Рыбий скелет схема: Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры — Критическое мышление — Преподавание — Образование, воспитание и обучение
Диаграмма Исикавы. Рыбий скелет Исикавы
Диаграмма Исикавы. Рыбий скелет Исикавы
Другие названия метода: «Причинно-следственная диаграмма» («рыбий скелет»)
Автор метода: К. Исикава (Япония), 1952 г.
Назначение метода
Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы — инструмент, обеспечивающий системный подход к определению фактических причин возникновения проблем.
Цель метода
Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.
Суть метода
Причинно-следственная диаграмма — это ключ к решению возникающих проблем.
Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.
План действий
В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:
- сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
- группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
- ранжирование их внутри каждого блока;
- анализ получившейся картины.
Особенности метода
Причинно-следственная диаграмма Исикавы («рыбий скелет»)
Общие правила построения
- Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.
- Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка — «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).
- Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом».
- Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).
- При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы — отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.
- Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
- В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.
Дополнительная информация:
- Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям.
- Задавая при анализе каждой причины вопрос «почему?», можно определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).
- Способ взглянуть на логику в направлении «почему?» состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса постепенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему качества.
Достоинства метода
Рыбий скелет Исикавы позволяет:
- стимулировать творческое мышление;
- представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.
Недостатки метода Диаграмма Исикавы
- Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.
- Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.
Ожидаемый результат
Получение информации, необходимой для принятия управляющих решений.
Автор А.М. Кузьмин
Обратите внимание на тренинг по этой теме: Анализ проблем. Принятие решений
Статьи по теме:
Диаграмма Исикавы. Рыбий скелет Исикавы
Поделиться в соц. сетях
что это такое, формы работы на уроке и примеры
Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?
Диаграмма Исикавы
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
организовать работу участников в парах или группах;
развивать критическое мышление;
визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
Составление схемы Фишбоун
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Нажмите для увеличения
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроке
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы, учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Формы работы на уроке
Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
Примеры использования технологии Фишбоун в обучении
Пример 1.
Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.
Голова — легко ли совершить подвиг.
Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.
После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).
Пример 2.
Фишбоун на уроке истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси».
Голова — причины феодальной раздробленности.
Верхние косточки — стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.
Нижние косточки — перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы.
Хвост — феодальная раздробленность была неизбежной.
Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
NIT for You | Fishbone
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием Fishbone. Дословно он переводится с английского как «Рыбий скелет» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме.
Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
Что такое Fishbone ?
Метод “Фишбоун” (Рыбий скелет)
В основе Fishbone — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Такая диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.
Схемы Fishbone дают возможность:
- организовать работу участников в парах или группах;
- развивать критическое мышление;
- визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
- ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время мозгового штурма.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроке
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Формы работы на уроке:
- Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
- Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств можно использовать готовые шаблоны.
Перейти к примеру
При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
Дополнительно:
«Рыбья кость»: простой способ найти решение проблемы
Владимир Малафеев
Сертифицированный бизнес-тренер. Знает, как из очень сложного сделать понятное для всех. Соединяет теорию и практику для решения вопросов бизнеса.
Любой человек время от времени сталкивается с препятствиями и проблемами на своём пути. Достаточно часто люди в ответ на какой-то вызов начинают быстро что-то делать, при этом не до конца понимая причины сложившейся ситуации. Они пытаются избавиться от симптомов, а не найти причину болезни и исправить её.
Кто-то скажет в ответ: «Если ты при смерти, о причинах некогда думать — спасаться надо». Да, это правда, но как часто мы находимся в критических обстоятельствах для нашего бизнеса? Не так часто. Значит, время для рассуждения и оценки ситуации всё-таки есть.
Например, у руководителя небольшого отдела из 10 человек увольняется сотрудник. Тихо-мирно, поэтому руководитель особенно и не пытается выяснить, в чём причина увольнения, и сразу нанимает нового сотрудника взамен старого.
Спустя какое-то время увольняется ещё один сотрудник. Теперь руководитель начинает искать причины, и оказывается, что из-за третьего сотрудника, который ещё работает в отделе, эмоциональный климат в коллективе резко ухудшился.
В итоге руководитель увольняет самодура и ситуация выравнивается, но к этому времени ему пришлось потерять двоих сотрудников, к тому же он потратил время и деньги компании, чтобы найти им замену.
Добавьте сюда же адаптацию нового сотрудника, которая займёт от 2 недель до 2 месяцев: в этот период его эффективность будет низкой. Также стоит учитывать раздражение «старших» коллег, которым придётся учить новых сотрудников, тем самым отвлекаясь от своей непосредственной деятельности.
В итоге скороспелое решение без анализа ситуации снизило эффективность отдела на несколько месяцев. Если это произошло в низкий сезон для нашего бизнеса, то это не так критично. А если в высокий? В таком случае мы сами создали ситуацию, когда о причинах уже задумываться некогда.
Существует достаточно большой перечень инструментов для оценки причин, но сегодня будем говорить о диаграмме, разработанной японским химиком Каору Исикавой. Метод был создан в 1952 году, то есть этот инструмент используется давно и считается одним из самых проверенных. В базовом варианте он предназначен для групповой работы, но ничто не мешает вам использовать его индивидуально — я делаю именно так.
Диаграмма Исикавы (ещё её называют «рыбья кость») — это график, на котором представлены все факторы, которые могли повлиять на возникновение проблемы.
Если разобраться, то применить эту диаграмму для выявления причин проблемных ситуаций может любой.
Шаг первый. Чётко описать проблему
Например, падение продаж в магазине. Рисуется квадрат («голова рыбы»), куда мы вписываем проблему.
Шаг второй. Определить основные факторы
Определяете основные факторы («кости хребта»), которые повлияли на развитие проблемы: люди, методы и техники (этапы продаж), внешняя среда (конкуренты душат демпингом), товар (продаём ширпотреб) и так далее. Обычно таких факторов не более шести.
Шаг третий. Описать основные факторы подробнее
Для каждой «кости хребта» уточняем, в чём именно недостаток. Например, сотрудникам не хватает навыков установления контакта во время продажи (желательно расписать, каких конкретно навыков).
Шаг четвёртый. «Анализируй это»
Оцените влияние каждого фактора второго уровня в процентах или по 10-балльной шкале. Сложите полученные цифры в рамках одного основного фактора. «Кость» с самым большим результатом и является основной причиной той ситуации, в которой мы с вами оказались. С ней нужно работать в первую очередь.
Время начать разработку мероприятий по уменьшению влияния этого фактора согласно вашим приоритетам.
Если вы будете придерживаться этого несложного метода, принимать правильные решения в неблагоприятных ситуациях станет значительно проще: вы чётко будете понимать, в чём причина сложившихся обстоятельств и что необходимо исправить.
Методическая разработка на тему: Метод «Фишбоун» («Рыбий скелет»)
Диаграмма Исикавы
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
- организовать работу участников в парах или группах;
- развивать критическое мышление;
- визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
- ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
Нажмите для увеличения
Составление схемы Фишбоун
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
- Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
- Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
- Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
- Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроке
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Формы работы на уроке
- Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
- Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
Примеры использования технологии Фишбоун в обучении
Пример 1.
Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.
- Голова — легко ли совершить подвиг.
- Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
- Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
- Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.
После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).
Пример 2.
Фишбоун на уроке истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси».
- Голова — причины феодальной раздробленности.
- Верхние косточки — стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.
- Нижние косточки — перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы.
- Хвост — феодальная раздробленность была неизбежной.
- Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
Методическая разработка на тему: Метод ФИШБОУН
Метод «Фишбоун» (Рыбий скелет): что это такое, формы работы на уроке и примеры
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы. Что такое фишбоун?
Диаграмма Исикавы
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
-организовать работу участников в парах или группах;
-развивать критическое мышление;
-визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
-ранжировать факторы по степени их значимости.
С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи. Эффективным будет ее применение во время Мозгового штурма.
Составление схемы Фишбоун
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для младшего школьного возраста подойдет более естественная форма рыбы — горизонтальная. По завершению ее заполнения вместе с ребятами можно изобразить фигуру вдоль скелета и загадать желание, чтобы золотая рыбка и в дальнейшем помогала решить любую жизненную проблему.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроке
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Формы работы на уроке
Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
Примеры использования технологии Фишбоун в обучении
Пример 1.
Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.
Голова — легко ли совершить подвиг.
Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.
После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).
Пример 2.
Фишбоун на уроке истории по проблеме «Причины феодальной раздробленности Руси».
Голова — причины феодальной раздробленности.
Верхние косточки — стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.
Нижние косточки — перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы.
Хвост — феодальная раздробленность была неизбежной.
Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче сегодняшней школы.
Источник: http://pedsovet.su/metodika/priemy/5714
Стратегия «Fishbone» — Сайт lydiya!
Cтратегия анализа проблемных ситуаций
«Fishbone».
«Fishbone» в
переводе с английского языка значит «рыбная кость» или «скелет рыбы».
Стратегия «Fishbone» — это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем
(поле проблем).
Схемы ««Fishbone»» были придуманы профессором Каору Исикава
(Ишикава), поэтому часто называются диаграммы Исикава (Ишикава). Эта графическая техника помогает определить возможные причины проблемы.
Диаграммы можно располагать как горизонтально, так и вертикально — это
не имеет принципиального значения.
Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между
разными частями проблемы.
Описание алгоритма
действий при работе со стратегией «Fishbone».
Как известно любая проблема начинается с головы. Поэтому помещаем нашу проблему в голову рыбы.
На верхних (или левых) «косточках» записываются формулировки причин проблемы, на нижних (или правых) — факты,
подтверждающие, что данные причины проблемы существуют. Хвост рыбы – вывод.
Работа с текстом или исследование может проводиться индивидуально или по группам.
Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема «Fishbone» для систематизации причин проблемы и нахождения фактов или аргументов, подтверждающих эти
причины.
Порядок работы с использованием стратегии «Fishbone» достаточно прост и обусловлен самой графической формой:
- В верхнем треугольнике, после обсуждения, записывается формулировка проблемы.
- Путем анализа источников, текста или видеофильма учащиеся, выделяют причины и аргументы, подтверждающие их
предположения. Часто бывает, что причин больше, чем аргументов. Это происходит потому, что предположения уже сформулированы, а информация, подтверждающая правомерность гипотез, пока еще
отсутствует. И в этом ничего плохого нет – учащиеся привыкают к осознанию того, что предположения без аргументов так и остаются на левой стороне «рыбы», то есть, остаются только лишь
предположениями. - Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части
рисунка.Учителя, владеющие этой технологией, могут использовать ее на любом предмете.
Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают такие метапредметные компетенции как
- критическое мышление;
- взаимодействие в группах;
- планирование и осуществление исследовательской деятельности;
- истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
- осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
На начальном этапе работы в режиме стратегии «Fishbone» используются такие Активные методы обучения как Мозговой штурм и
Анализ конкретных ситуаций.
Также эта стратегия применяется как одна из схем при подготовке к дебатам.
Объяснение применения стратегии «Fishbone» на уроке.
Фотографии с урока с применением стратегии «Fishbone» в 10б классе 22.02.2013г.
Фотографии с урока с применением стратегии «Fishbone» в 10в классе 24.04.2013г.
Фотографии с урока с применением стратегии «Fishbone» в 11б классе 24.04.2013г.
изображений, стоковых фотографий и векторных изображений скелетов рыб
В настоящее время вы используете более старую версию браузера, и ваш опыт работы может быть не оптимальным. Пожалуйста, подумайте об обновлении. Выучить больше. ImagesImages homeCurated collectionsPhotosVectorsOffset ImagesCategoriesAbstractAnimals / WildlifeThe ArtsBackgrounds / TexturesBeauty / FashionBuildings / LandmarksBusiness / FinanceCelebritiesEditorialEducationFood и DrinkHealthcare / MedicalHolidaysIllustrations / Clip-ArtIndustrialInteriorsMiscellaneousNatureObjectsParks / OutdoorPeopleReligionScienceSigns / SymbolsSports / RecreationTechnologyTransportationVectorsVintageAll categoriesFootageFootage homeCurated collectionsShutterstock SelectShutterstock ElementsCategoriesAnimals / WildlifeBuildings / LandmarksBackgrounds / TexturesBusiness / FinanceEducationFood и DrinkHealth CareHolidaysObjectsIndustrialArtNaturePeopleReligionScienceTechnologySigns / SymbolsSports / RecreationTransportationEditorialAll categoriesEditorialEditorial главнаяРазвлеченияНовостиРоялтиСпортМузыкаМузыка домойПремиумBeatИнструментыShutterstock EditorМобильные приложенияПлагиныИзменение размера изображенияКонвертер файловКонвертер коллажейЦветовые схемыБлог Главная страница блогаДизайнВидеоКонтроллерНовости
PremiumBeat blogEnterpriseЦена ing
Войти
Зарегистрироваться
Меню
Фильтры Все изображения
- Все изображения
- Фото
- Векторы
- Иллюстрации
- Редакционные
.
Как сделать + примеры [Исикава]
Проблемы могут возникать в любом бизнесе и принимать самые разные формы. Важно, чтобы вы могли своевременно определять причину таких проблем. Единственный способ обеспечить это — использовать структурированный подход — и здесь на помощь приходит диаграмма «рыбья кость». Диаграмма «рыбья кость» также может называться диаграммой причин и следствий, диаграммой Исикавы, диаграммой «елочка» или диаграммой Фишикавы.
Что такое диаграмма «рыбья кость»?
Диаграмма «рыбья кость», также известная как диаграмма Исикавы или диаграмма причин и следствий, — это инструмент, используемый для визуализации всех потенциальных причин проблемы с целью выявления первопричин.Диаграмма «рыбья кость» помогает сгруппировать эти причины и обеспечивает структуру для их отображения. При правильном применении он гарантирует, что вы устраните реальную причину проблемы, а не просто предложите поверхностное решение.
Диаграмма «рыбья кость» получила свое название из-за ее сходства со скелетом рыбы. Первоначально популяризованный в 1960-х годах как качественный инструмент своим тезкой Каору Исикава, он стал важной частью многих современных систем, в том числе шести сигм.
Когда использовать диаграмму «рыбья кость»?
Первоначально задуманная как инструмент для помощи в решении проблем, диаграмма «рыбья кость» гораздо более универсальна, чем просто это.Для любого процесса или системы диаграмма «рыбья кость» может помочь вам иерархически разбить все составляющие ее факторы.
Варианты использования диаграммы «рыбья кость»:
- Для анализа постановки задачи
- Для мозгового штурма причин проблемы (анализ первопричин)
- Проанализировать новую конструкцию
- Улучшение процесса
- Повышение качества
Как сделать диаграмму рыбьей кости
Чтобы показать, как создается диаграмма «рыбья кость», мы попытаемся решить проблему «почему отток клиентов от продукта так велик».В этом примере продажи программного продукта идут довольно хорошо, но подписки на них не продлеваются. Это означает, что после первоначальной покупки пользователи не видят ценности продукта.
Чтобы проиллюстрировать пошаговый процесс создания диаграммы рыбьей кости, мы заполним шаблон диаграммы рыбьей кости Миро. Давайте начнем.
Шаблон диаграммы Fishbone
Шаг 1. Определите проблему
Первый шаг к решению любой проблемы и ключ к успешной диаграмме «рыбья кость» — это правильно определить проблему.В этом случае у продукта высокий процент оттока. При просмотре данных подписки самой большой проблемой было то, что 40% пользователей отменяли подписку после первого месяца.
После внутреннего обсуждения ситуации было решено, что это ключевой показатель, который следует улучшить, и была поставлена цель улучшить этот показатель, чтобы не более 20% новых пользователей отменяли свою подписку после первого месяца.
Когда проблема четко определена, легче определить причины, которые напрямую влияют на показатель.Это также побуждает оценивать данные, чтобы определить, действительно ли существует проблема.
Задача, которую вы определяете, используется в качестве вывода диаграммы «рыбья кость». В этом случае процент пользователей, отменяющих свою подписку после первого месяца, превышает 20%.
Диаграмма Fishbone — определение проблемы
Советы по определению проблемы:
- Если вы используете диаграмму «рыбья кость» для разработки процесса или повышения производительности, не менее важно правильно определить результат.Цели должны быть объективными и достижимыми.
- Вы должны поместить проблему в правую часть диаграммы. Затем вы можете выбрать, как его заполнить. Идея состоит в том, что «кости» указывают на влияние причин. Причины с наибольшим воздействием должны располагаться ближе к голове рыбы, а причины с меньшим воздействием — дальше. Вы можете выбрать правую сторону и разрабатывать причины в пространстве слева или сделать это наоборот, но помните идею о «костях».
Шаг 2 — Определите ключевые категории причин
После того, как проблема была правильно определена, необходимо решить, какие области проблемы или процесса являются ключевыми для определения фактической причины. Они могут быть уникальными для вашей рыбьей кости или основаны на шаблоне.
В нашем примере можно рассмотреть три возможных ключевых области:
- Пользователи
- Программное обеспечение
- Абонентская система
Если начать рассматривать потенциальные причины, большинство из них попадает в одну из этих трех категорий.Если вы считаете, что маркетинг оказывает большое влияние на ваши показатели удержания, вы можете добавить это в качестве четвертой области. Вы можете иметь любое количество областей, но для простоты рекомендуется ограничиться не более чем 10.
Диаграмма Fishbone — определите ключевые области
Советы по принятию решений в ключевой области:
- Для многих отраслей доступен шаблон, который уже определяет эти ключевые области. На производстве наиболее популярны 6 Ms. Сфера услуг и маркетинг используют 5 S и 8 P соответственно.Их можно использовать в качестве отправной точки для упрощенного решения проблем.
Шаг 3 — Определите действительные причины проблемы
Теперь, когда области определены, мы просматриваем каждую и пытаемся определить все индивидуальные факторы, которые могут повлиять на наши результаты. Мы смотрим на каждую категорию и перечисляем все, что мы можем придумать, что попадает в нее.
Если мы посмотрим на систему подписки, можно выделить следующие возможные причины:
- Предлагается недостаточно способов оплаты.
- В платежной и регистрационной системах сложно ориентироваться.
- Срок действия кредитной карты истекает, аннулируя продление.
- Система не рассылает напоминания о продлении.
При рассмотрении пользователя потенциальными причинами могут быть:
- Пользователи не понимают всех преимуществ программного обеспечения (низкая воспринимаемая ценность).
- Пользователи не могут выполнять основные операции или не знают, как использовать все функции.
- Пользователи сталкиваются с задержками при обращении в службу поддержки.
- Пользователи не используют программное обеспечение постоянно, им требуется только несколько дней.
- Пользователи забывают о товаре.
Что касается самого программного обеспечения, потенциальными причинами могут быть:
- Программа работает нестабильно, вылетает регулярно.
- Программное обеспечение сложно использовать.
- Для правильной работы установки программного обеспечения требуется несколько дополнительных плагинов.
- Ключевые функции требуют дополнительных подписок.
- Программное обеспечение небезопасно.
Это лишь несколько возможных причин. Вы должны заполнить свою диаграмму рыбьей кости как можно большим количеством различных причин. Однако не каждая область вашей рыбьей кости должна иметь перечисленные причины (особенно при использовании шаблона), и некоторые области будут иметь больше причин, чем другие.
Теперь у вас есть отправная точка для определения основной причины. Чтобы добиться прогресса, вам необходимо исследовать каждую причину, чтобы установить ее фактическое влияние на результат.
Диаграмма Fishbone — определение фактических причин
Советы по определению актуальной причины:
- Подумайте о проведении сеанса мозгового штурма или составлении карты процесса, чтобы лучше понять причину для вашей диаграммы «рыбья кость».
- Пригласите других участников команды в процесс, чтобы убедиться, что все потенциальные причины выявлены.
- У некоторых причин может быть несколько под-причин. Разверните диаграмму «рыбья кость» в иерархическом порядке, чтобы охватить все возможные причины.
Шаг 4. Использование инструментов для планирования пути вперед
Как упоминалось ранее, диаграмма «рыбья кость» сама по себе не приводит к решениям. Необходимы дополнительные инструменты, чтобы определить влияние каждой причины на результат и, в конечном итоге, выбрать причины, которые вы хотите контролировать.
Карта процесса
Карта процесса — это, по сути, блок-схема конкретной системы, на которой показаны все ее входы и выходы. Он лучше всего работает в таких областях, как обрабатывающая промышленность, где у вас есть четко определенный процесс с отдельными этапами, которые проходит каждый продукт.
Составление карты процесса включает в себя рассмотрение каждого шага процесса один за другим и перечисление всех возможных влияний. В реальной производственной среде это может включать присутствие на производственной линии и просмотр системы, а также заметки по мере прохождения процесса.
Карта процесса очень эффективна для обеспечения учета всех шагов и влияний в системе. Определив карту процесса, вы можете четко определить потенциальные причины и добавить их на свою диаграмму.
Мозговой штурм
Мозговой штурм — довольно распространенный инструмент, используемый в современном бизнесе. Вместо того, чтобы самостоятельно рассматривать все факторы диаграммы рыбьей кости, включите в процесс других. Работая в одиночку, человек может упустить одни области и полностью упустить другие.
Сессия мозгового штурма должна быть четко определенной встречей с участием проблемных ролевых игроков. Кто-то должен вести сессию, принимая к сведению идеи, предложенные членами команды, и выделяя время для обсуждения вопросов, по которым отсутствует консенсус.
Ключ к успешной сессии мозгового штурма — сбалансировать структурированную встречу и обеспечить обсуждение всех соответствующих тем. Основным результатом сеанса мозгового штурма будет список причин, которые нужно ввести в диаграмму «рыбья кость».
После того, как ваша диаграмма «рыбья кость» завершена, убедитесь, что следующие шаги понятны всем членам команды.Это может включать делегирование задач другим членам и установление четких сроков для принятия последующих мер.
Советы по перспективному планированию:
- Если вы не уверены, какие причины следует исследовать, сотрудничая с членами команды, вы можете разработать матрицу причин и следствий. Таким образом, причины ранжируются от наиболее важных к наименее важным в зависимости от опыта команды.
- Если вы заинтересованы в устранении первопричины проблемы, а не только в ее симптоме, можно применить метод «5 причин» для более глубокого погружения.
Работа над диаграммой Fishbone в удаленной команде
Диаграммы
Fishbone более эффективны, когда в их создании участвует несколько человек. Для многих, кто работает удаленно или работает в группах в разных местах, этого может быть трудно. Вы можете попробовать интерактивную доску Miro для совместной работы над диаграммой «рыбья кость» в режиме реального времени. Вы можете использовать готовый шаблон схемы рыбьей кости вместе со встроенными функциями видео и аудио без необходимости в дополнительном программном обеспечении.
Советы по сотрудничеству:
- Цветовое кодирование может использоваться, чтобы помочь дифференцировать идеи в разных группах.
- Используйте функцию рамки, чтобы представить диаграмму рыбьей кости и легко экспортировать результаты в формат PDF или jpg.
Заключение
В любой ситуации, когда вам нужно понять все факторы, способствующие этому, может помочь диаграмма «рыбья кость». Не увлекайтесь попытками сделать что-то быстро, пока не поймете всю систему.Найдите время, чтобы подготовить диаграмму «рыбья кость» и убедиться, что выполняемая вами работа затрагивает ключевые аспекты и повышает ценность.
,
Съеденная рыба, рыба, скелет рыбы, рыбья кость, значок диаграммы рыбьей кости
Наборы иконок
Популярные наборы иконок
Новейшие наборы иконок
Популярные наборы иконоккатегории
СтилиСледующий
Конструкторы
Лучшие продажи
Большинство подписчиков
Новейшие дизайнеры
Большинство иконокСледующий
API
Кейсы и цены
Документация- Перейти на Pro
телега
- Авторизоваться
- зарегистрироваться
Загрузка…
Iconfinder
животные
Еда напитки
,