Уроки по развитию речи для дошкольников: План-конспект занятия по развитию речи на тему: Конспекты занятий по развитию речи дошкольника

Содержание

План-конспект занятия по развитию речи на тему: Конспекты занятий по развитию речи дошкольника

       

Надпись при публикации на сайте.

Развитие речи детей — одна из ведущих задач, решаемых дошкольными образовательными учреждениями. Осуществляется при разных видах деятельности.Одна из основных целей при формировании речи, подготовки к обучению грамоте в дошкольном учреждении — ознакомление детей со звуковым строением слова, его звуковым анализом. И необходимо знакомить детей со звуковой стороной слова, самыми простыми формами его анализа уже со старшей группы детского сада, то есть с 5 лет, когда резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам.

 

                                         

                                           

 Конспект

Занятия по развитию речи в старшей  группе-

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Приоритетные задачи: развитие звуковой культуры речи;

                                       обогащение словаря ребенка.

 Программное содержание:

1. Учить детей последовательно, логично, выразительно передавать сюжет картинок, объединяя их единым содержанием.

2.Формировать навыки совместной деятельности, составляя коллективные рассказы.

3.Воспитывать желание внимательно слушать выступление своих товарищей, дополняя при необходимости ответы.

Д/Игра «Подбери предметы с нужным звуком»
Закреплять навыки правильного произношения глухих и звонких согласных Ш-Ж.

Д/Игра «Предумай слово»
Закреплять умение подбирать однокоренные слова, нужные прилагательные.
Материал: настенные и настольные картины одного содержания. Плоскостные фигурки в названии которых слышатся звуки Ш-Ж. Фигурки зверей: лиса, медведь, заяц, ёж.
Мелкие игрушки для поощрения детей.
Активизация словоря: дремучий, непроходимый, тёмный.
Ход занятия.
Воспитатель читает загадку:

                     «Лежалал между елками подушечка с иголками.

                      Тихонечко лежала, потом вдруг убежала» /Ёж/

-Ёжик к нам пришел не случайно, он нам принёс интересные картинки, про своих друзей — лесных ежей.
Воспитатель вывешивает картинки.
-Какое время года изображено на картинках?
-А почему вы думаете, что лето? лес зеленый, на поляне цветы, в лесу выросли грибы.

-Пришла в лес девочка. Какое имя ей дадим? /Таня/
-Как вы думаете, зачем она пришла в лес? /Погулять, отдохнуть, собрать грибы. /
-Какой лес окружал Таню? /Густой, непроходимый, хвойный, тенистый./
-Присела Таня отдохнуть, раздвинула руками травинки и кого она увидела? /Семейство ежей./

-Какими они были? /Трудолюбивые, колючие, дружные, заботливые, добрые./

-Чем же они были заняты? /Собирали грибы, делали заготовки к земе, накалывали грибы на колючки./
-Почему вы думаете, что ежы – добрые? /Они показали Тане, где много грибов./
-Осталась ли Таня довольной прогулкой в лес? /Да. Она познакомилась с ежами. Ежи помогли ей найти грибы./

-А сейчас нужно придумать рассказ по этим картинкам, припоминая то, о чём мы только что говорили. О чём нужно в первую очередь рассказать? /Кто пришел в лес и зачем/

-О чём следует сказать особенно подробно? «Что приключилось с Таней в лесу»
-Чем закончить рассказ? «Довольна ли Таня прогулкой»
Спросить 6-8 детей пересказать свои рассказы. Воспитатель предлагает детям физкультминутку:  -А сейчас вспомним стихотворение Александровой стих-е «Ёж».

Гонит осень в небе тучки
Пляшут листья во дворе
/Дети танцуют под музыку Чайковского/

Гриб, надетый на ключки,
Тащит ёж к своей норе.
/ Дети садятся /

        Воспитатель предлагает детям картинки, в названии которых слышится звук Ш-Ж: жаба, ёжик, ужик, жук, чиж; петушок, лошадь, мышь, мишка, кошка.
-У нас много зверюшек, птиц, насекомых в названии которых слышится звук Ш и звук Ж. Нужно их разобрать: со звуком Ш поставить на верхнюю полоску, а со звуком Ж на нижнюю полоску. Воспитатель с детьми проверяют, правильно ли разобрали картинки. Дети называют предметы на картинках, четко выделяя нужный звук.
Воспитатель обращает внимание на фланелеграф.
-В лесу много разных зверюшек. Я вам называю короткое слово животного, а вы придумываете, как это слово можно изменить. Кто придумает слово, тот получит от ежика грибок. Слушайте, думайте, придумывайте. Шла я по лесу, встретила зайца, как можно изменить слово «заяц»? «Зайченок, зайчиха, зайчище, зайчата»
-Как можно описать зайца, какой он? «длинноухий, трусливый, быстроногий, черноглазый, косоглазый»
Воспитатель предлагает такую же работу проделать со словами – медведь, лиса, еж.
В конце занятия отметить активность детей, количество полученных грибков, решение поставленных задач.

                                         

                                             

 КОНСПЕКТ

   Занятия по развитию речи в старшей  группе-

                *Описание игрушек и предметов*.

Приоритетные задачи: обогащение словаря ребенка;

                                        развитие связной речи.

Задачи:

Упражнять детей в умении группировать игрушки по материалу, из которого они сделаны.

Описывать игрушки, предметы, используя прилагательные: пластмассовый, металлический, стеклянный. Продолжать учить детей отвечать чётко, выразительно на поставленные вопросы. Формировать умение дополнять выступления сверстников. Активизация словаря: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный.

Знакомство с новыми словами: стеклодув, стеклодувный завод, стеклодувная фабрика, выдувать.

Предшествующая работа: Проводили занятия по ознакомлению с материалами для изготовления елочных игрушек, дидактические игры «Магазин игрушек», «Выставка», индивидуальные занятия с целью углубления интереса детей к описанию игрушек, предметов, картин.

Оборудование: игрушки деревянные: машина, пирамида, матрешка, металлические: плита, машина, ведро, пластмассовые: неваляшка, кукла, танк, стеклянные: елочные игруки, ваза, стакан.

Флажки для поощрения ответов детей, их активизация и учёт.

Ход занятия.

-Дети, перед вами игрушки и предметы, сегодня мы с вами будем рассказывать о них. Из каких материалов делают игрушки и предметы? Ответы детей.

-Дети, за каждый правильный ответ и дополнение к ответу вы получите флажок. А в конце занятия вы посчитаете флажки и мы узнаем, кто был на занятии внимателен и активен.

-Предлагаю четверым детям сгруппировать игрушки по группам – деревянные, металлические, пластмассовые, стеклянные. Назвать их. /я собрал деревянные игрушки: машинку, пирамидку, матрешку/

-А теперь, ребята, мы будем рассказывать об этих игрушках.

Воспитатель предлагает ребенку описать танк. Выслушивают дополнения других детей. Затем предложить понравившуюся игрушку. Ответы детей и дополнения поощряются флажком.

Для описания игрушек вызывается 4-5 детей. Воспитатель даёт анализ рассказов детей.

Физминутка.

Дети, на столе стоят стеклянные предметы, а кто знает, где делают стекло и различные предметы и стекла?

Стекло, дети, выдувают стеклодувы на стекольном заводе.

Вопросы к детям: «Кто выдувает стекло? Где выдувают стекло?»

Послушайте рассказ Ивича «Про стекло».

После чтения предлагаю детям обратить внимание на вазы.

Дети, стекло бывают разного цвета, посмотрите на эти вазы, они разноцветные.

Анализ занятия.

Дети, сегодня мы с вами закрепили, что предметы бывают стеклянные, деревянные, пластмассовые, металлические. Познакомились с тем, что стекло выдувают стеклодувы на стекольном заводе.

Разложите перед собой флажки и посчитайте, сколько их у вас?

Сегодня на занятии очень активным и внимательным были… у них больше всего флажков.

ПРО СТЕКЛО

А.Ивич.

В природе есть камень, песок, глина, есть вода, трава, но стекла в природе нет. Стекло создал человек сам, много лет назад. Один очень умный человек смешал обычный жёлтый песок с белым порошком содой, сплавил их в жарком пламени и получил стекло. Сначала люди умели делать только мутное стекло, но потом научились делать и прозрачное. Первое время из стекла изготавливали бусы и другие украшения, а позже придумали делать стеклянную посуду. Её выдували из комочков жидкого, горячего стекла из специальных трубок, как дети выдувают мыльные пузыри. Но стеклнное изделие могли выдувать только очень умелые мастера, которых называют стеклодувами. Их труд был очень тяжел. Теперь изделия из стекла делают на больших стекольных заводах, машинами. Люди умеют делать из стекла удивительные вещи: посуду, очки, зеркала и даже нитки, из которых шьют одежду пожарникам, потому что такая одежда в огне не горит, а в воде не промокает. Люди научились варить не только прозрачное, но и цветное стекло: красное, зеленое, желтое.

Вот такая долгая и удивительная история у стекла.

                                          

 

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи в  старшей  группе-

тема:»На приеме у доктора Айболита”

Приоритетные задачи: формирование грамматического строя речи;

                                        развитие звуковой культуры речи.

 Задачи.

-Уточнить знания детей о произведении л.И.Чуневского «Доктор Айболит”;

учить их высказывать свое отношение к главному герою и остальным персонажам, оценивать их качества и поступки.

-Закрепить знания детей о смысловом значении слов, умения подбирать однокоренные и похожие по звучанию слова.

-Учить детей составлять предложения с заданными словами /с опорой на наглядность/ и анализировать их.

-Закреплять у них умение интанационно выделять заданный звук в слове, определять первый звук в слове.

Учить детой на слух различать твердые и мягкие согласные звуки.

 -Закреплять навыки интонационной выразительности в роботе над вопросительным, восклицательным и повествовательным предложениями.

Методические приемы:

Занятие проводится в виде сюжетно-ролевой игры «На приеме у доктора Айболита* с использованием в ходе его дидактических игровых упрожнений и различных заданий детям.

Демонстрационный материал:  декорации к произведению К. И. Чуковского «Доктор Айболит» на фланвлеграфе, картинки: бегемот, баран, коза, козлята, кенгуру, заяц, пингвин, попугай, дятел; пенек, трава, льдина; барабан, колокольчик, градусник, микстура *, поросенок; крупные демонстрационные игрушки 2-х видов: телефон, шишки.

Раздаточный материал: карточки с 2-мя и 3-мя кружкам и решетки

 из 3-х гнезд, кружки.

До занятия.

Воспитатель собирает детей в книжном уголке и загадывает им загадку: Лечит птиц он и зверей, лечит маленький детей.

Сквозь очки глядит, добрый ••./»подскажите,кто такой?/ доктор Айболит /подсказывают дети/.

-Верно. А как навивается книга, рассказывающая об этом докторе?

-Где он жил?

 -Кого лечил?

— Кто помогал ему лечить больных зверей и птиц?

-А почему этого доктора звали «Айболит»? Как вы думаете, дети?

-Каким же был доктор Айболит?

-Нравится ли он Вам и почему?

-А есть ли в этой книге злые, коварные персонами? Почему вы так думаете?

-На кого вы хотели бы быть похожими?

«Я, рада, что вам нравится доктор Айболит. Мне он тоже очень нравится, потому что был очень добрым и всегда приходил на помощь! в трудную минуту. Айболит лечил больных зверей и птиц, и все они были ему очень благодарны».

Воспитатель подходит в фланелеграфу и обращается к детям: «А хотели бы вы побывать на приеме у доктора Айболита?… Тогда спешите /выкладывает на фланелеграфе изображения доктора Айболита  сидящего под деревом/, «открыта больница для птиц и зверей, идите лечится туда… /»подскажите слово»/. Правильное вы слово подсказали. Итак, уважаемые пациенты, занимайте места, доктор Айболит начинает прием. Сегодня доктором Айболитом буду я, /Говоря это, воспитатель надевает колпак, халат, вешает на него фанендоскоп.

«Добрый доктор Айболит

Он под деревом… (подскажите слово)

Приходи к нему лечиться

И корова, и…

И жучок, и…

И медведица.

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор…».

Проговаривая это, воспитатель использует имитацию движений и жесты.

«Сегодня на приеме к Айболиту записалось много больных. Пойду-ка, загляну в приёмную. «Подходит к столу, на котором разложены картинки с изображением зверей, всплескивает руками.

«Звери грустные сидят

И на доктора глядят.

Кто же первый в дверь войдёт?

Неуклюжий… «подскажите слово» бегемот

— Какой бегемот, дети? А какими словами еще можно сказать про бегемота? «Неповоротливый, большой, толстый, огромный, коричневый, нерасторопный, больной и т.д. Вот сколько разных слов вы подобрали для бегемота! За каждое удачное слово воспитатель дает детям красный кружок. А что же значит слово «бегемот»?.. Верно, дети, слово «бегемот» означает название дикого животного, которое живет в жарких странах. Теперь придумайте предложение со словом «бегемот» «беглый опрос детей» Анализ предложений из двух и трех слов. Используется раздаточный материал, а так же общие и индивидуальные занятия детей, типа:

-Отложи столько игрушек, сколько слов в твоём предложении «моём, Сашином»;

 -Отбери и поставь себе на стол столько игрушек «предметов» сколько слов в предложении.

-Позвони в колокольчик столько раз, сколько слов в названном предложении;

-Ударь в бубен, хлопни, топни, прошагай, подпрыгни столько раз, сколько…;

-Выложи столько кружков на фланелеграфе, сколько…;

-Позвони по телефону столько же раз и т.д.

-Дети, послушайте, как я произнесу это слово: «Б-б-бегемот»

-Повтори… .

-А теперь ты… .

-Ну а… скажет слово «Б-б-бегемот», громко, чётко, чтобы был слышен каждый звук, а … повторит его ответ.

-Какой звук слышен в начале этого слова? Давайте скажем его вместе. Теперь ты, … , ты … ,и ты.

«Ах, бедняжка бегемот, у него болит… «живот»

Вот тебе, дружок, микстура  «выкладывает рядом с изображением бегемота пузырек с микстурой»

Да у тебя температура  «прикладывает ладонь ко лбу бегемота, измеряет температуру градусником»

Таблетку выпей, ляг в постель.

Тебе нужен покой, поверь»

Воспитатель снимает картинки с фланелеграфа

«Ну, а в след за бегемотом

В дверь заглядывает кто-то

У него рога дугой,

Догадайтесь, кто такой?…»

Если дети не называют правильного ответа, то воспитатель продолжает:

«Бьёт копытом в барабан, громко бе-бе-бе-е-е! кричит  «подскажите слово»  Баран.

-С какого звука начинается слово «Баран»? Скажи, пожалуйста, … .Повтори этот звук еще раз … . Назови слово «б-б-баран», первый звук … . Воспитатель смотрит на картинку, обращается к барану:

-Что с тобой стряслось, баран? «Выслушивает у него сердце»

-Прохудился барабан «голос из-за ширмы»

-Я не знаю, как тут быть?

-Где же новый мне купить?

-Да здоров ли ты?

-Здоров!

-Мне не надо докторов! «голос из-за ширмы».

-Удивительный баран, ему нужен барабан.

-Давайте, ребята, обыграем эту сценку. Ты … , будешь доктором Айболитом, а ты … , -удивительным бараном. Прослушайте еще раз этот разговор «повторяет». Затем дети с интанационной выразительностью воспроизводят диалог доктора Айболита с бараном.

 В случае затруднения со стороны детей или задержки по времени, воспитатель говорит слова за Айболита, а ребенок за барана.

«Что ж, баран, ты получишь барабан, если дети правильно выполнят задание. Будьте внимательны: нужно выложить на своих решетках звук «Р» в слове «бар-р-рабан». Дети выполняют, воспитатель проверяет, исправляет в случае необходимости. А сейчас выложите звук «Н» в слове «барабан-н-н». Уточняет их позиционное положение в слове.

«Получай-ка ты, баран,

От нас в подарок «барабан».

Рядом с картинкой «баран» воспитатель выкладывает слово «баран».

-Вот спасибо вам, друзья, всем теперь доволен я. «Голос из-за ширмы»

Изображение снимается. Звонит телефон. Доктор Айболит снимает трубку.

«Что вы говорите?

Упала с ветки шишка

И стукнула зайчишку?

Ай-ай-ай! «прикрепляет к фланелеграфу шишки».

Ребята, только что мне позвонил ежик и рассказал одну интересную историю, да вы и сами её отлично знаете. Давайте отдохнем и расскажем её нашим гостям.

Проводится физкультминутка со словами:

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился на утёк, чуть не сбил медведя с ног.

Под кустами старой ели, рассуждал медведь пол дня:

Что-то зайцы осмелели, нападают на меня!»

После физкульт минутки воспитатель снимает шишки и говорит:

«За бараном в след – коза, у нее болят «глаза».

А что значит слово «коза»? Как можно сказать про нее нежно, ласково? «Козонька, козочка, козушка». А сердито, грубо? «Казище, казуля». Верно, дети, по разному можно назвать козу. Послушайте, как я произнесу это слово: «коза». Теперь же я произнесу его иначе: «Ко-за». Я произнесла это слово по частям, по слогам. Так сколько же частей, слогов в слове: «Ко-за». Поднимите, пожалуйста, карточки с нужным количеством кружков. Какой звук слышится в начале этого слова? Индивидуальный опрос детей.

-Назови … , слово «коза» так, чтобы зазвучал первый звук.

Воспитатель делает вид, что выписывает рецепт «коза, я выпишу очки. Носи мои очки коза, пусть не болят твои … «глаза»»

«А с козой пришли – козлята.

Ах, драчливые ребята!

Любят драчуны кусаться,

Пошалить, да пободаться.

Столкнулись лбами, шалунишки.

И выросло на лбах по … «шишке».

Правильное слово вы подобрали: «шалунишки, шишки». Они одинаково звучат, так как в них одинаковые звуки. Что же означает слово «козлята»? Кто это такие? «Маленькие детки, детеныши козы»

Выложите пожалуйста, звук «З» в слове: «коз-з-злята». Где он стоит?»

Воспитатель проверяет задание, а затем предлагает детям придумать «кто какое хочет» предложение про козу и козлят.

Последовательность работы с предложениями таже, что и в начале, со словом «бегемот»

Далее воспитатель говорит «смажу вам йодом шишки, козлята – шалунишки.

Делает вид, что смазывает им шишки йодом, а затем убирает все картинки с фланелеграфа.

«На приём к врачу в жару, прискакало … «кенгуру»

Милый доктор Айболит, у меня нога «болит»

Посмотри пожалуйста … ,

Что сказало кенгуру доктору Айболиту?»

Воспитатель спрашивает 2-3 детей.

«Это горе не беда,

Подавай её сюда».

Воспитатель делает вид, что смазывает ногу зеленкой, забинтовывает её.

«А что ответил ему «кенгуру» доктор Айболит?»

Ответы 2-3 детей.

-Послушайте, я назову вам слово «к-к-кенгуру».

Вы же должны назвать мне звук, с которого оно начинается.  

Индивидуальные ответы детей. В слове «коза, козлята» какой звук слышится первым? А в слове «кенгуру»?

«не закрывайте, доктор, двери

Остались ждать приёма … -звери-

«Двери-звери» — видите, как одинаково, похоже звучат эти слова. В них одинаковые звуки. Кто следующий на прием к доктору Айболиту? Возьми своего больного зверя … . и составь про него предложение. Из скольких слов оно состоит? Какое первое слово, второе, третье? А теперь… ,больного зверя и назовёт его, выделяя 1-й звук. С какого звука начинается слово «поросенок» «П», «пингвин» «П».

Ну что ж, на сегодня доктор Айболит свой прием закончил. Если вам понравилась игра, то вы можете её продолжить».

Дети помогают убрать все со столов.

План-конспект занятия по развитию речи по теме: Конспекты занятий. Развитие речи.

ООД  по развитию речи во второй младшей группе.

Путешествие по сказке «Теремок»

Цель: развитие связной речи детей.

Задачи:

Развивающие: развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, интонационной выразительности речи детей, умения координировать слова с движениями, развитие творческого воображения: изображение повадок зверей, имитация движений животных – героев сказки.

Воспитательные: приобщение к национальной культуре, воспитание интереса к русскому народному творчеству и родному языку, воспитание доброжелательных взаимоотношений, дружбы, взаимопомощи.

Образовательные: ввести в активный словарь имена прилагательные (русская народная, серая, юркая, зеленая, пушистый, злой, хитрая, рыжая, косолапый), обогатить представления детей о диких животных, отмечать  их характерные признаки.

Предварительная работа: чтение сказки «Теремок», рассматривание персонажей-игрушек, иллюстраций к сказке.

Оборудование и материалы: игрушка белка, корзина с орешками, экран, оборудование для показа слайдов (ноутбук), листки с изображением морды волка (по количеству детей), карандаши.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем вспоминать сказку «Теремок».

 Появляется игрушка белка.

Белка: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам с орешками, чтобы вы помогли мне их посчитать (показывает корзинку с орешками).

Пальчиковая гимнастика «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки

Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке ушастому

(дети загибают по счету пальцы).

Воспитатель: Сколько орешков продала белка? (ответы детей)

Белка: Ребята, а ещё я очень люблю ореховое варенье.

Артикуляционная гимнастика «Оближем губки», «Вкусное варенье».

Белка: Ребята, а еще я принесла вам загадку. Попробуйте ее отгадать.

Домик в поле появился,

Он в жилище превратился

Для мышонка и синицы,

Зайца, волка и лисицы.

Воспитатель: Угадали, про какую сказку загадка?

Дети: Про сказку «Теремок».

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии вместе с Белкой мы вспомним эту сказку. Белка, а какая это сказка – русская народная или нет?

Белка: Русская народная.

Воспитатель: Ребята, а почему русская народная?

Дети: Русская народная, потому что её придумали люди.

Воспитатель: Ребята как начинается сказка «Теремок»?

Дети: «Стоит в поле теремок».

Воспитатель: Ребята, а что такое теремок?

Дети: Домик.

Воспитатель: Правильно, это такой маленький нарядный домик.

Отгадайте загадку и узнаете, кто же первый обнаружил этот домик.

Живет в норке,

Грызет корки.
Короткие ножки;

боится кошки.

Дети: Мышка. Мышка-норушка.

Воспитатель: Правильно. Сначала теремок нашла мышка. Опишите мышку, какая она?

Дети: Маленькая, серая, юркая.

Воспитатель: Что любит мышка кушать?

Дети: Корочки, сыр.

Воспитатель: Как мышка бегает? Покажите.

Дети изображают бег мышки – на носочках, поджав передние лапки, мелкими шажками.

Воспитатель: Мышка постучалась в теремок и что спросила?

Дети: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?»

Воспитатель: Оказалось, что в домике никого нет. Что потом случилось?

Дети: Мышка поселилась в теремке.

Воспитатель: Кто же следующий нашел теремок? Отгадайте!

Что за странная зверушка
По дорожке скачет?
И не мягкая игрушка, 
И не круглый мячик.
У неё одни слова:
Знает только «Ква, ква, ква…»

Дети: Лягушка.

Воспитатель: Лягушка какая? Что кушает?

Дети: Зеленая, ест комаров и мошек.

Воспитатель: покажите нашей гостье Белке, как прыгают лягушки.

Дети прыгают на коврике. Затем снова рассаживаются полукругом на ковре.

Воспитатель: Что спросила лягушка-квакушка, когда пришла к теремку?

Дети: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?»

Воспитатель: А мышка ответила «Я, мышка-норушка» и пригласила лягушку жить с ней. Стали жить вдвоем: мышка-норушка и лягушка-квакушка.

Воспитатель: После лягушки кто к теремку пришел?

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети: Зайчик-побегайчик.

Белка: Ребята, я знаю интересную игру «Зайка серенький сидит» и предлагаю вам на коврике в неё поиграть.

Игра «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(прыжки на месте)

Вот так, вот так

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал.

(сесть на место)

Воспитатель: Вот и зайчик-побегайчик поселился в теремке. Живут втроем: мышка-норушка, лягушка-квакушка и зайчик-побегайчик.

Воспитатель: Кто следующий пришел к теремку?

Дети: Лисичка-сестричка.

Воспитатель: Опишите лису. Какая лиса?

Дети: Хитрая, рыжая, игривая.

Пальчиковая игра: “Про лисичку”.

Бежит лиса по мостику.

Метет перила хвостиком.
А навстречу зайчики,

Маленькие пальчики.
“Не боимся мы лису,

Быстро спрячемся в лесу!”

Воспитатель: стали жить вчетвером: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик и лисичка-сестричка. А следующим к теремку пришел…

Дети: Волчок-серый бочок.

Воспитатель: Какой волк на экране?

Дети: Серый, злой.

Воспитатель: Как рычит волк?

Дети: Р-р-р.

Воспитатель: Ребята, а в этой сказке волк злой?

Дети: Нет.

Белка: Ребята, правда, в этой сказке волк совсем не злой. У меня есть картинки с изображением волка, давайте нарисуем ему улыбку. (работа с карандашами, дорисовать на морде волка улыбку)

Воспитатель: Стали они впятером жить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочок.

Воспитатель: Ну и самым последним кто пришел к теремку?

Дети: Медведь косолапый.

Воспитатель: А почему медведя называют косолапым? Покажите, как он ходит (дети показывают, как ходит медведь: косолапо, вразвалку).

Белка: Кто, ребята, знает стихотворение про мишку?

Чтение стихов А. Барто

«Мишка косолапый по лесу идет»

Мишка косолапый 
по лесу идёт, 
Шишки собирает, 
песенки поёт. 
Вдруг упала шишка 
прямо мишке в лоб. 
Мишка рассердился 
и ногою — топ!

«Мишка» 
Уронили мишку на пол, 
Оторвали мишке лапу. 
Все равно его не брошу, 
Потому что он хороший.

Воспитатель: Позвали звери и медведя к себе жить. А медведь ведь большой – лез-лез в Теремок, никак не поместится. И решил он тогда на крышу забраться. Что же из этого вышло?

Дети: Теремок развалился

Воспитатель: Сначала звери расстроились, а потом что сделали?

Дети: Решили новый теремок строить, все вместе. И построили лучше прежнего. И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

Белка: Ребята, чему учит эта сказка?

Дети: Эта сказка учит тому, что нужно дружить, помогать друг другу.

Белка: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях.

— Какую сказку сегодня мы с вами вспомнили? (Ответы детей)

— Вам понравилось сегодня со мной разговаривать, играть? Если да, то похлопайте в ладоши, если нет, то потопайте ногами.

— Вы сейчас прыгали, играли, помогли мне вспомнить сказку «Теремок», за вашу помощь я дарю вам эту корзину с орехами.

Воспитатель: Спасибо, белка. До свидания.

План-конспект занятия по логопедии на тему: Методические разработки занятий по развитию речи дошкольников «Учимся играя»

  1. Мобилизирующее начало

П:

Б:

П:

  1. Основной блок – путешест

вие сказка

Б:

 

      П:

  1. Речевая разминка

П:

4. Двигательная разминка

  1. Комплексный блок

    П:

Б:

П:

Лепка

П:

Итог

1 вариант

2 вариант

(Раздается стук в дверь и в группе появляется сказочный герой Буратино).

Здравствуй, Буратино, а почему ты грустный, и что у тебя в руках?

Здравствуйте, ребята! Грустный я потому, что хотел прочитать вот эту сказку (показывает книжку), но не могу, т.к. эта сказка не простая, а волшебная и прочитать ее может тот, кто выполнит все задания, что приготовила нам сказка и спрятала на своих страницах.

  • Ребята, давайте поможем, Буратино прочитать сказку и выполнить задания, которые приготовила вам сказка. А я ребята, хочу пригласить вас в гости в деревню Сказкино, где живут сказочные герои. Познакомимся там с удивительными животными.  А отправимся мы с вами в путешествие вот на этом сказочном паровозике. Ну что, усаживаемся поудобнее, заводим моторы –р-р-р. Поехали пых-пых-пых. (Дети активно двигают руками и топают ногами).

Вагончики – 2 р.

По рельсам тарахтят,

Везут в деревню Сказкино

Компанию ребят.

(вместе с педагогом дети имитируют движения паровоза – произносят, ускоряя темп – чух-чух-чух, выполняя при этом движения руками и ногами).

И вот мы попали, ребята  с вами в сказку  «Аленушка и лиса» (показ книги). Слушайте внимательно, начинаем читать сказку: «Жила была…» (Чтение сказки).

  • Ой, ребята, что случилось, все буквы перепутались, не могу прочитать дальше, что же делать?
  • Ну вот, я же говорил вам. Знаете, что надо сделать, чтобы дальше прочитать сказку. Надо выполнить задания, которые приготовила нам сказка.
  • Ребята, ну что выполним? (Ответы детей).

Задание 1.  «Работа по коллажу».

Детям предлагается рассмотреть рисунки, изображенные на коллаже. При этом задаются вопросы наводящие: «Кого вы видите на коллаже?», «Какие сказочные персонажи появились», «Как называется наша сказка?», «Что случилось с Аленушкой?». По заданным вопросам составляется коллаж к сказке. С помощью коллажа дети пересказывают прочитанную часть сказки.

Задание № 2 «Артикуляционная гимнастика на звук «А».

Цель: научить четко произносить гласный звук «А», развить речевое дыхание, тренируя детей в произношении звука длительного и на одном выдохе.

  • Сейчас, я вам ребята, расскажу одну историю о веселом языке. «Жил был на свете веселый язычок. Он жил в своем домике. А домик этот – ротик. Покажите где у вас ротик (дети показывают). Домик открывался и закрывался, вот так (имитационные движения). Язычок то выбегает из домика, то прячется. Опять выбегает и опять прячется (педагог показывает, дети повторяют). Язычок всему хотел научиться: увидел, как котенок лакает молочко и тоже стал лакать. Вот так! Покажите, как он делает. А еще язычок любит петь разные песенки. Очень понравилась ему песенка маленькой девочки Аленушки. Чтобы петь песенку Аленушка открывает рот широко вот так и начинает тихо, а потом  громче и еще громче. А давайте попробуем эту песенку спеть (дети поют).
  • Ребята, а чтобы нам дальше путешествовать по сказке, надо бодрым и сильным быть и за мною все движенья повторить.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики!

Прыг-скок /2 раза Сели, встали /2 раза

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко

А теперь мы дружно, вместе

Зашагаем все на месте

Травушку покушали

Тишину послушали

  • Ребята, а что случилось с Аленушкой в сказке? (Она заблудилась).

Аленушка в лесу потерялась,

Аленушка в лесу растерялась.

Крикнула Аленушка: «Ау».

Домик никак не найду: «Ау-ау».

  • Ребята, посмотрите, а какая буква сегодня пришла к нам в гости?  Это буква «А». Всем известна буква «А».

Буква очень славная,

Да к тому же буква «А»

В алфавите главная.

Задание № 3 «Повтори за мной».

  • Детям предлагаются картинки, начинающиеся с буквы «А». Педагог показывает картинку, называет слова, где четко слышен звук «А».

Задание № 4 «Мнемодорожка» (прием наложения).

  • Ребята, а в какое время года Аленушка заблудилась (осенью).

 Предлагается рассмотреть и разобрать мнемодорожку    «Осень». Педагог рассказывает о характерных особенностях времени года: осенью солнышко светит мало, на небе появляются тучки,   и идет дождь, дует сильный ветер, и падают листочки.

Затем дети самостоятельно используют прием наложения по памяти в пустые клетки – карточки с изображением. И рассказывают об особенностях времени года «Осень».

Задание № 5 «Лепка из пластилина «Грибы Аленушке»

  • Ребята, мы узнали, что случилось с Аленушкой осенью: она пошла в лес и заблудилась. А кто знает, какие растут в лесу грибы? (Ответы детей). А давайте для Аленушки сделаем грибы, чтобы она  с полной  корзиной вернулась домой.
  • Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем

В шапочке нарядной

Светло-шоколадной (О.Высотская)

(Берем кусочек пластилина, разделим его на 2 равные части – для ножки и шляпки гриба. Ножку лепим путем раскатывания кусочка пластилина между ладонями, шляпку — из второго кусочка, придавая шляпку гриба!)

  • Буратино, посмотри какие грибы слепили наши дети. Аленушке они очень понравятся.
  • (Буратино складывает грибы в корзину и говорит, что он обязательно унесет их Аленушке).
  • Ну, что ребята, а нам пора возвращаться домой. Закроем все глазки: «Раз, два, три – снова в группе мы».

Усаживаемся на наш паровозик. Заводим моторы и поехали?

«Вагончики /2 раза

По рельсам тарахтят

Везут обратно в группу

Компанию ребят»

  • (Подводится итог работы по мнемотаблице к сказке». Задаются наводящие детям вопросы.

Занятия для развития речи у дошкольников

Планирование занятий по развитию речи и подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста 5     0