на самом деле не увеличивает вашу скорость напрямую, но экономит ваше время, не позволяя вам прочитать одну и ту же строку или даже одно и то же слово дважды, что фактически делает ваше чтение более эффективным.Есть еще один способ сделать это, который может вам понравиться, если не понравится первый. Вы можете поместить лист бумаги вверху страницы и сдвинуть его вниз, чтобы скрыть каждую строчку по окончании чтения. Попробуйте оба метода и выберите тот, который вам больше подходит.
Это всего лишь несколько приемов. Хороший курс скорочтения или программное обеспечение научат вас еще десяткам. Попробуйте эти методы, и, если они вам подходят, я настоятельно рекомендую вам пройти полный курс скорочтения.
.
Speed reader делится 3 приемами, которые помогут любому читать быстрее |
Иордания Аван
«Выявив и изменив несколько вредных привычек, вы можете легко повысить скорость чтения, не упуская из виду детали», — говорит Джордан Гарри.
Этот пост является частью серии TED «Как стать лучше человеком», каждая из которых содержит полезные советы от кого-то из сообщества TED. Вы можете просмотреть все сообщения здесь.
Хотели ли вы когда-нибудь, чтобы вы заболели несерьезным, не болезненным заболеванием или травмой, чтобы вы могли остаться дома и закончить чтение?
Нет, ваше решение — не простудиться; «это скорочтение», — говорит предприниматель Джордан Гарри.Эта способность может позволить вам читать намного быстрее, не теряя деталей.
В детстве Гарри не любил читать. Он говорит: «Раньше у меня был дефект речи, и, поскольку я не мог произносить слова, я не мог их понимать. Моя скорость чтения пострадала. Прежде чем я осознал это, самым большим моим страхом было чтение ».
После логопеда и длительной практики скорость чтения у Гарри увеличилась, а затем резко возросла. Сегодня он может читать 1500 слов в минуту (в среднем человек читает от 200 до 300 слов в минуту), и он обучал своим методам людей по всему миру.«Скорочтение — это не та суперсила, которой могут обладать лишь очень немногие из нас. Как и любой другой навык, этому можно научиться », — говорит Гарри, генеральный директор британской компании StudyFast.
Гарри выделил три привычки, которые могут нас замедлить. У него были они, и у многих из нас тоже. Однако, как только мы узнаем их и узнаем, что их вызывает, мы сможем их преодолеть. Он говорит: «Плохих читателей не бывает, есть только те, у кого плохие читательские привычки. Как только вы узнаете, какие привычки сдерживают вашу скорость чтения, читать быстрее станет намного проще.”
Первая плохая привычка читать — это субвокализация . «Это тот голосок в голове, которым вы время от времени говорите, когда читаете. С юных лет многих из нас учат читать вслух, и по мере нашего прогресса мы читаем в уме », — говорит Гарри. Часто мы можем даже не осознавать, что делаем это.
Почему это проблема? Поскольку средняя скорость речи людей составляет 100–160 слов в минуту, скорость чтения, как следствие, страдает. «Если мы хотим читать быстрее, мы должны начать видеть слова, а не слышать их», — говорит Гарри.
Как это изменить: Один быстрый трюк от Гарри — прижать кончик языка к нёбу во время чтения. Он говорит, что это предотвратит непреднамеренное произнесение слов, а также отвлечет ваш мозг.
Вы также можете попробовать послушать классическую или инструментальную музыку во время чтения. Это может помочь заглушить ваш внутренний голос, читающий вслух, и привести вас в состояние, способствующее вовлечению.
Вторая плохая привычка к чтению — это регресс .Нет, дело не в вашей любви к романам или комиксам для молодежи; это абсолютно нормально. По словам Гарри, регресс — это когда вы доходите до конца страницы или до середины статьи и понимаете, что не усвоили прочитанное. Или вы сталкиваетесь с конкретным человеком или термином и совсем не можете их вспомнить. В конечном итоге вам придется вернуться и начать все сначала. Это может происходить снова и снова. Причина этого не в непонимании, говорит Гарри, а в потере концентрации.Несмотря на то, что мы думаем, что внимательно читаем, мы отвлеклись.
Как это изменить: Вы можете начать с разжигания интереса к тому, что вы читаете. «Когда наш мозг блуждает, это происходит потому, что мы стали пассивными. Нам нужно проявлять любопытство, — говорит Гарри. Станьте активно любознательными — подключитесь к своему внутреннему любопытному ребенку, который требует: «Но что это значит?» и кто это?» Другие вопросы, рекомендованные Гарри: «Что я ищу?» и «Какие ключевые слова и цифры мне нужно найти?» Вы также можете проверять каждые несколько минут и просто спрашивать себя: «Что я уже узнал?»
Другой метод решения этой проблемы называется скольжением.Используя такой предмет, как кредитная карта или конверт, прикрывайте предложения, как только их прочтете; перемещайте экран вниз по странице (или устройству) по мере продвижения. Гарри говорит: «Самое замечательное в скольжении — это то, что это избавляет вас от страховки, чтобы перечитать только что прочитанное предложение. Это означает, что вам нужно обратить внимание на предложение, которое вы читаете, потому что вы знаете, что у вас нет возможности. вернитесь назад.»
Еще одна последняя стратегия — внешняя — выберите обстановку, которая позволит вам сконцентрироваться при чтении.Для некоторых это может означать места с библиотечной тишиной. Но если это не помогает, Гарри предлагает попробовать кафе, где работают другие люди. По его словам, многие кафе «научились создавать среду, оптимальную для продуктивности — не слишком громкую, чтобы вас отвлекало то, что происходит вокруг вас, и не слишком тихую, в которой ваш мозг начинает блуждать».
Третья плохая привычка читать — это фиксация . Фиксация — это точки на странице или экране, на которые попадают наши глаза во время чтения; мы можем случайно задержаться в случайных местах, что снижает нашу скорость.
Как это изменить: Гарри предлагает использовать иноходец — инструмент, указывающий на предложения во время их чтения, который может тренировать ваши глаза, чтобы они продолжали двигаться. Это может быть ваш палец, ручка или даже курсор. По словам Гарри, это дает два основных преимущества. «Во-первых, это поддерживает нашу скорость чтения. Часто, когда мы читаем, мы не осознаем, насколько быстро или медленно мы читаем, пока не становится слишком поздно. Во-вторых, оно увеличивается и побуждает наши глаза читать быстрее, потому что мы вынуждены читать ускоренно ».
Развивая эти привычки и используя некоторые другие усвоенные им ярлыки (которыми он делится в своем выступлении на TEDx), Гарри теперь читает книгу в день.Он очень хочет помочь каждому научиться читать быстрее — важнейший навык, который необходимо развивать в нашем информационном мире.
Но он хочет, чтобы люди знали, что скорочтение — это «суперсила, которую можно включать и выключать». Точно так же, как вы меняете скорость ходьбы в зависимости от контекста — вы гуляете по парку и гоняете, чтобы добраться до супермаркета, прежде чем он закроется, — вы должны настроить то, как вы читаете, в зависимости от того, для удовольствия или по необходимости. . Итак, когда вы привыкли есть все, что вы читаете для удовольствия, найдите время, чтобы насладиться этим.
Посмотреть его выступление на TEDxBathUniversity можно здесь:
.