В чем заключается концепция даосизма: Основные идеи даосизма: все плюсы и минусы учения

Содержание

что заключает в себе данное учение?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Китай всегда был известен как центр философской мысли, родина древних учений. Наряду с конфуцианством и буддизмом здесь огромное влияние имел даосизм – о нем мы сегодня и хотим поговорить.

В статье ниже мы подробно расскажем, какая история в нем кроется, кто был его основоположником, какие основные термины и идеи заключает в себе это направление мысли и как практикуют истинные даосы. Также вы узнаете интересные факты, раскрывающие суть этого китайского учения.

Будет много интересного!

Содержание:
Что это такое
Основоположники
Развитие идеи
Основные положения
Заключение

Что это такое

Даосизм – учение, получившее распространение в Китае. Оно считается одним из древнейших в мире – период возникновения датируют приблизительно 5-м столетием до нашей эры.

Даосизм называют религиозно-философским воззрением, потому что он вобрал черты обоих понятий:

  • философии с присущим ей изучением бытия, знания, Вселенной, философскими трактатами – дао цзя;
  • религии, которая опирается на веру в высшие силы и предполагает некий догматизм, а также непременные духовные практики – дао цзяо.

Однако подобное разделение едва заметно – как правило, даосизм рассматривают как совокупность религиозных и философских аспектов.

При этом здесь нет Бога как такового – в основе лежит понятие «дао». Оно многозначно и подразумевает под собой первоначало, путь постижения мироустройства, природу Вселенной и ее закономерности. Главная цель – слиться с дао, стать единым целым.

Есть мнение, что даосская философия является оппозиционной по отношению к конфуцианской, и оно не лишено основания. В обоих течениях присутствует понятие «дао», но трактуется оно несколько по-разному.

Конфуцианство видит дао как соблюдение моральных принципов, правил гуманизма. Оно предполагает постоянное самосовершенствование человека как частицы общества – обучение письму, точным наукам, музыке, спортивному мастерству. Другими словами, Конфуций смотрел на дао в разрезе общественной жизни.

В противовес ему даосизм рассматривает дао как природу всего сущего, первоначало бытия. Человек должен жить по законам природы, быть ее частью, забыв про собственное «я» и не вмешиваясь в размеренное течение жизни. Просто и естественно – вот главные характеристики даосской жизни.

Основоположники

Даосизм в виде, известном нам, окончательно сформировался во 2-ом столетии нашей эры. Однако есть подтверждения того, что уже в 5-3 столетиях до нашей эры существовало учение, в основе которого лежал дао.

Считается, что первоначально в основу мысли легли мистические верования:

  • шаманизм области Чу на южно-китайской территории с его обрядами и практиками;
  • обряды, связанные с магией, и вера в бессмертное существование, бытовавшие в китайской области Ци;
  • философия китайского севера.

Существуют легенды, которые называют основателем Хуана Ди, больше известного как «Желтый император». Его личность покрыта тайнами. Так, например, говорят, что сохранилась его гробница, но там содержится только одежда императора, сам же он обрел бессмертную жизнь.

Однако более подтвержденные и достоверные источники утверждают, что основоположником был известный мудрец по имени Лао Цзы, который жил в 5-4 веке до нашей эпохи.

Лао Цзы объединил главные положения учения в единую систему, изложив догматические, ритуальные основы – так родилась книга «Дао дэ Цзин», что значит «Трактат о законе Дао и его проявлениях во Вселенной». Она стала основой для дальнейшего развития даосизма, будучи ровесником конфуцианских текстов.

О самом ученом известно очень мало, причем все сведения обросли легендами. Одно предание гласит, что матери Лао Цзы коснулись лунный и солнечный лучи, другое – что она случайно проглотила осколок горного хрусталя и таким образом зачала сына.

Женщина десятки лет носила в утробе дитя, поэтому он родился уже стариком. Отсюда появилось его имя, которое переводится как «Старый младенец». 

Существуют свидетельства, что Лао Цзы был знаком с философией Конфуция и даже встречался с ним вживую в 517 году до нашей эпохи. Тогда Лао Цзы трудился в архиве при дворце династии Чжоу. Он критиковал Конфуция за то, что тот проповедовал слишком активную социальную жизнь – это в корне противоречило воззрению о дао и невмешательстве в силы природы.

Тогда он сформировал собственные идеи в противовес конфуцианским, начал нести в мир учение о дао и стал великим ученым. Разочаровавшись в государственности, он стал отшельником, изменял имена для окружающих, а в итоге принял решение уйти из Поднебесной.

С созданием книги тоже связана своя история. Во время путешествия Лао Цзы встретился с пограничником, который попросил его поведать о своих воззрениях. Скиталец записал главные идеи в восьмидесяти одном стихе, которые впоследствии стали трудом «Дао Дэ Цзин».

О дальнейшей судьбе Лао Цзы слагают легенды: он направился то ли в Тибет, то ли в Индию, где познакомился с буддийским учением, а возможно был на территориях, где позже образовалась Русь.

Ко 2 веку нашей эры слава о Лао Цзы распространилась по всему Китаю, последователи начали поклоняться мастеру и сравнивать его с божеством. Вместе с ним в пантеоне было множество духов – божественных и демонических, а также ритуалов, которые способны изгонять этих демонов.

Другим знаковым именем в становлении даосизма стал Чжуан Чжоу, живший в 4-3 веках до нашей эры. Он написал трактат «Чжуан-цзы», который дополнил существовавшие положения о дао.

Развитие идеи

Даосские школы стали оформляться в 1-2 веках н.э., с течением времени видоизменяясь, разделяясь или, наоборот, сливаясь с другими.

Главными из них были:

  • Школа Небесных наставников

Вначале известная как «Пять ковшей риса», она появилась в 1-2 столетии и развивалась в так называемую эпоху Шести династий. Позже она разделилась на северную и южную школы. В эпоху Тан, в 12 веке, они вновь возродились в виде Школы Истинного Единого – Чжэньи, распространенной на юге.

Так называемый «монастырский даосизм». Он сформировался в постмонгольское время и нашел признание на юге страны.

Известна также под названием Шанцин. Основными практиками были визуализация и контактирование с высшими силами. В начале 14 века пришла в упадок.

Тесно связанная с буддийской мыслью, она делала уклон на медитативные практики. Также была поглощена, а затем вовсе прекратила свое существование в XIV столетии.

Существуя по соседству с буддизмом и брахманизмом, впоследствии оформившимся в индуизм, даосская мысль имела некоторые общие черты с ними, например, идею Абсолюта, а также идею об относительности жизни и смерти.

Индуизм

В V столетии количество даосов выросло, к ним примкнули отшельники, грезившие удивительно долгой (8-12 веков) или бессмертной жизнью, о которой говорит даосизм. В это время он становится больше религией, нежели просто философией. Главное отличие даосского воззрения – стремление к бессмертию, в то время как представители других религий мечтают о рае.

К 5-му веку было свыше двухсот пятидесяти трактатов даосизма, к XVII-му добавилось еще больше пятидесяти, а сейчас существует почти полторы тысячи сочинений.

Даосизм никогда не был традиционной религией. Он строился на принципах равенства людей, поэтому к нему массово присоединялись крестьяне, рабочие, низшие слои. Нередко проводились даосские народные восстания.

Во времена Танской и Сунской империи знание основных текстов даосизма входило в имперскую экзаменационную программу.

В Средневековье по всей стране строились монастыри, где жили монахи-отшельники и постигали природу Дао. К своим обрядам они допускали лишь посвященных. Нередко отдельные монахи жили в отчуждении, вырубая каменные кельи.

Во время правления Цин, начиная с 17 века, начались гонения на религию, были уничтожены даосские монастыри, сожжены священные книги. Правители ссылались на то, что даосизм является лженаукой со своей излишней созерцательностью и подрывает основы государственности. Такая ситуация продолжалась до середины 20 века, лишь изредка сменяясь периодами относительного признания.

Китайская живопись, XVII век

С приходом 60-х и культурной революции наступила реабилитация учения, вновь строились монастыри, а философская мысль начала двигалаться на запад. Современный даосизм – религиозно-философское течение, которое содержит уникальные монастыри, мистические обряды, отдающие эзотерикой, практики для тренировки ума, тела и души.

В современности даосское учение по большей части приобрело славу благодаря дыхательным упражнениям цигун, боевым техникам у-шу, а также направлению фен-шуй, которые зародились именно здесь. Отсюда берет начало также знаменитый символ мужской и женской энергии – инь-ян.

Основные положени

Что такое Дао

Это многозначное понятие, которое можно сравнить с Абсолютом. Дао – это:

  • нечто, порождающее все вокруг, непостижимое, постоянное, безымянное и бесформенное;
  • общий закон;
  • первооснова жизни;
  • начало и конец бытия;
  • мировой порядок;
  • вечный путь, постоянное движение.

Дао не имеет имени и формы, но дает их всему сущему. Только оно постоянно, а все остальное временно. Здесь соединяются противоположные явления, которые становятся единым целым. 

Дао – пустота, но благодаря ей создается все. Только слившись с дао, можно познать счастье и бессмертие.

Лао Цзы сравнивал пустоту с комнатой: ведь в комнате важны не стены, а пространство между ними, то есть пустота.

Главные постулаты

Основные идеи даосизма заключаются в том, что человек – микрокосм, он существует бесконечно, как и Вселенная – макрокосм. Смерть в физическом плане значит лишь, что душа соединится с дао.

В даосизме не существует цвета, формы, личности и собственного «я». Есть пустота, а главная задача человека – созерцать и наблюдать. Любое действие, направленное против жизненного порядка, впустую тратит время, силы, а иногда может привести к плохим последствиям.

Главная цель даосизма – научить людей отличать доброе от злого и совершать только благие поступки, приоткрыть тайну Вселенной путем медитации и взгляда вовнутрь, приобрести гармоничные взаимоотношения с окружающим миром.

Чтобы постичь дао, нужно помнить и соблюдать три главных правила:

1. Питание души

В человеке живут божественные и демонические существа. Добрые поступки подпитывают добрых божеств, а злодеяния кормят демонов. Чем больше добродетели в человеке, тем ближе он к счастью.

2. Питание тела

Питаться нужно без излишеств, соблюдая диету и посты. Идеальное питание – своей слюной и росой трав. Тело нужно питать также физическими и дыхательными упражнениями, а сексуальные отношения должны быть с постоянным партнером.

Путь аскетичного воздержания в еде был сложным, поэтому даосы-алхимики долгое время пытались найти эликсир бессмертия. Правитель Цинь Ши Хуан Ди даже отправлял экспедиции на его поиски.

3. У-вэй

Эта концепция означает «недеяние». Но не в том смысле, чтобы лениться и ничего не делать. Правильнее будет сказать «невмешательство» – в естественный ход событий, законы Вселенной. Согласно ей, не нужно целенаправленно что-то делать, ведь Вселенная все устраивает самостоятельно, а самодеятельность людей может только помешать.

По концепции У-вей самый хороший правитель – тот, кто не вмешивается в жизнь подданных, ничего не меняет и лишь иногда предотвращает восстания.

Чтобы познать дао, нужно забыть про свое «я» и ассоциировать себя со всем окружающим миром. Даже когда вы занимаетесь каким-то делом, к примеру убираете в доме, надо стараться остановить поток мыслей – поглощенное в дело «я» исчезает. Такая практика доступна в любой момент, даже, например, при обычной ходьбе.

Восемь столпов

Существует 8 столпов – методов даосизма, которые направлены на оздоровление и гармонизацию отношений с миром:

  • Философия – стремление познать сущность бытия, природные и общественные законы.
  • Обновление – медитации и практики для здоровья.
  • Питание – отказ от мяса.
  • Забытая еда – «забывание» пищи во время постов, диет.
  • Излечение – эффективное применение энергии и распределение с помощью массажных манипуляций, акупунктуры.
  • Дао сексуальной мудрости — сексуальные отношения здесь рассматриваются как терапия и способ укрепления чувств.
  • Совершенство – постоянное самосовершенствование.
  • Успех – определенные цели и планы для овладения знаниями.

Три сокровища

Лао Цзы называл три человеческие добродетели, требующие защиты и питания:

  • ци – энергия жизни, любви, милосердия;
  • цзянь – энергия рациональной экономии, определяющая также внешность людей;
  • шэнь – дух, наделенный разумом.

Даосы в поисках бессмертной жизни изобрели стеклянные, фарфоровые изделия, компас, порох.

Заключение

В заключение кратко скажем, что даосизм – это уникальное философско-религиозное воззрение, которое зародилось еще 25 веков назад в Китае. За долгую историю оно претерпело значительные изменения, то приобретая тысячи последователей, то подвергаясь жестким гонениям.

Основополагающее понятие – дао, начало начал, закон, по которому живет все во Вселенной. Истинные даосы стремятся питать душу и тело, не вмешиваясь при этом в естественный ход жизни.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вы стали немного ближе к удивительной культуре Китая и лучше познакомились с одним из главных его учений. Если вам понравилась статья, поделитесь новыми знаниями с друзьями!

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать свежие посты себе на почту!

До скорой встречи!

все плюсы и минусы учения

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы рассмотрим основные идеи даосизма, учения, которое и в наше время не утратило своей актуальности, особенно в Китае, на Тайване и в Сянгане.

Тысячи верующих посещают даосские храмы и монастыри, в которых нередко монахи демонстрируют свои навыки овладения боевыми искусствами.

Легенда

Существует интересная легенда о Лао-Цзы, китайском учёном, который написал трактат «Дао дзе дзин» и является основоположником этой религии.

Она гласит, что он появился на свет благодаря солнечным и лунным лучам, что одновременно коснулись его матери. Которая вынашивала его 8 десятилетий, отчего Лао-Цзы родился старым, но мудрым, седым и с большими ушами. Его имя поэтому и переводится как «Старый ребёнок» или «Вечный учитель».

Работал архивариусом, то есть хранителем книг, от которых набирался ещё большей мудрости.Однажды он сел на красно-чёрного быка и ускакал в поисках места, где нет разочарования, боли и печали.

Только, когда он пытался покинуть Китай, на выезде ему встретился мужчина, который попросил продиктовать основные принципы и постулаты даосизма. Лао-Цзы согласился и надиктовал ему более 5 тысяч слов, из которых и была вскоре создана книга «О дао и дэ».

Что это такое?

Дао – это путь, то, что сложно постичь и что является вечным. Он объединяет воедино женское и мужское начало. Кстати, картинка, на которой изображены Инь и Янь как раз и есть символом этого единения.

Мужское начало указано белым цветом, как символ активности и силы. Женское же тёмным, как проявление спокойствия, баланса. Оба эти начала дополняют друг друга и не могут по отдельности достичь гармонии.

Поэтому человек, стремящийся к познанию Дао, обязан признать, что обе части находятся в нём. И если какая-то из них будет проявляться активнее, ему не удастся достигнуть своей цели.

Инь и ЯньИнь и Янь

Лао-Цзы считал, что Дао пусто, но именно это и есть самым ценным. Его невозможно увидеть, услышать, словить, или почувствовать.

В доказательство своей теории, он приводил пример с комнатой, стены которой не являются ключевыми. Человек пользуется и ценит непосредственно пустоту, которую они помогают создать. С сосудом, пространство в котором и позволяет его использовать, например, хранить молоко, воду.

Поэтому самое ценное во Вселенной – это непосредственно пустота, благодаря которой она и существует.

Интересен факт, что понятия и вообще сам даосизм возникли как оппозиция учению Конфуция. С ним Лао-Цзы встречался не раз и после бесед испытывал разочарование. Именно это и вынудило его отправиться в путешествие, в поисках истины.

Основные идеи Дао

  • Человек обычно уделяет много внимания размышлениям о себе, придаёт ценность материальным вещам, забывая, что жизнь находится в данном моменте и её следует замечать. Иначе можно и не заметить, как она проходит.
  • У него отсутствует единение с окружающим миром. Он с ним борется ради выживания, но не стремится стать единым. Следовательно, находится в иллюзии, что что-то понимает о нём.
  • Пока человек не станет обычным наблюдателем, а будет продолжать стремиться действовать, влиять на события и прочее, всё, что его окружает, будет обычной иллюзией. Познать истину возможно только став ею. А для этого необходимо просто быть. Даже правитель не должен что-то делать для своего народа. Его основной задачей является создание всеобщей гармонии. А со своими проблемами люди сами разберутся. Именно таким образом, какой посчитают нужным.
  • Дао – это Абсолют. Тот, кто смог его познать, станет бессмертным. Но для этого необходимо соблюдать жесткую диету. Имеется в виду полный отказ от пищи. Питательные вещества организм может получать только от собственной слюны и от эфира, который человек вдыхает от росы по утрам. Также обязан совершать только благие поступки. Именно от их количества зависит срок его дней на земле. Этот подсчёт ведут небесные духи, поэтому никаким образом слукавить и что-то скрыть не выйдет.
  • Люди равны друг другу, они свободны и никому ничего не должны.

Формы проявления

  • Философская. Аристократы использовали дао как способ самовыражения. Они пытались понять смысл бытия, а также своего существования.
  • Мистическая. Необразованный народ стремился попасть к монахам, чтобы те ответили на волнующие их вопросы, помогли советом, дали рецепт для выздоровления и прочее.
  • Научная. Монахи исследовали законы природы и стремились использовать их в различных науках. Именно благодаря даосам человечество получило стекло, фарфор, порох и прочее.

Притча

Постараюсь кратко и понятно изложить притчу, которая отражает всю суть и философию этого учения.

Один царь потребовал у своего министра, чтобы тот сделал его счастливым. Если не удастся – пообещал казнить в знак непослушания. Министр, ответив, что для этого ему необходима рубашка человека, который познал счастье, отправился на её поиски.

Но повсюду ему встречались опечаленные или несчастные люди, которые ну никак не могли признать, что на самом деле они счастливчики, поцелованные судьбой. Каждому чего-то не хватало для ощущения полноты жизни, кому здоровья, кому денег или еды.

Уже почти смирившись с мыслью, что придётся лишиться головы, министр узнал от добрых людей, что на берегу реки каждый вечер играет на флейте какой-то мужчина. Музыка его бодрая и весёлая, поэтому у служащего появилась надежда на спасение.

Инь и Янь в лесуИнь и Янь в лесу

Тут же он отправился к реке и действительно встретил мужчину с флейтой. Радости не было предела, когда, задав вопрос: «Счастлив ли ты?» министр получил утвердительный ответ. Но вот просьбу отдать рубашку счастливец не смог выполнить. Потому что был полностью голым и лишённым каких-либо личных вещей. Флейта была его единственным имуществом.

Министр был обескуражен, он никак не мог понять, почему мужчина считает себя счастливым, являясь по факту нищим. Музыкант объяснил это так: «Однажды я потерял абсолютно все, не только рубашку, но и понимание того, кто я и что собой представляю. Именно благодаря этому я и постиг счастье. Я играю на флейте и представляю собой одно целое с музыкой и миром».

Как обрести просветление?

Даосы утверждали, что для обретения просветления необходимо вести аскетический образ жизни. Только так можно со временем стать духом. Для этого последователи этой философии и религии обязаны уйти в горы, отказаться от всех своих близких людей, родственников. Также перестать волноваться и думать об обыденных вещах, обо всём, что раньше представляло ценность и просто созерцать то, что их окружает. Чем то схоже с дауншифтингом.

Ясно, что не каждый современный человек способен на такой поступок. Поэтому существуют небольшие поблажки. Чтобы познать реальность, необходимо раствориться в ней. Например, когда вы убираете свою квартиру, куда-то идёте или даже едите, постарайтесь ни о чём не думать в процессе.

А если мысли и возникают, займите позицию наблюдателя, позволяя всем идеям возникать и исчезать без вашего участия.Только находясь в настоящем, в бездействии, вы сможете почувствовать насыщение от своего бытия.

Завершение

Каким бы сложным к постижению не казался даосизм, его понятия о добре и зле на самом деле схожи со многими другими учениями и религиями.

Он учит отвечать на ненависть добром и совершать как можно больше хороших поступков, если не удаётся бездействовать и предаваться ничегонеделанию для просветления.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Даосизм ℹ️ понятие, основные идеи и принципы философии, основатель, школы, концепции и категории учения, суть, интересные факты

Особенности учения


Дата появления даосизма — примерно пятое столетие до нашей эры. Понятие соединило черты религии и философии. Дао цзя — трактаты, изучение бытия, получение знаний о Вселенной, а дао цзяо — это вера в высшие силы и проведение духовной практики. Но разделение практически незаметно, поэтому даосизм рассматривают как совокупность аспектов. Бога в учении нет, есть только дао. Этим термином называют Вселенную, путь ее достижения и самосовершенствования. Цель любого монаха, исповедующего эту философию — слиться с дао.


Конфуцианство имеет несколько схожих определений. Но в этом учении дао называют правила гуманизма и моральные принципы. Человек должен совершенствоваться: изучать точные науки, музыку, письму, разным видам спорта.


Даосизм же рассматривает природу как начало бытия. Придерживаясь этой философии, человек должен подчиняться природным законам, забывая о собственном «я».


Вмешиваться в размеренное течение жизни не нужно, лучше подчиниться ему.

Основоположники религии


Окончательно даосизм сформировался только ко второму веку нашей эры. Основой для учения стали шаманизм южнокитайских провинций, магические обряды области Ци и философия северных регионов.


Основоположников всего три:

  • Хуан Ди или «Желтый император»;
  • Лао Цзы;
  • Чжуан Чжоу.


Существует несколько легенд об основателях даосизма. Одна из них рассказывает об императоре Хуан Ди. Его биография покрыта тайнами, а в гробнице лежит только его одежда. Считается, что сам император вознесся на небеса.


Но главным основоположником является мудрец Лао Цзы. Он первым объединил все составляющие в единое учение и написал книгу «Дао дэ Цзин». Этот трактат позже стал основой для развития философии.


Есть несколько теорий о происхождении Лао Цзы. Его матери одновременно коснулись лучи солнца и луны, тогда она и зачала будущего мудреца. По второму варианту женщина проглотила осколок горного хрусталя. А вынашивала она ребенка несколько десятилетий, поэтому он родился уже пожилым. Из-за этого ему и дали имя Лао Цзы — «Старый младенец».


Существуют свидетельства о личном знакомстве мудреца с Конфуцием. Лао критиковал философа за слишком активную социальную жизнь. Именно поэтому он основал собственное учение, где были совершенно другими основные идеи. Кратко даосизм — это противоречие конфуцианства.


Дальнейшая судьба мудреца осталась неизвестной. Он либо доживал свои годы в Тибете, либо в Индии, где принял буддизм. А также есть мнение, что он отправился на земли, которые позже стали Киевской Русью. Книгу Лао Цзы дополнил своим трактатом Чжуан Чжоу. Он жил в 4−3 столетии до нашей эры и также изучал даосизм.

Этапы развития


В первом веке до н. э. начали появляться школы даосизма. Со временем они изменялись, а некоторые сливались в одно заведение. Главные учреждения:

  • школа Небесных наставников;
  • Цюаньчжэнь;
  • Маошань;
  • Линбао.


Школа Небесных наставников, или «Пять ковшей риса», стала первой, где изучали основы даосизма. Ее основал патриарх и горный отшельник Чжан Даолин. Со временем она разделилась на южную и северную. Но потом заведение снова стало единым, его название поменялось на Чжэньи.


В южных регионах во времена после господствования монгольских племен открылась школа Цюаньчжэнь. Маошань или Шанцинь существовала до 14 века. Здесь ученики практиковали общение с духами и высшими силами. Линбао делала уклон на медитацию, она больше напоминала буддийскую школу.


В пятом столетии приверженцев даосизма стало больше: к ним добавились отшельники, мечтавшие о долголетии. Учение в это время превращается в религию, а его целью становится стремление к бессмертию. Тогда было всего 250 трактатов с основными определениями, принципами и концепциями. А сегодня существует более 1500 книг и сочинений.


Даосизм не считается традиционной религией. В его основе лежит принцип равенства человечества. Благодаря этому философию изучали разные категории людей. Но в Средние века возводили монастыри, куда допускали только просвещенных монахов.


В 17 веке правила династия Цин, которая поощряла гонения на философию. Правители считали учение лженаукой, поэтому приказывали сжигать книги, разрушать монастыри, наказывать сторонников даосизма. Реабилитация началась только в 60-е годы прошлого столетия. Но современная философия отличается. Ее основой стали медитации и магические обряды.


Учение прославилось на западе благодаря уникальным боевым искусствам, дыхательным упражнениям, направлению фен-шуй.

Формы проявления


Даосизм разделялся на несколько форм. Так происходило потому, что необходимо было удовлетворить вопросы и интересы разных слоев общества. Существует три формы проявления учения:

  • мистическая;
  • научная;
  • философско-этическая.


Бедные слои населения отправлялись к монахам, чтобы получить советы и предсказания. В этом заключалась мистическая сторона даосизма. Благодаря такому воздействию просвещенных простым крестьянам прививали моральные ценности и нормы поведения.


Монахи постоянно пытались найти секрет бессмертия. Ходили легенды, что Чан Таолинь — один из сторонников таоизма — нашел рецепт эликсира вечной молодости. Но позже он был утерян, хотя самому монаху долгое время поклонялись и считали, что он жил в горах отшельником.


В результате следующих поисков и занятий алхимией появилось много полезных для человека предметов — компас, порох, фарфор, стекло, стенобитные орудия. Первые теории о возникновении людей и других живых существ, неба и земли также появились благодаря постоянным размышлениям монахов.


На основе даосизма создавались этика и философия. Учение помогало самовыражаться образованным слоям населения. Но при этом соблюдалось всеобщее равенство на духовном уровне. С помощью философии даосизма можно было объяснить суть человеческого бытия и мировоззрения, цель жизни.

Главные постулаты


Вселенная в даосизме — это макрокосм, а человек является микрокосмом. Смерти монахи не боятся, так как она означает всего лишь соединение с дао. Учение не принимает личности, формы и цвета. Все мирские радости воспринимаются как пустота, а человек должен только наблюдать за происходящим, но не вмешиваться.


При этом просвщенные пытаются привить остальным умение различать зло и добро, с помощью медитации заглядывать в свой внутренний мир и добиться гармонии с окружающими. Постичь дао можно только в том случае, если соблюдать древнекитайские постулаты:

  • насыщение души;
  • питание тела;
  • у-вэй.


Питание души заключалось в том, чтобы поддерживать ее качества. Кормить своих демонов нельзя, так как это отдаляет человека от счастья. Монахи и все, кто изучает даосизм, должны питаться без издержек. Нужно соблюдать диеты и посты. А идеальный вариант, указанный в трактатах — насыщать организм только росой с растений и собственной семьей. Обязательно выполнение физических и дыхательных упражнений. Сексуальные отношения разрешены, но только с одним постоянным партнером.


У-вэй в даосизме — это недеяние, то есть невмешательство в переменчивость вселенной. Понятие состоит из двух иероглифов: У — небытие или отсутствие, Вэй — деяние, осуществление. Человек не должен делать что-то целенаправленно, так как взаимодействие с космологическими порталами может привести к плохим последствиям.


Познать дао непросто. Придется забыть об эгоизме, самодостоинстве и личности, соотнести себя с окружающим миром и стать его частью. Даже во время выполнения простых дел нужно останавливать мысленный поток.

Столпы и сокровища


Методов, или столпов даосизма всего восемь. Их нужно придерживаться, чтобы оздоровиться и достигнуть гармонии с окружающим миром. Заключаются они в следующем:

  • философия;
  • обновление;
  • питание;
  • забытая еда;
  • лечение;
  • сексуальная мудрость;
  • совершенство;
  • успех.


Первый столп необходим для познания общественных и природных законов, сущности бытия и цели жизни. Под обновлением стоит понимать проведение медитаций и практик для улучшения здоровья. Что касается питания, то нужно полностью отказаться от мяса и другой животной пищи. Забытая еда означает, что на время строгих диет и постов есть вообще нельзя. Придется жить исключительно на воде.


Извлечение — это распределение энергии по всему телу с помощью акупунктуры и манипуляций с массажем. Секс в даосизме рассматривается только как метод укрепления искренних чувств и один из видов терапии. Седьмой столп — совершенство. Человек должен постоянно развиваться и искать новые здания. А успех означает постановку и достижение целей, выполнение планов.


Лао Цзы называл три сокровища даосизма:

  • ци;
  • цзянь;
  • шэнь.


Первое сокровище — это энергия милосердия, жизни и любви. Цзянь означает рациональную экономику. Это касается и внешнего вида людей. Не стоит много внимания уделять своей одежде и прическе. Достаточно быть опрятным и чистым. Шэнь — это символ разумного духа.

Мужское и женское начала


Уже ставший национальным китайский знак Инь-Ян известен давно. Впервые его изобразили еще в 4 веке до нашей эры. Даосские монахи нарисовали круг, разделенный на две части. Одна характеризовала женское темное начало, а вторая — мужское светлое.


Считалось, что эти два понятия не могли существовать по отдельности. От них зависела судьба человека. Так и судьба человека не может быть исключительно светлой или темной. Женское начало характеризуется равновесием и спокойствием, а мужское — мощью и активностью. Это как две противоборствующие стихии. Но они не могут в природе существовать друг без друга, как и составляющие знака Инь-Ян.


Если в человеке одно из начал преобладает над другим, то его судьба может сложиться неправильно. Считается, что такие люди не смогут познать дао, поэтому им не стоит и начинать обучение.

Положения и обряды


Дао сравнивают с Абсолютом, оба эти понятия имеют множество значений. Первое — сила, которая породила все вокруг. Она не имеет формы, имени и постоянства, ее невозможно постичь. Дао считается также первоосновой жизни и главным человеческим законом.


Так называют начало и конец всего, что существует, самого бытия. Дао — это мировой порядок, гармония между человеком и миром. Учение считается вечным путем, постоянным способом достижения высших целей.


Хотя у дао нет формы, оно дает ее всем окружающим предметам. Только философия постоянна, а все остальное — временно. Противоположные вещи в нем объединяются в единое целое. Дао — это пустота, но именно она помогает познать бессмертие и счастье. Есть один интересный исторический факт. Сам Лао Цзы сравнивал пустоту с комнатой. В помещении важны не стены, а пространство между ними. Так происходит и в дао.


Даосизм — удивительная религия. Она не предусматривает проведения торжественных ритуалов, но нужно постоянно обращаться к силам природы и созерцать происходящее вокруг. Обряды проводили публично, на них могли находиться и непосвященные. Из-за этого нет и храмов, сохранились только монастыри.


Уникальное учение даосизм появилось более 25 веков назад. За это время оно несколько раз изменялось, находилось под запретом и было восстановлено. Настоящие даосы питают свою душу, они не задумываются о физическом теле.


Естественный ход жизни они не нарушают, как и не вмешиваются в судьбу других без их просьбы. Но если человек хочет постичь философию, то монахи расскажут ему все, о чем знают сами, когда он будет готов к восприятию новых знаний.

Философия даосизма Китая: кратко и понятно

Традиционное китайское учение Дао — это сочетание философии и религии. Философия даосизма объединяет разные виды духовных практик, направленных на достижение истинного просветления. Познание Дао — это жизненный путь и одновременно сама суть жизни.

Зарождение досизма

фото 887

Учение о Дао — загадочное и противоречивое. Оно древнее авраамических религий, а история его происхождения окутана тайной. Главный учитель древнекитайской философии — Хуан Ди, Желтый император. О его жизни сохранилось мало информации, она противоречивая и больше похожа на мифы. Он был величайшим мудрецом своего времени, а после смерти физического тела переродился и обрел вечное бессмертие.

Желтый император создал основу учения о Дао, но его главным автором является Лао Цзы. Он написал знаменитый трактат «Дао Дэ Цзин», в котором изложил основные понятия и идеи учения. В летописях древних историков сохранились сведения о встрече Лао Цзы с Конфуцием — еще одним великим Учителем. Лао Цзы был старше Конфуция и осуждал его толкование философии и излишнюю навязчивость в проповедовании идей Дао.

Остальные сведения о жизни Лао Цзы больше походят на легенду, чем на реальные факты биографии. Его мать проглотила обломок горного хрусталя и зачала младенца. Она вынашивала его 80 лет и родила не ребенка, а седовласого старца. Лао Цзы поступил на службу в императорское книгохранилище, где изучал древние писания. Чем больше он узнавал, тем сильнее становилось его разочарование. В итоге он решил стать отшельником. Избегая людей, он менял имена и уходил все дальше, пока не достиг границы. Стражник узнал его и попросил поделиться своей мудростью. Лао Цзы написал для него «Дао Дэ Цзин» — краткое пособие в стихах, содержащее основные идеи даосизма.

Мудрец противопоставлял свое учение, распространившемуся повсеместно, конфуцианству. Оно быстро стало популярным и это не понравилось правительству. Лао Цзы пришлось бежать из страны, но его учение искоренить не удалось и Конфуцию пришлось с этим смириться.

Основоположники учения

Помимо основателей Хуан-Ди и Лао-цзы, китайская история насчитывает много последователей учения о Дао, привнесших весомый вклад в его развитие. Среди них особое место занимают:

  1. Чжан Даолин. Основал первую школу даосизма Пять Ковшей Риса, позже ставшую школой Первых Наставников. Долгое время был ее патриархом.
  2. Гэ Сюань. Написал несколько философских трактатов, которые легли в основу школы Линбао. Почитался своими последователями не меньше, чем сам Лао Цзы.
  3. Гэ Чаофу. Основал школу Линбао.
  4. Коу Цяньчжи. Под его влиянием даосизм стал государственной религией. Провел реформы в Школе Первых Наставников, распространив ее учение по всему Китаю.
  5. Ян Си. Основал школу Шанцин, делающую упор на религиозную сторону учения.
  6. Ван Чунъян. Основал школу Цюаньчжэнь.
  7. Чжан Саньфэн. Создал несколько систем гимнастики, применяемых в духовных практиках.

Особе место в развитии даосизма занимают Восемь Бессмертных. Они почитаются как божества, но родились обычными людьми и примкнули к пантеону только после смерти. Покровительствуют ученым, музыкантам и актерам. Изображения Восьми Бессмертных часто встречаются в китайской живописи и культуре.

Что такое Дао?

У понятия Дао нет конкретного значения. Даже знаменитые даосы, проповедующие учение, не могут точно сказать, в чем заключается его главная идея. Описание, данное Лао Цзы, представляет Дао, как начало всего. Это источник жизни и сама жизнь. Философ называет Дао дорогой жизни, законом и судьбой, которая предопределена божественным Дао.

В даосизме есть два Дао. Одно из них не имеет имени, его визуальное воплощение — Уроборос. Это вселенский дракон, который пожирает свой хвост. Уроборос символизирует бесконечный цикл жизни. Человеку не дано познать истинную суть жизненного круговорота, он может только созерцать. Сознанию людей доступно Дао с именем — оно символизирует конечность земной жизни. Только принявший скоротечность и временность своего физического существования познает Дао и станет частью вечности.

Понятия и идеи

Даосизм лег в основу государственной философии Китая. Даосизм определяет жизненные ориентиры большинства современных китайцев. Его основные идеи не изменялись со времен Конфуция, и остаются актуальными. Основные понятия даосизма:

  • Дао — путь, безличная сила, управляющая всеми явлениями во Вселенной;
  • Дэ — сила духа, добродетель, которой Дао наделяет правителей Китая;
  • Ци — жизненная энергия, присутствующая во всех существах;
  • У-вэй — принцип недеяния, согласно которому лучшая стратегия поведения — не вмешиваться в естественный ход вещей;
  • Пу — энергия пустых предметов.

Основная суть даосизма — поиск истинного пути. Даос стремится стать единым целым с окружающим миром, обрести просветление. Дао бесконечное и многозначное, оно — универсальный закон бытия. Познать его органами чувств нельзя, только просветленный может постигнуть великий закон, которому следует даже Небо. Чтобы познать истинное счастье, человек должен познать Дао и пройти свой жизненный путь осознанно. После физической смерти бессмертный дух сливается с Дао, но задача человека — достичь этого слияния при жизни. В этом помогает учение даосизма.

Каждый человек идет путем Дао, но делает это неосознанно. Чтобы развиться духовно, люди должны придерживаться принципа недеяния. Его можно спутать с безразличием, но на самом деле это единственный по-настоящему осознанный вид деятельности. Недеяние учит созерцанию, познанию своего внутреннего мира, и через него — единению с мирозданием. Идеал идущего путем Дао — погружение в божественное Дао. Этого можно достичь путем многолетней практики медитации, специальной гимнастики и дыхательных упражнений.

Мужское и женское проявление Дао

В основе мироздания лежит две противоположные силы: женская Инь и мужская Ян. Инь пассивная, мягкая, она замедляет процессы и удерживает в состоянии покоя. Ян агрессивная и яркая, способствует увеличению активности. Силы наполняются энергией Ци, дающей жизнь всем вещам и явлениям. Всеми жизненными процессами в природе руководит взаимодействие этих трех начал.

фото 888

Все медитативные практики основаны на взаимодействии Инь и Ян. Если энергии находятся в балансе — человек здоров. Если одна из энергии непропорционально возрастает — изменяется физическое и психическое состояние. Мужчина с избытком Инь становится нерешительным и безразличным. Женщина, скопившая слишком много Ян, становится агрессивной и не контролирует свои поступки. Лечебные практики направлены на восстановление и поддержание регуляции женского и мужского начала и насыщение тела энергией Ци. Учение об организации пространства — фен-шуй также строится на взаимодействии трех начал.

Религиозные обряды и божества

После канонизации Лао Цзы в основу даосской философии легла сложная иерархия добрых богов и злых демонов. Перечень основных богов, признанных разными школами даосизма, примерно совпадает. Главную роль в пантеоне занимают Три чистых божества, сменявшие друг друга и правившие миром несколько временных циклов. Следом за ними располагается Нефритовый император — властитель людских судеб. Почти равнозначна ему Владычица Запада. Она открывает врата жизни, выпуская души на землю и впуская их на Небо после смерти.

фото 889

Нефритовому императору подчиняются Семь владык звезд Северного ковша и Шесть владык звезд Южного ковша. Далее, следуют стражи сторон света и хранители стихий. У них в подчинении тысячи божеств, в том числе и тех, кто присоединился к пантеону после земной жизни.

Религиозные обряды в доасизме носят условный характер. Они призваны объединить людей, выразить почтение божествам и получить их благословение. Самые популярные ритуалы проводятся накануне Нового года и после него. Подготовка к празднику начинается в январе. Люди делают генеральную уборку в своих домах, развешивают украшения красного цвета, дарят друг другу подарки и ходят в гости. Празднование Нового года длится несколько дней подряд. В это время устраиваются массовые народные гуляния. Главный герой праздника — китайский дракон, символ проявления Ян.

Для защиты дома от злых духов и привлечения удачи китайцы выставляют в окна бумажные маски дракона, а над входной дверью вешают символ Инь и Ян в окружении триграмм. Чтобы в наступающем году не испытывать проблем с деньгами, китайцы дарят друг другу мандарины — символ финансового благополучия. Чтобы задобрить богов-покровителей, специально для них на стол ставят угощения. К этим блюдам никто не притрагивается, а после праздников их относят в храм или отдают малоимущим. Чем щедрее было угощение, тем больше удачи ждет человека в будущем году.

Философская концепция даосизма — Студопедия

Философская традиция даосизма

 
 

Схема 25. Философская традиция даосизма

Философская концепция даосизма строится на нескольких ключевых понятиях.

Таблица 9

Понятие Его содержание и взаимосвязь с другими понятиями
Дао
(путь)
Безличный мировой закон, путь постижения при­роды и ее закономерностей, основной вселен­ский принцип. Дао — это ничто, начало и ко­нец мира, поскольку все материальные вещи рождаются из небытия, а затем, разрушаясь, опять уходят в небытие. Следовательно, толь­ко дао (небытие) вечно, всё остальное прехо­дяще. Дао — это первичное небытие, которое не имеет имени;называя его, мы превращаем его в бытие. Даосы наделялидао противоре­чивыми признаками, т.е. рассматривали как нечто, в чем противоположности становятся тождеством

Окончание таблицы 9

Дэ
(проявленная мощь)
Дао непознаваемо, но вездесуще. То, о чем мож­но говорить, называется дэ. Это понятие де­монстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в объектах творения
Ци
(дыхание)
Соответствует духу, энергии или жизненной силе, заключенной во всем сущем. В контексте Дао как конечной реальности ци рассматрива­ется как движущая сила Вселенной
Чан
(извечный закон)
Извечный принцип, управляющий процессом перемен и контролирующий его действие в про­явленном мире. Подобно буддистам, даосы уверены в непостоянстве, переменчивости миро­здания. Неизменным остается лишь извечный закон (чан), управляющий процессом перемен. В жизни нет ничего более постоянного, чем перемены. В мире, где всё меняется, возникает искушение определить некую постоянную ве­личину, стоящую над событиями. Однако как только такое случается, человек утрачивает способность к объективной оценке настояще­го момента и пытается интерпретировать со­бытия в рамках прошлого или будущего. Поэтому даосизм предлагает сосредоточиться исклю­чительно на настоящем моменте времени
Мин
(просветле­ние)
Идеальным состоянием, главной целью даоса является слияние с Дао, источником, дарующим абсолютное удовлетворение и изначальную ес­тественность. «Постигший» более не вступает в бессмысленную борьбу за существование и, не ставит перед собой ложных целей. Такое совершенное состояние называется мин (просветление). Данное понятие созвучно буддий­скому просветлению
Естественность и простота Мир таков, каков он есть, и если существует со­вершенство, оно вокруг нас, а не в нашем вооб­ражении. Поэтому любая попытка изменить мир является посягательством на его совершенство, обнаружить которое можно лишь находясь в состоянии естественного покоя. Возврат к со­вершенству возможен с помощью отхода от не­естественного в сторону естественного. Дао­сизм призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным гармонизирующим принципом. Это выражается в важнейшем положении даосизма: «Следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного». Жизнь человека должна протекать по пути наименьшего сопротивления и быть свободной от проявлений страстей и амбиций
Инь
(темное/жен­ское) и
Ян
(свет­лое/мужское)
Изначальные силы, воплощающие Дао в мате­риальном мире. Это два типа вселенских сил, которые составляют суть проявленного мира. Подобно солнечной и теневой сторонам горы, инь и ян нераздельны и дополняют друг друга. Жизнь не может быть окрашена лишь в темные цвета, и наоборот; думать иначе — значит про­являть безрассудство

Многие из этих идей восточной философии будут впослед­ствии развиты многими западными философами.





Даосизм философия | Даосизм кратко

Даосизм философия | Даосизм кратко | Религия даосизм

Название: Даосизм
Время возникновения:
Основатель: Лао Цзы
Священные тексты: Дао дэ Цзин

Некогда в чжоуском Китае наравне с мощными религиями (конфуцианством и буддизмом) возникла уникальная философская доктрина, у истоков которой  стоял мудрец Лао Цзы (Старый младенец), написавший даосский трактат «Дао дэ Цзин», где изложены основные положения даосизма.

Центральное место в религиозной доктрине даосизма занимает Учение о Дао (которое также называют неоконфуцианством). Дао —»нерожденное, порождающее всё сущее», всеобщий Закон, господствующий вечно и всюду, Первооснова бытия. Непостижимое для органов чувств, неисчерпаемое и постоянное, без имени и формы, Дао дает имя и форму всему. Цель практикующего даосизм — стать единым с Дао, слиться с Ним.

Все в мире происходит спонтанно, естественно, по воле Неба, считают даосы, благодаря механизму, называемому «небесной пружиной». Пытаясь влиять на ход событий, человек нарушает гармонию, поэтому одним из даосских принципов является недеяние (кит. У-вэй). У-вэй — не есть бездействие, это действие вне ума, вне рассуждений, действия в медитативном состоянии тишины ума, когда поступки текут естественным образом, без предположений о ходе событий, без трактовки их, без объяснений…В состоянии У-вэй можно рубить дрова, рисовать картины, возделывать сад — делать что угодно, если ваш ум при этом молчит. Адепт занимает наблюдательную позицию ко всему, особенно по отношению к себе. Он невозмутим и анализирует посредством интуитивного мышления, но не дискурсивного.
Мир по своей сути не содержит противоречий, но в нем происходит вечная трансформация. Практикующий Дао должен покорно следовать Его потоку, пребывая в естественности и природной простоте; принимать всё, что предлагает жизнь, внутренне спокойно и естественно, не противореча своей истинной природе, не ведя войны с самим собой. Успокоиться и принимать мир таким, каков он есть здесь и сейчас. Следуя таким путем, находясь в естественной гармонии с миром, в гармонии с природой, возможно обретение долголетия и процветания духа.

Лао Цзы писал, что существуют три сокровища, которые являются высшими наставниками человека — это любовь, умеренность и смирение.
Доктрина даосов опирается на постулат о Восьми Столпах, которые являются ветвями даосских практик и философии. Основной акцент в них делается на здоровье и долголетие, на лечебно-оздоровительные системы упражнений и гармоничные отношения с окружающим миром.

  • Дао (путь) философии. Человек     должен стремиться постичь значение и цель жизни, свое предназначение,     законы природы и общества.
  • Дао обновления. Путем упражнений     и медитаций практикующий должен достичь здоровья и долголетия.
  • Дао правильного питания. Питание даоса основано  на вегетарианской кухне.
  • Дао забытой пищи. Необходимо помнить и о лечебном питании, включающем посты, диеты и травную медицину для обеспечения определенного пищевого режима.
  • Дао излечения. Требуется регуляция и правильное использование жизненной энергии,  данной нам в этом воплощении. Применяется методика вправления выпадающих органов путем массажа, акупунктуры и иных форм мануальной терапии.
  • Дао сексуальной мудрости. Секс и зачатие ребенка  должны быть действиями осознанными и контролируемыми.
  • Дао совершенства. Необходимо добиваться достижения совершенства в какой-либо сфере для себя и других, в том числе с помощью систем предсказаний (астрологии, гадания по отпечаткам пальцев, нумерологии, составления гороскопов и прогнозов на будущее).
  • Дао успеха. Необходимо выработать стратегию, которая позволит адепту гармонизировать законы природы и общества. Эта стратегия подразумевает неустанное овладение науками, психологией и философией, в том числе и на практике.

Даосы полагают, что человек — это вечная субстанция, а его тело — своеобразный микрокосм, скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия Инь и Ян, мужского и женского начал. Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков Ци, которая аналогична Универсальной жизненной силе, присущей всему в этом мире и наполняющей жизнью все органы тела человека. Потоки энергии Ци в теле соотносятся с потоками энергией Ци в окружающей среде и могут меняться. Даосизм определяет тесную связь между телом, разумом и окружающей средой. Из этого даосского постулата берут свое начало многие принципы китайской медицины и различных психофизических практик.

Даосизм прошел многовековой путь и для современности является традиционной китайской религией. В наши дни возрождение интереса к даосизму в большей степени обязано особой популярностью техники Цигун, которая непосредственно восходит к даосской внутренней алхимии.

Нашли ошибку в тексте? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Что такое Даосизм — Узнай Что Такое

Даосизм (от кит. 道 (dào) — путь) — это философия в Древнем Китае, которая затем стала религией как формой общественного сознания. При этом даосизм не является государственной религией Китая.

Даос (или даосист) — это философ, принявший идеи даосизма и следующий им.

Символом даосизма является символ инь и ян.

инь янСимвол инь и ян

Что такое дао?

даоКитайский иероглиф дао (путь)

Дао в даосизме — это достоверный, истинный путь. Это точка отсчёта, начало, из которого всё произошло, и которым всё завершается.

Дао — это также постоянный поток, идея о том, что всё меняется и нет ничего вечного.

Под дао также понимается космический закон Вселенной, который утверждает, как происходит мир, как он изменяется и как исчезает. Дао — это и есть само начало. Из него всё происходит и им всё заканчивается.

Одна из частей дао — это дэ (от кит 德 (dé) — добродетель). Это то, как дао проявляется в мире человека.

Объективная реальность человека, согласно даосизму, состоит также из ци (от кит. 气 (qì)). Ци имеет много значений. Это и газ, воздух, атмосфера, и настроение человека, его характер и жизненные силы.

Ци — это хаос, из которого потом произошло всё живое. А всё живое, в свою очередь, состоит из двух противоположностей — инь и ян.

Инь и ян неотрывно связаны с пятью элементами: землёй, огнём, водой, металлом и деревом. Эти элементы взаимосвязаны, находятся в гармонии и порождают друг друга. Они представляют постоянное движение по кругу без начала и конца.

Читайте подробнее про учение о пяти элементах и Инь и ян.

Основные идеи даосизма

Всё произошло из дао. Человек подчиняется земле, земля — небу, а небо — дао.

Даосизм утверждает, что в мире нет ничего неизменного. Из небытия рождается реальность — бытие. Но так как жизнь представляет собой постоянный поток, то бытие невечно. Оно со временем исчезает и превращается опять в небытие.

Принцип дао — это отсутствие деяния. Ведь когда ты ничего не желаешь, ты ничего не делаешь. А отсутствие деяния приносит покой.

Мир состоит из противоположностей — инь и ян.

Выше всех находится тот человек, у которого есть знания, но он делает вид, что у него их нет.

История даосизма

Разные учёные выдвигают различные гипотезы о зарождении даосизма.

Если говорить о философии, то её связывают ещё с шаманскими практиками в древнем Китае.

Идеи даосизма приписывают двум китайским философам: Лао-цзы (7 в. до н. э.) и Чжуан-цзы (4 в. до н. э.).

Лао-цзы считается автором книги о дао и дэ — «Дао-дэ-цзин». Благодаря этой книге идеи даосизма получили дальнейшее распространение.

Зарождение даосизма как религии относят ко времени, когда Чжан Даолин основал Школу Небесных Наставников во 2 веке н. э. Эта школа открыта и поныне.

Школа небесных наставников Чжан дао линХрам Чжана Даолина, г. Гаосюн, Тайвань

Даосизм и конфуцианство

Конфуцианство — это философия, учение, мировоззрение, образ жизни и даже политическая идеология. Философия возникла в древнем Китае в 6–5 вв. до н. э.

Конфуцианство связывают с именем китайского мыслителя Конфуция, хотя изначально эта философия называлась жу (или жу сюэ, от кит. 儒学 (rúxué) — учение Конфуция).

Конфуцианство больше ориентировано на политику и государство. Конфуцианство в современном Китае — это основа его государственного строя и общества.

Даосизм же больше говорит о природной стороне человека, о его слабостях, переживаниях, ощущениях.

Подробнее читайте про Конфуцианство.

Даосизм и буддизм

Буддизм — это религия и философия Китая.

Буддизм возник в Индии. Его основатель — Будда Шакьямуни (урождённый Сиддхартха Гаутама, 6–7 вв до н. э.).

Будда верил, что мир приносит страдания и избавиться от них можно достигнув нирваны. В даосизме же основной принцип — это недеяние. Если что-то делать, то это изменит намеченный ход вещей. Поэтому нужно просто пытаться прийти к гармонии с миром.

Подробнее читайте про Буддизм.

BBC — Религии — Даосизм: концепции в даосизме

Тот самый

Единое — это сущность Дао, основная энергия жизни, обладание которой позволяет вещам и существам быть поистине самими собой и соответствовать Дао.

Даосские тексты иногда называют Дао матерью, а Единого — сыном.

Ву и Юй

У и Юй не есть и не имеют или не имеют и не имеют. У также подразумевает неисчерпаемость или безграничность.Некоторые писатели предполагают, что Ву может непосредственно восприниматься людьми.

Te

Те обычно переводится как добродетель, но этот перевод использует некоторые конфуцианские идеи и может сбивать с толку.

Другой способ взглянуть на те — это осознание Дао вместе со способностями, которые позволяют человеку следовать Дао.

Профессор Виктор Майр считает, что лучший перевод — это целостность. Он пишет:

Цзы Январь

Tzu Jan обычно переводится как естественность или непосредственность, но это скорее вводит в заблуждение.

Один писатель предлагает использовать фразу «то, что естественно», имея в виду состояние, в котором что-то будет, если ему будет позволено существовать и развиваться естественно и без вмешательства или конфликта.

Даосский идеал — выполнять то, что естественно, и способ сделать это — У Вэй.

У Вэй

Метод следования Дао называется Wu Wei . Это можно перевести как непроизвольное действие или естественное невмешательство.

Wu Wei иногда переводят как бездействие, но это ошибочно означает, что ничего не делается. В Дао Дэ Цзин говорится:

Wu Wei означает жить или идти вместе с истинной природой мира — или, по крайней мере, не препятствовать Дао — позволяя вещам идти своим естественным ходом.

Итак, даосы живут жизнью баланса и гармонии. Они находят свой путь в жизни так же, как река, текущая через сельскую местность, находит свое естественное русло.

Это не мешает человеку вести активную жизнь, но его действия должны вписываться в естественный паттерн Вселенной и, следовательно, должны быть полностью отстраненными и незаинтересованными, а не ведомыми эго.

Это означает, что даосы занимают позицию, близкую к доктрине Вольтера (сатирически задуманной) о том, что «в этом лучшем из всех возможных миров — все к лучшему».

И, конечно же, чистый даосизм требует, чтобы люди жили на основе того, что мир работает должным образом, и поэтому они не должны вмешиваться в него.

Инь Ян

Circle composed of a black side and an equal white side flowing into each other
Символ Инь Ян

Инь Ян — это принцип естественных и дополнительных сил, моделей и вещей, которые зависят друг от друга и не имеют смысла сами по себе.

Они могут быть мужскими и женскими, но они могут быть тьмой и светом (что ближе к исходному значению темной и светлой сторон холма), влажным и сухим или действием и бездействием.

Это противоположности, которые идеально сочетаются друг с другом и работают в идеальной гармонии.Вы можете увидеть это, посмотрев на символ инь-янь.

Концепция инь-ян — не то же самое, что западный дуализм, потому что две противоположности не находятся в состоянии войны, а находятся в гармонии.

Это очень ясно видно по символу: темная область содержит пятно света, и наоборот, и две противоположности переплетаются и связаны вместе в объединяющем круге.

Инь и Ян не статичны, баланс между ними изменяется — это подразумевается в плавной кривой, где они встречаются.

Даосское тело

Даосы рассматривают тело как миниатюру вселенной, наполненную Дао. Части тела имеют свои аналоги в физических характеристиках Вселенной и:

Ци

Ци или ци — космическая жизненная энергия, которая позволяет существам выживать и связывает их со вселенной в целом.

Бессмертие

Бессмертие не означает вечную жизнь в настоящем физическом теле.

Идея состоит в том, что по мере того, как даосы на протяжении всей своей жизни приближаются к природе, смерть является лишь последним шагом в достижении полного единства со вселенной.

Для просмотра этого контента у вас должен быть включен Javascript и установлен Flash. Посетите BBC Webwise для получения полных инструкций

Знания и относительность

Человеческое знание всегда неполно и зависит от точки зрения человека, заявляющего об этом знании. Никогда не может быть единого истинного знания, просто совокупности бесчисленных различных точек зрения.

Поскольку вселенная постоянно меняется, знания всегда меняются.

Самое близкое к этому человеческое существо — это знание, соответствующее Дао. Но это ловушка, потому что Дао, которое можно познать, — это не Дао. Истинное знание нельзя познать, но, возможно, его можно понять или пережить.

,

Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Даосизм или Даосизм — это тип веры или образ мышления о жизни. Ей не менее 2500 лет, она родом из Китая. Теперь говорят, что даосизм — это философия. Дао (или Дао, 道) — это название силы или «Пути», который, по мнению даосов, делает все в мире. Даосы считают, что слова не могут быть использованы для правильного описания Дао. Самая первая строка Дао Дэ Цзин (道德 经), самого важного текста в даосизме, говорит: «Путь, который можно объяснить словами, не является истинным Пути.»Есть много других священных писаний учителей даосизма.

Вместо того, чтобы тратить много времени на попытки объяснить, что такое Дао, даосы сосредотачиваются на том, чтобы жить простой и сбалансированной жизнью в гармонии с природой. Это один из важнейших принципов даосизма. Даосы также считают, что конфликт — это плохо, и что если у вас есть проблема с чем-то, лучше найти способ ее обойти.

Даосизм впервые появился в письменной форме в Китае около 2500 лет назад. Люди не всегда сначала пишут о своей религии, поэтому эта религия может быть намного старше.Некоторые важные люди в истории даосизма:

  • Лао-цзы, или Лао-цзы (老子). Предполагается, что он написал Dào Dé Jīng.
  • Чжуанцзы, или Чжуан-цзы (庄子). Как и Лао-цзы, его изречения и рассказы сегодня собраны в книгу и переведены на английский и другие языки.
  • Хуанди (Желтый Император, 黄帝). Предполагается, что он был первым даосом, но никто не знает наверняка, был ли он реальным человеком или нет.

Люди, исповедующие эту религию, верят, что что-то делают словами, мыслями, символическими действиями и т. Д.может изменить вещи в реальном мире. Эту идею трудно понять. Вот пример: есть старая история, в которой говорится, что однажды Китай был покрыт наводнением. Мир был спасен от наводнения Y, у которого работала только одна нога. Ю отправился в разные части Китая в особом порядке и вырыл канавы, чтобы вода от наводнения уходила в океан. Когда в мире происходит что-то очень плохое, даосский священник может пойти в даосский храм и разыграть то, что сделал Ё, и простое выполнение этого исправит мир.

Даосские жрецы занимаются многими другими делами. Например, они могут использовать огонь и шум, чтобы отпугнуть демонов. Они могут делать что-то, чтобы вылечить болезнь. Они могут совершить похороны и помочь уберечь новых призраков от повреждений.

В даосизме считается, что противоположности в своем существовании полагаются друг на друга. Например, большой и маленький. Или Свет и тьма.

СМИ, связанные с даосизмом на Викискладе?

,

Что такое китайский даосизм

Даосизм содержит множество глубоких теорий, которые поначалу может быть трудно понять. В целом эти теории отражают даосизм как сбалансированные отношения между людьми и природой.

Самая основная концепция этой религии — Дао. Первоначально Дао относится к дороге, идущей в одном направлении. По мнению даосов, дороги с множеством развилок и направлений не являются Дао. Дао также относится к правилам, регулирующим поведение человеческих существ и объектов.Например, солнце, земля, луна и другие небесные тела проходят по определенным путям. Лао-цзы, основатель даосизма, добавил свою уникальную идею о Дао и сделал Дао стержнем своего богословия. По его мнению, Дао — это целое, существующее перед небом и землей. Все является отклонением от Дао. Даосская теория Лаоцзы содержит диалектические мысли, такие как его рассмотрение закона Дао, относящегося к противоположностям людей, концепций и объектов. Например, высокие и низкие, большие и маленькие, длинные и короткие, эти противоположные пары существуют в зависимости друг от друга.Несчастье также может превратиться в удачу в определенных ситуациях. Другой пример: не бывает вечной слабости или жесткости. Лаоцзы использовал воду в качестве примера, чтобы поддержать эту мысль. С одной стороны, воду можно рассматривать как самое слабое в мире, но с другой стороны, она может разрушить самое твердое, например камень.

Statue of Shang Qing (Upper Pure)
Статуя бога Шан Цин
A Taoist
Даосский

Сделайте этот заказ

для

Более ясный и яркий даосизм рисует диаграмму тайцзи: кривая, разделяющая круг на две части, одна половина — белого цвета, представляющего Ян (яркую сторону), а другая — черного, представляя Инь (темную сторону).В белой части есть черная точка, а белая точка в черной части представляет Инь и Ян друг друга и может трансформироваться в двойника. Диаграмма выглядит как две рыбы встык, поэтому ее еще называют Диаграммой Инь Ян Рыбы.

Ци, еще одно понятие, относится ко всему миру и к основанию единства мира. Это основной источник любых материальных и нематериальных объектов, включая богов и духов, а также людей и призраков. Жизненная сущность ци называется цзин (подлинная энергия), которая, как считается, необходима для создания чего-либо, если она устроена определенным образом.Цзин, Ци и Шэнь (Дух) считаются тремя наиболее важными элементами в человеке.

Даосизм, как и многие другие религии, стремится к миру и стабильности. Ранняя классика тайпин (классика мира) выражала собственное понимание даосами мира. Даосизм считает, что люди должны действовать в соответствии с внутренними правилами, чтобы создать гармоничный и упорядоченный мир, в котором все равны и добры друг к другу. Наряду с этим существует вера в то, что должен быть мир без войн, поскольку оказывается, что войны несут людям только бедствия и страдания.Эта религия всегда против войн и оружия, которое считается неблагоприятным. Кроме того, мирное общество также позволяет людям жить в гармонии с природой, а также защищать природу, а не разрушать ее.

Statues of Jade Emperor, Heavenly King Li and Lord Lao Zi in Taoism
Статуи Нефритового императора,
Небесного короля Ли и лорда Лао Цзы
Divining Patterns in Taoism
использовались шаблоны разделения будущее событие в даосизме.

Более того, даосизм совершает бездействие и ненамерение, чтобы очистить душу. Правила должны лучше упростить правительственное дело, чтобы уменьшить влияние политических мер на общество и простых людей. Эти и другие даосские идеи очень полезны для нынешнего общества, и мирное и гармоничное общество появится, если эти принципы будут хорошо реализованы.

— Последнее изменение 21 марта 2020 г. —

,

BBC — Религии — Даосизм: даосская этика

Личная и общественная этика

Личная и общественная этика

Даосский идеал состоит в том, чтобы человек действовал, изменяя себя и тем самым становясь примером хорошей жизни для других.

Они должны развиваться так, чтобы жить своей жизнью в полной гармонии со вселенной. Итак, философия — не делать добрых дел; но стать хорошим человеком.

Подобное изменение себя сделает мир лучше, потому что, если человек хорошо себя ведет по отношению к другим людям и миру, сообщество ответит тем, что станет лучше само.

Женщины

Даосизм — нейтральная в гендерном отношении религия. Это подразумевается концепцией Инь-Ян, которая учит, что мужское и женское начало дополняют друг друга, неразделимы и равны.

В «Дао Дэ Цзин» при описании Дао используются женские образы, такие как мать вселенной и мать всего сущего.

Даосизм всегда признавал, что женщины должны играть равную роль в духовной жизни. Женщины занимали священнические роли с самых первых дней существования организованной даосской религии, и в даосских легендах есть много рассказов о женских божествах.

Даосизм подчеркивает характеристики, которые обычно считаются женскими, такие как мягкость и уступчивость, скромность и отсутствие агрессии. Он учит, что слабый побеждает сильного.

Политика

Даосские тексты предполагают, что идеальный способ для лидера управлять своей страной — это подавать пример и с минимальным вмешательством:

Итак, хороший лидер — это тот, кого люди уважают и чьи инструкции охотно выполняются. Хороший лидер достигает этого, живя добродетельно в одиночестве и живя публично, чтобы влиять на своих людей во благо.

Природа человека

Даосизм требует от людей смирения и осознания того, что они не только не обязаны делать мир лучше, они на самом деле настолько не осведомлены о том, что на самом деле происходит, что они, вероятно, усугубят ситуацию, если будут действовать.

Более полное изложение даосской этики можно найти в книге « Ответственное бездействие в естественном мире», , Рассел Киркланд.

Анархизм

Даосизм был принят движением хиппи 1960-х годов как обучение альтернативному образу жизни, который продвигал свободу и автономию личности над ограничениями общества и правительства.

Даосизм этому не учит.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *