Приемы воздействия в общении: Манипуляции в общении. виды, приемы, характеристика манипуляций в общении :: BusinessMan.ru
Психологическое воздействие и его методы: механизм, приемы и средства
Бывают ситуации, когда человек неуверенно себя чувствует в общении с другими, либо ему не хватает знаний и навыков, как донести до собеседника свою волю. В таких случаях помогают действенные методы психологического воздействия на собеседника. В этой статье подробно описано, как влиять на людей при помощи психологии и чего при этом делать не стоит.
Психологическое воздействие помогает самоутвердиться в обществе
Психологическое воздействие это
Люди, которые живут вместе или часто находятся в обществе друг друга, так или иначе, оказывают воздействие, учитывая собственный интерес.
Психологическим воздействием на человека можно назвать набор способов, которые определенным образом влияют на психику собеседника. Эти методы воздействия подразумевают несколько составляющих:
- определение характера собеседника;
- знание реакции в стрессовых ситуациях;
- особенности поведения.
Человек, который применяет приемы воздействия в общении, может делать это неосознанно или намеренно. Люди, работающие в разных областях, могут быть заинтересованы, чтобы потребители принимали выгодное решение.
Методы влияния на человека
Иногда люди могут чувствовать, как на них влияют психологически. Самый распространенный пример, встречающийся в повседневной жизни, – это персонал маркетинга, торговли, а также политики и даже в юридической среде, когда человеку навязывают исполнение законов. Психологические приемы влияния на людей подразумевают способность контролировать психоэмоциональный уровень, отключение сознания и использование определенной методики.
Методы воздействия на личность – это использование одного или нескольких способов сразу:
- Атака на психическое состояние. Прием подразумевает активное воздействие на собеседника, чередуя несколько действий: бурная жестикуляция, многословность, постоянная перемена мест тела.
- Моделирование поведения. Процесс воздействия подразумевает неподвижность манипулятора, бездействие и использование однозначных фраз или слов. Способ обладает эффектом, схожим с гипнозом. У собеседника появляется ряд определенных мыслей, его мнение становится навязанным манипулятором, поведение – типичным для конкретной ситуации.
- Воздействие. Средство воздействия путем использования двусмысленных фраз и продуманной позы. У людей появляются двусмысленные образы, отчего они вынуждены делать выбор в пользу манипулятора.
- Давление на психику. Манипулятор может управлять посредством утвердительной и приказной формы речи, отсутствием возражений, устойчивой позицией тела. Происходит формирование эффекта принижения. Такой тип воздействия часто применим в военной системе.
Влияние на подсознание происходит ежедневно из разных сфер жизни
Подражание
Это вид психологического воздействия, более применимый в педагогике. Механизм оказывает влияние на процесс развития личности. У человека возникает желание копировать поведение манипулятора, его поступки, речь, движения и прочее. Если манипулятор соответствует идеалу в представлении человека под воздействием, то желание подражать будет постоянным.
Заражение
Это форма воздействия, когда эмоциональное состояние передается от одного человека к другому. К примеру, когда индивид в раздраженном состоянии портит настроение другим. Воздействие такого образа способно передавать положительные и отрицательные эмоции. Этот способ считается самым старым и действенным среди больших социальных групп. Быстрее всего успеха можно добиться в плохо сплоченном коллективе. Свои мысли, настрой, убеждения человек передает толпе именно за счет эмоций.
Убеждение
Основной принцип способа – в том, чтобы суметь повлиять на разум собеседника. Этот прием бывает безуспешен с плохо развитыми личностями, поскольку часто споры ни к чему не приводят, если человек недостаточно интеллектуально развит. Чтобы завоевывать доверие собеседника, необходимо помнить о правдивости своей речи. Хитрость воздействия кроется не только в высказывании убеждений, но также в аргументации, их доказательстве.
Обратите внимание! Убеждение основывается на том, чтобы суметь повлиять на суждения человека.
В задачу манипулятора входит изменение мнения собеседника, поэтому беседу должен начинать тот, кто заинтересован.
Внушение
Это метод влияния не является эмоциональным. Манипулятор должен направить на собеседника взгляд, интонацию голоса, правильно подбирать слова и проявить авторитет. Люди педагогических специальностей часто применяют этот способ к ученикам подросткового возраста.
С помощью этого типа воздействия можно заставить человека сменить свои убеждения, тип мышления, заставить выполнять какую-то роль. Особенность внушения в том, что человек не меняет способность мыслить, а проявляет готовность принять чужое мнение.
К внушению чаще прибегают родители и педагоги
Эмоциональное влияние
О расположении человека во время разговора нередко дает понять его эмоциональное состояние. Несколько признаков о том, что человек попал под влияние собеседника:
- При встрече с собеседником проявляет радость, чтобы впоследствии он испытывал положительные эмоции от вида манипулятора.
- Во время смеха люди смотрят на человека, который вызывает у них симпатию.
- Использование отрицательных частиц в начале разговора сразу программирует в сознании собеседника нежелание что-то делать. Например, на фразу «Не хочешь выпить кофе?» собеседник скорее ответит отказом.
- Не извиняться без необходимости.
Другие способы влияния
Как повлиять на человека психологически, используя некоторые детали поведения во время разговора? Можно научиться оказывать влияние на людей, запомнив несколько приемов:
- Периодически обращаться к собеседнику по имени.
- Копирование интонации, жестов и мимики во время общения обеспечивает расположение собеседника.
- Чтобы собеседник начал относиться положительно, необходимо соблюдать зрительный контакт. Важно отметить про себя, какой цвет глаз.
- Необходимо овладеть искусством лести – она должна быть, но не излишняя.
- Следить за тем, чтобы голос во время спорной беседы был спокойным. Впоследствии собеседник будет ощущать чувство вины, это указывает на его неправоту.
Важно! Если дать собеседнику выговориться, не перебивать, впоследствии услышанную информацию можно использовать в своих интересах.
Многие люди не подозревают, что применяют техники воздействия
Цели воздействия
Независимо от того, на какую группу людей необходимо воздействовать, цели влияния относятся к одной из групп:
- внушение другим людям для удовлетворения собственной выгоды;
- утверждение авторитета среди остальных;
- моделирование стандартов поведения и понятий;
- усвоение чувства значимости;
- самореализация.
Чаще всего практика манипулирования другими людьми обусловлена эгоистическими взглядами. Когда человек видит, что собеседник эмоционально уступает ему, возникает желание подчинить его своей воле, пусть и неосознанно. Одни хотят, чтобы к ним прислушивались, другие добиваются, чтобы за них выполняли какие-то действия, третьи стараются утвердиться у противоположного пола (особенно среди девушек). Кто-то может использовать эмоционально воздействие с благими намерениями, но чаще причина кроется в эгоизме. В любом случае скрытый мотив манипулятора в сумме подразумевает утверждение собственной значимости в глазах людей.
Между собой эти цели делятся на преднамеренные и непреднамеренные. К первым относятся те, когда манипулятор старается самоутвердиться, заставить кого-то выполнять за него какие-то действия или преследует эгоистическую цель. Непреднамеренное влияние может оказывать человек, просто находясь в комнате. Другие начинают копировать его поведение, поддаются его убеждениям, внезапно склоняются к его точке мировоззрения. Такая способность может проявиться спонтанно без какого-то злого умысла.
Большинство манипуляторов преследует собственный интерес
Ошибки манипуляции
Не всегда получается правильно пользоваться методами воздействия на людей. Некоторые распространенные ошибки раскрывают мотивы людей, и способы воздействия становятся не действенными:
- Первая ошибка заключается в том, что собеседник замечает, что им манипулируют. Такое возможно, если собеседник сам владеет подобным навыком общения, либо если манипулятор перестарался. В некоторых сферах общение подразумевает манипулирование, например, в трудовой среде между начальником и подчиненным, в семейной среде между родителями и детьми.
- Манипулятор не учел влияние дополнительных факторов. Любое психологическое воздействие может сработать или нет под влиянием различных моментов: собеседник владеет техникой защиты от психологического воздействия, собеседник отвлечен своими мыслями или любые другие причины. Техника иногда может не сработать, но это не значит, что недейственна в целом.
- Манипулятор надеется оказать влияние на подсознание человека и забывает про его логическое мышление. Если техника может сработать на подсознательном уровне, то достаточно развитая логика может ухватиться за деталь и вызвать сомнение, отчего психологическое воздействие может не иметь успех.
Методы воздействия делятся между собой на способы: эмоциональные и физические. Каждый из них более эффективен среди отдельных групп людей и для достижения разных целей. Сами цели манипулятора могут быть намеренными или нет, на практике в большинстве случаев манипулятор преследует эгоистические мотивы. Обучиться технике воздействия можно на приеме психолога или самостоятельно, используя курс практик по пособиям или аудиокнигам.
Видео
Манипуляции в общении — определение, виды, приемы, характеристика
С манипуляциями в общении любой человек встречается постоянно. Это происходит дома, на работе, во время общения с семьёй, друзьями или посторонними людьми.
Некоторые люди считают, что такого психологического воздействия стоит бояться и ищут способы уберечься от манипуляций. Но действительно ли это так?
Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое манипуляции в общении — виды, приемы, характеристика.
Содержание статьи:
Общие сведения
Понятие манипуляции в общении
Одним из наиболее распространенных видов общения является манипуляция. С ее помощью можно психологически воздействовать на человека. Манипуляции в общении являются способом управления, возможностью контролировать поведение и чувства человека.
Весь процесс состоит из манипулятора (субъекта) и адресата его воздействия (объекта). Важно, что объект не знает о том, что на него оказывают психологическое давление. По этой причине манипуляции над человеком или группой людей чаще всего имеет снисходительный или пренебрежительный подтекст.
Как уже говорилось выше, встретить манипулятора можно где угодно — в кругу семьи, друзей, коллег, руководителей. Они используются в основном в созидательных целях, но могут быть использованы и для деморализации человека. Здесь важно, какую роль стремится достичь манипулятор, а также приемы его воздействия.
Виды манипуляций в общении
Есть несколько способов воздействия, которые основаны на применении силы манипулятора и игра на слабостях объекта. Тот, кем манипулируют, не знает об этом процессе и думает, что сам управляет своим поведением. Получается, что выгода от поступков объекта манипулирования достается манипулятору. Он неправильно подаёт информацию, отыскивает нужный момент и каким необходимым ему для достижения цели способом доносит до адресата сведения. Всё это способствует манипулятору для достижения его целей с помощью объекта манипуляций.
СПРАВКА! Манипуляции в общении являются по сути управлением сознания человека.
Виды воздействия:
- Осознанные
Когда манипулятор осознает, зачем он воздействует на человека и видит результат, к которому стремится. Чаще всего это вид встречается между коллегами.
- Неосознанные
Когда человек не осознает или смутно понимает конечную цель своего манипулирования. Чаще всего этот вид встречается в семейных, дружеских, приятельских отношениях.
Кроме этих, есть ещё и второстепенные, которые подразделяются на:
- Лингвистические (коммуникационные). Так называются речевые манипуляции на человека во время дискуссии, диалога.
- Поведенческие. Так называют управление сознанием человека при помощи поступков, ситуаций, действий. Здесь речь служит только дополнением.
Цель манипуляций
Манипуляции являются одним из древнейших способов достижения выгоды в разных ситуациях. Такое воздействие является психологическим, но не характеризуется, как плохое или хорошее. На него влияет только конечная цель и способы ее достижения.
Если объект манипуляции поймет, что им управляют, то нужно попробовать разобраться в том, зачем это делают, и извлечь пользу из этого.
Сначала нужно разобраться с целью, то есть чего хотел добиться от вас манипулятор. Необходимо понять, выгода была бы получена только для манипулятора или и вы могли ее получить. Такой вариант возможен в пределах семьи, когда родители хотят научить ребенка выполнению каких-то действий (к примеру, чистить зубы). Здесь целью является забота об объекте воздействия.
Затем нужно понять средства манипулирования. В случае воздействия на адресата с помощью принуждения к чему-то, адресат испытывает страх, унижение, злость, он полностью переходит под воздействие манипулятора, подчиняется ему. Однако, есть и другой вид воздействия — с помощью лести. В этом случае адресата убеждают в его уникальности и привлекательности. Тогда человек, которым манипулируют, самостоятельно подчиняется манипулятору.
Так, манипуляции в общении характеризуют нейтрально. Здесь почти всё зависит от личности субъекта. В случае раскрытия процесса воздействия, его смысл исчезает. По этой причине не всегда нужно останавливать происходящее. Нередки такие случаи, когда намного выгоднее подыграть манипулятору и получить при этом свою выгоду.
Приемы манипуляции в общении
В зависимости от объекта манипуляций, манипулятор делает выбор подходящего приема. Манипулировать можно одним человеком или группой людей, вплоть до целой аудитории.
Главные способы и приемы манипуляций в общении основываются на чувствах. Они могут полностью разрушить жизнь человека, его личность. По этой причине необходимо понять главные моменты психического воздействия и научиться их пресекать.
Воздействие любовью
Такой прием не подкрепляется безусловной любовью. Манипулятор воспринимает объект только тогда, когда он выполняет необходимые ему действия или принимает его условия. К примеру, это может звучать так: «Если ты будешь делать то-то, то я буду тебя любить» и тому подобное. В таком способе манипуляции подразумевается, что выполнив предлагаемые манипулятором условия, объект получит хорошее отношение или даже любовь. Негатив такого манипулирования в том, что человек не воспринимается таким, какой он есть, а одобряется только ввиду его хорошего поведения.
Воздействие страхом
С помощью вселения в человека чувства страха плюсом к его недостаточной информированности, можно с лёгкостью манипулировать его поступками. К примеру, когда родителя говорят своим детям: «Если ты не сдашь экзамен, то не поступишь в институт и будешь безработным». Все страхи придумываются самим объектом и начинаются от недостатка информации.
ВАЖНО! Если человек прислушивается к манипулятору, то совершает большую ошибку. Нередко за подобными высказываниями кроется желание заставить объект что-то делать, не применяя другой, например денежной мотивации. Часто людей заставляют работать лучше или больше, устрашая их тем, что на их место уже нашелся претендент.
Воздействие виной
В основном такой прием применяется в семейных отношениях. Испытывая чувство вины, объект пытается возместить причиненный ущерб. К примеру, когда жена выговаривает мужу за то, что тот веселился с друзьями, когда она одна сидела с ребенком и ещё успела ему ужин приготовить. Манипулятор всегда давит на чувство вины и будет находить все время новые ситуации для этого. Объект же всегд
Психологические приемы влияния: на людей, партнера, собеседника
.
Каждый человек попадает под чье-то влияние сознательно или нет: даже всеобщее желание быть похожим на других, не отличаться от сверстников – воздействие стереотипов, которые считаются стандартом. «Стадный инстинкт» учитывается и в создании рекламных роликов, заставляя тем самым людей покупать совершенно ненужные вещи. На этом базируется психология влияния, которая подразумевает под собой методы и приемы, позволяющие эффективно воздействовать на психологическое состояние собеседника или группы людей с целью достижения цели.
Психология механизмов
Люди, живущие рядом, постоянно воздействуют друг на друга, преследуя личные мотивы. Уже с самого рождения младенец осваивает техники психологического воздействия на родителей посредством крика, а затем и другие.
Общаясь между собой, люди часто воздействуют на мысли собеседника даже не осознавая того. Психологическое влияние – это определенные механизмы, которые могут моделировать сознание личности. Они подразделяются на 2 группы.
- Бытовые способы манипуляции.
- Специальные: кодирование, транс, гипноз.
Влияния как бытовые, так и специальные, имеют один общий основной элемент. Его суть заключается в изучении природы индивида, понимании поведенческих особенностей, реакций на стрессовый фактор.
Основы
В основе приемов влияния на людей лежит использование особенностей личности. Наблюдательному индивиду очень просто осуществлять манипуляции. Одним из самых распространенных приемов является давление на жалость. Его осваивает каждая персона еще во младенчестве.
Оказывать влияние на людей можно посредством использования следующих особенностей человеческой натуры:
- слабости;
- скрытые мотивы и желания;
- изменение сознания, эффект неожиданности;
- разумное манипулирование.
Слабости
У каждого есть своя слабость. Нередко, зная о том или ином событии из жизни человека, мы неосознанно пытаемся повлиять на его выбор, мотивируя совершить поступок, выгодный нам. На этом зиждется бытовое психологическое воздействие. Главный прием влияния на партнера – манипуляция жалостью. Он заключается в причинении психологической боли. Сопротивляться ему не может практически никто, поэтому люди соглашаются на выполнение определенных установок даже вопреки своим желаниям и принципам.
Желания и мотивация
Желания и мотивы у всех людей похожи. Сложные формы деятельности подразумевают элементарные вещи: желание быть любимым, богатым, иметь власть, удовлетворять естественные инстинкты и пр. Эти особенности человеческой натуры учитываются при создании рекламы, постов в интернете, предвыборных кампаний. Личность под влиянием своих стремлений заполучить желаемое делает то, что нужно манипулятору. Влияние будет более эффективным, если использовать образы, цвета, ассоциирующиеся у человека с его желаниями: люди, которым не хватает эмоций, с радостью отреагируют на рекламные ролики с использованием оранжевых оттенков, а те, кому необходимо спокойствие и уют, – синих, зеленых. Методы защиты от такого воздействия элементарны. Нужно проанализировать себя и понять, чего вам не хватает. Также важно осознавать, что для получения желаемого необходимы кропотливый труд и стремление.
Эффект неожиданности
Психологическое влияние на подсознание человека может проводиться разными способами. Изменение сознания делает личность полностью беззащитной перед чужим воздействием. К таким методам относятся гипноз и транс. Во время первого личность находится полностью под влиянием воздействующего лица, его сознание закрыто и не контролируемо им самим. Транс отличается тем, что индивид думает, будто контролирует свои действия, но выполняет указания манипулятора.
В состояние легкого транса личность можно ввести, задав ей странный, неожиданный вопрос. Замешательство, которое возникает, является специфическим состоянием, позволяющим легко внушить необходимую информацию. В легкое трансовое состояние очень легко ввести индивида, который погружен в свои мысли, немного растерян. Так выбирают своих жертв разного рода манипуляторы, которые ищут легкой наживы. Главную роль в таком воздействии играет эффект неожиданности.
Разумное манипулирование
Влияние на подсознание человека – это не только скрытые формы воздействия с целью наживы. Эта область науки изучает также методы повышения работоспособности сотрудников на предприятиях, усовершенствование их навыков и снижение агрессии в коллективе по отношению друг к другу.
Метод разумного манипулирования предусматривает добровольное соглашение индивида на выполнение определенных функций. Воздействие происходит за счет использования высших стремлений. Это немного напоминает метод применения желаний и мотиваций: каждый сотрудник хочет получать достойную зарплату, чувствовать себя нормально в коллективе. Чтобы достичь этих целей, необходима слаженная работа, концентрация и взаимопомощь.
Приемы управления партнером
Главная составляющая разговора между людьми – эмоциональный контакт. Влияние этой части в психологии рассматривается, как возможный инструмент манипуляции партнером. При разговоре с человеком наш мозг получает огромное количество сигналов, которые через подсознание начинают управлять нами, вызывая те или иные эмоции при виде определенной личности. Если в процессе общения посылать партнеру определенный скрытый позитивный сигнал, у него выработается стойкий рефлекс. При виде вас он будет испытывать радость. Такие приемы не помогут вам навязать свои желания другой личности, но смогут расположить кверента к общению.
Обращаясь к партнеру, всегда называйте его по имени. Это важная составляющая правильного общения. Каждый человек – личность, он уникален. Обращение без использования имени обезличивает собеседника. Он остается неудовлетворенным в стремлении быть самим собой, испытывает негативные эмоции, которые ассоциируются с вашим образом. Правильное обращение показывает значимость индивида для вас.
С утра используйте фразу «Доброе утро». Она более приятна для слуха, чем сухое «Здравствуйте». Улыбайтесь партнеру. Это работает, как зеркало: улыбаясь себе в отражающую поверхность, в ответ вы всегда получаете улыбку. Таким же образом можно использовать и людей. Подсознательно улыбка у каждого индивида ассоциируется с другом, счастьем, ощущением безопасности, поэтому ваш партнер будет бессознательно следовать вашим указаниям.
В деловом общении старайтесь использовать комплименты. Они помогают вызвать чувство удовлетворения у партнера, но использовать их нужно с умом, иначе все старания будут напрасны, а комплимент превратится в банальность, грубую лесть или будет звучать, как насмешка. Каждый должен подкрепляться фактом.
Правила построения комплиментов:
- в комплименте отражаются позитивные качества, которые не могут быть восприняты одновременно как негативные;
- не следует использовать гиперболизацию, преувеличение должно быть небольшим;
- ваши слова не должны отражать положительное качество ниже, чем считает сама личность;
- в комплименте должна отражаться констатация наличия положительного качества, а не указания по улучшению;
- делая комплимент, не пытайтесь тут же обратить особое внимание на недостатки человека.
Способы воздействия на собеседника
Основой психологических приемов влияния на собеседника является наблюдение за индивидом и знание некоторых поведенческих нюансов.
Рассмотрим несколько самых простых приемов, которые могут пригодиться в повседневной жизни.
- Чтобы выйти победителем из спора, как бы вам ни хотелось, никогда не повышайте голос. После того как собеседник выпустит пар, он будет ощущать себя опустошенным и виноватым перед вами, чем можно быстро воспользоваться и убедить его в своей правоте.
- Зная о том, что перед вами лгун, вы можете легко вывести его на чистую воду, используя паузы в разговоре. Молчите, и тогда собеседнику не останется ничего, как заполнять тишину своей «исповедью».
- Фразы нельзя начинать с отрицательных слов: вместо «Не хочешь ли ты прогуляться со мной до кафе» – «Пойдем со мной в кафе». Отрицательным предлогом вы заранее программируете кверента на отказ.
- Избегайте фраз, излучающих неуверенность: извинения без повода, слова сомнения типа «Мне кажется» и пр. Они унижают вас в глазах собеседника.
Заключение
Для оказания влияния на людей, с точки зрения психологии, можно эффективно использовать элементарные приемы в общении с людьми, чтобы улучшить взаимоотношения и расположить к себе окружающих. Знание этих способов помогает также защитить себя от нежелательного воздействия со стороны других.
Реферат на тему “Проблема общения, способы и приемы психологического воздействия на партнера”
Реферат
на тему “Проблема общения, способы и приемы психологического воздействия на партнера”
Выполнил:
Расулов Хайрула Рамазанович
Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он не решал – это создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе.
Содержание
Введение
Глава 1. Общение как психологическая проблема
1.1. Составляющие общения
1.2. Каналы общения
1.3. Типы и психологические механизмы общения
Глава 2. Психологические приемы влияния на партнера
2.1. Способы воздействия партнеров друг на друга
2.2. Самоподача – управление вниманием партнера
2.3. Техника скрытого получения информации от партнера по общению
Заключение
Список использованных источников
Введение
Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он не решал – это создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе.
Профессиональная жизнь специалиста по социально-культурному сервису и туризму в своем большинстве происходит во взаимодействие с клиентами. Положительные отношения сотрудника сервиса и клиента в значительной степени определяется тем, насколько деловое поведение специалиста способствует установлению контакта и положительному развитию акта их взаимодействия.
Общение с людьми – это наука и искусство. Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. Проблема психологического влияния в наше время особенно актуальна. Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним. Каждый человек становится мишенью влияния множества других людей. С другой стороны, расширились возможности не только влияния, но и противостояния чужому влиянию.
Таким образом, актуальность выбранной темы сомнений не вызывает.
В данной работе будет рассмотрена проблема общения, способы и приемы психологического воздействия на партнера.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы __ страниц.
Глава 1. Общение как психологическая проблема
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Обозначим структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.
1.1. Составляющие общения
Главным средством общения является язык. Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.
Большое значение в процессе общения имеют знаки. Знак – это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.
Понять человека как носителя определенной культуры мы можем только уяснив значения его слов и поступков. Понять же его, как индивида можно лишь учитывая и значения, и личностные смыслы его речей, жестов и т.д.
Так, слово «стол» – это знак. Все знаки данного языка (например, русского) образуют систему знаков: слова «стол», «стул», «диван» и т.д. объединены общим представлением о мебели.
То общее содержание, которое вкладывается в данный знак, называется его значением. В значении знаков воплощены знания, приобретенные людьми, их практический и теоретический опыт. Включаясь в жизнь того или иного культурного сообщества, мы усваиваем значение знаков, учимся их использовать.
Усваивая значения знаков и способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Язык становится средством общения, средством установления взаимопонимания для тех, кто им владеет. В то же время он становится средством изоляции для тех, кто его не знает. Помимо общего для всех индивидов значения, знак может иметь для каждого свой субъективно окрашенный личностный смысл. Он порождается личным опытом человека, его желаниями, надеждами, страхом, иными чувствами.
Не все знаки, с помощью которых люди сообщают о себе ту или иную информацию, являются продуктами культуры. Некоторые из них являются естественными проявлениями организма. К ним относятся: краска, заливающая лицо, или напротив, внезапная бледность, выступившие на глазах слезы, дрожание рук, голоса и т.д. Эти знаки называют признаками или симптомами, они свидетельствуют о сильных эмоциональных реакциях человека.
Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным (от лат. Verbalis – словесный). При невербальном общении средством передачи информации являются невербальные, идентификация, эмпатия и рефлексия, несловесные знаки: позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение и т.д.
Речь способна точно и беспристрастно фиксировать интеллектуальные соображения человека, служить средством передачи однозначно трактуемых сообщений. Именно поэтому речь успешно используется для закрепления и передачи разного рода научных идей, а также координации совместной деятельности, для осмысления душевных переживаний человека, его взаимоотношений с людьми.
Живая речь содержит в себе множество сведений, заключенных в так называемых невербальных элементах общения, среди которых можно назвать следующие.
Позы, жесты, мимика. В целом они воспринимаются как общая моторика различных частей тела (рук — жестикуляция, лица — мимика, позы — пантомима). Эта общая моторика отображает эмоциональные реакции человека. По ним мы можем заключить об отношении человека к какому-либо событию, лицу, предмету и пр. Жест может нам сказать о желании этого человека, о его состоянии. Именно эти особенности и называются кинетикой.
Паралингвистика или просодика — особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта. Они представляют собой «добавки» к вербальному общению. Паралингвистика — это качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистика — это включение в речь пауз, покашливания, смеха, а также темп речи.
Проксемика (от англ. proximity — близость). Основатель проксемики Э.Холл называл ее пространственной психологией. В эту группу средств общения входит пространство и время организации коммуникативного процесса, которые также выступают особой знаковой системой и несут смысловую нагрузку, как компоненты коммуникативных ситуаций. В последнее время в психологических исследованиях обращено внимание на коммуникативное значение дистанции между общающимися и зависимость эффективности общения от расположения партнеров. Выделяют четыре дистанции между общающимися: интимную (от 0 до 0,5 м), личностную (0,5 – 1,5 м), социальную (1,5 – 3 м), публичную (св. 3 м). Изменяя расстояние, сотрудник может добиваться дополнительного воздействия на подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и т.д., так как этим изменяется характер отношений между партнерами.
Визуальное общение — контакт глаз.
Невербальные средства общения чаще всего используются для установления эмоционального контакта с собеседником и поддержания его в процессе беседы, для фиксации того, насколько хорошо человек владеет собой, а также для получения информации о том, что люди в действительности думают о других. Американский психолог Дж.Трейгер назвал неречевые средства общения эмоциональным языком, так как чаще всего они «говорят» нам именно о чувствах собеседника. О чем же могут сообщить невербальные средства общения?
Во-первых, они способны указать собеседнику на особенно важные моменты общения.
Во- вторых, невербальные средства общения дополняют содержание высказывания.
Вот что писал по этому поводу С.Волконский: «Не прилепляйтесь к слову, не думайте, что в слове смысл; слово имеет бесконечное число смыслов, и только интонацией определяется настоящий смысл каждого данного случая».
В-третьих, невербальные средства общения свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего.
Мы ясно ощущаем высокомерное пренебрежение того, кто «цедит слова сквозь зубы», и чувствуем глубокое почтение к собеседнику, у которого хорошая речь с паузами внимания в ожидании ответной реплики. Желая показать свое негативное отношение, мы может придать с помощью соответствующей интонации обидный смысл обычной формуле вежливости типа «благодарю вас», «будьте любезны», и самые нейтральные слова наполнить нежными чувствами.
В-четвертых, невербальные средства общения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах.
1.2. Каналы общения
По логическому основанию выделяют три типа каналов общения: прямой, непрямой и управляемый косвенный.
Прямой канал общения – это непосредственный контакт. Критерием отнесения такого способа общения именно к прямому является пространственная близость партнеров по общению; непосредственность общения (т.е. без помощи техники). Примером может служить встреча в кругу друзей, совещание сотрудников в кабинете и т.д.
Как влиять на людей: психологические приёмы и техники воздействия
В современном мире умение влиять на людей – полезное качество, помогающее достичь высот в карьере, успеха в личной жизни и других социальных аспектах. Зная способы психологического воздействия на человека, можно обезопасить себя, если кто-то попытается испытать их на вас.
Психологическое воздействие
В психологии влияние понимается как умышленное управление эмоциями и поведением человека с помощью специальных техник, например НЛП. Делается это для того, чтобы индивид пересмотрел свои взгляды, убеждения и жизненную позицию.
Говоря о психологии влияния на человека, многие представляют какие-то ритуалы с использованием тайных знаний, позволяющие управлять другими так, как нам этого захочется, а они и не будут догадываться, что стали марионетками в чьих-то руках.
Но это лишь очередной миф. На самом деле не нужны никакие особые способности, чтобы оказать психологическое воздействие на сознание человека. Каждый из нас знаком с некоторыми методами с детства, а другие способы сможет узнать из нашего материала.
Существуют 3 сферы влияния на психику. Они могут применяться как вместе, чтобы быстрее получить желаемое от оппонента, так и поочерёдно – в зависимости от восприимчивости человека, на котором эти методы используются.
- Установки. Это определённая программа поведения, которую закладывают в подсознание. Наш мозг так устроен, что если мы видим или слышим что-то более 3-4 раз, то начинаем воспринимать это как истину, вследствие чего формируя у себя соответствующую модель поведения.
- Когниции. Когнитивное управление – это передача информации, которая представляет собой систему определённых установок, принципов и мотивов, запоминаемых как на сознательном, так и на подсознательном уровне. Инструментами манипулирования в данном случае являются частое повторение, доказательства с точки зрения логики, а подкреплением служит формирование положительных ассоциаций.
- Поведение – самая популярная форма влияния, которую мы используем порой неосознанно. Этот тип часто применяется к маленьким детям, подросткам и неуверенным, не любящим себя людям. Самым ярким примером поведенческого манипулирования считается индустрия моды. С её помощью большому числу людей навязываются вкусовые предпочтения.
От чего зависят результаты воздействия
Каждый из нас подсознательно знает, как психологически воздействовать на человека при разговоре. Вот только на кого-то наши приёмы могут повлиять, а на кого-то – нет. Даже если вы изучите способы управления на профессиональном уровне, всё равно многие люди не поддадутся этому. Давайте разберёмся, почему так происходит.
- Личные качества воздействующего
Убедительность человека зависит от доверия к оратору. Например, начальнику, который пользуется уважением среди подчинённых, потребуется немного усилий, чтобы убедить окружающих в правильности своего решения и добиться поддержки. А вот если люди относятся к руководителю с осторожностью и предубеждением, то оказать влияние на человека становится не так уж легко.
Авторитет воздействующего тоже очень важен. Как правило, внушить что-либо аудитории проще тому, кто показывает себя как специалист в какой-то области. Для этого можно использовать диплом, сертификаты о прохождении курсов, наличие учёного звания, степени, грамоты, но лучше всего оказывает впечатление на людей личный опыт оратора.
Важна и уверенность, с которой субъект рассказывает о своей позиции и предлагает её другим. Причём она должна быть не только внутренней, но и подтверждаться внешними признаками. Например, тот, чья речь громкая, уверенная и быстрая, может быть более убедительным, чем тот, кто разговаривает тихо и неуверенно.
Правдивость и искренность повышают убедительность, а значит, приводимые вами аргументы станут весомее для оппонента. Поэтому никогда не скрывайте свои недостатки, наоборот, преподносите их так, чтобы собеседник понимал, что вы очень похожи. Конечно, мы не говорим о том, что нужно рассказывать обо всех своих слабых сторонах, но некоторая их часть может сослужить вам хорошую службу.
Когда вы рассказываете о ваших личностных качествах, которые принято скрывать, то со стороны слушателя это вызывает доверие и уважение, а значит, прислушиваться к вам будут охотнее.
Если вы хотите научиться, как можно влиять на людей и управлять ими, обратите пристальное внимание на свою внешность и стиль одежды. Ухоженные лицо и руки, красивая и аккуратная причёска, стильная и опрятная одежда располагают к собеседнику и вызывают симпатию.
- Легко воспринимаемый, впечатлительный объект
Не стоит забывать о степени восприимчивости и впечатлительности человека, на которого хотите оказать давление. На того, кто привык любую информацию подвергать анализу и рассуждениям, давление извне практически не действует, особенно, если он плохо знаком с собеседником. Методы воздействия на психику такого человека часто не дают результатов. Эффект можно получить только в том случае, если субъект доверяет и уважает оратора.
А вот впечатлительный слушатель, который всё принимает близко к сердцу и доверяет людям, в чём-то превосходящим его, легко поддаётся мотивации – как положительной, так и отрицательной. Такой собеседник может пойти на поводу у представителей сетевых компаний, рекламы и других манипуляторов.
Как влиять на людей: виды воздействия
Иногда действия окружающих мешают нам жить, особенно это касается близких людей. Тогда хочется найти способы, как повлиять на человека психологически, чтобы родственник изменил своё поведение. И такие методы мягкого давления на психику существуют. Используя их, вы сможете нормализовать отношения со многими людьми, причём это касается не только родственников, но и партнёров по бизнесу, клиентов, начальника, сослуживцев и тех, с кем вам приходиться взаимодействовать.
- Осознанное и неосознанное
Осознанное манипулирование – это когда манипулятор знает, что именно хочет получить и как изменить действия оппонента. Такой вид влияния может быть направлен на изменение эмоциональной сферы и взглядов объекта с целью добиться определённых действий.
К осознанным методам относится поведение манипулятора. Например, чтобы расположить к себе собеседника, оппонент может повторять его жесты, копировать позы, говорить теми же словами.
Осознанное манипулирование включает в себя множество пунктов, вот некоторые из них:
- Переспрашивание и уточнения. Субъект делает вид, что недопонял смысл сказанного, начинает переспрашивать. Но фразы повторяются только сначала, а потом частично разбавляются своими словами так, чтобы всё пересказанное обрело иной, выгодный ему, смысл. Если вы замечаете такие уточнения и переспрашивания, будьте внимательны и вслушивайтесь в каждое слово, а заметив неточность – поправляйте собеседника, причём делайте это даже тогда, когда он пытается уйти от темы.
- Перебивание. Таким образом оппонент хочет сбить собеседника с мысли. Чтобы противодействовать этому, не стоит обращать внимание на то, что вас стараются перебить. Постарайтесь логично донести свою концепцию либо применить специальные речевые психологические техники, которые поднимут на смех манипулятора, а если над ним посмеётся группа слушателей, то его НЛП-методы будут уже недейственны.
- Ложная слабость. Субъект показывает, что слабее своего собеседника, и тем самым добивается желаемого. Ведь если рядом с нами находится кто-то слабее, то мы расслабляемся и становимся снисходительнее. А когда мозг работает в расслабленном режиме, то паттерны и установки, исходящие от того, с кем мы общаемся, попадают прямо в подсознание и укрепляются там. Противостоять этому способу нелегко, нужно всегда быть начеку и контролировать всю информацию, исходящую от незнакомых людей.
Также к осознанным формам влияния относятся:
- просьбы;
- приказы;
- принуждение посредством чувства вины или долга;
- меры наказания;
- угрозы.
Если вы понимаете, что на вас пытаются оказать влияние, то лучший способ защиты – дистанцироваться от такого человека или окончательно прекратить общение.
К неосознанным формам давления относятся:
- Побуждение – фразы составляются таким способом, чтобы слушатель думал, что сам хочет сделать то, что ему говорят;
- Непринуждённый совет, указывающий на то решение, которое нужно говорящему;
- Обязательство, построенное на чувстве вины;
- Обмен – форма влияния, которая неосознанно заставляет сделать другу то же, что он сделал для вас несколько лет назад.
- Открытое и скрытое
Открытое воздействие – это когда объект осознаёт, что его подталкивают к какому-либо поступку или действию. Таким влиянием может стать мотивация или просьба. В подобной ситуации человек сам может решить, поддаться манипуляции или уклониться от её выполнения.
Скрытые манипуляционные методы более эффективны, но в то же время неэтичны. В этом случае человек часто даже не догадывается, что находится под влиянием и исполняет чью-то волю. К скрытым формам можно отнести искусную ложь, умолчание важных фактов и прикрытие благим делом с целью получить личную выгоду.
- Позитивное
Создание средства влияния на человека может быть как позитивным, так и негативным. К положительным формам давления относятся:
- Применение уменьшительно-ласкательных имен. Если вы только познакомились, а собеседник начинает называть вас ласковым именем, например, «Наташенька», «Оксаночка» или вовсе придумывает вам прозвища, уместные только в паре, такие как «Зайка», «Киска» и т.д., то это значит, что вашу бдительность пытаются усыпить и поставить себя выше. Ведь подсознательно мы не только доверяем людям, которые ласково нас называют, но и считаем, что они на ступень выше в развитии и в других сферах.
- Дипломатично законченный разговор на позитивной ноте. Чтобы расположить к себе клиента или понравившегося незнакомца, рекомендуется заканчивать разговор позитивно. Например, можно поблагодарить за интересное общение и пожелать чудесного дня. Клиентам желательно выразить благодарность за то, что они к вам обратились, и пожелать что-нибудь хорошее. Такое взаимодействие сделает вас в глазах слушателя приятным и воспитанным человеком и расположит к вам.
- Правило трёх «Да». Маркетологи и рекламщики знают: чтобы с успехом продать товар или услугу, нужно добиться от клиента согласия на три заданных вопроса. Если объект три раза с вами согласится, то на предложение что-либо купить или воспользоваться выгодным предложением ему будет сложнее ответить отказом.
- Отзеркаливание собеседника. Для расположения слушателя рекомендуется ненавязчиво повторять его позы и жесты, можно говорить теми же словами. Это даст сигнал его мозгу, что вы очень похожи, следовательно, вам можно доверять.
- Негативное
- Угроза. Запугивание, обещание причинения зла объекту, если не выполнит просьбу. Этот метод может применять начальник к своим подчинённым, чтобы поддержали проект или выполнили сверхурочную работу, запугивая увольнением, лишением премии. Чтобы с достоинством выйти из этой ситуации, начните искать другую работу, повышайте квалификацию, углубляйте свои знания.
- Критика. Эта форма манипулирования распространена в повседневной жизни с целью заставить приобрести тот или иной товар, ненужную услугу. Особенно критике подвластны женщины, и манипуляторы об этом хорошо осведомлены. Они начинают критиковать внешность, фигуру, одежду девушки, а потом услужливо предлагают это исправить за определённую сумму.
Данный метод часто используется в парах. Таким способом один партнёр старается повлиять на другого, надеясь на изменение поведения. Чтобы остановить поток критики в ваш адрес, необходимо поставить критикана на место, сказав, что вы не спрашивали чужого мнения и не нуждаетесь в нём. Когда вас критикует любимый человек или член семьи, убедитесь в конструктивности замечаний. Если они имеют под собой почву, то вы можете прислушаться, если неконструктивны – просто не обращайте внимания. - Самовосхваление. По сути, это самореклама, не имеющая под собой фактов. Человек провозглашает себя экспертом в какой-то области, часто это происходит за счёт принижения других. Самовосхваление – это постоянные разговоры о своих мнимых талантах и добродетелях, сомнительных успехах и заслугах, которые часто достигаются не совсем экологичными путями. Чтобы не попасть под манипуляции зазнайки, задавайте ему наводящие вопросы о том, в чём вас пытаются убедить. А если собеседник начнёт рассказывать о своих научных званиях, многолетнем опыте и т.д., то задайте ему простой вопрос: «Ну и что дальше?». Обычно это обескураживает и ставит манипулятора в тупик.
- Слухи и сплетни. Распространённый манипуляционный вид, цель которого – выведать у жертвы интересующую информацию. Манипулятор в этом случае выступает в роли друга, который рассказывает, что он якобы слышал о вас нелицеприятные вещи и по доброте душевной решил вам об этом рассказать. Конечно, слушать о себе неправду неприятно, это вызывает бурные эмоции, которые и используются против вас. Под давлением негативных эмоций жертва плохо контролирует себя и может рассказать всё, что хочет знать оппонент.
Психология влияния на человека позволяет использовать сплетни для разных целей. Например, чтобы настроить жертву против кого-то, выудить нужную информацию, войти в доверие и т.д.
Чтобы не попасть в эту ловушку, главное, сохранять хладнокровие и всегда перепроверять полученную информацию. И никогда не оправдывайтесь перед тем, кто донёс до вас слух. Говорите с достоинством и контролируйте свои эмоции.
Выводы
Манипулирование может быть применено как в позитивных, так и в негативных целях. Не нужно забывать лишь о том, что нельзя ради своей выгоды использовать способы, которые запугают оппонента, поставят в тупик или создадут ощущение безысходности. В случае если деструктивные формы воздействия использовали на вас, обратитесь за психологической помощью. Это поможет вам вновь восстановить внутреннюю гармонию и научиться противостоять личностям, которые хотят вас использовать.
Способы воздействия в процессе общения — Студопедия
Общение включает в себя определенные способы воздействия индивидов друг на друга; основные из них – это заражение, внушение, подражание
Заражение – это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей
Особой ситуацией, в которой усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.
Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.
В отличие от заражения, которое носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т.п.), внушение носит, напротив, вербальный характер, т.е осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.
Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.
151 Психологическое самообразование
Вопросы для обсуждение а размышления
1. Философ Э В Ильенков утверждает, что «личность и воз
никает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъ
ект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам,
заданным ему извне – той культурой, в лоне которой он просы
пается к человеческой жизни, к человеческой деятельности».
Как категория «деятельность» связывает между собой понятия «индивид», «субъект», «личность», с одной стороны, и понятия «норма», «эталон», «культура» – с другой?
2. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Корень
всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве
случаев кроется в забвении учителем того, что урок – это совме
стный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется
в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складыва
ются между преподавателями и учащимися».
Можно ли полагать, что в структуру взаимоотношений школьников в классе входят связи и отношения школьников и педагогов?
3. Если «личность начинается, реализуется и осуществляет
себя в реальных поступках», то каковы возможности школы в
становлении личности?
4. По данным ЮНЕСКО, в развитых странах около 80%
всей информации, получаемой детьми 12-15 лет, черпается ими
не в школе, а в процессе внеучебного общения.
Какие педагогические выводы можно сделать на основе это-го факта?
5. Почему первое впечатление школьников об учителе являет
ся столь важным фактором их взаимодействия в учебной работе?
6. Психолог Т.В.Драгунова так характеризует подростковый
возраст: «У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны,
стремление к общению и совместной деятельности со сверстни
ками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких това
рищей, друга… Переживание одиночества тяжко и невыносимо
для подростка… Достоинства понравившегося сверстника часто
заставляют подростка увидеть и осознать отсутствие у себя тех
качеств, которые ему импонируют и ценятся товарищами. Появ
ляется желание быть такими же и даже лучше. Товарищ стано
вится образцом для подростка».
В чем, на ваш взгляд, своеобразие взаимосвязи деятельно-
152
сти, общности и сознания подростка? Можно ли приведенную характеристику использовать применительно к начальному периоду студенческой жизни7
Литература для чтения
Андреева Г.М, Социальная психология. М, 1994. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Бодалев А.А. Личность и общение, М., 1983.
Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психологии. 1994. №1.
Бубер М. Я и Ты. М., 1993.
Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М., 1982.
Давыдов В.В. Понятие деятельности и психики в трудах А.Н.Ле-онтьева // Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С.217-224.
Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М., 1994.
Леонтьев А.А Педагогическое общение. М., 1979.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1979.
Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников, М., 1984
Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. М., 1987.
Петровский А.В Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.2
Слободчиков В И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1991. №2.
Фейгенберг Е.И., Асмолов А.Г. Культурно-историческая концепция и возможности использования невербальной коммуникации в восстановительном воспитании личности // Вопр. психологии. 1994, №6.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении Томск, 1994.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М , 1978.
Реферат на тему «Проблема общения, способы и приемы психологического воздействия на партнера»
Реферат на тему «Проблема общения, способы и приемы психологического воздействия на партнера»
Содержание
Введение
Глава 1. Общение как психологическая проблема
1.1. Составляющие общения
1.2. Каналы общения
1.3. Типы и психологические механизмы общения
Глава 2. Психологические приемы влияния на партнера
2.1. Способы воздействия партнеров друг на друга
2.2. Самоподача – управление вниманием партнера
2.3. Техника скрытого получения информации от партнера по общению
Заключение
Список использованных источников
Введение
Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он не решал – это создание климата делового сотрудничества, доверия и уважения, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе.
Профессиональная жизнь специалиста по социально-культурному сервису и туризму в своем большинстве происходит во взаимодействие с клиентами. Положительные отношения сотрудника сервиса и клиента в значительной степени определяется тем, насколько деловое поведение специалиста способствует установлению контакта и положительному развитию акта их взаимодействия.
Общение с людьми – это наука и искусство. Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. Проблема психологического влияния в наше время особенно актуальна. Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним. Каждый человек становится мишенью влияния множества других людей. С другой стороны, расширились возможности не только влияния, но и противостояния чужому влиянию.
Таким образом, актуальность выбранной темы сомнений не вызывает.
В данной работе будет рассмотрена проблема общения, способы и приемы психологического воздействия на партнера.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы __ страниц.
Глава 1. Общение как психологическая проблема
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Обозначим структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания
8 факторов, влияющих на деловое общение
Общение — это обмен фактами, идеями, желаниями и отношениями между людьми или между людьми. Коммуникация в бизнесе такая же. Деловое общение — это выражение, передача, получение и обмен идеями в торговле и промышленности.
Этот обмен становится плодотворным, когда получатель понимает значение сообщения так, как закодировано отправителем.
Однако несколько факторов искажают смысл сообщения в бизнесе.
8 факторов, влияющих на деловое общение:
- Культурное разнообразие.
- Непонимание сообщения.
- Эмоциональная разница.
- Прошлый опыт.
- Образовательные и интеллектуальные различия.
- Принадлежность к группе.
- Позиционные различия среди персонала.
- Функциональные отношения между отправителем и получателем.
Вот некоторые факторы, которые влияют на смысл делового общения.
1. Культурное разнообразие
Когда люди с разным культурным происхождением общаются, вероятность недопонимания и неправильной интерпретации сообщения выше. В крупных корпорациях и многонациональных корпорациях обычно есть сотрудники с разнообразными культурными особенностями.
Кроме того, они работают со многими национальностями. Непонимание сообщений может привести к очень неприятной ситуации для компании. Компании могут принять некоторые меры, чтобы избежать этой проблемы.
2. Непонимание сообщения
Коммуникация в бизнесе также не работает, когда люди приписывают одному и тому же слову разные значения.Такое недопонимание случается, когда используются технические слова или жаргонизмы. Более того, люди могут намеренно неверно истолковывать внутренний смысл слов.
Непонимание сообщения — обычное дело в общении, но оно может создать проблемы для компании. Итак, сообщения должны быть правильно подготовлены и должна быть система обратной связи.
Связано: 7C Делового общения
3. Эмоциональное различие
Эмоции и чувства сторон, участвующих в общении, существенно влияют на смысл общения.Например, врачи обычно менее эмоциональны к пациенту, чем его родственники.
4. Прошлый опыт
Опыт предыдущего общения во многом определяет эффективность дальнейшего общения между тем же отправителем и получателем. Если у одной из сторон есть горький опыт, дальнейшее общение между ними, скорее всего, будет неэффективным.
5. Различия в образовании и интеллекте
Разница в неформальном образовательном и интеллектуальном уровне отправителя и получателя также влияет на смысл общения.
Если они имеют аналогичное образование, общение будет эффективным. Потому что они, вероятно, будут придерживаться схожих представлений, понимания, чувств, мышления, взглядов и т. Д.
Связанные: Коммуникационные барьеры, ориентированные на отправителя и получателя
6. Групповая принадлежность
Различия в групповой принадлежности также влияют на общение в бизнесе. Если отправитель и получатель принадлежат к разным формальным или неформальным группам, связь между ними.
Они могут стать менее эффективными.
Например, общение между лидерами профсоюзов и менеджерами может быть неудачным просто из-за их враждебного отношения друг к другу.
Точно так же неформальные групповые отношения на основе религии, пола, региона, возраста и т. Д. Могут повлиять на деловое общение.
Связано: Связь виноградной лозы: определение, типы, виноградная лоза в деловом общении
7. Различия в позициях персонала
Если отправитель и получатель занимают разные должности в иерархии, связь между ними может нарушиться.Иногда мы видим, что для поддержания формальности в организации некоторые люди заходят слишком далеко.
Например, начальство обычно меньше внимания уделяет сообщениям своих подчиненных. Также подчиненные стараются избегать любых указаний начальства, чтобы избежать нагрузки и ответственности.
Связано: 3 Формы общения в организации
8. Функциональные отношения между отправителем и получателем
Функциональные отношения между отправителем и получателем существенно влияют на значение общения в бизнесе.Если отправитель и получатель принадлежат к разным функциональным отделам или областям, получатель может не понять сообщение отправителя.
Например, финансовый менеджер может не ясно понимать послание менеджера по дизайну продукта; Менеджер по контролю качества может не понимать послание бухгалтеров.
Деловое общение — это выражение, передача, получение и обмен идеями в торговле и промышленности. Во многих отношениях значение делового общения может оказывать влияние.Это влияние может быть положительным или отрицательным.
.
Влияние культуры на процессы коммуникации
Страну можно отнести к культуре с высоким или низким контекстом. Контекст культуры может быть высоким или низким с точки зрения подробной справочной информации. Эта классификация обеспечивает понимание различных культурных ориентаций и объясняет, как процесс коммуникации передается и воспринимается.
Северная Америка и Северная Европа (например, Германия, Швейцария и скандинавские страны) являются примерами культур с низким контекстом.В этих типах общества сообщения ясны и ясны в том смысле, что настоящие слова используются для передачи основной части информации в общении. Слова и их значения, будучи независимыми сущностями, могут быть отделены от контекста, в котором они встречаются. Поэтому важно то, что сказано, а не то, как это сказано, и не среда, в которой это сказано. Япония, Франция, Испания, Италия, Азия, Африка и арабские страны Ближнего Востока, напротив, представляют собой культуру высокого контекста. В таких культурах общение может быть косвенным, и выразительный способ доставки сообщения становится критическим.Поскольку вербальная часть (то есть слова) не несет большую часть информации, большая часть информации содержится в невербальной части передаваемого сообщения. Контекст общения высок, потому что он включает в себя много дополнительной информации, такой как ценности отправителя сообщения, положение, предыстория и ассоциации в обществе. Таким образом, сообщение невозможно понять без его контекста. Индивидуальная среда человека (то есть физическая среда и социальные обстоятельства) определяет, что он говорит и как другие интерпретируют его.Этот тип общения подчеркивает характер и слова человека как факторы, определяющие его честность, что позволяет бизнесменам прийти к соглашению без подробных юридических документов.
Культуры также различаются по способу обработки информации. В некоторых культурах информация обрабатывается прямым, линейным образом и поэтому носит монохромный характер. График, пунктуальность и ощущение того, что время образует целенаправленную прямую линию, являются показателями таких культур. Однако быть монохромным — это вопрос степени.Хотя немцы, швейцарцы и американцы являются монохромными культурами, американцы, как правило, более монохромны, чем большинство других обществ, и их быстрый темп и потребность в мгновенных ответах часто рассматриваются как напористые и нетерпеливые. Другие культуры относительно полихроничны в том смысле, что люди работают на нескольких фронтах одновременно, а не преследуют одну задачу. И японская, и латиноамериканская культуры являются хорошими примерами полихронической культуры. Жители Запада часто неправильно понимают и обвиняют японцев в том, что они не предоставляют подробную информацию.Правда в том, что японцы не хотят быть слишком прямыми, потому что, говоря прямо, они могут быть восприняты как бесчувственные и оскорбительные. Японцам также некомфортно сразу переходить к основному делу, не ознакомившись предварительно с другой деловой стороной. Для них преждевременно обсуждать деловые вопросы без установления личных отношений. Более того, американские бизнесмены считают отказ японцев смотреть друг другу в глаза признаком грубости, тогда как японцы не хотят смотреть друг другу в глаза из-за
.
7 советов по развитию навыков влияния
Опрос за опросом подчеркивают важность влияния и ведения переговоров для достижения продвижения по службе и карьерного роста. Влияние — это гораздо больше. Способность влиять — это ключевой навык во многих аспектах современной трудовой жизни, независимо от того, работаете ли вы в кросс-функциональных командах, управляете отношениями с внешними поставщиками или общаетесь с потенциальными новыми клиентами. Вот семь советов, которые помогут вам развить навыки влияния.
Как развить свои навыки влияния: начнем с основ
Нам часто приходится убеждать и влиять на тех, над кем мы не имеем реальной власти. Вопрос в том, как это сделать эффективно и незаметно?
Рекомендуется тонкий, чуткий подход, а не более прямой или сильный стиль
Влияние требует сочувствия
Создайте у собеседника впечатление, что вы встретили его на полпути или дальше
Рекомендуется тонкий, чуткий подход, а не более прямой или сильный стиль.
Если вы можете создать у другой стороны впечатление, что вы встретили ее на полпути или дальше, что она купилась или даже сама выдвинула идею, вы получите реальную поддержку и долгосрочные результаты.
Успешное влияние — это создание связи и обращение как к сердцу, так и к голове. Речь идет об определении личных триггеров и адаптации вашего стиля к стилю других, чтобы получить наилучшие результаты от людей, на которых вы пытаетесь влиять.
7 советов по развитию навыков влияния
Комбинация коммуникативных навыков и навыков межличностного общения поможет вам добиться желаемых результатов.Ниже приведены несколько практических советов, которые помогут развить вашу способность влиять на то, нужно ли вам решение от вашего начальника, «неуклюжего» коллеги, который поможет вам или клиенту принять ваши новые цены.
1. Создать раппорт
Создайте взаимопонимание с человеком, на которого вы пытаетесь повлиять — это может звучать как здравый смысл, но если он ему нравится и доверяет вам, есть большая вероятность, что вы сможете убедить его
2. Слушайте
Слушайте и покажите, что вы слушаете.Если кто-то чувствует себя ценным, он с большей вероятностью будет убежден в вашей точке зрения
3. Задавайте правильные вопросы
Используйте приемы вопросов, чтобы подвести людей к нужным вам ответам
Искусство влияния не приходит естественно
4. Помните о языке тела
Отражайте язык тела другого человека, чтобы улучшить взаимопонимание
5. Продайте льготы
Продайте преимущества вашего аргумента другому человеку и попытайтесь увидеть свою позицию с его точки зрения
6.Будьте расслаблены
Расслабленное и естественное поведение с большей вероятностью приведет к успешному результату, чем эмоциональный или требовательный подход. Демонстрация естественной уверенности поможет убедить других в том, что ваши идеи хороши
7. Инвестируйте свое время
Влияние — это не быстрое решение. На развитие сочувствия и осведомленности может потребоваться время, но у вас больше шансов получить то, что вы хотите, если вы сыграете в долгую игру
Искусство влияния дается не каждому от природы.Есть много источников помощи, которые помогут вам развить навыки влияния. Просмотрите отличные онлайн-ресурсы и видеоролики, группы в LinkedIn и, конечно же, обучение — это всегда вариант, который поможет вам отточить и развить свои навыки влияния.
,