Теории ролевого поведения: ТЕОРИЯ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ — Студопедия

Содержание

ТЕОРИЯ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ — Студопедия

Автор — Джордж Мид. По Миду, поведение строится из ролей, принимаемых на себя индивидом и «проигрываемых» им в процессе общения с другими участниками группового действия.

Мид начал с положения о том, что значение слова для произносящего его субъекта остается закрытым, пока последний не примет на себя роль того, кому оно адресовано, то есть не установит отношения с другим человеком. Человек, иначе говоря, не может произвести значимое, всегда адресованное людям действие, не приняв на себя роли других и не оценивая собственную персону с точки зрения других.

Принятие на себя роли и ее «проигрывание» (имплицитное или эксплицитное) – это и есть отношение, в отличие от тех сторон психической реальности, которые фиксируются в категориях образа действия – мотива. Нераздельность различных сторон этой реальности обусловливает их внутреннюю взаимосвязь.

Отношение выражено в действиях, предписанных «сценарием» роли и невозможно вне образа, мотива, действия, равно как и они на уровне человеческого бытия немыслимы без отношения. Так обстоит дело в реальности. Но чтобы эта реальность раскрылась перед научной мыслью и стала ее предметом, потребовался длительный поиск. В ходе поиска удалось освоить наиболее крупные «блоки» психического, в частности, отчленить отношение от других психических проявлений и только тогда соотнести его с ними.

Близость к теории ролевого поведения имеет концепция «трансакционного анализа Э. Берна». И в этой связи выделены три «эгосостояния» людей в их отношении друг к другу («взрослый», «родитель», «ребенок»). Согласно его концепции, в каждый момент жизни каждый человек находится в одном из «эгосостояний», определяющих его отношение к другим людям. Понятие трансакция применялось для характеристики отношения «эгосостояний» вступающей в общение диады. Вступая в отношения и взаимодействие с другим человеком, индивид находится в одном из «эгосостояний». Эгосостояние «Взрослый» выражается в компетентности, рациональности, независимости. Эгосостояние «родитель» выражается в авторитарности, запретах, санкциях, догмах, советах, заботах.



Эгосостояние «ребенок» содержит аффективные реакции, непосредственность, импульсивность. В различных обстоятельствах индивид может проявлять различные «эгосостояния», и на этой основе строятся его отношения с другими людьми.

Э.Берн ввел понятие «игра», с помощью которой вступающие в определенные отношения люди пытаются управлять поведением партнеров.

В трансакционном анализе теория ролевого поведения нашла применение в психотерапии и детской психологии.

Ролевые теории — Студопедия

В настоящее время, как справедливо отмечает Дж. Хейс [J. Heiss, 1981], в социальной науке имеются два типа ролевых теорий, ко­торые он называет структуралистской и интеракционистской. Структуралистская ролевая теория прочно стоит на социологичес­ких позициях. Теоретические основы социологической ролевой теории закладывались многими авторами — М. Вебером, Г. Зимме-лем, Т. Парсонсом и др. Современные интеракционистские ролевые теории опираются на социально-психологические концепции Дж. Мида, связанные с понятием «роль», введенным им в обиход социальной психологии.

Согласно Дж. Миду, «принятие роли другого», т.е. умение по­смотреть на себя со стороны глазами партнера по общению, явля­ется необходимым условием для успешного осуществления любо­го акта взаимодействия между людьми.

Значительный вклад в развитие ролевой теории внес социальный антрополог Р. Линтон. Он предложил так называемую статусно-ролевую концепцию [Linton, 1936]. По мнению Линтона, для определения связи инди­вида с различными системами общества очень удобны такие тер­мины, как «статус» и «роль». Статус, по мнению Линтона, — это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие роль используется им для описания всей суммы культурных образ­цов поведения, связанных с определенным статусом. По мнению Линтона, таким образом роль включает установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого из всех лю­дей, имеющих определенный статус. В связи с тем что роль пред­ставляет собой внешнее поведение, она является динамическим аспектом статуса, тем, что индивид должен сделать, для того что­бы оправдать занимаемый им статус.



М. Дойч и Р. Краусс отмечают, что ввиду различных подходов к пониманию роли в социальной психологии нецелесообразно пы­таться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты социального поведения, которые имеются в виду боль­шинством авторов, когда они говорят о роли. Ссылаясь на работы Дж. Тибо и Г. Келли, а также Р. Ромметвейта [Kelley, Thibaut, 1959; Rommetveit, 1955], они выделяют следующие аспекты:

1. Роль как существующая в обществе система ожиданий отно­сительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами. 2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет модель своего собственного поведе­ния во взаимодействии с другими индивидами. 3. Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, за­нимающего определенное положение.

Иначе говоря, в первом случае речь идет о представлениях дру­гих людей о том, как должен себя вести индивид, занимающий определенное положение, во втором — о его собственном пред­ставлении, как он должен себя вести в том или ином положении, и в третьем — о наблюдаемом поведении индивида, занимающего определенное положение, во взаимодействии с другими людьми.

Классификация ролей. Т. Шибутани подразделяет роли на «конвенцио­нальные», т.е. такие, в отношении которых у членов общества име­ются общепринятые, конвенциональное представления о том, каково должно быть поведение исполнителей этих ролей, и на «межличностные», в отношении которых нет подобных более или менее единых представлений.

Широко распространено предложенное Тибо и Келли деление ролей на «предписанные» («prescribed»), т.е. внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, и «достигнутые» («achieved»), т.е. те, которые достигнуты благодаря личным усилиям данного ин­дивида [Kelley, Thibaut, 1959].

Р. Линтон выделяет роли активные и латентные. Это деление обус­ловливается тем, что индивид как член общества участвует во мно­гих отношениях и является одновременно носителем многих ролей, но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль. Именно она будет активной, а другие будут оставаться латентными, каждая из которых может стать активной в зависимос­ти от вида деятельности индивида и конкретных обстоятельств.

Большое число теоретических и эмпирических работ в области ролевых теорий посвящено анализу факторов, воздействующих на восприятие и выполнение индивидом той или иной роли. При этом можно выделить следующие группы факторов: 1) знание роли, или представления о правах и обязанностях, связанных с данной ролью, т.е. когнитивный аспект; 2) значимость выполняемой роли, т.е. эмоциональный аспект; 3) умение выполнять данную роль, т.е. поведенческий аспект; 4) способность рефлексировать свое роле­вое поведение. Исследование этих факторов имеет прямое отноше­ние к изучению ролевого конфликта.

Ролевые конфликты. Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуация, в ко­торой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с не­совместимыми ожиданиями [Gross, Mason, McEchern, 1958]. Иначе говоря, ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требо­вания. В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые [Merton, 1957] . К межролевым отно­сят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физичес­ких возможностей, либо потому, что различные роли предъявля­ют ему несовместимые требования.

Анализ внутриролевого конфликта также занимает значитель­ное место в социально-психологических исследованиях. Он выяв­ляет, как правило, противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами. Класси­ческим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из амери­канских колледжей. Результаты исследования показали противоре­чивость ожиданий-требований, предъявляемых к студенткам кол­леджа со стороны родителей и студентов колледжа. Если родители ожидали от студенток высоких показателей в учебе, то студенты мужского пола неодобрительно относились к хорошей учебе сту­денток, так как в этом случае они зачастую рассматривали их как своих конкурентов.

«Социальная драматургия» И. Гоффмана

Особое место среди представителей ролевых теорий занимает»‘ И. Гоффман. Суть ее заключается в том, что он проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Гоффман рассматривает реальных членов общества как актеров и, пользуясь театральной термино­логией, очень подробно исследует «технологию» повседневного ролевого поведения, обращая особенно большое внимание на сим­волические формы ролевого поведения.

Гоффман совершенно не обеспокоен проблемой выбора адекватных методов исследования и неопределенностью используемых им терминов, расплывчатостью определений и употребляемых поня­тий. Для подтверждения своих положений он в основном использует метод наблюдения. Кроме того, он широко пользуется приме­рами, взятыми из художественной литературы, мемуаров, автобиографий, газет и журналов и даже из личных бесед.

Абстрагируясь от целостных личностных характеристик ин­дивида, Гоффман рассматривает его лишь как носителя самых раз­личных ролей, заданных извне, не связанных ни между собой, ни с особенностями личности, ни с содержанием осуществляемой им деятельности, ни с объективными социально-историческими условиями. При этом Гоффман исходит из того, что человек в про­цессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное пове­дение в соответствии с ожиданиями другого, с тем чтобы создать о себе наиболее благоприятное впечатление и добиться наиболь­шей выгоды от этого взаимодействия.

Сводя весь смысл ролевого поведения, по существу, лишь к созданию определенного впечатления о себе у партнера по взаи­модействию или у «аудитории», Гоффман самым тщательным об­разом анализирует те факторы ролевого поведения, которые слу­жат этим целям [см.: Гоффман, 1984]. Он исходит из того, что для эффективного взаимодействия партнеры должны иметь информа­цию друг о друге. Средствами такой информации служит их вне­шность, предыдущий опыт взаимодействия с подобными индиви­дами и то окружение, в котором находится индивид. Однако наи­более значимая информация содержится в словах и делах партнеров по взаимодействию. Гоффман считает их наиболее важными не только из-за их значимости, но и потому, что индивид в значи­тельной степени способен держать эту информацию под своим контролем. Управляя своими словами и поступками, он может в определенных рамках создавать нужный «имидж» в глазах партне­ров по взаимодействию.

При описании ролевого поведения Гоффман пользуется в ос-v. новном понятиями, взятыми из театрального обихода. Он вводит понятие «фасад» («front») исполнения роли, под кото­рым понимает стандартные выразительные средства, намеренно или непроизвольно используемые индивидом во время исполнения роли. Весьма существенным Гоффман считает место ролевого взаимодействия индивидов, выделяя «авансцену», где не­посредственно осуществляется это взаимодействие, и «кулисы», где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнителю роли, [ но недоступная для глаз аудитории.

Критика: Его справедливо критикуют за слишком прямолинейную аналогию между социальной действительностью и театральным действием, за нестрогость применяемых методов исследования.

Ролевая теория — Википедия

Ролевая теория (или теория ролей) – теория в социологии и социальной психологии, согласно которой личность описывается посредством усвоенных и принятых индивидом или вынуждено выполняемых социальных функций и моделей поведения – ролей, обусловленных социальным статусом индивида в данном сообществе или социальной группе.[1]

Она объединяет ряд подходов к рассмотрению таких черт человеческого поведения, как тенденции к формированию типовых моделей поведения, или ролей, которые могут быть предусмотрены при условии знания социального контекста.[2]

История развития теории

Понятие роли начало широко использоваться в 1920–1930-х гг. в работах Дж. Мида, Р. Парка, Г. Зиммеля, и Р. Линтона. Интерес понятию появился в рамках ряда дискуссий о том, как положение индивида в системе общества определяет его поведение, и наоборот.[2]

Одной из центральных фигур в развитии ролевой теории является Линтон, который в «Исследование молла» (1936 г.; англ.: The Study of Mall) написал главу «Статус и роль», которая является отправной точкой для создания и развития большей части социологической литературы.[3]

1950-е годы и начало 1960-х годов ознаменовали бурное развитие теории ролей. Она стала основой для построения общих рамок структурной социологии и антропологии. Исследования ролей развивались в экспериментальной социальной психологии и в теории социальных полей. В это время появлялось все больше технической литературы о теории, например, «Исследования в анализе ролей» (Н.Гросс, У.Мейсон, А.Макичерн, 1958), появлялись новые понятия, например, «ролевой конфликт».[4]

Основные понятия

В рамках ролевой теории можно выделить следующие ключевые понятия:

  • концепция ролевого конфликта, который обычно определяется как параллельный внешний вид из двух или более несовместимых ожиданий поведения человека;
  • концепция принятия роли, сформулированная Дж. Мидом, которая предполагает, что адекватное саморазвитие индивида и участие в социальном взаимодействии требуют, чтобы человек «принимал на себя роль другого»;
  • конформность означает соответствие принятым моделям поведения;
  • консенсус используется теоретиками ролевой теории для обозначения соглашения между различными лицами касаемо ожидаемых от социальных ролей моделей поведения;
  • девиантность – поведение, отклоняющееся от принятых социальных норм, сопротивление индивида ожиданиям и стандартам социальных ролей (неспособность ролевой теории адекватно описать и объяснить девиантное поведение является ее основной проблемной областью).[4][5]

Различные определения роли

В различных вариациях ролевой теории (основные из них: структурная ролевая теория; функциональная ролевая теория; когнитивная ролевая теория; теория символического интеракционизма; организационная ролевая теория)[5] понятие роли понимается по-разному.

Так, в структурной ролевой теории Ральф Линтон определил роль как динамический аспект статуса, утверждая, что каждый статус в обществе имеет соответствующую роль и что каждая роль связана с определенным статусом.[3] Признавая, что некоторые структурные подходы чрезмерно детерминистичны и статичны, Р. Мертон и Н. Гросс, У. Мейсон, и Макичерн предложили более динамичные теории, в которых роли рассматриваются как фокусы часто противоречивых ожиданий ряда вторичных ролей, с которыми они взаимодействуют.[3]

В определении Р. Тернера роль – это всеобъемлющая модель поведения, включающая ряд установок, составляющих стратегию действий индивида в ряде типичных, периодически повторяющихся ситуаций.[2]

Применение ролевой теории

Ролевая теория прежде всего применяется различными психологическими и социологическими дисциплинами для изучения личности. Так, с помощью нее разрабатываются различные социально-психологические концепции личности (например, «Я-концепция», современная концепция личностного самосознания).[6]

Также концепции ролевой теории полезны для понимания различных коммуникативных процессов между людьми и группами людей, отношений руководства и подчинения.[6]

В гендерных исследованиях ролевая теория способствовала созданию такой концепции гендерной теории, которая анализирует не только очевидные детерминанты поведения мужчин и женщин, но и более отдаленные факторы влияния со стороны культуры и структуры социума, способствующие изменчивости в этом поведении.[7]

Обсуждение

По мнению исследователя Р.У. Коннелла, несмотря на наличие в сфере ролевой теории ряда работ, которые рассматривают явление девиантности, или отклонения от социальных норм и ролей, они делают это неподобающим образом. В них девиантность обычно объясняется несовершенством социализации или конфликтом ролей, однако оба эти объяснения «игнорируют само явление сопротивления социальному давлению как таковое», а оно «является фундаментальным фактом общественной жизни, истории человечества и всех форм социальной организации, возникающих в истории».[4]

Также есть серьезные разногласия между теоретиками ролевой теории по поводу сущности ожиданий, предположительно ответственных за определенные роли. В то время как многие теоретики ролей предполагают, что ожидания – это нормы, другие определяют их как убеждения или предпочтения.[5]

Литература

Г.В.Осипов. Российская социологическая энциклопедия. — Москва: Норма-Инфра, 1998. — 672 с.

Н.И. Семечкин. Социальная психология. Часть 1.: учебник. — М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 504 с.

См. также

Примечания

  1. Г.В.Осипов. Российская социологическая энциклопедия. — Москва: Норма-Инфра, 1998. — С. 568. — 672 с.
  2. 1 2 3 Денисова Ю.А., Никифоров Я.А. Теоретический анализ ролевых теорий личности // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. — 2016. — Октябрь (№ 9). — С. 38-42.
  3. 1 2 3 Turner, Jonathan H. Handbook of Sociological Theory.. — Dordrecht: Springer, 2006. — 1 online resource (730 pages) с. — ISBN 9780387362748, 0387362746.
  4. 1 2 3 R.W. Connell. The Concept of Role and What to Do With It (англ.) // SAGE Journals: Journal of Sociology : журнал. — 1979. — 1 декабрь (vol. 15, no. 3).
  5. 1 2 3 B. J. Biddle. Recent Developments in Role Theory (англ.) // Annual Review of Sociology. — 1986-08. — Vol. 12, iss. 1. — P. 67–92. — ISSN 1545-2115 0360-0572, 1545-2115. — DOI:10.1146/annurev.so.12.080186.000435.
  6. 1 2 Н.И. Семечкин. Социальная психология. Часть 1.: учебник. — М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. — С. 141. — 504 с.
  7. Alice H. Eagly, Wendy Wood. Social Role Theory // Handbook of Theories of Social Psychology: Volume 2. — London: SAGE Publications Ltd, 2012. — С. 458–476. — DOI:10.4135/9781446249222.n49.

6. Ролевые теории личности. Психология личности

6. Ролевые теории личности

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее выпукло эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств.

Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Существуют различные теории ролевого поведения личности (например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Ролевая теория — Википедия

Ролевая теория (или теория ролей) – теория в социологии и социальной психологии, согласно которой личность описывается посредством усвоенных и принятых индивидом или вынуждено выполняемых социальных функций и моделей поведения – ролей, обусловленных социальным статусом индивида в данном сообществе или социальной группе.[1]

Она объединяет ряд подходов к рассмотрению таких черт человеческого поведения, как тенденции к формированию типовых моделей поведения, или ролей, которые могут быть предусмотрены при условии знания социального контекста.[2]

История развития теории

Понятие роли начало широко использоваться в 1920–1930-х гг. в работах Дж. Мида, Р. Парка, Г. Зиммеля, и Р. Линтона. Интерес понятию появился в рамках ряда дискуссий о том, как положение индивида в системе общества определяет его поведение, и наоборот.[2]

Одной из центральных фигур в развитии ролевой теории является Линтон, который в «Исследование молла» (1936 г.; англ.: The Study of Mall) написал главу «Статус и роль», которая является отправной точкой для создания и развития большей части социологической литературы.[3]

1950-е годы и начало 1960-х годов ознаменовали бурное развитие теории ролей. Она стала основой для построения общих рамок структурной социологии и антропологии. Исследования ролей развивались в экспериментальной социальной психологии и в теории социальных полей. В это время появлялось все больше технической литературы о теории, например, «Исследования в анализе ролей» (Н.Гросс, У.Мейсон, А.Макичерн, 1958), появлялись новые понятия, например, «ролевой конфликт».[4]

Основные понятия

В рамках ролевой теории можно выделить следующие ключевые понятия:

  • концепция ролевого конфликта, который обычно определяется как параллельный внешний вид из двух или более несовместимых ожиданий поведения человека;
  • концепция принятия роли, сформулированная Дж. Мидом, которая предполагает, что адекватное саморазвитие индивида и участие в социальном взаимодействии требуют, чтобы человек «принимал на себя роль другого»;
  • конформность означает соответствие принятым моделям поведения;
  • консенсус используется теоретиками ролевой теории для обозначения соглашения между различными лицами касаемо ожидаемых от социальных ролей моделей поведения;
  • девиантность – поведение, отклоняющееся от принятых социальных норм, сопротивление индивида ожиданиям и стандартам социальных ролей (неспособность ролевой теории адекватно описать и объяснить девиантное поведение является ее основной проблемной областью).[4][5]

Различные определения роли

В различных вариациях ролевой теории (основные из них: структурная ролевая теория; функциональная ролевая теория; когнитивная ролевая теория; теория символического интеракционизма; организационная ролевая теория)[5] понятие роли понимается по-разному.

Так, в структурной ролевой теории Ральф Линтон определил роль как динамический аспект статуса, утверждая, что каждый статус в обществе имеет соответствующую роль и что каждая роль связана с определенным статусом.[3] Признавая, что некоторые структурные подходы чрезмерно детерминистичны и статичны, Р. Мертон и Н. Гросс, У. Мейсон, и Макичерн предложили более динамичные теории, в которых роли рассматриваются как фокусы часто противоречивых ожиданий ряда вторичных ролей, с которыми они взаимодействуют.[3]

В определении Р. Тернера роль – это всеобъемлющая модель поведения, включающая ряд установок, составляющих стратегию действий индивида в ряде типичных, периодически повторяющихся ситуаций.[2]

Применение ролевой теории

Ролевая теория прежде всего применяется различными психологическими и социологическими дисциплинами для изучения личности. Так, с помощью нее разрабатываются различные социально-психологические концепции личности (например, «Я-концепция», современная концепция личностного самосознания).[6]

Также концепции ролевой теории полезны для понимания различных коммуникативных процессов между людьми и группами людей, отношений руководства и подчинения.[6]

В гендерных исследованиях ролевая теория способствовала созданию такой концепции гендерной теории, которая анализирует не только очевидные детерминанты поведения мужчин и женщин, но и более отдаленные факторы влияния со стороны культуры и структуры социума, способствующие изменчивости в этом поведении.[7]

Обсуждение

По мнению исследователя Р.У. Коннелла, несмотря на наличие в сфере ролевой теории ряда работ, которые рассматривают явление девиантности, или отклонения от социальных норм и ролей, они делают это неподобающим образом. В них девиантность обычно объясняется несовершенством социализации или конфликтом ролей, однако оба эти объяснения «игнорируют само явление сопротивления социальному давлению как таковое», а оно «является фундаментальным фактом общественной жизни, истории человечества и всех форм социальной организации, возникающих в истории».[4]

Также есть серьезные разногласия между теоретиками ролевой теории по поводу сущности ожиданий, предположительно ответственных за определенные роли. В то время как многие теоретики ролей предполагают, что ожидания – это нормы, другие определяют их как убеждения или предпочтения.[5]

Литература

Г.В.Осипов. Российская социологическая энциклопедия. — Москва: Норма-Инфра, 1998. — 672 с.

Н.И. Семечкин. Социальная психология. Часть 1.: учебник. — М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 504 с.

См. также

Примечания

  1. Г.В.Осипов. Российская социологическая энциклопедия. — Москва: Норма-Инфра, 1998. — С. 568. — 672 с.
  2. 1 2 3 Денисова Ю.А., Никифоров Я.А. Теоретический анализ ролевых теорий личности // Молодежный научный форум: общественные и экономические науки. — 2016. — Октябрь (№ 9). — С. 38-42.
  3. 1 2 3 Turner, Jonathan H. Handbook of Sociological Theory.. — Dordrecht: Springer, 2006. — 1 online resource (730 pages) с. — ISBN 9780387362748, 0387362746.
  4. 1 2 3 R.W. Connell. The Concept of Role and What to Do With It (англ.) // SAGE Journals: Journal of Sociology : журнал. — 1979. — 1 декабрь (vol. 15, no. 3).
  5. 1 2 3 B. J. Biddle. Recent Developments in Role Theory (англ.) // Annual Review of Sociology. — 1986-08. — Vol. 12, iss. 1. — P. 67–92. — ISSN 1545-2115 0360-0572, 1545-2115. — DOI:10.1146/annurev.so.12.080186.000435.
  6. 1 2 Н.И. Семечкин. Социальная психология. Часть 1.: учебник. — М.: Берлин: Директ-Медиа, 2015. — С. 141. — 504 с.
  7. Alice H. Eagly, Wendy Wood. Social Role Theory // Handbook of Theories of Social Psychology: Volume 2. — London: SAGE Publications Ltd, 2012. — С. 458–476. — DOI:10.4135/9781446249222.n49.

Ролевая теория личности

Ролевая теория личности

Определение 1

Ролевая теория личности – это один из подходов к изучению личности, в соответствии с которым личность описывается через усвоенные и принятые ею или вынужденно выполняемые социальные функции и образцы поведения, то есть роли. Такие социальные роли являются следствием ее социального статуса.

Основные положения данной теории сформулировал американский социолог и социальный психолог Дж. Г. Мид в своих трудах «Роль, Я и общество» и «Исследование человека». Дж. Г. Мид считал, что любой человек учится ролевому поведению посредством восприятия себя каким-то значимым для него лицом. Человек всегда видит себя глазами других и начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, или продолжает отстаивать свою роль.

Джордж Герберд Мид выделил три стадии в освоении ролевых функций:

  • имитация, или механическое бездумное повторение, например, когда дети копируют поведение взрослого, не понимая его сути;
  • ролевые игры – дети воспроизводят прежде видимое и понятное им поведение взрослых — в игре исполняют роли врача, продавца, военного и пр.;
  • коллективные игры – дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, а всей группы. Например, каждый из игроков футбольной команды должен придерживаться правил и стратегии, общих для всей команды и вообще всех игроков в футбол. То есть, дети учатся оценивать свое поведение в соответствии со стандартами, которые были установлены другими со стороны.

Готовые работы на аналогичную тему

Ключевое понятие «социальная роль» было разработано в начале ХХ века Э. Дюргеймом и М. Вебером, а позже развито Т. Парсонсом и Р. Липтоном.

Определение 2

Социальная роль – это образец поведения, который был закреплен, утвержден и отобран в качестве целесообразного для людей, находящихся на той или иной ступени социальных отношений.

Основные положения теории социальных ролей личности

Обычно социальную роль рассматривают с двух позиций: ролевое ожидание и ролевое исполнение.

Определение 3

Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, которая ассоциируется с рассматриваемым статусом, то есть типичное поведение, характерное людям данного статуса в рассматриваемой социальной системе. Иными словами, это поведение, которое ожидают окружающие, знающие социальный статус человека.

Определение 4

Ролевое исполнение – это фактическое, то есть реальное поведение человека, который занимает тот или иной социальный статус.

Чтобы проиллюстрировать воздействие ролевых ожиданий на поведение людей, стоит рассмотреть эксперимент Филиппа Зимбардо с «искусственной» тюрьмой.

Данный эксперимент начинался тем, что в одном успешном американском колледже повесили объявление о том, что нужны психически и физически здоровые студенты для участия в психологическом эксперименте. Эксперимент планировался продолжительностью 1-2 недели. Участников случайным методом разделили на заключенных и надзирателей, и вывезли в тюрьму, где надзиратели приступили к своим обязанностям. Они раздели и обыскали «заключенных» перед тем, как развести их по камерам, хотя это не было прописано в правилах эксперимента. Первые сутки прошли а спокойной обстановке, но уже на второй день эксперимента, ученые были вынуждены сдерживать излишнюю агрессивность и жестокость «надзирателей». На шестые сутки эксперимент прекратили из-за физических травм «заключенных».

В результате данного эксперимента сделали вывод, что функциональная целесообразность и социокультурные традиции предопределили поведение его участников. То есть ролевыми ожиданиями было обусловлено вполне типичное и узнаваемое поведение. Все приятельские отношения оказались разрушенными, когда студенты примерили разные социальные роли.

Стоит обратить внимание, что ролевые ожидания и ролевое исполнение никогда не могут быть тождественными, несмотря на тенденцию к достижению такого тождества.

В нормативной структуре любой социальной роли принято выделять четыре элемента:

  • описание типа поведения, которое соответствует данной роли;
  • предписания и требования, связанные с данным поведением;
  • оценка выполнения предписанной роли;
  • санкции, которые несут и негативный, и позитивный характер.

Любой человек в обществе человек выполняет массу социальных ролей. В связи с этим возникает ролевой конфликт.

Определение 5

Ролевой конфликт – это столкновение требований, которые предъявляются к человеку, возникшее из-за множества ролей, выполняемых им одновременно.

Основываясь на общем представлении о сути ролевых конфликтов, можно рассмотреть их классификацию:

  • во-первых, конфликты различий в понимании своей роли самим человеком и окружающими людьми;
  • во-вторых, конфликт различных аспектов одной и той же роли. Например, адвокат должен использовать все меры, чтобы оправдать подзащитного, но как юрист он должен наказывать правонарушителя;
  • в-третьих, конфликт необходимости проявления требуемых для исполнения данной социальной роли личностных и профессиональных качеств, и противоположных ожиданий, которые предъявляют авторитетные и значимые для этого человека люди;
  • в-четвертых, конфликт, который вызывается противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны разных людей. Например, от женщины ее непосредственный начальник требует обеспечивать высокую самоотдачу на работе, а муж – высокую самоотдачу дома;
  • в-пятых, конфликты личностных качеств индивидов с ролевыми требованиями. Не секрет, что существует масса людей, которые занимают должности, для которых у них нет необходимого объема личностных качеств. В результате они вынуждены испытывать болезненную перестройку, то есть «переступать через самих себя».

Ролевыми конфликтами порождается ролевая напряженность, проявляющаяся различными житейскими и служебными неурядицами. В связи с этим необходимо знать отдельные способы снижения ролевой напряженности. Один из таких способов заключается в том, что отдельные роли признаны более важными, по отношению к другим. Например, в отдельных случаях следует выбрать, что более важно: работа или семья. Для женщины очевидным кажется выбор семьи, а для мужчин – работы.

Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее четко эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств (самосознания, мировоззрения, диспозиции личности), выражающихся в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения (социальное творчество), персонифицированное выполнение социальных функций с учетом социально-локальных условий для достижения общественно значимых целей.

Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, поскольку социальная роль вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Существуют различные теории ролевого поведения личности. Например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.

Выполнение социальной роли связано как с интересами больших общностей, вытекающими из общности условий их жизнедеятельности, так и со спонтанно возникающей совместной деятельностью (в процессе игры, общения и т.п.). В последнем случае социальная роль имеет субъективную окраску, которая проявляется в стиле ролевого поведения, уровне активности исполнения, что в свою очередь зависит и от индивидуально-личностных особенностей субъекта и от того, насколько глубоко воспринимается им данная социальная роль. Принятие индивидом социальной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности в саморазвитии и самореализации. Создание благоприятных условий для самореализации и развития личности ведет к тому, что сохраняется ролевая окраска социального поведения. Последнее регулируется не столько требованиями исполнения данной роли, сколько осознанной целеустремленностью и гибким, творческим использованием объективных ресурсов для достижения социально значимой цели.

Итак, социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстают в виде набора определенных социальных позиций (рабочий, ученый и т.п.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям других людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из нескольких возможных вариантов исполнения роли (скажем, ленивого или старательного ученика).

Американские социологи (Р. Линтон, Дж. Мид) по-разному трактуют социальную роль – как единицу общественной структуры (Р. Линтон) или в плане непосредственного взаимодействия людей (ролевой игры), в ходе которой благодаря тому, что человек представляет себе в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. В действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные роли оказываются плохо совместимыми.

Человеческая деятельность не исчерпывается ролевым, т.е. шаблонным, поведением; за пределами социальной роли остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в том числе новаторская деятельность человека, созидающая новые нормы и новые роли. Точно так же и структура личности не сводится к совокупности социальных ролей: их интериоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Общая психология:

Теорий поведенческого лидерства — определение, типы, примеры, практика

Теории поведенческого лидерства разработаны с научной точки зрения путем ориентированных на поведение исследований поведения лидера в условной ситуации, когда человек может иметь конкретную реакцию на определенные стимулы.

Такой ориентированный на поведение подход обеспечивает реальный маркетинговый потенциал.

Теории поведенческого лидерства разработаны путем научного изучения поведения лидеров и их влияния на персонал и окружающую среду.

Многие бихевиористы пытались определить соответствующие поведенческие модели стилей лидерства.

Некоторые из важных вкладов в этом отношении включают исследования Мичиганского университета и исследования штата Огайо.

Ученые-бихевиористы не концентрируются на характеристиках лидеров, они скорее изучают деятельность лидеров, чтобы определить их поведенческие модели.

Что такое теории поведенческого лидерства?

Две наиболее распространенные теории будут возникать каждый раз, когда мы будем говорить о теориях поведенческого лидерства, исследованиях лидерства штата Мичиган и исследованиях лидерства штата Огайо.

Michigan Leadership Studies

Michigan Leadership Studies — это теория поведенческого лидерства, которая указывает на то, что Институт социальных исследований при Мичиганском университете провел эмпирические исследования для определения стилей лидерского поведения, которые приводят к более высокой производительности и удовлетворенности группы.

Ценность Michigan Leadership Studies заключается в анализе двух стилей лидерства и стилей, ориентированных на сотрудников.

Вместо того, чтобы ограничиваться чертами лидеров, они сосредоточились на поведении лидеров.

Исследования лидерства штата Огайо

Исследования лидерства штата Огайо — это теория поведенческого лидерства.

В 1945 году Университет штата Огайо провел серию исследований лидерства, чтобы выявить наблюдаемое поведение лидеров вместо того, чтобы сосредоточиться на их качествах.

Исследования лидерства в штате Огайо показали, что инициирующая структура и рассмотрение — это два различных аспекта, которые не исключают друг друга.

Низкий балл по одному не требует высокого балла по другому.Рассмотрение — это ориентация на людей, а структура инициирования — ориентация на задачу.

Исследования штата Огайо проводились примерно в то же время, что и исследования лидерства в Мичигане, которые также определили как критически важное сосредоточение на задачах и людях.

.

Теория ролей

Дисциплины>
Лидерство>
Теории лидерства> Теория ролей

Предположения |
Описание | Обсуждение | Также

Предположения

Люди определяют роли для себя и других на основе социального обучения и
чтение.

Люди формируют ожидания относительно ролей, которые они и другие будут играть.

Люди тонко побуждают других действовать в рамках своих ролевых ожиданий.
для них.

Люди будут действовать в рамках тех ролей, которые они принимают.

Описание

У всех нас есть внутренние
схемы о роли лидеров, основанные на том, что мы читаем, обсуждаем и так далее.
Мы тонко посылаем эти ожидания нашим руководителям, выступая в роли отправителей ,
, например, посредством баланса решений, которые мы принимаем на себя и
решения оставляем лидеру.

Лидеры подвержены влиянию этих сигналов, особенно если они чувствительны
к людям вокруг них, и, как правило, будет соответствовать им, играя
роль лидера, возложенная на них другими.

Внутри организаций имеется много формальной и неофициальной информации о
какой должна быть роль лидера, в том числе
ценности’,
культура, обучение
сеансы, моделирование старшими менеджерами и так далее. Эти и другие (в том числе
контекстуальные факторы) влияют на формирование ожиданий и поведения в отношении лидерства.

Ролевой конфликт может также возникать, когда у людей разные ожидания
своих лидеров. Так же бывает, когда лидеры имеют разные представления о том, что
они должны действовать вопреки возлагаемым на них ожиданиям.

Обсуждение

Ролевые ожидания лидера могут варьироваться от очень конкретных до широких представлений.
в рамках которого лидер может определить свой собственный стиль.

Когда ролевые ожидания низкие или смешанные, это также может привести к ролевой
конфликт.

См. Также

ролей,
Социальное обучение
Теория, функции и лидерство

Мертон, Р.К. (1957). Социальная теория и социальная структура , Нью-Йорк: бесплатно
Нажмите

Pfeffer, J. and Salancik, G.R. (1975). Детерминанты контролирующего поведения:
Анализ ролевого набора . Human Relations, 28, 139-153

,

Коллективное поведение | психология | Британника

Коллективное поведение , виды деятельности, которыми занимаются большие, но слабо организованные группы людей. Эпизоды коллективного поведения, как правило, носят спонтанный характер и возникают в результате общего опыта членов группы, порождающего чувство общего интереса и идентичности. Неформальность структуры группы — главный источник частой непредсказуемости коллективного поведения.

Коллективное поведение включает в себя деятельность людей в толпе, панику, причуды, моду, безумство, публику, культы и последователей, а также более организованные явления, такие как реформы и революционные социальные движения.Из-за того, что в нем делается упор на группы, изучение коллективного поведения отличается от исследования индивидуального поведения, хотя часто проводятся исследования мотивации и отношения людей в этих группах. Коллективное поведение напоминает поведение организованной группы тем, что оно состоит из людей, действующих вместе; но оно более спонтанно — и, следовательно, более изменчиво и менее предсказуемо, — чем поведение в группах, которые имеют устоявшиеся правила и традиции, определяющие их цели, членство, лидерство и методы работы.

Американский социолог Роберт Э. Парк, который ввел термин «коллективное поведение», определил его как «поведение индивидов под влиянием импульса, который является общим и коллективным, импульсом, другими словами, который является результатом социального поведения. взаимодействие «. Он подчеркнул, что участники толпы, причуд или других форм коллективного поведения разделяют взгляды или ведут себя одинаково не из-за установленных правил или силы авторитета, и не потому, что как личности они имеют одинаковые взгляды, а из-за отличительных черт. групповой процесс.

Отсутствие формальных правил, с помощью которых можно было бы различать членов и посторонних, идентифицировать лидеров, устанавливать цели коллектива, устанавливать приемлемые пределы поведения для членов и определять, как должны приниматься коллективные решения. непостоянство коллективного поведения. Лидер толпы может стать объектом ненависти толпы за считанные минуты; лидер моды может внезапно стать устаревшим.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня

Согласившись с тем, что коллективное поведение обычно не соответствует повседневным правилам, некоторые исследователи подчеркивают появление правил и паттернов внутри коллектива, которые связаны с окружающей социальной структурой. Американский психолог Ральф Х. Тернер и американский социолог Льюис М. Киллиан определяют коллективное поведение на основе «спонтанного развития норм и организации, которые противоречат нормам и организации общества или интерпретируют их заново.В чем-то похоже определение американского социолога Нила Дж. Смелсера: «мобилизация на основе убеждений, которые меняют определение социальных действий». Особая вера — обобщенная концепция событий и отношений с ними членов — обеспечивает основу для развития особой и стабильной организации внутри коллектива. Но определение Смелзера обращает внимание, в отличие от других определений, на уникальный способ, которым члены воспринимают реальность; без такой точки зрения группа людей не участвовала бы в коллективном поведении.

Американский социолог Герберт Блумер определил стремление к социальным изменениям в коллективном поведении, что выражено в его определении: «коллективное предприятие по установлению нового порядка жизни». Это определение, однако, исключает многие временные побеги из обычной жизни через разгул и оргии, карательные действия, такие как линчевание и панику, которые не ориентированы на какую-либо реконструкцию социальной жизни или общества. Однако большинство студентов, изучающих коллективное поведение, не стали бы ограничивать эту область так сильно.

Элементарные формы коллективного поведения

Независимо от того, где и как развивается коллективное поведение, оно требует определенной подготовки. В организованных группах существуют ритуалы, такие как личное знакомство, юмор тостера и групповое пение, чтобы облегчить переход от индивидуальных действий к групповому взаимодействию. Люди могут действовать сообща эффективно, если они были подготовлены к образцу поведения, например к пожарной тренировке, но в результате получается организованное, а не коллективное поведение.Не имея организации, люди должны сначала почувствовать друг друга и начать общаться друг с другом. Эти процессы сенсибилизации и коммуникации получили название элементарного коллективного поведения. Три важных элементарных формы — это фальсификация, слухи и социальные волнения.

Фрезерный

До большинства случаев коллективного поведения есть период, в течение которого люди передвигаются несколько возбужденно, но бесцельно. Первые исследователи поведения толпы, поразившиеся сходством с перегонкой скота перед паникой, дали этой форме человеческой деятельности свое название.Его характерное физическое беспокойство можно увидеть в аудитории, ожидающей начала поздней программы, или среди граждан, которые только что получили известие о попытке убийства. В первом случае люди шаркают ногами, встают со своих мест и ходят, а иногда спонтанно присоединяются к ритмичному поведению, например, топанию ногой. В последнем случае люди прекращают повседневную деятельность и разговаривают с соседями, друзьями и незнакомцами. В большинстве ситуаций флирт также означает поиск ключей к чувствам других, таким как потливость, нервозность и изменение тона голоса.

Измельчение человека имеет как минимум четыре важных эффекта. Во-первых, это делает людей более чувствительными друг к другу. В этом смысле фрезерование фокусирует внимание людей на коллективе и на предмете или проблеме. Во-вторых, фрезерование обычно вызывает у взаимодействующих людей общее настроение. Там, где одни могут реагировать грустью, другие — гневом, а третьи — партийным восторгом или безразличием, фрезерование помогает рассеять единое настроение в группе. В-третьих, фрезерование формирует общий образ или интерпретацию ситуации.Многолюдная толпа решает, является ли западный турист, фотографирующий рынок в родном квартале азиатского города, безобидным или оскорбительным для местного достоинства; арестовывает ли полиция в американском городе пьяного водителя или преследует угнетенное меньшинство. Наконец, фрезерование приводит в движение процесс переопределения правил поведения. Скованность аудитории обычно является сигналом о том, что обычные правила вежливости по отношению к исполнителям и ораторам больше не применяются и что можно ожидать других форм поведения.

Слуховые ситуации

Слухи распространяются при определенных обстоятельствах. Американские психологи Гордон У. Олпорт и Лео Постман предложили обобщение, согласно которому интенсивность слухов высока, когда велик и интерес к событию, и его неоднозначность. Социолог из США Тамоцу Шибутани согласился с этим, утверждая, что слухи появляются в большом количестве, когда спрос на новости превышает предложение, обеспечиваемое через институциональные каналы.

По крайней мере, два условия должны быть добавлены к интересу и двусмысленности как предпосылки для слухов.Во-первых, изобилует слух, когда группа людей разделяет потребность действовать, но не желает этого делать, пока ситуация не будет лучше определена. Во-вторых, слухи изобилуют только тогда, когда ситуация требует, чтобы в некотором существенном отношении члены группы действовали согласованно, а не индивидуально.

Существует три основных типа ситуаций, в которых обычно выполняются эти четыре условия, и ходят слухи. Во-первых, в социальном порядке, при котором информация строго контролируется или считается строго контролируемой властями, ходят слухи.Когда контроль над новостями является постоянным (а не временным) условием, слухи становятся важным аспектом повседневной жизни. Так называемые виноградные лозы, создаваемые этими условиями, регулярно используются тоталитарными режимами, военными организациями и подчиненными этническими группами, расами и социальными классами.

Во-вторых, слухи распространяются, когда события угрожают пониманию, на котором основана нормальная жизнь. Крупная катастрофа или скандал представляют собой такую ​​проблему. Любое изменение в обычных условиях приспособления между потенциально конфликтующими или конкурирующими группами в обществе также ставит под сомнение рутинные модели поведения.Например, предположение о том, что руководство может обеспечить более строгое соблюдение заводских правил, или предложение о том, что преподавательский состав колледжа может ужесточить или смягчить требования к ученой степени, немедленно вызывает осаду слухов.

В-третьих, слухи возникают, когда сильный общий стимул к действию каким-то образом блокируется даже из-за простого отсутствия повода для действия. В состоянии скуки слухи используют незначительные события, превращая их в повод для увлекательных коллективных действий.

Передача слухов

Слухи распространяются быстрее всего по уже существующим социальным сетям: среди друзей, единомышленников и сверстников, а не среди лиц с неравным положением.Посланник, который первым распространяет слух, зарабатывает на этом престиж. Более того, любой конкретный слух имеет тенденцию распространяться наиболее быстро, когда он впервые попадает в группу, и быстрее достигает людей, у которых есть обязанности и интересы, связанные с событием.

Часто ошибочно полагают, что люди распространяют слухи только тогда, когда верят им, и что дискредитация слухов остановит их распространение. Другие данные свидетельствуют о том, что люди распространяют слухи независимо от того, верят они им или нет, и что вероятность веры увеличивается с их повторным слушанием.Этот последний паттерн можно понять, если слух рассматривать как поиск, а не как процесс веры, в котором каждая идея, независимо от того, насколько она ошибочна, обеспечивает способ осмысления странного или неприятного события. Но поскольку группа считает срочным достижением общего понимания, давление в сторону принятия предпочтительной версии растет по мере распространения слухов. В конце концов, происходит сортировка счетов и требование, чтобы все согласились на согласованный счет, который затем служит основой для коллективных действий.

Этапы передачи слухов

Есть свидетельства того, что слухи ходят обычным образом. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что процесс слухов устраняет самые невероятные и ненадежные сведения и достигает высокой степени правдивости, когда (1) слухи рециркулируются в значительной степени и (2) существует довольно хорошо организованная виноградная лоза. При повторном распространении слухов возможность сравнить версии с разными группами людей тормозит преувеличения и стирает идиосинкразические аспекты истории.Имея установленную виноградную лозу, часто можно проверить источник слухов, и для проверки регулярно проводятся консультации с лицами, которые, как известно, обладают внутренней информацией.

Как на ранних, так и на поздних стадиях содержание слухов меняется с последовательным пересказом в сторону понятного и знакомого и в сторону поддержки действий, которые группа начинает предпринимать. Первое называется ассимиляцией Олпорта и Почтальона и иллюстрируется тенденцией делать детали слухов совместимыми с предубеждениями.Последняя тенденция указывает на то, что группа склонна поддерживать те убеждения, которые служат оправданием некоторого образа действий, к которому они уже предрасположены.

Социальные беспорядки

Общее состояние сообщества, в котором фрезерование является частым и широко распространенным явлением и в котором постоянно ходят слухи, — это тигель, в котором развиваются более высокоорганизованные формы коллективного поведения. Это состояние, известное как общественные беспорядки, может привести к вспышкам насилия. Восстания чернокожих в городах в США в 1960-х годах предшествовали и сопровождались социальными волнениями в виде роста напряженности в общинах чернокожих по всей стране; Русской революции предшествовали несколько лет постоянных волнений и беспорядков, включая случайные убийства, забастовки и беспорядки.

Есть несколько отличительных характеристик социальных волнений. Во-первых, это общее нарушение распорядка коллективной жизни. Людям трудно сосредоточиться на работе или даже придерживаться правил во время игр. Приветствуется любой повод отказаться от рутины. Во-вторых, люди гиперреактивны. Величина реакции непропорциональна обычному значению любого стимулирующего инцидента. Небольшая провокация полиции вызывает большой протест против жестокости полиции; банальный успех — повод для масштабного торжества.Изобилуют слухи и слухи, потому что инциденты, которые обычно проходят без особого внимания, становятся поводом для обоих. В-третьих, социальные волнения отличаются заразительностью. Когда беспокойство носит сугубо индивидуальный характер, беспокойство одного человека просто раздражает другого. Но когда беспокойство становится общим опытом, люди становятся очень внушаемыми друг другу. Опрос и изучение альтернативных вариантов действий сведены к минимуму. В-четвертых, социальные волнения не связаны с жалобами или действиями.Когда в школе возникают социальные волнения, ученики жалуются как на ограничения их поведения, так и на отсутствие четко определенных правил; они придираются как к школьной администрации, так и к своим однокурсникам. Наконец, социальные волнения — это, пожалуй, самое нестабильное из коллективных состояний. В отличие от слухов или болтовни, он не фокусируется на проблеме или проблеме. В отличие от поведения или причуд толпы, оно еще не направлено в одно главное русло. Хотя социальные волнения могут со временем утихнуть без каких-либо серьезных последствий, это состояние, при котором людей легко разбудить.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *