Темы выступлений риторика: Темы для выступления оратора — Школа Ораторского Мастерства
Темы для выступления оратора — Школа Ораторского Мастерства
Темы для выступления оратора
Здесь представлены темы выступлений (ниже), которые можно использовать при различных выступлениях, докладах, семинарах. Темы пополняются.
Выбор темы, которая подойдет для выступления
Выступать можно с любой темой, обо всем на свете, лишь бы эта тема была близка оратору и интересна слушателям.
О чем можно рассказать?
Можно, к примеру, блеснуть эрудицией и подобрать тему о каком-нибудь уникальном животном, о жителях подводного мира.
Расскажите о домашних питомцах — и это будет очень удачное ораторское выступление, которое будет идти из самого сердца.
Можно найти интересную тему, которую будут слушать. А о чем любят слушать люди?
Любят слушать, к примеру, о том, как кто-то был обычным, ничем не примечательным, человеком, но стал известным и успешным.
Также вас будут слушать о загадочном, о непостижимом или необычном.
Оратор может придумать тысячу интересных тем для своих выступлений
Подойдут готовые темы (ниже), а можно придумать тему самому. Придумывание речи для выступления самостоятельно приносит и удовольствие и гордость: «Я сам это придумал!»
Но прежде, чем браться за темы выступления, полезно обучиться ораторскому искусству. В этом может помочь моя книга, которую рекомендую прочитать:
Интересные факты и истории. Для любого выступления
Здесь собраны разные выступления наших ребят на различные темы, которые выступали на занятиях ораторского искусства. Возможно, эти выступления пригодятся и вам.
Готовые выступления с необычными темами
Здесь есть разные необычные темы для хорошего выступления (монолога, доклада, реферата). К примеру, если Вы спросите у публики: «Ели ли они сушеных медуз?», равнодушны
Современная риторика: 7 отличных выступлений
За последние несколько лет искусство риторики переживает вторую молодость. Благодаря развитию и популярности YouTube (и особенно конференции TED), можно наблюдать за выступлениями лучших ораторов современности. Мы собрали несколько выступлений известных людей, которыми можете насладиться и вы, а также предоставляем вам небольшие разборы каждого из них с позиций риторики.
Но сначала – немного теории. Можно выделить четыре закона современной риторики, которых старается придерживаться каждый оратор.
Закон гармонизирующего диалога
Эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников общения, поэтому нужно любой монолог превращать в диалог, чтобы пробудить мысли и чувства слушателей.
Закон ориентации и продвижения адресата
Он требует, чтобы слушатель при помощи оратора был сориентирован «в пространстве» речи и чтобы чувствовал, что вместе с оратором двигается к цели. Для этого оратор должен использовать в речи слова, указывающие на порядок событий (во-первых, во-вторых и т.д.), резюмирующие слова (следовательно, итак), связочные предложения (перейдем к следующему вопросу) и т.п.
Закон эмоциональности речи
Он требует, чтобы оратор не только мыслил, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем говорит, и умел выразить свои эмоции в речи.
Закон удовольствия
Он подразумевает, что речь действенна тогда, когда доставляет слушателю удовольствие, которое, при этом, не должно вредить смыслу выступления.
А теперь представляем вашему вниманию наиболее интересные публичные выступления за последние годы.
Аманда Палмер «Искусство просить», 2013 год
Аманда Палмер – американская певица, исполнительница и автор песен. В молодости играла в театре, что очень четко заметно во время ее речи на конференции TED в 2013 году. Ее выступление посмотрел миллион человек в первый же день.
Какие приемы использовала Аманда и почему они сработали? Первое, что она делает – ставит на сцену пластмассовый ящик, становится на него и демонстрирует публике ромашку. Такое необычное начало привлекает зрителей, потому что они не привыкли к чему-то подобному. Следовательно, Аманда использует эффект неожиданности.
Затем, еще до начала речи, она молчит около двух секунд. Вот где сказывается ее увлечение театром. Драматическая пауза буквально приковывает зрителя к креслу. Благодаря этой паузе Аманда словно дает понять: «Не вы мне нужны, а я вам».
На протяжении всего выступления Аманда использует реквизит, который находится на сцене. Она следует предписанию Антона Чехова: «Если в начале пьесы на стене висит ружье, то оно должно выстрелить». Благодаря чему у зрителя возникает ощущение наполненности и профессиональности выступления. Он уже понимает, что имеет дело не с очередным оратором, а с одним из лучших.
Манош Васудеван «Тяни меньше, сгибайся больше», 2017 год
С этим выступлением Манош занял первое место на конкурсе ораторского мастерства.
Манош, как и Аманда Палмер, делает в начале паузу. В дальнейшем мы увидим, что этот прием используют все ораторы.
Он сразу же обозначает проблему, причем так, что ни у кого в зале не вызывает сомнения – это действительно важно. Чтобы еще сильнее подчеркнуть ее, он задает риторический вопрос: «У вас когда-нибудь были проблемы?», что связывает эмоционально тему выступления со зрителем.
Стоит также обратить внимание, что Манош очень гармонично сочетает информационную и развлекательную часть, не давая выступлению скатиться в буффонаду или скучную лекцию.
Эрнесто Сиролли «Хотите кому-то помочь? Заткнитесь и слушайте!», 2012 год
Харизматичный и красноречивый Эрнесто Сиролли действительно покорил публику в 2012 году, несмотря на то, что тема его выступления изначально мало кого интересовала. Его жесты, паузы, образы и метафоры отточены просто потрясающе, а энергичность завораживает.
Сиролли начинает свое выступление с достаточно сухих фактов, потому что тема очень серьезная. Поэтому он периодически развлекает публику, чтобы она не скучала и неплохо шутит, достигая баланса. А экспрессивность итальянца, как мы уже говорили, завораживает.
Помимо приемов, безусловно, не стоит забывать и о том, какую мысль ты хочешь донести до слушателя. Сиролли выносит ее в название – и, по сути, ни разу за все 17-минутное выступление от нее не отходит. Он знает, что это клей, при помощи которого речь не разваливается.
Тони Роббинс «Почему мы делаем то, что делаем», 2007 год
Тони Роббинс несколько раз рассказывал об этом выступлении, поэтому мы знаем, как он к нему готовился.
Первое и самое главное – он не привык выступать по 20 минут (требование TED), поэтому его целью было зарядить публику энергией и мотивацией, что у него получается очень хорошо.
Благодаря сильному голосу его выступления всегда притягивают к себе все внимание. Стоит еще раз сказать, что Роббинс – прежде всего мотиватор, он любит зажигать в людях страсть при помощи слов. Ему не нужны начальные паузы и этим он существенно отличается от предыдущих ораторов.
На протяжении всего выступления он задает множество риторических вопросов, эмоционально вовлекая слушателей. На видео в 19:40 Тони случайно или намеренно делает то, о чем мечтает каждый публичный оратор, он добивается того, чтобы публика попросила его продолжать. И несмотря на строгие правила TED, ему позволяют это сделать.
Радислав Гандапас «Два сценария жизни»
Бизнес-тренер Радислав Гандапас выступает на публике уже второе десятилетие, поэтому опыта ему не занимать. Считается одним из самых известных ораторов на постсоветском пространстве.
В этом выступлении Гандапас не использует много слайдов, используя всего один, вокруг которого и вращается все выступление. Это необычно, это заставляет слушателя сконцентрироваться на той мысли, которую оратор хочет донести. Помимо этого, он разбавляет свое выступление большим количеством историй.
Саймон Синек «О поколении второго тысячелетия», 2017 год
Несмотря на то, что это не совсем публичное выступление, нельзя было не включить его в наш список. Многие люди считают эту речь одной из самых мотивирующих за последние несколько лет.
Саймон Синек (Simon Sinek) – известный мотивационный спикер и писатель, автор двух популярных книг на тему лидерства и достижения целей, создатель концепции вдохновляющего лидерства, которой, по утверждению Синека, следуют все успешные мировые компании и бизнес-лидеры.
Хотя это и не заготовленное выступление, оно имеет для нас ценность, поскольку показывает, как легко импровизировать, когда ты страстно любишь тему, о которой говоришь.
Саймон не теряет внимание публики, несмотря на то, что говорит почти без остановки 14 минут. Почему? Он постоянно что-то меняет: тон своего голоса, скорость, громкость. При этом бесконечно сыплет метафорами и аналогиями, что очень хорошо усваивается людьми, которые, казалось бы, уже должны устать. Также нельзя не сказать о пресловутой страсти: даже минуты этого выступления хватит, чтобы понять – Саймон наслаждается той темой, о которой говорит. Этого не подделать и публика это видит.
Уилл Стефен «Лучшее публичное выступление», 2014 год
Ну и напоследок видео, которое, возможно, заставит вас смеяться, но, вместе с тем, даст больше пищи для размышлений, чем все предыдущие выступления.
Да, несмотря на юмор, это и в самом деле очень хорошее выступление, хоть на первый взгляд и лишенное смысла. Впрочем, на второй и третий тоже. Однако, в нем использованы лучшие ораторские техники, которые привлекают внимание и заставляют зрителей досидеть до конца. А ведь это для оратора главная награда.
Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook
Ориентировочные темы для докладов по риторике — Студопедия
1. Причины возникновения и развития риторики в античном обществе.
2. Выдающиеся ораторы Древней Греции.
3. Выдающиеся ораторы Рима.
4. Ломоносов – «отец российского красноречия».
5. Вл. Даль – создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».
6. Риторика в Горном институте: Рижский и его «Опыт риторики».
7. Мастера академического красноречия (Грановский, Менделеев, Мечников, Ферсман, Вернадский).
8. Мастера судебного красноречия (Кони, Пороховщиков, Плевако).
9. Духовное красноречие в России.
10. Парламентарское красноречие в дореволюционной России (П.А. Столыпин, П.Н. Милюков, С.Ю. Витте).
11. Современная американская риторика.
12. Яркая, интересная речь, которую мне довелось услышать (ее тема, род, вид, языковые особенности).
13. Речь, до глубины души возмутившая меня.
14. Язык молодежи.
15. Иностранные слова в современной речи: за и против.
16. Что такое культура спора?
17. Можно ли по речи судить об интеллигентности человека?
18. Возможен ли риторический ренессанс сегодня?
19. Мужчина и женщина: особенности речевого общения.
20. Культура речи делового человека.
21. Конфликт в деловом общении.
22. Национальные особенности делового общения.
23. Особенности речевого этикета в современной России.
24. Язык мимики и жестов.
25. Скованность и страх перед публичным выступлением и пути их преодоления.
26. Имидж современного оратора.
Ориентировочные темы для публицистических сообщений
1. Проблемы современной молодежи.
2. Заслуживает ли реклама доверия?
3. Гражданский брак: за и против.
4. Интернет – альтернатива реальности?
5. Беспризорные животные: что с ними делать?
6. Спорт как средство заработать деньги.
7. Современная проза: что сейчас читают.
8. Роль высшего образования сегодня.
9. Можно ли прожить день без музыки?
10. Есть ли польза от хобби?
11. Должны ли быть границы «свободы слова»?
12. Нужна ли в России смертная казнь?
13. Трудно ли быть молодым?
14. Может ли человечество обойтись без оружия?
15. Жизнь в большом городе: за и против.
16. Что такое в вашем понимании «прожиточный минимум»?
17. Нужен ли русский язык в техническом вузе?
18. Как лучше проводить свободное время?
19. Планировать жизнь или пустить все на самотек?
20. Сколько иностранных языков нужно знать современному человеку?
21. Нужны ли домашние животные горожанину?
22. Нужен ли Петербургу статус столицы?
23. Дача – добровольное рабство или …?
24. «От сессии до сессии живут студенты весело»?
25. Когда лучше обзаводиться семьей?
26. Важно ли в жизни умение одеваться?
27. Нужно ли в школе преподавать Закон божий?
28. Должна ли армия быть профессиональной?
29. Зачем человеку осваивать космос?
30. Нужно ли защищать природу?
31. Что самое главное при выборе профессии?
Готовые выступления на любой вкус, для любой аудитории.
Готовые выступления с универсальными интересными темами
Как стать блестящим рассказчиком?
Как учиться ораторскому искусству? Об этом подробно написано в других моих статьях, например, здесь:
А на этой страничке публикуются уже готовые выступления. С ними вы можете говорить в любой компании.
К примеру, вы попали в компанию ваших знакомых. И вам захотелось им что-то рассказать. Но не знаете, с чего начать.
Простым решением будет задать какой-нибудь вопрос. К примеру, такой:
— Вы когда-нибудь ели чипсы из медуз?
После этого можно сделать хорошую паузу.
Огромную паузу. Ведь уже вы поймали внимание всех на себе. Уже от вас ждут продолжения. Возможно, вы даже услышите «авторитетные мнения», что это невозможно, что медузы не съедобны…
Впрочем, чтобы вам не сказали в ответ — вам уже есть о чем говорить. Ведь у вас есть готовое выступление:
Вам нужно лишь сейчас прочитать его, и несколько раз прорепетировать с ним перед зеркалом.
О том, сколько нужно репетиций, можете сами догадаться. Или почитайте здесь:
Есть и другие интересные вопросы, которые вы можете задать вашим знакомым (друзьям, коллегам).
Хороший собеседник
К примеру, на обеденном перерыве, многие восхитились вкусными блюдами. Но об этом уже поговорили, тема себя исчерпала. И вот вы подаете новую тему: «Сегодня были очень вкусные салаты. А пробовали ли вы салат из медуз?»
Или, к примеру, кто-то хвастался своей поездкой на море. Но упомянул, что медузы мешали получать удовольствие от купания. Тут вы можете стать «центром выступления»
Структура короткого выступления: 13 готовых схем
Умение говорить кратко и по существу ценится всегда. В этой статье мы рассмотрим ультра-краткий вариант выступлений от 1 до 3 минут. Некоторые даже не рассматривают их в качестве серьезной презентации, а зря. В такой короткой речи тоже есть все атрибуты: аудитория, цель, структура, необходимость заинтересовать и т.п.
Сжатые временные рамки не дают спикеру разгуляться и требуют максимально вычистить свою речь. Говорить кратко означает:
- Говорить меньше слов.
- Говорить более короткими фразами.
- Максимально метко подбирать слова в каждой фразе.
Чтобы справиться с задачей и уложиться в 1-3 минуты, сделайте следующее:
- Сформулируйте тему своего выступления.
- Не пытайтесь сказать все. Выберите 1 главную мысль, которую вы обязательно хотите осветить. Эта мысль должна быть важнее всех других. Если вы ее не произнесете, выступление теряет смысл.
- Составьте логическую канву (структуру) своей речи. Если вы будете сбиваться при переходе от мысли к мысли, вы сразу будете терять время, и количество слов будет увеличиваться. А в коротких выступлениях счет идет на секунды. Лишнее слово – это секунда. Сбой и повтор фразы – это 10 секунд, а у вас всего 1 минута.
Иметь логическую схему выступления – это главное условие любой речи, а короткой особенно. Без нее сказать кратко не получится. Поэтому дальше в статье рассмотрим несколько наиболее частых ситуаций для коротких выступлений и для каждой из них покажем возможные варианты структуры.
Внимание! В примерах не дается подробный текст речи, а показывается именно логика изложения. Используя эти примеры как ориентир, вы можете выстроить свою структуру выступления, добавив или убрав блоки. Все видеопримеры взяты из открытого доступа и приводятся как удачные.
Как подготовиться к публичному выступлению: 8 советов
Экспертное выступление
Ситуации: Под экспертное выступление на конференциях обычно выделяют 10-20 минут, мастер-классы и вебинары занимают еще больше времени. В каких случаях может потребоваться короткое экспертное выступление:
- Вы хотите сделать контент для своего сайта или блога в формате коротких видеороликов: записать короткие рекомендации, экспертное мнение по проблемному вопросу и т.п.
- Общение за круглым столом на бизнес-мероприятии, где вам предоставляется слово на несколько минут наряду с другими спикерами.
Схема 1. Экспертное мнение
Вы излагаете свой экспертный взгляд на проблему.
Пример:
Проблемный вопрос: Человек ищет работу, составляет резюме, рассылает работодателям, откликов нет.
Причина: Резюме много, и работодатель их не чита
10 приёмов ораторского искусства, которые из обычной речи делают великую
Виктория Шилкина
Главный редактор электронной библиотеки обзоров книг нон-фикшен KnigiKratko.ru.
Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.
Книга Джеймса Хьюмса — известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов — раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.
1. Пауза
С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика — вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.
2. Первая фраза
Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.
Первая фраза — это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.
3. Яркое начало
Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.
4. Главная мысль
Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».
Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.
Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.
5. Цитаты
Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.
Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.
Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.
6. Остроумие
Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.
Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.
Автор книги советует для проверки анекдота или остроты использовать правило трёх Р: шутка должна быть реалистичной, релевантной и рассказанной (а не прочитанной).
7. Чтение
Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.
Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.
Используйте технику СОС: смотреть — остановиться — сказать.
Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.
8. Приёмы оратора
Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.
Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).
Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.
Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.
А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.
9. Вопросы и паузы
Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.
10. Финал
Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.
Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.
И, наконец, последний совет автора: удивляйте слушателей, заставайте их врасплох! Именно так поступали все великие ораторы. Не будьте предсказуемы и прозаичны, не становитесь рабами любезностей. Будьте не такими, как все.
Читайте также
🧐
Риторика. Искусство публичного выступления (Ирина Лешутина, 2008)
Начнем ab ovo (лат.) – «с самого начала».
Мировая риторика возникла более 2500 лет назад, во времена античной цивилизации, полагавшей ее величайшей из гуманитарных наук.
Основоположником риторики как науки считается великий философ Древней Греции Аристотель (384–322 гг. до н. э.), который определял ее как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», как «общие принципы ведения спора». Аристотель считал риторику искусством убеждения, поскольку именно в Древней Греции зародилось искусство спора и появились первые школы риторики[1].
Так называемые древнегреческие софисты обучали приемам полемики, нацеленным на победу в споре любой ценой. Известный софист Горгий (V–IV вв. до н. э.) призывал своих сторонников стремиться в споре именно к победе, а не к установлению истины. Это приводило к сознательному использованию ошибочных или выдуманных положений, предположений и рассуждений.
Софистов критиковали Сократ, его ученик Платон, а также Аристотель, обвиняя их в попрании истины и нравственности. Идеи Сократа, не оставившего письменных трудов, нашли отражение в работах Платона, который развил метод своего учителя. Он считал, что доказать истину человеку можно лишь с учетом его психологических особенностей. Платон является основателем диалектического (сократического) метода полемики, предусматривающего столкновение в диалоге противоположных мнений. При сопоставлении мнений с фактами и «твердыми свидетельствами» можно либо установить истину, либо видоизменить мнение.
Аристотель разграничил нетехнические способы убеждения («которые не нами изобретены») и технические («которые могут быть созданы нами с помощью метода и наших собственных средств»)[1]. Практически нетехнические способы убеждения – это факты, а технические – их преподнесение. Данное разграничение подтверждает, что риторика – это и искусство, неразделимое с природным даром красноречия, и наука (техника), которую может изучить каждый.
Учение Аристотеля, придавшее законченную форму античной риторике, актуально и сегодня для выступлений любого типа.
В развитие риторики внесли немалый вклад ораторы и теоретики ораторского искусства Древнего Рима – Цицерон, Квинтилиан и другие, сформулировавшие законы и правила ораторского искусства, которыми мы пользуемся и сегодня.
Опираясь на законы философии, психологии, филологии и других гуманитарных наук, риторика определяет основные составляющие ораторской деятельности: этос – нравственная (этическая) основа речи; логос – идея, содержательная (логическая) сторона речи; пафос – средства воздействия на аудиторию (психологическая сторона речи[31, с.51].
Из трех необходимых для оратора данных – ingenium (природный талант), usus (навык), doctrina (знания) – Цицерон отдавал предпочтение последнему, считая, что истинный оратор обязан быть, в первую очередь, образованным, «должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как именно жизнь служит оратору материалом»[33].
Итак, изучив теоретические основы риторики, мы всю жизнь совершенствуем свои ораторские способности, что подтверждает всемирно известную формулу Цицерона – «ораторами становятся».
На исходе эпохи античности риторика становится учебной дисциплиной, подразделяясь на общую и частную. Общая риторика изучает принципы построения речи в любой сфере деятельности, а частная риторика предусматривает использование этих общих принципов в определенном общении, в подготовке к конкретным выступлениям (протокольно-этикетным, развлекательным, информационным, убеждающим).
В какой последовательности рекомендуется работать над речью? С чего начинать, создавая текст публичного выступления? Ответ на эти вопросы дает античный риторический канон (рис. 1), определяющий порядок работы оратора над текстом выступления и с ним.
• Шаг № 1. Изобретение – inventio – работа над мыслью речи (выбор, систематизация материала, выделение доказательств, аргументов), предусматривающая ответ на вопрос: что сказать?
• Шаг № 2. Расположение – dispositio – работа над композицией выступления, предусматривающая ответ на вопрос: где сказать?
• Шаг № 3. Украшение – elocutio – редактирование речи (собственно красноречие), предусматривающее ответ на вопрос: как сказать?
• Шаг № 4. Запоминание – memoria (учение о профессиональной ораторской памяти) – технический этап подготовки: заучивание текста, подготовка заметок и т. п.
• Шаг № 5. Произнесение – actio – собственно выступление, общение оратора с аудиторией (интонация, мимика, жесты и др.), кульминация всей ораторской деятельности.
Рис. 1. Процесс создания выступления
На этом античный канон заканчивается, но современная риторика предполагает еще один шаг.
• Шаг № 6. Размышление – reflexio – анализ произнесенной речи и выводы, которые делает из нее сам оратор с целью улучшения своих выступлений в дальнейшем.
|
.
| РАНГ | ДИНАМИК | НАЗВАНИЕ | АУДИО | СКРИПТ | ||||||||||||||||||||||||||||
5 | Барбара Чарлин Иордания | Основной доклад DNC 1976 года: | mp3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Барбара Чарлин Иордания | О статьях | mp3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Анна Ховард Шоу |
Основополагающий принцип республики | |||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Хиллари Дайан Родэм Клинтон | Права женщин — это права человека | mp3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Дороти Энн Уиллис Ричардс | Основной доклад DNC 1988 года: | mp3 |
| |||||||||||||||||||||||||||||
41 | Маргарет Чейз Смит | Декларация совести | |||||||||||||||||||||||||||||||
45 | Барбара Пирс Буш | Начало работы в колледже Уэллсли | mp3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
50 | Мэри Фишер | Шепот СПИДа | mp3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
55 | Анна Элеонора Рузвельт | Борьба за права человека | |||||||||||||||||||||||||||||||
56 | Джеральдин Энн Ферраро | Принятие кандидатуры вице-президентом | mp3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
65 | Эмма Гольдман |
Обращение к жюри | |||||||||||||||||||||||||||||||
66 | Кэрри Чепмен Кэтт | Кризис |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
69 | Анита Фэй Хилл | В Судебный комитет Сената | mp3 | ||||||||||||||||||||||||||||||
73 | Кэрри Чепмен Кэтт | Обратитесь к У.С. Конгресс | |||||||||||||||||||||||||||||||
79 | Элизабет Глейзер | 1992 DNC Адрес | mp3 |
| |||||||||||||||||||||||||||||
81 | Маргарет Хиггинс Сэнджер | Детская эпоха | |||||||||||||||||||||||||||||||
82 | Урсула Кребер Ле Гуин |
Левша | |||||||||||||||||||||||||||||||
83 | Кристалл Истман | Теперь мы можем начать | |||||||||||||||||||||||||||||||
87 | Элизабет Герли Флинн | утверждение | |||||||||||||||||||||||||||||||
91 | Ширли Анита Чисхолм | За поправку о равных правах | |||||||||||||||||||||||||||||||
98 | Анна Элеонора Рузвельт | Декларация прав человека | mp3 |
.
Воздействие риторическими приемами, фигурами речи
Предыдущая статья из серии Speech Preparation Series показала вам, как отредактировать свою речь для фокусировки, ясности и краткости.
Однако ваша речь может быть сфокусированной, четкой и краткой, а все еще не хватает живости .
Если ваша речь лишена риторических приемов, это как картина, лишенная цвета .
По всем техническим вопросам черно-белый набросок может явно изображать улыбающуюся женщину или группу мужчин, принимающих пищу, но без цвета, это не Мона Лиза или Тайная вечеря .
Эта статья с множеством примеров демонстрирует , как можно добавить риторические приемы в свою речь в процессе редактирования.
Подготовка к выступлению, серия
Письмо для воздействия и красоты
Изучение риторики дает спичрайтерам множество риторических приемов. Когда вы используете эти устройства, ваши презентации будут более впечатляющими (легче запомнить) , а также более красивыми (приятнее слушать).
Из очень большого количества риторических приемов в этой статье мы рассмотрим три типа:
- Устройства, которые включают звуков (часто с повторением)
например аллитерация, ассонанс, звукоподражание - Устройства, которые включают повторений слов, фраз или идей (часто с параллелизмом)
например, анафора - Устройства, которые изменяют обычное значение слов
например метафоры, сравнения
Многие другие устройства, не обсуждаемые здесь, заслуживают изучения:
1.Риторические приемы: Звук
Звуковые риторические приемы придают речи поэтическую мелодию. Неудивительно, что в конечном итоге речи становятся более приятными для прослушивания. Три наиболее распространенных формы:
- аллитерация — повторение одного и того же звука в начале соседних слов
например «Что хотела моя жена», «ее муж имел» - assonance — повторение одного и того же гласного звука в соседних словах
например «Как теперь коричневая корова» - звукоподражание — слово, имитирующее звук самого себя
e.грамм. «Жужжание», «свист», «мяу»
2. Риторические приемы: повторение слов или идей
«По всем техническим вопросам черно-белый набросок может явно изображать улыбающуюся женщину или группу мужчин, принимающих пищу, но без цвета, это не Мона Лиза или Тайная вечеря ».
Две распространенные формы включают повторение в последовательных придаточных предложениях или предложениях.
- анафора — повторение слова или фразы в начале следующих друг за другом предложений или предложений
e.грамм. Уинстон Черчилль
«Мы не должны сигнализировать или провалить. Пойдем до конца. Мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и океанах, [… намного больше …] Мы никогда не сдадимся ».
- epiphora — повторение слова или фразы в конце следующих друг за другом предложений или предложений
например Emerson
«То, что скрывается за us и что лежит перед us , ничтожно по сравнению с тем, что лежит в пределах us .”
Повторение — мощная техника, которую можно использовать и в других целях.
- Повторение обычно используется для выделения .
- Повторение слова или фразы в разных частях речи помогает аудитории устанавливать связи, как если бы вы сшивали свои речевые элементы нитью .
3. Риторические приемы, изменяющие значение слов
Три распространенных риторических средства, с помощью которых слова могут обретать новое значение:
- Персонификация — придание человеческих качеств абстрактным идеям, неодушевленным предметам, растениям или животным
e.грамм. «Деревья взывали ко мне». - Метафора — сравнение двух, казалось бы, разных вещей
, например. «Жизнь — это шоссе.» - Аналог — то же, что и метафора, но с использованием «как» или «как»
например «Жизнь подобна коробке шоколадных конфет».
Эти риторические приемы, наряду с такими связанными понятиями, как символизм и аналогии, часто составляют суть рассказывания историй как эффективного средства коммуникации.
Речевая критика, демонстрирующая влияние риторических приемов
В двух речах, которые я ранее критиковал, много риторических приемов:
Зачем? Я не греческий оратор
«Риторические приемы в деловом контексте — мощное средство.”
Это правда, что ваши коллеги по бизнесу могут посмеяться над вами, если вы представите отчет о статусе вашего следующего проекта в стиле Мартина Лютера Кинга. Возможно, вы захотите немного ограничить использование этих методов, но не сбрасывайте их со счетов полностью. Риторические приемы в контексте бизнеса — мощные средства. Например:
- Метафоры и аналогии — отличные инструменты для объяснения новых концепций или нового видения вашей компании.
- Повторение в наборе слайдов можно использовать для выделения основных результатов или рекомендаций.
- Для слоганов, мантр и т. Д. Можно использовать такие устройства, как аллитерация.
Пример риторических устройств — Лицом к ветру
Ниже приводится один из окончательных вариантов моего выступления на конкурсе 2007 года Face the Wind . В отличие от примера, показанного в предыдущей статье, выделенные слова являются результатом многих итераций редактирования, а не только одной.
- В левом столбце находится текст речи.
- В правом столбце дается описание риторических приемов, использованных в соответствующем отрывке.
Расшифровка цветовой кодировки
В дополнение к комментариям я предоставил цветовую кодировку для некоторых из наиболее часто используемых риторических приемов.
- Аллитерация — красный.
- Зеленый означает локальное повторение.
- Синим цветом отмечены ссылки на две фразы, использованные в речи: «сильные корни» и «противостоять ветру».
Выступление | Риторические устройства |
Это было самое рискованное решение в нашей жизни. | |
Восемнадцать месяцев назад мы с женой обменяли ключи от квартиры на ключи от дома. Наша площадь увеличилась вдвое. Наша ипотека выросла втрое. Наш доход не изменился. | Триада: удвоилась, утроилась, не изменилась. |
Когда первая выплата вышла с нашего банковского счета, нас чуть не сбило с ног. | Звукоподражание: свист |
Мы не осознавали, что грядут гораздо большие перемены.Те несколько драгоценных часов, которые называются «свободным временем», превратились в «работу на дворе». Для меня работа во дворе очень похожа на работу в клубе Toastmasters. Я понятия не имею, что мне делать, но все же я всегда занят. | A: много как |
Mister Contest Chair, дамы и господа, и все, кто когда-либо преследовал мечту о владении домом, только чтобы быть втянутым во двор… | Юмористический поворот: мечта — сосала |
Меня взывали многочисленные кусты и деревья.Некоторые были мертвы; другие были не тем, чего хотела моя жена. | A: чего хотела жена Персонификация |
Но японский клен был другим… у него были листья! Бархатно-красные листья полны огня жизни! Вместо того, чтобы рубить его, мы решили переместить его в наш передний двор, чтобы подчеркнуть его красоту. | Визуально и тактильно: «Бархатные красные листья» |
Древо был борцом сумо.Я не. | Сравнение и персонификация. Ссылка на сумо восходит к более ранним японцам. |
Тем не менее, я прикинул, что успею насладиться утренним лимонадом. | A: полдень |
Я начал переговоры с двухфутовой дыры вокруг дерева. Ответ: «НЕТ — НЕ ДОСТАТОЧНО!» Я расширял эту дыру много раз, но дерево прилипло к ружьям.Через несколько часов у меня образовался ров. | Неожиданное слово: переговоры |
Я подошел к дереву и потянул его. Конечно, он не двигался. Буксиры превратились в янки. Янки превратились в полноценную борьбу. В конце концов, я победил. По правде говоря, дерево сжалилось надо мной и упало. | A: полноценный A: По правде говоря, дерево заняло Борьба связана с упоминанием борца сумо ранее. |
Именно тогда я понял истинный источник силы этого дерева — корни, похожие на щупальца, такие же широкие, как и его ветви! Крепкие корни… крепкое дерево. | Сравнение: корни = щупальца Ссылка №1 на «сильные корни» |
Теперь взять это дерево и посадить во дворе было относительно легко. С закатом в моих глазах я наслаждался утренним лимонадом. Я мельком увидела окно спальни дочери.И выше этого чудовищного дерева соседа. Я понял, что если это дерево когда-нибудь упадет, мой дом будет разрушен. | «Утренний лимонад» относится к более раннему предсказанию. Добавлено «окно в спальне дочери» для интриги. |
Я был благодарен за то, что у деревьев сильные корни. | Ссылка №2 на «сильные корни» |
Много месяцев спустя работы во дворе милосердно закончились — не потому, что я закончил работу, — но это был сезон дождей.Когда подул первый зимний ветер, я был в Квебеке по делам. | A: много месяцев A: зимние ветры «Много месяцев спустя» — это переходное предложение от рассказа №1 к рассказу №2. |
Я включил национальные новости. Я был потрясен, увидев кадры из Британской Колумбии … штормовых ветров, обрушивающих деревья-монстры на дома. | A: национальные новости Примечание, упоминание о «дереве монстров» совпадает с более ранним описанием соседнего дерева. |
Паника набрала номер телефона, когда меня охватил ужас. | Персонификация |
Моя жена сказала: «У меня плохие новости. Газовый барбекю был поднят с палубы и врезался в дом. Хорошая новость в том, что соседское дерево все еще стоит. | Звукоподражание: захлопнули Примечание: после предотвращения кризиса соседское дерево больше не «монстр». |
Нам повезло, но многим нет.Невозможно было представить, как можно повалить столько деревьев с сильными корнями? | A: мы были A: невозможно представить Ссылка № 3 на «сильные корни» |
Ученые предложили теорию. Возможно, дело не в силе ветра. Возможно, это была сила в сочетании с направлением. | A: ученые предложили Параллельное повторение: «возможно было» |
Дамы и господа, каждый раз, когда дует ветер, дерево сопротивляется и становится немного сильнее.Поскольку ветер продолжает дуть, деревья в этом направлении становятся очень сильными. Но оттуда дул ветер 2006 года. Эти деревья не могли противостоять ветру. Они не могли компенсировать. Они не могли справиться. | Параллельное повторение: «не удалось» Первое упоминание названия выступления «лицом к ветру». «Дамы и господа» — это пример техники кнопки питания для привлечения внимания к следующим словам. |
События прошедшего месяца напомнили мне о важности встречи с ветром лицом к лицу. | Это переход между историей №2 и историей №3. |
Моя невестка Мишель и ее муж Лэнс перенесли пару беременностей… обе прервались выкидышем. Их сердца разбились… дважды. У Мишель и Лэнса сильные корни, но сильных корней не всегда достаточно. | A: у ее мужа было A: парные беременности Ссылка № 4 и № 5 на «сильные корни» |
Когда этот ветер налетел на них, не один раз, а дважды, они встретили его лицом к лицу.Они не позволили этому разрушить ни их, ни их мечты. | Метафора: ветер = выкидыш Вторая ссылка на «лицом к ветру» |
Звонок пришел в воскресенье за несколько минут до полуночи, чтобы объявить о рождении их сына Максимуса. | A: звонок пришел |
Моей первой мыслью был Максимус: Рассел Кроу из «Гладиатора»? | |
Но потом я понял, что Maximus на латыни означает «величайший».Он, безусловно, большая радость. Хотя Максимус родился на целый месяц раньше срока, инкубатор защищает его от ветра, как стеклянный кокон. | Повторение: большое, максимальное Похоже на: инкубатор как стеклянный кокон |
Дамы и господа, мы не можем предсказать, когда дует ветер. Мы не можем предсказать, насколько он будет сильным. Конечно, мы не можем предсказать его направление. | Параллельное повторение: «не могу предсказать» Слово «конечно» было добавлено для акцента, но оно нарушает шаблон.К сожалению. «Дамы и господа» — это еще одна кнопка включения. |
Вчера выплата ипотеки. Сегодня ураган. Завтра вы можете бороться за свои мечты или бороться за свою жизнь. | Триада, упорядоченная во времени и относящаяся к более ранним речевым компонентам. Повторение: «борьба за свои» |
В такие моменты помните, что МЫ НЕ ДЕРЕВЬЯ! Мы не деревья. Ни у кого из вас нет корней, проходящих через это сиденье. | Повторение для выделения: «Мы не деревья» «В такие моменты» — это еще одна кнопка питания. Три кнопки в одной речи… может быть, злоупотребляли? |
Мы, , можем контролировать нашу реакцию на ветер. Мы можем попытаться уклониться от него и рискнуть быть опрокинутыми, как многие… или мы можем столкнуться с ветром в лоб. Я призываю вас всех … смотреть навстречу ветру. | Повторение: «мы можем» Третье и четвертое упоминания «лицом к ветру» |
Mister Contest Chair… |
Подготовка к выступлению, серия
Следующий в серии подготовки к выступлению
Теперь, когда вы закончили писать и редактировать свою речь (на данный момент), следующий шаг — воплотить ее в жизнь со страницы.В следующей статье показано, как организовать свою речь с помощью вокального разнообразия, жестов и постановки.
Эндрю Длуган
является редактором и основателем Six Minutes . Он преподает курсы, ведет семинары, тренирует докладчиков и старается избежать самоубийства с помощью PowerPoint. Он является отмеченным наградами оратором и оценщиком речи. Эндрю — отец и муж, который проживает в Британской Колумбии, Канада.
.
Примеры риторики
Термин «риторика» относится к языку, который используется для информирования, убеждения или мотивации аудитории. Риторика использует язык для обращения в основном к эмоциям, но в некоторых случаях также и к общим ценностям или логике. Примеры риторики часто можно найти в литературе, политике и рекламе для особого акцента и эффекта, включая различные техники образного языка в зависимости от желаемого результата.
Способы убеждения
Изучение риторики восходит к древней Греции.Согласно Аристотелю, риторика использует три основных способа убеждения: этос, логос и пафос.
Ethos апеллирует к характеру писателя или оратора, заявляя, что его или ее биография, полномочия или опыт должны убедить вас в правильности аргументации.
Логотипы апеллируют к логике или разуму, часто цитируя факты, цифры и статистику.
Пафос апеллирует к эмоциям, чутким ответам или общим моральным ценностям.
В статье «Примеры этики, логоса и пафоса» эта тема рассматривается более подробно. А пока давайте рассмотрим конкретные примеры использования риторики в разных формах.
Риторика в литературе
На протяжении всей истории писатели использовали риторику, чтобы привлечь внимание читателя, передавая важные идеи по предмету. Примеры литературной риторики включают:
«Один очень знающий американец, мой знакомый в Лондоне, уверяет меня, что молодой здоровый ребенок, за которым хорошо ухаживают, в возрасте года — это самая вкусная, сытная и полезная еда. ; тушеное, жареное, запеченное или вареное, и я не сомневаюсь, что он будет одинаково служить фрикасе или рагу.»
Полисиндетон — это риторический прием, который включает в себя использование нескольких союзов между предложениями для замедления темпа или ритма. В книге Эрнеста Хемингуэя After the Storm используется полисиндетон, чтобы заставить читателя почувствовать тревогу персонажа:
» I сказал: «Кто его убил?» и он сказал: «Я не знаю, кто его убил, но он мертв», и было темно, и на улице стояла вода, и не было света, и окна не были разбиты, в городе все лодки, и деревья повалили, и все взорвалось, и я взял лодку, вышел и нашел свою лодку, в которой я держал ее внутри Mango Key, и с ней все было в порядке, только она была полна воды.»
Litotes — это форма риторики, которая подразумевает намеренное преуменьшение как форму скромности, используемую для завоевания расположения аудитории. В » Над пропастью во ржи « Дж. Д. Сэлинджер использует это, когда пишет:
«Это не очень серьезно. У меня есть эта крошечная опухоль в мозгу ».
« Повесть о двух городах »Чарльза Диккенса использует параллелизм, чтобы подчеркнуть противоречивые представления об обществе. Повторение параллельных структур предложений заставляет читателя более глубоко размышлять о времени период, который описывается:
«Это были лучшие времена, это были худшие из времен, это был век мудрости, это был век глупости, это была эпоха веры, это было Эпоха недоверия, это была пора Света, это была пора Тьмы, это была весна надежды, это была зима отчаяния.»
Риторический вопрос — это вопрос, который задают исключительно для аргументации, а не для искреннего желания услышать ответ. Harlem Лэнгстона Хьюза отлично использует риторический вопрос:
«Что происходит с отложенным сном? Он сохнет, как изюм на солнце? Или гноиться как болячка — А потом бежать? Воняет тухлым мясом? Или корочка и сахар слишком похожи на сиропную конфету? Может просто проседает как тяжелый груз.Или она взорвется? »
Политическая риторика
Риторика давно ассоциируется с политическим дискурсом, так как древние греки рассматривали участие в политической жизни как ценную часть цивилизованного общества. Сегодня риторика используется членами обеих партий для поощрения голосования за конкретного кандидата или для поддержки конкретных вопросов Примеры политической риторики включают:
В политических выступлениях часто используется риторика, чтобы вызвать эмоциональную реакцию в аудитории.Одним из известных примеров может быть речь Мартина Лютера Кинга-младшего « I Have a Dream ». «Давайте не будем валяться в долине отчаяния, — говорю я вам сегодня, друзья мои. И поэтому, несмотря на то, что мы сталкиваемся с трудностями сегодня и завтра, у меня все еще есть мечта. Это мечта, глубоко укоренившаяся в американской мечте. »
Упоминание о Белом доме Соединенных Штатов как о «игровой площадке» президента было бы тактикой риторики, используемой лицом, противостоящим президенту, для убеждения граждан в том, что президент неспособен или некомпетентен и использует свою власть ненадлежащим образом.
Часто понятие патриотизма используется в качестве риторики в том смысле, что, если кто-то не подписывается под определенным убеждением или концепцией, его или ее называют непатриотичным в попытке убедить других не идти по стопам «непатриотических» «.
Изменение формулировок некоторых ярлыков с целью сделать концепции более приемлемыми — это форма риторики. Например, термин «нелегальные иммигранты» заменил более нейтральные термины, такие как «рабочие без документов» или «сельскохозяйственные рабочие-мигранты», чтобы усилить стигматизацию людей или сделать будущее законодательство, касающееся статуса людей, более приемлемым для слоев общества.
Покупка Аляски была названа «глупостью Сьюарда» теми, кто выступал против покупки. Использование слова «Безумие» было задумано как негативное и унизительное, чтобы убедить общественность в том, что покупка была необоснованным решением.
Риторика в рекламе
Риторика используется в рекламе товаров и продвижении товаров, чтобы убедить потребителей покупать определенные товары или услуги. Рекламные объявления могут вызывать эмоции или сравнивать с конкурентами.Например:
Объявление о лекарстве, в котором утверждается, что его лекарство выбирает больше людей, чем его конкурент, использует риторику, которая является логической ошибкой — тот факт, что большее количество людей приобрели лекарство, не говорит об его эффективности и целесообразности покупки.
Реклама продуктов питания для детей, в которой говорится, что «Мамы, которые любят своих детей, покупают [название продукта]», использует риторику, убеждая родителей в том, что отказ от покупки продуктов этой марки может означать, что они не слишком заботятся о них. их дети, как и другие родители.
Рекламодатель или продавец страховки может использовать риторику, чтобы создать впечатление, что покупатель получит меньше услуг или поддержки в связи с ущербом от других страховых компаний, чтобы убедить потребителя купить их страховой бренд.
В рекламе консервированного супа может быть изображен ребенок, который улыбается и с нетерпением ест суп после того, как оттолкнул другой бренд, что означает, что даже привередливые едоки будут наслаждаться этой едой, зная, что родители привередливых едоков попробуют все, чтобы их дети поели.
Важность выявления риторики
Хотя риторические приемы служат ценной цели для создания эффективных аргументов, риторика также может использоваться как инструмент обмана. Знание того, как находить примеры риторики, может помочь вам избежать непреднамеренного обмана из-за убедительности языка.
Вы можете придумать другие примеры риторики? Комментарий ниже.
Примеры риторики
.