Соц статус и соц роль: Социальный статус и социальная роль — Студопедия

Содержание

Социальные роли и статусы / Справочник :: Бингоскул

Социальный статус – место, занимаемое человеком или группой в общественном строении социума, обладающие специфическими признаками структура.

Основные группы статусов:

1. Предписанный – индивид обретает статус по праву рождения, несмотря на демографические показатели национальности, расы, возраста и т.д.

  • Достигаемые статусы – приобретаются индивидом в зависимости от его мотивов и достижения целей: юрист, пилот, предприниматель, медсестра и т.д.
  • Смешанные – совокупность предписанных и достигаемых.

2. Временные и постоянные.

Общество является неравномерным, в нём присутствует иерархия, которая является основой стратификационного деления. Одни статусы определяются престижными, другие же — нет. Престиж – оценивание определённого статуса общественностью, в зависимости от культуры. Деление статусов по иерархии происходит под влиянием 2 факторов: пользу, которую может принести статус и социальные функции, выполняемые индивидом; ценностно-нормативная основа в обществе.

Авторитетобщепризнанное значение индивида в обществе, уровень его влияния.

Статусы в зависимости от демографических, политических, социальных показателей определяют содержательность и продолжительность взаимоотношений в обществе. Социальная роль – производное понятия от социального статуса. Социальная роль – положение, занимаемое индивидов в общественной структуре; комплекс мер, предъявляемых человеку обществом, согласно его занимаемой позиции.

Социальные роли определяются:

  • Эталоном повседневного поведения, ожидающего от статуса индивида;
  • Вид общественной деятельности и поведения, несущее социальные оценки (порицание, одобрение).
  • Тип поведения индивида в зависимости от его статуса: когда от человека ожидаются действия и выполнение определённых общественных задач, межличностные взаимоотношения в зависимости от статуса.
  • Система предполагаемого поведения человека, занимающего определённое место в социальной структуре.
  • Открытое повседневное поведение человека, занимающего конкретную социальную роль.
  • Представление о модели поведения индивида, которое требуется от него в определённой ситуации.
  • Приписанные действия индивидам, занимающих определённую позицию в обществе.
  • Комплекс норм поведения, определяющих модель поведения индивида в обществе.

Впервые понятие «социальная роль» ввели социологи Линтон и Мид. Согласно Парсонсу, выделяются базовые характеристики социальной роли:

  1. По масштабу. Сюда относится диапазон взаимоотношений чем он больше – тем больше масштаб.
  2. Способ получения. Разделение ролей на достигаемые и предписанные.
  3. Уровень формализации. Межличностные отношения задают темп формализации. Некоторые роли предполагают жестких формализованных отношений и чёткой регламентацией поведения, другие – неформальный тип общения. Существуют смешанные, сочетающие в себе формальный и неформальный тип поведения. В формальных отношениях выражается неформальное общение, путём проявления эмоций.
  4. По видам мотивации. Мотивацией выступают такие факторы как: денежная прибыль, признание со стороны общества, социальное благо. Мотивация определяется мотивами индивида. Каждой роли характерны свои мотивы.

Количество воспроизводимых ролей индивидом определяет его приспособленность. Комплекс выполняемых ролей, называется ролевым набором.

По проявлению различают активные и латентные роли. Активные роли предполагают выполнение определённых правил в определённое время; латентные – невидимые роли в активной ситуации 

По способу усвоения ролипредписанные (зависимость от демографических показателей) и приобретённые (полученные в ходе социализации).

В ходе развития индивида происходит осваивание ролей. Роли становятся достижением целей или стать объектом цели.

Ролевой конфликт – происшествие, где человек с определённым статусом сталкивается с иными ожиданиями. Человек не в состоянии выполнить предъявляемые требования.

Типы ролевых конфликтов

Межролевые – вид конфликта, появляющийся в случае невозможности индивида выполнять несколько социальных ролей одновременно, в силу нехватки свободного времени, физических способностей, различия ролей предъявляют несовместимость.
Внутриролевые– противоречивые требования от носителей одной и той же социальной роли. За индивидом закреплена некая совокупность социальных ролей, выполняемых в социуме. Совокупность ролевый называется – ролевая система.

Человек имеет право выбирать различные социальные статусы, которые предлагает общество. Они нужны для построения целей, путей достижения и максимальной эффективности применяемых усилий. Социальные условия, биологические особенности выступают фактором принятия социальных ролей.


Смотрите также:

Взаимосвязь социальной роли и социального статуса

Социальный статус и социальная роль: взаимосвязь понятий

Социальный статус отражает положение отдельного человека или более обширной группы в рамках социальной иерархии. Социальный статус имеет определенные, достаточно специфические признаки, которые отличают одного индивида или группу от остальных. Каждый статус обладает своими характеристика, которые опираются на оценку престижа. Таким образом, в современной науке об обществе различают несколько видов социального статуса:

  1. Предписанный социальный статус (иными словами, его также называют естественным) – это социальный статус, который связан с рождением человека. Как правило, это прирожденный статус, который наследуется от старшего. Например, национальность индивида, его социальное происхождение в том или ином этносе;
  2. Достигаемый социальный статус (приобретенный) – это статус человека, который связан с его социальной активностью, а также теми собственными усилиями, которые он приложил для достижения подобного положения в обществе. Например, сюда можно отнести уровень образования индивида, его профессиональный статус, квалификацию в том или ином направлении деятельности;
  3. Личный статус – связан с признанием личных качеств и характеристик индивида, его определенных заслуг перед другими людьми в процессе их межличностного взаимоотношения. В особой степени личный статус определяется в малой группе, где у индивида больше возможностей взаимодействовать со своими коллегами и, соответственно, появляется больше шансов на то, чтобы продемонстрировать свои качественные характеристики и черты.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

На протяжении своей жизни человек может иметь не один статус, а сразу несколько, в зависимости от того, в каком количестве сфер общественной жизни он задействован. Это могут быть статусы в семье, в учебной группе, в профессиональном коллективе, во взаимодействии с друзьями и знакомыми.

Помимо понятия «социальный статус» исследователи также рассматривают понятие «социальная роль». Она тесно связана с понятием статуса и отражает поведение, которое ожидают от человека, который обладает определенным социальным статусом. Чаще всего подчеркивается то, что роль – это не неподвижный, а динамический аспект социального статуса, и когда человек в своей деятельности и поведении соответствует требованиям роли, это говорит о том, что он соответствует и собственному социальному статусу.

Понятие «ролевой конфликт»

Замечание 2

Как мы уже отметили, социальный статус – это набор характеристик, которыми человек может владеть с самого рождения, а также приобретать на протяжении всей своей жизни как результат выполнения определенной деятельности. Социальный статус порождает социальную роль. Она отражена в общественных ожиданиях, которые социум предъявляет человеку со статусом. В идеале, социальный статус должен соответствовать ролевым ожиданиям, и тогда человек целиком и полностью находится в гармонии с самим собой и в гармонии с общественностью, которая его окружает.

Но, поскольку человек обладает достаточно обширным набором социальных статусов, то и число ролей, которые требуют от него определенного поведения, также постепенно увеличивается. В такой обстановке в реальной жизни возникает возможность так называемого ролевого конфликта. Он возникает как в общих случаях, так, в частности, в ряде некоторых ситуаций, которые мы опишем чуть ниже.

Во-первых, в тех случаях, когда требования социальных ролей, который индивид должен выполнять в одно и то же время, в целом противоречат друг другу, поэтому не могут быть исполнены в полном объеме. Вторая ситуация заключается в том, когда взаимодействующие друг с другом индивиды по-разному могут трактовать требования одной и той же роли. Один интерпретирует их в соответствии со своими жизненными установками и ценностями, другой также поддерживает идею совершено другого значения социальной роли. Такое происходят в семьях, когда ребенок воспитывается людьми, которые совершенно противоположно смотрят на его будущее и на возможности его дальнейшего развития.

В-третьих, ролевой конфликт идентифицируется тогда, когда выполнение роли индивидов оказывается на пересечении интересов двух или сразу нескольких социальных групп. Каждая ожидает от него различного поведения, поэтому человек начинает путаться в собственной самоидентификации, испытывает серьезные проблемы в общении с окружающими, а также не может до конца понять, что нужно именно ему в складывающихся социальных, экономических, политических и культурных условиях. К тому же, социальные и экономические трансформации также требует от индивида постоянно менять свои установки и потребности, в связи с чем он не может расстаться с привычными для него установка.

Еще одна ситуация, в которой возникает ролевой конфликт – это связь социального статуса и социальной роли, о чем мы уже упоминали в первой части нашей статьи. Роль выступает в качестве динамического аспекта социального статуса. Роли отличаются разными признаками: это и темы для разговоров, и интонация, и степень подчинения одного индивида другому в процессе ведения диалога. Роль – это прямое следствие статусов, и поэтому крайне важно осознавать свое место, соответствовать своему статусу, осознавать окружающую действительность в соответствии как с собственными ожиданиями, так и ожиданиями окружающих.

Таким образом, в современной социологической науке понятия «социальный статус» и «социальная роль» рассматриваются во взаимодействии и взаимозависимости друг от друга. Эти понятия вытекают друг из друга, и отражают, что сам индивид может предложить обществу, и как общественность может отреагировать на подобные предложения. Если возникает взаимное согласие, то мы с уверенностью можем говорить о том, что социальное взаимодействие состоялось, и индивид закрепил свой статус за самим собой, при этом соответствуя требованиям современности. Ролевой конфликт – это часто встречающаяся проблема, которая нуждается в разрешении с привлечением психологов и социальных психологов.

Чем отличается социальная роль от социального статуса

В гуманитарных науках большое внимание уделяется изучению социальных ролей и социальных статусов. В чем особенности тех и других?

Что представляет собой социальный статус?

Для современного общества характерно постоянное взаимодействие людей. Человек при этом может находиться в разных социальных группах — в своей семье, на работе, на учебе. В каждой из них у него есть определенное положение, предполагающее выполнение им различных задач и функций, а также пользование установленными правами. Данное положение соответствует социальному статусу человека.

Например, если речь идет о такой социальной группе, как трудовой коллектив, то социальный статус человека в нем будет характеризоваться занимаемой им должностью, спецификой прав и обязанностей по контракту, уровнем полномочий, привилегий, зарплаты. Он может быть выше или ниже статусов одних коллег по работе либо равным соответствующей социальной характеристике других сотрудников фирмы.

Люди могут иметь социальный статус и применительно ко всему обществу. В этом случае он будет выражаться в совокупности личностных и профессиональных качеств гражданина, уровня его образования, доходов, известности среди других людей.

Может быть и так, что человек, имеющий высокий социальный статус в одной группе, будет обладать низким в других сообществах. Например, когда гражданин имеет отличную успеваемость в вузе, но в своей спортивной команде, в которой он играет после занятий, выступает на вторых ролях.

Аналогичная особенность характеризует соотношение социальных статусов в разных гражданских обществах. Так, достигнув успеха и соответствующих регалий в своей стране, человек, решивший, условно говоря, эмигрировать, может оказаться в нижней части социальной лестницы в другом государстве.

Социальные статусы классифицируются на предписанные и приобретенные.

Первые являются атрибутом личности человека вне его желания — например, если рядовой сотрудник фирмы назначается на высокую должность по протекции родственника, хотя объективно не заслуживает своего повышения. Коллеги данного сотрудника в этом случае могут не разделить мнения руководства по поводу соответствующего назначения человека.

Приобретенные статусы, наоборот, отражают значительный вклад человека в свой личный и профессиональный рост. Обычно они выше котируются участниками сообщества, с которым человек взаимодействует.

к содержанию ↑

Что представляет собой социальная роль?

Под социальной ролью понимается совокупность поведенческих признаков человека, обусловленных его социальным статусом (но не только) и характерных для сообщества, с представителями которого он взаимодействует. Те люди, с которыми он общается, рассматривают данную социальную роль как адекватную положению человека в соответствующей группе. Более того, эта роль формируется, как правило, под влиянием мнения окружающих людей.

В чем может выражаться выполнение человеком своей социальной роли?

Например, если он — член спортивной команды, то может быть ее капитаном (это будет его социальный статус) — как один из лучших и самых опытных игроков. Данная роль предполагает регулярное проявление человеком своих личных и профессиональных качеств — и это будет уже его социальная роль. При этом назначение игрока капитаном может быть осуществлено по решению всех других членов спортивного коллектива — и они же будут оценивать то, насколько он соответствует полученной роли. Если человек не справится — на его место могут поставить другого атлета.

Выше мы отметили, что не только социальный статус предопределяет появление соответствующей роли. Фактором ее формирования могут быть исключительные личностные и профессиональные качества человека в тех аспектах, что не предполагают возникновения у него социального статуса, но влияют на повышение его авторитета в глазах представителей сообщества.

Например, если в спортивную команду приходит совсем молодой, но крайне обученный и квалифицированный игрок, капитаном сразу же его, скорее всего, не назначат. Но отведут значимую социальную роль — стабильного игрока основного состава, способного регулярно проявлять свои личные и профессиональные качества.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие социальной роли от социального статуса в том, что первая характеристика личности человека является ее безусловным, неоспоримым, но неустойчивым атрибутом — требующим со стороны носителя постоянного поддержания правомерности обладания им. В свою очередь, социальный статус, как мы отметили выше, иногда бывает получен человеком и не вполне заслуженно — однако он не должен подвергаться сомнению.

Человек может начать играть социальную роль в силу полученного статуса — и наоборот. Но это не всегда так. Поэтому социальную роль и статус можно рассматривать как тесно связанные между собой признаки, но не всегда взаимозависимые.

Социальную роль человек практически всегда приобретает с учетом мнения участников сообщества, в котором он ведет регулярную деятельность, выполняет какие-либо действия, решает задачи, имеет обязанности и права. Социальный статус человек может получить и без учета мнения своего сообщества — например, если кем-то из сторонних лиц, влияющих на соответствующую группу, будет принято решение о наделении его особыми привилегиями.

Определив, в чем разница между социальной ролью и социальным статусом, зафиксируем выводы в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Социальная рольСоциальный статус
Что общего между ними?
Человек может начать играть социальную роль в силу приобретения социального статуса — и наоборот
В чем разница между ними?
Является неоспоримо заслуженным атрибутом личности человека — но требующим от носителя подтверждения правомерности обладания имМожет быть случайно приобретенным атрибутом, не требующим подтверждения правомерности обладания им
Бывает, что человек играет социальную роль, не имея соответствующего статусаЧеловек, обладающий социальным статусом, необязательно может играть значимую социальную роль
Как правило, приобретается с одобрения участников сообщества, с которым взаимодействует человекМожет приобретаться без учета мнения участников сообщества, с которым взаимодействует человек

44.Социальный статус и социальная роль.

Социальный
статус
 —
социальное положение, занимаемое
социальным индивидом или социальной
группой в обществе или отдельной
социальной подсистеме общества.
Определяется по специфическим для
конкретного общества признакам, в
качестве которых могут выступать
экономические, национальные, возрастные
и другие признаки. Социальный статус
разделяется по умениям, навыкам,
образованию.

Каждый
человек, как правило, обладает не одним,
а несколькими социальными статусами.
Социологи различают:

  • прирожденный
    статус
     —
    статус, полученный человеком при
    рождении (пол, раса, национальность,
    биологическая страта). В некоторых
    случаях прирожденный статус может
    меняться: статус члена королевской
    семьи — с рождения и до тех пор, пока
    существует монархия.

  • приобретенный
    (достигаемый) статус
     —
    статус, которого человек достигает
    благодаря своим умственным и физическим
    усилиям (работа, связи, должность, пост).

  • предписанный
    (приписываемый) статус
     —
    статус, который человек приобретает
    вне зависимости от своего желания
    (возраст, статус в семье), с течением
    жизни он может меняться. Предписанный
    статус бывает прирожденным и приобретенным.

Социальная
роль

– это совокупность действий, которые
должен выполнить человек, занимающий
данный статус в социальной системе.
Каждый статус обычно включает ряд ролей.
Совокупность ролей, вытекающих изданного
статуса, называется ролевым набором.

Социальную
роль следует рассматривать в двух
аспектах: ролевого
ожидания

и ролевого
исполнения
.
Между этими двумя аспектами никогда не
бывает полного совпадения. Но каждый
из них имеет большое значение в поведении
личности. Наши роли определяются прежде
всего тем, чего ожидают от нас другие.
Эти ожидания ассоциируются со статусом,
который имеет данная личность. Если
кто-то не играет роли в соответствии с
нашим ожиданием, то он вступает в
определенный конфликт с обществом.

Например,
родитель должен заботиться о детях,
близкий друг должен быть неравнодушен
к нашим проблемам и т. д.

Ролевые
требования (предписания, положения и
ожидания соответствующего поведения)
воплощаются в конкретных социальных
нормах, сгруппированных вокруг социального
статуса.

Главным
связующим звеном между ролевыми
ожиданиями и ролевым поведением служит
характер индивида.

Поскольку
каждый человек исполняет несколько
ролейв множестве различных ситуаций,
между ролями может возникнуть конфликт.
Ситуация, в которой человек сталкивается
с необходимостью удовлетворять требования
двух или более несовместимых ролей,
называется ролевым конфликтом. Ролевые
конфликты могут возникнуть как между
ролями, так и внутри одной роли.

Например,
работающая жена находит, что требования
ее основной работы могут прийти в
конфликт с выполнением ею домашних
обязанностей; или женатый студент должен
примирять требования к нему как мужу с
требованиями, предъявляемыми к нему
как студенту; или работник милиции
иногда должен выбирать между выполнением
им своего должностного долга и
произведением ареста близкого друга.
Примером конфликта, происходящего в
пределах одной роли, может служить
положение руководителя или общественного
деятеля, публично провозглашающего
одну точку зрения, а в узком кругу
объявляющего себя сторонником
противоположной, или индивида, который
под давлением обстоятельств исполняет
роль, не отвечающую ни его интересам,
ни его внутренним установкам.

В
итоге можно сказать, что каждая личность
в современном обществе в силу неадекватной
ролевой подготовки, а также постоянно
происходящих культурных изменений и
множественности играемых ею ролей
испытывает ролевое напряжение и конфликт.
Однако она имеет механизмы бессознательной
защиты и осознанного подключения
общественных структур для избежания
опасных последствий социальных ролевых
конфликтов.

45.Социальное
неравенство. Пути и средства его
преодоления

Неравенство
в обществе может иметь 2 источника:
естественный и социальный. Люди
различаются по физической силе,
выносливости и др. Эти различия приводят
к тому, что они достигают результатов
и тем самым занимают разное положение
в обществе. Но со временем природное
неравенство дополняется социальным,
которое заключается в возможности
получения социальных благ, несвязанных
с вкладом в общественное достояние.
Например, неравная оплата за равный
труд. 
Пути преодоления: в силу
условного характера соц. неравенства
оно может и должно быть отменено во имя
равенства. Под равенством понимают
равенство личностное перед богом и
законом, равенство возможностей, условий
жизни, здоровья и т.д.
В настоящее время
сторонники теории функционализма
считают, что соц. неравенство есть
инструмент, помогающий обеспечивать
выполнение самых важных и ответственных
задач людьми талантливыми и
подготовленными.
Сторонники теории
конфликтов считают, что взгляды
функционалистов есть попытка оправдать
статусы, сложившиеся в обществе и такое
положение, при котором люди, под чьим
контролем находятся общественные
ценности, имели возможности получать
для себя выгоду.
Вопрос о соц. неравенстве
тесно переплетен с понятием соц.
справедливости. Данное понятие имеет
2 толкования: объективное и субъективное.
Субъективное толкование исходит из
отнесения соц. справедливости к правовым
категориям, при помощи которого человек
дает оценку, одобряющую или осуждающую
к процессам, происходящим в обществе.
Вторая
позиция (объективная) исходит из принципа
эквивалентности, т.е. взаимного воздаяния
в отношениях между людьми.

Социальная роль и статус личности :: BusinessMan.ru

В психологии и социологии есть немало теорий о личности и её атрибутах. Понятия «социальная роль» и «статус личности» применяются для объяснения поведения человека в обществе, так как они влияют на многие аспекты функционирования индивида. Его самооценка, самосознание, общение, направленность во многом зависят от них.

социальная роль и статус

Понятие личности

С точки зрения социологии, личность – это индивидуум, который во время социализации приобретает специфический набор социально значимых качеств, свойств, знаний, навыков и умений. В результате включения в социальные отношения и связи он становится ответственным субъектом волевой деятельности. По мнению психологов, личность – это интегральная совокупность различных черт биогенного и социогенного происхождения, которая формируется прижизненно и влияет на поведение и деятельность человека. И в том и в другом случае социальная роль и статус личности играют важную роль в формировании и самореализации индивида.

Основой для формирования становятся четыре группы явлений: биологические особенности человеческого организма и его врождённый опыт, результаты обучения, опыт социальной жизни и взаимодействия с другими людьми, результаты самооценки, рефлексии и самосознания. В структуре личности можно выделить группы особенностей, которые влияют на всё поведение человека.

К ним относятся такие психологические черты, как способности, мотивация, волевые качества, социальные установки и стереотипы, характер, направленность, эмоции, темперамент. Также личность включает набор социальных особенностей, таких как социальные статусы и роли, система диспозиций и различные ролевые ожидания, комплекс знаний, ценностей и убеждений, интересы и мировоззрение. Процесс кристаллизации личностных черт часто происходит под влиянием внешней и внутренней среды и протекает уникально, создавая неповторимую целостность.

социальные статусы и роли

Понятие социального статуса

Ещё в конце XIX века английский учёный Генри Мен вводит в оборот новое понятие. С тех пор социальный статус много анализировался и исследовался. На сегодняшний день под ним понимают определённое место человека в социальной системе или группе. Оно определяется рядом признаков: материальным и семейным положением, обладанием власти, выполняемыми функциями, образованием, специфическими навыками, национальностью, особыми психологическими характеристиками и многими другими. Так как индивид одновременно входит в состав различных групп, то его статус в них может быть различным.

Он не только обозначает положение человека в обществе, но и наделяет его определёнными правами и обязанностями. Обычно, чем он выше, тем больше набор прав и обязанностей. Нередко в обыденном сознании понятия социальные статусы и роли уравниваются с понятием престижа. Он, безусловно, сопровождает статусность, но не всегда является его обязательным атрибутом. Статус – это категория подвижная. Человек может изменять его с приобретением новых качеств или ролей. Лишь в традиционных общественных системах он мог передаваться по наследству, закрепляться законодательно или в соответствии с религиозными канонами. Сегодня личность в своём развитии может достигать желаемых статусов или терять их при определённых обстоятельствах.

социальная роль и статус личности

Иерархия статусов

Комплект различных позиций одной личности в обществе принято называть статусным набором. В этой структуре обычно есть доминирующий, основной статус, и комплект дополнительных. Первый определяет главное положение индивида в этой социальной системе. Например, ребёнок или престарелый человек будут иметь основной статус в соответствии с возрастом. Одновременно в некоторых патриархальных обществах пол человека будет главным признаком для определения его положения в системе.

Так как существует деление на главный и неглавные статусы, то исследователи говорят о существовании иерархии социальных позиций личности. Социальные роли и статус являются важнейшим фактором, влияющим на общую удовлетворённость индивида своей жизнью. Оценка происходит по двум направлениям. Есть устойчивые взаимодействия статусов на горизонтальном и вертикальном уровнях.

Первый фактор представляет собой систему взаимодействия между людьми, находящимися на одном уровне социальной иерархии. Вертикальное, соответственно, общение людей, находящихся на разных ступенях. Распределение людей по ступеням социальной лестницы является естественным явлением для общества. Иерархия поддерживает ролевые ожидания личности, обуславливая понимание распределения обязанностей и прав, позволяет человеку быть удовлетворённым своим положением или заставляет его стремиться к смене статуса. Это обеспечивает динамику личности.

социальная роль и статус

Личный и социальный статус

Традиционно по размеру общности, в которой функционирует личность, принято различать личные и собственно социальные статусы. Они функционируют на различных уровнях. Так, социальный статус – это сфера профессиональных и общественных отношений. Здесь важнейшее значение имеют профессиональное положение, образование, политическая позиция, социальная активность. Именно они являются признаками, по которым человек размещается в социальной иерархии.

Социальная роль и статус также функционируют в малых группах. В этом случае исследователи говорят о личном статусе. В семье, небольшом кружке по интересам, кругу друзей, малой рабочей группе человек занимает определённое положение. Но для установления иерархии здесь применяются не профессиональные, а личные, психологические признаки. Лидерские качества, знания, умения, коммуникабельность, душевность и другие черты характера позволяют человеку стать лидером или аутсайдером, получить определённый личный статус. Между этими двумя видами положений в социальной группе есть значительная разница. Они позволяют человеку реализоваться в различных сферах. Так, мелкий клерк, занимающий невысокое положение в рабочем коллективе, может играть значительную роль, например, в обществе нумизматов, благодаря своим знаниям.

социальная роль и статус личности в группе

Виды социальных статусов

Так как понятие статуса охватывает чрезвычайно обширную область социальной активности личности, то есть существует немало их разновидностей. Давайте выделим основные классификации. В зависимости от доминирования разных признаков выделяют следующие статусы:

  1. Естественный, или социально-демографический. Эти статусы устанавливаются в соответствии с такими признаками, как возраст, родство, пол, раса и состояние здоровья. Примером могут быть положения ребёнка, родителя, мужчины или женщины, европеоида, инвалида. Социальная роль и статус человека в общении отражаются в этом случае наделением личности определёнными правами и обязанностями.
  2. Собственно социальный статус. Он может складываться только в обществе. Обычно выделяют экономические статусы, в зависимости от занимаемой должности, наличия собственности; политические, в соответствии со взглядами и социальной активностью, также признаком выделения статуса является наличие или отсутствие власти; социокультурные, к которым относят по признакам образование, отношение к религии, искусству, науке. Кроме того, существуют правовые, профессиональные, территориальные статусы.

По другой классификации выделяют предписанные, достигаемые и смешанные статусы в соответствии со способом его получения. Предписанные статусы – это те, которые присваиваются по факту рождения. Их человек получает поневоле, ничего для этого не делая.

социальная роль и статус примеры

Достигаемые, напротив, приобретаются в результате усилий, часто значительных. К ним относятся профессиональные, экономические, культурные позиции в обществе. Смешанные – те, которые объединяют два предыдущих вида. Примером таких статусов могут быть различные династии, где по праву рождения ребёнок получает не только положение в обществе, но предрасположенность к достижениям в определённой сфере деятельности. Также выделяют формальные и неформальные статусы. Первые закреплены официально, в каких-либо документах. Например, при вступлении в должность. Вторые присваиваются группой негласно. Ярким примером является лидер в малой группе.

Понятие социальной роли

В психологии и социологии используется термин «социальная роль», под которым понимается ожидаемое поведение, диктуемое социальным положением и другими членами группы. Социальная роль и статус тесно связаны между собой. Статус накладывает обязанности права на личность, а они, в свою очередь, диктуют человеку некий тип поведения. Любой человек должен в силу своей социальности постоянно менять модели поведения, поэтому у каждого индивида есть целый арсенал ролей, которые он играет в разных ситуациях.

Социальная роль определяет социальный статус. В её структуру входит ролевое ожидание, или экспектация, исполнение, или игра. Человек попадает в типичную ситуацию, где участники ждут от него определённой модели поведения. Поэтому он начинает воплощать её в жизнь. Ему нет необходимости задумываться, как себя вести. Модель диктует ему поступки. У каждого человека есть свой ролевой набор, т. е. комплект ролей на разные случаи жизни в соответствии со своими статусами.

социальная роль и статус нации

Психологические характеристики социальных ролей

Есть мнение, что роль в обществе определяет социальный статус. Однако при этом последовательность обратная. Получая очередной статус, человек нарабатывает варианты поведения. В каждой роли есть две психологические составляющие. Во-первых, это символически-информационная часть, которая является сценарием типичного спектакля. Она представлена нередко в виде инструкций, памяток, принципов. Каждый индивид имеет уникальные черты, которые придают роли своеобразный и субъективный характер. Во-вторых, это императивно-контрольная составляющая, которая является механизмом для запуска игры. Императивный компонент связан также с ценностями и нормами. Он диктует, как необходимо поступать, опираясь на культурные стереотипы и моральные нормы общества.

Социальная роль имеет три психологических параметра, по которым её можно оценивать и классифицировать:

  • Эмоциональность. Разная степень проявления чувственности характерна для каждой роли. Так, руководитель должен быть сдержанным, а мама может быть эмоциональной.
  • Формализация. Роли могут быть формальными и неформальными. Первые описываются определённым сценарием, закреплённым в каком-либо виде. Например, роль учителя частично описана в должностной инструкции, а также зафиксирована в стереотипах и убеждениях общества. Вторые возникают в конкретных ситуациях и нигде не фиксируются, кроме психики исполнителя. Например, роль заводилы в компании.
  • Мотивация. Роли всегда тесно связаны с удовлетворением различных потребностей, у каждой из них есть одна или несколько исходных потребностей.

Виды социальных ролей

Общество бесконечно многообразно, поэтому видов ролей немало. Социальный статус и социальная роль человека взаимосвязаны. Поэтому первые часто дублируют вторые и наоборот. Так, выделяют естественные роли (мамы, ребёнка) и достигаемые (руководителя, лидера), формальные и неформальные. Социальная роль и статус, примеры которых каждый может найти в своей структуре личности, обладают некой сферой влияния. Среди них выделяют статусные роли, которые напрямую связаны с определённым положением в обществе и межличностные роли, что вытекают из ситуации, например, роль любимого, обиженного и т. п.

Функции социальных ролей

Общество постоянно нуждается в механизмах регуляции поведения своих членов. Социальная роль и статус в общении выполняют в первую очередь именно регулятивную функцию. Они помогают быстро найти сценарий взаимодействия, не затрачивая больших ресурсов. Также социальные роли выполняют адаптационную функцию. Когда у человека меняется статус, или он попадает в некую ситуацию, ему нужно быстро найти подходящую модель поведения. Так, социальная роль и статус нации позволяют ему адаптироваться к новому культурному контексту.

Ещё одна функция – самореализации. Исполнение ролей позволяет человеку проявить свои различные качества и достичь желаемых целей. Познавательная функция заключается в возможностях самопознания. Личность, примеряя на себя различные роли, познаёт свой потенциал, находит новые возможности.

Социальная роль и статус: пути взаимодействия

В структуре личности роли и статусы тесно переплетены. Они позволяют человеку решать различные социальные задачи, достигать целей и удовлетворять требования. Социальная роль и статус личности в группе важны для мотивации её к деятельности. Желая повысить статус, человек начинает учиться, трудиться, совершенствоваться.

Группы – это динамичная целостность и всегда есть возможность для перераспределения статусов. Человек используя ассортимент своих ролей, может изменить свой статус. И наоборот: его смена приведёт к изменению ролевого набора. Социальная роль и статус личности в группе кратко могут быть охарактеризованы как движущая сила личности на пути к самореализации и достижению целей.

4. Социальные статусы и роли

Человек, будучи
социальным существом, взаимодействует
с различными социальными группами,
участвует в различных совместных
действиях, является членом одновременно
разных социальных групп. В каждой из
этих групп индивид занимает различное
положении, выполняет различные функции.
С понятием личность неразрывно связаны
такие понятия, как «социальная роль» и
«социальный статус».

Социальный статус
— это положение человека в структуре
группы или общества, связанное с
определенными правами и обязанностями.

Социальная роль
— это система ожидаемого поведения,
которое определяется нормативными
обязанностями и соответствующими этим
обязанностям правами.

Индивид выполняет
одновременно не одну, а несколько
социальных ролей, иногда даже много: в
семье он и сын, и брат, и муж, и внук, и
отец, в других социальных группах он
начальник для подчиненных и подчиненный
для своего начальника и т.д.

Положение человека,
выполняющего только одну роль всегда
патологично и предполагает, что он живет
в условиях полной изоляции от общества
(является пациентом психиатрической
клиники или заключенным в тюрьме).

Если статус является
совокупностью прав, привилегий и
обязанностей, то социальная роль — это
действия в рамках этой совокупности
прав и обязанностей.

Как и ролей
социальных статусов у человека может
быть много. В целом любой социальный
статус предполагает соответствующую
роль и наоборот.

Классификация
социальных статусов.

Выделяют:
предписываемый и приобретенный
(достигаемый)

Предписываемый
статус — это статус, полученный индивидом
от рождения или в силу независящих от
его носителя факторов (возраста, пола,
расовой принадлежности, социально-экономического
положения родителей).

Достигаемый
статус —
это статус, приобретенный в обществе
благодаря усилиям и заслугам индивида.
Уровень образования, профессиональные
достижения, карьера, удачный в социальном
отношении брак – все это сказывается
на статусе человека в обществе.

В примитивных
обществах статусы чаще предписанные,
приобретенные появляются только в
развитых обществах.

Статус также может
быть групповой и личный.

Личный статус
определяется личными качествами и
чертами характера индивида, проявляемыми
на уровне малой группы, в которой индивид
функционирует непосредственно — семья,
трудовой коллектив, круг близких друзей.

Групповой статус
характеризует индивида как члена большой
социальной группы – как представителя
класса, нации, профессии, носителя
гендерных и возрастных признаков.

Социальную роль
следует рассматривать с точки зрения
ролевого исполнения и ролевого ожидания.
Наши роли определяются прежде всего
тем, что ожидают от нас другие (например,
мать должна заботиться о детях, дети
уважать родителей и т.д.) ролевое
исполнение – это то, как индивид
фактически себя ведет в данной роли.

С этими же понятиями
связано понятие «ролевое напряжение».

Ролевое напряжение
– трудности при выполнении ролевых
обязательств и несоответствие внутренних
установок личности требованиям роли.

Ролевое напряжение
может повышаться в связи с неадекватной
ролевой подготовкой или ролевым
конфликтом.

Неадекватная
ролевая подготовка
:
обучение социальным ролям в процессе
социализации должно быть непрерывным,
и последовательным: опыт каждого
жизненного этапа служит подготовкой к
следующему. В настоящее время обучение
социальным ролям основан на прерывности,
поэтому зачастую студент не готов к
работе, пожилой работник к пенсии,
молодая мама к воспитанию ребенка и
т.д.

Ролевое обучение
имеет, по крайней мере, два аспекта:

  1. Необходимо
    научиться исполнять обязанности и
    осуществлять права в соответствии с
    играемой ролью

  2. Не менее существенно
    приобрести установки, чувствования и
    ожидания, соответствующие данной роли.

Ролевые конфликты
могут быть:

  1. Между ролями (роль
    матери и роль руководителя)

  2. В пределах одной
    роли (человек публично провозглашает
    одну точку зрения, а в узком кругу –
    совершенно противоположную)

Существует несколько
способов снижения ролевого напряжения:

  1. Рационализация
    ролей – один из способов защиты против
    болезненного восприятия личностью
    какой-либо ситуации с помощью понятий,
    которые для нее социально и персонально
    желательны ( например, заповедь «не
    убий» для католиков средневековья была
    справедлива только в отношении людей
    истинной веры, неверные же не могли
    считаться людьми и могли быть убиты)

  2. Разделение ролей
    – временное изъятие из жизни одной из
    ролей и выключения ее из сознания
    индивида, но с сохранением реагирования
    на систему ролевых требования, присущих
    данной роли (например, врач на работе,
    дома отец и муж, военный на работе, дома
    брат и сын и т.д.)

  3. Регулирование
    ролей – формальная процедура, посредством
    которой индивид освобождается от личной
    ответственности за последствия
    выполняемой им роли (например, муж
    оправдывается перед женой за длительное
    отсутствие, говоря, что этого требовала
    его работа).

Социальные статусы и социальные роли личности

Социальный статус — это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями.

Например, статус врача дает индивиду право заниматься лечебной практикой и в то же время обязывает врача исполнять свои функции и роли надлежащим образом.

Каждая личность имеет множество социальных связей, исполняет различные социальные функции и роли и имеет множество социальных статусов. Например, индивид может одновременно быть: ребенком для своих родителей, менеджером на работе, отцом для своих детей, мужем для своей жены и т. д.

Статусы бывают предписанными — приобретенными по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

Статусы, которыми обладает личность, находятся в определенной иерархии по степени своей важности для самой личности и по социальной значимости для окружающих. Для одной личности более значимыми являются статусы, связанные с работой (профессией), для других — с семейным положением, для третьих — с общественной деятельностью и т. д. Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общности. Такие социальные статусы, как «президент страны», «губернатор региона», «академик» и др. по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Например, статус президента страны является признанным для всех граждан страны и для мирового сообщества. При этом президент может быть отцом, мужем, сыном и т. д., но уже для более узкого круга людей.

Генеральный статус оказывает значительное влияние на социальное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения. Например, мы говорим: «жена президента», «сын губернатора», «соратник академика» и тем самым придаем дополнительную значимость окружающим президента (губернатора и др.) людям. Недобросовестные люди из такого «окружения» нередко используют свое положение в корыстных целях.

Социальная роль — это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус. Например, мы ожидаем, что врач поможет больному избавиться от недуга, телемастер отремонтирует неисправный телевизор. Если личность в силу тех или иных причин не исполняет в должной мере обусловленные статусом роли и не оправдывает наших ожиданий, то к такой личности могут быть применены различные санкции. Например, руководитель может лишиться своей должности, родители — родительских прав и т. д.

Одновременное исполнение нескольких ролей может привести личность к ролевым конфликтам. Например, работающей женщине-матери бывает непросто совместить роли жены, матери, работницы предприятия, домохозяйки и др. В таких ситуациях выбор в конечном счете остается за личностью. Он во многом зависит от личностных приоритетов, доминирующих ценностей и складывающихся обстоятельств. Если семейно-бытовые ценности для женщины являются приоритетными, то другие социальные роли будут иметь для нее второстепенное значение.

Социальная роль должна отвечать двум основным критериям:

  1. функциональной целесообразности;
  2. соответствовать социокультурным ожиданиям людей.

Оба эти критерия взаимосвязаны. В одних случаях один из критериев может играть доминирующую роль, в других — оба считаются равнозначными. Например, роль короля в конституционной монархии оценивается прежде всего с точки зрения ее социокультурной (традиционной) значимости, так как в прагматическом плане она невелика; роль милиции в современном российском обществе, напротив, оценивается с точки зрения ее функциональной необходимости, так как в социокультурном плане она не оправдывает ожиданий российских граждан; роль Президента РФ в настоящее время можно оценивать по обоим критериям.

Функциональная целесообразность определяется не только с прагматических позиций (эффективно — неэффективно), но и с позиции социальной значимости той или иной роли. Социальная значимость складывается из материального и морального стимулирования роли и личностной самооценки индивида, исполняющего эту роль. Например, если милиционер (учитель, врач и др.) на свою заработную плату не в состоянии содержать семью, то и оценка его роли в обществе, и самооценка будут соответствующими.

Социокультурные ожидания людей во многом зависят от традиционной культуры, от уровня развития общества и от существующих в обществе и государстве приоритетов. Например, в одних культурах (обществах) официальное многоженство запрещено, в других — считается чуть ли не показателем состоятельности мужчины. В одних культурах многодетность считается нормой, в других — исключением. С учетом культурных традиций и социальных приоритетов в каждом обществе формируются свои ролевые ожидания.

Социальный статус, роли и типы обществ

Презентация на тему: «Социальный статус, роли и типы обществ» — стенограмма презентации:

1

Социальный статус, роли и типы обществ
Глава 5 Раздел 2 и Глава 5 Разделы 3 и 4

Social Status and Roles and Types of Societies

2

И.Права и обязанности
A. Роль 1. Роль — ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом 2. Статус «в действии» a. Статус описывает позицию b. Роль описывает поведение c. Поведение основано на правах и обязанностях

I. Rights and Obligations

3

B. Права 1. Поведение, которого люди ожидают от других C. Обязанности 1. Поведение, которое люди должны выполнять по отношению к другим D.Пример (Как это помогает нам понять группу?) 1. Учителя обязаны подготовить урок 2. Учащиеся имеют право ожидать, что учителя подготовят их надлежащим образом.

B. Rights 1. Behaviors that individuals expect from others. C. Obligations.

4

II. Ролевое исполнение и социальное взаимодействие
A. Статус и роли являются основой групповой жизни B. Ролевое исполнение 1. Фактическое поведение человека в роли C. Социальное взаимодействие 1.Процесс влияния друг на друга в процессе взаимоотношений людей. 2. «Сигналы» —EX: Язык перед боем.

II. Role performance and Social Interaction

5

Лесли Виссер

Leslie Visser

6

III. Ролевой конфликт A. Статус и роли делают социальную жизнь упорядоченной B. Разнообразие, которое порождает конфликты и напряжение C. Ролевой конфликт — Состояние, при котором выполнение роли в одном статусе мешает выполнению роли в другом статусе 1.Студент, у которого есть работа

7

D. Ролевое напряжение — условие, при котором роли
D. Ролевое натяжение — состояние, при котором роли одного статуса несовместимы или противоречат друг другу 1. Учитель является спонсором клуба 2. Студент, который хочет хорошо учиться и участвовать во внеклассных программах 3. Иногда лицемерно — звездный спортсмен, уличенный в наркотиках

8

В.Типы общества A. Определение —
1. Люди, живущие в пределах определенных территориальных границ и разделяющие общую культуру, состоящую из социальной структуры, при удовлетворении основных потребностей своего народа 2. Типы обществ a. Доиндустриальный период (2 миллиона лет назад) (B, C, D, E) b. Промышленное (F) c. Постиндустриальный (сегодняшний день) (G)

9

B. Общество охоты и собирательства (стр.154)
1. Общество, которое выживает за счет охоты на животных и сбора съедобных растений 2.Кочевой, кооперативный, без частной собственности, труд в зависимости от пола и возраста

11

Хватайте куртки Антропологи предсказывают, что в следующие пятьдесят лет все общества охотников и собирателей прекратят свое существование. Более 90 процентов всего человеческого существования выживало именно на таком образе жизни. ЗАДАЧА: Работа в паре. Ищите СЪЕДОБНЫЕ, МЕДИЦИНСКИЕ или можно использовать для ОРУЖИЯ. Принесите предметы обратно в класс. Как бы вы выжили благодаря тому, что нашли?

.

социальный статус в предложении

Особое внимание уделяется взаимодействию между возрастом и тремя факторами: фонологический контекст справа, контекст общения и социальный статус родителей.

Тем не менее, я попытаюсь обрисовать их основные положения, касающиеся социального статуса подростков.

Относительно высокий экономический капитал предполагался, если их социальный статус был достаточно высоким, что мы определили, исследуя прежнюю профессию женщины или ее мужа.

Следовательно, предположение о том, что кремации представляют людей менее социального статуса , является сомнительным.

Используя уточненные экологические показатели, исследование обеспечивает более глубокое понимание взаимосвязи между социальным, , , статусом , переменными констелляции братьев и сестер, семейным окружением и когнитивными функциями.

Их объединяет снижение социального статуса и деградация собственного образа, поскольку культурный идеал, юная женственность, больше не может быть реализован.

В этой статье рассматривается социальный статус пожилых женщин в рамках эмпирической проверки гипотезы двойной опасности.

Даже небольшие пожертвования могут сыграть значительную роль в поддержании семейной солидарности и социального статуса старейшин .

Важно то, что доказательства контекстуализированы с точки зрения как social status истцов, так и периода.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *