Социальную природу человека характеризуют: Социальная природа человека

Социальная природа человека

Определение 1

Человек – это представитель вида Homo sapiens, который отличается от других живых организмов наличием высшей нервной деятельности и речевой функции обусловленной второй сигнальной системы.

Человек — «существо общественное»

Человека признают биосоциальным существом. Как биологический вид он имеет все признаки и свойства живого: от способности к дыханию, до обмена веществ. Кроме того, человек может вступать в различные отношения с другими живыми организмами, например, быть хищником или являться компонентом биоценоза.

Но при этом человек существует внутри социального пространства, что, безусловно, накладывает отпечаток на его развитие и формирует отличия от других компонентов биосферы. Описание социальной природы человека целесообразно начинать с определения общества.

Определение 2

Общество – это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления многообразия материальных и духовных благ при формировании определенных норм образа жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Подобные объединения существ возможны и в животном мире, но социальная природа человеческих контактов заключается в приобретении людьми возможности осваивать элементы общественной жизни.

Только общество может позволить человеку стать личностью, усвоив некоторые образцы поведения. При этом человек руководствуется не инстинктами, но и общественным мнением, социум позволяет людям обуздать зоологические инстинкты, выработать социальный язык, воспринять обычаи и традиции, а также накопленный годами опыт общественных отношений.

Социализация человека и становление его личности

Так как в обществе человек становится личностью, то целесообразно дать определение данному понятию.

Определение 3

Личность – это понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.

Таким образом, личностью называют человека и индивида, который обладает следующими характеристиками:

  • является субъектом сознательной деятельности;
  • обладает совокупностью социально значимых черт;
  • является индивидуальностью и обладает неповторимостью.

Индивидуальность личности формируется в ходе воспитания и различных аспектов человеческой деятельности. Личностью становятся, прежде всего, в процессе социализации.

Определение 4

Социализация – это усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей.

Процесс социализации начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни, даже в зрелом возрасте. Успех социализации зависит от того, насколько она может усвоить ценности и нормы поведения, которые приняты в данной культуре, а также сможет реализовать собственное «Я» в процессе жизни. Окружающая среда может влиять на целенаправленный процесс развития личности путем обучения и воспитания, или непреднамеренно.

Выделяют несколько стадий процесса социализации человека (или стадий жизненного цикла):

  • детство;
  • юность, зрелость;
  • старость.

Эти жизненные циклы связываются между собой процессом смены общественных ролей, приобретением нового статуса, сменой привычек и характера образа жизни. Согласно степени достигнутого результата социализации она может быть начальной, ранней, зрелой, продолженной.

Многие ученые считают, что человек получает социальную природу с момента собственного зачатия, даже во внутриутробном развитии. Все это обусловлено наличием второй сигнальной системы. Такого элемента высшей нервной деятельности больше нет ни у кого из существующих биологических видов на Земле. Развитие социальной природы человека связано с возникновением у человека в процессе эволюции трудовой деятельности способности к речи. Ее развитие определяет возникновение внутри коры больших полушарий головного мозга специализированных центров.

Функция данных нервных центров заключается в анализе, понимании устной и письменной речи, в контроле осмысленного произношения слов. Человеческая речь уникальна по своей сути, и она может описать происходящее в будущем, настоящем и прошлом.

Наличие речи значительно повысило способность человека отражать происходящее во внешней среде, используя опыт поколений и продолжать становление сознания и мышления. Человек мыслит словами, они отражают уровень его сознания и мышления, являются проявлением умственной деятельности.

Человек также обладает способностью к мышлению, что иллюстрирует его биосоциальную природу. Мышление позволяет при помощи слов представить и выразить собственное индивидуальное отношение к предметам, явлениям, и состоянию собственного организма.

Мысль человека является обобщенным отражением действительности. Человек также обладает способностью к абстрактному мышлению. Оно позволяет развивать не только собственные способности, но и формировать культуру, устанавливать законы природы, использовать собственные знания в практической деятельности.

Проявление всей полноты мышления заключается в процессе овладения языком, логикой, понятиями, другими продуктами общественной деятельности, которые являются критериями истинности мышления.

Человек разумный является уникальным существом и обладает членораздельной речью, сознанием и самосознанием, способностью к творческой деятельности, многообразию духовной жизни. Человек обладает базовыми биологическими потребностями в еде, крове, воспроизведении, но вместе с тем не менее важными для него становятся потребности в индивидуальной самореализации, открытии своего уникального потенциала, усвоении норм цивилизации и культуры. Человека даже называют венцом творения природы, что в какой-то мере справедливо.

Таким образом, социальная природа человека позволяет трактовать его как элемент общественной жизни, который выражает собственный внутренний мир в контексте общественных отношений, приобретая при этом определенные навыки, обучаясь и развиваясь.

Тест по теме «Биосоциальная природа человека» в формате ЕГЭ

Тест по обществознанию: «Биосоциальная природа человека» 1 вариант

1. Вставьте пропуск в схеме.

ПОНЯТИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Индивид

Человек как представитель биологического вида

Человек как носитель социальных качеств

2. Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу. Выпишите соответствующие цифры.

1) особенности внешности

2) любознательность

3) темперамент

4) ответственность

5) трудолюбие

6) самоотверженность

3. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.д.

4. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возрастные и половые различия

2) темперамент

3) особенности нервной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения

5. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

2) Индивид — единичный представитель человечества.

3) К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.

4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.

5) Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.

6. Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.

2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.

3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.

5) Человек как личность формируется в процессе социализации.

7. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.

3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.

5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.

8. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование предметов, данных природой

2) стремление объяснить законы природы

3) продолжение рода

4) общение с помощью членораздельной речи

5) приспособление к условиям окружающей среды

6) способность к мышлению

9. Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сознание

2) инстинкты

3) мировоззрение

4) наличие психики

5) проявление эмоций

6) способность к преобразовательной деятельности

10. Кириллу 16 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Кирилла — 180см.

3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Кирилл — сангвиник по темпераменту.

5) Кирилл — добрый и отзывчивый человек.

6) Кирилл хорошо учится в школе.

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ, содержащие информацию о личности.

12. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

Тест по обществознанию: «Биосоциальная природа человека» 2 вариант

1. Вставьте пропуск в схеме.

ПОНЯТИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Индивид

Человек как представитель биологического вида

Носитель неповторимого своеобразия проявлений человека, его непохожесть на других

2. Ниже приведены потребности человека. Все из них, за исключением двух, являются отражением социальной природы человека.

1) в трудовой деятельности

2) в созидании

3) в творчестве

4) во взаимопонимании

5) в отдыхе

6) в пище

3. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

4. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2) Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3) Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

4) Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5) Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

5. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый человек обладает биологической индивидуальностью.

2) Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.

3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.

6. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.

3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.

4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.

7. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

 

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

A) способность к продолжению рода

Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды

B) способность накапливать знания и трудовые навыки

Г) способность видеть цель своих действий

Д) способность оценивать себя и других

 

1) социальная

2) биологическая

8. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) инстинктивные реакции на воздействие среды

2) использование предметов, данных природой

3) стремление понять окружающий мир

4) генетически обусловленные модели поведения

5) общение с помощью членораздельной речи

6) способность к целеполаганию

9. Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сознание

2) инстинкты

3) мировоззрение

4) наличие психики

5) проявление эмоций

6) способность к преобразовательной деятельности

10. Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Ивана — 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается лёгкой атлетикой, серьёзно относится к тренировкам.

5) Иван — добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности.

12. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

КЛЮЧИ к тесту «Биосоциальная природа человека»

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

смысл понятия

— человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

два предложения:

— процесс становления и развития личности продолжается всю жизнь человека;

— на формирование личности большое влияние оказывает семья, школа, ближайшее окружение человека

12. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

Пояснение.

Примеры.

1. Человек является биосоциальным существом и его формирование как личности возможно только в обществе людей.

2. Человек обладает мышлением, членораздельной речью, но получить и развить эти навыки он может только в обществе.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, творя «вторую природу» — культуру, но создание и познание культуры невозможно без участия других людей.

Природное и общественное в человеке. Тренировочные задания формата ЕГЭ.

Обществознание 10 класс (профиль). Тема: Природное и общественное в человеке.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Уровни развития способностей человека

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Талант

Высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных

********

Наивысший уровень развития способностей как общих, так и специальных

2. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Способности; мировоззрение; характер; интересы; личность.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой характерные признаки индивида.

1) нейродинамика; 2) задатки; 3) ценности; 4) биологические потребности; 4) мировоззрение; 5) возраст; 6) эмоции.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о человеке и его потребностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.

2) Индивид — единичный представитель человечества.

3) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционно относят потребность в познании окружающего мира.

4) Индивидуальные потребности людей могут противоречить общественным потребностям.

5) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5. Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Ивана — 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается лёгкой атлетикой, серьёзно относится к тренировкам.

5) Иван — добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.

6. Установите соответствие между характеристиками и качествами человека, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) социальная роль

Б) физиологические особенности

B) биологические потребности

Г) сознательные цели

Д) направленность

КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

1) индивид

2) личность

7. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.

2) Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.

3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.

4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.

8. Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом ниже списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рост Ларисы ниже среднего.

2) Лариса — честный человек.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.

4) Лариса добрая и отзывчивая.

5) Лариса — внешне привлекательная девушка.

6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.

9. Установите соответствие между проявлениями способностей человека и природой этих способностей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

A) расти и физически развиваться

Б) оценивать себя и свои поступки

B) видеть цель своих действий

Г) воспроизводить свой род

Д) формировать свои взгляды на мир

ПРИРОДА СПОСОБНОСТЕЙ

1) социальная

2) биологическая

10. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство и юность сменяются зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением им социальных черт и качеств.

3) Человек наследует моральные ценности так же, как и задатки к определенным видам деятельности.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

11. В приведённом ниже списке найдите признаки гениальности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) следование традиционным образцам

2) оригинальность и неповторимость результата деятельности

3) репродуктивный характер деятельности

4) гениальные произведения — это результат озарения свыше

5) стандартизация действий

6) гениальность — это результат длительной тренировки, отработки навыков в упражнениях

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В труде, учении, *** (А) формируются и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства *** (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные *** (В) организма являются лишь *** (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — *** (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и *** (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) особенность

2) способности

3) личность

4) игра

5) общество

6) задатки

7) возможности

8) деятельность

9) группа

13. Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

A) способность к продолжению рода

Б) приспособление к климатическим условиям

B) способность накапливать знания и трудовые навыки

Г) способность определять цель своих действий

Д) способность оценивать себя и других

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

1) социальная

2) биологическая

14. Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.

2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.

3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.

5) Человек как личность формируется в процессе социализации.

15. Наблюдения и эксперименты, проведенные психологами, свидетельствуют о том, что природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей и во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Какие особенности природы человека подтверждает данный вывод? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) сущность человека образует совокупность природных и социальных свойств

2) в социуме происходит развитие индивидуальности человека

3) человеку свойственна сложная структура эмоциональной деятельности

4) люди обладают мышлением и речью

5) способности человека определяются врожденными факторами

6) усилием своей воли человек может преодолевать внешние сопротивления и обстоятельства

16. Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

A) совокупность социально значимых черт, характеризующих человека как члена общества

Б) неповторимое своеобразие, уникальность каждого человека

B) единичный представитель человеческого рода

Г) тип темперамента, особенности строения тела человека

Д) художественный талант, особенности мировоззрения, неповторимый стиль в общении с людьми

ТЕРМИНЫ

1) индивидуальность

2) индивид

3) личность

17. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.

3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.

4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.

5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе удовлетворения потребностей.

18. Изучая природу человека, ученые сравнивают его поведение и поведение животных. Один из их выводов заключается в том, что каким бы сложным ни казалось поведение животного, оно остается поведением инстинктивно-биологическим. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. В этом, в частности, проявляется социальная природа человека. Какие из перечисленных суждений ее характеризуют? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в своей деятельности человек реализует собственную жизненную программу

2) человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам

3) как телесно-материальное образование человек подвержен энергетическим воздействиям

4) человек ведет себя в соответствии с общественными нормами

5) человек выдвигает цели, соответствующие системе своих ценностных установок

6) в поведении человека присутствуют биологические инстинкты

19. Установите соответствие между примерами и сторонами сущности человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А) Рост Владимира 195 см.

Б) Ирина доброжелательна к коллегам по работе.

В) Фёдор физически вынослив.

Г) Василий любит классическую музыку.

Д) У Николая много друзей.

СТОРОНЫ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

1) биологическая

2) социальная

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Преодоление противоречий в *** (А) через овладение соответствующими способами её выполнения (умениями, навыками, приёмами, знаниями) ведёт к *** (Б) и представляет собой его суть. Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения *** (В) принадлежит обучению и *** (Г). Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и *** (Д) ценность, является одним из центральных заданий в формировании личности. В формировании *** (Е) существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтапном взаимодействии».

Список терминов:

1) воспитание

2) деятельность

3) личностный

4) качественный

5) индивид

6) личность

7) развитие

8) роль

9) потребность

21. Выберите верные суждения о биосоциальной сущности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.

2) Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.

3) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении.

4) Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.

5) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании, поддержании нормального теплообмена.

22. Илье Анатольевичу 38 лет. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие Илью Анатольевича как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Илья Анатольевич работает в гимназии учителем истории и обществознания.

2) Илья Анатольевич — добрый и отзывчивый, у него много друзей.

3) Илья Анатольевич — честный и принципиальный человек.

4) У Ильи Анатольевича тёмные волосы и серые глаза.

5) Рост Ильи Анатольевича — 180 см.

6) Илья Анатольевич легко переносит физические нагрузки.

23. Установите соответствие между видами способностей человека и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

A) повышенная гибкость суставов

Б) феноменальная память

B) музыкальный слух

Г) развитое воображение

Д) физическая сила

ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ

1) специальные

2) интеллектуальные

3) природные

24. Выберите верные суждения о личности и её качествах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные качества личности формируются в процессе труда и общения.

2) Социальная природа человека проявляется в его инстинктах и рефлексах.

3) Человек может стать личностью вне общества.

4) Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека.

5) Врождённые качества человека оказывают влияние на формирование личности.

25. Галине 16 лет. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) У Галины светлые волосы и карие глаза.

2) Галина добрая и отзывчивая.

3) Галина — внешне привлекательная девушка.

4) Рост Галины ниже среднего.

5) Галина — честный человек.

6) Галина дружит с одноклассниками.

26. Установите соответствие между признаками и их носителями (человеком или животными): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

A) способность абстрактно мыслить

Б) наличие представлений о сверхъестественных силах

B) наличие физиологических и экзистенциальных потребностей

Г) в основном инстинктивный характер активности

Д) способность к целеполаганию

НОСИТЕЛИ ПРИЗНАКОВ

1) человек

2) животное

3) человек и животное

27. Выберите верные суждения, в которых называются способности человека, связанные с его социальной сущностью. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Человек обладает способностью устанавливать цели своей деятельности на длительные временные периоды.

2) Человек адаптируется к изменяющимся природным условиям.

3) Человек способен мыслить абстрактно.

4) Человек заботится о воспроизводстве своего рода.

5) Человек чередует периоды активности и отдыха.

28. В приведённом ниже списке найдите характеристики человека как индивида и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) общительность и коммуникабельность

2) спортивное телосложение

3) холерический тип темперамента

4) обладание развитыми профессиональными навыками

5) сочетание женской красоты и обаяния с высоким профессионализмом

6) высокая степень ответственности и дисциплинированности

29. Установите соответствие между особенностями поведенческой активности, свойственной человеку, и поведенческой активности, свойственной животным: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

A) в основе инстинкт

Б) целесообразность

B) продуктивность

Г) преобразующий характер

Д) обусловленность генетической программой

ВИДЫ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

1) человек

2) животные

Тренировочный тест с ответами по теме «природа человека»

3. Природа человека

Часть1.

  1. Человек является продуктом эволюций

  1. Духовной и биологической 2) биологической и социальной

3) биологической и культурной 4) биологической и социально- культурной

2. Высказывание « Мыслю , следовательно, существую» принадлежит

1) Р. Декарту 2) Б. Спинозе 3) Ж. Ж. Руссо 4) Д. Локку

3. Смысл жизни человека с нравственными исканиями связывала

1) философия Возрождения 2) немецкая классическая философия

3) философия марксизма 4) философия гедонизма

4. Процесс историко – эволюционного формирования физического типа человека , это

1) эволюция 2) гендерология 3) генезис 4) антропогенез

5. Труд был объявлен решающим фактором эволюционного превращения древнего предка человека в существо социальное в трудах

1) Ч.Дарвина 2) Ф. Энгельса 3) Аристотеля 4) Гегеля

6. Идея переселения душ была выдвинута философией

1) древнекитайской 2) древнеиндийской 3) древнегреческой 4) эпохи Возрождения

7. Представление о человеке как « Образе и подобии Бога» характерно для философии

1) древнегреческой 2) древнекитайской 3) христианской 4) древнеиндийской

8. Автором термина «категорический императив «, характеризующего нравственный закон для человека, является

1) Гегель 2) Кант 3) Конт 4) Фихте

9. Философия Ж.П. Сартра , считавшего , что объективному, детерминированному миру противопоставлена человеческая деятельность, которая свободна и не зависит от объективных законов , относится к такому направлению в философии как

1) экзистенциализм 2) эмпиризм 3) эмпириокритицизм 4) этатизм

10. Специфические черты, присущие отдельной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, это

1) индивид 2) индивидуальность 3) личность 4) нет верного ответа

11. Совокупность устойчивых психических качеств человека, определяющих его поступки в отношении других людей, это

1) способности 2) эмоции 3) темперамент 4) характер

12. Индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности, это

1) способности 2) эмоции 3) темперамент 4) характер

13. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества, это

1) человек 2)индивид 3) индивидуальность 4) личность

14. Состояние объективной нужды организма в чем- то, что составляет необходимое условие его нормального функционирования, это

1) эмоции 2)темперамент 3) потребность 4) характер

15. Какое понятие не употребляется при классификации потребностей человека?

1) биологические 2) духовные 3) социальные 4) приоритетные

Часть2

  1. Вставьте пропущенное слово в определение человека, данное словарем С.Ожегова. « Живое существо, обладающее даром __________ и речи, способностью создавать_______ и пользоваться ими в процессе общественного труда».

  2. У становите соответствие

термин

определение

А. Мышление

Б. Способности

В. Индивид

Г. темперамент

1)индивидуально устойчивые свойства человека , определяющие его успехи в различных видах деятельности

2) совокупность психических свойств человека , от которых зависит его реакции на других людей и социальные обстоятельства

3) высшая ступень человеческого познания

4) отдельный экземпляр среди множества других , обладающий специфическими свойствами

А

Б

В

Г

  1. Закончите фразу: « Источником активности личности являются многообразные личные и общественные_______».

  2. Их делят на несколько видов: природные ( связанные с врожденными задатками), общие интеллектуальные ( развитая память, точность ручных движений и т.д) и специальные ( музыкальные , спротивные и т.д). О каких свойствах человека идет речь?

Часть 3

Напишите эссе : « Человек вне общества- или бог, или зверь» ( Аристотель)

Ключ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

4

1

2

4

2

2

3

2

1

2

4

1

4

3

4

Часть2

  1. Мышления, орудия

  2. 3142

  3. Потребности

  4. способности

Природа человека | Проект Иеремия

В этой статье будут исследованы три взгляда на природу человека, которых придерживалась ранняя христианская церковь, и то, как эти взгляды превратились в то, что мы принимаем сегодня в современной церкви.

Три представления:

  1. августинец — человек духовно мертв;
  2. Пелагианство — человек духовно здоров от рождения и выбирает свою судьбу; и
  3. полупелагианство — человек духовно болен и нуждается только в помощи высшей силы, чтобы помочь ему в его выздоровлении.

В центре спора между Августином и Пелагиусом стояла доктрина первородного греха, особенно в отношении вопроса о том, насколько «свободна» воля падшего человека.
Противоречие началось, когда британский монах Пелагиус выступил в Риме против знаменитой молитвы Августина: «Даруй то, что приказываешь, и приказывай, что хочешь». Пелагиус в ужасе отшатнулся от мысли, что божественный дар (благодать) необходим для выполнения того, что повелевает Бог.Для Пелагиуса и его последователей ответственность всегда подразумевает способности. Если на человеке лежит моральная ответственность подчиняться закону Бога, он также должен обладать моральной способностью делать это.

Части этой статьи взяты из UnHoly Alliance Дэном С.

Духовно мертвый
Августин (354-430AD)
Колодец духовного
Пелагиус (370-440AD)
Августин Гиппопотам был самым влиятельным теологом латинского христианства.В начале своей жизни он был вдохновлен произведениями Цицерона посвятить свою жизнь поискам истины. Он начал это занятие как ритор, затем стал манихеем, а позже — скептиком. В конце концов он обратился в католицизм в 386 году. В 391 году он был почти насильно рукоположен в пресвитера в Гиппоне, а с 395 по 430 год он служил епископом.

Он написал много трактатов, среди которых мы находим знаменитые Исповедь , Город Божий и О Троице .Многие из его работ были направлены против ересей, особенно манихейства, донатизма и пелагианства. Он наиболее известен тем, что основал западную богословскую традицию и установил доктрины Троицы и христологии.

Считающийся отцом ортодоксального богословия, Августин отстаивал абсолютную неизменность, триединство, всеведение, вездесущность, всемогущество, нематериальную природу Бога. Он считал Библию божественной, непогрешимой, непогрешимой и единственной высшей властью над всеми другими писаниями.

Взгляд Августина на грехопадение рассматривал человечество как massa peccati, «месиво греха», неспособное воскреснуть из духовной смерти. Это была доктрина полной порочности. «Никто не хорош, даже один». Согласно Священным Писаниям, человек настолько падший, настолько омрачен грехом в своем сердце, уме и воле, что не может повернуть f

.

Объяснение человеческого поведения природой и воспитанием — ReviseSociology

Не отрицая роли биологии в объяснении некоторых аспектов человеческого поведения, социология очень сильно подчеркивает роль общества (воспитания), а не природы в объяснении человеческих действий. Приведенный ниже материал является частью первого урока из восьми вводных уроков по социологии.

Природа объяснения поведения

В социологии мы изучаем человеческое поведение. Человеческое поведение — это термин, который мы используем для обозначения всего, что делают люди . Есть много способов объяснить, почему определенные люди делают что-то определенным образом.

Некоторые биологи и психологи считают, что люди ведут себя так, потому что они животные, которые в первую очередь действуют в соответствии со своими инстинктами. Это известно как «естественная теория» человеческого поведения. Другие ученые и психологи исследуют, является ли наше поведение «генетическим», т.е.определенные типы поведения передаются от родителей к ребенку. Опять же, это естественная теория человеческого поведения, потому что она поддерживает веру в то, что наше поведение в значительной степени заранее запрограммировано. Например, обсуждается, существует ли преступный ген, который означает, что некоторые люди более склонны к совершению преступления.

Воспитание объяснений поведения

Аргументы

Nurture фокусируются на том, как люди воспитываются и как их окружение формирует их личность и поведение.Социологи утверждают, что одних людей воспитывают добрыми и заботливыми, а других воспитывают в совершенно иных формах поведения. Личность и личность человека формируются и развиваются в соответствии с его социальным окружением и людьми, которых он встречает. Их учат окружающие говорить им, что правильно, а что плохо, включая учителей, братьев и сестер и, самое главное, родителей. Вот почему социологи изучают семью и образование (две темы в курсе СА) среди других тем, потому что это позволяет исследовать, как эти институты влияют на поведение человека.

Почему социологи считают, что аргументы в пользу воспитания более точны?

У нас есть два разных способа объяснения человеческого поведения. Один использует природу для объяснения поведения, другой — воспитание. Вопрос в том, какое объяснение лучше? Если вы объясните человеческое поведение таким же, как поведение животных, это означает, что все люди будут вести себя одинаково. Французские кошки ведут себя так же, как британские кошки. Британцы ведут себя как французы? Люди в Великобритании склонны вести себя подобным образом.Они делают похожие вещи и носят определенные типы одежды. Все ли люди во всем мире ведут себя одинаково? Социологи обычно говорят «нет» и используют три типа свидетельств, чтобы доказать свою точку зрения.

1) Исторические свидетельства против теорий природы

Аргументы природы предполагают, что человеческое поведение не отличается от поведения животных, которое основано на автоматических реакциях и заранее определенных режимах поведения или на том, что наше поведение предопределено нашими генами. Однако поведение человека значительно изменилось на протяжении всей истории, в то время как поведение животных изменилось лишь незначительно за очень долгий период времени.Это говорит о том, что люди взаимодействуют со своей средой уникальным образом, формируя и формируя ее.

Быстро меняющиеся гендерные роли — один из примеров противодействия естественным теориям поведения

2 ) Антропологические доказательства против теорий природы

Второй аргумент использует антропологические данные. Антропологи — это люди, которые изучают и сравнивают общества со всего мира. Если бы наше поведение было заложено в наших генах, люди во всем мире вели бы себя одинаково.Это потому, что помимо внешней физической разницы между людьми, фактическая биологическая разница между людьми из разных частей мира крошечная. Однако антропологи показывают, что в разных обществах люди ведут себя по-разному.

Племенные общества с различными нормами и ценностями — хорошее свидетельство против естественных теорий поведения

Итак, мы можем видеть, что пол, этническая принадлежность и класс человека могут сильно повлиять на его жизненные шансы. Общество через такие институты, как семья, средства массовой информации, образование и полиция, влияет на поведение различных групп.Это факт, потому что мы можем очень точно сделать обобщения об ожидаемом поведении этих групп в обществе. Ваше поведение не такое уникальное и индивидуальное, как вы думаете.

Подкаст Analaysis ниже демонстрирует важность воспитания над объяснениями человеческой деятельности природой …

« Я должен быть психопатом, но я нет?» 5:30 — 11:44 http://www.bbc.co.uk/programmes/b010mcl1 (2011)

  1. Какова была закономерность в семейной истории профессора?
  1. Какой генетический образец был у профессора?
  1. Какие факторы, по мнению исследователя, помешали ему стать убийцей, преступником и т. Д.?
  1. Как исследователи рассматривают генетические и средовые объяснения изменения поведения?

ПРИМЕЧАНИЕ — Природа против.Дебаты о воспитании — горячо обсуждаемая тема. Ни одна из сторон не может претендовать на предоставление убедительных доказательств, которые полностью оспаривают другую, т.е. ни одна из сторон не может полностью игнорировать природу или воспитание при объяснении человеческого поведения.

Похожие сообщения

Все ссылки ниже ведут вас к вводным сообщениям, предназначенным для того, чтобы дать представление о том, что такое социология и как выглядит социология A Level.

Что такое социология?

AS и социология уровня — краткий обзор

Основные темы в AS и социологии уровня

Цели оценивания в AS и социологии уровня

Хорошие ресурсы для дальнейшего изучения AS и социологии A Level

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *