Статьи возрастная психология: Возрастная психология — PsyJournals.ru
Психология развития — PsyJournals.ru
Психолого-педагогические исследования | Рубрики
Общая психология | Жилинская А.В.
Анализ трудностей целеполагания у старших подростков
Психология развития | Малюкова Д.А., Пуговкина О.Д.
Взаимосвязь коммуникативного и формального аспектов мышления у старших подростков в контексте проблемы эмоциональной дезадаптации
Математические методы в психологии и смежных науках, Психологическая диагностика, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Психология развития, Теория и методология, Экспериментальная психология | Кузнецова О.В., Петрушова И.В.
Взаимосвязь механизмов психологической защиты и временной перспективы в период средней взрослости
Психология развития | Денисенкова Н.С., Выроцкова В.В.
Взаимосвязь стратегии поведения в конфликтной ситуации и социометрического статуса дошкольника в группе сверстников
Психология личности | Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н.
Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку
Инновационные модели, Нейропсихология, Общая психология, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психофизиология, Семейная психология | Исаев Е.И.
Возрастно-нормативная модель развития в дошкольном детстве
В помощь психологу, Нейропсихология, Общая психология, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология кризисных ситуаций, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психофизиология, Семейная психология, Социальная психология | Исаев Е.И.
Возрастно-нормативная модель развития младших школьников
Психология развития | Хухлаева О.В.
Возрастное развитие в период взрослости
История психологии, Психологическая диагностика, Психология развития, Философия, антропология, культура, Экспериментальная психология | Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е.
Воображение и творчество: культурно-исторический подход
Психология развития | Песков В.П.
Выявление различий интегральных характеристик представления на разных этапах школьного обучения
Психология развития | Поливанова Н.И., Ривина И.В., Улановская И.М.
Выявление умения учащихся начальной школы действовать совместно в условиях социо-когнитивного конфликта
Психология развития | Славутская Е.В.
Гендерные различия в личностных качествах, определяющих дезадаптацию младших подростков
В помощь психологу, Инновационные модели, Межкультурная коммуникация, Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психотерапия и психокоррекция, Специальная психология, Теория и методология, Экспериментальная психология | Кочетова Ю.А., Климакова М.В.
Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков
Педагогическая психология, Психология личности, Психология развития | Силакова М.М., Захарова Л.М.
Готовность воспитателей к развивающему взаимодействию с детьми
Психологическая диагностика, Психология личности, Психология образования, Психология развития, Психология труда, Социальная психология, Теория и методология, Экспериментальная психология | Арон И.С.
Готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот в контексте их социальной ситуации развития
Психология развития, Социальная психология | Котляр И.А., Соколова М.В.
Детская площадка. Место прогулки или пространство развития?
История психологии, Педагогическая психология, Педагогическое образование, Психологическая диагностика, Психология образования, Психология развития, Теория и методология, Экстремальная психология | Исаев Е.И., Тараненко А.В.
Диагностика планирования как возрастного новообразования младших школьников
Психология образования, Психология развития | Зак А.З., Сорокова М.Г.
Диагностика сформированности метапредметных компетенций у пятиклассников
Психология образования | Ермаков С.С.
Диагностика уровня развития теоретического способа мышления у интеллектуально одаренных младших школьников
Психология образования, Психология развития | Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М.
Диагностическая беседа, направленная на выявление психологических условий благополучного проживания ребенком кризиса семи лет
Тема 1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА1.1. Предмет и задачи возрастной психологииВозрастная психология– это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов. Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д. Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев (для младенцев) до нескольких лет (для детей более старшего возраста). Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития. Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения. Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания. Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков. Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д. Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек. 1.2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологииДетская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Заслуга Прейера состоит в том, что он изучил, как развивается ребенок в самые ранние годы жизни, и ввел в детскую психологию метод объективного наблюдения, разработанный по аналогии с методами естественных наук. Он первым осуществил переход от интроспективного исследования психики ребенка к объективному. К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец XIX века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Родители и учителя перестали считать физические наказания эффективным методом воспитания – появились более демократичные семьи и педагоги. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека. Как и любая область знаний, детская психология начиналась со сбора и накопления информации. Ученые просто описывали проявления и дальнейшее развитие психических процессов. Накопленные знания потребовали систематизации и анализа, а именно: поиска взаимосвязей между отдельными психическими процессами; осмысления внутренней логики целостного психического развития; определения последовательности этапов развития; исследования причин и путей перехода с одного этапа на другой. В детской психологии стали использоваться знания смежных наук: генетической психологии, изучающей возникновение отдельных психических функций у взрослого и ребенка в истории и онтогенезе, и педагогической психологии. Все большее внимание уделялось психологии обучения. Свой вклад в становление детской психологии внес выдающийся русский педагог, основатель научной педагогики в России К.Д. Ушинский (1824–1870). В работе «Человек как предмет воспитания» он писал, обращаясь к учителям: «Изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте в соответствии с этими законами и теми обстоятельствами, к которым вы их хотите приложить». Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905). В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866) он дал полное научное обоснование рефлекторной теории. В начале XX века в практику стали внедряться методы экспериментального исследования умственного развития детей: тестирование, использование измерительных шкал и т. п. Детская психология становится нормативной дисциплиной, описывающей достижения ребенка в процессе развития. Со временем ученые пришли к выводу, что необходимо выделить стадии развития личности в онтогенезе. Данной проблемой занимались К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Э. Эриксон, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др. Они пытались осмыслить закономерности смены периодов развития и проанализировать причинно-следственные связи психического развития детей. Все эти изыскания породили множество теорий развития личности, среди которых можно назвать, например, теорию трех ступеней детского развития (К. Бюлер), психоаналитическую концепцию (З. Фрейд), когнитивную теорию (Ж. Пиаже). Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934). Этот метод позволял определить закономерности развития психических функций. Его использование также привело к появлению ряда теорий развития личности. Рассмотрим некоторые из них. Кулътурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Ученый утверждал, что интерпсихическое становится интрапсихическим. Возникновение и развитие высших психических функций связано с употреблением знаков двумя людьми в процессе их общения. В противном случае знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности. Теория деятелъности А.Н. Леонтъева. Он считал, что деятельность сначала выступает как сознательное действие, затем – как операция и только потом, по мере формирования, становится функцией. Теория формирования умственных действий П.Я. Галъперина. По его мнению, формирование психических функций происходит на основе предметного действия: начинается с материального выполнения действия, а заканчивается умственной деятельностью, затрагивая речевую функцию. Концепция учебной деятелъности – исследования Д.Б. Элъконина и В.В Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни – путем создания экспериментальных школ. Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой отмечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей. 1.3. Методы исследования в возрастной психологииКомплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии. Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую. Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка. Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно. Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана дей-10 ствий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе. Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период. Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д. Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя. Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы. Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов. Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию. Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные). Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах. При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным. Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела[1] , теста Векслера[2] и др. Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого. Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым. Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям. 1.4. Исторический анализ понятия «детство»Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет. Наверняка у кого-то детство связано с беспечностью, беззаботностью, играми, шалостями, учебой, а для других детство – это время активного развития, изменений и обучения. На самом деле, детство – это период парадоксов и противоречий, без которых не может быть развития. Итак, чем же характеризуется данный период? Замечено, что чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство и тем беспомощнее это существо при рождении. Бесспорно, человек – наиболее совершенное существо в природе. Это подтверждается его физическим строением, организацией нервной системы, типами деятельности и способами ее регуляции. Однако, появляясь на свет, человек наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Он беспомощен и не может постоять за себя, за ним требуется уход, который осуществляется в течение длительного времени. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства. Истории детства уделяли внимание многие ученые. Выдающийся специалист в области детской и педагогической психологии Д.Б. Эльконин писал: «На протяжении всей человеческой истории исходный пункт детского развития оставался неизменным. Ребенок вступает во взаимодействие с некоторой идеальной формой, т. е. с достигнутым обществом уровнем развития культуры, в котором он родился. Эта идеальная форма все время развивается, и развивается скачкообразно, т. е. меняется качественно» (Эльконин Д.Б., 1995). Его слова подтверждаются тем, что люди разных эпох не похожи друг на друга. Следовательно, коренным образом должно меняться и развитие психики в онтогенезе. Время не стоит на месте. С развитием научно-технического прогресса усложняется жизнь общества и соответственно меняется положение ребенка в нем. Раньше дети овладевали примитивными орудиями труда, помогая родителям обрабатывать землю; они учились этому у взрослых, наблюдая за ними и повторяя их действия. С развитием научно-технического прогресса и появлением новых производственных отношений орудия труда стали сложнее, и для овладения ими одного наблюдения за взрослыми оказалось недостаточно. Поэтому возникла необходимость сначала изучить процесс овладения этими орудиями и только потом приступить к их использованию. Следовательно, новый этап обучения был обусловлен сложностью орудий труда. Д.Б. Эльконин связал периоды детского развития с периодизацией развития общества (табл. 1) Таблица 1 Периоды детского развития по Д.Б. ЭльконинуОкончание табл. 1 Возможно, в ближайшее время обязательным для развития общества станет наличие у всех высшего образования. Это связано в первую очередь с развитием компьютерных технологий. Но бесконечно раздвигать возрастные рамки детства невозможно, поэтому перед педагогической и возрастной психологией скорее всего встанет задача совершенствования способов обучения с целью сокращения времени освоения школьной программы. Получается, что продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материального и духовного развития общества и даже отдельных его слоев. Во многом продолжительность детства зависит и от материального благополучия семьи: чем беднее семья, тем раньше дети начинают трудиться. Тема 2. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ2.1. Биогенетические и социогенетические концепцииСторонники биогенетической концепции развития полагают, что основные психические свойства личности заложены в самой природе человека (биологическом начале), определяющей его жизненную судьбу. Они считают генетически запрограммированными интеллект, аморальные свойства личности и др. Первым шагом на пути возникновения биогенетических концепций была теория Ч. Дарвина о том, что развитие – генезис – подчиняется определенному закону. В дальнейшем любая крупная психологическая концепция всегда была связана с поиском законов детского развития. Немецкий естествоиспытатель Э. Геккель (1834–1919) и немецкий физиолог И. Мюллер (1801–1958) сформулировали биогенетический закон, согласно которому животное и человек во время внутриутробного развития кратко повторяют те стадии, которые проходит данный вид в филогенезе. Этот процесс был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог С. Холл (1846–1924) считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Основанием для появления данного закона послужили наблюдения за детьми, в результате чего были выделены следующие стадии развития: пещерная, когда ребенок роется в песке, стадия охоты, обмена и др. Холл предполагал также, что развитие детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества. Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, называют теориями рекапитуляции. Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов (1849–1936) доказал, что существуют приобретенные формы поведения, в основе которых лежат условные рефлексы. Это породило точку зрения о том, что развитие человека сводится к проявлению инстинкта и дрессуре. Немецкий психолог В. Келер (1887–1967), проводя опыты на человекоподобных обезьянах, открыл у них наличие интеллекта. Этот факт лег в основу теории, согласно которой психика в своем развитии проходит три этапа: 1) инстинкт; 2) дрессура; 3) интеллект. Австрийский психолог К. Бюлер (1879–1963), опираясь на теорию В. Келера и под влиянием трудов основателя психоанализа, австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1856–1939), в качестве основного принципа развития всего живого выдвинул принцип удовольствия. Он связывал этапы инстинкта, дрессуры и интеллекта не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных состояний – переживанием удовольствия и связанного с ним действия. Бюлер утверждал, что на первом этапе развития – этапе инстинкта – благодаря удовлетворению инстинктивной потребности наступает так называемое «функциональное удовольствие», являющееся следствием выполнения действия. А на этапе интеллектуального решения задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие. В. Келер, изучая развитие ребенка с помощью зоопсихологического эксперимента, заметил сходство в примитивном применении орудий труда у человека и обезьяны. Диаметрально противоположного подхода к развитию психики ребенка придерживаются сторонники социогенетической (социологизаторской) концепции. Они считают, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие – лишь продукт внешнего воздействия. Поэтому, манипулируя внешними воздействиями, можно добиться любых результатов. Еще в XVII в. английский философ Джон Локк (1632–1704) считал, что ребенок рождается на свет с чистой душой, подобной белому листу бумаги, на котором можно написать все что угодно, и дитя вырастет таким, каким его хотят видеть родители и близкие. Согласно этой точке зрения наследственность не играет никакой роли в развитии психики и поведения ребенка. Американский психолог Дж. Б. Уотсон (1878–1958) выдвинул лозунг: «Хватит изучать то, что человек думает, давайте изучать то, что человек делает!». Он считал, что в поведении человека нет ничего врожденного и каждое его действие есть продукт внешней стимуляции. Следовательно, манипулируя внешними раздражителями, можно «создать» человека любого склада. В исследованиях научения, в которых учитывались экспериментальные результаты, полученные И.П. Павловым, на первый план вышла идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов, был выделен временной параметр этой связи. Это легло в основу ассоцианистической концепции научения Дж. Уотсона и Э. Газри, которая стала первой программой бихевиоризма. Бихевиоризм – это направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. По словам Дж. Уотсона, «все такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воображение или воля, могут быть исключены при описании человеческой деятельности». Поведение человека он отождествлял с поведением животного. Человек, по мнению Уотсона, – это биологическое существо, которое может быть изучаемо подобно всякому другому животному. Таким образом, в классическом бихевиоризме акцент делается на процессе научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием среды. Представители необихевиоризма, американские психологи Э. Торндайк (1874–1949) и Б. Скиннер (1904–1990) создали концепцию научения, которое получило название «оперантное научение». Эта разновидность научения характеризуется тем, что в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи важную роль играют функции безусловного стимула, т. е. главный акцент делается на значении подкрепления. Н. Миллер и американский психолог К.Л. Халл (1884–1952) – авторы теории, в которой был дан ответ на вопрос: зависит ли научение, т. е. установление связи между стимулом и реакцией, от таких состояний испытуемого, как голод, жажда, боль. На основе существующий теорий можно сделать вывод, что в социогенетических теориях в качестве основного фактора развития психики рассматривается среда, а активность ребенка не учитывается. 2.2. Теория конвергенции двух факторов детского развитияТеорию конвергенции, или, как ее еще называют, теорию двух факторов, разработал немецкий психолог В. Штерн (1975–1938), который был специалистом в области дифференциальной психологии, рассматривающей взаимоотношения биологического и социального факторов. Суть этой теории заключается в том, что психическое развитие ребенка рассматривается как процесс, складывающийся под влиянием наследственности и среды. Основной вопрос теории конвергенции состоит в том, чтобы установить, как возникают приобретенные формы поведения и какое влияние на них оказывает наследственность и окружающая среда. В это же время в психологии существовали две теоретические концепции, эмпиризм («человек – чистая доска») и нативизм (существуют врожденные идеи). Штерн полагал, что если есть основания для существования этих двух противоположных точек зрения, то истина заключается в их соединении. Он считал, что психическое развитие есть соединение внутренних данных с внешними условиями, но ведущее значение все равно остается за врожденным фактором. Примером тому может служить следующий факт: окружающий мир поставляет ребенку материал для игры, а то, как и когда он будет играть, зависит от врожденных компонентов инстинкта игры. В. Штерн был сторонником концепции рекапитуляции и говорил, что ребенок в первые месяцы младенческого периода находится на стадии млекопитающего: это подтверждается неосмысленным рефлекторным и импульсивным поведением; во втором полугодии жизни он достигает стадии высшего млекопитающего (обезьяны) благодаря развитию схватывания предметов и подражания; в дальнейшем, овладев прямохождением и речью, достигает начальных ступеней человеческого состояния; в первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов; новый этап – поступление в школу – сопряжен с овладением социальными обязанностями более высокого уровня. Первые школьные годы связаны с простым содержанием античного и ветхозаветного миров, средние классы – с христианской культурой, а годы зрелости – с культурой нового времени. Теорию конвергенции развития подтверждают высказывания о том, что «яблоко от яблони недалеко падает» и «с кем поведешься, от того и наберешься». Английский психолог Г. Айзенк (1916–1997) считал, что интеллект на 80 % определяется влиянием наследственности и на 20 % – влиянием среды. Австрийский психолог 3. Фрейд создал структурную теорию личности, основу которой составил конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. Он считал, что каждый человек рождается с врожденными сексуальными влечениями, которые впоследствии находятся под контролем «Сверх-Я» и «Оно». «Оно» – это внутренняя психическая инстанция, которая под влиянием запретов выделяет из себя маленький кусочек «Я». «Сверх-Я» – инстанция, ограничивающая человеческие влечения. Получается, что на «Я» давят «Оно» и «Сверх-Я». Это типичная схема двух факторов развития. Психологи смогли установить влияние биологического и социального аспектов на процесс развития, наблюдая за близнецами и сравнивая полученные результаты Этот метод назвали методом близнецов. Как показал Д.Б. Эльконин, с методологической точки зрения, в исследовании близнецов есть один серьезный недочет: проблема наследственного фонда рассматривается с позиций тождественности или нетождественности, а проблема средовых влияний всегда рассматривается с позиции тождественности. Но не существует одной (одинаковой) социальной среды, в которой воспитываются близнецы – обязательно надо учитывать, с какими элементами среды ребенок активно взаимодействует. Поэтому для получения достоверных результатов надо выбирать такие ситуации, в которых уравнение содержит не одно, а два неизвестных. Отсюда вытекает вывод, что при помощи данного метода могут изучаться индивидуальные различия, а не проблемы развития. 2.3. Психоаналитические теории детского развитияПсихоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы. 3. Фрейд, анализируя свободные ассоциации пациентов, пришел к выводу, что болезни взрослого человека сводятся к переживаниям детства. Основу теоретической концепции психоанализа составляет открытие бессознательного и сексуального начала. К бессознательному ученый отнес неспособность пациентов понимать истинное значение того, что они говорят и что делают. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т. п. В модели личности Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений». Будучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «Сверх-Я» – это критик, цензор и носитель моральных норм. Требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, поэтому возникает внутренний конфликт, который может решиться с помощью «защитных механизмов», таких, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация. В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием. Рассмотрим эти стадии. Оральная стадия (от рождения до 1 года). Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот. Анальная стадия (1–3 года). Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение, наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я». Фаллическая стадия (3–5 лет). Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы. Родители противоположного с ребенком пола становятся первыми, кто привлекает их внимание в качестве объекта любви. 3. Фрейд такую привязанность у мальчиков назвал «эдиповым комплексом», а у девочек «комплексом Электры». По мнению Фрейда, в греческом мифе о царе Эдипе, которого убил собственный сын и впоследствии женился на своей матери, находится ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает любовь к своей матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего и ненависть, и страх. Но в конце этой стадии происходят освобождение от «эдипова комплекса» из-за страха кастрации, ребенок вынужден отказаться от влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. После этого полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я». Латентная стадия (5-12 лет). Отмечается снижение полового интереса, инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта. |
что это такое, что изучает, проблемы, основы, книги, методы, кем можно работать
Учёными установлено, что каждой личности присущи свои психические изменения в процессе становления. Определённый этап взросления индивида имеет свои характерные черты и подчиняется общим законам. Основная задача психологов в рамках возрастной психологии — исследовать механизмы психического развития и выяснить, как формируется характер с рождения индивидуума до самой его смерти.
Какие аспекты рассматривает возрастная психология?
Объектом исследования такой дисциплины, как возрастная психология, есть и всегда будет индивид, а также его психика и поведение в определённые периоды своей жизни. Наука описывает особенности психического развития индивидуума в зависимости от конкретного возраста. Благодаря этой дисциплине, удалось понять причины перемен в ходе взросления. Возрастная психология не только описывает каждый этап жизни, но и объясняет суть происходящих превращений.
Дисциплина изучает изменения в психологии индивидуума по мере его взросления. Главенствующее место в возрастной психологии отводится психическому развитию индивидуума.
Разделы возрастной психологии:
- пре – и перинатальная;
- детская;
- юношеская;
- зрелого возраста;
- геронтопсихология.
Задания науки:
- выявление и изучение общих и отдельных для определённой возрастной группы закономерностей;
- создание психологической картины всех этапов взросления;
- выявление потенциала и психологического ресурса на разных периодах;
- решение проблем, возникающих в ходе психического развития индивида.
На становление науки о психологическом развитии индивидуума повлияли такие дисциплины: общая, социальная, дифференциальная, личностная, педагогическая психология. Возрастная психология опирается на информацию из области медицины, культурологи, социологии, педагогики, этнографии. Благодаря исследованиям особенностей психологического развития индивида учёными были установлены закономерности становления личности. Эти знания стали достоянием общественности и приобрели практическое использование.
Возрастная психология взаимосвязана с психологией развития индивида. Эти дисциплины изучают одинаковые аспекты. Правда, возрастная психология больше внимания уделяет психологическим чертам индивидуумов различных возрастов. Психология развития исследует законы психологических возрастных преобразований.
На основании выводов обеих этих дисциплин выявлены некоторые тенденции развития индивидуумов в ходе возрастной трансформации. Сформулированы психологические характеристики различным категориям личностей, относящимся к определённым возрастным группам.
В поле зрения этой научной дисциплины попадают количественные и качественные изменения, происходящие в психике и поведении индивидуума при плавном перемещении из одной возрастной группы в последующую. Подобные перемены охватывают какой-то период времени — пару месяцев для малышей либо несколько лет для взрослых. Изменения в психологии зависят от биологического взросления, психического и физиологического состояния индивида, его положения в социуме, приобретённого интеллекта и достигнутого уровня развития личности.
Каждый этап жизни человека характеризуется таким понятием, как возраст. Определённый период взросления имеет свои психологические и поведенческие особенности. За пределами одного возраста они не повторяются.
Возрастные особенности индивида обусловлены наследственностью, воспитанием, средой общения и характером деятельности индивида. На формирование личности в любом возрасте влияют как внешние, так и внутренние факторы.
Постепенное психологическое развитие человека зависит от ряда побудительных причин. Личность эволюционирует в результате возникновения внутренних противоречий. На их появление влияет отношения человека к обществу, собственным успехам и неудачам, конфликтным ситуациям. Посредством деятельности индивид разрешает внутренние противоречия и обретает новые черты характера. Если внутренний конфликт выходит за рамки нормы, у человека развиваются психические заболевания.
Проблемы, которые изучает наука
Проблемные аспекты возрастной психологии:
- какие факторы сильнее влияют на психическое развитие индивидуума — физиологическое созревание или окружающий мир;
- что воздействует на психику индивида — стихийное или организованное обучение;
- как способности сказываются на личностном росте;
- как в ходе взросления меняется интеллект и характер индивида, каким образом эти факторы воздействуют на формирование личности.
Методы, которые применяются
Возрастная психология использует те методологические разработки, которые применяются в других психологических науках. С их помощью изучаются возрастные изменения в психике и психических процессах. Основными методами исследования данной дисциплины являются наблюдение и эксперимент.
С помощью наблюдения удаётся получить разностороннюю и точную информацию о человеке. Поведение индивида исследуется систематически и в связи с конкретной целью. Впоследствии оно анализируется, описывается и объясняется. Наблюдение даёт объективное описание поведения индивидуума. С помощью подобного метода психолог получает информацию об объекте исследования как о целостной личности в связи с его высказываниями, поступками и разного рода действиями. Благодаря наблюдению удаётся системно проанализировать психологическое развитие индивида. Методика исследования может охватывать определённые вопросы или полностью поведение личности. В ходе наблюдения специалист не имеет права корректировать изучаемое явление. Подобная методика исследования лишь фиксирует, но не формирует психические особенности индивида.
Наблюдение часто сочетается с экспериментом. Оба этих метода помогают изучить возрастные психические изменения. Экспериментальная методика исследования изучает реакции индивидуума, а не спонтанные проявления его психики. В ходе эксперимента психолог специально вызывает изучаемое явление, меняет условия исследуемого процесса. Благодаря этому методу определяется степень развития личности, уровень интеллекта. С помощью целенаправленной формирующей методики можно так воздействовать на исследуемого человека, чтобы у него выработались определённые навыки и умения.
В возрастной психологии применяются такие методы: моделирование (воссоздание требуемой психической ситуации), методика изучения условных рефлексов (глотательных, сосательных, хватательных и других), психогенетические (близнецовый, анализ родословной), исторический (изучение жизненных путей индивидуумов) и другие. Нужную информацию об объекте изучения психолог собирает с помощью беседы, анкетирования, тестирования. Определённые методы возрастной психологии применяются на каждом этапе развития личности. С их помощью с учётом возраста исследуются особенности психики и поведения индивидуума.
Книги по возрастной психологии
Актуальные аспекты возрастной психологии нашли своё отображения в популярных психологических книгах. Подобного рода литературу можно найти в интернете и книжных магазинах. В любом произведении читатель отыщет советы для разрешения каких-то своих возрастных проблем.
Самые популярные книги психологической тематики:
- Эрик Эриксон «Идентичность: юность и кризис».
В своём произведении автор рассматривает проблемы юношеского возраста, многие из которых связаны с социальным становлением личности. В книге анализируются все аспекты возрастного кризиса. Согласно теории Эриксона судьба любого индивида зависит от его деятельности на ранних этапах жизни.
- Снайдер Ди «Курс выживания для подростков».
На страницах книги автор даёт советы подросткам и рассказывает им, как завести друзей, избавиться от робости, приобрести уверенность в себе и поднять самооценку. В произведении описаны проблемы, с которыми часто сталкиваются дети в силу своей неопытности: алкоголизм, наркотики. Автор рассказывает, как избежать проблем и что делать, когда молодые люди попали в беду.
- Н.А. Гусева «Тренинг предупреждения вредных привычек у детей».
В своём произведении автор не только описывает проблему, но и даёт практические рекомендации по работе с детьми в плане профилактики курения, алкоголизма и наркомании. В книге представлены авторские разработки по решению проблем, связанных со злоупотреблением психоактивных веществ. В этой научной работе психологи, учителя и родители могут найти много полезной информации.
- Г.И. Макартычева «Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения».
В произведении описаны психологические упражнения для подростков, благодаря которым можно уберечь их от асоциального поведения. Автор информирует читателей по правовым вопросам, учит родителей правильно воспитывать своих детей. Если педагоги хотят уберечь подростков от неправильного поведения, им нужно ориентировать детей на достижение позитивных целей.
- Р.В. Овчарова «Психологическое сопровождение родительства».
Воспитание детей в семье зависит от того, в каком качестве выступают родители. Автор книги описывает, с какими проблемами сталкиваются взрослые люди, когда у них появляется ребёнок. Многие родители морально не готовы воспитывать детей. В произведении даны консультации и методы коррекции поведения взрослых людей. Рекомендации автора позволяют нормализовать психологический климат в семье и развить чувство родительской любви к детям.
Если человек сталкивается с проблемами в семье или воспитании детей, без грамотной поддержки ему не обойтись. Разобраться в нюансах возрастных кризисов поможет опытный психолог.
Возрастная психология — Психологос
Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая развитие психики человека и её особенности на различных возрастных ступенях. Включает в себя детскую психологию, психологию индивидуального развития взрослого человека и геронтопсихологию.
На базе развития геронтопсихологии и гериатрии сложилась психофизиология старения и старости.
Необходимость решения практических вопросов обучения взрослых и исследование теоретических проблем развития психики привели к специальному изучению фаз психологической эволюции взрослого человека.
Методы возрастной психологии
Основными методами получения знаний о возрастных особенностях психики человека является метод «поперечных» срезов и метод так называемого «продольного» изучения.
Метод поперечных срезов состоит в изучении больших групп лиц разных возрастов с целью получить сравнительные данные о психологических особенностях каждого возраста.
Метод продольного (лонгитюдного) заключается в длительном (годы и десятилетия) изучении одних и тех же испытуемых с целью проследить возрастные изменения их психики. Выявление качественно своеобразных ступеней психического развития и определение их возрастных границ представляет собой весьма сложную задачу, так как «психический возраст» не есть простая функция количества прожитых лет.
Психология людей разных возрастов
Молодости присущ радикализм, пожилые люди чаще консерваторы. У каждого возраста — свои психологические особенности, а иногда и свои кризисы. Об особенностях психологии ребенка, подростка, взрослых и пожилых людей см.→
Детская психология для родителей: возрастные этапы детства
Детская психология изучает поведение детей, их реакцию на окружающий мир. Как малыш развивается, как учится и играет. Основной целью изучения является желание понять мотивы поведения детей: что ими движет и чем они руководствуются в различных ситуациях, что они чувствуют и как воспринимают события. Понимание детской мотивации помогает предугадать те или иные поступки малыша и уберечь его от негативных последствий какого-то события. Понимая своего ребенка, можно помочь ему справиться с проблемами в коллективе. Ведь в детских коллективах малыш остается один на один с различными вызовами. Его нужно научить находить решение в сложных конфликтных ситуациях.
Очень многие родители сталкиваются с категорическим нежеланием детей учиться. Как их мотивировать делать уроки и слушать учителя? Некоторые думают, что эта задача невыполнима. Что если сыну не дано, то и не надо его заставлять. Заставлять, действительно, не надо. Но найти подход можно к любому малышу. Родители школьников наверняка замечали, что ребенок по-разному воспринимает учителей. Одну учительницу малыш обожает, а другую ненавидит. Соответственно школьник относится и к предметам, которые они преподают. Получается, что одна учительница нашла к детям подход, а другой это не удалось. Каждого ребенка можно заинтересовать и увлечь. Для этого нужно знать основы детской психологии.
Основы психологии детей
Детство является периодом самого интенсивного и бурного развития в жизни человека. Малыш познает мир, активно впитывает знания и формируется как личность. Все это происходит на фоне бурного физического роста, развития органов и гормональных перестроек. Несмотря на такую нагрузку, дети умудряются ловко манипулировать взрослыми. Настолько ловко, что не все взрослые в состоянии это осознать. Как им это удается? Дети действуют интуитивно. Ежедневно они устраивают взрослым множество проверок, выясняя границы дозволенного. Где можно добиться желаемого, а где получить серьезный отпор. В процессе таких исследований они определяют, каким способом легче получить свое и кто из взрослых чаще дает слабину. Потрясающей психологической интуицией обладают еще совсем маленькие дети. Они могут еще не уметь говорить, но уже безошибочно чувствуют, как можно управлять родителями. Истерики в магазине — один из способов манипулирования.
Часто воспитатели и педагоги перенимают тактику детей. Они экспериментируют, подбирая к каждому из малышей ключик. Затем внимательно следят за реакцией и зорко подмечают все положительные результаты.
Детская психология опирается на житейский опыт большого количества педагогов и родителей. Изучение поведения детей происходит в процессе систематических наблюдений, бесед, сбора и анализа продуктов деятельности малышей: лепки, рисунков, конструирования. Психологами проводятся «продольные срезы» — исследования процессов развития одного и того же малыша на протяжении длительного периода. Или «поперечные срезы», когда в короткий промежуток времени изучаются с помощью экспериментов различные группы детей.
Детская возрастная психология часто является для родителей загадкой.
В разном возрасте дети ведут себя по-разному, сбивая родителей с толку. Рассматривают несколько периодов психического развития детей.
Период раннего детства и стадия младенчества
Психоаналитики считают, что период новорожденности накладывает огромный отпечаток на всю последующую жизнь человека. Процесс появления на свет и первая реакция на окружающий мир наносят новорожденному сильную травму. Это период, когда малыш полностью зависит от матери. Но психологическое единство с нею еще только должно появиться. Комплекс оживленности при виде лица мамы свидетельствует о том, что психическое развитие младенца успешно началось. До этого все движения новорожденного были хаотичными. Первая улыбка на личике малыша — это первая попытка общения. Контакт матери и младенца должен быть эмоционально положительным. Это дает малышу позитивный заряд для дальнейшего успешного физического и психического развития. Тогда как игнорирование мамой малыша воспринимается негативно и отрицательно сказывается на его здоровье.
Отлучение младенца от матери в этот период может серьезно подорвать его здоровье. Такие дети имеют отставание в психическом и физическом развитии в старшем возрасте. Событие может наложить отпечаток на всю жизнь человека. Способность человека любить зависит от того, сколько любви он получил в детстве.
Психология ребенка раннего возраста
Спустя год после рождения вместо единого целого мамы и младенца появляется ребенок и взрослый. Малыш становится самостоятельным и более независимым. Он уже может сам передвигаться, играть с предметами и произносить несложные слова. В этом возрасте он целиком поглощен предметами.
Взаимодействие взрослого и малыша осуществляется через игру. Кроха еще не может понять, что делать с окружающими вещами. И взрослый постоянно объясняет ему функцию и назначение вещи. В процессе игры дети осваивают различные предметы и начинают осознавать последствия действий с ними.
Например, когда ложка подносится к лицу, малыш открывает рот. В этом возрасте он уже способен на перенос действия. Если он научился пить из чашки, то он повторяет такие же действия и со стаканом. Дети после года уже могут обобщать. Они активно подражают действиям взрослых, и их развитие в этот период полностью основано на восприятии.
Критический возраст трех лет
Трехлетний малыш активно сопротивляется взрослым. Он подчеркивает свою самостоятельность и свою собственность. Это время бунта с родителями. Единственный ребенок в семье может стать деспотичным. Он всеми способами пытается подчинить себе взрослых и требует неукоснительного выполнения своих желаний.
Этот период характеризуется ломкой отношений между малышом и родителями. Признаками отделения детей от взрослых являются своеволие, упрямство, негативизм, строптивость и обесценивание взрослых. Все эти признаки свидетельствуют о том, что малыш хочет проявить свою индивидуальность. Он уже осознает свои желания и разделяет их с желаниями взрослых. Кроха пытается подражать взрослым, которые поступают самостоятельно. Он тоже хочет реализовывать свои желания. На этом этапе у него активно формируется речь.
Психолог Дмитрий Карпачев о особенностях трехлетнего возраста в видео:
Психология детей дошкольного возраста
Это период, когда ребенок отдаляется от семьи и устанавливает связь с окружающим миром. Основной тип деятельности в дошкольном возрасте — это игра. Именно через игру дошкольник пытается моделировать ситуацию и учится ориентироваться во внешнем мире. В сюжетно-ролевой игре малыш эмоционально, а потом и интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений. Ребенок берет на себя роль мамы или врача и символично пытается сымитировать поведение взрослого. Он плачет, как пациент, или наказывает дочку, как мама. От того, что он действует по правилам, малыш получает удовольствие. Для игр дошкольнику нужен товарищ. Так моделировать ситуацию получается гораздо лучше. Поэтому в этом возрасте дети стремятся быть в коллективе. Они остро нуждаются в ровесниках.
Дошкольники связывают свои движения с окружающим миром. В этот период они начинают увлеченно рисовать. Их первые каракули постепенно приобретают для них смысловое значение. Дети дают названия своим творениям. Хотя обнаружить связь между нарисованным и названием взрослому трудно, для малыша она есть. И это признак изменения в мышлении ребенка. Если раньше ему нравились движения сами по себе, сейчас он их связывает с окружающим миром. Пытаясь точнее отобразить предмет, малыш овладевает моторной координацией. Таким образом, занятия рисованием стимулируют интеллектуальное, психическое и физическое развитие детей.
Младший школьный возраст
Когда малыш приходит в школу, происходит перестройка всех его систем отношений с действительностью. В школе добавляется новая структура отношений: «ребенок — учитель». Если в пределах семьи существует неравенство, то в школе действует принцип «все равны перед законом», где закон и требования общества представляет учитель. В школе важным является умение детей учиться самостоятельно. И этим умением им тоже придется овладеть. Для этого педагогам и родителям нужно сформировать у школьников познавательную мотивацию. Малыши будут бежать в школу, где им интересно и весело. Скучный процесс зубрежки нужно разбавить элементами игры. Стих в виде песенки запомнится быстрее. Именно в младшей школе идет интенсивное формирование приемов запоминания.
Многие преподаватели и родители недооценивают те трудности, с которыми сталкивается школьник при изучении нового объекта. Необходимо детальнее рассматривать новую тему, руководить восприятием школьника, дать ему время оценить информацию. В этом возрасте у детей формируется воля и вырабатываются дисциплинарные навыки.
Это возраст интенсивного интеллектуального развития.
Подростковый возраст
Это переломный возраст, когда происходит половое созревание. Его еще называют критическим, поскольку ребенок может стать неуправляемым.
Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер считал этот возраст периодом врастания в культуру. Он разделил протекание подросткового периода на три категории.
Первый тип — бурный, резкий и бунтующий. Происходит своего рода перерождение, и из подростка вырастает совершенно другой взрослый человек с другими качествами.
Второй тип протекает плавно. Ребенок постепенно приобщается к взрослой жизни, приобретая черты взрослого человека без кардинальных личностных изменений.
Третий тип представляют собой подростки, которые активно занимаются самовоспитанием. Они самостоятельно справляются с трудностями перехода во взрослую жизнь, проявляя железную волю.
В переходном возрасте происходит осознание подростком себя как личности.
Половое созревание накладывает свой отпечаток на этот процесс. Дети становятся чрезмерно чувствительными и ранимыми, возбудимыми и даже агрессивными. Они могут ненавидеть себя и весь окружающий мир, тянуться к таинственному и непонятному. Особой притягательной силой для них обладают все запретные вещи.
Этот неустойчивый период скоро заканчивается и ребенок загорается оптимизмом. Меланхолия может смениться повышенной тягой к знаниям и работоспособностью. Подростки строят глобальные планы и берутся решать непосильные задачи. Психология детская вытесняется естественным образом.
Детская психология для родителей
Психология воспитания детей должна быть направлена на поиск решения проблем и на формирование гармоничных личностей. Дети проходят несколько сложных этапов взросления. Задача родителей — помочь им справиться с трудностями. Воспитание — задача непростая. Но родители должны найти в себе силы, терпение и желание, чтобы с нею справиться.
Семья — это главная опора детей. Там они ищут любовь, заботу и понимание. И родители должны находить время выслушивать детей и вникать в их проблемы. Контакт с ребенком является основой воспитания. Поэтому желательно, чтобы родители больше времени проводили с детьми, организовывали семейный летний отдых или выезд за город по выходным. Вечерние прогулки и совместные игры способствуют взаимопониманию родителей и детей. Если в семье будут интересоваться проблемами ребенка, он станет больше доверять родителям.
Важно поддерживать детей всегда, даже когда родителям кажется, что они не правы. Дети имеют право на собственное мнение, и родителям нужно его уважать.
Психолог Дмитрий Карпачев главной проблемой в воспитании считает то, что дети «не слышат» то, что говорят им родители.
В критической ситуации нужно попытаться посмотреть на конфликт глазами сына или дочери. Попробовать на время стать психологом и разобраться в мотивах детского поведения. Родителям рекомендуется почитать статьи по детской психологии. Поиск компромисса поможет уладить конфликт и сохранить с детьми теплые отношения.
Психология развития — образцы статей
Психология развития — образцы статей | APA
Психология развития ®
- Чувствительность к оценке других появляется через 24 месяца (PDF, 255 КБ)
Сентябрь 2018
Сары Валенсия Ботто и Филиппа Роша - Когортные эффекты в задержке удовлетворения детей (PDF, 271 КБ)
августа 2018
Стефани М.Карлсон, Юичи Шода, Озлем Айдук, Лоуренс Абер, Кэтрин Шефер, Анита Сетхи, Николь Уилсон, Филип К. Пик и Уолтер Мишель - Саморегуляция в детстве как механизм, посредством которого чрезмерный контроль над воспитанием в раннем возрасте связан с приспособлением к возрасту (PDF, 330 КБ)
августа 2018
Николь Б. Перри, Джессика М. Доллар, Сьюзен Д. Калкинс, Сьюзан П. Кин и Лилли Шанахан - Продолжительность грудного вскармливания предсказывает более высокую чувствительность матерей в следующем десятилетии (PDF, 99 КБ)
Февраль 2018
Дженнифер М.Уивер, Томас Дж. Скофилд и Лорен М. Папп - Явные строительные леса расширяют возможности оказания простой помощи младенцам (PDF, 128 КБ)
марта 2017
Аудун Даль, Эмма С. Сатлоф-Бедрик, Стюарт И. Хаммонд, Джесси К. Драммонд, Уитни Э. Во и Селия А. Браунелл - Внимательное воспитание предсказывает гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую активность матери и ребенка во время диадического стресса (PDF, 124 КБ)
марта 2017
Хайдемари К.Лоран, Лариса Г. Дункан, Эйприл Лайткэп и Фаайза Хан - Опосредует ли регулирование гнева связь дискриминации и психического здоровья среди подростков мексиканского происхождения? Анализ продольного посредничества с использованием многоуровневого моделирования (PDF, 116 КБ)
Февраль 2017
Ирен Дж. К. Парк, Лиджуан Ван, Дэвид Р. Уильямс и Маргарита Алегрия - Имеет ли значение сексуальная ориентация родителей? Лонгитюдное наблюдение за приемными семьями и детьми школьного возраста (PDF, 145 КБ)
Февраль 2017
Рэйчел Х.Фарр - Умеренный исходный тонус блуждающего нерва предсказывает большую просоциальность у детей (PDF, 223 КБ)
Февраль 2017
Джонаса Г. Миллера, Сары Кале и Пола Д. Гастингса - Содействие развитию детей посредством групповой поддержки родителей в рамках программы денежных переводов: экспериментальное влияние на результаты детей (PDF, 681 КБ)
Февраль 2017
Лии К. Х. Фернальд, Роуз М. К. Кагава, Хизер А. Кнауэр, Лурдес Шнаас, Армандо Гарсиа Герра и Линнетт М.Neufeld - Членство в социальных группах увеличивает вовлеченность дошкольников в STEM (PDF, 134 КБ)
Февраль 2017
Эллисон Мастер, Сапна Черян и Эндрю Н. Мельцов - Распространение употребления психоактивных веществ и преступности среди близнецов-подростков (PDF, 179 КБ)
.
Психология развития — Мир психолога
Психология развития
Психология развития — это раздел психологии, который пытается объяснить развитие человека с течением времени, как в микро-смысле, когда они развиваются от младенцев до зрелых взрослых, так и в макро-смысле, поскольку сама культура развивается на протяжении многих лет и десятилетий. .
Следует отметить, что сложно делать широкие заявления о психологии развития, потому что это фактически обобщающий термин, используемый для описания ряда дисциплин, направленных на достижение одной и той же цели.Однако эти дисциплины часто весьма разнообразны и могут показаться довольно непохожими друг на друга во всех отношениях, за исключением их общей цели.
В таком случае хорошее понимание психологии развития должно учитывать обзор различных уникальных дисциплин, составляющих отрасль в целом.
Теория сцены Пиаже
Жан Пиаже — одна из выдающихся фигур в области психологии развития. Ему приписывают то, что он первым разработал «теорию стадии» и доказал, что все люди развиваются одинаковым путем, проходя через узнаваемые «стадии», каждая с определенными характеристиками и психосоциальными целями, которые должны быть достигнуты, если кто-то хочет переход к следующему.
Одним из наиболее интересных аспектов теории сцены является ее положение о том, что дети учатся, конструируя знания посредством опыта, в отличие от того, что они напрямую передаются окружающей средой или являются врожденными и инстинктивными. Благодаря этому теория Пиаже нашла широкую поддержку со стороны тех, кто считает, что она способствует успешному педагогическому подходу. Действительно, многие начальные школы и дошкольные учреждения по всей стране придерживаются теории Пиаже и применяют ее на практике в своих учебных программах.
Эксперименты, проведенные Пиаже, помогают поддержать его точку зрения и установить определенную ответственность со стороны взрослых в руководстве обучением развивающихся детей (в отличие, например, от подхода Ватсона). Эти эксперименты обычно включали использование сократовских вопросов, чтобы побудить детей к большему пониманию своих действий. Как известно, он расположил конфеты в две строки; длинная линия с меньшим количеством частей и короткая линия с большим количеством частей. Когда дети говорили, что в более длинной линии было «больше», потому что она больше, использовались Сократовские вопросы, чтобы направить их назад через процесс принятия решений, после чего они смогли применить это рассуждение к другим ситуациям. 1
Лев Выготский и социальный контекст
Другой исследователь психологии развития, Лев Выготский, также считал, что взрослые несут ответственность за помощь в развитии детей. Однако вместо прямого дидактического подхода он предпочитал, чтобы взрослые вмешивались в развитие только на критических стадиях, известных как «зоны ближайшего развития», когда ребенок приближался к переходу от одной стадии развития к другой.
Важно отметить, что Выготский продолжил расширять эту теорию, чтобы охватить более широкую перспективу общества в целом.Подобно тому, как Пиаже чувствовал, что обучение и развитие передаются от взрослого к ребенку, Выготский утверждал, что развитие начинается на социальном уровне и со временем переходит на индивидуальный уровень. Другими словами, преобладающая культура, в которой родился человек, оказывает глубокое влияние на ценности этого человека и, следовательно, на его развитие. Утверждая это, он продолжал утверждать, что сама культура должна играть в личностном развитии.
Выготский впервые изложил эти взгляды в эссе 1929 года под названием «Проблема культурного развития ребенка», в котором он изложил свои экспериментальные методы.По большей части эти эксперименты были сосредоточены на целенаправленном поведении, например, когда ребенок учится пинать мобильный телефон, чтобы заставить его вращаться. Подразумевалось, что стимулы и среда, выдвигаемые культурой, будут определять возможности, которые у ребенка есть для приобретения навыков, и способы включения этих навыков в общую иерархию ценностей. Если рассматривать с широкой точки зрения, последствия могут быть ошеломляющими: подумайте, насколько, например, ребенок, выросший в бедности, может отличаться от ребенка, воспитанного в изолированном богатстве и роскоши. 2
Теория социального обучения Бандуры
Альберт Бандура — один из самых последних исследователей, добившихся прогресса в области психологии развития. Первоначально сочувствуя убеждениям бихевиористов, Бандура несколько отошел от своих ранних убеждений после серии экспериментов, которые, как известно, получили название «эксперименты с куклой Бобо». «Кукла Бобо» — это надувная игрушка, предназначенная для самостоятельного подъема с отягощениями после падения.После просмотра видео, на котором коллега жестоко нападает на такую куклу, выяснилось, что дети очень восприимчивы к повторению такого поведения, даже без обещания вознаграждения или угрозы негативного подкрепления. Это, по крайней мере, немного расходилось с утверждениями бихевиоризма о том, что обусловленность ответственна почти за все наблюдаемое поведение.
Так что именно здесь происходило? Бандура в конечном итоге разработал теорию о том, что развитие происходит в процессе «социального обучения», при котором поведение наблюдается, сохраняется и в конечном итоге воспроизводится детьми после наблюдения за поведением взрослых.Эта теория социального обучения оказала большое влияние на западное общество до такой степени, что большинство людей теперь чувствуют, что наблюдаемое поведение оказывает глубокое влияние на развитие ребенка. Посмотрите, например, на систему рейтинга, которая не позволяет детям получать доступ к фильмам или видеоиграм с чрезмерным насилием.
Бандура и более поздние последователи также пытались применить теорию социального обучения к сфере ненормальной психологии как способ объяснения преступного поведения. Они объяснили девиантность как усвоенное поведение, которое данный девиант выполняет в надежде, что каким-то образом сможет избежать боли или унижения.Утверждается, что почти во всех случаях девиантное поведение развивается как стратегия избегания после того, как кто-то переживает травмирующий опыт, связанный с болью или унижением. Они подтвердили эти утверждения глубоким анализом американских серийных убийц, который оказался весьма убедительным. 3
Оценка
- Психология развития — это общий термин, который относится к изучению того, как люди развиваются с течением времени как индивидуумы, так и с точки зрения общества в целом.
- Поскольку не существует единой теории, которая на 100% объясняла бы человеческое развитие, эту ветвь лучше всего понять, рассматривая различные теории, каждая из которых пытается решить основной вопрос.
- «Теория стадии» Жана Пиаже утверждает, что все люди проходят общее развитие через стадии с определенными началом и концом, и что взрослые обязаны помогать детям в продвижении через эти стадии с помощью таких инструментов, как сократовский опрос.
- Лев Выготский расширил сценическую теорию Пиаже, предложив, что культура сама по себе является генератором человеческого развития и что дети развиваются по-разному в разных культурах именно из-за этого. Таким образом, помимо помощи детям в их развитии, взрослые также должны работать над тем, чтобы поддерживать культуру ответственности и поддержки.
- Альберт Бандура разработал свою теорию развития социального обучения после того, как обнаружил, что дети имитируют определенное поведение независимо от награды или наказания.Это привело к широко распространенному мнению о том, что ранние травмы могут привести к аберрантному девиантному поведению в более позднем возрасте.
Список литературы
- Пиаже, Дж. Память и интеллект. Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1973.
- Выготский Л. «Проблема культурного развития ребенка». 1929.
- Хейл, Роберт. «Применение теории обучения к серийным убийствам». Американский журнал уголовного правосудия 17: 2 37-45, 1993.
.
Психология развития — Обзор статьи
Психология развития — Обзор статьи | APA
Обзоры последних статей в журналах APA
Психология развития
- Дискриминация влияет как на физическое здоровье, так и на отношения в чернокожих семьях
из Исследование в журнале семейной психологии
17 августа 2020 - Может ли строгое отождествление с этнической и национальной культурой защитить иммигрантов от враждебного социального контекста?
из Психология культурного разнообразия и этнических меньшинств
27 мая 2020 - Навыки или таблетки: могут ли интегрированные услуги по охране психического здоровья принести пользу пациентам с депрессией в системе первичной медицинской помощи?
из Семей, систем и здравоохранения
28 февраля 2020 - Воспринимаемая неполная занятость среди афроамериканских родителей: каковы последствия для семейных отношений?
из Психология культурного разнообразия и этнических меньшинств
6 февраля 2020 - Все ли было лучше в старые добрые времена?
из Психология и старение
13 декабря 2019 - Влияет ли культурное возрождение на академическую успеваемость и здоровый образ жизни?
из Психология культурного разнообразия и этнических меньшинств
27 ноября, 2019 - Расовые / этнические различия в восприятии лицами, осуществляющими уход, необходимости и использования услуг психологического консультирования и поддержки подростков
из Психология культурного разнообразия и этнических меньшинств
27 августа 2019 - Новые направления в изучении эмоционального развития человека
из Психология развития
23 августа 2019 - Обновление карт для меняющейся территории: новое определение маргинализации молодежи
из Американский психолог
12 октября 2018 - Возрастные различия в ассоциативной памяти: эмпирические данные и теоретические перспективы
из Психология и старение
21 марта 2018 - Прерванное обучение: звонки по мобильному телефону отвлекают малышей от изучения слов
из Психология развития
21 ноября 2017 г. - Хороший сон имеет особое значение для молодежи с хроническими заболеваниями: новое поведенческое лечение бессонницы
из Клиническая практика по детской психологии
5 октября 2016 г. - Специальный выпуск о роли времени и временной перспективы в возрастных процессах
из Психология и старение
20 сентября 2016 г. - Условия воспитания в детских учреждениях улучшают развитие детей после их помещения в семьи
из Международные перспективы в психологии
15 сентября 2016 - Заслуживают ли несовершеннолетние убийцы жизнь без права досрочного освобождения?
из Психология, государственная политика и право
23 августа 2016 - Связаны ли видеоигры с насилием с более гражданским поведением молодежи?
из Психология массовой медиа культуры
9 августа 2016 - За пределами ранних невзгод: многомерный подход, связывающий ранний опыт с успешным старением
из Психология и старение
16 декабря 2015 г. - Старшие (по сравнению с младшими) взрослые чаще задумываются о будущем
из Психология и старение
12 ноября 2015 г. - Старость становится моложе: сегодняшние 75-летние люди умнее и счастливее, чем 75-летние 20 лет назад
из Психология и старение
1 октября 2015 г. - Небеса, помоги нам
из Журнал семейной психологии
22 октября 2014 г. - Предсказывает ли биологическое функционирование детей поведение родителей?
из Психология развития
10 сентября 2014 г. - Мы в этом вместе
из Журнал семейной психологии
12 августа 2014 г. - Опыт на всех этапах жизни влияет на психические функции в пожилом возрасте
из Нейропсихология
8 июля 2014 г.
Другие журналы по предметной области «Психология развития».
Дата создания: 2014
Журналы APA Обзор статей ®
Обзор статьи Темы в центре внимания
Связаться с APA Publications
.
Последние статьи журнала прикладной психологии развития
Недавно опубликованные статьи из журнала прикладной психологии развития.
Вероника Террикес | Рэнди Виллегас | Роксанна Вильялобос | Цзяи Сюй
Люк Дж.Рапа | Г. Джон Гельдхоф
Шона М. Купер | Пол А. Роббинс | Marketa Burnett | Маргаретт Макбрайд | Джанаэ Шахид | Наиля А. Смит
Наталья Паласиос | Натали Л. Больманн
Элан К.Надежда | Чаунси Д. Смит | Циана Р. Крайер-Купе | Алексис С. Бриггс
Кристина М. Падилья | Кейтлин Т. Хайнс | Ребекка М. Райан
Джоселин Р. Смит Ли | Андреа Г. Хантер | Фернанда Приолли | Вероника Дж.Торнтон
Никки Айкенс | Салли Аткинс-Бернетт | Луиза Тарулло | Лизабет Мэлоун | Аннали Келли | Джудит Кэннон
Люк Дж. Рапа | Кэндис В. Болдинг | Файза М. Джамиль
Корин П.Тайлер | Свеа Г. Олсен | Г. Джон Гельдхоф | Эдмонд П. Бауэрс
Дженни Фан | Сюзанна Со | Элвин Томас | Нони Гейлорд-Харден
Саммер С. Браун | Кимберли А. Шонерт-Райхль | Роберт В. Розер
Мако Оканда | Косуке Танигучи
Екатерина М.Корбин | Джейсон Т. Даунер | Эрик А. Рузек | Эми Э. Ловенштейн | Джошуа Л. Браун
Сюзанна А. Денхэм | Дэвид Э. Ферье | Хидеко Х. Бассетт
Анна Беннет | Яна Кучирко | Май Линг Халим | Филип Р.Костанцо | Диана Рубль
Линда Соса-Эрнандес | Лия Мешок | Джессика А. Седдон | Кэтрин Бейли | Кристель Томассин
Бенджамин Бауэр | Джозеф Кан
Роберт С.Карр | Мэри Братч-Хайнс | Шерил Варгезе | Линн Вернон-Фиганс
Ха Ён Ким | Линдси Браун | Карли Таббс Долан | Маргарет Шеридан | Джон Лоуренс Абер
Мааике К. Энгельс | Карен Фалет | Мариола К.Греммен | Ян Корнелис Дейкстра | Карине Вершуерен
Наталья М. Рохас | Хирокадзу Ёсикава | Джильяна Мельци
Лорен Э. Томпсон | Джоанна Поццуло | Келти Дж. Пратт | Челси Л. Шихан | Бейли М.Фрейзер | Клэр Э. Дьюейерт
Энди П. Филд | Кэтрин Дж. Лестер | Сэм Картрайт-Хаттон | Гордон Т. Гарольд | Дэниел С. Шоу | Мисаки Н. Нацуаки | Джоди М. Ганибан | Дэвид Рейсс | Jenae M. Neiderhiser | Лесли Д. Лев
Валери Лозье | Шанталь Сир | Карин Дюбуа-Комтуа
Дайан Ю | Маргарет О’Брайен Коуи | Эмили Филлипс Смит | Ассаф Ошри | Маргарет Треш Оуэн
Бет М.Кейси | Линдси Каола | Марта Б. Бронсон | Дайан Л. Эскаланте | Алана Э. Фоли | Эрик Диринг
Хизер Дж. Нуске | Мелани Пеллеккья | Кэри Кейн | Макс Зайдман | Бренна Б. Мэддокс | Лаура МакМаллен Фриман | Кейран Рамп | Эрика М. Райзингер | Мин Се | Дэвид С. Манделл
Мелисса Н.Ричардс | Дайан Л. Путник | Марк Х. Борнштейн
Рэйчел Б. Тибодо-Нильсен | Энсли Т. Гилпин | Александра Ф. Нанкарроу | Джиллиан М. Пиеруччи | Мелисса М. Браун
Хорхе Куартас | Кейтлин П.Ward | Джули Ма | Эндрю Гроган-Кейлор
Ребекка Дж. Булоцки-Ширер | Вероника А. Фернандес | Кристал Бичай-Авадалла | Джонель Бейли | Дженна Футтерер | Кэти Хуацин Ци
Xuechen Ding | Руи Фу | Лаура Л.Ooi | Роберт Дж. Коплан | Цинь Чжэн | Синмэй Дэн
Сара Скримин | Элизабетта Патрон | Марта Перуцца | Угетта Москардино
Памела В. Гарнер | Тамера Д. Тони
Эмили К.Ханно | Кэтрин Э. Гонсалес | Ребекка Блазар Лебовиц | Дана Чарльз Маккой | Армида Лисаррага | Камилла Кордер Форт
Маккенна Ф. Парнс | Стелла С. Канчева | Эми К. Маркс | Сара Э. Шварц
Прити Г.Самудра | Кевин М. Вонг | Сьюзан Б. Нойман
Люк Макгуайр | Келли Линн Малви | Эрик Гофф | Мэтью Дж. Ирвин | Марк Уинтерботтом | Грейс Э. Филдс | Адам Хартстон-Роуз | Адам Ратленд
Даррелл М.Корпус | Марвин Г. Пауэлл | Маркус А. Фэган | Синтия М. Хоббс | Линкольн О. Уильямс
Пилар Аламос | Аманда П. Уиллифорд
Каролина Гедес | Джоана Кадима | Тереза Агияр | Сесилия Агиар | Клара Барата
Питер Ф.Тицманн | Филипп Югерт | Райнер К. Зильберайзен
Мануэль Алькарас-Ибаньес | Альваро Сицилия
Келли М. Ту | Ниянтри Равиндран
.